GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Личность и общество (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Личность и общество (Философия)




Московская академия экономики и права

Рязанский филиал


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по курсу «ФИЛОСОФИЯ»



Рязань 2000 г.



ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО


Проблема человека в философии. Понятия: «человек», «личность»,
индивидуальность.


Диалектика взаимосвязи социальной среды и личности. Социальное и
биологическое в индивидуальном развитии человека и в антиобщественном
поведении.


Историческая необходимость и свобода личности. Свобода и
ответственность, права и обязанности личности.


Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте
человека в мире- одна из основных проблем в истории философской мысли.
Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в
философии древнего мира. В эту эпоху господствовал космоцентризм как тип
философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и
необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть.
Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и
таинственен, а нередко и враждебен. Идеальное существование человека- это
жить в согласии с этим миром.
Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как
умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время были
заложены основы гуманизма- идейного течения, которое рассматривает человека
как существо уникальное, высшую ценность и цель общества.
В философии средних веков господствовал теоцентризм как тип
мировоззрения, представленный во всех формах общественного сознания той
эпохи. Бог рассматривался в то время как центр мироздания, а человек лишь
как одно из его многочисленных созданий.
Смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближении к
нему и тем самым - в спасении себя. Человек не верит в себя, он верит в
бога.
Философия средних веков в большей мере, чем древняя, обратила внимание
на внутренний (духовный) мир человека. Тем самым создавались предпосылки
для отрыва человека от внешнего (природного) мира и постепенного
противопоставления ему.
В отличие от средневековья, философия эпохи Возрождения превратила
человека в предмет культа, поклонения. В это время утверждался
антропоцентризм как специфический тип философского мировоззрения,
осуществлялся переход от религиозного к светскому пониманию человека.
Возродилась гуманистическая ориентация философии, заложенная в античности.
Философия эпохи Возрождения утверждала идею всемогущества и всесилия
человека.
Эпоха Возрождения с ее духом антропоцентризма не только возвысила
человека над остальным живым миром, но и посеяла в нем зерна гордыни и
безграничного индивидуализма. Наряду с этим философская мысль того времени
подчеркивала, что человек- это продукт окружающей природы, а не результат
собственной деятельности.
В целом для философской антропологии эпохи Возрождения характерно
противопоставление человека природе. Человек ставится выше природы.
В философии Нового времени человек исследовался с позиций механизма
как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир,
тоже есть механизм, сложная машина. Эта машина является порождением
природы, плодом ее длительной эволюции. Главное качество в человеке- это
его разумность. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с
помощью силы знания.
В немецкой классической философии утвердился деятельностный подход к
пониманию человека. Он исследовался как существо исключительно духовное,
творец истории и мира культуры (И.Гердер, И.Кант, Г.Гегель, И.Фихте).
История общества рассматривалась как история становления свободы
человеческого рода посредством его деятельности. Конечная цель истории-
гуманизм как состояние человечности, преодоление отчуждения и обретения
свободы. И.Кант заложил антропологию- учение о человеке. Гегель разделял
кантовскую антропологию, стремился к познанию целостного человека, его
духовной природы. Л.Фейербах сделал человека предметом своей философии,
создал человеческую религию.
Классический марксизм рассматривал человека в контексте всей
совокупности общественных отношений и истории человечества. Центральные
идеи марксизма- идея социальности человека, социальной сущности человека,
понимаемой материалистически и конкретно- исторически (сущность человека-
совокупность общественных отношений).
Русская религиозная философия в своем содержании вся антропологична,
она обращена в первую очередь к душе человека. Бог и человек, смысл
истории, добро и зло- все это важнейшие темы для этой философии. Главная
проблема для нее- усовершенствование человека. Русская религиозная
философия всегда призывала человека к подвижничеству и поиску правды, к
самосовершенствованию и обретению высокой нравственности, выраженной в
совести.
Высшее призвание человека состоит в том, чтобы творить и преображать
этот мир, вносить в него любовь, красоту, добро, и другие высокие духовные
и нравственные ценности. Русская философия всегда была нравственно
ориентирована, поэтому ее очень интересовала тема свободы и творчества
человека. Она ставила и решала вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии
человека. В конечном счете, призвание человека она видела в достижении
гармонии в мире путем преодоления эгоизма, умножения любви ко всему живому.
В зарубежной философии ХХ в. также имел место большой интерес к теме
человека. Важное место в современной философии заняла тема глобальных
проблем современной цивилизации и положения человека в связи с кризисной
ситуацией в мире.
В 20-х- 30х годах ХХ в. в Западной Европе возник экзистенциализм как
«философия человеческого существования». Основной темой в этой философии
стала тема существования человека в отчужденном мире общественных
отношений. Экзистенциалисты учили, что человек обречен быть свободным, если
он не желает умереть как личность, духовно. Мир и человек имеют будущее,
только если человек находит в себе силы для того, чтобы не умирать, а
творить этот мир, делая его более человечным.
Современная научная философия, системный, научный, комплексный подход
оперирует разнообразными научными знаниями о человеке. Но синтез научных
знаний не дает образ цельного человека, понимания его живой субстанции.
Человек- не только материально- социальная система, которую можно изучить и
измерить, но духовная вселенная, уникальный мир, управляемый ценностями и
смыслами, что не удается обнаружить всесильной науке.
Обращение к истории философской мысли показывает, что тема человека
является, во-первых, непреходящей. Во-вторых, она осмысливается с различных
мировоззренческих позиций, обусловленных конкретно- историческими и иными
причинами. В третьих, в истории философии неизменными являются вопросы о
сущности и природе человека, смысле его существования.
Для исследования человека как весьма сложного объекта научного
познания философская мысль выработала целый ряд понятий, позволяющий
достаточно полно и развернуто ответить на вопрос о сущности и природе
человека, смысле его существования.
Прежде всего, человек- это высшая ступень живых организмов на земле,
субъект общественно- исторической деятельности и культуры. Понятие человек-
понятие родовое, выражающее общие черты человеческого рода,
социализированного человека. В этом понятии объединены биологические и
общесоциальные черты человека.
Для изучения отдельного человека в философии и иных науках применяется
понятие «индивид». Под индивидуальностью понимаются самобытные,
неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду.
Личность- это социальные качества индивида, приобретенные им в
процессе воспитания и самовоспитания, духовно- практической деятельности и
взаимодействия с обществом. Личность обладает прежде всего духовными
качествами. Личность не дана человеку извне, она может быть сформирована
лишь им самим. Подлинная личность не есть застывшее явление, она вся
динамична. Личность- это всегда творчество, победа и поражение, поиск и
обретение, преодоление рабства и обретение свободы.

Личность всегда несет на себе печать конкретной эпохи. Для современной
личности характерны высокий уровень образованности, социальная активность,
прагматичность и эвристичность, целеустремленность. Современный человек-
это человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и
идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы своего народа и общества в
целом.
По природе своей человек является существом активным, деятельным. В
значительной мере он сам творит собственную жизнь и судьбу, он,- автор
истории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд,
политика, познание, воспитание, и др.) являетcя способом существования
человека в качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он изменяет не
только окружающий мир, но и свою собственную природу. Все качества и
способности людей носят конкретно- исторический характер, т.е. они
изменяются в ходе деятельности. В связи с этим К. Маркс замечал, что все
пять внешних чувств человека созданы историей труда и промышленности.
Благодаря деятельности человек является существом пластичным, гибким. Он-
вечная незавершенная возможность, он всегда в поиске и в деле, в прорыве
своей беcпокойной духовной и физической энергии.
Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального
наследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе
социализации. Социализация- это процесс становления личности, происходящий,
прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности.
Человеку присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такой
деятельности он может формировать и развивать свои качества. Богатство ума
человека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и
потребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с
другими людьми.
Человек обладает также и рядом иных качеств. Люди умеют создавать
орудия труда и постоянно их совершенствовать. Они способны, опираясь на
нормы нравственности, регулировать собственные взаимоотношения.
При философском исследовании человека существует и биосоциальная
проблема. Она имеет большое значение для практики воспитания, поскольку
характеризует природу человека.
Биосоциальная проблема- это проблема соотношения и взаимодействия
социального и биологического, приобретенного и унаследованного,
«культурного» и «дикого» в человеке.
Под биологическим в человеке принято понимать анатомию его тела,
физиологические процессы в нем. Биологическое образует природные силы
человека как живого существа. Биологическое сказывается на индивидуальности
человека, на развитие его некоторых способностей- наблюдательность, формы
реакции на внешний мир. Все эти силы передаются от родителей и дают
человеку саму возможность существования в мире.
Под социальным в человеке философия понимает, прежде всего, его
способности мыслить и практически действовать. Сюда относится и духовность,
и отношение к внешнему миру, гражданская позиция. Все это вместе составляет
социальные силы человека. Они приобретаются им в обществе через механизмы
социализации, т.е. приобщения к миру культуры как кристаллизации духовно-
практического опыта человечества, и реализуются в ходе разнообразной
деятельности.
Распространено три позиции по вопросу соотношения социального и
биологического.
Первый подход- это биологизаторская трактовка человека (З.Фрейд,
Ф,Гальтон). Основными в человеке предлагается считать его природные
качества. Все, что есть в поведении и действии людей, - все это обусловлено
их наследственными генетическими данными.
Второй подход представляет собой преимущественно социологизаторскую
трактовку человека (Т.Мор, Т. Кампанелла). Его сторонники либо полностью
отрицают биологическое начало в человеке, либо явно недооценивают его
значение.
Третий подход в решении биосоциальной проблемы старается избежать выше
названные крайности. Эта позиция характеризуется стремлением рассматривать
человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального
начал. Признается, что человек одновременно живет по законам двух миров-
природного и социального. Но подчеркивается, что основные качества
(способность мыслить и практически действовать) имеют все же социальное
происхождение.
В ХХ в. биологическое начало в человеке весьма быстро изменяется под
активным воздействием неблагоприятных социальных, технологических и
экологических факторов. Эти изменения все чаще носят негативный характер.
Природное в человеке- необходимое условие развития в индивиде его
социальных качеств. Суть биосоциальной проблемы состоит в том, что человек,
чтобы остаться человеком, должен сохранить свою биологическую природу как
основу существования. Задача заключается в том, чтобы совместить природное
и социальное в человеке, привести их в состояние согласия и гармонии.

Сущностные силы человека создают ему все необходимые субъективные
возможности для того, чтобы быть свободным, т.е. действовать в мире по
своему усмотрению. Они позволяют ему ставить под разумный контроль себя и
окружающий мир, выделяться из этого мира и расширять сферу собственной
деятельности. В этой возможности быть свободным и коренятся истоки всех
триумфов и трагедий человека, всех его взлетов и падений.
Свобода рассматривалась в соотнесении с необходимостью (законами), с
произволом, анархией, равенством и справедливостью. Исследовался и диапазон
свобод человека: политическая, экономическая, духовная, познавательная и
др. свобода. Позитивный итог этих размышлений, что свобода не может быть
чисто отрицательным, бессодержательным понятием, произволом выбора, фактом,
нарушающим законы природы и социальной жизни.
Логикой своего существования и характером собственной деятельности
каждый человек погружен в поток истории. Бытие человека в этом потоке
противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен.
Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который
настойчиво диктует людям выбор форм и способов деятельности, их
последовательность. Он несвободен так как всегда существуют ограничители
его деятельности- уровень физических сил и умственных способностей,
технических возможностей, характер общественного строя и т.д. Он несвободен
еще и потому, что существует так называемое отчуждение человека, которое
проявляется во все времена и существует в различных формах.
Отчуждение означает что, продукты деятельности человека выходят из-под
его контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. Отчуждение
означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность. Отчуждение- это
как бы утрата мира человеком и превращение этого мира в бесчеловечный мир.
Проблема отчуждения является вечной проблемой для человеческого общества.
Вместе с тем человек свободен. Свобода есть самостоятельное
распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути.
Кратко говоря, свобода- это не- рабство, раскрепощенность человека. Она
означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как
природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в
соответствии со своими интересами и представлениями.
Cвобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна
иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол,
своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми т.е. в
негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека,
социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной
основы существования общества.
При совпадении интересов личности и общества в обретении свободы
понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности
людей. Государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а
при помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека.
Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что
ценность человеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группы
людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав
человека. Игнорирование или принижение прав личности ведет к неминуемой
деградации, как личности, так и общества.
Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в
котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата
за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего
она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в
разрушение окружающего мира. Мера ответственности человека всегда
конкретна, в пределах его компетентности и диапазона возможностей.



Литература


1. Агапов В.И. Проблемы философии. Рязань 1998.


2. В.Г.Горбачев. Основы философии: Курс лекций. 1997.


3. Мир философии. М.,1991. Ч.2.


4. Проблема человека в западной философии. М., 1988.


5. Философия: Учебник для высших учебных заведений/под ред.
В.П.Кохановского. Ростов н/Д. «Феникс», 1996.







Реферат на тему: Логика


|ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ. ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА. |СОКРАЩЕННЫЙ И СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫЙ СИЛЛОГИЗМ (ЭНТИМЕМА, |
|Логика (logos - греч.) - мысль, слово, разум. Предмет |СОРИТ). |
|изучения логики - мысль и мышление. Мышление изучается не |Энтимемой наз-ся силлогизм, в котором пропущена одна из|
|только логикой. Логика исследует мышление как средство |посылок или заключение. Пропущена меньшая посылка - |
|познания объективного мира, те его формы и законы, в |“Все металлы теплопроводны (аллюминий металл) аллюминий|
|которых происходит отражение мира в процессе мышления. |теплопроводен”. |
|Логика является философской наукой. Логическая форма - это|Пропущена большая посылка - “(Все киты млекопитающие) |
|строение конкретной мысли, способ связи ее составных |все кашалоты - киты, все кашалоты - млекопитающие”. |
|частей. Л.ф. мысли можно выразить при помощи символов. S|Пропущено заключение - “Все рыбы дышат жабрами, окунь -|
|- субьект (понятие о предмете суждения), |рыба (окунь дышит жабрами)”. |
|P - предикат (понятие о признаке предмета). Все S есть P |Сорит - это прогрессивный и регрессивный полисиллогизм в|
|- все караси - рыбы, все люди - смертны. |сокращенной форме. Прогрессивный сорит - |
|Если S есть P , то S есть P1 - если железо нагреть, то оно|когда из прогр. Полис. Выбрасывают заключения |
|расширяются. |предшествующих силлогизмов и большие посылки |
| |последующих. Схема - A-B, C-A, D-C, E-d,,, E-B. |
| |“Все, что укрепляет здоровье(A) - полезно (B), спорт |
| |(C ) укрепляет здоровье (A), легкая атлетика (D) - спорт|
| |(C ), бег (E) - вид легкой атлетики (D) , Бег (Е) - |
| |полезен (В). Регрессивный сорит - это когда из |
| |регресс. Полис. Выбрасывают заключение предшествующих |
| |силлогизмов и меньшие посылки последующих. Схема - А-В, |
| |В-С, С-D, ,, A-D. “Все растения - организмы, Все |
| |организмы - тела, Все тела имеют вес,,, всякое растение |
| |имеет вес”. |
| |Эпихейрема - это такой силлогизм, обе посылки которого |
| |это сокращенные ПКС (энтимемы). |
| |Схема - А-С, т.к. А-В. D-A, т.к. D-E,,, D-C. |
| |“Благородный труд заслуживает уважения, т.к. благородный|
| |труд способствует прогрессу общества. Труд учителя |
| |есть благородный труд, т.к. труд учителя заключается в |
| |воспитании поколения. Труд учителя заслуживает |
| |уважения”. |
|ПОНЯТИЯ ПО ОБЪЕМУ И СОДЕРЖАНИЮ. ЗАКОН ОБРАТНОГО ОТНОШЕНИЯ |ЧИСТО УСЛОВНЫЙ СИЛЛОГИЗМ. АКСИОМА. |
|Содержание поняти - совокупность существенных признаков |Чисто условным силогизмом наз-ся такое опосредованное|
|одноэлементного класса или класса однотипных предметов, |УМЗ, в котором обе посылки являются условными |
|отраженных в этом понятии (содержанием понятия “ромб” |суждениями. Условное суждение имеет структуру - “если |
|является совокупность 2-х признаков - “быть |А, то В”. Схема - А-В, В-С,,,А-С. |
|паралеллограмом” и “иметь равные стороны). Объем понятия -|“Если по проводнику пустить ток, то возникнет магнитное |
|это класс обобщаемых в этом понятии предмнтов. Под объемом|поле: если возникнет магнитное поле, то опилки |
|понятия “животные” подразумеваются все животные, которые |расположатся в этом поле вдоль силовых линий: если по |
|существовали, существуют и будут существовать. Класс |проводнику пустить ток, то опилки... “. В чисто условном|
|состоит из множества элементов. |силогизме есть модусы (разновидности). Схема - А-В, |
|Закон обратного отношение - объем одного понятия (моторная|неА-В,,, В. “Если будет хорошая погода - уберем |
|лодка) может входить в объем другого понятия (лодка), |урожай., если не будет хорошей погоды - уберем крожай,,,|
|более широкого по содержанию. Чем шире объем понятия, тем |уберем крожай. “. |
|уже его содержание, чем шире содержание, тем уже объем. |Аксиома - это суждение, принимающееся в качестве |
| |аргумента и без доказательства. |
|ОБЩАЯ Х-КА ПОНЯТИЯ. ПОНЯТИЕ И СЛОВО. |ИНДУКЦИЯ : ПОЛНАЯ И НЕПОЛНАЯ |
|Понятие - форма мышления, в которой отражаются |Индукция - это когда от отдельных случаев мы переходим |
|существенные признаки класса однородных предметов. Понятие|к общему суждению. Индукция - это УМЗ, дающее вероятное |
|является одной из форм абстрактного мышления. Признаки |суждение. Полная индукция - это такое УМЗ, когда общее |
|предмета (существенные и несущественные) - это то, в чем |заключение о всех элементах данного класса делается на |
|предметы сходны и различны друг от друга. В понятие |основании рассмотрения каждого элемента этого класса. |
|отражаются только существенные признаки (каждый из которых|Полная индукция дает достоверное заключение, поэтому она|
|необходим, а все вместе - достаточны для характеристики |применяется в математических и иных строгих |
|данного понятия). Языковыми формами выражения понятия |доказательствах. |
|являются слова и словосочетания. Существуют слова-омонимы |Неполная индукция - это когда мы рассматриваем не все |
|и слова-синонимы. Логические приемы формирования понятия -|случаи изучаемого явления, а заключение делаем для всех.|
|анализ (расчленение предметов на составные части), Синтез |1 вид - Индукция через простое перечисление - на |
|(соединение в целое частей), Сравнение (установление |основании повторяемости одного и того же признака у ряда|
|сходства или различия по признакам), Абстрагирование |однородных предметов и отсутствия противоречащего случая|
|(выделение одних признаков и отвлечение от других), |делается общее заключение, что все предметы этого рода |
|Обобщение (объединение нек-рых предметов в некотором |обладают этим признаком (Считали, что все лебеди белые, |
|понятии). |пока не встретили черного лебедя). 2 вид - Индукция |
| |через анализ и отбор фактов - стремление исключить |
| |случайность обобщений, т.к. изучаются планомерно |
| |отобранные и наиболее типичные предметы разнообразные |
| |по времени, способу получения и т.д. (для определения |
| |кач-ва рыбных консервов берут банки из разных партий и |
| |разных холодильников). 3 вид - научная индукция - это |
| |УМЗ, в котором на основании познания необходимых |
| |признаков делается общее заключение обо всех предметах |
| |данного класса. Дает достоверный вывод. Опирается на |
| |всестороннесть анализа фактов. |
|ВИДЫ ПОНЯТИЙ ПО ОБЪЕМУ И СОДЕРЖАНИЮ |ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. ВИДЫ ДЕЛЕНИЙ |
|По объему понятия бывают единичные (одноэлементный класс |Леление понятия это когда объем делимого понятия |
|“великий русский писатель А.Н.Островский”) , общие (число |распределяется на ряд подмножеств с помощью основания |
|элементов больше 1 “автомобиль, государство”), |деления. Основание деления - это признак, по которому |
|универсальные (объем которых равен универсальному классу |понятие делят. Члены деления - те подмножества, на |
|“натуральные числа”), пустые или с 0-вым объемом (объем |которые понятие разбивается. |
|этих понятий - пустое множество “Бог, дед Мороз и т.п.”).|Делить можно по видообразующему признаку - основанием |
| |деления явлляется тот признак , по которому образуются |
|По содержанию понятия бывают конкретные (в этих понятиях |видовые понятия “Ядреные взрывы бывают воздушными, |
|подразумевается какой-либо предмет целиком “дом, |наземными, подземными и подводными (в зависимости от |
|свидетель”), абстрактные (в них мыслится не целый предмет,|среды, где произошел взрыв)”. При дихотомическом делении|
|а какой-либо из его признаков, взятый отдельно от предмета|объем делимого понятия делится на 2 противоречащих |
|“белизна, честность”), относительными (существование |понятия “вещества делятся на органические и |
|одного предмета невозможно без существования другого |неорганические”. |
|“ученик-учитель, дети-родители”), безотносительные |Классификация - разновидность деления. Это - |
|(предметы, существующие самостоятельно “дом, человек”), |последовательное деление , образующее развернутую |
|положительные (характеризуют наличие в предмете |систему, где каждый ее член делится на подчлены и т.д. |
|какого-либо качества или отношения “грамотный человек, |Классификация тоже бывает по видообразующему признаку и |
|отстающий ученик”), отрицательные (означают то, что |дихотомическая. |
|указанное качество отсутствует в предмете “некрасивый | |
|постубок, ненормальный человек”), собирательные (когда | |
|группа однородных предметов мыслится как единое целое | |
|“полк, стая”), несобирательные (можно отнести к каждому | |
|предмету данного класса “дом, река”). | |
|АНАЛОГИЯ СТРУКТУРА И ВИДЫ. | 10 ПОНЯТИЕ ПРИЧИНЫ . МЕТОД СХОДСТВА. |
|Аналогия - УМЗ о принадлежности предмету определенного |Причина - явление или совокупность явлений, которые |
|признака на основе сходства в признаках с другими |непосредственно обуславливают, порождают другое явление |
|предметами. Происходит перенос информации с одного |(следствие). Причинная связь существует для любого |
|предмета (модели) на другой (прототип). |явления. При наличие причины следствие наступает |
|Аналогия свойств - рассматривает 2 единичных предмета и |обязательно. Условия способствуют или мешают действию |
|переносимыми признаками являются свойства этих предметов. |причины. Причинная связь между явлениями определяется |
|Схема “предмет А обладает свойствами а,б,в,г,д,е , |посредством ряда методов, которые открыл Ф.Бэкон. |
|предмет Б обладает свойствами а,б,в,г , вероятно, что |Метод сходства - если наблюдаемые случаи какого-либо |
|предмет Б обладает св-вами д,е “. При аналогии отношений |явления имеют общим лишь одно обстаятельство, то |
|информация, переносимая с модели на прототип характеризует|очевидно оно и есть причина данного явления. допустим, |
|отношения между 2-мя предметами (в это я не врубился). |что нужно выяснить причину какого-то явления а. Исходя |
|По степени достоверности заключения аналогия бывает |из определения причины как явления или совокупности |
|строгая - наличие необходимой связи общих признаков с |явлений, которые предшествуют другому явлению и вызывают|
|переносимым признаком Схема - “Предмет А обладает |его, будем анализировать предшествующие А явления. |
|признаками а,б,в,г,д. Предмет Б обладает признаками |_________________________________________________ |
|а,б,в,г. Из совокупности признаков а,б,в,г, необходимо | |
|следует д. Предмет Б обязательно обладает признаком д.”.|Случаи появления предшествующие |
|Этот вид аналогии применяется в науке и математике. |наблюдаемое Т.к. во всех 3-х случаях общим |
|Нестрогая аналогия - дает вероятное заключение. Если |события а обстаятельства |
|ложь это 0, а истина это 1, то степень вероятности |явление обстаятельством было .А, то |
|заключения лежит в интервале от 1 до 0. Пример - испытав |делается |
|модель моста на прочность решили, что сам мост будет такой|--------------------------------------------------------|
|же прочный. Ложная аналогия - при нарушении правил |------------------------ вывод, что А является |
|аналогии (число общих признаков должно быть большим, |причиной или |
|сходные признаки должны быть существенные, общие признаки|1 А Б В |
|должны быть разнородными, предметы не должны различаться |А частью причины события а. |
|по существенным признакам, переносимый признак должен |2 А Г Д |
|быть однотипен со сходным признаком). |А |
| |3 А З Ж |
| |А |
| |--------------------------------------------------------|
| |----------------------- |
|ОБОБЩЕНИЕ О ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ |ГИПОТЕЗА ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА, ВИДЫ |
|Ограничение - это логическая операция перехода от родового|Гипотеза - это научно обоснованное предположение о |
|понятия к видовому путем добавления к содержанию данного |причинах или взаимосвязях каких-либо явлений или |
|родового понятия видообразующих признаков. Пределом |событий. С точки зрения логической структуры гипотеза |
|ограничения является единичное понятие. |не сводится к какой-то одной форме мышления - понятию, |
|Обобщение - это логическая операция перехода от видового |суждению или УМЗ, а включает в свой состав все эти |
|понятия к родовому путем отбрасывания от содержания |формы. |
|данного видового понятия его видообразующего признака. |Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о|
|Пределом обобщения являются категории (предельно общие, |причинах, законах и взаимосвязях природных, общественных|
|фундаментальные понятия). |явлений, закономерностях психической деятельности |
|Пример: 1.Хищное млекопитающее семейства собачьих |человека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения |
|2.Хищное млекопиттающее 3. Млекопитающее |всего класса описываемых явлений (гипотеза Демокрита об |
|4. Позвоночное животное 5. Животное 6. Организм . |атомистическом строении вещества, ставшая впоследствии |
|Ограничение - то же самое, только с конца. |научной теорией). |
| |Частная гипотеза - это научно обоснованное предположение|
| |о причинах и взаимосвязях части объектов, выделенных из|
| |класса рассматриваемых объектов. Цель этих гипотез - |
| |выяснение причин возникновения закономерностей у |
| |нек-рого подмножества элементов данного множества. |
| |Единичная гипотеза - научно обоснованное ------ |
| |об единичных фактов, конкретных явлений или событий. |
| |(Врач строит единичные гипотезы во время лечения |
| |больного). |
| |Рабочие гипотезы - (версии) - строятся в ходе |
| |доказательства этих 3-х видов гипотез. По ходу док-ва |
| |одни рабочие гипотезы рушатся, и заменяются другими. |
|ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ |ЗАКОН ТОЖДЕСТВА |
|Два противоположных суждения не могут быть истинными в |В процессе определенного рассуждения всякое понятие и |
|одно и то же время и в одном и том же отношении. |суждение должны быть тождественны самим себе. Нарушение |
|Противоречием считается утверждение 2-х противоположных |закона тождества в мышлении и рассуждении приводит к |
|суждений об одном и том же предмете, взятом в одно и то |2-смысленности. Эти логические ошибки часто совершаются|
|же время, и в одном и том же отношении. Формула закона |через употребление омонимов. Ошибка - подмена тезиса , |
|A / A. |когда в ходе рассуждения выдвинутый тезис умышленно или |
|К противоположным суждениям относятся : 1. противные |неумышленно подменяется другим. Ошибка - подмена |
|(контрарные), которые оба могут быть ложными, поэтому не |понятия, когда во время дискуссии в рез-те |
|являются отрицанием друг друга.2. Противоречащие |отождествления разных понятий спор по существу |
|(контрадикторные) они являются отрицающими, т.к. если одно|заменяется спором о словах. |
|из них исьтинно, то другое ложно. Если в речи человека |Отождествление (идентификация) широко используется в |
|обнаружено формально-логическое противоречие, то его |следственной практике при опознании людей, сличении |
|мышление (и речь) считаются неправильным, а суждения - |почерков, отпечатков пальцев. |
|ложным. Поэтому в полемике широко используется метод | |
|“приведение к абсурду”. | |
|Эти типы простых суждений не могут быть одновременно | |
|истинными: | |
|1.”Данное S есть Р “ и “Данное S не есть Р” 2. “Ни | |
|одно S не есть Р” и “Все S есть Р”. | |
|“Все S есть Р” и “Некоторые S не есть Р”. 4. “Ни одно| |
|S не есть Р” и “Некоторые S есть Р”. | |
|В №2 оба суждения могут быть одновременно ложными. | |
| | |
| |16 ПОНЯТИЕ ПРИЧИНЫ. МЕТОД ОСТАТКОВ. |
| |Причина - явление или совокупность явлений, которые |
| |непосредственно обуславливают, порождают другое явление |
| |(следствие). Причинная связь существует для любого |
| |явления. При наличие причины следствие наступает |
|15 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. ВИДЫ И СПОСОБЫ. |обязательно. Условия способствуют или мешают действию |
|Определение (дефиниция) естьт логическая операция, которая|причины. Причинная связь между явлениями определяется |
|раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение |посредством ряда методов, которые открыл Ф.Бэкон. |
|термина. Структура - dfd (определяемое понятие) и dfn |Метод остатков - если известно, что причиной |
|(определяющее понятие). |исследуемого явления не служат необходимые для него |
|Реальное определение - когда определяется понятие. |обстаятельства, кроме одного, то это одно обст. И есть, |
|Номинальное - определяется термин, обозначающий понятие, |вероятно, причина данного явления. |
|с помощью номинальных определений вводятся новые термины, |Примсер: Наблюдая за величинами отклонения планеты Уран|
|вводятся знаки, обозначающие термины. Явные определения |от вычисленной для нее орбиты , ученые решили, что |
|- это когда даны дфд и дфн и между ними устанавливается |отклонения на величины а, в, с, Вызванные наличием |
|отношение равенства “барометр - это прибор для изменения |влияния планет А, В, С, не исчерпывают реального |
|атмосферного давления”. Родовой признак указывает на |отклонения от расчетной орбиты. Оставалась еще величина |
|тот круг предметов, из числа которых надо выделить |d . На основании этого был сделан вывод, что должна |
|определяемый предмет “прибор”. Генетическое определение -|существовать неизвестная планета D, которая и вызывает |
|определение предмета путем указания на способ , которым |это отклонение. Так была открыта планета Нептун. |
|образуется только данный предмет и никакой другой | |
|“кислоты - это вещества, образующиеся из кислотных | |
|остатков и атомов водорода”. Неявные определения - на | |
|место dfn подставляется контекст или набор аксиом. | |
|Кнтекстуальное определение позволяет понять незнакомоен | |
|слово через контекст (уравнение). | |
|Индуктивные определения - определяемый термин | |
|используется в выражении понятия, которое ему | |
|приписывается в кач-ве его смысла “натуральное число”. | |
|17 ПРАВИЛА ДЕФИНИЦИИ |18 ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО. |
|1. Соразмерность (дфд = дфн). Ошибки: а) широкое |Из 2-х противоречащих суждений одно истинно, а другое - |
|определение “Лошадь - млекопитающее и позвоночное |ложно, третьего не дано. Контрадикторными |
|животное”. Б)Узкое определение “Совесть - это осознание |(противоречащими) наз-ся такие 2 суждения, в одном из |
|человеком ответственности перед самим собой за |которых что-либо утверждается о предмете, а в другом - |
|совершенные поступки”. В) И широкое и узкое одновременно |отрицается. Они не могут быть одновременно истинными или|
|“Бочка - это сосуд для хранения жидкостей”. 2. |ложными, всегда одно из них истинно, а другое - ложно. |
|Определение не должно содержать круга - это когда дфд | |
|определяется через дфн, а дфн был определен через дфд. | |
|Тавталогия - тоже ошибка “Халатность заключается в том, | |
|что человек халатно относится к своим обязанностям”. 3. | |
|Четкость и ясность - определения не должны быть | |
|2-смысленными, не допускаются метафоры и сравнения . | |
|Ошибка - “Архитектура - это застывшая музыка, Лев - царь| |
|зверей”. | |
|19 ОПРОВЕРЖЕНИЕ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ |20 ОБЩАЯ Х-КА ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ОПРОВЕРЖЕНИЯ. СТРУКТУРА|
|Опроверженеи - это логическая операция установления |ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. |
|ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса. |Доказательство - это совокупность логических приемов |
|Опроверженеи должно показывать, что: 1. Неправильно |обоснования истинности тезиса. Док-во связано с |
|построено само доказательство. 2.Выдвинутый тезис ложен |убеждением, но не тождественно ему : док-ва должны |
|или недоказан. Тезис опровержения - суждение, которое |основываться на на данных науки, убеждения же могут быть|
|надо опровергнуть. |основаны, например, на религиозной вере, на |
|Аргументы опровержения - суждения, с помощью которых |предрассудках, поэтому убедить, это еще не значит |
|опровергается тезис. 3 вида опровержения: |доказать. Структура доказательства - тезис - это |
|Опровержение тезиса - осуществляется с помощью 3-х |суждение, истинность которого надо доказать. |
|способов (1-й - прямой, остальные - косвенные). |Форма доказательства (демонстрация) - это способ |
|Опровержение фактами - самый верный способ опровержения. |логической связи между тезисом и аргументами. |
|Надо приводитьт факты, противоречащие тезису “На Венере |Аргументы - это те истинные суждения, которыми |
|возможна органическая жизнь” - тезис, “температура на |пользуются при доказательстве тезиса. Аргументы бывают |
|Венере 470-480 градусов, давление 95-97 атмосфер, эти фаты|: 1. Удостоверенные единичные факты (фактический |
|свидетельствуют, что жизнь на Венере невозможна” - |материал - подписи лица на документе, статистические |
|опровержение.Установление ложности следствий тезиса - |данные, свидетельские показания и т.п.). 2. Определения |
|доказывается, что из данного тезиса вытекают следствия, |(определения понятий, например научные). 3. Аксиомы и |
|противоречащие истине (прием: сведение к абсурду). |постулаты (это суждения, которые принимаются в качестве |
|Опровержение через доказательство антитезиса - по |аргументов и без доказательств). 4. Ранее доказанные |
|отношению к тезису выдвигается противоречащее ему |законы науки и теоремы - (напр. Юридические законы |
|свидетельство и доказывается. Если антитезис истинен, то |являются аргументами в ходе судебного доказательства). |
|тезис - ложный, 3-го не дано. Критика аргументов - |Опровержение - это логическая операция установления |
|подвергаются критике аргументы, которые были выдвинуты в |ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса. |
|доказательство тезиса. Доказывается ложность аргументов, |Опровержение должно показать, что : 1. Неправильно |
|но это не значит, что тезис тоже ложный (отрицание |построено само доказательство. |
|основания не ведет к отрицанию следствия). Иногда тезис |2. Выдвинутый тезис ложен или недоказан. Есть 3 вида |
|истинен, но человек пролсто не может подобрать аргументы |опровержения - Опровержение тезиса, критика аргументов,|
|для доказательства этого. |выявление несостоятельности демонстрации. |
|Выявление несостоятельности демонстрации - показываются | |
|ошибки в форме доказательства. Доказательство может быть | |
|построено неправильно, если нарушено какое-либо правило | |
|дедуктивного УМЗ. Также часто подбирают доказательства, | |
|из которых истинность тезиса не вытекает (ошибка). | |
|Обнаружив эти ошибки мы опровергаем ход доказательства, но| |
|не можем опровергать истинность тезиса. | |
|21 ЗАКОН ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ |22 ПОНЯТИЕ ПРИЧИНЫ. СОЕДИНЕННЫЙ МЕТОД СХОДСТВА И |
|Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной.|РАЗЛИЧИЯ. |
| |Причина - явление или совокупность явлений, которые |
|Речь идет только об обосновании истинных мыслей, ложные |непосредственно обуславливают, порождают другое явление |
|мысли обоснавать нельзя. В качестве аргументов для |(следствие). Причинная связь существует для любого |
|подтверждения истинности мысли могут быть использованы |явления. При наличие причины следствие наступает |
|истинные суждения, цифровой материал, статистические |обязательно. Условия способствуют или мешают действию |
|данные, законы науки, аксиомы, теоремы. Особую |причины. Причинная связь между явлениями определяется |
|доказательную силу имеют аргументы в научных |посредством ряда методов, которые открыл Ф.Бэкон. |
|исследованиях, в процессе обучения, когда нельзя принимать|Метод сходства - если наблюдаемые случаи какого-либо |
|на веру недоказанные утверждения. |явления имеют общим лишь одно обстаятельство, то |
| |очевидно оно и есть причина данного явления. допустим, |
| |что нужно выяснить причину какого-то явления а. Исходя |
| |из определения причины как явления или совокупности |
| |явлений, которые предшествуют другому явлению и вызывают|
| |его, будем анализировать предшествующие А явления. |
| |_________________________________________________ |
| | |
| |Случаи появления предшествующие |
| |наблюдаемое Т.к. во всех 3-х случаях общим |
| |события а обстаятельства |
| |явление обстаятельством было .А, то |
| |делается |
| |--------------------------------------------------------|
| |------------------------ вывод, что А является |
| |причиной или |
| |1 (1) А Б В (АБВГ) |
| |а (а) частью причины события а. |
| |2 (2) А Г Д (БВГ) |
| |а (-) (вероятно А и есть причина |
| |а). |
| |3 А З Ж |
| |а |
| |Метод различия - Если случаи при которых явление |
| |наступает различаются только в 1-м предшествующем |
| |обстаятельстве, то это обстаятельство и есть причина |
| |данного явления. См. () в таблице. |
| | |
| | |
| | |
| | |
|23 ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ. |24 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЖДЕНИЯ. СУЖДЕНИЕ И |
|Соразмерность - обьем делимого понятия должен быть равен |ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
|сумме объемов членов деления. |Суждение - форма мышления, в которой что-либо |
|Ошибки: неполное деление (перечисляются не все виды |утверждается или отрицается о существовании предметов, |
|данного родового понятия “Энергия делится на механическую |связях между предметом и его свойствами или об |
|и химическую (электрическую, атомную)”. Деление с лишними|отношениях между предметами. “Ледоколы существуют”. |
|членами “химические элементы делятся на металлы, |Суждения бывают истинные и ложные (в традиционной |
|неметаллы и сплавы”. Деление должно проводиться по |логике) и еще неопределенными (в 3-х значной логике). |
|одному основанию |“На марсе есть жизнь” - неопределенное суждение. |
|нельзя брать 2 или более признаков, по которым бы |Сужденеи имеет субъект, предикат, связку и квантор. |
|производилось деление. Ошибка - - перекрещивание объемов |Субъект ( S) - понятие о предмете суждения. Предикат |
|понятий , получившихся в рез-те деления “Взрывы делятся |(P) - понятие о признаке предмета, рассматриваемого в |
|на подземные, подводные и ядреные”. |суждении. Связка - может быть выражена одним словом |
|Члены деления должны исключать друг друга - не иметь общих|(есть, суть, является), группой слов или тире, или |
|элементов, быть соподчиненными понятиями, объемы которых |простым согласованием слов “собака лает”. Квантор - |
|не пересекаются. Ошибка - см. Предидущий пункт. |перед субъектом иногда стоит кванторное слово (все, ни |
|Непрерывность - нельзя делать скачки в делении. Ошибка -|один, некоторые) оно указывает, относится ли суждение ко|
|“сказуемые делятся на простые, на составные глагольные и |всему объему понятия или к его части. Эти простые |
|на составные именные”. |суждения наз-ся ассерторическими. |
| |Суждения делятся на простые и сложные. Простые суждения |
| |делятся на Атрибутивные (суждения свойства) “у розы |
| |приятный запах” , суждения с отношениями “протон |
| |тяжелее электрона”, и суждения существования “Существует|
| |атомный реактор в Чернобыле”. По качеству связки (есть,|
| |не есть) суждения делятся на утвердительные и |
| |отрицательные. Также делятся на общие “Все соболя - |
| |ценные пушные звери”, частные “Некоторые цветы - розы” и|
| |единичные “Везувий - действующий вулкан”. |
| |Суждение и предложение - суждения выражаются |
| |повествовательными предложениями, которые несут |
| |какую-либо информацию. Вопросительные предложения не |
| |содержат суждения (т.к. ничего не утверждают и ничего |
| |не отрицают). Побудительные суждения выражают побуждение|
| |к совершению действия . Некоторые побуд. Предложения не |
| |содержат суждения “Подожди меня”, но |
| |предложения-приказы, призывы или лозунги “В атаку, ни |
| |шагу назад” выражают модальные суждения. Односоставные |
| |безличные предложения “Осень” и некоторые |
| |повествовательные “Он - вратарь” являются суждениями |
| |только при рассмотрении их в контексте и при уточнении. |
| |Если уточнение не сделано, непонятно истинное сужджение |
| |или ложное. |
|25 РАСПРЕДЕЛЕННОСТЬ ТЕРМИНА СУЖДЕНИЯ |26 ОБЪЕМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ |
|В суждениях термины S и P могут быть либо распределены, |Понятия делятся на несравнимые (далекие друг от друга, |
|либо нераспределены. Термин считается распределенным, |не имеющие общих признаков “дружба и кирпич” и сравнимые|
|если его объем полностью включается (исключается) в него. |(все остальные). Сравнимые делятся на совместимые |
|Термин нераспределен, если его объем частично включается |(объемы котороых совпадают полностью или частично) и |
|(исключается) в объем другого термина. |несовместимые (объемы которых не совпадают ни в одном |
|S распределен в общих суждениях и нераспределен в частных.|элементе). |
|Р всегда распределен в отрицательных суждениях в |СОВМЕСТИМЫЕ: Равнозначность - это понятия, |
|утвердительных он распределен тогда , когда по объему |различающиеся по содержанию но общие по объему “Река |
|P

Новинки рефератов ::

Реферат: Программирование на языке CLIPS (Компьютеры)


Реферат: Социология (Социология)


Реферат: Вьетнам (История)


Реферат: Отчет по практике на УЭЗ (Менеджмент)


Реферат: Русско-японская война (История)


Реферат: Коротко о Донецке (История)


Реферат: Английская Революция середины 17 века (История)


Реферат: Крушение мировой колониальной системы.Проблемы неоколониализма (История)


Реферат: Спроектировать контактный аппарат для гидрирования бензола в циклогексан (Химия)


Реферат: Педагоги-новаторы (Педагогика)


Реферат: Массовые репрессии и политические процессы 20-х 30-х годов (История)


Реферат: Отчет по преддипломной практике ООО"Холод" (Аудит)


Реферат: Павел Первый (Исторические личности)


Реферат: Коммуникации в организации (Психология)


Реферат: Технологическая практика в страховой компании (Страхование)


Реферат: АВР секционного выключателя (Технология)


Реферат: Макросфера. Внешняя среда организации (Менеджмент)


Реферат: Банковская система России (Банковское дело)


Реферат: WWW (Всемирная компьютерная паутина) (Компьютеры)


Реферат: Использование новых информационных технологий в обучении языку и культуре (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист