GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Семья как социальный институт (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Семья как социальный институт (Социология)



Семья как социальный институт

Точное и однозначное употребление основных понятий - одно из главных
требовании, предъявляемых к социологическим исследованиям. Категории брака
и семьи являются самыми трудными для строгого определения. Во-первых, на их
понимании и трактовке существенно сказываются традиции обыденного сознания
и словоупотребления, не всегда совпадающие с научно-теоретическим. Во-
вторых, и брак, и семья изучаются не только социологией, но и рядом других
наук, что порождает множественность подходов к ним и, соответственно, более
узкое или более широкое, более абстрактное или более конкретное их
толкование.
Признавая правомерность и даже в известных пределах целесообразность всех
этих подходов и толкований, мы не можем, однако, ограничиться лишь анализом
их современного состояния, а должны хотя бы кратко рассмотреть историю
вопроса.
В частности, в работах Маркса и Энгельса под семьей понимается в первую
очередь общественный механизм воспроизводства человека, отношения между
мужем и женой, родителями и детьми, в том или ином виде (обычаи, морали,
религии и права) узаконенные обществом. Это, по сути дела, самое широкое
определение семьи фиксирует лишь связь между браком и детопроизводством
безотносительно к социальным формам, через которые оно осуществляется.
Что касается определения самого понятия семьи, то, по-видимому, надо
говорить о различных научных школах и подходах. В российской социологии
существует три — четыре одинаково правомерных подхода. Семья есть
отношение, через которое и благодаря которому осуществляется
воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства.
Историческое развитие ведет к превращению семьи и в социальную общность, и
в социальный институт. В этих своих ипостасях семья рассматривается как
элемент социальной структуры общества и оказывается зависимой от способа
производства, экономического базиса общества, потому что доминирующим
фактором ее единства и функционирования становятся социально-
психологические связи, в которых находит выражение также природная основа
супружества. При всем многообразии научных подходов современную семью можно
определить как институционализированную общность, складывающуюся на основе
брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за
здоровье детей и их воспитание.
В зарубежной литературе, освещающей проблемы семьи, используется большое
многообразие научных парадигм. Термин "семья" обычно относится к первичной
группе, состоящей из двух родителей ("естественных" или законных) и, по
крайней мере, одного ребенка, находящегося на их иждивении, причём все они
связаны чувствами семейственности. Он может быть также отнесен к женатым
или неженатым парам без детей, к группе, состоящей из одного родителя
(независимо от того, состоял ли он первоначально в браке или нет) и детей,
если другой родитель неизвестен, умер, дезертировал или исчез другим
образом, к группе детей, живущих вместе, которые имела первоначально одного
или двух родителей, к супругу с несколькими законными супругами или без
них, к группе родственников и их детей, которые ведут одно хозяйство.
Под структурой семьи в современной социологической литературе
подразумевается способ обеспечения единства ее основных элементов, т.е.
составляющих ее половозрастных групп и отдельных лиц. Характер семейной
структуры определяется в конечном счете социально-экономическими условиями
жизни. Изменения в составе, структуре и функциях семьи являются
неотъемлемой и во многих отношениях основной частью социокультурных
различий на всем земном шаре. Такие изменения отнюдь не легко поддаются
объяснению. По-видимому, не существует однозначных связей между социальным
обликом семьи и социально-экономическим и техническим развитием общества.
Весьма похожие типы семьи наблюдаются в совершенно различных обществах, и
наоборот. Хотя нет сомнения в том, что общие социально-экономические и
технологические условия жизнедеятельности оказывают глубокое влияние на
форму семейной организации.
В частности, американский исследователь вопросов семьи Д. Мурдок выявил,
что "семейное ядро", т.е. "элементарная" или "простая" семья, состоящая из
мужчин, женщин и их социально признанных детей, представляет собой
повсеместно существующий "строительный материал" всех человеческих общин,
всех сообществ. Несмотря на то, что некоторые функции семьи могут
выполняться другими лицами и даже социальными структурами (например,
родственниками, воспитателями, опекунами), семейное ядро остается
парадигматическим институтом наибольшего социального значения для
социологии семьи.
Изменения в структуре и функциях семьи, даже внезапные и революционные,
являются вполне естественными в историческом развитии. Можно сказать, что
они сопутствуют развитию индивидуального семейного ядра, где рождение
ребенка, брак старших детей и их уход из семьи, другие радостные и
печальные события обычно вызывают внезапные и резкие изменения семейной
структуры. Однако семья (не особая ее форма, а просто семья) оказалась
чрезвычайно гибкой и приспосабливающейся к любым обстоятельствам системой.
Именно семья является неотъемлемой частью всех социальных изменений,
происходящих в обществе.
Индивидуальное семейное ядро обычно состоит из супругов и детей в
качестве совместно проживающей группы в течение примерно 20—30 лет.
Изменения в средней продолжительности жизни населения, регулирование
размеров семьи самими супругами или обществом (например, в современном
Китае или Вьетнаме, где законом ограничивается рождаемость), а также другие
демографические факторы могут привести к существенным сдвигам цикла жизни
семейных единиц. Однако неотъемлемой характерной чертой семейного ядра
является то, что оно имеет начало и конец в течение продолжительности жизни
одного из супругов, а именно, продолжительности жизни супружеской пары,
которая является его основателем.
Весьма распространенный тип современной семьи - нуклеарная семья,
сведенная к естественному ядру: жена, муж и дети с добавлением одного или
двух родителей супругов. Такая семья характерна для большинства стран
Европы, США, России и др. Этот вариант семьи, очевидно, является
импровизацией в семейной организации, которая возникла как попытка
справиться с некоторыми типичными для современной промышленно-городской
цивилизации проблемами.
Форма семьи, имеющая важное историческое значение и все еще сохраняющаяся,
особенно в сельской местности, - это большая неразделенная семья
(объединенная семья), состоящая из нескольких семейных групп. Расширенная
семья представляет собой вариант неразделенной семьи, которая отличается
тем, что учредительные группы могут жить врозь. Однако они обычно
расселяются по соседству и принимают участие в некоторой общей деятельности
(например, обработке земельных участков).
Со структурой .семьи тесно связаны порядок и уклад ее жизни, ее обычаи и
традиции, а также ее взаимоотношения с Другими семьями и со всем обществом.
Социальные функции семьи имеют два основных источника их возникновения:
потребности общества и потребности самой семейной организации.
Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в
развитии семьи связан с отмиранием
одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и
характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях
общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве
населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого
воспроизводства.
Итак, семья может рассматриваться как социальный институт, семейная
группа, выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить
следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:
— рекреационная функция, связанная с физическим поддержанием членов семьи
путем обеспечения их пищей, одеждой, жильем и т.д.;
— функция воспроизводства потомства путем деторождения или усыновления.
Функция воспроизводства является, очевидно, не чисто биологической, а,
скорее, биосоциальной, если иметь в виду как факт регулирования рождаемости
и планирования семьи, так то, что детопроизводство предполагает
воспроизведение в новом поколении всего богатства социальных отношений и
духовных ценностей общества. Следовательно, функция воспроизводства имеет
не только материальные, но и духовные основания. Эта функция носит
комплексный характер, так как в "снятом виде" содержит некоторые другие
функции.
Функция социализации детей способствует выполнению ими определенных
социальных ролей в обществе, интеграции детей в различные социальные
структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью
семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно
-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их
материального обеспечения и ухода за ми, т.е. с рекреационной функции.
Хозяйственно-экономическая функция семьи всецело связана с материальной
стороной, однако, как и другие функции, детерминируется господствующей в
обществе культурой образа жизни и отношений. Возрождение в России института
частной собственности, развитие индивидуально-трудовой деятельности и
фермерского хозяйства в значительной степени делает семью, как и до
революции 1917 года, производственной единицей, восстанавливает
хозяйственно-экономическую функцию.
Указанные функции выполняются семьями в зависимости от типа, возрастного
состава семьи, материальных условий ее жизнедеятельности, ценностных
стандартов супругов на протяжении их жизни. Эффективность решаемых семьей
задач связана также с ее местом в социальной стратификации и характером
деятельности других социальных институтов, призванных обеспечить социальную
поддержку семьи.
Являясь ячейкой общества, семья реагирует на все социальные изменения,
происходящие в нем. Поэтому дезорганизация в обществе приводит к
аналогичным процессам в структурно-функциональной деятельности семьи, что
выражается в росте разводов, конфликтов, снижении воспитательной
дееспособности, а также качества выполнения социальных ролей.
Семья в процессе социализации готовит детей к выполнению семейных ролей.
И. С. Кон пишет, что понятие социальной роли является центральным при
анализе социальных взаимодействий. Изучение социальных ролей в семье
позволяет выявить происходящие в ней социальные изменения, конкретизировать
вопрос о функциях семьи и связанных с ними социальных конфликтах.
В социальной психологии понятие социальной роли интерпретируется как
"позиция, т.е. положение, которое занимает человек в конкретной социальной
системе". В семейной группе позиции имеют мать, отец, жена, муж, дети,
бабушка, дедушка и т.д. Успешное выполнение семьей ее функций во многом
зависит, с одной стороны, от того, насколько добросовестно каждый член
семьи, занимающий определенную позицию, выполняет свою социальную роль, а с
другой стороны, насколько "ролевое поведение" соответствует "ролевым
ожиданиям" членов семьи по отношению друг к другу.
Социологию семьи интересуют вопросы: кому принадлежит верховная власть в
семье? кто обеспечивает материальное положение семьи? кто готовит? кто
воспитывает детей? и т.д. Ответы на эти вопросы помогают получить
представление о дифференциации ролей членов семейной группы.
Если мы попытаемся проанализировать содержательную сторону ролевых
позиций, то из-за их многообразия сделать это в рамках учебника не удастся.
Поэтому рассмотрим только методологические проблемы. Когда мы представляем
семью, то, как правило, имеем в виду лишь "семейное ядро":
мужа и жену, которые должны иметь разные, частично совместимые и частично
дополняющие, но справедливо разделяемые обязанности и права супругов.
Однако в реальности дело обстоит сложнее. В частности, в работах российских
ученых А.Г. Харчева (1921-1987) и М.С. Мацковского (р. 1946) показан
противоречивый характер выполнения профессиональных и семейных ролей
женщинами, несущими двойную нагрузку — дома и на работе.
Можно утверждать, что и в обществе, и в семье женщина до сих пор
подвергается дискриминации. Часто этому способствуют и сами женщины,
предъявляющие требования к дочерям, чтобы они помогали по дому, тогда как
сыновья ведут праздный образ жизни. Такими установками общество (в лице
мужчин и самих женщин) как бы закрепляет дальнейшую дискриминацию в
отношении женского пола. Если проанализировать социологические данные, то
наиболее наглядной формой дискриминации является характер распределения
домашней работы в семье. Хотя в исследованиях последних трех лет
фиксируется более равномерное распределение домашних обязанностей, проблема
до сих пор остается открытой.
Другой важный аспект ролевой дифференциации — принятие решений в семье и
тесно связанная с ним проблема распределения власти между членами семейной
группы, в том числе координация ролей. Под последней мы понимаем
распределение обязанностей по обслуживанию семьи (например, в современной
вьетнамской семье муж до сих пор является единственным хозяином и
распределяет все работы по дому).
Итоги наших рассуждений можно представить в виде следующей шкалы:
1. Распределение работ по дому: а) по принципу пола, б) нейтральное.
2. Принятие решений по семейным вопросам: а) автократическое, б)
демократическое.
3. Распределение власти: а) иерархическое, б) сбалансированное ролевое.
4. Координация ролей: а) специализированная (однозначно выполняемые роли),
б) совместное (кооперативное) выполнение хозяйственно-бытовой роли.

В этой шкале крайний "идеальный тип" традиционной семьи можно
характеризовать следующим образом: 1а-2а-За-4а, т.е. сильная связь по
признаку пола в домашней работе, строгое, авторитарное принятие решений,
строгое иерархическое распределение власти, специализированное выполнение
ролей. Крайний "идеальный тип" современной демократической семьи выглядит
следующим образом: 1б-2б-3б-4б, т.е. весьма нейтральное распределение работ
по дому, совместное принятие решений, сбалансированное распределение
власти, кооперативное взаимодействие между членами семьи.
Анализ социологической информации показывает, что в современном
цивилизованном мире идет процесс постепенного удаления от традиционного
типа семьи и приближение к демократическому типу. Хотя такое движение
неравномерно по всем четырем шкалам и неоднозначно во всех общественных
системах, наблюдаемую тенденцию можно считать прогрессом в семейных
отношениях.
Известный американский социолог У. Гуд определяет семейную дезорганизацию
как "разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда
один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые
обязанности".
В качестве главных форм семейной дезорганизации выступают:
1. Неполная семейная группа, незаконнорожденность. Хотя о такой семейной
группе нельзя говорить, что она распалась - она никогда не существовала, -
незаконнорожденность может все-таки расцениваться как одна из форм семейной
дезорганизации. Во-первых, потому, что отец-муж не может выполнять своих
ролевых функций по отношению к матери и ребенку, как они предписаны
обществом. Во-вторых, потому, что не выполняются роли члена семьи как отца,
так и матери по отношению к социальному контролю, что является косвенной
причиной незаконнорожденности.
2. Распад семьи из-за намеренного ухода одного из супруга; аннулирование
брака, разделение, развод, дезертирство. Сюда можно отнести и заброшенность
семьи, когда человек использует различные предлоги, чтобы находиться вне
дома длительный срок.
3. Семья "как пустая оболочка", когда супруги живут вместе, но поддерживают
лишь минимальные контакты друг с другом, неспособны выполнять свои ролевые
обязанности в области взаимной эмоциональной поддержки, в том числе и
сексуальных отношений.
4. Семейный кризис, вызванный внешними событиями:
смерть одного из супругов, заключение в тюрьму и т.д.
5. Внутренние катастрофы, связанные с физической патологией одного из
супругов или детей; неизлечимые психические болезни супругов, умственная
отсталость детей.
Данная классификация позволяет утверждать, что семья, как и другие
социальные институты, является создателем ролей, а их выполнение —
обязательным атрибутом ее существования.
Сравнительные данные статистики за 10 лет показывают, что в России
распадается примерно каждый третий, а в больших городах и второй брак. Из
разводящихся только около 40 % мужчин и 30 % женщин вступают в повторные
браки, остальные люди, как правило, остаются одинокими. Среди мотивов
разводов, проанализированных в работах отечественных социологов А.Г.
Харчева, М.С. Мацковецкого, Л.И. Чуйко, В.И. Сысенко, одно из первых мест
занимает пьянство или наркомания одного из супругов, конфликты и скандалы,
плохие отношения с родственниками мужа или жены и их вмешательство в
отношения молодой семьи, измена мужа или жены, сексуальная несовместимость.
В указанных мотивах необходимо выделить общую доминанту — отсутствие у
супругов должной социально-психологической подготовки к браку, выполнению
семейных ролей.
Предпосылками удачного брака являются позитивные социально-психологические
свойства личности, устойчивое социальное и материальное положение супругов,
высокий уровень их культуры и сексуального согласия. Отсюда вытекает
проблема подготовки молодежи к браку; ее серьезное отношение к обязанностям
будущих супругов является непременным условием благополучной семьи.




Реферат на тему: Семья как социальный институт



Содержание:



I. Введение
… стр. 2
II. Исторический взгляд на брак
…стр. 3
1. Классификация семейно-брачных отношений … стр. 5
2. Социальная сущность и функции семьи …
стр. 6
3. Кризис семьи и ее будущее
… стр. 12
III. Заключение
… стр. 17
IV. Библиография
… стр. 19



Введение.


П

роблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика
исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи,
характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений
супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические
факторы, определяющие ее образ жизни, - вот далеко не полный перечень лишь
основных вопросов, к которым обращаются социологи.

Социология семьи – одна из наиболее развитых областей социологического
знания. Только в нашей стране библиография работ по социологии семьи
насчитывает более 3 тысяч названий. Ведущие исследователи этой отрасли
социологии – Э.К. Васильев, А.Г. Вишневский, С.И. Голод, И.С. Кон, М.С.
Мацковский, Б.С. Павлов, Ю.Б. Рюриков, А.Г. Харчев и многие другие.
Зарубежная социология имеет давние традиции изучения семьи. Наиболее
известными специалистами в данной области являются И. Най, И. Рейс, В.
Берр, Р. Хилл (США), М. Бекомбо, А. Жирар, Л. Руссель, Ф. Мишель (Франция)
и др.
Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение.
Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились
без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для
каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек
связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.


Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная
группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью
быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Однако всегда
ли мы задумываемся над вопросами:
1. Почему люди живут семьями?
2. Семья – это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?
3. Влияет ли семья на общество или общество оказывает “давление” на семью?
4. Всегда ли существовала семья?
5. Сохранится ли семья в будущем?
6. Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество
сегодня?
Ведь сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом
месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и
вновь создаются новые. Почему люди женятся и выходят замуж? Чтобы ответить
на эти вопросы, рассмотрим семью как социальный институт, социальную
общность и малую группу. И начнем, пожалуй, с экскурса в историю, так как
именно в истории необходимо искать ответы на волнующие вопросы.



Исторический взгляд на брак.
С
емья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного
раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-
разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных
отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную
семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства
возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был
последователен во взглядах на семью. В проектах “Идеального государства” в
целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен,
детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в
своей знаменитой “Истории” отмечает, что общность женщин была отличительной
чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей
античной эпохи.
Аристотель, критикуя проекты “идеального государства”, развивает идею
Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При
этом семьи образуют “селения”, а соединение “селений” –государство.
Подобная точка зрения на семью господствовала продолжительное время.
Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: “Самое древнее из всех
обществ и единственно естественное – это семья... Таким образом, семья –
это, если угодно, прообраз политических обществ, пренштель – это подобие
отца, народ – детей...”.
Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят
общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на
отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого
социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже
немецкие философы Кант и Гегель, Основу семьи Кант видел в правовом
порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие
вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия “брак”
и “семья”, различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно,
между понятиями “брак” и “семья” существует тесная взаимосвязь. Недаром в
литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как
синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и
особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и
семья возникли в разные исторические периоды. Современные советские
социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму
отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой, общество
упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их
супружеские и родительские права и обязанности.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак,
поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а
также других родственников или просто близких супругам и необходимых им
людей.
У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит
швейцарский ученый И. Бахофен (1816--1887), автор работы “Материнское
право”. Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд
американского ученого Л. Моргана (1818—1881) “Древнее общество”. Позднее
обоснование происхождения, и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они
утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-
экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс
отмечал, что “семья должна развиваться по мере того, как развивается
общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество”.
Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая
ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей
формы в высшую. В. И. Ленин, также отметил, что в развитии семьи
определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения.
Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая
общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные
отношения.
Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться
в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают
потребности человека.



КЛАССИФИКАЦИя СЕМЕЙНО-БРАчНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
В
истории человечества сменилось немало форм общественного регулирования
отношений между полами. Одни из этих форм были характерны для отдельных
племенных союзов, другие имели более широкое распространение, но все они
соответствовали определенному уровню социально-экономического развития
общества. Для первобытного человеческого стада была присуща форма половых
отношений, которую можно назвать неупорядоченной “постольку, поскольку еще
не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаем”. Такие
отношения со временем стали вносить дезорганизацию в жизнь первобытных
людей (острые конфликты и драки во время подготовки к охоте, отсутствие
единства действий во время охоты и др.). Это стало тормозить развитие
производственных отношений и угрожать самому существованию первобытного
стада. “Объективной необходимостью становилось дальнейшее обуздание
зоологического индивидуализма, смягчение остроты конфликтов между членами
первобытного коллектива”.
Обуздание полового инстинкта началось с установления первобытной общиной
половых табу – запретов, которые помогали держать инстинкт в определенных
рамках.
Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной
было исключение половой связи между родителями и детьми, между предками и
потомками.
Эту санкцию можно считать исторической границей между добрачным
состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась только лишь их
природой, и браком как социально регулируемым отношением между полами. С
появлением рода возникает и групповой брак. Для ранней стадии первобытного
строя характерным считается дуально-родовой брак. Эта форма группового
брака была экзогамией – абсолютное запрещение половых связей внутри рода,
требование вступать в половые отношения только с членами другого рода.
Среди исследователей существуют различные точки зрения на происхождение
экзогамии:
1) она возникла в силу того, что от браков между кровными родственниками
рождались неполноценные дети;
2) жизнь требовала расширить социальные контакты, иметь связь с другими
человеческими объединениями;
3) таким путем можно было достичь внутри рода социального мира, так как
половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его
пределы.
Наиболее вероятной причиной возникновения экзогамии представляется
сочетание всех этих обстоятельств.
К групповому браку относят и полигамию (многобрачие), которая включает
полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество).
Полигиния – мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с
несколькими женщинами. Она была свойственна преимущественно патриархату.
Многоженство в форме семьи гаремного типа в ряде мусульманских стран
(Пакистан, Египет и др.) существуют и до сих пор.
Полиандрия – женщина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с
разными мужчинами.


Социальная сущность и функции семьи.
К
ак уже выяснилось, причиной, побуждающей людей объединяться в семейные
группы, выступают потребности человека. Структура потребностей человека,
согласно модели американского психолога А. Маслоу, делится на: 1)
физиологические и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности
в безопасности своего существования; 3) социальные потребности в общении;
4) престижные потребности в признании; 5) духовные потребности в
самореализации.
Используя объяснительные возможности представленной структуры
потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.

В литературе времен “застоя” принято считать, что основное назначение семьи
– удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей.
Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших
потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она
удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также
общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции
социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная,
коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная
взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.
Как нам кажется, этого не достаточно, поэтому мы обратимся к зарубежным
социологам.
Сущность семьи рассматривается, прежде всего, через ее функции. Понятие
“функции семьи” отражает систему взаимодействия семьи и общества, а также
семьи и личности. Под функциями семьи понимается способ проявления
активности жизнедеятельности семьи и ее членов.
1. Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две
задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, и
индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе —
удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих
людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность
полов, по мнению Э. Дюркгейма, — это не только базисное основание, на
котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости
в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений
она сильнее даже такого фактора, как кровное родство. “Мужчина и женщина
страстно ищут друг друга именно потому, что они различаются”. Э. Дюркгейм
анализирует отношения полов с позиций разделения труда. Ограниченное
вначале только сексуальными функциями, оно постепенно распространилось на
многие Другие.
Функции женщины и функции мужчины настолько специализировались, что
женщины стали вести существование совершенно отличное от мужчины. Мужчина
олицетворял могущество, силу, интеллект, а женщина — женственность,
слабость, мягкость, эмоциональность. Функциональные различия постепенно
видоизменили и физиологические признаки: рост, вес, общие формы, строение
черепа мужчины и женщины существенно различаются. Изолированные друг от
друга мужчина и женщина суть только различные части одного и того же
конкретного целого, которое они, соединяясь, восстанавливают.
Одним словом, разделение полового труда — вот источник супружеской
солидарности, утверждает Э. Дюркгейм.
И по мере того, как росла дифференциация полов, развивался и укреплялся
брачный союз, формировался долг супружеской верности.
Итак, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины
побуждают их объединяться для совместного осуществления определенных целей:
воспроизводства человеческого рода, создания материальных условий
существования — жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в
детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе.
Формулировка советских социологов практически не отличается от уже
представленной, но она более сдержана и применима к семьям в России.
2. Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть
в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в
себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в
количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде
всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным
достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с
предотвращением “воспроизведения в новых поколениях различного рода
биологических аномалий”.
В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько
современной семье иметь детей? На эту тему возникают дискуссии на страницах
газет, журналов. Их ведут социологи, демографы, психологи. Почему этот
вопрос стал таким актуальным?
Причин здесь много. Они непросты и взаимосвязаны. Рассмотрим только
некоторые из них. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен тип
многодетной семьи, в настоящее время сложилась другая картина. Более
половины всех семей имеют одного ребенка или вообще не имеют детей,
значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей.
3. В итоге естественно-биологические потребности человека в
удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта,
стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка
от матери — все это трансформируется в социально-биологическую функцию
семьи. (Данная функция, при рассмотрении основных функций социалистической
семьи, не выделена в отдельную функцию, а скорее входит в состав
предыдущей.)
Благодаря социально-биологической функции семья как малая социальная
группа имеет механизм самовоспроизводства, разрастаясь “изнутри”. Ни одна
другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого
внутреннего механизма самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья
воспроизводит не только самое себя, но и поддерживает биологическую
непрерывность общества, обеспечивает воспроизводство населения. В семье
рождается не только человек, но и гражданин.
4. Семья включает в себя всю систему общественных отношений — брачных и
родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических,
нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому
семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим
связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о
социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая
важнейшая функция семьи — социализация личности, передача культурного
наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и
социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно,
что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен
естественно-биологическими причинами.
Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с
другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической
атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне
семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального
развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к
сочувствию и сопереживанию. Первые пять лет в жизни ребенка особенно важны,
так как именно на эти годы приходятся “сенситивные пики” развития,
закладываются основы личности — память, интеллект, речь, мышление, эмоции,
характер, познавательная активность. Семья осуществляет социализацию в
самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к
развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности.
В этом возрасте ребенок усваивает запреты и нормы поведения, которые
закладываются в его “Сверх-Я”.
Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие
отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон
социального наследия. По этому поводу в народе говорят: “Яблоко от яблони
недалеко падает”. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения
во многом похожи на своих родителей. В каждой семье складывается своя
атмосфера, своя культурная среда, и именно она оказывает наибольшее
воздействие на ребенка.
Эффективность родительства как института социализации личности
обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер,
продолжается всю жизнь, пока живы родители — живут и дети.
5. Следующая важнейшая функция семьи — экзистенциальная, функция
социальной и эмоциональной защиты своих членов.
Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в
экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть
рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек
зовет на помощь самого родного и близкого человека — маму. В семье человек
ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к
самопожертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что человек нужен и
дорог кому-то, что его любят, и что за него готовы отдать жизнь, порождает
чувство защищенности и безопасности, поддерживает моральный дух и
уверенность.
6. Следующая важнейшая функция семьи — экономическая и хозяйственно-
бытовая. Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в
поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, в
получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами
семьи от других.
7. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной
структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный
социальный статус членам семьи.
8. Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и
укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил
человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но
ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное
влияние семьи на здоровье супругов. Следует привести некоторые примеры,
подтверждающие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или косвенно)
возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения,
язва. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье
супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного
из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.
9. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и
осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет
определенные потребности индивида в проведении досуга.
Социологи установили тесную связь между семейным благополучием и
проведением досуга. Всегда проводит досуг вместе только одна из пяти
несчастливых супружеских пар, среди счастливых эта цифра в 2-5 раз выше.
Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного
семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении,
повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление
сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их
детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.
В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга
и отдыха. Под досугом мы условимся понимать внерабочее (свободное) время,
которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению.
Свободное время одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое
средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего
развития личности. Повышению роли досуга способствуют правильный ритм и
режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами,
планирование труда и отдыха. В целом досуг является как бы зеркалом
зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно
сказать очень многое.
Досуг включает в себя: чтение, слушание и просмотр телепередач, встречи
с родственниками, друзьями и знакомыми, посещение библиотек, театров,
концертных залов и кинотеатров, проведение ежегодного отпуска, посещение
парков, туристские походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом,
участие в соревнованиях, в проведении праздников.
11. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение
имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция
семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие
его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи
(матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом
социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие,
содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и
выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект —
систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого
своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние
детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно
заниматься самовоспитанием.
12. Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной
функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции:
посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой
информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и
искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей
природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного
объединения.
Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это
заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной
функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной функцией)
деятельность по созданию психологического климата семьи, по сути, с этим
нельзя не согласиться: в нашу динамичную эпоху сильно возрастает значение
семьи как психологической ячейки).
13. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и
направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
Ленин говорил о революции в области половых отношений, но в тоже время
дискредитировал каждого, кто пытался по этому поводу теоретизировать. Он
рекомендовал советской молодежи заниматься не любовью, а спортом,
гимнастикой, плаваньем, экскурсиями, физическими упражнениями.
Причин для послереволюционного послабления нравов было много:
нестабильность жизни, гражданская война, экономические лишения, раннее
вынужденное взросление подростков, новый и не всегда понятный взгляд на
положение женщины. В соответствии с марксистской идеей женской эмансипации
уже в самые первые дни революции был издан декрет о женском равноправии, а
в 1918 году вступил в силу новый закон о браке и семье. Этот закон
предоставлял равные права обоим супругам. Впервые женщина, вступающая в
брак, могла сохранять свою фамилию, иметь отдельное от мужа место
жительство, распоряжаться своими доходами, а в случае развода в равной
степени претендовать на семейную собственность. Новый брачный закон не
отменял церковных церемоний, но лишал их права легализации брачного
состояния. Отныне законной считалась лишь гражданская регистрация, причем
как церемония бракосочетания, так и процедура развода значительно
упрощались.
Более того, новый закон отменял понятие “незаконнорожденный ребенок” -
как рожденные в браке, так и вне брака приобретали одинаковые права.


Кризис семьи и её будущее.

С

овершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня
глубокий кризис. Являясь первичным элементом общества, она дает в миниатюре
картину тех же противоречий, которые присущи и обществу.
В начале 80-х гг. вмешательство государства в демографическую сферу
посредством целенаправленной социальной политики взорвало ситуацию.
Моментные индикаторы рождаемости существенно повысились, причем в различных
поколениях женщин. По мере реализации мер социальной политики в 80-е гг.
еще больше усилилась тенденция к омоложению этой модели, наблюдавшаяся до
этого на протяжении десятилетий, как в России в целом, так и во всех
регионах. Календарь рождаемости менялся под знаком сокращения
протогенетического (между вступлением в брак и рождением первого ребенка) и
интергенетических (между последующими рождениями детей в семье) интервалов
и резкого ускорения темпов формирования семей, особенно у самых молодых
женщин.
Средний возраст вступления в первый брак у женщин достиг рекордно низких
величин (Следует учитывать также, что рост интенсивности «брачности» в эти
годы отчасти был стимулирован на редкость идеальной ситуацией на брачном
рынке).
С такими характеристиками демографического поведения Россия ушла далеко
в сторону от западных стран, где, наоборот, с конца 60-х годов гг.
усиливалась тенденция к повышению возраста вступления в брак, увеличивались
интервалы между рождениями, и соответственно возрастал вклад женщин
средних и старших возрастов в общую рождаемость.
Рождаемость в возрастной группе 15-19 лет в России соответствует странам
Латинской Америки. Непрерывно увеличиваясь на протяжении 30 лет, она
достигла столь высокого уровня, что обеспечивает почти 18% суммарной
рождаемости. К возрасту 25 лет, когда в западных странах фактически только
начинается брачно-репродуктивный цикл, россиянки уже на 60% выполнили свои
планы в отношении детей и 80% всех женщин уже состояли, по крайней мере,
один раз в зарегистрированном браке. Среди браков заключенных до 20 лет,
невеста бывает, беременна более чем в половине случаев. Такое поведение
трудно назвать оптимальным, поскольку оно тормозит повышение
образовательного и профессионального уровня молодежи, увеличивая число
реципиентов и, соответственно, не способствует росту благосостояния семей и
общества в целом. Имеются и другие негативные последствия распространения
ранней рождаемости - нестабильный уровень рождаемости в целом, повышенная
разводимость, высокая младенческая смертность, плохое состояние здоровья
детей и матерей. [5].
Важно разобраться, что же происходит с семьей сегодня? Каково ее будущее?
Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого
кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность
семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей
(сегодня таких семей — 15%), сознательный отказ от рождения единственного
ребенка; массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома,
дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома; жестокое
обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.
Показателем кризиса семьи выступает также резкое сокращение уровня
«брачности» и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Число
браков, начиная с 90-х годов, с каждым годом снижается. Так, если в 1990 г.
в 1 квартале было заключено 301 тыс. браков, то в 1993 г. — 246,1 тыс.
браков.
Доля внебрачных детей в общем числе родившихся в 1992 г. составила 17%.
По количеству разводов Россия занимает первое место в мире. В 1994 г. на
1000 человек разводы впервые составили 105,3%. значительно превысив число
заключенных браков (92,1%).
С 1991 г. смертность значительно превысила рождаемость. В 1994 г.
рождаемость составила 9,6 ребенка на 1000 человек, а смертность — 16,2
человек. Идет процесс тотальной депопуляции населения. Катастрофически
растут темпы сокращения населения. В 1992 г. коэффициент сокращения
населения составил (-0,7), в 1993 г. (-5,0), 1994 г. — (-6,6). [6].
Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в
социальной защите. Среди ее объектов – семьи одиноких матерей,
военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей
уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей
под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи
с детьми.
За три года произошел значительный рост малообеспеченных семей среди
многодетных (26,9% за три года) и неполных (14,5%). При этом четко
прослеживается и другая тенденция – снижение количества многодетных семей и
рост семей с детьми-инвалидами и неполных.
В каждой категории есть часть семей, правда незначительная, которая
успешно преодолевает материальные трудности и дополнительной помощью в
социальные службы не обращается.
Причина кризисного положения семей можно условно разделить на
экономические и социальные. Экономические - такие как потеря работы,
невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда -
являются наиболее характерными. Среди социальных причин часто встречаются
такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или
обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень,
бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой
семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы
общественного поведения неадекватные общей социальной и культурной среде.
Очень часто дети именно из таких семей - трудные дети, трудные подростки,
из числа рекрутируются юные правонарушители. [7]
Испытание семьи на прочность происходит под воздействием тотального
кризиса, переживаемого обществом, глубинная природа которого носит
цивилизационный характер.
При прогнозировании семейно-брачных отношений следует иметь в виду, что
семья оказалась под прицелом не одной, а сразу нескольких глобальных
тенденций, затронувших и наше общество. Это переход (будем надеяться, к
цивилизованному) к рынку, демократизация общества, информатизация общества,
возрастание личностного потенциала, возрастающая роль женщин в общественной
жизни.
При отсутствии государственной программы адаптации семьи к переходному
состоянию общества семья сама методом проб и ошибок, ценой больших лишений
“нащупывает” механизмы выживания. В современных условиях значительно
изменяются социальные функции семьи. Например, большим преобразованиям
подвергается экономическая функция семьи. Рыночные отношения значительно
ускорили отказ от патерналистского, иждивенческого сознания семьи и
понимание того, что выживание семьи — дело рук самой семьи (по принципу
“Спасение утопающих — дело рук самих утопающих”). На основе изменения
отношений собственности семья все чаще начинает выступать хозяйственно-
экономической единицей различных альтернативных видов собственности:
семейной, арендной, фермерской, индивидуальной, кооперативной, личной
приусадебной и др. Семья ищет внутренние резервы выживания, по-своему
осваивая новые, рыночные виды деятельности: частнопредпринимательскую,
челночно коммерческую, спекулятивно-посредническую. В этих условиях
гарантированной поддержкой семейного бюджета все более выступает личное
подсобное, дачное и приусадебное хозяйство. Его доля в семейном бюджете за
последние 5 лет резко возросла.
Развитие современной семьи во многом связано с возрастанием роли и
значения личностного потенциала в семейных отношениях. Это обусловлено
действием таких факторов, как переход к рыночным отношениям, правовому
государству, информационным технологиям. Что в свою очередь требует
наибольшего раскрытия творческого потенциала личности, возможностей ее
социальной адаптации. Складывается новое отношение к каждому члену семьи
как персоне, что порождает по существу новую важнейшую функцию семьи —
персоналитарную (от лат. persona — особа, личность). Это означает
формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут
индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия
для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая
родителей и детей, на основе уважения достоинства личности, любви и
согласия. Персоналитарная функция семьи в перспективе должна стать ведущей,
определяющей сущность семьи в информационном обществе.
Серьезным изменениям подвергнется и репродуктивная функция семьи.
Социологи заметили, что в городах детей рождается меньше, чем в сельской
местности. На количество детей в семье влияет не только урбанизация и
связанная с ней экология, но и уровень образования женщины. Однако
наибольшее влияние на преобразование воспроизводящей функции семьи
оказывает изменение основы обмена веществ между человеком и природой в
связи с информатизацией общества. Развитие информационного производства
потребует определенного соответствия между новейшими предметами и
средствами труда, новейшими технологиями и способностью работника к труду:
его общей культурой, информированностью, интеллектуальными способностями,
профессионализмом, состоянием здоровья, интересом к работе,
работоспособностью, способностью к быстрой адаптации, умением
самостоятельно принимать решения. Резко возрастает ценность каждой жизни.
Человек в информационном обществе будет активно заниматься повышением
информированности, сохранением здоровья, хорошей формы.
Для обеспечения качественного роста работника и подрастающего поколения
должны быть созданы соответствующие жизненные условия и материальные
средства, включающие в себя уровень образования и культуры, жилищные
условия, качество питания, здравоохранения, сферы услуг, возможности
отдыха, снятия нервного напряжения. Одним словом, возрастает потребность в
качестве жизни.
Алгоритм “качество информационного производства — качество
информационного работника — качество жизни” неизбежно ставит семью в
условия ограничения числа детей в семье.
Таким образом, репродуктивная функция семьи будет направлена на
сознательное ограничение рождаемости и обеспечение высокого качества
подготовки ребенка к жизни и труду в условиях информационного общества.
Акцент будет делаться на раскрытии индивидуальных способностей личности.
Семейные конфликты в информационном обществе будут происходить в основном
из-за неумения и нежелания считаться с индивидуальными личностными
особенностями членов семьи. Неуважение к личному достоинству каждого
отдельного члена семьи — серьезная причина для конфронтации и отчуждения.
Современная семья активно реагирует на возрастание автономности своих
членов. Прослеживается образование новых форм семейных структур.
Социологи отмечают возникновение разнообразных форм как моногамной (парной)
семьи, так и полигамной (групповой) семьи. Среди парных семей
распространены внебрачные семьи (семьи без отца): материнская семья,
неполная семья и конкубинат (разновидность материнской семьи, когда отец
принимает некоторое участие в воспитании ребенка, оказывает и помощь
матери).



ЗАКЛЮчЕНИЕ.

И

так, семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла
намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья –
единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода.
Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это
не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности
удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью
общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности
организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов
поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества
в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до
нищенского существования.

Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать
устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь
являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные,
физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их
объединятся для совместного осуществления целей: воспроизводство
человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища,
одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической
зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может
удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен
ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в
целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти
биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти
специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях
семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с
этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для
человека.

В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее
сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной
общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту.
Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости
полов, создающих единое «андрогенное существо», некую целостность, не
сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.



Библиография:
1. ГИДДЕНС ЭНТОНИ. СОЦИОЛОГИя (УчЕБНИК 90-Х ГОДОВ, РЕФЕРИРОВАННОЕ ИЗДАНИЕ).
– ЧЕЛяБИНСК, 1991.
2. Голод С.И. Личная жизнь, любовь, отношения полов. – С.-П., 1990.
3. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов
педагогических институтов. – М., Просвещение, 1991.
4. Елисеева И.И. Перестройка – семья, семья – перестройка: обзор статей,
опубликованных в периодической печати. – М., Мысль, 1990.
5. Захаров С.В., Иванова Е.Н. Рождаемость и брачность в России. //
Социологические исследования № 7, 1997.
6. Катульский Е.Д., Мешкьян Г.Г., Злокозов И.А. Демографическая ситуация в
России накануне XXI века. // Социологические исследования № 6, 1997.





Новинки рефератов ::

Реферат: Сравнительная характеристика показателей качества рассольных сыров (Кулинария)


Реферат: Инвентаризация - важнейший элемент метода бухгалтерского учета (Аудит)


Реферат: Генетика и человек (Биология)


Реферат: Шпоры по БЖД (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Система философско-эстетических взглядов А. Камю (Педагогика)


Реферат: Суспільна організація життя словян (История)


Реферат: Структура управления ОАО "ЛУКойл-Ставрополь" (Теория организации)


Реферат: Разработка игровой программы на языке программирования Turbo Pascal (Программирование)


Реферат: Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков (Психология)


Реферат: Преступление против личности, связанное с жестоким обращением с потерпевшим (Право)


Реферат: Развитие систем земледелия (Ботаника)


Реферат: Диалектика (Философия)


Реферат: Реферат по информационным системам управления (Компьютеры)


Реферат: Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности В.А. Сухомлинского (Педагогика)


Реферат: Экспертная система по расшифровке и анализу показаний томографа (Компьютеры)


Реферат: Исторические даты России (История)


Реферат: Летучая Мышь - Рыжая Вечерница (Биология)


Реферат: Народные и церковные праздники старой Москвы (История)


Реферат: Освоение человеком космоса (Авиация)


Реферат: Особенности формообразования и музыкального языка в хоровых сценах оперы "Псковитянка" Н.А. Римского-Корсакова (Музыка)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист