GeoSELECT.ru



Теория государства и права / Реферат: Коллективный договор (Теория государства и права)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Коллективный договор (Теория государства и права)



Министерство науки и народного образования ПМР


Тираспольский техникум информатики и права



кафедра юридических наук



Курсовая работа


по дисциплине: Трудовое право

на тему:

Коллективный договор


студентки курса группы
специальность ПСО



Рецензент


Защита «___» ______________________________ г.

Оценка «___» _____________________

Подпись рецензента



Тирасполь – 2000
Содержание

Введение

Понятие и сущность коллективного договора

Пример коллективного договора
Заключение
Список использованной литературы
Введение

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые
отношения и заключаемый работниками организации, филиале, представительстве
с работодателем. Коллективные договора впервые в мире появились в Англии,
где так же впервые возникли и профсоюзы, еще в конце 18 века. Его роль и
значение в регулировании труда неоднократно менялись в зависимости от
изменений экономической и социальной жизни общества. Становление и развитие
рынка труда в современной России и новых по своему характеру общественных
связей в кооперации труда обусловили очередное изменение содержания и
сущность коллективного договора. Он становиться основной разновидностью
социально-партнерского регулирования бытовых отношений непосредственно в
организациях.
Современный коллективный договор все более явственно приобретает
черты локально-правового нормативного акта, призванного служить
своеобразным трудовым кодексом для наемных работников и работодателя в
конкретной организации. Нормативные положения по сравнению с
обязательственно-правовыми становятся доминирующем в его содержании. Будучи
одной из форм правотворчества, эти положения нацелены на организацию
автономной системы условий труда, действующей в рамках данной организации
независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и
численности работников.



Понятие и сущность коллективного договора


«Коллективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые,
социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и
работниками на предприятии, в учреждении, организации».[1]
Основным нормативным актом, регулирующим заключение коллективных
договоров и соглашений, является Закон РФ от 11 марта 1992 года “О
коллективных договорах и соглашениях”.
С развитием и изменением экономической и социальной жизни общества
роль и значение коллективного договора в регулировании труда неоднократно
менялись. В условиях становления и развития рынка труда в современных
условиях и новых по своему характеру общественных связях в современной
России происходит очередное изменение содержания и сущности коллективного
договора. Он становится основной разновидностью социально-партнёрского
регулирования трудовых отношений непосредственно в организациях.
В настоящее время коллективный договор носит характер локально-
правового нормативного акта, призванного служить трудовым кодексом для
наёмных работников и работодателя в конкретной организации. Он является
актом непосредственного участия трудовых коллективов в правовом
регулировании труда работников данного производства, в создании локальных
норм трудового права и в управлении предприятием.
В условиях перехода к рыночным отношениям сущность коллективного
договора строится на двух началах:
1. на идее управленческой суверенности организаций в сфере труда,
осуществляемой её главой;
2. на участии профсоюза в урегулировании трудовых, социально-
экономических и профессиональных отношений между работодателем и
работниками.
При этом коллективный договор не должен рассматриваться как
обыкновенная гражданско-правовая сделка, так как преследует другие цели и
имеет более обширную социальную сферу действия. Так, в отличии от
гражданско-правовой сделки, коллективный договор распространяет соё
действие не только на непосредственных его участников, но и на тех
работников организации, которые не имели прямого отношения к его разработке
и одобрению.
Сторонами коллективного договора выступают:
3. работники в лице их представителей;
4. работодатель, представляемый руководителем организации или другим
полномочным в соответствии с уставом организации лицом.
Работники выступают не как отдельные обособленные личности, а в
качестве самостоятельного субъекта - трудового коллектива организации. При
этом сами работники и трудовые коллективы не участвуют в непосредственно в
заключении коллективного договора, а действуют в лице представителей -
органов профсоюзов или иных уполномоченных представительных органов. Таким
образом различаются сторона коллективного договора - ею являются работники
(трудовой коллектив) и участники коллективного договорного процесса - ими
на стороне работников могут быть профсоюзные органы и органы общественной
самодеятельности, образованные на общем собрании работников организации и
уполномоченные им.
Поскольку в современных условиях в организации возможны случаи, когда
одновременно несколько представительных органов будут претендовать на
заключение договора, разрешение проблемы полномочного органа должно быть
отдано самим работникам. Если такой орган отсутствует, представители
работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный
договор.
Другой стороной коллективного договора является работодатель.
Представителем работодателя обычно выступает руководитель организации. Но
уполномоченным представителем работодателя могут быть и другие должностные
лица из числа администрации организации, имеющие соответствующие
полномочия.
Официально представительские правомочия указанных должностных лиц
должны быть оформлены особым приказом работодателя.
Решение о необходимости заключения коллективного договора с
работодателем вправе принимать представители работников или общее собрание
работников организации.
Поскольку коллективный договор выражает интересы двух социальных
групп: наёмных работников и работодателей, его можно рассматривать как
разновидность социально-партнёрского соглашения. Существуют и другие
разновидности социального партнёрства, находящиеся на более высоком уровне:
5. на региональном или отраслевом уровне - в форме региональных,
отраслевых тарифных или иных социально-экономических соглашений;
6. на общегосударственном уровне - в форме генеральных соглашений.
По количеству участников соглашения могут быть трёхсторонними и
двухсторонними. В трёхсторонних соглашениях представители исполнительного
органа власти могут выступать не только как посредники между работниками и
работодателями, но и могут брать от имени исполнительного органа власти
определённые обязательства.
По сфере регулируемых отношений и уровню их заключения соглашения
могут быть четырёх видов: федеральные, отраслевые, республиканские (в
составе России) и региональные. Каждый из этих уровней имеет своих
конкретных участников, регулирует отношения лишь своей сферы действия
(территория, отрасль) и устанавливает определённые законом условия.
1. Соглашение на федеральном уровне является генеральным, устанавливает
общие принципы согласованного проведения социально-экономической
политики. Заключается между общероссийскими объединениями
профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и
Правительством России на всей территории Российской Федерации.
2. Соглашение на республиканском уровне заключается между
республиканским объединением профсоюзов, республиканским
объединением работодателей и правительством данной республики.
3. Соглашение на отраслевом или профессиональном уровне заключается
соответствующим советом отраслевого профсоюза с отраслевым
объединением работодателей (министерством) и Министерством труда РФ.
4. Соглашения на территориальном, региональном уровне заключаются между
соответствующими профсоюзами, работодателями и органами
исполнительной власти данного региона, территории.
Содержание соглашения определяют его стороны. Оно может
предусматривать положения о содействии занятости, переобучении работников,
о льготах предприятиям, создающим дополнительные рабочие места для труда
инвалидов, молодёжи, об оплате труда, механизме её регулирования с учётом
инфляции, о доплатах, об условиях труда, о содействии заключению
коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок,
укреплении трудовой дисциплины.
В соглашении могут быть отражены и другие трудовые и социально-
бытовые вопросы, не противоречащие законодательству.
Срок действия соглашения определяют стороны, но не более трёх лет.
Оно вступает в силу с момента подписания, если иной срок не указан в
соглашении. Действие его распространяется на работников, работодателей,
орган исполнительной власти, представители которых подписали соглашение.
Заключению коллективного договора обязательно должна предшествовать
процедура разработки такого договора. Начальной стадией этой процедуры
являются коллективные переговоры.
Коллективные переговоры между социальными партнёрами появились уже в
развитом капиталистическом обществе в целях сглаживания противоположных
интересов труда и капитала, создания между ними социального мира. В этих
переговорах, как правило, заинтересованы как работники, так и работодатели.
В качестве инициатора коллективных переговоров по разработке,
заключению и изменению коллективного договора вправе выступить любая из
сторон. Для этого она должна послать письменное уведомление о начале
переговоров другой стороне, которая обязана в семидневный срок со дня
получения уведомления начать переговоры.
Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта
коллективного договора стороны на равноправной основе образуют комиссию из
своих представителей. Решением сторон определяется её состав, сроки, место
проведения и повестка дня переговоров.
При ведении переговоров представители работников имеют право
проводить в поддержку своих требований собрания, митинги, пикетирование,
демонстрации, но в нерабочее время и без нарушения деятельности
организации. В порядке исключительной меры, при не достижении согласия
между сторонами по социально-трудовым вопросам, допускается организация и
проведение забастовок.
При не достижении согласия сторон составляется протокол разногласий,
в который вносятся окончательно сформулированные предложения сторон о
мерах, необходимых для устранения причин разногласий, а также о сроке
возобновления переговоров.
Заключение коллективного договора базируется на следующих принципах:
7. соблюдение законодательства;
8. полномочность представителей сторон;
9. равноправие сторон;
10. свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание
коллективного договора;
11. добровольность принятия обязательств;
12. реальность обеспечения принимаемых обязательств;
13. систематичность контроля и неотвратимость ответственности.
Содержание о структура коллективного договора определяются сторонами.
В него могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по
следующим вопросам:
14. форма, система и размер оплаты труда;
15. механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен;
16. занятость, переобучение работников;
17. продолжительность рабочего времени и времени отдыха;
18. улучшение условий и охраны труда работников;
19. медицинское страхование;
20. экологическая безопасность и охрана здоровья;
21. льготы для работников, совмещающих работу с обучением;
22. контроль за выполнением коллективного договора;
23. отказ от забастовок по условиям внесённым в данный коллективный
договор.
В коллективный договор включаются и те положения, которые трудовое
законодательство прямо предписывает закреплять в этом договоре. Так, ст. 80
КЗоТ РФ предписывает фиксировать в коллективном договоре “вид, системы
оплаты труда, размеры тарифных ставок, премий и иных поощрительных выплат,
а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала
предприятия”.
Таким образом, все условия коллективного договора по их характеру
могут быть классифицированы по трём видам:
1. Нормативные условия, предоставляющие дополнительные льготы,
преимущества или устанавливающие виды и размеры оплаты труда и т.п.
Эти условия действуют весь период существования коллективного
договора.
2. Обязательные условия, представляющие конкретные обязательства
сторон с указание срока их выполнения и исполнителей, отвечающих за
их выполнение. Эти условия действуют до их выполнения.
3. Организационные условия. Это условия о сроках действия договора,
контроля за его выполнением, о порядке изменения и пересмотра, а
также об ответственности за нарушение условий коллективного
договора.
Все условия коллективного договора могут лишь улучшать, по сравнению
с законодательством условия труда работников. Условия, ухудшающие их,
считаются недействительными.
Порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного
договора, состав комиссии для коллективных переговоров определяется
сторонами и оформляется приказом по предприятию и постановлением профкома.
Работодатель обязан обеспечить профсоюзам возможность доведения
разработанных ими проектов коллективного договора до каждого работника,
предоставлять имеющиеся у него средства внутренней связи и информации,
помещения для собраний, конференций.
Проект коллективного договора обсуждается по подразделениям, затем,
после учёта их замечаний, доработанный проект обсуждается и принимается
общим собранием трудового коллектива. После утверждения общим собранием
коллективный договор подписывается представителями сторон в четырёх
экземплярах, один из которых направляется работодателем в соответствующий
орган Минтруда России для уведомительной регистрации. Коллективный договор
вступает в силу со дня подписания его сторонами или со дня, указанного в
договоре. Заключается он на срок от одного до трёх лет. После окончания
срока действия договор продолжает действовать пока стороны не заключат
новый или не изменят, дополнят действующий.
В течении срока действия коллективного договора все его изменения,
дополнения производятся только по взаимному согласию сторон в порядке
установленном в договоре.
Контроль за выполнением коллективного договора осуществляют его
стороны непосредственно или через своих уполномоченных представителей, а
также через соответствующий орган Минтруда России.
Ежегодно стороны отчитываются на общем собрании трудового коллектива
о выполнении коллективного договора. За невыполнение его условий трудовой
коллектив и профком несут только морально-политическую ответственность.
Работодатель и должностные лица его администрации за невыполнение
коллективного договора несут правовую ответственность вплоть до
освобождения руководителя от должности по требованию профсоюзного органа не
ниже районного (в соответствии со ст. 37 КЗоТ РФ). Ответственность
устанавливается за следующие нарушения:
1. За уклонение от участия в переговорах;
2. За нарушение и невыполнение коллективного договора;
3. За не предоставление информации, необходимой для коллективного
договора.
Привлечение лиц, представляющих работодателя, к ответственности
производится судом
1. по заявлению представителей работников;
2. по заявлению органов исполнительной власти;
24. по инициативе прокурора.


Пример коллективного договора


Коллективный договор
между администрацией и профсоюзным комитетом Муниципального предприятия
«Детский мир»
на 2000 год

Раздел I. Общие положения

1. Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-
трудовые и правовые отношения между администрацией и работниками МП
«Детский мир».
2. В соответствие с Законом ПМР «О коллективных договорах и
соглашениях», администрация Муниципального предприятия «Детский мир»
признает профсоюзный комитет в качестве единственного и полномочного
представителя трудового коллектива в переговорах по вопросам регулирования
трудовых отношений в области рабочего времени, времени отдыха, оплаты
труда, материального стимулирования, охраны труда, условий найма и
увольнения, социальных льгот и гарантий работников.
3. Сторонами настоящего договора являются: администрация МП «Детский
мир» в лице его директора Левиной Л.В. и члены трудового коллектива в лице
председателя цехкома Келюх Н.М.

Раздел II. Обеспечение стабильной работы трудового
коллектива МП «Детский мир»

Договаривающиеся стороны признают, что экономическая стабильность
предприятия и благополучие членов коллектива взаимосвязаны и заинтересованы
в создании оптимальных условий:
1. Администрация обязуется обеспечить всех работников бесперебойной
торговлей товарами народного потребления в основном детского ассортимента.
2. Большую массу товара получать с предприятий, выпускаемых в ПМР, а
так же налаживать связи с ЧП, индивидуалами.
3. За счет рекламы товаров по радио, в печати получить дополнительно
выручку в сумме 2500 млн. рублей.
4. За счет экономии тепла, света, воды повысить валовые доходы на 10%.
5. Получить за год балансовую прибыль 350 млн. рублей.

Раздел III. Оплата труда, надбавки, льготы, компенсации

1. Источником расходов на оплату труда работников является часть
средств, зарабатываемых предприятием МП «Детский мир» от реализации товаров
и услуг населению.
2. Для оплаты труда работников применить повременно-премиальную форму
оплаты труда. Заработная плата складывается из следующих элементов:
. тарифной части;
. доплаты за совмещение профессий, увеличение объемов выполняемых
работ;
. оплаты сверхурочных часов, работу в выходные и праздничные дни.
3. Оклады руководителям и специалистам устанавливаются в соответствии
со «Схемой должностных окладов».
4. Работникам проработавшим полный месяц, не может быть выплачена
зарплата меньше должностного оклада (тарифной ставки).
5. Выплачивать зарплату в течение месяца, часть зарплаты по желанию
работника может выдаваться товаром.

Раздел IV. Занятость работников

В дополнение к действующему коллективному договору о порядке
трудоустройства и высвобождения рабочих и служащих администрация обязуется:
1. Все вопросы реорганизации, ликвидации, изменения структуры
предприятия, влекущие за собой сокращение рабочих мест или ухудшение
условий труда, решать при условии предварительного уведомления (не менее
чем за три месяца) профсоюзного комитета.
2. При увольнении работников по условиям экономической
целесообразности, персональный состав увольняемых и условия увольнения
предварительно согласовывать с профсоюзным комитетом.
Профком обязуется:
3. Давать согласие на увольнение работников, только в случае, когда
исчерпаны все меры и возможности для сохранения за ними рабочего места
(естественный отток, увольнение нарушителей трудовой дисциплины и
правопорядка, перераспределение рабочих мест).
Раздел V. Рабочее время. Режим труда и отдыха, отпуска

1. Установить продолжительность рабочей недели 36 часов. Баланс
рабочего времени устанавливается с приложением №1.
2. Установить следующую продолжительность рабочей смены:
. контролеры-кассиры, продавцы, уборщицы – 6 часов;
. грузчики – 7 часов;
. администрация – 8 часов
. при суммированном учете рабочего времени – до 12 часов, при условии
обязательного предоставления дня отдыха на следующий день.
3. Предоставлять обеденный перерыв для всех категорий работников не
менее 30 минут. Время начала и окончания перерыва определяется правилами
внутреннего трудового распорядка и графика работы.
4. По желанию работника, отработанные выходные дни или праздничные
оплачиваются в соответствии с установленным законодательством или
предоставляются в виде другого выходного дня.
5. Установить для работников минимальный отпуск в количестве 24
рабочих дней, для работников с ненормированным рабочим днем – 37
календарных дней.
6. Запрещается не предоставление работнику ежегодного отпуска в
течении двух лет, а также не предоставление в течении года отпуска
работникам моложе 18 лет и работникам имеющим право на дополнительный
отпуск, в связи с условиями труда.
Раздел VI. Охрана труда

Администрация обязуется:
1. Обеспечить безопасные условия труда, производственного быта,
безопасность зданий, сооружений, оборудования.
2. В соответствии со ст. 31 Закона ПМР «Об охране и безопасности
труда» на проведение мероприятий по охране труда направить денежные
средства в сумме не менее 2% начисления от сумм средств, расходуемых на
оплату труда работников предприятия, строго по назначению использовать их.
3. Для вновь поступающих на работу в обязательном порядке проводить
вводный инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии.
4. Отказ работников от выполнения работ в связи с угрозой их жизни
здоровью, обусловленной невыполнением администрацией требований о
действующей НТД по охране труда, не влечет для них правовых, дисциплинарных
или иных последствий. При этом за работником сохраняется зарплата за весь
указанный период (статья 13 Закона ПМР «Об охране и безопасности труда»).
5. Возмещать работнику, в установленном Законом порядке, ущерб,
причиненный увечьем, либо профессиональным заболеванием, оплачивать лечебно-
оздоровительным учреждениям полную стоимость лечения, компенсировать
органам социального обеспечения затраты связанные с выплатой пенсий и
прочих пособий, если несчастный случай или профессиональное заболевание
наступило по вине предприятия (статья 31 Закона ПМР «Об охране и
безопасности труда»).
6. Выплачивать в случае гибели работника по вине предприятия, его
семье единовременное пособие в сумме утраченного им среднего заработка с
момента гибели и по достижению пенсионного возраста (Статья 31 Закона ПМР
«Об охране и безопасности труда»).
7. Изыскать дополнительные резервы и отремонтировать крышу.
8. В соответствии с установленными нормами обеспечить работников МП
«Детский мир» спецодеждой с 50% скидкой ее стоимости. Для грузчиков и
уборщиц – бесплатно. Установить срок носки спецодежды – 24 месяца.
Профсоюзный комитет обязуется:
9. Осуществлять постоянный контроль за обеспечением в магазине
«Детский мир» надлежащих условий труда и соблюдением требований Закона ПМР
«Об охране и безопасности труда»).
10. В случае непосредственной угрозы здоровью и жизни работников,
добиваться приостановки работы предприятия, как противоречащее Закону ПМР
«Об охране и безопасности труда»).

Раздел VII. Социальное страхование, жилищно-бытовое обслуживание.
Оздоровление работников, льготы.

Администрация обязуется:
1. Вовремя перечислять страховые взносы в размере определенном
законодательством, в фонд социального страхования, пенсионный фонд и фонд
занятости населения.
2. Проводить мероприятия направленные на снижение заболеваемости и
травматизма.
3. Работникам МП «Детский мир», достигшим пенсионного возраста,
выплачивать единовременное вознаграждение в размере одного оклада.
4. Исходя из финансовых возможностей оказывать материальную помощь
неработающим пенсионерам.
5. Выделять денежные средства на проведение ритуальных обрядов в
случае смерти работника, а также близких родственников.

Профсоюзный комитет обязуется:
6. Проводить работу по удовлетворению потребностей работников в
санаторно-курортном и физиотерапевтическом лечении.
7. Оказывать посильную помощь по обеспечению детей работников местами
в детских дошкольных учреждениях через Объединенный комитет профсоюза
торговли.

Раздел VIII. Социальные гарантии

Профсоюзный комитет обязуется:
1. Защищать права работников МП «Детский мир» на труд и его оплату,
охрану здоровья, создание благоприятных условий труда, предотвращающих
производственный травматизм и профессиональную заболеваемость.
2. Оперативно рассматривать обращения и жалобы работников по вопросам
связанным с нарушением трудового законодательства, экономических,
пенсионных и других социальных краев и гарантий.

Администрация обязуется:
3. Сохранить порядок отчислений на текущий счет городского
Объединенного комитета профсоюза торговли членских профсоюзных взносов.

Раздел IX. Заключительные положения

1. Стороны установили, если в течение срока действия настоящего
коллективного Законодательством ПМР будут приняты новые условия оплаты и
более высокие социальные льготы, чем в настоящем коллективном договоре, то
вступают в силу нормы, предусмотренные законодательством.
2. Настоящий коллективный договор заключен сроком на один год. Он
вступает в силу со дня подписания и действует в течении всего срока. По
истечении этого срока коллективный договор действует до тех пор, пока
стороны не заключат новый или дополнят настоящий.
3. Изменения и дополнения в коллективный договор вносятся только по
взаимному согласию между администрацией и профсоюзным комитетом, в порядке
установленном Законом для его принятия.
4. При соблюдении условий договора администрация обязуется не
прибегать к локаутам (массовым увольнениям).
5. Администрация и профсоюзный комитет обязуются текст договора
довести до сведения работников в месячный срок после его подписания,
постоянно разъяснять им положения и обязательства в коллективном договоре,
содействовать реализации их прав, основанных на коллективном договоре.
6. Контроль за выполнением коллективного договора осуществляют обе
стороны, подписавшие его. Проводить собрание трудового коллектива по итогам
работы каждого полугодия, или на совместном заседании администрации и
профсоюзного комитета.
7. Представители администрации и профсоюзного комитета несут полную
ответственность за невыполненные пункты коллективного договора по законам
ПМР.


Директор Муниципального
предприятия «Детский мир» Л.В. Левина

Председатель профкома Н.М. Келюх

Председатель Республиканского
Комитета профсоюзов работников
торговли и потребкооперации М.Ф. Осадчук



Заключение

Список использованной литературы:

1. Кодекс законов о труде РФ.
2. Закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях” от 25.09.92.
3. Нуртдинова А.Ф., Окуньков Л.А., Френкель Э.Б. Комментарий к
законодательству о социальном партнёрстве. - М.: Юристъ, 1996.
4. Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России: Учебное пособие. -
М.: Юристъ, 1996.
5. Трудовое право: Учебник. - М.: “Статус ЛТД+”, 1996.
6. Пример коллективного договора предоставлен администрацией МП
«Детский мир», г. Тирасполь.



-----------------------
[1] Ст. 7 КЗоТ Российской Федерации





Реферат на тему: Конституционые проекты Директории

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ ТА НАУКИ УКРАЇНИ
ДНІПРОПЕТРОВСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ



Доклад з курсу
“Основи конституційного права України”
на тему
“Конституційні проекти Директорії”



Виконав:
Студент 4 курсу гр. РЕ-01-
1
Бузмаков Олександр
Леонідович

Перевірив:
Доцент кафедри
української історії та
етнополітики
Ковальска – Павелко І. М.



м. Дніпропетровськ 2004
План

1. Історія становлення Директорії
2. Конституційні проекти



1. Історія становлення Директорії

Вигнавши Скоропадського, Директорія стала перетворюватися з
переможного повстанського комітету на уряд нововідродженої Української
Народної Республіки. Деякий час зберігаючи за собою найвищі виконавчі
функції, вона призначила кабінет міністрів на чолі з Володимиром
Чехівським. Склад кабінету з усією очевидністю свідчив про те, що провідну
роль у новому уряді гратимуть не «старші політики» на зразок Грущевського,
а молоді.

Директорія була створена у результаті підпільного засідання
Українського націнального визвольного союзу у м. Києві 14 листопада 1918
року.

26 грудня 1918 р. Директорія видала Декларацію, в якій оголошувалося
про те, що вона намагатиметься встановити баланс між революційними
реформами й порядком. Однак перевага при цьому надавалася явно першим.
Одним із основних положень Декларації була обіцянка експропріювати
державні, церковні та великі приватні землеволодіння для перерозподілу їх
серед селян. Уряд брав на себе зобов'язання бути представником інтересів
робітників, селян і «трудової інтелігенції», а також оголошував про намір
позбавити виборчих прав земельну й промислову буржуазію. З цією метою він
скликав з'їзд робітників, що мав функціонувати як представницький і
законодавчий орган держави.

Але небагато з поставлених цілей удалося здійснити новому урядові, як
його з усіх боків обсіли внутрішні й зовнішні проблеми. Ключове внутрішнє
питання, що через нього між українськими політичними партіями відбувся
розкол, зводилося до того, якою має бути нова влада — парламентською
демократією (як того хотіли помірковані соціалісти) чи українським
різновидом системи Рад (чого домагалися ліві радикали). Останні на чолі з
Винниченком доводили, що українці мають надавати суспільним перетворенням
такої ж уваги, як і національному визволенню, і, перейнявши систему Рад,
вони б тим самим викрали у більшовиків їхні «грім та блискавку». На це
помірковано настроєні діячі національної орієнтації, на боці яких були
симпатії Петлюри, відповідали, що саме захопленість суспільними
експериментами і, як наслідок цього, ігнорування необхідності створення
армії та інших інститутів держави призвели до падіння Центральної Ради, і
що цієї помилки не треба повторювати. Отож, давня дилема української
інтелігенції — чому віддати пріоритет: соціалістичній революції чи
національному визволенню — знову сіяла в її лавах ворожнечу і безладдя.

Конфлікт між фракціями поширився на царину зовнішніх стосунків. У
грудні 1918 р. Антанта, й насамперед Франція, висадила в Одесі та інших
чорноморських портах 60-тисячне військо. Цей несподіваний крок пояснювався
рішенням, західних держав-переможниць заблокувати поширення більшовизму.
Вони мали намір надати безпосередньо військову підтримку антибільшовицьким
силам Білої армії, що готувалися на Дону до війни за відновлення «єдиної та
неподільної Росії». Тим часом на півночі дедалі виразнішими ставали наміри
більшовиків знову напасти на Україну. Зрозуміло, що Директорія не могла
протистояти обом цим силам і тому була змушена порозумітися з якоюсь із
них. Як і можна було очікувати, Винниченко зі своїми ліворадикальними
товаришами схилялися до союзу з Москвою, в той час як помірковані та армія
наполягали на угоді з Антантою. Однак розв'язали цю суперечку самі
більшовики — в той час як їхні представники вели мирні переговори з
Директорією, червоні війська напали на Харків.

Другий наступ більшовиків на Україну. З наближенням більшовицьких
військ Директорія поводила себе аналогічно тому, як діяла за рік перед тим
Центральна Рада. В останні, сповнені відчаю дні, що лишалися до падіння
Києва, Директорія провела кілька символічних демонстрацій суверенності. 22
січня 1919 р. вона відсвяткувала злуку Української Народної Республіки з
новоутвореною в Галичині Західноукраїнською Народною Республікою, про яку
мріяли покоління української інтелігенції як на заході, так і на сході.
Проте в ситуації, коли обидва уряди були змушені боротися за власне
існування, їхні перспективи здавалися безрадісними. До того ж ці уряди
зберігали свій окремий адміністративний апарат, військо й політику. Тому це
була злука лише за назвою.

Та й боєздатність військ українського уряду, як і рік тому, викликала
лише розчарування. Ще до другого наступу більшовиків солдати, які брали
участь у поваленні гетьмана, повернулися до сіл, ліквідувавши, на їхню
думку, головну загрозу для свого благополуччя і не дбаючи про долю
Директорії. Виразні прорадянські тенденції, що проступали в політиці
українського уряду, допомогли більшовицьким агітаторам ще легше, ніж
раніше, схилити на свій бік багатьох таких селян. Тому армія Директорії,
яка ще кілька тижнів тому налічувала понад 100 тис. солдатів, зменшилася до
25 тис. Велика її частина й надалі складалася з партизанських загонів на
чолі з отаманами, яких головнокомандувач С. Петлюра ледве міг контролювати.
З дальшим погіршенням воєнної обстановки 2 лютого Директорія залишила Київ
і переїхала до Вінниці. Весною, після ряду військових поразок, вона ледве
утримувала невеличку смугу території навколо Кам'янця-Подільського.

І знову український уряд звернув свої надії до чужої держави —
Франції, війська якої, що здавалися тоді непереможними, розташувалися в
Одесі. Щоб виглядати привабливішою для французів, Директорія очистилася від
радикальних прорадянських елементів. У середині лютого подав у відставку В.
Винниченко, а соціалістичний кабінет Чехівського замінили помірковані на
чолі з Сергієм Остапенком. Тепер Петлюра був найвпливовішою людиною в
уряді. Незабаром виявилося, що французи під впливом своїх білих і
російських союзників, які ненавиділи українських «сепаратистів» не менше,
ніж більшовиків, не мали намірів допомагати Директорії. На початку квітня
вся ця справа втратила актуальність, коли французькі війська під тиском
отамана Григор'єва, одного з партизанських командирів Петлюри, котрий
перекинувся до більшовиків, покинули Україну так само несподівано, як і
з'явилися.

Військові поразки та дипломатичні невдачі до краю загострили ідейні
суперечки серед українців. Від двох найбільших політичних партій — соціал-
демократів і соціалістів-революціонерів — відділилися невеликі, але
впливові фракції радикалів, що проголосили себе окремими партіями, стали на
радянську платформу й приєдналися до більшовиків. Вони привели з собою
таких сильних отаманів, як Ангел, Зелений, Соколовський, Тютюнник та
Григор'єв. Відокремлення в соціал-демократичній партії лівого крила
відбулося в січні 1919 р., приблизно в цей же час від соціалістів-
революціонерів відкололися боротьбисти — фракція, що організувалася навколо
своєї газети «Боротьба» й налічувала близько 5 тис. членів.

Погроми. Одним із найгірших проявів хаосу, що охопив Україну в 1919
р., стало поширення погромів. Під час революції давня ворожість до євреїв
із боку антибільшовицьких сил — як українських, так і російських —
підігрівалася поширеною думкою про те, начебто євреї стояли на
пробільшовицьких позиціях. Більшість євреїв насправді лишалася аполітичною,
а ті з них, хто були марксистами, схилялися до меншовиків. Але фактом є те,
що непропорційно багато євреїв було серед більшовиків, зокрема серед
їхнього керівництва, командирів продзагонів, збирачів податків і особливо в
Чека — таємній поліції, яка викликала ненависть і жах. Тому в цьому хаосі
євреї знову стали об'єктом зростаючого невдоволення.
За оцінками істориків, під час погромів 1919—1920 рр. на Україні
загинуло від 35 до 50 тис. євреїв. Пітер Кенез, спеціаліст із питань
громадянської війни на Україні та у Південній Росії, зазначає: «...До
приходу Гітлера найбільше в наш час масове винищення євреїв мало місце на
Україні під час громадянської війни. Всі учасники конфлікту несуть
відповідальність за вбивство євреїв, навіть більшовики. Проте найбільше
жертв завдала Добровольча армія (білі, або російські антибільшовики), її
погроми відрізнялися від масових убивств, що їх проводили її супротивники;
вони здійснювалися найретельніше, характеризувалися найскладнішою
організацією, інакше кажучи, вони були найсучаснішими... Інші погроми були
справою рук селян. У погромах Добровольчої армії до того ж брали участь три
різні групи: селяни, козаки і російське офіцерство... Особливо кривавий
характер цієї різанини пояснювався тим, що цих три типи вбивць підсилювали
один одного».

Хоч відповідальність за погроми несла насамперед біла Добровольча
армія, що влітку 1919 р. прийшла на Україну з Дону, ряд погромів учинили
також війська Директорії (особливо нерегулярні частини, якими командували
отамани). Найкривавіші з них відбулися в Проскурові, Житомирі, Черкасах,
Рівному, Фастові, Коростені та Бахмачі. Жорстокий погром спровокував у
лютому 1919 р. отаман Семесенко у Проскурові, під час якого загинуло кілька
тисяч євреїв.

Узагалі українські погроми відрізнялися від білих за двома ознаками:
на відміну від заздалегідь продуманих і систематичних акцій росіян вони
являли собою спонтанні спалахи деморалізованих і часто п'яних ополченців,
до того ж вони робилися всупереч спеціальним заборонам вищого командування.
На відміну від таких білих генералів, як Антон Денікін, українські
соціалісти й особливо соціал-демократична партія, до якої належав Петлюра,
мали тривалі традиції дружніх стосунків із єврейськими політичними діячами.
Тому Директорія відновила культурну автономію для євреїв, запросила до
складу уряду таких видатних діячів, як Арнольд Марголін та Соломон
Гольдельман, виплатила жертвам погромів великі суми грошей і навіть вела
переговори із знаменитим провідником сіоністів Володимиром Жаботинським про
те, щоб включити загони єврейської міліції до власної армії.

Але якими б добрими намірами не керувався Петлюра у взаєминах із
євреями, він був нездатний контролювати отаманів (військово-польові суди,
наступна страта Семесенка та інших партизанських ватажків не поліпшили
становища), і їхні страхітливі злочини пов'язувалися з його урядом. Та й
для багатьох євреїв, які вважали себе росіянами, всю вину за погроми було
легше скласти на Петлюру та українців, ніж на Денікіна з його російськими
генералами.

Офіційно Директорія була ліквідована указом Петлюри 20 листопада 1920
року, після після остаточного захоплення більшовицькою Росією території
Украінської Народної Республіки.



2. Конституційні проекти

Стосовно конституційних проектів Директорії можна робити висновок на
основі декларацій та постанов, прийнятих Директорією.

“Універсал трудового конгресу до українського народу”
28 січня 1919р.

“Декларації директорії УНР”
26 грудня 1918 р.
(Винниченко, Петлюра, Швець, Андрієвський, Макаренко)

“Декларації уряду української народної республіки”
2 червня 1920р.


1. Директорія створювала Конгрес Трудового Народу України – законодавчий
орган, делегати якого посилались від кожного робочого колективу, селян
та інтелегенції, незалежно від національності громадян. Але все ж таки
основою повинні були бути “працюючи маси”. Конгрес мав усі верховні
права і повноваження вирішувати усі питання соціального, економічного
та політичного життя Республіки. У документі зазначалось, що скликання
цього конгресу не можливо провести демократично, шляхом виборів, в
силу об’єктивних причин, але у майбутнєму Когрес має бути виборчим.
Конгрес Трудового Народу має вирішити форми влади як на місцях, так і
в центрі. Конгрес створив наступні комісії: по обороні Республіки,
земельну, освітню, бюджетову, заграничних справ і комісію харчових
справ.

2. Виконавчим органом слугувала Рада Міністрів; планувалось створити
міцну аполітичну армію.

3. Директорія планувала у майбутнєму замінити Конгрес на виборчий
пропорційний багатопартійний Парламент; у перехідний період
створювався Предпарламент, що тимчасово виконував законодавчу роль.

4. Влада на місцях здійснювалась представниками уряду, що працювали у
тісному контакті і під контролем повітових і губерніальних Трудових
радах, які складались пропорційно з представників селянства й
робітництва.

5. Під час перерв засідань Конгресу вся вища влада належатиме Директорії.


6. Директорія віддавала велику роль державі у вирішенні економічних
проблем. Націоналізація виробництва в інтересах народних мас.

7. Соціальні реформи повинні ввібрати у себе увесь найкращий західний
досвід.

8. У сфері міжнародних відносин Директорія схилялась до нейтралітету та
прагненню жити у мирі із сусідніми державами. Розраховувала на поміч
західних держав у боротьбі з Росією, прагнула визнання незалежності
від західних держав. Прагнула розвивати добросусідські відносини з
Румунією, державами Причорномор’я, Кавказу, Прибалтики.

9. У сфері внутрішньої політики Директорія прагнула до всебічної
консолідації усього народу, незалежно від нацональності.

10. У відношенні до пануючих мас (власників великого капіталу), Директорія
закликала до мирної передачі виробничих потужностей, перейнятись
думками про належність влади в країні трудовим масам.

11. У відношенні до інтелегенції Директорія закликала стати на боці
трудового народу.

12. У відношенні до політичних партій Директорія пропонувала віддавати
зусилля на недопущення безладу у народі.

13. У відношенні до селянства Директорія наділяла їх землею без викупу.

14. Директорія усім національним меншинам забезпечувала рівні права та
свободи.

15. Економіка ринкова із протекціонізмом держави, посилене оподаткування;
велика увага приділялась кооперативним товариствам.

16. Директорія всіляко намагалась відродити українську культуру, вважала,
що школа (у тому числі і вища має бути державною та україномовною).

17. У відношенні до релігії та церкви Директорія вважала, що церква має
бути українською та незалежною; визнавала рівність усіх релігій.


Не малозначиму роль у діяльності Директорії, був акт злуки УНР та ЗУНР,
проголощений 22 січня 1919 року у м. Станіславові. Відтепер декларувалась
єдина Україна: “Однині воєдино зливаються століттями одірвані одна від
одної частини єдиної України—Західно-Українська Народня Республіка,
Угорська Україна і Наддніпрянська Велика Україна. ... Однині є єдина
незалежна Українська Народня Республіка.”







Новинки рефератов ::

Реферат: Социальная политология (Социология)


Реферат: Культурологическая проблематика в работе Л.Н.Гумилева "Этногенез и биосфера Земли" (Культурология)


Реферат: Греческая цивилизация (Религия)


Реферат: В.И. Вернадский. "Учение о ноосфере и современное глобальное мышление" (Философия)


Реферат: Награды Емануеля (Исторические личности)


Реферат: Темперамент и характер (Психология)


Реферат: Электронные книги (Компьютеры)


Реферат: Вредные привычки и борьба с ними (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Постмодернизм 20 века (Культурология)


Реферат: Верховенство права (Теория государства и права)


Реферат: Развитие агролизинга в Республике Казахстан (Ботаника)


Реферат: Physical Methods of Speed-Independent Module Design (Цифровые устройства)


Реферат: Анализ и учет расчетно-кассовых операций (Бухгалтерский учет)


Реферат: Анализ финансового состояния на примере ООО "Альянс" (Аудит)


Реферат: Культура Византии (История)


Реферат: Гуманизм в политике (Политология)


Реферат: Абсолютизм: развитие военного законодательства при Петре 1 (Право)


Реферат: Роль высшего образования в воспроизводстве рабочей силы (Педагогика)


Реферат: Кислород. Его свойства и применение (Химия)


Реферат: Философские системы индуизма: Ньяя, Вайшешика, Миманса (Философия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист