GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Биография А.А. Милна и анализ сказки-повести "Винни-Пух" (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Биография А.А. Милна и анализ сказки-повести "Винни-Пух" (Педагогика)



План

1. Вступление.
2. Биография.
3. Творчество.
4. Анализ произведения «Винни-Пух и все-все-все…».
5. Заключение.
6. Литература.



Вступление.
Английский писатель А. А. Милн вошел в историю дошкольной детской
литературы как автор сказки о плюшевом медведе Винни Пухе и ряда
стихотворений. Милном были написаны и другие произведения для детей, но
наибольший успех выпал на названную сказку и стихи.
Приключения медвежонка Винни любимы как взрослыми, так и детьми.
Проведенный в 1996г. опрос, устроенный английским радио показал, что эта
книга заняла 17 место в списке наиболее ярких и значительных произведений,
опубликованных в двадцатом веке.

Всемирные продажи Винни-Пуха с 1924г. по 1956г. перевалили за 7
миллионов. Как известно, когда продажа переваливает за миллион – издатели
перестают их считать.


Биография.

Шотландец по происхождению, Алан Александр Милн провел свое детство в
Лондоне, где его отец работал в школе. Его раннее образование во многом
определялось влиянием учителя юношества Х. Дж. Уэллса – много позже Милн
писал об Уэллсе как о «великом писателе и большом друге «. Он продолжал
свое образование в Вестминстерской школе и Тринити колледже, Кембридж.
Впоследствии, он преподнес рукописный оригинал своей книги «Винни-Пух» и
«Дом на Пуховой опушке» Библиотеке Колледжа. Будучи студентом Кембриджа, он
редактировал «Гранта» (насколько я понимаю – студ. Журнал) и его первые
литературные опыты были опубликованы в юмористическом журнале «Панч». Через
месяц после своего двадцатичетырехлетия, Милн начал работать в «Панче» в
качестве помощника редактора вплоть до начала Первой мировой войны.

В 1913 Милн женился на Дороти Дафне де Селинкот, от этого брака
родился один сын, Кристофер. Прирожденный пацифист, Милн был призван в ряды
Королевской армии и служил во Франции. Его знаменитое антивоенное
произведение «Почетный мир» было опубликовано в 1934 году. Эта книга нашла
огромный отклик в межвоенные времена, а в 1924 году Меффин издал знаменитые
рассказы Милна «Когда мы были совсем юными», часть из которых ранее
публиковалась в «Панче» и была хорошо известна постоянным читателям
журнала.

Два года спустя, в 1926, появилась первая версия Медвежонка с опилками
в голове (по-английски – Медведь-с-очень-маленькими-мозгами) «Винни-Пух».
Вторая часть рассказов «Теперь нас стало шестеро» появилась в 1927 году и,
наконец, финальная часть книги «Дом на пуховой опушке» была издана в 1928
году. Милну казалось, что он написал нечто вроде хорошо продаваемой
детективной истории, ведь его книга сразу заработала две с половиной тысячи
фунтов. Даже после головокружительного успеха Винни-Пуха Милн пребывал в
сомнениях, касательно своего литературного дарования. Он писал: «Все, что я
хотел – это убежать от этой славы, как раньше я хотел убежать из Панча, как
я всегда хотел убежать… Однако…»

Милн всегда признавал и неоднократно с благодарностью подчеркивал
определяющую роль своей жены, Дороти, и своего сына, Кристофера, в
написании и самом факте появления «Винни-Пуха». История создания этой книги
действительно полна загадок и противоречий, но факт остается фактом –
книжки о медвежонке Пухе были переведены на 25 языков и заняли свое место в
сердцах и на полках миллионов читателей.

Первая глава Пуха «в которой мы впервые встречаемся с Винни пухом и
пчелами» была впервые напечатана в лондонской вечерней газете 24 декабря
1925 года и передана по радио БиБиСи в день рождества Дональдом Калфропом.
Винни-Пух был впервые опубликован Меффином в октябре 1926, и вот уже на
протяжении многих лет Милновские книжки – это признанная классика детских
книжных полок и диснеевских мультфильмов.

Ирония судьбы заключается в том, что Милн был убежден, что он не пишет
ни детской прозы, ни детских стихов. Он обращался к ребенку внутри каждого
из нас. Он никогда не читал своих рассказов о пухе своему сыну, Кристоферу
Робину, предпочитая воспитывать Кристофера на произведениях своего любимого
писателя Вудхауза. Вудхауз впоследствии вернул Милну этот комплимент,
сказав, что «Милн – его любимый детский писатель».

Книги Вудхауза продолжали свою жизнь в доме Милна и после его смерти.
Кристофер Робин читал эти книги своей дочери Клэр, книжные полки в комнате
которой буквально ломились от книг этого детского писателя. Кристофер писал
своему другу Питеру (актер): «Мой отец ничего не понимал в специфике рынка
книг, ничего не знал о специфике продаж, он никогда не писал книг для
детей. Он знал обо мне, он знал о себе и о Гаррик Клубе (писательско-
артистический клуб Лондона, прим. Елена-Трой, знаю по литературе) – и он
просто не обращал внимания на все остальное… Кроме, пожалуй, самой жизни».
Кристофер Робин впервые прочел стихи и рассказы о Винни-Пухе через 60 лет
после их первого появления, когда услышал записи Питера на пластинке.

С 1968 издательство Муффин продавало ежегодно 500000 экземпляров,
причем 30 процентов расходились в «новых странах» – Австралии, Южной
Африке, Новой Зеландии. К 1996 году было продано около 20 миллионов копий,
причем только издательством Муффин. Сюда не входят издательства в США,
Канаде и не англо-говорящих странах.

В 1985 году, Винни-Пух был блистательно переведен на русский язык
Борисом Заходером*. Всякий, кто владеет двумя языками, может подтвердить,
что перевод был сделан с изощренной точностью и гениальной
изобретательностью. Вообще Винни переведен на все европейские и почти все
мировые языки.

В 1952 году Милн тяжело заболел… Ему пришлось перенести тяжелейшую
операцию на головном мозге. Операция прошла успешно, и после нее Милн
вернулся в свой дом в Сексесе, где провел остаток своей жизни за чтением.
После долгой болезни он скончался в 1956 году, 31 января.

Вскоре после выхода «Винни-Пуха» А.А.Милн писал в «Нэйшн»: « Думаю,
что каждый из нас втайне мечтает о бессмертии.. В том смысле, что его имя
переживет тело и будет жить в этом мире, несмотря на то, что сам человек
перешел в мир иной.» Когда Милн умер, ни у кого не было сомнений, что он
открыл для себя секрет бессмертия. И это не 15 минут славы, это настоящее
бессмертие, которое, вопреки его собственным ожиданиям, ему принесли не
пьесы и новеллы, а маленький медвежонок с опилками в голове.

В 1996 году любимый плюшевый медвежонок Милна был продан в Лондоне на
аукционе дома Бонхама неизвестному покупателю за 4600 фунтов стерлингов.

Творчество.
Кроме всемирно известного Винни-Пуха, Александр Алан Милн известен как
драматург и новеллист. Его пьесы с успехом шли на профессиональной сцене
Лондона, но сейчас ставятся преимущественно в любительских театрах, хотя по-
прежнему собирают полные залы и вызывают интерес публики и прессы.
Также Милн сочинял многочисленные стихи. В 1924 году появился в печати
сборник детских стихов «Когда мы были совсем маленькими», а три года спустя
вышел еще один сборник под названием «Теперь нам уже шесть». Милн посвятил
много стихов медвежонку, названному в честь медведицы Винни из Лондонского
зоопарка и лебедя по имени Пух.
Еще далеко не все стихотворения Милна, написанные для детей, переведены
на русский язык. Из переведенных получили широкую известность стихи о
шустром Робине:
Мой Робин не ходит,
Как люди, -
Топ-топ, -
А мчится вприпрыжку,
Галопом –
Гоп-гоп!..
Шутливое стихотворение «Хвосты» - о намерении маленького мальчика
обзавестись «отличным хвостом»:
Сказал я льву, коту, верблюду:
- Я вам завидовать не буду.
Смотрите, с нынешнего дня
Завелся хвост и у меня.
Тонким лиризмом отмечено стихотворение «У окна» - о движении дождевых
капель по стеклу:
Каждой капле дал я имя:
Это – Джонни, это – Джимми.
Капли неровным движением сбегают вниз – то задерживаются, то торопятся.
Какая из них раньше докатится донизу? Поэт должен глядеть на мир глазами
ребенка. Милн, и поэт и прозаик, остается всюду верен этому творческому
принципу.
В 1922 году он написал детектив «Тайна красного дома», который был
опубликован Меффином в 1939 вместе с 25 другими пьесами, рассказами и
автобиографией Милна «Теперь слишком поздно».
«Винни-Пух» представляет собой две самостоятельные книги: «Винни-Пух»
(1926г.) и «Дом в Медвежьем Углу» (1929г.) Плюшевй медведь появился в доме
Милнов на первом году жизни мальчика. Затем поселились там осел, поросенок.
Папа для расширения компании придумал Сыча, Кролика, и купил Тигру и
Кенгуру с малышом Ру.
Местом обитания героев будущих книг стало Кочфордская ферма,
приобретенная семьей в 1925 г. и окрестный лес.
А. А. Милн построил свои произведения как сказки, рассказанные отцом
сыну, - прием, использованный и Р. Киплингом. По началу сказки прерываются
«реальными» отступлениями.



Анализ повести-сказки «Винни-Пух и все-все-все…»

Веселая сказка о Винни-Пухе – фейерверк радости и оптимизма. Она словно
не подчинена законам сказочного жанра. В ней нет драматических ситуаций,
борьбы Добра и Зла, она легка и улыбчата, а все приключения, происходящие с
игрушками Кристофера – персонажами этой сказки, - очень похожи на детские
игры. Милн, посмеиваясь, рисет характеры «героев», определяющие их
поведение, поступки. Писатель поселил мальчика и его медведя вместе с
другими героями-игрушками в сказочном Лесу.
Лес – психологическое пространство детской игры и фантазии. Все, что
совершается там, есть миф, рожденный воображением Милна-старшего: дело в
том, что по мере повествования герои выходят из подчинения автора и
начинают жить своей жизнью.
Время в этом Лесу также психологично и мифологично: оно движется только
в пределах отдельных историй, ничего не меняя в целом. «Давным-давно,
кажется, в прошлую пятницу…» - так начинается одна из историй. Герои знают
дни недели, часы определяют по солнцу. Это циклическое, замкнутое время
раннего детства.
Герои не взрослеют, их возраст определен - по хронологии появления
рядом с мальчиком. Кристоферу Робину – 6 лет, медведю – 5, Пятачку кажется,
что «ужасно много лет: может быть, три года, а может быть, даже четыре!».
Плюшевый медведь Винни-Пух – воплощение оптимизма и эпикурейства. И
хотя голова набита опилками, ему приходится много думать, он невероятно
изобретателен. То он изображает из себя тучку на синем небе, пытаясь
обмануть пчел и полакомиться медом («Я притворюсь, как будто я маленькая
черная тучка. Тогда они не догадаются!»), то решает вырыть Очень Глубокую
Яму, чтобы поймать Слонопотама («Первое, что пришло Пуху в голову, - вырыть
Очень Глубокую Яму, а потом Слонопотам пойдет гулять и упадет в эту яму,
и…»). Немножко обжора, немножко поэт, Винни-Пух жизнерадостен и на каждый
случай сочиняет песенку, которую громко распевает:
Мишка очень любит мед!
Почему? Кто поймет?
В самом деле, почему
Мед так нравится ему?
Неунывающий Пух готов всегда придти на помощь друзьям и одарить их
своим оптимизмом. Наверное, за это Кристофер Робин любит «глупенького
мишку» больше всех остальных игрушек.
А вот и другой характер – писсемист ослик Иа-Иа, которому всегда
грустно. Он понуро смтрит то на землю, то на свое отражение в воде. И все,
что он говорит, - ироническая пародия на писеемистов: «Теперь все
понятно. Удивлятся не приходиться… Чего от них ждать!.. Я так и думал…Но
всем наплевать. Никому дела нет. Душераздирающее зрелище…».
Чуть иронично обрисован и Пятачок, который гордится своим предком, и
осторожный Кролик, говорящий из норы, что «совсем, совсем никого нет
дома», потому что нельзя пускать в нору кого попало. Кролик еще и
практичен: когда Пух застрял у него в норе, то Кролик использовал его ноги
для сушки белья «…Кристофер Робин читал вслух именно такую удобоваримую, то
есть понятную и интересную, книжку возле Северного Края Пуха, а Кролик
вешал выстиранное белье на его Южный Край…».
Смеется Милн и над ученой Совой, не очень-то умеющей даже писать, но
боящейся потерять свой авторитет. Поэтому она, прежде чем сделать надпись
на горшке из-под меда, допытывается, сможет ли Пух прочитать хоть что-
нибудь. Но зато говорит она страшно высокопарно, как и положено «очень
ученому»: «А Сова говорила и говорила какие-то ужасно длинные слова, и
слова эти становились все длиннее и длиннее…Наконец она вернулась туда,
откуда начала…»
Юмористические ситуации связаны в большинстве случаев с тем, голова
Винни-Пуха набита опилками, и он не сразу может сообразить, что происходит.
Так, Пух допытывается кто все же отвечает из норы Кролика, и как это может
быть, если совсем никого нет дома «Он подумал так: ”Не может быть, чтобы
там совсем-совсем никого не было! Кто-то там все-таки есть – ведь кто-
нибудь должен же был сказать: ”Совсем-совсем никого!”». Или не понимая
словесной вязи Совы, он переспрашивает «Что значит Бычья Цедура?»
Но для всех обитателей Леса непресекаемым авторитетом остается
Кристофер Робин. Именно ео зовут на помощь в трудных случаях, именно он –
самый умный: он умеет писать, он изобретательный и знающий, он придумывает
«Экспедицию» на Северный Полюс, о котором звери не имеют ни малейшего
понятия. Как говорится в сочиненной Пухом песенке:
И каждый в экспедиции
Ужасно был бы рад
Узнать, что значит Полюс,
И с чем его едят.
Время от времени в лесу появляются чужаки: реальные или выдуманные
самими героями (Бука, Слонопотам и др.) Чужаки по началу воспринимаются
болезненнос, со страхом: такова психология раннего детства. Чужаки
разоблачаются и исчезают.
Все герои лишены чувства юмора; напротив, они с крайней серьезносттью
подходят к любому вопросу. Они добры; им важно чувствовать себя любимыми,
они ждут сочувствия и похвалы.
Логика героев по-детски эгоистична, поступки, совершаемые на ее основе
нелепы. Винни-Пух делает ряд умозаключений: дерево само жужжать не может, а
жужжат пчелы, которые делают мед, а мед существует для того, чтобы я его
ел.
Стихия детсякой игры невозможна без детской же поэзии. Винни-Пух
сочиняет Шумелки, Кричалки, Ворчалки, Сопелки, Хвалебные песни, и даже
теоретизирует: «Кричалки – это не такие вещи, которые вы находите, когда
хотите, это вещи, которые находят вас».
Тара-тара-тара-ра!
Трам-пам-пам-тарам-пам-па!
Тири-тири-тири-ри,
Трам-пам-пам-тиририм-пим-пим! (Ворчалка).
Вообще, в сказке многое построено в словесной игре, на иронии по поводу
правил «хорошего тона». Когда кролик угощает Пуха, и спрашивает, с чем ему
дать хлеб – с медом или со сгущенным молоком, Пух отвечает: «И с тем и с
другим», - а потом спохватывается, что это невежливо и добавляет, что хлеба
можно и совсем не давать. Отказ медвежонка от хлеба в пользу сладкого в
сочетании с «вежливостью» создает комический эффект.
Тематика произведения – приключения игрушечных героев в сказочных
ситуациях; о дружбе и взаимопомощи.
Идейное содержание выражается в любви автора к детству, к детским
фантазиям. Основная мысль этого произведения – детство – неповторимая пора,
и каждый ребенок является первооткрывателем своего мира.
«Винни-Пух» признан во всем мире как один из лучших образцов книги для
семейного чтения. В книге есть все то, что привлекает детей, но есть и то,
что заставляет переживать и размышлять взрослых читателей.

Заключение.
Сказка Милна пленяет интонацией,в которой добродушная насмешка
соединилась с непринужденностью. Сочетание этих качеств выразило радостное
ощущение жизни – прелесть ее шутливых ситуаций. В этом секрет необычной
популярности сказки Милна, переведенной на многие языки народов мира. С. Я.
Маршак считал писателя «прямым наследником» традиций классика английской
поэзии Эдварда Лира.



Лукояновское педагогическое училище
Нижегородской области.



Алан Александр Милн
(реферат по детской литературе)



Выполнила:
Студентка 422 группы
Данилина Наталья



Лукоянов – 2001г.




Реферат на тему: Блонский ПП


МОКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ и ИФОРМАТИКИ
(МГУ-ЭСИ)



РЕФЕРАТ



ПО ПРЕДМЕТУ «ПЕДАГОГИКА ВЫСШИХ ШКОЛ»
НА ТЕМУ:
«ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БЛОНСКИЙ»



Студента 5-го курса гр. ДБФ-507
Шишляева Дениса Владимировича


Москва, 2001 год.

СОДЕРЖАНИЕ



СОДЕРЖАНИЕ 1

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БЛОНСКИЙ 3


(1884 - 1941) 3

РЕВОЛЮЦИОННАЯ МОЛОДОСТЬ 3
ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ 4
НОВЫЙ ИНТЕРЕС 5
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 5
НАИБОЛЕЕ ЧИТАЕМЫЙ АВТОР 6
РАССТАНОВКА СИЛ 6
ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ 7
ПЕДОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД 8
СВОЙ ВЗГЛЯД 8
СЕРЬЕЗНЫЙ ВКЛАД 9

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БЛОНСКИЙ


(1884 - 1941)


[pic]

Многими современными психологами фигура П.П. Блонского воспринимается
как второстепенная на фоне более именитых, часто цитируемых современников.
Причина, вероятно, состоит в том, что Блонский не создал собственной
научной школы, не оставил плеяды верных последователей, которые бы подняли
на щит его имя и идеи (как это произошло с иными известными психологами).
Однако несправедливо было бы недооценивать вклад этого замечательного
ученого в отечественную науку. В свое время он выступал одним из ее
лидеров, и его работы по сей день представляют немалый интерес.



РЕВОЛЮЦИОННАЯ МОЛОДОСТЬ

Павел Петрович Блонский родился 14(26) мая 1884 года в Киеве, в семье
мелкого чиновника. Хотя семья и не нуждалась, особого достатка в доме не
было, и Блонский с ранних лет видел, как экономно тратят родители деньги,
считая каждую копейку. Вспоминая впоследствии это время, он отмечал, что
именно детский опыт привел к формированию одной странной черты: относясь
равнодушно к деньгам и часто не зная, сколько рублей у него осталось, он
всегда точно знал, сколько копеек у него в кармане, привыкнув считать
именно их.
С раннего детства он полюбил книги, которые погружали его в другой мир,
загадочный и манящий. Способности Блонского сделали его одним из лучших
учеников второй киевской классической гимназии, несмотря на то что он часто
болел, особенно в младших классах. Интерес к учебе и желание получить более
фундаментальные знания привели его в Киевский университет. В 1902 году он
поступил на историко-филологический факультет университета, который окончил
в 1907 году, получив золотую медаль за сочинение «Проблема реальности у
Беркли».
Студенческие годы Блонского совпали с революционным подъемом и первой,
буржуазно-демократической революцией в России. Подхваченный волной
революционного подъема, молодой студент примкнул к партии социалистов-
революционеров, в деятельности которой принимал активное участие в
1903—1907 годах. Он трижды подвергался аресту и тюремному заключению. Хотя
в идеологии этой партии Блонский впоследствии разочаровался (или, по
крайней мере, так утверждал), все же дух революционных исканий оказал
существенное влияние на формирование его характера. Членом партии он
состоял совсем недолго: вступив в партию эсеров в мае 1917 года, уже в июне
он демонстративно покинул ее ряды.

ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

К историко-философскому факультету Киевского университета была
приписана кафедра философии и психологии, где начинал свою научную
деятельность Блонский. Наибольшее влияние на него оказали лекции
профессоров философии А.Н. Гилярова и Г.И. Челпанова. Под влиянием Гилярова
он увлекся античной философией, особенно теорией Плотина, который стал его
любимым мыслителем. Философские взгляды Плотина он избрал в качестве темы
магистерской диссертации, видя в них основу всей современной
идеалистической философии.
После революции ученые степени были отменены, и диссертацию Блонский не
защитил. Его книга «Философия Плотина» вышла в 1918 году. Крупнейший
философ-неоплатоник А. Лосев писал, что эта работа открыла наравне с
книгами П. Флоренского эпоху нового понимания платонизма. Блонский часто
цитировал Плотина в своих лекциях вплоть до последних лет жизни.
Не меньшее значение в его судьбе сыграло и знакомство с Челпановым.
Блонский работал под его руководством в психологическом семинаре. Именно
Челпанов способствовал его переезду из Киева в Москву, где Блонский стал
его аспирантом в Московском университете.
Уже в зрелые годы Блонский писал о том, что, несмотря на то что он
причинял своему учителю много хлопот и был «чем-то вроде блудного сына»,
тот не раз выручал его из самых затруднительных положений. За доброе
отношение и участие Блонский был ему благодарен всю жизнь, хотя
впоследствии они окончательно разошлись, прежде всего по политическим
мотивам. Блонский, настаивавший на том, что психология должна быть
перестроена на основе марксизма, считал справедливым увольнение Челпанова
из им же созданного Психологического института.

НОВЫЙ ИНТЕРЕС

Первые годы жизни в Москве были для Блонского очень трудны прежде всего
в материальном отношении. Поэтому, наряду с работой над магистерской
диссертацией и посещениями (довольно редкими и нерегулярными) заседаний
Московского психологического общества, он начинает педагогическую
деятельность. Переход от «чистой науки» к практической работе в качестве
преподавателя был в достаточной степени вынужденным, но эта деятельность
давала необходимые средства к существованию, причем ему приходилось
преподавать не только психологию, но и педагогику.
По рекомендациям знакомых он получает уроки в нескольких московских
гимназиях и в Елизаветинском институте. Сдав в 1913 году магистерские
экзамены, он становится приват-доцентом Московского университета, в это же
время начинает работу в Университете им. А.Л. Шанявского, в котором были
открыты педагогические курсы.
Необходимость вести занятия по педагогике поставила перед Блонским
задачу сформировать собственную программу курса. Эта дисциплина была для
него новой, поэтому в этот курс он включил, естественно, элементы
психологии и философии, стараясь преподать эти знания в доступной для
учащихся форме. Лекции Блонского приобрели большую популярность,
последовали новые приглашения как в гимназии, так и на летние учительские
курсы.
Эта работа свела Блонского с новыми людьми, земскими педагогами,
бескорыстно преданными своему делу. Стремление помочь им в нелегкой
деятельности стимулировало поиск оригинальных педагогических идей, путей
построения новой школы. Именно эти вопросы станут важнейшими для Блонского
через несколько лет, в первые послереволюционные годы. Так постепенно из
занятий, которые начинались только ради приработка, вырастал новый интерес,
определивший всю дальнейшую деятельность ученого.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Для построения новой школы, реорганизации учебных программ, разработки
новых методов обучения детей необходимы были не только педагогические, но и
психологические и философские знания, а сама эта работа рассматривалась
Блонским как продолжение его прежней агитационной и просветительской
работы. С его точки зрения, формирование новой школы являлось основой
развития нового общества.
В этот период (1912—1916) появляются и первые статьи Блонского в
печати. Неудовлетворенность деятельностью Московского психологического
общества и содержанием журнала «Вопросы философии и психологии», который он
считал оторванным от действительности, схоластическим и ориентированным
преимущественно на идеалистическую и религиозную философию и психологию,
привела его к сотрудничеству как с педагогической, так и с публицистической
прессой.
Его статьи появляются в журналах «Вестник просвещения» и «Вестник
воспитания», в других периодических изданиях, а работы «Задачи и методы
народной школы», «К методике преподавания педагогики», «О национальном
воспитании» сделали имя ученого-педагога известным и популярным в среде
учительства. Блонского выбирают председателем московского педагогического
кружка, приглашают с лекциями в Петербург.

НАИБОЛЕЕ ЧИТАЕМЫЙ АВТОР

Октябрьскую революцию Блонский принял сразу и безоговорочно, считая,
что она открывает дорогу в новое, справедливое общество, которое даст всем
равные возможности для проявления способностей и талантов. Надо отметить,
что в среде интеллигенции, и в частности учительства, преобладали иные
взгляды. Так, в конце 1917 года большинство московских учителей объявили
бойкот новой школе, считая, что революционные новации разрушают
отечественную систему образования.
Блонский страстно выступал за отказ от бойкота, что привело к разрыву с
многими прежними знакомыми и коллегами. Он был вынужден выйти из Союза
деятелей средней школы и редакции журнала «Новая школа». Тем не менее,
вспоминая это время, Блонский писал: «Лишенный всех мест, без определенной
перспективы заработка... я был полон энтузиазма и не сомневался в
осуществлении новой школы». Эти ожидания оправдались: скоро появилась и
новая работа, и новые знакомые, поддержавшие его в стремлении к реформе
школы.
В 1922 году Блонский был привлечен Н.К. Крупской к составлению учебных
программ для школы. Совместная работа с Крупской в Научно-педагогической
секции Государственного ученого совета (ГУСа) оказала на Блонского большое
влияние, во многом определила эволюцию его взглядов в направлении
марксизма.
В суровые годы гражданской войны Блонский активно работал, написал
такие крупные работы, как «Трудовая школа» (1919), «Реформа науки» (1920),
«Очерк научной психологии» (1921). С 1918 по 1930 год из-под его пера вышло
свыше ста работ. Среди них первые советские учебники для средней и высшей
школы. Его статьи публиковались в США и Германии. По словам профессора
Н.А. Рыбникова, «П.П. Блонский этого периода был наиболее читаемым автором,
с которым по успеху едва ли может сравниться другой современный педагог».

РАССТАНОВКА СИЛ

В 1920 году увидела свет книга «Реформа науки», оставшаяся ярким
документом бурного периода развития отечественной философии и психологии.
Вся работа проникнута духом тотального отрицания отживших направлений в
науке, многочисленных «атавизмов мысли», им свойственных. С особой
неприязнью Блонский пишет о философском идеализме, который, по его словам,
является «сплошным атавизмом мысли» и оказывается «в решительном
противоречии с обыкновенным здравым смыслом».
Отвергнув идеалистическую философию, Блонский признал связанную с ней
идеалистическую психологию «мифологической наукой» и призвал к ее коренной
перестройке. На каких же основаниях собирался он реформировать современную
ему психологию?
Для того чтобы понять суть его позиции, следует представить себе
расстановку сил в психологии в первые послереволюционные годы. Прежде всего
утратила господствующее положение философская умозрительная психология
(Л.М. Лопатин, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, Н.Н. Лапшин и др.). Ее место на
правом фланге заняла эмпирическая психология (Г.И. Челпанов, А.П. Нечаев,
Ю.Ю. Португалов и др.), которая усиленно сопротивлялась материалистическим
тенденциям, используя более тонкие приемы борьбы, чем откровенная проповедь
спиритуализма и мистики. Характерен переход Челпанова, который до революции
своеобразно сочетал в себе черты психолога-метафизика и психолога-эмпирика,
на позиции защиты эмпирической, и только эмпирической, психологии.
В то же время естественнонаучное направление (В.М. Бехтерев,
В.А. Вагнер и др.) приступило к реализации программы построения
психологической науки, которая сложилась внутри отдельных, связанных с ним
научных школ.

ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ

В этих условиях Блонский решительно переходит в лагерь
естественнонаучной психологии и стремится реформировать психологическую
науку на основе принципов объективизма, близких концепции объективной
психологии, позднее — психорефлексологии Бехтерева. В книге «Реформа науки»
он провозглашает свое понимание предмета психологии. «Научная психология, —
пишет Блонский, — есть наука о поведении человека, то есть о движениях его
как функциях некоторых переменных».
Развивая идеи, высказанные в краткой форме в «Реформе науки», Блонский
публикует в 1921 году «Очерк научной психологии». В этом труде утверждаются
принципы поведенческой, или объективной, психологии, ставшие ведущими для
первого послереволюционного периода истории советской психологии. Многие
положения, ставшие потом прочным достоянием советской психологии, получили
путевку в жизнь именно в этой книге. Блонский подробно повествует о
предмете научной психологии и ее методах, дает общую характеристику
поведения живых существ и человека, останавливается на социально-
экономических основах человеческого поведения, на формах инстинктивно-
эмоционального и рассудочного поведения.
Еще в «Реформе науки» Блонский сформулировал важные тезисы: «Научная
психология есть социальная психология» и «Человек есть homo technicus».
Поведение человека, утверждал он, «не может быть иным, как социальным», и,
«с генетической точки зрения сопоставляя деятельность человека с
деятельностью других животных, мы можем характеризовать деятельность
человека как деятельность такого животного, которое пользуется орудиями».
Советская психологическая наука в 20-е годы черпала в трудах Блонского
идеи, связанные с внедрением материалистического подхода к психологическим
явлениям, использованием объективных методов исследования, опорой на
принципы генетического подхода к человеческому поведению, сближением
психологии с жизнью и практическим переустройством общества.



ПЕДОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Весьма перспективным представлялось Блонскому направление исследований,
связанное с комплексным подходом к развитию, который был характерен для
педологии. «Как к живому источнику», он обращается к педологии, став одним
из ведущих ее теоретиков. (Педологический период его творчества, согласно
автобиографии, приходится на 1924—1928 годы.)
В педологическом творчестве Блонского значительное место отводится
характеристике детских возрастов. В 20-е годы возрастная периодизация
связывалась им в основном с биологическими признаками (развитие зубов,
эндокринных желез, состав крови и т.п.). Все разнообразные особенности
поведения ребенка, образующие «возрастной симптомокомплекс», объяснялись
процессами увеличения количества материи (ростом массы организма).
Блонский скоро осознал, что это малопродуктивный путь. Впоследствии он
заявлял, что «характеристика каждой возрастной стадии должна быть
комплексной: не какой-нибудь один признак, а своеобразная связь признаков
характеризует тот или иной признак». Блонскому импонировала свойственная
педологии идея целостного изучения ребенка.
Тем не менее издержки широкомасштабной педологической практики были для
него очевидны. Безуспешные попытки построить единые теоретические основания
педологии (тем более что большинство практикующих педологов в них, похоже,
и не нуждались) привели его к разочарованию в этом научно-практическом
направлении, причем задолго до того, как на него был наложен официальный
запрет. Уже в 1928 году начался отход Блонского от педологии. «Занятия
педологией, — писал он в это время, — все больше и больше убеждают меня в
поверхностности обычных педологических исследований. Стремясь углубить их,
я все больше углубляюсь в психологию».

СВОЙ ВЗГЛЯД

Последний период научного творчества Блонского можно назвать собственно
психологическим. В это время он пишет «Очерки детской сексуальности» —
любопытную книгу, которая построена на диалоге с психоанализом.
(Небезынтересно отметить, что в начале двадцатых Блонский выступил одним из
сооснователей Русского психоаналитического общества, в работе которого в
той или иной мере принимали участие многие видные психологи той поры —
Выготский, Лурия и др.).
Книги Блонского «Память и мышление», «Развитие мышления школьника»
(обе, как и «Очерки детской сексуальности», вышли в 1935 году) и
примыкающие к ним представляют собой обширный и незавершенный цикл трудов,
в которых, опираясь на теорию отражения, Блонский дает диалектический
анализ процессов памяти, восприятия, мышления и воли в связи с конкретной
деятельностью человека в условиях обучения. Он формулирует генетическую,
или стадиальную, теорию памяти, рассматривая память в развитии, вскрывая ее
связь с речью и мышлением.
В противоположность сложившемуся в эмпирической психологии взгляду на
существование четырех разорванных, не связанных между собой и неподвижных
видов памяти (моторная, аффективная, образная и вербальная), Блонский видит
в них четыре последовательных ступени, каждая из которых наряду с общими
имеет и свои специфические законы. Он показывает, как память, поднимаясь в
связи с развитием на более высокую ступень, приближается к мышлению. «Речь
— та область, где память и мышление теснейшим образом соприкасаются
настолько, что трудно подчас решить, что в речи принадлежит памяти, а что —
мышлению: то и дело одно переходит в другое». Здесь, как и во многих других
проблемах, его внимание привлекают взаимосвязи, взаимопереходы, превращения
одних функций в другие, что вообще характерно для советской психологии того
времени.

СЕРЬЕЗНЫЙ ВКЛАД

В последних произведениях Блонского память и мышление не выступают в
качестве самодовлеющих функций. Их развитие он теснейшим образом связывал с
общим развитием человека. Анализируя в книге «Развитие мышления школьника»
формирование мышления в младшем школьном возрасте, он связывает этот
процесс с играми ребенка, а в подростковом возрасте — с процессом учения.
Блонский намеревался осуществить обширную программу исследовательских
работ по изучению комплекса психических процессов — восприятия, памяти,
мышления, речи, воли и чувств — в их единстве и развитии. Труды Блонского
последних лет навсегда вошли в фонд работ, заложивших основы современной
научной психологии.
Однако, несмотря на огромное уважение и популярность, которыми Блонский
пользовался среди студентов и коллег, он не создал собственной научной
школы, способной развить его идеи.
Не последнюю роль в этом сыграли его личные качества. Он вел очень
замкнутый образ жизни, поддерживая с сотрудниками и аспирантами сугубо
деловые отношения. В последние годы жизни из-за тяжелой болезни он нечасто
появлялся на рабочем месте в Институте психологии. Сотрудники и аспиранты
регулярно приходили к нему домой, в маленькую двухкомнатную квартирку. Он
обсуждал с ними результаты исследований, внимательно вникая в их работу,
направляя и организуя их научную деятельность.
Однако это были беседы один на один, и сотрудники плохо знали, чем
занимаются другие, так как непосредственных контактов у них почти не было.
Тем более, что никогда не происходило общих обсуждений проделанной работы,
возникающих затруднений или открытий. Сотрудники Блонского фактически
никогда не собирались вместе не только у него дома, но и в лаборатории,
которую он возглавлял. При таком отсутствии живого общения, совместной
творческой деятельности не формировалась и школа, которая продолжила бы
дело учителя.
Умер П.П. Блонский в феврале 1941 года, оставив после себя
значительные, хотя порой уязвимые для критики труды по различным проблемам
психологии. Многие его идеи с позиций сегодняшнего дня хочется оспорить.
Впрочем, и это — серьезный вклад в развитие науки, стимулирующий творческую
мысль новых поколений психологов.



Научно-педагогическая секция Государственного ученого совета, 1929 г.

П.П. Блонский стоит (пятый слева) за Н.К. Крупской



Данная статья была опубликована
в N 23/2000 еженедельника "Школьный психолог"
издательского дома "Первое сентября".




Новинки рефератов ::

Реферат: Социология марксизма (Социология)


Реферат: Литьё цветных металлов в металлические формы - кокили (Металлургия)


Реферат: Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана (История)


Реферат: Искусственное осеменение коров (Ботаника)


Реферат: Контрольная по педагогике (Педагогика)


Реферат: Чесменское сражение (Военная кафедра)


Реферат: Медицинская терминология как составная часть украинского языка. История украинской медицинской терминологии (Медична термінологія як складова частина української лексики) (Литература)


Реферат: Характеристика белков (Химия)


Реферат: Здесь будет город заложен (История)


Реферат: Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников (Педагогика)


Реферат: Внушение (Психология)


Реферат: Взаимоотношения мужчины и женщины в белорусских народных сказках (Психология)


Реферат: Процессуальные гарантии прав обвиняемого на стадии досудебного расследования (Уголовное право и процесс)


Реферат: Россия в мировой истории (История)


Реферат: Звіт про проходження практики в ДПІ (Налоги)


Реферат: Общие сведения о Канаде 1990-2001гг (История)


Реферат: Хип-Хоп, как стиль жизни (Музыка)


Реферат: Организация и учет безналичных расчетов в Российской Федерации (Аудит)


Реферат: Управление культуры администрации области (Государство и право)


Реферат: Расскажите птицы облакам... (Литература)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист