GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социальная работа в КНР и Гонконге (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальная работа в КНР и Гонконге (Социология)




1. Введение


Процесс вхождения высшей школы в мировое образовательное пространство
требует совершенствование, а также серьёзную переориентацию
компьютерно–информационной составляющей. Информационный взрыв породил
множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый
интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения,
поскольку «ручные методы» без использования технических средств давно
исчерпали свои возможности. Наиболее доступной формой автоматизации
обучения является применение ЭВМ, то есть использование машинного времени
для обучения и обработки результатов контрольного опроса знаний учащихся.
Всё большее использование компьютеров позволяет автоматизировать, а тем
самым упростить ту сложную процедуру, которую используют научные сотрудники
и преподаватели при создании методических пособий. Тем самым, представление
различного рода «электронных учебников», методических пособий на компьютере
имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, это автоматизация, как самого
процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме.
Во-вторых, это работа с практически неограниченным объёмом данных. Создание
компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий
новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого. Учебные
издания новой генерации призваны обеспечить единство учебного процесса и
современных новационных научных исследований, т.е. целесообразность
использования новых информационных технологий в учебном процессе и, в
частности, различного рода так называемых «электронных учебников». По моему
мнению, эффект от применения средств компьютерной техники в обучении может
быть достигнут лишь тогда, когда специалист предметной области не
ограничивается в средствах представлениях информации, коммуникаций и работы
с базами данных и знаний.

2. Современное положение дистанционного образования


Дистанционное образование стало на Западе модным. Каждый уважающий себя
университет и институт теперь обязательно имеет программы по дистанционному
обучению. Открываются и специальные дистанционные учебные заведения, многие
из них уже завоевали огромную популярность в мире и открыли свои отделения
в разных странах (например, британский Open University, германский Hagen
Universitet и др.). По прогнозам ученых, именно дистанционное образование
(в сочетании с традиционными формами учебы) будет превалировать в следующем
веке, и недаром его называют образованием будущего.

Многие считают, что дистанционное образование - это просто новая форма
известного нам заочного обучения. В какой-то мере это так: выбрав
дистанционный курс, человек действительно может учиться не выходя из дома.
Но только при одном условии: если у него есть современный компьютер,
оснащенный стандартной программой.

Смысл как раз в том, что дистанционное образование и развитие современной
техники и технологий неразделимы: одно способствует развитию другого. И
сейчас уже студент, где бы он ни жил, может учиться по программе
практически любого западного университета не выезжая из своей страны.
Образование становится общемировым и общедоступным, опережая процессы
политического и экономического объединения, происходящие в мире.

Образование сейчас – одна из самых актуальных тем. По крайней мере, все
меньше остается людей, которые решаются утверждать, что высшее образование
– излишняя роскошь. Пролистав бюллетень вакансий, быстро убеждаешься, что
на работу в приличную фирму без корочек вообще не устроишься. А еще
желательно иметь навыки работы на компьютере. О получении последних –
разговор отдельный. Курсов и школ, обещающих научить и образовать масса.
Гораздо больше меня заинтересовало другое предложение, выловленное мною
совершенно случайно во время одного из сеансов работы в Internet. Многие
вузы, особенно зарубежные, оказывается, готовы предложить... дистанционное
образование. Вплоть до получения соответствующего диплома.

Идея зацепила. Действительно, почему бы не попробовать поучиться прямо у
себя дома, за компьютером (единственное условие: он должен быть подключен в
сеть). Здорово, в университет ходить не надо, да и диплом можно получить,
например, оксфордский.

Вообще-то изначально дистанционное обучение задумывалось для того, чтобы
люди, уже получившие очное образование, повышали свою квалификацию. Самый
простой вид его - известная всем ретрансляция телевизионных передач, так
популярная еще лет десять назад. (Целый канал работал специально на
образовательные программы). Сейчас, с появлением более мощной техники,
возможности расширяются. В России, попав в полосу политических и
экономических сумятиц, мы пропустили большинство промежуточных этапов
развития ДО и сразу вышли на самый передовой - обучение с помощью Internet.

В мировой практике дистанционное образование обязательно сертифицируется.
На Западе на все курсы выдается сертификат, подделать который практически
невозможно, то есть на них стоит достаточная защита. За наши курсы, к
сожалению, пока нельзя поручаться, т.к. для нас это ново. И неизвестно
даже, есть ли сертификаты установленного государственного образца.

С уверенностью можно сказать, что многие из предлагаемых сегодня курсов
дистанционного образования - пена на волне модного увлечения. Как было
совсем недавно с многочисленными экстрасенсами и народными целителями.
Только поисковые серверы на запрос дистанционное образование выдадут вам
тысячи адресов.

Самой обширной является отрасль компьютерных знаний. Что, в общем-то,
легко объяснимо. Некоторые по настоящему престижные зарубежные вузы,
конечно, даже и не подумают предложить вам подобную форму обучения.
Наиболее прогрессивными в этом направлении считаются американские и
западноевропейские учебные заведения, с готовностью разрабатывающие такие
курсы.

Именитые российские вузы тоже делают первые шаги в этой области и весьма
активно. Создан Центр информационно-аналитического обеспечения системы
дистанционного образования в Москве, головная организация по формированию
единой системы ДО. Есть дистанционные университеты, созданные на базе
Красноярского, Томского, Новосибирского университетов. В этой системе идет
взаимозачет курсов. То есть студент может учиться сразу же с трех серверов,
а зачет получать на одном. Существуют курсы на базе Уральского
университета, часть которых выложена на сервер. Вообще-то, по экспертной
оценке, создание одного такого курса стоит 10-50 тыс. рублей. Поэтому
дистанционное образование в основном платное. За рубежом минимальная цена
курса составляет порядка 100 долларов.

Сейчас в нашем университете ведутся различные разработки программ
дистанционного образования. Такая программа могла бы поступать к обучаемому
в виде файла, то есть это некоторый объем знаний, после изучения которого
студент запускает проверку - программу, которая сама предлагает ему
вопросы. По результатам ответов на вопросы человеку предлагается перейти на
следующий уровень или сообщается, что его подготовка оставляет желать
лучшего. В точных науках вопросы оценки знаний решаются относительно просто
- здесь вполне оправдано тестирование, а вот в гуманитарных, конечно, нужен
текст ответа. Опыт многих вузов говорит о том, что контроль лучше проводить
очно. Аналогично тому, как он проводится при заочной форме обучения. Но как
быть, если вуз находится, например, в Штатах, а обучаемый - в России? Тут,
естественно, письменный экзамен - практически единственный выход.
Телеконференция еще мало распространена.

Один из вариантов обучения, практикуемый сегодня: к студенту поступает
информация, которую он изучает, а после сдает экзамен. Другой метод
практиковался в Екатеринбурге при изучении языка. Информация выкладывалась
на сервер, люди ее изучали и, допустим, через две недели должны были
написать определенную контрольную. Так, блоками, они проходили всю
программу, и в конце организаторы назначали время, в которое они сдают
экзамен.

Остается понять, чем так привлекательно дистанционное образование, кроме
сидения дома и возможности получить диплом западного образца.

Во-первых - это достаточно дешево, что немаловажно сегодня, когда всерьез
идут разговоры о переводе ряда вузов на коммерческие рельсы. Здесь не надо
платить за коммунальные услуги в вузах, аудиторные часы преподавателям и
прочее, прочее.

Во-вторых, если на сервере выложен некоторый объем информации и есть
возможность пользователю получить его без особых хлопот, - это неплохой
шанс повысить его интеллектуальный уровень. А один пользователь плюс еще
один ... глядишь, повысится культурный уровень нации в целом. Достаточно
перспективным было бы искать способы совмещения разных типов образования.

Проблем у дистанционного образования, конечно, много: слабо разработаны
методики, не отлажена сама технология учебного процесса, отсутствует
финансирование. Корочки корочками, но обучение должно быть эффективным, то
есть приносить знания. И такие, чтобы данный человек не мог получить их
никаким другим способом. Заниматься же этим должны профессионалы, а не
коммерческие организации.

А вообще, этот вид образования, как и все другие, - серьезное и важное
дело. И может быть, через некоторое время многие будут проходить курсы по
сети. Но единственное, что можно сказать точно: старого доброго очного
образования оно не заменит.

2.1 Путь в Европу открыт


Открытый университет Великобритании (The Open University) объявляет набор
российских студентов на осенний семестр. The Open University был создан в
1969 году, сейчас у него есть филиалы во всем мире. Дистанционная форма
обучения позволяет студентам из разных стран совмещать работу и учебу в
университете. Таким способом повысили квалификацию и получили новую
профессию более 25.000 менеджеров из Франции, Германии, Бельгии,
Нидерландов, Испании, Люксембурга, Венгрии и других стран. За время
существования Открытым университетом были разработаны разные курсы, созданы
школы. Наибольшей популярностью пользуется Школа бизнеса.

Обучение в Школе бизнеса Открытого университета проходит в три этапа.
Первый рассчитан на менеджеров, не имеющих специального образования в
области управления, поэтому студенты получают базовые знания, а по
окончании курса - сертификат. Вторая ступень - это уже профессиональное
образование в области менеджмента, после нее студенты получают диплом и
степень бакалавра. Закончившим третью ступень присваивают степень магистра
делового администрирования (MBA).

Дистанционное обучение предполагает самостоятельное образование с помощью
специалистов-консультантов. Тематика курсов - финансовая деятельность,
практический маркетинг, управление ресурсами в условиях рынка (анализ
затрат, аттестация персонала, управленческие функции, решение конфликтов и
организационное развитие). Все эти курсы построены так, что обучение
совмещается с практикой. Студенты изучают теорию по учебникам, с помощью
видеоматериалов и аудиокассет, в удобное для студентов время проводятся
семинары, на которых рассматриваются вполне реальные ситуации.

2.2 На западе делают деньги на дистанционном образовании


Правительства многих зарубежных стран объявили развитие дистанционного
образования приоритетным направлением и регулярно выделяют под это большие
деньги. Начало положили американцы (у них, пожалуй, больше, чем где бы то
ни было, различных форм дистанционного образования). В последнее время
миллионные проекты запущены в Европе. Австралия начала активно
экспортировать свои образовательные программы, в массовом порядке
переведенные на язык компьютера.

В нашей стране дистанционное образование, похоже, тоже получает широкое
распространение. Три года назад при Госкомвузе РФ была создана Ассоциация
международного образования. Примерно тогда же открылось представительство
британского Open University и началось обучение менеджменту, маркетингу,
финансам.

2.3 Глобальный рынок учебных программ


В Москве состоялся 2-й Международный конгресс Образование и информатика
под эгидой ЮНЕСКО. Участниками конгресса были ведущие авторитеты
компьютерных дел и высшей школы России и зарубежья. В рамках конгресса
работали конференция по дистанционному образованию, выставка-ярмарка
компьютерных программ и новых технологий обучения Edit-96. Главным
организатором конгресса выступила Ассоциация международного образования
совместно со своим зарубежным партнером International Council of Distance
Education (ICDE). Задача ICDE - разработка и распространение новых программ
по дистанционному образованию. В перспективе ICDE планирует создать
глобальный рынок учебных программ разных уровней, доступ к которому будет
открыт для всех. Российское отделение ICDE (в Ассоциации международного
образования) создано для того, чтобы интегрировать российскую систему
образования в мировую и запустить зарубежные программы дистанционного
образования в российские вузы.

Надо заметить, что некоторые российские вузы уже достаточно используют
зарубежные программы дистанционного образования и даже предлагают
иностранцам свои.

Например, Московский инженерно-физический институт разработал программно-
методический комплекс по курсу Теория управления, электронный задачник,
компьютерный учебник по математическому программированию. Московский
автомобилестроительный институт представил на выставке инновационные курсы
Менеджмент и Юриспруденция, которые могут быть использованы для
дистанционного обучения инвалидов, военнослужащих, сотрудников
спецподразделений с особым режимом и людей, занятых на производстве.
Применимы они и для профессионально-технических училищ и даже старших
классов средней школы.

МГУ представил компьютерную систему контроля знаний студентов. В
соответствии с этой системой, студент сдает экзамен компьютеру. Профессор
лишь следит за процессом, почти не вмешиваясь в него. А Санкт-Петербургский
университет связался по Internet с Парижем и Хельсинки, а также с
большинством крупнейших российских университетов. Теперь его студенты могут
выбирать себе учебные программы (пока в качестве дополнительных курсов)
университетов-партнеров.

2.4 Онлайновый диплом иногда стоит дороже


Часто дистанционное обучение рекламируется как дешевый способ получения
образования студентами, не способными или не желающими платить больше за
свои онлайновые дипломы. Колледж Fuqua School of Business Университета Дюка
взимает 82 500 дол. за свою онлайновую МВА–программу Global Executive,
привлекающую множество неамериканских студентов, тогда как студенты,
обучающиеся по программе МВА обычным образом, платят лишь 50 тыс. дол. В
университете штата Мэн с кибер–учеников при получении зачета за какой-либо
курс взимается дополнительно 5 $/ч.

3. Требования к системе «электронного учебника»


В основу положим следующие принципы для среды электронных учебников.

Для эффективного функционирования человека в электронной системе обучения
вне зависимости от задачи, решаемой исследователем, особое значение
приобретают методы визуализации исходных данных, промежуточных результатов
обработки, обеспечивающих единую форму представления текущей и конечной
информации в виде отображений, адекватных зрительному восприятию человека и
удобных для однозначного толкования полученных результатов. Важным
требованием интерфейса является его интуитивность. Следует заметить, что
управляющие элементы интерфейса должны быть удобными и заметными, вместе с
тем они не должны отвлекать от основного содержания, за исключением
случаев, когда управляющие элементы сами являются основным содержанием.

4. Требования к системе проектирования «электронного учебника»


Лёгкость в освоении и использовании данной среды для генерации
электронных учебников достигается за счёт применения визуальных технологий
и возможностью использования специалистом-предметником любых текстовых и
графических редакторов для написания содержимого электронного учебника. Для
удобства работы среда по генерации электронных учебников допускает
разработку проекта по отдельным частям, что позволяет организовать работу
над учебником нескольких специалистов-предметников.

К таким требованиям подходит среда для разработки электронных систем
обучения Toolbook II Assistant Version 6.0, в которой может быть
реализован электронный учебник по какой-либо теме для студентов дистантной
формы обучения ТПУ.



5. Основные возможности ToolBook II Assistant Version 6.0


Программный продукт ToolBook II Assistant Version 6.0 предназначен для
без какого бы то ни было программирования создавать и распространять
обучающие программы доступные, как в локальном варианте, так и в сетевом
для локальных сетей и интернет. В ToolBook II Assistant Version 6.0 имеется
управляемый посредством шаблонов интерфейс, который позволяет вести
обучение шаг за шагом. Разработчики могут начать работу с этим продуктом со
специально разработанного модуля Book Specialist, который проведет их по
всем основным этапам создания приложения. Добавление в учебную программу
видео, звука, графики и интерактивных функций производится путем простой
буксировки (drag-and-drop) мышью соответствующих файлов. В результате
получается учебное приложение, которое можно использовать как на
традиционных занятиях с преподавателем, так и при дистантном обучении на
компьютере. Разработанную учебную программу можно хранить в сети, поместить
на диск или записать на CD-ROM. Полученное приложение может легко дополнить
следующий разработчик, путём вставки дополнительных страниц. Преимуществом
такого подхода является то, что преподаватели сами могут создавать свои
индивидуальные программы компьютерного обучения.

Пакет ToolBook II обладает стандартным меню, расположенном в верхней
части главного окна и состоящее из следующих пунктов: “File” (“Файл”),
“Edit” (“Редактирование”), “View” (“Вид”), “Page” (“Страница”), “Object”
(“Объект”), “Text” (“Текст”), “Draw” (“Прорисовка”) и “Help” (“Помощь”)

5.1 Каталог объектов в пакете ToolBook II Assistant ver. 6.0


Использование каталога объектов в пакете ToolBook II Assistant
объясняется двумя причинами: во–первых, такое огромное разнообразие
объектов (действие каждого объекта описано с помощью языка OpenScript,
пользователь лишь дополняет это действие с помощью специальных диалоговых
окон, добиваясь необходимого результата) и графики рационально располагать
в единой базе данных; во–вторых, авторы данного мультимедийного пакета
решили освободить пользователя от явного программирования на языке
OpenScript, что широко использовалось в пакете Multimedia ToolBook Version
3.0, и это позволило создать систему визуального объектно-ориентированного
программирования.

Закладка “Графика” позволяет установить графическое изображение объекта
во всех его положениях: нормальное, инвертированное, отключенное и
помеченное. Это позволяет пользователю определять индивидуальное состояние
объекта в различных ситуациях. Специальная опция “Растяжение графики”
(“Stretch the graphic”) равномерно растягивает растровое изображение по
всей поверхности объекта.

Закладка “Ограничение” позволяет вручную установить размеры и положение
объекта на странице - это отличительная особенность пакета ToolBook II
Assistant Version 6.0.

Закладка “Шрифт” обеспечивает выбор шрифта, стиля шрифта и размера
шрифта. Хотя в пакете ToolBook II Assistant Version 6.0 и сохранилось
диалоговое окно “Буква”, закладка “Шрифт” позволяет изменить шрифт, не
покидая диалогового окна свойств объекта.

Гиперсвязи в электронных учебниках пакета ToolBook II Assistant Version
6.0 создаются при помощи диалогового окна “Гиперсвязь”. Здесь указывается
тип связи (переход на страницу или вызов всплывающей страницы), конечная
цель связи (следующая страница, предыдущая страница, вернуться обратно,
первая страница, последняя страница, специфическая страница или электронный
адрес) и эффект, сопутствующий гиперсвязи.

Диалоговое окно свойств электронного учебника пакета ToolBook II
Assistant Version 6.0 содержит необходимую информацию о свойствах основных
элементов учебника. К примеру, закладка “Страница” содержит единый размер
электронного учебника (этот размер используют по умолчанию все страницы
учебника, но существует возможность при необходимости изменить размер
конкретной страницы в диалоговом окне свойств заднего плана)

5.2 Организация работы объектов контроля в ToolBook II


Объекты контроля в пакете ToolBook II Assistant Version 6.0 - в категории
“Вопросы” каталога находятся различные объекты, предназначенные для
процесса контролирования. Для управления данными объектами в пакете
ToolBook II Assistant Version 6.0 используется диалоговое окно расширенных
свойств объекта. Также как и диалоговое окно свойств объекта, диалоговое
окно расширенных свойств объекта использует закладки (“Общие свойства”,
“Ответы”, “Оценка”, “Немедленная обратная связь” и “Затяжная обратная
связь”).

Закладка “Общие свойства” содержит:

1) название вопроса;

2) ограничение взаимодействий:

1) ограничение времени на ответ;

2) ограничение попыток.

3) автоматический сброс вопроса;

3) включение поддержки опций Internet.

Закладка “Ответы” содержит: возможные варианты ответов, которые можно
добавлять, изменять и удалять; опции случайного распределения ответов,
многочисленного выбора и невозможности изменить ранее выбранный вариант
ответа.

Закладка “Оценка” предназначена для хранения веса правильных и
неправильных ответов, а также для выдачи результата на средства подсчета
оценки.

Закладки “Немедленная обратная связь” и “Затяжная обратная связь”
используются для реакции на правильность или неправильность ответа и в
зависимости от результата проигрывают аудио- или видео ролики, выводят
сообщение на какое - либо поле страницы, либо посылают сообщение по
электронной почте.

5.3 Использование Java и HTML в пакете ToolBook II


Пакет ToolBook II Assistant позволяет экспортировать электронные учебники
в виде набора файлов в формате HTML для использования в World Wide Web.

Перемещая описанные языком Java объекты из каталога на страницы
электронного учебника, изменяя их свойства и экспортируя электронный
учебник как файлы в формате HTML, конечные пользователи могут иметь все
выгоды интерактивного режима, независящего от операционной системы. При
экспортировании электронного учебника для использования в World Wide Web,
поддерживаемые языком Java объекты, используемые в электронном учебнике,
экспортируются как Java - апплеты. Эти небольшие приложения зависят от
специального кода языка Java, который определяет их поведение в Internet.

Конвертацию электронного учебника в формат HTML реализует диалоговое окно
“Export for Web”. В пакете ToolBook II Assistant создать упакованную форму
электронного учебника позволяет диалоговое окно “Автоупаковщик”
(“AutoPackager”). Опции инсталляции позволяют выбрать один из пяти видов
инсталляции.

6. Электронный учебник


Учебник можно организовать как обычную книгу. В начале учебника идёт
описание навигационных средств учебника, таких, как кнопки перехода на
страницы, кнопок вызова помощи, содержания и оглавления. Затем, на странице
«содержание» содержатся пункты основных разделов материала представленного
в учебнике, в виде «горячих» слов, нажатие мышкой на которые происходит
перемещение на страницу указанную в содержание. В конце каждого раздела
помещаются контрольные вопросы или различного рода тестовые задания по
пройденному материалу. Оценка ответов, на которые показывает, на сколько
максимально был усвоен предложенный материал, в конце электронного пособия
возможно также обобщить все полученные оценки и выставить итоговую по
пройденному курсу. В зависимости от требований предъявляемых к каждому
конкретному студенту, т.е. от степени интеллектуального развития,
психологической устойчивости и различных других личностных факторов,
преподаватель или ассистент курса может предложить повторить те разделы, по
которым оценка может считаться неудовлетворительной.

7. Требования к построению теста


Существуют различные виды тестов, так для тестирования можно применить
так называемую закрытую форму тестов. Пользователю представлен вопрос или
утверждение, а также варианты ответов. Причем количество самих ответов и
правильных из них может быть неограниченно.

Тест может быть, охарактеризован как эффективный при условии, что он
удовлетворяет определенным требованиям. Основные требования следующие:

1) надёжность;

2) валидность;

3) дискриминативность;

Обсудим и определим все те термины, в которых следует досконально
разобраться, чтобы тесты были не только правильно сконструированы, но и
соответствующим образом использовались.

8. Надёжность


Надёжность теста – это характеристика методики, отражающая точность
психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к
действию посторонних случайных факторов. При этом надёжность бывает
нескольких видов:

1) ре-тестовая надёжность – когда рассматриваются показатели при
повторном исследовании испытуемых с помощью одного и того же теста по
прошествии времени;

2) надежность частей теста – получается путём анализа устойчивости
результатов отдельных совокупностей тестовых задач или отдельных частей
теста.

8.1 Ре-тестовая надежность


Когда тест не может дать тот же самый результат для некоторого
испытуемого (при условии, что этот испытуемый не изменился) в различных
условиях, - значит, не все в порядке. Способ измерения ре-тестовой
надёжности очень прост. Вычисляется корреляция показателей для выборки
испытуемых, протестированных в двух случаях. Удовлетворительным наименьшим
значением для ре-тестовой надежности является 0,7. Указанный предельный
коэффициент надежности в известной мере условен. Для проективных и
некоторых других тестов личности показатель ре-тестовой надежности может
быть ниже, при этом диагностическая ценность методики не снижается.

При более низком значении использование теста становится вряд ли
целесообразным, поскольку стандартная погрешность получаемых по нему
показателей будет настолько велика, что интерпретация показателей
станет сомнительной.

8.2 Коэффициент надежности


Средняя величина корреляции одного теста или задания со всем тестами или
заданиями из генеральной совокупности называется коэффициентом надежности.
Квадратный корень из коэффициента надёжности является корреляцией данного
теста или задания с истинным показателем. Однако на практике невозможно
точно вычислить это теоретическое значение надежности [pic], потому что
количество разработанных нами заданий и тестов не является бесконечным.
Это означает, что надежность [pic] некоторого теста можно оценить лишь
приблизительно.

Таким образом, на практике коэффициенты надежности основаны на
корреляции одного теста с другими, и эта оценка может быть не очень
точной. Это, означает, что имеющая более существенное значение корреляция
теста или задания с истинным показателем тоже может быть оценена неточно.

8.3 Надежность и величина теста


Таким образом, надежность возрастает с величиной теста. С точки зрения
разработчика тестов важной является быстрота возрастания надежности с
возрастанием количества заданий. Всегда трудно разработать большое
количество валидных заданий (например, таких, которые принадлежат именно
нужной генеральной совокупности); следовательно, если мы хотим
продемонстрировать, что скажем, надежность двадцати пяти заданий (с
заданной средней корреляцией) является высокой, то достижение этой цели
будет иметь смысл.

8.4 Коэффициент ассоциации для оценки надёжности теста


Тесноту связи между качественными признаками X и Y измеряют с помощью
коэффициента ассоциации. Где Х – вид теста, а Y – результаты тестирования.
В простейшем виде формула, по которой рассчитывается этот показатель,
выглядит следующим образом:

[pic], (1.1)

где

a, b, c, d – численности коррелируемых групп.

Коэффициент ассоциации, как и пирсоновский коэффициент корреляции,
изменяется от -1 до +1. Значимость [pic] можно проверить с помощью t-
критерия Стьюдента. Нулевую гипотезу, которая сводится к предложению, что в
генеральной совокупности этот показатель [pic] равен нулю, отвергают, если

[pic], (1.2)

где

[pic] – количество тестируемых,

[pic] – коэффициент ассоциации,

[pic] – t-критерий Стьюдента,

для принятого уровня значимости ([pic]) и числа степеней свободы [pic].

Так как коэффициент ассоциации имеет прямое отношение к пирсоновскому
критерию [pic], на котором он основан, то распределение вероятных значений
критерия [pic] является непрерывным. Качественные же признаки дискретны, их
числовое значение не распределяются непрерывно. Учитывая эту особенность, в
формулу (1.1) принято вносить поправку Йейтса на непрерывность вариации,
равную половине объёма выборки. И формула (1.1) принимает следующий вид:

[pic]. (1.3)

9. Валидность


Кратко рассмотрим природу валидности, второй из основных характеристик
эффективных тестов. Тест называется валидным, если он измеряет то, для
измерения чего он предназначен. Однако такое определение не разъясняет
удовлетворительно значения валидности. В этом случае возникает новый
вопрос: как мы узнаем, что тест измеряет то, для чего он предназначен? В
действительности, существует много различных способов доказательства
валидности тестов, и каждый из них соответствует разным аспектам этого
значения.

Говорят, что тест является, очевидно валидным, если о нем складывается
впечатление, что он измеряет именно то, что подразумевается, особенно с
точки зрения испытуемых

Конкурентная валидность – эта валидность оценивается по корреляции
результатов данного теста с результатами других тестов. Так, если мы
пытаемся установить конкурентную валидность некоторого теста
интеллекта, мы будем изучать его корреляцию с другими тестами,
валидность которых установлена.

Содержательная валидность. Этот термин применяется, в основном,
по отношению к тестам достижений и может быть просто объяснён
следующим образом. Если можно показать, что задания теста отражают
все аспекты исследуемой области поведения, то тест является, по
существу, валидным, при условии, что инструкции изложены ясно.
Содержательная валидность не сводится к простой очевидной
валидности, которая связан с внешним видом заданий теста. Если в
тесте математических навыков мы хотим протестировать умение перемножать
выражения скобках и имеем задания вида [pic], то трудно оспаривать
валидность этого задания. Очевидно, содержательная валидность полезна
только для тех тестов, для которых, как в данном случае, смысл,
измеряемого параметра полностью ясен.

Были описаны разнообразные способы установления валидности тестов,
некоторые из них коренным образом отличаются друг от друга. Из
обсуждения должно быть также понятно, что не может быть какого-либо
единственного показателя, демонстрирующего валидность теста. Для
полной ее проверки следует учитывать множеств получаемых показателей.
Более того, как это станет ясно из дальнейшего изложения, валидность
теста может фактически гарантироваться логически обоснованными методами
конструирования тестов.

10. Дискриминативность


Дискриминативность – это способность отдельных заданий теста и теста в
целом дифференцировать обследуемых относительно «максимального» и
«минимального» результата теста.

Еще одной особенностью эффективных тестов является дискриминативность.
Действительно, достижение удовлетворительного распределения показателей
является одной из целей разработчика теста. При помощи тщательного
конструирования теста можно обеспечить соответствующий уровень
дискриминативности, а это именно то, в чем тесты значительно выигрывают
по сравнению с другими формами испытаний. В общем, было обнаружено,
что в оценке может быть использовано около девяти градаций [1], а в
опросах, вероятно, наиболее эффективно использовать три градации: ниже
среднего, средний уровень и выше среднего. Дискриминативность измеряется
показателем дельта Фергюсона и принимает максимальное значение при
равномерном (прямоугольном) распределении показателей ([pic]).

10.1 Метод Фергюсона для вычисления дискриминативности теста


Коэффициент Фергюсона – это отношение между показателем
дискриминативности, полученным для некоторого теста и максимальным
значением дискриминативности, которое может обеспечить такой тест.



[pic],

где

[pic] – количество испытуемых,

[pic] – количество заданий теста,

[pic] – частота встречаемости каждого показателя.

[pic] = 0, когда все испытуемые получили одинаковые показатели, то есть
когда нет дискриминативности. [pic] = 1 при равномерном распределении
заданий, в которых наиболее полно были реализованы все возможные проявления
измеряемого свойства.

11. Литература


1) Грасс В.В. Дипломная работа бакалавра.

2) Кирмайер М. Мултимедиа: Пер. с нем. – СПб.: BHV – Санкт-Петербург,
1994 – 192с.: ил.

3) Ресурсы Internet:

http://www.asymetrix.com – WWW сервер компании Asymetrix Learning Systems;

http://www.sibupk.nsk.su/INTRANET/UNIVER/KONFA/ProgKonf.htm – сервер,
посвященный международной конференции по теме «Компьютерные технологии в
научном процессе и образовании;

http://www.ccer.ggl.ruu.nl/arjandb/toolbookII.htm;

http://www.infoart.ru/press/.

12. Содержание


1. Введение 1


2. Современное положение дистанционного образования 2

2.1 Путь в Европу открыт 5
2.2 На западе делают деньги на дистанционном образовании 6
2.3 Глобальный рынок учебных программ 7
2.4 Онлайновый диплом иногда стоит дороже 8

3. Требования к системе «электронного учебника» 8


4. Требования к системе проектирования «электронного учебника» 9


5. Основные возможности ToolBook II Assistant Version 6.0 9

5.1 Каталог объектов в пакете ToolBook II Assistant ver. 6.0 10
5.2 Организация работы объектов контроля в ToolBook II 11
5.3 Использование Java и HTML в пакете ToolBook II 12

6. Электронный учебник 13


7. Требования к построению теста 14


8. Надёжность 14

8.1 Ре-тестовая надежность 15
8.2 Коэффициент надежности 15
8.3 Надежность и величина теста 16
8.4 Коэффициент ассоциации для оценки надёжности теста 16

9. Валидность 17


10. Дискриминативность 18

10.1 Метод Фергюсона для вычисления дискриминативности теста 19

11. Литература 20


12. Содержание 21







Реферат на тему: Социальная работа в пенитенциарной системе
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации


Новосибирский Государственный Технический Университет



Кафедра социологии



Хмаренкова Инна Валерьевна

Студентка 2 курса

Факультет Гуманитарного Образования


КУРСОВАЯ РАБОТА

Социальная работа в пенитенциарной системе РФ: понятие, сущность, методы.



Научный руководитель:
канд. филос. наук Ромм Марк Валерьевич



Новосибирск – 2000 -



Содержание:



Введение


1. Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в
пенитенциарной системе РФ 8

1.1. Характеристика современной
Российской пенитенциарной системы 8
1.2. Теоретическое обоснование деятельности социальных работников в
пенитенциарной сфере 13

2. Принципы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере
16


3. Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях РФ: 20


4. Основные направления деятельности социального работника в
пенитенциарной системе. 22

4.1. Правовой аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях: 22
4.2. Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных
учреждениях: 27

5. Основные методы и методики деятельности социальной работы в рамках
пенитенциарной системы РФ: 32


Заключение: 41


Литература 43


Приложения 46



Введение:


Актуальность:
В современном Российском обществе находящемся в кризисной ситуации
происходят значительные изменения системы ценностей, норм, установок людей.
Старая система ценностей разрушена, а новая еще не создана, налицо явный
кризис системы ценностей. Резко увеличилось количество уголовно-наказуемых
преступлений совершаемых в обществе.
На фоне пьянства и алкоголизации населения, официальной статистикой
зафиксировано увеличение насильственных преступлений против личности.[1]
На данный момент ежегодно совершается от 2 до 3 млн. преступлений.
Увеличение преступности в России явилось неприятной неожиданностью для
демократических сил пришедших к власти. Социальные изменения которые
привели к изменению полностью устоявшегося и привычного порядка жизни людей
требуют их адаптации к новым условиям, что связано не только с
трансформацией усвоенных ранее систем ценностей, но и общим новым образом
экономического, политического или иного социального поведения. Те кто не
преуспел в приспособлении к новой ситуации пополняют группы маргиналов,
криминальная активнось которых выше чем в других группах, а наше
современное Российское общество практически полностью состоит из
маргинальных групп. На этом фоне Российская пенитенциарная система
отличается низкой эффективностью и практически нулевым воспитательным
потенциалом, что противоречит главной цели ее деятельности – перевоспитанию
преступников. Об этом нагдядно свидетельствует статистика. Так с 1976 по
1993 год, преступность возросла на 239 % .[2]
Очень велика рецидивная преступность. Рост рецидива за 1991 – 1995 гг.
составил почти 65 %; из числа рецидивистов в 1996 г., каждый пятый совершил
новое преступление отбывая наказание.[3]
Тюрьмы и колонии переполнены, они являются рассадниками различных
”социальных” болезней. За последние пять лет уровень заболеваемости
открытой формой туберкулеза в Исправительно-трудовых учреждениях (далее
ИТУ) увеличился в шесть раз.
Повсеместно происходит нарушение прав и свобод заключенных со стороны
персонала ИТУ. Действующая пенитенциарная основана именно на приоритете
наказания и репрессивных мер по отношению к осужденным. Ориентация
карательной системы на преимущественное лишение свободы привела к кризису
пенитенциарной системы. Для решения данной проблемы и преодоления кризиса
пенитенциарной системы следует усовершенствовать структуру исправительной
системы – ввести институт пенитенциарной социальной работы, опирающейся
именно на нравственно-гуманистический характер деятельности по отношению к
осужденным. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что современная
теория социальной работы находится на этапе становления. Без преодоления
отмеченной “теоретической недостаточности” наладить эффективную работу
пенитенциарной системы ориентированной на перевоспитание преступивших закон
и становление их в качестве полноценных членов общества затруднительно.



Проблема:
Поиск новых гуманистических принципов и методов социальной работы в
Российской пенитенциарной системе.
Объект:
Пенитенциарная система Российской Федерации.
Предмет:
Сущность, принципы и методы социальной работы с осужденными.
Цель:
Выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной
деятельности социального работника, определить ее основные направления,
принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ
Задачи:
1) Выявить основные теоретические подходы к построению деятельности
социального работника в пенитенциарной системе РФ.
2) Проанализировать основные направления деятельности и функционал
социального работника в пенитенциарной системе РФ.
3) Проанализировать основные принципы социальной работы в пенитенциарной
системе РФ.
4) Определить наиболее эффективные, гуманистически-ориентированные, методы
социальной работы с осужденными.
Гипотеза:
Нравственно-гуманистические принципы на современном на современном этапе
развития общества, являются основанием наиболее эффективной деятельности
социального работника в пенитенциарной сфере по сравнению с карательно-
репрессивными принципами существовавшими и применявшимися долгое время в
Отечественной пенитенциарной системе по отношению к осужденным.


Анализ литературы:
Проблемы социальной работы в пенитенциарной сфере в отечественной
литературе разработаны в недостаточной степени.
В большей или меньшей степени вопросы по данной теме разработаны лишь в
литературе по смежным дисциплинам.
Литературу имеющую отношение к проблеме социальной работы в пенитенциарной
сфере условно можно разделить на семь групп:
Авторы первой исследуют теоретические аспекты криминологии. Это
исследования А.И. Алексеева, Г.А. Аванесова, В.К. Дуюнова, В.Н.
Кудрявцева, Г.С. Кудрявцева, И.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунева, Г.Й. Шнайдера,
Г.Ф. Хохрякова и др.
Вторую группу составляют работы посвященные исследованиям преступности
как одной из форм девиантного поведения. Это исследования А.В. Борбай, Б.М.
Голубцова, А.И. Ковалевой, Я.И. Гилинского, И.Б. Михайловского, В.В.
Панкратова, Г.В. Антонова и др.
В третью группу входят работы о структуре и деятельности пенитенциарных
систем. К данной группе относятся работы А.И. Зубкова, В.В. Филипова, Л.И.
Беляевой и др.
В четвертой группе рассматриваются вопросы, касающиеся проблем
пенитенциарной социологии. К их числу относятся работы в основном Ю.А.
Алферова.
Пятая группа состоит из работ посвященных пенитенциарной психологии. Это
работы Г.А. Аминева, А.В. Пищелко, В.И. Белослудцева и др.
Шестую группу образуют работы, в которых раскрываются проблемы
пенитенциарного права. Данный круг проблем представлен в работах Ф.С.
Бражника, С.И. Дементьева, П.Г. Мищенкова, А.А. Игнатьева, В.А. Уткина,
В.А. Фефелова и др.
В седьмой группе авторы рассматривают вопросы, касающиеся методов обращения
с осужденными. Это прежде всего исследования А.Н. Пастушенной, В.Г.
Стуканова, Г.Й. Шнайдера и др.
Особо важными в методологическом плане для данной работы оказались работы
В.С. Кудрявцева и Г.С. Кудрявцева в которых достаточно глубоко отражены
вопросы о личности преступника и становлении его “преступной карьеры”. А
также работы Ю.А. Алферова, Г.А. Аминева посвященные проблемам
пенитенциарной социологии и психологии. При определении и выявлении методов
обращения с осужденными наиболее актуальными и отвечающими задачам данной
работы нам показались работы Белорусских авторов А.Н. Пастушенной и В.Г.
Стуканова, а также монография немецкого криминолога Г.Й. Шнайдера.
В целом, на основе выполненного анализа, можно утверждать, что специальная
литература по теории и методике пенитенциарной социальной работы на
сегодняшний день в отечественной науке практически отсутствует. И если в
нескольких учебниках по теории социальной работы существуют данные о
пенитенциарной социальной работе, то они, как правило, приведены лишь в
разделах описывающих формы девиантного поведения. И касаются они, в
основном, вопросов деятельности социальных работников только по отношению к
несовершеннолетним преступникам в рамках пенитенциарных учреждений
ориентирующихся именно на этот контингент осужденных.
В основном всю информацию по данной проблеме приходилось черпать из
источников по смежным дисциплинам. Это пенитенциарная психология,
социология, криминология, правоведение (Уголовно-исполнительное, уголовно-
процессуальное, уголовное право).



1. Теоретические подходы к построению деятельности социального работника
в пенитенциарной системе РФ


1.2. Характеристика современной


Российской пенитенциарной системы


Для наиболее эффективного анализа функций, принципов и методов деятельности
социального работника в пенитенциарной системе РФ необходимо дать
характеристику современной Российской пенитенциарной системы.

В системе пенитенциарных учреждений РФ на 1998г. находилось 742
исправительно-трудовые колонии, 61 воспитательно-трудовая колония, 413
тюрем и 191 следственный изолятор, в которых в общей сложности находилось
на 1 июля 1998г. 1017814 человек .[4] “Видами исправительных учреждений
[ст. 74 УИК РФ] являются:
Исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные
учреждения и следственные изоляторы, выполняющие функции исправительных
учреждений в отношении некоторых осужденных [см. Приложение 1].
Исправительные учреждения являются органами государства входящими в
пенитенциарную систему, на которую возложено исполнение лишения свободы на
определенный срок и пожизненное лишение свободы в целях исправления
осужденных и предупреждения с их стороны новых преступлений, а также
обеспечение правопорядка и законности в их деятельности, безопасности
осужденных и персонала, должностных лиц, привлечение осужденных к труду,
организация их общего и профессионального образования, обеспечение охраны
здоровья осужденных.
Систему пенитенциарных учреждений определяет классификация осужденных к
лишению свободы.
Вид исправительного учреждения определяет суд при вынесении приговора. При
этом он учитывает возраст и пол осужденного, тяжесть совершенного
преступления, форму вины, срок назначенного наказания, факт отбывания ранее
назначенного наказания в виде лишения свободы, рецидив, опасный и особо
опасный рецидив преступлений.
Указанные категории призваны обеспечить раздельное отбывание
Наказания различным категориям осужденных в зависимости от
вышеперечисленных факторов с тем, чтобы обеспечить личную безопасность
осужденных, предупредить отрицательное влияние наиболее запущенных в
криминальном отношении осужденных на других и создать предпосылки для их
исправления.
“Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными достигшими
совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии общего
режима, где содержатся осужденные первый раз за преступления не являющиеся
тяжкими, колонии строгого режима, где содержатся осужденные за особо
опасные преступления и колонии особого режима, где содержатся особо опасные
рецидивисты, и которым смертная казнь заменена
лишением свободы пожизненно. В колониях-поселениях отбывают наказание
осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по
неосторожности, а также осужденные переведенные из ИТК общего и строгого
режима. В тюрьмах отбывают наказание осужденные на срок свыше пяти лет за
совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве
преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями
установленного порядка отбывания наказания переведенные из ИТК.
Тюрьмы бывают особого и строгого режима.
В воспитательно-трудовых колониях отбывают наказание несовершеннолетние
осужденные, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до
достижения ими 21 года. Согласно ч. 6 ст. 88 УК РФ несовершеннолетние
мужского пола, осужденные к лишению свободы, а также несовершеннолетние
женского пола отбывают наказание в воспитательных колониях общего режима,
несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывающие лишение свободы, - в
колониях усиленного режима.”[5]
Таким образом, все вышеперечисленные учреждения и составляют пенитенциарную
систему РФ.
В пенитенциарных учреждениях стоит острый вопрос об обеспечении заключенных
необходимыми средствами к существованию. В этих условиях очень высока
заболеваемость и смертность заключенных; так, например, в 1995 году уровень
заболеваемости туберкулезом на воле был 57,8 человек на 100000 населения, а
в уголовно-исполнительной системе – 2481 человек, тогда как уровень
смертности на воле был 14,4 человек на 100000 населения, в пенитенциарной
системе – 201,54 человек на 100000 .[6] Проблемами реформирования
пенитенциарной системы перестает быть сугубо тюремной. Мировая
общественность неоднозначно оценивает деятельность пенитенциарных
учреждений в России. С одной стороны, в них хорошо разработаны вопросы
образования осужденных, хотя и без учета их индивидуальных интересов и
зачастую вопреки желаниям осужденных; с другой – в России существует
излишество тюремной атрибутики, особенно по отношению к несовершеннолетним.
Ограничения прав и свобод заключенных недопустимы с позиций гуманизма и
правового государства. Применение репрессивно-карательных мер в большом
количестве, повсеместное физическое, психическое и моральное насилие над
личностью осужденного. Основой советской пенитенциарной политики был
исправительно-трудовой аспект. Осужденные рассматривались, прежде всего,
как дешевая рабочая сила. Пенитенциарная политика исходила из приоритета
государства и общества, а интересы личности рассматривались лишь в случае
совпадения интересов государства, общества и личности.
После краха советского союза пенитенциарная система подверглась
реформированию. Суверенная Россия в качестве основополагающего принципа
провозгласила приоритет интересов личности: “Человек, его права и свободы
являются высшей ценностью” (ст. 2. Конституции РФ, 1993 г.) . Этот принцип
лег в основу формирования пенитенциарной политики. Однако в условиях общего
роста преступности в государстве, исправительные учреждения наоборот усилии
строгость в обращении с заключенными, стереотип сформировавшийся в глазах
общественности и персонала пенитенциарных учреждений о личности
преступника, о его неисправимости еще существует и на этом фоне, главное
наказание определяется не самим фактом лишения свободы, а установлением
определенного объема право ограничений материально-бытового характера при
поддержании связей с внешним миром .[7] Деятельность исправительно-трудовых
учреждений направлена на формирование образа “ идеального” заключенного, а
не на исправление осужденного В настоящее время исправительная система
России не вооружена научно-обоснованными программами формирования
законопослушной личности, не отвечает современным требованиям и социально-
бытовое обеспечение заключенных. Особенно тяжелы последствия кризиса
исправительно-трудовой системы в социальном отношении. Каждый третий
освободившийся из мест лишения свободы совершает новое преступление, велико
количество суицидов в исправительно-трудовых учреждениях. Этот кризис
обусловлен как объективными причинами, так и субъективными. Примером
последних может стать некомпетентность сотрудников ИТУ, которыене могут
отказаться от стереотипов в восприятии заключенных. Объективные причины
заключаются, прежде всего, в том, что вся пенитенциарная политика РФ
ориентирована на карательно-репрессивные принципы в отношении заключенных.
Результаты этого налицо: за последние 40 лет в советских и российских ИТУ
побывало 40 миллионов человек, и в перспективе мы наблюдаем дальнейшую
криминализацию общества. Для вывода пенитенциарной системы из кризиса
необходимо реформировать основы уголовно-исполнительной политики.
Исправительно-трудовые учреждения должны стать своеобразными социальными
клиниками, где будет происходить организация педагогического процесса
перевоспитания, “ лечение “ социально запущенных заключенных.[8]
По нашему мнению, такое решение возможно и обязательно, но оно должно быть
дополнено участием в пенитенциарной деятельности специалистов – социальных
работников, ориентирующихся в своей деятельности в первую очередь на
нравственно-гуманистические принципы по отношению к заключенным. Опыт
зарубежных стран наглядно это показывает: в странах, где деятельность по
перевоспитанию осужденных опирается именно на гуманистические принципы,
наиболее низок процент рецидивной преступности и общий уровень преступности
в обществе. В качестве примера можно привести такие страны, как Швеция,
Норвегия, Швейцария, Дания.



1.2. Теоретическое обоснование деятельности социальных работников в
пенитенциарной сфере .
Наиболее интенсивное развитие социальной работы в России, началось в 90-е.
годы XXв. На современном этапе развития социальной работы в России большое
значение имеет разработка ее теоретических основ.
Существует несколько моделей теоретического обоснования практики социальной
работы в обществе. Все эти модели можно свести к трем основным:
1)Психолого-ориентированная
2)Социолого-ориентированная
3)Комплексно-ориентированная
Теоретическое обоснование различных направлений социальной работы в
обществе, разработано в большей или меньшей степени. Так, например,
изучение источников по теории социальной работы показало, что если
социальная работа с инвалидами, детьми, пожилыми, женщинами, безработными и
другими категориями населения имеет довольно разработанное теоретическое
обоснование, то теория социальной работы в пенитенциарной сфере в
отечественной науке фактически не рассматривается. Возможно, потому, что
долгое время считалось, что осужденные не могут быть клиентами социальной
работы, так как они не являются полноправными членами общества и отбывают
заслуженное наказание, не имея права на помощь социальных работников, т.е.
по сути феномен преступности рассматривался с позиций морали и эмоций.
Общество рассматривает преступников как группы чуждых, стоящих вне общества
элементов. « В преступниках видят только «монстров». Этим общество
поступает с уголовными преступниками так же, как они поступают со своими
жертвами».[9] Однако на основе анализа данных о преступности, о преступных
личностях можно утверждать, что преступность – это разновидность
человеческого поведения, а преступники – это девианты. Правонарушение –
одна из форм антисоциального поведения, поведения нестандартного,
отличающегося от норм, установленных в обществе как законодательно, так и в
морально-этической сфере. «Существует так называемая девиантная
субкультура, которой является такая система ценностей, норм и форм
поведения, которую признает определенная группа антиобщественных элементов
и строит на ней свои отношения друг с другом. Эта субкультура ведет себя
внутри общества сравнительно отчужденно, что порождает существование
конфликта с обществом».[10] Деятельность социального работника должна быть
направлена именно на преодоление и предотвращение такого конфликта и
максимально возможное устранение такой девиантной субкультуры. Некоторые
аспекты теории пенитенциарной социальной работы обсуждаются в различных
аспектах права, педагогики, психологии, психиатрии, социологии, однако, тем
не менее, единой теории пенитенциарной социальной работы не существует. По
нашему мнению теоретическое обоснование пенитенциарной социальной работы
также сводится к психолого-ориентированным, социолого-ориентированным и
комплексным моделям. На наш взгляд наиболее эффективной моделью
пенитенциарной социальной работы является именно комплексная. Существует и
определенная особенность пенитенциарной социальной работы, которая
заключается в том, что она больше чем все другие направления социальной
работы в обществе, изолирована от этого общества. И регулируется юридическо-
правовыми нормами в соответствии с уголовным и уголовно-исполнительным
законодательством РФ, тогда как все другие направления социальной работы
опираются в основном на гражданское, административное и социальное право.
Этот факт, несомненно, должен учитываться при подготовке специалиста по
пенитенциарной социальной работе, причем как

профессиональной, так и нравственно-этической. Необходимо разработать
специальные программы обучения для подготовки именно социальных работников
в пенитенциарной сфере, в которых основной упор должен быть сделан на
правовое образование будущих социальных работников
Также в рамках общей теории социальной работы необходимо разработать единое
теоретическое обоснование пенитенциарной социальной работы, этого требует
практическая деятельность пенитенциарной системы, преобразование которой и
перестройка самих принципов пенитенциарной политики с репрессивных на
гуманистически-ориентированные, усилиями одного МВД РФ невозможно.
Необходимы общественные институты, которые могли бы эффективно регулировать
пенитенциарную систему. Одним из таких институтов и является социальная
работа. Для разработки теоретических оснований Российской пенитенциарной
социальной работы, возможно, обращение к международному опыту. В странах
Западной Европы и США институт социальной работы в пенитенциарной сфере
довольно развит и хорошо теоретически “ подкован “. Однако при этом следует
учитывать специфику ситуации сложившейся в пенитенциарной системе
современной России. Это, конечно же, и стереотипы в отношении осужденных
сложившиеся в нашем обществе, и экономическая ситуация.
Перспективы развития социальной работы в пенитенциарной сфере в нашей
стране очень велики, так как пенитенциарная социальная работа соединяет в
себе знания из различных отраслей наук об обществе и человеке, ведь, как
известно социальная работа носит междисциплинарный характер позволяющий
использовать в своей деятельности методики различных наук. В пенитенциарной
социальной работе особенно важно то, что она носит универсальный характер,
позволяющий максимально точно и правильно рассмотреть проблему каждого
клиента и построить оптимальный именно для него выход из данной проблемы,
чего не может сделать ни психология рассматривающая только психологические
аспекты, ни право
рассматривающее только правовую сторону проблемы.
Социальная работа позволяет увидеть весь спектр условий необходимых для
помощи клиенту.
Институт пенитенциарной социальной работы важен еще и потому, что зачастую,
человек находящийся на воле может решить свою проблему путем обсуждения ее
с различными специалистами, к которым он может обратиться в любой момент
как только этого пожелает, осужденный в силу существенного ограничения
своих прав и свобод просто не имеет возможности обратиться к кому-либо за
помощью. Таким образом, можно утверждать, что социальная работа в
пенитенциарной системе играет очень важную роль в обеспечении необходимыми
условиями людей находящихся в местах лишения свободы, то есть в
пенитенциарной системе РФ

2. Принципы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере

Принципы социальной работы являются одновременно и элементами научной
теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Они делятся
на общефилософские, общенаучные (организационно-деятельностные,
социально-политические, психолого-педагогические и др.) и специфические
принципы социал

Новинки рефератов ::

Реферат: А. Солженицын (Литература : русская)


Реферат: Молодіжні рухи в україні 19-20 сторіччя (Социология)


Реферат: Проблемы классификации документов (Управление)


Реферат: Жесты (Психология)


Реферат: Общественная педагогика (Педагогика)


Реферат: Развитие зародыша человека (Биология)


Реферат: Местные налоги и сборы в РФ (Налоги)


Реферат: Взаимосвязь плановой экономики и тоталитарного общества (Ф. Хайек. Путь к рабству) (Политология)


Реферат: Золотое колцо Росии. Ярославль (Архитектура)


Реферат: Мостовой RC-генератор синусоидальных колебаний с мостом Вина (Радиоэлектроника)


Реферат: Обряды и обычаи славян на Руси в XIII-XIX вв. (Культурология)


Реферат: Клод Моне (Искусство и культура)


Реферат: Джотто (Искусство и культура)


Реферат: Книга Эриха Фромма "Бегство от свободы" и современность (Психология)


Реферат: История развития понятия "функция" (Математика)


Реферат: Звіт про проходження практики в ДПІ (Налоги)


Реферат: Германская мифология и ее культурное влияние (Культурология)


Реферат: Учет основных средств в бюджетных учреждениях (Бухгалтерский учет)


Реферат: Концепции современного естествознания (Естествознание)


Реферат: Рослина в житті людини (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист