GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Разрешение конфликтных ситуаций (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Разрешение конфликтных ситуаций (Психология)



План:



Введение....................................................................
..2

I. Описание методик и стратегических средств разрешения конфликтных
ситуаций....................................................................
.6
a). Рационально- интуитивная модель овладения конфликтной
ситуацией.................7
б). Принципиальные переговоры............11

II.Применение стратегий и методов для выработки модели поведения в
конфликтной
ситуации...................................................................1
4
a).Адекватное восприятие
конфликта................................................................14
б). Открытое и эффективное общение конфликтующих
сторон......................................16
в). Создание климата взаимного доверия и
сотрудничества.................................19
г). Определение существа
конфликта...............................................................20
д). Выработка взаимовыгодных решений путем
переговоров.............................22

Заключение..............................................................25

Список литературы............................................26


. В земной атмосфере в соответствующих пропорциях содержатся элементы,
необходимые для жизни и нормального функционирования организмов. Эти
элементы окружают нас и проникают внутрь каждого организма. Подобную роль в
социальной жизни людей играют межличностные отношения
.Недостаток или избыток отдельных элементов атмосферы межличностного
общения затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую
чувство удовлетворения жизнь. Атмосферу межличностных отношений создают
сами люди. Своими поступками они могут загрязнить эту атмосферу, нарушить
оптимальную пропорцию составляющих ее элементов. Но люди же могут изменить
ее так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и
равноправному существованию целых сообществ.
.Использование черно-белых категорий добра и зла для объяснения
сложных явлений мешает (а подчас делает просто невозможным) понять, что же
на самом деле происходит между людьми. Такой способ мышления с помощью
оценок и ярлыков толкает на поиск виновных в бедах и неудачах, а затем и
суровую расправу над ними.
. Чувство неудовлетворенности общением присуще людям, в жизни которых
слишком часто и с избыточной интенсивностью проявляются два важных
феномена: столкновение и отчуждение
. Столкновение - это чаще всего описываемая и встречающаяся форма
контактов между людьми. Проявления этой формы весьма многообразны. В одних
случаях столкновение проявляется исключительно в борьбе, в попытках
противников обезоружить друг друга. Примером этого может быть ситуация,
когда кого-то пытаются дискредитировать с помощью интриг, преследований,
ложных обвинений и т.п. Другие формы столкновения больше похожи на поединки
боксеров или фехтовальщиков - главное, к чему стремятся партнеры, - это
доказать свое преимущество над другим. Иногда основной целью является
установление господства над другими людьми, с тем чтобы подчинить их своим
интересам или использовать их ради собственной выгоды.
. Среди различных форм столкновения можно найти и такие, которые
содержат конструктивные и ценные начала как для участников столкновений,
так и для других людей и даже целых сообществ. Конструктивные
интеллектуальные споры, конфронтации разных позиций могут приносить
определенную пользу и удовлетворение, могут помочь улучшить ситуацию в
мире. Общения в форме столкновений являются результатом индивидуальных
различий между людьми и возникает тогда, когда поступки индивидов-
участников одной ситуации имеют аналогичную направленность. Столкновение
бывают следствием несовпадения установок, чувств, стремлений, целей,
моделей поведения и способов мышления
.Естественно, что в жизни нельзя избежать разногласий, противоречий и
конфликтов. Однако в действительности чаще всего не сами конфликты
разрушительно действуют на людей и затрудняют их совместную жизнь, а
следствия некоторых форм поведения в конфликтной ситуации: страх.
Враждебность, угрозы. Если эти переживания чрезмерно интенсивны и
длительны, у людей может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция,
т.е. поведение, которое вплетается в структуру личности и искажает характер
мышления, поступков и чувств
. Негативные последствия страха, враждебности и чувства опасности
распространяются и на другие ситуации, участником которых становится данный
субъект. Таким образом, возникает нечто вроде цепной реакции, которая
охватывает все более широкие области межличностных отношений. Например,
человек, воспитанный в атмосфере страха и опасности, сам впоследствии может
стать источником этой атмосферы, воспитывая своих детей или руководя
подчиненными. При этом он действует не вполне осознанно, не руководствуясь
так называемым злым умыслом. Он всего лишь воспроизводит некоторый
стереотип межличностных контактов, который когда-то в прошлом был закреплен
на нем как часть его личности.
.Оборонительная реакция в ответ на чувство страха и угрозы может
появляться в различных формах поведения. Иногда под влиянием страха человек
старается стать “маленьким и незаметным”, чтобы не попадаться на глаза тем,
кто является для него источником угрозы. Нередко встречаются такие люди,
которые когда-то в прошлом избрали для себя подобный стиль реагирования и
поведения и ведут себя так, хотя изначального источника опасности уже не
существует.
. Другой вид оборонительного поведения заключается в постоянной
готовности к нападению, к уничтожению или обезвреживанию источника
опасности. Часто для того. Чтобы избежать потенциальной угрозы со стороны
других людей, прибегают к попыткам подчинить их своей власти или постоянно
контролировать их. Такое поведение не продиктовано злыми намерениями. Люди,
часто поступающие подобным образом, заботятся исключительно о том, чтобы
чувствовать себя уверенно и безопасно.
. Еще одним способом справится с собственным чувством страха и
надвигающейся угрозы является овладение набором уловок, игр и манипуляций,
с помощью которых можно удерживать другого человека на безопасной
дистанции. Постоянная готовность к оборонительно- наступательным и
манипуляциям требует смены различных “масок” и “костюмов”, которые должны
обмануть противника. Однако часто происходит так, что тот, кто слишком
часто играет или притворяется перед другими людьми, сам перестает понимать,
что в нем истинно и аутеично, а что - искусственно.
. Иногда столкновение преобразуется в другую форму контактов, которую
можно назвать отчуждением. Отчуждение может рассматриваться как конкретная
форма самообороны в виде перемирия, часто связанная с ощущением
собственного бессилия или усталости, наступающая в результате
предшествующей борьбы. Отчуждение может быть характерно не только для
отношений между людьми, мало знающими друг друга и имеющими мало общих
интересов, но и для отношений между теми, кто объединен общей работой,
совместной научной деятельностью, принадлежностью к одной семье или группе.
Такте отношения отличаются дистантностью, равнодушием или чувством
отчужденности.
. Несколько более смягченной формой отчужденности является так
называемая конвенциональная корректность. Она основана на соблюдении
некоторых жестко заданных границ, в рамках которых следует удержать
собственное поведение и поведение другого человека. Эти границы
устанавливаются под влиянием конвенционных норм, присущих данной среде или
в результате действия неписаных законов при выполнении социальных ролей.
. Таким образом, можно сделать вывод, что каждый человек обладает
личностными качествами, своими привычками и предубеждениями, которые с
неизбежностью влияют на характер контактов с другими людьми. Поэтому
общение в форме столкновений является результатом индивидуальных различий
между людьми и возникают тогда, когда поступки участников одной ситуации
имеют антагонистическую направленность.



I. Описание методик и стратегических средств разрешения конфликтных
ситуаций

. Итак, всем понятно, что конфликты всегда существовали, существуют и
будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений.
. Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах.
Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах,
разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний,
стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей. Они представляют
собой эскалацию каждодневного соперничества и противостояния в сфере
принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые
нарушают личностное или межличностное спокойствие.
. Существуют ли какие-то возможности конструктивного и успешного решения
конфликта?
. Ключ решения этой проблемы состоит в том, чтобы взглянуть на конфликт,
как на задачу, которая должна быть решена : в первую очередь определить
причину конфликта, а затем - применить соответствующую технику решения
конфликтных проблем. Например, метод творческой визуализации может быть
использован для анализа причин конфликта; метод мозгового штурма может быть
полезен при поиске альтернатив; метод автоматической записи может быть
использован для выяснения собственных реакций на те или иные возможности;
метод мысленного представления может помочь спросить самого себя и получить
от внутреннего голоса совет в отношении выбора. Наконец, метод мысленного
контроля или техника волевого мышления может быть использована для
выработки достаточной внутренней мотивации или контроля с целью реализации
новых решений.
. Методами контроля конфликтной ситуации может овладеть каждый. Они
помогут решить проблему практически любого типа: внутренний конфликт, с
окружающими людьми.
. С чего начать?
. Процесс в целом начинается с рассмотрения конфликтов и определения
их. Затем необходимо рассмотреть причины конфликтов и заострить внимание на
источнике напряжения. Например, некоторые конфликты вызваны
обстоятельствами; некоторые связаны с особенностями вовлечения в них людей;
другие могут быть обусловлены повторяющейся формой поведения или отношения,
которая может лечь в основу конфликтной ситуации.
.Полезно иметь представление о некоторых общих причинах конфликтов
между людьми, которые являются результатом недостаточного общения или
непонимания; различия в планах, интересах и оценках; противостояния в
групповых конфликтных ситуациях; неверных предположений в отношении чьих-
либо действий; отсутствия сочувствия нуждам и желаниям других людей и т.д.
. После обнаружения скрытых причин и источников конфликта следующим
шагом является коррекция проблемы путем проходящей реакции. Например, если
конфликт вызван недостаточным общением или его отсутствием, очевидная
реакция состоит в поиске путей налаживания общения. Если конфликт связан с
различием в жизненных планах, реакция будет заключаться в одном из
компромиссов, выработанных в результате переговоров и поиска решений, при
которых в выигрыше остается каждый участник конфликта. Если же помехой
является собственные страхи и нерешительность, то решение заключается в
выработке методов преодоления этих препятствий на пути.


a). Рационально- интуитивная модель овладения конфликтной ситуацией

.При соответствующем опыте действия в конфликтных ситуаций потенциальные
конфликты могут быть вообще предотвращены или разрешены и даже использованы
в качестве источника улучшения отношений с другими людьми и
самосовершенствования. Задача состоит не в том, чтобы уйти от конфликта,
который потенциально возможен во всех общественных отношениях и ситуациях
внутреннего выбора, а в распознавании конфликта и контроле над ним с целью
получения наилучшего итога.
. Идеальным с этой точки зрения является рационально - интуитивный
метод разрешения конфликтов, разработанный американским ученым Джини
Грехем Скотт. С самого начала этот метод вовлекает в работу сознание и
интуицию при осуществлении выбора образа действия в конфликтной ситуации.
Этот подход основывается на оценке обстоятельств, характеров, интересов и
нужд вовлеченных в конфликт людей, а так же собственных целей, интересов,
нужд.
. В серьезные конфликты всегда вовлечены эмоции участников. Таким
образом, одним из первых шагов к разрешению конфликта является подавление
рождаемых им отрицательных эмоций - собственных и эмоций других людей.
.После подавления эмоций появляется возможность использовать
соответственно разум или интуицию для того, чтобы сформулировать возможные
решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон.
.Итак, основной способ применения рационально-интуитивного подхода к
управлению конфликтом состоит в том, чтобы рассматривать любую конфликтную
ситуацию как проблему или потенциальную проблему, которая ждет своего
решения. Затем подбирается подходящий метод решения проблем, пользуясь
арсеналом возможных стратегических мер контроля конфликтных ситуаций.
Выбираемая стратегия будет зависеть от того, на какой стадии находится
конфликт (потенциальный конфликт, развивающийся конфликт, открытый
конфликт), от важности конкретного решения, от оценки нужд и желаний
других людей, а также от характера эмоций, проявляемых в конфликте. После
выбора подходящего метода определяется наилучший способ его применения.
. В нижеследующей схеме приведены вопросы и соответствующая стратегия,
которые можно применить при разрешении конфликтной ситуации.

Схема 1

|Вопрос |Стратегия |
| | |
|I.Являются ли эмоции | |
|причиной конфликта или | |
|препятствуют ли они его | |
|разрешению? Если да, то:| |
| | |
| | |
|а). Каковы эти эмоции | |
| | |
| |а).Техника охлаждения эмоций обеих сторон, чтобы вы |
| |смогли выработать |
| |решения (соглашения) |
| | |
|1). Раздражение? | |
| | |
| | |
| |1). Техника охлаждения или рассеивания раздражения, |
| |такая. Как сочувственное выслушивание, предоставление|
| |выхода гнева, убеждения с целью смягчения |
| |отрицательных эмоций или устранения недопонимания, |
| |вызывающего раздражение |
|2). Недоверие? | |
| |2). Техника преодоления недоверия или открытого и |
| |продуктивного обсуждения его. |
| | |
|3). Страх? |Техника уменьшения страха, открытого и продуктивного |
| |обсуждения его |
| | |
|4). Другие эмоции |Техника самоуспокоения и успокоения других людей |
| | |
| |Рассмотрение реальных нужд и желаний |
|II.Каковы скрытые | |
|причины конфликта? | |
| | |
|III.Вызван ли конфликт |Техника преодоления непонимания посредством улучшения|
|непониманием? |общения. |
| | |
|VI.Вызван ли конфликт | |
|тем обстоятельством |Техника определения ответственной стороны и выработка|
| |соглашения о принятии ответственности |
|что кто-то не берет на | |
|себя ответственность за | |
|какие-то действия? | |
| | |
|V.Какой из стилей | |
|проведения был бы лучшим| |
|в данной конфликтной |Оценка подходящих стилей и выбор наилучшего |
|ситуации? | |
| | |
|VI.Имеются ли особые | |
|личностные факторы, | |
|которые должны быть |Техника эффективного выражения своих нужд. |
|учтены при решении |Использование техники общения с особо трудными людьми|
|конфликта? | |
| | |
|VII.Какого рода | |
|альтернативы и решения | |
|возможны? | |
| | |
| | |
| |Выработка собственных идей или побуждение других |
| |сторон к выдвижению предположений. |
| |а). Метод мозговой атаки и творческой визуализации |
| |для генерирования идей |
| |б). Установление приоритетов среди разных |
| |возможностей |



Далее рассмотрим подробнее, как и когда применять каждую из этих
стратегий.

б). Принципиальные переговоры

.Нельзя забывать о таком механизме человеческого общения, как
переговоры.
. В наше время все чаще приходится прибегать к переговорам. Но
стандартная переговорная стратегия перестала удовлетворять людей. Они видят
лишь две возможности ведения переговоров - быть подталкиваемыми или
жесткими. Мягкий по характеру человек желает избежать личного конфликта и
ради достижения соглашения с готовностью идет на уступки. Жесткий участник
переговоров рассматривает любую ситуацию как состязание воли. Он хочет
победить, однако часто кончает тем, что вызывает такую же жесткую реакцию,
и портит свои отношения с другой стороной.
. Существует ли альтернатива позиционному подходу?
. В Гарвардском проекте по переговорам американскими учеными разработан
метод переговоров, который предназначен для эффективного и дружественного
достижения разумного результата. Этот метод назван принципиальными
переговорами или переговорами по существу.
. Он состоит в том, чтобы решать проблемы на основе их качественных
свойств, то есть исходя из сути дела, а не торговаться по поводу того, на
что может пойти или нет каждая из сторон. Этот метод предполагает
стремление к нахождению взаимной выгоды там, где только возможно, а там,
где интересы не совпадают, настаивание на таком результате, который был бы
основан какими-то справедливыми нормами независимо от воли каждой из
сторон. Метод принципиальных переговоров означает жесткий подход к
рассмотрению существа дела, но предусматривает мягкий подход к отношениям
между участниками переговоров. Этот метод дает возможность быть
справедливым, одновременно предохраняя от тех, кто мог воспользоваться
честностью другой стороны.
.Метод принципиальных переговоров может быть сведен к четырем пунктам:
.Первый пункт учитывает тот факт, что все люди обладают эмоциями,
поэтому каждому трудно общаться друг с другом. Отсюда следует, прежде чем
начать работать над существом проблемы, необходимо отделить “проблему
людей” и разобраться с ней отдельно. Если не прямо, то косвенно участники
переговоров должны прийти к пониманию того, что им необходимо работать бок
о бок и разбираться с проблемой, а не друг с другом. Отсюда следует первая
рекомендация:

Сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом
переговоров

.Второй пункт нацелен на преодоление недостатков, которые проистекают
из концентрации внимания на позициях, заявленных участниками, в то время
как цель переговоров стоит в удовлетворении подспудных интересов. Второй
базовый элемент данного метода гласит:



.Третий пункт касается трудностей, возникающих при выработке
оптимальных решений под давлением. Попытки принять решение в присутствии
другого сужает поле зрения переговорщиков. Когда многое поставлено на
карту, способность к созиданию ограничена. Отсюда вытекает третий базисный
пункт:



.Соглашение должно отображать какие-то справедливые нормы, а не
зависеть от голой воли каждого из сторон (наличие каких-то справедливых
критериев). Обсуждая такие критерии, обе стороны могут надеяться на
справедливое решение. Отсюда четвертый базисный пункт:

Настаивайте на использование объективных критериев


. Итак, принципиальный метод позволяет более эффективно достичь
постепенного консенсуса относительно совместного решения, без всяких
потерь. А разграничение между отношениями людей и существом проблемы
позволяет иметь дело друг с другом просто и с пониманием, что ведет к
дружескому соглашению. Кроме того, этот метод менее зависим от человеческих
отношений.



II.Применение стратегий и методов для выработки модели поведения в
конфликтной ситуации

.Суммируя описанные стратегии и методы решения конфликтов, можно
самостоятельно выработать модель поведения в конфликтной или чреватой
конфликтом ситуации и добиваться осуществления своих целей а каждом
конкретном случае. При этом необходимо учесть, что важную роль в
конструктивном разрешении конфликтов играют следующие факторы:
= адекватность отражения конфликта;
= открытость и эффективность общения конфликтующих сторон;
= создание климата взаимного доверия и сотрудничества;
= определение существа конфликта.

Рассмотрим каждый из этих факторов отдельно.

a).Адекватное восприятие конфликта

.Очень часто в ситуации конфликта мы неправильно воспринимаем
собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, интенции и
точки зрения оппонента. К типичным искажениям восприятия относятся:
.”Иллюзии собственного благородства” . В конфликтной ситуации мы нередко
полагаем, что являемся жертвой нападок злобного противника, моральные
принципы которого весьма сомнительны. Нам кажется, что истина и
справедливость целиком на нашей стороне и свидетельствует в нашу пользу. В
большинстве конфликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте и
стремлении к справедливому разрешению конфликта, убежден, что только
противник этого не хочет. В результате подозрительность часто естественным
образом проистекает из существующей предубежденности.
“Поиск соломинки в глазу другого”. Каждый из противников видит
недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у
себя самого. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не
замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с
негодованием реагирует на его действия.
“Двойная этика”. Даже тогда, когда противники осознают, что совершают
одинаковые действия по отношению друг к другу, все равно собственные
действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия
оппонента - как нечестные и непозволительные.
.“Все ясно”. Очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает
ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление
о том, что его достоинства хороши и правильны, а действия партнера -
наоборот, плохи и неадекватны.
.Эти и подобные заблуждения, присущие каждому из нас в конфликтной
ситуации, как правило, усугубляют конфликт и препятствуют конструктивному
выходу из проблемной ситуации. Если искажение восприятия при конфликте
чрезмерно велико, возникает реальная опасность оказаться в ловушке
собственной предвзятости. В результате это может привести к так называемому
само подтверждающемуся допущению: допуская, что партнер настроен
исключительно враждебно, начинаешь оборонятся от него, переходя в
наступление. Видя это, партнер переживает враждебность к нам, и наше
предварительное допущение, хотя оно было неверным, немедленно
подтверждается, Зная о подобных представлениях в ситуации конфликта,
постарайтесь внимательнее проанализировать свои ощущения в конкретных
случаях.

б). Открытое и эффективное общение конфликтующих сторон

.Общение - это основное условие конструктивного разрешения конфликтов.
Однако, к сожалению, в конфликтной ситуации коммуникация, как правило,
ухудшается. Противники в основном стараются сделать друг другу больно, а
сами занимают оборонительную позицию, скрывая любую информацию о себе. Межу
тем коммуникация может помочь только тогда разрешить конфликт, когда обе
стороны ищут способа достичь взаимопонимания.
Контроль эмоциональной сферы
.Когда человек “обуреваем” эмоциями и захвачен конфликтом, ему трудно
выражать свои мысли и внимательно выслушивать противника. Одним из
эффективных способов справится с человеческим гневом состоит в том, чтобы
помочь друг другу освободиться от этих чувств. Люди получают
психологическое освобождение, если они просто расскажут о своих обидах.
Поэтому, порой, имеет смысл в самом начале конфликта пойти на риск и как
можно полнее, пусть даже в резкой форме, высказать друг другу то, что
чувствуешь.
. Японцы, например, придумали для этого своеобразный ритуал и мягкие
подушки для битья. Иногда даже крик или удар по столу подушкой лучше, чем
спокойная, хладнокровная отповедь противника.
. И все-таки рискованно обнаруживать свои чувства, если это ведет к
эмоциональной реакции. Когда за этим не следишь, может разразиться крупная
ссора. Поэтому, если вы чувствуете, что по мере предъявления своих
претензий вы раздражаетесь все больше и больше и при этом обнаруживаете,
что ваши жалобы только накаляют отрицательные эмоции оппонента, необходимо
сказать себе:” Мне следует остановиться. Я должен подумать о том, что я
могу сделать для решения этой проблемы в будущем”. После этого дайте понять
противнику, что желаете остановить кипение страстей. Следует объяснить, что
вы не собираетесь пренебрегать эмоциями оппонента или отрицать их
обоснованность, а хотите только сдержать их. Целесообразно сказать что-то в
роде: “Да, я вижу, мы оба раздражены но это раздражение никуда нас не
приведет. Мне хотелось бы, чтобы вы забыли о нем. Согласимся, что в прошлом
случилось нечто неладное, в результате чего мы оба раздражены. Но теперь
давайте вместе подумаем над тем, что мы могли бы предпринять в будущем”.
Это может быть особенно полезным подходом, если вступили в конфликт с кем-
то. С кем вы должны будете продолжать общение.
.Хорошо бы, если бы каждый из противников мог хотя бы частично
сообщить другому следующее:
. что я хотел бы сделать, чтобы разрешить конфликт?
. каких реакций я жду со стороны другого?
. на какие последствия я надеюсь в случае, если будет достигнуто
соглашение?
Преодоление страха в конфликтной ситуации
.Если вы хотите отделаться от страхов, ставших препятствием на вашем
пути, примите метод визуализации, который может помочь вам в этом случае.
.Итак, уделите приблизительно одну минуту на то, чтобы видеть, слышать,
ощущать этот страх, его источник на экране перед вашим внутренним взором.
Варьируя условия, заметьте, в какой ситуации этот страх возрастает. Теперь
спросите себя, что вы можете сделать для того, чтобы избавится от этого
страха. Опять же прибегайте к логике, отвечая на этот вопрос. Пусть ответ
каким-то образом сам появится для вас на экране. Наконец, закончите
визуализацию тем, что ваш страх становится меньше и исчезает совсем.
Используйте с этой целью любые подходящие образы. Можно представить себя
стреляющим в образ своего страха, которые при этом взрывается. Когда к вам
придет ощущение того, что страх рассеян, медленно вернитесь в нормальное
состояние.
Преодоление конфликтов посредством
общения
. Любое нарушение общения может привести к конфликту. Иногда человек
выражается недостаточно определенно и ясно., и тогда слова могут быть
поняты неправильно. Иногда кто-то слушает невнимательно. И когда человек
видит, что его не слушают, у него могут возникнуть чувства враждебности или
осуждения. Часто возникает непонимание в отношении того, что
подразумевается. Препятствием могут стать скрытые предположения. А иногда в
результате непонимания, враждебности или обиды общение вообще прекращается.
. Если вы используете в конфликтной ситуации ключевые элементы
общения, то сделайте шаг к преодолению конфликтов. Итак,
= уделяйте внимание неречевым свидетельствам того, что слова говорящего
расходятся с его мыслями и чувствами. Выносите это противоречие на
открытое обсуждение
= следите за тем, чтобы у вас или у другого человека не было скрытых
ложных предположений или установок. Обсуждайте их открыто, так, чтобы
ошибки можно было исправить.
= старайтесь делать общение открытым. Дипломатично говорите о том, что
думаете или чувствуете
= спросите самого себя, соответствует сказанное вашим истинным желаниям,
нуждам или чувствам? Если не соответствует, то ваши интересы могут
остаться неудовлетворенными.
= не оставляйте неясностей. Втолковывайте то, что вы имеете в виду. Если
вы не уверены, что ваше сообщение понято, попросите конфликтующую
сторону повторить то, что вы сказали, чтобы убедиться в точности
восприятия. Если же вы не можете что-то понять с первого раза, не
отрицайте этого. Признавая, что вы чего-то не поняли, вы сохраняете
достоинство и доказываете самому себе свою честность и желание все
делать правильно с самого начала
= научитесь слушать другого. Для этого придерживайтесь следующего:
слушать с сочувствием; сосредоточиться на предмете разговора; относится
к говорящему уважительно; слушать внимательно, не делая оценок;
высказывать мнение об услышанном, чтобы показать человеку, что его
действительно слушают; отметьте то, что вы не поняли или в чем не
уверены; используйте для поддержания разговора неречевые средства (
улыбайтесь, кивайте головой, смотрите в глаза).

в). Создание климата взаимного доверия и сотрудничества

. Этому может способствовать проявление доверия к партнеру путем
готовности открыть перед ним таковую свою незащищенную позицию, какой
является стремление к согласию и взаимопониманию, нежелание использовать
слабые и уязвимые места противника.
. Конфликт решается успешнее, если обе стороны заинтересованы в
достижении некоторого общего результата, побуждающего их к сотрудничеству.
Опыт совместной деятельности во имя достижения общей цели сближает
партнеров, позволяет открывать новые, дополнительные способы преодоления
трудностей и неприятностей, связанных с решением конфликта. Успешное
решение совместных задач повышает также степень взаимного доверия, что
облегчает риск открытости в общении. Это - момент чрезвычайной важности,
так как люди часто даже не представляют себе, что можно сотрудничать с
человеком, с которым находишься в конфликтных отношениях.

г). Определение существа конфликта

.Чем точнее определение существенных элементов конфликта, тем легче
найти средства для эффективного поведения. Весьма желательно, чтобы
партнеры сумели согласовать свои представления о том, как определить
ситуацию конфликта. Последовательное поведение, направленное на преодоление
конфликта в целом, предполагает несколько этапов.

1. Определение основной проблемы

. Очень важно осознать точки соприкосновения конфликтующих сторон и
различия между ними, в большинстве случаев различия по-настоящему не
осознаются, а сходства оказываются неизвестными. Поэтому желательно
выяснить:
- как я понимаю проблему? Какие мои действия и какие поступки
партнера привели к возникновению и закреплению конфликта?
- как мой партнер видит проблему? Какие, по его мнению, мои и его
собственные действия лежат в основе конфликта?
- соответствует ли поведение каждого из нас сложившейся ситуации?
- как можно наиболее лаконично и полно изложить нашу общую проблему?
- в каких вопросах мы с партнером расходимся?
- в каких вопросах мы солидарны и понимаем друг друга?

Определение причины конфликта

. Конфликты часто порождаются скрытыми нуждами и желаниями, которые не
удовлетворяются, такими, например, как желание безопасности, независимости
или причастности. Конфликты также возникают из опасений утратить что-либо
значимое. При поверхностном рассмотрении конфликта может показаться, что
конфликтная ситуация не связана с этими нуждами и желаниями. Однако пока
эти основные причины не вскрыты, конфликт может продолжаться до тех пор,
когда ситуация, обусловившая конфликт, изменяется по иным причинам
(например, человек с которым вы конфликтуете уезжает).
.К сожалению, по занимаемой в конфликте позиции или по манере
поведения и действия человека не всегда просто установить, какие желания
или опасения им движут. Люди часто скрывают свои чувства. Бывает также, что
люди не отдают себе отчета в своих истинных намерениях: они просто хотят
чего-то, а почему они этого хотят, не знают.
.В своей книге Роджер Фишер и Уильям Юри отмечают, что многие
конфликты происходят потому, что люди занимают определенные позиции, а
затем фокусируют все усилия на защите этих позиций, вместо того, чтобы
определить скрытые нужды и интересы, которые вынудили их эти позиции
занять. Таким образом, их ложная ориентация становится препятствием для
поиска решения, которое бы учитывало скрытые интересы участвующих в
конфликте сторон. Как сказано в этой книге “Применение интересов, а не
позиций эффективнее по двум соображениям. Во-первых, для любого интереса
обычно может существовать несколько возможных позиций, которые ему
удовлетворяют, Чаще всего люди занимают наиболее очевидную позицию. Но если
вы за противоположными позициями ищете мотивирующие интересы, вы можете
обнаружить некоторую альтернативу, которая удовлетворит интересы обеих
сторон.”
.Фишер и Юри полагают, что примирение интересов может дать лучшие
результаты по сравнению с примирением позиций, потому что за
противоположными позициями находятся как противоположные, так и совпадающие
интересы. Следовательно, решение можно найти, отыскав совместные или
перекрывающиеся интересы.
.Итак, ключ к разрешению конфликта, который будет эффективен для всех,
- это распознание скрытых желаний или страхов ( другого человека или ваших
собственных). Такое знание позволяет вам найти решения, которые
удовлетворят эти желания или рассеют страхи и устраняют возникшую проблему.


3.Оценка эффективности усилий, предпринятых
для разрешения конфликта

.Если проблему решить не удалось, нужно повторить все предыдущие шаги,
стараясь при этом осознавать переживания, возникающие как в случае
успешного разрешения проблемы, так и в случае, если вновь не удалось
достичь желанных результатов.
.Описанные этапы разрешения конфликта содержат лишь некоторые
указания, реализация которых требует с вашей стороны вовлечения личности.
.Все описанные этапы выхода из конфликта должны быть в каждом
конкретном случае предприняты обеими сторонами. Основой для совместных
поисков может стать обмен мнениями, предложениями, соображениями по поводу
каждого определенного этапа.

д). Выработка взаимовыгодных решений путем переговоров

.Если вы решили , что проблема стоит того, чтобы потрудиться над ее
разрешением, не уклоняясь от конфликта, уступая в чем-то друг другу и
настаивая на собственном варианте решения, то вам следует действовать путем
переговоров. Для поиска взаимовыгодного решения вам следует найти общую
почву. Два пути таких переговоров проходят через компромисс или
сотрудничество.
.Приведенные ниже сведения помогут вам различать ситуации, в которых
предпочтителен компромисс, и ситуации, в которых самым эффективным будет
сотрудничество.
.Выбирайте компромисс, когда:
проблема относительно проста и ясна;
для разрешения конфликта у вас не так много времени или вы хотите разрешить
его как можно быстрее;
лучше было бы достичь временного соглашения, а потом вернуться к этой
проблеме и вновь проанализировать ее скрытые причины;
проблема и ее решение не слишком важны для обеих сторон;
вам не удалось добиться решения с использованием сотрудничества или вам не
удалось добиться своего с использованием собственной власти.
.Выбирайте сотрудничества, когда:
предмет спора явно сложен и требует детального обсуждения и выработки
компромиссного решения;
обе стороны готовы потратить время на выбор скрытых нужд и интересов;
для обеих сторон их интересы очень важны и компромисс для них неприемлем;
стороны доброжелательно относятся друг к другу, готовы выслушать и с
уважением отнестись к противоположной точке зрения;
обе стороны хотят добиться долгосрочного соглашения, а не временного и не
хотят откладывать его.
. Таким образом, предлагаемая общая модель может быть легко
приспособлена к ведению переговоров. Вы начинаете с работы над своими
эмоциями и берете их под свой контроль. Затем внимательно выслушиваете
другую сторону, ее интересы, нужды и желания и даете при этом понять, что
слова другого человека и других людей услышаны вами. При этом вы излагаете
собственные желания и интересы, описывая их как можно конкретнее (и
честнее). Наконец, вы переходите к стадии сбора интуитивно найденных
решений, количество которых не следует ограничивать. После этого вы
рассматриваете все возможные варианты, выбирая оптимальный, который
удовлетворяет обе стороны. Ваш конфликт будет разрешен, и каждый из
участников будет в выигрыше.



Заключение

.Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны
способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящий
человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия,
чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот,
крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы.
.Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные
подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и
чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому. В то же
время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта,
самовоспитания и самообучения.
. Конфликты могут быть превращены в прекрасный учебный материал, если
в последующем найдете время на то, чтобы вспомнить, что привело к конфликту
и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о
самом себе , о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих
обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание
поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.



Список литературы:



Войкунский А. Я говорю, мы говорим: Очерки о человеческом общении.-
М:Прогресс, 1990


Князева М.Н. Конфликт, ЭКО, 1992, №2


Мелибруда Е. Я-ты-мы: Психологические возможности улучшения общения./ Пер.
с польс. - М:Прогресс,1986


Скотт Г Джинни. Конфликты: пути преодоления./ пер. с англ. - Киев: Издат.
Об-во “Верзилин и К ЛТД”,1991


Скотт Г Джинни. Способы разрешения конфликтов./ пер. с англ. - Киев: Издат.
Об-во “Верзилин и К ЛТД”,1991


Фишер Р, Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения./ пер. с англ.
- М:”Наука”, 1990



-----------------------
Сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом
переговоров

Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях

Разработайте взаимовыгодные варианты







Реферат на тему: Раннее и первое детство

Ранее и первое детство.



Москва 2002 г.

Содержание.

Общая характеристика. 2

Биологическое развитие ребенка. 3

Раннее детство. 3
Зубной возраст. 3

Первое детство. 4
Соматический возраст. 4
Зубной возраст. 5
Костный возраст. 6

Психологическое развитие ребенка. 6
Самосознание. 6
Волевое поведение. Произвольность. 8
Практическое овладение языком и осмысленность речи. 8
Половая идентификация. 9
Значение имени. 9

Используемая литература: 10


Общая характеристика.

В соответствии с принятой на VII Всесоюзной конференции по проблемам
возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в Москве в 1965 году
считается, что ранее детство охватывает период от 1-го до 3-х лет, первое
детство – от 3-х до 7-ми лет.

От 1 года до 7 лет вторичные половые признаки мало выражены,
преобладает «тип малого ребенка» с относительно крупной головой и
туловищем, сравнительно короткими конечностями, слабой мускулатурой, не
способной к сильным и длительным сокращениям, хорошо развитым подкожным
жироотложением, отсутствием отчетливого подразделения туловища на грудной и
брюшной отделы, еще не сформировавшимися окончательно изгибами
позвоночника, большой подвижностью суставов, слабо развитым челюстным
аппаратом, округлым лицом и т. д. Этот период иногда называют нейтральным
детством, ибо девочки и мальчики этого возраста почти не отличаются друг от
друга по размерам и форме тела. Правда, у девочек сильнее развита жировая
ткань, а в 7 лет у них начинается, формирование женской формы тазовой
области (утончается талия, расширяется таз, утолщается подкожная жировая
клетчатка в области таза). Подчеркнем, что в нейтральном детстве и наши дни
неоднократно приходится адаптироваться к новым условиям социального
существования — при поступлении в ясли, ходе в детский сад, в школу. Для
этого организм ребенка должен обладать достаточной функциональной
готовностью. Поэтому в каждом индивидуальном случае, помимо оценки здоровья
и интеллектуального развития, необходима комплексная оценка биологического
возраста ребенка, чтобы не нанести ему вреда.

Это один из важнейших периодов в жизни человека: именно тогда ребенок
начинает осознавать себя, свои действия, у него развиваются память,
внимание, мышление, восприятие; закладывается личность. В этом возрасте
ребенок учится общаться, усваивает основные моральные и нравственные нормы,
у него впервые появляются волевые формы поведения, необходимые как во
взрослой жизни, так и при поступлении в школу.

Специальные исследования показали, что некоторые 6-летние дети, еще не
достигшие школьной зрелости, в течение всего учебного в подготовительном
классе школы (при занятиях по традиционному режиму) слабо приспосабливались
к новым условиям, проявляли низкую работоспособность и учебную активность
по сравнению со своими "зрелыми" сверстниками. Эти качества у "незрелых"
детей сохранялись и в последующие 3 года. Поэтому теперь для 6-летних
разработан новый режим учебных занятий.


Биологическое развитие ребенка.

Биологический возраст называют также возрастом развития: он отражает
рост, развитие, созревание, старение организма. Определяется биологический
возраст совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных
особенностей и приспособительных возможностей организма. Несомненно,
биологический возраст является функцией времени, но при этом временные
интервалы, в течение которых происходят возрастные сдвиги в организме,
гораздо менее четки, чем для хронологического возраста человека, который
называют также календарным, или паспортным.

Как правило, биологический возраст конкретизируют, выделяя возраст
физиологический, морфологический, костный, зубной и т. п. в зависимости от
того, какие критерии (отражающие уровень биологического развития всего
организма) берут за основу оценки. Индивидуальный биологический возраст
отражает степень соответствия уровня морфофизиологического развития
индивидуума среднему уровню аналогичных показателей его сверстников.


Раннее детство.

Раннее детство охватывает возраст от 1 до 3 лет включительно. В это
время уменьшаются абсолютные и относительные приросты размеров тела,
особенно после 2 лет. Если для контроля за физическим развитием грудного
ребенка составляют таблицы средних размеров тела с месячным интервалом, то
для раннего детства берут интервал 3 месяца. У детей 1 — 3 лет сравнительно
малые размеры конечностей, увеличены размеры головы и туловища, но,
конечно, эти особенности пропорции тела у них выражены в меньшей степени,
чем у грудных детей.


Зубной возраст.

Так называемая зубная зрелость — один из показателей биологического
возраста. Число прорезавшихся у ребенка молочных зубов сопоставляют со
средними цифрами, характерными для группы (этнической, территориальной и
пр.), к которой ребенок относится. Обычно учитывают количество
прорезавшихся зубов и сроки их появления (отдельно для верхней и нижней
челюстей). Зуб считают прорезавшимся, если хоть небольшая часть коронки
показалась над десной. В период раннего детства прорезываются первые
коренные зубы (в 12 — 15 месяцев), клыки (в 16 — 20 месяцев) и вторые
коренные зубы (в 20 — 24 месяца). Могут быть значительные отступления в обе
стороны от приведенных сроков. Обычно же к 2 годам дети имеют все 20
молочных зубов.


Первое детство.

Первое детство длится от 4 до 7 лет включительно. В настоящее время
оно привлекает пристальное внимание специалистов в связи с переходом к
началу обучения в школе с 6 лет. Биологический возраст в этот период
оценивают по нескольким показателям (лучше всего по их совокупности).
Учитывают соматический, зубной, костный возраст.


Соматический возраст.

В первом детстве размеры тела как критерий биологической зрелости
играют гораздо меньшую роль, чем, для грудных детей. Ведь уже в 3 года, не
говоря о более старшем возрасте, по длине и массе тела можно предсказать те
окончательные размеры, которых достигнет индивидуум, когда его рост
прекратится. Дети с низкой, средней и высокой длиной тела во многих случаях
становятся взрослыми с длиной тела такой же категории. Низкорослым детям
отнюдь не всегда свойственно отставание соматического развития. Но все же и
в первом детстве размеры тела оценивают по соответствующим нормативам,
составленным с интервалом в 6 месяцев. Скорости роста размеров тела
(месячные годичные прибавки), очень высокие в 1-м году жизни, в последующих
периодах постепенно снижаются, за исключением подросткового возраста и
частично — первого детства. Небольшое увеличение скорости роста в 4 — 7 лет
называют первым ростовым скачком. Хотя он свойствен не всем детям, его
считают одной из отличительных особенностей первого детства.

Рассказывая о соматических критериях биологического возраста в первом
детстве, подчеркнем, что важны не размеры тела, а их соотношения,
характеризующие форму тела. Для характеристики формы тела используют
показатели "школьной зрелости" (ПШЗ).

Цифровые значения ПШЗ уменьшаются с возрастом и достигают критической
величины к моменту достижения ребенком уровня физического и психического
развития, достаточного для поступления в школу.

Показатели формы (ПФ) вычисляют следующим образом:



I ПФ информативен в первом детстве в большей степени, чем в
последующие периоды, а II ПФ более ценен для подростков.

Соотношения длины тела с высотой головы вместе с шеей, окружности
головы и высоты лица выбраны не случайно. Чем моложе ребенок, тем большую
долю длины его тела составляют голова и такая часть "верхнего отрезка", как
высота лица. С возрастом доля этих размеров в общей длине тела уменьшается,
достигая минимального значения у взрослых. У детей- ровесников указанное
соотношение может довольно сильно различаться в зависимости от
биологического возраста.

Сравнительно малые размеры конечностей и преобладание размеров головы
и туловища в дошкольном возрасте (что особенно характерно для новорожденных
и грудных детей) издавна отмечали художники и скульпторы. От их внимания не
ускользнули и гораздо более мелкие детали, например, так называемая
поперечная брюшная линия, которая у маленьких детей проходит на всем
протяжении нижней части живота благодаря хорошо развитому подкожно-жировому
слою. В первом детстве поперечная линия живота исчезает или становится
неотчетливой. У детей со стройным телосложением это происходит раньше, а
при замедленном развитии лини сохраняется долгое время.


Зубной возраст.

Характерная особенность первого детства — начало смены молочных зубов
на постоянные. В среднем в 6 лет прорезываются первые постоянные коренные
зубы, причем на нижней челюсти раньше, чем на верхней. У многих детей этот
процесс происходит в 5 лет, что свидетельствует о более раннем
биологическом возрасте, а у некоторых детей первый постоянный зуб
появляется в 7 лет и даже между 7 и 8 годами. В первом же детстве
прорезываются центральные резцы: немного позже первых коренных, но в
основном между 6 и 7 годами, хотя есть 5-летние дети с постоянными
центральными, резцами, как и индивидуумы в 8 лет с еще молочными резцам.
Затем в прорезывании постоянных зубов наступает 10 — 12 месячный период
покоя, после чего начинают появляться боковые резцы. У 40 — 50 % городских
детей эти зубы прорезываются на нижней челюсти к 7 годам, но средний срок
лежит за пределами первого детства (это касается и остальных постоянных
зубов — клыков, 1-х и 2-х предкоренных, 2-х и 3-х моляров).

При определении зубного возраста в первом детстве принимают во
внимание как сроки прорезывания постоянных зубов, так и количество молочных
и постоянных зубов. Обычно учитывают постоянные зубы и полностью вышедшие,
и еще только прорезывающиеся через десну. Индивидуальные данные ребенка
сравнивают со стандартами для соответствующего хронологического возраста (с
учетом этнотерриториальной группы), что позволяет сделать вывод о
замедленном или ускоренном развитии. У девочек постоянные зубы обычно
прорезываю раньше, чем у мальчиков.

Интересно отметить, что у некоторых народов (например, в Ливане)
ребенка перестают считать малышом с появлением у него первых постоянных
коренных зубов. С этого пери детям начинают предъявлять все больше
требований, что особенно относится к девочкам многодетных семей низкого
социально-экономического уровня. Девочки примерно с 7 лет мало играют в
куклы или мяч, а приглядывают за младшими детьми и помогают матери по дому.
При этом девочек учат сторониться мужчин, не заговаривать с незнакомыми
людьми, быть скромными и стыдливыми. Для контраста вспомним сценки из нашей
жизни, хотя и не очень типичные, но все же встречающиеся у прилавка с
игрушками, в транспорте и в других многолюдных местах: избалованный ребенок
почти школьного возраста громким плачем требует купить ему дорогую игрушку
или уступить в автобусе место у окна.


Костный возраст.

В первом детстве в случае необходимости определяют рентгенологическим
методом костный возраст (скелетную зрелость). Обычно рентгенограмму кисти и
локтевого сустава сравнивают с соответствующими стандартами, обращая
внимание на состояние центров окостенения в хрящевой ткани и
синостозирование (окостенение хрящевой пластинки в концевых отделах
костей). Метод ценную информацию о развитии всего организма, так как
скелетная зрелость согласуется с его физиологическим состоянием.


Психологическое развитие ребенка.


Окончание нейтрального детства примерно совпадает с окончанием
дошкольного периода. Это значит, что основные личностные качества ребенка
должны быть уже заложены. К концу дошкольного периода ребенок научается
ориентироваться в социальной среде, общаться, у него развивается речь,
такие психические функции как мышление, восприятие, память и др.

Самосознание.


Ребенок начинает отдавать себе все более ясный отчет в побудительных
силах и последствиях своих поступков. Это становится возможным в связи с
тем, что у дошкольника развивается самосознание — понимание того, что он
собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему
окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее явно самосознание
проявляется в самооценке, т.е. в том, как ребенок оценивает свои достижения
и неудачи, свои качества и возможности.

Предпосылка развития самосознания — отделение себя от других людей,
которое происходит уже в конце раннего детства. Но, вступая в дошкольный
возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует. Пока еще он
по-настоящему ничего не знает о себе, о своих качествах. Стремясь быть как
взрослый, ребенок трех — четырех лет не учитывает своих реальных
возможностей. Он попросту приписывает себе все положительные, одобряемые
взрослыми качества, отчасти даже не зная, в чем они заключаются. Старшие
дошкольники в основном верно осознают свои достоинства и недостатки,
учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное
значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм
поведения, следования положительным образцам. Вместе с тем ребенок начинает
намеренно пользоваться отношением окружающих к тем или другим его качествам
и поступкам.

Эмоционально положительное отношение к самому себе, лежащее в основе
структуры самосознания личности каждого нормально развивающегося ребенка,
ориентирует его на притязания соответствовать положительному этическому
эталону. Индивидуальная эмоциональная заинтересованность в том, чтобы быть
достойным уважения окружающих, приводит к пониманию необходимости и
потребности соответствовать положительному нравственному эталону. Когда
потребность соответствовать положительному эталону поведения приобретает
личностный смысл, у ребенка появляется ответственность как черта личности.
К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы ответственного
отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность
пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. Ребенок шести
— семи лет способен понимать нравственный смысл ответственности. В
зависимости от развитости чувства ответственности до школы он будет
относиться к своим новым обязанностям в школе.

Через общение со взрослыми у ребенка развивается эмоциональное и
рассудочное отношение к нравственным нормам и их выполнению. Взрослый своим
отношением к поступку ребенка санкционирует определенный тип поведения, он
помогает ребенку осмыслить рациональность и необходимость определенного
нравственного поступка. Именно на фоне эмоциональной зависимости от
взрослого у ребенка развивается притязание на признание в сфере морального
поведения.

В дошкольном возрасте постепенно осваивается социальное пространство,
через стремление ребенка реализовать свою потребность в любви и
эмоциональной поддержке, через стремление реализовать свои притязания на
признание. Конкретно это выражается через ожидание получить одобрение и
быть оцененным как «хороший».

Волевое поведение. Произвольность.


Дошкольный возраст — возраст возникновения воли как способности
сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними
действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием
требований взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои
действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая
возникающие трудности. Однако, сознательное управление поведением только
начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия соседствуют с
действиями непреднамеренными, импульсивными.

Выполнение волевых действий в детстве зависит от речевого планирования
и регуляции. Именно в словесной форме ребенок формулирует для себя, что он
намерен делать, обсуждает сам с собой возможные решения при борьбе мотивов,
напоминает себе о том, для чего он выполняет действие, и приказывает себе
добиваться достижения цели. Ребенок овладевает умением словесно направлять
и регулировать собственные действия, применяя к себе самому те формы
управления поведением, которые к нему в его опыте применяют взрослые.

Практическое овладение языком и осмысленность речи.


Становясь более самостоятельными, дети дошкольного возраста выходят за
рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей,
особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка
полноценного овладения средствами общения, основным из которых является
речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся
деятельность ребенка. Развитие речи идет в нескольких направлениях:
совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми,
вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов,
орудием мышления. При определенных условиях воспитания ребенок начинает не
только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное
значение для последующего овладения грамотой. Развитие словаря и
грамматического строя речи. На протяжении дошкольного периода продолжает
расти словарный запас ребенка. По сравнению с ранним детством словарь
ребенка-дошкольника увеличивается, как правило, в три раза. При этом рост
словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания;
индивидуальные особенности здесь наиболее заметны, чем в любой другой
области психического развития.

Речь как средство общения несет в себе не только функцию обмена
информацией, но и экспрессивную функцию. Эмоционально интонируется не
только окрас слов, которые люди произносят в общении, но и сопровождающие
речь мимика, позы и жесты. Подражая родителям и близким людям
(идентифицируясь с ними), ребенок бессознательно перенимает стиль общения,
который становится его натурой. Обладающая речевой культурой и сдержанная в
своих эмоциональных проявлениях семья формирует у ребенка тот же тип
общения. Ребенок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и
чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со
своими сверстниками и со взрослыми.

Половая идентификация.


Именно в дошкольном возрасте начинается психологическое обретение
пола, развивающееся и наращивающееся на протяжении всей жизни человека.
Половая идентификация — отождествление себя с физическим и; психологическим
полом мужчины или женщины и стремление соответствовать принятым в культуре,
прежде всего в семье, стереотипам мужского и женского поведения.
Идентификация со своим полом получает столь глубокое проникновение в
самосознание личности, что интегрирует по всем звеньям самосознания. На
протяжении дошкольного в

Новинки рефератов ::

Реферат: Формирование базы данных (Компьютеры)


Реферат: Нормирование шума автомобиля (Транспорт)


Реферат: Перевозка длинномерных грузов (Транспорт)


Реферат: Обязательственные отношения, возникающие вследствие причинения вреда (Гражданское право и процесс)


Реферат: Брачность и разводимость в России (Социология)


Реферат: Преемственность языческой и христианской культур у восточных славян (Культурология)


Реферат: Бизнес-план предприятия, процедура разработки и характеристика системы показателей (Финансы)


Реферат: В.С. Пикуль (Литература : русская)


Реферат: Наука и рациональность. Типы рациональности (Социология)


Реферат: Учет затрат в животноводстве (Бухгалтерский учет)


Реферат: Феномен любви в русской культуре (Искусство и культура)


Реферат: Кокс и коксование (Химия)


Реферат: Гиподинамия, гипокинезия (Спорт)


Реферат: Девятый вал (Искусство и культура)


Реферат: Мировой суд во второй половине 19 века (История)


Реферат: Взаимосвязь предварительного и судебного следствия (Уголовное право и процесс)


Реферат: Петр Первый (История)


Реферат: Истоки и корни народа русского (История)


Реферат: Модульное задание (Педагогика)


Реферат: Внутренний конроль основных средств (Аудит)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист