GeoSELECT.ru



Религия / Реферат: Ислам и экономика (Религия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Ислам и экономика (Религия)



КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



РЕФЕРАТ
на тему:
“Ислам и экономика”



Выполнил: студент ІІ курса
специальности 6104
группа 9
Кущ А.П.

Проверил: Терещенко



Киев 1999
ПЛАН



Введение 3


ДОКТРИНА «ИСЛАМСКОЙ ЭКОНОМИКИ» В ИЗЛОЖЕНИИ ТЕОЛОГОВ ВЫСШЕГО СОВЕТА ПО ДЕЛАМ
ИСЛАМА 5


НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОИК 8


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИДЕОЛОГОВ ЛИГИ ИСЛАМСКОГО МИРА 11


ВЗГЛЯДЫ ШИИТСКИХ ИДЕОЛОГОВ ИРАНА НА ПРОБЛЕМУ СОБСТВЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ
«ИСЛАМСКОЙ ЭКОНОМИКИ» 14


Список использованной литературы 17



Введение

Полтора столетия с начала XIX до второй половины XX века явились
важным переломным моментом в эволюции Ислама. Изменения в социально-
экономических структурах стран Востока, становление нового класса -
национальной буржуазии, развитие национально-освободительного движения,
распространение идей марксизма - все это в совокупности не могло не повлечь
за собой перемены во взглядах на роль Ислама в обществе, так и в самой
исламской мотивации новых религий общественного бытия.
Процесс адаптации религиозно-философских и правовых норм ислама к
новым историческим условиям, начавшимся в середине XIX века и
продолжающийся и поныне, многие исследователи обозначают термином
“мусульманская реформация”, хотя он принципиально отличен от реформации
христианской. Отличие заключается, во-первых, в том, что эти процессы
происходили в различные эпохи, в различных конкретно-исторических условиях.
Во-вторых, “мусульманская реформация” выражалась прежде всего в пересмотре
(или попытке пересмотра) религиозных мотиваций различных аспектов светской
жизни и лишь в незначительной мере затрагивала собственно богословские
вопросы. В-третьих, отсутствие в Исламе института церкви и духовенства,
аналогичных христианским, наложило весьма существенный отпечаток на
характер реформ в Исламе.
Существенные изменения претерпела мусульманская судебная система,
сложившаяся в средневековье, и в определенной мере - сама система
мусульманского права: происходило постепенное ограничение юрисдикции
шариатских судов; к середине XIX века на территории Османской империи были
окончательно разграничены сферы компетенции шариатских и светских судов
(процесс этот начался значительно ранее). Одновременно с этим
осуществляется кодификация норм мусульманского права (свод положений
ханафисткого права - Манджалла - был составлен в 1869-1876 годах), в ряде
стран вводятся уголовные кодексы и другие правовые документы, не
предусматриваемые шариатом. Определенные изменения роли Ислама в
общественной жизни (хотя и весьма ограниченные) произошли в связи с
реформами Мухаммада Али в Египте и политикой танзимата в Османской империи.
Потребности социально-экономического развития ставили мусульманских
богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления целого ряда
традиционных положений Ислама. Однако этот процесс оказался весьма
болезненным и затяжным. Это отразилось, в частности, в полемике по поводу
допустимости (или греховности) создания в мусульманских странах банковской
системы. Полемика разворачивалась, с одной стороны, вокруг положения о
взимании ссудного процента (риба), а с другой - в связи с шариатским
запретом на омертвение капитала.
Расширение практики капиталистического предпринимательства в
мусульманских странах влекло за собой не только пересмотр шариатских
положений (как в случае с риба), но и оживление некоторых традиционных
принципов, имевших широкое распространение в период мусульманского
средневековья, например мушарака и кирад (принципы торгового
сотрудничества). С другой стороны, не редко новые по содержанию явления
воспринимались как продолжение и развитие мусульманской традиции: таковы,
например, коммерческие объединения, действовавшие в различных частях
мусульманского мира на религиозно-общинное основе (торговые дома и
финансовые предприятия исмаилитов ходжа и бохра, меманов), воспринимавшиеся
как продолжение средневековой традиции создания мусульманских торговых
домов, но которые по сути свей имели уже капиталистический или
полукапиталистичекий характер.
Важнейшую роль сыграли изменения, происходившие в сфере общественного
сознания. Это касается прежде всего процесса становления национального
самосознания и возникновения буржуазного национализма. В русле этого
процесса получилось новое осмысленное традиционное положение Ислама о
единстве всех мусульман. Джамал ал-дин ал-Афгани формулирует идею
солидарности мусульман, вылившуюся затем в концепцию панисламизма и
получившую широкое распространение по всему мусульманскому миру.
Освобождение мусульманских народов от колониальной зависимости,
создание мировой системы социализма, углубление кризисных явлений в
капиталистическом мире поставили принципиально новые проблемы перед
представителями мусульманской общественной мысли. Это отразилось прежде
всего в широко развернувшейся борьбе вокруг проблемы выбора пути развития
освободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные
концепции так называемого “третьего пути”, отличного как от
капиталистического, так и от социалистического. Апеллируя к традиционным
ценностям Ислама, мусульманские общественные деятели (как религиозные, так
и светские) выдвигают тезис об исламском пути развития как о единственно
приемлемом для стран распространения Ислама. На его основе создаются
концепции “исламского государства”, “исламского правления”, исламской
экономики”, “исламского социализма” и т.д., нередко существенно
отличающиеся друг от друга в трактовках тех или иных вопросов, но имеющие
общую социальную природу - буржуазную либо мелкобуржуазную.

ДОКТРИНА «ИСЛАМСКОЙ ЭКОНОМИКИ» В ИЗЛОЖЕНИИ ТЕОЛОГОВ ВЫСШЕГО СОВЕТА ПО ДЕЛАМ
ИСЛАМА

Среди тех, кто в настоящее время активно разрабатывает учение
«исламской экономики», находятся богословы Высшего совета по делам ислама.
Эта организация была учреждена в 1962 г. как координационный теологический
центр, направляющий деятельность мусульманских университетов, а также ряда
миссионерско-пропагандистских объединений. Высший совет по делам ислама
активно сотрудничает с теологами известного египетского исламского
университета аль-Азхар, с министерством вакфов Египта и другими
мусульманскими организациями и центрами. Совет включает в себя
представителей мусульман почти 70 стран мира.
В 1981 г., например, в Высший совет по делам ислама вошли
представители мусульманских общин Сенегала. Греции, США, Бирмы, Филиппин,
Малайзии, Судана, Шри Ланки и ФРГ. Штаб-квартира Совета находится в Каире.
При нем действуют постоянные и специальные комитеты. Среди них особо важное
значение имеют три: Комитет Корана и сунны, который ведает изданием
публикаций по исламу, комментариев к Корану; Комитет мусульманского права —
разрабатывает правовые вопросы на основе шариата, устраивает встречи
теологов-законоведов для решения отдельных юридических проблем; Комитет
возрождения мусульманской мысли — занимается сбором материалов и изданием
книг по исламской культуре, экономике, праву и средневековой медицине.
Главным источником финансирования деятельности Высшего совета по делам
ислама и его комитетов являются доходы с вакфных земель и пожертвования
верующих мечетям. Совет регулярно созывает международные конференции с
участием видных мусульманских деятелей. На конференциях обсуждаются не
только религиозные, но и отдельные международные проблемы, касающиеся войны
и мира, разоружения, нового международного экономического порядка и т. п.
Основным органом Совета является ежемесячный журнал «Минбар аль-ислам»
(«Трибуна ислама»), который редактирует египетский теолог Фуад Хайба.
Главные вопросы, которые затрагиваются богословами этой организации в
ходе разработки теории «исламской экономики», касаются собственности, роли
и задач исламских банков, ростовщичества и ссудного процента (риба), а
также путей преодоления экономической отсталости «мусульманского» мира и
решения проблем бедности основной массы его населения.
Истоки самой теории возводятся ко временам пророка Мухаммеда. Идейным
фундаментом «исламской экономики» объявляются отдельные установления
Корана, а сама она зачастую рекламируется в качестве предшественницы
современных экономических систем. Именно с таких позиций, например,
пропагандирует принципы «исламской экономики» известный теолог шейх
Мухаммад Фатер.
Выступая против «насильственного ограничения» любых форм
собственности, идеологи Высшего совета вместе с тем оговаривают
необходимость пресечения злоупотреблений имущественным правом. И хотя эти
права «от Аллаха», подчеркивают они, законность владения обусловлена тем,
что собственник неукоснителен в выполнении предписаний Корана, и прежде
всего — выплаты налога в пользу бедных (закят), а также вследствие
запрещения ссудного процента (риба) и проч. Соблюдение таких установлений
исключает, по их утверждению, использование собственности в целях
эксплуатации. Как утверждает шейх Мухаммад Фатер, выполнение предписания
относительно закята и риба способно отвратить «мусульманское общество» от
основных пороков и зол, в том числе от «жадности, бедности, воровства,
аморальности», от «классовой борьбы и вражды между имущими и неимущими».
Все идеологи Высшего совета по делам ислама в своих выступлениях
призывают к милосердию и помощи бедствующим братьям по вере. Богоугодность
милостыни обосновывают ссылкой на Коран: «Те, кто расходуют свои имущества
на пути Аллаха, подобны зерну, которое вырастило семь колосьев, в каждом
колосе — сто зерен; Аллах удваивает, кому пожелает. Поистине, Аллах
объемлющ, знающ» (2:261). Взывая к расширению религиозной
благотворительности, богословы Высшего совета по делам ислама цитируют, в
частности, кораническое изречение: «Воистину, те, кто уверовали и творят
благое, и выстаивали молитву, и давали очищение — их награда перед господом
и да не будет опасности над ними и не будут они печальны» (2:277).
Закария аль-Барри утверждает, что между «западным капитализмом» и
мусульманским предпринимательством существуют принципиальные отличия.
Первый «греховен», так как основывается на стремлении к наживе.
Мусульманское же предпринимательство «очищено» от греховности, поскольку
вдохновляется верой: Ислам, говорится далее, разрешает обогащение и
накопление собственности при строго определенных ограничениях. А они
таковы, что не препятствуют «законной», т. е. согласующейся с религиозным
благочестием, предпринимательской инициативе.
Ряд богословов Высшего совета, в том числе Абд эль-Азиз Хиджази,
считают, что отмена ссудного процента предполагает приближение к идеалу
бесклассового общества, с уравнением материального положения всех членов
исламской общины. «При правильном применении исламских принципов экономики,
— пишет он, — мы можем достичь наивысшего жизненного уровня, например, как
при жизни Мухаммеда, когда было изобилие всего и не существовало бедных».
Запрет риба при его строгом проведении в жизнь изображается богословами как
гарантия равенства возможностей для всех членов уммы (мусульманской
общины). Деятельность исламских банков рекламируется в качестве предпосылки
и условия всеобщего «мирного» обогащения, в том числе и мусульманских масс.
Ведь тогда, заявляет Закария аль-Барри, и небогатые люди могут делать
вклады, пуская их в оборот и превращаясь в зажиточных мусульман, чьи
средства служат интересам общества. «Таков ислам — враг нищеты, но не враг
богатства. Он враг порабощения, эксплуатации и накопления».
В заключение нашего краткого обзора усилий богословов Высшего совета
по делам ислама в деле разработки теории «исламской экономики» и ее
отдельных положений следует отметить, что при том не учитывается ни
специфика хозяйственного развития отдельных стран, ни конкретное состояние
производительных сил и производственных отношений. Сама разработка
пронизана духом той идеализации «мусульманской этики», на которой лежит
печать не только буржуазно-националистического, но и мелкособственнического
осмысления рассматриваемых вопросов.
Экономические теории Высшего совета носят противоречивый характер: с
одной стороны, они направлены против модернизации экономики по типу
буржуазного Запада, а с другой — служат пропагандистской завесой
практическому внедрению капиталистических форм финансирования и
хозяйствования.
Призывы к увеличению числа исламских банков, к расширению сферы их
влияния, к национализации и «исламизации» частных банков свидетельствуют,
что в развивающихся странах существует тенденция к финансово-экономической
консолидации, которая объективно направлена на «выравнивание» положения
стран этого региона в мировой экономике.
В то же время идеологов Высшего совета по делам ислама не может не
беспокоить то обстоятельство, что при существующем в большинстве государств
традиционного распространения ислама низком уровне развития, при их
отставании от достижений научно-технического прогресса перспектива перемен
в короткие исторические сроки весьма проблематична. И за обсуждаемыми
мусульманскими религиозными деятелями вопросами экономики встают проблемы
более широкие и исключительно важные по своему политическому значению,
касающиеся участи исламской религии, мусульманского духовно-богословского
сословия и той роли, которую оно намерено играть в современном мире.


НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОИК

Последние годы в научной литературе и публицистике,, все чаще
появляются работы, авторы которых обращаются к воззрениям современных
мусульманских идеологов на проблемы хозяйственного развития стран
традиционного распространения ислама. Социальная сущность этих воззрений
подробно изложена в ряде исследований советских исламоведов. Некоторые из
них посвящены анализу попыток реализации проектов в сфере экономики тех или
иных стран, районов и регионов. Однако до сих пор явно недостаточно изучен
вопрос о том, как повлияло на теорию и практику финансово-экономической
активности стран традиционного распространения ислама налаживание их
межгосударственного сотрудничества под эгидой Организации исламской
конференции (ОИК).
Организация исламской конференции (Муназзама аль-мутамар аль-ислами)
была создана на основании решения конференции глав государств и
правительств мусульманских стран в Рабате (1969 г.) и объединяет в
настоящее время 44 афроазиатских государства, а также ООП. ОИК официально
провозгласила своей целью «развитие разносторонних связей между
мусульманскими государствами», «упрочение исламской солидарности», борьбу
против колониализма, за установление нового международного экономического
порядка и т. д. Важной сферой ее деятельности является координация
хозяйственного развития отдельных стран—членов ОИК и их финансово-
экономического сотрудничества. В рамках организации действует целый ряд
учреждений, в задачу которых входит решение этих вопросов. Среди них
главная роль принадлежит Исламскому банку развития (ИБР), действующему с
1975 г.
Помимо ИБР в рамках Организации исламской конференции действуют и другие
экономические организации: Исламская торгово-промышленная палата (создана в
1978 г. в Карачи), Центр по статистическим, экономическим и социальным
исследованиям (Анкара, 1978 г.). Институт взаимного страхования (Хартум,
1978 г.). Исламский центр по профессионально-техническому обучению и
исследованиям (Дакка, 1977 г.), Комитет исламской солидарности с
мусульманскими африканскими странами зоны Сахеля (1981 г.). Исламская
ассоциация, судовладельцев (Джидда, 1981 г.), Исламский фонд развития (1981
г.). Исламский центр развития торговли (Танжер, 1981 г.) и др.
Вся эта деятельность рекламируется лидерами ОИК в качестве
строительства «исламской экономической системы», а также «нового исламского
экономического порядка». Религиозно-теологическая аргументация деятельности
ОИК в сфере экономического сотрудничества базируется преимущественно на
модернизированном толковании положений Корана применительно к социально-
экономической проблематике, а также на принципах, применявшихся в торговой
и кредитно-финансовой практике мусульманского средневековья.
Принципы коммерческого сотрудничества, практиковавшиеся мусульманами в
средневековье, санкционированы шариатом и детально разработаны в трудах по
фикху. Термины «акд», «мушарака», «кирад» и другие неоднократно встречаются
в Коране и хадисах. Вместе с тем корни их следует искать в доисламской
истории Ближнего Востока. Так, практика кирад была широко известна в
доисламской Аравии, применяясь в караванной торговле.
В VIII—Х вв. в мусульманском мире широкое распространение получили
платежные средства типа векселей, кредитных писем и т. п. Так, имам Бухари,
автор наиболее известного собрания хадисов, живший в IX в., сообщает о
распространении долговых писем (сакк), имевших широкое хождение в халифате.
Сакк представлял собой платежное распоряжение, выдаваемое владельцем
состояния на имя доверенного лица. Существовала специальная категория
людей, занимавшихся кредитными операциями, причем подобная деятельность
наиболее крупных «банкиров» распространялась на самые отдаленные уголки
мусульманского мира. Путешественник XIV в. Ибн Баттута рассказывает,
например, о встреченных им представителях одного «финансового дома» в Китае
и в Западной Африке.
Опираясь на наследие своих предшественников и на выработанные в ряде
освободившихся стран теории «исламской экономики», идеологи ОИК
сосредоточили основные усилия на своеобразном «наведении мостов» между
современными и средневековыми формами предпринимательства. В итоге на
банковскую деятельность и торговый бизнес стало распространяться действие
традиционно-исламских принципов — мушарака и его разновидностей (мудараба,
мурабаха, муфавада, кирад и т. д.). Согласно принципу «соучастия», доля
каждого партнера в прибылях предприятия определяется специальным договором
(акд), а не удельным весом принадлежащего ему капитала. Убытки предприятия
в случае, если оно терпит крах, также делятся между партнерами на основании
предварительной договоренности. Не обязательно все партнеры должны
вкладывать капитал: допускается «договорное соучастие» капитала и
инициативы и т. п. Разновидности мушарака нашли широкое применение,
частности, в деятельности исламских банков. Так, под финансирование
проектов развития и в операции с ценными бумагами подводится принцип
мудараба (участие в прибылях). В итоге исламский банк предоставляет
формально беспроцентный кредит для осуществления какого-либо проекта при
условии получения фиксированной доли прибыли после его реализации. Исходя
из этого же принципа, банк может осуществить вложения на рынке ценных
бумаг. Таким образом, он становится участником «договора товарищества», не,
нарушая запрет на риба. Принцип мурабаха (букв. «перепродажа») применяется
при финансировании внешней торговли. По просьбе импортера банк открывает
аккредитив на зарубежного поставщика, а когда получается сообщение об
отгрузке товара, он «снова продается» импортеру. При этом точно
определяется прибыль, вычисляемая в зависимости от стоимости импортируемых
товаров. Отличие мурабаха от обычных банковских операций сводится лишь к
тому, что доход банка в данном случае выступает как торговая прибыль, а не
как процент за предоставление кредита. Таким образом, с помощью принципов
мурабаха и мудараба проводится исламское обоснование тех кредитно-
финансовых операций, которые в их традиционно-кораническом истолковании.
«греховны» и незаконны.
Авторы концепций «экономического сотрудничества мусульманских
государств» подчеркивают, что деятельность финансовых институтов ОИК отнюдь
не является самоцелью, а преследует задачи максимально полного
использования хозяйственных ресурсов стран—членов ОИК для «наращивания их
экономической мощи и уменьшения зависимости от развитых стран». В этой
связи лидеры ОИК отмечают, что на страны—члены организации приходятся
громадные запасы природных ресурсов, прежде всего энергетических
(страны—члены ОИК дают 48 % нефти, добываемой в капиталистическом мире);
значительные людские ресурсы (общая численность трудоспособного населения в
этом регионе превышает 360 млн. человек); огромные финансовые средства
(нефтяные доходы «мусульманских» стран — экспортеров нефти в начале 80-х
годов превысили 300 млрд. долл.).
Отрицательно сказываются на «объединительных начинаниях мусульманских
государств» и разногласия, обусловленные крайней неоднородностью их
социально-политических структур и политической ориентацией правящих
режимов. Кроме того у большинства стран—членов ОИК весьма ограниченные
возможности внутренних рынков, ощущается нехватка квалифицированных кадров
и современной технологии. Положение усугубляется неразработанностью общей
стратегии развития и острыми разногласиями по этому вопросу между
государствами—членами ОИК. И хотя руководство последней выступает за некий
особый путь развития и далее — автономизацию «исламского мира» от
капиталистической системы, в большей или меньшей степени страны этого мира
включены в систему мирового капиталистического хозяйства и соответственно
участвуют в мировом разделении труда. К тому же лидирующая группировка,
представляющая интересы «нефтяного капитала» аравийских монархий,
фактически ориентируется не на отрыв от капиталистической системы, а на
более тесное включение в нее в качестве более равноправного звена. Правда,
это отнюдь не исключает серьезных антиимпериалистических потенций в рамках
ОИК, которые в определенных условиях могут реализоваться в различных
сферах, в том числе и в области международных экономических отношений.



ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИДЕОЛОГОВ ЛИГИ ИСЛАМСКОГО МИРА


К числу объединений, чьи религиозно-идейные установки, в том числе по
хозяйственной проблематике, оказывают значительное воздействие на
современных мусульманских теоретиков, относится Лига исламского мира.
Основанная в Мекке в 1962 г., она является в настоящее время одной из самых
влиятельных и многочисленных международных мусульманских организаций.
Руководство Лиги в основном следует в фарватере политического курса
Саудовской Аравии, занимая правый фланг во всемирном движении «исламской
солидарности». Однако подобная позиция временами подвергается критике со
стороны радикально настроенных членов этого объединения — в большинстве
случаев мусульманских богословов, а также религиозных деятелей из афро-
азиатских стран социалистической ориентации.
Теории «исламской экономики». «Экономическая деятельность может быть
эффективной только в том случае, если развивается согласно принципам
ислама. Такая деятельность будет удовлетворять интересам общества и
индивида» — пишет саудовский теолог Сайд Атар Хусейн. В выступлениях других
лидеров Лиги исламского мира особый акцент делается также на том, что,
говоря словами египетского богослова Мухаммада Абд ар-Рауфа, «исламская
экономическая доктрина имеет давнюю историю, насчитывающую более 1400 лет.
Она успешно претворялась в жизнь во времена Мухаммеда и праведных халифов и
способствовала расцвету мусульманского общества». Однако в силу ряда причин
(«политических сдвигов, способствовавших концентрации власти в руках
отдельных семей; монгольского нашествия и походов крестоносцев; роста
аскетических тенденций, поддержанных и развитых суфийскими орденами;
экспансии европейских держав») эта доктрина была «предана забвению»,
вследствие чего хозяйство «мусульманских стран» пришло в упадок. После
завоевания политической независимости эти страны «стали испытывать на себе
давление со стороны двух экономических систем — капиталистической и
социалистической». Но каждая из них «показала неспособность решить
хозяйственные проблемы» Востока. А потому «способ спастись от надвигающейся
экономической катастрофы, — возвещает видный религиозный деятель и богослов
Абд ар-Рауф, — заключается в том, чтобы возродить доктрину „исламской
экономики"», которая «в корне отличается как от капиталистической, так и
социалистической системы хозяйствования».
Главное отличие подобной экономики богословы видят прежде всего в том,
что она основана на «сверхъестественном», «божественном» источнике — на
вере в Аллаха, «наградившего человека способностью различать добро и зло и
нести ответственность за свои действия», а также «на вечных ценностях».
охраняющих права человека и постоянно напоминающих ему о долге перед
Аллахом, перед самим собой и обществом».
Новый исламский международный экономический порядок (НИМЭП).
Не будучи в состоянии не откликнуться на борьбу развивающихся стран за
ликвидацию наследия колониализма, на требование перестройки международных
хозяйственных связей на основе более равноправных и взаимовыгодных
отношений с развитыми капиталистическими государствами, идеологи Лиги с
конца 70-х годов приступили к созданию доктрины «нового исламского
международного экономического порядка», при котором, по их утверждению,
«будут учитываться как материальные, так и духовные интересы людей» . В
основе такого учета «будут лежать фундаментальные принципы ислама»,
«контролирующие и ограничивающие эгоистичные устремления одних людей» и «не
ущемляющие желания и цели других». Стремясь придать доктрине НИМЭП
«универсальный», «всемирный» характер, теоретики Лиги снова обращаются к
телеологической концепции мира, согласно которой «человечество имеет единое
божественное происхождение» и в своих действиях должно руководствоваться
«определенными истинами в форме нескольких религиозных доктрин»: «о
единобожии, божественных откровениях, переданных через пророков, последним
из которых был пророк Мухаммед».
С разработкой и реализацией доктрины НИМЭП идеологи Лиги связывают
также разрешение проблемы голода, остро стоящей во многих странах Азии и
Африки. Подчеркивается, что «для удовлетворения потребности развивающихся
стран в продовольствии необходимо составить точное представление о площади
пахотных земель, запасах водных ресурсов и на основании этих данных
выработать план производства сельскохозяйственной продукции».
Предполагается особое внимание уделить аграрным проблемам Судана, Турции,
Пакистана, Бангладеш и др. Успешная реализация в этих государствах планов
подъема сельского хозяйства, по мнению пакистанского идеолога доктора
Викара Хамдани, возможна лишь в том случае, если «финансирование этих
планов возьмут на себя нефтедобывающие страны, как это сделала, например.
Саудовская Аравия, согласившись оплатить сельскохозяйственные проекты
Судана». В целом же, учитывая стремление развивающихся стран к упрочению
политической независимости и экономической самостоятельности, лидеры Лиги,
представляющие интересы буржуазно-помещичьих кругов, стараются придать
исламской модели международного экономического сотрудничества относительно
гибкий характер. Пытаясь обеспечить ей популярность среди народных масс,
они провозглашают в качестве субъектов этого порядка «людей всего мира»,
создавая видимость общечеловеческого и бесклассового характера НИМЭП.
«Универсальная модель экономического развития, основанная на божественном
откровении», «на великих принципах ислама», по словам саудовского идеолога
Мааруфа ад-Давалиби, «будет отвечать интересам всех народов», живущих как в
«отсталых аграрных», так и в «развитых промышленных странах». Она поможет
«уничтожить барьеры, существующие между нациями, сделает справедливыми
торговые отношения», — считает еги петский профессор Фарид Вагди.
«Отличительной чертой НИМЭП, — утверждает иорданский идеолог Ахмад Сакр, —
будет деятельность беспроцентных исламских банков, основанных на запрете
риба».
Как полагает Викар Хамдани, «Международный валютный фонд должен
предоставлять развивающимся странам долгосрочные кредиты вместо
практикуемых ныне краткосрочных». А для ликвидации неравноправного
положения этих государств при осуществлении международных кредитно-торговых
операций он предлагает создать Исламский коммерческий банк. Необходимость
его учреждения объясняется тем, что «коммерческие банки развитых стран,
через содействие которых осуществляется как экспорт сырья и полуфабрикатов
из мусульманских стран в развитые, так и импорт из последних машин и
готовой продукции, получают значительную банковскую прибыль и, кроме того,
предоставляют нуждающимся мусульманским странам займы по крайне высокой
процентной ставке».
Несмотря на некоторые расхождения в трактовке риба, все идеологи Лиги
сходятся на том, что в основе деятельности исламских банков лежат три
принципа: мушарака, мудараба и мурабаха».
По мнению руководителей Лиги, опыт деятельности Исламского банка
развития. Исламской торгово-промышленной палаты, Фонда исламской
солидарности и т.п. дает основания надеяться, что удастся укрепить
хозяйственные связи между мусульманскими странами, обеспечить их социальное
развитие и создать экономическую базу для построения «исламского
государства» и «общества всеобщего благоденствия».
С установлением НИМЭП связывается проект создания «мусульманского
общего рынка». По предложению Лиги он был рассмотрен на девятой конференции
министров иностранных дел мусульманских стран (Дакар, апрель 1978 г.),
организованной ОИК. Однако рынок до сих пор не создан и вопрос о нем не
сходит с повестки дня Лиги (рассматривался, в частности, 17—19 июня 1981 г.
и на 23-й сессии Учредительного Совета в октябре 1981 г.). Осуществлению
проекта в решающей степени препятствуют многочисленные разногласия между
странами разной политической ориентации.
В целом исламская мотивация, даваемая богословами Лиги борьбе за новый
исламский международный экономический порядок, отвечает интересам правящих
кругов государств с консервативными режимами, стремящимися включиться в
«большой бизнес» мирового капитала на выгодных для себя условиях.
Пропаганда НИМЭП преследует и другую цель — оградить развивающиеся страны
от экономического сотрудничества с миром социализма.



ВЗГЛЯДЫ ШИИТСКИХ ИДЕОЛОГОВ ИРАНА НА ПРОБЛЕМУ СОБСТВЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ
«ИСЛАМСКОЙ ЭКОНОМИКИ»

В целом теории «исламской экономики», получившие распространение в
современном Иране, пропагандируют идею создания независимой экономической
системы, опирающейся на собственно иранские природные и людские ресурсы.
Подчеркивается необходимость установления более тесных хозяйственных связей
в первую очередь с «мусульманским миром», а также с другими развивающимися
странами. Большинством шиитских идеологов «исламская экономика» Ирана
рассматривается как составная часть общемусульманской экономической
системы, охватывающей область традиционного распространения ислама,
которая, по словам А. Банисадра, простирается «от Индии до Китая и Севера
Африки». На эту систему возлагается задача противостоять экспансии Запада
(под которым понимаются не только капиталистические, но и социалистические
государства) и создать необходимые условия для обеспечения устойчивых
темпов развития «мусульманского мира».
Рассматривая вопросы организации «исламской экономики» Ирана, шиитские
теоретики большое внимание уделяют вопросам собственности, наследования,
торговли, налогообложения, распределения и т. п. При этом они исходят из
идеалистического положения о преобладающем влиянии на развитие общества
религиозно-этического фактора и утверждают, что экономика — это средство
«сближения с Аллахом» и реализации религиозной (шиитской) морали, а ни в
коем случае не «инструмент» удовлетворения постоянно растущих потребностей
человека. Часто подчеркивается, что стремление к мирским благам, к
комфорту, определяемое ими термином «материализм», ведет к духовному упадку
и моральной деградации личности и общества.
В наибольшей степени недооценка материального фактора характерна для
Р. Хомейни и его сторонников. Во имя торжества духа они даже выдвигали идею
«блага» изоляционизма для Ирана, утверждая, что это дало бы иранцам
возможность наиболее успешно совершенствовать свои моральные устои и
развивать творческие способности, руководствуясь шиизмом. Правда, как
свидетельствует иранская пресса, руководители ИРИ вскоре отказались от этой
идеи и приступили к развитию экономических отношений со странами Запада .
К. Шариатмадари и М. Базарган в отличие от сторонников Р. Хомейни
всегда придавали большое значение вопросу развития экономики и ее роли в
общем прогрессе страны. Они рассматривали это развитие как основу
общественно-политического прогресса Ирана и в своих работах призывали
иранцев мобилизоват все силы и способности для подъема национального
хозяйства. «Если кто-то, — говорил М. Базарган, цитируя пророка Мухам-меда,
— закончил свой день и не подумал о благосостоянии всего общества и не
приложил никаких усилий для этого, тот — не мусульманин». Экономическое
развитие Ирана К. Шариатмадари и М. Базарган рассматривали в контексте
общемировых хозяйственных связей. Они никогда не выступали сторонниками
изоляции страны, считая необходимым установление экономических отношений со
всеми государствами, и прежде всего с развитыми капиталистическими
державами во главе с Соединенными Штатами Америки.
Иной точки зрения по вопросу о роли экономики придерживались А.
Шариати и М. Талегани. С одной стороны, они считали «базисом» общества не
производство, а «свободу». С другой—они подчеркивали важность материального
фактора в общем прогрессе человека и общества. По словам А. Шариати, ислам
уделяет первостепенное значение экономическим вопросам. Ссылаясь на Коран,
он говорил: «У кого нет материальной жизни, у того нет и жизни духовной».
Правда, такая «крамольная», с точки зрения религии, интерпретация Корана
встречается не часто в работах этих идеологов. М. Талегани, например,
разделявший во многом взгляды своего «дорогого сына» А. Шариати, не выходил
за рамки допустимого исламом круга рассуждений о соотношении духа и
материи, хотя часто и отмечал прямую зависимость духовного состояния
человека от условий его материального бытия. Идеологи этой группы, как и К.
Шариатмадари и М. Базарган, никогда не поддерживали изоляционистских идей
сторонников Р. Хомейни. Напротив, они подчеркивали необходимость перенимать
опыт эко
номического развития других стран, как капиталистических, так и
социалистических.
Более рельефно различия между отдельными группами шиитских теоретиков
наблюдаются при анализе их взглядов на вопросы собственности. В целом
собственность понимается ими как имущество, а не как выражение
производственных отношений в обществе. Можно, однако, встретить трактовку
термина «мелкийат» («собственность», «владение», «право собственности») как
отношение (рабэтэ ва таалог, рабэтэ ва олгэ): а) земли и всего, что на ней
находится, к богу и б) земли, с ее природными богатствами, к «рабам бога».
Из этого .делается два традиционных вывода: 1) все социальные процессы на
земле «должны» соответствовать «законам бога» и 2) все люди имеют право
«эксплуатировать» природные богатства в силу своих возможностей и
пользоваться их благами.
Кроме частной «законной» для хомейнистов является государственная
(доуляти) собственность и собственность общественная (омуми). Допускается
существование и кооперативной собственности, которая, однако,
рассматривается как якобы новая для Ирана разновидность, поскольку в исламе
о ней ничего не говорится. «Законными» по исламу признаются признанные
конституцией ИРИ три сектора экономики: частный, государственный и
кооперативный.
Согласно конституции в государственный сектор включены основные отрасли
современной иранской экономики: тяжелая индустрия, нефтехимия и т. п.,
финансы, внешняя торговля, энергетика и т. д.
Теории «исламской экономики», имеют много общего не только с точки зрения
однотипности их религиозной формы и системы шиитской аргументации. Прежде
всего, они представляют собой результат интеллектуальной деятельности
религиозных идеологов, которых толкают к «поискам» так называемого
третьего, «исламского», пути развития разочарование в капиталистическом
опыте развития Ирана, с одной стороны, неверие в социализм и принципиальное
неприятие атеистического мировоззрения — с другой.
В современном Иране фактически реализуется буржуазный вариант «исламской
экономики». Иначе и не могло быть, поскольку в условиях господствующего
капиталистического способа производства единственный путь для находящегося
у власти духовенства — приспособление к потребностям развития ведущего
хозяйственного уклада, так как действительно альтернативного варианта
развития (социалистического) они предложить не в состоянии.
Ислам, таким образом, продолжает объективно оставаться на службе имущих
слоев и обслуживает в конечном счете интересы буржуазии.
Создатели радикальных концепций, А. Шариати и М. Талегани при всей их
мелкобуржуазной ограниченности всегда более решительно, чем другие шиитские
теоретики, ратовали за ликвидацию эксплуатации человека человеком и порой
даже связывали решение этой проблемы с уничтожением частной собственности
на средства производства.
Однако радикалы, выступающие под знаменем ислама в защиту интересов
трудящихся масс, смогут принять участие в решении задачи подлинно социально-
демократических преобразований общества только в случае объединения с
левыми силами и преодоления иллюзий о возможности так называемого третьего,
или исламского, пути развития.



Список использованной литературы


1. Авдиев И.М. “Актуальные проблемы ислама в экономике”—1990—235с.
2. Бартоль В.В. “Ислам и культура”—М.-1992.—192с.
3. Прозорова И.В. “Ислам”—М.—1991г.—131с.
4. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики/ Сборник
статей—М.:“Наука”,1985—279с.
5. Ислам: словарь атеиста/ Под ред. Зевельева А.И.—М.—1988г.—254с.




Реферат на тему: Ислам-вера и образ жизни

ИСЛАМ - ВЕРА И ОБРАЗ ЖИЗНИ


В сегодняшнем мире более 700 миллионов человек на вопрос: "Кто ты по
вере?" - отвечают арабским словом муслим: " Человек, исповедующий ислам",
мусульманин.
Связь веры с традиционным образом жизни была характерна для ислама во все
времена, но особенно очевидна она становится сегодня, когда идеологи и
политики, выступающие под лозунгом ислама, пытаются как можно больше людей
объявить мусульманами только потому, что они придерживаются многих обычаев
своих отцов.
Знание основ мусульманской религии весьма различно у различных слоев
населения и в разных странах традиционного распространения ислама. Всякий
мусульманин знает арабское звучание и смысл символа веры религии ислама:
"нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха". Здесь
кратко выражены два главных догмата ислама: существует единый,
единственный, и вечный всемогущий бог - Аллах; своим посланником Аллах
избрал араба из Мекки, Мухаммада, через него бог передал людям текст
священной книги - корана, его руками он основал общину верующих (умма). За
14 веков из небольшой группы Аравии она превратилась в многомиллионную
массу людей разных национальностей, разных языков, разных социальных слоев
и культурных ориентаций.
Величие бога - Аллаха - выражено во многих формулах, хорошо известных
всем мусульманам и часто повторяемых ими в речи, молитвах, бытовых
восклицаниях, а также постоянно встречающихся в изящной вязе арабского
письма, на памятниках мусульманской архитектуры в Азии, Африке, Европе и
Америке: "Аллаху акбар" - "Аллах самый великий!" и т. д.
Кратчайшее изложение главного догмата ислама содержится 112 суре (главе)
Корана: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: "Он - Аллах
единственный, Аллах могучий. Не рождал и не был рожден, и не было никого
подобного ему, никогда". По мусульманской доктрине, люди, не исповедующие
ислам, - "неверные", среди них иудеи и христиане выделяются особо как ахль
аль - китаб, т. е. "люди Писания". Согласно Корану они верят якобы в того
же бога, что и мусульмане. Этот бог и им посылал своих посланников - Моисей
(Мусу), Иисуса (Ису), которые несли людям слово божье. Однако люди исказили
и забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммада,
своего последнего пророка, с божьим словом - Кораном. Это была как бы
последняя попытка наставить людей на праведный путь, последнее
предупреждение, после которого должен наступить конец мира и Суд, когда
всем людям будет воздано по их делам - они попадут в райские сады или в
адский огонь.
Эти основы религии знает всякий мусульманин, и образованный и
неграмотный. Почти всякий знает и "пять столпов" ислама, пять главных
обязанностей верующего. Первый из них - молитва (салят). Молитва мусульман
состоит из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением различных
религиозных формул. Мусульманину предписано пять молитв в сутки; свершать
их можно и дома, и в мечети и в поле. Молитве предшествует ритуальное
омовение. Пятница является днем всеобщей молитвы, когда все мусульмане
должны собираться на коллективную молитву в главную мечеть города, села,
округа.
Мечеть (масджид) - и место моления, и помещения для религиозных школ, и
центр религиозных проповедей и диспутов.
Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является пост (саум).
Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья и развлечений.
Все время должно быть в принципе посвящено человеком Аллаху, занято
молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благочестивыми
размышлениями. Главным и обязательным для всех, кроме больных,
путешествующих и т. д., является пост в месяц рамадан; кроме того,
существует еще дата, в которой поститься желательно. Конец месяца рамадан и
соответственно месячного поста отмечается праздником разговенья, вторым по
значению праздником в исламе.
Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе существует большое
количество запретов, регулирующих различные стороны жизни мусульманина.
Мусульманину запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в
азартные игры. Ислам запрещает ростовщичество - риба. Конечно, не все эти и
другие правила строго соблюдаются, но время от времени, в частности в
семидесятые годы нашего века, в различных мусульманских государствах
усиливается контроль, за соблюдением культовых правил, например поста в
рамадан.
Четвертой обязанностью каждого мусульманина (с оговоркой - если у него
есть к тому физическая и материальная возможность), является хаджж -
паломничество в Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне ислама. Кааба
- небольшое здание, в юго - западной угол которого вмурован "черный камень"
(издревле хранящийся тут метеорит) - по преданию, посланный Аллахом с неба
людям как знак своего могущества и благоволения.
Паломничество совершается в месяце зу - ль - хиджжа, который, как
рамадан, является месяцем лунного календаря и потому приходится на разное
время года. Паломники, надев специальные белые одежды, и пройдя церемонию
ритуального очищения, совершают торжественный обход вокруг Каабы, пьют воду
из близлежащего священного источника Замзам. Далее следуют торжественные
процессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с легендой о
пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого проповедника единобожия.
Хаджж завершается праздником ид аль - адха, во время которого в память о
жертве, принесенной Ибрахимом Аллаху, режут жертвенных животных. Окончание
хаджжа является главным мусульманским праздником, который отмечается
молитвами и жертвоприношениями по всему мусульманскому миру. Люди,
совершившие хаджж, носят почетное прозвище хаджж или хаджжи и пользуются
уважением родных в своих родных местах.
Пятой обязанностью мусульманина является закят - обязательный налог на
имущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяется
среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому мусульманину предписывается
еще и садака - добровольные пожертвования и милостыня.
На самом деле все эти социально - экономические регуляторы справедливости
внутри исламской общины с самого начала были и остались благими
пожеланиями. Закят быстро стал обычным государственным налогом, садака шла
на нужды религиозного культа, запреты на ростовщичество легко обходились
оформлением дачи денег в рост как совместного финансового предприятия
кредитора и должника.
Иногда к "столпам ислама" причисляют джихад. Слово это означает полную
отдачу мусульманином своих сил, возможностей, времени и, если надо, жизни
для торжества своей религии. В большинстве случаев в средние века это
сводилось к участию в вооруженной борьбе с "неверными", а значение термина
- соответственно к понятию "священная война", и такое его понимание стало
традиционным для европейцев. На самом деле поняти джихад значительно шире,
и именно в таком широком значении оно употребляется сейчас в мусульманском
мире, в частности резолюциях и постановлениях различных общемусульманских
конференциях.
Почти каждый мусульманин знает хотя бы несколько фраз из священной книги
ислама - Корана, хотя многие значения этих фраз не понимают. Коран
произносился и записан по - арабски. В ритуальных целях он используется в
арабском оригинале. Для мусульман Коран - прямая речь Аллаха, обращенная к
Мухаммаду, а через него ко всем людям. В проповедях Корана и простые
мусульмане, и богословы ищут ответы на вопросы частной жизни и жизни
общества, текстами Корана оправдывают свои поступки.
Ислам является очень широкой по охвату системой социального
регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиозно
значимыми.
Мужчина становится мусульманином после того, как над ним в раннем
возрасте совершается обряд обрезания. Заключение брака совершается в
присутствии духовных лиц, ими фиксируется и закрепляется чтением священных
текстов Корана. Развод для мужчины мусульманина относительно прост, для
женщины осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь до
четырех жен, если он в состоянии их одинаково хорошо содержать. В настоящее
время на практике многоженство встречается относительно редко, а в
некоторых мусульманских странах оно несколько ограничено законодательством.
Похоронный обряд также предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят
обычно в день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба,
головой к Мекке. Согласно мусульманским представлениям, все мертвые в День
Суда воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом и ответить за свои дела и
намерения.
Мужчины - мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого служат
разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы - шарфа. особо
повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядов
посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная для
носки в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман.
Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33
бусин, служащие для счета славословий Аллаху. В исламе многократное
восхваление Аллаха и повторение его девяносто девяти "прекрасных имен"
считается благочестивой обязанностью.
Несмотря на обилие в исламе различных течений, главными из которых
являются суннизм и шиизм, среди всех мусульман существует довольно стойкое
представление о принадлежности к единой общности людей, объединенных общей
верой, общими традициями, общей начальной историей и общими интересами в
современном мире.
Наиболее значительной и по сей день является система богословия,
созданная аль - Аш'ари (10в) . В 7 -10 вв. сложились и основные толки
фикха, обычно трактуемого как "мусульманское каноническое право". Эти
системы теоретических и практических принципов шариата - праведного образа
жизни мусульманина. Именно фикх стал основой социальной системы ислама. В
настоящее время сохранилось, да и в средние века, относительно
незначительное число людей знало тонкости догматики, а правила фикха
всегда были обязательным предметом обучения в семье и в школе, предметом
ученых и неученых споров и бесед, столь характерных для быта жителей
мусульманских городских кварталах. В трудах по фикху, составляющих наиболее
многочисленную группу средневековых арабских рукописей, регламентируются
поведение в быту и в обществе, имущественные отношения, правила торговли,
отношения в семье , брак.
С 6 - 7 вв. и по сей день концепция шариата - пути к богу через
выполнение всех правил Закона - уживается с концепцией тарика,
теоретической основой суфизма, согласно которой некоторые люди могут
заслужить благоволение Аллаха и даже приблизиться к нему и познать его
через состояние экстаза, венчающего жизнь, которая строится по особым ,
отличным от будничных правилам благочестия и аскетизма.
Для понимания исторической социальной роли ислама важна проблема
соотношения государства и духовенства. В исламе нет и церкви, служащей
посредником между человеком и Аллахом, ни духовного сословия, обладающего
особой благодатью; духовная и светская власть в исламской теории, да
отчасти и на практике - нераздельны.
Лозунг превращения религиозной общности всех мусульман в единство
политического порядка не раз выдвигался и поддерживался крупными
мусульманскими государствами, претендовавшими на особую лидирующую роль.



Литература:

Ислам, краткий справочник, Из - во "Наука", М. 1997

Атеистический словарь, М, из - во полит. литер., 1999



Белоруский Аграрно Технический Университет



РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ



Тема: ИСЛАМ - ВЕРА И ОБРАЗ ЖИЗНИ



Ф - Т КУЛЬТУРОЛОГИИ


Савченко А.Е.



Минск, 2000г.




Новинки рефератов ::

Реферат: Социология Эмиля Дюркгейма (Социология)


Реферат: Швейцария (Политология)


Реферат: Киров С.М. Деятельность и судьба (Исторические личности)


Реферат: Минеральные удобрения (Химия)


Реферат: Занимательные опыты по физике (Физика)


Реферат: Пространство и время в географии (Философия)


Реферат: Классификация международного Олимпийскрго движения (Спорт)


Реферат: Имитатор телефонной линии (Коммуникации и связь)


Реферат: Национальные особенности Китая (Культурология)


Реферат: Принципы герменевтики (Мифология)


Реферат: Фондовые биржи (Маркетинг)


Реферат: ГЛУХИЕ ИСПАНСКИЕ ХУДОЖНИКИ: Франсиско Хосе де Гойя и Роберто Готье Прадес (Искусство и культура)


Реферат: Рынок ценных бумаг (Финансы)


Реферат: Контрольная (Геология)


Реферат: Анализ рассказа И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" (Литература : русская)


Реферат: Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма (Социология)


Реферат: Диагностика одаренных детей (Педагогика)


Реферат: Проектирование операционного устройства (Цифровые устройства)


Реферат: Авто- и гетеростереотипы русских и чеченцев (Психология)


Реферат: Методы поиска решений в экспертных системах (Компьютеры)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист