GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Понятие семьи и брака (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Понятие семьи и брака (Психология)




Кубанский государственный университет



Контрольная работа



Тема:


«Понятие семьи и брака»



Предмет: Общая теория социологии


Выполнила: студентка 2 курса ОЗО

ф-та Управления, спец. Психология



Краснодар 2004

Содержание

1 Предисловие ……………………………………………………………….2

2 Семья …………………………………………………………………….2
3Формы семьи ………..……………………………………………………...3
4Жизненный цикл семьи ……………………………………………………5
Образование пары, брак .…………………………………………………..5

Появление детей …………………………………………………………..6

5 Неблагоприятные факторы и изменения .……………………………………7
Развод ……………………………………………………………………….8
Используемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9



- 1-


Предисловие
Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как
социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной
дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей, так
или иначе, были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к
происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается
интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования,
сохранения и возобновления жизни поколений.
Социология семьи в узком смысле как часть общей социологии, как
теория «среднего уровня» рассматривает особую сферу жизнедеятельности и
культуры согласованно действующей группы людей (семьи).

Семья
Частое упоминание семьи при обсуждении личностного развития
призвано привлечь внимание к семейной системе. Для многих исследователей
семья является краеугольным камнем в понимании личностного развития и
социальных отношений. Семья заслуженно является объектом изучения многих
академических величин. Семью составляют отдельные личности, чтобы понять
закономерности функционирования семьи, необходим уровень анализа выше
индивидуального.
Значение семь выходит далеко за пределы сохранения биологического вида.
Семью можно рассматривать как социальный институт, выполняющий функции
репродукции общества и обеспечения психосоциального развития на протяжении
всей жизни. Осуществление этих функций происходит за счет передачи
социальных ценностей и норм, а также за счет обеспечения развития
следующего поколения. Таким образом, семья выполняет две функции:
социального контроля и содействия индивидуальному развитию. Члены семьи
выполняют взаимные обязательства и принимают определенные ограничения ради
оказания поддержки друг другу. Семейная поддержка, в свою очередь,
способствует развитию индивида и общества.
В некотором отношении каждая семья – это уникальная система,
обеспечивающая своим членам уникальную среду. Некоторые семейные структуры
типичны для данного общества или социальной структуры, поскольку семья
функционирует в определенных социально-культурных границах. По своей
структуре семья в индустриализованном обществе лишь частично похожа на
семью в обществе с сельскохозяйственным укладом. Преобладающая в обществе
структура семьи неизбежно определяет способы, какими семья влияет на
индивидуальное развитие.
В любом историческом периоде можно обнаружить значительные кросс-
культурные различия в семейной жизни. В разных странах изменение семейной
жизни происходило не одинаково. В Северной Европе традиционные семейные
отношения вытесняются совместным проживанием и чуть ли не половина детей
рождается вне брака. В Италии и Испании молодые люди довольно длительное
время проживают вместе с родителями, а число детей у не состоящих в браке
родителей остается относительно небольшим r. Продолжительное проживание
молодых людей с родителями делает особенно актуальной проблему отношении
между поколениями. Эта тенденция должна вызывать беспокойство, ecли речь
идет о неспособности взрослых и детей достичь финансовой самостоятельности.

Социально- исторические изменения не только изменили семью, но и
привели ; к возникновению совершенно новых ее форм. Примером могут служить
семьи гомосексуалистов и лесбиянок. При сравнении детей, воспитывающихся
лесбиянками, с детьми, воспитывающимися
-2-

одной гетеросексуальной матерью, не было обнаружено каких-либо различий
в гендерной идентичности. Подобный результат указывает на неправомочность
социального стереотипа о том, что нуклеарная семья — это необходимое
условиенормального развития, и в то же время ставит под сомнение
представления о зависимости гендерного развитие от родительских отношений
Отсрочивание вступления в брак и рождение детей имеет особенно
примечательные следствия в социальном и личностном плане. Оно приводит к
уменьшению семьи. В одних странах (например, в Голландии, Франции) уровень
рождаемости (примерно два ребенка на женщину) достаточен для восстановления
естественной убыли населения, в других (например, в Италии. Германии) —
недостаточен. Это, безусловно, должно выбывать беспокойство общества,
особенно если отмечается низкая частота вступления в брак и тенденция к
отказу супругов от деторождения (несмотря на это, нежелательные
беременности среди подростков из необеспеченных семей также вызывают
тревогу, особенно в США Великобритании). На личностном уровне отсрочивание
вступления в брак может приводить к более разумному выбору и более
устойчивому браку, но в тоже время к более холодному расчету и нежеланию
поступится собственными привычками и жизненными целями.

Формы семьи
(Льюис Морган)
Кровнородственная семья.
Существование этой формы приходится доказывать путём,
основанной на непосредственно её проявлении. Будучи первой, после
промискуитета и наиболее древней формой данного учреждения (низшая ступень
дикости), она перестала существовать даже у самых отсталых дикарских
племён. «Такое доказательство даёт система родства и свойства, пережившая
на бесчисленный ряд столетий те брачные обычаи, от которых она произошла, и
сохранившаяся ещё теперь, чтобы засвидетельствовать факт, что такая семья
существовала тогда, когда эта система сложилась». Эта система – малайская.
Она выражает те отношения родства, которые должны были существовать в
кровнородственной семье, и предполагает существование такой семьи для
объяснения её собственного существования.
Совершенно очевидно, что малайская система не могла произойти от какой-
либо другой уже существовавшей системы, так как нельзя себе представить
какой-либо более элементарной системы. Таким образом, простота и точность
этой системы обращает на себя внимание, прямо указывая на то, что групповой
брак родных и коллатеральных братьев и сестёр был источником, из которого
эта система возникла. Можно вполне допустить, отмечает Морган, что
малайская система получила своё начало в многобрачии кровных родственников,
в том числе родных братьев и сестёр, что она действительно началась с брака
между братьями и сёстрами и постепенно включала в свой круг коллатеральных
братьев и сестёр, по мере того как расширялся круг брачной системы. Если
подробно рассмотреть данную систему родства, то не найдётся различия между
родством по крови и по свойству, то есть оно не проводится. Доказательства
существования данной формы семьи. Например, на Сандвичевых островах брак
между братьями и сёстрами сохранился в качестве пережитка кровнородственной
семьи при пуналуальной семье. Вкратце коснувшись «девяти степеней родства
китайцев», исследователь отмечает, что она показывает, что
-3-

в то время, когда образовались эти степени родства, у китайцев
существовала пуналуальная семья, необходимой предшественницей которой была
кровнородственная семья.
Общественное состояние, которому свойственна кровнородственная
семья, с логической необходимостью указывает на предшествующее состояние
промискуитета». Далее следует привести утверждения Моргана, которые носят
чисто социологический характер. Кровнородственная семья была первой
организованной формой общества, она, несомненно, представляла улучшение
предшествовавшего неорганизованного состояния, каково бы оно ни было. От
этой формы семьи можно начинать историю человеческого прогресса, факторами
которого является развитие домашних учреждений, изобретений и открытий.
Установив существование кровнородственной формы семьи будет легко
доказать существование остальных форм семьи. Именно на этот вывод Морган
будет опираться при следующем рассмотрении развития идеи семьи.

Пуналуальная семья.
Переход к пуналуальной семье, как считает Морган, был вызван
постепенным исключением родных братьев и сестёр из брачных отношений.
Главный фактор, который толкнул происхождение новой формы семьи, это
родовая организация. На основе исследований Льюис Морган делает вывод, что
во всех человеческих племенах, обладавших родовой организацией, в прошлом
господствовала классовая организация. Учёный смог найти зачаток рода в
австралийских классах и в гавайских группах. В австралийских классах было
замечено два основных правила рода, а именно: запрещение брака между
братьями и сёстрами и счёт происхождения по женской линии. Рассматривая
ниже гавайские семьи, также найдётся зачаток рода.
Можно сказать, что пуналуальная семья выросла из обычая
«пуналуа», по которому гавайские семьи образовывались следующим образом:
родные и коллатеральные сёстры считались жёнами группе «близких товарищей»,
то есть «пуналуа»; они друг другу не являлись родными братьями, они
находились в отношении пуналуа, их связывало только то, что у них были
общие жёны. Обычай «пуналуа» помог сложиться туранской системе родства.
Отсюда ясно, что эта форма семьи образовалась из кровнородственной семьи.
Прогресс общества от кровнородственной к пуналуальной семье был началом
великого движения вперёд, которое подготовило путь для родовой организации,
приведшей постепенно к синдиасмической, а, в конце концов, к моногамной
семье. Влияние родовой организации на древнее общество было консервативным
и в то же время возвышающим, потому что это учреждение явилось
катализатором изменений, происходивших в то время в обществе.

Синдиасмическая и патриархальная семьи.
Морган рассматривает две эти формы семьи вместе, наверное,
потому что считает их промежуточными при переходе к моногамии. Важно то,
что Морган не отнёс к этим формам ни одну систему родства, видимо, он
считает, что при существовании синдиасмической и патриархальной семьи
(низшая и средняя ступень варварства до появления моногамии на высшей
ступени) господствовала туранская система родства.
-4-

Место больших групп, связанных брачными отношениями, заняли
брачные пары,
представляющие собой ясно выраженные, хотя лишь частично
индивидуализировавшиеся семьи. В этой семье можно признать зародыш
моногамной семьи, однако в ряде существенных отношений парная семья стояла
ниже моногамной. Морган отмечает, что синдиасмическая семья была достаточно
слабой организацией, так как в одиночестве она не могла преодолеть тягости
жизни. Обыкновенно несколько таких семей жили в одном доме, образуя
коллективное домохозяйство, в котором господствовало начало коммунизма
домашней жизни. Данная форма брака была столь же своеобразна, как и семья.
Мужчины не выбирали жён, брак основывался не на чувстве, а на удобстве и
необходимости. Устраивать браки своих детей было фактически предоставлено
матерям, и о браках обыкновенно договаривались без ведома вступающих в
брак, не спрашивая их согласия. Обычай бракосочетания придавал браку
характер покупки. Продолжительность брака зависела от желания сторон, но
потом общество стало противиться разводам. Другой чертой брачных отношений
Морган называет то, что от женщин стали требовать верности под угрозой
жестокого наказания, которому её мог подвергнуть муж, не беря на себя
того же обязательства.Привилегия была провозглашена привилегией мужчин,
однако она ограничивалась отсутствием средств для того, чтобы ею
пользоваться

Моногамная семья.
Моногамия в сложившейся форме проявляется в позднейшем периоде
варварства. Морган находит её зачатки в синдиасмической семье. Морган
восстанавливает нам моногамную семью на ранней стадии её развития по
описаниям древних писателей, которые в свою очередь подробно
останавливаются на том, каково было положение женщины. Автор исследуемой
мною работы склонен утверждать, что переход счёта происхождения из женской
линии в мужскую повлиял неблагоприятным образом на положение и права жены и
матери: «она оказалась одинокой в домохозяйстве своего мужа, изолированной
от её родичей. Это должно было ослабить авторитет матери, значительно
снизить её положение в обществе и остановить её повышение по социальной
лестнице». Детально рассматривая моногамную семью у римлян и у греков,
Морган приходит к выводу, что, совершенствуясь вместе с прогрессом,
моногамия не достигла своего идеала в классический век, по крайней мере,
наиболее высокого совершенства она достигла только в новое время. В своей
вполне развитой форме эта семья сделала достоверным отцовство, поставила
индивидуальную собственность на недвижимое и движимое имущество на место
собственности коллективной и исключительное право наследования детей на
место наследования агнатов. Современное общество покоится на моногамной
семье. Весь предшествующий опыт и прогресс человечества завершается и
кристаллизируется в этом влиятельнейшем учреждении. Оно развивалось весьма
медленно, и корни его достигают периода дикости; вместе с тем оно является
конечным результатом, к которому неуклонно шёл весь опыт веков. Несмотря на
всю свою современность, моногамная семья представляет собой продукт
широкого и разнообразного опыта.
Жизненный цикл семьи
Семейную жизнь можно рассматривать с точки зрения жизненного
цикла, состоящего из последовательности переходов от одного периода
развития к другому, причем каждый период характеризуется своими
собственными задачами.

-5-

Образование пары.
Семенная жизнь начинается с образования супружеского союза, с
процесса, подразумевающего эмоциональную близость и взаимные обязательства.
Брак предполагает взаимную эмоциональную поддержку, изменение своих
привычек и целей в соответствии с потребностями супруга (супруги) и
новых членов семьи. Влияние супругов друг на друга заставляет обратится к
вопросу о выборе супружеского партнера. Выбор супруга (-и) может приводить
к закреплению личностных качеств или к формированию новых.
' Исследования, посвященные супружескому выбору, указывают на то,
что люди склонны выбирать похожих на себя партнеров. Отмечается позитивное
выборочное сближение (или выборочный брак) в отношении интеллектуального
уровня, ценностей и диспозиций, при этом термин «выборочное сближение»
означает всего лишь, что образование пар происходит не случайно. Таким
образом, гипотеза сходства («Рыбак рыбака видит издалека») более
обоснованна, чем гипотеза дополнительности (притяжения противоположностей).
Однако эффекты незначительны и варьируют в зависимости от черты, ценности
или другого изучаемого параметра. Сходство супругов может отражать как
социальные, так и личностные факторы. Как правило, люди чаще встречаются с
похожими па них людьми, что объясняется влиянием семьи,
образовательным уровнем, экономическим статусом, выбранной профессией.
Личные убеждения, цели, интериоризованные нормы и предпочтения могут
усиливать сходство. Люди ищут похожих на себя людей, а в других — то, что
ценят в себе.
. Для изучения личностного развития важно, что выбор супруга может
повлиять на уровень личностной стабильности. Существуют два варианта.
Первый связан с отношением между личностными особенностями супругов.
Лонгитюлиые исследования указывают на то, что хотя со временем cyпруги и
не становятся более похожими друг на друга по личностным качествам, общий
опыт длительного общения поддерживает их изначальный уровень сходства; «при
отсутствии общего опыта между ними усилились бы различям. Это влияние
общей среды и общего опыта на личностные диспозиции безусловно пpoтиворечит
утверждению о том, что факторы общей среды несущественны для личностного
развития. Второй вариант связан |с внутриличностной организацией
личностных переменных. Данные указывают на то, что выбор супружеского
партнера, сходного с co6oй, способствует внутриличностной согласованности
личностных атрибутов.
Супруги действительно со временем становятся более похожими друг на
друга в плане интеллектуального функционирования и когнитивного стиля. Это
естественный результат того, что супруги создают общую среду, которая, в
свою очередь, формирует их паттерны мышления.
Точно установить причинные связи между супружеским выбором, супружеской
удовлетворенностыо и супружеской стабильностью довольно трудно. Интимность
и деликатность сферы супружеских чувств и поведения еще затрудняют
исследование. Обнаружено, что интимность, выполнение взаимных обязательств,
согласованность субъективных образовдруг друга и взаимных атрибуций, а так
же общность ценностей являются предиктором долгих полноценных супружеских
отношений.
Вполне вероятно, что качество отношений отражает и смягчает
влияние личностных характеристик партнеров на психосоциальное
функционирование. Стрессовые события, происходящие в период брака, и то,
как пары справляются с этими трудными обстоятельствами,

-6-

не менее важны, чем устойчивые личностные неблагоприятные факторы,
которые супруги вносят в брак. Позитивность между партнерами не только
укрепляет супружеский союз, но и облегчает переход к выполнению
родительских функций, а также способствует установлению позитивных
отношении между родителями и детьми.


Появление детей.
Выполнение родительских обязанностей приносит много трудностей.
Дело не только в том, что возникают новые отношения — отношения с ребенком,
изменяется весь семейный уклад. С рождением детей изменяются отношения
между супругами, взаимодействие с родственниками. Принятие супружеской
парой решения о рождении ребенка — еще одно подтверждение влияния личного
выбора на психосоциальное решение.
То, как признаются и выражаются эмоции в общении супругов и
родителей с детьми, оказывает огромное влияние не только на супружеский
союз, но и на развитие ребенка. Как отмечает Дикс, воспитание детей – это
эмоциональный опыт, в котором присутствует больше радости, больше любви,
больше гнева, и беспокойства, чем в любых других сферах жизни. Если
позитивные чувства способствуют близости и умеренному стрессу, то
негативные чувства провоцируют конфликт и усиливают негативное влияние
напряжения.
Что касается заботы о ребенке, представленные выше данные
свидетельствуют
О том, отношения ребенка с обоими родителями определяют его эмоциональное
и когнитивное развитие. Другой вопрос -- связаны ли с психической
адаптацией ребенка конкретные стили воспитания. Этот вопрос имеет огромное
социальное значение. Проблема дисциплинарной эффективности строгого
родительского контроля, поощрения и наказания, в том числе и физического,
остается предметом научных споров.
Анализируя задачи семьи на протяжении ее жизненного цикла, мы
сосредоточились на решениях, связанных со вступлением в брак, рождением
детей и совместным проживанием членов семьи. Хотя мы обратили особое
внимание на внутрисемейную динамику, нельзя забывать и о роли социального
принятия семейных структур. В разных культурах существует неодинаковое
отношение к различным видам нуклеарных семей, к семьям без одного родителя
и семьям с неродными родителями. Дальнейшие исследования в западных и не
западных культурах должны раскрыть взаимодействующие семейные роли и
социальное влияние на развитие личности ребенка и родителей.
Перед лицом неблагоприятных факторов и изменений
Некоторые семьи сталкиваются с нетипичными неблагоприятными
факторами, которые нарушают нормальный жизненный цикл и могут угрожать
развитию членов семьи. Любой данный неблагоприятный фактор может оказывать
непосредственное и косвенное влияние. Смерть взрослого может означать
потерю супруга, кормильца, родителя. Рождение ребенка с какими-либо
отклонениями — серьезный стресс для родителей, неизбежно отражающийся на их
отношениях с другими детьми. Точно так же болезнь, потеря работы, переезд и
другие события могут привести к неожиданным изменениям, которые отразятся
на развитии детей и подростков. Такие социальные факторы, как родственные
связи, участие в общественной жизни, государственная поддержка могут
смягчать психологическое воздействие подобных неблагоприятных
обстоятельств.
-7-

Одно из серьезных неблагоприятных обстоятельств —материальные
затруднения. Экономические проблемы могут провоцировать межличностные
конфликты, усиливающие экономические эффекты. Если экономические
затруднения присущи неимущим слоям населения, то хронические заболевания,
безработица и потеря угрожают и представителям среднего класса. Во многих
странах эти проблемы стоят особенно остро. Поскольку в разных странах
ситуации складываются по-разному, влияние материальных затруднений на
личностное и семейное развитие так же не одинаково.
В целом, на семейную жизнь может негативно повлиять чрезмерная
погруженность родителей в работу, ненадежность профессионального статуса,
потеря работы.-
Но ети обстоятельства могут по-разному влиять на членов семьи в
зависимости от демографических, личностных и соииалыю-псгорнчсских
факгоров.

Развод

Исследования, посвященные результатам развода, не оставляют никах
сомнений в том, что разрыв отношений между родителями может иметь
устойчивые негативнее последствия для ребенка. 0днако влияния эти носят
сложный характер. Пол, возраст, влияние сверстников, индивидуальные
различия родителей и детей, а также дальнейший супружеский статус
разведенных родителей — все это о посредующие факторы.



-8-


Используемая литература

1 Дж. Капрара, Д. Сервон «Психология личности»
2 Льюис Морган «Системы родства о свойства человека»
3 М. М. Ковалевский « Очерк происхождения и развития семьи и собственности»
4 Дж. Ф. Мак-Леннану « Пкрвобытный брак»
5 Солсо Р. Л. « Когнитивная психология»


.



-9-







Реферат на тему: Поняття про психіку

П л а н



Вступ…………………………………………………..………………..3



Розділ І. Загальне поняття про психіку………………………………………………………………….4


Розділ ІІ. Нейрофізіологічні основи психіки. Особливості будови
мозку…………..……………….……..8



Висновки……………………………………………………..……..11


Список використаної літератури……………….…..11



Вступ


Психіка – функція мозку, що полягає у відбитку об'єктивної дійсності в
ідеальних образах, на основі яких регулюється життєдіяльність організму.
Вивченням мозку займаються різні науки. Його будову досліджує
анатомія, а його складну діяльність із різних боків вивчають
нейрофізіологія, медицина, біофізика, біохімія, нейрокібернетика.
Психологія вивчає ту властивість мозку, що полягає в психічному
відбитку матеріальної дійсності, в результаті якого формуються ідеальні
образи реальної дійсності, необхідні для регуляції взаємодії організму з
навколишнім середовищем.
Основним поняттям психології є поняття психічного образу.
Психічний образ – цілісний, інтегративний відбиток самостійної,
дискретної частини дійсності; це інформаційна модель дійсності,
використовувана вищими тваринними і людиною для регуляції своєї
життєдіяльності.
Психічні образи забезпечують досягнення визначених цілей, і їхній
зміст обумовлюється цими цілями. Найбільш загальною властивістю психічних
образів є їхня адекватність дійсності, а загальною функцією - регуляція
діяльності.
Психіка є продуктом діяльності кори великих півкуль головного мозку.
Ця діяльність називається вищою нервовою діяльністю.



Розділ І. Загальне поняття про психіку

Психічний відбиток світу людиною пов'язаний з його суспільною
природою, він опосередковується суспільно виробленими знаннями. Психіка, як
відбивна здатність є й у тварин. Але вищою формою психіки є свідомість
людини, що виникла в процесі суспільно-трудової практики. Свідомість
нерозривно пов'язана з мовою. Завдяки свідомості людина довільно регулює
свою поведінку.
Свідомість не фотографічно відбиває явища дійсності. Вона розкриває
об'єктивні внутрішні зв'язки між явищами.
Змістом психіки є ідеальні відображення об'єктивно існуючих явищ. Але
ці відображення виникають у різних людей своєрідно.
Вони залежать від минулого досвіду, знань, потреб, інтересів,
психічного стану і т.д. Інакше кажучи, психіка - це суб'єктивний відбиток
об'єктивного світу. Однак суб'єктивний характер відбитка не означає, що цей
відбиток неправильний; перевірка суспільно-історичною й особистою практикою
забезпечує об'єктивний відбиток навколишнього світу.
Отже, психіка - це суб'єктивний відбиток об'єктивної дійсності в
ідеальних образах, на основі яких регулюється взаємодія людини з зовнішнім
середовищем.
Психіка містить у собі не тільки психічні образи, але і позаобразні
компоненти - загальні ціннісні орієнтації особистості, змісти і значення
явищ, розумової дії.
Психіка властива людині і тваринам. Однак, психіка людини, як вища
форма психіки, позначається ще і поняттям "свідомість". Але поняття психіки
ширше, ніж поняття свідомості, тому що психіка містить у собі сферу
підсвідомості і надсвідомості ("Над-Я").

Класифікація психічних явищ.
Усі психічні явища діляться на три групи:
1) психічні процеси;
2) психічні стани;
3) психічні властивості особистості.
Психічний процес - це акт психічної діяльності, що має свій об'єкт
відбитка і свою регуляційну функцію.
Психічний відбиток - це формування образу тих умов, у яких
здійснюється дана діяльність. Психічні процеси - це орієнтовно-регулюючі
компоненти діяльності.
Психічні процеси підрозділяються на пізнавальні (відчуття, сприйняття,
мислення, пам'ять і уява), емоційні і вольові.
Уся психічна діяльність людини - це сукупність пізнавальних, вольових
і емоційних процесів.
Психічний стан - це своєрідність психічної діяльності, обумовлена її
змістом і ставленням людини до цього змісту.
Психічні стани є стійкою інтеграцією всіх психічних проявів людини при
певній його взаємодії з дійсністю. Психічні стани виявляються в загальній
організованості психіки.
Психічний стан - це загальний функціональний рівень психічної
активності в залежності від умов діяльності людини і її особистісних
особливостей.
Психічні стани можуть бути короткочасними, ситуативними і стійкими,
особистісними.
Усі психічні стани підрозділяються на чотири види:
1. Мотиваційні (бажання, прагнення, інтереси, потяги, пристрасті).
2. Емоційні (емоційний тон відчуттів, емоційний відгук на явища
дійсності, настрій, конфліктні емоційні стани - стрес, афект, фрустрація).
3. Вольові стани - ініціативності, цілеспрямованості, рішучості,
наполегливості (їхня класифікація пов'язана зі структурою складної вольової
дії).
4. Стани різних рівнів організованості свідомості (вони виявляються в
різних рівнях уважності).

Система психічних явищ.
Психічні процеси – цілісні акти психічної діяльності, що
відрізняються відображувальною і регуляційною специфікою.
Пізнавальні. Відчуття, сприйняття, мислення, уява, пам'ять.
Емоційні, вольові. Психічні стани, психічні властивості поточна
своєрідність психічної діяльності (психічних процесів), типова для індивіда
своєрідність його психічної діяльності обумовлена змістом (об'єктом)
діяльності і його особистісною значимістю.
Темперамент. Індивідуальні особливості психічної діяльності,
обумовлені уродженими властивостями.
Мотиваційні. Обумовлені типом вищої нервової діяльності, актуалізовані
потреби.
Емоційні. Ієрархія потреб і стійких мотивів поведінки, ціннісних
орієнтацій, емоційний тон відчуттів, емоційний відгук, настрій, стрес,
афект, фрустрація.
Характер. Узагальнені способи поведінки, тип адаптації до середовища,
ініціативність, рішучість, цілеспрямованість, наполегливість та інші.
Рівні організованості. Психофізіологічні регуляційні здатності
психічної діяльності, можливості, що виявляються у конкретних видах
діяльності.

Регуляція діяльності.
Психічні властивості особистості - типові для даної людини особливості
його психіки.
До психічних властивостей особистості відносяться:
1) темперамент; 2) спрямованість; 3) здатності і 4) характер.
Особистість - індивід, включений у суспільні відносини, це соціальна
якість людини, тоді як індивід - це окремий представник біологічного роду
homo sapiens (таким є новонароджений).
Кожна особистість має неповторні сполучення психічних особливостей -
психічний склад; це і складає її індивідуальність.
Поняття "людина" більш широке, ніж поняття "особистість". Воно містить
у собі і поняття "індивід", і поняття "особистість".
Психічні процеси, стани і властивості людини - це єдиний прояв його
психіки. І вихідним психічним утворенням, що виявляється й у властивостях
особистості, і в різних психічних станах, є психічні процеси.



Розділ ІІ. Нейрофізіологічні основи психіки. Особливості будови мозку


Психіка є продуктом діяльності кори великих півкуль головного мозку.
Ця діяльність називається вищою нервовою діяльністю. Відкриті І.М.Сєченовим
і І.П.Павловим і їхніми послідовниками принципи і закони вищої нервової
діяльності є природничою основою сучасної психології. Познайомимося з
будовою і функцією нервової системи.

Будова і функції нервової системи.
Уся нервова система ділиться на центральну і периферичну. До
центральної нервової системи відноситься головний і спинний мозок. Від них
по всьому тілу розходяться нервові волокна - периферична нервова система.
Вона з'єднує мозок з органами почуттів і з виконавчими органами – м'язами і
залозами.
Всі живі організми мають здатність реагувати на фізичні і хімічні
зміни в навколишньому середовищі.
Стимули зовнішнього середовища (світло, звук, запах, доторкання і
т.п.) перетворяться спеціальними клітинами (рецепторами) у нервові імпульси
- серію електричних і хімічних змін у нервовому волокні. Нервові імпульси
передаються аферентними нервовими волокнами у спинний і головний мозок. Тут
виробляються відповідні командні імпульси, що передаються моторними
(еферентними) нервовими волокнами до виконавчих органів (м'язів, залоз). Ці
виконавчі органи називаються ефекторами.
Основна функція нервової системи - інтеграція зовнішнього впливу з
відповідною пристосувальною реакцією організму.
Структурною одиницею нервової системи є нервова клітина – нейрон. Він
складається з тіла клітки, ядра, розгалужених відростків - дендритів - по
ним нервові імпульси йдуть до тіла клітини - і одного довгих відростків -
аксону - по ньому нервовий імпульс проходить від тіла клітини до інших
клітин або ефекторів.
Відростки двох сусідніх нейронів з'єднуються особливим утворенням -
сінапсом. Він відіграє істотну роль у фільтрації нервових імпульсів:
пропускає одні імпульси і затримує інші. Нейрони зв'язані один з одним і
здійснюють об'єднану діяльність.
Центральна нервова система складається з головного і спинного мозку.
Головний мозок підрозділяється на стовбур мозку і передній мозок. Стовбур
мозку складається з довгастого мозку і середнього мозку. Передній мозок
підрозділяється на проміжний і кінцевий.
Усі відділи мозку мають свої функції. Так, проміжний мозок складається
з гіпоталамусу - центру емоцій і вітальних потреб (голоду, спраги, лібідо),
лімбічної системи (що відає емоційно-імпульсивною поведінкою) і таламуса
(здійснює фільтрацію і первинну обробку почуттєвої інформації).
У людини особливо розвинута кора великих півкуль - орган вищих
психічних функцій. Вона має товщину 3-4 мм, а загальна площа її в
середньому дорівнює 0,25 кв. м.
Кора складається із шести шарів. Клітки кори мозку зв'язані між собою.
Їх нараховується біля 15 мільярдів. Різні нейрони кори мають свою
специфічну функцію. Одна група нейронів виконує функцію аналізу (дроблення,
розчленовування нервового імпульсу), інша група здійснює синтез, об'єднує
імпульси, що йдуть від різних органів почуттів і відділів мозку
(асоціативні нейрони). Існує система нейронів, що утримує сліди від
колишніх впливів і здійснює зіставлення нових впливів із наявними слідами.
По особливостях мікроскопічної будівлі всю кору мозку поділяють на
декілька десятків структурних одиниць - полів, а по розташуванню його
частин - на чотири частки: потиличну, скроневу, тім'яну і лобову.
Кора головного мозку людини є цілісно працюючим органом, хоча окремі
її частини (області) функціонально спеціалізовані (наприклад, потилична
область кори здійснює складні зорові функції, лобово-скронева – мовні,
скронева - слухові). Найбільша частина рухової зони кори головного мозку
людини зв'язана з регуляцією руху органу праці (руки) і органів мови.
Усі відділи кори мозку взаємозалежні; вони з'єднані і з відділами
мозку, що лежать нижче, які здійснюють найважливіші життєві функції.
Підкіркові утворення, регулюючи уроджену безумовну-рефлекторну діяльність,
є областю тих процесів, що суб'єктивно відчуваються у вигляді емоцій (вони,
за виразом І.П.Павлова, є "джерелом сили для клітин кори").
У мозку людини є всі ті структури, що виникали на різних етапах
еволюції живих організмів. Вони містять у собі "досвід", накопичений у
процесі всього еволюційного розвитку. Це свідчить про загальне походження
людини і тварин.



Висновки


Психіка – це суб'єктивне відображення об'єктивного світу.
Психіка – це системна властивість високо-організованої матерії, що
полягає в активному відбитку суб'єктом об'єктивного світу, побудові і
використанні його в поведінці і діяльності.
Давно помічено, що психічні явища тісно пов'язані з роботою мозку
людини. Ця думка була сформульована ще в першому тисячоріччі до нової ери
Алкмеоном Кротонським (VI ст. до н.е.) і підтримувалася Гіппократом
(близько 460 – 377 р. до н.е.). Протягом більш ніж двотисячирічної історії
розвитку психологічних знань вона залишалася безсумнівною, розвиваючись і
заглиблюючись у міру одержання нових даних про роботу мозку і нових
результатів психологічних досліджень.
Психіка є продуктом діяльності кори великих півкуль головного мозку.
Ця діяльність називається вищою нервовою діяльністю. Відкриті І.М.Сєченовим
і І.П.Павловим та їхніми послідовниками принципи і закони вищої нервової
діяльності є природничою основою сучасної психології.



Список використаної літератури


1. Общая психология //Под ред. В.В.Богословского. – М.: Просвещение, 1981.
2. Общая психология //Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1976.
3. Кон И.С. Открытие «Я», М.: Политиздат, 1978. – 267 с.
4. Немов Р.С. Психология. Книга 1. - М.: Просвещение, 1998. – 304 с.
5. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности, Москва,1991.




Новинки рефератов ::

Реферат: Американская живопись (Искусство и культура)


Реферат: Маркетинговые исследования цен (Маркетинг)


Реферат: Модели развития Вселенной (Естествознание)


Реферат: Дети "группы риска" как социально-педагогическая проблема (Педагогика)


Реферат: Федотов (Искусство и культура)


Реферат: Молодежь на рынке труда (Социология)


Реферат: Особенности совершения всенощного бдения в монастырях святой Горы Афон (Религия)


Реферат: Муниципальное право (Право)


Реферат: Епоха Відродження, її гуманістичний зміст (Культурология)


Реферат: Создание и функционирование лизинговой компании (Банковское дело)


Реферат: Народные традиции в современном костюме (Искусство и культура)


Реферат: Товароведная характеристика сыров (Кулинария)


Реферат: Ролевые игры на уроках английского языка на основной ступени обучения в средней школе (Педагогика)


Реферат: Как И.В. Сталин установил личную диктатуру в ВКП(б)? (Исторические личности)


Реферат: Культура России 19в. (Культурология)


Реферат: Планирование фонда оплаты труда на примере "ОРМЕТО-ЮУМЗ" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Понятие о деятельности (Психология)


Реферат: История создания балета "Лебединое озеро" (Искусство и культура)


Реферат: Сравнительная оценка засухоустойчивости мутантных и гибридных форм яблони (Сельское хозяйство)


Реферат: Металлы жизни (Химия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист