GeoSELECT.ru



Религия / Реферат: КНИГА О НАМАЗЕ (Религия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: КНИГА О НАМАЗЕ (Религия)




г. Набережные Челны
2002 (1423 h.)
О ЕДИНОБОЖИИ (АТ-ТАУХИД)

СТОЛПЫ ИСЛАМА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . 3
СТОЛПЫ ВЕРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . 4

ОБ ОЧИЩЕНИИ

ВОДА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
МАЛОЕ ОМОВЕНИЕ (ТАХАРЯТ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . 4
ЧТО ДЕЛАЕТ МАЛОЕ ОМОВЕНИЕ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ . . . . 5
В КАКИХ СЛУЧАЯХ ОМОВЕНИЕ ОСТАЕТСЯ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . 5
ОБТИРАНИЕ ОБУВИ И НОСКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . 6
УСЛОВИЯ ОБТИРАНИЯ ОБУВИ И НОСКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
ПОЛНОЕ (БОЛЬШОЕ) РИТУАЛЬНОЕ ОМОВЕНИЕ (ГУСЛЬ)
И УСЛОВИЯ, ЕГО ОБЯЗЫВАЮЩИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . 7
ЧТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ НЕЧИСТЫМ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . 7
ОСНОВЫ СОВЕРШЕНИЯ ПОЛНОГО (БОЛЬШОГО)
РИТУАЛЬНОГО ОМОВЕНИЯ (ГУСЛЬ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. .7

О НАМАЗЕ
СТОЛПЫ НАМАЗА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . 8
УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ НАМАЗА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . 9
ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ НАМАЗА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . 9
ВРЕМЯ, КОГДА НАМАЗ ЗАПРЕЩЕН. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . .10
ГРАФИК ЧИСЛА РАКАГАТОВ В НАМАЗАХ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА СОВЕРШЕНИЯ НАМАЗА. . . . . . . . . . . . . .11
КАК СОВЕРШАТЬ УТРЕННИЙ НАМАЗ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
12
ПОЛУДЕННЫЙ, ПОСЛЕПОЛУДЕННЫЙ, НОЧНОЙ НАМАЗЫ. . .15
ЧТО МОЖНО И ЧЕГО НЕЛЬЗЯ В НАМАЗЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
ВЕЧЕРНИЙ НАМАЗ(АХШАМ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . .17
КАК ПРИНИМАЕТСЯ ИСЛАМ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . 17
ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . 18



2
Бисми - Лляhи - Ррахмани - Ррахим
Альхамду лиЛляhи Раббиль-'алямин
вас-Соляту вас-Саляму 'аля Мухаммад .

О ЕДИНОБОЖИИ(АТ-ТАУХИД)
СТОЛПЫ ИСЛАМА
Посланник Аллаhа (с) сказал, что ислам построен на пяти столпах:
1. Свидетельство, что нет никакого божества, кроме Одного Аллаhа,
и что Мухаммад - Его раб и Его Посланник.
2. Совершение намаза.
3. Уплата закята.
4. Пост во время месяца Рамазан (ураза).
5. Паломничество к Ка'бе (что в городе Мекка (Бекка)), для тех кто
в состоянии паломничество совершить.

СТОЛПЫ ВЕРЫ (ИМАНА)
1. Вера в Единого Аллаhа, как Он охарактеризовал Себя в Коране и
Его Посланник - в достоверном придании (Ас-Суннат Ас-сахиха).
2. Вера в Его ангелов;
3. Вера в Его Книги;
4. Вера в Его Посланников (и в Его Пророков);
5. Вера в Судный день, День когда воскреснут люди и джинны;
6. Вера в Предопределение с его добром и его злом;

Вера (иман) должна основываться на Коране и достоверной Сунне
Пророка Мухаммада (с), но не на собственных догадках, каких-либо
книгах, или же догадках, мнениях, предположениях людей.
Так же и все знания об исламе необходимо черпать из Корана и
достоверной Сунны Пророка Мухаммада (с), с терпением и на-
деждой на Милость Аллаhа и Его награду в Будущей жизни.



3
ОБ ОЧИЩЕНИИ

ВОДА.
Вода для омовения должна быть чистой - без цвета и привкуса
наджаса(нечистот), это может быть дождевая вода,
вода из крана, из колодца, ортезианская вода, вода из реки
или из озера, ключевая вода. Проточная вода предпочтитель-
нее.
Вода применяется, как основное средство очищения, для
совершения малого(тахарят) и большого(гусль) омовений.

МАЛОЕ ОМОВЕНИЕ (ТАХАРЯТ).

Прежде, чем узнать о малом омовении, необходимо знать без
чего оно не действительно - без очищения после отправления
малой и больших нужд.
После отправления малой нужды, необходимо помыть те
места, что соприкасались с мочей, так чтобы появилась уве-
ренность, что мочи не осталось, для этого достаточно немного
воды. Перед тем, как мыть, необходимо чуть-чуть подождать,
что бы моча не выделялась после подмывания.
После отправления большой нужды, необходимо помыть те
места, что соприкасались с калом. Перед этим желательно
использовать туалетную бумагу или камешки, тряпку, щеп-
ки. Так же желательно использовать мыло или землю, вмес-
то мыла, при подмывании. Подмываться надо левой рукой.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ МАЛОГО ОМОВЕНИЯ.
1. Необходимо преисполнить сердце намерением совершить
малое омовение и произнести вслух: "Бисми-Лляh" .
2. Трижды помыть кисти рук и трижды прополоскать рот и
нос.
3. Трижды помыть лицо.
4. Трижды помыть руки по локти, сначала правую затем левую руку.
5. Обтереть мокрыми ладонями всю голову, ото лба до шеи,
и протереть уши изнутри и снаружи.
6. Трижды помыть ноги по щиколотки, сначала правую
за тем левую.
4
7. Сказать: "Ашhаду алля иляhа илля-Ллаhу вахдаhу ля
шарика ляh, ва ашhаду анна Мухаммадан 'абдуhу ва
расулюh."
На этом малое омовение заканчивается.
Необходимо знать, что малое омовение недействительно,
если человек находился в состоянии большого осквернения
( после семяизвержения, совокупления с супругой( ом), месяч-
ных, родов) и не совершил большого омовения(гусль), перед
малым омовением.

ЧТО ДЕЛАЕТ МАЛОЕ ОМОВЕНИЕ
НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ.

Существует ряд ситуаций, которые делают малое омовение
недействительным и требующих повторного его совершения:
1. Физиологические выделения ( кишечных газов, кала, мочи, выделения из
половых органов, выделение гноя).
2. В случае наступления сна.
3. В случае потери сознания.
4. В случае непосредственного прикосновения ладонями к
половым органам (своим или супруги, ребенка и т.п.).


В КАКИХ СЛУЧАЯХ МАЛОЕ ОМОВЕНИЕ
ОСТАЕТСЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ.
1. При непосредственном соприкосновении с женщиной.
2. В случае нефизиологического кровотечения при ранениях, кровопускании,
кровотечения из носа.
3. При тошноте или рвоте.
4. В случае сомнения в наличии физиологических выделений. Т.е. помнишь,
как совершал омовение, а испортил ли - неуверен.
5. Смех во время намаза не делает омовение недействительным из-за
отсутствия оргументов по этому
поводу.
6. После обмывания умершего нет необходимости
совершать омовение, так как доводы в пользу этого слабы.

5
ОБТИРАНИЕ ОБУВИ И НОСКОВ.

Согласно Достоверной Сунне Пророка Мухаммада (с) - до-
пустимо обтирание обуви и носков, при совершении малого
омовения, вместо омовения ног, при определённых условиях.

УСЛОВИЯ ОБТИРАНИЯ ОБУВИ И НОСКОВ.

1. Для соблюдения правильности обтирания необходимо
надеть носки и обувь после совершения малого омовения
2. Обтирается верхняя часть обуви и носков всей внутренней поверхностью
трех пальцев- указательного, среднего, безымянного(между пальцами
должно быть
расстояние и они должны быть влажными, обувь на пра-
вой ноге протирается правой рукой, на левой ноге левой
рукой ).
3. Срок обтирания: находящийся дома (мукым) может обти-
рать обувь в течение суток, а путешественник (мусафир)
в течение трех дней.
4. Свойство чистки: совершивший малое омовение после
надевания обуви или носков может обтирать их всякий
раз при омовении вместо мытья ног.
5. То, что делает обтирание недействительным:
1. По истечении установленного срока.
2. При большом осквернении.
3. При снятии обуви.
Когда срок заканчивается, или снимается обувь(носки),
но до этого омовение было, то необходимо помыть только
ноги.



6
ПОЛНОЕ (БОЛЬШОЕ) РИТУАЛЬНОЕ
ОМОВЕНИЕ (ГУСЛЬ)
И УСЛОВИЯ, ЕГО ОБЯЗЫВАЮЩИЕ.

Полное омовение - гусль, означает мытье всего тела водой, с
определенным намерением и в определённом порядке.
Полное омовение совершается в пяти случаях.
1. Полное омовение совершается в случае семяизвержения
во сне или бодрствующем состоянии.
2. Полное омовение совершается после непосредственного
соприкосновения половых органов, т.е. после ввода головки
полового органа во влагалище, если даже не было семяизвер-
жения.
3. Полное омовение совершается после менструации и пос-
ле родовых выделений.
4. Полное омовение тела умершего мусульманина обяза-
тельно.
5. Полное омовение обязательно для неверующего, когда
он принимает ислам.

ЧТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ НЕЧИСТЫМ.
1. Совершение намазов.
2. Таваф (обход Ка'бы).
3. Прикосновение к мусхафу (свиток Корана - листы на которых изложен текст
Корана+переплет) и перенос его с места на место.
4. Нахождение в мечети (месте совершения намазов).

ОСНОВЫ СОВЕРШЕНИЯ ПОЛНОГО (БОЛЬШОГО)
РИТУАЛЬНОГО ОМОВЕНИЯ (ГУСЛЬ).
Полное омовение будет действительно только при выполне-
нии двух положений.
1.Намерение совершить полное омовение (гусль).
2.Омовение всего тела, полностью, с полосканием рта и носа.
Полное омовение включает в себя малое омовение.
Желательно начинать полное омовение так: с начало по-
мыть руки, за тем промежность, потом все тело, начиная с головы, справа
налево.

7
СТОЛПЫ НАМАЗА.

Намаз имеет столпы, которые составляют его суть и внутренрее
содержание. При отсутствии какого-либо из
этих столпов Намаз не достигает своей цели и теряет свое
значение.
1. Ат-такбируль-ихрам (произнесение слов "Аллаhу акбар"
вначале намаза, с поднятием ладоней обеих рук на уровень
чуть выше груди, ладони раскрыты в сторону киблы.).
2. Совершение обязательных намазов стоя, но если соверша-
ющий намаз не в состоянии делать это стоя, то он может
совершать намаз сидя, если не может сидя, то лежа (напри-
мер - в автомобиле, автобусе, самолете; в случае болезни).
3. Чтение суры "Аль-Фатиха", в начале каждого ракагата
обязательных и дополнительных намазов.
4. Поясные поклоны. Заключаются в наклоне тела таким об-
разом, чтобы обе руки доставали до колен. Спина должна
быть параллельна полу (земле).
5. После совершения поясного поклона, необходимо полнос-
тью выпрямиться в полный рост.
6. Земной поклон, в земном поклоне должны быть семь то-
чек опоры: А) лоб и весь нос или кончик носа (лбом надо
прикладываться к полу так, чтобы нос непременно
доставал до пола);
Б) обе кисти рук (локти должны быть приподняты над
полом, прикасаться ими к полу нежелательно);
В) оба колена;
Г) пальцы обеих ног ( та их сторона где отпечатки ).
7. Сидение с произношением Ат-Тахията и Аш-Шаhады.
8. Ас-Салям на право и на лево.
9. Соблюдение последовательности в намазе.

УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ НАМАЗА.
Намаз может совершаться только при соблюдении следую-
щих условий:
1. Знание времени намаза, хотя бы приблизительно.
2. Наличие полного и малого омовений.
3. Чистота тела, одежды и места совершения намаза.

8
4. Правильная одежда: у мужчин- закрывающая, как мини-
мум, тело от пупка до колен (вместе с пупком и коленами),
а также обязательно прикрыты плечи, ткань должна быть
плотной и не просвечивать;
У женщин- тело должно быть закрытым полностью, кроме
лица и кистей рук, одежда так же должна быть плотной и
не просвечиваемой. Если через ткань будет виден цвет ко-
жи, то намаз считается недействительным!!!
5. Лицом и телом следует стоять в направлении Ка'бы (го-
рода Мекки), за исключением молитвы на транспорте.
6. Намерение: нужно настроиться разумом (сердцем) на на-
маз, вспомнить сколько ракагатов надо совершить,
обязательный ли намаз или суннат, какой это намаз,
например утренний.
Если молящийся не в состоянии выполнить какие-либо из
условий намаза, то он должен совершать обязательный на-
маз в любом случае, вовремя.

ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ НАМАЗА.
Намаз следует совершать в совершенно четко определенное
для этого время.
1. Утренний намаз совершается со времени появления ут-
ренней зари и до начала восхода Солнца.
2. Полуденный намаз совершается спустя несколько минут
после полудня и до прихода времени послеполуденного на-
маза - когда тень по длине, становится равной предмету.
3. Послеполуденный намаз совершается, со времени - когда
тень предмета, по длине, становится равной предмету и
до времени, когда тень предмета, по длине, превышает
длину предмета в два раза. За[pic]1,5 - 2 часа, до захода
Солнца - зимой, за [pic] 2 - 3 часа - весной, за [pic]2,5 - 3,5часа ле-

том. До тех пор пока не пожелтеет Солнце.
4. Вечерний намаз совершается сразу после захода Солнца и
пока не закончится вечерняя заря.
5. Ночной намаз совершается после исчезновения вечерней зари и до полуночи.
Во время восхода и захода Солнца намаз совершать не сле-
дует.

9
ВРЕМЯ, КОГДА НАМАЗ ЗАПРЕЩЕН.

1. После совершения утреннего намаза до восхода Солнца.
2. После восхода Солнца до его подъема на высоту копья.
3. Точно в полдень.
4. После совершения послеполуденного намаза до заката.
5. После второго призыва на обязательный намаз не следует
Совершать суннат (дополнительные) намазы.

ГРАФИК ЧИСЛА РАКАГАТОВ В НАМАЗАХ.

|Намаз |Суннат |Обязательный |Суннат |
|Утренний |2 |2 |----- |
|Полуденный |4;(2+2) |4 |2;(2+2) |
|Послеполуден. |2+2 |4 |----- |
|Вечерний |-- |3 |2 |
|Ночной |-- |4 |2;(по 2 до 12) |
|Пятничный |4;(2+2) |2 |4;(2+2) |
|Витр |1; 3; 5; 7 |
| |


Пятничный обязательный намаз совершается в мечети в два
ракагата, если вне мечети и без пятничной хутбы, то совер-шается -
обязательный полуденный намаз в четыре ракагата.
Суннат намазы не являются обязательными и совершаются
по желанию. Там где указано четыре ракагата суннат намаза,
можно совершить только два ракагата суннат намаза.
Суннат намазы - это достоверный и очень хороший пример
Пророка Мухаммада (с) в совершении добровольных нама-
зов. Пророк (с) совершал в сутки до 25 ракагатов доброволь-
ных намазов. Тому кто будет совершать в сутки 12 ракага-
тов дополнительных (суннат)намазов, согласно достоверному
рассказу нашего Пророка Мухаммада (с), Аллаh построит
дом в Раю.
Витр намаз является необходимым дополнительным нама-
зом, в нем нечетное количество ракагатов. Витр намаз может
содержать один, три, пять, семь ракагатов (хадис Тирмизи).


10
Пророк Аллаhа Мухаммад (с) всегда совершал два дополни-
тельных ракагата утром, те что перед обязательным нама-
зом.
Путешественник (мусафир) - сокращает полуденный,
послеполуденный и ночной обязательные намазы с четырех
до двух ракагатов в каждом. Можно читать сразу полуден-
ный и послеполуденный намазы в одно время - во время по-
луденного или время послеполуденного намаза, и вечерний
с ночным намазы - можно читать в одно время, во время ве-
чернего или время ночного намазов. Вечерний намаз, и для
путешественника и для пребывающего на месте ( в своем се-лении, городе),
совершается в три ракагата.
Суннат намазы в путешествии не совершаются, кроме ут-
реннего суннат намаза и одного или трех ракагатов витр на-
маза.
НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА СОВЕРШЕНИЯ НАМАЗА.

1. Во время намаза следует сосредоточиться и смотреть
перед собой на место совершения поклонов, никуда не по-
ворачиваясь.
2. Если намаз совершается за имамом, то в случае если
имам читает суры и аяты Корана вслух - надо вниматель-
но слушать чтение Корана, самому не читая. Если же
имам читает Коран про себя, то и самому необходимо чи-
тать Коран про себя ( т.е. беззвучно). Имам читает Коран
вслух во время утреннего, вечернего, ночного намазов.
3. В пятницу мужчинам необходимо совершать пятничный
намаз в мечети, его время совпадает со временем полу-
денного намаза - сразу после полудня читается проповедь,
за тем совершается намаз в два ракагата.
Женщины тоже могут совершать пятничный намаз в ме-
чети, но желательней для них совершение намазов дома,
в том числе и полуденного намаза в пятницу - он состоит
из четырех ракагатов.
4. Вечерний намаз имеет три ракагата. Совершив два рака-
гата, как в утреннем намазе, надо прочитать Ат-тахият
и Аш-шаhада, за тем встать, произнеся "Аллаhу акбар"
и начинать совершение третьего ракагата. В третьем
ракагате из Корана читается только первая сура
11
"Аль-Фатиха" , затем совершается поясной поклон (ру-
куг) , за тем выпрямление, за тем два земных поклона
(сажда) и читается Ат-Тахият, Аш-Шаhада, Ас-Соловат,
после дается приветствие на право и на лево.
5. В полуденном, послеполуденном и ночном намазах по че-
тыре ракагата. Первые два ракагата совершаются как в
утреннем намазе, затем читается Ат-Тахият и Аш-Шаhа-
да и совершаются еще два ракагата, в них читается толь-
ко сура "Аль-Фатиха". Завершается намаз как утренний
и вечерний намазы.
6. Витр намаз совершается, как вечерний намаз, но во всех
ракагатах после "Аль-Фатихи" читается еще сура, один
аят или несколько аятов Корана.
7. В суннат намазах, во всех ракагатах после "Аль-Фатихи"
читается еще сура, один аят или несколько аятов Корана,
так же можно читать несколько сур.

КАК СОВЕРШАТЬ УТРЕННИЙ НАМАЗ.

НАЧАЛО НАМАЗА.
1. Необходимо преисполнить свое сердце добрым намерени-
ем (ният) совершить утренний намаз, состоящий из двух
ракагатов. При этом вслух, намерение, произносить
необязательно.
2. Необходимо повернуться лицом и телом в сторону Ка'бы,
она же - Кааба, поднять руки на уровень груди и не
выше уровня ушей, на ширину плеч, с раскрытыми, в
сторону Ка'бы , ладонями и сказать "Аллаhу акбар"
("Аллаh Велик").
3. Необходимо положить правую руку на левую на груди,
женщинам и девушкам руки следует складывать выше -
над грудью.
ПЕРВЫЙ РАКАГАТ.
Читай: А'узу би-Лляhи минаш-Шайтанир-Раджим,
1. Бисми-Лляhи-Ррахмани-Ррахим.
2. Аль-Хамду ли-Лляhи Раббиль - 'алямин.
3. Ар-Рахмани-Ррахим.
4. Малики йавми-Ддин.
5. Иййака на'буду ва иййака наста'ын.
12
6. Иhдина-Ссыраталь-Мустакым.
7. Сыраталь-Лязина ан'амта 'аляйhим, гайриль-Магдуби
'аляйhим ва ля-Ддаллин.
Амин.
Бисми-Лляhи-Ррахмани-Ррахим.
1. Куль hу - Аллаhу Ахад.
2. Аллаhу-Ссомад.
3. Лям йалид, ва лям йуляд.
4. Ва лям йакуль-ляhу куфуан ахад.
(это суры Аль-Фатиха (1) и Аль-Ихляс (112)).
После прочтения данных сур:
1. Скажи: "Аллаhу акбар", затем наклонись в поясной пок-
лон, положи руки на колени и скажи три раза:
"Субхана Раббиаль-'азым."
2. За тем необходимо выпрямиться, встав из поясного пок-
лона прямо и во время выпрямления скажи один раз:
"Сами'а-Ллаhу лимян хамидаh."
3. За тем необходимо сказав: "Аллаhу акбар", совершить
первый земной поклон в направлении Ка'бы, в соответ-
ствии с правилами земного поклона, и сказать три раза:
"Субхана Раббиаль-a'ляа."
4. За тем необходимо поднять голову, сказав:
"Аллаhу акбар", и сесть на ноги - на голени и ступни ног,
положив руки на колени и сказать два раза:
"Рабби-гфирли."
5. За тем необходимо сказав: "Аллаhу акбар", совершить
второй земной поклон в направлении Ка'бы, в соответ-
ствии с правилами земного поклона, и сказать три раза:
"Субхана Раббиаль-a'ляа."
ВТОРОЙ РАКАГАТ.
1. Необходимо встать из земного поклона и прочитать суру
Аль-Фатиха, а за тем другую короткую суру или несколь-
ко аятов, например:
Бисми-Лляhи-Ррахмани-Ррахим.
1. Иннаа а'тойнакаль-Кавсар.
2. Фасолли ли-Раббика ва-нхар.
3. Инна шаниака hуаль-абтар.
(сура Аль-Кавсар (108)).

13
2. Скажи: "Аллаhу акбар", затем наклонись в поясной пок-
лон, положи руки на колени и скажи три раза:
"Субхана Раббиаль-'азым."
3. За тем необходимо выпрямиться, встав из поясного пок-
лона прямо и во время выпрямления скажи один раз:
"Сами'а-Ллаhу лимян хамидаh."
4. За тем необходимо сказав: "Аллаhу акбар", совершить
первый земной поклон в направлении Ка'бы, в соответ-
ствии с правилами земного поклона, и сказать три раза:
"Субхана Раббиаль-a'ляа."
5. За тем необходимо поднять голову, сказав:
"Аллаhу акбар", и сесть на ноги - на голени и ступни ног,
положив руки на колени и сказать два раза:
"Рабби-гфирли."
6. За тем необходимо сказав: "Аллаhу акбар", совершить
Второй земной поклон в направлении Ка'бы, в соответ-
ствии с правилами земного поклона, и сказать три раза:
"Субхана Раббиаль-a'ляа."
7. За тем необходимо поднять голову, сказав:
"Аллаhу акбар", и сесть на ноги - на голени и ступни ног,
положив руки на колени и сказать:
"Ат-Тахияту, ва-Ссолавату, ва-Ттойибату ли-Лляhи,
Ас-Саляму 'аля-Ннаби, ва рахмату-Ллаhи, ва баракатуh,
Ас-Саляму 'аляйна ва 'аля 'ибади-Лляhи-Ссолихин,
Ашhаду алля иляhа илля-Ллаhу, ва
ашhаду анна Мухаммадан 'абдуhу ва расулюh."
"Аллаhумма солли 'аля Мухаммадин ва 'аля
али Мухаммад,
кямя солляйта 'аля Ибраhима ва 'аля али Ибраhима,
иннака Хамидум-Маджид.
Аллаhумма барик 'аля Мухаммадин ва 'аля
али Мухаммад,
кямя баракта 'аля Ибраhима ва 'аля али Ибраhима,
иннака Хамидум-Маджид."
(Ат-Тахият и Ас-Соловат).
8. За тем необходимо повернуть голову на право и сказать:
"Ас-Саляму 'алейкум ва рахмату-Ллаh."
Потом повернуть голову на лево и повторить:
"Ас-Саляму 'алейкум ва рахмату-Ллаh."
14
На этом намаз завершается.
После намаза, согласно примеру нашего Пророка
Мухаммада (с), можно сказать:
1. "Астагфиру-Ллаh"- три раза,
2. За тем тридцать три раза: "Субхана-Ллаh",
тридцать три раза: "Аль-Хамду ли-Лляh",
тридцать три раза: "Аллаhу акбар" и закончить это
словами:"Ля иляhа илля-Ллаhу вахдаhу ля шарика ляh,
ляhуль-Мульку ва ляhуль-Хамду ва hува 'аля
кулли шейин кодир".
3.За тем можно прочитать аят Аль-Курси,сказав перед этим:
"А'узу биЛляhи минаш-Шайтанир-Раджим", за тем аят:
"Аллаhу ля иляhа илля hуваль-Хайуль-Каййум.
Ля та'хузуhу синятув-ва ля наум.
Ляhу ма фис-Самавати ва ма филь-Ард.
Манзяль-лязи йашфа'у 'индаhу илля би-изниh.
Йа'ляму ма байна айдиhим ва ма хальфаhум,
Ва ля йухитуна бишейим-мин 'ильмиhии илля бима шаа.
Васи'я Курсийуhус-Самавати валь-Ард,
Ва ля йаудуhу хифзуhума,
Ва hуваль-'Алийуль-'Азыйм." (2;255).
4. Можно так же попросить Аллаh о том, что необходимо,
ну а те молитвы (догалар), что приводятся примером в
других книгах, для чтения после намаза- НЕ ЯВЛЯЮТСЯ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ!!!

ПОЛУДЕННЫЙ, ПОСЛЕПОЛУДЕННЫЙ, НОЧНОЙ
НАМАЗЫ.
Эти намазы, как уже известно, состоят из четырех ракага-
тов каждый. Совершаются они таким образом:
1. Первые два ракагата совершаются, как в утреннем нама-
зе. За тем читается только "Ат-Тахият", приветствие
не дается (т.е. не совершается).
2. За тем необходимо встать и совершить еще два ракагата,
не читая в них после "Аль-Фатихи" сур и аятов.
3. В последнем ракагате читается, сидя, "Ат-Тахият" и
"Ас-Соловат", за тем дается приветствие на право и
на лево. После этого намаз считается полностью
совершенным.
15
ЧТО МОЖНО И ЧЕГО НЕЛЬЗЯ В НАМАЗЕ.

Во время совершения поясного и земного поклонов можно,
в добавок к указанным словам, просить Аллаhа, о чем либо,
на любом языке.
НЕ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ ПОДКЛАДЫВАТЬ ПОД
ГОЛОВУ, ИЛИ ПОД НОГИ, ИЛИ ПОД РУКИ КАКИЕ-ЛИБО ЗАПИСКИ, РИСУНКИ ИЛИ ЖЕ
ПРЕДМЕТЫ!!!
Пользоваться намазлыком можно, уложив его нужным обра-
зом (намазлык-это коврик, кусок ткани или цинковка).
Мужчинам можно покрывать голову тюбитейкой, чалмой,
платочком - это соответствует достоверной Сунне Пророка
Мухаммада (с), но не является обязательным, как во время
намаза, так и в повседневной жизни.
Для женщин и для девушек платок обязателен.
Во время намаза нельзя жевать, кушать, пить, курить, пле-
ваться, но можно тихонько высморкаться в носовой платок,
если это очень приспичило, плюнуть в платок тоже можно.
Излишнее количество движений во время намаза, тоже
недопустимо - не более трех движений сразу.
Во время намаза нельзя смеяться, смех портит намаз!
Во время намаза можно почесать то место, что зачесалось -
это будет считаться одним движением, так же можно, при
необходимости совершить до трех шагов в любую сторону.

Обязательные намазы являются наилучшей формой молит-
вы, за тем идут суннат намазы, за тем чтение и прослушива-
ние Корана (на арабском языке), за тем дога и азкары по
Примеру Пророка Мухаммада (с), за тем обычные наши
просьбы к Аллаhу (догалар).
Не в коем случае не обращайтесь с просьбами к умершим,
отсутствующим (телефон, факс, интернет - пути обращения
к отсутствующим людям - допустимые), джиннам, ангелам,
шайтанам, другим духам, к каким бы то ни было святым,
так же обращаться, молиться НЕЛЬЗЯ. Тот кто совершил
подобный поступок - является язычником, вышедшим из
Ислама!!!


16
ВЕЧЕРНИЙ НАМАЗ(АХШАМ).

Вечерний обязательный намаз включает в себя три ракага-
та. Первые два - совершаются подобно первым двум ракага-
там полуденного намаза, третий ракагат совершается после
прочтения "Ат-Тахията", в нем читается только одна сура
"Аль-Фатиха", после поясного и земных поклонов, третьего
ракагата, читается "Ат-Тахият" и "Ас-Соловат", за тем дает-
ся "Ас-Салям" - на лево и на право.

КАК ПРИНИМАЕТСЯ ИСЛАМ?

Что бы принять Ислам, необходимо намериться сердцем и
душей на принятие Ислама, за тем совершить большое омо-
вение (гусль) и произнести вслух:
"Ашhаду алля иляhа илля-Ллаhу, вахдаhу ля шарика ляhу,
ва ашhаду анна Мухаммадан 'абдуhу ва расулюh."
("Свидетельствую, что нет никакого божества, кроме Одного
Аллаhа, нет Ему сотоварищей, и свидетельствую, что
Мухаммад Его раб и Его Посланник").



17
ЛИТЕРАТУРА.
Вам необходимо приобрести книгу о "Таджвиде" (правила
чтения Корана), чтобы научиться правильно читать Коран.
Так же книги о "Таухиде" (Единобожии), Намазе, Посте,
Хаддже, Закяте, книги рассказывающие об Исламе.
Есть очень хорошая книжеца с молитвами Пророка
Мухаммада (с): "Крепость мусульманина."
Книги продаются почти в каждой городской Мечети, при
городских мечетях.
Но есть ряд книг, которые НЕЛЬЗЯ приобретать и
НЕЛЬЗЯ читать, к ним относится "Раднамя" ("Куль, куль
Джихан"), которая якобы помогает от колдовства! Но на самом деле это не
так, чтение этой книги не является молит-
вой, так как в ней явная белиберда, язычество, неверие.
Так же нельзя читать книги обучающие колдовству, магии,
волшебству, ворожбе, общению с джиннами, шайтанами,
духами и их подчинению. Любая магия - это ЯЗЫЧЕСТВО и
БОЛЬШОЕ НЕВЕРИЕ!!!
Чтобы бороться с колдовством, необходимо много читать
Коран, слушать чтение Корана (вознаграждение, за прослу-
шивание Корана, равно вознаграждению читающего Коран),
читать все намазы, чаще, дополнительно, совершать полное
омовение (гусль), стараться постоянно быть при малом омо-
вении, кроме поста в месяц Рамадазан, дополнительно пос-
титься.

При написании данной книги использовались: Коран;
"Столпы Ислама и Веры" Мухаммад Ибн Джамиль Зину.

Альхамду лиЛляhи Раббиль-'алямин, вас-Соляту вас-Саляму
'аля ашрафиль-анбия валь-мурсалина 'аля Мухаммадин.

Вы можете отправиться в начало книги.



18




Реферат на тему: Казанская икона Божией Матери
Казанская икона Божией Матери

Главной святыней Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга
является Казанская икона Божией Матери, во имя которой собор был построен в
1811 г. Эта икона, чудесным образом явленная в г. Казани в 1579 г.,
является одной из самых почитаемых икон во всем православном мире. В
настоящее время она находится в Князь-Владимирском соборе Санкт-Петербурга.
После завершения восстановления главного иконостаса Казанского собора икона
вернется на свое место.

В самых общих чертах история иконы сводится к следующему. Летом 1579
г. страшный пожар уничтожил большую часть Казани. Две недели спустя девочке
по имени Матрона Онучина трижды являлась во сне Пресвятая Дева,
настоятельно требуя, чтобы она сообщила Казанскому архиепископу о Ее святом
образе, который находится в подвале сгоревшего дома Онучиных. Сначала
девочке не поверили, но после новых явлений Богородицы решили все же копать
в указанном Богородицей месте. На метровой глубине был найден образ
Пресвятой Богородицы.

День чудесного явления образа (8/21 июля) стал ежегодно отмечаться как
большой праздник вначале в Казани, а затем и по всей России. В том же 1579
г. царь Иван Грозный основал в Казани монастырь Пресвятой Богородицы, в
который и была помещена обретенная икона. С нее сделали несколько копий,
некоторые из которых, как и сама изначальная икона, были признаны
чудотворными.

В Смутное время, примерно через 33 года после чудесного явления
Казанской иконы Богородицы, Россия подверглась нападению поляков, Москва
была ими захвачена. Патриарх Гермоген, который в бытность свою священником
в Казани первым описал Казанскую икону и чудеса, ей творимые, был заключен
в тюрьму.

Но в 1612 г. ополчение под руководством князя Д.И. Пожарского и К.
Минина с образом Казанской Божией Матери во главе разгромило польские
войска и 22 октября чудотворный образ Пресвятой Богородицы был крестным
ходом внесен в Москву. Позднее стараниями князя Д.И. Пожарского в Москве на
Красной площади был возведен первый Казанский собор.

Со времен царя Алексея Михайловича икона стала рассматриваться как
Покровительница дома Романовых и праздники во имя иконы (8/21 июля и 22
октября/4 ноября) из местных - московских и казанских - стали
общероссийскими.

При Петре I в Санкт-Петербург привозят Казанскую икону, принадлежавшую
царице Парасковии Федоровне, родственнице Петра. Согласно последним
исследованиям она была списком (копией) с изначального казанского
прототипа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на
Невском проспекте, она была помещена в новом Казанском кафедральном,
который был возведен для нее архитектором А.Н. Воронихиным. Казанская икона
стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга.

Ниже приводится историко-археологический очерк об истории Чудотворной
Казанской иконы Божией матери, которая находится в Санкт-Петербурге.
Автором очерка является ныне покойный доцент Санкт-Петербургской Духовной
Академии В.Н. Некрасов.



В Петербургском Князь-Владимирском соборе одной из важнейших святынь
его является чудотворная икона Божией Матери, именуемая Казанской. Это та
самая икона, которая раньше находилась в Петербургском Казанском соборе.

Помимо дара чудотворения, она представляет большой интерес в том
отношении, что в прежнее время, а именно, в XIX и начале XX столетий,
существовали разнообразные, иногда совершенно противоположные, взгляды на
происхождение этой иконы, но единого, общепризнанного мнения по этому
вопросу так и не было выработано. Не возбуждали спора только основные
факты, относящиеся к истории первообраза Казанской иконы. Как известно,
оригинал Казанской иконы, составляющий разновидность Одигитрии, был
чудесным образом открыт в 1579 г., 8 июля (с/ст.), в г. Казани на месте
пожара, истребившего незадолго перед этим значительную часть городаI).
Список, или копия с новоявленной иконы вместе с описанием чудес,
происшедших от нее, были вскоре отосланы в Москву царю Ивану Васильевичу IV
Грозному.

Казанская чудотворная икона Божией Матери быстро сделалась известной в
широких массах русского православного народа и стала одним из наиболее
почитаемых в России изображений Царицы небесной. Постепенно появилось
множество списков с нее, распространившихся по лицу русской земли. В 1611
г. Казанскую икону Божией Матери, подлинную или список с нее2) взяло с
собой казанское ополчение, которое отправилось под Москву на помощь войскам
Трубецкого и Заруцкого, пытавшихся освободить столицу России от польско-
литовских интервентов.

Одушевленные чудотворным образом русские ополчения в мае 1611 г.
отбили у поляков Новодевичий монастырь. Но успехи русских войск этим и
ограничились; среди ополчений начались разногласия и ссоры. Казанская
дружина направилась в обратный путь. В Ярославле соратники встретились с
нижегородским ополчением, которое под предводительством князя Д.М.
Пожарского и Козьмы Минина шло на освобождение Москвы от поляков, и
передали нижегородцам свою чудотворную икону, взамен которой в Казань был
послан богато украшенный список с нее.

Проникнувшись глубокой верой в помощь свыше через чудотворный образ
Царицы Небесной, ополчение Пожарского и Минина 22 октября 1612 г. взяло
приступом Китай-город, а вскоре очистило и Кремль от поляков и литвы. После
освобождения столицы от врага князь Д.М. Пожарский поставил Казанскую икону
Богородицы, спутницу и помощницу его в походах и битвах, сперва в своей
приходской церкви Введения (на Лубянке), а потом, в 1636 г., во вновь
построенный им Казанский собор, вблизи Красной площади.

Царь Михаил Федорович, узнав о чудесах, бывших от иконы Казанской
Богородицы, повелел чествовать в Москве чудотворный образ Богоматери дважды
в год: 8 июля, в день явления иконы в Казани, и 22 октября, в память
освобождения Москвы от иноземных захватчиков.

В 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича местный московский (и
казанский) праздник в честь Казанской иконы Божией Матери делается
общероссийским. Поводом к этому указу послужило рождение во время всенощной
службы на 22 октября наследника, царевича Дмитрия Алексеевича.

Это радостное для царя событие было приписано им милости Матери
Божией, и с этого времени Алексей Михайлович начинает смотреть на
московскую икону Казанской Богородицы не только как на избавительницу
России от нашествия иноземцев, но и как на Покровительницу династии
Романовых. Этот взгляд был усвоен и последующими царями из дома Романовых.

После основания в 1703 г. Петербурга и перенесения сюда столицы России
Казанская икона Божией Матери стала предметом благоговейного почитания и на
берегах Невы. В самом начале XVIII столетия здесь появляется чтимый
чудотворный образ Казанской Богородицы, находившийся впоследствии с 1811 г.
в Казанском соборе на Невском проспекте. В годины тяжелых испытаний русские
люди прибегали к этому чудотворному образу, прося заступничества Царицы
Небесной. Известно, например, что князь М.И. Кутузов, вождь русской армии в
Отечественную войну 1812 года, возложил образ Божией Матери на себя, вверяя
себя Ее всесильному охранению и помощи. После разгрома армии Наполеона он
все серебро, отнятое казаками от французов, принес в дар Казанскому собору,
считая победу над врагом проявлением милости Царицы Небесной3).

После 1812 г. вера в чудотворное заступление Божией Матери ради молитв
пред Ее чудотворным казанским образом еще более возросла у жителей
Петербурга, считавших Богоматерь в лице Ее чудотворной Казанской иконы
Покровительницей северной столицы.

В настоящее время Казанская икона Пресвятой Богородицы по-прежнему
пользуется огромным уважением и почитанием со стороны верующих. Откуда же
она происходит? По одному мнению, более других распространенному4), эта
икона, ныне находящаяся в Князь-Владимирском соборе, есть та самая икона,
которая 8 июля 1579 г. явилась в Казани; в Смутное время она была взята в
Москву, а оттуда в 1710 г. по повелению императора Петра I перенесена в
Петербург

Сказаний об этом раньше 30-х годов прошлого столетия не наблюдается.
Но с конца 30-х годов это мнение, уже как исторический факт, стало входит в
разные издания по истории Петербурга, а в конце 60-х годов вошло в
"Сказание о чудотворно-явленной Казанской иконе Божией Матери с кратким
описанием С.-Петербургского Казанского собора", в 1867 г.; затем, в
"Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии", вып. I, отд.
П, изданные в 1869 г. С.-Петербургским епархиальным историко-статистическим
комитетом. Здесь сказано, что явленная и чудотворная икона Казанской Божией
Матери пребывала в Казани только до нашествия поляков на отечество в 1612
г.

В 1710 году священный памятник и свидетель изгнания поляков из Москвы
и восшествия дома Романовых на царский престол - их семейный чудотворный
образ Казанской Богоматери - по повелению императора Петра I перенесен из
Москвы в Санкт-Петербург, в освящение новой на берегах Невы столицы.

Этими же словами говорит о перенесении Московской иконы Казанской
Божией Матери в 1710 г. в Петербург и протоиерей Г.С. Дебольский в своей
книге "Дни богослужения православной католической восточной церкви", т. I,
1901 г., издание 10, СПб, стр.201-202. Но он не берется судить, подлинная
это казанская икона, или же только список с нее (там же, стр.198). Равным
образом и в акафисте, составленном профессором Московской Духовной Академии
П.С. Казанским для казанской иконы в Петербургском Казанском соборе и
одобренном Синодом в 1867 г., говорится, что Петр Великий взял казанскую
икону Богоматери из Москвы в Петербург - в Путеводительницу своему воинству
… и, как ограждения и освящение новой столицы, в сердце города поставил
(икос 5), но откуда и какую именно казанскую икону взял Петр I, об этом в
акафисте ничего не сказано5). В анонимной книжке под заглавием "Чудотворная
Казанская икона Божией Матери, находящаяся в С.-Петербургском Казанском
соборе", изд. 5, СПБ., 1896 г., цензор архимандрит Мефодий, стр.8-9; 13-14
и в иллюстрированном издании "Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. С.-
Петербургская епархия", СПБ., 1908 г., стр.455а) проводится тот же взгляд
на петербургскую икону Богородицы, как и в указанных выше "Историко-
статистических сведениях о С.-Петербургской епархии". Священник Д.
Булгаковский согласен с тем, что московская чудотворная икона Казанской
Богородицы перенесена в Петербург повелением Петра I, но по его мнению, эта
икона является списком с казанского первообраза6).

Особое место занимают Г.З. Елисеев и архимандрит Никанор, которые,
хотя и не занимаются вопросом о петербургской иконе Казанской Божией
Матери, но положительно утверждают, что подлинная ЯВЛЕННАЯ Казанская икона
Богородицы все время, до ее похищения в 1904 г., находилась в Казани, в
женском Богородицком монастыре.

Чудотворный же образ Казанской Богородицы, бывший в ополчении
Пожарского и Минина и впоследствии поставленный в московском Казанском
соборе, был только СПИСКОМ с казанского оригинала7). Списком же считают
этот образ и Строев8), протоиерей К. Фоменко8), историк С. Соловьев9),
московский митрополит Макарий10), А. Завьялов11), И. Покровский12),
профессор А. Дмитриевский13), архимандрит Ф. Поздеевский14), Н. Романский -
в "Русском Паломнике"15), Ив. Конобеевский16) и др. В доказательство
правильности своего взгляда указанные лица ссылаются обычно на "Никоновскую
летопись" и "Летопись о многих мятежах". В первой рассказывается, что в
Смутное время казанские ратники, пришедшие на помощь русскому войску,
стоящему под Москвой … "принесоша (же) из Казани Пречистые Богородицы
СПИСАНИЕ (подчеркнуто мною, В.Н.) с Казанской иконы" (Русская летопись по
Никонову списку, изд.1792 г., VIII, стр.167).

Во второй читаем: "…Принесоша из Казани образ Пречистые Богородицы,
СПИСАННОЙ С КАЗАНСКИЕ"… (Летопись о многих мятежах, 1771 г., стр.236)17).

Таким образом большинство автором согласны в том, что московская
чудотворная икона Казанской Богородицы не есть явленная икона Ее,
обретенная в Казани, а есть один из многочисленных древних списков с
казанского подлинника. В таком случае и петербургская икона, даже если бы
она и оказалась тождественной с иконой московского Казанского собора, также
будет всего лишь списком с Казанской явленной иконы, но никак не
оригиналом. В действительности же петербургская и московская икона не имеют
между собою ничего общего: это два различных списка с казанского прототипа.


Московский священник Н. Романский приводит ряд исторических
свидетельств, подтверждающих, что московский список в XVII и XVIII
столетиях пребывал именно в Москве, а не в другом каком-либо месте. Так, на
нижнем поле московской иконы с лицевой стороны сделаны две надписи - одна
от 1687 г., а другая от 1754 г. Первая гласит: "Сей пречистый образ
поновлял Михаил Малютин"; а другая: "а сего 1754 года - паки сей святой
образ поновляла госпожа баронесса Прасковья Ивановна Строганова".
Подлинность второй надписи, по мнению отца Н. Романского, не подлежит
сомнению, а по словам Г. Тренева, интересовавшегося вопросом о Казанской
иконе Богородицы, подпись Малютина также подлинна и ему хорошо известна18).
Отсюда отец Н. Романский делает совершенно правильный вывод, что московская
чудотворная икона Казанской Божией Матери не была перенесена в Петербург ни
при Петре I, ни после него.

Большего внимания заслуживает мнение, опирающееся на архивные данные,
по которым петербургская святыня является обетной иконой, выполненной по
заказу вдовствующей царицы Парасковии Федоровны (1723), супруги царя Иоанна
Алексеевича (…1796), брата Петра I. Таким образом она могла быть написана в
самом конце XVII или в самом начале XVIII столетия.

К сторонникам этого мнения принадлежат протоиерей В. Жмакин,
упомянутые выше А. Завьялов, Ф. Покровский и другие. По-видимому, некоторые
архивные документы и последующая история петербургской иконы Казанской
Божией Матери подтверждают их точку зрения.

Известно, что 2 марта 1727 г. в Синод поступило ходатайство "Церкви
Рождества Богородицы, что на Петербургском острову, священника Ивана
Стефанова с товарищами и приходских людей" (в числе 23 человека, В.Н.) о
том, чтобы Синод дал распоряжение о возвращении в указанную церковь образа
явления Казанской Пресвятой Богородицы из С.-Петербургского Троицкого
собора, куда этот образ был взят в 1720 г Новгородским архиереем Феодосием,
ибо "…Тот явления Казанской Пресвятой Богородицы образ по обещанию вновь
написан и украшен достоблаженныя памяти царицы и великия княгини Парасковии
Федоровны и от нас немалым иждивением". Просьба эта Синодом была
удовлетворена, и образ Казанской Божией Матери, находившийся в церкви
Рождества Богородицы на Петербургом острове (стороне), на Посадской улице,
был перенесен туда, по всей вероятности, из Казанской часовни, стоявшей
рядом с этой церковью и названной так, видимо, потому что там находилась
икона Казанской Божией Матери. Часовня эта была устроена не позже 1707 г.,
т.к. в конце этого года, 25 ноября, император Петр I издал именной указ,
которым повелевалось разобрать все построенные в Санкт-Петербурге часовни и
обретающиеся в них иконы и книги передать в церковь20). Если, как
утверждает А. Завьялов, петербургская икона была, по его выражению,
"сооружена" (т.е. написан новый образ) по обещанию царицы Парасковьи
Федоровны и иждивением некоторых приходских людей и находилась сперва в
Казанской часовне, то она могла появиться на свет на рубеже XVII и XVIII
столетий. Но, по мнению отца Н. Романского, выражение "образ … вновь
написан" следует понимать в смысле "вновь переписан", или полностью
реставрирован. В доказательство такого понимания указанного выражения Н.
Романский в своей статье21) приводит текст контракта, заключенного 31 мая
1754 г. Государственной конторой с московским купцом Шестаковым и
крестьянином Сеземовым на исправление "разных ветхостей" в Московском
Казанском соборе, кроме церковной утвари, риз и книг, согласно осмотру
архитектора Д. Ухтомского.

В этом контрактеи реестре, поданном по исполнении контракта 8 февраля
1755 г. с отметками священников собора о проделанной реставрации, выражение
"вновь написать" встречается не менее 8 раз в отношении разных обветшавших
икон и имеет смысл, придаваемый ему Н. Романским. Например, "Во означенном
(же) иконостасе образ Казанской Богородицы, образ Страстныя Богородицы И
ОНЫЕ ЗА ВЕТХОСТЬ ВНОВЬ НАПИСАТЬ"; или "В олтаре на горнем месте Господа
Саваофа, который обветшал, вновь написать" и т.д.

Таким образом, петербургская икона Казанской Божией Матери, как только
реставрированная, а не "сооруженная" заново, значительно древнее, чем
предполагает Завьялов и другие авторы, стоящие на той же точке зрения, и
может относится в XVII или даже к концу XVI века. В этом нет ничего
удивительного; как мы видели, список с казанской иконы был прислан вскоре
же после ее обретения царю Ивану IV Грозному в Москву; можно полагать
также, что в царских палатах в Москве находись и другие, такие же древние
или более поздние списки Казанской иконы, как очень чтимой в царской
фамилии. Одну из таких копий царская семья могла взять с собой при
переселении в новую столицу и поместить на первых порах в Казанскую
часовню, вблизи от домика Петра I. Эта копия и была реставрирована царицей
Парасковьей Федоровной. Предположение о такой реставрации могло быть
обосновано более твердо после надлежащей расчистки иконы, но это дело
будущего, пока же приходится ограничиваться свидетельствами архивных
документов. Из Казанской часовни, разобранной по указу в 1707 г., икону
Казанской Божией Матери перенесли в церковь Рождества Богородицы,
прихожанкой которой состояла вдовствующая императрица, а оттуда в 1737 г.
вместе с другими тремя того же названия иконами22) во вновь построенную ее
дочерью, императрицей Анной Иоанновной, каменную церковь также Рождества
Богородицы на Невском проспекте и, наконец, в 1811 г. в Казанский собор,
где она и находилась до закрытия собора. До 1727 г. эта икона нигде в
документах чудотворная не называется, в этом же году по ходатайству перед
святым Синодом притча и приходских людей Рождественской церкви было
разрешено икону Казанской Богоматери выносить в дома прихожан "ради моления
болящих". Очевидно, она прославилась даром чудотворения. А. Завьялов
замечает по этому поводу, что, пока не открыты новые документы, 1727 г. и
следует считать началом признания этой иконы чудотворной. Впрочем, он сам
же допускает, что архиепископ Феодосий взял в 1720 году данную икону в
Троицкий собор быть может в предположении, что она уже является
чудотворною, почему и пользуется в народе таким почитанием, хотя
специальное распоряжение святого Синода об отобрании в церкви икон, которые
недавно оказались чудотворными, вышло 21 февраля 1722 г.23).

Для полноты картины не будет лишним указать размеры икон Казанской
Божией Матери: явленной, московской и петербургской. Первая имеет размеры 6
х 5 вершков, вторая - 5 х 8 вершка, петербургская - 13 х 12 вершков24).
Богородица на явленной иконе, находившейся в Казани, представлена в
красивом греческом типе с правильно построенным лицом с возвышенным
выражением. Высокие художественные достоинства иконы и греческий характер
лика Божией Матери свидетельствуют о принадлежности иконы кисти
незаурядного художника и косвенно - о ее древнем происхождении25). О
первоначальном письме петербургской иконы судить трудно вследствие ее
полной реставрации в начале XVIII или в конце XVII века. Лик Божией Матери
на петербургской иконе в ее теперешнем виде, значительно уступает по
исполнению лику Богородицы на Казанском оригинале: пропорции и формы лица
менее совершенны, и уже не заметны черты греческого типа. Все
вышеизложенное заставляет придти к выводу, что мнение священника Н.
Романского о происхождении петербургской иконы Казанской Божией Матери
можно считать наиболее приемлемым Доцент Санкт-Петербургской Духовной
Академии

В.А. Некрасов

Примечания.

1. Историческое и вполне достоверное свидетельство о явлении иконы
Пресвятой Богородицы в Казани принадлежит патриарху Гермогену, который,
будучи еще в сане священника, был очевидцем этого явления, а спустя 15
лет после обретения иконы, уже в звании митрополита Казанского и
Астраханского, составил Сказание под заглавием: "Месяца июля в 8 день
повесть о явлении чудотворныя иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы
и Приснодевы Марии, иже в Казани. Списана смиренным Гермогеном
митрополитом Казанским и Астраханским в лето 7102 году" (т.е. от
Рождества Христова в 1594 году, В.Н.). Подзаголовок Сказания взят из
книжки священника Д. Булгаковского: "Казанская чудотворная икона Божией
Матери и бывшие от нее чудеса", СПБ., 1896 г., стр.14, Примечание. Автор
книжки читал повесть Гермогена в рукописи бывшей императорской публичной
библиотеки (ныне имени Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге) из
Древлехранилища Погодина за № 925. Имеются и древние рукописи этой
повести. См. "С.-Петербургский духовный вестник", 1895, № 16, стр.366,
Примечание

2. Основные факты из истории Казанской иконы изложены в обстоятельной
статье А. Завьялова под заглавием "Чудотворная икона Казанския Божия
Матери в Санкт-Петербурге", см. "С.-Петербургский духовный вестник",
1895 г., №№ 16, 18, 20, 22, 24 и 25. Эти же сведения имеются у Д.
Булгаковского (книжка "Казанская чудотворная икона Божией Матери и
бывшие от нее чудеса", СПБ., 1896 г.); архимандрита Феодора Поздеевского
(Странник, 1907 г., июль-август, статья "Казанская икона Божией
Матери"); архимандрита Никанора (Сборник "Святыни Казани", статья
"Казанская икона Божией Матери", 1890 г.); Г.З. Елисеева ("Православный
собеседник", 1858 г., III ч., статья "Казанская чудотворная икона Божией
Матери); профессора А. Дмитриевского (Труды Казанской Духовной Академии,
1905 г., I, ст. "В честь какой иконы Казанской Божией Матери установлен
праздник 22 октября"); И. Покровского ("Явленная чудотворная казанская
икона Божией Матери", Казань, 1904 г.); священника Н. Романского
("Московские церковные ведомости", 1904 г., №№ 50, 51-52, и 1905 г., №№
4-5, статья "Где находится подлинная чудотворная явленная икона
Казанской Богоматери") и других авторов.

3. Вопрос о подлинности Казанской иконы Божией Матери, бывшей в казанском
ополчении, является одним из спорных вопросов в истории этой иконы.
Автор коснется его в дальнейшем изложении очерка.

4. см. "Чудотворная Казанская Икона Божией Матери, находящаяся в Санкт-
Петербурге в Казанском соборе", Изд.5. СПБ., 1896 г., стр. 17.

5. см. "Церковные ведомости", 1904 г., прибавления № 27, статья протоиерея
В. Жмакина "Церкви в Санкт-Петербурге, основанные в царствование Анны
Иоанновны", стр.995.

6. см. "Московские церковные ведомости", 1904 г., № 50, стр. 588.

7. см. Примечание I, Булгаковский, стр.10, 24.

8. см. Примечание I, Елисеев, стр. 401-402, архимандрит Никанор, стр. 11-
12.

9. см. "Московские церковные ведомости", 1904 г., № 50, стр. 587.

10. "История России", т. VIII, издание 1894 г., стр. 986.

11. "История русской церкви", т. Х, кн. I, СПБ., 1881 г., стр. 162.

12. см. Примечание I, Завьялов, № 18, стр. 408.

13. То же, Покровский, стр. 16 и дальше.

14. То же, Дмитриевский, стр. 199.

15. То же, Поздеевский, стр. 16-17.

16. "Русский Паломник", 1904 г., № 30, стр. 515-516.

17. Там же, № 47, стр. 810-812.

18. Цитируя по указанной книге Булгаковского, стр. 24, Примечание. Подобные
же ссылки имеются и в указанных статьях (примечание I) Елисеева, стр.
402; Дмитриевского, стр. 196-197; Покровского, стр. 16; Поздеевского,
стр. 17; Завьялова, стр. 408, но в ссылке на "Летопись о мятежах" у них
указана стр. 225, а у Завьялова на эту летопись вовсе не имеется ссылки.


19. Я приведенное место из "Никоновской летописи" нашел в "Полном собрании
русских Летописей", т. XIV, первая половина, ч. II. "Новый летописец", §
272, стр. 113, СПБ., 1910 г. 18. "Московские церковные ведомости", 1905
г., № 4, стр. 46. О Треневе см. примечание на этой же странице.

20. А. Завьялов (Примечание I), № 20, стр. 449, сравни Н .Романский,
"Московские церковные ведомости", 1905 г., № 4, стр. 43-44.

21. Н. Романский, "Московские церковные Ведомости", 1905 г., № 4, стр. 43-
44, сравни А. Завьялов (Примечание I), № 20, стр. 447.

22. Н. Романский, "Московские церковные ведомости", 1905 г., № 4, стр. 44,
№ 5, стр. 51-52.

23. А. Завьялов (Примечание I), № 22, стр. 491.

24. Н. Романский, "Московские церковные ведомости", 1905 г., № 4, стр. 43.

25. А. Завьялов (Примечание I), № 22, стр. 491.

26. В статье Ив. Конобеевского "К вопросу о подлиннике и списках с
Казанской иконы Божией Матери" в "Русском Паломнике" за 1904 г., № 47,
стр. 810-812 указывается размер казанской иконы - 6 х 5 вершков.

27. см. снимок с подлинника Казанской иконы Божией Матери в книге
Булгаковского (Примечание I), также в "Русском Паломнике", 1904 г., №
30, стр. 519







Новинки рефератов ::

Реферат: Базы данных в INTERNET (Программирование)


Реферат: Экранизация романов Шолохова (Культурология)


Реферат: Влияние женщин на становление дворянской культуры XIX века (Литература : русская)


Реферат: Гражданское право (Теория государства и права)


Реферат: Первые конституции азиатских государств. Сравнительный анализ (История)


Реферат: Лихтеровозы (Транспорт)


Реферат: Опера - всё, что нужно знать о неё, прежде чем её посетить (Музыка)


Реферат: Технология выращивания и хранения лука (Сельское хозяйство)


Реферат: Использование корреляционного анализа в работе школьного психолога (Психология)


Реферат: Основные методы социологического опроса (Социология)


Реферат: Уровень жизни населения (Социология)


Реферат: Правовое государство (Государство и право)


Реферат: Учет и аудит текущих операций и расчетов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Будущее науки (Естествознание)


Реферат: Керамика (Искусство и культура)


Реферат: Проблемы глобального эволюционизма (Естествознание)


Реферат: Виды оздоровительной физической культуры (по степени влияния на организм) (Спорт)


Реферат: Нефть и способы ее переработки (Химия)


Реферат: Физические лица как субъекты МЧП (Международное частное право)


Реферат: Подбор брачного партнера (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист