|
Реферат: Демографическая ситуация и социальная политика Российской Федерации (Социология)
Государственная Академия Сферы Быта и Услуг ______________________________________________
Кафедра Социологии и социальной работы КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: Демографическая ситуация и социальная политика Российской Федерации.
Группа: СД 2-1
Научный руководитель: Чистякова Н.А.
Москва 1999
Содержание:
Введение 3
1. Данные о численности населения 4
1.1 Перепись населения как инструмент оценки демографической ситуации 4
1.2 Демографическая политика 6
2. Демографическая ситуация в Российской Федерации 7
2.1 Демографическая политика в России: успехи и поражения 9
3. Социальная политика Российской Федерации 12
3.1 Специфика современного российского государства как основного социального института общества 12
3.2 Социальная политика государства 13
Заключение 22
Список литературы 23
Введение
Для своей курсовой работы я выбрала тему "Демографическая ситуация и социальная политика в Российской Федерации". Эта тема интересна мне по нескольким причинам: во-первых, сложность демографической ситуации в России очевидна для большинства населения России. Средства массовой информации, периодически поднимая эту тему, информируют людей, приводя страшные цифры статистики. Мы являемся наблюдателями "старения нации". Поэтому в своей работе я постаралась раскрыть само понятие "демография", показать в числах статистических исследований тенденции демографических процессов в России, проанализировать ситуацию. Во-вторых, демографическая ситуация через демографическую политику тесно связана с социальной политикой государства. В главе, посвященной социальной политике, я постаралась раскрыть основные принципы, аспекты и особенности социальной политики в Российской Федерации, тем более, что эта тема затрагивает интересы всех проживающих на территории России.
1. Данные о численности населения
Я считаю, что данная тема не будет раскрыта полностью без уточнения самого понятия "демография". "Демография- это наука о законах воспроизводства населения в их общественно-исторической обусловленности. Демография изучает закономерности явлений и процессов, из которых в совокупности складывается процесс воспроизводства населения (рождаемость, смертность, брачность), половозрастную и брачно-семейную структуры населения, их зависимость от условий жизни, особенностей культуры, факторов природной среды и др. На этой основе демография познает законы (причины) уровня и динамики демографических процессов, разрабатывает прогнозы будущей численности и состава населения, а также меры по управлению демографическими процессами. На сегодняшний момент в демографии все шире и чаще используются методы социологии и социальной психологии"[1].
1.1 Перепись населения как инструмент оценки демографической ситуации
Первая оценка численности населения мира была сделана в 1682 г. родоначальником классической политической экономии англичанином сэром Уильямом Петти. Он считал, что к концу 17 в. численность проживающих на Земле людей составила 320 млн. человек (по современным демографическим оценкам, численность была в то время почти в 2 раза больше). Точные данные о численности населения страны дают переписи - одновременный сбор статистической информации обо всех жителях. Чтобы обеспечить качественное проведение переписи, необходимо обучить счетчиков, которые в один день должны заполнить опросные листы на всех граждан страны с информацией о возрасте, поле, количестве детей в семье, образовании, национальности и пр. Результаты переписей служат основой для государственной социально-экономической политики, планирования экономического роста, доходных и расходных статей бюджета. Переписи населения - чрезвычайно дорогостоящее мероприятие, и поэтому проводить их регулярно - раз в 10 лет, как рекомендует ООН, могут только государства, имеющие достаточные финансовые ресурсы. Побудительным мотивом проведения первых переписей населения было упорядочение налогообложения. К середине 17 в. состоялись переписи в Скандинавских странах, в Австро-Венгрии, в 1790 г. - в США. В течение 19 в. в большинстве европейских (в 1801 г. в Британии, в 1897 г. в Российской империи) и в некоторых латиноамериканских странах впервые были получены официальные данные о численности населения. В странах Азии впервые переписи были проведены только после второй мировой войны, за исключением Индии(1867-1872гг.) и Японии (1920г.). Особенно остро стоит проблема учета населения в развивающихся странах, где нехватка финансовых ресурсов, плохая доступность внутренних районов и неграмотность населения не позволяют получить качественных результатов. Кроме того, при проведении переписей четко прослеживаются две противоположные тенденции: завышения численности населения, из-за соображений престижа и занижения численности населения - в основном для снижения суммы подушевых налогов, приходящихся на одну семью.
1.2 Демографическая политика
Необходимость проведения демографической политики, т. е. воздействия государства на процессы рождаемости, признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения. Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций. В зависимости от демографической ситуации существуют два основных типа политики: 1) направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и 2) направленная на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено как с трудностями морально-этического плана, так и с нехваткой финансовых средств.
2. Демографическая ситуация в Российской Федерации
Вся территория России, за исключением некоторых арктических районов, практически заселена, но заселена крайне неравномерно. Средняя плотность населения - 8.5 человек на 1 кв. км. Средняя плотность населения по европейской части России составляет 27 человек на кв. км, а в азиатской - около 2 человек на кв. км. Наибольшая плотность населения наблюдается в Центральной России, которая уменьшается постепенно к северу, югу и востоку. Демографические показатели - наиболее верные (с точки зрения объективности отражения) индикаторы жизни общества. Они отражают наиболее глубинные тенденции происходящих изменений в социальной сфере жизни общества. Сложность в проведении экономической реформы отразилась в изменении социальной структуры общества и демографической ситуации. Численность населения Российской Федерации (по данным Госкомстата России[2]) на конец 1997 года составила 149,4 млн. человек, в том числе 109,5 млн. горожан (73,2%) и 39,9 млн. жителей села (26,8%). В 1997 году статус официально зарегистрированных безработных имели 1,6% трудоспособного населения (общие размеры скрытой безработицы оцениваются в 14-16%). Неблагоприятны тенденции развития демографической обстановки. Сокращение общего числа россиян за 1997 год превысило 350 тыс. человек (т.е. уменьшилось на 0.3%). В 1998 г. на 1000 человек населения приходилось: родившихся-13 и умерших-11.Уменьшение численности населения отмечается в 49 регионах страны (из 89 субъектов РФ), где проживает 61% всего населения страны. Наиболее заметно уменьшилось за последний год население Чукотки (на 9%), Магаданской (на 6%), Камчатской (на 3.7%), Мурманской, Сахалинской областей. Естественный прирост населения сохраняется только в Калмыкии, Дагестане, Алтае, Туве, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Чечне, Тыве, Сахе, а также Тюменской области. Общий коэффициент естественного прироста по России в среднем равен -0,3. Для современного этапа демографического развития России характерно повсеместное сокращение рождаемости, особенно интенсивное в больших городах. Общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 населения) - 13. Столица-Москва не является исключением. Уровень рождаемости составляет 7.7 промилле (7.7 на 1000 жителей). Такая рождаемость не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. При этом растет общий коэффициент смертности (13,3 человека на 1000 родившихся); в том числе младенческая смертность, наиболее наглядный индикатор уровня социально- экономического благополучия населения, качества жизни, уровня медицинского обслуживания. Число детей, умерших в возрасте до одного года, на 1000 родившихся, - 24,4. Общие коэффициенты брачности - 7,9, разводимости - 3,7.Ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин - 57,7, для женщин - 71,3 года. По приведенным цифрам видно, что государству необходимо принять и запустить в действие программы, способствующие повышению уровня рождаемости, повышению эффективности полового воспитания и оказывать помощь молодым семьям.
2.1 Демографическая политика в России: успехи и поражения
В 1995 году началась работа над глобальным проектом "Половое воспитание российских школьников", который финансировал фонд ООН по народонаселению. 22 апреля 1997 года проект был приостановлен приказом Министерства образования. Фонд ООН по народонаселению заморозил финансирование; из обещанных 750 тысяч долларов не было израсходовано и двадцатой части... Вот еще некоторые тревожные цифры (по данным ООН[3]): в 1997 году почти 240 тысяч девушек-подростков сделали аборт. Заболеваемость сифилисом выросла среди подростков 15-17 лет - в 70 раз, до 14 лет - в 89 раз, от 18 до 19 лет - в 56 раз. Легализовав в 1955 году аборты, Советская власть не позаботилась предложить своим гражданам какую-либо альтернативу. Клиник планирования семьи в СССР не было. В 1972 году Минздрав СССР разослал специальное письмо о вреде гормональных таблеток. В результате к 1990 году меньше 19% женщин пользовались гормональными контрацептивами и внутриматочными спиралями, а по сегодняшнюю пору из 34 миллионов россиянок фертильного возраста 5 миллионов бесплодны - в основном из-за последствий абортов. Для того, чтобы изменить что-то к лучшему в России, в 1991 году возникла Российская ассоциация планирования семьи. Начала РАПС с обучения врачей современной гормональной контрацепции, а к середине 90-х РАПС приняла участие в разработке проекта закона "О репродуктивных правах граждан" и в реализации федеральной программы "Планирование семьи". Первый фактически должен был стать конституцией в области репродуктивного здоровья: в нем впервые в истории России законодательно закреплялись права на деторождение, планирование семьи, использование контрацепции, информацию обо всех ее способах. Документ революционный для нашей страны: в нем впервые прозвучало понятие "репродуктивные права", которое ныне применяется во всем мире. Однако этот документ уже пять лет лежит под сукном в Госдуме, и шансов на принятие у него никаких. Федеральной программе "Планирование семьи" повезло больше: с 1994 года она шла в бюджете отдельной строкой. Упор в ней делался в соответствии с названием на создание по всей стране сети центров планирования семьи, где и взрослые, и подростки могли анонимно и бесплатно пройти медосмотр, поговорить с психологом, получить всю информацию о контрацептивах, а главное - сами контрацептивы. Малообеспеченные, многодетные и студенческие семьи бесплатно обеспечивали самыми современными гормональными таблетками, разумеется, только по желанию и после консультации с врачом. Результаты оказались потрясающими: за 4 года действия программы количество абортов в России снизилось почти на 30% - как у взрослых, так и у подростков. Ведущие специалисты- медики признали "Планирование семьи" одной из самых эффективных программ в области здравоохранения за все десятилетие. А 2 февраля 1998 года в Госдуме "Планирование семьи" была исключена из бюджета абсолютным большинством голосов. Некоторое время центры планирования семьи работали на старых запасах и втайне надеялись, что депутаты одумаются и вернут программу на следующий год. Потом грянул кризис и программу так и не вернули. Как видно из приведенных данных, демографическая ситуация в России крайне неблагоприятная. Учитывая нынешнее состояние экономики, безрезультатную демографическую политику государства можно сделать вывод о продолжении неблагоприятных тенденций в демографической сфере.
3. Социальная политика Российской Федерации
3.1 Специфика современного российского государства как основного социального института общества
Содержание социальной политики заключается в деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы общества. Важно подчеркнуть, что социальная политика является своеобразной концентрацией всех иных видов политики, ибо она направлена на специфический объект - социальные отношения. Ясно, что социальная политика в современном мире осуществляется прежде всего государством. Государство является одним из политических социальных институтов как исторически сложившихся форм организации совместной жизнедеятельности людей. Характеризуя социальную политику современного российского государства, надо иметь в виду и такой факт, как распад единого союзного государства и сокращение территории российского государства, на которую распространяется его юрисдикция. Ситуация состоит в том, что на территориях ныне суверенных государств, образованных на пространствах разрушенного СССР, остались значительные по численности родственные россиянам группы (в том числе более 25 миллионов русских), которые не могут ныне пользоваться полной поддержкой российских властей. Их социальное положение усугубляется националистической политикой правящих кругов некоторых государств. Примерами этому может служить не только положение русских и других групп в Прибалтике. Иллюстрация этого - принятый парламентом Киргизии закон о земле, которая отныне является национальным достоянием киргизского населения (напомним, что в республике киргизы составляют только 52%). В других странах принят Закон о языке, ущемляющий права русскоязычного населения и т.д. Отсюда следует вывод, что социальная политика российского государства должна быть направлена не только внутрь страны, но и во вне. Российское государство должно приложить максимум усилий для социальной защиты не только своих граждан (имеющих российские паспорта) но и всех русскоязычных, проживающих в ближнем зарубежье, добиваясь дипломатическими и иными средствами соблюдения прав человека в этих государствах. Теперь коротко об основных направлениях социальной политики государства.
3.2 Социальная политика государства
Если верно утверждение, что политика выступает концентрированным выражением всех сторон общественной жизни, то не менее верным может быть толкование социальной политики как специфической концентрации всех видов политики, направленной на управление существованием, функционированием и развитием социальной сферы. В социальной сфере можно выделить три важнейших составляющих. Во-первых, это социальная структура общества как дифференциация людей по общественным и социальным группам и отношениям между ними. Во-вторых, это социальная инфраструктура как совокупность отраслей, обслуживающих человека, способствующих воспроизводству его непосредственной жизни. В-третьих, это возможности (для каждого конкретного человека, группы, слоя) доступа к ценностям, благам и услугам; гарантий и прав личностей, условия труда человека, быта, досуга, здоровья; возможности определения профессий и места жительства, участия в управлении, социального и профессионального продвижения и перемещения. Именно концентрация на указанных направлениях должна стать основой социальной политики государства. Ориентацию социальной политики государства можно конкретизировать по двум линиям: 1. Учет и эффективная реализация основных направлений социальной работы, социальной зашиты людей: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная помощь, социальная опека, социальный контроль и т.д. 2. Направленности на основные социальные объекты, нуждающиеся в социальной защите: пенсионеры, дети-сироты, беженцы, инвалиды, безработные и т.д. Учитывая структурные элементы социальной сферы необходимо особое внимание обратить на такие аспекты социальной политики государства, которые связаны с функционированием социальной структуры общества. Реально существующая ныне в России социальная дифференциация далеко не соответствует формальному делению людей на рабочих, крестьян, интеллигенцию, предпринимателей и т.д. Объясняется это нарушением нормального функционирования экономических отношений, реализацией закона разделения труда с учетом его качества и количества, квалификацией и профессиональной подготовки работников. Это возможно в кризисных условиях, на переходных этапах, что особенно характерно в переходные периоды жизни общества, коренных изменений существующих общественно-политических и социально-экономических отношений или их замены на противоположные по своему характеру и содержанию. Именно такой период переживает ныне наша страна. Нынешняя социальная структура России несовершенна, в определенном смысле "бесструктурна", противоречива. Для нее характерно преобладание значительных маргинальных слоев (безработных, беженцев, нищих), не связанных собственно с производством. Преобладают крайние группы в материальном отношении: свехбогатые и сверхбедные, причем в соотношении по уровню доходов примерно 1:20-50 и более по данным разных источников. Сверхбедные включают в себя представителей классических общественных классов, слоев и групп, сельское и городское население, людей умственного (особенно) и физического труда, значительные массы социально-этнических групп, прежде всего в районах боевых, военных действий, включая русскоязычное население в бывших союзных республиках, где формально боевых действий и не наблюдается. "В свое время английский социолог Чарльз Бут (1840-1916 г.) предложил новую классификацию населения Лондона, разделив его на три класса - "низший", "средний" и "высший", рассматривая в качестве критерия количество комнат, занимаемых семьей, и число слуг, нанятых ею. Если предложенные критерии и вызывают сомнения, то сам принцип деления населения на три класса вполне приемлем и реально отражает существующую структуру, если иметь в виду количество и качество материальных и духовных благ, доступных тем или иным слоям населения. Не случайно поэтому данная классификация широко используется социологами Запада."[4] Следует отметить, что соотношение трех названных классов у нас и на Западе является совершенно неизмеримым. Если на Западе (точнее сказать, в высокоразвитых странах) самым многочисленным является средний класс, который постепенно поглощает крайние классы, то у нас в России самым многочисленным является низший класс. Что касается среднего класса, то его удельный вес может повышаться при условии нормализации экономических и политических процессов, повышения производительности труда, стабилизации общества в целом. Представляется, что в современных условиях России социальная политика как раз и должна быть направлена на создание "среднего класса", в том числе с цель создания социальной базы управленческих государственных структур, как фактор стабильности в обществе. От этого выиграет и общество в целом, и значительные слои населения. Чем мощнее "средний класс", тем меньше маргинальных слоев. Этот фактор также в значительной мере способствует решению проблемы социальной защиты, уже не говоря о повышенной социальной стабильности в обществе. А в условиях стабильности легче решать проблемы социального обеспечения, социальной защиты людей. Социальная политика государства может иметь различные измерения: экономическое, организационное, правовое, собственно социальное, культурологическое, экологическое, личностное. Поэтому возможна количественная и качественная характеристика проводимой государством социальной политики. Среди этих характеристик объективных критериев наиболее важное значение имеют: практическая реализация социальной справедливости в обществе; учет социальных интересов различных групп и слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения их рациональных потребностей; и, конечно же, социальная защищенность, как уже отмечалось малоимущих слоев, детей, пенсионеров, безработных, беженцев, тяжело больных и т.д. Остановимся на одной из важнейших характеристик социальной политики - социальной справедливости. Социальная справедливость является диалектическим понятием, означающим, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой - сохраняющегося неравенства. Это проявляется, в частности, в том, что в любом цивилизованном обществе власти стараются контролировать реализацию "потребительской корзины", необходимость обеспечения каждой семье, каждому человеку минимального дохода, дающего возможность физиологического существования и обеспечения наиболее важных материальных и духовных потребностей людей. Неспособность их реализации может приводить к социальным катаклизмам, находящим свое выражение в превышении смертности над рождаемостью, уменьшением численности населения. Если это результат не только объективно действующих условий, а и сознательной политики правящих кругов, то этот процесс получает название геноцида по отношению к собственному народу. Крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил. Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры ведут политику по смягчению социального неравенства, созданию условий для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей, что достигается путем налоговой политики, расширением и углублением социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения. В условиях кризисного состояния российского общества ни теоретически, ни тем более практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства. Речь должна идти о предотвращении его крайностей, т.е. недопущений глобальной поляризации социальных групп, слоев и классов с целью избежать социального взрыва и обеспечить стабильность в обществе. Политики понимают взрывоопасность такой ситуации. Предпринимаются определенные шаги для ее предотвращения. Но эти шаги часто непоследовательны, а принимаемые меры являются далеко не полными и, самое главное, плохо реализуются. Нет сомнения в том, что сравнительный анализ содержания социальной политики разных государств позволяет значительно обогатить теорию и практику этой деятельности. В то же время при освоении зарубежного опыта в сфере социальной поддержки населения необходимо в полной мере учитывать исторические условия и национальные особенности России. Надо иметь в виду уже сложившуюся в нашей стране (и имеющую место в прошлом) систему социального обеспечения населения, а также, естественно, особенности культуры, менталитета, образа жизни российского общества, разумно дополняя ее нововведениями, исходя из новой общественно-политической ситуации. На предстоящий обозримый период целесообразно сохранение преимущественно государственной помощи в сфере здравоохранения, распределения жилья и т.д. в первую очередь для неиму4щих и обеспеченных слоев населения. Известно, что в разных странах, сложилась разная система оказания социальной помощи "слабым" слоям населения. Если, к примеру, в США делается акцент на частный сектор, общественные организации, благотворительность, то в большинстве европейских стран главную роль в решении этих проблем решает государство. Что касается России, то здесь следует отдавать предпочтение государству не только потому, что частный сектор, коммерческие и другие негосударственные структуры до последнего времени были слабы и не развиты (сейчас о них этого не скажешь), но и потому, что они в значительной своей части недостаточно цивилизованны, криминальны. Ныне в России в период кризиса экономики, нехватки средств очень важно организовать адресную помощь наиболее нуждающимся группам населения (престарелым, инвалидам, одиноким, многодетным семьям). В связи с этим необходимо разработать базовый показатель уровня бедности. Сегодня эта проблема, как известно, решается в угоду идеологической привязанности тех или иных групп разработчиков. Пристальное внимание необходимо обратить на возможные последствия массовой безработицы, чреватые социальным взрывом, особенно опасным в России сегодня. Об этом говорят и пишут не только в стане оппозиции, но и в стенах государственных структур наиболее дальновидные специалисты. Как показывает зарубежный, а теперь и отечественный опыт, одно из наиболее перспективных направлений в решении проблем социальной защиты в нынешних условиях России - сбалансированное сочетание денежных и не денежных видов помощи. Это предопределяется в том числе сегодняшним состоянием финансовой системы страны как следствие всеобщего, системного кризиса. Обычно социальную работу рассматривают как деятельность, направленную на оказание помощи, поддержки и т.д. социально уязвимым группам населения. Однако социальную работу можно и нужно рассматривать и как деятельность по предупреждению негативных последствий в поведении, в жизнедеятельности отдельных личностей, групп, слоев, т.е. профилактическая работа должна занять в социальной работе в целом значительно большее место, чем это наблюдается сейчас. На это должна быть нацелена социальная политика. Надо не только лечить социальные болезни, но и предотвращать их. Лучше и для общества в целом, и для людей не оказывать помощь, к примеру, безработным, а делать все возможное для предотвращения безработицы, обучения людей, развития производства, создания новых рабочих мест, перепрофилирования тех или иных цехов, предприятий, учреждений и т.д. Именно в этом можно видеть сущность социальной политики как концентрированного выражения всех видов политики. Именно в этом проявляется действительная забота о людях, об удовлетворении их насущных потребностей и интересов. Таким образом, социальная работа должна носить опережающий, упреждающий характер. Социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны между собой. Обе характеризуются двумя взаимообусловленными сторонами: научно- познавательной и практико-организационной. Социальная работа - это своеобразная форма, способ реализации социальной политики, а социальная политика - стержень, ориентир социальной работы. В этом состоит их единство и различие. Последнее проявляется, в частности, в том, что социальная политика - более широкое понятие, определяющая сторона социальной работы. Социальная политика - ориентир не только для социальной работы, но и для развития социальной сферы в целом. Социальная же работа более динамична, подвижна, богата по своему содержанию в сравнении с социальной политикой. Вместе с тем их единство нерасторжимо. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Реализация содержания, форм и методов последней целиком и полностью определяется социальной политикой. В то же время социальная работа - деятельность по социальной защите, поддержке и помощи социально уязвимых слоев и групп, отдельных граждан, населения в целом не может не сказаться, в конечном счете, на ориентирах социальной политики, ее направлениях, целях и задачах.
Заключение
Итак, в работе мною были показаны и раскрыты демографические процессы, протекающие на территории Российской Федерации. По приведенным официальным цифрам можно сделать вывод о крайне неблагоприятной сложившейся ситуации и подтвердить прогноз о "старении нации". Также, по приведенным документам и статистике, мною был сделан вывод о крайне неэффективной демографической политике. Эффективность социальной политики крайне ослаблена вследствие экономического августовского кризиса прошлого года и нестабильностью экономической сферы, хотя существуют и некоторые положительные моменты. В частности, попытка государства оказать помощь широким слоям населения, я отношу именно к таким моментам.
Список литературы
1. Мир в цифрах. СНГ Стат. - М., 1997. 2. Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. Павленок П.Д. -М.: ИНФРА-М, 1998. 3. Родионова И.А. Россия. Экономико-географическая характеристика. Учеб. пособие. - М.: Изд-во РУДН, 1997. 4. Россия и страны мира. - М.: ВЦ Госкомстата России, 1997. 5. Страны мира. Краткий политико-экономический справочник. - М.: Интеркнига, 1996. 6. Теория и методика социальной работы. Вып.2. /Отв. ред. Павленок П.Д. - М., 1995. 7. Холина В. Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. - М.: Просвещение,1995. 8. Энциклопедический социологический словарь /Общ. ред. Осипова Г.В. - М.: ИСПИ РАН, 1995. ----------------------- [1] Энциклопедический социологический словарь /Общ. ред. Осипова Г.В. - М.: ИСПИ РАН, 1995, стр.167.
[2] Россия и страны мира. - М.: ВЦ Госкомстата России, 1997. [3] Мир в цифрах. СНГ Стат. - М., 1997. [4] Теория и методика социальной работы. Вып.2. /Отв. ред. Павленок П.Д. - М., 1995, стр. 9.
Реферат на тему: Демографические проблемы России
Московский физико-технический институт (Государственный университет)
?????™
По теме:
” Демографические проблемы России”
Выполнил: студент Грязнов А.А. Преподаватель: Киреев В.Б.
Москва
1999
Оглавление.
1. Введение…………………………………………………………….3 2. История развития демографии…………………………………. .3 3. Демографическая ситуация в современной России. 1. Продолжительность жизни …………………………………4 2. Рождаемость…………………………………………………. 5 3. Статистика абортов…………………………………………. 6 4. Детская смертность…………………………………………. 6 5. Самоубийства …………………………………………………6 6. Миграция………………………………………………………7 7. Интеллектуальная эмиграция из России: факторы, причины и геополитические последствия…….8 4. Источники демографической информации……………………..9 5. Демографическое прогнозирование…………………………….11 6. Выводы……………………………………………………………12 7. Библиографический список……………………………………..12
1. Введение. Вряд ли кто-нибудь задумывается, что широко употребляемое слово «народонаселение» или его синоним «население» сначала возникли как научные понятия. Произошло это 1,5-2 века назад. Появление понятия «народонаселение» (в русском языке с начала девятнадцатого века) вызвало к жизни специальную науку и родило одно слово, впервые употребленное в середине прошлого столетия и вошедшее в повседневность уже на нашей памяти – «демография» В наши дни слово «демография» перестало вызывать недоумение. О проблемах населения говорят и пишут ученые и журналисты, выходят серии популярных работ, курс демографии преподается в ряде вузов страны. Прошли те времена, когда слово «демография» путали с другими созвучными с демографией словами. Демография стала наукой со всеми атрибутами – своими методами, теорией, практическими задачами. Более того, она становится наукой «модной» со всеми плюсами и минусами такой популярности. К последним относится, прежде всего, упрощенное представление сути демографических процессов, мнимой легкости их анализа, иногда стремление по частным данным, на своем житейском опыте делать далеко идущие обобщения и выводы. Это понятие ныне все более вплетается и в ткань исторических исследований. На перекрестке двух областей знаний постепенно сложилась новая научная дисциплина – историческая демография (или демографическая история), предметом изуче- ния которой является объективный процесс исторической эволюции воспроизводства населения. Лишь в последние десятилетия, когда мы стали свидетелями «демографического взрыва» в развивающихся странах и резкого снижения показателей воспроизводства населения в экономически развитых, историческая демография привлекла к себе широкое внимание.
2. История развития демографии. На протяжении всей истории существования России власти скрывали от собственного народа демографическую правду. До «хрущевской оттепели» демографическая статистика под грифом «Совершенно секретно» и только с конца пятидесятых годов начала просчитываться в документы с пометкой «Для служебного пользования». С той поры и вплоть до восемьдесят пятого года сведения о численности населения, о количестве родившихся и умерших приводились лишь в специальных изданиях, однако данные о продолжительности жизни, младенческой смертности и числе абортов не публиковались никогда и нигде. И понятно почему: именно продолжительность жизни и уровень смертности населения, детская рождаемость и младенческая смертность, а так же число абортов в расчете на 100 женщин, как ничто иное, отражают суть – состояние государства. Да, именно демографические показатели, а вовсе не уровни выплавки чугуна или стали, не военный или научно-технический потенциал, не число врачей на душу населения. В современной России, правопреемнице СССР, неизбежно сохраняются те же демографические тенденции, что отличали ее непосредственного исторического предшественника. Иначе быть и не могло: тот же народ, те же традиции, то же отношение властей к своему народу. За этим выводом – сухие, бесстрастные выкладки Госкомстата. Это зеркало, отражающее нас такими, какие мы есть.
3. Демографическая ситуация в современной России. Системный кризис российского общества резко ухудшил демографическую ситуацию и здоровье населения. Государственный доклад о здоровье населения в 1993г, аналитическая справка «Здоровье населения в России в 1992-1993 годах» позволяют оценить демографическое неблагополучие страны как демографическую катастрофу. В докладе говорится о том, что число умерших заметно увеличилось практически из-за всех наиболее распространенных причин, ведущих к преждевременной смертности. «Разницу между возрастающей смертностью и сокращающейся рождаемостью в Российской Федерации (и особенно в ее русских регионах) позволяют охарактеризовать Россию страну с вырождающимся населением». В 1990 году впервые за послевоенное время наблюдалась естественная убыль населения. В 1993г было ей охвачено 68 территорий, на которых проживает 63% россиян, а в 1992г. таких территорий было 45. При этом опережающими темпами растет смертность населения в трудоспособном возрасте. Превышение смертности над рождаемостью, начиная с 1992 года, часто оценивается как депопуляция, т.е. вымирание России, составившее около миллиона человек за 1,5 последних года.
3.1. Продолжительность жизни. Средняя продолжительность жизни в нынешней России составляет 57,7 - лет для мужчин и 71,2 года для женщин. Сравним: для США, Канады, Франции, Германии и других развитых стран мира эти показатели равны соответственно: 73-74 года и 79-80 лет. А для Японии-чемпиона по долгожительству – 75,90 и 81,6 лет. Итак, наши мужчины сегодня живут в среднем на 16 лет меньше, а женщины на 8 лет меньше, чем на Западе. Особенно тревожен разрыв между сроками жизни противоположных полов, более 13 лет. Такого нет, и не было нигде. Россия стала первой промышленно развитой страной, пережившей столь резкое сокращение населения в условиях, когда не было нигде. Разрыв продолжительности жизни мужчин и женщин обусловлен не только биологическими факторами, за счет которых можно отнести четыре-пять лет такого рода различий. Остальные же четыре-пять лет разрыва вызваны действием специфических факторов. Так сейчас в старшие возраста вступают люди, которые активно участвовали в Великой Отечественной войне, что не могло не сказаться на их здоровье. Есть и другие причины этого явления. Но в наши дни, как это уже было оговорено выше, разрыв продолжительности жизни мужчин и женщин стал приблизительно в 13 лет, что чрезвычайно пугает.
2. Рождаемость. В 1993 году рождаемость упала по сравнению с предшествующим годом на 15% и достигла 9,0 родившихся на тысячу человек. Сейчас мы наблюдаем тенденцию к снижению количества детей в семье. По данным Госкомстата большинство россиян в наши дни считает наиболее приемлемым иметь одного ребенка. Если раньше абсолютно нормальным явлением было 3-4 ребенка в семье, то сейчас многодетные семьи стали встречаться гораздо реже. Но как и прежде для семей сельских жителей характерно большее количество детей, чем для городских семей. До сих пор в сельской местности рождаемость детей в значительной степени больше по сравнению с рождаемостью в крупных городах, несмотря на то, что социально-экономическая обстановка привела к неуправляемости процесса урбанизации во многих странах, в том числе и России. Процент городского населения в отдельных странах равен: Австралия –75; США – 80; Германия – 90. Помимо крупных городов – миллионеров быстро растут городские агломерации или слившиеся города. По данным 1993г смертность составила 16,6 умерших на 1000 человек. Сравним: в США – 9,0 человек, при том, что продолжительность жизни там составляет 72 года, в России лишь 57,7 лет. Основными причинами смерти в наши дни являются болезни, так называемого эндогенного плана, т.е. связанные с нарушением деятельности важнейших систем человеческого организма. Поэтому увеличение в общей численности населения доли лиц старших возрастов ведет к росту общего числа умерших, а значит и общих коэффициентов смертности. Эта тенденция наблюдалась и в прошлом, например с 1939г. по 1970г. доля лиц в возрасте 57 лет и старше выросла с 6,8% до 11,8%. Если в 1973г на долю умерших от заболеваний систем кровообращения приходилось 49,5% всех смертей, то в 1985г. – 53,4% и этот показатель остался прежним до 1995г. Зато в 1985г. от новообразований (рака) умерло 15,5% и погибло в результате несчастных случаев 12%, то соответствующие величины для 1995г. составили 17,5% и 16%. Рост смертностей от такого рода болезней характерен, прежде всего, для лиц старших возрастов, т.к. «пик» смертности смещается в эту возрастную группу.
3.3. Статистика абортов.
Статистика абортов всегда была под запретом. Число абортов на тысячу женщин детородного возраста составляет в России 83. А что на Западе: Германия – 5,1; Австрия – 7,7; Франция – 13,8. Этот список можно продолжить, что не изменить сути, среди стран Западной Европы мы остаемся безусловными лидерами по числу абортов, причем наш отрыв остальных просто потрясающ. Примечательно, что если двигаться по карте Европы с Запада на Восток количество абортов возрастает. В Венгрии – 35,6; в Югославии – 38,6; в Болгарии – 67,2. По негласным данным на конец 1994г. из общего количества зарегистрированных беременностей родами заканчивалось только 32%, остальные 68% - аборты. Аборты – одна из главных причин низкой рождаемости и отрицательного естественного прироста населения. Такое огромное количество абортов в нашей стране связано, прежде всего с экономической ситуацией в сегодняшней России. Вот уже на протяжении нескольких лет наша страна находится в условиях социально-экономического кризиса, что и является причиной такого демографического явления, как аборты. В большинстве своем аборты делают женщины в возрасте от 16 до 25 лет, т.к. этот социальный слой находится в наиболее неблагоприятном материальном положении. Ведь молодая одинокая женщина просто не в состоянии в должной степени обеспечить себя и своего ребенка. Также на процент абортов влияет моральное и нравственное здоровье людей. Ведь, согласитесь, за последние несколько лет моральные рамки сильно расширились, а многие нравственные принципы в глазах сегодняшней молодежи выглядят непоправимо устаревшими и совершенно неприемлемыми. И, несмотря на все старания Российского Правительства, коли-чество абортов продолжает расти, и чтобы остановить этот процесс и привести статистику абортов в мировые рамки, понадобиться не один год и не одно десятилетие, при условии, что это вообще удастся осуществить.
3.4. Детская смертность. Пугает статистика младенческой смертности в России. Этот показатель равен сегодня 18,6; т.е. 18-19 смертей возраста до одного года на 1000, родившихся живыми. Сравним: в США умирают 5 новорожденных из 1000, в Канаде и Японии – 7, в наиболее развитых странах Западной Европы – от 6 до 8. В современной России младенческая смертность почти в 3 раза выше, чем в цивилизованном мире.
3.5. Самоубийства. На численность населения России, хотя и в незначительной степени, влияет процент самоубийств. Можно сказать, что с 1992 года по 1995г. количество самоубийств заметно возросло с 46 125 до 61 000 соответственно. Затем в период с 1995г по 1996г их количество несколько снизилось. Резкое увеличение числа самоубийств в период с 1992г. по 1995г. объясняется кризисным развитием экономики страны и падением производства, а так же резким ухудшением социально-экономического состояния России. Заметим, что Россия находится в первой десятке стран с наивысшим процентом самоубийств. Также ужасающ процент криминальных преступлений, в частности убийств, по количеству которых мы уже приближаемся к США, которые являются явными лидерами в этой области. Убийства влияют не столько на демографическое состояние России, сколько на социальное.
3.6. Миграция. Все мы знаем о таком явлении, как миграция – перемещение населения. Большие по объему перемещения населения наблюдались в годы войны и в первые послевоенные годы. Так, в 1941-1942гг из районов, которым угрожала оккупация, было эвакуировано 25 млн. чел. В 1968-1969гг переменили постоянное место жительства 13,9 млн. чел, причем 72% мигрантов были в трудоспособном возрасте. В последние годы потоками перемещения населения была миграция из села в город. Так, за счет миграции из сельской местности в городскую местность с 1970 по 1983гг. численность сельского населения сократилась со 105,7 до 96, млн. чел, или на 8,9%, а доля сельского населения в общей численность населения страны уменьшилась с 44% до 35%. Эта тенденция активно продолжается и в наши дни. Общий объем перемещений населения на новое место жительства достаточно велик. Влияние миграции на развитие населения часто неоднозначно. Рост подвижности населения является важным фактором развития общества, способствует повышению культурного и общественного уровня людей. Без миграции невозможно было бы в прошлом развитие экономики страны, освоение природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока и т.д. Однако чрезмерная миграция из села приводит к созданию возрастно- половых диспропорций, к нехватке молодежи, что затрудняет развитие сельского хозяйства быстрейшее освоение новой техники. Большой отток молодежи ведет к снижению рождаемости в селах и постарению населения. С другой стороны, прибытие больших масс молодежи из сел в крупные города создает дополнительную нагрузку на бытовые службы городов, осложняет решение жилищной проблемы. Перемещение населения в новые районы страны часто связано с решением и других проблем. Важно, чтобы люди не только приехали в районы нового освоения, но и остались там трудиться и жить длительное время. Ведь пока человек накопит опыт работы в новых условиях, проходит не менее полугода. Иначе говоря, существует проблема «приживаемости» новоселов. В противном случае, когда человек, проработав недолго на новом месте, уезжает обратно, общество несет существенные экономические и социальные потери. Таким образом, современные тенденции миграции достаточно многообразны, и их изучение является важной задачей демографии как науки.
3.7. Интеллектуальная эмиграция из России: факторы, причины и геополитические последствия. В последние годы процесс интеллектуальной эмиграции, или, как его еще называют «утечки умов» приобрел в России такие масштабы, что угрожает существованию и развитию целых направлений отечественной науки, вызвал многие негативные социальные и экономические последствия для российского общества в целом. В России важнейшим условием обвального потока «утечки умов» стало резкое увеличение открытости вначале советского, а затем российского государства, создание законодательной базы для прозрачности границ. Существенный «вклад» внесли и распад СССР, образование на его территории самостоятельных государств, границы между которыми зачастую обозначены только на географических картах. Факторами миграции стали, прежде всего, глубокий социально- экономический кризис в стране, резкое снижение приоритетности науки, усугубленное ее структурными особенностями, что усилило значение канала этнической эмиграции. Причина же эмиграции – невостребованность научного, интеллектуального потенциала, невозможность для конкретных ученых реализовать себя в стране в научном, материальном и интеллектуальном плане, обеспечивать творческий рост. Причины эмиграции ученых и специалистов высшей и высокой квалификации из России в принципе известны. Экономический кризис имел своим следствием резкое снижение государственного финансирования научных исследований. Науке пока не находится места среди государственных приоритетов, а переход научных учреждений на рыночные принципы функционирования осуществляется в силу объективных причин с большим трудом. Важная причина интеллектуальной эмиграции – инфраструктурная необеспеченность российской науки, ставшая тормозом развития научных исследований. Среди этнической эмиграции численность выехавших научных сотрудников оценивают в 35 тысяч человек, что составляет около 10% всех научных сотрудников по состоянию на 1995 год. При этом систему Российской Академии наук покинули 17% научных работников. Однако дело не только в количественном соотношении. Из науки ушли многие инициативные и талантливые люди, в результате чего доля «балласта» (хотя он неизбежен и необходим) значительно возросла. За последние 5 лет, 42% этнической эмиграции шло в Германию, 41% - в Израиль. Имеются все основания полагать, что этот поток не самый большой по масштабам: в течение последних лет ежегодно выезжает около 100-120 тысяч человек. Желающих, конечно много, но страны-реципиенты (получателя) сдерживают и растягивают во времени их приток, производя при этом их селекцию. Однако надо учитывать, что доля лиц с высшим образованием среди выезжающих по этому каналу почти в 20 раз выше, чем по России в целом. Ожидается, что к 2000 году страну покинет около 1,5 млн. ученых и специалистов. В последние годы все большее развитие получает процесс бизнес- эмиграции из России. Молодые талантливые бизнесмены, добившись высокого благосостояния в России, заработав значительные суммы, эмигрируют, закупают недвижимость и занимаются бизнесом в развитых странах. Общий ежегодный вывоз валюты из страны превышает 20 млрд. долларов. Эти деньги невозможно возвратить в Россию. Эмиграция ученых и специалистов высокой квалификации имеет последствием еще один качественный аспект: эмигрируют, как правило, очень талантливые и активные люди в наиболее трудоспособном возрасте. Происходит как бы экспорт интеллекта, отчего средний уровень интеллекта в стране – экспортере снижается. В принципе это можно рассматривать как угрозу интеллектуальной безопасности страны. Также надо обратить внимание на то, что одновременно с экспортом интеллектуального потенциала в России происходит импорт значительного числа менее квалифицированных работников (по отдельным данным их численность превышает 1 млн. чел). Происходит как бы интеллектуальный дренаж России, которая постоянно снижает таким образом свой интеллектуальный потенциал. Целесообразно разработать меры по защите этого потенциала. Надо учитывать, что «утечка умов» имеет негативные социально- экономические последствия для народного хозяйства, крайне затрудняет реализацию основных концепций технологической и экономической безопасности России. В целом можно констатировать, что проблема «утечки умов», сохранения национального, интеллектуального достояния – одна из важнейших, стоящих не только перед российской наукой, но и перед российским обществом в целом. И от того, как она будет решена, во многом зависит будущее России.
4. Источники демографической информации. Сложность и многообразие используемых ныне методов демографического анализа предъявляют повышенные требования к их информационному обеспечению. Демографическая информация должна быть, во-первых, многосторонней и разнообразной, т.е. позволять получать сведения не только об общем числе демографических событий, но и их детальные характеристики. Например, если речь идет об изучении рождаемости, то важно знать не просто общее число рождений (первые, вторые, третьи и т.д.), по возрасту матерей, по состоянию в браке и ряд других характеристик. Если речь идет об изучении смертности, необходимо знать не только число умерших, но и их распределение по полу и возрасту, по причинам смерти, по профессиям умерших людей, а также ряд других характеристик. Если такой детальной информации нет, использование всех методов демографического анализа невозможно, а это значит, что при изучении демографических процессов можно прийти к неточным, а иногда и просто неверным выводам. Другим важным требованием к демографической информации является ее достоверность. Иначе говоря, получаемые данные должны быть свободны как от преднамеренных искажений, так и от неточностей, связанных со спецификой сбора информации . Статистика располагает рядом приемов, с помощью которых можно оценить и достоверность полученных данных. Источники демографической информации должна позволить получить необходимый объем сведений не только по стране в целом, но и по регионам, то есть в области, крае, автономной республике, а в некоторых случаях и в административном районе. Это очень важно для нашего многонационального государства, поскольку имеются существенные региональные различия не только в природно-климатических условиях, но и в характере процессов воспроизводства населения. Наконец, источники данных о населении будут полностью отвечать требованиям практики лишь тогда, когда позволяют получить необходимые сведения за длительный период времени. Только в этом случае можно выявить генеральные тенденции изменения демографических процессов, а значит предвидеть их будущее, изучить возможные последствия того или иного типа воспроизводства населения и на этой основе разработать необходимый комплекс мер по их коррекции в желательную для общества сторону. Все эти сложные и многообразные требования к источникам демографической информации, обуславливают необходимость существования системы взаимодополняющих методов сбора демографической информации. Каждый из таких методов имеет свои достоинства и недостатки, они взаимно дополняют друг друга и по сути представляют единую информационную систему. В настоящее время в России используется три основных источника данных о демографических процессах: переписи населения; текущий учет (в ЗАГСах и сельсоветах) демографических явлений; выборочные обследования. Исторически первым источником данных о населении являлись переписи, научные принципы проведения которых были впервые сформулированы известным русским географом и статистиком П. П. Семеновым-Тяншанским. Текущий учет позволяет получить сведения о числе лиц, изменивших постоянное место жительства. При прописке или выписке с места жительства (наряду с другими документами) каждый человек, достигший 16 лет, заполняет так называемый отрывной талон, в котором адресной печати указывается год рождения (т.е. по сути дела возраст), пол, национальность и место прибытия (выбытия) человека, а так же цель поездок. В этот же отрывной талон вписываются и дети до 16 лет. Суммируя общее число отрывных талонов (с учетом записанных в них детей), можно подсчитать число прибывших (выбывших) в тот или иной населенный пункт людей и получить некоторые другие добавочные сведения о мигрантах, содержащиеся в отрывных талонах. Мы рассмотрели известные методы демографического анализа в самом общем виде. Описанные способы далеко не исчерпывают весь его арсенал, поскольку в ряде случаев демографы используют в анализе динамики народонаселения графические методы, приемы, разработанные в современной социологии и статистике, различные математические модели, в том числе такие перспективные, как имитационные экономико-демографические модели. Однако применение всех разнообразных аналитических инструментов должно исходить из нескольких основных принципов. При анализе процессов воспроизводства населения необходимо помнить о том, что в первую очередь социально-экономические факторы, специфически проявляющиеся в каждой стране, определяют формирование того или иного типа воспроизводства населения. Следует учитывать методические возможности используемых показателей, помнить, что лишь комплексное применение различных приемов демографического анализа может дать достаточно точную картину происходящих процессов.
5. Демографическое прогнозирование. Демографические прогнозы являются важным элементом комплексного долгосрочного социально-экономического планирования. Практически очень трудно найти какую-либо область экономики и социальной жизни, где бы при долгосрочном планировании не использовались данные демографических прогнозов. Демографические прогнозы имеют, как иногда говорят, активный характер. Они позволяют не просто ограничиться определением будущих характеристик населения. Сравнивая полученные в результате перспективных исчислений величины и те параметры демографических процессов, например, численности и возрастно-полового состава населения в том или ином регионе, которые желательно с социально-экономических позиций для общества в перспективе, можно выявить степень расхождения желаемых и возможных характеристик демографических процессов. Если такие расхождения велики, то общество может принять меры для ликвидации или уменьшения возможных диспропорций этих процессов. Следовательно, демографические прогнозы являются важным элементом в управлении общественными процессами. Они позволяют на основе знания перспектив его развития целенаправленно воздействовать на развитие социально-экономических явлений, корректировать их в необходимую для страны сторону.
6. Выводы. И в заключении хотелось бы сказать, что в краткосрочной перспективе, то есть до конца нашего века, будет продолжаться активный процесс снижения интенсивности рождаемости по регионам страны. В дальнейшем ускоряющимися темпами будет наблюдаться процесс снижения интенсивности рождаемости, особенно в сельском населении. Здесь, по всей вероятности, произойдет переход от многодетной к среднедетной, а позже и малодетной семье. В этих условиях важно активизировать демографическую политику с тем, чтобы не допустить перехода основной части населения к малодетной семье. Тендеции заболеваемости и смертности во многом будут зависеть от успехов развития науки и эффективности функционирования органов здравоохранения. Можно полагать, что и в этой сфере сохранится прогрессивная тенденция к снижению продолжительности жизни за счет возможного дальнейшего увеличения младенческой смертности, смертности от различных болезней, травматизма, несчастных случаев в быту и на производстве у лиц средних возрастов. В перспективе будут расти территориальная подвижность населения, особенно в восточные районы страны. В то же время в районах с низким уровнем рождаемости интенсивность перемещения населения по направлению село- город может снизиться, тем более что потенциальные резервы мирантов в этих районах незначительны. В целом демографическая ситуация в нашей стране достаточно разнообразна.
7. Библиографический список.
Андреев Е; Горзев Б;”Шестой кризис”.
Кваша А. ,”Что такое демография”, Издательство “Москва-мысль” 1993г. Ткаченко А. “Выходит ли Россия из демографического кризиса?” Шелестов Д; Минаев В. “Миграционные процессы России”
Еженедельник “Аргументы и факты”.Подборка номеров за 1997 год.
| |