GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Молодежь как группа (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Молодежь как группа (Социология)



Министерство Образования Российской Федерации
Башкирский Государственный Университет



Кафедра Теории и истории социологии



КУРСОВАЯ РАБОТА

по общей теории социологии

на тему: Молодежь как социально-демографическая группа



Выполнила: студентка 2 курса, з/о
Каримова Р. Г.


Проверила: Сенникова Е. Д.



Уфа - 2003


Содержание


Введение………………………………………………………….………..……..3

Глава I. Как изучалось понятие «молодежь»………………….……………4

Глава II. Молодежь как социально демографическая группа…………...7

2.1. Молодежь (демографическая характеристика)……………………………7
2.2. Молодежные субкультуры………………………………………………….7
2.3. Десять проблем молодежи………………………………………………...14
2.4. Проблема молодежной занятости…………………………………………15
2.5. Ценностные ориентации современной молодежи……………………….17
2.6. Молодежь и преступность………………………………………………...19
2.7. Молодежь и брак…………………………………………………………..20
2.8. Молодежь и образование………………………………………………….21
2.9. Проблема наркомании среди молодежи…………………………………23
2.10.Молодежь и социальное неравенство………...…………………………24

Глава III. Молодежь и становление новой России……………………….27

Заключение………………………………………………………………...….30

Рецензия…………………………………………………………………...…..33

Список использованной литературы……………………………………...34



Введение


Молодёжь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе
совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и
обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как
определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её
конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-
психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят
от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу
закономерностей социализации. Социологическое исследование молодежи
предполагает единство анализа социально-классового деления общества и
системно-структурного подхода, прослеживающего особенности положения и
социальных функций молодежи в ряду других возрастных групп данного
общества, на основе определенного способа производства и более широкого
исторического анализа.[1]
В своей работе я хочу рассмотреть молодежь с точки зрения социологии и
демографии. Попробую разобраться в ценностях современной молодежи,
рассмотрю с какими проблемами она сталкивается при устройстве на работу.
Нельзя забывать про самые актуальные вопросы на сегодняшний день такие, как
преступность среди молодежи, наркомании, культура современной молодежи, а
также проблему социального неравенства.



Глава I. Как изучалось понятие «молодежь»

В первобытном доклассовом обществе социальные характеристики в
наибольшей степени связаны с естественно-биологическими и в известной мере
производны от последних. В первую очередь это касается таких универсальных
признаков, как пол и возраст, на которых покоятся древнейшие естественные
формы разделения труда. В большинстве таких обществ существовала жёсткая
система замкнутых мужских союзов и организованных возрастных групп
(этнографы называют их возрастными классами). Эта система имела множество
различных вариантов, но в большинстве случаев принадлежность к той или иной
возрастной группе была обязательной. Члены возрастной группы имели
определенные права и обязанности по отношению друг к другу и к общине в
целом и были связаны узами групповой солидарности; переход из одной
возрастной группы в другую, особенно наступление зрелости, часто оформлялся
специальным ритуалом посвящения (инициации). В некоторых обществах
возрастные группы охватывали всё население, в других - только молодежь, ещё
не достигшую полной социальной зрелости (по принятым в данном обществе
критериям). Система возрастных групп являлась средством разделения труда
внутри общества и одновременно важнейшим институтом социализации, в рамках
которого старшие передают молодым накопленный опыт, осуществляют воинское
обучение и т. д. При отсутствии письменности старики как живые носители
племенных традиций и мудрости пользовались наибольшим уважением и правами.
Медленный темп социальных изменений и строгое разграничение функций
возрастных групп не позволяли естественным возрастным различиям перерастать
в социальные конфликты. "Неполнота" социального статуса молодежи
воспринималась как нечто естественное, само собой разумеющееся.
С переходом к классовому обществу единство возрастных и социальных
характеристик разрывается. Общественное положение индивида и его престиж
определяются уже не столько его возрастом, сколько социальным
происхождением и имущественным положением. Основной ячейкой первичной
социализации постепенно становится семья, а возрастные группы утрачивают
свой обязательный, формальный характер. Хотя те или иные виды "молодёжных
групп" повсеместно существовали и в античности, и в средние века
("мальчишники", "холостячества", "королевства шутов" и т. п.), давая
"легальные" формы выхода юношеской энергии и необузданности, теперь они
выполняют преимущественно подсобные и не всегда точно определенные
социально-психологические функции. Сами критерии молодости и зрелости
становятся менее чёткими. Одни древние авторы расчленяют жизненный цикл по
аналогии с временами года: например, Пифагор считал, что "весна",
охватывающая детство и юность, длится до 20 лет, "лето" - от 20 до 40,
плодоносящая зрелость ("осень") - с 40 до 60 лет, а старость ("зима") - с
60 до 80 лет. Другие выдвигают условные хронологические единицы: например,
Солон делит человеческую жизнь на десять "седмиц", причём юность начинается
в 14 лет, расцвет физической силы приходится на 21-28 лет, оптимальный
брачный возраст на пятую седмицу, а ум вполне созревает между 35 и 42
годами. Третьи исходят из формально-юридических критериев.
В средние века границы молодости чаще всего увязывались с юридическими
критериями и нормами обычного права, регулировавшими условия достижения
"взрослого" статуса. Английский статут о ремесленниках 1563 требовал, чтобы
каждый ремесленник в городе или в сельской местности обучался своему
ремеслу в течение 7 лет под наблюдением мастера, который за него отвечал.
Считалось, что, "...пока человек не достигнет 23 лет, он большей частью -
хотя и не всегда - необуздан, не имеет правильных суждений и недостаточно
опытен, чтобы управлять собой". Лишь достигнув 24 лет и окончив срок
ученичества, он мог жениться и завести собственное дело или стать
подмастерьем по найму.
В обыденном сознании мужчина считался молодым (в смысле неполноты
социального статуса), пока он не обзаводился собственной семьёй [отголоски
этого в языке - нем. Junggeselle (холостяк) буквально значит "молодой
парень"]. С этим ассоциировался и определенный стиль жизни, выявляя
ценностный аспект проблемы. Понятие молодости вообще имеет смысл лишь в
сопоставлении с другими возрастами, но характер этого сопоставления во
многом зависит от того, делается ли акцент на незавершённости процесса
социализации и незрелости молодежи (в противоположность взрослости) или на
её силе и творческой активности (в противоположность старости).
В новое время положение ещё более усложнилось. Прежде всего
раздвинулись условные социально-психологические границы молодости. С одной
стороны, процесс акселерации существенно ускорил физическое и, в частности,
половое созревание детей и подростков, которое традиционно считается нижней
границей юности. С другой стороны, усложнение трудовой и общественно-
политической деятельности, в которой должен участвовать человек, вызывает
удлинение общественно необходимого срока подготовки к жизни, в частности
периода обучения, с которым ассоциируется известная неполнота социального
статуса. Современная молодежь дольше обучается в школе и соответственно
позже начинает самостоятельную трудовую жизнь. Усложнились и сами критерии
социальной зрелости. Начало самостоятельной трудовой жизни, завершение
образования и приобретение стабильной профессии, получение политических и
гражданских прав, материальная независимость от родителей, вступление в
брак и рождение первого ребёнка - все эти события, в своей совокупности
дающие человеку чувство полной взрослости и соответствующий социальный
статус, наступают не одновременно, и сама их последовательность и
символическое значение каждого из них не одинаковы в разных социальных
слоях. Отсюда и дискуссионность хронологических, абсолютных возрастных
границ: нижнюю границу молодежи разные авторы устанавливают между 14 и 16,
а верхнюю - между 25 и 30 годами и даже позже.
Не менее важно, чем удлинение периода молодости, усложнение самого
процесса социализации. Формирование личности молодого человека
осуществляется сегодня под влиянием нескольких относительно автономных
социальных факторов, важнейшими из которых являются: семья, школа, общество
сверстников (специальные молодёжные организации, большей частью
направляемые взрослыми, и многообразные неформальные, стихийные группы и
сообщества), средства массовой коммуникации. Уже сама множественность этих
институтов и средств воздействия даёт формирующейся личности значительно
большую степень автономии от каждого из них в отдельности, чем когда бы то
ни было в прошлом. Организация воспитания и обучения молодежи по
возрастному принципу (чего не было в средневековой школе) усиливает эту
возрастную гомогенность, способствуя выработке специфического "молодёжного"
самосознания и стиля жизни ("субкультуры").
Ускорение темпов общественной жизни в связи с научно-техническим
прогрессом влечёт за собой повышение роли и значения молодежи в общественно-
политической и культурной жизни. Дело не столько в абсолютном росте числа
молодых людей (в развитых странах, где ниже рождаемость и выше средняя
продолжительность жизни, удельный вес молодежи в общей массе населения
ниже, чем в развивающихся странах), сколько в меняющихся социальных
условиях. Чем выше темп технико-экономического развития, чем быстрее
обновляются знания, условия труда и быта, тем заметнее становятся социально-
культурные различия между поколениями. Новые проблемы и события толкают на
поиски принципиально новых решений и критическую переоценку прошлого опыта.
Это не меняет, вопреки мнению ряда западных учёных (М. Мид, США),
принципиального направления процесса социализации, т. к. любые поиски
нового молодежь осуществляет, опираясь на опыт и знания, полученные от
старших; кроме того, социальная преемственность не сводится к передаче
быстро устаревающих специальных знаний, но включает также усвоение гораздо
более устойчивых и глубоких психологических структур, культурных ценностей
и традиций, аккумулирующих весь опыт всемирной истории человечества.
Пренебрежение этими ценностями, типичное для некоторых "новых левых", ведёт
к политическому авантюризму. Однако и освоение прошлого опыта, и поиск
новых решений в условиях научно-технической революции требуют более
активного и творческого участия молодежи.



Глава II. Молодежь как социально демографическая группа.

2.1. Молодежь (демографическая характеристика)

Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает
физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью
(период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется
достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной
стабильности ( создание семьи, рождение детей).
В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной
социализации.
Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения
ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе.
У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную
социально-демографическую группу.
По данным переписи населения 1989г. молодежи от 14 до 30 лет в РФ
насчитывается 34,4 млн. человек, или 23,4%. За 10 лет (с 1979г.)
численность молодежи сократилась на ;.8 млн. человек и эта тенденция
развивается.
С 1989 по 1999 годы численность продолжала сокращаться. По современным
данным численность давно упала ниже 30 млн. человек, точных данных привести
невозможно, так как различные источники указывают различные цифры.
Современную численность молодежи покажет перепись населения, которую
собираются провести.
Падение рождаемости в Российской Федерации привело к "старению"
молодежи: увеличилась доля 25-29 летних.
Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В
народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи
среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди
рабочих промышленности , строительства и транспорта. В связи со
структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в
непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее
трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10
лет сократилась на 25% и составляет лишь около 9% сельского населения
России. [2]

2.2. Молодежные субкультуры.
Один из первых вопросов, который возникает перед исследователем, — это
вопрос о соотношении западных и отечественных молодежных субкультур.
Достаточно часто последние — хиппи, панки, рэйверы или стиляги —
представляются следствием копирования западных образцов. Разумеется, было
бы нелепо отрицать влияние западных субкультур на отечественные. Однако
сами западные молодежные субкультуры даже при поверхностном рассмотрении
обнаруживают наличие множества элементов, заимствованных из культурных
традиций, подчас противоположных западной культуре, или, точнее, культуре
американского (западноевропейского) среднего класса. Данная культура, по
многочисленным наблюдениям, была основой консенсуса, которому был в 50—60
гг. брошен вызов со стороны молодежных субкультур. Мы предполагаем, что и
отечественные, и западные молодежные субкультуры — результат осознанного
поиска новой идентичности, выстраивания нового стиля. Источником этого
стиля является романтизированный и идеализированный образ другой
цивилизации или культуры («культурный миф», или «культурная утопия»). Для
молодежных субкультур Запада источниками конструирования «культурных мифов»
стали буддистский Восток, Африка, культуры североамериканских индейцев и
т.д. Это было скорее именно конструирование, нежели заимствование: образ
чужой культуры очищался от неприемлемых черт, пополнялся собственными
интерпретациями культурных феноменов. Результат поэтому мог быть весьма
отличен от «оригинала».
Что же было источником конструирования «культурных мифов» в
отечественных молодежных субкультурах? Для России таким источником стал
Запад. Отечественные молодежные субкультуры начиная со стиляг
конструировали «свой Запад» в соответствии с представлениями и традициями
российской культуры, являясь сложным переплетением инновационных элементов
с элементами «своей» и «чужой» культурных традиций. Например, субкультура
отечественных хиппи унаследовала традиции странничества и анархопацифизм:
толстовское отрицание государства и «непротивление злу насилием». Таким
образом, многие отечественные молодежные субкультуры — явление
органическое, а на привнесенное и заимствованное. Западные образцы
субкультурных стилей, ритуалы и ценности во многих случаях переработаны и
переосмыслены в соответствии с особенностями российской цивилизации и
ментальности.
Особенность отечественных молодежных субкультур состоит и в том, что
большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на
передачу и распространение информации. Тогда как на Западе альтернативное
движение, выросшее из молодежных субкультур 60—70 гг., активно участвует в
социальных программах, помощи больным, инвалидам, престарелым, наркоманам и
т.д. Очевидно, такое различие также связано с российской спецификой, местом
и ролью государства, долгое время отучавшего граждан от самодеятельности и
спонтанной активности. Классификация молодежных субкультур, разработанная
применительно к США, Канаде и Западной Европе[3], в российских условиях
должна быть несколько модифицирована. С. А. Сергеевым предложена следующая
их типология: романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты,
толкинисты, с известными оговорками — байкеры), гедонистическо-
развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.), криминальные («гопники»,
«люберы») и анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные
субкультуры «левого» и «правого» толков), которых можно также назвать
радикально-деструктивными.[4]
Большинство современных исследователей отечественных молодежных
субкультур обращены к ситуации «субкультурного бума» конца 80-х — начала 90-
х гг. Ситуация середины 90-х гг., когда этот «бум» миновал, изучена меньше.
Обращает внимание и то обстоятельство, что преимущественно изучаются
субкультуры молодежи Москвы, реже Санкт-Петербурга. Исследований молодежных
субкультур в регионах и республиках в составе Российской Федерации меньше.
Это в известной мере оправданно, так как субкультурные мода и стиль
«западнического» характера распространялись в первую очередь среди молодежи
столиц. Вместе с тем изучение субкультурной ситуации в российских регионах,
региональных особенностей представляется интересной и важной задачей,
учитывая увеличение значения регионов в сегодняшней России.
Влияние молодежных субкультур (хиппи) на территории России стало
проявляться во второй половине 60-х — начале 70-х гг. Но применительно к
указанному периоду нельзя говорить о специфических региональных
особенностях этой и другой молодежных субкультур. Мода на них приходила из
столиц; ситуация остается практически такой же до сих пор, если говорить о
группе молодежных субкультур, названных С. А. Сергеевым гедонистическо-
развлекательными (рэпперы, рэйверы). Положение, однако, меняется с
романтическо-эскапистскими молодежными субкультурами. С начала 90 гг.
Казань наряду с Москвой, Санкт-Петербургом и Екатеринбургом становится
одним из центров распространения толкинистской субкультуры (данный процесс
рассмотрен ниже). Нет необходимости напоминать, что в 80-е гг. именно в
Казани (а затем в других городах Татарстана) появились молодежные
группировки или шайки, породившие криминальную молодежную субкультуру.
Субкультура хиппи — одна из старейших молодежных субкультур в России.
Движение хиппи развивалось «волнами»: первая волна относится к концу 60-х —
началу 70-х гг., вторая — к 80-м гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий
спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данной
субкультуры. Однако в середине 90-х гг. неожиданно заявила о себе «третья
волна» хиппи. Неофиты движения молодых (15—18 лет) являются преимущественно
школьниками и студентами младших курсов.
Внешний вид хиппи «третьей волны» достаточно традиционен: длинные
распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон
неопределенного цвета, на шее — «ксивник» (небольшая кожаная сумочка),
украшенная бисером или вышивкой. На руках — «фенички», т.е. самодельные
браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Данный элемент
атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди
молодежи: «фенички» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы
вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как
рюкзачок и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Субкультуру
хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к
самопознанию.
Молодежной субкультурой, относимой к числу романтическо-эскапистских,
являются индеанисты. Они изучают культуры индейцев, преимущественно
североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и
обрядов. По наблюдению Т. Щепанской, индеанисты — нечто среднее между
клубом любителей американских индейцев и религиозно-мистическим
движением[5]. При всей «этнографической» атрибутике индеанистской
субкультуры ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, космизм, —
перекликаются с традиционными российскими ценностями. В 70-х — начале 80
гг. Казань была одним из центров зарождавшихся индеанистского движения и
индеанистской субкультуры. Позже инициатива перешла к более многочисленным
и энергичным группам индеанистов Ленинграда и Москвы. Пик индеанистского
движения приходится на 1985—1990 гг.
В молодежной культуре 80-х — 90-х гг. появились толкинистское движение и
связанная с ним, порожденная им толкинистская субкультура. Известный
английский филолог и писатель Дж. Р.Р. Толкин (на сленге толкинистов —
Профессор) родился в 1892 г., а умер в 1973 г. Его книги «Властелин колец»,
«Сильмариллион» и другие относятся к жанру fantazy — сказочной фантастики.
Толкин — мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что
читатель начинает отождествлять себя с героями книги. Это стало одним из
факторов, вызвавших к жизни неожиданный для самого автора социокультурный
феномен — ролевые игры по книгам Толкина. Ролевая игра близка к
импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное
оружие, одежда, соответствующая толкиновскому условному средневековью).
Мастера — режиссеры игры — распределяют роли, игроки проходят нечто вроде
экзамена на знание фантастического мира Толкина и предыстории своего
персонажа, намечается сюжетная линия.
Толкинистское субкультурное движение стало частью и продолжением
российской романтико-эскапистской традиции, находившей в разное время
выражение и в хиппизме, и в туристическом движении. В начале 90-х гг.
отечественные толкинисты стремительно вовлекли в свою «сферу влияния» и
ассимилировали часть представителей других молодежных субкультур (хиппи,
рокеров и даже панков). Появляются продолжения Толкина, написанные с иных
мировоззренческих позиций, издается обширная фэн-пресса. есть странички
толкинистов в Интернете. Это существенно отличается от движения западных
почитателей Толкина: известно, что там преобладают узость, изолированность,
деятельность толкинистов сводится к компьютерным играм, переписке по Е-mail
и узкоакадемическим студиям.
В 1993—1994 гг. субкультура толкинистов пережила кризис роста. Он был
преодолен путем расширения диапазона ролевых игр, включившего произведения
не только Толкина, но и других писателей-фантастов, а также исторические
сюжеты. Организационно отделилось движение ролевых игр, хотя по атрибутике,
ценностным ориентациям ролевики близки к толкинистам. Впрочем,
организационное размежевание не было абсолютным.
Можно констатировать, что субкультура толкинистов и ролевиков
развивается в последние годы наиболее активно и динамично.
С определенными оговорками можно отнести к романти-ческоэскапистским
субкультурам также байкеров и хакеров. Традиционно их относят к
субкультурам соответственно спортивной и интеллектуальной
направленности[6]. Вместе с тем гонки на мотоциклах — особый, претендующий
на элитарность мир мужского братства, как и уход в виртуальный мир, — можно
рассматривать как своеобразный эскапизм.
Байкеры — мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что
неточно: рокеры — это любители рок-музыки. Отечественная субкультура
байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце
70-х — начале 80-х гг., другой — уже в 90-е гг. Самые крупные в России байк-
клубы — московские «Ночные волки» и питерские «Шоссейные монстры».
Хакеры (компьютерные фанаты) — молодежная субкультура, находящаяся в
процессе формирования. Численность хакеров пока незначительна, хотя
установить точно численность хакеров затруднительно еще и потому, что
общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не
все компьютерные фанаты осознают себя некоей общностью со своими
ценностями, нормами, специфическим стилем. Вероятно, это дело будущего.
Из субкультур, названных гедонистическо-развлекательными, подробнее
охарактеризуем рэйверов и роллеров. Обычно рэйверов относят к музыкантам, а
роллеров — к спортивным субкультурам, однако общность базовых ценностей,
лежащих в основе этих субкультур: легкое, беззаботное отношение к жизни,
стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде,
достаточное основание для их сближения при типологизации.
Субкультура рэйва (англ. — бред, бессвязная речь) возникает в 80 гг. в
США и Великобритании. В России распространяется с 1990—1991 гг. В
музыкальном отношении стиль рэйв — преемник стилей техно и эйсид-хауса.
Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни — ночные дискотеки с мощным
звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов
характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил,
пластик). Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением
наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью
«расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью
рэйверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в
том числе ди-джеи — ключевые фигуры рэйв-субкультуры, — высказывали и
высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков.[7]
Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают
спортивную одежду ярких расцветок: также их можно идентифицировать по
разноцветным нашлепкам на коленях. В основном роллеры — школьники старших
классов (13—16 лет), но есть и студенты, младшие школьники. Интересно, что
роллерские компании возглавляются девушками. Роллеры, как правило, дети из
обеспеченных семей. Их численность — несколько десятков человек, что
обусловлено, вероятно, не в последнюю очередь ценой роликов — от 50 до 150
долларов и выше.
Субкультуры, относимые к анархо-нигилистическим или радикально-
деструктивным, в настоящее время маргиналы среди молодежных субкультур. Это
относится, в частности, к панкам. Влияние панковской субкультуры никогда не
было значительным. Многие из них поддерживали тесные контакты с хиппи,
входили в Систему, как именовала себя общность хиппи. Подобная
субкультурная диффузия характерна для молодежных субкультур российской
провинции 80-х гг. В 90-х гг. субкультурная диффузия охватывает субкультуры
панков и металлистов (музыка стиля хэви-металл или трэш-металл). Среди рок-
музыкантов и их слушателей появляются люди, называющие себя панк-трэш-
металлистами.
Деструктивный и нигилистический характер носит и субкультура сатанистов.
Еще в конце 80-х гг. от субкультуры хэви-металлистов отделилась группа
«черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами церкви сатаны. К
середине 90-х гг. уже можно говорить о формировании в России сатанистской
субкультуры. Есть основания предполагать, что одна или несколько групп
сатанистов, имеющие конспиративный характер, существуют в Ростове-на-Дону.
Время от времени в прессе появляются интервью с лидерами сатанистов:
последние, разумеется, пытаются отрицать или затушевать антиобщественный и
античеловеческий характер ритуалов и ценностей сатанизма.
В рамках субкультур анархо-нигилистического типа можно выделить также
анархо-левацкую и правоэкстремистскую субкультуры. Анархисты, как известно,
против любых выборов, якобы подавляющих меньшинства, и предлагают заменить
выборы «консультациями». Тогда как приверженцы правоэкстремистской
молодежной субкультуры бьют иностранцев.
Наконец, криминальная молодежная субкультура («гопники»,
«группировочники», «мотальщики»). Расцвет ее приходится на 80-е гг. В
середине 90-х гг. появляется новое поколение «гопников», неконтролируемое
организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они
быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных
субкультур: байкеров, рэйверов. роллеров и т.д. Любой подросток, не только
принадлежащий к иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному
насилию, ограблен.
Такова пестрая картина разнообразных молодежных движений и субкультур,
которые должны стать предметом глубоких социологических исследований.

Рок – музыка


Анализируя современную «массовую культуру», невозможно обойти вниманием
такую ее разновидность, как рок-музыка, которая была табуирована на
официальном уровне до конца 80-х гг., а позднее с такой же неумеренностью и
необъективностью превознесена и идеализирована как новое «прогрессивное
явление». Безусловно, не следует отрицать рок-музыку как жанр, тем более ее
разновидности, связанные с народными традициями, политической и авторской
песней, но необходим объективный анализ зарубежной и отечественной
продукции различных направлений этой музыки (например, так называемый
«тяжелый металл» и панк-рок носят несомненный контркультурный, агрессивно-
вандалистский характер).

Анализ текстов песен 25 питерских рок-групп свидетельствует о том, что в
них полностью отсутствуют такие общечеловеческие ценности, как семья, труд,
добро, любовь и дружба, познание.
В качестве ценностей чаще всего выступают сама рок-музыка
(«металлический рай», «тяжелый нектар») и всевозможные виды забвений
(алкоголь, наркотики, секс). Этот синдром можно назвать своеобразным
синдромом «наркотического гедонизма».
Второй ведущий синдром в изученных рок-текстах обозначается как
«агрессивная активность».
Явственно выделяется синдром «пессимизма и гибели» (мотивы смерти,
самоубийства, одиночества, отчуждения, страха).
Анализ рок-текстов свидетельствует о присутствии в них психологического
комплекса, близкого психологическому феномену некрофилии (любви к смерти),
описанного американским социальным психологом Э. Фроммом (эгоизм, насилие,
радикальный гедонизм, утрата смысла бытия).
Наблюдения показывают, что в общей тенденции 70— 90-х гг. рок- и поп-
музыка становилась все более дегуманизированной, превращая человека в
демонический персонаж из комиксов в металлическом роке, в робота или
марионетку в брейк-дансе, техно-роке и рэпе, в вещь среди множества других
вещей в коммерческо-потребительских песенках. Потеря гуманистического
содержания происходит в рок-музыке за счет искажения естественного
человеческого голоса всевозможными хриппами и визгами, нарочито
изломанными, глумливыми интонациями (неадекватное выражение иронии),
подмены мужских голосов женоподобными и наоборот, а также за счет различных
электронно-технических эффектов, машинизирующих голос. В принципе, это тот
путь расчеловечивания, который уже предложен модернизмом, когда «грань
между человеком и вещью как бы стирается», по выражению Томаса Манна. Рок-
музыку в ее антигуманном вульгарном проявлении критикуют не только
поборники народного и традиционного искусства, но и такие современные
музыканты-новаторы, как Э. Денисов, Н. Каретников, М. Таривердиев, С.
Белимов.
2.3. Десять проблем молодежи.
Опросив 1875 молодых людей и использовав богатейшую базу исследований
прошлых лет, социологи Научно-исследовательского центра при Институте
молодежи выделили десять главных проблем российской молодежи. Это
преступность, деньги, безработица, образование, досуг, здоровье, наркотики,
проституция, права и родина… Анализ проблем показывает, что они расположены
в нескольких основных «измерениях» и сопряжены, в первую очередь, с
возможностью реализации молодежью своих прав: человека, гражданина, члена
общества. От реализации этих прав зависят перспективы развития и будущее
России.
Первая группа проблем связана непосредственно с безопасностью – это
жизнь и здоровье молодого человека, физическое, душевное и духовное.
Большинство молодых людей России (70%) обеспокоены прямой угрозой жизни и
здоровью. Причин для этого множество. Многие не чувствуют себя в
безопасности на улицах, рост преступности – один из доминирующих страхом
молодежи, они боятся войны, болезней, их беспокоит экологическая ситуация,
которая также напрямую связана со здоровьем.
Другой комплекс проблем - жизненные перспективы молодого поколения.
Молодой человек должен иметь чувство жизненных перспектив, а это, в первую
очередь, творческая самореализация, а значит, образование, профессия,
карьера, возможность достигнуть определенного уровня благосостояния и
обеспечить свою будущую семью, которая неожиданно, вопреки стереотипам,
вышла на роль ведущей ценности в глазах молодежи. Третья группа проблем
обозначена как проблема «социального участия».
Несмотря на то, что у многих представителей молодежи живы воспоминания
о советских временах, мышление этих людей демократически ориентировано,
утверждает исследование. Гражданские и политические права и свободы –
важнейшая часть жизни общества, и в первую очередь, их молодежь ценит в
«новой России» превыше всего. Если свободы существуют лишь номинально,
молодые чувствуют себя крайне ущемленными, так как меньше всего хотят
становиться объектом манипуляции и произвола. Посткоммунистическое
поколение молодежи намерено жить и работать в условиях рыночной экономики
(но социально ответственной!) и свободного демократического общества. И
молодые люди, опровергая обвинения в социальной апатичности и
бездеятельности, уже скоро собираются взять в свои руки управление
общественно-политическими процессами: 54 процента молодых считают себя
главным фактором развития общества и движущей силой прогресса.[8]
2.4. Проблема молодежной занятости.
Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищенности
в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют
ряды безработных . К началу 1996 г. безработица в России достигла ( по
официальным данным) 2,3 млн. человек, или 3,2 % экономически активного
населения; 38% всех безработных - молодые люди до 30 лет.
К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится
отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми
странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического
образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с
низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение;
ориентация многих звеньев образования на " поточное" воспроизводство
рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей;
неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе
в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы
всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня
аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и
девушек из многих вузов и из страны.
Сравнительно низкую конкурентоспособность молодежи обуславливает
действие ряда факторов:
недостаток профессиональных знаний, квалификации и навыков;
необходимость предоставления молодым людям ряда дополнительных льгот,
предусмотренных КЗОТом (учебный отпуск, более жесткие требования по охране
труда и т.д.), что создает для предприятий дополнительные трудности;
трудовая нестабильность молодежи, связанная с увольнениями в связи с
призывом в Вооруженные силы, уходом на учебу и т.д.;
инфантилизм части молодежи, привыкшей бесплатно получать основные
жизненные блага (от государства, родителей и т.д.).
С точки зрения проблем рынка труда молодежь неоднородна и по возрасту,
и по образовательному уровню, и по качественному составу своих целей и
потребностей. В связи с этим в социальной группе "молодежь" можно выделить,
по меньшей мере, четыре подгруппы, для которых характерны специфические
проблемы.
В возрасте 14-16 лет у молодых людей несколько меркнет авторитет
учителей и родителей. На первый план выступают авторитеты в новой сфере
общения - трудовой. Это возраст становления личности, усвоения индивидом
ценностей, норм, образцов поведения, присущих данному обществу. Необходимо
предпринять усилия на то, чтобы у молодого человека сложился устойчивый
стереотип в оценке и ранжировании потребностей как в трудовой, так и в
досуговой сфере жизнедеятельности.
Для 16-18-летних необходима поведенческая и профессиональная
переориентация. В современных условиях для молодых людей этого возраста
характерно стремление адаптироваться к новым условиям жизни. Они готовы к
смене профессии, принимают рыночные отношения как объективные, ищут способы
приспособиться к ним.
18-23-летние, как правило, имеют среднее образование и профессию. Во
многих случаях профессия оказывается невостребованной, и в этом случае
остро встает вопрос профессионального переобучения, а иногда и
профессиональной реабилитации. В этот период необходим целый комплекс мер
по социальному обеспечению нормального включения в процесс производства.
Среди молодежи старше 23 лет, впервые входящую в рынок труда,
значительную долю составляют выпускники высших учебных заведений. Проблема
трудоустройства выпускников высшей и средней специальной профессиональной
школы приобретает все большую остроту и иногда выделяется даже на далеко
неблагоприятном фоне трудоустройства представителей других групп молодежи.
После 23 лет в жизни молодых людей чаще наступает период достижения
трудовой и социальной стабильности, экономической самостоятельности и
профессионального самоопределения.[9]
Сегодня большая часть подростков и молодежи—будущих соискателей на
рынке труда—психологически не готова к складывающейся в экономике ситуации.
Социальные психологи указывают на такие ориентации нынешнего подрастающего
поколения, как нежелание устраиваться после учебного заведения на
непрестижную, низкооплачиваемую работу. В выборе профессий доминируют
специальности бизнесмена, брокера, экономиста, юриста, работника торговли,
кооператора. Другие профессии, в первую очередь рабочие специальности,
остаются, по оценкам подростков Петербурга, вне рыночных отношений (опрос
ИС-ЭП РАН, 1995 г.). В поисках работы юноши и девушки хотят получить сразу
все или ничего. На вопрос: «Ваше отношение к труду?»—40% выбрали ответ:
«Считаю себя трудолюбивым, работа в целом нравится», еще 40% высказали
мнение, что трудиться «в принципе не любят, но приходится». Еще 20%
признались: «Любая работа вызывает у меня лишь отрицательные эмоции». Вне
зависимости от «любви к труду» не более половины опрошенных (по самооценке)
отдают своей работе большую часть личной энергии и творческих сил.

2.5. Ценностные ориентации современной молодежи


Интеллектуально-образовательные ценности

Результаты социологических исследований свидетельствуют: свои
интеллектуальные, творческие способности молодые люди оценивают весьма
низко. Только 19% из них считают эти способности высокими, 22% называют
себя талантливыми.
Столь низкая самооценка характеризует неверие юных в свои силы, и это,
естественно, негативно отражается на их притоке в сферу интеллектуального
труда. В глазах молодежи продолжает быстро падать ценность умственного
труда, образования и знаний. Даже студентами обладание знаниями ценится
весьма низко.
В связи с усилением социального и имущественного неравенства возрастает
и неравенство образовательное, вследствие чего сужается социальная база
развития интеллектуального потенциала молодежи. Серьезной угрозой обществу
стала «утечка умов» за границу. Тем самым продолжается процесс
интеллектуального оскудения, умственного вырождения российской нации.

Культурные ценности современной российской молодежи

Общество, сделавшее материальное благополучие и обогащение смыслом и
философией своего существования, формирует соответствующую культуру и
жизненные потребности молодых людей.
Усваивая поведенческие стандарты доминирующих социальных отношений,
молодой человек может определить границы своей высшей идентификации лишь в
рамках массовой культуры, унифицирующей его духовные потребности, выводя их
в основном в рекреативную сферу. Подобная высшая идентификация носит
конформистский характер и формирует установку на квазипотребление духовных
ценностей. Внешняя идентификация не всегда переходит во внутреннюю, т.е. в
самоидентификацию, обретение индивидом осознанных убеждений и ценностных
ориентации, определяющих его социальную роль.
Культ моды, вещивизма и потребления овладевает сознанием молодежи и
приобретает универсальный характер. Классическая культура начинает терять
ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной. Также
становится безразличными для определенной части молодежи понятия «Россия»,
«родной дом, город». Только 37,1% опрошенных отметили, как духовно близко
им понятие «Россия», 36,3% — идентифицируют себя с соотечественниками по
признаку «единая культура», 27% — по признаку «историческое прошлое». На
вопрос: «Ощущаете ли вы себя гражданином России?» утвердительный ответ п
'учен у 19% опрошенных молодых людей, остальные ответили или отрицательно
(9,3%) или согласились с тем, что не задумывались об этом (19,8%)'.
Социологический анализ проблем культурной идентификации молодежи выявил
тенденцию к усилению процессов стандартизации культурного потребления и
досугового поведения, утвержденного пассивно-потребительского отношения к
культуре.
Большая часть молодежи, отдавая дань месту и роли культуры в жизни
общества, считает, что сейчас для этого нет условий. Так ответили почти 70%
из тех, кто подчеркивал приоритетное знание культуры, и 91,6%, для которых
культура в целом значима как ценность.
Продолжается тенденция дальнейшей дегуманизации и деморализации
социокультурных ценностей, что выражается прежде всего в принижении,
деформации и разрушении позитивного образа человека. Данная тенденция
проявляется в неослабевающем интересе молодежи к восприятию сцен и эпизодов
насилия и секса, жестокости и натуралистичности (кинематограф, телевидение,
видео, рок-музыка, театр, литература, изобразительное искусство).
В социокультурных ценностях молодежи превалируют потребительские
ориентации. Так, результаты социологических исследований среди студентов
петербургских вузов свидетельствуют, что в среднем свыше 75% молодых людей
чаще всего проводят свое свободное время у телевизора или в компании с
друзьями, слушая главным образом развлекательную музыку. В то же время
только каждый 10-й (по их самооценке) предпочитает расходовать свободное
время на посещение кружков-студий, каждый 16-й — на самообразование, каждый
6-й — на занятия спортом.
В результате этого «происходит тотальное выкорчевывание из культурного
обихода не только отдельных имен, а целых пластов культуры, искусства,
науки, образования, которые якобы не вписываются в общественно-политическую
парадигму нынешнего режима»'. Народная культура (традиции, обычаи, обряды,
фольклор и т.п.) воспринимается большей частью молодежи как анахронизм.
Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном
социокультурной преемственности. В силу этого без этнокультурной
самоидентификации невозможно формирование у подрастающего поколения любви к
Отечеству, знания истории и традиций своего народа.[10]

2.6. Молодежь и преступность

Негативные проявления заключаются, прежде всего, в том, что молодежная
среда становится опасной криминогенной зоной. Нарастают неблагоприятные
тенденции, как омоложение преступности, усиление ее группового характера.
Так, в 1995г. число совершенных малолетними преступниками грабежей с
проникновением в квартиры увеличилось в 2,2 раза, хулиганств - в 1,6 раза,
мошенничеств - на 75,8%, вымогательств - в 2,2 раза, преступлений с
применением огнестрельного оружия - в 17,2 раза. Одним из самых
распространенных видов преступлений у несовершеннолетних являются кражи,
число которых в 1995г. составило 2203 (47,4%), включая также квартирные
кражи - 1874 (85,1%).
Из года в год растет число "женских" преступлений. Большую тревогу у
правоохранительных органов вызывает тенденция к "омолаживанию" женской
преступности. В трех имеющихся в России воспитательно-трудовых колониях для
несовершеннолетних содержатся сегодня 1136 девочек-подростков. Большая их
часть осуждена за тяжкие преступления. В 1995г. было зафиксировано около
150 случаев детоубийств. Как правило, на убийство детей идут молодые
женщины, не нашедшие себя в жизни: без семьи, без средств к существованию,
без жилья.
В числе молодежи повышенной криминальной активностью отличаются
несовершеннолетние. Уровень преступности среди подростков в полтора раза
превышает аналогичный показатель среди других возрастных молодежных групп.
В одном только юго-западном округе Москвы детская преступность выросла в 16
раз по сравнению с прошлым годом. Одна из причин этого - неблагополучное
детство. В России на начало 1992 года насчитывалось 41400 детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет. На начало
1996 года в России более 600000 сирот ,воспитывающихся в детских сиротских
учреждениях, десятки тысяч - в тюрьмах, более миллиона - беспризорных. По
данным Генпрокуратуры РФ 30% бывших воспитанников превращаются в бомжей,
30% становятся проститутками, 20% -уголовниками, 10% кончают жизнь
самоубийством. Остальные 10% влачат жалкую жизнь. Из 1,5 млн. бомжей по
России более половины - бывшие воспитанники детских сиротских учреждений. В
1994 году таких было 240 тыс. человек.
Из 38 тыс. выпускников детских домов - 190 человек поступило в ВУЗ, 2
тыс. - в ПТУ, остальные вынуждены работать или вести асоциальный образ
жизни (данные на 1995 год). За 1988-1993 гг. число несовершеннолетних в
возрасте 14 - 15 лет среди участников преступлений увеличилось на 55%.
Озабоченность вызывает рост числа лиц до 18 лет, совершивших
преступление под воздействием алкогольного опьянения или наркотического
возбуждения. В 1988 г. таких лиц было 18940, в 1992 - 33646.

Растет организованная преступность подростков. В настоящее время из 19 тыс.
группировок негативной направленности, находящихся на учете в органах
внутренних дел, более 2/3 составляют группы, в которые входят
несовершеннолетние.[11]
2.7. Молодежь и брак.
Молодежь - социально-возрастная группа; - социально-демографическая
группа, переживающая период становления социальной зрелости. Вхождение в
мир взрослых, адаптация к нему и его будущее обновление. Брак -
добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключаемый для создания
семьи, и порождающий взаимные права и обязанности супругов. Главное условие
заключения брака - добровольное согласие вступающих в брак. В РФ брачный
возраст установлен в 18 лет. В отдельных случаях предусмотрено смещение
брачного возраста до 16 лет. На поведение молодежи отражаются знания обо
всех сторонах семейной жизни. Как показывают социологические исследования,
уровень культурных половых взаимоотношений между супругами, как правило,
очень низкий. Формирование правильных установок молодежи в интимной сфере
является одной из важных составляющих их воспитания. Сегодня значительная
часть молодежи или совсем не получает информацию о семье, или получает ее
недостаточно. Что отрицательно сказывается и на дееспособности семьи, и на
стабильности браков. К сожалению, подготовка к браку сводиться лишь к
теоретическим изложениям некоторых догм семейной жизни. Оптимизировать
процесс самоопределения молодежи в сфере личной жизни одна семья, конечно
же, не в состоянии. Это задача, которую призваны решать вся система
воспитания, включая искусство массовую информацию, общественное мнение и
общественные организации. В доперестроичный период отношения к молодежному
браку было негативным, то есть молодежный брак считался социально
неустойчивым, а именно молодежная семья находилась на родительском
попечении, кроме того, молодожены испытывали порицания не только со стороны
родителей, учителей, но и со стороны сверстников, комсомольской и
общественной организаций. В настоящее время отношения к молодежному браку
не столь отрицательное, как раньше. Созданы много знаков о браке. К новому
законодательству о браке можно отнести семейный кодекс РФ, принятый 1 марта
1996 года, а также статья гражданский кодекс РФ часть 1, который принят 21
октября 1994 года, а также статья 26, 27 конвенция СНГ о правовой помощи и
правовых отношениях по гражданским семейным уголовным делам. Отношение к
молодежному браку в странах Запада не носит формального характера, а носит
характер гражданского брака, это говорит о том, что главным аспектом
семейной жизни является материальная основа семьи. В восточных странах
семейные отношения имеют религиозный характер, то есть наблюдается
дискриминация по отношению к женскому полу. Девушки вступают в брак, даже
не достигнув 17 лет. Из проведенного социологического опроса видно, что
отношения современной молодежи к браку изменилась. На вопрос, как Вы
относитесь к браку, 83% опрашиваемых ответили, что пока они не получат
высшего образования, в брак не вступят; 10% задумывались; 7% могли бы
вступить в брак до окончания учебного заведения.[12]

2.8. Молодежь и образование

На данный момент существует серьезная опасность, что молодые люди (в
особенности подростки), занимающиеся перепродажей различных товаров на
улицах, видя в этом один из основных источников быстрого обогащения, при
наступлении нормальных рыночных отношений могут оказаться без образования и
без профессии, что приведет к серьезным социальным последствиям в будущем.
Психологи бьют тревогу: «Прогностически неблагоприятно влияет рыночная,
вульгарно-гедонистическая реклама, которая назойливо бомбардирует мозговые
центры плотских удовольствий детей и взрослых, разрыхляет ценностный смысл
этических и эстетических понятий. Нынешнее поколение 15-16-летних еще может
не поверить, что "истинное счастье" состоит в обладании той иной "сладкой"
продукцией, а доблесть и мужество не определяются предпочитаемой маркой
сигарет».
Многие из обследованных учащихся начальной школы считают сбор бутылок,
«работу» вокруг торговых ларьков более перспективным делом, чем учеба.
Образ «бизнесмена», с которым было принято связывать такие черты, как
индивидуализм, накопительство, мещанство, бесчеловечность и другие, «чуждые
социалистическому образу жизни», становятся своеобразным фетишем. Причем и
реализуется он в тех же искаженных формах, которые были надуманно созданы
старой моралью.
Исследования, проведенные петербургским социологом С, А. Ежовым в
четырех городах России (Санкт-Петербург, Ростов на Дону, Братск и
Нефтекамск) в 1993-1995 гг., позволили выявить ряд профессий, которыми
учащиеся II классов сейчас отдают предпочтение. В первую очередь—это
профессии экономического, рекламного и юридического профилей: менеджер,
маркетинг-директор, юрист, адвокат—в этом едины как юноши, так и девушки.
Не уступают им профессии, связанные с проектированием и вычислительной
техникой, программного обеспечения. По-прежнему престижной считают
респонденты и профессию архитектора. Девушки отдают предпочтение
преимущественно следующим профессиям: модельер, парикмахер, секретарь-
референт, переводчики, традиционно, педагогические работники и врачи.
Значительно снизился интерес к техническим профессиям и увеличился к
профессиям гуманитарного направления.
Объединяя все сказанное выше можно сделать вывод, что образование на
данный момент теряет свои позиции, как отрасль влияющая на умы и
мировоззрение подрастающего поколения. Подростки делают выбор профессии на
основе заработной платы, которую они будут там получать, а то что может их
ждать в выбранной ими сфере, даже не интересует их.
Глобальный кризис, который охватил все сферы жизни российского
общества, представляет реальную угрозу как для человека вообще, а в
особенности молодежи, так и для системы образования. Нарушены многие формы
самоутверждения и выживания человека. Раньше его самоутверждение во многом
осуществлялось на базе образования. Однако в настоящее время наблюдается
падение престижа образования, утрата интереса к получению знаний вообще.
В последние годы появились реальные новые возможности самоутверждения
личности, где не требуется высокого уровня образования. Для многих молодых
людей эти пути кажутся достаточно привлекательными, хотя, как правило, они
не ведут к настоящему успеху и негативно сказываются на раскрытии
творческого потенциала личности. С каждым годом усиливается ощущение
духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего
происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян.
Тревожным симптомом обесценивания знаний является понижение
профессионального уровня работающего населения, а также падение культурного
уровня, следствием чего являются возникновение и усиление таких негативных
тенденций, как склонность к криминогенному поведению, возрастание
конфликтности, агрессии, а так же конформизма и социальной апатии.
Среди этих проблем можно указать на резко возросшую необходимость для
каждого человека более адекватного представления о себе и своем месте в
обществе в кризисной ситуации. Новая ситуация такова, что она не просто
заставляет людей переучиваться, но часто требует изменения системы
ценностей, установок, взглядов и привычек и ставит перед необходимостью
фактически стать новой личностью. В последние годы произошел переход от
стабильной социальной среды к быстро изменяющейся нестабильной,
несбалансированной среде постперестроечного периода. Новая нестабильная
среда зачастую превышает адаптационные возможности обычного человека.
Перемена ситуации в России внесла много корректив в деятельность
образовательных систем. Учеными, практиками, публицистами выделено сегодня
несколько кризисных черт образования. Резкое сокращение финансирования
повело к искажению системы воспроизводства, прежде всего научных кадров, а
также и преподавательских, особенно в вузах. Молодое поколение в массовом
порядке утратило интерес, мотивацию на получение образования, поскольку оно
не обеспечивает сегодня потребностей человека в нормальном образе жизни.
Свертывание научной работы привело к сильному понижению уровня образования.
Многие вузы, другие учебные заведения идут по пути коммерциализации,
заметно снижая уровень подготовки кадров. Все эти и ряд других причин
ставят проблему кризиса в системе образования.
Однако наряду с указанными тенденциями отмечаются и некоторые
позитивные перемены. К ним можно отнести появление гибкости в системе
государственного образования, которая прежде всего сказалась в изменении
содержания дисциплин, появлении новой парадигмы в отношениях
вуз—преподаватель— студент, возникновении новых педагогических технологий,
спектра методов и приемов обучения.
Следует отметить и появление совершенно новых для нашей социальной
жизни феноменов—альтернативных, негосударственных форм образования, уже
сегодня охвативших все виды образования от самых низких (дошкольных) до
вузовского и поствузовского обучения. Это явление уже реально создало рынок
образовательных услуг, который включает, по сути, самые разнообразные формы
образования, создавая между ними реальные конкурентные отношения, особенно
по наиболее популярным специальностям (экономика, юриспруденция, менеджмент
и т.п.). Эти явления, разумеется, носят не только позитивный характер. Их
существование, очевидно, породило новые черты в системе образования, они
побуждают его к саморазвитию, освобождению от тех окостеневших черт,
которые сдерживали развитие образования ранее.
Изменение системы образования повлекло за собой, с одной стороны
позитивные, а с другой негативные результаты. К позитивным результатам
относится появление новых методов в образовании, новых материалов,
доступность актуальной и правдивой информации, для тех кто учится.
Негативные черты – это недоступность высшего образования большинству
молодых людей, так как образование сейчас стоит больших денег, а бесплатных
мест с каждым годом остается все меньше и меньше. В связи с невыплатой
заработной платы начался отток кадров из сферы образования, что,
безусловно, скажется на качестве образования получаемого учащимися и
студентами.
Проблема образования особенно важна на данный момент, так как России
необходимы квалифицированные кадры для выхода из сложившегося положения.
[13]
2.9. Проблема наркомании среди молодежи.

Известно, что социальные последствия наркомании тяжелы. Наркоманы
выбывают из общественной жизни - трудовой, политической, семейной,
вследствие физической, социальной деградации личности. Наркомания не
минуемо поражает целый веер явлений чуждых обществу. Сюда относят трудно
излечимые психофизиологические болезни человека и теневую экономику,
обусловленную закономерным, возрастающим спросом на наркотики и
нелегальными способами его удовлетворения в корыстных целях и преступность,
насилия над личностью, связанные с распространением наркотиков и незаконным
обогащением. Специфической чертой наркомании общества является
формирование групп или сообществ наркоманов. Их возникновение связано с
особыми условиями приобретения и употребления наркотиков. Испытывание
затруднения в добывании не только средств на наркотики, но и самих
наркотических средств. Наркоман вынужден поддерживать связь с теми кто
первоначально приобщил его к потреблению наркотиков. Для наркомана весьма
характерно стремление приобщить к пороку свое ближайшее окружение.

В своей работе я не буду заострять внимание на данной проблеме. Ей
можно посвятить отдельную работу. Но здесь я только хочу привести немного
статистики, ужасающей, но реальной.

По оценкам экспертов Национального антикоррупционного федерального
комитета, к концу 2001 года в России будет зарегистрировано более 5 млн.
человек, употребляющих наркотики. К 2005 году при существующих темпах
распространения наркомании прямо или косвенно вред будет нанесен 38 млн.
человек. Кстати, более 80 % среди этой статистики занимает доля молодежи.
Это очень страшные цифры.[14]

2.10.Молодежь и социальное неравенство

Совершенно очевидно, что проблема бедной и богатой молодежи появилась
не сейчас. Она существовала давно, но не приобретала столь выраженного
очертания, которое имеет место на стыке тысячелетий. Каждая из этих групп
(назовем их «бедная» молодежь и «богатая» молодежь), кроме ряда трудностей,
возникающих внутри самой группы, вступает в конфликт между собой, выставляя
положение, в которой она оказалась, более худшим и достойным сожаления.
В условиях социально-экономического кризиса современной России в
исключительно сложной ситуации оказались многие юноши и девушки.
Процесс ускоренного социального расслоения охватывает российское
общество неравномерно. Верхние слои (до 8% населения) все резче отдаляются
от массовых слоев, концентрируя в своих руках экономическую и политическую
власть.[15]
По такой же схеме происходит усиление различий жизненных позиций
молодежи, наследующей определенный социальный статус.
Определенное поведение, диктуемое занимаемым социальным положением,
статус родителей и сложившийся круг друзей и знакомых порождает различные
точки зрения молодых людей разного социального положения на те или иные
вопросы. Разные ценности, совершенно противоположные идеалы и стремления —
вот то, что отличает «бедную» и «богатую» молодежь.
Факт быстрорастущего расслоения в молодежной сфере неоспорим. Он
выведен не из суммы исследований, а в каждом из них. Объективные данные по
социально-экономическому расслоению в молодежной среде получить сложнее,
чем в отношении взрослого населения: кроме обычных

Новинки рефератов ::

Реферат: Загрязнение окружающей среды (География)


Реферат: Методы очистки сточных вод (Технология)


Реферат: Приложения производной (Математика)


Реферат: Имидж делового человека (Менеджмент)


Реферат: Грамматические трансформации при устном переводе с русского языка на английский (Иностранные языки)


Реферат: Коллективное поведение (Социология)


Реферат: Дизель-электрическая подводная лодка (Технология)


Реферат: Психология малой группы (Психология)


Реферат: Москва. Кремль в историческом развитии (История)


Реферат: Социальные резервы повышения эффективности производства (Социология)


Реферат: Автоматизированные системы управления (Компьютеры)


Реферат: Производство портландцемента и расчет компонентов (Технология)


Реферат: Изменения функций семьи в XX веке (Психология)


Реферат: Бизнес-план организации производства пластиковой тары (упаковки) в Люберцах Московской области (Менеджмент)


Реферат: Аудиторская проверка (Бухгалтерский учет)


Реферат: Пражская весна (История)


Реферат: Технология проблемного обучения (Педагогика)


Реферат: Управление персоналом фирмы (на примере США) (Менеджмент)


Реферат: Что я знаю о себе? (Педагогика)


Реферат: Роман В. Пикуля "Богатство" (Литература : русская)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист