GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Конституционный статус человека и гражданина РФ (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Конституционный статус человека и гражданина РФ (Право)



Воронежский Государственный Университет
Юридический факультет
Заочное отделение

КУРСОВАЯ РАБОТА
по конституционному праву

тема «Конституционный статус человека и гражданина РФ»

Подготовила: студентка 2го курса
Батищева Е.А.

Принял:
.



Воронеж
1999 год
План:


I. Введение

II. Понятие гражданства

III. Принципы правового статуса человека и гражданина в РФ

IV. Конституционные права и свободы человека и гражданина

V. Основные обязанности

Заключение


Введение



Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме
характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он
наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации
норм всех отраслей права, и конституционное право выполняет особую роль в
установлении правового положения человека и гражданина.
Важное место в системе отрасли конституционного права занимает
институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, или
иными словами, основы правового положения (статуса) человека и гражданина.
Конституционное воплощение этот институт получил в главе 2 действующей
Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина».
В нормах этой главы конкретизирована одна из основ конституционного строя
России, которая провозглашена в статье 2 Конституции и в которой
устанавливается, что человек, его права и свободы являются высшей
ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и
гражданина – обязанность государства.
Признание высшей ценности прав и свобод человека означает приоритет
прав и свобод человека в деятельности всех органов государства, их
ориентацию на эти права и свободы. Высшая ценность прав человека, во-
первых, в выражении его свободы, во-вторых, права человека призваны служить
ограничителем всевластия государства, препятствовать произволу
государственных органов и должностных лиц, необоснованному вторжению
государства в сферу личной свободы человека. В этой связи следует обратить
внимание на проводимое разграничение универсальных прав и свобод на права и
свободы человека и гражданина. Такой подход не является традиционным для
нашего конституционного регулирования, которое сводило положение человека
только к его взаимосвязи с государством в качестве гражданина, получающего
свои права в «дар» от государственной власти и всецело ей подчиненного.
Проводя различия между человеком и гражданином Конституция Российской
Федерации восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые возникли в
результате буржуазных революций и нашли свое воплощение в законодательных
актах, впервые в истории человечества закрепивших равенство, свободу, право
на счастье, – в Декларации независимости 1776 г. (США), Билле о правах 1791
г. (США), в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция).

Понятие гражданства



Обладание гражданством – предпосылка полного распространения на данное
лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не
только внутри страны, но и за ее пределами.[1]
В настоящее время все отношения, связанные с гражданством,
регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом РФ от 28
ноября 1991 г. № 1948-I «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями
от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г.). В действующей Конституции
Российской Федерации наиболее важные нормы, регулирующие гражданство,
отнесены к основам конституционного строя (ст. 6). Понятие гражданства
сформулировано в преамбуле Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации».
Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством,
выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и
ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных
прав и свобод человека.
Этим определением выделены главные сущностные черты, характеризующие
гражданство:
1. Правовой характер связи человека с государством; гражданство —
правовое, а не просто фактическое состояние. Отношения гражданства не
зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Гражданином
государства лицо является не в силу проживания на его территории, а
вследствие существующих между лицом и государством особых связей,
составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом
оформлении отношений гражданства. Государство в законе устанавливает
основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином,
основания приобретения (в результате его признания; по рождению; в
порядке его регистрации; в результате приема в гражданство; в
результате восстановления в гражданстве РФ; путем выбора гражданства
(оптация), по другим основаниям, предусмотренным Законом РФ «О
гражданстве Российской Федерации»)[2] и прекращения гражданства
(вследствие выхода из гражданства; вследствие отмены решения о приеме
в гражданство; путем выбора гражданства(оптация), по другим
основаниям, предусмотренным Законом РФ «О гражданстве Российской
Федерации»)[3], порядок решения этих вопросов.
Гражданство каждого человека юридически оформляется документами,
подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина
Российской федерации, свидетельство о рождении, иной документ,
содержащий указание на гражданство. Государство регистрирует такие
акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.
2. Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном
характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них
установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их
гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства
по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в
соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По
инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть
расторгнуты.
3. Определение в Законе гражданства, как связи человека с
государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав,
обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении
достоинства, основных прав и свобод человека, знаменовало собой
утверждение ной концепции взаимоотношений личности и государства.
Новый подход к содержанию отношений, связанных с гражданством, исходит
из признания приоритета общечеловеческих ценностей, означает признание
человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами,
наделенными взаимной ответственностью.
Принципы гражданства Российской Федерации:
1. Гражданство Российской Федерации является единым. В статье 2 Закона
о гражданстве этот принцип раскрывается следующим образом: граждане
Российской Федерации, постоянно проживающие на территории
республики в составе Федерации, являются одновременно гражданами
этой республики. Единое гражданство в федеративном государстве –
необходимое условие его суверенного статуса, сохранения
целостности.
2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от
оснований приобретения. Не имеет правого значения и время
приобретения гражданства.
3. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный
характер. Во-первых, это выражается в том, что в России каждый
человек имеет право на гражданство. Во-вторых, свободный характер
гражданства Российской Федерации выражается в том, что Конституция
и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого
права никто не может быть лишен.
4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего
гражданства. Этот принцип новый в законодательстве о гражданстве.
Все предшествующее законодательство, вплоть до Закона о гражданстве
СССР 1990 года, закрепляло лишение гражданства как форму его
утраты.
5. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного
государства (двойное гражданство). Это так же новая норма в
законодательстве о гражданстве. Ранее такое право отвергалось.
6. Принцип сохранения гражданства Российской Федерации лицами,
проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает из
естественного права человека избирать место своего жительства,
свободно выезжать за пределы Российской Федерации и
беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции
РФ.
7. Гражданство Российской Федерации Основано на отрицании
автоматического его изменения при заключении или расторжении брака
гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к ее
гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом.
8. Российская Федерации гарантирует своим гражданам защиту и
покровительство за ее пределами.
9. Законом о гражданстве впервые вводится такой институт, как почетное
гражданство. Почетное гражданство может быть предоставлено лицу, не
являющимся гражданином Российской Федерации, имеющими выдающиеся
заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия.
Почетное гражданство предоставляется Президентом Российской
Федерации.


Принципы правового статуса человека и гражданина в РФ



Для характеристики правового статуса личности имеют значение не только
закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала,
принципы, на основе которых осуществляется их исполнение.
. Принципы правового статуса личности есть те признаваемые и
охраняемые правом, государством начала, исходя из которых
осуществляются использование прав и свобод человека и гражданина,
выполнение его обязанностей.
Рассматриваемые принципы универсальны. Они определяют главные черты
статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права,
свободы и обязанности независимо от того, какой отраслью права они
зафиксированы.
В конституции 1993 года закреплены следующие принципы правового
статуса личности, непосредственно связанные с исходными началами
утверждаемой в государстве концепции прав человека:
1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на
основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой
статус личности. В ст. 19 Конституции выделены три основных его
аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и
свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины.
2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на
их гарантированности. Принято различать социально-экономические,
политические и юридические гарантии. Социально-экономические
гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу,
обеспечивающие использование прав и свобод. Это социальная
стабильность, развивающаяся экономика, соответствующие
производственные мощности, широкая инфраструктура – система
учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных
потребностей общества, и т.д. Под политическими гарантиями
понимаются соответствующим образом ориентированная политика
государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость
политических структур, их способность к достижению гражданского
согласия, исключающего дестабилизацию в обществе, должный уровень
политической культуры граждан; борьба с бюрократизмом
государственного аппарата, со взяточничеством и другие политико-
организационные факторы. Юридические гарантии охватывают все
правовые средства осуществления и охраны прав и свобод человека и
гражданина. В целях максимальной охраны прав и свобод личности их
основополагающие юридические гарантии закреплены на конституционном
уровне. Такого рода конституционные нормы относятся прежде всего к
тем отношениям, которые связаны с возможностью применения
государством к человеку мер принудительного воздействия,
привлечения его к судебной ответственности, существенного
ограничения его прав и свобод самим государством. Конституция
гарантирует демократические принципы судопроизводства, гуманное
отношение к лицам, привлекаемым к уголовной или административной
ответственности, налагаемой в судебном порядке.
3. Правой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости
прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения
прав и свобод. Этот принцип вытекает из признания прав и свобод
неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения. Часть 2
статьи 55 Конституции закрепляет, что в Российской Федерации не
должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы
человека и гражданина. Кроме этого запрета на законодательное
ограничение прав и свобод, Конституция устанавливает важную норму о
том, что они являются непосредственно действующими. Это означает,
что конституционные права и свободы – основа соответствующих
правовых предписаний в актах любого уровня, и конституционные нормы
могут быть непосредственно основой решений судебных и иных
государственных органов. Но нельзя забывать, что каждому человеку
необходимо правомерно использовать свои права и свободы, без
нарушения предписаний закона и прежде всего Конституции. Это
вытекает из статьи 17 Конституции, где предусматривается, что
осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно
нарушать права и свободы других лиц. В определенных экстремальных
ситуациях может возникнуть объективная необходимость временного
ограничения прав и свобод. Конституция Российской Федерации строго
оговаривает рамки и порядок такого ограничения. В части 3 статьи 55
Конституции устанавливается, что права и свободы человека и
гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той
мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других
лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Определенные ограничения могут вводится с обязательным указанием
пределов и срока их действия. При этом не подлежат ограничению:
право на жизнь, право на охрану достоинства личности, право на
неприкосновенность честной жизни, личную и семейную тайну, защиту
чести и доброго имени, свобода совести, свобода вероисповедания,
право на жилище, ряд прав, связанных с различными формами участия в
судопроизводстве, и др.
4. Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не
только правами, но и обязанностями. Этот универсальный принцип
находит свое выражение не только в том, что у каждого есть и права,
и обязанности, но и в том, что многие права одновременно являются и
обязанностями – одни в правовом плане, другие – в моральном, в виде
общественного долга. Так, например, в части 2 статьи 38 Конституции
Российской Федерации закрепляется, что забота о детях, их
воспитание – равное право и обязанность родителей. В статье 59
записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью
гражданина Российской Федерации. Статья 42 устанавливает, что
каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а статья 58
говорит о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую
среду. Имеют характер общественного долга такие прав, как право на
образование, избирательные права, и др.
Рассматриваемый принцип выражен в статье 6 Конституции и обращен
именно к гражданину Российской Федерации. В части 2 статьи 6
устанавливается, что гражданин Российской Федерации обладает на ее
территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности,
предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Конституционные права и свободы человека и гражданина



Как уже отмечалось, правой статус личности включает совокупность прав
и свобод человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей
действующего права.
К основам правового статуса личности относятся конституционно
закрепленные права и свободы. Понятие основных прав и свобод человека и
гражданина может быть сформулировано следующим образом: конституционные
(основные) права и свободы человека и гражданина – это его неотъемлемые
права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу
его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового
статуса личности1.
Конституционные права и свободы принято классифицировать на три
группы: личные; политические; социально-экономические.
. Личные права и свободы
Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в
следующем:
1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами
человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к
гражданству государства, не вытекают из него;
2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни,
свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права,
связанные с его индивидуальной, частной жизнью.
Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20
Конституции). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после
принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Это – естественное
право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных
действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного
человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды
обитания, условий жизни.
К личным правам человека относится право на охрану государством
достоинства личности (ст. 21 Конституции). Уважение достоинства личности –
неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть
основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное
поведение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства.
Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам,
насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство
обращению или наказанию.
Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права на
неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки,
телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 22-25
Конституции).
Неприкосновенность личности (ст. 22 Конституции) как личная свобода
заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу
человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться
свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению
под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного
решения (однако, пока данные положения не действуют (пункт 6 раздела 2
Конституции «Заключительные и переходные положения»).
Гарантия неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции) означает, что
никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также
оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц.
Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести
и доброго имени (ст. 23 Конституции). Причем законодательно установлен
судебный порядок защиты (ст. 152 Гражданского кодекса РФ)1, включая право
на возмещение морального вреда (ст. 1100 Гражданского кодекса РФ)2.
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну
проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и
распространения информации о его частной жизни (ст. 24 Конституции).
Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и
документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное
не предусмотрено законом.
Новом в конституционном закреплении личных прав и свобод является
включение такой формы свободы личности, как свобода передвижения. В ч. 1
ст. 27 Конституции РФ указывается, что каждый, кто законно на территории
Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место
пребывания и жительства. В прошлом это право не только не закреплялось
конституционно, но и не могло быть реализовано фактически.
Конституция признает право каждого, кто законно находится на
территории России, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина
Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в нее (ст. 27
Конституции). Ранее – в советском государстве – многие десятилетия был
фактически запрещен инициативный выезд граждан за границу. Какая-либо
законодательная регламентация в этой области отсутствовала.
К личным правам и свободам относится право определять и указывать
национальную принадлежность (ст. 26 Конституции). Закрепление этого права
конституционно вытекает из отрицания правового значения признака
национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу
ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и
близкой по языку и образу жизни.
Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести,
свобода вероисповедания. В соответствии со статьей 28 Конституции каждому
гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право
исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не
исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные
и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются
свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать,
производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29
Конституции). Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его
внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться.
Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть
принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
. Политические права и свободы
В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе
неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические
права и свободы (ст. 30-33 Конституции) связаны с обладанием гражданством
государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права
каждому, политические – гражданам. Связь политических прав и свобод с
гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли
государства. Политические права и свободы выступают как естественные права
и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их
характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве
установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права и
свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические
права и свободы. Это прямо закреплено в статье 2 Конституции Российской
Федерации.
Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что
носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской
Федерации является ее многонациональный народ. Граждане, ассоциированные
как народ, осуществляют власть. Каждый гражданин как таковой участвует в
осуществлении власти. В соответствии с Конституцией гражданин Российской
Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и
обязанности с 18 лет (ст. 60).
Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы
является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32
Конституции). Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том
числе государственной, участвовать в управлении общими делами –
неотъемлемое демократическое начало в ее организации. Данное право
адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности
граждан, ассоциированных как народ, т.к. народ не участвует в управлении, а
осуществляет власть, является субъектом этой власти. Рассматриваемое право
осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через
представителей. Непосредственными формами являются участие граждан в
референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в
органы государственной власти и органы местного самоуправления. Участие
граждан в управлении делами государства осуществляется также путем их
воздействия на деятельность представительных органов всех уровней – своих
депутатов, через различные формы выражения общественного мнения о
руководстве государственными делами, о направлениях политики государства, о
его деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей
общества.
Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной
службе (ч. 4 ст. 32 Конституции) в соответствии со своими способностями и
профессиональной подготовкой.
Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их
участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции). Это право
осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных и народных
заседателей.
Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также
направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы
и органы местного самоуправления (ст. 33). Это право – важное средство
проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности
их в общественных делах, а также защиты ими своих прав.
Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами
государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая
право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции).
Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях
различные формы совместной организованной общественной деятельности,
объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач. Общественные
объединения способствуют развитию политической активности и
самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов.
Принятие или вступление гражданина в члены объединения осуществляется на
добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в его уставе.
Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или
пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30 Конституции).
Выражением социальной и политической активности граждан, их
воздействия на процессы управления государством является право собираться
мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия,
пикетирование (ст. 31 Конституции). Это право в последние годы широко
используется гражданами Российской Федерации.

. Социально-экономические права и свободы

Особую группу основных нрав и свобод человека и гражданина составляют
социально-экономические права и свободы. Они касаются таких важных сфер
жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и
призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально
значимые потребности личности.
К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в
Конституции, относятся свобода предпринимательской деятельности, право
частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на
труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального
обеспечения, право па жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную
окружающую среду, право на образование, свобода литературного,
художественного, научного, технического и других видов творчества,
преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст. 33-44).
Инициируя экономическую и социальную активность каждого человека как
естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция
закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и
имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом
экономической деятельности (ст. 34).
Важнейшее место в системе социально-экономических нрав и свобод
занимает право частной собственности (ст. 35) Его конституционное
закрепление имело решающее значение в переходе страны к рыночной экономики.
Конституция Российской Федерации 1993 года признание и защиту частой
собственности, равно как и других форм, отнесла к основам конституционного
строя, расширила гарантии ее охраны, в том числе судебными органами. В ч. 3
ст. 35 Конституции установлено, что принудительное отчуждение имущества для
государственных нужд может быть произведено только при условии
предварительного и равноценного возмещения. Кроме того, в статье 36
Конституции без каких-либо оговорок и ограничений закреплено право граждан
и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять
владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами,
не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов
иных лиц.
В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание прав
человека в сфере труда (ст. 37 Конституции). Основной упор сделан на
закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно
распоряжаться своим трудом:
1) запрещен принудительный труд;
2) закреплено право на труд в условиях, отвечающих требованиям
безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни
было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда;
3) утверждено право на защиту от безработицы;
4) признано право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с
использованием установленных федеральным законом способов их разрешения,
включая право на забастовку.
С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых (ч. 5 ст. 37
Конституции). В его обеспечении задействован широкий круг субъектов,
призванных создавать для реализации этого права необходимые условия.
Большую роль играет и деятельность самого человека, который должен
рационально и грамотно использовать время отдыха. Функции государства в
этой сфере заключаются в установлении посредством федерального закона
разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней,
оплачиваемого ежегодного отпуска.
Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса
его первичной ячейки – семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38
Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой
государства.
Статья 38 Конституции определяет и взаимные права родителей и детей.
Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных
родителях.
К числу социально-экономических прав и свобод относится и право на
социальное обеспечение но возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.
1 ст. 39 Конституции). Содержанием данного права является прежде всего
гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные
пособия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные размеры пенсий
и пособий. Кроме них, поощряются добровольное социальное страхование,
создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность,
которые получают в последнее время определенное развитие (ч. 3 ст. 39).
Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно включает: 1)
защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища;
2) поощрение органами государственной власти и органами местного
самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществление
права на жилище, бесплатное или за доступную плату предоставление жилища
малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из
государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Поощряется
кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, развивается система
ссуд на это, не облагаемых налогом.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции)
предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета,
страховых взносов и других поступлений
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную
информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью
или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции). Понятие
«окружающая среда» охватывает все компоненты природной сферы, потребителем
которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые
оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и др.). Право на
благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред
человеку, тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.
К числу социально-экономических прав и свобод относится право на
образование (ст. 43 Конституции). Каждому гарантируется общедоступность и
бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования и начального профессионального образования, а также на
конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего
профессионального и после вузовского профессионального образования в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах
государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня
гражданин получает впервые. Реализация этого права дает возможность
получить общеобразовательную и профессиональную подготовку, необходимую для
осуществления трудовой деятельности, для содержательной духовной жизни. В
этом заинтересованы не только сам человек, но и государство, общество в
целом в связи с потребностями развивающегося производства и других сфер в
специалистах, способных в силу общей разносторонней подготовки овладевать
сложными современными профессиями. Поэтому Конституция закрепила
обязательность основного общего образования. Родители или лица, их
заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст.
43).
В соответствии со ст. 44 Конституции каждому гарантируется свобода
литературного, художественного, научного, технического и других видов
творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование
учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство
гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они ни
проживали.

Основные обязанности



Правовой статус личности характеризуется не только правами и
свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные
сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.
Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из
принадлежности лица к гражданству государства, другие – не связаны с таким
статусом и возлагаются на каждого.
Конституция закрепляет основные обязанности человека и гражданина,
которые: 1) имеют всеобщий характер, 2) не зависят от конкретною правового
статуса лица, 3) закрепляются на высшем, конституционном уровне.
В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее
важные требования — ответственности личности перед обществом, гражданина
перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и
общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов.
Таким образом, основные обязанности — это конституционно закрепленные
и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются
человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении
интересов общества, государства, других граждан1.
Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого иною лица,
проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и
законов Эта обязанность граждан Российской Федерации зафиксирована в главе
об основах ее конституционного строя (ст.15).
Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно
установленные налоги и сборы (ст. 57).
Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду,
бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции).
В ст. 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита
Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Заключение

Конституция Российской Федерации (ст. 2) рассматривает человека, его
права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое
понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план
именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым
атрибутом конституционного государства, его обязанностью. «Признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, — указывается в
ст. 2, – обязанность государства».
Установленные Конституцией принципиальные положения, связанные с
отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех
конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в
Российской Федерации. Таким образом, при знание человека, его прав и свобод
высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя
Российской Федерации, образующей основу не только конституционно
организованного общества, но и правовой защиты этого общества от
возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования
индивидуальных интересов и потребностей людей.
Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен
оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и
свобод человека и гражданина, но и на всю деятельность демократического
государства, на его компетенцию и потенциальные возможности. Государство в
условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за
устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в
этих рамках, в интересах человека, государство приобретает те черты,
которые характеризуют его как конституционное.
В современной российской действительности, когда растет преступность,
идет обнищание населения, нарушаются права человека, признание Конституцией
Российской Федерации человека, его прав и свобод высшей ценностью носит в
значительной мере лишь формальный характер. Однако заложенный в Конституции
большой демократический потенциал служит хорошей основой для борьбы граждан
России за свои права, за свое человеческое достоинство.

Список использованной литературы:

1. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. – М.: Юрист,
1998;

2. Конституция Российской Федерации (Комментарий) /Под ред. Акад. Б. Н.
Топорнина — М.: Юрист, 1997

3. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-I «О гражданстве Российской
Федерации» (с изменениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г.)

4. Конституция Российской Федерации. — М., 1993.

5. Баглай М. В., Габричидзе Б. Н Конституционное право Российской
Федерации, — М., 1996.

-----------------------
[1] См.: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. – М.:
Юрист, 1998, стр. 155
[2] См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ,
1992, № 6, Ст. 243
[3] Там же
1 См.: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. – М.:
Юрист, 1998, стр. 214

1 Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой (постатейный). /
Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор доктор
юридических наук, профессор О.Н. Садиков. — М.: Юридическая фирма Контракт;
Издательская группа Инфра · М, 1997. стр. 334
2 Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части второй (постатейный), 2-е
изд., испр. И доп. / Руководитель авторского коллектива и ответственный
редактор доктор юридических наук, профессор О.Н. Садиков. — М.: Юридическая
фирма Контракт: Издательская группа Инфра · М — Норма, 1998. стр. 707
1 См.: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. – М.:
Юрист, 1998, стр. 244





Реферат на тему: Конституционный строй в Республике Беларусь


ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 2

1.Понятие конституционного строя 4

2. Политические и экономические основы конституционного строя 9

3. Другие положения, относящиеся к конституционному строю. 18

Заключение 22

Используемая литература 23


ВВЕДЕНИЕ


Республика Беларусь переживает переходный период от тоталитарной к
демократической общественно-политической системе, формируются гражданское
общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства,
признающая приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих
процессах является развитие конституционного права как важного условия для
проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же
время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.
Современное конституционное право - это отрасль права, которая
закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это
порождает острую борьбу различных политических сил вокруг конституции,
законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники
конституционного права. Разобраться в этой борьбе - значит понять, кто
ведет страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Глубокое изучение
конституционного права, таким образом, позволит «войти в политику» и
почувствовать дыхание истории. Исходя из этой необходимости, авторы
излагают материал в тесной - явной или скрытой - связи с политическими
реалиями нашего времени, без чего конституционное право выглядит как сухая
догма. [ 1 ].
Практически во всех современных государствах (независимо от формы
государственного устройства и господствующей политической идеологии)
существуют конституции. Но наличие в государстве конституции еще не
позволяет отождествлять его с «конституционным государством» в современном
смысле. Конституционность государства отнюдь не исчерпывается тем, что в
нем существует некий основной закон, возможно, закрепляющий определенный
компромисс социально-политических сил, устанавливающий то или иное
государственное устройство и компетенцию органов власти. Конституционность
не исчерпывается и тем, что этот основной закон обладает реальным
практическим действием, верховенством по отношению к основным законам и
может быть изменен лишь путем особой законотворческой процедуры. Это
необходимые, но не достаточные признаки конституционной государственности.
В современном смысле конституционность государства - это прежде всего его
связанность правом, а конституция - в первую очередь декларация прав
человека и гражданина, гарантированных властью и ограничивающих ее
осуществление. Иначе говоря, конституция - надлежащая форма
основополагающего узаконения правового характера организации и
функционирования власти в ее отношениях с субъектами гражданского общества.
[ 2 ].

1.Понятие конституционного строя


Принятие конституции само по себе означает установление обязанности
государства следовать конституционным порядкам - иначе существование
основного закона лишается смысла. В современной науке государственного (
конституционного) права все чаще используется понятие «конституционный
строй». Оно фиксирует строго определенную, основополагающую часть
социальных отношений, закрепляющих организационное и функциональное
единство общества и предопределяет совокупность принципов, без которых
строй государства не является конституционным. В понятие «конституционный
строй» включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это
понятие применимо только к такому государству, в котором конституция
надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право
соответствует этой конституции, но главное: государство действует в
соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву. Конституционный
строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а
становится реальностью только при двух условиях: если конституция
соблюдается и если она демократическая.
Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и
гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией,
называется конституционным строем. Это понятие вбирает в себя не только
юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем
правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль
должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина
или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.
Конституционный строй реализует стремление к социальному порядку на
основе сочетания индивидуального и группового интереса с общим, приоритет
права личности неизбежно требует гарантий самой большой и могущественной
общины- государства.
Выявлению понятия конституционного строя помогает определение
современной Конституции.
На заре ХХ века под Конституцией понималась «совокупность
правоположений, определяющих высшие органы государства, порядок призвания
их к отправлению их функций, их взаимные отношения и компетенцию, а также
принципиальное положение индивида по отношению к государственной
власти.(Еллинек Г. «Общее учение о государстве» Спб.1903г.). Именно
Конституция - «в юридически значимой форме устанавливает те цели и принципы
организации и жизнедеятельности, которые общество перед собой ставит». Это
основной закон. «регулирующий на демократической и гуманной основе
отношения, вытекающие из организации и деятельности государственной власти,
закрепляющий консенсус интересов, их разграничение, соединение,
сплачивающий все население страны в единый народ - носитель власти, в
единое общество, которому подчиняется само государство».
Современную Конституцию можно охарактеризовать следующим образом. Это
наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности,
институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового
регулирования качественных общественных связей и отношений государственной
власти. Она - первое необходимое условие и центральный институт
конституционного государства, сводящий в целостную систему его иные
свойства. [ 4 ].
Установление конституционного строя начинается с определения
принципов организации государства в соотношении с личностью и гражданским
обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание главы 1 Конституции
РБ. Общество свободных людей ( гражданское общество ) как бы указывает
государству на его обязанность служить человеку и предъявляет определенные
требования в отношении организации и пределов государственной власти.
Значение главы 1 Конституции исключительно велико. По существу,
именно здесь формируется гуманистическая направленность конституционного
строя, содержатся гарантии от этатизма, то есть установления тотального
государственного контроля за общественной жизнью. Принципы организации
государства закрепляются здесь в самой общей форме, они как бы создают
фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих
главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы
дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др. ).
Очень важное указание содержится в части 2 статьи 16, где говорится,
что никакие другие положения настоящей конституции не могут противоречить
основам конституционного строя РФ. Это свидетельствует о том , что они
пользуются наивысшей юридической силой.
Из содержания норм, входящих в главу « Основы конституционного
строя», прежде всего следует обязанность государства охранять общественные
устои, вытекающие из свободы людей. Таким образом, не государство
регламентирует общественную жизнь, становясь над ней, а общество
предъявляет требования к государству. В этой главе также закрепляется форма
правления и общие гарантии против узурпации власти. Из суммы подобного рода
норм - принципов обычно складывается ответ на вопрос, является то или иное
государство конституционным или нет.
Нормы - принципы, включенные в главу «Основы конституционного строя»,
составляют определенную систему. Они могут быть разделены на 4 основные
группы :
n гуманистические основы конституционного строя ;
n основные характеристики конституционного государства ;
n экономические и политические основы конституционного строя ;
n основы организации государственной власти.
Следует отметить, что конституционное право зарубежных стран,
признавая важность категории «Конституционное государство», обычно не
пользуется термином «Основы конституционного строя» Такой специальной главы
нет в конституциях США,ФРГ, Японии. В конституциях некоторых стран
встречаются краткие главы : «Основные принципы» (Италия), «Общие положения»
( Швейцария), «О суверенитете» (Франция). Но, независимо от того,
содержатся или не содержатся в основном законе специальные главы об основах
конституционного строя и как они названы, нормы- принципы, относящиеся к
понятию основ конституционного строя, присутствуют в разных главах
Конституции, в специальных законах или признаются судебной практикой во
всех цивилизованных странах.
Под гуманистическими основами конституционного строя следует понимать
такие его основополагающие принципы, которые закрепляют ведущую роль
граждан в государственном строительстве. Человек, гражданин, народ - таковы
главные действующие лица, которыми и во имя которых создается
конституционный строй. [ 1 ].
Конституционный строй - это представленная в соответствующих
структурах государства и общества и закрепленная нормами Основного закона
система основополагающих общественных отношений.
Каждый конституционный строй - это единый государственно-правовой
организм, который базируется на определенной форме общественных отношений и
закреплен нормами Основного закона государства. Эта форма общественных
отношений как бы вселяется в указанный организм и придает им специфический
характер. Вместе с тем каждому конституционному строю свойственны и свои
особенности, которые обусловлены конкретно - историческим стечением
обстоятельств. [ 3 ].

2. Политические и экономические основы конституционного строя


Конституция современного правового государства имеет предметом своего
регулирования не только права и свободы человека и гражданина, организацию
власти, политико-территориальное устройство государства, но прежде всего
основы, определяющие его конституционную природу.
Следует различать две стороны понятия основ конституционного строя. Во-
первых, это устои реальных общественных отношений, которые суть категория
объективная. Во-вторых, это субъективное отражение объективной категории,
адекватно либо не вполне адекватно устанавливаемое законодателем.
Основами конституционного права можно считать находящиеся под защитой
государства сущностные социально- нравственные установки и политико-
правовые правила разумной и справедливой организации общества. Они
обусловливают ключевые черты общественного строя, власти, формы правления,
государственного устройства, политического режима. В них определяются общие
принципы правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества и
обеспечивается их взаимодействие. Конституционный строй есть совокупность
социальных отношений, а его основы- система принципов, их регламентирующих.
[ 4 ].
Касаясь конституционных основ Республики Беларусь, прежде всего
следует обратить внимание на то, что Республика Беларусь - суверенное
государство. Суверенитет Республики Беларусь - свойство государственной
власти на основе воли народа Республики Беларусь самостоятельно и
независимо от других государств реализовывать внутренние и внешние функции
государства.
Уже 27 июля 1990г. в Республике Беларусь была принята Декларация о
государственном суверенитете республики. Она как бы подвела итог тому
факту, что Беларусь уже тогда фактически, как и все бывшие союзные
республики, стала независимым государством.
Суверенитет Республики Беларусь получил свое правовое закрепление и
воплощение в Конституции Республики Беларусь 1994года. В ее нормах
провозглашается : ????????????????????????????????.
Суверенитет Республики Беларусь характеризуется тремя неотъемлемыми
чертами : самостоятельностью государственной власти, ее независимостью при
осуществлении внутренних и внешних функций государства, дифференцированным
содержанием государственной власти, осуществляемой на основе ее разделения
на законодательную, исполнительную и судебную.
Самостоятельность государственной власти заключается в том, что она
реализует свое назначение без вмешательства в ее деятельность
государственных структур. Действуя на основе издаваемых ею правовых
предписаний, она определяет государственно-правовое развитие общества и всю
систему общественных отношений, имеющих юридическую значимость .
Независимость государственной власти означает, что она по своему
усмотрению, без вмешательства других государств осуществляет внутренние и
внешние функции Республики Беларусь.
Дифференциация государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную имеет принципиальное значение, ибо она устраняет
ее узурпацию со стороны соответствующих структур государства или
должностных лиц и придает незыблемый характер конституционному положению,
согласно которому носителем суверенитета Республики Беларусь является ее
народ.
Конституция Республики Беларусь закрепляет и такую основу
конституционного строя Республики Беларусь, как местное самоуправление
(???).
Самоуправление - это самостоятельный способ существования региональных
сообществ, выражающийся в осуществлении ими по своему усмотрению и в
пределах установленных законом полномочий по обеспечению своей
жизнедеятельности в границах изначальных административно-территориальных
образований.
Самоуправление региональных сообществ реально представлено в их
органах. Органы самоуправления от имени этих сообществ олицетворяют их
самостоятельность и реализуют их интересы.
Функциональное бытие органов самоуправления основано на их
обособленности от органов государства. Однако это вовсе не означает, что
органы самоуправления решают несущественные задачи, стоящие перед
региональными сообществами. Государство освобождается от части своих
полномочий и передает их в ведение органов самоуправления. При этом оно не
должно навязывать им способ, средства и организационные формы их
осуществления. Органы самоуправления действуют автономно от местных органов
государственной власти и управления.
В Конституции провозглашается , что носителем государственного
суверенитета является народ Республики Беларусь. Это значит, что
государственная власть самостоятельна и независима не по отношению к
белорусскому народу, а по отношению к другим государствам, обладающим
аналогичной властью. В качестве носителя государственного суверенитета
народ наполняет своей волей специфическое содержание государственной власти
и определяет формирование и деятельность властных структур государства, в
которых она находит концентрированное выражение и воплощение. Высшим же
непосредственным выражением власти народа является Референдум и свободные
выборы (ст Конституции). [ 3 ].
Конституцией закрепляется и такие основы конституционного строя
Республики Беларусь, как политическое и идеологическое разнообразие.
Под политическим разнообразием понимается наличие многопартийности,
различных общественных объединений, союзов, движений, формирований,
действующих в рамках конституционного государства. Конституцией
провозглашается их равенство перед законом. Предоставляя всем общественным
объединениям свободу деятельности, Основной закон запрещает создание и
функционирование только таких организаций, цели которых направлены на
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение
целостности Республики Беларусь, подрыв безопасности государства, создание
вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и
религиозной розни.
Идеологическое разнообразие означает наличие в обществе различных
идеологических концепций, течений, взглядов, учений. А это предполагает
отсутствие в стране государственной или обязательной идеологии. Разумеется,
что государство не должно допускать распространение в обществе расистских
человеконенавистнических и иных воинственных и реакционных идеологических
течений. Это не отвечает духу демократического правового государства. [ 3
].
В Конституции Республики Беларусь нет термина «рыночная экономика», но
содержащиеся в ней нормы не оставляют сомнений в том, что государство
охраняет основные принципы именно рыночной экономики. Тем самым кардинально
меняется соотношение государства и экономики: из организации, которая
непосредственно управляла народным хозяйством, государство превращается
только в регулятора экономических отношений. Но это уже принципиально
другая роль, она исключает административно-командные функции
государственного аппарата и признает свободу экономической деятельности
людей и их объединений. Государство теперь не вправе устанавливать
плановые задания, диктовать цены, сохранять монополию внешней торговли ,
заведовать сбытом и снабжением, руководить сельским хозяйством и т.д.
Те основы конституционного строя, которые сформулированы в ст.13
Конституции, не свидетельствуют о полном отстранении государства от
управления экономикой и установлении стопроцентно либеральной экономики.
Они не исключают мощного государственного сектора в экономике и немалых
возможностей для административного вмешательства в экономическую жизнь. Тем
самым открывается широкий спектр экономической политики, которая может
существенно различаться при разных правительствах. Если учесть, что
современная российская экономика по существу складывается как смешанная,
т.е. государственно-частная, то можно сказать, что эта модель имеет
достаточную конституционную основу.
Поддержка государством конкуренции- лучший способ содействия рыночной
экономике. Конкуренция - самый надежный механизм координации индивидуальных
действий без принуждения и вмешательства со стороны властей. Она тем
эффективнее, чем меньше этого вмешательства и разного рода монополизма,
особенно государственного. Конкуренция помогает выявить весь потенциал
человеческой энергии и инициативы, на первый взгляд кажется, что она
оттесняет государство от экономики, но на самом деле - требует от него
поддержки и внимания, ибо ей постоянно угрожает монополизация. С помощью
конкуренции решаются проблемы инвестиций и экономического роста.
Конкуренция, следовательно, есть самый надежный механизм рыночной
экономики, увязывающий производство и человека в единую систему
саморазвивающейся экономики.

Новинки рефератов ::

Реферат: Audi A6 (Транспорт)


Реферат: Социальное действие и социальное взаимодействие как базовые понятия в социологии (Социология)


Реферат: Научно-методическая служба в системе управления библиотекой (Менеджмент)


Реферат: Развитие туризма в Европе (География)


Реферат: Взвешенная плавка никелевого концентрата в Печи взвешенной плавки(ПВП) (Металлургия)


Реферат: Лекции по философии (Философия)


Реферат: География: 9 класс (Шпаргалка) (География)


Реферат: Організація евакуаційних заходів (Гражданское право и процесс)


Реферат: Узбекистан в годы перестройки (История)


Реферат: Взаимодействие электронов с поверхностными акустическими волнами (Физика)


Реферат: Горюче смазочные материалы, технические жидкости и резинотехнические изделия для автомобиля ВАЗ-21043 (Транспорт)


Реферат: Программа социологического исследования о факторах, влияющих на выбор формы обучения абитуриентами (Педагогика)


Реферат: Визитная карточка Украины (География)


Реферат: Домострой(Солянка нескольких источников) (Культурология)


Реферат: Деспотии в Древних Восточных цивилизациях (Искусство и культура)


Реферат: Лекарственные растения (Биология)


Реферат: ООН: история создания и основные направления деятельности (Международное публичное право)


Реферат: Учет затрат на производство (Аудит)


Реферат: Кризис рабовладельческого строя и зарождение феодальных отношений (История)


Реферат: Вычислительные сети и телекоммуникации. Интернет провайдер: Magelan (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист