GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Инновационное планирование на предприятии (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Инновационное планирование на предприятии (Менеджмент)



Основы теории и методологии инноватики.

История развития теории инноватики и ее современные концепции.

Появление теории инноватики обусловлено всем ходом исторического
развития общественного производства, особенно в период его
индустриализации. Спорадически сменяющиеся фазы оживления производства,
затем бурного его подъема, наступление кризиса перепроизводства,
переходящего в стадию депрессии, стали восприниматься как некие
закономерности функционирования капитала и некоторое свойство, присущее
экономике машинного производства. В свою очередь государственно-
монополистический путь развития промышленности с жесткой системой
планирования и распределения породил в известной мере надежды на
устойчивость темпов индустриализации. Для этого были созданы
монопродуктовые предприятия-гиганты, которые во многом повторяли недостатки
функционирования крупного капитала. Монополизм таких предприятий
обеспечивался централизованным распределением неконкурентоспособной
продукции по потребителям, что негативно влияло на темпы научно-
технического прогресса, приводило к экстенсивному развитию промышленного
производства.
Исследовав обширный статистический материал, связанный с цикличностью
чередования сменяющихся фаз в промышленном производстве, русский экономист
Н.Д. Кондратьев установил в 1925 г. существование длинных волн, или больших
циклов конъюнктуры. В результате этого исследования было определено, что в
основе длинных волн (или циклов) протяженностью в 40 – 60 лет находится
смена пассивной части капитала, к которой относятся здания, сооружения,
коммуникации и т.п. В средние промышленные циклы протяженностью в 7 – 10
лет входит замена активной части капитала в форме станочного оборудования,
транспорта и т.п. Короткие волны в 3 – 3,5 года распространялись на
рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам
продукции промышленного производства.
В теории и методологии инноватики, предложенной австрийским
экономистом Йозефом Шумпетером, деловые циклы принято в настоящее время
связывать со сменой технологических укладов в общественном производстве.
В тесной взаимосвязи со сменой фаз в жизненном цикле технологического
уклада принято различать в современной концепции инноватики нововведения-
продукты, нововведения-процессы и модификацию продуктов. Непосредственно
нововведения-продукты считаются первичными. Они появляются в недрах
экономики предшествующего технологического уклада. Само по себе появление
неординарных нововведений – продуктов означает фазу зарождения нового
технологического уклада. Однако, его медленное развитие на определенном
отрезке времени объясняется монопольным положением отдельных компаний,
которые первыми применили нововведения-продукты. Они успешно развиваются,
добиваясь высокой прибыли, так как находятся под защитой законов об
интеллектуальной собственности.
Однако монопольное положение на товарном рынке может неожиданно
закончится из-за конкуренции других товаропроизводителей, которые будут
пытаться произвести более совершенное нововведение-продукт. Поэтому
организация-монополист, в период стабилизации производства нового продукта,
не дожидаясь, пока появятся конкуренты, своевременно приступает к продаже
лицензий на технологию производства своих изделий. В результате происходит
распространение нововведений-процессов, сопровождаемое массовым
перераспределением капиталов в технологические цепи нового уклада в
общественном производстве.
В свою очередь организация, которая продала лицензию, получает в итоге
дополнительные средства для проведения инновационной деятельности по
созданию новой и более конкурентоспособной продукции. Отсюда берет начало
очередной деловой цикл, предупреждающий спад в промышленном производстве
(очередная средняя волна, по Н. Д. Кондратьеву.).
Конъюнктурные изменения (короткие волны) вызываются на рынке товаров
многими, часто непредсказуемыми причинами. Однако, наиболее часто
Конъюнктурные изменения определяются таким фактором, как модернизация
выпускаемой продукции со стороны отдельных предприятий. Это вызывает
дополнительный спрос на рынке товаров, преодолевает жизненный цикл
продукции как инновации.
Технологически-развитые страны перешли от четвертого к пятому
технологическому укладу, вступив на путь деиндутсриализации производства. В
то же время по продукции четвертого технологического уклада проводится
модификация выпускаемых моделей, чего достаточно для обеспечения
платежеспособного спроса в своих странах, так и для удержания рыночных ниш
за рубежом.
В российской экономике по ряду объективных причин еще не полностью
использован потенциал третьего и четвертого технологических укладов.
Одновременно были созданы наукоемкие производства пятого технологического
уклада.
В современной концепции теории инноватики принято выделять также
такие понятия, как жизненный цикл продукции и жизненный цикл технологии
производства. Жизненный цикл продукции состоит из четырех фаз. На первой
фазе проводятся исследования и разработки по созданию нововведения-
продукта. Заканчивается фаза передачей обработанной технической
документации в производственные подразделения промышленных организаций. На
второй фазе происходит технологическое освоение масштабного производства
нового продукта. Так первая, так и в особенности вторая фаза связаны со
значительными рискоинвестициями, которые выделяются на возвратной основе.
Последующий рост масштабов производства сопровождается снижением
себестоимости и ростом прибыли. Это дает возможность окупить инвестиции в
первую и вторую фазу жизненного цикла продукции. Затем наступает третья
фаза, особенностью которой является стабилизация объемов производимой
продукции. На четвертой фазе происходит постепенное снижение объемов
производства и продаж.
Таким образом, теория инноватики и ее современные концепции включают
в себя знания о деловых циклах, технологических укладах, инновационных
процессах, а также понятия о жизненных циклах продукции и технологиях
производства.
Следовательно, понятие (лексема) «инноватика» значительно шире и
глубже по своему содержанию в сравнении с термином «Инновация». При этом
знания по инноватике дают возможность предвидеть перспективу долгосрочного
технико-экономического развития общественного производства, оказывать
влияние на изменение в фазах деловых циклов, а за счет инноваций –
уменьшать периоды спада производства и содействовать подъему деловой
активности в промышленности.

1.2. Наука, технология, экономика и образование как компоненты целостной
системы инновационной деятельности.

Большинство прогрессивных новвоведений находит реальное воплощение
в создании наукоемкой и конкурентоспособной продукции, что является одним
из важных результатов инновационной деятельности.
Инновационная деятельность связана с привлечением различных
ресурсов. Основными из них являются инвестиции и затраты времени как на
проведение исследований и разработок, так и на выполнение проектно-
технологических и других работ, связанных с масштабным освоением
производства новой продукции. В целостную систему инновационной
деятельности
входят такие составляющие компоненты, как наука, технология, экономика и
образоавние. Интегративные свойства целостных систем отображает
соотношение:
[pic],
Где А – результат функционирования целостной системы,
а - результат функционирования 1-го компонента,
1 - число компонентов целостной системы.
Отсутствие любого из компонентов приведет к нарушению целостности системы
инновационной деятельности. Точно так же недостаточное внимание к развитию
одного из компонентов целостной системы снизит результативность ее
функционирования.
Главным элементом в рассмотренных выше компонентах целостной системы
инновационной деятельности является человек. Наука прямо или косвенно через
технологию, экономику или быт воздействует на человеческие потребности.
Изменение целей, идеалов и интересов способствует развитию новых ценностей,
адекватно доминирующему технологическому укладу в общественном
производстве. Поэтому ценности одного этапа развития науки могут утратить
свое значение на другом, более прогрессивном.
В связи с тем, что научное знание стало теоретической основой
материального производства, во всех развитых станах уделяется внимание
фундаментальным теоретическим исследованиям (ФТИ) и поисковым НИР. Именно
они образуют потенциал знаний для инновационной деятельности. Потенциал
научных знаний по результатам проведения ФТИ и поисковых НИР представляет
собой весьма важный интеллектуальный продукт, который в силу своих
особенностей не имеет рыночной стоимости.
Без интеллектуального продукта, получаемого по результатам ФТИ и
поисковых НИР, в настоящее время практически невозможно создавать
конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и
новизны. Во всех индустриально развитых странах большое значение придается
развитию инновационной деятельности, направленной на повышение
интеллектуальной составляющей в конечном продукте общественного
производства. Поэтому выполнение прикладных НИР и ОКР, а также проектно-
технологический работ (ПТР) базируется на полноценном использовании научных
знаний, что обеспечивает новой продукции высокую конкурентоспособность.
В целостной системе инновационной деятельности прикладные исследования и
разработки проводятся после выполнения поисковых НИР. По своей сущности
прикладные НИР могут предшествовать ОКР или выполняться параллельно с ними,
после них, а также иметь самостоятельное направление (например, в области
организации производства, по проектированию систем управления и др.)
На Рисунке 1 приводятся взаимосвязи прикладных НИР, выполняемых до и
после ОКР, в процессе создания новой продукции. Эти работы являются
элементами целостной системы инновационной деятельности по компонентам
«наука» и «технология»



ТЗ – техническое задание
ТП – техническое предложение.



РИСУНОК 1
Взаимосвязи прикладных НИР, выполняемых до и после ОКР, в процессе создания
новой продукции

Компоненту «образование» в целостной системе инновационной деятельности во
всех индустриально развитых странах придается исключительное значение. В
нашей стране имеется более 30 % населения с высшим и средним специальным
образованием. Это достаточно высокий потенциал для развития инновационной
деятельности, обслуживания высокотехнологичных процессов на производстве.
Развитие образования обуславливается состоянием науки, технологии,
экономики. Главным носителем интеллекта в образовании является
преподаватель научных, технических, экономических и общепрофессиональных
знаний.

1.3. Управление знаниями и интеллектуальным ресурсом инновационного
предприятия.

На конкурентоспособность предприятий в предстоящие десятилетия все больше
влияния будет оказывать их способность идентифицировать, накапливать и
развивать знания и, используя ключевые факторы успеха на рынке, создавать
инновации, а затем долговременные устойчивые конкурентные преимущества.

База знаний предприятия.
Совокупность знаний, которыми обладают сотрудники предприятия, группы и
подразделения, а также все связанные с предприятием внешние стратегические
партнеры (потребители, поставщики, соисполнители, дилеры), составляют базу
знаний предприятия. В базу знаний могут быть включены:
1. теория
2. результаты творческой деятельности
3. умения
4. навыки.
Под «умением» понимается, что исполнитель способен выполнить оригинальную
задачу, операцию, если она встретится, относительно рациональным способом,
а под «навыком» - что исполнитель способен выполнять множество раз
повторяющуюся стандартную задачу наиболее эффектным способом.
По содержанию индивидуальные и коллективные базы знаний характеризуются
наличием следующих элементов:
. теоретические знания
. результаты творческой деятельности
. умения
. навыки.
Совокупность знаний в виде теории, творческих результатов, умений, навыков
и компетенций составляет интеллектуальный капитал фирмы и ее
интеллектуальную собственность.
Интеллектуальный капитал (ИК) – это знания, обладающие потенциальной
ценностью, т.е. ИДЕИ. Как таковой, интеллектуальный капитал не имеет
реальной ценности, пока он еще не защищен и не используется.
Интеллектуальный капитал ( связи с клиентами, технология, способности
сотрудников, прикладной опыт) помещается в одну группу с человеческим
интеллектуальным капиталом и так называемым структурным интеллектуальным
капиталом.
Человеческий интеллектуальный капитал – это индивидуальные знания и навыки.
Структурный интеллектуальный капитал – это та часть интеллектуального
капитала, которая остается у фирмы после ухода сотрудника.
Интеллектуальная собственность (ИС) – знания, которые являются чьей-либо
собственностью, т.е. защищены патентом. Интеллектуальная собственность, по
определению, имеет количественный стоимостной потенциал, который зависит от
будущего ее использования. Это стоимостной потенциал, однако, остается не
реализованным до тех пор, пока интеллектуальная собственность не
используется каким-либо способом.
Интеллектуальные активы – знания, имеющие определенную стоимость и
используемые целенаправленным образом. Патенты, лицензируемые для
конкретной цели, превращают интеллектуальную собственность в
интеллектуальные активы, имеющие для своего владельца конкретную,
выраженную в деньгах, стоимость. Во многих корпорациях наиболее легко
определяемыми в управляемыми видами интеллектуальных активов являются
патенты, торговые марки, авторские права, коммерческие секреты.
Секрет производства (know how) – техническая, организационная или
коммерческая информация, которая защищается от незаконного пользования
третьими лицами при следующих условиях, эта информация имеет действительную
или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим
лицам. К этой информации нет свободного доступа на законном основании.
Обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее
конфиденциальности.
Коммерческая тайна – это понятие несколько Шпре, чем понятие «секрет
производства», так как коммерческую тайну могут составлять списки клиентов,
первичные бухгалтерские документы и многие другие сведения.
Средства индивидуализации – к охраноспособным средствам индивидуализации,
бесспорно, относятся товарные знаки, знаки обслуживания и наименования
мест, фирменные наименования[1].
Портфель прав - чаще всего права ИС передаются не по отдельности, а в
сочетании с другими правами или услугами, обеспечивающими в совокупности
монополию на производство нового продукта или на использование новой
технологии. Иначе говоря, они предаются в составе портфеля прав ИС. Кроме
того, права ИС или портфель прав, часто передаются вместе с юридическим
лицом – правообладателем. В таких случаях требуется оценка передаваемого
портфеля прав ИС в целом или соответственно оценка всего юридического лица,
а не отдельных прав ИС.
Знание имеет разнообразную форму и сложную циклическую структуру процесса
формирования и использования. Формы проявления знания подразделяются по
двум признакам (Рисунок 2):
a) по характеру проявления выделяются две формы – имплицитная (неявная,
латентная, скрытная, индивидуальная) и эксплицитная (явная, открытая,
документированная),
b) по способу формирования также выделяются две формы – рефлексивная
(новые знания формируются на систематизированном объеме прошлых
знаний) и интуитивная (знания берутся как бы из «головы»,
используется незначительный объем явного знания).

клиентов, первичные бухгалтерские документы и многие другие
сведения.нформац

по характеру проявления по способу формирования новых
знаний



Рисунок 2
Формы проявления знаний


Система знаний организации
Структура процесса формирования и использования знаний для проекта или
деятельности предприятия.
Специалисты разработали различные схемы жизненного цикла знаний. На
Рисунке 3 обобщен подход, который использовали в своей работе Г. Ктог и М.
Венцин. Жизненный цикл знаний (ЖЦЗ) здесь представлен пятью этапами:
идентификация, накопление и развитие знаний, формирование компетенций и
создание инноваций. Две последние стадии посвящены использованию знаний.
[pic]



РИСУНОК 3
Структура процесса создания и использование знаний

РИСУНОК 4 отражает более поздние выводы тех же авторов из анализа
трансферта знаний. Здесь они выделяют три этапа ЖЦЗ:
. инициирование знаний
. логистика знаний
. интеграция знаний
Другой специалист, А. ШЕЕР, представляет жизненный цикл знаний несколько по-
иному. В его подходе выдаются восемь стадий с их интерпретацией: цели,
прозрачность, аккумуляция, расширение, распространение, сохранение,
использование, оценка знаний.



РИСУНОК 4
Фазы трансферта знания

1.4. Нововведения как объекты инновационной деятельности.

Инновационный менеджмент как процесс управления кардинальными
изменениями в продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и другой
новаторской деятельности является одним из основных направлений в развитии
машиностроительного производства. Главными факторами в прогрессе
современной цивилизации являются процессы освоения оптиковолоконной
техники в средствах связи и вычислительных сетях, повышение гибкости и
роботизации производства на основе использования микроэлектронных
компонентов, разработка энергосберегающих технологий и преодоление
экологических ограничений при широком применении материалов на
композиционной основе.
К организационно-экономическим и управленческим нововведениям,
направленных на активизацию интеллектуальной деятельности и инновационных
процессов, можно отнести мобилизацию ресурсов для развития приоритетных
направлений в создании наукоемкой продукции, обновлении средств
производства и совершенствовании сферы услуг. Одновременно должны вводиться
организвационно-экономические и управленческие нововведения по уменьшению
инвестиций в продукцию устаревших технологических укладов. Все эти
нововведения вызывают необходимость в структурной перестройке отраслевых
структур, организации производства, экономике и управлении.
К приоритетным направлениям нововведений в развитии науки и технологии
относятся сверхмощные научно-технические системы в обороне, информатике,
аэрокосмической и атомной промышленности. Наша страна является одной из
пяти стран мира, создающей наукоемкую и конкурентоспособную продукцию.
Причем, если бы не было переходного периода к рыночной экономике, то наша
страна оказалась бы среди четырех мировых держав по конкурентоспособности
на рынке таких товаров. Отсюда следует вывод, что жизненно важно четко
определиться в отношении направлений ускоренного освоения в промышленности
базовых инноваций, которые составляют ядро нового технологического уклада в
общественном производстве.
Инновационный менеджмент учитывает различие между простым и сложным
продуктом. Простой продукт имеет однородный состав и создается в добывающей
промышленности, сельском хозяйстве, текстильном производстве. Объемы и
качество простого продукта определяли богатство и процветание многих стран
в доиндустриальный период их развития.
Особенностями сложного продукта являются многочисленные технологические
пределы в процессе его производства, а также применение современных
приборов и машин в сочетании с трудом работников высокой квалификации.
Такого рода нововведения вместе с их коммерциализацией составляют основу
инновационного менеджмента, который регулирует инновационные процессы в
направлении новизны и наукоемкости создаваемой продукции.
Под новшеством (новацией) понимается новый порядок, новый обычай, новый
метод, изобретение, новое явление (открытие). Практическое использование
новшества с момента технологического освоения производства и масштабного
распространения в качестве новых продуктов и услуг является нововведением
(новацией). К этой же группе использования новшеств относятся многие
организационно-технические, экономические, управленческие решения
производственного, финансового, коммерческого и административного характера
(Таблица 1).
ТАБЛИЦА 1
Классификация инновационных процессов и нововведений.
|Базовые признаки объектов |Группирование по установленным |
|классификации |признакам |
|1. Содержание новаций, инновационных |Технические, технологические, |
|процессов |экономические, управленческие, |
| |организационные |
|2. Степень новизны |Абсолютная, относительная, условная, |
| |частная |
|3. Варианты организации |Внутрикорпоративные, программные, |
| |корпусные |
|4. Потенциал новаций |Радикальные, комбинированные, |
| |модифицируемые |
|5. Особенности инновационных процессов|Внутриорганизационные, |
| |межорганизационные, различающиеся по |
| |длительности этапов. |
|6. Уровень разработки и |Государственные, республиканские, |
|распространения нововведений |региональные, отраслевые, |
| |корпоративные, фирменные |
|7. Сферы разработки и распространения |Промышленные, финансовые, |
|нововведений |торгово-посреднические, |
| |научно-педагогические, правовые |
|8. Особенности характера нововведений |Простой продукт, модификация сложного |
| |продукта предыдущего технологического |
| |уклада, инновационный продукт, услуги.|



-----------------------
[1] Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест
происхождения товара»

-----------------------
Процесс создания новой
продукции

ОКР, включая передачу
обработанной технической документации по опытным образцам новой продукции.

Технологическое освоение масштабного (в зависимости от серийности)
производства новой продукции

Прикладная НИР по разработке наукоемких технологических процессов

Прикладная НИР по доработке конструкции изделия на технологичность
изготовления

Прикладная НИР по повышению надежности нового изделия в эксплуатации

Прикладная НИР по автоматизации технологических процессов

Прикладная НИР по энергосберегающим технологиям.

Прикладная НИР с целью разработки ТЗ и ТП на ОКР (исследования по 1-му
варианту)

Прикладная НИР с целью разработки ТЗ и ТП на ОКР (исследования по j-му
варианту)

2.
Накопление знаний

1. идентификация знаний

ИННОВАЦИИ: новый продукт, новая услуга, новый рынок

ЦЕЛЬ – создать устойчивое конкурентное преимущество фирмы

ИНТУИТИВНАЯ форма
При интуитивном формировании новых знаний и намерений в наличии имеется
лишь незначительный объем явного знания, познавательный процесс протекает в
«головах», где используются НЕЯВНЫЕ знания, и поэтому процесс трудно
поддается контролю

РЕФЛЕКСИВНАЯ форма
Условием рефлексивного процесса формирования новых знаний и намерений
является наличие в достаточном объеме систематизированного, доступного для
аналитической обработки ЯВНОГО знания, источником которого является опыт
(практические знания) и специальный поиск (информация извне)

ЭКСПЛИЦИТНАЯ форма

Проявляется в ЯВНОМ, открытом виде, в методических руководствах, каталогах,
инструкциях, базах информации, справочниках и т.п.

ИМПЛИЦИТНАЯ форма,

Проявляется в НЕЯВНОМ, скрытом, латентном виде, основана на индивидуальном
опыте и личных ценностях

ЗНАНИЕ

3.
Развитие знаний

4.
Формирование компетенций

5.
Создание инноваций

Определение состава и источников необходимых знаний

Сбор, подготовка, кодирование и накопление знаний в базах

Систематизация знаний по задачам и исполнителям, расширение баз знаний

Увязка знаний и задач, комбинация знаний, выделение ключевых знаний

Превращение ключевых компетенций в инновации с использованием базы знаний

ТРАНСФЕРТ И ЛОГИСТИКА ЗНАНИЙ

ИНИЦИИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ
.
. 1.Выявление намерений сотрудников и подразделений
. 2. Целеустановка
. 3.Установление вида, объема и возможностей трансферта
. 4. Выявление источников знаний (списки носителей, экспертов)
. 5. Установление мест хранения (отчеты, книги, базы, рабочие места)


ЛОГИСТИКА ЗНАНИЙ

1. Перемещение имплицитного (скрытого, латентного) и эксплицитного
(открытого) знания между участниками процесса
2. Установление методов трансферта
3. Определение принципов и инструментов логистики (режим поиска и хранения,
формы, пути и скорость перемещения, промежуточные базы)

ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Получение знания и интеграция его в свою базу знаний
2. Интеграция нового знания в базу знания группы, организации
3. Исключение «островков знания»
4. Функции «брокера» знания
5. Интеграция индивидуального знания в коллективное с использоавнием
собственного опыта






Реферат на тему: Инновационный и производственный менеджмент

Инновационный и производственный менеджмент.
Лекции.

Лекция 1.

Менеджмент - организационно - управленческая деятельность, направленная
на решение управленческих задач.


Цели Субъект управления

Результаты
Задачи Объект управления

Возмущающее
воздействие

Содержание менеджмента.

1. Определение целей деятельности (что делать ?).
2. Разработка четкого плана, программы действия.
3. Организация работы.
4. Определение средств и ресурсов для выполнения всего комплекса задач.
5. Определение необходимых методов и способов работы.
6. Создание необходимых условий для каждого работника.
7. Осуществление самого процесса управления - метод выработки и
принятия решения.

Сущность производственного процесса.

Объектом управления является производство.

Методы организации труда, производства и управления.

Предметы
Продукт
Производственный
труда процесс
труда

- люди
- орудия труда
- средства
производства
- технология
производства

Производственным процессом является организация всех этих элементов в
пространстве и времени. Производственный процесс должен осуществляться по
принципу максимизации результатов при минимизации затрат. Необходимо
выделить элементы процесса и организовать их.
Основное содержание производственного процесса заключается в
совокупности связанных между собой обеспечения, обслуживания,
вспомогательных процессов и основного процесса. В этой совокупности
реализуются все производственные функции.
Процесс обеспечения включает маркетинг.
Процесс обслуживания включает транспорт, энергетику, контроль над этим
и т. п.
Вспомогательный процесс предназначен для обеспечения производства
необходимым: оснасткой, инструментами, оборудованием.
Параметром этих процессов является время - т. е. необходимо решать все
вопросы в кратчайшие сроки.

Инновационный менеджмент.

Инновация - введение чего-л. нового в производственный процесс.
Инновационный менеджмент - искусство введения новой идеи в процесс
производства. Важнейшим элементом инновационного менеджмента является
четкая организация цикла СОНТ (создание и освоение новой техники).

Основные этапы цикла СОНТ.
1. Финансирование.
2. Описание идеи - know-how.
3. Проведение конкретной НИР (научно - исследовательской работы) и
выражение изобретения или идеи в определенной натуральной форме.
4. Реализация идеи в виде макета и функциональных отдельных узлов.
Создание действующего макета.
5. Опытно - конструкторская работа.
6. Опытное производство (изготовление продукции, выпуск всего комплекта
документации, проект условий).
7. Освоение промышленного производства.
8. Промышленное стабильное производство с решением задач качества,
количества сроков поставки и т. п.
9. Реализация продукции.
10. Гарантийные обязательства относительно продукции.

Жизненный цикл изделия - промежуток времени от замысла изделия до
снятия его с производства. Требуется своевременно обновлять продукцию,
начинать новый процесс.

Лекция 2.
Рыночная экономика с позиции менеджмента.

Государственная экономика является жестко централизованной. Причина
децентрализации - отделение предприятия от государства.
Задача приватизации - отделить предприятие от государства. Существует
косвенное государственное регулирование через систему налогов и
законодательных актов; отныне для государства неважно, что будет делать
предприятие, где брать комплектующие, кому продавать продукцию - это
проблема менеджера, руководителя.
При переходе от государственной экономики к государственному
регулированию поменялся всего один принцип.
Рыночная экономика стоит на трех “китах”:

1). Рынок капитала
рынок основных средств (входят отечеств. предприятия и зарубежные фирмы);
рынок технологии (know - how; разрабатывающие их предприятия);
рынок недвижимости (с рядом ограничений);
финансовый рынок (рынок ценных бумаг, банковские и финансовые структуры).

2). Рынок товаров.
3). Рынок труда (обеспечивающий рынок. Учебные заведения - школы,
университеты, институты).


Нововведения. Инновационные процессы и новизна продукции.

Нововведение - процесс введения определенного новшества в какой - либо
объект. Существуют всякие нововведения: продукты, технологии,
управленческие методы.
Объект нововведения отличается не только направленностью, но и
сложностью, уроками создания и освоения, степенью готовности к их
восприятию. Любой объект нововведения отличается от предыдущего уровнем
новизны.
Инновация (первоначально) - внедрение в другую культуру. Это слово
впервые появилось у культурологов в XIX веке. В XX веке этот термин был
перенесен в экономику (Шумпстер). Шумпстер развил понятие о цикличности
деловой активности. Кондратьев ввел первоначальное понятие цикличности
экономики.
[pic]
Каким бы прибыльным не было предприятие, обязательно будет период
спада. Менеджер может этого в какой - то степени избежать. Цикличность
предполагает поведение менеджера. Он может сгладить спады, но не избежать
их. Цикличность есть функция с тенденцией роста. Шумпстер развил это с
точки зрения инновационного менеджмента.

Лекция 3.

[pic]
Инновационному менеджменту необходимо учитывать циклический процесс.
Нужно так организовывать процесс производства, чтобы дисбаланс снизился.
Процесс создания и введения новшества - инновационный процесс.
Инновационный процесс состоит из ряда фаз, которые основываются на
жизненном цикле продукта.
ПП - подготовка производства

Этот процесс является развивающимся процессом. Производить -
организовывать процесс. Инновационный процесс происходит в соответствии с
циклом СОНТ (см. Лекцию 1).
В научной разработке технологических или управленческих новаций
инновационный процесс включает в себя пока зарождение процесса, освоение,
распространение.

По каким основаниям идет систематизация нововведений?

Всякое новшество требует инвестиций. В мировой практике устанавливается
3 основания для систематизации.
1). По типу новшества.
2). По механизму осуществления.
3). По особенности инновационного процесса.

1). - материально - технические новшества (техника, технология,
материалы).
- социально - экономические новшества (организационно - правовые
формы предприятий, формы организации труда, социально -
управленческие новации, правовые новации и т. д.).
2). - единичные новации (только на фирме)
- диффузные (распространимые, тиражируемые) новшества.
- завершенные новации.
- незавершенные новации.
3). - внутриорганизационный характер
- межорганизационный характер (несколько институтов разрабатывают, а
потом объединяют - консорциум).

По своему инновационному потенциалу нововведения делятся на:
радикальные (базовые). Это принципиальные нововведения. Они приводят к
формированию нового рынка и новых потребителей.
комбинаторные - из уже известных конструктивных элементов.
модифицирующие - обычно улучшения, дополнения.

Новшества отличаются по своему виду в смысле своего предшествующего
прототипа:
замещающие - полностью заменяют существующую продукцию (при тех же
средствах).
отменяющие - выполняют новые функции, отменяют существующее изделие.
открывающие - продукция, не имеющая сопоставимых функциональных
предшественников.
ретровведения - новая технология при старых функциях.

В инновационном менеджменте существует некая взаимосвязь (относительно
последствий). Вопрос: что первично - новый продукт или новый процесс. В
современном предприятии все новые процессы взаимосвязаны, т.е. один
вытекает из другого. Но чаще всего первичен продукт, т. к. технология чаще
всего не нужна. Но возможны исключения.
Если экономические последствия технологии неудовлетворительны, то от
нее можно отказаться.
Всякие нововведения нарушают равновесие в производственной системе и
влияют на финансовую устойчивость предприятия. Экономисты разрабатывают
механизм воздействия на дисбаланс.
Всякое новшество отличается уровнем (степенью) новизны, что является
важнейшим элементом в конкурентной борьбе на рынке.
Существуют факторы, определяющие уровень новизны.
оригинальность идеи, патента;
величина ассигнований на инновационный процесс - чем выше ассигнования,
тем крупнее процесс.
коэффициент обновления основных фондов - чем выше коэффициент, тем крупнее
новация.
расходы по маркетингу.
норма прибыли - на разных стадиях продукта норма прибыли разная. Но здесь
нужно еще учитывать массу прибыли.
величина объема выпуска (продаж). У нового изделия продажи слабые.

Новизна - свойство продукции, действующее в определенный период.
Новизна - совокупность свойств, характеризующих радикальное изменение
объекта и дающих ему право называться новым.
На рисунке: Т - тот период, до которого изделие может считаться новым,
судя по затратам.
С



Т
время
Длительность новизны продукции определяет длительность жизненного цикла
изделия до достаточной проектной мощности выпуска нового изделия (через
некоторое время новое изделие переходит в разряд серийных)

По степени новизны различают:
абсолютную новизну.
относительную новизну (относительно какого - л. признака: память,
быстродействие и т. п.).
частную - новыми изделиями являются отдельные элементы.
условную - неординарное сочетание ранее известных элементов.
рыночная новизна - новое для потребителя (н-р, моноблок).

Лекция 4.

Понятие новизны может рассматриваться с точки зрения потребителя и с
точки зрения производителя. Для производителя изделие может быть новым, а
для потребителя - нет (н-р, техническая новизна, а рыночной может и не
быть).
Рыночная новизна характеризуется следующими свойствами:
расширение круга потенциальных потребителей
увеличение числа выполняемых функций
изменение потребности потребителя.
Затраты могут быть единовременными и текущими (удельными). Могут быть
эксплуатационные затраты.
Вводя новизну, нужно учитывать все затраты (как производителя, так и
потребителя).

Особенности организации инновационных процессов наукоемкой продукции.

Продукция


Наукоемкая (30% от всей массы продукции) Ненаукоемкая
(остальное)

Чтобы определить, наукоемкой ли является продукция, нужно выделить
определенные критерии.
Обязательным условием для выпуска наукоемкой продукции является наличие
НИОКР (научно - исследовательской и опытно - конструкторской работы). НИОКР
- инновационный процесс.
Критерием наукоемкости является процентное отношение затрат на НИОКР к
объему продаж.
Самые наукоемкие производства:
авиакосмическая промышленность
микроэлектроника
машиностроение

Предельная наукоемкость - 10-11% от объема продаж. Если коэффициент
больше, нужны специальные обоснования. В Японии, н-р., этот коэффициент -
5-7%. (В авиакосмической индустрии - 23%. В машиностроении – 4,5%).

Затраты от времени. Существует асимптота, когда время идет, а затраты
не имеют смысла

Эффективность затрат



время

Для оценки эффективности инвестиций необходимо определить отношение
роста инвестиций к росту технического уровня нового изделия.
Наукоемкость может характеризоваться численностью персонала и
процессов.
Другие ее характеристики:
уровень (объем) инвестиций
уровень технической сложности продукции
наличие расходов на НИОКР
патентоспособность продукции
организованность научных разработок
профессиональный уровень работников
наличие технологических новаций при изготовлении, отсюда:
наличие организационных новаций
наличие прогрессивных материалов
наличие автоматизированных процессов (высокий тех. потенциал)
уровень организационной сложности

Трудности реализации наукоемких производств следующие:

1). Поиск источников финансирования инновационных процессов.
2). Поиск (подготовка) высококвалифицированного специалиста
3). Организация работы поставщиков по обеспечению работы нового
производства
4). Создание конкурентоспособной продукции и определение ее жизненного
цикла
5) Проблема обновления продукции и организационное сопровождение
программы обновления
6). Проблемы маркетинга продукции
7). Проблемы ценообразования.

Возникают некоторые соотношения, которые следует отслеживать на
предприятии:
в среднем - 52 ученых на 1000 разработчиков
40 менеджеров на 100 рабочих
Данные приведены для электронной промышленности.

Формы организации инновационных процессов в современных условиях.
1. Государственные заказы предприятиям на разработку всех проектов (нет
тенденции к экономии).
2. Программно - целевой метод НИОКР (существует комплекс программ,
которые целенаправленно финансируются на конкурсной основе).
С точки зрения организации существуют следующие классификации:
централизованные НИИ и лаборатории (предприятия)
децентрализованные (продуктовые) предприятия (для разнородной продукции)
комбинированная форма организации.

Лекция 5.

Комбинированная форма организации.

Проект


НИИ КБ
(занимается НИОКР) (доводит до освоения)

- создание самостоятельных инновационных предприятий (внешние и
внутренние предприятия); венчурные предприятия. Внешние предприятия при
этом уже существуют.

Структурные составляющие предприятия.
1. Факторы размещения предприятия.

макроуровня микроуровня отраслевая особенность

а). Факторы макроуровня.
стоимость земельного участка и строительства;
демографический и экономический факторы, влияющие на рынок сбыта и на
данное производство;
источники материалов и транспортные расходы по их доставке;
количество и качество трудовых ресурсов;
наличие необходимого количества воды и электроэнергии;
политическая стабильность;
налоговая политика и льготы по экономическому развитию;
экология (необходима чистая окружающая Среда);
условия проживания (климат, медицина, образование, высок ли уровень
преступности и т. д.);
б). Факторы микроуровня.
ограничительная норма промышленной зоны и совместимость с соседними
предприятиями;
размер, конфигурация и технические характеристики предприятия и площадки
под предприятие;
наличие преимущественного )предпочтительного) транспорта;
наличие транспортных подъездов;
внешний вид площадки;
близость к жилым массивам;
местоположение конкурентов.
в). Особенности размещения предприятий электронной промышленности.
устойчивость подачи электроэнергии;
близость научно-технической базы и сети подготовки специалистов;
специфичность трудовых ресурсов.

Организационные особенности электронной техники (ЭТ).
1. Здесь планируются технологические потери (учет КВГ).
2. Высокая капиталоемкость (из-за КВГ).
3. Высокая наукоемкость.
4. Динамичность обновления продукции (3-4 года). Обновление
оборудования - 24 - 25% в год.
5. Высокие ежегодные темпы роста продукции (приблизительно 20% в год).
6. Высокий уровень технологического оснащения (оснастка, фотошаблоны и
т. д.).
7. Концентрация (высокая в одном месте).

2. Виды структурных составляющих.
Всякое предприятие имеет 6 структурных составляющих.
1). Организационная структура управления.
2). Структура рабочих (служебных) организаций.
3). Структура обмена продукцией и услугами внутри предприятия.
4). Информационная структура.
5). Ресурсно - технологическая структура.
6). Структура трудовых кадров.
На основе функций строится функциональная модель, а затем - структурная
модель. Функциональными вопросами на предприятии занимается, как правило,
служба управления персоналом.
Ресурсно - технологическая структура определяется технологическими
особенностями.

3. Создание организационной структуры производственной системы.

Всякая производственная система состоит из 5 подсистем:


Управляющая подсистема


Преобразующая подсистема готовая
Реализация Рынок
Вход основное производство
продукции

продукция


Обеспечивающая Обслуживающая
подсистема подсистема


- материальный поток
- информационный поток
Обеспечивающая система - обеспечивает материально - технически
преобразующую подсистему.
Обслуживающая подсистема - сервис, связь и т. д.

Лекция 6.

Каковы должны быть составляющие?
Необходимо учитывать следующие критерии.
1). Производственная мощность (максимально возможный объем выпуска).
2). Экономическая эффективность.
3). Гибкость (мобильность) функционирования.
4). Производительность.
5). Надежность производственной системы.
6). Ремонтопригодность (насколько быстро можно привести предприятие в
должную форму).
7). Стандартизация и воспроизводимость (постоянность) производственной
системы.
8). Безопасность, промышленные санатории, гигиена.
9). Удовлетворение жизненных потребностей работника (со всех позиций).

Вообще, оптимизировать работу по всем критериям очень трудно.
На организационную структуру и затраты влияет тип производства.
Тип преобразующей системы (основного производства) - это:
единичная система;
мелкосерийная;
средне- и крупносерийная;
массовое производство.
Процессы бывают непрерывные и дискретные.

10). Предприятия могут быть с собственным производством комплектующих
или с покупными комплектующими.
11). Следующий признак - количество субподрядчиков у предприятия.
12). Технологические методы.
13). Виды специализации.
14). Степень механизации и автоматизации.

Все вышеперечисленное влияет на оргструктуру предприятия.

Особенности разработки процессов в сфере услуг.

1). Более тесное взаимодействие и контакт с потребителем.
2). Большая степень индивидуализации услуг. Отсюда большая степень
зависимости от потребителя.
3). Работы в сфере услуг более трудоемкие из - за малой механизации.
Все эти особенности необходимо учитывать.

При разработке предприятия по сфере услуг учитывают;
месторасположение предприятия;
ориентация на желание и потребности потребителя;
календарное планирование (график работ);
ориентация на желание и потребности потребителя;
производственные мощности рассчитываются на пиковый спрос;
трудно оценить эффективность работы работника;
маркетинг и производство трудно отличить друг от друга.

Типы планировок производства.

1. Пооперационно - функциональная схема.


М Т С Ф Принцип
специализации.



К Н О


Функционально - производственные единицы.

2. Линейно - поточная схема производства.

Принцип
параллелизации, специализации,



непрерывности и др. (почти все принципы).

3. Фиксированная позиционная планировка.



Все ресурсы подвозятся к одному месту.

Алгоритм планирования предприятия.

1. Сбор исходной информации.
заданная производственная мощность;
схема планировки производственного процесса;
заданная производительность и ассортимент (такт и ассортимент);
поэтапные планировки (планы);
нормативная база (промзона, санитария и др.).
2. Определение количества и типов производственных ресурсов для
заданной мощности.
3. Определение уровня специализации (разделение труда).
4. Определение производственной площади для каждого участка с учетом
инфраструктуры.
5. Анализируются связи между участками для определения необходимого
расстояния.
6. Генеральная компоновка основных, обеспечивающих и обслуживающих
производств.
7. Определение места каждой единицы оборудования.

При разработке производственной системы нужно учитывать и социальные
положения.
работа должна требовать определенного напряжения и содержать элементы
многообразия, чтобы избежать монотонности;
любая работа должна давать возможность принятия решения в определенных
пределах самому работнику (иначе - текучесть кадров).
подчеркивать значимость работы на любой операции.

Лекция 7.

Разновидности концентрации и интеграции организационных структур.

У крупных предприятий существует ряд значительных преимуществ.
Существуют различные разновидности концентрации и интеграции
организационных структур.
С точки зрения концентрации существуют;
горизонтальная;
вертикальная;
диверсификация.

Горизонтальная концентрация - однородное объединение в рамках
предприятия всего цикла производств в нескольких крупных компаниях.
Вертикальная концентрация - объединение в рамках предприятия всего
цикла производства.
Обе структуры работают в рамках антимонопольного закона.
Диверсификация - проникновение компаний в области, не связанные с их
основной деятельностью. Диверсификация способствует смягчению спадов
экономического цикла.
Диверсификация обуславливается тем, что;
всякая горизонтальная и вертикальная концентрации ограничены емкостью
рынка;
уменьшение степени риска за счет разнообразия видов деятельности;
уменьшение возможных убытков при переходе на новую продукцию или спаде
экономического цикла;
диверсификация не попадает под действие антитрестовского законодательства.
На основе концентрации существуют виды интеграции.
1). Картель. (Или на основе картельного соглашения). Устанавливаются
принципы взаимодействия членов картеля между собой и принципы поведения
картеля на мировом рынке. Картели существуют для стабилизации цены,
установки квот выпуска.
Сюда же можно отнести консорциум - форма временного объединения для
совместного выполнения инвестиционных проектов. Здесь также существуют
правила и ограничения, договоренности и т. д. Доля прибыли оговаривается
заранее.
Пул - объединение вокруг патента. Пул тоже действует на основе
картельного соглашения.
2). Синдикат - объединение однородных предприятий, которые сохраняют
свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. Централизованно
осуществляются только две функции - сбыт и снабжение.
3). Трест - интеграция компаний, выполняющих хозяйственную
деятельность, но теряющих свою юридическую самостоятельность. Средства
используются более эффективно, больше заказов и т. п.
4). Концерн - наиболее распространенная и наиболее совершенная цельная
финансово - экономическая структура, представляющая единое экономически
целое предприятие. Имеет собственную инфраструктуру. Имеется все, что нужно
для деятельности. Наиболее мобильная и независимая форма. Имеются свои
банки (интеграция финансового и производственного капитала).
Концерны бывают национальные или международные.
В Германии называются “комбинаты”, “конгломераты” .


Формирование структуры управления предприятием.

Основные задачи при формировании:
1. - формирование системы целей организации и развития предприятия
(дерево целей);
2. - системный анализ оргструктур.
На основе дерева целей определяется набор действий и процедур для
достижения целей. Строится и анализируется функциональная модель. Функции
должны выполняться структурно. Учитываются переменные составляющие
(факторы).
3. -Вариантно - технологическая систематизация основных характеристик
оргструктуры.
а). Тип оргструктуры (линейно - функциональная, матричная и др.).
б). соотношение централизации и децентрализации.
в). степень регламентации процессов управления.
г). характеристика средств и методов контроля.
д). требование к кадрам, стереотипы поведения.
е). состав и подчиненность систем управления.
4. -многофакторная оценка требований к системе управления со стороны
объекта управления.
5. -разработка организационно - экономического механизма
функционирования системы управления.

Лекция 8.

Разработка организационно - экономического механизма включает в себя:
1). Определение иерархии (или соподчиненности), численности аппарата
управления. Численность определяется на основе анализа функции.
2). Управление технологической связи
3). Регламентация организационных процессов, распределение полномочий и
ответственности.

Методы, с помощью которых разрабатывается структура управления.

метод структуризации целей (дерево целей);
экспертно - аналитический метод (коллективная экспертиза);
метод организационного моделирования;
метод аналогий.

Особенности проектирования структуры управления концерна.
(исходя из вышеперечисленных задач)
1). Прежде всего обращаются в консалтинговые фирмы. Руководители
подразделений концерна также играют определенную роль.
В команду входят также функциональные менеджеры, иногда подключают
инженеров и представителей исполнителей.
Для наибольшего эффекта необходимо, чтобы интересы фирмы, руководителей
и исполнителей совпадали (интересы всех уровней). Иначе необходима система
контроля, отсюда - дополнительные затраты.
2). Проектирование структуры управления концерном состоит из 3 стадий.
а). блок - синтез структуры - стадия формирования общей структурной
схемы и главных характеристик системы.
б). стадия структуризации - разработка состава подразделений и основных
связей между ними.
в). стадия регламентации - разработка количественных характеристик
аппарата управления.

К а).
анализируется система целей и задач концерна;
правовой статус и степень самостоятельности по отношению к вышестоящему
органу (принцип децентрализации).
установление экономических, организационных и управленческих границ
действия (деятельности).
определение состав, организации и основных взаимосвязей подразделения.

На этом этапе предполагается формулирование требований к подразделениям
(уровень автоматности и т. д.), к кадровому составу, информационному
обеспечению (унификация информации и т. п.)..

К б).
5. определяются основные подразделения;
6. система управления разбивается на целевые (программные) системы или
на линейно - функциональные системы;
7. создание положений по структурным подразделениям.
(При описании нужно ограничиться основными функциями, ради которых
создается подразделение).

К в).
регламентация структуры управления;
разработка количественных характеристик и организация процедур управления;
определяются внутренние элементы структурных подразделений;
определяется перечень основных работ для конкретных исполнителей;
рассчитываются затраты на выполнение работ.

Принципы организационно - структурного формирования акционерного
объединения

1). Структура АО определяется функциями, которые определяют это АО
(структура на различных предприятиях неоднозначно описывает каждую
функцию).
2). Изменение организации автоматически приводит к изменению
функциональной структурной интеграции.
3). Взаимодействия функций и структуры носят циклический характер.
4). В процессе управления происходит и интеграция, и дифференциация
структуры.
5). В иерархической системе всякий внутренний элемент является внешним
для вышестоящего органа.
6). Структура управления должна строиться с минимальным числом
иерархических ступеней (например, задержка принятия решения на
высшем уровне приводит к задержкам на нижнем уровне минимум на
полгода).
7). Принцип кратчайшего пути прохождения информации.
8). Определить рациональное соотношение между централизацией и
децентрализацией.
9). Система должна быть адаптивной к новшествам.
10). Головные органы управления концентрируют у себя только те функции,
которые не могут (или не должны) выполнять органы управления
отдельных участков (предприятий).



Основные функции корпоративного управления.
функция планирования (разработка концепции и стратегии развития концерна,
оценка социально - экономических последствий развития отдельного
предприятия, устойчивость планирования инвестиций);
формирование портфеля инвестиций;
функция координации и контроля (контроль за финансово - сбытовой
деятельностью концерна и его подразделений, координация и контроль по
целевым программам; координация маркетинговой деятельности, бухгалтерского
учета концерна);
функция маркетинга (разработка и реализация программ маркетинга,
организация рекламы);
развитие внешнеэкономической деятельности;
обеспечение конкурентоспособности продукта и или фирмы;
линейные функции (функции, связанные с организацией, приобретением,
распределением, обеспечением для концерна в целом, создание
производственной и социальной инфраструктуры).

При организации концерна должны создаваться условия и мотивация
центростремительных сил ( в отличие от центробежных).

Лекция 9.

Стадии инновационного процесса. Организация СОНТ.

СОНТ затраты В состав
цикла СОНТ входят:
1000 -
НИР (научно - исследовательская работа)
100
- ОКР (опытно - конструкторская работа)
10
- подготовка производства
1 производство -
освоение


НИР ОКР ПП Осв.

СОНТ
1, 10, 100, 1000 - пропорциональность затрат по соответствующим стадиям

Таблица относительных затрат на ФИ (фундаментальные исследования), ПИ
(прикладные исследования), Р (разработки) в США и России.

| |ФИ |ПИ |Р |
|США |12 % |21% |27% |
|Россия |8-9% |23-24% |58-63% |

Организация и управление научными исследованиями.

1. Виды НИР.
2. Основные этапы НИ.
3. Формы организации НИ.
4. Особенности оценки эффективности НИР.

Выделяют 3 вида НИ: ФИ, ПИ (или поисковые), Р (ОКР).

ФИ, Систематическое изучение явлений природы и ее познание. Данные
исследования теоретические. Трудно предположить определенный результат
(пример - открытие лазера Прохоровым).
С точки зрения менеджмента ФИ проводятся в специальных академических
лабораториях.
Ведутся с помощью государственной поддержки. Осуществляются на основе
“грантов” (распределение ограниченных средств; необходимо выиграть грант, и
тогда можно будет проводит исследования).
Конечный результат ФИ используется во многих областях.

ПИ. Несут целенаправленный характер, практическую значимость. В этом
случае прикладные исследования являются отраслевыми.

Р (ОКР). Переходная стадия от исследований к производству. Исследования
носят чисто практический характер и оформляются в виде технической
документации и опытных образцов изделий.
Степень неопределенности присутствует на всех этапах научных
исследований, но постепенно снижается.

Этапы прикладной НИР.

Для того, чтобы начать и осуществить эту работу, необходимо:

1). Общая постановка задач. Разработка и утверждение ТЗ (технического
задания) на НИР.
Постановка задачи. Привлекаются высококвалифицированные специалисты.
Постановка задачи делается на основе внешней и внутренней информации об
объекте.
Содержательная постановка - полное описание главных элементов задачи
(на входе; условия и ограничения). Описываются факторы, влияющие друг на
друга и взаимодействующие в процессе исследования. Должны быть указаны
основные источники и формы представления исходных данных, формы
представления результатов, описан желаемый конечный результат. На основе
такой постановки разрабатываются ТЗ (конкретизация задачи в технических
выражениях). ТЗ производится заказчиком и разработчиком.
На основе ТЗ составляется договор на НИР, определяется сметная
стоимость НИР, выполняется технико-экономическое обоснование (расчет
эффективности), устанавливаются требования к патентной чистоте.
Постановка задачи должна отвечать на следующие вопросы:
что ну

Новинки рефератов ::

Реферат: Развитие речи в ясельной группе (Педагогика)


Реферат: Фотоаппарат (Физика)


Реферат: Формирование видеорынка в России и изучение вкуса видеолюбителей (Социология)


Реферат: Недействительность сделок по гражданскому законодательству (Гражданское право и процесс)


Реферат: Социология (Социология)


Реферат: Контрольная работа по психологии по теме: Моральные суждения школьников (Психология)


Реферат: Проекты решения аграрного вопроса в России (История)


Реферат: Джон Кейнс (Исторические личности)


Реферат: Социальная медицина (медицинское страхование 2) (Страхование)


Реферат: Вопросы компьютерной безопасности (антивирусы) (Компьютеры)


Реферат: Влияние политической рекламы на формирование выбора избирателей на примере предвыборной компании России 2003 года (Политология)


Реферат: Понятие и функции таможенного органа (Право)


Реферат: Introducere (Иностранные языки)


Реферат: Самоубийство, как девиантное поведение (Социология)


Реферат: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. Билеты за первый семестр 2001 года. (Менеджмент)


Реферат: Диагностический участкок (Транспорт)


Реферат: Оптимальные и адаптивные системы (Технология)


Реферат: Жан-Жак Руссо (Культурология)


Реферат: Гитлеровская диктатура в Германии (История)


Реферат: Вадим Сидур. Жизнеописание советского "Генри Мура" (Исторические личности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист