GeoSELECT.ru



Религия / Реферат: Отношения РПЦ и советского государства в период 1917-1985 (Религия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Отношения РПЦ и советского государства в период 1917-1985 (Религия)



Реферат по предмету «Новая история» на тему:



Отношения Церкви и государства в большевистский период.



_______________________

Преподаватель
_______________________



Санкт-Петербург


1999 г.



План.



Введение.


1. Краткий обзор отношений Русской Православной Церкви (РПЦ) и
русского государства.
2. Особенности исторического периода.

Основная часть.


3. Краткая биографическая справка наиболее видных церковных деятелей
рассматриваемого периода.
- Патриарх Тихон
- Митрополит Сергий (Страгородский)
- Введенский Александр Иванович
4. Период политики государства, направленной на уничтожение РПЦ путем
открытого террора (1917 – 1941 гг.)
1. Физическое уничтожение безоружных священнослужителей и
верующих.
2. Кампания вскрытия мощей - особенности борьбы государства с РПЦ.
3. Кампания изъятия церковных ценностей «для помощи голодающим
Поволжья».
4. Церковный раскол как средство борьбы государства с церковью.
5. Декларация 1927 г. и последующие годы.
6. Война – общее бедствие. Послевоенное возрождение.
7. Возобновление гонений на РПЦ (1958 – 1970 гг.)
8. Заключительный период большевизма в России (1970 – 1985 гг.)


Заключение.

9. РПЦ сегодня. Государство и РПЦ.



Введение


1. Вся история русского народа является переплетением взаимоотношений
Русской Православной Церкви (РПЦ) и русского государства. Поэтому многие
современные историки считают, что истоки проблем, возникшие во
взаимоотношениях Русской Православной Церкви (РПЦ) и государством в начале
ХХ века во многом были заложены в предыдущие периоды. Поэтому необходимо
совершить краткий обзор отношений РПЦ и русского государства, начиная с Х
века до революции 1917 года.
Формально датой крещения Руси считается 988 год. Но по свидетельству
историков христианство на территории Руси появилось задолго до этой даты. В
этот период государство равнодушно относилось к христианству среди своих
подданных.
988 г. фактически является годом признания за христианством статуса
государственной религии. Благочестивые Киевские князья, беря пример со св.
равноапостольного князя Владимира (в крещении Василия), строили и
благоустраивали храмы, организовывали монастырскую жизнь, выделяя для этих
целей часть государственных доходов, а также часть своих княжеских средств.
В свою очередь православная церковь всеми силами способствовала развитию
русского народа и русского государства. Православные монастыри становятся
культурными центрами, церковь способствует развитию общерусского мышления.
Это был первый (домонгольский) период развития РПЦ.
Второй период – монгольский (XIII – XV века) можно характеризовать
раздроблением единого государства на мелкие княжества и подпадения их под
влияние более сильных государств (Золотая Орда, Литва, Польша). РПЦ в этот
период всей своей деятельностью стремиться противостоять центробежным
тенденциям и служить центром объединения патриотических русских сил. Она
выступает силой, сохраняющей единство русской нации, сохраняя и возможность
объединения раздробленных княжеств в единое государство.
Третий период (автокефальный) – период самостоятельного управления РПЦ
(1448 – начало XXVIII века). Церковь продолжает поддерживать усилия
Московских князей по укреплению Русского государства и объединению русского
народа под властью Москвы. Однако «благодарность» государства оказалась
весьма своеобразной. Государство все больше и больше стремится руководить
церковной жизнью, взимать налоги с монастырских и церковных земель, решать
вопросы перемещения епископов и т. д. Именно в этот период царь Иоанн IV
(Грозный), недовольный постоянными обличениями своей жестокости со стороны
митрополита Филиппа (Колычева), посылает своего приближенного Малюту
Скуратова убить сосланного митрополита.
Четвертый период (синодальный) это период максимального подчинения РПЦ
государственным структурам (начало XXVIII века – 1917 год). В это время над
церковью довлел обер-прокурор – государственный чиновник, подчас не просто
неверующий человек, но и откровенный масон, активно стремящийся уничтожить
РПЦ. Государство принуждает церковь признать интересы государства выше
интересов паствы. В этот период ни разу не собирался поместный собор (в
другое время соборы проводились каждый год). Под давлением государства РПЦ
принимает противоречащие православию постановления – нарушение тайны
исповеди (при наличии признака государственной измены), лишение церкви и
прихода права вести самостоятельную экономическую деятельность и иметь
собственность и т. д. Нужно отметить, что большинство священников с
возмущением отвергали возможность разглашения тайны исповеди, например
священник, исповедовавший Каракозова, отказался предоставить следствию
сведения полученные им на исповеди.

2. Горькие результаты развития взаимоотношений РПЦ и государства к
началу XX века:
- интеллигенция идет путем нецерковных религиозных исканий (основная
масса русской
интеллигенции была настроена антиклерикально, к их числу приходится
отнести Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева);
- духовенство считалось сословием неуважаемым (большинство приходских
священников не получали жалованья, священники стремились отдать своих
детей в светские учебные заведения);
- жизнь рабочих и крестьян все больше становится бездуховной,
приземленной;
- пропаганда радикальных политических реформ сопровождается
антицерковными лозунгами;
- ухудшается материальное положение церковных учреждений (церковно-
приходских школ, воскресных школ, кружков религиозного образования);
Вместе с тем на рубеже XIX – XX веков в РПЦ появляется целая плеяда
талантливых архиепископов, таких как митрополит Тихон (Белавин), митрополит
Сергий (Страгородский), митрополит Антоний Храповицкий и другие.
Высокообразованные, преданные своему служению, эти церковные деятели во
многом определили события 20х – 30х годов и взаимоотношения РПЦ и
государства. Для понимания происходивших в РПЦ процессов необходимо хотя бы
кратко познакомиться с биографиями некоторых церковных деятелей.

Основная часть

3. Краткие биографические сведения о видных церковных деятелей:

А) Патриарх Тихон.
Василий Иванович Белавин родился 31 января 1865 года в городе
Торопец Псковской губернии в семье священника. Учеба:
Торопецкое Духовное училище, Псковская Духовная семинария, Санкт-
Петербургская Духовная академия. Служба: преподаватель в
Псковской семинарии (в это время следует его постриг в монахи с
именем Тихона), инспектор Холмской семинарии, архиепископ
Люблинский Холмской епархии, архиепископ Алеутский и
Аляскинский (за время его управления епархия из Алеутской и
Аляскинской выросла в Русскую Православную Церковь в Америке),
архиепископ Ярославский, архиепископ Виленский и всей Литвы. Как
видно из послужного списка будущего патриарха Тихона он почти
всегда служил в епархиях удаленных, сложных и всегда блестяще
справлялся с порученной должностью.
Б) Митрополит Сергий (Страгородский).
Иван Николаевич Страгородский родился 11 января 1867 года в
городе Арзамас в семье священника. Учеба: Арзамасское Духовное
училище, Нижегородская Духовная семинария, Санкт-Петербургская
Духовная академия (в это время следует монашеский постриг с
именем Сергия). Служба: Японская православная миссия – священник
в Киото, доцент в Санкт-Петербургской Духовной академии,
инспектор в Московской Духовной Академии, настоятель посольской
церкви в Афинах, помощник начальника Японской православной
миссии, инспектор, а чуть позже ректор Санкт-Петербургской
Духовной академии, архиепископ Финляндский,
В) Введенский Александр Иванович.
Родился 1889 году в городе Витебск, отец – директор гимназии. В
1911 году заканчивает Санкт-Петербургский университет посещает
религиозно-философские кружки, пишет стихи, прекрасно
музицирует. В 1914 году рукоположен в военные священники. В 1922
году оказывается в группе «прогрессивного духовенства».
4. Период попыток государства физического уничтожения РПЦ (1917 – 1941
гг.).

4.1. Православное сознание осмысляет государство как богоустановленный
институт:
«нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены»
(послание апостола Павла к Римлянам 3, 1). Поэтому церковь предписывает
своим чадам не только повиноваться государственной власти - повиноваться
независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, независимо от их
отношения к церкви, но и молиться за власть, исключая случаи прямого
богоборчества государства. Коалиция же партий, пришедших к власти в
результате октябрьского переворота 1917 года, изначально гордо утверждала
себя, как отстраненную от всякой религиозности общность людей. Достаточно
сказать, что РСДРП(б) вообще никак не рассматривала вопрос своих
взаимоотношений с церковью в случае прихода к власти. С другой стороны, это
не единственный темный вопрос программы РСДРП(б). К октябрю 1917 года
программа РСДРП(б) не имела конструктивной части, т. е. все чаяния
большевиков заканчивались свержением монархии (программа минимум) и взятием
власти путем вооруженного восстания (программа максимум). Что делать дальше
ни партия, ни ее деятели не знали. В условиях отсутствия конструктивных
программ сразу после взятия власти в свои руки большевики и их союзники
запустили массу программ деструктивных - уничтожительных. Одна из них –
полное уничтожение церкви и полное изжитие из народа всякой религиозности.
Простейший способ решить эту задачу – физическое уничтожение
церковнослужителей и массовый террор против верующих.
25 января 1918 года в Киеве происходит бессмысленное и зверское убийство
митрополита Владимира. По свидетельству современников м. Владимир был прост
в обращении со всеми, но тверд и настойчив в своих требованиях и
распоряжениях. Желал, чтобы столичное духовенство возможно ближе стояло к
народу, чаще совершало богослужения и проповедывало. В целях усиления и
оживления пастырской деятельности московского духовенства митрополит
Владимир стал открывать новые вакансии при столичных приходах и назначать
новых священников. Также Владыка пытался внести истинное христианское
нравственное учение в среду рабочего класса, который в то время был увлечен
социалистическим мировоззрением. Он посещал собрания московских рабочих,
обращался к ним со словом христианского наставления, сам печатал свои слова
и речи, переводил с иностранных языков лучшие литературные произведения по
вопросам, касающимся социализма. В период службы митрополитом Петроградским
на личной аудиенции у императора Николая II он изложил свое мнение о
пагубном влиянии деятельности Г. Распутина. За открытое неприятие Г.
Распутина был переведен на Киевскую кафедру.
Страшные события начались с того, что митрополит Владимир был взят в
келии настоятеля Киево-Печерской Лавры группой во главе с комиссаром-
матросом. После допроса убийцы повели митрополита в его спальню. Что там
происходило неизвестно, только потом келейники нашли на полу в разных
местах комнаты, разорванный шелковый шнурочек, ладанку и серебряную
нательную иконку. На место расстрела его видимо привезли на автомобиле,
хотя это место было совсем близко от Лавры. Митрополит попросил время на
молитву, воздел руки вверх и сказал: "Господи! Прости мои согрешения,
вольные и невольные, и прими дух мой с миром". Потом благословил
крестообразно своих убийц и еще не успел опустить руки, как послышались
выстрелы. Помимо огнестрельных ран на теле покойного было найдено множество
колотых ран. Тело мученически скончавшегося м. Владимира оставалось на
месте убийства до утра следующего дня. Митрополиту Владимиру было тогда
семьдесят лет.
Петроградский протоиерей Алексей Ставровский после убийства председателя
Петроградского ЧК Урицкого был арестован, в числе многочисленных заложников
и вывезен в Кронштадт. Большевики расстреляли каждого десятого заложника.
Будучи в преклонных летах, протоиерей Алексей Ставровский поменялся жребием
с молодым священником и был расстрелян.
16 июня 1918 года убит большевиками архиепископ Тобольский Ермоген. Так
же как и м. Владимир он был сослан за обличение Г. Распутина. ЧК
арестовывает его без предъявления каких бы то ни было обвинений, но
соглашается освободить под залог крупной суммы. Когда деньги были верующими
собраны, чекисты забирают деньги, но архиепископа с камнем на шее бросают в
Тобол.
Убивали не только священнослужителей но и мирян, перечислим хотя бы
некоторых из погибших в 1918 - 1919 годах. Архиепископ Пермский Андроник,
Воронежский Тихон, Черниговский Василий, Астраханский Митрофан, Вяземский
Макарий, Енотаевский Леонтий, Ревельский Платон, епископ Амвросий,
протоиерей Иоанн Кочуров, Петр Скипетров, Иосиф Смирнов, Павел Дернов,
игумен Гервасий, иеромонах Герасим, священники Михаил Чафранов, Павел
Кушников, Петр Покрывало, диакон Иоанн Касторский и многие другие.
Страшные, жестокие убийства служителей алтаря Господня и мирян! Многие
священнослужители, монахи и монахини были зверски замучены бандитами в
кожанках: их распинали на Царских вратах, варили в котлах с кипящей смолой,
скальпировали, душили епитрахилями, топили в прорубях. Никто из убитых не
держал в руках оружия, никто из них не был осужден судом даже в виде фарса.

Всего же к 1921 г. погибло более 12 тысяч мирян, несколько тысяч
приходского духовенства и монашествующих, 28 архиереев.

2. Еще не закончилась гражданская война, еще не решен окончательно вопрос,
быть или не
быть большевистскому государству, но большевики развертывают кампанию по
вскрытию мощей. Вызывает удивление тот факт, что в сложнейший для
большевистской власти период,
16 февраля 1918 г., принимается постановление о вскрытии мощей –
православной святыни. Можно спорить о том, было ли необходимо в тот период
производить массовое вскрытие мощей, но очевидно, что цель этой кампании
совершенно другая – спровоцировать выступление верующих против этой
«государственной» акции. Поэтому, согласно инструкции, вскрытие мощей
должно было производиться при массовом стечении верующих, во время
богослужений. Но и подобные провокации не смогли изменить соотношения
поддержки народом РПЦ и большевистского правительства.
К исходу гражданской войны даже правительству большевиков стало ясно:
продолжать красный террор против священнослужителей – окончательно
дискредитировать себя. Поэтому государство прибегает к другим формам
уничтожения Церкви.

4.3. Летом 1921 г. на русский народ обрушилось еще одно бедствие – голод. В
конце года голодало 20 миллионов человек. Уже в августе 1921 г. было ясно
– голод неизбежен, и патриарх Тихон обращается к народам мира с просьбой о
помощи. Он просит помочь стране (а значит и правительству - большевикам),
которая в течение двух лет физически уничтожала Церковь. «Помогите стране,
кормившей многих и ныне умирающей от голода» (послание патриарха Тихона к
народам мира). Под председательством патриарха организуется общественный
комитет помощи голодающим – Помгол, но уже 27 августа ВЦИК распустил Помгол
и образовал свою Центральную комиссию помощи голодающим. В декабре 1921 г.
эта Комиссия обратилась к Патриарху с просьбой о пожертвовании. В ответ на
эту просьбу Патриарх Тихон 19 февраля 1922 г. издает воззвание, призывающее
приходы жертвовать драгоценные церковные украшения, не имеющие
богослужебного характера. Казалось бы, вопрос разрешен миром, но мир
большевикам был не нужен. Поэтому 23 февраля 1922 г. ВЦИК издает декрет об
изъятии церковных ценностей. То, что не помощь голодающим была целью этого
документа, видно из секретных инструкций, дополняющих этот декрет. Из
записки Троцкого от 17 марта 1922 г. явствует, что параллельно основной
комиссии по изъятию церковных ценностей большевики создают другую –
секретную, в которую входят карательные органы ЧК и армия. Роль этих
комиссий становится ясна на примере Петрограда. 19 марта 1922 В. И. Ленин
пишет письмо в политбюро: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных
местах едят людей… мы можем и, поэтому должны провести изъятие церковных
ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед
подавлением какого угодно сопротивления». Из записки заместителя
председателя ГПУ от 20 марта 1922 г.: «…провести работу по подготовке к
успешному экспроприированию этого имущества путем разного рода налетов и
нападений на церкви и нападений на хранилища церковного имущества и пр.». И
это государственный документ! Однако далеко не все изъятые ценности
использовались государством большевиков для помощи голодающим. В это время
Красин строит в Лондоне роскошный особняк для советского торгпредства, а в
недрах ГПУ возникает такая записка: «…выдать два чемодана драгоценностей
для организации помощи германской компартии по проведению мировой
революции…». Наверное, только большевики мерили драгоценности чемоданами. С
другой стороны, большевики используют изъятие ценностей как предлог для
расправы со священнослужителями. В Москве было приговорено к смертной казни
11 человек. Особенно хорошо видно назначение кампании по изъятию ценностей
на примере нашего города. Митрополитом Петроградским в это время был
Вениамин. Он был избран на Петроградскую кафедру в марте 1917 года вопреки
желанию Временного Правительства по желанию приходских собраний и рабочих
Путиловского и Обуховского заводов. При возникновении необходимости вести
диалог с Петроградской комиссией помощи голодающим м. Вениамин выставил 3
требования:
1. Передача ценностей должна быть осуществлена в форме пожертвования, а
не изъятия;
2. В органы по контролю за использованием изъятых ценностей включить
верующих;
3. Разрешить верующим выкупать церковные предметы богослужебного
назначения.
Петроградская комиссия помощи голодающим согласилась с этими требованиями,
надеясь отличиться мирным выполнением декрета. На другой и на третий день в
разных газетах (в том числе и в московских «Известиях») появились сообщения
о состоявшемся соглашении.
Газетные заметки имели благожелательный тон по отношению к м. Вениамину и
петербургскому духовенству. Но по прошествии несколько дней в комиссии
произошли кадровые изменения, и представителям м. Вениамина было заявлено,
что пожертвования не будет, а будет изъятие. Позже было сфабриковано дело
против митрополита Вениамина и целого ряда его соратников. В результате суд
приговорил митрополита Вениамина (Казанского), епископа Венедикта
(Плотникова), архимандрита Сергия (Шеина), протоиерея Чукова, протоиерея
Новицкого, Ковшарова, профессора Огнева, Елачича к расстрелу.

4.4 Большевики постоянно говорят о том, что всякая религия – «опиум для
народа» и внешне действительно более менее одинаково относятся к разным
вероисповеданиям и религиям. Но на практике особую ненависть они питают к
православию. Поэтому в этот период основным методом ЧК в борьбе с РПЦ
становится поддержка ЧК обновленческого раскола. Прочтем резолюцию коллегии
ВЧК: «Выяснить характер отдельных епископов, викариев, дабы на черте
честолюбия разыгрывать всякие варианты…» - вот так государство планирует
подрывную работу в РПЦ – как будто в тылу врага. Так, при аресте
митрополита Вениамина вместе с сотрудниками ГПУ прибывает и лидер
обновленческого движения Введенский – ведет он себя, по свидетельству
очевидцев, как штатный чекист. Отношение государства к обновленческому
движению видно из протокола заседания комиссии ВЦИК по отделению Церкви от
государства. «Взять более твердую ставку на группу «живой церкви», коалируя
с ней левую группу» (речь идет об объединении двух обновленческих движений,
которые поддерживаются государством в противовес РПЦ). Проанализируем еще
один документ - записку Ем. Ярославского в Политбюро ЦК РКП(б) 19 июня 1923
г.:
«Прошу поставить в порядок дня ближайшего заседания следующие вопросы
антирелигиозной комиссии:
1) Директива по поводу обращения Тихона в Верховный суд.
2) Информация о съезде мусульманского духовенства и съезде Буддийского
духовенства Калмыцкой области.
3) Просьба антирелигиозной комиссии об ускорении утверждения резолюции
XII-го съезда об антирелигиозной пропаганде.
Председатель Комиссии Е. ЯРОСЛАВСКИЙ»
Из документа видно, что государство интересуется исламом и буддизмом,
причем слово «Буддизм» написано почему-то с большой буквы (наверное, это
вероисповедание большевики уважали больше других). А вот отношение
государства большевиков к католицизму. Посмотрим еще два документа. Первый:
«Протокол антирелигиозной комиссии. (т.Попов Н.Н.)
П о с т а н о в и л и :
42. 1) Принять следующие предложения антирелигиозной комиссии:
а) Разрешить групповое преподавание католическим детям катехизиса перед
конфирмацией;
б) добиваться замены польских ксендзов немецкими или итальянскими.
в) Продлить следствие по делу Тихона и не возражать против изменения меры
пресечения и тем из сопроцессников его, которые публично покаятся в своих
преступлениях.»
И второй: «Секретарь ЦК Отпечат. в 1 экз. Секретарю ЦК РКП тов.
СТАЛИНУ.
ИЗ САНТА МАРГЕРИТА ЛИГАРЕ № 3 90 мин. 17/V. 0,40 НАРКОМИНДЕЛ, Москва.
Пиццадо помощник Гаспарри от имени Папы просит освободить Тихона кстати
предлагает купить взятые из церквей предметы культа и отставит их как
(пропуск I группы) у епископа Цеплека зпт а деньги немедленно вручат нам
абзац Это соблазнительно зпт но передача православных церковных предметов
католикам вызовет бурю в России тчк Ответьте немедленно НрIII (спец Цибизов
16/V-22) Ч И Ч Е Р И Н».
Как видно, к католической церкви большевистское правительство относится
вполне лояльно и даже готово идти на сотрудничество, если бы не опасение
«бури в России».
Также лояльно (если не более того) большевистское правительство относится и
к евангельским христианам баптистам. Вот что пишет в своих мемуарах первый
президент Всероссийского Союза Евангельских христиан баптистов г. Проханов:
«В основе политики большевиков в отношении религиозных организаций была
свобода для всех, за исключением тех групп и священства, которые
участвовали в политической оппозиции новому режиму. Одним из первых
шагов советского правительства был декрет об отделении церкви от
государства. В соответствии с провозглашенным декретом православная церковь
теряла финансовую поддержку государства... Миллионы рублей были изъяты из
церковных касс и это подорвало средства существования Священного Синода,
Духовной академии и других церковных институтов. Большинство священников
были удалены от служения. Но в то же время некоторые из просвященных
священников поняли эти реформы правильно и приняли их...
Таким образом низвержение православной церкви было значительным
достижением, главной базой религиозной свободы... Упомянутый выше декрет об
отделении церкви от государства содержал ясные и недвусмысленные положения,
запрещающие любой вид преследований по
религиозным мотивам и гарантировавшие полную свободу совести... В
практической жизни мы, евангельские христиане, видели факты, подтвердающие
в общем благоприятное отношение советской власти к религиозным группам...
Общим убеждением верующих в России в те годы было и остается, что если бы
Ленин был жив, то в нашей стране не было бы ужасных гонений на христиан со
стороны атеистов." И это христианин пишет о времени, когда по его
собственным словам «…согласно официальной статистике, которая была
опубликована с 1917 по 1922 год в Советской прессе, в общем 1 млн. 800 тыс.
казней было совершено, в том числе
над 28-ю архиепископами, 1404-мя священниками и 8800-а врачами."»
Большевистское правительство пошло так далеко, что выдавало баптистам
удостоверения о праве проведения массовых богослужений и миссионерских
мероприятий. Тот же г. Проханов пишет: «В некоторых местах, когда наши
проповедники и миссионеры показывали удостоверения, выданные Советами в
Петрограде, им немедленно оказывалась помощь и в аренде, по возможности
крупных залов, и в разрешении печатать объявления о приглашении людей на
Богослужения, и в развешивании этих объявлений на улицах". Приходит на
память меткая русская поговорка «Кому война, а кому мать родна»

5. Существование РПЦ в условиях государства, объявившего уничтожение
Церкви своей
задачей, становилось все более и более сложным, и руководство РПЦ в 1927 г.
добивается, наконец (путем значительных уступок), признания за РПЦ
легального положения. 29 июля 1927 года заместитель патриаршего
местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) издает «Послание к
пастырям и пастве», известное как «Декларация 1927 года».
В Декларации подчеркивалась патриотическая позиция РПЦ в новых
исторических условиях: «Мы хотим быть православными и в то же время
сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи
которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи».
До сегодняшнего дня многие не понимают значения этого документа и подчас
осуждают м. Сергия за этот шаг навстречу богоборческой власти большевиков.
Но именно этот шаг позволил сохранить Православную Церковь не как музейный
экспонат, не как ушедшую в подполье секту, а как Церковь – Богочеловеческий
организм. Но эти значительные уступки государству не сильно повлияли на
отношения большевиков к православной вере. В начале 1929 года за подписью
Кагановича на места была отправлена директива, в которой подчеркивалось,
что религиозные организации являются единственной легально действующей
контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. Этим фактически была
дана команда к широкому применению административных и репрессивных мер в
борьбе с религией. Верующим родителям запрещалось обучать началам религии
своих детей. Началось массовое закрытие храмов. Из сохранившихся к 1928
году 30 тысяч приходов в 1928 г. было закрыто 534 церкви, в 1929 г. – 1119.
И далее нарастающими темпами. В Москве из 500 храмов к 1 января 1930 г.
осталось только 224. В 1931 г. был взорван храм Христа Спасителя. Закрытие
храмов и уничтожение святынь сопровождалось арестами, ссылками и высылками
священнослужителей и мирян, этапированием их в места заключения, где уже
томились тысячи священников и десятки архиереев. В 1932 году «Союз
воинствующих безбожников» принял пятилетний план:
1 год – добиться закрытия всех духовных школ и лишить священнослужителей
продовольственных карточек;
2 год – провести массовое закрытие церквей запретить изготовление предметов
культа;
3 год – выслать всех служителей культа «за границу» (все, конечно, понимали
что значит эта «заграница»);
4 год – закрыть оставшиеся храмы всех религий;
5 год – закрепить достигнутые успехи.
Однако план «воинствующих безбожников» провалился. Даже после невиданных,
кровавых репрессий 1936-1937 годов (т.н. «ежовские» репрессии), не
прошедших мимо членов РПЦ, перепись 1937 показала, что 2/3 сельского
населения и 1/3 городского продолжают считать себя верующими! После этого
большевистское государство отказалось от метода совмещения репрессий и
антирелигиозной пропаганды и снова перешло к физическому уничтожению РПЦ.
За 1937 год было закрыто более 8 тысяч храмов. По ложным обвинениям были
расстреляны тысячи священников и мирян. Многие погибли в застенках НКВД, в
лагерях и в ссылках.
К 1939 году во всей стране оставалось около 100 открытых храмов. Скоро
очень скоро ожидалось торжественное закрытие последнего храма.

6. 22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз. И впервые за всю
историю
богоборческого государства его руководитель – И. В. Сталин начал свою речь
не обращением “товарищи”, а давно забытым “братья и сестры”. РПЦ
откликнулась на призыв о защите отечества, верная традициям св. князя
Александра Невского, св. князя Дмитрия Донского и других защитников русской
земли. Наша Церковь, забыв о нанесенных ей большевистским государством
ранах, призвала верующих встать на защиту родной земли. Митрополит Сергий в
первый же день войны написал и собственноручно напечатал на машинке
“Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви”. В нем он пишет
“Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа…Благославляет она
небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг… Церковь
благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины.
Господь нам дарует победу”.
За годы войны РПЦ не только призывала верующих исполнить свой долг защиты
родной земли, но и собирала денежные средства на вооружение. На собранные
верующими средства была построена танковая колонна имени Дмитрия Донского.
Всего за годы войны было собрано более двухсот миллионов рублей.
Грозная опасность, нависшая над самим существованием нашего государства,
необходимость всенародного единения для победы над врагом, патриотическая
позиция Русской Церкви побудили Советское правительство к изменению
религиозной политики.
Начали открываться приходы, многие из оставшихся в живых священников были
освобождены из лагерей и смогли возобновить служение в храмах. В советской
печати практически прекратилась антирелигиозная пропаганда. Особое значение
имела беседа трех митрополитов (м. Сергия, м. Алексия и м. Николая) с И. В.
Сталиным, состоявшаяся 31 августа 1943 года. Результатом беседы явилось
возобновление архиерейских соборов, открытие духовных школ, началась
подготовка Поместного собора. Показательны в этом отношении слова,
сказанные Председателем Совета по делам РПЦ при Совнаркоме Г. Г. Карповым
на встрече с членами архиерейского собора 24 ноября 1944 года: «Те явления,
которые сейчас происходят в жизни Церкви, не носят временного характера».
Эти слова выражали основной принцип новой религиозной политики
государственной власти, которая продолжалась 15 лет. Но этот мирный в
отношениях РПЦ и государства период не мог продолжаться долго в условиях
большевистской власти.

7. В 1958 году большевистское государство, руководимое в тот период Н.
С. Хрущевым, вновь изменило свою политику в отношении РПЦ. По всей
видимости причиной этого стали обнаружившиеся тогда разногласия внутри
руководства коммунистической партии и экономические трудности в управлении
страной. В связи с этим руководство решило отвлечь народ от насущных
проблем, заменив эти проблемы борьбой с религией и РПЦ в первую очередь.
Впервые после эпохи “Воинствующего безбожника” журналы и газеты наполнились
антирелигиозными статьями с кощунственными выпадами против святынь. Эта
кампания отличалась широким привлечением ренегатов. Вышла в печать брошюра,
составленная бывшим преподователем Одесской семинарии Е. Дулуманом. В
печати появились заявления бывших священников П. Дарматского, А. Спасского
и А. Осипова об отречении от Бога. После такой подготовки по стране
прокатилась волна закрытия храмов под разными предлогами: ветхостью зданий,
тем, что вблизи храма находится школа, что храм мешает движению транспорта
и т. д. Всего за период хрущевских гонений было закрыто около половины
храмов – если в 1959 году насчитывалось 14 тысяч приходов, то к 1961 году
только 8 тысяч. Одновременно сокращается количество служащих священников.
Необходимо отметить, что второй особенностью хрущевских гонений была их
бескровность. Почти не было арестов, только несколько священников были
осуждены по сфабрикованным делам в основном за финансовые нарушения.
Однако в связи с происшедшими перестановками в руководстве страны,
хрущевские репрессии в отношении РПЦ постепенно сошли на нет. Но тот подъем
духовной жизни народа, который происходил в период 1943 – 1958 годов, уже
не вернулся.

8. Наступил последний период в эпохе большевистского управления страной.
Этот период затишья в отношениях государства и РПЦ характеризовался
медленным сокращением количества храмов, закрывавшихся по
необходимости (например, прекращение существования деревни). Новые
храмы открывались очень редко. Снижалась посещаемость храмов, т.к.
пожилые люди умирали, а большую часть населения страны стало
составлять поколение, выросшее в эпоху жесткой антирелигиозной
пропаганды. Вместе с тем участились случаи обращения людей,
воспитанных в атеистических семьях. В результате частичной
нормализации отношений РПЦ и государства был открыт ряд Духовных
учебных заведений, увеличилось число обучающихся в них. Московская
Патриархия несколько раз осуществляла издание Библии, общий тираж
Библии за период с 1976 по 1983 год составил 300 тысяч экземпляров.
Объявление государством перемен во всех сферах жизни общества, получивших
название «перестройки», позволило изменить к лучшему положение дел в РПЦ.
Подготовка к юбилейным торжествам – Тысячелетию крещения Руси в 1988 году
позволила увеличить число приходов, государство стало передавать Церкви
отобранные ранее храмы, разрешило открыть воскресные школы.

Заключение

9. Сегодня Церковь восстанавливает свое значение в среде народа в сложных
условиях.
В отличие от условий большевистского периода, РПЦ получила большую свободу,
но еще большей свободой пользуются всевозможные культы, секты, общества
колдунов и астрологов. В наших школах часто с большим удовлетворением
приглашают последователей Муна или Свидетелей Иеговы, чем православного
священника. В условиях сложной экономической ситуации в стране РПЦ,
существующая исключительно на средства прихожан, не может состязаться по
количеству и полиграфическому качеству миссионерской литературы с
миссионерами-протестантами, несущими учение чуждое нашему народу. Многие
расценивают принятие закона о свободе совести, как «огосударствление
церкви», но практика показывает, что при внешнем уважении к традиционной
русской религии и ее носительнице – Русской Православной Церкви,
сегодняшнее руководство государством совершенно безразлично к нуждам РПЦ.
Примером может быть ситуация с показом фильма «Последнее искушение Христа».
И католики, и протестанты, и даже мусульмане предупреждали, что фильм -
недопустимо кощунственный, но правительство так и не запретило его показ по
телевидению. Отказ НТВ выполнить просьбу Патриарха (отказаться от показа
этого фильма) лишает кого бы то ни было возможности утверждать, будто
православие в России является чем-то государственно-обязательным. Другой
пример. Несмотря на многочисленные просьбы о передаче РПЦ в Санкт-
Петербурге одной из великих святынь русского православия – храма «Спаса-на-
крови» правительство продолжает удерживать его в качестве музея. И все же
РПЦ живет и развивается. Из года в год открываются новые храмы, создаются
новые приходы, открываются воскресные школы, православные классы в обычных
государственных школах. Проводятся православные конференции, выставки,
фестивали (например Рождественские чтения, которые проводятся каждый год в
Москве). В этом году восстановлена традиция предпасхальной Лазаревой
ярмарки, на которой были выставлены изделия, изготовленные детьми и
взрослыми в кружках рукоделия воскресных школ Санкт-Петербурга. РПЦ
насчитывает на сегодняшний день 125 епархий, на всех континентах есть
приходы РПЦ. Во всех часовых поясах проводятся православные богослужения и,
потому, ни на минуту не прерывается православное богослужение.



Литература:

1. Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
«Стояние в вере».
2. Владимир Цыпин, протоиерей.
«История Русской Православной Церкви».
3. Георгий Митрофанов, протоиерей.
«Лекции по истории Русской Православной Церкви ХХ век».
4. Дмитрий Поспеловский.
«Православная Церковь в истории Руси, России и СССР».
5. Проханов И.С.
«В котле России», изданна в 1992 году Всемирным союзом евангельских
христиан.





Реферат на тему: Охранительно-консервативная деятельность русской церкви

Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов



Реферат:

Охранительно-консервативная деятельность церкви.



Выполнила студентка

факультета культуры
II курса 4 группы СКД
Березина О.А.
Преподаватель: проф. Соколов А.В.



Санкт-Петербург

2002

Содержание


1. Введение. с.2-3
2. Еретические учения XIV-XVI веков и борьба с ними. с.4-6
3. Антиеретические соборы русской
православной церкви в XVI веке. Стоглавый Собор.
Ересь Башкина и Косого. с.7-9
4. Распространения невежества среди духовенства. с.10-11
5. Отчуждение духовенства от европейского Возрождения с.12-16
и Реформации.
6. Заключение. с.17
7. Литература. с.18



1. Введение

XIV – XVI века характеризуются в русской истории как период возвышения
Московского княжества, начала объединения русских земель вокруг Москвы,
складывания Централизованного Русского государства, усиления самодержавия в
попытке подорвать авторитет церкви.
Значительный успех в объединительной деятельности московских князей
заключается и в том, что политический центр их княжества – Москва – со
временем получил значение церковной столицы Руси.
Перенесение престола митрополита в столицу Московского княжества имело
серьезное последствие для его судеб. Во-первых, нити церковной жизни,
далеко расходившиеся по Руси от центра православной церкви, соединяли
теперь ее области с Москвой и облегчали объединительную деятельность
московских князей. Во-вторых, православная церковь, которая пользовалась
данными ей монгольскими ханами привилегиями, обладала большими
материальными богатствами, которые теперь стали стекаться в Москву,
способствуя ее экономическому усилению. Это обстоятельство также облегчало
московским князьям собирание соседних земель. В-третьих, факт перенесения
митрополичьей кафедры в Москву произвел большое впечатление на население
Руси, оно стало смотреть на действия московских князей, авторитет которых
поддерживался самим митрополитом, с большим доверием. И, наконец, в-
четвертых, московские князья получили в свои руки аппарат, ветви которого
расходились далеко за пределы их княжества, аппарат, который проводил в
соседних княжествах подготовительную работу, способствующую их объединению
с Москвой.
Несколько слов об исторической оценке деятельности православной церкви
в этот период. В деятельности любой религиозной организации есть две
стороны, два направления. И хотя в жизни они очень тесно переплетены, их
всегда следует отличать. Во-первых, церковь предстает перед нами как
религиозная организация, распространяющая религиозное, ненаучное
мировосприятие. Во-вторых, церковь является политической организацией,
которая выполняет в классово-эксплуататорском обществе функцию
идеологической защиты власти правящих классов, идеологического оправдания
политики этих классов.
Церковь как идеологическая организация, пропагандирующая ненаучное,
религиозное мировоззрение, как организация, ставящая между человеком и
действительностью стену в виде мифического бога, заставляющая человека
понапрасну растрачивать силы для достижения несуществующей загробной
жизни, всегда играет реакционную роль. Идеи смирения, не сопротивления,
суетности единственно реальной земной жизни, "примирения с существующим
положением в классово-эксплуататорском обществе всегда консервативны, они
мешают прогрессу, тормозят его.
Сложнее обстоит дело с оценкой политической деятельности церкви.
Религиозные организации, как политические силы, всегда представляют собой
идеологический аппарат того или иного класса. И оценка их участия в
общественной жизни — вообще или в данный момент— всецело зависит от того,
какое место и какую роль в общественной жизни играет класс или социальная
группа, интересы которой выражает данная религиозная организация.
Политическая деятельность религиозной организации может быть оценена как
прогрессивная или реакционная в зависимости от того, прогрессивна или
реакционна деятельность класса, выразителем интересов которого является эта
организация.
В той мере и в той степени, в какой политическая деятельность русской
православной церкви соответствовала объединительной политике московских
князей, исторически необходимой и прогрессивной, она способствовала
общественному прогрессу.
Однако нельзя забывать о том, что, помогая объединительной деятельности
московских князей, церковь преследовала свои корыстные цели, заботясь о
собственных богатствах, накапливая их путем усиления эксплуатации
трудящихся.
Эксплуататорская сторона деятельности русской православной
церкви вызывала сильный протест и возмущение трудящихся. Этот протест нашел
свое выражение в возникшей в середине XIV века в Новгороде ереси
стригольников, а в период царствования Ивана III, выдвинувшего вопрос о
частичной секуляризации церковных владений, в ереси так называемых
жидовствующих, нового еретического течения, во многом являвшегося
продолжением стригольничества.
В дальнейшем речь пойдет о причинах возникновения этих течений,о борьбе
с ними Православной церкви, выраженной в проведении антиеретических
соборов, об отчуждении духовенства от Европейского Возрождения и Реформации
в стремлении сохранить православное вероучение.
2. Еретические учения и борьба с ними.


Стригольничество.
Как уже говорилось, эксплуататорская сторона деятельности русской
православной церкви вызывала сильный протест и возмущение трудящихся. Этот
протест нашел свое выражение в возникшей в середине XIV века в Новгороде в
ереси так называемых стригольников. Наши сведения об этой ереси очень
скудны, литературные памятники самих стригольников не сохранились,
сообщения о еретиках можно найти только в обличительных документах их
противников. Неясно даже значение слова “стригольник”. Одни исследователи
считают, что это название имеет отношение к основному занятию еретиков
(стрижка овец), другие связывает с особым обрядом посвящения в секту —
пострижением[1].
По всей вероятности, одной из причин, породивших движение
стригольников, был протест против непомерного роста тех поборов, которыми
православное духовенство облагало население. Стригольники резко выступали
против мздоимства духовенства, против назначения церковнослужителей на
приход за плату, отрицали необходимость церковной иерархии, отвергали
таинство причащения, исповеди, говорили о вреде поклонения иконам, ставили
под сомнение культ христианских святых.
Это лжеучение появилось в Новгороде. Его руководители — Карп-
стригольник и Никита-диакон нападали сначала на беспорядки духовенства, а
потом стали отвергать иерархию Церкви, утверждая, что епископы и
священники поставляются и поставляют "на мзде" (т. е. за плату). Отвергая
священство, они с вместе тем отвергали и Таинства, совершаемые священными
лицами. Отвергали и поминовение умерших, как источник доходов для
духовенства: они сами поставляли себе учителей по выбору народа, без
всякого посвящения. В 1375 году Никита и Карп были казнены (сброшены с
моста в Волхов[2]). Однако стригольничество на этом не прекратилось. Из
Новгорода движение перекинулось во Псков. И интересно отметить, что
псковские еретики выступали не только против церкви, но и против
монашества. Здесь открыто проявилось недовольство быстро развивавшимся
монастырским землевладением. Кроме того, Псков, враждуя с Новгородом,
тяготился властью Новгородских князей, которые, со своей стороны,
тяготились зависимостью от митрополитов, пребывающих в Москве; Русская
Церковь, раздираемая “церковной смутой”, или вовсе оставалась без иерарха,
или управлялась часто сменяемыми митрополитами. Наконец, дело о лжеучении
дошло до Москвы. Патриарх Нил поручил святому Дионисию, Суздальскому
архиепископу, находящемуся в Москве в 1387 году, посетить лично
новгородскую паству и употребить ревностные попечения об истреблении
пагубного учения стригольников. Патриарх прислал с ним две увещательные
грамоты, в которых объяснял необходимость священноначалия,
несправедливость пренебрежения к священству на основании недостойной жизни
некоторых духовных лиц и, наконец, различие между мздою за посвящение и
вознаграждением необходимых расходов. По свидетельству Никоновской
летописи, святой Дионисий совершенно прекратил мятежи и соблазны в
Новгороде и Пскове, но прекратил их только наружно и на некоторое время,
потому что действия стригольников продолжались еще долго. После
обличительной грамоты, присланной в Новгород Патриархом Антонием
(преемником Нила), московский митрополит Фотий в 1416 году написал
послание псковитянам. Он выражал свою глубокую скорбь о пагубной ереси;
ободрял православных мыслью, что сколько ни было еретиков и раскольников,
как ни нападали они на Церковь Божию, сами все погибли, а Церковь осталась
непоколебимой. Он приводил целый ряд правил, строго запрещающих производить
раскол в Церкви и отделяться от епископа или священника, пока тот и другой
по законному суду не будут лишены своего сана. Наконец, убеждал
православных псковичей, чтобы они сами поучались Божественным заповедям, а
стригольников старались вразумлять и наставлять на путь истины.
Увещания митрополита не остались без действия. Псковитяне ревностно
принялись за стригольников, стали отыскивать их и казнить. Обо всем этом
псковитяне сообщали митрополиту. Фотий хвалил их усердие и советовал впредь
так поступать, но не одобрял того, что они наказывали еретиков смертными
казнями. Тех, которые не обратились, велел, как и прежде, увещевать, а если
не послушают, наказывать, но только сносными наказаниями или заточением.
Псковитяне переменили образ своих действий и стали заключать пойманных
стригольников в темницы на всю жизнь. Эта мера и стала причиной уничтожения
лжеучения.
Пагубное учение стригольников, распространявшееся в продолжение
50 лет, было плодом своего времени, произведением той почвы, на которой
появилось и развилось. Резкие примеры святокупства, случавшиеся тогда в
Москве при поставлении митрополитов Русских (например, Романа и Пимена),
очень естественно могли возбуждать многих против самих патриархов. В
Новгороде ересеначальники могли указывать на поборы митрополитов при
месячном суде, а в Пскове на пошлины, собираемые в пользу Новгородских
князей их наместниками. Укоры против пастырей Церкви и иноков за
соблазнительную и нетрезвую жизнь подтверждались грамотами святителей
Алексия и Фотия, обращенными к духовенству. Кроме того, новгородцы и
псковитяне постоянно допускали народное участие в церковных делах, сами
избирали и сменяли своих владык. Поэтому именно здесь легче могло
образоваться восстание против духовенства, открытое неповиновение и,
наконец, отлучение от самой Церкви.
Ересь жидовствующих.
В конце XV века в Новгороде вспыхивает новое еретическое движение так
называемых жидовствующих. Во главе его стояло плебейское духовенство,
которое не входило в состав феодальной иерархии и не имело доли в
богатствах высшего духовенства1. Во многом новая ересь была продолжением
стригольничества, ее сторонники отрицали догмат о троичности бога, о
божественности Иисуса Христа, не верили в таинство причастия, отказывались
почитать иконы, отрицали необходимость церковной иерархии. Жидовствующие
затрагивали вопрос и о церковном землевладении.
Появление ереси жидовствующих связывается с именем Схарии (Захария),
пришедшим в 1470 году в Новгород в свите киевского князя Михаила,
призванного новгородцами к себе на княжение. Схария был хорош знаком с
естественными науками (алхимией). Он сумел обольстить легковерных мнимыми
чудесами магии и совратить их в ересь, так, в числе обманутых Схарией
оказались священники Дионисий, Алексий и софийский протопоп Гавриил. В 1480
году великий князь Иоанн пригласил в Москву священника Алексия —
протопопом в Успенский собор, а Дионисия — священником в Архангельский;
сюда перешла с ними и ересь. Они оказались людьми кроткими, воздержанными,
праведными и тайно рассеивали лжеучение. Действуя тайно и хитро, они нашли
себе слушателей даже при дворе, таковыми были: близкий к великому князю
дьяк Феодор Курицын с братом Иваном Волком. Это обстоятельство было весьма
благоприятным для быстрого распространения ереси, так как она оказалась под
защитой людей, которые занимали важные места в Церкви и в государстве. Так
прошло несколько лет.
В Новгороде архиепископ Сергий, слабый духом и телом, нелюбимый
народом, видел опасность в быстро распространяющейся ереси, но действовать
против нее не мог. Положение изменилось, когда на Новгородской кафедре
появился мужественный, деятельный, твердый Геннадий, архимандрит
московского Чудова монастыря. После прибытия к пастве он открыл
существование тайного общества и донес об этом великому князю и
митрополиту, а сам приступил к розыску. Некоторые из еретиков были уличены
и преданы казни. Со своей стороны, ревностный Геннадий, руководствуясь
строгим указом государя, действовал успешно. В Новгороде еретики
присмирели: одни принесли раскаяние, другие подверглись заточению.
Положение в Москве было иное: здесь ересь находила покровительство, с
одной стороны, в Курицыне, с другой — в новом митрополите Зосиме, и
несмотря даже на то, что по воле Иоанна в Москве 17 октября 1490 года был
открыт Собор, на котором допросили еретиков, обличили их, предали
проклятию, некоторых сослали в заточение, других отправили в Новгород к
святителю Геннадию, который подверг еретиков всенародному позору.
Постепенно лжеучение утихло, но втайне продолжало распространяться в
Москве. Зосима не только давал волю злу, но и наказывал смелых обличителей
нечестия. Даже в Новгороде еретики употребляли во зло снисходительность
святого Геннадия, исходатайствовали себе свободу лицемерным покаянием и
разнесли свое нечестивое учение по многим городам и селам. Всеобщее
ожидание кончины мира, оказавшееся напрасным, дало им повод с бесстыдной
наглостью смеяться не только над ожиданием христиан, но и над самими
догматами православия.
Позже ересь снова усилилась в Новгороде. Тогда Геннадий призвал на
помощь преподобного Иосифа Волоколамского: они оба стали действовать
решительно, несмотря на силу ереси при дворе. Хотя митрополит Зосима
принужден был в 1494 году оставить кафедру, но для искоренения зла нужно
было участие Церкви, нужен был новый Собор, который и был созван Иоанном в
1503 году. В числе заседавших на Соборе был и игумен Волоколамский, он
требовал казни еретиков. Жидовствующие были столь дерзки, что решились
открыто защищать свое учение. Но проникнутое силой Слова Божия и Писаний
Отцов Церкви слово Иосифа обличало и опровергало их; важнейшие из еретиков
были осуждены на смерть и всенародно сожжены в клетке; другим вырезали
языки, иных заключили в темницы. Так, закончились борьба с ересью, которая
распространялась тайно, свирепствовала долго и сильно.
Надо отметить, что сам жидовский элемент был внесен в учение ереси
самим Схарией или людьми, пришедшими с ним в Новгород.
Весьма болезненно было для Церкви Русской появление в ее недрах
совершенно противной христианству ереси. Но в то же время отрадой и славой
Церкви были два ревностных деятеля - неутомимый в подвигах святой
архиепископ Геннадий и искренно благочестивый учитель чистой веры
преподобный Иосиф Волоколамский.



3.Антиеретические соборы русской
православной церкви в XVI веке. Стоглавый Собор.

Ересь Башкина и Косого.


Собор 1504 года.
В конце 1504 года в Москве собрался церковный собор, осудивший
еретиков, от которых вынужден был отступиться царь. Враждовавшие между
собой “нестяжатели” (глава постриженик Кириллова монастыря Нил Сорский) и
“иосифляне» (глава Иосиф Волоцкий) дружно выступили против еретиков и
добились принятия решения о расправе над ними. Для большего устрашения
низших и средних слоев населения, для окончательного искоренения ереси
церковники решили казнить еретиков в обоих главных центрах возникновения и
распространения ереси: в Москве и в Новгороде. В специально построенных
клетках в Москве сожгли Ивана Курицына, Ивана Максимова, Дмитрия
Пустоселова, в Новгороде — Некраса Рукавова, Ивана Черного и многих других.
Однако светская власть, вынужденная отступиться от жидовствующих,
требования которых она пыталась использовать в своих целях, не отказалась
от своих устремлений. По мере того как социальная база государства в лице
дворянства и горожан укреплялась и становилась более мощной, государство
усиливало натиск на имущественное положение и относительную независимость
русской православной церкви. На церковном соборе 1580 года светская власть
сумела провести решение о том, чтобы архиереям и монастырям вотчину
служилых людей не покупать, в заклад по душе не брать и никакими способами
своих владений не увеличивать; вотчины же, приобретенные или взятые в
заклад архиереями и монастырями до принятия данного решения, отбирались в
государственную казну, а царь сам должен был решать, платить за них долги
или нет1. Во всяком случае, определенного ограничения церковных земельных
владений светская власть добилась. Правда, последовавшая вскоре неспокойная
и бурная событиями эпоха так называемого “смутного времени” мало
способствовала проведению в жизнь этого решения. Но почин был сделан,
светская власть добилась первого успеха в своем наступлении на церковное
землевладение.
Церковные соборы 1551 и 1553 годов.
В 1551 году по желанию Ивана IV в Москве собрался Церковный собор.
Положение не только государства, но и самой Церкви требовало соборных
совещаний. Церковь на восточной окраине Русского царства испытывала
внешние бедствия от врагов Казанского царства, которые при вторжениях
грабили и разрушали храмы, попирали святыню, отводили в плен
священнослужителей и многих пленных христиан доводили до измены в вере и
отечеству.
Во внутреннем состоянии Церковь страдала от буйства правителей
государства. Когда царь, еще юный, но совращенный с истинного пути
боярами, уже терял уважение к постановлениям церковным, когда и сами
пастыри увлекались смутами правления, неизбежно возникали беспорядки во
внутренней жизни Церкви. В действительности, явное пренебрежение
христианских обязанностей, нарушение церковных уставов, нравственные
беспорядки в духовенстве, взаимное невнимание и презрение между
духовенством и мирянами, — все это ясно и сильно представляет Стоглавый
Собор.
Предметы рассуждений Собора разделены на сто глав, откуда и получил
имя Стоглавого. В этих главах изложены царские вопросы Собору, ответы на
них и некоторые соборные постановления. Собор рассуждал о богослужении и
церковных уставах, об иконах, о богослужебных книгах, о благочинии в
храмах, о чине совершения таинств, о крестном знамении, о произношении
аллилуйи, об избрании и поставлении священнослужителей, о благочинии
черного и белого духовенства, о церковном суде, о содержании храмов, об
исправлении общественных нравов и обычаев. Догматов веры Собор не касался.
Каковы достоинства постановлений Стоглавого Собора? Следует сказать,
что многие постановления Собора были полезны для Церкви. Таковы являются
следующие постановления: об учреждении училищ при церквах, об учреждении
старост для надзора за благочинием духовенства, мысль об исправлении
церковных книг, об истреблении соблазнительных пороков духовенства,
суеверий и зловредных народных обычаев. Некоторые особенные постановления
Собора были весьма полезны для жизни общественной, как например,
постановления о богаделенных домах, о выкупе пленных, о принятии в
церковные училища детей гражданских сословий; с добрым намерением Собор
предохранял отечество от иноземных обычаев, с доброю мыслью обращал
внимание на крестьян (епископских и монастырских) и людей, скитающихся по
миру для собирания милостыни, открывая последним способы получать
пропитание честными трудами, облегчая состояние первых через ограничение
роскоши и корыстолюбия в монастырях.
Но при всем этом нельзя не заметить недостатков и даже погрешностей в
решениях Собора, которые уничтожают его достоинство и лишают канонической
важности в Церкви (таковыми, например, являются главы о двуперстном
сложении для крестного знамения).
Итак, Стоглавый Собор не имеет канонического значения для Русской
Православной Церкви, как допустивший заблуждения, сделавшиеся впоследствии
опорой суеверия и расколов в среде русских святителей.
Спустя два года снова был созван Собор по следующей причине:
появилась, особенно в северных монастырях, ересь Матвея Семенова Бакшина
(или Башкина). Вот сущность этой ереси:
1.Бакшин хулил Иисуса Христа, отрицая Его равенство Отцу.
2.Тело и Кровь Господа называл простым хлебом и вином.
3.Не признавал таинства покаяния по чину православной Церкви. 4.Отвергал
достоинство внешних учреждений церковных. “Что такое Церковь? — говорил он.
— Собрание верных? Итак, эти храмы — ничто, иконы — идолы”1.
5.Отеческие предания и жизнеописания Отцов называл баснословием и обвинял
во властолюбии Отцов Вселенских Соборов: “Все для себя они писали, —говорил
Бакшин, — чтоб им всем владеть—и царским и священническим”2. Кроме этого,
Бакшин рассеивал много и других плевел, подкрепляя свое учение неправильным
толкованием разных мест Святого Писания.
Ересь Бакшина очевидно сходна с ересью жидовствующих, но наставниками
его были литовские протестанты: аптекарь Матвей и Андрей Хотеев.
Вольномыслие Бакшина имело своих последователей, особенно известными
стали Феодосии Косой, распутный бродяга, и его товарищ Игнатий. Феодосий
был слугою одного боярина в Москве, но, обокрав его, бежал на Белоозеро и
постригся в монашество. За распространение нечестивых мыслей он (в 1555
году) был взят в Москву, но и отсюда бежал вместе с Игнатием, и оба
скрылись в Литве. Здесь, сбросив с себя монашество, оба женились: Косой на
жидовке, Игнатий на польке, и стали новыми проповедниками.
Косой оставил в северной России семена своих лжеучений. Мысли его
сильно тревожили клирошан Хутынского монастыря. Учение Косого было
совершенно сходно с ересью Бакшина. Только Косой был наглее Бакшина и,
начитавшись социнианских книг, нагло высказывал самые дерзкие выходки
Социна. Он прямо выставлял только один разум источником знания
человеческого; прямо говорил, что смерть человеку естественна, а не есть
плод вольного греха; троичности Лиц в Божестве и воплощения Сына Божия
решительно не допускал; над всем внешним устройством церковным, над святыми
иконами и прочим нагло насмехался.
Монах Зиновий, ученик преподобного Максима Грека, сосланный в Отенский
монастырь (недалеко от Новгорода) после заточения его учителя, написал
здесь целую книгу против ереси Косого3.



4.Распространения невежества среди духовенства.


В конце XV-начале XVI веков существовала проблема даже не столько
образования народа, сколько его простой грамотности. Не стоит разбирать и
степени грамотности всего населения (относительно которой никакие
статистические утверждения невозможны), стоит ограничиться лишь той частью
населения, для которой грамотность была ремеслом, то есть древним русским
духовенством. Если найти, что даже это сословие долго не имело никаких
средств достигнуть хотя бы простой грамотности, то этот факт сам по себе
покажет, как судить об образовании других сословий Древней Руси.
Ряд свидетельств о грамотности старинного духовенства открывается
известным уже нам показанием новгородского архиепископа Геннадия. Известно
то зло, против которого пришлось Геннадию бороться1; тепер

Новинки рефератов ::

Реферат: Планирование фонда оплаты труда (Предпринимательство)


Реферат: История и архитектурный ансамбль Новгородского Свято-Юрьева монастыря (Искусство и культура)


Реферат: Политическая социализация (Политология)


Реферат: Радуга изнутри (Психология)


Реферат: Династия Романовых. Биографии царей и цариц (История)


Реферат: Финал девятой симфонии Бетховена (Музыка)


Реферат: Банковские риски (Банковское дело)


Реферат: Крымское ханство (История)


Реферат: Билеты по биологии 10 класс (Биология)


Реферат: Международная маркетинговая программа СП «Инволюкс» ООО (Маркетинг)


Реферат: Аккумуляторные батареи (Технология)


Реферат: Ідейно-тематичний перегук поезії 20-х і 60-х років ХХ ст. як втілення генетичної спадкоємності ренесансних поколінь (Литература)


Реферат: Феофан Грек (Искусство и культура)


Реферат: Обманные приемы и уловки в общении. Возможности противостояния (Психология)


Реферат: Выбор материала и расчет параметров обделок вертикальных стволов метрополитенов (Технология)


Реферат: Государственный Исторический Музей (Доклад) (Культурология)


Реферат: Автоматизированные системы управления (Программирование)


Реферат: Перепись населения России 2002 года (Социология)


Реферат: Психогенные сексуальные расстройства (Психология)


Реферат: Растения семейства Сложноцветные (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист