GeoSELECT.ru



Биология / Реферат: Память и внимание (Биология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Память и внимание (Биология)



Введение

Внимание в системе психологических феноменов занимает особое положение.
Оно включено во все остальные психологические процессы, занимает как их
необходимый момент и отделить его от них, выделить и изучить в «чистом»
виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь
тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и
особенности различных психических состояний человека. Всякий раз, когда мы
пытаемся выделить «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального
содержания психических феноменов, она как бы исчезает.
Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние,
характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они
выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или
внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся
осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы
человека в течение определенного периода времени.
Внимание - это процесс сознательного или бессознательного
(полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы
чувств, и игнорирования другой.
Внимание не имеет своего собственного содержания. Оно включено в другие
психические процессы: ощущения и восприятия, представления, память,
мышление, воображение, эмоции и чувства, проявления воли. Внимание включено
и в практические, в частности, двигательные действия людей, в их
поведенческие акты — поступки. Это обеспечивает ясность и отчетливость
отражения действительности, что является одним из необходимых условий
успешности любой деятельности.
Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное
(преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и послепроизвольное.
Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и
явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует
человек, и на свои собственные внешние действия и поступки.
Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и
состояния внутренней среды организма.
Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важную роль во
взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в познании им
самого себя, в умении управлять собой.
Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется различной
направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное и
послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности.
При произвольней, внимании сосредоточенность сознания определяется
целью деятельности и конкретными задачами, вытекающими из ее требований и
изменяющихся условий.
Непроизвольное внимание возникает без предварительной постановки цели —
как реакция на сильный звук, яркий свет, новизну предмета.
Предметом непроизвольного внимания становится любой неожиданный
раздражитель. При всех неожиданностях внимание сосредотачивается на
короткий срок. Но произвольное внимание может удерживаться и длительно в
тех случаях, когда восприятие предмета, даже мысль о нем вызывает живой
интерес, окрашивается положительными эмоциями удовольствия, удивления,
восхищения и др. Так может приковать внимание учащихся преподаватель,
интересно, эмоционально, с выдумкой проводящий урок. Это говорит о том, что
непроизвольное внимание может быть вызвано специально, с целью достижения
положительного результата деятельности, в данном случае урока.
Следовательно, внимание является не только фактором, ограничивающим
психическую деятельность, но и само может регулироваться извне, в
частности, в педагогическом процессе.
После произвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это
значит, что человек сначала сосредотачивает сознание на каком-то предмете
или деятельности, иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам
процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий
интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия.
Все три вида внимания — это динамичные процессы, связанные взаимными
переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится
преобладающим.
Свойствами внимания называются особенности его проявления. К ним
относятся объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение
внимания
Объем внимания характеризуются количеством запоминаемого и
производимого материала. Объём внимания можно увеличить:путем упражнения
или устанавливая смысловые связи между воспринимаемыми предметами
(например: объединяя буквы в слова).
Концентрация внимания свойство, выражающееся полной поглощенностью
предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых
сосредоточено сознание человека.
При наличии такой сосредоточенности человек становится высоко
помехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей, в которые он
погружен.
Устойчивость внимания - способность длительно быть сосредоточенным на
определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряется временем
сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании
предмета или процесса деятельности. Устойчивость внимания зависит от целого
ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего
места, навыков.
Переключение внимания выражается в произвольном, сознательном
перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной
деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности,
возникновением или постановкой новых ее задач.
Не следует смешивать переключение внимания с отвлечением, которое
выражается в непроизвольном переносе сосредоточенности сознания на что-то
другое либо в снижении интенсивности сосредоточенности. Это проявляется в
кратковременных колебаниях внимания.
Истинное отвлечение является следствием многих причин. Ими могут быть
невыработанная устойчивость внимания, снижение интереса к работе, утомление
(особенно при ее монотонном характере) и другое. Противодействовать
отвлечению могут краткие перерывы в работе.
Распределение внимания — свойство, благодаря которому возможно
выполнение двух или более действий (видов деятельности) одновременно, но
только в том случае, когда одни действия привычны для человека и
осуществляются хотя и под контролем сознания, но в значительной мере
автоматизировано.
В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у человека
развиваются свойства внимания, его виды, образуются относительно устойчивые
их сочетания (индивидуально-типологические особенности внимания,
обусловленные также и типом нервной системы), на основе которых формируется
внимательность как свойство личности.

Памятью называется запоминание, сохранение и воспроизведение того, что
человек воспринимал, думал, переживал или делал когда-то, т. е. отражение
прошлого опыта, обстоятельств жизни и деятельности личности.
Память служит основой непрерывности психической деятельности, связывая
прошлое, настоящее и будущее.
Основные процессы памяти — запоминание, сохранение, воспроизведение.
Запоминание — процесс запечатления в сознании поступающей информации в
виде образов, мыслей (понятий), переживаний и действий. Различают
непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное)
запоминание.
Непроизвольное запоминание осуществляется как бы само собой, без
преднамеренного желания что-то запомнить. Оно определяется не установками
или целями, а особенностями объектов и отношением человека к ним. Так
обычно запоминается то, что произвело яркое впечатление, вызвало сильные и
глубокие переживания.
Непроизвольное запоминание может быть эффективным, если оно включено в
активную умственную деятельность. Например, артист в ряде случаев не
заучивает специально текст роли, а запоминает его в ходе репетиций, главная
цель которых заключается не в том, чтобы усвоить слова, а в том, чтобы
вжиться в образ. Ведущим для человека является произвольное запоминание.
Оно возникает и развивается в процессе общения людей и трудовой
деятельности.
Произвольное запоминание — запоминание целенаправленное (что запомнить,
зачем, на какой срок, как использовать и пр.), что придает ему
планомерность и организованность.
Особая форма произвольного запоминания — заучивание. Оно

используется тогда, когда необходимо что-то запечатлеть в памяти

очень точно и очень прочно.
Сохранение — удержание в памяти в течение более или менее длительного
времени и переработка того, что было запечатлено, что запомнилось.
Сохраняется в памяти материал значимый, многократно повторяемый, постоянно
использующийся в деятельности, хорошо понятный или запечатлевшийся с
установкой «запомнить надолго».
Главным условием сохранения является использование запомнившегося на
практике, в деятельности. Это относится не только к знаниям, но и к навыкам
и умениям.
Забывание — не всегда желательный, но неизбежный процесс,
противоположный сохранению. Он протекает почти всегда непроизвольно.
Благодаря забыванию в памяти не остается мелких, ненужных, незначимых
деталей, запоминание обобщается. Частично забытое бывает трудно
воспроизвести, но легко узнать. Быстро забывается то, что редко включается
в деятельность человека, что становится незначимым для него, систематически
не подкрепляется восприятием и повторением. В этом положительная сторона
забывания. Забывание особенно интенсивно в первые 48 часов после заучивания
или восприятия и зависит от содержания материала, его осознанности и
объема.
Воспроизведение — избирательное оживление хранящейся в памяти
информации в связи с потребностями человека, конкретными обстоятельствами и
задачами в деятельности.
Разновидностью воспроизведения является узнавание, проявляющееся при
вторичном восприятии объекта. Обычно возникающее при этом чувство
знакомости объекта сопровождается мыслью: «Да, я это видел где-то». Мысль
отождествляет отражаемое в настоящий момент с тем, что воспринималось
раньше.
Воспроизведение, подобно запоминанию, может быть произвольным и
непроизвольным.
Непроизвольное воспроизведение происходит хотя и без всякого намерения,
обычно не само собой. Толчком к непроизвольному воспроизведению обычно
служат какие-то причины, вызывающие соответствующие ассоциации.
Произвольным называется воспроизведение, которое организуется
посредством волевых усилий и сознательно поставленной целью. Главной
особенностью такого воспроизведения является наличие осознаваемого мотива.
Разновидностью произвольного воспроизведения является припоминание. Это
сознательное, целенаправленное воспроизведение, требующее специфического
напряжения для преодоления внутренних затруднений.
Существует несколько оснований для выделения видов памяти:
1) степень сознательной активности при запоминании и
воспроизведении.
2) психологическое содержание запоминаемого;
3) продолжительность сохранения.
По степени сознательной активности различают память непроизвольную и
произвольную. Произвольная, в свою очередь, может быть механической и
логической. При механической памяти запоминание и воспроизведение
совершаются на основе пространственной или временной близости и
последовательности предметов, явлений и событий; при логической — на основе
установления тех или иных смысловых связей между ними, независимо от
расположения в пространстве или следования во времени.
По продуктивности запоминания логическая память, как правило,
превосходит механическую: продолжительность сохранения материала,
запечатленного логически, значительно больше. Вместе с тем для человека
важен и тот и другой вид памяти. Логическая память необходима для понимания
и запоминания смысла изучаемого материала и включения в его систему уже
накопленных знаний, механическая — для точного, полного запечатления и
сохранения запоминаемого.
По психологическому содержанию запоминаемого выделяется память
образная, словесно-логическая, эмоциональная и двигательная. Эти четыре
вида памяти присущи всем людям. Однако развиты они неравномерно: какой-то
(или какие-то) являются преобладающими. Преобладание того или иного вида
памяти влияет на успешность овладения теми или иными учебными предметами,
равно как и различными видами деятельности.
В образной памяти выделяют зрительную и слуховую (а также обонятельную,
вкусовую, осязательную). Если человек хорошо запоминает, узнает и
воспроизводит зрительные образы, если он лучше запоминает материал при
чтении «про себя», у него хорошая зрительная память; если же человек хорошо
запоминает мелодии и воспроизводит их, если он лучше запоминает прочитанное
ему вслух или когда ему читают или говорят, у него хорошая слуховая память.
Словесно-логическая память — подлинно человеческий вид памяти. Это память
на мысли, выраженные в понятиях. Именно благодаря словесно-логической
памяти знания становятся достоянием человека, тем, что им не просто
заучено, а глубоко продумано, принято.
Эмоциональная память — память на чувства. Это запоминание человеком
своих переживаний и переживаний других людей. Эмоциональная память может
быть основой мотивов, побуждающих человека к каким-то действиям или
удерживающих его от совершения того или иного поступка. Она же является
основой сопереживаний.
Двигательная память — память на движения. Она составляет основу
овладения двигательными действиями в любом виде деятельности.
По продолжительности сохранения память делится на долговременную,
кратковременную и оперативную. Долговременная память характеризуется
значительной длительностью сохранения материала после его восприятия и
закрепления. Кратковременная память — это непродолжительное сохранение
информации после одно-двухкратного его восприятия. Оперативная память
сохраняет информацию лишь на то время, которое необходимо для совершения
действий (например, набрать только что названный номер телефона, записать
пришедшую в голову или услышанную мысль, исполнить только что воспринятый
приказ).
Существуют индивидуальные различия между людьми по объему, точности
памяти, быстроте запоминания, длительности сохранения, готовности памяти.
Объем памяти — это количество материала, которое может быть правильно
воспроизведено непосредственно после однократного его восприятия. В среднем
объем памяти равен 6-8 объектам. Индивидуально он колеблется от 0 до 12.
Точность памяти определяется идентичностью воспроизводимого и
запоминаемого. Отсутствие пропусков, искажений в воспроизведении, детальное
воспроизведение — конкретные проявления точности памяти.
Быстрота запоминания. — это время (или число повторений), необходимое
для полного и правильного запоминания материала.
Длительность сохранения — время удержания в памяти материала. Выражение
«короткая память» относится именно к этому ее качеству.
Готовность памяти — это способность быстро извлекать из памяти то, что
необходимо человеку в данный конкретный момент. Отсутствие этого качества
приводит к тому, что даже при наличии знаний человек не может ими
пользоваться. Нередко учащиеся, получив неудовлетворительную оценку на
экзамене и выйдя за дверь аудитории, вдруг начинают рассказывать товарищам
то, чего две минуты назад не могли рассказать преподавателю. Готовность
памяти определяет прикладность знаний. В сочетании с мышлением она
определяет сообразительность и находчивость.
Сочетание перечисленных качеств позволяет по индивидуальным различиям
памяти разделить людей на четыре группы:
а) быстро и прочно запоминающих, медленно забывающих;
б) быстро запоминающих, но скоро забывающих;
в) медленно запоминающих, но долго помнящих;
г) медленно запоминающих и быстро забывающих.



Оглавление


1. Введение.

2. Методика №1. Устойчивость внимания.

3. Методика №2. Распределение внимания.

4. Методика №3. Переключение внимания.

5. Методика №4. Тип памяти.

6. Методика №5. Объем памяти.

7. Заключение.

8. Список использованной литературы.



Заключение

Главным результатом данной работы, как мне видится, является
приобретение навыка профессионального общения с окружающими. Интерес
представляется в реакции «испытуемых» на просьбы участия в тестировании.
Если говорить по возрастной категории, то чем выше планка, тем менее охотно
идут на «контакт», что можно объяснить простым стеснением. Более молодые,
как ни странно, выполняют задания серьезно и ответственно. К общему выводу
можно отнести то, что нет видимого изменения ко мне в бытовом общении,
знакомых и близких мне людей, в связи с избранием мною специфической
профессии, и начале практикума. Это можно объяснить «привыканием» социума,
особенно молодых, к существующей профессии психолога, понимания
необходимости участия профессионально подготовленных людей в решении каких-
либо проблем. И в настоящее время можно говорить о постепенном исчезновении
«специфичности».



Список использованной литературы

1. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. «Психодиагностические методы изучения
личности», М., 2000

2. Смирнов А.Г. «Практикум по общей психологии», М., 2002

3. Немов Р.С. «Психология» т.3, М., 2003

4. Рубенштейн С.Л. «Основы общей психологии», М., 1989





Реферат на тему: Патофизиологические процессы в тканях


ПАТОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ТКАНЯХ

В организме нарушение роста тканей может возникать
в связи с изменением или расстройством обмена веществ
и центральных систем регуляции деления клеток (нервных,
эндокринных), а также тканевых.

Гипербиотические процессы - процессы избыточного роста
и размножения клеток, тканей и органов. К ним относят
гипертрофию и гиперплазию клеток органов и тканей,
регенерацию, опухоли (классификация по А. Д. Адо).
Гипертрофия (греч. hурег - над, сверх, trophe -
питание) - увеличение объема ткани или органа
вследствие изменения размера отдельных клеток при
сохранении их количества. Гиперплазия (греч. р1asis
- образование) - увеличение объема ткани или органа
за счет увеличения количества клеток.
Гипертрофия бывает истинная и ложная. Истинная ги-
пертрофия - увеличение объема ткани или органа и повыше-
ние их функциональной способности вследствие разраста-
ния паренхиматозных клеток, а также и других элементов.
Примером являются гипертрофия гладких мышц матки
у беременных животных и увеличение железистых клеток
в лактационный период, а также гипертрофия сердца при
физической работе. Ложная гипертрофия - увеличение объема
органа при разрастании соединительной или жировой ткани.
Количество паренхиматозных клеток при этом остается
без изменений или даже уменьшается, а функциональная
способность органа может снижаться: например, увеличе-
ние объема щитовидной железы при эндемическом зобе в
результате разрастания ее соединительной ткани или
гипертрофия молочной железы за счет жировой ткани.
Патологическая гипертрофия - результат влияния неблаго-
приятных условий, ведущих к чрезмерной нагрузке
органа: например, возникновение рабочей гипертрофии
сердца в связи с изменениями его клапанного аппарата
или вследствие гипертонии, при эмфиземе легких и др.
Усиленная работа и возникающее рефлекторное возбуждение
механизмов, повышающих функциональную способность
органа, его кровообращение, питание и трофику,
обусловливают гипертрофию.
Различают несколько видов гипертрофий.
Рабочая гипертрофия. Наблюдают при повышенной функцио-
нальной нагрузке. Кроме процессов физиологических
(тренинг лошадей и др.), могут быть и патологические,
связанные с возникновением различных препятствий,
которые приходится преодолевать работающему органу
(при сужении пищевода, кишечника,мочеточников, при
пороках клапанов сердца).
Заместительная (компенсаторная), или викарная,
гипертрофия возможна после удаления одного из парных
органов. Оставшийся орган, как правило, увеличивается
в объеме:например, гипертрофия почки, надпочечников,
гипертрофия одной доли печени при атрофии другой,
гипертрофия одной доли легкого при патологии другой.
В непарном органе, особенно лри патологии части органа,
может также возникнуть компенсаторная гипертрофия.
Примером может быть гипертрофия кроветворной ткани
(костного мозга, лимфатических узлов) при поражении
органа кроветворения - селезенки.

Компенсаторная гипертрофия часто сочетается с
гиперплазией клеток, что наблюдают при патологии как
парных, так и непарных органов.

Регенерационная гипертрофия характеризуется тем, что
клетки пораженного органа начинают усиленно размножать
ся (гиперплазия). Отмечают это после удаления части
органа(печени, поджелудочной железы, селезенки).

Корреляционная гипертрофия возникает в органах,
функционально связанных между собой; например,после удаления
щитовидной железы происходит увеличение гипофиза.
Рабочая, заместительная и регенерационная гипертро-
фии имеют компенсаторное значение. Под влиянием
различных факторов процессы гипертрофии могут
включаться относительно быстро. Выраженный тканевый
рост уже наблюдают через несколько суток. Отмечается
увеличение числа митозов.В зависимости от особенностей
органа и существующих условий срок появления макси-
мальной гипертрофии у животных наступает на 20 - 180-й день.
Эксперименты показали, что существенно на развитие
гипертрофии влияют характер кормления животного и
деятельность регулирующих систем. Например, значительная
компенсаторная гипертрофия почки отмечается в результате
повышенного употребления белка в корме.

В некоторых случаях механизмом процесса гипертрофии,
по-видимому, могут быть нервно-эндокринные воздействия.
Имеется в виду гипертрофия здоровой почки при повреждении
другой (пиелонефрит).Однако при недостатке соматотропного
гормона передней доли гипофиза или при тиреоидэктомии
компенсаторная гипертрофия почки задер живается.
Регенерация - восстановление тканей, органов, отдельных
частей живых существ, подвергшихся разрушению или
утрате. В процессе эволюционного развития в организме
возникла соответствующая приспособительная реакция.
Она имеет большое значение не только для здорового
организма, но и для больного.
Различают регенерацию физиологическую и патологическую.
Физиологическая регенерация - постоянное восстановление
отмерших клеток молодыми. Этот процесс происходит
в течение всей жизни организма. Интенсивные процессы
регенерации обнаруживают при восстановлении клеток
крови, эпидермиса слизистых оболочек. К ним относят
также линьку млекопитающих и птиц, рост резцов у грызунов
и др. Патологическая регенерация - процесс восстановления
поврежденных тканей и органов после действия чрезвычайных
раздражителей.
Тканевая регенерация. У животных, стоящих на
более низкой ступени развития, процессы идут более полно.
У млекопитающих регенерировать могут клетки всех четырех
видов тканей, но в разной степени. Большой регенераторной
способностью обладают менее дифференцированные ткани,
чем высокодифференцированные. В регенерации тканей также
имеет значение стадия онтогенетического развития организма.
Регенеративная способность оказывается более значительной
в эмбриональном периоде жизни.
Регенерация соединительной ткани. Рыхлая соединительная
ткань обладает особенно высокой способностью к регене-
рации. Наиболее активно регенерируют интерстициальные
элементы, что очень важно при воспалении и при раневом
процессе. В зтих случаях идет образование соединительно-
тканного рубца, который замещает возникающий дефект.
Костная ткань также способна к выраженной регенерации.
Основными элементами, восстанавливающими поврежден-
ную костную ткань, являются остеобласты (малодиффе-
ренцированные камбиальные клетки костной ткани).
Активно регенерируют сухожилия, фасции, менее активно
- хрящи (регенерируют не клетки хрящевой ткани, а
перихондрии) и очень слабо - жировая ткань.

Регенерация эпителиальной ткани. Выраженной
способностью к регенерации обладают эпителиальные
ткани - многослойный плоский эпителий кожи, роговая
оболочка глаза. В процессе заживления ран важное
значение имеет регенерация эпидермиса. Отмечается
высокая регенераторная способность эпителия слизистой
оболочки в полости рта, губ, носа, желудочно-кишечного
тракта, мочевом пузыре и др. Процессы регенерации воз-
можны в паренхиме печени, почек, слюнных желез и др.
При наличии раздражающих факторов, значительно усиливающих
процессы регенерации, рост эпителиальной ткани стано-
вится патологическим. Могут возникнуть атипичные
разрастания эпителия и образования в различных органах
злокачественных опухолей.
Регенерация мышечной ткани выражена значительно
слабее,чем тканей эпителиальной и соединительной.
Поперечнополосатые мышечные волокна регенерируют путем
амитотического деления клеток здоровой ткани, грани-
чащих с поврежденным участком.
В дальнейшем образовавшиеся на концах поврежденной
мышцы своеобразные колбовидные выпячивания (мышечные
почки) сливаются.
В результате происходит восстановление поперечной
исчеренности в поврежденных мышечных волокнах.
Гладкая мускулатура относительно слабо регенерирует и
может происходить благодаря митотическому делению гладкомы-
шечных клеток.
Регенерация нервной ткани. Нервная ткань обладает
плохой способностью к регенерации. Эксперименты
показали, что нервные клетки периферической и вегета-
тивной нервной системы, двигательные и чувствительные
нейроны спинного мозга весьма слабо поддаются регене-
рации. Наоборот, аксоны нервных клеток (исключая кору,
подкорковые узлы) регенерируют лучше. Кроме того, в
процессе восстановления нерва существенное значение
имеют шванновские клетки (леммоциты). Они формируют
своеобразные трубочки, в которые и врастают регенери-
рующие волокна центрального конца повреиденного (перере-
занного) нерва. В мозге, где роль шванновских клеток
заменена клетками глии, регенерация нервных волокон
отсутствует.
0бмен веществ при регенерации. При повреждении (спустя
2 ч) происходит активация окислительно-восстанови-
тельных ферментов (сукцинатдегидрогеназы) и гидролазы
(фосфатазы, пептидазы, липазы и др.) прежде всего в
рыхлой соединительной ткани, а затем в лейкоцитах,
фибробластах. В последующем активируются такие ферменты,
как 5-нуклеотидаза, аденозинтрифосфатаза и др. В
результате увеличивается распад белка, освобождаются
жиролипоидные вещества (жирные кислоты, лецитин), по-
нижающие Поверхностное натяжение в регенерирующих
клетках. Наблюдается активирование анаэробного и
аэробного гликолиза в регенерирующей ткани. Освободившиеся
при распаде лейкоцитов вещества (нуклеопротеиды и др.)
стимулируют рост и усиливают митотическое деление вос-
станавливающих клеток. В растущих регенерирующих клетках
повышается гликолиз, накапливаются молочная и пирови-
ноградная кислоты, возникает тканевой ацидоз.
Из поврежденных регенерирующих клеток под влиянием
протеолитических ферментов высвобождается гистамин. В
результате происходит местное расширение сосудов и в
связи с этим улучшение доставки к очагу повреждения
новых порций крови - количества лейкоцитов, стимуляторов
роста и других факторов, спосооствующих регенерации
клеток и тканей.
Механизмы регенерации. Вследствие повреждения в
регенерирующей ткани образуются стимуляторы размноже-
ния клеток (протеазы, полипептиды, низкомолекуляр-
ные белки), продукты распада лейкоцитов - трефоны.
Были также выделены особые вещества, действующие
специфически, например мышечные десмоны. Они влияют на
рост только мышечной ткани, соединительнотканцые -
на соединительную ткань. Установлено, что клетки в
состоянии митоза выделяют также особые вещества (келоны),
благодаря которым не происходит митотического деления
других клеток соответствующей ткани.

На регенерацию влияет и состояние обмена веществ.
Полноценное кормление животного обеспечивает более
полное восстановление поврежденной ткани. Наоборот, при
качественном и количественном голодании процесс регенерации
значительно ослаблен. Обеспечение животного полноценным
белковым кормлением и витаминами имеет особое значение.
Существенную роль играет и возраст животного. Регенериру-
ющая способность всех тканей понижается с увеличением
возраста животного. Правда, в данном случае важное
значение имеет состояние реактивности организма животного.
У животных регенерирующая способность тканей во
многом зависит от функций нервной и эндокринной систем.
Например, повреждения коры головного мозга (у собак,
кроликов, крыс), а также вентромедиальных ядер гипотала-
муса вызывали торможение процессов регенерации. При
перерезке или травме периферических смешанных нервов
возникали трофические, долго не заживающие язвы.

Процесс регенерации может быть ослаблен при длительном
раздражении шейного симпатического узла. Эксперименты
на животных показали, что полное восстановление поврежден-
ной мышечной ткани возможно лишь при сохранении ее
связи с нервной системой. В денервированной ткани
процессы регенерации замедленны.Они обусловлены нарушением
трофического влияния нервной системы и сосудодвигатель-
ными расстройствами.
В регулировании процесса регенерации определенная роль
принадлежит эндокринной системе. Процесс регенерации
значительно замедляется при гипофункции щитовидной и
паращитовидной желез, гипофиза или при их удалении. Наобо-
рот, введение в организм их гормонов усиливает процесс
регенерации. Так, гормоны коры надпочечников - минерал-
кортикоиды (альдостерон) стимулируют процесс регенерации,
а глюкокортикоиды (кортизол), наоборот, угнетают.

Заживление ран - проявление местной регенераторной
активности организма, типичный пример патологической
регенерации тканей после их повреждения. Обычно при
повреждении возникает воспалительная реакция, проявляющая-
ся в виде комплекса функциональных и морфологических
сосудисто-тканевых изменений. В очаге воспаления значи-
тельно изменяется тканевой обмен, усиливаются явления
трофических расстройств и происходит накапливание токси-
ческих продуктов. Сосудистые расстройства сопровождаются
экссудацией и эмиграцией лейкоцитов крови, а в дальней-
шем и фагоцитозом микроорганизмов и погибших частиц
клеточных элементов. При повреждении внутренних органов
процессы заживления осуществляются преимущественно в
результате размножения элементов соединительной ткани
с последующим превращением ее в рубцовую ткань.
Аналогичную картину наблюдают при заживлении повреж-
денной кожи, хотя здесь происходит еще и регенерация
эпителия. Заживление ран возможно по первичному и вторич-
ному натяжению.
Заживление по первичному натяжению является наиболее
совершенным. Наблюдается в случае незначительного поврежде-
ния в виде линейного разреза, при небольшом количестве
некротизированных тканевых элементов и при отсутствии
инфекции. Края раны прочно склеиваются фибрином, который
проникает с кровью и лимфой в рану, и образуется струп.
Под влиянием стимулирующих веществ, выделяемых лейкоцита-
ми, идет размножение соединительнотканных клеток
гистиоцитов. В дальнейшем они претерпевают изменения и
превращаются в фибробласты, а затем в коллагеновые и эласти-
ческие волокна. Дефект в ткани постепенно заполняется
этими клетками, и одновременно на пленку фибрина наплывают
клетки эпидермиса. В итоге размножающиеся клетки эпителия
заполняют и затягивают дефект, и происходит полное заживле-
ние раны.
Заживление по вторичному натяжению отмечают в том
случае, если имеется раневая полость или расхождение
краев раны. При этом рана инфицирована и содержит значи-
тельное количество некротизированных клеточных элементов.
В процессе заживления раны наблюдают три фазы:
1) самоочищение раны; 2) восполнение ее грануляциями;
3) рубцевание и зпидермизация.
В первой фазе заживление раны начинается с момента
остановки кровотечения. Отмечают наиболее выраженные
физико-химические изменения. Происходит неполное окисле-
ние продуктов распада углеводов, жиров и тканевого белка.
Повышается концентрация водородных ионов, и увеличивается
проницаемость стенок сосудов. В результате возникают
экссудация и эмиграция лейкоцитов, заканчивающиеся фагоци-
тозом некротических элементов и микроорганизмов.

Во второй фазе заживления развиваются восстановительные
процессы и исчезают острые явления воспалительной реакции.
Постепенно на месте дефекта образуется грануляционная ткань
в результате размнсжения гистиоцитов и фибробластов.
Грануляционная ткань красного цвета, имеет вид зернышек,
пронизана капиллярами, которые врастают в нее со стороны
здоровой ткани. Она богата водой, так как ее коллоиды на-
ходятся в состоянии гидратации. Грануляционная ткань -
стойкий защитный барьер против инфекции. Например, при
введении в заживающую рану кролика возбудителя сибирс-
кой язвы заражение не наступало, поскольку микроорга-
низмы в грануляционной ткани поглощались клетками
соединительной ткани. Наоборот, при внутримышечном введении
той же дозы возбудителя сибирской язвы здоровому кролику
он через несколько часов погибал.
Третья фаза заживления - рубцевание и эпителизация.
Кровеносные сосуды постепенно запустевают. Клетки
грануляционной ткани удлиняются и располагаются пучками.
Через некоторое время количество клеток уменьшается, а
волокнистой субстанции становится все больше. В дальней-
шем она переходит в волокнистую соедикительнув ткань, а
затем в рубцовую. Обычно рубец эпителизируется и остает-
ся видимым долгие годы.
Процесс заживления ран зависит от реактивности
организма животного, возраста, кормления, состояния
регуляторных систем, а также от метода лечения.

Гипобиотические процессы. Атрофия - уменьшение
объема клеток соответствующей ткани, органа и снижение
их физиологической функции вследствие недостаточного
питания или нарушения обмена веществ. Гипоплазия -
недоразвигие ткани, органа, части тела или целого орга-
низма (в основе - нарушение эмбриогенеза).
Физиологическая атрофия - уменьшение объема отдельных
органов, тканей и ослабление их функции в течение
нормальной жизни организма. Примером может являться
инволюция зобной железы у взрослых животных, матки у
животных после беременности, пульпы молочных зубов с
последующим их выпадением.

Старческая атрофия. В результате замедления процессов
обмена веществ постепенно ослабевают и понижаются все
функции организма. Прежде всего это отмечают
высокодифференцированных клетках (понижение функции
высшей нервной деятельности и паренхиматозных органов).
Значительные изменения происходят в половых железах;
например, в яичниках замедляется, а затем и вовсе
прекращается созревание фолликулов, в семенниках -
спермиев; животные становятся бесплодными. Снижаются
кроветворная и регенеративная функция, ослабевают
костно-мышечная система, функция сердечно-сосудистой
системы и других органов, уменьшается продуктивность
животных.
Атрофия от бездействия развивается при понижении
деятельности органа, ткани в течение продолжительного
времени или при полном ее отсутствии. В результате
орган или ткань уменьшается в размерах. Наблюдается
при денервации органа (паралич, парез), в эксперименте
при перерезке сухожилия, при длительных и сильных
болевых раздражениях, а также если животных содержат в
условиях значительного ограничения их двигательной
активности.
Атрофия от давления. В результате длительного сдавливания
органа или ткани нарушаются кровообращение и обмен ве-
ществ: например, истончение альвеолярных перегородок
при эмфиземе легких; атрофия паренхимы почек при
закупорке мочеточника и давлении мочи на ткань со
стороны лоханки(гидронефроз);атрофия ткани при сдавливании
ее опухолыо, инородным телом.
Неврогенная атрофия возникает в денервированом органе
или ткани. Нарушаются их кровоснабжение и иннервация.
К зтому виду относятся, например, недостаточное
развитие мышц, покрывающих лопатки у лошадей («сухая»
лопатка), вследствие нарушения трофической функции
нервной системы, атрофия конечностей, семенников,
ослабление роста у птиц при повреждении соответствующих
нервов.
Атрофия от эндокринной недостаточности проявляется
при нарушении функции эндокринной системы. При дисфункции
аденогипофиза может развиваться истощение организма -
кахексия, а при гипофункции щитовидной железы - тирео-
привная кахексия. В результате нарушения эндокринной функ-
ции половых желез возможны местные атрофические процессы,
например атрофия предстательной железы после кастрации,
атрофия матки и молочных желез при удалении яичников.
Дистрофия характеризуется изменением морфологии клеток
и тканей, их физико-химических свойств и функции вследствие
нарушения обмена веществ. Встречаются дистрофии белковые,
жировые, углеводные, минеральные и др. От различных
чрезвычайных раздражителей в клетках может нарушаться
обмен веществ. В них накапливаются различные вещества,
которые ранее не встречались или имелись в ничтожных
количествах. В цитоплазме клеток появляются различные
недостаточно активно ассимилирующиеся вещества. Дистрофи-
ческие процессы отмечают не только в цитоплазме клетки, но
и в ядре и в межклеточном веществе.

Кахексия проявляется резкой физической слабостью,
дисфункцией органов и систем, понижением жизнедеятельности
организма. Возникает кахексия при длительно изнуряющих
заболеваниях, особенно при хронических инфекциях,инвазиях
и интоксикациях (туберкулез, сап, паратуберкулез, пиро-
плазмоз, эндокринопатия, ядохимикаты, злокачественные
опухоли).
В организме животного со стороны органов и систем
происходят значительные изменения. Установлено, что раньше
всего атрофируется жировая ткань, затем скелетная
мускулатура, печень и селезенка. Содержание белка в
сыворотке крови, а также количество зритроцитов и
гемоглобина уменьшаются. Тонус скелетных мышц снижается
и ослабляется, полностью исчезает половая функция животного.
Некроз - омертвение отдельных клеточных комплексов,
тканей, части или всего органа. Процесс постепенного
перехода от живого состояния к смерти называется
некробиозом. В отличие от некроза этот процесс обратимый.
Различные этиологические факторы могут быть причиной
возникновение некроза тканей: механические (травмы),
термические (высокая или низкая температура), электричес-
кий ток, ультрафиолетовые лучи, химические (концентриро-
ванные растворы кислот и щелочей, фосфор и др.), действие
инфекционных агентов (туберкулез и др.). Патогенные раздра-
жители могут обусловить возникновение некроза либо
непосредственным воздействием на ткани (вызывают некроз),
либо рефлекторно, вызывая в тканях патологический обмен
веществ. Различают два вида некроза - сухой и влажный.
Сухой (коагуляционный) некроз - участок омертвения обычно
хорошо отграничен, плотной консистенции, омертвевшая ткань
превращается в сухую творожистую массу серо-жетого цвета,
Для этого вида некроза характерно преобладание процессов
коагуляции (свертывания) и уплотнения тканей, Он возникает
при некоторых инфекциях (туберкулез).

Влажный (колликвационный) некроз. При возникновении
омертвевшая ткань становится гидрофильной и превращается в
кашицеобразную масау. Под влиянием протеолитических
ферментов омертвевшая ткань разжижается. Влиянию этих
ферментов, образовавшихся в самой мертвой ткани либо при
распаде лейкоцитов и микрооргаиизмов, может подвергаться
плод в матке при его гибели (колликвационный некроз плода
в матке).
Гангрена - некроз тканей и органов, сопровождающийся
изменением пигмента крови, вследствие чего очаг омертвения
приобретает синеватую или черную окраску. В большинстве
случаев причиной гангрены может явиться повреждение
сосудов. Различают гангрену сухую и влажную.

Сухую гангрену чаще наблюдают в наружных частях
тела, если прекращается приток крови и лимфы к тканям.
При этом с пораженного участка происходит потеря влаги
путем испарения. Физиологически сухую гангрену отмечают
у новорожденных животных (пупочный канатик высыхает,
сморщивается и отпадает).
В патологических условиях сухая гангрена развивается
на концевых частях тела - на ушах, хвосте, при различных
заболеваниях (рожа свиней и др.), наблюдается высыхание
погибшего плода в матке (после отхождения вод или их всасы-
вания).
Влажная гангрена вызывается теми же причинами, что и
сухая. Часто оиа возникает во виутренних органах
(легкие, кишечник). Влажная гангрена - это
колликвационный некроз, осложненный гнилостным
процессом. Развитие влажной гангрены сопровождается
высокой температурой, общим тяжелым состоянием,
болями в пораженном очаге и утратой чувствительнос-
ти. Влияние продуктов гниения ткани на жизнедеятельность
организма во многом зависит от ее значимости.
Например, пораженные участки мозга или сердечной
мышцы могут привести животное к гибели. Нередко из
-за поражения органа или ткани (некроз) возникает
стойкое нарушение их функции. Происходит это
потому, что поврежденная ткань замещается неравно-
ценной ей в функциональном отношении соединитель-
ной тканью. Ткань, подвергшаяся некрозу, служит
раздражителем для окружающей здоровой ткани.
Нередко на границе с ней разрастается соединительная
ткань (пролиферативный процесс) и очаг некроза инкапсули-
руется.
Трансплантация - пересадка органа или ткани в
пределах организма или от одного организма к другому.
В изучении проблемы трансплантации выдающиеся достижения
принадлежат русским исследователям. М. А. Новинский
впервые осуществил гомо- и гетеро-трансплантацию опухолей.
Методы гомотрансплантации роговицы и кожных стеблей разрабо-
тал В; П. Филатов, а сердца лягушки - Н. П. Синицын.
В. И. Демидов и А Г. Лапчинский провели пересадку сердца
собакам. В. И. Демихов разработал технику гомотрансплан-
тации головы собаки, а также передней и задней части
туловища у собак.

Организм, от которого взят материал для транспланта-
ции,называется донором; организм, которому трансплантируют
ткань,реципиентом. Различают три вида трансплантации;
аутотрансплантацию, гомотрансплантацию и гетеротрансплан-
тацию.
Аутотрансплантация - пересадка тканей с одного места на
другое в пределах одного организма: например, пересадка
у животного одной почки в область шеи, перемещение ки-
шечной петли из брюшной полости в кожный лоскут или
пересадка кожи с одного места на другое с целью лечения
ожогов.
Гомотрансплантация - пересадка органов и тканей от
одного животного к другому в пределах вида. Пересажи-
вают ограниченное число тканей. В первую очередь это
кожа и хрящ, характеризующиеся стойким приживлением
Остальные приживляются лищь на короткий срок ввиду
иммунологической несовместимости тканей донора и реципиента.
Обычно они отторгаются и рассасываются.
Гетеротрансплантация - пересадка органа или ткани
от животного одного вида животному другого вида. Во всех
случаях пересаженный орган или ткань не приживляется, а
отторгается и рассасывается. Но делают зто с целью
неспецифической стимулирующей терапии. Так, при пересадке
половой железы возникает временный стимулирующий эффект
от действия гормонов, всасывающихся из разрушенной
ткани. Одиако широкого применения гетеротрансплантация
не получила.
Влияние трансплантата на организм реципиента.
Орган или ткань, пересаженные в организм, почти
полностью денервированы, и у них нарушены кровообращение и
питание. Кроме того, организм реципиента отвечает
значительиой иммунной реакцией, Поэтому в пересаженном
органе или ткани возникают деструктивные изменения, а в
окружающих трансплантат тканях - воспалительная реакция.
На успех трансплантапии влияют многие факторы. Важным
является генетическое родство донора и реципиента.
Установлено, что у близкородственных животных
трансплантат приживляется быстрее и сохраняется более
продолжительный срок. Имеет значение возраст донора и
реципиента. У молодых животных трансплантация проходит
успешнее. Приживление зависит и от свежести трансплан-
тированной ткани. Известно, что свежий и жизнеспособный
трансплантат приживляется лучше. Важно также и общее
состоянле реципиента. У истощенных животных приживление
идет вяло.
Питаются трансплантаты вначале за счет диффузии
межтканевой жидкости реципиента. В дальнейшем из его
ткани постепенно врастают в трансплантат сосуды.
Происходит восстановление питания его пластической части,
и она начинает регенерировать. Центральная часть трансплан-
тата обычно отмирает из-за плохого питания. Чтобы
трансплантированный орган не погиб от кислородного
голодания, необходимо по возможности сшить его сосуды с
сосудами окружающей ткани реципиента. Приживлению
трансплантата могут способствовать неспецифические
биогенные стимуляторы (белковой природы). Они накапли-
ваются в тканях и активируют физиологические процессы
организма, в том числе кроветворение, усиляя тем самым
процессы регенерации. Биогенные стимуляторы мобилизуют
и защитные механизмы организма (выработка антител,
реакция фагоцитоза). В некоторых случаях наблюдают
ложное приживление трансплантата. Например, при
пересадке кожи происходит не приживление трансплантата,
а постепенная замена его эпителием и грануляционной
тканью реципиента. Известно также, что трансплантат из
окружающей его ткани реципиента врастают не только
сосуды, но и нервы. Следовательно, у денервированного
трансплантированного органа с реципиентом устана-
вливается не только гуморальная (через кровь), но и
нервная связь.
Однако эксперименты показали, что трансплантат
способен вызывать у реципиента не только стимулирующий
эффект, но и отрицательные явления. Если новорожденным
животным трансплантировать клетки системы мононукле-
арных фагоцитов взрослого животного (селезенки,
костного мозга, лимфатических узлов), то у реципиента
развивается заболевание, характеризующееся отставанием
роста и снииением массы иивотного. Одновременно наблю-
дают гипертрофию селезенки, печени и атрофию лимфоид-
ного аппарата. У животного выпадают волосы, отслаивается
эпидермис, расстраивается пищеварение. Через 2 - 3 нед
животное обычно погибает из-за того, что ретикуломакрофа-
гальной системе преобладают гистиоциты донора. Последние
проникают в лнмфатическув систему и селезенку,
разрушают лимфоидные и другие элементы реципиента и
вырабатывают против них антитела. В значительной степени
реакция отторження трансплантата является иммуноло-
гическим процессом.В результате тканевой несовместимости
донора и реципиента трансплантат отторгается. В
организме реципиеита. Клетки трансплантата становятся
антигенами и вызывают выработку антител и мобилизацию
лимфоидных элементов. Выработка антител происходит в
системе мононуклеарных фагоцитов и непосредственно в
инфильтрате вокруг трансплантата. Они относятся к
комплементсвязывающим антилимфоретикулярным и антиор-
ганным антителам.
Клеточная защитная реакция организма реципиента состоит
в мобилизации иммунокомпетентных клеток (гистиоцитов,
макроФагов, плазматических клеток, лимфоидных элементов).
Преодоление тканевой несовместилости осуществляется
двумя методами - специфическим и неспецифическим, к
специфическому методу относят подбор иммунологически
совместимых пар донора и реципиента, получение у
реципиента трансплантационного иммунитета (в условиях
эксперимента), «приучивание» реципиента к антигенам
донора путем взаимообменных переливаний крови. Неспе-
цифический метод - зто использование различных
иммунодепресантов, например облучение реципиента гамма-
лучами и лучами Рентгена, применение антилимфоцитарной
сыворотки.





Новинки рефератов ::

Реферат: ООН в системе международных организаций (Политология)


Реферат: Рим - вечный город (Искусство и культура)


Реферат: Типи небезпечних природних явищ та катастроф (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и наказание" (Литература : русская)


Реферат: Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (Право)


Реферат: Марковские цепи (Математика)


Реферат: Женщины на российском престоле: Елизавета Петровна (1741-1761) (Государство и право)


Реферат: Фарадей (Исторические личности)


Реферат: Криминологическое исследование (Уголовное право и процесс)


Реферат: Все об INTERNET (Программирование)


Реферат: Коммуникативная речь животных (Психология)


Реферат: Великие реформы 60-70 годов. Александр II (История)


Реферат: 1905 год. Революция (История)


Реферат: Учет нематериальных активов. Амортизация нематериальных активов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Николай II (История)


Реферат: Олимпийские игры в античности (Культурология)


Реферат: Мотивация как функция менеджмента (Менеджмент)


Реферат: Сигары (Ботаника)


Реферат: Вальтер Ратенау - человек, предприниматель, философ (Культурология)


Реферат: Контрольная по КСЕ (Естествознание)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист