GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Основы конституционного строя (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Основы конституционного строя (Право)



РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



|Основы конституционного строя |
| |
| |


(тема работы)



ИТОГОВАЯ ВЫПУСКНАЯ РАБОТА



студентки юридического факультета________________________________
Нефедовой Инны Николаевны_____________________________________



Руководитель профессор, доктор юридических наук
Давыдов Геннадий Павлович_______



г. Тамбов
2000
СОДЕРЖАНИЕ
| |стр. |
|I. Введение. | |
|II. Основы конституционного строя. | |
|II.1. Гуманистические основы конституционного строя. | |
|II.2. Основные характеристики Российского государства | |
|II.3. Основы организации государственной власти и местного | |
|самоуправления | |
|II.4. Экономические и политические основы конституционного строя | |
|III. Заключение | |
|IV. Законодательные акты | |
|V. Список литературы | |
I. ВВЕДЕНИЕ
Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих
основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную
систему государственной власти.
Одним из важнейших постулатов современной цивилизации гласит:
государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и
содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь
если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может
выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится
на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета.
Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший
смысл конституционного права.
Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу
общественной жизни, они неизбежно приобретает ведущий характер в системе
права. Собственно, с конституционного права начинается формирование (не
обязательно исторически, но логически последовательно) всей системы
национального права всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни
одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться,
если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах
конституционного законодательства, а тем более противоречить им.
Конституционное право теснее всех других отраслей связано с политикой
и политической системы. Властные отношения соприкасаются не только с
индивидуальными проявлениями свободы человека, но и коллективными
действиями людей через политические партии и общественные объединения
которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной
власти, а затем в функционировании этих органов. Отсюда острый интерес к
развитию конституционного права со стороны самых различных политических
сил, острая борьба мнений вокруг философски-политических основ этой отрасли
права, ее институтом и норм. Это особенно свойственно нынешнему положению в
России, когда происходит трудный, подчас мучительный переход от
тоталитаризма к свободному гражданскому обществу.
В результате длительного исторического процесса цивилизованное
сообщество осознало, что организация власти требует разумного распределения
ее по вертикали и горизонтали, создания многих сложных органов
народовластия, эффективной, хотя и подчиненной закону, исполнительной
власти, независимого суда, местного самоуправления, четких принципов
взаимодействия между ними. Ничего более ценного, чем это взаимодействие
многочисленных звеньев государственной власти, человечество не придумало,
твердо отвергнув существовавшую на определенном историческом этапе в ряде
стран абсолютную и тоталитарную власть. В то же время общество повсеместно
столкнулось с тяжелой проблемой, свойственной даже демократической системе
власти, - ее бюрократизацией и злоупотреблениями должностных лиц. Эти и
многие другие сложные проблемы организации государственной власти постоянно
находятся в центре внимания конституционного права, которое определяет
своеобразные «правила игры» в политике и государстве и подчиняет власть
народному волеизъявлению.
В тоталитарном обществе роль конституционного права ограничивается
формальным, застывшим существованием, она ничтожна, ибо вся реальная власть
находится в одних руках и осуществляется диктаторским приемами. Но в
демократическом государстве это право непрерывно развивается, испытывая
влияние политической динамики и влияя на эту динамику. Это особенно
характерно для современной России, в которой происходит переход общества от
тоталитаризма к демократии. Конституционное право здесь, будучи само
объектом реформ, создает необходимые условия для гражданского мира и
согласия, сдерживая борьбу за власть различных политических, в том числе и
экстремистских, и реставраторских сил в рамках цивилизованных правил
поведения. Роль этой отрасли права постоянно возрастает также потому, что в
российском обществе еще не сложились общепризнанные стереотипы политической
культуры и политической этики, недостаточно развиты механизмы формирования
общественного мнения.
Конституционное право - юридическая основа демократии. Демократия -
широкое понятие, включающее экономические, социальный и политический
аспекты. Конституционное право призвано закреплять основы народовластия во
всех этих аспектах, поскольку современная демократия это не стихийное, а
упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном
согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее
сохранения.
В демократическом государстве конституционно право создает специальные
гарантии против опасности сползания к тоталитаризму; определенные нормы и
институты, регулирующие, например, правовое положение средств массовой
информации, прямо направлены против использования СМИ в антидемократических
целях.
Предмет конституционного права охватывает две основные сферы
общественных отношений:
а) охраны прав и свобод человека (отношение между человеком и
государством):
б) устройства государства и государственной власти (властеотношения).
а) Отношение между человеком и государством регулируется не только
конституционным правом, но и другими отраслями нрава (административным,
трудовым и др.). Но конституционное право содержит нормы основополагающего
характера, из которых складывается правовой статус человека, его основные
нрава и свободы. В науке широко распространенно понимание права как меры
свободы, и как раз конституционное право в наибольшей степени отвечает
этому пониманию.
Регулирование отношений, связанных с признанием свободы человека как
естественного состояния, сложное дело. Оно предполагает закрепление не
только прав, но и обязанностей человека - по отношению к другим людям и к
государству. Свобода не может быть абсолютной, она требует ограничений,
чтобы предупредить злоупотребление ею. Конституционное право к тому же не
только провозглашает права, но и создает их правовые гарантии, оно
учреждает такое государство, которое, не превращаясь в «ночного сторожа»
свободы, берет на себя обязанность создать условия для благополучия людей.
В сущности, этому подчинено все устройство государственной власти.
Право регулирует только небольшую часть общественных отношений, в то
время как большая их часть является предметом саморегуляции на основе
морали и общественной самоорганизации.
Через права свободного человека складывается определенный общественный
порядок: формы собственности, организация экономики, политическая система,
социальные отношения и т. д.
В вопросе о регулировании конституционным нравом «основ общественного
строя» зарубежная правовая мысль весьма неоднородна. В страны, где
действуют старые конституционные акты (США, Великобритания и др.), на
подобного рода «основы» нет и намека, а потому, вероятно, и в науке,
следующей по пути либерализма, почти не встречаются рассуждения по этому
поводу. Общественный строй здесь если и определяется, то категориями
свободы, демократии, справедливости, нрав человека и соответствующим
функциям государства.
Но в странах, где конституции принимались после второй мировой войны и
под сильным нажимом левых сил (Франция, Италия, Португалия и др.), в
текстах основных законов появились разделы об «социально-этических
отношениях» т. д. Они, однако, никак не поколебали институт естественных
нрав и свобод человека и сводятся к определению экономических и социальных
функций государства (содействовать образованию, охране здоровья, создавать
условия для благосостояния людей и т. д.). Это, следовательно, все та же
сфера взаимоотношений человека и установление пределов обязанностей
государства.
Модель нового российского конституционного права в рассматриваемом
вопросе занимает как бы промежуточное положение. Из Конституции 1993 г.
изъят (в отличие от предыдущей Конституции) раздел об основах
общественного строя, но в тоже время во многих статьях устанавливаются
экономические и социальные функции государства, подчиненные главной цели:
охране и содействию реализации прав и свобод человека. Это объясняется тем,
что Конституция создавалась под сильным влиянием идей социального
либерализма и социал-демократии. Таким образом, из самой структуры и
содержания Конституции государства исходят определенные указания
экономического и социального характера. Но эти указания не создают какой-то
идеологически определенный общественный строй и не пытаются определять
пределы вмешательства государства в общественную жизнь и его обязанности по
отношению к людям.
В нынешней, переходный период гражданское общество в России еще не
утвердилось, и у населения нет навыков свободы, инициативы и
самоорганизации, поэтому по инерции сохраняются большая регулирующая роль
государства в обществе. Но со временем, если реформы будут успешно
продолжать и общество трансформирует в подлинно гражданское, роль
государства будет коренным образом меняться в сторону ее снижения, правовое
регулирование в ряде сфер общественной жизни уступит место
саморегулированию и инициативе свободных людей.
б) Устройство государственной власти предполагает не только учреждение
органов государственной власти и управления, но и регламентацию широкого
круга (угнетении между ними. Органы государственной власти и управления,
несмотря на различие их задач и разделение полномочий, должны составлять
единую целостную систему и находиться в таких отношениях с людьми и их
интересами, которые содействовали 6111 раскрытию роли государства в
обществе.
Эта системообразующая функция конституционного права требует от него
четкого закрепления объема полномочий, задач и статуса органов
законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного
самоуправления, порядка их образования, компетенции, форм деятельности и т.
д.
II. Основы конституционного строя
1. Гуманистические основы конституционного строя.
Принятие конституции само по себе означает установление обязанности
государства следовать конституционным порядкам - иначе существование
основного закона лишается смысла. Однако в понятии «конституционного строя»
включает нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие
только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и
свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции,
но главное - государство действует в соответствии с конституцией и во всем
подчиняется праву. Конституционный строй, таким образом, не сводится к
факту существования конституции, а становится реальностью только при двух
условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.
Порядок, при котором соблюдается права и свободы человека и
гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией,
называется конституционным строем. Это понятие вбирает в себя не только
юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем
правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль
должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина
или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.
Установление конституционного строя начинается с определения принципов
организации государства в его соотношении с личностью и гражданским
обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 Конституции
Российской Федерации «Основы конституционного строя». Общество свободных
людей (гражданское общество) как бы указывает государству на его
обязанность служить человеку и предъявляет определенные требования в
отношении организации и пределов государственной власти.
Значение гл. 1 Конституции исключительно велико. По существу, именно
здесь формулируется гуманистическая направленность конституционного строя,
содержатся гарантии от этатизма, т. е. установления тотального
государственного контроля за общественной жизнью. Принципы организации
государства закрепляются здесь в самой общей форме, они как бы создают
фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последних
главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы
дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др.).
Очень важное указание содержится в ч. 2 ст. 16, где говорится, что
никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить
основам конституционного строя Российской Федерации. Это свидетельствует о
том, что они пользуются наивысшей юридической силой.
Из содержания норм, входящей в главу «Основы конституционного строя»,
прежде всего, следует обязанность государства охранять общественные устои,
вытекающие из свободы людей. Таким образом, не государство регламентирует
общественную жизнь, становясь над ней, а общество предъявляет требования к
государству. В этой главе также закрепляется форма правления и общие
гарантии против узурпации власти. Из суммы подобного рода норм-принципов
обычно складывается ответ на вопрос, является ли то или иное государство
конституционным или нет.
Конституция Российской Федерации не только объявляет положения гл. 1
основами конституционного строя, но и закрепляет невозможность их изменения
иначе, как в усложненном порядке, установленном настоящей Конституцией.
Согласно ст. 135. основы конституционного строя не могут быть пересмотрены
Федеральным Собранием. Это может сделать только Конституционное Собрание,
созываемое на основе федерального конституционного закона, и только в
случае, если предложение о пересмотре будет поддержано 3/5 голосов от
общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Такое намеренное усложнение порядка пересмотра гл. 1 служит одной цели:
сделать основы конституционного строя как можно более стабильными.
Нормы-принципы, включенные в главы «Основы конституционного строя»,
составляют определенную систему. Они могут быть разделены на четыре
основные группы:
- гуманистические основы конституционного строя;
- основные характеристики Российского государства;
- экономические и политические основы конституционного строя;
- основы организации государственной власти.
Именно потому, что эти нормы-принципы закрепляют только основы
конституционного строя, многие из них затем раскрываются и даже как бы
дублируются в различных главах Конституции.
Следует отметить, что конституционное право зарубежных стран,
признавая важность категории «конституционное государство», обычно не
пользуется термином «основы конституционного строя». Такой специальной
главы нет в конституции США. ФРГ, Японии. В конституциях некоторых стран
встречаются краткие главы: «Основные принципы» (Италия), «Общие положения»
(Швейцария). «О суверенитете» (Франция). Но, независимо от того, содержатся
или не содержатся в основном законе специальные главы об основах
конституционного строя и как они названы, нормы-принципы, относящиеся к
понятию основ конституционного строя, присутствуют в разных главах
конституции, в специальных законов или признаются судебной практикой во
всех цивилизованных странах. Конституция Российской Федерации включает
отдельную главу об основах конституционного строя, скорее всего, с целью
укрепления правовых гарантий против сползания к этатизму и подавления
свободы народа, что особенно важно для страны, в которой осуществляется
переход от тоталитарного государства к демократическому.
Под гуманистическими основами конституционного строя следует понимать
такие его основополагающие принципы, которые закрепляют ведущую роль
граждан в государственном строительстве. Человек, гражданин, народ - таковы
главные действующие лица, которыми и во имя которых создается
конституционный строй.
Суверенитет народа
Эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой
демократической конституции, хотя, казалось бы, в наше время в
цивилизованном мире ее уже никто не оспаривает. Исторически она возникла в
ходе революционной борьбу народов против феодального абсолютизма (XVII -
XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную
власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие
суверенитета (означающего верховную власть, независимость), разработанное
еще XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности
государственной власти, было использовано в новом значении: для утверждения
демократической концепции государства и народовластия. Конституционный
принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от
кого они получили власть, а, следовательно, во имя кого эту власть обязаны
употреблять.
Демократическое правовое государство исключает дискриминацию по
национальному признаку и обеспечивает гражданам всех национальностей право
на реализацию своих национальных культурных интересов. Политические формы
для этого - автономия, федерация и конфедерация. И только безответственные
националисты, и специалисты, в сущности, добивающиеся национальных
привилегий и тем самым отвергающие равенство, могут в наше время выдвигать
требования раскола существующих и создания новых государств на основе
«права наций на самоопределение». Это особенно опасно в такой стране с
этнически смешанным населением, как Россия, национальный сепаратизм здесь
напрямую ведет к межнациональной розни и гражданской войне.
Конституция РФ дает достаточные основания для разрешения противоречия
«двух суверенитетов», в ст. 3 говорится: «Носителем суверенитета и
единственным источником власти в Российской Федерации является ее
многонациональный народ». Народ, следовательно, понимается как единый и
неделимый субъект - источник права. Любая нация реализует свои национальные
интересы в рамках этого понятия, она, безусловно, полновластна и защищена
от любой формы дискриминации, а тем более угнетения со стороны кого бы то
ни было. Однако это не означает, что любая нация вправе создать свое
государство, суверенитет по смыслу ст.3 Конституции принадлежит не
отдельным частям населения, а российскому народу в целом, а, следовательно,
любые сепаратические решения окажутся в противоречии с Конституцией.
В конституционной теории развитых стран понятия «нация» и «народ»
фактически отождествляются. В некоторых конституциях о суверенитете народа
или нации вообще не упоминается (США), в других закрепляется суверенитет
народа (Италия), в третьих есть упоминание о «национальном суверенитете»
(Франция), но трактовка этого термина сливается с понятием «суверенитет
народа». При любых формулировках или их отсутствии считается необходимым
признать первоисточник власти, из чего никак не вытекает какой-либо
легитимизации сепаратизма или, наоборот, национальной дискриминации.
Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами человека и
гражданина. В этом его гуманистическая сущность. Верховную власть народа
нельзя себе представить иначе, как власть, осуществляемую отдельными людьми
- здесь коренится и определенная возможность манипулирования интересами и
волей народа со стороны ложных пророков и потенциальных тиранов. Народ
осознает себя носителем суверенитета только в отдельные периоды
общественного развития - лучше, когда это происходит в конституционно
обусловленных формах (референдум, выборы), хуже, когда возникают взрывы
возмущения против насилия или массовое сопротивление несправедливой власти,
чреватое кровопролитием и гражданской войной.
Суверенитет народа, или народный суверенитет, это первоисточник
власти. Воля народа, выраженная в юридически релевантных формах, является
подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на
устройство и любые изменения формы государственной власти. В силу
естественного права, заложенного в понятие народного суверенитета, народ
вправе оказать сопротивление любой попытке насильственного свержения
конституционного строя. Чтобы поставить преграду попыткам узурпации власти
ущемления воли народа, Конституция фиксирует четкий принцип: «Никто не
может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или
присвоения властных полномочий преследуется по федеральному закону» (ч. 4
ст. 3). Здесь также заложена гарантия против возврата к тоталитаризму,
установлению единоличной диктатуры. Народ недвусмысленно заявляет о своей
приверженности конституционным порядкам и неприятии любой власти,
основанной на внеконституционном фундаменте силы. Право на восстание против
тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против насилия -
составные элементы народного суверенитета.
Угроза суверенитету народа носит скрытый характер. В наше время трудно
представить какую-либо политическую силу, которая бы открыто отрицала его,
тем более это верно для политических движений, основанных на идеях
либерализма, неоконсерватизма, социал-демократии, которые органически слиты
со свободой народа и его полновластием. Однако по-другому обстоит дело с
идеологиями левого и правого радикализма, которые, на словах признают и
возносят народный суверенитет, а на практике стремятся подменить его
вождизмом и однопартийной диктатурой. Следовательно, суверенитет народа
нуждается в защите, и эта защита обеспечивает всем конституционным строем
государства.
Право на сопротивление - это «палка о двух концах», а потому оно
упоминается в конституциях довольно редко. Но такие случаи все же есть: в
Основном Законе ФРГ прямо записано, что граждане «имеют право на
сопротивление каждому, кто попытается устранить этот строй, если другие
средства невозможны». Аналогичное право записано в конституционных
документах США, Франции и ряда других стран, оно признается как важный
элемент естественного права. И в этом свое качестве, безусловно, должно
рассматриваться как свойство суверенитета российского народа, хотя
Конституция РФ об этом праве не упоминает.
Осуществление власти народа происходит в двух формах: 1)
непосредственно, 2) через органы местного самоуправления.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и
свободные выборы. Право на участие в осуществлении власти в этих формах
принадлежит только лицам, являющимся гражданами Российской Федерации (ст.
32 Конституции). Прямое волеизъявление граждан, как это вытекает из ч. 2
ст. 130 Конституции, возможно и в других формах, хотя они в Конституции не
раскрываются. Такими формами являются собрания избирателей, собрания
граждан какой-то территориальной единицы (села, района), петиции,
индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы
местного самоуправления.
Референдум - это осуществляемое путем тайного голосования утверждение
(или не утверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения,
согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы
государства или правительства. Наряду с общегосударственными референдумами,
возможны референдумы на уровне субъектов Федерации и местного
самоуправления. Порядок проведения референдумов в Российской Федерации
установлен Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской
Федерации» от К) октября 1995 г. Нынешняя Конституция и Федеральный
конституционный закон не дают оснований предполагать частое использование
референдумов в государственной жизни на федеральном уровне.
Другая форма непосредственного волеизъявления народа - свободные
выборы. Выборы - это участие граждан в формировании органов государственной
власти и местного самоуправления путем тайного голосования. Они имеют смысл
только тогда, когда являются свободными, предоставляют гражданам
возможность выбрать одного из нескольких кандидатов, а их результаты не
фальсифицируются. Периодические выборы - важная основа конституционного
строя и высшей легитимности власти.
Совокупность правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов,
образует избирательное право, являющиеся составной частью (институтом)
конституционного права. В Конституции РФ отсутствует самостоятельная глава
об избирательном нраве, в ней закреплены только нормы о выборах Президента,
да и то самые основные. Порядок выборов в Государственную Думу определен
Федеральным законом (1995 г.). Порядок выборов в органы государственной
власти субъектов Российской Федерации определяется их конституциями,
уставами, а также законами в соответствии с Федеральным законом. Порядок
выборов в местное самоуправление устанавливается выборными органами
местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом и законами
субъектов РФ.
Демократизм избирательного права исключает возможность дискриминации,
т. е. отстранения от выборов каких-либо граждан или групп, кроме указанных
в конституции. Конституционный уровень в данном случае необходим, поскольку
роль идет об ограничении одного из основных прав граждан. Необходимые
гарантии гражданам представляются Федеральным законом «Об основных
гарантиях избирательных нрав граждан российской Федерации» от 6 декабря
1994 г.
Формой опосредованного осуществления власти народа являются органы
государственной власти и органы местного самоуправления. Эти органы прямо
или косвенно формируются с участием граждан, т.е. на основе выборности или
подчиненности выборным органам. Возможность для граждан России выражать
свою волю в процессе, как формирования этих органов государства, так и их
работы закрепляется несколькими конституционными нормами. Конституция
устанавливает право граждан участвовать в управлении делами государства как
непосредственно, так и через своих представителей. Право граждан избирать и
быть избранными в органы государственной власти и органы местного
самоуправления, право обжаловать действия органов власти в суде, равный
доступ к государственной службе и ряд других норм служат конкретными
гарантиями суверенитета народа в рассматриваемой области.
Остаются, правда, непростые проблемы осуществления контроля над
деятельностью исполнительных органов и обеспечения независимых судов.
Введение для этого бюрократического «народного контроля» или прямой
выборности судов, как это делали тоталитарные государства, не может дать
желаемых результатов. Государственный механизм, поэтому должен
предусматривать определенные меры по контролю над исполнительной властью -
в условиях парламентской формы правления это прямой парламентский контроль
над правительством, в президентской и полупрезидентской республиках
контроль обеспечивается главой государства с допущением в определенной мере
контроля со стороны парламента. Специфика судебной системы позволяет
обеспечивать независимость и правильность работы судов через кассационное и
надзорное обжалование приговоров и решений, а также через ответственность
за исполнение приговоров и решений, возлагаемую на исполнительную власть.
Совершенно ясно, что народ, состоящий из многочисленных групп и слоев,
не может непосредственно управлять государством с его весьма разветвленным
аппаратом, что требует профессионализма. В государственный аппарат входят
армия, правоохранительные органы, специализированные учреждения во многих
областях. Контроль за деятельностью этих органов и учреждений не может быть
всенародным, но может и должен быть демократическим, носить гласный
характер, хотя и с допущением разумной и законом обусловленной секретности.
Важную роль призваны играть средства массовой информации. Государственный
аппарат должен комплектовать демократическим путем на основе равных
возможностей для всех граждан. Строгое соблюдение демократических принципов
в формировании и деятельности государственного аппарата - важная сторона
народовластия.
Таким образом, предусмотренная Конституцией реализация суверенитета
народа через органы государственной власти и органы местного самоуправления
осуществляется как прямо, так и косвенно. Она носит многоплановый характер
и гарантируется закрепленными в Конституции правами граждан, а также
соответствующими полномочиями выборных органов государства.

2. Основные характеристики Российского государства.
В понятие основ конституционного строя входят закрепленные
конституцией характеристики государства. Статья 1 Конституции России
устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное,
правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7
характеризует государство также как социальное, а ст. 14- как светское.
Демократическое государство
Таким называется государство, устройство и деятельность которого
соответствует воле народа, общепризнанных правам и свободам человека и
гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии
гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и
легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.
Недостаточно только провозгласить, государство демократическим (это
делают и тоталитарные государства), главное - обеспечить его устройства и
деятельность соответствующим правовыми институтами, реальными гарантиями
демократизма. Понятие демократического государства неразрывно связано с
понятием конституционного и правового государства.
Государство может соответствовать характеристике демократического
только в условиях сформировавшегося гражданского общества. В функции
демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но
при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.
Такое государство является антиподом тоталитарного государства.
Важнейшие признаки демократического государства:
а) реальная представительная демократия;
б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
а) Представительная демократия - осуществление народом власти через
выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным
правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные
органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных
вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение
чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и
др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы
полномочиями законодательной власти и принятия бюджета Эффективность
деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей,
степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее
важное условие - независимость представительного учреждения в пределах
своих полномочий, невмешательство исполнительной власти в прерогативы
представительных учреждений.
В Российской Федерации представительная демократия обеспечивает
выборность Государственной Думы и конституционно обусловленным
формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений
субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне
представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которое
исключает возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то
же время эта система носит целостный характер, характеризует одно
суверенное государство -Российскую Федерацию. Единство системы
государственной власти закреплено в ч. 3 ст.5 Конституции РФ.
б) Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший
признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь
формально демократических институтов и политическим режимом. Только в
условиях демократического режима права и свободы становятся реальными,
устанавливается законность и исключается произвол силовых структур
государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не
свободны придать государству подлинно демократический характер, если не
обеспечивает общепризнанные права и свободы человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации закрепила все известные мировой политике
права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать
условия.
Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает
его организацию в определенных формах. Правозащитные органы не только
вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом
всегда действуя только законными средствами и на основании закона.
Демократическое государство не может допустить «разрыхления»
государственности, т.е. невыполнения законов и других правовых актов,
игнорирования действий органов государственной власти. Это государство
подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.
Федеративное государство
Государственное устройство России основывается на принципе
федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких
равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в
Конституции Российской Федерации государствами. Однако субъекты Федерации,
в том числе и республики, не являются независимыми государствами - в таком
случае их союз был не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы
субъектами международного права.
Понятию «федерации» противостоит понятие «унитарное государство», т.
е. такое государство, которое управляется централизованно, а его
территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают
только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже
имеется в Российской Федерации - унитарными (но своему внутреннему
устройству) являются республики - субъекты федерации. Принятие Конституции
РФ в 1993 г. проходило в сложных условиях, явившихся отголосками периода
тоталитаризма. Демократические силы желали укрепления подлинно федеративных
отношений, преодоления фактического унитаризма РСФСР. Несмотря на
проведенную в 1990-1991 гг. определенную демократизацию государственного
устройства Российской Федерации, многие проблемы решены не были.
Естественное стремление к ликвидации бюрократической централизации и к
подлинному федерализму порой порождало экстремистское требование полной
самостоятельности и даже выхода из Российской Федерации. Равноправие
субъектов Федерации стало главным условием перестройки федеративных
отношений на демократической основе.
Конституция закрепила Федерацию, состоящую из 89 равноправных
субъектов, из которых 21 -республики, 1 - автономная область, 10-
автономные округа и 57 - края. области и города (Москва и Санкт Петербург).
При этом края, области и города не являются национальными по названию и
своему характеру, а остальное субъекты олицетворяют ту или другую меру
национальной государственности.
В новых решениях есть значительное позитивное содержание. Во-первых,
Конституция приглушила (или приостановила) развитие деструктивного
национализма в ряде регионов, предоставив правовую основу для
удовлетворения национальных амбиций определенным кругам вместе с жизненно
важными преимуществами пребывания в составе Российской Федерации. Во-
вторых, коренное политическое и экономическое реформирование страны властно
требует предоставить, регионам больше самостоятельности, ибо управлять
новыми экономическими и политическими процессами в масштабах столь огромной
территории из столицы стало невозможным.
Основы конституционного строя в области государственного устройства,
сформулированные в ст. 6 Конституции, следующие:
а) Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов
федерального значения, автономной области, автономных округов -
равноправных субъектов Федерации;
б) республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие
субъекты - устав и законодательство;
в) федеративное устройство основано на государственной целостности,
единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов.
равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации;
г) во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти
все субъекты Федерации между собой равноправны.
Правовое государство
Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности
подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод
человека. Для создания правового государства недостаточно одного его
провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от
беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся
гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к
неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство - это
высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства
права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и
духовной сферах.
Первые представления о государстве, основанном на господстве закона,
сложились еще в Древней Греции. Сократ, Платон, Аристотель, Полибий
развивали эти представления. Например, Аристотель указывал, что там, где
отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного
строя. В средние века Н. Макиавелли и Ж. Боден обосновали задачу
государства, которая состоит в охране прав и свобод граждан. В эпоху
начавшихся демократических революций (ХVII- ХVIIIвв.) эти идеи легли в
основу новой государственности (их развивали в Голландии - Г. Греции и Б.
Спиноза, в Англии - Т. Гоббс и Д. Локк, во Франции - П. Гольбах, Ш.
Монтескье и Д. Дидро, в США - Т. Джефферсон и Т. Пейн). Но только в XIX в.
в трудах немецких философов Э. Канта, Г. Гегеля, а также юристов Р. фон
Моля, К.Т. Велькера и других сформировалась целостная теория правового
государства, которая стала претворятся в жизнь. В России эту теорию
развивали Б. Н. Чичерин, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, Н. М.
Коркунов, С. А. Муровцев. С. А. Котляревский, Г.Ф. Шершеневич и др., но
переход к правовому государству, по сути, обозначился только после 1905г.
Вот, например, как определял правовое государство Б. А. Кистяковский:
«Основной принцип правового или конституционного государства состоит в том,
что государственная власть в нем ограничена. В правовом государстве власти
положены определенные пределы, которое она не должна и не может преступить.
Ограничения власти в правовом государстве создается признанием за человеком
неотъемлемых, не нарушаемых, неприкосновенных и не отчуждаемых прав».
Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что
вкладывается в понятие конституционного демократического государства. И в
то же время можно выделить его основные признаки (тем более что в
Конституции Российской Федерации это понятие не раскрывается).
а) Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающихся
на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих
естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и
свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не
запрещено, то дозволено» - важнейший принцип правового государства. Такой
подход к правам и свободам буквально пронизывает Конституцию РФ и многие
законы. В законодательстве и на практике еще встречаются нормы и действия
должностных лиц, которые нарушает основные права и свободы, это часто
объясняется уровнем юридической техники и отсутствием правовой культуры. Но
и сами граждане не приобрели еще навыков защиты своих прав. В правовом
государстве нельзя избежать правонарушений, но должны сложиться
общеизвестные и обще используемые гарантии и механизмы исправления любых
ошибок и нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения нрав
человека и гражданина.
б) Независимость суда как главного механизма гарантии прав и свобод.
Должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных
структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать
человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми
структурами.
Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции
России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о
несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические
принципы судопроизводства. В ряде статей гл. 2 Конституции указывается на
исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, никто не
может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда - ст. 35;
арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по
судебному решению - ст. 22 и др.).
Несомненно, в предстоящей судебной реформе должны быть существенно
углублены и детализированы конституционной гарантии независимого суда,
однако решение этого вопроса пока затягивается.
в) Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам.
Никакой закон или другой акт не вправе исправить и дополнять конституцию,
тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция
образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать порядок,
при котором бы закон и право создавать такой порядок, при котором бы закон
и право не расходились
В Конституции России закрепляется принцип верховенства Конституции.
Устанавливается (ст. 15), что Конституция Российской Федерации имеет высшую
юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные
лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской
Федерации и законы. Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть
нарушение принципа правового государства, изменяющие баланс власти и
свободы, а значит, создающее угрозы нравам и свободам человека и гражданина
или являющееся недозволенным вмешательством в жизнь гражданского общества.
В Конституции установлено, что законы подлежат официальному
опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные
правовые акты, затрагивающие нрава, свободны и обязанности человека и
гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для
всеобщего сведения. Порядок опубликования и выступления в силу федеральных
законов установлен Указом Президента РФ от5 апреля 1994 г.
г) Приоритет международного права. Это признак правового государства
как бы даст пропуск в цивилизованный мир. Государство, обладающее
суверенным нравом принимать свои законы, соглашаться с тем, что эти законы
не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через верность
нормам международного нрава происходит своеобразная унификация национальных
правовых систем на самом высоком уровне, гарантий прав и свобод человека и
гражданина, демократии и социального прогресса. Этим объясняется включение
данного принципа в конституции США, ФРГ, Франции и многих других
государствах.
В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета международного права
как бы разбит на две части. Во-первых, безусловно, признается, что
общепризнанные принципы и нормы международного права и международные
договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой
системы. А во-вторых, в случаи расхождения правил закона и правил
международного договора России приоритет отдается правилам международного
договора. Как отмечалось, заключение Российской Федерации договоров с
другими государствами регулируется Федеральным законом «О международных
договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г.
Указанные признаки правового государства являются только основными. В
практической жизни правовое государство включает еще очень много аспектов.
Социальное государство
Так называется государство, которое берет на себя обязанность
заботится о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их
социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет
отказа от свободы, как это увязывает свободу и социальную защиту социально
слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку
между этими целями существует определенное противоречие.
Социальное призвано создавать людям прожиточным минимум и
содействовать увеличению числа мелких и средних собственников, охранять
наемный труд, забоится об образовании, культуре, семье и здравоохранении,
постоянно улучшать социальное обеспечение и др.
Выяснилось, что помимо собственно социальной политики социальную
ориентацию должна приобрести вся экономическая политика правительства и при
этом не перечеркивать конкуренцию и экономическую свободу, поощрять
индивидуальную инициативу, сохранять и даже усиливать стимул к росту
личного благосостояния. Это государство должно бороться не против
богатства, а против нищеты, оно отрицает чрезмерный этатизм в распределении
благ, поощряя социальную функцию частной собственности.
В Конституции Российской Федерации социальное – это государство,
политика которого направлена на создание условий, обеспечивающий достойную
жизнь (ст.7).
ч. 2 ст.7 Обязанности государства:
- охрана труда и здоровья людей;
- установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
- обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства
и детства, инвалидов и пожилых граждан;
- развитие системы социальных служб;
- установление государственных пенсий, пособий;
- иные гарантии социальной защиты.
Такой перечень социальных обязанностей и государства явно отстает от
об непризнанных в конституционной теории и практике развитых стран. Однако
введенный в Конституцию термин «социальная защита», хотя не обязательно
связанный только с государственными мерами, предполагает возможность
расширения этих обязанностей в будущем законодательстве.
Светское государство
Такая характеристика означает, что государство и религиозное
объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг
друга. Давая такую характеристику Российскому государству. Конституция (ст.
14) раскрывает ее в следующих положениях:
- никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной
или обязательной;
- религиозные объединения отделены от государства и равны перед
законом. В противовес светскому государству, установившемуся в большинстве
развитых стран (США. Франции и др.), существует государства, в которых одна
из религий признается государственной (английская церковь в Великобритании,
иудаизм в Израиле, лютеранская церковь в Скандинавских странах,
мусульманство в исламских государствах Ближнего и Среднего Востока). Даже в
тех странах, где закреплено равенство религиозных конфессий (ФРГ, Япония,
Италия), все же одна из религий обладает некоторыми привилегиями. Такое
положение сложилось в этих странах исторически, оно отражает глубокое
убеждение народа в благотворном воздействии религии на политику и
общественную мораль. Впрочем, во всех указанных странах, кроме исламских,
гарантируется свобода вероисповедания, и наряду с государственной
существуют другие конфессии.
В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и
другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др.). Они
совсем недавно обрели необходимые права для своей деятельности, поскольку
тоталитарное государство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее
грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование
религиозных служителей. Ныне общепризнанно, что церковь играет незаменимую
роль в духовном возрождении России и праве свободно проводит свою
деятельность не только по отправлению культов, но и по пропаганде
вероучения. Религиозные деятели заняли видное место во многих общественных
движениях. Русская православная церковь приняла решение не участвовать в
государственной и политической жизни, и с ее стороны нет никаких претензий
на статус государственной. Мусульмане также в основном не претендуют на
такой статус своей религии, хотя в ряде республик (Чечня и др.) существуют
определенные круги, высказывающиеся за преобразование своих республик в
исламские государства.
Следует отметить, что содержащаяся в ст. 14 Конституции РФ
характеристика светского государства не упоминает об отделении
государственной школы от религии. Между тем такая норма (ст. 9 « Светский
характер государственного образования») содержится в действующем Законе
РСФСР о свободе вероисповеданию от 25 октября 1990 г. Следовательно,
Конституция допускает изменение Закона в данном отношении. Пока же Закон
разрешает преподавание вероучений только в негосударственных учебных
заведениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а
также факультативно по желанию граждан во всех учебных заведениях.
Светский характер государства означает, что официальные лица
государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны
предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее
влияния на принятие государственных решений. В связи с этим в Федеральном
законе об основах государственной службы Российской Федерации, принято 31
июля 1995 г.. установлено, что государственные служащие не имеют права
использовать свое служебное положение в интересах религиозных объединений
для пропаганды отношениям к ним (и. 12 ст. 11). Подобные ограничения вполне
объяснимы для страны с религиозным плюрализмом, какой является Россия, а
также многонациональным составом государственного аппарата, что требует от
государства соблюдения строгого нейтралитета по отношению к конфессиями.
Республиканская форма правления
Данным положением, содержащимся в ст. 1, Российская Конституция делает
четкий выбор из двух форм правления, известных современному государству:
республики и монархии. Российская федерация провозглашена республикой, что
означает выборность главы государства. Между тем мировой конституцией
теории и практике известны три вида республики: парламентская,
президентская и полупрезидентская.
В парламентской республике глава государства (президент) избирается
парламентом, главой правительства становится лидер партии, победившей на
выборах. Парламент, осуществляет контроль над правительством. В случае
вынесения парламентом вотума недоверия правительство автоматически подает в
отставку (или премьер-министр ставит вопрос о роспуске парламента и
назначение новых выборов). Министры назначаются из членов парламента и
сохраняются в нем свое место. Примеры: Италия. ФРГ.
В президентской республике глава государства (президент) избирается
населением (гражданами) и сам формирует правительство, которое подотчетно
только ему. Парламент не вправе выносить вотум недоверия. Президент не
имеет права роспуска парламента. Министры не могут быть одновременно
членами парламента. Примеры: США. Мексика.
В полупрезидентской республики глава государства (президент)
избирается населением (гражданами) и сам формирует правительство, которое
ему подотчетно. Парламент вправе выражать недоверие (порицание)
правительству, но вопрос об отставке решается президентом. Президент имеет
право роспуска парламента. Министры не являются членами парламента.
Правительство обладает правами для оказания давления на парламент, но и
парламент сохраняет элементы контроля над правительством. Примеры: Франция,
Польша.

3. Основы организации государственной власти и местного самоуправления.
Прочность конституционного строя в существенно степени зависит от
демократизма и рациональности организации государственной власти.
Государственная власть отличается правомочием на принуждение граждан к
соблюдению правопорядка, отсюда ее фактическая способность как
содействовать реализации прав и свобод человека и гражданина, так и
нарушать их при ненадлежащем использовании своих правомочий. Поэтому
гражданам небезразлично, как устроена государственная власть, на каких
конституционных основах покоится огромная и опасная свобода государственная
машина.
Конституция Российской Федерации относит к уровню основ
конституционного строя такие принципы. свойства и качества государственной
власти, как суверенитет государства, разделение властей, органы
государственной власти. В определенном отношении с органами государственной
власти выступает местное самоуправление.
Суверенитет Российской Федерации
Государство как официальный представитель народа в состоянии выражать
волю своих граждан, обеспечивать их нрава и интересы в полном объеме только
тогда, когда оно является суверенным. Под суверенитетом государства
понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей
страны и по отношению к другим государствам.
Верховенство государственной власти - это, прежде всего ее
неограниченность ничем, кроме конституции, естественного права и законов.
Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой,
конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей нрава и
свобод граждан, т. е. исключается двоевластие и признается единственная
легитимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых высшими органами
государственной власти.
Независимость государственной власти означает, что она сама и только
сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный
правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в
исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах
своей конституционной компетенции. Эта самостоятельность государственной
власти обеспечивается отсутствием зависимости (политической, финансовой и
др.) государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов
государства.
Суверенитет государства - неотъемлемое свойство каждого государства,
обязательное условие его международной правосубъективности. По этой причине
экономического пространства с участием всех народов, изменений
национального состава населения в сторону смешения этносов любая часть
территории России не может рассматриваться как собственность одной нации.
Конституционная цель сохранения целостности Российского государства
согласуется с общепризнанными международными нормами о праве народа на
самоопределение. Из принятия ООН 24 октября 1970 г. Декларации принципов
международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества
между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных
Наций, следует, что осуществление права народа на самоопределение «не
должно толковаться как санкционирующее или поощряющиеся любые действия,
которые вели бы к расчленению или политического единства суверенных и
независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и
самоопределения народов».
Важный аспект суверенитета - неприкосновенность территории. Это
положение конституции обращено вовне государства, оно призвано подчеркнуть
неприемлемость чьих бы то ни было притязаний на территорию России и
решимость защищать ее в случае нападения или демографической экспансии.
Понятие территории Российской Федерации содержится в ст. 67 Конституции и
включает территорию субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное
море, воздушное пространство над ними. Суверенитет России также
распространяется на континентальный шельф и на исключительную экономическую
зону, однако права и юрисдикция здесь определяются законом и международным
правом.
Для понимания отношения Российской Федерации к своим границам важное
значение имеет Указ Президента РФ от 9 октября 1996 г., утвердивший Основы
пограничной политики РФ. «Пограничная политика страны, - отмечается в
Основах, - направлена на обеспечение суверенитета, неприкосновенности и
целостности территории, защиту национальных интересов Российской Федерации
в ее пограничном пространстве». В Основах содержатся принципы пограничной
политики страны: взаимное уважение суверенитета, территориальной
целостности государства и нерушимости границ; приоритет национальных
интересов российской Федерации в пограничном пространстве: уважение нрав и
свобод человека и гражданина. В Основном отмечается, что Российская
Федерация не имеет территориальных претензий к другим государствам и что
Государственная граница Российской Федерации, совпадающая с границей
бывшего СССР, является нерушимой. Отвергаются любые территориальные
притязания к России со стороны соседних государств.
Ст. 79 гласит, что Российская Федерация может участвовать в
межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в
соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения
прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам
конституционного строя Российской Федерации.

Разделение властей

Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей
сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении
многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах
древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако утверждение
разделения властей как составной части учения о демократическом государстве
связано с революциями XVII – XVIII вв., когда Д. Локк (Великобритания) и Ш.
Монтескье (Франция) сформулировали этот принцип как важную гарантию против
концентрации и злоупотребления властью, свойственных феодальным монархиям.
Первые же конституции - США 1787 г., Франции 1789 г. - закрепили, хотя и в
разных вариантах, разделение властей, видя в нем важный элемент равновесия
трех основных ветвей государственной власти для осуществления главной
функции государства: охраны свободы и нрав человека. Декларация прав
человека и гражданина 1789 г. (она является частью нынешней французской
Конституции) включает бессмертные строки: «Всякое общество, в котором не
обеспечено пользование нравами и не проведено разделение властей, не имеет
конституции» (ст. 16).
На протяжении XIX - XX вв. разделение властей завоевывало все более
широкие позиции, превратившись со временем в общепризнанный принцип
цивилизации и демократии.
В президентской республике разделение властей проводится наиболее
последовательно. В США этот принцип был существенно дополнен системой
«сдержек и противовесов», которые позволили не только разделить три власти,
но и конструктивно уравнове

Новинки рефератов ::

Реферат: Пищевые жиры (Химия)


Реферат: Александр третий (История)


Реферат: Организация файловых систем в OS (2 (WinWord) (Программирование)


Реферат: Норманнская теория (История)


Реферат: Образование русского централизованного государства (История)


Реферат: Вращающаяся печь 5х185 м для обжига клинкера по мокрому способу (Технология)


Реферат: Социальная медицина (менеджмент и маркетинг в современном здравоохранении (Менеджмент)


Реферат: Сон. Нарушения сна (Биология)


Реферат: Компенсация реактивной мощности (Технология)


Реферат: Искусство маньеристов (Искусство и культура)


Реферат: Гражданско-правовой договор: формы, виды, особенности заключения, изменения и расторжения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Автоперевозки (Транспорт)


Реферат: Воображение (Психология)


Реферат: Дії національно-визвольної війни та теріторії Дніпропетровського краю (История)


Реферат: В.М.Головнин: История и современность (История)


Реферат: Стиль руководства (Менеджмент)


Реферат: Современные теории лидерства (Менеджмент)


Реферат: Механизмы защитных реакций (Психология)


Реферат: Богослужение и таинства: Литургическая реформа: Дебаты (Религия)


Реферат: Конспект по статистике (основные понятия) (Математика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист