GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Эллинизм и его историческая роль (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Эллинизм и его историческая роль (Искусство и культура)




Введение 3

1. Исторический очерк 5

2. АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ 7

3. Эллинистическая культура. 13

Заключение. 17

Библиографический список. 19

Введение

История эллинизма мало привлекало историков идо середины XIX в. она
совершенно не была разработана. После великих достижений культуры Афинской
рабовладельческой демократии V в., создавшей изумительные, до сих пор
пленяющие нас произведения искусства выдающихся гениальных философов,
выдающихся государственных деятелей, непревзойденных мастеров
художественного слова. Вся последующая история Греции представлялась
бледной, малосодержательной, не стоящей внимания.
От обаятельной классической Греции историки предпочитали перейти к
республиканскому Риму. Только Александр Македонский, великий завоеватель,
поразивший воображение не только современников, но и последующие поколения,
занимал в истории античности подобающее место. При изучении истории
ограничивались констатированием факта, что после его смерти воздвигнутое им
грандиозное сооружение рассыпалось.
К тому недостаточность источников и трудность их истолкования и
согласования, чрезвычайная сложность политической истории эллинизма
отпугивала исследователей. Исследование периода упадка и иссякания
творческих сил греческого народа мало привлекала.
У Нибура даже вырвалось пожелание: “..чтобы земля разверзлась и
поглотила македонцев.”
Между тем эллинизм- целая эпоха в истории древности. Она занимает три
столетия- от 336г. (год воцарения Александра) до 30г. до н. Э. (год
завоевания Римом последнего крупного эллинского государства- Египта). Он
охватывает почти весь тогдашний цивилизованный мир. Можно сказать, что
история эллинизма- это всемирная история того времени. В ней зародилась
идея- научные, философские, этические, религиозные, котoрые веками владели
миром. Произошли значительные сдвиги в экономике, политических формах, в
общественном сознании, в культуре.
По отдельным эллинистическим странам и по отдельным проблемам истории
эллинизма написана за последние десятилетия обширные серьезные
исследования, но об эллинизме в целом серьезных трудов не появилось.
Исключение составляет, пожалуй, представляющая несомненный интерес книга
Тарна « The Hellenistic civilization », вышедшая впервые в 1927г.

1. Исторический очерк

Что означает «эллинизм»? Для одних он означает новую культуру,

состоящую из греческих и восточных элементов; для других- распространение
греческой культуры на страны Востока, для третьих- продолжение, развитие
чистой линии все той же более древней цивилизации; для иных- эта та же

греческая цивилизация, но видоизмененная под влиянием новых условий.
Все эти теории содержат долю истины, но ни одна из них не является
полной истиной, т. к. являются детальными. Для того, чтобы получить
правильную картину, нужно рассмотреть совокупность всех явлений.
Термин «эллинизм» является условием для цивилизации трех веков, в

течении которых греческая культура распространилась далеко за пределы своей
родины, никакое общее определение не может полностью охватить этот

процесс.
Изучить «эллинизм» как историческую эпоху и понять его во всем его
своеобразии нельзя без учета того основного факта, что «эллинизм»- этап в
истории античного рабовладельческого общества.
В эпоху «эллинизма» мир изменился и расширился. Греческим языком можно
было пользоваться от Марселя до Индии, от Каспийского моря до порогов Нила.
Национальность отступает на второй план; общий язык и общее

воспитание содействуют развитию общей культуры. Литература, наука и прежде
всего философия связаны в известной мере с более широким миром, чем Греция.
Торговля стала международной. «Эллинизм» установил иные формы государства
вместо восточной деспотии и эллинского полиса. Но эллинистические монархии
на Востоке, Македонская коалиция, Ахейский и Этолийский союзы на Балканах
не ликвидировали греческого полиса с его узкими интересами. Конечно, то не
были независимые города- государства, но существование их связывало граждан
со старыми учредителями полиса.
С другой стороны, и восточная деспотия не была ликвидированы.

Приемники Александра продолжали действовать подобным же образом. Даже в
области культуры, где «эллинизм» означает коренной переворот, дело не было
доведено до конца; не были поглощены восточные культуры, не была забыта
эллинская культура классического периода.
Таким образом, эллинизм можно расценивать как прогрессивный этап в
истории античности, но с существенной оговоркой. В его начальный период
были созданы новые формы экономической, политической и духовной жизни. Но
изменения, совершившиеся во всех областях жизни в эллинистический период,
были недостаточно глубоки, причины, приведшие к кризису эллинских
государств не были преодолены.
Во всех областях культуры эллинизм означает поворот всемирно-
исторического значения. Многое было только намечено, эллинистическая

экономика не создала условий для окончательной переработки классического

наследия, для создания на его основе нового цельного мировоззрения,
целостности гармоничной культуры. Противоречия рабовладельческого общества
после краткого периода подъема сказались очень быстро и привели к тому, что
развитие шло лихорадочными темпами с кратковременными взлетами и
длительными периодами упадка; в некоторых областях- философии, литературе-
упадок стал хроническим. Но в целом эллиптическая культура- это новая
стадия в культурной истории человечества, повлиявшая на весь дальнейший ход
ее.
Становится ясной историческая роль эллинизмa как одно из этапов, на
которых подтачивалась социально-экономическая ограниченность
рабовладельческого общества, создались, хотя в недостаточной степени,
предпосылки для более прогрессивного общественно- экономического подъема.
Созданная на этой базе эллинистическая культура была принципиально новой,
поскольку она, хотя в неполной мере, порвала рамки прежней ограниченности.
Но эллинистическая культура не должна заслонять тех материальных
основ, на которых она возникла. Напротив, именно в аспекте общественных
отношений становится ясной ее сущность и ее историческая роль.
2. Александр Македонский
Многие элементы возникающего нового, эллинистического общества были
уже налицо, когда на мировую арену выступил Александр Македонский,
деятельность которого оказала влияние на все области политической,
экономической и духовной жизни того времени и с которого принято обычно
считать начало эллинизма. Об Александре Македонском написано громадное
количество литературы; его деяния, его личность, его судьба уже в древности
привлекала живейший интерес историков и философов. Особенно привлекала и
привлекает внимание деятельность Александра, как полководца; его походы и
данные или крупные сражения продолжают тщательно изучаться с точки зрения
военного искусства.
Александр, сын Филиппа II Македонского родился в гекатомбейоне (по
македонскому календарю- конец июля) 356г. до н. э. в Пелле. Древнее
предание гласит, что он родился в ту ночь, когда Геростат сжег храм
Артемиды Эфесской- одно из "семи чудес света", рождение Александра. по
легенде должно возместить эту утрату. Мать его Олимпиада была властной
женщиной с деспотическими страстями.
Первым воспитателем Александра, и воспитателем суровым, был
родственник Олимпиады Леонид. С 343г. воспитателем Александра стал
Аристотель, который тогда еще был прославленным философом и ученым, но уже
пользовался известностью. Аристотель сумел привить своему питомцу любовь к
греческой культуре и понимание ее, интерес к науке. Ахилл и Геракл стали
для Александра идеальными образцами, которым он стремился следовать.
Вернувшись в 340г. ко двору отца, юный Александр стал уже принимать
участие в политической жизни. В 337г. Филипп отдалил от себя Олимпиаду и
обручился с Клеопатрой. В связи с этим произошел разрыв между ним и
Александром. Александру пришлось удалится в Иллирию. Вскоре, однако,
Александр помирился с отцом. На следующий год Филипп умер. В Македонии
престолонаследия в виде перехода власти от отца к сыну не было установлено
здесь была возможна конкуренция между различными претендентами. Чтобы
утвердится на троне, Александр перебил своих возможных соперников.
Укрепив свои позиции в Греции, Александр весной 335г., чтобы
обеспечить свой тыл перед походом в Азию, выступил на север, переправился
через Балканы и благодаря умелой и смелой тактике разбил трибаллов. Укрепив
северную границу царства , Александр повернул в Иллирию, где было начато
восстание. Александру удалось одержать победу. Одержав еще ряд побед
Александр все же видел свою миссию не столько в осуществлении как эллинских
идей, сколько в том прежде всего, чтобы создать большое Македонское
царство, расширить свои владения; а по мере того как он одержал все новые
победы, идея мировой державы оттеснила и Македонию на второй план.
В завоеванных и занятых городах Александр восстанавливал демократию и
объявлял греческие города свободными и автономными. Завоевания Александра
означали такой переворот во взаимоотношениях между победителями и
побежденными , какого мир до этого не знал. Не все греческие города в
Малой Азии с энтузиазмом встречали Александра и только Тир, Газа,
Геликарнас, но и небольшие города оказали ему сопротивление. В процессе
завоевания у Александра все больше укреплялась идея мирового господства, и
старые панэллинские лозунги утратили свою актуальность, все меньшую роль
играли в политике завоевания.
Жестокая расправа с Фивами показала, что с самого начала на первом
месте у Александра стало укрепление собственной власти для осуществления
планов завоеваний на Востоке.
Мы не знаем тех 70 с лишних городов, которые по словам

Плутарха, построил Александр на Востоке, но Александрия и Ходжент на
Востоке, ставший Ленинаканом, Кандагар и Герат существуют и поныне.
После победы над Дарием в 330г. Александр уже видел себя владыкой
Востока и ни на какие частичные уступки не шел. В течении трех лет,
преодолевая большие трудности, Александр подчинил восточные страны, укрепил
свою власть теми способами, которые он применял до этого; он привлекал к
себе на службу представителей местной знати, к непокорным применял жестокие
репрессии, по пути своего прохождения основывал новые города- Александрии,
которые должны были не только служить для него опорными пунктами, но и
сблизить местное население, его экономику, быт и культуру.
Больше всего трудностей доставили Александру Бактрия и Согдиана, на
покорение которых он потратил два года. Военная демократия в области
Средней Азии дорожила своей свободой и боролась за нее. Но в 327г. компания
была завершена и Александр начинает готовится к новому грандиозному походу
на Индию.
Плутарх утверждает, будто Александр привел из Индии меньше четверти
своего войска. В начале 324г. Александр соединился с отрядом Неарха.
Возвращение было торжественно отпраздновано. Но предстояло много трудов и
работ по организации государства, налаживанию администрации, реализации
идей, которые толкали Александра на все новые завоевания.
Александр по мере расширения своих военных операций привлекал в войско
местные войсковые части. В Сузах он провел церемонию, которая должна была
служить как бы символом слияния победителей и побежденных в один народ.
Еще до индийского похода Александр женился на Роксане, племяннице
Дария; хотя это был брак по любви, но он не мог не быть воспринят также
как акт политический. В Сузах Александр организовал в один день массовые
браки между македонцами и персами.
Политика Александра. естественно, усилила оппозицию не только в
Греции, реально утратившей свою свободу, но и среди македонцев. Им чужды
были мечты Александра, его политика слияния греков, македонцев и варваров
означала для них умаление их привилегий и превращение их в таких же
подданных царя, какими были покоренные восточные народы.
В 323г. Александр переехал в Вавилон, центр созданной им державы. Сюда
со всех концов света прибывали послы и делегации с просьбами и с выражением
почтения и преданности. Мировая держава, созданная Александром, должна была
получить также идеологическое оформление, в тогдашних условиях-
религиозное. Правда, тогда еще не было условий для создания единой религии
для всех народов, населявших государство Александра; об этом не было и
речи.
Но культ Александра мог в некоторой степени не только дать религиозную
санкцию власти царя, но и объединить всех его подданных.
Но Александр не успокоился на достигнутых успехах. Его не
останавливала тоска, страстная мечта о новом, неизвестном, неутолимые
поиски новых путей расширения государства.
Во время подготовки новой экспедиции Александр внезапно заболел в
Вавилоне. Он крепился, перемогался , продолжал заниматься делами, но
состояние его с каждым днем ухудшалось. На десятый день встревоженные
ветераны добились допуска в покой, где лежал их умирающий полководец; они
молчаливо прощались с находившемся уже в бессознательном состоянии
Александром. На следующий день, 13 июня 323г. Александр умер в расцвете
сил, не достигнув еще 33 лет от роду.
После своей смерти Александр стал героем исторических и литературных
преданий многих народов. Роман " Александр" был переведен на 24 языка.
Легенды о нем вплетались в фольклор самых отдаленных друг от друга народов.
Это объяснялось не только грандиозностью его державы, но и романтичностью
его походов, поразительными победами, молодостью и трагичной судьбой
Александра.
Держава Александра распалась после его смерти. Александр пытался
создать великую мировую державу, но она не устояла. Созданные Александром
новые города не все оказались жизнеспособными. Но некоторые из них стали
крупными экономическими центрами и сохранились до нашего времени. При этом
Александром была введена единая (золотая и серебряная) монета по
аттическому стандарту; это не только было выражением высшего суверенитета
Александра, но содействовало также оживлению и облегчению торговых
операций.
Громадное значение для всего последующего времени имели географические
открытия и изыскания Александра, улучшение дорог, судоходство, прокладка
новых путей сообщения; все это значительно раздвинуло рамки тогдашнего мира
и позволила расширить экономические и торговые связи.
Греческий язык и греческая культура в результате походов Александра
проникли далеко на Восток, даже туда, где власть Александра не утвердилась-
в Индию, Армению. С другой стороны, восточная культура, наука,
производственный опыт, особенно в отраслях хозяйства, не известных грекам.
оказали влияние на греков. Особенно отчетливо влияние Востока сказывается в
религиозных представлениях. Расширение географических, этнографических,
естественнонаучных познаний эллинов дало мощный толчок развитию греческой
науки, расцвет которой относится к периоду после Аристотеля. В результате
походов Александра во всех странах, вошедших в состав его державы,
создается единство производственной техники, единство военного дела и
вооружений и, поскольку речь идет о греках и о народах, усвоивших греческий
язык- единство языка.
А между тем продолжали действовать и силы, направленные к расторжению
этого объединения. Неравномерность социально- экономического развития
различных частей государства Александра, пережитки примитивных отношений в
самой Македонии.
Прочно держалось убеждение в невозможности равенства между господами и
рабами, эллинами и варварами, а на Востоке также религиозные предрассудки и
теократические учреждения- все это противодействовало развертыванию и
реализации тех тенденций, которые проявлялись в деятельности Александра и
были обусловлены всем предшествующим историческим развитием. Возможно
поэтому, что если бы Александр не умер так рано, ему самому пришлось бы
стать свидетелем крушения своих грандиозных планов. Преждевременная смерть
Александра лишь ускорила развитие событий, но в более скромных размерах, в
соответствии с реальными возможностями, применительно к соответствию,
соотношению сил в различных частях бывшей монархии Александра. При этом
приемники Александра ставили перед собой нередко узкие, частные задачи; но
объективно ими все же восполнялись отчасти те же задачи, какие намечены
были уже Александром Македонским, походы которого были важной гранью в
развитии античного мира.

3. Эллинистическая культура.

Характер и значение эллинизма, как нового этапа в истории античного
рабовладельческого общества особенно четко отразились в эллинистической
культуре, что дало повод некоторым историкам видеть в эллинизме только
явление культурно-историческое. Если политическое и экономическое единство,
которое стремились создать Александр и его приемники, оказалось непрочным и
неглубоким, но выросшая на почве эллинизма культура вышла даже за рамки
эллинистического мира; будучи унаследована Римской империей, Византией и
народами Передней Азии, она оказала значительное влияние на культуру нового
времени.
Сама организация культурной жизни общества получила широкий размах,
невозможный раньше в маленьких отгороженных друг от друга полисах. В период
эллинизма литература и наука получают свой богатый, на широкую ногу
поставленный, центр в Александрийском музее. Библиотека этого музея в
Брухейоне имела до 700 тысяч свитков. Здесь не только собирали, но и
изучали литературу. Здесь возникла филологическая наука, унаследованная
последующими пополнениями.
Греческие игры и празднества, греческие гимназии, школы, театр
получают широкое распространение в странах Востока и становится важным
фактором не только эллинизации Востока, но и ориентализации Запада.
Громадное значение имело при этом возникновение общегреческого языка (на
базе аттического диалекта), постепенно вытеснившего из литературного языка
местные диалекты. Общность языка была одним из весьма действенных способов
"смешения жизней, быта и нравов".
Вместе с греческим языком к народам Востока проникают и греческие
литературные жанры. Наконец, как известно, греческая литература
эллинистического периода послужила исходным пунктом для создания римской
литературы.
Но содержание эллинистической художественной литературы существенным
образом изменилось. В Греции появляются новые жанры, соответствовавшие
изменившимся общественным настроениям и художественным вкусам. Идеология
античности классического периода была связана с общественной жизнью полиса.
Возникают новые типы литературных произведений – эпиграммы, идиллии,
жанровые сценки, небольшие элегии, любовная лирика.
Чем менее содержательна становится поэзии, тем более изысканной,
изощренной, причудливой становилась ее форма. Александрийская поэзия
(названная так условно, ибо она созидалась не только в Александрии) дала
наиболее современные образцы формального мастерства, воплощенности,
тщательности отделки, за которой чувствуется не только поэтическое
вдохновение, сколько ученость; эта салонная поэзия рассчитана на узкий круг
читателей, способных оценить кропотливую работу. Старые жанры меняют свой
характер. Театральные представления становятся более пышными, зрелищными,
но исчезает глубокая идейное содержание трагедий классического периода.
Эллинистическая литература могла дать и дала новые поэтические
произведения и целые жанры, интересные в своем роде.
Политика основания и постройки новых городов и в том числе столиц,
получила свое прямое выражение в эллинистическом градостроительстве, в
планировке городов и их архитектурном оформлении. Создание таких
грандиозных по тому времени сооружений, как Фаросский маяк, Родосский
колос, громадный корабль "Сиракузия" свидетельствуют об этом.
Интерес к личному, к переживаниям отдельного человека, утратившего
прочную связь с коллективом, сказывается, как и в литературе, в появлении и
быстром развитии жанрового искусства, портретной скульптуры и живописи.
Мифология занимает по-прежнему много места в искусстве. Но и боги
изменили свою природу, и отношение к ним стало иным. Эллинистические боги
не рассчитаны на религиозное благоговение зрителя, в них сказывается скорее
стремление передать совершенство человеческого тела и выражение
человеческих чувств и страстей.
Не только литература и искусство изменили свое содержание и создали
новые формы; резкие изменения произошли в чисто идеологической сфере –
философии и религии. При тогдашнем политическом устройстве философы
стремились решать прежде всего вопросы личные – вопросы морали, цели и
смысла жизни все больше отходит от общефилософских проблем, чтобы дать себе
и своим последователям утешение, моральную поддержку, внутреннюю
устойчивость взамен утраченной твердой опоре в полисе.
Общий подъем экономики в первый период эллинизма отразился и на
философских концепциях. Материалистическая философия, по существу наиболее
жизненная, достигла в начальный период эллинизма блестящего расцвета в
учении Эпикура.
Само занятие философией все более превращается в промысел. Более
видные философы состоят при дворах властителей.
Религия тоже не стоит на месте. Греческая религия, не имевшая своего
богословия, была основана на предании, зафиксированном в многочисленных
памятниках искусства. В поэмах Гомера греки видели не только поэтические
мифы, но и историю. В эллинистический период мифология перестает
удовлетворять верующего. В качестве источника веры и религиозных исканий
выдвигается теперь не предание, а личное откровение. Верующие находят опору
в восточных религиях. Странным и трудно объяснимым на взгляд позднейших
поколений представляется культ царствующих особ, появляющихся в
эллинистических государствах.
Новые явления в эллинистической религии не означали исчезновения
старой религии классического периода. Старые боги не исчезли, но они
изменили свой облик, стали "представителями общественных сил". Религия в
эллинистический период становится впервые предметом изучения. Этот период
характеризуется религиозными поисками. Новые боги должны были больше
говорить сердцу верующего, дать ему утешение, опору в создании возможности
спасения если не на земле, то в ином мире.
Встреча эллинской религии с восточными произвела изменения и в
религиях Востока. Перемены были не очень значительны, т. к. изменения
условий общественной жизни на Востоке в результате создания эллинских
монархий не затронули достаточно глубоко условия жизни масс народов.
Но эллинизм не привел к полному слиянию эллинства с Востоком, не
ликвидировал разрозненности, обособленности племен и народов. Единая
религия поэтому не могла быть создана. Старое отмирало, новое не было
прочным и глубоким. В религиозном отношении эллинистический период – период
исканий новых форм религии и религиозного сознания.
Вернемся в философию. Приобретает популярность философия стоицизма,
основоположником которой был Зенон, уроженец Кипра. Главное в стоицизме –
это этика, учение о добродетели, которая заключалась в спокойствии,
невозмутимости, в умении стойко переносить удары судьбы. Еще одна школа
философов, киников, провозглашала как высшую добродетель человека, его
умение наслаждаться малым, быть независимым от государства, общества, даже
от культуры и семьи. Знаменитым киником был Диоген, согласно легендам
вообще бросивший вызов общепринятому порядку и живший в бочке. Когда его
посетил знаменитый Александр Македонский и спросил, что он желает, то лишь
ответил: "Не заслоняй солнца".
Это время отмечено успехами науки, математики, механики (Евклид,
Архимед), астрономии (Аристарх Самосский), медицины, географии, филологии.
Происходит изменение во всех сферах жизни: научной, политической,
общественной и духовной.



Заключение.

Эллинистическая культура надолго пережила эллинистические государства
и вызвала у историков иллюзии, будто в созданных эллинизмом культурных
ценностях и заключается его подлинная сущность. Эллинизм означал серьезные
изменения в экономической, политической и социальной жизни общества.
Изменения послужили основой для создания и распространения эллинистической
культуры.
Эллинизм не был простым механическим "смешением" Востока и Запада. Бал
создан новый тип экономического и политического объединения.
Эллинизм как новый этап в истории рабовладельческого общества получил
отчетливое выражение в области культуры – в литературе и искусстве, в
философии и религии.
Историческое значение эллинизма и культура в том главным образом и
состоит, что в этот период человек отрывается "от пуповины естественно-
родовых связей", что происходит процесс преодоления этнической,
религиозной, общинной, полисной замкнутости и все отчетливее вырисовывается
классовая борьба.
Эллинистическая культура распространилась и сохранилась даже там, где
ее социально-экономическая и политическая база оказалась слабой и
недолговечной. Она проникла в Среднюю Азию и Индию. В далеком
Причерноморье, в Ольвии, Херсонесе, в Боспорском царстве эллинистическая
культура достигла высокого развития. Отсюда вышли знаменитые философы Бион
и Сфер, историки Сириск и Посидоний Ольвиополит, географ Дионисий
Ольвийский, поэт Исим. Конечно, не везде и всегда эллинистическая культура
пускала прочные корни, ее распространение и развитие были неравномерны.
Изучение истории эллинизма не только вскрывает закономерность
исторического процесса развития античного рабовладельческого общества. Оно
позволяет сделать и более общий вывод: когда социально-экономическая
формация находится на стадии упадка и разложения, попытки господствующего
класса упрочить свою власть путем введения новых форм экономического и
политического господства обречены на провал.
Но чтобы не говорилось, ясно одно, что эпоха эллинизма оставила как
историческое, так и культурное наследие.



Библиографический список.

1. "Эллинизм и его историческая роль", А.Б. Ранович, М.-Л. 1950
2. "Эллинистическая цивилизация", В.Тарн., М., 1949
3. "Греческая цивилизация", Боннар А. М., 1994
4. "Распад империи Александра Македонского", Шофман., М., 1984
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (КубГУ)



РЕФЕРАТ
ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
НА ТЕМУ:

“ЭЛЛИНИЗМ

И ЕГО ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ”

Работу выполнила
студентка 1 курса
группа факультета РГФ,
(английская филология)
Крутофал Ирина Вячеславовна

Научный руководитель
доцент, кандидат исторических
наук
Узлов Юрий Андреевич



КРАСНОДАР 1999



Учебная характеристика
на студента IV курса
экономического факультета
Кубанского Государственного
Университета
Шовгенова Казбека Нурбиевича,
адыгейца, 1978 года рождения



Студент Шовгенов К. Н. обучается на экономическом факультете с 1996
года по настоящее время. За время учебы зарекомендовал себя как знающий
студент, инициативен, проявляет усердие в учебе. Обладает перспективным
скрытым человеческим потенциалом.



Декан экономического факультета
Профессор Шевченко И. В. _________________
30.03.99г.




Реферат на тему: Эпический театр Бертольда Брехта

Бертольд Брехт
(Ойген Бертольд Фридрих Брехт)
(1898-1956)

Б.Брехт родился 10 февраля 1898 года в небольшом баварском городке
Аусбурге в семье директора фабрики. В 1908 году Брехт поступил в
аусбургскую гимназию. Годы учебы в гимназии(а особенно в 1913-1917гг.)
приходятся на период, когда в Германии усилено развивались призывы к
братоубийственной войне, когда милитаристский психоз охватил не только
прусскую военщину, но и не в меру верноподданных баварских учителей. В
связи с этим следует вспомнить случай, происшедший с Брехтом в 1915 году:
семнадцатилетнему Бертольду предложили написать сочинение на слова Горация
«сладко и почетно умереть за отчизну». В той работе, еще молодого Брехта,
мы находим знаменательные слова, которые свидетельствовали о неприязни им
не только кайзеровского(нем.kaiser – правитель) верноподданнического
патриотизма, но и фарисейской морали общества в целом. «Выражение, что
умереть за отчизну сладко и почетно, - писал Брехт, - можно расценивать как
тенденциозную пропаганду, Прощание с жизнью всегда тяжело, в кровати также
как и на поле боя, и особенно, конечно, молодым людям в рассвете лет.
Только пустоголовые дураки могут зайти в своём краснобайстве так далеко,
чтобы говорить о лёгком прыжке сквозь тёмные ворота».1
Брехт, которого учили искусству повелевать, выламывался из своего
класса и проникался состраданием к униженным и оскорблённым.
После окончания гимназии Б.Брехт начинает изучать естественные науки в
университетах Мюнхена и Берлина. Но война требовала всё новых и новых
солдат: Брехта призывают в армию и служит он санитаром аусбургского
военного госпиталя. Продолжающийся в Германии шовинистический удар вызывает
у Брехта не только возмущение, но и откровенный бунт против власти насилия.
Именно с первой мировой войной связаны ранние литературные выступления
Брехта: в это время(1918) появляется его сатира на милитаристскую машину
кайзеровской Германии – «Легенда о мёртвом солдате».
Четыре года длился бой,
А мир не наступал.
Солдат махнул на всё рукой
И смертью героя пал

Однако шла война ещё,
Был кайзер огорчен:
Солдат нарушил весь расчет,
Не вовремя умер он.

Над кладбищем стелилась мгла,
Он спал в тени ночей,
Но как-то раз к нему пришла
Комиссия врачей.

И дальше поэт с убедительной иронией говорит об усилиях этой
комиссии вернуть солдата в строй.
«Легенда о мёртвом солдате» зафиксировала в поэтике Брехта не только
утверждение социальных проблем, но и новаторских принципов
действительности. Невероятное с точки зрении элементарной логике»
воскрешение из мёртвых» помогает постигнуть всю абсурдность мира, где
господствуют идеи капитала. Не потому ли само понятие «героическое»
осознаётся Брехтом как насилие над человеческой природой. Благодаря
воспроизведению АЛОГИЗМА обыденного(призывная комиссия свидетельствует
мертвеца на предмет его годности к строевой службе!), Брехт не только
показывает античеловечность, противоестественность войны, но и абсурдность
мира с воинствующим антигерманизмом. Закономерно поэтому, что в 1939 году
пришедшие к власти фашисты указали на «Легенду о мёртвом солдате» как на
причину лишения Брехта немецкого гражданства: фашистская диктатура в
Германии увидела в стихотворении, написанном ещё в 1918 году, прямой вызов
собственным идеологическим и политическим установкам.
В стихотворении «Легенда о мёртвом солдате» сатирические приёмы
напоминают приёмы романтизма: солдат, идущий в бой на врага, - давно уже
только призрак, люди, провожающие его, - филистеры, которых немецкая
литература издавна рисует в облике зверей. И вместе с тем стихотворение
Брехта и сейчас злободневно – в нём и интонации, и картины и ненависть к
войне вообще (хотя речь шла о времени первой мировой войны). Немецкий
милитаризм, войну Брехт клеймил и в стихотворении 1924 года «Баллада о
матери и солдате», поэт понимает, что Веймарская республика (он принимал
участие в боевых событиях 1918г. в Германии) далеко не искоренила
воинственный ПАНГЕРМАНИЗМ.
В годы Веймарской Республики поэтический мир Брехта расширяется.
Действительность предстаёт в острейших классовых потрясениях. Но Брехт
воссоздаёт не только картины угнетения: «Песня единого фронта», «померкшая
слава Нью-Йорка», «Песня о классовом враге» - это стихотворения –
революционные призывы. Лирика Брехта очень широка по своему диапазону,
поэт может запечатлеть реальную картину немецкого быта во всей ее
исторической и психологической конкретности, но он может создать и
стихотворение-раздумье, где поэтический эффект достигается не описанием, а
точностью и глубиной мысли, соединённой с изысканным, отнюдь не надуманным
иносказанием.
В 1919г. Брехт возобновляет занятия в Мюнхенском университете, но его
всё больше привлекает искусство театра, он пишет театральные рецензии на
постановки Аубургского театра, пробует свои силы в драматургии. Брехт-лирик
помог Брехту-драматургу. В Мюнхене он становится режиссером, а затем
драматургом городского театра.
В 1924 Брехт переселяется в Берлин, где работает в театре. Он выступает
одновремённо и как драматург и как теоретик-реформатор театра. Уже в эти
годы в своих решающих чертах сложилась эстетика Брехта, его новаторский
взгляд на искусство. Брехт изложил в 20-е годы в отдельных статьях и
выступлениях, позднее объединенных в сборник «Против театральной рутины» и
«На пути к современному театру». Позднее, в 30-е годы, Брехт
систематизировал свою театральную теорию, уточняя и развивая её, в
знаменитых трактатах «О неаристотелевской драме», «Новые принципы
актёрского искусства», «Малый органон театра», «Покупка меди» и некоторых
других.
Эпическая драматургия Брехта, родившаяся в эпоху соц. потрясений и
революций, требовала осмыслить судьбы не отдельных, пусть и трагически
великих одиночек(Король Лир, Гамлет), а человеческие судьбы в XX веке.
Вот почему предметом драматического конфликта у Брехта становится не
столкновение отдельных индивидуалов, а БОРЬБА ИДЕОЛОГИИ, различных соц.
систем, классов. Именно в силу этого, как неоднократно подчеркивал сам
Брехт, драма стала повествовать о бирже, инфляции, кризисах и войнах. Самым
решительным образом в эпическом театре изменяется и природа эмоций. Главным
для Брехта является воздействие на разум зрителя, а не на его чувства. Он
активизирует рассудочное, аналитическое начало, которое способно росту
самосознания человека, воспринимающего акт(действие) искусства.
В брехтовской эпической драме важным является не действие, а рассказ;
пробуждается интерес не к развязке, а к ходу изображаемых событий; каждая
сцена в пьесах Брехта представляет собой в сюжетно-композиционном отношении
завершенное целое. Например, драма «Страх и нищета в третьей империи», -
пьеса состоит из 24 сцен. Это обстоятельство дало повод некоторым
исследователям толковать пьесу Брехта как сборник одноактных драм. Более
того, все сцены никогда не были поставлены в рамках одного спектакля. И тем
не менее «Страх и нищета в Третьей империи» - драматически целое, состоящие
из 24 композиционно и содержательно завершенных сцен.
Брехт в названной пьесе рассказывает то о судьбе лиц неарийского
происхождения в Германии времён Гитлера(«Жена – Еврейка»), то о распаде
семейных уз и отношений, то о продажности немецкого
правосудия(«Правосудие»), то о системе шпионажа и предательства, получивших
широкое распространение в годы фашистской диктатуры(«Меловой крест»), то о
лживости тезиса «классового мира» в условиях фашистской диктатуры(«Трудовая
повинность») и т.д. При этом ни один из названых эпизодов в фабульном
отношении не продолжает предыдущий, но взятые вместе они составляют
впечатляющую картину распада фашистского государства задолго до его
фактической гибели. Брехт прибегает в данном случае к технике мозаичного
панно, где значим каждый штрих для выявления сути каждого. «В отличии от
драматического произведения эпическое можно, условно говоря, разрезать на
куски, причём каждый кусок сохранит свою жизнеспособность», - утверждал
Брехт. Эпическая драма тем и отличается от традиционной, что в силу своей
композиционной завершенности каждая сцена, взятая отдельно, может
существовать отдельно, но получить наиболее полное свое воплощение может
только в системе всех предусмотренных драматических сцен. Как уже
говорилось, эпическая драма предполагает пробуждение интереса зрителя не к
исходу действия, а к ходу его. Дело в том, что интерес к развязке усиливает
эмоциональное восприятие спектакля, в то время, как интерес к ходу действия
стимулирует аналитическую позицию зрителя.
Эстетика Брехта выросла из потребностей новой культуры, из стремления
усилить идеологическое воздействие искусства, утвердить новое отношение
зрителя к театру, придать театру черты, которые бы роднили его со
значительностью политического митинга, с глубокой серьёзностью
университетской аудитории. Драматическая система Брехта – непосредственное
отражение необычайной активности художественной мысли, вызванной
Октябрьской революцией в России и Ноябрьской в Германии. Для драматурга
характерно бережное и тонкое отношение к мировому опыту театра и искусства,
но он верил, что подлинный расцвет театра ещё впереди – в обществе
раскрепощённых людей. Брехт внимательно читал и чтил античную литературу и
драматургию, Шекспира, французских классицистов, Ибсена и Чехова. Но это не
мешало ему понимать, что даже наследие Шекспира связано с определённым
этапом развития человечества и не может быть абсолютным образцом.
Брехт называет свою эстетику и драматургию неаристотелевским театром;
этим названием он подчёркивает своё несогласие с важнейшим, по мнению
Аристотеля, принципом античной трагедии, воспринятым впоследствии в большей
или меньшей степени всей мировой театральной традицией. Драматург выступает
против аристотелевского учения о катарсисе(необычайная, высшая
эмоциональная напряженность, очищающая «душевное состояние зрителя»).
Пафос, эмоциональную силу, открытое проявление страстей мы видим в его
пейзажах. Но очищение чувств в катарсисе, по мнению Брехта, вело к
примирению с трагедией, жизненный ужас становится театральным и поэтому
привлекательным, зритель даже был бы не прочь пережить нечто подобное.
Гуманисту Брехту мысль о красоте и неубеждённости страдания казалось
кощунственной. С проницательностью художника, создавшего свой театр для
будущего, он постоянно пытался развеять легенды о красоте страдания и
терпения. В «Жизни Галилея» он пишет о том, что голодный не имеет права
терпеть голод, что «голодать – это просто не есть, а не проявлять терпение,
угодное небу». Брехт хотел, чтобы трагедия возбуждала размышления о путях
предотвращения трагедии. Поэтому он считал недостатком Шекспира то, что на
представлениях его трагедий не мыслимо, например, «дискуссия о поведении
короля Лира» и создаётся впечатление будто горе Лира неизбежно.
Идея Катарсиса, порождённая античной драмой, была тесно связана с
концепцией роковой предопределённости человеческой судьбы. Драматурги силой
своего таланта раскрывали все мотивировки человеческого поведения, в минуты
катарсиса словно молнией освещали все причины действий человека, и власть
этих причин оказывалась абсолютной. Именно поэтому Брехт называл
«аристотелевский» театр фаталистическим.
Брехт видел некоторое противоречие между принципом перевоплощения в
театре, принципом растворения автора в героях и необходимостью
непосредственного, агитационно-наглядного выявления философской и
политической позиции писателя. Драматург справедливо считал, что характеры
героев не должны быть «рупорами идей», что это снижает художественную
действенность пьесы : «…на сцене реалистического театра место лишь живым
людям, людям во плоти и крови, со всеми их противоречиями, страстями и
поступками. Сцена – не гербарий и не музей, где выставлены набитые чучела…»
Брехт находит своё решение этого противоречивого вопроса: театральный
спектакль, сценическое действие не совпадает у него с фабулой пьесы.
Фабула, история действующих лиц прерывается у него прямыми авторскими
комментариями, лирическими отступлениями, а иногда даже и демонстрацией
физических опытов, чтением газет и своеобразным, всегда актуальным
конферансом. Брех разбивает в театре иллюзию непрерывного развития событий,
разрушает магию скрупулезного воспроизведения жизни. Театр для него –
подлинное творчество, далеко превосходящее простое правдоподобие.
Творчеством считал Брехт игру актёров, для которых совершенно недостаточно
лишь «естественное поведение в предлагаемых обстоятельствах». Развивая свою
эстетику, Брехт использует традиции, преданные забвению в бытовом,
психологическом театре начала XX века, он вводит хоры и зонги совремённых
ему политических кабаре, лирические отступления, характерные для поэм и
философские трактаты. Брехт допускает изменение комментирующего начала при
возобновлении своих пьес.
Искусство перевоплощения Брехт считал обязательным, но совершенно
недостаточным для актёров. Гораздо более важным он полагал умение проявить,
продемонстрировать на сцене свою личность – и в гражданском, и в творческом
плане. В игре перевоплощения обязательно должно чередоваться, сочетаться с
демонстрацией художественных данных(декламации, пластики, пение), которые
интересны своей неповторимостью, и, главное, с демонстрации личной
гражданской позиции актёра, его человеческого credo. Именно «Эпический
театр», по мнению Брехта, может особенно эффективно служить революционным
целям искусства.
Брехт считал, что человек сохраняет способность свободного выбора и
ответственного решения в самых трудных обстоятельствах. В этом утверждении
драматурга проявилась вера в человека. Брехт пишет, что задача «эпического
театра» - заставить зрителей «отказаться» от иллюзии будто каждый на месте
изображаемого героя действовал также». Драматург глубоко постигает
диалектику развития общества и поэтому сокрушительно громит вульгарную
социологию, связанную с позитивизмом. Брехт ставит перед театральным
представлением очень сложную задачу: зрителя он сравнивает с
гидростроителем, который «способен увидеть реку одновременно и в её
действительном русле, и том воображаемом, по которому она могла бы течь,
если бы наклон плато и уровень воды были иными.
Драматург тщательно соблюдал закон реализма XIXвека – историческую
конкретность социальных и психологических мотивировок. Постижение
качественного многообразия мира всегда было для него первостепенной
задачей. Подытоживая свой путь драматурга, Брехт писал: «Мы должны
стремиться ко всё более точному описанию действительности, а это, с
этической точки зрения, всё более тонкое и всё более действенное понимания
описания.»
Новаторство Брехта проявилось и в том, что он сумел сплавить в
нерасторжимое целое традиционные приёмы раскрытия содержания(характеры,
конфликты, фабула) с отличённым реформирующим началом. Что же придаёт
удивительную художественную ценность, казалось бы, противоречивому
соединению фабулы и комментария? Знаменитый брехтовский принцип
«очуждения» - он пронизывает не только собственные комментарии, но и всё
фабулу. «Очуждение» у Брехта и инструмент логики и сама поэзия, полная
неожиданностей и блеска.
Брехт делает «Очуждение» важнейшим принципом философского познания
мира, важнейшим условием реалистического творчества. Брехт считает, что для
каждого исторического этапа есть своя объективная, принудительная, по
отношению к людям, «видимость вещей». Эта объективная видимость скрывает
истину, как правило, более непроницаемо, чем демогогия1, ложь или
невежественность. Высшая цель и высший успех художника, по мысли Брехта, -
это «Очуждение», то есть не только разоблачение пороков и субъективных
заблуждений отдельных людей, но и прорыв за объективную видимость к
подлинным, лишь намечающимся, лишь угадываемым в сегодняшнем дне законам.
Эта задача делает его творцом-мыслителем.
Драматург понимает, что «скрытость» истинного мира для большинства
людей накладывает отпечаток на их повседневный обиход, на их критерии, на
весь строй их сознания. В своих пьесах Брехт постоянно осуждает, ставит под
сомнение «всеобщую молву» принудительно возникшую в классовом обществе: он
высмеивает поговорки: «стыд не дым - глаза не выест», «с волками жить – по
волчьи выть» и им подобные. «Очуждение» захватывает и интимные сферы, в
них традиционная «мудрость» тоже часто оказывается порождением несчастных,
темноты, конформизма.
Пьесы Брехта начального периода творчества – эксперименты, поиски и
первые художественные победы(«Ваал»(1918)), «барабаны и ночи»(1922), «жизнь
Эдуарда 2 английского»(1924), «в джунглях городов»(1924). Уже «что тот
солдат, что этот»(1926) – яркий примере новаторской во всех своих
художественных компонентах пьесы. В ней Брехт не использует освящённые
традицией приёмы. Он создаёт притчу; центральная сцена пьесы – зонг,
опровергающий афоризм «что тот солдат, что этот». Брехт очуждает молву о
«взаимозаменяемости людей», говорит о неповторимости каждого человека и об
относительности давления среды на него. Это глубокое придчуствие
исторической вины немецкого обывателя, склонно трактовать свою поддержку
фашизма как неизбежность, как естественную реакцию на несостоятельность
Веймарской республики. Брехт находит новую энергию для движения драмы
взамен иллюзии развивающихся характеров и естественно текущей жизни.
Драматург и актёры словно экспериментируют с героями, фабула здесь – цепь
экспериментов, реплики – не столько обращение персонажей, сколько
демонстрация их вероятного поведения.
Дальнейшие поиски Брехта отмечены созданием пьес «Трёхгрошовая опера»
(1928), «Святая Иоанна скотобоен» (1932) и «Мать» по роману М. Горького.
За сюжетную основу своей «оперы» Брехт взял комедию английского
драматурга 18 века Гея «Опере нищих». Но мир авантюристов, бандитов,
проституток и нищих, изображенных Брехтом, имеет не только английскую
специфику. Структура пьесы многогранна, острота сюжетных конфликтов
напоминает кризисную атмосферу Германии времён Веймарской республики. Эта
пьеса выдержана у писателя в композиционных приёмах эпического театра.
Непосредственно эстетическое содержание, заключенных в характере и фабуле,
сочетается в ней с зонгами, несущими теоретический комментарий и
побуждающими зрителя к напряжённой работе мысли.

Годы эмиграции
В 1933году Брехт эмигрировал из фашистской Германии. В эмиграции он
нигде не мог обосноваться надолго: жил в Австрии, затем в Швейцарии,
Франции, Дании, Финляндии и с 1941 года – в США. После Второй Мировой Войны
его преследовала в США «Комиссия по расследованию антиамериканской
деятельности».
В годы эмиграции резкая критика фашизма и капитализма в лирике,
драматургии прозе Брехта сочетается с твёрдой революционной концепцией
истории и классовой борьбы. Фашизм для Брехта – крайняя форма буржуазной
диктатуры. Его стихотворения начала 30-х годов были призваны рассеять
гитлеровскую демагогию. И здесь Брехту очень помог его принцип «очуждения».
Общепринятое в гитлеровском государстве, привычное, ласкающее слух немца –
под пером Брехта начинало выглядеть сомнительным, нелепым, а затем
чудовищным.
В 1934г. Брехт публикует самое значительное прозаическое произведение –
«Трёхгрошовой роман». В этом произведении чётко предстаёт классовое
расслоение общества, классовый антагонизм и, главное, динамика борьбы. В
романе, как и драме, Брехт не считал воссоздание иллюзии жизни главной
своей задачей. Принцип эпического театра он пытается перенести и в сферу
прозы. Фабула «Трёхгрошового романа» прерывается прямыми комментариями
автора.
В эмиграции, в борьбе против фашизма расцвело драматургическое
творчество Брехта. Оно было исключительно но богатым по содержанию и
разнообразным по форме. Достаточно сравнить такие шедевры, как «Страх и
отчаяние в третьей империи», «Матушка Кураж и её дети», «Жизнь Галилея»,
«Добрый человек из Сычуани», «Кавказский лиловый круг», а также другие
пьесы: «Винтовки Терезы Каррар» (1937), «Карьера Антуро Ун» (1941), «Швейк
во Второй Мировой Войне» (1941).
Среди наиболее знаменитых пьес эмиграции – «Матушка Кураж и её дети»
(1939). Это историческая драма и одновременно иносказание о немецком
народе, который дважды на протяжении жизни одного поколения дал увлечь себя
милитаристской пропагандой.
Пьеса создавалась осенью 1939 года – в дни, непосредственно
предшествовавшие началу Второй Мировой Войны, - как предупреждение о
надвигавшейся опасности.
Литературным источником пьесы была повесть немецкого писателя 17
века Гриммельсгаузена «Диковинное жизнеописание прожженной обманщицы и
побродяжки Кураж». Брехт использовал отдельные мотивы повести, но создал
своё, совершенно иное произведение. Уже сравнение заголовков указывает на
это: Гримельсгаузен писал о плутовских похождениях Маркитантки. Брехт – о
вене и трагедии матери, о заблуждения и трагической судьбе народа.
Действие пьесы происходит в эпоху Тридцатилетней войны, события которой
не раз становились предметом изображения в немецкой литературе. Новизна
подхода к этой теме появилась прежде всего в акценте на судьбах простых
людей, а не на устремлениях и распряг князей и полководцев. Она появилась
также в критическом подходе Брехта к позиции «Среднего немца», того самого,
чьи слепота и попустительство в 20 веке, как и в 17, оказались наруку
сторонникам войны.
Героиня пьесы Брехта как бы не участвует в войне, она – мать троих
детей, человек мирной профессии и всего лишь торгует разными мелочами:
поясными ремнями, пряжками для них, пуговицами и др. Но она следуется со
своим возком, с этой лавкой на колёсах, за войсками, её два сына и дочь
родились во время военных походов от разных отцов, её покупатели – солдаты,
доходы Матушки Купаж (настоящее имя героини - Анна Фирлинг) зависят от хода
военных дел. Она, конечно же участвует в войне, потому что кормится за её
счёт. Всё, что она имеет, дала война, она не хочет понять, насколько эти
дары ненадёжны.
Образ Анны Фирлинг наиболее интересен. Смекалистая, энергичная, живая,
острая на язык, не зря прозванная Кураж «по-франц.: смелость, отвага).
Героиня Брехта верит, что она вполне обеспечила себя, что она крепко стоит
на земле. Однако война наносит удар за ударом.
Брехт и в этом произведении строит сюжет, нагнетая испытания героини и
сталкивая в каждом из них общечеловеческое и социальное. Но теперь
социальное зло не только давит на героиню из вне – с самого начала оно
укореняется и в ней самой, а она упрямо не хочет понять этого.
Ударе же на неё обрушиваются самые жестокие. В начале Матушка Кураж
теряет старшего сына, красавца Эйлифа. Завлеченным обманными посулами
вербовщиков, приманивших его военной романтикой, Элиф добровольцем идёт в
армию и бесславно погибает. Правда, поначалу он удостаивается высокой
награды от самого главнокомандующего – за ограбления и убийство крестьян.
Но когда позднее он повторяет свой подвиг, то оказывается, что он нарушил
этим одно из кратковременных перемирий(о котором не успел узнать), - и его
казнят как преступника.
Второго сына, Швейцеркас, не соблазняют военные подвиги. Мобилизованный
в армию, он старается держаться в стороне от сражений и берёт на себя
заботу о полковой кассе. Однако он попадает в плен к врагам. Матушка Кураж
могла бы его выкупить, но пока она торгуется, надеясь заплатить подешевле,
чтобы сберечь что-нибудь на преданное дочери, Швейцеркаса успевают
расстрелять.
Катрин, дочь матушки Кураж, погибает героически. Катрин – немая:
зрелище насилий во время войны лишило её речи. Брехт символически воплощает
в её образе немоту немецкого народа, не решающегося поднять голос против
сеятелей смерти. Но наступает момент, когда Катрин не может больше молчать.
К дому у дороги, где они с матерью остановились, подошли солдаты, чтобы
рано утром напасть на близлежащий город. Катрин взбирается на крышу дома и
изо всех мил бьёт в барабан, чтобы разбудить жителей города, предупредить
их об опасности. Она видит, что солдаты уже целятся в неё, плачет от
страха, но всё-таки бьёт в барабан, пока выстрел не обрывает ей жизнь.
Так матушка Кураж теряет всех детей. Может показаться, что они гибнут
из-за своих достоинств: Эйлиф – из-за храбрости, Швейцеркас – из-за
честности, Катрин – из-за самоотверженности. Но причина в другом: они
погибают из-за того, что не сумели вовремя восстать против войны. В их
гибели повинны и властвующие, затеявшие войну, и их собственная мать, в
сознании которой всё оказалось перевёрнутым с ног на голову настолько, что
она видела в войне источник не смерти, а жизни. Потеряв Эйлифа, она только
на миг проклинает войну, но тут же становится прежней: «Яне дам вам сделать
так, чтобы война мне опротивела!», - говорит она – 2Слабые погибают и во
время мира. Только война лучше, чем мир, кормит людей». Это тот самый
взгляд, который гитлеровцы внушали проетым немцам в пору Второй Мировой
Войны.
Рассказывая о событиях 17 века, Брехт говорит о своих современниках, о
порочности идейной слепоты, об опасности эгоизма, о губительности
подчинения инерции, в которую человек однажды был вовлечён. Пьеса о
необходимости преодолеть эту инерцию. Так преодолевает её Катрин. Она
нарушает свою немоту, стремясь спасти не себя, а других, нарушает ценою
своей жизни, и в этом прорыве к людям утверждается высокая человечность.
Но матушка Кураж даже теперь на понимает, где правда. В ожидании пьесы
она, осиротев, тянет уже одна свой возок по дороге, тянет не зная куда, со
словами: надо опять торговлю налаживать», с возгласом, обращенным к
солдатам проходящего мимо полка: «Эй, и меня прихватите». Пьеса завершается
зонгом, исполненным горького успеха простым людям, идущим на поводу у
агрессоров:
Война удачей переменной
Сто лет продержится вполне,
Хоть человек обыкновенный
Не видит радости в войне:
Он жрёт дерьмо, одет он худо,
Он палачам своим смешон.
Но он надеется на чудо
Пока поход не завершен.
Когда пьеса появилась, Брехта упрекали в том, что его героиня так и не
прозрела. На это Брехт ответил так «Задача автора пьесы на в том, чтобы
заставить в конце прозреть матушку Кураж… автору нужно, чтобы зритель
видел.»
Прозрение матушки противоречило бы не только правде её характера, но и
положению дел Германии 30-х годов XX века; такое решение образа могло бы
приглушить опасность «обыкновенного» фашизма, против которого прежде всего
и направлена пьеса. Автор ставит вопрос об ответственности простых людей за
ход истории, за саму жизнь. И он предупреждает, что невозможно остаться
чистым, если идёшь на уступки порочной системе отношений.
Волнующий Брехта конфликт между практической мудростью (матушка Кураж)
и эпическими порываниями (в т.ч. и Катрин, её дочь) заражает всю пьесу
страстью спора и энергией проповеди.
Реализм Брехта проявляется в пьесе не только в обрисовке главных
характеров и историзме конфликта, но и в жизненной достоверности
эпизодических лиц, в шекспировской многокрасочности. Каждый персонаж,
втягиваясь в драматический конфликт пьесы, живёт своей жизнью, мы
догадываемся о его судьбе, о прошлой и будущей жизни и словно слышим каждый
голос в нестройном хоре войны.
Помимо раскрытия конфликта посредством столкновения характеров Брехт
дополняет картину жизни в пьесе зонгами, в которых дано непосредственное
понимание конфликта. Наиболее значителен зонг «Песня о великом смирении».
Это сложный вид «очуждения», когда автор выступает словно от лица своей
гармонии, заостряет её ошибочные положения и тем самым спорит с ней, внушая
читателю сомнение в мудрости «великого смирения». На циничную иронию
Матушки Кураж Брехт отвечает собственной иронией. И ирония Брехта ведёт
зрителя, совсем уже поддавшегося неотразимости философии принятия жизни как
она есть, к совершенно иному взгляду на мир, к пониманию уязвимости и
гибельности компромиссов. Песня о смирении – это своеобразный инородный
контрагент, позволяющий понять истинную, противоположную ему мудрость
Брехта. Вся пьеса, критически изображающая практическую, полную
компромиссов «мудрость», героини, представляет собой непрерывный спор с
«Песней о великом смирении». Матушка Кураж не прозревает в пьесе, пережив
потрясение, она узнаёт « о его природе не больше, чем подопытный кролик о
законе биологии». Трагический(личныё и исторический) опыт, обогатив
зрителя, ничему не научил Матушку Кураж, и нисколько не обогатил её.
Потрясение, пережитое её, оказалось совершенно бесплодным. Так Брехт
утверждает, что восприятия трагизма действительности только на уровне
эмоциональных реакций само по себе не является познанием мира, мало чем
отличается от полного невежества.

Драма «Жизнь Галилея»
Пьеса «Жизнь Галилея»(имеет две редакции: первая – 1938-1939 годов,
окончательная – 1945-1946 годов)посвящена проблеме ответственности ученого.
Как и в «Матушке Кураж», прошлое служит здесь аналогом настоящего, его
уроки несут в себе ответ на вопросы современности.
Основой разговора о значении, авторитете научной мысли и
ответственности учёного Брехт сделал жизненный пример великого итальянского
учёного естествоиспытателя эпохи Возрождения Галилео Галилея(1564-1642гг.).
Галилей активно защищал учение Николая Коперника о гелиоцентрическом
строении мира, за что был подвергнут суду инквизиции, вынудившей его
отречься от этого учения. Галилео было в то время 69 лет.
Брехт открывает действие изображением ещё молодого Галилея, когда он
был в расцвете сил, наслаждался радостью познания и верил в независимость и
всесилие научной истины. Страх, казалось бы, всемогущей католической церкви
перед его астрономическими идеями показал Галилею, что научная мысль может
стать революционной силой. Примечательна сцена разговора Галилея с
маленьким мальчиком, сыном бедного крестьянина, заинтересовавшимся физикой.
«Мои родные – простые люди», - говорит монах, - «все свои силы они черпали
из ощущения постоянства и необходимости… Их уверили в том, что на них
обращён взор божества – пытливый и заботливый взор, - что весь мир вокруг
создан как театр, для того чтобы они – действующие лица – могли достойно
сыграть свои большие и маленькие роли. Что сказали бы они, если бы узнали
от меня, что живут на крохотном каменистом комочке, который неправильно
вращается в пустом пространстве… и что сам по себе этот комочек – лишь одна
из многих звёзд, и к тому же довольно незначительная. К чему после этого
терпение, покорность в нужде? На что пригодно священное писание, которое
всё объясняло и обосновывало необходимость пота, терпения, голода,
покорности, а теперь вдруг оказалось полным ошибок?».
Галилей отвечает ему: «Ваши крестьяне оплачивают войну, которую ведёт
наместник милосердного Христа в Испании и Германии. Зачем он помещает Землю
в центр мироздания? Да затем, чтобы престол Святого Петра мог стоять в
центре Земли! В том то и всё дело! Вы правы речь идёт не о планетах, а о
крестьянах Кампании…»
Уличный певец поёт в карнавальную ночь о социальном смысле учения
Галилея:
« «Да будет свет!», - провозгласил всевышний
И приказал, чтоб солнце с этих пор
Вокруг Земли, без проволочки лишней,
Вращалось впредь, - и кончен разговор!
Хотел Господь, чтоб каждый индивид
Вертелся вкруг того, кто выше чуточку стоит!
И холуи вращаться стали вкруг людей, имевших вес
И на Земле сырой и грешной, и синих заводах небес!»
Вот это, добрые люди, и есть великий порядок мира…закон законов, правило
правил. Но что же произошло с ним, представьте себе, добрые люди! (Поэт)

Вскочил учёный Галилея,
Отбросил

Новинки рефератов ::

Реферат: А.П. Чехов (Литература : русская)


Реферат: Стратегия Эволюции (Биология)


Реферат: Аудит (Бухгалтерский учет)


Реферат: Топогеодезическое обеспечение боя (Военная кафедра)


Реферат: Исследования микромира и микрокосмоса (Физика)


Реферат: Социальное страхование в России (Страхование)


Реферат: Новая европейская валюта и ее перспективы (Международные отношения)


Реферат: Польша (География)


Реферат: Аттестация государственных и муниципальных служащих (Государство и право)


Реферат: Жизнь и труды Михаила Петровича Погодина (Исторические личности)


Реферат: Правовой статус главы государства в зарубежных странах (Право)


Реферат: Геохронологическая таблица (Геология)


Реферат: Влияние религий и различных мировоззрений на мир (Мифология)


Реферат: техника (Сельское хозяйство)


Реферат: Особенности политической мысли России (Политология)


Реферат: Социальная адоптация бывших заключенных (Социология)


Реферат: Основные принципы просесса инсталляции приложений в ОС Windows (Программирование)


Реферат: Римское искусство (Искусство и культура)


Реферат: Массовые издания о достижениях современной медицины (Журналистика)


Реферат: Психофизиологические закономерности восприятия информации и использование в самостоятельной работе (Естествознание)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист