GeoSELECT.ru



Спорт / Реферат: Общая спортивная подготовка в системе физического воспитания (Спорт)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Общая спортивная подготовка в системе физического воспитания (Спорт)



Министерство общего и профессионального образования РФ
Пермский Государственный Технический Университет



Химико-технологический факультет


Кафедра физической культуры



Реферат

на тему:

«Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического
воспитания».



Выполнил: Митяев А.С.
Группа: ХТТ – 00-2.
Проверил: Кораблёва О.В.



Пермь-2001

Содержание


Содержание 2
Введение. 3
Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности 4
Энергетика физиологических процессов 4
Зоны мощности в спортивных упражнениях 5
Питание 7
Особенности питания при развитии силовых и скоростно-силовых способностей
7
Питание после работы на выносливость и истощающих нагрузок. 9
Особенности питания на дистанции во время длительных пробегов (20 км и
более) 9
Релаксация 10
Значение мышечной релаксации 10
Напряжённость 10


Введение.


В современном мире люди всё больше и больше обращаются к физической
культуре с целью поправить своё здоровье, повысить жизненный тонус и просто
хорошо отдохнуть. Широкое распространение получают такие классические,
возникшие очень давно виды спорта как плавание, бег, бодибилдинг. Но и
немалое развитие и распространение среди населения Земного шара получают
сравнительно молодые спортивные дисциплины. В основном это утверждение
относится к экстремальным видам спорта, таким как горнолыжные дисциплины,
diving, mountain bike, парашютный спорт и т.д. Особенно популярными среди
молодёжи стали как раз виды спорта из последней категории.
На фоне этого ложкой дёгтя становится осознание того, что мало кто
подходит к занятию спортом систематизировано. Например, восстановлением и
поддержанием формы молодые люди занимаются в основном перед летом, сезоном
отпусков, пляжами и т.д. Также мало кто знает о том, какие нагрузки
испытывает организм и как подобрать такую систему тренировок, нагрузок,
чтобы добиться высших достижений.
Для того чтобы сердце было здоровым, а тело сильным, нужна регулярная
физическая нагрузка. Физические упражнения улучшают настроение, повышают
мышечный тонус, поддерживают гибкость позвоночника и помогают предотвратить
болезни.
Безусловно, для совершения каких-либо физических упражнений, нагрузок,
требуется большое количество энергии. Энергия тратится на сокращение мышц,
при этом, чем дольше нагрузки или чем они больше, тем большее количество
энергии. Также энергия тратится и на поддержание определённой температуры.
Именно поэтому и имеет огромное значение такой вопрос, как питание
спортсмена. От этого зависят как здоровье спортсмена, так и его результаты
и достижения.
Начнем с пищевых добавок, нужно ли их принимать при регулярных занятиях
спортом. Если судить по рекламе пищи, можно подумать, что добавки
необходимы. Реклама уверяет нас, что некоторые продукты дают дополнительную
энергию, позволяют дольше тренироваться, наращивать мускулы.
Но большинство специалистов по спортивной диетологии скептически
относятся к подобным утверждениям. Они считают, что обычная здоровая пища
должна обеспечить организм всем, что ему необходимо.
Правильное рациональное питание и регулярные физические упражнения –
это непременные составляющие здорового образа жизни, поэтому, так или
иначе, придется приспосабливаться к правильному образу жизни.
Немалое значение имеет и система тренировок. Одним из главных положений
тренировочных комплексов является такое понятие как мышечная релаксация.
Она заключается в том, что в системе тренировок есть такие промежутки
времени, в которых мышцы должны отдыхать. Об этом будет рассказано немного
позже.


Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности



Энергетика физиологических процессов

Чем больше мышечная работа, тем сильнее возрастает расход энергии. Ну
это и правильно по закону сохранения энергии: если энергия где – нибудь
убудет, то она обязательно прибудет в виде или такой же, или другой
энергии.
В лабораторных условиях, в опытах с работой на велоэнергометре, при
точно определённом сопротивлении вращению педалей была установлена прямая
(линейная) зависимость расхода энергии от мощности работы, регистрируемой в
килограммах или ваттах. Вместе с тем было выявлено, что не вся энергия,
расходуемая человеком при совершении механической работы, используется
непосредственно на эту работу, ибо большая часть энергии теряется в виде
тепла. Известно, что отношение энергии, полезно затраченной на работу, ко
всей израсходованной энергии называется коэффициентом полезного действия
(КПД). Считается, что наибольший КПД человека при привычной для него работе
не превышает 0,30 –0,35. Следовательно, при самом экономном расходе энергии
в процессе работы общие энергетические затраты организма минимум в 3 раза
превышают затраты на совершение работы. Чаще же КПД равен 0,20 – 0,25, так
как нетренированный человек тратит на одну и ту же работу больше энергии,
чем тренированный. Так, экспериментально было установлено, что при одной и
той же скорости передвижения разница в расходе энергии между тренированным
спортсменом и нетренированным (новичком) может достигать 25 – 30%.
Общее представление о расходе энергии (в Ккал) во время прохождения
разных дистанций дают следующие цифры, определенные известным физиологом
спорта В.С. Фарфелем:

Таблица 1.
|Бег легкоатлетический |
|м |500 |1500 |5000 |10000 |
|Ккал |35 |65 |200 |410 |
|Плавание |
|м |100 |200 |400 |
|Ккал |50 |80 |150 |
|Лыжные гонки |
|км |10 |30 |50 |
|Ккал |550 |1800 |3600 |
|Велогонки |
|км |1 |10 |20 |50 |100 |
|Ккал |55 |300 |500 |1100 |2300 |

Г.В. Барчукова и С.Д. Шпрах сравнивают «энергетическую стоимость»
различных проявлений спортивной и бытовой дыхательной деятельности:

Таблица 2.
|Двигательная активность |Ккал/мин |
|Лыжи |10,0 – 20,0 |
|Бег по пересечённой местности |10,6 |
|Футбол |8,8 |
|Теннис |7,2 – 10,0 |
|Настольный теннис |6,6 – 10,0 |
|Плавание (брасс) |5,0 – 11,0 |
|Волейбол |4,5 – 10,0 |
|Гимнастика |2,5 – 6,5 |
| |
|Современные танцы |4,7 – 6,6 |
|Вождение машины |3,4 – 10,0 |
|Мытьё окон |3,0 - 3,7 |
|Косьба травы |1,0 – 7,5 |
|Одевание и раздевание |2,3 – 4,0 |


Зоны мощности в спортивных упражнениях

С ориентацией на мощность и расход энергии были установлены следующие
зоны относительной мощности в циклических видах спорта:

1. Максимальная степень мощности. В этой зоне продолжительность
работы достигает всего лишь от 20 до 25 секунд. В эту категорию
попадают такие виды спорта как: бег на 100 и 200 метров; Плавание
на 50 метров; Велогонка на 200 метров с хода, при чём эти
физические упражнения делаются при рекордном исполнении.
2. Субмаксимальная степень мощности. Эта степень немного ниже
максимальной, и поэтому продолжительность работы при таких
нагрузках может быть от 25 секунд до 3-5 минут. Сюда попадают: бег
на 400, 800, 100, 1500 метров; плавание на 100, 200, 400 метров;
бег на коньках на 500, 1500, 300 метров; а также велогонки на
300, 1000, 2000, 3000, 4000 метров.
3. Большая степень мощности. Продолжительность работы достигает от 3-
5 минут до 30 минут. Этой степени соответствуют: бег на 2, 3, 5,
10 километров; плавание на 800, 1500 метров; бег на коньках на 5,
10 километров; велогонки на 100 километров и более.
4. Умеренная степень мощности. Продолжительность работы достигает
даже свыше 30 минут! Физические упражнения, которые соответствуют
этой степени мощности это: бег на 15 километров и более;
спортивная ходьба на 10 километров и более; бег на лыжах на 10
километров и более, а также велогонки на 100 километров и более.
Отсюда ясно проявляется закономерность: чем больше нагрузка, чем больше
степень мощности, затрачиваемой на выполнение данных физических упражнений,
тем меньше по продолжительности (минуты, секунды) и по количеству (например
в метрах) спортсмен может работать на данном уровне нагрузок. И
действительно. Как говорится, тише едешь, дальше будешь.
Например, если при беге трусцой спортсмен пробегает километры и может
держать темп очень долго, то на спринтерских дистанциях пробегаются всего
лишь сотни метров и за меньшие промежутки времени. Или, например если
штангист может небольшой вес держать минутами/десятками минут, то большие
нагрузки буквально 2-5 секунд.
Итак, эти четыре зоны относительной мощности предполагают деление
множества различных дистанций на четыре группы: короткие, средние, длинные,
сверхдлинные.
Так в чём же суть разделения физических упражнений по зонам
относительной мощности и как это связанно с энергозатратами при физических
нагрузках разной интенсивности?
Во-первых, мощность работы прямо зависит от её интенсивности, что было
сказано выше. Во-вторых, высвобождение и расход энергии преодоления
дистанций, входящих в различные зоны мощности, имеют существенно
отличающиеся физиологические характеристики, которые представлены в таблице
3.


Таблица 3.
|Показатель |Зона относительной мощности работы |
| |Максимальная |Субмаксимальная|Большая |Умеренная |
|Предельная |От 20 до 25 с |От 25 с до 3-5 |От 3-5 до 30|Свыше 30 мин |
|длительность | |мин |мин | |
|Потребление |Незначительная |Возрастает к |Максимальная|Пропорциональна|
|кислорода | |максимальной | |мощности |
|Кислородный |Почти |Субмаксимальная|Максимальная|Пропорциональна|
|долг |Субмаксимальная| | |мощности |
|Вентиляция |Незначительная |Субмаксимальная|Максимальная|Пропорциональна|
|лёгких и | | | |мощности |
|кровообращение| | | | |
|Биохимические |Субмаксимальные|Максимальные |Максимальные|Незначительные |
|сдвиги | | | | |

Теперь перейдём к более детальному рассмотрению данных, приведённых в
таблице.
Зона максимальной мощности: в её пределах может выполняться работа,
требующая предельно быстрых движений. Ни при какой другой работе не
освобождается столько энергии, сколько при работе с максимальной мощностью.
Кислородный запас в единицу времени самый большой, потребление организмом
кислорода незначительно. Работа мышц совершается почти полностью за счёт
бескислородного (анаэробного) распада веществ. Практически весь
кислородный запрос организма удовлетворяется уже после работы, т.е. запрос
во время работы почти равен кислородному долгу. Дыхание незначительно: на
протяжении тех 10 – 20 секунд, в течение которых совершается работа
спортсмен либо не дышит, либо делает несколько коротких вдохов. Зато после
финиша его дыхание ещё долго усиленно, в это время погашается кислородный
долг. Из-за кратковременности работы кровообращение не успевает усилиться,
частота же сердечных сокращений значительно возрастает к концу работы.
Однако минутный объём крови увеличивается ненамного, потому что не успевает
вырасти систолический объём сердца.
Зона субмаксимальной мощности: в мышцах протекают не только анаэробные
процессы, но и процессы аэробного окисления, доля которых увеличивается к
концу работы из-за постепенного усиления кровообращения. Интенсивность
дыхания также всё время возрастает до самого конца работы. Процессы
аэробного окисления хотя и возрастают на протяжении работы, всё же отстают
от процессов бескислородного распада. Всё время прогрессирует кислородная
задолженность. Кислородный долг к концу работы больше, чем при максимальной
мощности. В крови происходят большие химические сдвиги.
К концу работы в зоне субмаксимальной мощности резко усиливается
дыхание и кровообращение, возникает большой кислородный долг и выраженные
сдвиги в кислотно-щелочном и водно-солевом равновесии крови. Это может
вызвать повышение температуры крови на 1 – 2 градуса, что может повлиять на
состояние нервных центров.
Зона большой мощности: интенсивность дыхания и кровообращения успевает
уже в первые минуты работы возрасти до очень больших величин, которые
сохраняются до конца работы. Возможности аэробного окисления более высоки,
однако они всё же отстают от анаэробных процессов. Сравнительно большой
уровень потребления кислорода несколько отстаёт от кислородного запроса
организма, поэтому накопление кислородного долга всё же происходит. К концу
работы он будет значителен. Значительны и сдвиги в химизме крови и мочи.
Зона умеренной мощности: это уже сверхдлинные дистанции. Работа
умеренной мощности характеризуется устойчивым состоянием, с чем связано
усиление дыхания и кровообращения пропорционально интенсивности работы и
отсутствие накопления продуктов анаэробного распада. При многочасовой
работе наблюдается значительный общий расход энергии, сто уменьшает
углеводные ресурсы организма.
Итак, в результате повторных нагрузок определённой мощности на
тренировочных занятиях организм адаптируется к соответствующей работе
благодаря совершенствованию физиологических и биохимических процессов,
особенностей функционирования систем организма. Повышается КПД при
выполнении работы определенной мощности, повышается тренированность, растут
спортивные результаты.


Питание


При всём вышесказанном, чтобы оставаться здоровым, человеческий
организм должен ежедневно получать достаточное количество углеводов и
белков, а также некоторое количество жиров, витаминов, минеральных веществ
и много воды. Основная функция белков состоит в том, чтобы формировать и
восстанавливать ткани и клетки тела. Белки обеспечивают организм энергией в
экстренных случаях, когда в результате длительной и интенсивной физической
нагрузки истощаются запасы питательных веществ или когда их не хватает в
вашем рационе. Углеводы – основной источник энергии, необходимой организму
при больших физических нагрузках. Жиры – это второй по значению источник
горючего. Большинство людей потребляют больше белков, чем требуется
организму. Но сейчас спортивные диетологи пришли к выводу, что ведущим
штангистам, легкоатлетам и другим спортсменам, занятым в силовых или
изнурительных видах спорта, требуется больше белков, чем людям, ведущим
малоподвижный образ жизни. Здесь приведена калорическая ценность
питательных веществ:

Таблица 4.
|Питательные вещества |Жиры |Белки |Углеводы |
|Ккал/г |9,3 |4,1 |4,1 |
|кДж/г |37,0 |17,0 |17,0 |

Организм не может переваривать большое количество пищи во время
физических упражнений, поэтому неразумно есть прямо перед занятиями. Если
пища осталась в желудке во время активных физических нагрузок, человек
чувствует сонливость и тошноту.
Но в то же время, при физически хорошей работе, если спортсмен не ел в
течение 5 часов, уровень глюкозы в крови падает настолько, что физические
упражнения оказываются чрезмерными. Если и нет явных болезненных ощущений,
это все равно отрицательно сказывается на выносливости и способности
концентрироваться в процессе занятий.
На протяжении дня следует пить много воды, особенно в последний час
перед началом занятий. После занятий перекусить чем-нибудь, содержащим
большое количество углеводов. Но надо стараться не есть основательно после
половины десятого. В оставшееся до сна время вряд ли израсходуются все
калории, содержащиеся в обильном ужине, а излишки будут переработаны в жир.


Особенности питания при развитии силовых и скоростно-силовых способностей

Эффективность развития силовых и скоростно-силовых качеств связана со
значительной активизацией синтеза белков в работающих мышцах. Образование
необходимых белковых структур, обеспечивающих специфическую работу мышц,
связано с усилением генной активности и требует полноценного белкового
питания. У людей, испытывающих большие физические нагрузки, заменимые и
незаменимые аминокислоты в рационе питания должны содержаться в
определенных пропорциях. К сожалению, наше обычное питание не обеспечивает
поступление в организм достаточного количества легкоусвояемых белков,
особенно аминокислот, в необходимом соотношении. Поэтому при усиленной
мышечной деятельности, особенно в тренировках силового и скоростно-силового
характера, появляется необходимость в дополнительном белковом питании или в
применении специальных продуктов повышенной биологической ценности (с
оптимальным содержанием необходимых аминокислот, витаминов, минеральных
солей и т. д.).
Помимо полноценного белкового питания, при усиленной мышечной
деятельности возникает необходимость в потреблении анаболических веществ,
способных активировать генный аппарат клеток в работающих органах. В
организме человека наиболее сильным анаболическим действием обладают
половые гормоны и гормоны роста. Именно поэтому фармакологические
препараты, являющиеся производными этих гормонов, получили широкое
распространение в спортивной практике. Однако применение гормональных
препаратов опасно для здоровья и поэтому запрещено медицинской комиссией
Международного Олимпийского комитета. Для усиления генной активности в
процессе силовой и скоростно-силовой тренировки лучше всего использовать
естественные анаболизаторы, к числу которых относятся отдельные
аминокислоты (метионин, триптофан и др.), простейшие пептиды и пептоны,
креатин, инозин, адено-зинмонофосфат (АМФ), АТФ, а также вещества, широко
применяемые в народной и восточной медицине: женьшень, золотой корень,
панты оленя, мумие и т. п.
Обычная норма суточного потребления белка в рационе питания для
человека среднего веса (75 кг) составляет 70-80 г, то есть примерно по 1 г
на каждый кг веса тела.
При большем весе необходимо прибавлять примерно по 5 г белка на каждые
10 кг веса. При усиленной тренировке норму потребления белков надо
увеличить до 1,5-2,5 г/кг, а во время интенсивных силовых, скоростно-
силовых нагрузок и большой работе на выносливость - иногда даже до 4,0 г на
кг веса тела, и составлять в среднем 100-12? г в сутки. Желательно также,
чтобы количество потребляемого белка было не в форме трудно усвояемых
белков, а в виде молочных, соевых белков или специально приготовленных
аминокислотных смесей. В настоящее время промышленность выпускает
специальные белковые препараты для питания спортсменов: белковое печенье,
шоколад, белковые пасты, ореховую халву и т. п.
Среднее соотношение потребляемых белков, углеводов и жиров должно
составлять соответственно 15-20%, 45-55%, 35% и менее от общего калоража
питания. Эти калории необходимо употреблять в форме зеленых или созревших
овощей, фруктов, картофеля, молока, сыра, тощего мяса (включая рыбу,
куриное мясо, телятину).
При высоких нагрузках желательно применять дробное, 5-6 -разовое
питание. Такое питание более физиологично. Первый завтрак составляет 5%,
второй завтрак - 30%, дополнительное питание после тренировки - 5%, обед -
30%, полдник - 5%, ужин - 25% суточной калорийности. Пища должна быть
насыщающей. Степень насыщения зависит от качества продуктов, их соотношения
и от кулинарной обработки. Объем пищи не должен быть слишком большим: на 70
кг веса тела от 3 до 3,5 кг пищи в сутки. Фрукты и овощи должны составлять
10-15% рациона.
Трудноперевариваемые капуста, фасоль, чечевица, бобы, горох, свиное и
баранье сало надо использовать реже других продуктов и только после
тренировочных занятий. Необходимым условием является разнообразие пищи, а
также качественная кулинарная обработка продуктов питания. После этого
легче усваиваются молотое, отварное, паровое мясо, протертые бобовые,
овсянка в виде киселя с молоком, яйца всмятку. Частое повторение блюд и
однообразие пищи нежелательны. Нейтральные супы необходимо чередовать с
кислыми (щи, борщи). Желательно избегать одинаковых гарниров (например, суп
с лапшей и макароны). В условиях жаркого климата калорийность должна быть
снижена на 7-8 ккал/кг веса тела. В условиях холодного климата необходимо
увеличить потребление белка на 0,4-0,5 г/кг, а вот количество потребляемых
жиров должно быть при этом снижено.


Питание после работы на выносливость и истощающих нагрузок.

Исследования изменения содержания гликогена в мышцах человека
показывают, что его восстановление после истощающих физических нагрузок, в
том числе и на выносливость, происходит в две фазы и находится в тесной
связи с содержанием инсулина в крови. Эти физиологические предпосылки
объясняют быстрый синтез гликогена в течение первых часов после нагрузки.
Прием углеводов в первые часы после истощающей организм нагрузки приводит к
их адекватному усвоению скелетными мышцами. В последующем, несмотря на
дальнейшее потребление углеводов, возникает существенная разница между
общим объемом их поступления в организм и содержанием гликогена в мышцах.
Учитывая эти особенности, целесообразно только в первые 5-6 часов после
высоких физических нагрузок и работы на выносливость принимать большие дозы
углеводов в составе обогащенной пищи. Но особенно эффективно их применение
в первые 30 минут после окончания тренировки.
Продолжительное поступление в организм углеводов вызывает инсулиновую
реакцию. Таким образом может быть использован общий анаболический эффект
инсулина на процессы восстановления. Благодаря этим относительно несложным
мерам, значительно ускоряется восстановление энергетического потенциала
скелетных мышц.
Вместе с тем известно, что восстановление и даже суперкомпенсация
содержания гликогена в мышцах после нагрузки необязательно сопряжено с
восстановлением физической работоспособности. Это связано с тем, что
завершение ресинтеза гликогена опережает по времени процессы синтеза белка
в восстановительном периоде после нагрузки. Полагают, что энергетическая
суперкомпенсацяя мышечной клетки после высоких физических нагрузок является
предпосылкой для активизации адаптационного синтеза израсходованных
белковых структур. И этой суперкомпенсацией можно управлять
целенаправленно. Усиленный синтез белка в мышцах начинается сразу же после
окончания действия нагрузки, и основой для этого является своевременное
обеспечение мышечных клеток достаточным количеством углеводов. По этой
причине рекомендуется прием углеводов в первые 30 минут после большой
тренировочной работы на выносливость или истощающей тренировки в виде
углеводных или белково-углеводных «коктейлей» (с содержанием в них на один
прием 50-75 г глюкозы), а спустя 60 минут - прием белкового питания. Это
способствует значительному и достоверному повышению уровня максимальной
силы и различных видов выносливости (силовой, скоростной, гли-колитической,
аэробной) на 10-11% по сравнению с использованием обычного питания.
Потребление после таких нагрузок биологически ценного белкового питания
дважды в день повышает эффективность восстановления как после силовых
нагрузок, так и после работы на выносливость.


Особенности питания на дистанции во время длительных пробегов (20 км и
более)

Во время длительных пробегов организм расходует не только
энергетические запасы, но и теряет вместе с потом электролиты. Большие
потери воды приводят к сгущению крови и нарушениям гемодинамики, следствием
чего является резкое снижение работоспособности и развитие явлений
переутомления во время бега или после окончания дистанции. Поэтому для
предупреждения чрезмерного утомления на дистанции необходимо специальное
питание. На дистанциях 15-20 км можно, особенно в жаркую погоду, пить
обычную чистую воду, чтобы не допустить сгущения крови и снижения
работоспособности. При более длительных пробегах необходимо употреблять
специальные питательные смеси в виде напитков.



Релаксация



Значение мышечной релаксации

Расслабление (релаксация) мышц – это уменьшение напряжения мышечных
волокон, составляющих мышцу. Каждой мышце, соединённой суставом,
противостоит другая, прикреплённая к этому же суставу, но с другой его
стороны и обеспечивающая движение некоторой части тела в другую сторону.
Такие противоположно расположенные мышцы называются антагонистами. Почти
каждая крупная мышца имеет своего антагониста.
Способность к самопроизвольному снижению избыточного напряжения во
время мышечной деятельности или к релаксации мышц-антагонистов имеет
большое значение в быту, труде, спорте, поскольку благодаря ей снимается
или уменьшается физическое и психическое напряжение.
В силовых упражнениях ненужное напряжение мышц-антагонистов уменьшает
величину внешне проявляемой силы. В упражнениях, требующих выносливости,
оно приводит к излишней трате сил и к более быстрому утомлению. Но особенно
мешает излишняя напряжённость скоростным движениям: она сильно снижает
максимальную скорость.
Например, если человек не умеет расслаблять мышцы, не нужные для
выполнения данного упражнения, результат становится ниже. Излишнюю
скованность могут вызвать могут вызвать различные психологические факторы,
такие как присутствие зрителей, незнакомая обстановка, субъективно-
личностные причины и т.д. Между тем постоянная специальная работа,
направленная на воспитание расслабленных, свободных движений всегда
приводит к положительному результату. Следует знать и о том, что
психическая напряжённость всегда сопровождается мышечной, но мышечная
напряжённость может возникнуть и без психической.


Напряжённость

Мышечная напряжённость может проявляться в следующих формах:
1. Тоническая – повышенная напряжённость в мышцах в условиях покоя.
2. Скоростная – мышцы не успевают расслабляться при выполнении
быстрых движений.
3. Координационная – мышца остаётся возбуждённой в фазе расслабления
из-за несовершенной координации движений.
Чтобы овладеть расслаблением в каждом из этих случаев, необходимо
освоить специальные методические приёмы.
Преодолеть тоническую напряженность можно с помощью направленных
упражнений на повышение эластических свойств мышц, т.е. на расслабление в
покое и в виде свободных движений конечностями и туловищем (типа свободных
махов и потряхиваний). Иногда тоническая напряжённость временно повышается
в результате утомления от предшествующей нагрузки. В таких случаях полезны
лёгкая разминка (до появления испарины), массаж, баня, плавание или купание
в тёплой воде.
Справиться со скоростной напряжённостью можно, повысив скорость
перехода мышц в состояние расслабления после быстрого сокращения. Но! Эта
скорость обычно меньше, чем скорость перехода от расслабления к
возбуждению. Именно поэтому при увеличении частоты движений рано или поздно
(что лучше) наступает такой момент, когда мышца не успевает полностью
расслабиться. Чтобы увеличить скорость расслабления мышц, используют
упражнения, требующие быстрого чередования расслаблении и напряжений
(повторные прыжки, бросание и ловля набивных мячей на сближённом расстоянии
и т.п.).
Общую координационную напряжённость, свойственную начинающим разучивать
движения и не занимавшимся физическими упражнениями, можно преодолеть,
используя специальные приёмы. Так, например, обычная нацеленность
начинающих на немедленный результат мешает борьбе с координационной
напряжённостью.
Можно также использовать специальные упражнения на расслабление, чтобы
правильно сформировать собственное ощущение, восприятие расслабленного
состояния мышц; обучать произвольному расслаблению отдельных групп мышц.
Это могут быть контрастные упражнения – например от напряжения сразу к
расслаблению; сочетающие расслабление одних мышц с напряжением других. При
этом надо соблюдать общее правило: выполняя одноразовые упражнения на
расслабление, сочетать напряжение мышц с вдохом и задержкой дыхания, а
расслабление – с активным выдохом.
Необходимо выполнять и частные рекомендации: следить за мимикой лица,
на котором ярче всего выражается напряжение. При выполнении упражнения
рекомендуется улыбаться, разговаривать, это способствует снятию излишнего
напряжения. Чтобы преодолеть координационную напряжённость иногда полезно
тренироваться в состоянии значительного утомления, которое заставляет
концентрировать усилия лишь в необходимые моменты.

Заключение


Итак, из всего, что было сказано выше в реферате следует вывод, что
заниматься спортом необходимо систематизировано, при чём надо выбирать как
саму систему тренировок, так и питание, для восстановления затраченной на
упражнения энергии. Необходимо также учитывать и такой метод тренировок как
мышечная релаксация, который является сильнейшим инструментом в движении к
поставленным целям.
Нагрузки разделяются на несколько типов. В основном деление идёт по
количеству затраченной энергии на совершение упражнения и по интенсивности
нагрузки. В различных соревнованиях, на разных дистанциях стоит применять
разные мощности нагрузок для достижения высоких спортивных результатов.


Список использованной литературы


1. Физическое воспитание: Учебник для студентов Вузов. М. : Высшая школа,
1983 год
2. Ридерз Дайджест "Все о здоровом образе жизни"
3. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. "Энциклопедия физической
подготовки"
4. Физическое воспитание. Авторы: Пономарёв Н.И. , А.В. Коробков







Реферат на тему: Общая физическая подготовка в системе физического воспитания студентов

Министерство образования Российской Федерации
Кемеровский Государственный Технический Университет



Механико-машиностроительный факультет

Кафедра физической культуры



Реферат

на тему:

«Общая физическая подготовка в системе
физического воспитания студентов».



Выполнил: Шелковников М. Ю.
Группа: Ит – 021.
Проверил: Гореликов А.И.



Кемерово-2002
Оглавление.

Введение………………………………………………………………………3

Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном


заведении………………………………………………………………….......4


Цели и задачи общей физической подготовки.

Функции физической культуры, обуславливающие цели и задачи общей физической
подготовки……………………………………………………....10
Общепедагогические задачи…………………………………………………16
Методические принципы физического воспитания.
Дидактические принципы…………………………………………………….17
Специфические принципы……………………………………………………20
Воспитание физических качеств.
Введение………………………………………………………………………..25
Понятие о силе и силовых качествах…………………………………………25
Гибкость и методика ее развития……………………………………………..29
Выносливость ………………………………………………………………….32
Ловкость и методы ее воспитания…………………………………………….34
Построение и структура учебно-тренировачного занятия.
Характерные черты и разновидности уроков физической культуры……….43
Структура урока физической культуры……………………………………….47
Методы организации и управления деятельностью учащихся на уроке……52
Особенности самодеятельных форм занятий…………………………………55
Список литературы ……………………………………………………………..59


ВВЕДЕНИЕ.



Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой
частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного
специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная
дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из
средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического
и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной
подготовки.

В основе учебно-воспитательного процесса в высшей учебной школы лежит
комплексный, системный характер образования, воспитания и профессиональной
подготовке специалистов, в которых органически сливаются формирование
мировоззрения, общественно-политическое, трудовое, нравственное,
физическое, эстетическое и другие виды воспитания.

Причем, воспитание остается объективной реальностью, важнейшей частью
человеческой культуры, истории, цивилизации.
Как не парадоксально это может показаться, именно высшая школа в условиях
нестабильности современного общества остается наиболее важным институтом
воспитания.
Время доказало, что воспитание успешно только тогда, когда оно системно.
В настоящее время в высшей школе начинают складываться гуманистические
воспитательные системы. При этом каждая общая система образования должна
отводить должное место и физическому воспитанию и спорту. Это необходимо
для установления равновесия и укрепления взаимосвязей между составляющими
элементами образования.

Физическая культура как учебная дисциплина


в высшем учебном заведении.



Физическая культура как учебный предмет имеет сложное строение, она
включает в себя воздействие на физиологические системы организма
занимающихся, совершенствование физических и морально-волевых качеств и
психологической устойчивости, на нервно-эмоциональную умственную сферы
студентов.
Является процессом планомерного, систематического воздействия на студентов
под ответственным наблюдением и руководством преподавателей, которые
призваны дать будущим специалистам знания и сформировать у них глубокое
понимание социального значения физической культуры и спорта в условиях
производственной деятельности и на основе сформировать физическую культуру
личности.
Большие воспитательные и образовательные возможности физического
воспитания не реализуются сами по себе, если соответствующим образом не
организован процесс преподавания.
Массовые обследования анкетные опросы студенческой молодежи
свидетельствуют, что наряду со студентами по настоящему увлеченными и
регулярно занимающимися физической культурой и спортом, встречается еще
значительная часть студентов, которая не использует эти средства в режиме
своей жизнедеятельности.
Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении по
содержанию, организации и проведению занятий существенно отличается от
уроков по физкультуре в средней школе.
С 1994-1995 учебного года в высших учебных заведениях была введена новая
учебная программа по физической культуре, содержание которой отражало
основные направления реформы высшего образования в России, утверждающие
принципы гуманистического характера образования и приоритета
общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека.
В законе говорится:
«Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и
укрепление здоровья обучающихся».
(взято из «Закона российской Федерации об образовании»; учительская газета
№28, от 4 августа 1992 года)
Для реализации этого направления во всех высших учебных заведениях, по всем
специальностям в образовательно – профессиональные программы включен цикл
из десяти учебных гуманитарных и социально-экономических дисциплин в объеме
1082 часа (философия, история, иностранный язык, физическая культура,
педагогика, психология и другие).
На основании Закона, постановлением Совета Министров – Правительства
Российской Федерации от 10 августа 1993 года №773 утвержден
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального
образования.
В требованиях Государственного стандарта к уровню подготовленности лиц,
завершивших обучение по всем специальностям, в перечне знаний и умений по
физической культуре записано:
- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке
специалиста;
- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение
и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических
способностей и качеств, самоопределения в физической культуре;
- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для
достижения жизненных и профессиональных целей.
(взято из: «Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования». Издание официальное.
Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию.
Москва, 1995 год. Страница 38 и далее по каждому профессиональному
направлению).
Новая учебная программа по физической культуре отражает также «Основы
законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте»
(приняты постановлением Верховного Совета Российской Федерации 27 апреля
1999 года).
Поэтому в перечне дисциплин гуманитарного цикла учебной дисциплине
«Физическая культура» уделяется особое внимание, в учебном плане на нее
выделяется самое большое количество учебных часов (408 часа).
Кроме того выделяются дополнительные часы на так называемые элективные
курсы для занятий по выбору студентов в спортивных секциях во внеучебное
время.
В целом это позволяет проводить учебные занятия со студентами не менее
двух раз в неделю по два часа на четырех годах обучения.
Целью физического воспитания студентов является формирование физической
культуры личности.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение
воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач,
соответствующих требованиям Государственного стандарта.
Одной из важных социальных функций физического воспитания в процессе
обучения студентов является функция, связанная с обеспечением их учебно-
трудовой активности и высокой профессиональной работоспособности после
окончания высшего учебного заведения.
Именно на это и направлена учебная программа, которая явилась
прогрессивным шагом в формировании всесторонне и гармонично развитой
личности выпускника высшего учебного заведения с высокой степенью
готовности к социально-профессиональной деятельности.
Результатом обучения должно быть создание устойчивой мотивации и
потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому
самосовершенствованию, достижению максимального уровня физической
подготовленности.
Отличительными особенностями учебной программы являются ее широкая
общеобразовательная направленность, наличие методико-практических занятий
и итоговой аттестации.
Профессиональная направленность образовательно-воспитательного процесса
по физической культуре включается во все разделы программы, выполняя
связующую, координирующую и активизирующую роль.

Необходимость дальнейшего развития физической культуры и спорта среди
студентов обусловлена запросами и правами личности молодых людей,
возрастными и индивидуальными особенностями их развития, постоянно
изменяющимися условиями жизнедеятельности, «социальным заказом» общества
на подготовку высококвалифицированных специалистов.
Этот заказ предполагает обязательное наличие у будущих специалистов общей
и профессиональной культуры, физического и психического здоровья,
высокой работоспособности, способности осваивать и обогащать культурный
потенциал общества.
Хорошее психофизическое развитие личности повышает биологические
возможности жизнедеятельности, позволяет успешно противостоять
ухудшающимся экологическим условиям, переносить высокие психические и
физические нагрузки, эффективно функционировать в обычных и
экстремальных условиях.
Однако надо всегда помнить, что физическая культура в своем арсенале
содержит острые средства, которые при их неправильном использовании могут
воспитать у студентов отрицательные духовные (нравственные, волевые,
психические) качества, поэтому каждый преподаватель на учебных занятиях
тщательно контролирует этот процесс.
Помимо чисто воспитательных мероприятий одним из важных факторов в этом
направлении является создание у студентов устойчивой мотивации по
выполнению требований профессионально-прикладной физической подготовки.
С этой целью в рабочем учебном цикле кафедр физического воспитания должно
предусматриваться обязательное медицинское обследование, в состав
которого по мере прохождения материала подключается углубленное
функциональное обследование психомоторики и характерологических качеств
личности.
Результаты обследований сравниваются с разработанными психофизическими
моделями инженеров-строителей различных специальностей, а затем выдаются
соответствующие рекомендации по доведению уровня «профессионального
здоровья», физических и психофизических характеристик студентов до
модельных.
Выпускнику предполагается выдавать «паспорт профессионального здоровья»,
в котором содержатся характеристики молодого специалиста, отражающие его
соответствие требованиям профессии по физической подготовленности, по
состоянию основных функциональных систем организма, по готовности
основных рабочих органов воспроизводить психофизические требования данной
специализации, характерологические особенности личности, а также
способность переносить специфические профессиональные вредности.
Такой паспорт станет для каждого выпускника строительного высшего
учебного заведения свидетельством его здоровья, физической и
психофизической пригодности на первых этапах трудовой деятельности, а в
дальнейшем станет основой индивидуальных программ самосовершенствования
личности и специалиста с целью оптимального выполнения тех сложных задач,
которые поставит перед ним жизнь.

ГЛАВА 1.


Цели и задачи общей физической подготовки.



Функции физической культуры, обуславливающие цели
и задачи общей физической подготовки.

Термин «функция» связан с понятием «функционировать», т.е. действовать,
находиться в действии или воздействовать, производя определенный эффект.
Функции физической культуры – это объективно присущие ей свойства
воздействовать на человека или человеческие отношения, удовлетворять и
развивать определенные потребности личности и общества. В функциях
раскрывается содержание физической культуры и ее значение как для
человека, так и для общества.

Чтобы правильно понять функции физической культуры, следует помнить, что
вся культура в целом представляет собой преобразовательную (активную)
деятельность. Преобразовательная деятельность осуществляется по отношению
к природе (строительство открытых бассейнов, баз, гребных каналов и
т.п.), к обществу (организация и управление ФК), а также происходит
физическое и духовное преобразование самого человека (изменение форм и
функций человеческого организма под воздействием применения научно
обоснованных, целенаправленных физических упражнений).

Являясь органической частью культурного общества, физическая культура
выполняет ряд общекультурных функций. Они основаны на функциональных
связях ФК с другими социальными явлениями.

Физическая культура как самостоятельная часть культуры общества имеет и
свои специфические социальные функции. Они в более конкретной форме
выражают социальную сущность физической культуры и ее способность
удовлетворять потребности общества в области физического воспитания и
спортивной деятельности людей. Ни одна из разновидностей культур не
сможет заменить физическую культуру в специфических функциях.

Большие расхождения в представления о функциях физической культуры
затрудняют создание единой научной концепции. Изучение социальных функций
позволяет глубже вникнуть в сущность физической культуры, лучше
представить ее роль и место в обществе. Доктор педагогических наук
профессор Н.И.Пономарев выделяет 4 типа функций физической культуры,
тесно связанных с материально-производственной, социальной, политической
и духовной сферами жизнедеятельности общества.

Материально-производственная функция физической культуры является
фундаментальной по отношению к другим функциям: социальной, политической
и духовной.
Материально-производственная сфера:
а) функция производства и воспроизводства человеческой жизни способствует
формированию и совершенствованию биологической (телесной) организации
человека, участвует в общем процессе продолжения человеческого рода. Эта
функция подразделяется на более конкретные:

- оздоровительную, благодаря которой физическая культура способствует
сохранению и повышению общего состояния здоровья людей;

- рекреативную, назначение которой восстанавливать физические и
психические силы человека с помощью средств физического воспитания:
туризма, гимнастики, различных игр, использования природных факторов
(физическая рекреация – использование игровых и других элементов
физической культуры для активного отдыха; рекреация от латинского
recreatio – отдых и французского – recreatif – cодержащий в себе элементы
развлечения, занимательности);
- лечебную, в соответствии с которой с помощью средств физической
культуры восстанавливают разрушенные органы и функции человеческого
организма;

б) профессионально-прикладная, назначение которой – обучение и
совершенствование профессиональных навыков и умений работников различных
специальностей посредством физических упражнений. Она включает:

- функцию совершенствования профессиональных навыков и умений работников
различных сфер производства;
- производственно-профилактическую, с помощью которой предупреждаются
производственные травмы и профессиональные заболевания;
- производственно-стимулирующую, благодаря которой поддерживается
работоспособность и снижается утомление во время работы.

Социальные функции – это функции, которые характеризуют особенности
функционирования физической культуры и спорта применительно к различным
социальным группам. Ее разновидности:

- социализирующая, назначение ее способствовать процессу социализации
личности, связанной с физической культурой (т.е. личность приобретает
определенный социальный статус, исполняет разнообразные социальные роли);

- коммуникативная, функция межличностных отношений, благодаря которой
люди вступают в процесс общения как физического, так и духовного;

- интегративная, в соответствии с которой происходит объединение людей в
различные социальные группы – спортивные клубы, коллективы и т.д.;

- зрелищная – наиболее характерна для спорта. Благодаря ей люди
удовлетворяют свои потребности в зрелищах;
- семейно – бытовая – физическая культура и спорт оказывают воздействие
на семью, а семья влияет на содержание деятельности в сфере ФК и спорта
(спортивные семьи);
- воспитательная – благодаря ей происходит процесс целенаправленного
формирования личности;
- престижная – дух состязательности помогает самоутвердиться как
личности, добиться признания спортивного результата обществом.

Политические функции. Так как физическая культура и спорт связаны с
другими социальными сферами, то они включены в политическую жизнь
общества, т.е. осуществляют определенные политические функции. (Например,
попытка сорвать Олимпийские игры в Москве: решение администрации
американского президента Д.Картера бойкотировать проведение Олимпийских
игр, по мнению конгресса, сильнее экономических санкций);
- военно – прикладная – связана с совершенствованием профессиональных
навыков и умений военнослужащих;
- классовая – зависимость от интересов классов и слоев общества, которые
она выражает;
- агитационно – пропагандистская, благодаря которой в сфере физической
культуры и спорта проводится пропаганда преимуществ соответствующего
социального и государственного устройства;

- управленческая (регуляторная) – функционирование и развитие физической
культуры осуществляется под воздействием государственных, ведомственных и
общественно-самодеятельных органов управления;

- отвлечение – как средство отвлечения отдельных личностей и социальных
групп от антиобщественных поступков;

- сотрудничества – укрепление сотрудничества между спортивными
представителями различных стран посредством соревнований, обмена
тренерами и спортсменами.
Духовные функции:
-мировоззренческая, данные функции отражают идеологическая, особенности
проявления философская, форм общественного научная, сознания в сфере ФК
идейно-политическая, нравственная, правовая, религиозная

- творческая – способность принимать решение в экстремальной ситуации,
поиск нового нестандартного;
- информационная – состоит в культурной связи поколений (накопление,
сохранение и передача социального опыта физической культуры);

- нормативнаяиоценочная – нормирование общественной потребности в
развитии физической способности членов общества (они имеют нормативную и
оценочную сторону – эталоны, нормативы);

- гедонистическая – выражается в том, что люди, занимаясь физическими
упражнениями, получают физическое и духовное удовольствие от этих
занятий, испытывая при этом чувство приятного мышечного утомления;

- катарсическая (функция «очищения») состоит в том, что с помощью средств
физической культуры и спорта снимается излишнее психическое напряжение.
После активной двигательной деятельности наступает приятное психическое
состояние;
- эстетическая – формирование эстетических способностей (относят и к
воспитательным).

Все функции – материально-производственная, социальная, политическая и
духовная – находятся в диалектическом единстве.

Будучи органически включенной в образ жизни, физическая культура
испытывает влияние его сторон и одновременно влияет на различные сферы
жизнедеятельности общества. Таким образом, она выступает как активный
фактор, участвующий в физическом развитии человека, формировании его
личности и образа жизни. В этом социальная сущность физической культуры.
Физическая культура является частью культуры общества в целом, ее
специфическим видом. С учетом этого необходимо различать специфические
функции и общекультурные.

Специфические функции – это те, в которых выражаются особенности,
отсутствующие у других сторон культуры. К ним относятся:

- специально-образовательные;
- прикладные,
- развивающие,
- спортивные,
- рекреативные,
- реабилитационные.
Специально – образовательные функции выражены при использовании
физической культуры в общей системе образования для формирования фонда
двигательных навыков и умений и связанных с ними знаний;

- развивающие функции выражены в расширении функциональных возможностей
организма, воспитании физических качеств при регулярных занятиях
физическими упражнениями;
- прикладные функции выражены при использовании физической культуры в
системе специальной подготовки к труду в качестве фактора профессионально-
прикладной физической подготовки;
- спортивные функции выражены в области спорта высших достижений. Они
заключаются в реализации функциональных физических возможностей человека
и достижении максимальных результатов при занятиях спортом, формировании
спортивных достижений;

- рекреативные функции выражены при использовании средств физической
культуры при организации досуга для повышения дееспособности организма;
- реабилитационные - для восстановления утраченных функциональных
возможностей (использование физической культуры в лечебных целях).

Современные исследовательские данные показывают, что гиподинамия охватила
все слои населения, в том числе и детей. Ее влияние выразилось в резком
росте сердечно-сосудистых, респираторных заболеваний, в интенсивном
увеличении массы тела и других отклонениях. В связи с этим необходимо
повысить физическую активность людей.

Общекультурные функции присущи как физической культуре, так и другим
видам общечеловеческой культуры, они включают социальные, политические и
духовные функции.

Общепедагогические задачи

Важнейшими из них в системе воспитания являются задачи, предусматривающие
нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание членов общества, а
также задачи по воспитанию воли, позитивных качеств характера, эмоций и
эстетических потребностей личности. Объективное единство физического и
духовного развития человека эффективно позволяет решать и эти задачи.

ГЛАВА 2.
Методические принципы физического воспитания.

Дидактические принципы.
В физическом воспитании получили свое воплощение педагогические принципы,
отражающие общие педагогические закономерности. Принципы, сформулированные
применительно к законам обучения, называются дидактическими принципами. Они
содержат ряд универсальных методических положений, без которых невозможна
рациональная методика не только в обучении двигательным действиям, но и во
всех остальных аспектах педагогической деятельности. Поэтому их можно
называть общеметодическими принципами. К ним относятся: принципы
сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации,
систематичности.
Сознательность и активность. При пассивном отношении занимающихся эффект от
занятий физическими упражнениями снижается на 50% и больше. Реализация
этого принципа предполагает выполнение педагогом-тренером следующих
требований:
- формировать у занимающихся осмысленное отношение и интерес к целям
физического воспитания и конкретным задачам занятия;

- формировать устойчивую потребность к регулярным занятиям физическими
упражнениями;

- вырабатывать привычку к анализу, самоконтролю и корректировке своих
действий при выполнении упражнений;
- воспитывать самостоятельность, инициативность, творческое начало при
решении задач.
Наиболее сложно для выполнения последнее требование на школьном уроке
физической культуры, где преобладает авторитарный стиль воспитания.

Принцип наглядности предполагает активное и комплексное использование всех
органов чувств (а не только опору на зрительно воспринимаемую информацию).
Неадекватно значение различных средств и методов для реализации принципа
наглядности на разных этапах обучения двигательному действию. Следует
оптимально сочетать непосредственную (показ упражнения) и опосредованную
наглядность (демонстрация наглядных пособий, кино- и видеоматериалов,
использование образного слова); избирательное (направленное воздействие на
органы чувс

тв и анализаторы) и комплексное воздействие на функции анализаторов
движений. Причем необходимо добиваться воздействия на функции не только
внешних (зрительной, слуховой, тактильной), но и внутренних сенсорных
систем для саморегуляции движений (проприорецепторы мышц, связок, суставов,
рецепторов вестибулярного аппарата). В современной методике используются
технические средства сенсорного лидирования (свето- и звуколидеры,
позволяющие соблюдать параметры движения) и срочной коррекции (приборы,
срочно информирующие о соблюдении заданных параметров движения или
отклонения от них), тренажерные устройства (позволяющие “прочувствовать”
движение на основе формирования кинестетических ощущений). В результате,
благодаря слаженному функционированию сенсорных систем, возникают
комплексные, тонко специализированные ощущения движений или условий их
выполнения (“чувство” воды, планки, снаряда при метаниях, дистанции в
единоборстве и др.).

Принцип доступности и индивидуализации означает соблюдение меры между
возможностями занимающихся и объективными трудностями выполнения ФУ
(координационной сложности, интенсивности, длительности и др.) или
оптимальное сочетание задач, средств и методов физического воспитания с
возможностями занимающихся.
Доступность - это не легкость, а посильная трудность. Методика определения
доступности складывается из определения меры индивидуальной и групповой
доступности. Условия доступности:
- постепенность (от простого к сложному, от легкого к трудному).
Использование подводящих и подготовительных упражнений;
- преемственность ФУ (правила: от известного к неизвестному, от освоенного
к неосвоенному).
Иногда в педагогических целях целесообразно использовать и метод
контрастных заданий: броски предметов разного веса или одного предмета на
разные расстояния, прыжки обычные и со свинцовым поясом и др.

Принцип доступности неотделим от принципа индивидуализации: использование
средств, методов и форм занятий с учетом функциональных возможностей и
морфологических особенностей индивидуума, т.е. следует гибко
индивидуализировать процесс физического воспитания.

Проблема индивидуализации в системе ФВ решается на основе органического
сочетания 2-х направлений - общеподготовительного (ОФП в средних школах,
ПТУ, вузах и т.д.) и специализированного (спортивного, ППФП).

Принцип систематичности рассматривается в качестве отправных (исходных)
установок, регламентирующих системное построение учебно-воспитательного
процесса. Бессистемность, неупорядоченность недопустимы, они приводят к
резкому снижению эффекта занятий и всего процесса воспитания. (Система -
упорядоченная совокупность элементов, представляющая целостный процесс
физического воспитания).


Специфические принципы.

В теории и методике физического воспитания выделен ряд принципов, которые
отражают специфические закономерности построения процесса физического
воспитания.

1. Непрерывность процесса физического воспитания.
Непрерывность - необходимое условие процесса физического воспитания, т.к.
результаты процесса обратимы. Принцип непрерывности помогает обеспечить
преемственность эффекта занятий физическими упражнениями, не допускать
перерывов, разрушающих эффект занятий. В основе этой преемствен

Новинки рефератов ::

Реферат: Приближенное вычисление определенного интеграла при помощи квадратурной формулы Чебышева (Математика)


Реферат: "Демон" и "Мцыри" М.Ю. Лермонтова (сравнительная характеристика) (Литература)


Реферат: СССР, реформы 50-60 годов (История)


Реферат: Банкет за столом с частичным обслуживанием официантами (Кулинария)


Реферат: Импрессионизм как явление в культуре (Искусство и культура)


Реферат: Власть как фундаментальная проблема Политологии (Политология)


Реферат: Наркомания, как основная причина деликвентного поведения в Американских школах (Педагогика)


Реферат: Г.К.Жуков в битве за Москву (Исторические личности)


Реферат: Проблема методов обучения (Педагогика)


Реферат: Проблемы взаимодействия теории и практики социальной работы (Социология)


Реферат: Международный договор купли-продажи в современной внешней торговле (Международное частное право)


Реферат: Борис Годунов (История)


Реферат: Об истории Великой Отечественной войны - новый взгляд (История)


Реферат: Гражданское право РФ (Гражданское право и процесс)


Реферат: Организация научно-исследовательской работы (Психология)


Реферат: Личные права (Право)


Реферат: Проблема мотивации в различных психологических теориях (Психология)


Реферат: Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом (Бухгалтерский учет)


Реферат: Графические редакторы на примере Adobe ImageStyler (Программирование)


Реферат: Развитие учета в Великобритании и США (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист