GeoSELECT.ru



История / Реферат: Индустриализация в СССР (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Индустриализация в СССР (История)



ПЛАН
I. ВСТУПЛЕНИЕ:

1. ПОЛИТИКА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ:

формы и методы управления промышленностью в 20-30 гг.
политический режим 30-х годов и его связь с моделью
индустриализации.
внутрипартийные дискуссии о темпах, методах и источниках экономической
политики.

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. НЕОБХОДИМОСТЬ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И СРЕДСТВА.

4. “битва за металл” - основной путь социалистического строительства.
5. ликвидация технико-экономической отсталости.
6. создание мощной оборонной промышленности.
7. развитие базисных отраслей промышленности.
8. образование наркоматов.

2. ИСТОЧНИКИ НАКОПЛЕНИЯ.

9. ограбление крестьянства “обложением налогами”.
10. повышение производительности труда.
11. хлебный экспорт.
12. займы у населения.
13. эмиссия.

3. К А Д Р Ы.

14. рабочие, выдвиженцы - основные представители экономического подъема.
15. партийные руководители.

4. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

16. первый пятилетний план.
17. итоги первой пятилетки.

(“История России” - пособие для поступающих в ВУЗы. Москва. 1998 г. )

5. ВТОРОЙ ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН.

18. отличие второго плана от первой пятилетки.
19. Стахановское движение.
20. дешевая рабочая сила - лагеря заключенных, их роль в индустриализации
страны.

III. З А К Л Ю Ч Е Н И Е.

1. ИТОГИ ПЕРВЫХ ПЯТИЛЕТОК.
2. ВЫВОДЫ.

ПОЛИТИКА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

Во второй половине 20-х годов важнейшей задачей экономического
развития стало превращение страны из аграрной в индустриальную,
обеспечения ее экономической независимости и укрепление обороноспособности.
Неотложной потребностью была модернизация экономики, главным условием
которой являлось техническое совершенствование всего народного хозяйства.
В декабре 1925 г. на Х1У съезде Коммунистической партии был
рассмотрен вопрос индустриализации страны. На съезде шла речь о
необходимости превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в
страну, производящую их. Для этого необходимо было максимально развивать
производства средств производства, обеспечения экономической независимости
страны, а также создать социалистическую промышленность не основе повышения
ее технического оснащения.
Главное внимание в первые годы уделялось реконструкции старых
промышленных предприятий. Одновременно строились новые заводы (Саратовский
и Ростовский заводы сельхоз. машиностроения), началось сооружение
Туркестано-Сибирской железной дороги и Днепропетровской
гидроэлектростанции. Развитие и расширение промышленного производства почти
на 40% велось за счет ресурсов самих предприятий.
Осуществление политики индустриализации потребовало изменений в
системе управления промышленностью. Наметился переход к отраслевой системе
управления, укреплялась централизация сырья, рабочей силы и производимой
продукции.
Сложившиеся в 20-30 годах формы и методы управления
промышленностью стали частью механизма хозяйствования, сохранявшегося в
течение длительного времени. Для него была характерна

( Методическое пособие по истории. Москва. 1986 г. стр. 48-50 ).

чрезмерная централизация, директивное командование и подавление инициативы
с мест. Не были четко разграничены функции хозяйственных и партийных
органов, которые вмешивались во все стороны деятельности промышленных
предприятий.
Жесткий политический режим 30-годов, один из элементов
которого - периодические чистки управленческих кадров, был генетически
связан с выбранной моделью индустриализации, при которой постоянное
оперативное руководство ходом производства осуществлялось из Москвы. Отсюда
- неизбежное развитие “подсистемы страха” на местах. В конце 20-х годов в
жизни советского общества произошел перелом. Сталин продолжал свою линию -
борьба за личную власть. Он считал: “Чтобы стать передовой державой
требуется прежде всего неукротимое желание идти вперед и готовность пойти
на жертвы.”
Ни Сталин, ни Бухарин, ни их сторонники еще не имели
сложившегося плана экономического преобразования страны, ясных
представлений о темпах и методах индустриализации. Сталин, например, резко
возражал против разработки проекта Днепростроя, а также он высказался
против прокладки нефтепровода в Закавказье и сооружения новых заводов и
фабрик в Ленинграде и Ростове, где имелись квалифицированные кадры.
А.И. Рыков, выступая с докладом на Пленуме ЦК ВКП (б),
высказался в пользу форсированного развития сельского хозяйства, считая,
что такой путь требует наименьших затрат, сулит расширение хлебного
экспорта и возможностей закупки за рубежом оборудования и сырья для подъема
промышленности.
Троцкий предложил увеличить объем капитальных работ в
ближайшее пятилетие до таких размеров, которые позволили бы уменьшить
диспропорцию между сельским хозяйством и промышленностью до минимума ,
почти до уровня старой России. Его на Пленуме, практически, никто не
поддержал. При самых существенных различиях во взглядах все они искали пути
индустриализации.


НЕОБХОДИМОСТЬ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И СРЕДСТВА

Отказ от НЭП означал смену целей, переориентацию политики. Еще
в 1926 г. Сталин заявил, что “индустриализация является основным путем
социалистического строительства”. Сталин не хотел управлять лапотной
Россией. Великому вождю нужна была великая держава. Он стремился создать
прежде всего великую военную державу.

Методическое пособие по истории. А.С.Орлов “История России” 1998 г.

Большинство советских историков считает, что поскольку решение всего
комплекса задач - преобразование промышленности, сельского хозяйства, рост
благосостояния народа - требовало огромных средств, которых не было,
пришлось сделать выбор и сосредоточить все средства и усилия для прорыва на
узком фронте. Главным признавалась “битва за металл”, подъем
машиностроения. Ноябрьский Пленум ЦК (1928 г.) подчеркнул: “Тяжелая
индустрия и производство средств производства являются основным ключом
социалистического преобразования всего народного хозяйства, в том числе и
сельского”.
Сталин провозгласил:” Мы отстаем от передовых стран на 50-100 лет. Мы
должны пробежать это расстояние в 10 лет, либо нас сомнут”.

Основные цели:
а) ликвидация технико-экономической отсталости;
б) достижение экономической независимости;
в) создание мощной оборонной промышленности;
г) первоочередное развитие базисных отраслей промышленности.

В 1928 г. вся страна за день выпускала 2 грузовика, 3 трактора.
За рубежом закупали около четверти текстильного оборудования, более
половины паровых турбин, почти 70% металлорежущих станков и тракторов. Если
принять уровень промышленного производства в 1913 году за 100%, то в 1928
году он составлял в СССР- 120%.


По сравнению с другими развитыми странами:
США - 160%
Германия - 104%
Франция - 127%
Англия - 90%.
Уровень России 1913 г. - это 5-е место в мире, а по производству
промышленной продукции на душу населения СССР уступал передовым странам в 5-
30 раз.
В развитии индустриализации акцент делался не на постепенном
замещении импорта промышленных изделий, а на концентрации всех имеющихся
ресурсов в самых передовых отраслях: в энергетике, металлургии, химической
промышленности, машиностроении. Эти отрасли являлись материальной основой
военно-промышленного комплекса и одновременно “индустриализацией
промышленностью”.
В 1930 г. ликвидируется коммерческий кредит, переходят к
централизованному (через Госбанки) кредитованию. Множество налогов
заменяется одним - налогом с оборота.
Газета “Правда” №295 сентябрь 1988 г. Журнал “Коммунист” №8 1998 г.

На базе ВСНХ СССР были образованы наркоматы тяжелой. Легкой и лесной
промышленности. Республиканские. Краевые и областные Советы народного
хозяйства были преобразованы в наркоматы легкой промышленности. К концу 30-
годов функционировал 21 индустриальный наркомат. Главным признавалась
“битва за металл”, подъем машиностроения.

ИСТОЧНИКИ НАКОПЛЕНИЯ

Где взять деньки для развития ведущих отраслей тяжелой
промышленности?
Первым источником в конце 20-х годов было ограбление крестьянства. Сталин
заявил, что для обеспечения быстрых темпов индустриализации страна не может
обойтись без сверхналога с крестьянства, которое уплачивает “нечто вроде
дани”.
Бухарин в своем выступлении заявил: “ Источники могут быть разными.
Они могут заключаться в трате ресурсов, которые у нас были, в выпуске
бумажных денег с риском инфляции и товарным голодом, в пре обложении
крестьян. Но это не прочно, может угрожать разрывом с крестьянством.
В.И.Ленин указал другие источники. Прежде всего максимальное сокращение
всех непроизводительных расходов, которые у нас огромны и повышение
производительности труда. Не эмиссия, не проедание запасов, не
переобложение крестьянства, а качественное повышение производительности
общенародного труда и решительная борьба с непроизводительными расходами -
вот главные источники накопления”.
Президиум ВСНХ, который возглавлял В.В.Куйбышев делал упор на
ускоренное развитие тяжелой промышленности. Весь план был расчитан на
кратчайшие сроки. При этом допускались временные нарушения пропорций из-за
нехватки средств.
Гос.план во главе с Г.М.Кржижановским предложил иной проект.
Индустриализация должна пройти в 4 этапа:

21. развитие добывающей промышленности и производства технических
культур;
22. реконструкция транспорта;
23. индустриальный этап, основанный на правильном размещении
промышленных предприятий и подъеме сельского хозяйства;
24. развернутое развитие народного хозяйства на широкой
энергетической базе.

Методическое пособие по истории. Москва 1986 г.


На все это требовалось не менее 15 лет. Вот источники, ставшие
основными:

1. ХЛЕБНЫЙ ЭКСПОРТ. Наибольшую выручку за вывоз хлеба удалось
получить в 1930 г. - 883 млн. руб. В последующие годы цены на зерно на
мировом рынке резко упали. Экспорт большого количества хлеба в 1932-1933
гг.. , когда страна находилась на карточках, суммарно принес всего - 389
млн. руб., а вывоз лесоматериалов почти 700 млн. руб. Только продажа
пушнины в 1933 г. позволила выручить средств больше, чем за вывезенный хлеб
(а ведь зерно у крестьян закупали по очень низкой цене).

2. ЗАЙМЫ У КРЕСТЬЯН. В 1927 г. - 1 млрд. руб.
В 1935 г. - 17 млрд. руб.

3. РОСТ ЦЕН НА ВИНО-ВОДОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, продажа которых
расширялась: уже к концу 20-х годов доход от водки достиг 1 млрд. руб. и
примерно столько же давала промышленность.

4. ЭМИССИЯ. Рост денежной массы, не обеспеченной товарами,
продолжался в больших масштабах до конца 1 пятилетки. Эмиссия выросла с 0,8
млрд. руб. в 1929 г. до 3 млрд. руб.


КАДРЫ

1. РАБОЧИЕ.
Основными свойствами работника перед началом индустриализации
были следующие:

а) полная зависимость от труда: не поработал - голодаешь. Труд
был и как нужда и как потребность.

б) результат труда сказывался не сразу. За свою работу не
всегда получали оплату сразу, не было заинтересованности в труде.

в) таких работников объединяла взаимопомощь и совместный труд.
У них были и хорошие и отрицательные черты во взглядах на труд.



А.С.Орлов “История России”. Москва 1998 г.


2. В Ы Д В И Ж Е Н Ц Ы.
Представители “новой” технической интеллигенции. Они были
устремлены только вперед. Их выдвигали из лучших рабочих, бросали в прорыв.
Они проходили обучение и становились инженерами, директорами. Опыта работы
у них было недостаточно.

3. Р У К О В О Д И Т Е Л И.
Многие из них были приближенные к Сталину.

МОЛОТОВ В. И. - главное экономическое образование получил на
хозяйственной работе. Отвечал за организационную работу в партии,
возглавлял комиссию по работе в деревне. Сталин ему доверял.

СЕРГО ОРДЖОНИКИДЗЕ - заместитель председателя С Н К С в
1926-30 гг.; глава В С Н Х - 1930-31 гг, затем, фактически, стал министром
всей промышленности СССР. Пользовался уважением среди народа, авторитетом
среди членов партии. Часто шел напролом, но не всегда хватало мужества
признать свои ошибки.

ГРИГОРИЙ ПЯТАКОВ - был заместителем Серго. Ленин считал
его коммунистом. Занимал высокий пост, но жил скромно.

В.В. КУЙБЫШЕВ - председатель В С Н Х до 30 годов, затем
председатель Госплана и заместитель председателя С Н К - представлял
экономическое строительство , как серию “огромных боев” под руководством
ЦК, бросившего в сражение армию - рабочий класс.


РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ПЕРВЫЙ ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН

Планирование экономического развития было необычайно сложным и новым.
Стремление догнать и перегнать в кратчайший срок передовые
капиталистические страны выражало истинное настроение множества людей в 30-
е годы.
Первый пятилетний план (1928-1933 гг.) вступил в действие с 1
октября 1928 г. Он разрабатывался при участии крупнейших специалистов:
Бахан - ученый биохимик, Александров и Винтер - ученые-энергетики,
Д.Н.Прянишников - агрохимик.

Газета “Правда” №302 от 28.10.1988 г. Методическое пособие по истории.
Москва 1986 г.

По плану предполагалось , что промышленное производство возрастет на
180%, производство машиностроения на 230%, производство труда - на 110%.
Национальный доход должен был увеличиться в 2 раза. Обеспечение столь
высоких темпов развития требовало максимального напряжения сил, что хорошо
понимали многие руководители партии и государства.
Н.И. Бухарин поддержал такой темп развития, по его мнению это могло
способствовать повышению эффективности и снижению себестоимости
производства, экономии ресурсов, уменьшению непроизводительных затрат.
Главная задача пятилетки - превратить страну из аграрно-
индустриальной в индустриальную. Этот план базировался на принципах НЭП.
Намечалось дальнейшее развертывание хозрасчета, доведение до каждого
предприятия, (а не треста, как полагалось по закону 1927 г.).
Промышленность должна была увеличить поставку тракторов, удобрений
коллективными условиями двух классов общества и предполагалось решить
проблему индустриализации.
Руководство страны приняло решение - в кратчайший срок догнать и
перегнать передовые страны в техническо-экономическом отношении.


ИТОГИ ПЕРВОЙ ПЯТИЛЕТКИ

Подводя итоги 1 пятилетки Сталин сообщил, что по выпуску
валовой продукции (в рублях) промышленность по существу выполнила план
досрочно - за 4 года 3 месяца, причем, тяжелая индустрия на 108%.

ТАБЛИЦА ОТДЕЛЬНЫХ ПЛАНОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ВЫПУСКА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ НА 1932 г.
(итоги за 4 г. 3 мес.)

|Наименование |По плану |Фактически |После |
| | |выпущено |его коррекции |
|Чугун (млн.т) |10 |6 |17 |
|Трактора (т.шт.) |55 |49 |170 |
|Автомобили (т.шт.) |100 |24 |200 |
|Комбайны |0 |40 |40 |



Журнал “Коммунист” №9 1998 г.


В первые 2 года пятилетки, пока не иссякли резервы НЭПа,
промышленность развивалась соответственно плану, затем темпы ее роста стали
падать. Ускоренные темпы требовали увеличения капиталовложений. Важнейшим
источником финансирования стала “перекачка” средств из аграрного сектора в
индустриальный. Кроме того, для получения дополнительных средств
правительство начало выпускать займы, осуществило эмиссию денег, что
вызвало инфляцию. И хотя было объявлено о завершении пятилетки в 4 г.3 мес.
“откоррегированные” задания плана по выпуску большинства видов продукции
выполнить не удалось.
Сталин не признавал, что по добыче угля, нефти, выработке
электроэнергии, стали цифры, намеченные планом, не были достигнуты. В
наихудшем положении оказались отрасли, работа которых предопределялась
тяжелым состоянием сельского хозяйства (общий объем сх продукции на исходе
пятилетки был ниже, чем в 1928 г.) Это отразилось и на материальном
положении народа.
При общем удвоении численности рабочих и служащих шло быстрое
формирование трудовых коллективов в Средней Азии, Казахстане, в районах
Поволжья.
В середине пятилетки было покончено с безработицей. Во второй
половине 1929 г. разразился кризис, охвативший весь капиталистический мир.
Призыв к максимальному напряжению сил, к форсированному осуществлению
скачка, обеспечивающего в минимальный срок построение социализма,
становился не просто заманчивым. Такой призыв, такой скачок многим
представлялись единственно верным решением. Используя результаты первого
года пятилетки, было решено резко увеличить в 1929-30 гг. темпы развития
крупной промышленности, причем даже не до 28%., а до 32%. И это было
ошибкой.
В 1928 г. карточная система распределения продуктов
распространилась на население всех городов страны. Государство обеспечивало
хлебом примерно 40 млн. рабочих и служащих. Началась миграция из деревни в
город, с одного центра в другой. Появилась текучесть рабочей силы.
Сталин утверждал, что пятилетка выполнена, а люди, которые не верят в
это, которые говорят о снижении темпа развития страны, являются врагами
социализма, агентами наших классовых врагов.
И Сталин выдвинул новую директиву:
“во что бы то ни стало” выплавить в конце пятилетки 17 млн. тонн чугуна
(вместо 10), выпустить 170 тракторов (вместо 55 шт.) и т.д.
Но реализовать сверхвысокие цифры не удалось, что привело к ломке всей
налаженной системы управления, планирования. “Подхлестывание” сбивало с
курса индустриализации.

Газета “Правда” №295 сентябрь 1988 г.
Курс “великого перелома” явился прямым выражением сталинской линии на
разрешение внутренних противоречий социализма - экономического развития,
главным образом, волевыми административными методами.

ВТОРОЙ ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН

Этот план (1933-1937 гг.), утвержденный в начале 1934 г.,
сохранил тенденцию на приоритетное развитие тяжелой индустрии в ущерб
отраслям легкой промышленности. Вторая пятилетка находилась в более
нормальной обстановке, хотя и в этот период планы неоднократно
пересматривались. Задания плана - по сравнению с первой пятилеткой -
выглядели более реалистичными и умеренными. За годы второй пятилетки были
сооружены 4.5 тыс
крупных промышленных предприятий. Из них: Уральский машиностроительный,
челябинский тракторный, Ново-Тульский металлургический и другие заводы.
Десятки доменных печей, шахт, электростанций.В Москве была проложена первая
линия метрополитена. Ускоренными темпами развивалась индустрия союзных
республик. Орджоникидзе, ставший в 1930 г., председателем ВСНХ призывал
реализму, выступал за уменьшение ряда заданий. Именно тогда в середине 30-х
годов , в наш обиход вошел лозунг “Кадры решают все”. Начальное (4-х
классное) обучение было введено как обязательное лишь в 1930 г. Даже в 1939
г. каждый 5-ый человек старше 10 лет еще не умел читать и писать.
Специалистов с высшим образованием было около 1 млн. человек. Кадры
росли быстрыми темпами. Молодежь занимала руководящие посты. Коммунисты и
комсомольцы сплачивали коллектив, были ярким символом героизма времен
индустриализации. (Магнитострой возглавлял 26-летний Яков Гугель). Люди
верили в победу и чтобы не пострадало производство работали с энтузиазмом,
порой без выходных и по 12-16 часов подряд.
Вся страна узнала о трудовом достижении донецкого угольщика
Изотова. Совершенствовалась система подготовки и переподготовки кадров.
СТАХАНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ.
За одну ночь забойщик шахты А.Стаханов установил выдающийся
рекорд, добыв за 5 час.45 мин. 102 тонны угля (вместо 7 т по норме).
Правительством было принято решение выдать Стахонову премию в размере
месячного оклада, предоставить квартиру и оборудовать за счет шахты
мебелью; объявить соревнование на лучшего работника шахты. По всей стране
развернулось стахановское движение.

М.Н.Зуев “История России” Москва 1998 г.

Ударники - стахановцы перевыполняли план. К августу 1936 г. движение
охватило около четверти рабочих, а через 2 года - почти половину.
Стахановцы изготовляли такое количество продукции сверх
плана, которое не находило использования и оседало на складах. В основе
оплаты труда был принцип сдельщины - больше сделаешь, больше получишь.
Часто нарушалась технология, был брак, некоторые руководители не
приветствовали стахановское движение , а Сталин поддерживал стахановские
бригады. Поскольку ставка делалась на индивидуальную сдельщину, то попытки
создать бригады не увенчались успехом. Было удобнее иметь дело с отдельным
рабочим, а не с целой бригадой.
Появилось строительство за Полярным кругом. Например,
металлургический комбинат в Норильске, шахты в Воркуте, а также железные
дороги. Не находилось нужного числа добровольцев на это строительство. И
тогда появились в нужных местах десятки лагерей с сотнями тысяч
заключенных.
Их трудом строился “Беломорканал”, железная дорога Котлас-
Воркута. Их называли врагами народа, их превратили в такую рабочую силу,
которая не требует никаких затрат, легко командуема и перебрасываема.
Стахановское движение стало примером новых тенденций, курса
на освоение передовой техники. Массовое новаторство середины второй
пятилетки подтверждало его перспективность.
Подъем нарастал вплоть до 1937 г. Вот тогда и обнаружился двойной смысл
лозунга “Кадры решают все”. Сталинские репрессии на работников индустрии
обрушились еще в конце 20-х годов. Калинин, Молотов, Каганович докладывали
о массовом вредительстве чуть ли не на всех участках индустриализации.
Начались аресты. Нарушение законности, репрессии, произвол превращали
административно-командное управление в административно-карательное.
Предпринимались и другие меры:
Тяжелая промышленность переходила на хозрасчет; удалось свести к минимуму
денежную эмиссию; страна почти прекратила ввоз сельхоз.машин и тракторов;
импорт хлопка, затраты на приобретение черных металлов с 1,4 млрд.руб. в
первой пятилетке сократились в 1937 г. до 88 млн.руб. Экспорт дал прибыль.
Завершение выполнения второго пятилетнего плана было
объявлено досрочным - снова за 4 г.3 мес.В некоторых отраслях действительно
были достигнуты очень высокие результаты. В 3 раза выросла выплавка стали,
в 2,5 раза - производство электроэнергии.

Газета “Правда” №302 от 28.10.1988 г.

Возникли мощные индустриальные центры и новые отрасли промышленности:
химическая , станко-тракторная, авиастроительная. Развитию легкой
промышленности уделялось незначительное внимание, цифры оказались ниже
запланированных (от 40 до 80% по разным отраслям). По структуре
промышленного производства Советский Союз вышел на уровень развитых стран
мира, уступая лишь США.

ТАБЛИЦА N2. ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ

ПО СРАВНЕНИЮ С КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМИ
СТРАНАМИ

|Страна |1928 г. |1928 г. | 1940 г. | 1940 |
| |эл.энергия |сталь |эл.энергия |г. |
| | | | |сталь |
|СССР |5 |4 |48 |18 |
|ГЕРМАНИЯ |17 |15 |37 |22 |
|АНГЛИЯ |16 |9 |40 |13 |
|ФРАНЦИЯ |15 |9 |20 |6 |
|С Ш А |113 |52 |188 |62 |


ИТОГИ ПЕРВЫХ ПЯТИЛЕТОК

В годы первых пятилеток было построено свыше 9 тыс.
предприятий. Стоимость промышленного оборудования за это время удвоилась ,
но каждый рубль вложенный в промышленность приносил на 25 коп. прибыли
меньше, чем до 1928 г., затраты сырья выросли на 25-30%.
Темпы роста тяжелой промышленности в предвоенные годы (1928-
1940 гг.) были в 2-3 раза выше, чем за 13 лет развития России перед первой
мировой войной (1900-1913 гг.). За 12 лет советской индустриализации
годичное производство чугуна и стали увеличилось в 4-5 раз (с 3-4 млн. т до
15-18 млн. т) угля почти в 5 раз (с 35 до 166 млн. т).
По абсолютным объемам промышленного производства СССР в конце
30-х годов вышел на 2-е место в мире после США. Причем, рост тяжелой
промышленности осуществлялся невиданными темпами. Так, за 6 лет с 1929 г.
по 1935 г. СССР сумел поднять выплавку чугуна с 4.3 до 12,5 млн. т. США
понадобилось для этого 18 лет.
В 30-е годы СССР стал одной из 3-4 стран, способных
производить любой вид промышленной продукции, доступной в данное время
человечеству.

Журнал “Коммунист” №9 1998 г.

Что же спасло экономику от краха?
неисчислимые природные и людские ресурсы.
трудовой героизм.
подневольный труд заключенных.

В Ы В О Д:
Таким образом, в результате проведения начального этапа
индустриализации оформилась административно-командная система руководства
промышленностью. Эта система строится на основе единства государственной
власти и государственной собственности, приказных методов управления,
эксплуатации рабочих и использовании подневольного труда заключенных. Такая
система управления не соответствовала интересам и потребностям трудящихся.
Прирост национального дохода (чистый доход общества) изменился в годы
первой пятилетки следующим образом:

1929 г. - 2,7 млрд. руб.
1930 г. - 5,2 млрд. руб.
1931 г. - 3,9 млрд. руб.
1932 г. - 3,1 млрд. руб.

Прирост производительности труда в промышленности:

1929 г. - 15%
1930 г. - 21%
1931 г. - 4%
1932 г. - 0,6%

Весь национальный доход состоит из 2-х частей:
а) фонд накопления (средства, которые идут на строительство
фабрик, выпуск промышленного оборудования);
б) фонд потребления (средства, которые идут на удовлетворение
непосредственных нужд населения в одежде, обуви и т.д.)
В экономике обычно преобладает фонд потребления. Но в период
индустриализации доля накопления возрастает с 5-10% до 20-30%.

В 20-е года фонд накопления не превышал 15%.

1930 г. - 29%
1931 г. - 40%
1932 г. - 44%

Методическое пособие по истории. Москва 1986 г.

Только насильственными командными мерами можно осуществить
его. Действие экономических законов оказалось на время блокировано, поэтому
регулировать и спасать развалившуюся систему могли лишь еще более жесткие
а административные меры.
Поскольку реальная политическая власть находилась в руках
партийного аппарата, то происходило соединение политических и
экономических функций, выполняемых этим аппаратом.
Больно сознавать, что Сталин во многом жестко обманывал тех,
кто безраздельно верил ему, кто шел за ним во имя интересов Родины, во имя
социализма.
Трудовой народ вывел страну в ряд первых мировых держав,
своим самоотверженным трудом создал прочные основы ее индустриальной и
оборонной мощи.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пособие для поступающих в ВУЗы. История России под
редакцией М.Н. Зуева. Москва. 1998 г.

2. Учебник “История России”. А.С.Орлов. Москва. 1998 г.

3. Газета “Правда” N295 от 22.09.1988 г.

4. Газета “Правда” N302 от 28.10.1988 г.

5. Журнал “Коммунист” N9. 1986 г.

6. Журнал “Коммунист” N10. 1986 г.

7. Методическое пособие по истории. 1986 г





Реферат на тему: Институты самоуправления в дореформенной России

План



Введение
1. Дворянские собрания в первой половине 19 века: задачи и полномочия.
2. Состояние крестьянского самоуправления.
3. Городское самоуправление по новому Городовому положению 1846 года.
Использованная литература



Введение


Начало 19 века совпало в России с новым царствованием. Император
Александр I намеревался управлять страной в традициях Екатерины II. Им
были отменены многие распоряжения Павла I, в частности восстановлено в
полном объеме действие Жалованной грамоты дворянству и дворянские выборы.
Первая половина 19 века характеризовалась чрезвычайно сложными
взаимоотношениями трона и дворянства. В эту эпоху император и его ближайшее
окружение достаточно ясно сознавали, что существующая система управления
нуждается в серьезных преобразованиях. Но это мнение разделялось далеко не
всем дворянством. Именно поэтому работы специально созданных в 1801 году
для разработки реформ Непременного совета и Негласного комитета не
коснулись местного управления.
Осознание высшими кругами необходимости реформ, доведение их до
логического завершения нашло отражение в одном из выдающихся либеральных
проектов начала 19 века – «Введение к Уложению государственных законов»
М.М. Сперанского.[1] В нем предлагалось создать в России систему
представительных учреждений. Государственная Дума должна была состоять из
делегатов, избранных губернскими собраниями на основании имущественного
ценза (выборы предполагалось установить трехступенчатые). В губерниях, под
началом губернатора, Сперанский предлагал создать совет представителей всех
сословий, имеющих собственность. В задачи совета должно было входить
изучение нужд губернии и доклады о них губернатору, расклад земских
повинностей, составление и утверждение смет расходов на них. Волостные думы
также могли избрать волостное правление для самостоятельного решения
местных хозяйственных вопросов. О самоуправлении уезда в проекте не
говорилось. Идеям Сперанского так и не суждено было осуществиться в полной
мере. Часть его замыслов воплотилась в «Учреждении Государственного совета»
(1810г.) и «Учреждении министерств» (1811г.). С планом же широких
преобразований к этому времени уже распрощались, так как большая часть
дворянства не поддерживала реформ.


1. Дворянские собрания в первой половине 19 века: задачи и полномочия.

Период царствования Александра I известен как эпоха реформ центральной
администрации, которые способствовали централизации управления. Остро
стояла необходимость коренных преобразований в местном самоуправлении.
Главной задачей местных общественных сил традиционно считалась помощь в
организации сбора налогов – государственных и местных. С течением времени
внимание к земским повинностям со стороны государства продолжало
возрастать.
По указу 24 июня 1802 года Правительствующим Сенатом были собраны
сведения из губерний о земских повинностях с целью уравнения их по всему
государству. На основании собранных данных было составлено Предварительное
положение о земских повинностях, которому предстояло действовать до
окончания работ по уравнению повинностей. Отличие земских повинностей от
государственных законодатель видел в том, что первые отбывались на местах.
На их исполнение на основании высочайших указов и узаконений назначались
денежные сборы, ежегодные и временные. Губернатор с губернским
предводителем дворянства предоставляли дворянскому собранию проект
необходимых для удовлетворения известных нужд сумм и смет на три года.
В задачу дворянского собрания входила раскладка повинностей по уездам,
по возможности справедливо обременяющая каждое сословие (дворян,
купечества, мещан). Допускались также «добровольные дворянские складки», не
относящиеся к земским повинностям. Например, на строительство шоссе,
дворянского училища и т. п. Сборы сначала раскладывались в обязательном
порядке на всех участников собрания. Поэтому 14 июня 1816 года был издан
указ Сенату о распространении складок только на подписавших постановление о
них.
Для повышения авторитета, увеличения его значения в решении местных
вопросов в1831 году был принят закон «О порядке дворянских собраний,
выборов и служб по оным». По сравнению с прежним законодательством был
значительно повышен имущественный ценз для участия в собраниях. Право это
предоставлялось только потомственным дворянам, обладающим недвижимостью в
данной местности и состоящим на государственной службе. Причем прямое
участие предлагалось только для крупных собственников ( не менее 100 душ
крестьян и 3 тысяч десятин земли). Остальные собственники голосовали
косвенным путем, складывая до полного ценза и выбирая представителя.
В задачу дворянского самоуправления входило, как и прежде, избрание
чиновников в разные должности. Но бывшие земские исправники стали
назначаться губернатором утратив название «земский». Члены нижних земских
судов тоже уже не избирались, а назначались. В компетенции собраний
оставалось совещание «о пользах и нуждах» своего сословия. Закон допускал и
представления правительству (Министерству внутренних дел), причем не только
о нуждах дворянства, но и по вопросам местного самоуправления.
В губернии дворянские собрания выбирали председателей палат Уголовного
и Гражданского суда, совестных судей, почётных попечителей гимназий,
заседателей палат областных судов, члена комиссии народного продовольствия
и т.д. В уезде ими избирались уездные суды, земский исправник, заседатели
уездного и земского суда. Дворянские учреждения подчинялись Министерству
внутренних дел, ближайший контроль за ними был поручен губернатору. Служба
в дворянских учреждениях стола рассматриваться как государственная: дворяне
обязывались участвовать в собраниях, а предводителям, присваивался высокий
классный чин.


2. Состояние крестьянского самоуправления.

Со времён Екатерины II предметом особой тревоги правительства оставалось
крестьянство, наиболее многочисленной категории населения. Наиболее
заметным мероприятием 1-й четверти 19 века в отношении крестьянства стал
Указ 20 февраля 1803 года о свободных хлебопашцах. Он законодательно
закрепил создание особой сословной группы населения. Подати и повинности
свободных хлебопашцев были аналогичны обязанности казённых крестьян, за
исключением оброков в казну. Они подлежали юрисдикции тех же судебных мест.
В силу малочисленности данной категории крестьянства закон не предусмотрел
для неё особого общественного управления.
В 1838 году в условиях усиливающихся волнений государственных крестьян,
а главное – значительного роста числящихся за ними недоимок была проведена
реформа управления этой категории населения (Учреждение об управлении
государственными имуществами 30 апреля 1838 года). Для этого 26 декабря
1837 года было учреждено министерство государственных имуществ, которое в
губернии представляли палаты государственных имуществ, а в уездах –
окружные начальники.
В законе 1838 года получили регламентацию органы крестьянского
самоуправления. В каждой волости, состоящей из сельских обществ
государственных крестьян всех наименований и свободных хлебопашцев,
учреждались волостной сход, волостное правление и волостная расправа.
Волостной сход состоял из выборных от сельских общин волости
представителей, которые избирались по одному на 20 дворов. В правление
входили волостной голова и два заседателя – по полицейским и хозяйственным
делам; при правлении работали волостной писарь и его помощники. Волостной
голова формально избирался волостным сходом на три года, но на деле он
оставался в должности до тех пор, пока сам не захочет уйти либо пока
начальство не решит его заменить.
Сельские общества учреждались в каждом большом казенном селении. Его
органами являлись: 1)сельский сход, куда входило по 1 человеку от 10
дворов, 2) сельское начальство – старшины, сотские, десятские, смотрители
магазинов, сборщики податей; 3) сельская расправа. Избранные в должность
сельские старосты и волостные головы утверждались с разрешения Начальника
губернии Палатой государственных имуществ: волостной голова - по
представлению окружного начальника, а сельский староста – по представлению
волостного правления.
В задачу крестьянского общественного управления входило
«народоисчисление», контроль за делами веры, охрана общественного порядка,
безопасность лиц и имуществ, паспортный контроль. Важной сферой их
деятельности были дела по врачебному благоустройству, народное
продовольствие, противопожарные мероприятия, управление хозяйством сельских
обществ, сбор податей, выполнение повинностей, прежде всего рекрутской.
Некоторые вопросы хозяйства и жизни сельской общины обсуждались на
«мире» – общем собрании крестьян-хозяев изб. Работа крестьянских органов
контролировалась чиновниками от казны, громоздким бюрократическим
аппаратом.
Что касается помещичьих крестьян, то нужно сказать, что закон 1838 года
никак не повлиял на их положение. Деревенская община не пользовалась здесь
никакой самостоятельностью. Помещик как собственник земли и крестьян
выполнял полицейские и судейские обязанности в пределах своего имения.. Из
крепостных крестьян помещик сам выбирал старосту, в задачи которого входило
исполнение контрольно-распорядительных функций в деревне.



3. Городское самоуправление по новому Городовому положению 1846 года.

Другой категорией населения России, потребность которой в новом правовом
статусе становилась все более очевидной, являлось население городов. Уже в
первой половине 19 века оно значительно выросло, усилился процесс его
расслоения, возросло значение городской буржуазии. Одновременно усложнялось
и росло городское хозяйство и, соответственно, задачи, связанные с
управлением городом. В тоже время большая часть владельцев городской
недвижимости, отнесенная к неподатным сословиям, была устранена от участия
в городском управлении.
Структура городского управления формально продолжала основываться на
Жалованной грамоте городам, но в течение первой половины 19 века она
претерпела существенные изменения. Практически везде отсутствовала общая
дума, собрание городских представителей. Распорядительные действия
осуществляло собрание городского общества, где большинство составляли
мещане. В состав шестигласной думы вместо шести предписанных сословий были
включены, как правило, купцы и мещане, которые практически не были
подготовлены к управленческой деятельности. Все чаще функции общественного
управления в городах оказывались в руках чиновников городских канцелярий.
В 1821 году начались работы по пересмотру Городового положения 1785
года. Их завершением стало введение в 1846 году нового Городового положения
в Петербурге. Закон обеспечивал преобладание в городском самоуправлении
дворянства, почетных граждан и купечества, предусматривая суровый
административный контроль за этими учреждениями. Поскольку в городское
самоуправление были привлечены неподатные сословия, закон указывал, что
представители от них должны обладать недвижимостью. Был установлен высокий
имущественный ценз – годовой доход в 100 рублей серебром с недвижимости,
денежных капиталов или товаров. Поэтому собрание получилось не очень
представительным, выдерживалось сословное начало.
Городское общественное управление подразделялось на общее, для всего
городского общества, и частное – по сословиям.
Органами общего управления являлись: 1) городской голова, 2) общая
городская дума (распорядительный орган) и 3) распорядительная городская
дума (исполнительный орган). Общее собрание сословий созывалось только для
выбора членов общей думы. Для решения частных дел городских сословий
создавались управы: 1) купеческая, 2) мещанская, 3) ремесленная, 4)
иностранных ремесленных цехов, 5) наемных служителей и рабочих. В общей
думе тоже существовали отделения, отражавшие ее сословный состав. Первым
лицом всего городского сообщества являлся городской голова, он
председательствовал в общей думе и руководил деятельностью распорядительной
думы.
По сравнению с предшествующим законодательством Закон 1846 года давал
более четкое разграничение функций исполнительной и распорядительной
власти. Содержание этих функций по сравнению с Жалованной грамотой
практически не изменилось. Деятельность городского самоуправления жестко
контролировалась администрацией. Собрание общей думы могло состояться
только по распоряжению начальства. Распорядительная дума подчинялась в
своей деятельности губернатору Санкт-Петербурга и начальнику губернии.
Высший надзор за деятельностью думы осуществлял Правительствующий Сенат.
К концу 1850-х годов принимается последняя попытка свести реформу
местного управления к административной реформе. В мае 1858 года
министерство внутренних дел разослало губернаторам проект реформы уездного
управления. Предполагалось сосредоточить административную власть в руках
уездного начальника, который назначался бы преимущественно из военных, чем
рассчитывалось ослабить влияние сложившейся на местах бюрократии.
Естественно проект не встретил поддержки ни у губернаторов, ни у
предводителей дворянства.



Использованная литература


1. Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в
России: учебное пособие. – М.: Инфра-М; Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ,
1997. С. 65-68.
2. Постовой Н.В. Муниципальное право России. –М.: Новый Юрист, 1998.
С. 46-53.
3. Исаев И.А. История государства и права России: полный курс лекций.
– М.: Юристъ, 1995. С. 151-159.
4. Институты самоуправления: историко0правовое исследование// Графский
В.Г., Ефремова Н.Н., Карпец В.И. и др. – М.: Наука, 1995. С.273-
279.
5. Сперанский М.М. План государственных преобразований:(Введение к
Уложению государственных законов 1809 г.). М., 1905. С. 73-79.

-----------------------
[1] Сперанский М.М. План государственных преобразований: (Введение к
Уложению государственных законов 1809 года). М, 1905. С.73-79.





Новинки рефератов ::

Реферат: Программа по курсу "Общая социология для школьников" (Социология)


Реферат: Теории социального порядка (Социология)


Реферат: История культуры Древнего Востока (Египет. Месопотамия. Иран. Сирия. Финикия. Палестина) (Культурология)


Реферат: Шпоры по административному праву (Административное право)


Реферат: Закон о нотариате с комментариями (Право)


Реферат: Сплавы (Химия)


Реферат: Пищевая ценность овощей (Кулинария)


Реферат: Дзен-буддизм (Религия)


Реферат: Художник Северного Возрождения: Питер Брейгель (Искусство и культура)


Реферат: Рост и развитие видов рода Acer в условиях интродукции (Сельское хозяйство)


Реферат: Журналистика и Интернет (Журналистика)


Реферат: Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью в Российской Федерации (Уголовное право и процесс)


Реферат: Китай (История)


Реферат: Жанна дАрк (История)


Реферат: Менделеев (Химия)


Реферат: Процедура в Европейском Суде по правам человека (Международное публичное право)


Реферат: Диагностический участкок (Транспорт)


Реферат: Кремль - сердце Москвы (История)


Реферат: Общение и формирование личности младшего школьника (Педагогика)


Реферат: Форма и содержание в искусстве (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист