GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Особенности телесно-ориентированной терапии (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Особенности телесно-ориентированной терапии (Психология)



Министерство образования Российской Федерации
Московский государственный открытый педагогический
университет им. Шолохова

Кафедра практической психологии


Дипломная работа

Холина Наталья Александровна
Особенности телесно-ориентированной терапии

Курс 5/3, заочное отделение, УКП


Научный руководитель:
Елизаров Андрей Николаевич, кандидат психологических


наук, доцент кафедры

практической психологии
МГОПУ



Москва – 2002
СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность и специфические особенности

телесно-ориентированной терапии...………..……………………6
1. Теории и техники телесно-ориентированной терапии …………6
2. Особенности Розен-метода телесно-ориентированной
терапии……………………………………………………………25

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния Розен–метода телесно-
ориентированной терапии на уровень тревожности участни-
ков занятий...……………………..……………………………… 32
1. Организация и ход эксперимента……………………………… 32
2. Результаты эксперимента и их обсуждение……………………47

Выводы……………………………………………………………..…..48

Заключение…………………………………………………………….50

Литература……………………………………………………………..53

Приложения……………………………………………………………56
Введение

Над вопросом единства души и тела работали многие авторы: З.Фрейд,
С.Ференци, А.Адлер, Г.Гродек, В.Райх, К.Юнг, А.Лоуэн, Ф.Перлз,
М.Фельденкрайс, Ф.Александер, А.Янов и многие другие. Они пишут о влиянии
чувств на наши телесные функции и явлениях обратного порядка, когда
физиологические изменения влияют на нашу психологию. О позитивном,
конструктивном потенциале телесно – ориентированной терапии, вплоть до
противопоставления ее психотерапии вербальной, сказано уже достаточно
много. Справедливо подчеркивается, что применение телесно – ориентированных
методов, открывая телесный и эмоциональный опыт и, усиливая способность
пациента к вербализации (чувств, телесных ощущений), как бы прокладывает
путь к собственно вербальным методам психотерапии. Эмоции, высвобождающиеся
и интенсифицирующиеся телесно – ориентированными приемами, могут
поддерживаться и успешно прорабатываться далее, в ходе других видов
терапии, что обеспечивает ступенчатость, преемственность, некую единую нить
терапевтического процесса. Однако, не следует забывать и о возможном
деструктивном потенциале телесно – ориентированной терапии, который может
вызвать те или иные нежелательные последствия. Среди них можно упомянуть
появление панических состояний; также вместо ожидаемой релаксации может
наступить напряжение, а без последующей вербализации переживания пациента
могут стать скорее декомпенсирующими, нежели целительными (26). Критики
возражают и против грубости некоторых методов телесной терапии.
Действительно, методы телесно-ориентированной терапии относятся к числу
наиболее противоречивых методов, практикуемых сегодня. Некоторые
современные представители телесной терапии ведут поиск новых направлений.
Одним из них является объединение телесных методов с вербальными, другим –
постепенное замещение болезненных, неудобных процедур более мягкими,
гуманными. Например, Розен–метод сочетает в себе оба этих направления
(деликатные прикосновения и вербализация переживаний). Поэтому для
экспериментального изучения особенностей телесной терапии был выбран Розен-
метод. Это интересный, но мало изученный метод телесной терапии, в
литературе он представлен явно недостаточно, что определяет актуальность
этой дипломной работы. Необходимо исследовать влияние Розен-метода на
различные психические свойства личности (например, активность,
эмоциональная возбудимость – эмоциональная уравновешенность, депрессивные
состояния), но изучение влияния Розен-метода на все эти характеристики
выходит за рамки одной дипломной работы. В данной работе мы решили
остановиться на одном из наиболее важных и распространенных в практике
психологического консультирования свойств – тревожности. Конечно,
тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень
тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности.
Но, высокая тревожность напрямую связана с наличием невротического
конфликта, эмоциональными срывами и с психосоматическими заболеваниями.
Гипотеза исследования: Сеансы Розен–метода телесно–ориентированной
терапии приводят к снижению уровня тревожности участников терапии.
Объект исследования: Эффективность методов телесно-ориентированной
терапии.
Предмет исследования: Розен–метод телесно-ориентированной терапии.
Цель исследования: Исследовать эффективность техники Розен-терапии в
плане снижения уровня тревожности.
Розен–метод, с одной стороны, является одним из направлений
телесно–ориентированной терапии, использует те же основные понятия, но, с
другой стороны, имеет ряд существенных отличий от других методов телесной
терапии. Поэтому видна необходимость в кратком обзоре телесной терапии,
знакомстве с ее основными представителями и их теориями и выявлении
особенностей Розен – метода.
Задачи:
1. Провести обзор основных подходов телесно–ориентированной терапии и
выявить их особенности.
2. Выявить особенности Розен – метода.
3. Описать процедуру экспериментального изучения особенностей Розен-
терапии.
4. Организовать и провести исследование влияния Розен – сеансов на
тревожность.
5. Провести количественный анализ полученных на выборке испытуемых
эмпирических данных.
6. Обобщить результаты исследования.
7. Сформулировать основные выводы и практические рекомендации.

Глава 1. Сущность и специфические особенности телесно-ориентированной
терапии
1. Теории и техники телесно-ориентированной терапии

Одной из фундаментальных проблем человековедения является проблема
единства и взаимосвязей телесного и душевного аспектов человеческой
природы. Многие из нас слишком часто забывают об изначальной погруженности
душевной жизни в телесное существование. В европейской культуре вследствие
многих религиозных, идеологических и социальных предпосылок телесное и
психическое начала не только резко разделялись, но порой и представлялись
как противоположности, отрицающие одна другую, обреченные на непримиримый
антагонизм. С другой стороны, иные великие культуры оставили нам в наследие
богатейшие технологии сознательного культивирования человеком
индивидуальной психосоматической целостности. Примеров тому немало —
индийская хатха-йога, китайская психогимнастическая система тайцзи-цюань,
традиционные воинские искусства и различные психосоматические культурные
практики.
Тело и душа связаны не только непостижимо многообразно, но и всегда
сугубо индивидуальным образом, соответствующим неповторимости
конкретного человека. Таинственные живые взаимосвязи психики и телесного
организма современным исследователям все еще трудно представить во всей их
полноте (5).
Наши чувства постоянно влияют на наши телесные функции. Но так же
хорошо нам знакомы и явления обратного порядка, когда изменения
физиологические влияют на нашу психологию. Это — двухстороннее движение.
Очевидно, что мы являемся неделимыми организмами. И только исходная
позиция, с которой мы предпочитаем рассматривать себя, может создать
впечатление обратного. С психологической точки зрения мы делаем упор на тот
факт, что живое существо субъективно ощущает большую часть из тех
процессов, которые происходят в нем: чувствует голод, когда желудок пуст,
боль — когда нарушены нормальные физиологические процессы, удовольствие —
когда удовлетворяются желания. Кроме того, у человека есть возможность
передать эти внутренние психологические явления при помощи слов, выражающих
субъективно ощущаемые состояния души. Способность словесной коммуникации
как раз и делает возможным изучение психологии человека. Физиологическая
точка зрения в целом игнорирует субъективные ощущения в противовес сугубо
механическим измерениям наблюдаемых реакций, очень часто лишь внешних.
Поскольку человек является одновременно и сложным физиологическим
аппаратом, и осознающим себя индивидом, способным выразить свое состояние
(вербальная коммуникация), его следует изучать комплексно и с психической,
и с физиологической стороны (23).
Иван Ильин, выдающийся русский философ, писал: «Если бы я потерял свое
тело, я потерял бы самого себя. Обретая тело, я обретаю себя. Я двигаюсь –
значит, живу и привожу в движение мир. Меня нет без тела, и я существую как
тело. Лишь в движении я постигаю себя в качестве тела. Мое тело есть
совпадение бытия и познания, субъекта и объекта. Оно – начало и конец моего
существования» (8).
Взаимосвязь и взаимодействия системы «сознание – тело» изучает телесно-
ориентированная терапия.
Пионерами телесной терапии считаются Фрейд, Сандора Ференци, Альфред
Адлер, Гроддек, Вильгельм Райх и Юнг. Этих шести психотерапевтов
интересовало распределение энергии в теле. На этой почве они объединились,
потом у них возникли разногласия и они разошлись.
Карьера Зигмунда Фрейда иллюстрирует изменение отношения к телу,
происходившее в обществе в прошлом веке. Он начал, как психолог,
поверхностно изучающий тело, затем перешел к изучению невропатологии,
сконцентрировавшись на нервной системе. В то время, когда Фрейд перешел к
невропатологии, лишь самые ортодоксальные терапевты относились к телу, как
к машине. Делать или не делать электротерапию — это был вопрос выбора.
Поняв неэффективность такого подхода, Фрейд углубился в психотерапию,
используя гипноз, метод, манипулирующий пациентом, но позволяющий узнать
психику. Став психоаналитиком и используя метод свободных ассоциаций, он
уважительно наблюдал за личностью в целом и подталкивал ее к открытиям
(35).
Лишь самые понимающие медики-профессионалы того времени, такие как
Георг Гроддек, современник и почитатель Фрейда, соглашались с Фрейдом и,
вслед за ним, уходили от механистической терапии к глубинному анализу.
Первоначально Фрейд считал, что существует лишь одно врожденное
влечение.
Фрейд стремился сформулировать краткое и ясное объяснение либидо
(психосексуальной энергии полового влечения), создать научную, биологически
обоснованную теорию (18). Им было показано тесное единство телесного опыта
и образа Я, подчеркивавшим важнейшую роль тела как психологического
объекта в развитии эго-структур. Понятие телесного переживания заняло
видное место в его генетической теории, согласно которой процесс развития
был представлен как процесс изменения "локализации либидо". Фиксация
интереса к определенной зоне тела становится начальным пунктом процесса
формирования характера определенного типа (30).
В этом вопросе его поддерживали Райх и Гроддек, а Адлер и Юнг
критиковали его за это, поскольку оба чувствовали, что Фрейд переоценивает
важность либидозных влечений. Со временем Фрейд модифицировал свои
первоначальные догматические взгляды и, таким образом, стал ближе к Адлеру
и Юнгу. Но было уже слишком поздно, и эта модификация не смогла перевесить
их разногласия. Но это оттолкнуло Райха, который настаивал на узком
понимании психофизиологической энергетики.
Позднее Фрейд сфокусировался на трех компонентах личности — ид, эго и
суперэго — что, в дальнейшем, изменило теорию влечений.
Психоанализ утверждает, что причиной невроза является невротический
конфликт между Ид и Эго.
Невротический конфликт — это бессознательный конфликт между
побуждением — Ид, стремящимся к разрядке, и зашитой — Эго, препятствующей
разрядке или не допускающей ее к сознанию. Конфликт ведет к усилению
инстинктивных побуждений, в результате чего Эго может оказаться
подавленным. В таком случае возможны непроизвольные «разрядки», которые и
проявляются как симптомы невроза.
Внешние психотравмирующие факторы также играют немаловажную роль в
формировании неврозов, но они, по мнению психоаналитиков, на определенном
этапе сводятся к внутреннему невротическому конфликту между Ид и Эго.
Суперэго в невротическом конфликте может выступить на стороне Эго или
на стороне Ид. Именно Суперэго заставляет Эго чувствовать себя виновным
даже за символическую и искаженную инстинктивную активность (9).
Для Фрейда телесность находится под эгидой бессознательного или Ид,
необузданного хаоса потребностей, побуждений, аффектов и страстей - одним
словом, под эгидой принципа удовольствия (2).
Фрейд считал также, что тревожность является предупреждением,
исходящим от эго, а не симптомом подавленной сексуальной энергии, и из-за
этого Райх еще больше отдалился от него. Тревога — это своего рода
предупреждение о том, что эго в опасности. Фрейд говорит о трех типах
тревоги: объективной, невротической и моральной. Объективная тревога
возникает под воздействием реальных опасностей в реальном мире. Другие же
два типа тревоги уводят от мира прочь.
Невротическая тревога возникает из осознания тех потенциальных
опасностей, которые проистекают из потворствования инстинктам ид. Это не
боязнь инстинктов самих по себе, но, скорее, страх тех наказаний, которые
могут последовать за неразборчивым следованием позывам ид. Иными словами,
невротическая тревога — это боязнь понести наказание за проявление
импульсивных желаний.
Моральная тревога возникает из опасения заслужить чье-либо осуждение.
Если человек делает или даже просто собирается сделать нечто, что
противоречит его моральным принципам, он обычно испытывает чувство вины или
стыда. Моральная тревога зависит, таким образом, от того, насколько развито
у человека чувство вины. Менее моральные люди будут менее подвержены
тревоге этого типа.
Тревога создает чувство напряженности, заставляя, таким образом,
сознание предпринимать какие-то действия для снижения напряженности. Фрейд
выдвинул предположение, что эго возводит своеобразную преграду против
тревоги — защитные механизмы, которые представляют собой подсознательное
отрицание или искажение реальности (36).
Несмотря на неразбериху и разногласие в теориях, Фрейд выработал
определенную технику и придерживался ее: пациент лежал на кушетке и не
видел аналитика; аналитик к нему не прикасался.
Согласно самому Фрейду: «Врач должен быть недосягаем для пациента и,
как зеркало, должен отражать лишь то, что ему показывают» (34).
Одним из самых преданных учеников Фрейда был Сандор Ференци. Хотя
Фрейд не одобрял нововведений Ференци, между ними никогда не было открытых
разногласий, как это было с Адлером или с Юнгом. Ференци внес значительные
изменения: он пытался сократить время анализа, лишая анализируемого любой
формы удовлетворения. Поскольку эти предосторожности приносили сомнительную
пользу, Ференци попробовал противоположную тактику. Он взял на себя роль
хорошего родителя и даже признавал перед пациентом свои недостатки. Он
поощрял пациента драматизировать свои воспоминания, и сам входил в игру.
Ференци первым указал на важность контрпереноса и на аспект взаимодействия
в аналитической процедуре. Он создал основу для психодрамы.
Идеи Ференци подняли важнейший вопрос о природе исцеляющего процесса.
Ференци считал, что пациент не только должен довести до сознания
подавленный материал, но и воссоздать свой инфантильный опыт в более
поощрительной и терпимой родительской атмосфере. Этот взгляд получил
впоследствии широкое признание, хотя вопрос о важности терапевта-родителя,
избавляющего от подавленного материла, по-разному решается в различных
школах, и даже у терапевтов одной школы.
Биологический подход Фрейда привлек Альфреда Адлера, который очень
интересовался способностью тела компенсировать органические повреждения.
Адлер считал, что компенсация происходит и в психологической и в
биологической сферах. Его концепция органической неполноценности позже была
заменена более широкой концепцией социальной неполноценности. Он
внимательно относился к физическим дефектам и к телесному выражению
характера и внес огромный вклад в эволюцию телесной терапии.
Адлер показал существование тесной связи между образом телесного Я и
самооценкой, в частности, что некоторые типы человеческого поведения
представляют собой попытку компенсации истинной или воображаемой ущербности
тела (30).
«Позы и движения тела всегда указывают, каким образом Человек подходит
к своей цели. Если человек идет прямо — это признак смелости, в то время
как нерешительный взрослый человек избегает прямых действий, и это
проявляется во всех его движениях».(36)
Адлер детально фокусировался на экспрессивных движениях, подчеркивал
важность социального чувства и агрессивного влечения (которое он называл
«сражением за удовлетворение»), и это очень помогло развитию холистического
подхода и психосоматической медицины.
И Адлер, и Гроддек, и Райх специализировались на телесном языке и
психологически интерпретировали болезни, но они расходились во мнениях
относительно природы исходного напряжения. Адлер считал, что специфические
напряжения развиваются из наследственности, истории и целей личности,
особенно, — из воли к власти. Гроддек и Райх считали, что напряжение всегда
является результатом фрустрирования сексуальной энергии.
Георг Гроддек предвосхитил психоанализ и встретился с Фрейдом после
появления идеи Оно (das Es), которое проявляется в судьбе личности.
Гроддек, врач и директор психологической лечебницы, был пионером в области
психосоматической медицины и психоанализа. Он смотрел на болезнь, как на
форму коммуникации. Гроддек, как и Фрейд, ограничил свою технику словесной
интерпретацией символического языка пациентов.
Вильгельм Райх отошел от техники Фрейда, поскольку он, как и Ференци,
непосредственно контактировал с пациентами, но на более глубоком уровне.
Как и Адлер, Райх считал телесные напряжения выражением привычных
эмоциональных состояний, но он пошел дальше Адлера: «Разница между моей
техникой и характерологией Адлера состоит в том, что я провожу анализ
характера через анализ сексуального поведения. А Адлер сказал: «Анализ не
либидо, а характера». Моя концепция панциря характера не имеет ничего
общего с формулировками Адлера об индивидуальных чертах характера»(36).
Как Фрейд, Адлер и Юнг, Райх (начиная со своей самой ранней работы по
теории оргазма) искал основную психологическую энергию, проявляющуюся в
соматических, ментальных и эмоциональных состояниях. Он считал, что
результатом блокирования этой энергии является импотенция, а «свободное
течение» этой энергии — полная отдача оргазму. Он искал места блокировки
либидо, сначала в панцире характера, а затем в мышечном панцире.
Райх считал, что нужно непосредственно воздействовать на панцирь
характера. Панцирем характера он называл хронические физиологические
ригидности (зажатости), сдерживающие возбуждение. Он отделял свои
аналитические интерпретации, которые он называл «анализом характера», от
непосредственного воздействия на защитную мускулатуру, которое он называл
«вегетотерапией мышечных склонностей» и «анализом характера в области
биофизического функционирования».
Пациенты Райха должны были раздеться и лечь на кушетку. Сначала он
наблюдал дыхательные паттерны.
Райх выделял семь колец мышечного панциря, охватывающего тело: 1)
область глаз; 2) рот и челюсть; 3) шея;
4) грудь; 5) диафрагма; 6) живот; и 7) таз. С помощью различных
упражнений и массажа, он систематически воздействовал на каждое кольцо. Он
называл это вегетативной терапией, поскольку глубинные слои личности
пациента связаны с вегетативными функциями, например, с дыханием и
пищеварением; он отделял эти функции от сенсорно-мотороного поведения,
которое легче изменить.
С 1918 по 1933 годы Райх был одним из ведущих венских аналитиков. С
1933 года он углубился в изучение источников биоэлектрической энергии. Он
пытался найти элементарные частицы, которые называл «бионами» или «оргонной
энергией», и которые, как он считал, можно аккумулировать из атмосферы и,
тем самым, повышать жизненные силы человека.
Райх предполагал, что «мышечная броня» в конечном счете существует
только для предохранения тела от полного переживания рефлекса оргазма.
Тотальный оргазм рассматривается им как средство лечения тревожности и
других эмоциональных трудностей. Райх не придавал значения многим другим
способствующим развитию личности потребностям.
Райха критиковали за то, что он слишком буквально понимал важность
оргазма. Его также критиковали за то, что он был слишком авторитарен и
старался выглядеть мессией. Райх считал, что люди негативно реагируют на
него, из-за того, что заражены «эмоциональной чумой», но, возможно, он сам
провоцировал их своим высокомерием (16).
Эти различия между Райхом и остальными можно было, если не разрешить,
то хотя бы проработать в объективной научной дискуссии. Не обязательно было
разрывать отношения. Но Райх уже двинулся дальше: от анализа характера — к
вегетотерапии. Это было задолго до того, как на основе психодинамического
базиса развилась психосоматическая медицина. Он отошел от психоанализа, в
котором страшным святотатством было даже прикосновение к пациенту. Он
преступил все основные правила, основные идеи о переносе. Его техника,
казалось, соблазняла пациента. Одни оппоненты говорили, что он порвал с
Фрейдом и преступил основные правила. Другие утверждали, что Райх —
сексологист, и злобно утверждали, что он оскорбляет профессиональную этику.
Интересно, что фрейдисты обвиняли Райха в тех же грехах, в которых
консервативные врачи обвиняли Фрейда. Но существующая ныне телесная терапия
в огромном долгу перед бесстрашием Райха. Несмотря на многие спорные
моменты, телесная терапия до сих пор основывается на его техниках. Его
последователи разделились на две основные группы: неорайхианцы,
продолжающие его стиль и последователи Лоуэна, ученика Райха.
Александр Лоуэн, нью-йоркский психиатр, был пациентом, затем студентом
и сотрудником Райха. Взяв у Райха основные понятия об энергетической основе
психофизических процессов, он развил свою концепцию психотерапии и основал
в 50-х годах Институт Биоэнергетического Анализа в Нью-Йорке. Он отошел от
сексуальной направленности подхода Райха и включил телесные процедуры в
поведенческую вербальную терапию.
Лоуэн считал, что через целостный организм проводится граница, и тело
отбрасывается как «не-я». Эта граница является расколом, трещиной, или,
говоря словами Александра Лоуэна, блоком: «Блок также действует, отделяя и
изолируя психическую сферу от сферы соматической. Наше сознание говорит
нам, что каждая из них воздействует на другую, но из-за блока оно не
проникает достаточно глубоко, чтобы мы могли ощущать фундаментальное
единство этих сфер. В сущности, блок создает разрыв в единстве личности. Он
не только расщепляет психику и соматику, но также и отделяет поверхностные
явления от их корней в глубинах организма»(31).
Биоэнергетика - это терапевтическая техника, помогающая человеку
вернуться обратно к своему телу и в полной степени насладиться своим телом.
Это особое значение понятия тела включает в себя сексуальность, которая
является одной из основных функций, а также даже более важные функции:
дыхание, движение, чувственность и самовыражение. Человек, который не дышит
глубоко, уменьшает жизнь своего тела. Если он не двигается свободно, он
ограничивает жизнь своего тела. Если он не чувствует полно, он сужает жизнь
своего тела. И если его самовыражение сокращено, он лимитирует жизнь своего
тела.
Правда, эти ограничения жизни не навязываются самим себе умышленно.
Они развиваются как средство выживания в домашнем окружении и культуре,
которая отрицает ценность тела в пользу власти, престижа и имущества. Тем
не менее, мы принимаем эти ограничения в нашей жизни и таким образом
предаем наши тела. В процессе развития мы также разрушаем естественное
окружение нашего тела, рассчитанное на здоровье. Также, правда, что
большинство людей не осознают телесные недостатки, невзирая на которые они
живут; недостатки, которые становятся второй натурой для них, частью их
привычного образа жизни на земле. В сущности, большинство людей проходят по
жизни с ограниченным количеством энергии и чувств (11).
Цель биоэнергетики - помочь людям снова обрести их первичную природу,
которая является условием свободы, состоянием грациозности и качеством
красоты. Свобода, грация и красота - естественные атрибуты каждого живого
организма. Свобода есть отсутствие сдерживания внутреннего потока чувств,
грация - есть выражение этого потока в движении, в то время как красота -
это проявление внутренней гармонии, которую вызывает данный поток. Они
означают здоровое тело и, следовательно, здоровый разум.
Лоуэн писал, что первичная природа любого человеческого существа
должна быть открыта для жизни и любви. Охраняемая, закованная в панцирь,
недоверчивая и огражденная - это вторая натура в нашей культуре. Эти
способы мы усваиваем, чтобы защитить себя от травмирования, но когда
подобные отношения становятся характерологическими или встроенными в
личность, они начинают вредить более сильно и калечить больше, чем это в
человеке было первоначально.
Энергетические процессы в теле определяют то, что происходит в разуме,
также как они определяют то, что происходит в теле(15).
Основополагающая теоретическая идея биоэнергетического анализа состоит
в том, что разум и тело, психологические и физиологические процессы, с
одной стороны, функционально идентичны, а с другой стороны, антитетичны. Их
функциональная идентичность связана с тем фактом, что тело и разум
действуют как единое целое, обеспечивая работу организма, и являются единым
целым на глубинном уровне энергетических процессов. Антитетичность
отражается в том, что на поверхности разум может оказывать влияние на тело,
а тело, разумеется, воздействует на мыслительные и умственные процессы.
Биоэнергетический анализ базируется на следующей идее: человек — это
унитарное существо, и то, что происходит в его разуме, должно происходить и
в его теле(13).
Созданный Лоуэном биоэнергетический анализ является психотерапией,
ориентированной на тело, концентрирующейся на мышечных напряжениях, которые
являются физическими проявлениями эмоциональных конфликтов человека.
Опытный терапевт из биоэнергетической школы Лоуэна может вскрыть историю
человека, изучая его тело, так же, как можно определить возраст дерева,
подсчитывая внутренние слои на срезе пня. В процессе биоэнергетического
анализа можно определить, где находится напряжение и блокирована энергия.
Такое блокирование не позволяет человеку полностью использовать свой
жизненный потенциал. Используя различные техники и упражнения, напрягающие
и расслабляющие человека телесно и эмоционально, терапевт биоэнергетической
школы может помочь освободить блокированную энергию и этим снять напряжение
(14).
Сохраняя приближенную к современному психоанализу методику,
биоэнергетика использует прикосновение и давление на напряженные мышцы,
глубокое дыхание и специальные позы (12).
Лоуэн, возможно, был более удачлив, чем другие практики в преодолении
стандартного предубеждения психоаналитиков против установления физических
контактов между терапевтом и пациентом, и его биоэнергетический подход внес
значительный вклад в лечение и достижение физического и психического
благополучия человека посредством личностно-ориентированной (индивидуальной
и групповой) психотерапии.
Карл Юнг сначала принял теорию Фрейда о том, что сексуальность
является причиной эмоциональных заболеваний, но к 1912 году у него
появилось множество сомнений, результатом которых явился его хорошо
известный разрыв с Фрейдом. Юнг продемонстрировал смелость, заявив, что
сила бессознательного уравновешивает склонности эго. Он отклонился от
материализма психоаналитического движения, и это привело к тому, что
коллеги заклеймили его мистиком.
Юнг считал, что либидо является психической энергией, жизненной
энергией, лишь отчасти сексуальной. Он считал, что в неврозе не так важен
конфликт между инстинктами и подавляющими требованиями общества, и придавал
основное значение конфликту между внутрипсихическими функциями и
комплексами. Он не считал, что регрессия — это обязательно патология, он
видел в ней контакт с бессознательным, с помощью которого можно отыскать
творческие решения (38).
Техника Юнга была менее ригидной, чем техника Фрейда. Во время лечения
он проявлял непредсказуемость и гибкость.
Юнг не фокусировался на теле и очень мало писал о телесной экспрессии.
Однако созданная им психология была такова, что его последователи могли
развивать ее в самых разных направлениях, в том числе и в направлении
телесной терапии и танцевальной терапии.
Арнольд Минделл пишет: «Исследователи биологических реакций
благодарны ему за то, что он открыл явление, которое они называют «языком
кожи. Хотя Юнг не занимался физиологическими исследованиями, он
предположил, что существует токсин, вызывающий шизофрению, теоретизировал о
взаимоотношениях ума и тела, физиологически интерпретировал сны и изучал
значение Кундалини-йоги»(16).
В своем обширном наследии Юнг не обращается непосредственно к телу и
его роли, поскольку он направляет все свои усилия на анализ души. Он
аргументирует, что физические процессы значимы для нас лишь в той мере, в
какой они представлены в душе. Физическое тело и внешний мир никогда не
могут быть знаемы непосредственно, а только в психологическом опыте. «Меня
занимает в основном душа как таковая, поэтому я оставляю тело и дух... Тело
и дух для меня — лишь аспекты реальности души. Душевный, психический опыт —
единственно непосредственный опыт. Тело так же метафизично, как дух. Душа и
тело — не отдельные сущности, а одна и та же жизнь»(32).
Юнгианская психология не антителесная, она является проводником к
телу. Натан Шварц-Салант подчеркивал: «Только когда дух существует как
реальность, только когда психическая реальность имеет объективное значение,
тогда и только тогда отождествление с телом приводит к преображению, к
переживанию соматического бессознательного. Любое другое отождествление,
например, телесные упражнения, ведут лишь к временным изменениям, которые
приходится поддерживать, поскольку не хватает духа — как говорят алхимики —
«убить и преобразить тело» [Парацельс]; это не ведет к преобразованию и к
реальности, которую Юнг называл соматическим бессознательным"(16).
Витмонт пишет о том, как невербальные техники отражают позицию Юнга:
«Только вербального общения решительно недостаточно. Первобытные люди
интуитивно чувствовали это и изобрели ритуалы, чтобы усилить психические
явления. Аналитическая проблема тоже пытается преодолеть эту проблему.
Различные невербальные техники внедряются в традиционную практику; группы,
двигательный и сенситивный тренинг и ритуалы позволяют глубже воспринять
психические факты и распахнуть запертые двери»(16).
Кроме вышеперечисленных аналитиков и их последователей, на телесную
терапию оказали влияние еще три терапевта (Ф.Александр, Я.Морено, Ф.Перлз);
они основывались на физиологических реакциях и фокусировались на том, как
тело реагирует на терапевтическую ситуацию.
Франц Александр, чикагский аналитик и автор «Психосоматической
медицины», совместил физиологический и психологический подходы. Он был
фрейдистом, но не соглашался с ортодоксальным взглядом на природу
сексуальности и придавал большее значение культурным влияниям. Александр
делил людей на тех, кто встречает критическую ситуацию симпатической
реакцией нервной системы, и на тех, кто встречает критическую ситуацию
парасимпатической реакцией. Первая реакция ведет к высокому кровяному
давлению, диабету, ревматическому артриту, заболеваниям щитовидной железы и
головным болям; вторая реакция ведет к язвам, поносу, воспалению толстой
кишки и запорам. Он указал, что заболевания сердечных артерий чаще всего
возникают у врачей, адвокатов и работников исполнительных органов, и что у
некоторых людей есть склонность попадать в аварии.
Якоб Морено, отец психодрамы, впервые применил ее в работе с группами
шпиттельбургских проституток, а затем в работе с венскими детьми. Многие
годы он держал групповой театр в Карнеги Холле, открывая сцену для любого,
кто хотел поработать в этом направлении. Он основал психодраму в Госпитале
святой Елизаветы (где возникла также танцевальная терапия), чтобы помочь
людям отыграть важные жизненные ситуации и роли и лучше узнать и выразить
себя. Он пытался разрешить инфантильные фиксации, раскрывая их истоки в
ролевой игре, что делали также Ференци и Юнг (16).
Фритц Перлз, которого в 1931-32 годах анализировал Райх, враждебно
относился к «опасностям кушетки». Перлз чувствовал, что почти вся
психотерапия, и в особенности психоанализ, слишком интеллектуальна и
игнорирует физиологические ощущения личности. Он любил повторять, что мы
должны «потерять голову, чтобы добраться до своих чувств». Ускоряя этот
процесс, он использовал телесные реакции, чтобы дать понять пациенту, как
он воздействует на других людей. Он фокусировался на позе пациента, на
мелких движениях, на выражении лица и других заметных физиологических
реакциях, чтобы привести пациента в настоящее, в «здесь и сейчас», и увести
его от изолирующих разговоров о прошлом и будущем (20).
Хотя Перлз никогда не ссылался на Юнга, он использовал активное
воображение, чтобы высветить конфликты пациента, особенно в больших
группах, где он усаживал одного из пациентов на «горячий стул» и направлял
его разговор с внутренними фигурами. Он популяризировал психотерапию в
Эзалене (1964-69) и оказал влияние на многих терапевтов, в том числе на
Фелденкрайса и Иду Рольф.
Метод Моше Фельденкрайса заключался в том, чтобы человек вошел в
прямой контакт со своим феноменологическим полем осознанности, главным
образом фокусируясь на кинестетических ощущениях, происходящих в каждый
конкретный момент.
Хотя он не стал райхианцем, в его работе заметно влияние Райха: он
подчеркивал соединение чувств с мыслями, фокусировался на психосоматическом
языке и использовал в терапевтической работе тупик или «разрушение» защит
(33).
Физическому контакту наибольшее внимание уделяется в спорном методе
телесной терапии — структурной интеграции, — называемом иначе «рольфинг»
(по имени его основателя Иды Рольф).
В основном рольфинг является физическим вмешательством, используемым
для психологической модификации личности. В отличие от биоэнергетических
подходов рольфинг гипотетически предполагает скорее физические причины
напряжения, а не психологические стрессоры.
По существу, Рольф верила, что хорошо функционирующее тело с минимумом
затрат энергии остается прямым и вертикальным, несмотря на силу тяготения.
Однако под влиянием стресса тело может приспосабливаться к нему и
искажаться. Наиболее сильные изменения происходят в фасции, соединительной
оболочке, покрывающей мышцы. Фасция обычно довольно эластична, но под
воздействием напряжения она укорачивается и может даже изменяться
химически.
Целью структурной интеграции является манипулирование и расслабление
мышечной фасции с тем, чтобы окружающая ткань могла перестроиться в
правильное положение. Процесс терапии состоит из глубокого массажа с
помощью пальцев, суставов пальцев и локтей. Этот массаж может быть очень
болезненным. Чем больше напряжение, тем сильнее боль и тем больше
необходимость манипулирования. Вследствие взаимосвязи фасций всего тела
напряжение в одной области оказывает ярко выраженное функциональное
компенсаторное влияние на другие области. В рольфинге эмоциональная
разрядка обычно ослабляет напряжение посредством манипулирования
соответствующей областью тела (24).
Ф. Матиас Александер утверждал, что человеческий организм есть единое
целое, и деформация одного компонента негативно влияет на все тело. Лечение
одного недуга часто приносит только временное облегчение, так как многие
физические проблемы обусловлены системой плохих привычек (1).
Он является фрейдистом, разошедшимся с ортодоксальной теорией во
многих, относительно незначительных, аспектах, которые могут быть упомянуты
здесь лишь вкратце:
1) Он придерживается неортодоксальных взглядов, впервые предложенных
Ференци, касательно природы сексуальности.
2) Он склонен уделять меньше внимания стадиям инфантильной
сексуальности, как они описаны Фрейдом, и замещает их теорией трех
элементарных тенденций, определяемых им как: получать или брать, сохранять
и давать или уничтожать.
3) Он придает большое значение вытесненной агрессии.
4) Он более, чем ортодоксальные фрейдисты, склонен признавать важность
культурных факторов, хотя и в меньшей степени, чем так называемые
культурные школы Фромма, Хорни и Салливена.
5) Он пользуется сокращенной формой анализа (3).
Согласно Александеру, привычка определяет функционирование. Привычка
— характерный способ реагирования человека на все, что он делает. Привычки
закрепляются их постоянным использованием, и привычные телесные позы
человека не обязательно будут правильными. Плохие привычки сначала
проявляются как поведенческая непоследовательность, мышечная боль или
неуклюжесть, но спустя какое-то время могут возникнуть более резко
выраженные телесные проблемы, мешающие эффективному функционированию тела.
Метод Александера направлен на исследование привычных телесных поз и их
улучшение, помогает участнику создать правильные взаимоотношения частей
тела. Цель его метода заключается в расширении осознания привычного
движения и замене его альтернативными (4).
Одним из самых известных и наиболее спорных видов телесной терапии
является первичная терапия, создание которой приписывается лос-анжелесскому
психологу Артуру Янову.
По Янову, главной причиной невротического поведения являются
заблокированные, болезненные эмоции, и единственным лечением может служить
повторное переживание этих негативных чувств.
Значительным нововведением Янова является круг методик, направляющих
усилия клиента на воспроизведение (иди имитацию) ранних воспоминаний,
наиболее трудных для повторного переживания и, следовательно, наиболее
важных для борьбы с первичной болью. Резюмируя, можно сказать, что
первичная терапия объединяет ассоциативные цепи воспоминаний из далекого
прошлого с мобилизацией метаболического энергетического потока в настоящем,
используя словесную конфронтацию и дыхательные методики. В отличие от
практикующих другие виды телесной терапии, Янов не останавливался на
освобождении подавленной энергии и проявлял настойчивость до тех пор, пока
не добивался большей боли. Боль — это растущее осознание нехватки
безоговорочной родительской любви к ребенку и необходимости для взрослого
человека отказаться от поисков любви, которая компенсировала бы депривацию
в прошлом.
Подход Янова критикуют за его одностороннюю направленность на
выявление отрицательных эмоций, а также за пренебрежение положительными
чувствами и целебной силой человеческих взаимоотношений.
Критики охарактеризовали конечную цель первичной терапии как создание
«самодостаточного автомата», свободного от условностей реальной жизни:
родителей, семьи и карьеры (39).

1.2. Особенности Розен-метода телесно-ориентированной терапии
Мы не можем непосредственно прикоснуться к центральной нервной системе
или к иммунной системе. При прикосновении к коже и находящимся под ней
мышцам обе эти системы испытывают физическое воздействие через движение.
«Кроме того, прикосновение помогает зрению распознавать размер, форму,
положение и характерные особенности объектов. Зрение становится осмысленным
только на основе того, что мы почувствовали...» (43).
В матке на ребенка глубоко влияют физические и эмоциональные
прикосновения матери. Через этот контакт плоду сообщается индивидуальный
ритм и способ ответа. При исследовании роста и развития эмбриона ученые все
больше убеждаются, что с помощью физического прикосновения, а также через
звук и свет, ощущаемые в утробе, плод начинает свое личностное развитие.
Материнские эмоции как бы глубоко выгравированы на плоде и всей последующей
жизни ребенка» (46). Опыт ребенка во время пребывания в матке и в процессе
рождения оказывает глубокое влияние на то, как он видит мир, как делает
выбор и проживает свою жизнь.
Именно через кожу мы ощущаем мир, окружающий нас, после рождения.
Через кожу мы определяем наши индивидуальные физические границы, а также
развитие нашей личности. Прикосновения столь же важны после рождения, как и
во внутриутробный период. Мы не можем жить без этого, через прикосновения
наши тела развиваются физически, а психологически мы понимаем, кто мы есть.
На то, как мы чувствуем и что думаем о самих себе, как мы реагируем на мир,
глубоко влияет характер и частота прикосновений, которые мы получили в
детстве (6).
Если наше рождение здоровое, то мы приходим в мир, продвигаясь от
макушки до кончиков пальцев ног с каждым вздохом: легкое, расслабленное
движение диафрагмы не только позволяет нам дышать, но отзывается во всем
нашем теле. Мы открыты и можем выражать себя (6). С другой стороны, ребенок
с эмоциональными нарушениями приходит в мир так, что его способы дыхания
уже связаны с напряжением, неуверенностью и страхом в самом начале жизни
(46).
Ученые недавно созданного Института исследования прикосновения при
медицинской школе Университета Майами сообщили о предварительных
результатах, касающихся возможности влияния терапии прикосновением на рост
преждевременно родившихся детей. В одной исследовательской программе детей,
помещенных в инкубатор, массировали 15 минут в день в течение 10 дней. Они
прибавили в весе на 47% больше по сравнению с детьми, которым не проводили
массаж. Эти дети были также более восприимчивы к социальным воздействиям и
показывали лучшее развитие моторики… Другая программа дала обнадеживающие
результаты взаимодействия с аутичными детьми (42).
Розен-метод — не психотерапия, но терапевтический метод. Во время
Розен-сессий терапевт разговаривает с клиентом, однако не лицом к лицу, как
в психотерапии. Это работа не с какой-то проблемой или отдельным вопросом.
Розен-терапевт отвечает прикосновением и иногда словами на то, что
происходит в данный момент с клиентом.
В процессе Розен-практики, Вутен предположила, что мягкое
прикосновение в Розен-методе, которое просто встречает напряжения в теле,
связано с определением резонанса: серии навязанных вибраций с частотой,
равной или близкой равной.
Учитывая этот тип прикосновения и получающийся в результате резонанс,
она сделала вывод, что имеет место несколько уровней коммуникации. На
физическом уровне прикосновения вызывают ответные вибрации, которые затем
вызывают отклик на эмоциональном и духовном уровнях. Вутен пришла к выводу,
что в этом состоянии резонанса два человека проживают глубокий уровень
коммуникации. В психотерапии термин «аффективный резонанс» использовался
для обозначения соответствия, которое имеет место на эмоциональном уровне.
В физической, соматической сфере прикосновения Сандра Вутен предложила
термин «соматический резонанс», определив его как соответствие, имеющее
место при мягком терапевтическом соприкосновении (Розен-метод) между
клиентом и Розен-терапевтом, позволяющее обоим стать более внимательными и
восприимчивыми к внутренним процессам.
Работа Розен-терапевтов основывается на понимании того, как тело
работает, принимая во внимание мышечные напряжения и индивидуальный паттерн
дыхания. В течение Розен-сеанса руки терапевта осуществляют глубокий
контакт с телом, время от времени мягко двигаясь по различным областям,
этими движениями напоминая телу о том, что в напряжении больше нет нужды.
Ответ, который ищет Розен-терапевт, — это расслабление мышц под руками
и/или изменение дыхания. Для клиента он дает опыт того, как можно дышать
легче и/или облегчить физический дискомфорт или боль.
Розен-метод похож на массаж тем, что клиент лежит на массажном столе,
а другой человек касается его. Однако в этой работе не употребляется масло,
иногда используются подушки для создания комфорта; клиент частично одет,
всегда в нижнем белье и, если это для него предпочтительнее, может
оставаться в той одежде, в какой хочет. Клиент покрыт легким покрывалом для
комфорта и тепла. Сессия обычно начинается с того, что клиент лежит на
животе, его просят перевернуться позднее в процессе сессии, которая длится
пятьдесят минут. Некоторые практикующие стоят, другие сидят рядом со
столом.
Когда начинается Розен-сеанс, терапевт кладет руки сверху на
покрывало. Когда клиент начинает расслабляться и чувствовать себя более
комфортно, терапевт отгибает покрывало и работает прямо на теле, обычно
начиная с верхней части спины, но всегда тратит какое-то время на то, чтобы
заметить и почувствовать, где есть напряжение. Одна рука используется для
контакта с напряжением, другая рука обычно отдыхает и «слушает».(6)
Вот некоторые показатели напряжения: легкое движение в области
солнечного сплетения, там, где расположена диафрагма, или какая-то
выступающая часть, указывающая на сокращение мышцы. Температура тела, цвет
и текстура кожи также говорят о внутреннем напряжении, мышечных сокращениях
и их влиянии на циркуляцию крови. К примеру, холодные руки подразумевают
сокращение мышц, которые сужают кровеносные сосуды в области грудной
клетки. Эти же мышцы позволяют нам поднимать и нести, дотягиваться до чего-
то, брать или давать, притягивать или отталкивать. Когда мы «скованы» в
этом месте, эти возможности ограничены. Область напряжения может выглядеть,
как лоснящаяся поверхность. Она может ощущаться «тяжелой, как камень».
Иногда напряжение вначале не обнаруживается. Снаружи может показаться, что
«все в порядке», но мягкое исследование открывает слой напряжения, лежащий
под поверхностью.
Кроме того, то, что тело не расслаблено, Розен-терапевт замечает
положение клиента на столе. К примеру, грудь клиента лежит на столе
неудобно, что предполагает как напряжение в верхней части груди, так и
поперек плеч со стороны спины. Одно бедро может располагаться выше, чем
другое, или ноги могут быть крепко сжаты, напоминая более «колонну», чем
две ноги, которые двигаются независимо одна от другой. Терапевт часто
рассказывает клиенту то, что замечает.
Когда Розен-терапевт работает с клиентом, он замечает форму и позу
его тела, и это много говорит о жизненном опыте клиента и том, как он
ощущает себя в мире.
Практикующий вербально отвечает на изменения, происходящие в теле, для
того, чтобы усилить осознание клиента. Терапевт использует слова умеренно,
усиливая осознание, но не интерпретируя. Клиент рассказывает о том, что
переживает в этот момент. Терапевт внимательно слушает, что говорит клиент,
в то же время наблюдая и чувствуя ответы тела на сказанное.
Мы часто учимся выражать наши эмоции через принуждение или усилие,
вызывающее напряжение, пронизывающее все тело. В Розен-работе, когда мышцы
расслабляются и позволяют «зажиму» уйти, есть возможность честно
чувствовать эмоции такими, каковы они в данный момент. Иногда отыскиваются
слова, выражающие то, что глубоко прочувствовано, а иногда опыт находится
за пределами слов. Когда этот процесс происходит, ощущается больше
пространства, где можно дышать, и физически и метафорически, потому что
диафрагме теперь не приходится все время держаться в таком напряжении.
Достигнутое осознание, наряду с пониманием, прикосновением и
присутствием Розен-терапевта позволяют возникнуть глубокому расслаблению.
Часто это аккумуляция крошечных изменений, а клиент просто замечает в
некоторый момент, что он чувствует себя лучше, а жизнь не требует столько
усилий, как раньше.
Розен-метод — это процесс мягкого открытия самого себя для клиента,
позволяющий отразить его истинное бытие, распознать свою целостность,
жизнеспособность и ограничивающие барьеры (17).
Соматический резонанс возникает тогда, когда одна личность встречает
другую через прикосновение. В работе с телом в Розен-методе, где происходит
осознанная встреча с напряжениями, этот резонанс можно заметить часто (6).
Сандра Вутен в своей книге «Прикаясь к телу, трогаешь душу» пишет о
работе Милтона Эриксона: «Хотя Эриксон не держал руки на пациентах, как это
делается в Розен-методе, он визуально воспринимал идеомоторные сигналы, т.
е. способ, каким бессознательное говорит через тело посредством кивков или
движений ладоней, рук или ног. Обучая студентов, он часто отмечал связь
неподвижности лица, или определенной ригидности (или недостаточного тонуса)
и паттерна дыхания и внимательно следил за этим» (6). Он знал, что когда
веки начинали дрожать определенным образом, внимание человека сужается,
развивая внутренний фокус (40). Эриксон говорил: «Люди становятся
поглощенными своими собственными психосоматическими феноменами, которые они
переживают как личный активный опыт. Таким образом, ситуация
трансформируется от пассивной ответственности за пациента к активному
интересу, открытию, интеграции и участию в этих изменениях, полученных
путем гипноза» (41). Он учил своих студентов: «Что важно — так это ваше
желание наблюдать все это: индивидуальные типы дыхания, выражения лица,
посадку головы, положение рук и другие телесные ответы, которые обычно
бывают…Таким образом тело держит переживания в себе и разговаривает с
наблюдателем посредством бессознательных физических выражений» (40).
В 1986 году Эрнест Росси, один из первых учеников Эриксона, издатель
многих трудов, посвященных теории и учению Эриксона, и сам выдающийся
исследователь, утверждал: «Поскольку воспоминание зависимо и ограничено
состоянием, в котором было приобретено, мы говорим, что это «связанная с
состоянием информация» (44). «Разум и тело — два аспекта в единой
информационной системе. Жизнь — это информационная система. Биология — это
процесс информационной трансдукции (информационных преобразований). Разум и
тело — две грани, или два пути в концептуализации этой единой
информационной системы. Все методы психотелесного оздоровления и
терапевтического гипноза оперируют подходами и конструкциями памяти,
зависящей от состояния и обучения, в системах, в которых закодированы
симптомы и проблемы...» (44). Посредством резонанса прикосновение
срастается с этой единой информационной системой, позволяя связанной с
состоянием информации стать осознанной через расслабление, за которым
следует физическое облегчение, и всплывают воспоминания (6).
К тому же хорошая релаксация помогает восстановить энергию тела и дать
всем мышцам и суставам полноценный отдых. Отличное физическое состояние
тесно связано с улучшением циркуляции крови и лимфы. Все органы, начиная с
мозга и заканчивая конечностями, хорошо очищаются и обогащаются кислородом,
что стимулирует метаболические, дыхательные, пищеварительные и прочие
функции организма.
Что касается нервной системы, то полная разрядка оставляет в стороне
симпатическую нервную систему, постоянно подверженную перегрузкам (основной
удар при стрессах, состояниях агрессивности или тревоги падает именно на
нее). Парасимпатическая же нервная система обеспечивает восстановление, и,
прежде всего, ассимиляцию, то есть регулирует пищеварительные функции, и
активно вовлечена в процесс релаксации.
Расслабление — это также и техника открытия тела; здесь оно получает
возможность проявить себя. А за умением слушать дыхание приходит
углубленное сознание, которое становится основанием для еще более
серьезного опыта (37).
В своей книге «20 минут перерыва» Эрнест Росси говорит: «Прикосновение
может быть наиболее сильным социобиологическим сигналом из всех… Не
удивительно, что люди, которым мы позволяем прикасаться к нам — массажисты
и физиотерапевты, парикмахеры, медсестры и врачи, - часто становятся
объектами нашего глубокого личного доверия» (45).

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния Розен–метода телесно-
ориентированной терапии на уровень тревожности участников занятий.

2.1.Организация и ход эксперимента.

Цель экспериментальной части работы: проверить гипотезу о том, что с
помощью Розен–терапии можно добиться снижения уровня тревожности у
участников занятий.
Исследование проводилось на базе Московской Школы Розен – метода.
Студенты изучают Розен-метод на практике, работая друг с другом, а
также наблюдая демонстрации и изучая теорию. На каждом занятии отводится
время для группового шеринга, где студенты имеют возможность высказать, что
они заметили в своем состоянии и эмоциях. Интенсивы (особые интенсивные
занятия) — время персональных открытий (озарений) и интеграции для
студентов. Они изучают Розен-метод, изучая самих себя и получая Розен –
сеансы.
На таких интенсивных занятиях, которые продолжались 4 дня по 8 часов
каждое, мы провели исследование тревожности студентов до и после интенсива.

В исследовании принимали участие 15 Розен - студенток, обучающихся
Розен – методу, имеющих психологическое образование (экспериментальная
группа) и 15 студенток 5 курса заочного отделения психологического
факультета вуза (контрольная группа).
Возраст испытуемых варьируется в пределах от 25 до 30 лет.
Исследование проводилось в экспериментальной и контрольной группах в одни и
те же дни (20 и 24 февраля 2002 года).
Для изучения влияния Розен – терапии на тревожность студентам
экспериментальной и контрольной групп было предложено пройти анонимное
тестирование по двум методикам:
1) Методика измерения уровня тревожности Тейлора.
2) Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина.
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как
это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный
уровень тревожности не всегда является патологическим явлением, а есть
естественная и обязательная особенность активной, деятельной личности (10).
У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень
тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком
своего состояния в этом отношении является для него существенным
компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Методика измерения уровня тревожности Тейлора используется как при
индивидуальном, так и при групповом обследовании. С ее помощью можно
решать как теоретические, так и практические задачи.
В 1975 г. В.Г. Норакидзе дополнил его шкалой лжи, которая позволяет
судить о демонстративности, неискренности в ответах. Опросник состоит из 60
утверждений. Именно этот вариант опросника использовался в исследовании
(см. Приложение 1).
Тестирование продолжается 15 – 30 минут.

Оценка результатов исследования по опроснику производится путем
подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.

В 1 балл оцениваются:
ответы «Да» к высказываниям 6, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24,
25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48,
49, 50, 53, 54, 56, 60;
ответы «Нет» к высказываниям 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43,
52, 57, 58.
Лживыми считаются:
ответы «Да» к пунктам 2, 10, 55;
ответы «Нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.
Суммарная оценка:
40–50 баллов – показатель очень высокого уровня тревоги;
25-40 баллов – свидетельствует о высоком уровне тревоги;
15-25 баллов – о среднем (с тенденцией к высокому) уровне;
5-15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровне;
0-15 баллов – о низком уровне тревоги.
Образцы протоколов и полученные результаты обследования контрольной и
экспериментальной групп с помощью этой методики, представлены в Приложении
1.
Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум
совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние
значения статистически достоверно друг от друга мы использовали t -
критерий Стьюдента. Его основная формула выглядит следующим образом:

(1)


где x1 - среднее значение переменной по одной выборке данных;
x2 - среднее значение переменной по другой выборке данных;
m1 и m2 интегрированные показатели отклонений частных
значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних
величин.
m1 и m2 вычисляются по следующим формулам:

;


где S1 - выборочная дисперсия первой переменной (по первой
выборке);
S2 - выборочная дисперсия второй переменной (по второй
выборке);
n1 - число частных значений переменной в первой выборке;
n2 - число частных значений переменной по второй выборке.
После того как при помощи приведенной выше формулы вычислен показатель
t для заданного числа степеней свободы, равного n1 + n2 –2, и
избранной вероятности допустимой ошибки находят нужное табличное значение t
и сравнивают с ними вычисленное значение t. Если вычисленное значение t
больше или равно табличному, то делают вывод о том, что сравниваемые
средние значения из двух выборок действительно статистически достоверно
различаются с вероятностью допустимой ошибки, меньшей или равной избранной.


Результаты исследования по методике Тейлора экспериментальной группы:

Из Таблицы 1 (см. Приложение 1) видно, что результаты тестирования в
экспериментальной группе, проведенного до Розен-воздействия (20 .02.02)
распределились следующим образом:
Тревожность очень высокого уровня – у 4-х испытуемых;
высокого – у 4-х испытуемых;
среднего (с тенденцией к высокому) – у 3-х испытуемых;
среднего (с тенденцией к низкому) – у 3-х испытуемых;
низкого – у 1-го испытуемого.

Результаты тестирования в экспериментальной группе после Розен-
воздействия (24.02.02):
Тревожность очень высокого уровня – не диагностирована;
высокого – у 3-х испытуемых;
среднего (с тенденцией к высокому) – у 8-ми испытуемых;
среднего (с тенденцией к низкому) – у 4-х испытуемых;
низкого – не диагностирована.

Достоверность различий определялась по описанному выше t-критерию
Стьюдента:
Сначала определили выборочные дисперсии для двух сравниваемых выборок
значений:
S1 = 196, 25
S2 = 44, 40 .
Поставили найденные значения дисперсий в формулу 1 и вычислили
показатель t :

, при n = 15.


Сравнили значение t с табличным для числа степеней свободы:
15+15 - 2 = 28.
Задали вероятность допустимой ошибки, равной 0,05 и убедились в том,
что для данного числа степеней свободы и заданной вероятности допустимой
ошибки значение t должно быть не меньше числа 2,05.
У нас этот показатель оказался равным 2,11, то есть больше табличного.
Следовательно, выборочные средние, равные 28,47 и 20, статистически
достоверно отличаются друг от друга.

Результаты исследования по методике Тейлора контрольной группы:

Из Таблицы 2 (см. Приложение 1) видно, что результаты тестирования в
контрольной группе, проведенного 20.02.02, распределились следующим
образом:
Тревожность очень высокого уровня – у 6-ти испытуемых;
высокого – у 4-х испытуемых;
среднего (с тенденцией к высокому) – у 4-х испытуемых;
среднего (с тенденцией к низкому) – не диагностирована;
низкого – не диагностирована.

Новинки рефератов ::

Реферат: Лютеранство (Религия)


Реферат: Ректификация (Химия)


Реферат: Три письма о любви (Психология)


Реферат: Античный пир: блюда, обычаи, традиции (Культурология)


Реферат: Экологическая безопасность через экологическое страхование (Страхование)


Реферат: Договор обмена (по гражданскому законодательству Украины) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Москвоведение: "Население" (История)


Реферат: Программа прикладного социологического исследования на тему: "Изучение мнения потенциальных и реальных пользователей всемирной компьютерной сети Internet о проблемах ее существования и развития в Москве" (Социология)


Реферат: Диплом по легкой промышленности (Технология)


Реферат: Сахариды (Химия)


Реферат: Культурное развитие России (История)


Реферат: Финансовая политика государства (Финансы)


Реферат: Техника бега на короткие дистанции (Физкультура)


Реферат: Обучение и воспитание детей с ФФНР в старшей группе детского сада (Педагогика)


Реферат: Образование древнерусского государства (История)


Реферат: Оплата праці (Бухгалтерский учет)


Реферат: Совершенствование учета денежных средств в учхозе "Кубань" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Правовая концепция иностранных инвестиций в России (Международное публичное право)


Реферат: Кодекс торгового мореплавания (новый) (Страхование)


Реферат: Личность (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист