GeoSELECT.ru



Религия / Реферат: А все-таки, "Свидетели Иеговы" - кто они на самом деле? (Религия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: А все-таки, "Свидетели Иеговы" - кто они на самом деле? (Религия)



Исследовательская работа-доклад
на тему:

«А все-таки, «Свидетели Иеговы - кто они на самом деле?»».



Рига 2003.



введение
Сегодня слово «религия» имеет многогранный оттенок. Миллиарды людей
принадлежат или считают себя частью той или иной религии. Религиозные
умонастроения и чувства сильны и способны влиять как на целые государства,
так и на отдельных людей. Человечество религиозно по многим причинам.
Человек всегда задавал три основных вопроса: «как мы появились?», «зачем мы
здесь?», «куда мы идем?». Наука пытается сегодня ответить на эти вопросы
путем исследования и научного умозаключения. Человека интересует, кем он
является на самом деле? Многими учеными и философами выдвигались различные
и противоречивые версии. Однако большинство людей ищут ответы в религии.
Религия дает человеку осознание того, кто он и куда идет? Она обьясняет и
как человечество появилось. В мире существуют тысячи разных религиозных
общин и несмотря на то, что их убеждения и верования могут противоречить
друг другу, все религии дают человеку осознание своего предназначения.
Желание знать и, как еще принято называть, духовный голод, отличает нас от
животных. Итак, ясно,
что у человечества, кроме физиологических потребностей существует
потребность в познании духовного. И на сегодняшний день эту потребность
удовлетворяет религия. Это объясняет существование спроса на религию.
Религия была и будет частью человеческого бытия. Она развивалась,
преобразовывалась, раскалывалась на части, обьединялась и всегда играла
большую роль в развитии человечества. Часто религия служила причиной многих
войн. Но также она останавливала кровопролитие. Религия раскалывала целые
государства и создавала их. Это невидимое влияние побуждает людей к
действию. Видя в ней огромную силу, цари в прошлом и президенты в
настоящем, используют религию для достижения своих политических и
экономических целей. Люди обладающие организаторскими способностями и
владеющие психологией и ораторским исскуством, уводили за собой миллионы
последователей, спекулируя на их религиозных чувствах. Другие из самых
добрых побуждений вводили в заблуждение толпы. Последствия иногда были
самые печальные. Религия появилась прежде, чем экономика и политика, когда
первый человек Адам начал общаться с Богом. Это утверждение является
достоверным для тех, кто верит в существование Бога. Те, кто не верит,
может утверждать, что экономика появилась раньше, когда первобытные
обезьяны поняли, что можно не только грабить и отнимать, но и обменивать
вещи. Как бы то ни было, большинство придерживается мнения, что человек был
создан кем-то, кто сильнее и намного интеллектуальнее его. А это значит,
что большинство людей религиозны.

Данная работа заключается в исследовании отдельной взятой религиозной
конфессии носящей название «Свидетели Иеговы?». В работе присутствует
непредубежденность и желание отразить истинные факты происходящего. Взгляд
современного человека, свободного от расизма и религиозного фанатизма. Это
обобщение фактов, которое независимо от влияния прессы и руководства этой
религии. Это не заказ на рекламацию данной религии и не очернение ее
авторитета. Эта работа предназначена для ответов на многие вопросы, которые
возникают сегодня у граждан России и всех русско-говорящих людей, уже
столкнувшихся с «Свидетелями Иеговы»:

«Свидетели Иеговы» - откуда они появились?
Философия «Свидетелей Иеговы» и во что они верят?
«Свидетели Иеговы» и переливание крови.
Деятельность «Свидетелей Иеговы» и их методы.
Образовательная программа.
Благодаря каким средствам они существуют?
Их влияние на общество и государство?
Занимаются ли они антигосударственной деятельностью?
Заключение.

«Свидетели Иеговы» - откуда они появились?


История возникновения такова. В начале 1870-х годов в городе Аллегейни ( в
данный момент это часть Питсбурга, Пенсильвания, США) небольшая группа
людей начала изучение Библии. Инициатором этого был Чарлз Тейз Расселл. Это
был образованный и состоятельный человек. Согласно его утверждениям, он
искал прежде всего истину о Боге и о Иисусе Христе, а также его очень
интересовало второе пришествие Иисуса Христа. Расселл вплотную занялся
исследованием Библии и, как результат, на свет появилась его работа
«Исследование Писаний». В июле 1879 года вышел первый номер журнала
«Сионская Сторжевая башня и вестник присутствия Христа». Уже к 1880 году
численность последователей учения Расселла возросла до десятков собраний
(собраниями Свидетели Иеговы называют группы людей живущих в одной
территории и исповедующих их веру, но об этом позже). В 1881 году было
образовано Общество Сионской Сторожевой башни и трактатов и уже 1884 году
оно было официально зарегистрировано. В то время среди «исследователей
Библии», так они себя называли, были люди, которые активно участвовали в
работе, по распространению литературы и хождению от дома к дому. Эти люди
назывались «полновременные служители» и их численность составляла около 50
человек. Их название «Свидетели Иеговы» было принято в 1931 году. До того,
они были известны как «Исследователи Библии». Изучив еврейские и греческие
писания, они выяснили, что у Бога есть собственное имя - Иегова. «Бог»,
«Господь», «Царь» или «Всевышний» – это лишь титулы, подобно как президент
или судья. Иегова – это русское произношение этого имени. В оригинальном
тексте на еврейском языке оно обозначается буквами «ЙГВГ» (как известно, в
письменности древнееврейского языка, нет гласных букв). Это имя встречается
в Библии более 7000 раз, однако переводчики удалили это имя, заменив
безличным титулом «Господь», а Свидетели Иеговы восстановили это имя
ссылаясь на слова Иисуса (Матфея 6:9), где он учил своих учеников молиться
Богу, говоря: «да светится имя Твое». Таким образом, они приняли название
«Свидетели Иеговы» основываясь на святости этого имени. Немного статистики:
Эта религиозная группа стремительно развивалась, и сегодня, по данным 2002
года, по всему миру общая численность Свидетелей Иеговы насчитывает 6 304
645 человек. А «полновременных служителей», это те члены, которые активно
участвуют в распространении их литературы, 798 938 человек. В России их
число стремительно растет и сегодня их 131 130. Только за 2002 год, в
России стали членами этой организации 9 718 человек. Количество собраний
достигнуло 1206. И количество интересующихся этой религией примерно
составляет столько же, сколько и самих членов, а именно около 150 000
человек. Численный рост членов организации в 2002 году увеличился на 6% от
численности 2001 года. Не трудно увидеть, что эта религиозная группа
стремительно развивается. На одну тысячу граждан России приходится один
Свидетель Иеговы. Учитывая их активную деятельность, многие сегодня уже
столкнулись с ними и как следствие, задают себе вопрос: «во что они
верят?».


Философия «Свидетелей Иеговы» и во что они верят?


Свидетели Иеговы имеют свои вероучения, которые отличаются от вероучений
традиционных религий. Свои заключения они строят на основании Библии. В
этой таблице приведены основные их вероучения и ссылки на Библию.

|Вероучение Свидетелей Иеговы |Библейское основание |
| | |
| | |
|Библия – Слово Бога и истина. |2 Тимофею 3:16,17. 2 Петра 1:20,21.|
| |Иоанна 17:17. |
|Библия заслуживает большего доверия,|Матфея 15:3. Коллосянам 2:8. |
|чем традиции. | |
|Имя Бога – Иегова. |Псалом 82:19. Исход 6:3 ( в |
| |сноске)., 15:3., 33:19. |
|Христос – Сын Бога, подчинен Отцу. |Матфея 3:17. Иоанна 8:42., 14:28., |
| |20:17. 1 Коринфянам 11:3., 15:28. |
|Христос отдал свою жизнь для |Матфея 20:28. 1 Петра 2:24. 1 |
|искупления послушных людей. |Тимофею 2:5,6. |
|Мы живем в «последние дни». |Матфея 24:3-14. 2 Тимофею 3:1-5. |
| |Луки 17:26-30. |
|Царство во главе с Христом будет |Исаия 9:6,7., 11:1-5. Даниил |
|править землей, утверждая |7:13,14. |
|праведность и мир. | |
|Царство на земле установит |Псалом 71:1-4. Откровение |
|прекрасные условия жизни для людей. |7:9,10,13-17., 21:3,4. |
|Земля никогда не будет уничтожена и |Екклисиаст 1:4. Исаия 45:18. Псалом |
|не останется безлюдной. |77:69. |
|Бог уничтожит настоящую, созданную |Откровение 16:14,16. Софония 3:8. |
|человечеством систему. |Даниил 2:44. Исаия 34:2., 55:10,11.|
|Нечестивые (не соблюдающие законы |Матфея 25:41-46. 2 Фесалоникийцам |
|Бога люди) будут уничтожены |1:6-9. |
|навсегда. | |
|Люди, заслуживающие одобрения Бога, |Иоанна 3:16., 10:27,28., 17:3. |
|получат возможность жить вечно. |Марка 10:29,30. |
|К жизни ведет только один путь (т.е.|Матфея 7:13,14. Ефесянам 4:4,5. |
|одна религия) | |
|Люди умирают из-зи греха Адама. |Римлянам 5:12., 6:23. |
|В поклонении Богу нельзя |Исход 20:4,5. Левит 26:1. 1 |
|использовать предметы (иконы ит.п.) |Коринфянам 10:14. Псалом 113:12-16. |
|Необходимо остерегаться спиритизма |Второзаконие 18:10 -12. Галатам |
|(гадание, магии, волшебства, |5:19-21. Левит 19:31. |
|гороскопов и т.п.) | |
|Нельзя принимать кровь (будь то |Бытие 9:3,4. Левит 17:14. Деяния |
|преливание или в пищу). |15:28,29. |
|Настоящие христиане должны |Римлянам 10:10. Евреям 13:15. Исаия |
|действовать (проповедовать другим |43:10-12. |
|людям) | |


Согласно их учениям, они считают себя христианской религией, которой
пользуется Бог для своих целей. Они открыто заявляют, что являются
единственным Божьим народом на земле. Их философия строится на основании
Библейских доктрин. Они прекрасно подготовлены и изучают ораторское
исскуство, для того, что бы убеждать других людей в том, что это истинное
учение, которому надо следовать. Они верят в Бога Иегову, а не в троицу,
утверждая, что Бог-Отец выше чем Сын, а Святой Дух – это сила Бога,
благодаря которой Он сотворил весь мир и через которую Он действует.
Свидетели Иеговы утверждают, что среди них есть Святой Дух и только с
помощью Него они в состоянии выпонять свою грандиозную просветительскую
работу по обучению и распространению библий и библейских пособий. Они
единоверны и у каждого Свидетеля убеждения и верования совпадают с мнением
других Свидетелей, которые живут в другой части света и имеют совсем иную
культуру и воспитание.

Свидетели Иеговы и переливание крови

Интересно их отношение к переливанию крови. Свидетели Иеговы считают, что
кровь ценна в глазах Бога, подобно жизни. Никто и никогда из Свидетелей
Иеговы не переливал кровь и не пил ее, будь то кровь людей или животных.
Они воздерживаются даже от употребления в пищу кровяной колбасы. Если кто-
то согласился добровольно на переливание крови, это расценивается ими как
грубое нарушение закона Бога, подобно как блуд или убийство. В Библии слово
«кровь» встречается более 400 раз. Например, в книге Бытие 9 глава и в 3-6
стихах есть такие слова: «все движущееся, что живет, будет вам в пищу...
Только плоти с душею ее, с кровию ее, не ешьте...». Свидетели Иеговы
убеждены, что кровь это не просто биологическая жидкость - она является
жизнью. Из-за своей позиции за отказ от преливания крови, Свидетели Иеговы
часто подвергались нападкам со стороны врачей и прессы. Их называли
убийцами, пьющими кровь людей. Однако, они наоборот скорее умрут, нежели
станут пить кровь. Их убеждения строятся на том основании, что христиане
первого века, включая апостолов Иисуса Христа, никогда не пили и не
переливали кровь. В библейской книге Деяния 15:28,29 говорится:
«Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более,
кроме сего необходимого:
воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не
делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете.
Будьте здравы».

Проффесор анатомии Копенгагенского университета Томас Бартолин (1616-1680)
говорил: «Те, кто пытается ввести в употребление человеческую кровь как
внутреннее средство от болезней, на самом деле злоупотребляют ею и тяжело
грешат. Мы осуждаем каннибалов. Почему же мы не питаем отвращение к тем,
кто пачкает свой пищевод человеческой кровью? То же самое относится к
принятию чужой крови из разрезанной вены, будь то через рот или через
устройства для переливания. Изобретателям этой операции следует страшиться
Божьего закона, который запрещает есть кровь». Таким образом видно, что это
тема уже обсуждалась давно и думающие верующие люди осознавали моральную
сторону этого вопроса. Говоря о разных способах принятия крови Бартолин
добавил: «каждый из этих способов употребления крови служит одной и той же
цели – чтобы с помощью крови организм питался и восстанавливался».
Мартин Лютер, известный реформатор церкви, выразил свою точку зрения на
употребление крови: «Итак, если мы хотим, чтобы церковь соответствовала
требованиям этого совета... мы должны учить и настаивать на том, чтобы
отныне никакой князь, феодал, горожанин или крестьянин не ел гусей, лани,
оленины или свинины, приготовленных в крови...А горожане и крестьяне должны
отказываться от красной и кровяной колбасы...».

Свидетели Иеговы считают, что они нарушат закон Бога, если примут
переливание крови. Они создали даже специальный отдел в их организации, для
связи с больницами. Если кто-то из их религии попадает в больницу и остро
нуждается в переливании крови, старейшины (так называются их руководители)
принимают все усилия, чтобы пострадавшему не влили кровь без его ведома
(если пострадавший без сознания) и также оказывают практическую помощь
врачам, путем предоставления кровозаменителей, таких как, декстран, солевые
растворы, например раствор Рингера, гидроксиэтилкрахмал. Они следят за
развитием медицины в этом вопросе и желают получить всегда
квалифицированную медицинскую помощь. Их отказ - это не религиозный
фанатизм, а подтверждение многих современных ученых того факта, что кровь
не совместима и несет при переливании больше вреда чем пользы. Свидетели
Иеговы приветствуют развитие науки и разработку новых бескровных методов
лечения. В этом вопросе, они обогнали время.

Деятельность «Свидетелей Иеговы» и их методы.

Основная деятельность этой религиозной группы состоит в распространении
своих убеждений, путем печатания библейской литературы и дальнейшего ее
широкого использования, а также в поддержании уже созданной структуры.
Свидетели Иеговы имеют достаточно широкую сеть по производству, печатанию,
переводу и доствке пособий для изучения Библии. К примеру, 32-х страничный
журнал «Сторожевая Башня» издается два раза в месяц на 146 языках мира:
албанский, амхарский, английский, английский (шрифт Брайля), арабский,
армянский, африкаанс, бенгальский, бикольский, бислама, болгарский,
венгерский, венда, восточный увеа, вьетнамский, га, ган, греческий,
грузинский, гуджарати, датский, зулу, иврит, игбо, илоканский,
индонезийский, испанский, итальянский, йоруба, каннада, киньяруанда,
кирунди, китайский, китайский (урощенный), корейский, корейский (шрифт
Брайля), коса, латышский, лингала, литовский, лози, лувале, македонский,
малагасийский, малаялам, мальтийский, маратхи, мьянма, немецкий,
неосоломоник, непальский, нидерландский, новогвинейский пиджин, норвежский,
пингасинанский, панджаби, папьяменто (Аруба), папьяменто (Кюрасао),
польский, потругальский, португальский (шрифт Брайля), раротонга,
румынский, русский, самар-лейте, самоанский, санго, себуанский, сепеди,
сербский, сесото, сингальский, словацкий, словенский, сраван-тонго,
саухили, тагальский, таити, тайский, тамильский, тви, телугу, тиграй,
тонга, тсвана, тсонга, турецкий, украинский, урду, фиджи, финский,
французский, хилигайнон, хинди, хорватский, чешский, чибемба, чилуба,
чичева, шведский, шона, эве, эстонский, эфик, японский, японский (шрифт
Брайля).
И ежемесячно: азербайджанский (латиница), американский жестовый язык,
армянский западный, ассамский, гилбертский, гренландский, занде,
исландский, исоко, казахский, каонде, килуба, киргизский, креольский
(гаитянский), креольский (маврикийский), куаньяма/ндонга, кхмерский,
луганда, маршалльский, мизо, монокутуба, море, ниуэ, осетинский, отетела,
палау, персидский, понапе, сейшельский, татарский, тив, трук, тувалу,
тумбука, умбунду, хауса, хири-моту, читонга, яп.

В каждом номере журнала перед оглавлением всегда можно найти цель издания:
«Цель «СТОРОЖЕВОЙ БАШНИ» состоит в прославлении Иеговы Бога как Владыки
Вселенной. Она наблюдает за тем, как мировыми событиями исполняются
библейские пророчества. Она утешает всех людей благой вестью о том, что
Царство Бога скоро уничтожит тех, кто притесняет своих ближних, и что оно
превратит землю в рай. Она поощряет к вере в господствующего в настоящее
время Царя, назначенного Богом, Иисуса Христа, пролитая кровь которого
открывает человечеству путь к достижению вечной жизни. «СТОРОЖЕВАЯ БАШНЯ»,
беспрерывно издаваемая Свидетелями Иеговы с 1879 года, не принимает участия
в политической борьбе. Она придерживается Библии как своего авторитета».

Очевидно, что Свидетели Иеговы своей активной деятельностью охватили весь
мир (согласно отчету, их деятельность ведется в 234 странах мира). Почти в
каждой стране, где их деятельность легальна, существет филиал их
организации. В этих филиалах происходит перевод журналов, книг, брошюр и
трактатов на местные языки. Можно представить, какой у них переводческий
состав по всему миру! В этих филиалах происходит работа по организации их
деятельности. В зависимости от страны и количества людей живущих в этой
стране, в этих филиалах работают специальные отделы. Есть отдел по
организации оповещения людей (они распределяют всю территорию страны на
районы, области, а затем участки для тщательного обхода всех домов. Это
объясняет почему Свидетели Иеговы приходят к нам регулярно). Есть также
отделы по стоительству залов для встреч (они называются «Залы Царства» и
строят эти залы специальные, квалифицированные бригады из числа Свидетелей
Иеговы). Юридические отделы (служат для связей с общественностью и защищают
юридические права Свидетелей Иеговы, в случае запрета на их деятельность
или на притеснение с той или иной стороны. В юридических отделах работают
высококвалифицированные юристы, тоже из числа членов). Переводческие отделы
(служат качественному переводу литературы и библии). Типографии (печатают
только издаваемую этой организацией литературу в огромных масштабах). Отдел
по связям с больницами (защищает права Свидетелей Иеговы на бескровную
медицину и ищет новые контакты с опытными хирургами, практикующими
бескровный метод лечения). А также в этих филиалах работают и другие
отделы, которые служат их всемирной работе по распространению их религии.
Все работники в этих отделах являются крещеными Свидетелями Иеговы. Они
работают добровольно, т.е. никто из них не получает зарплату. Им
предоставляется кров, который они сами построили, еда, которую сами
готовят, услуги прачечной, зубоврачебные кабинеты, душевые и т.п.
необходимые услуги. Все они работают добровольно. Каждый из них ежемесячно
получает небольшую сумму денег на карманные расходы для покупки товаров
личной гигиены, оплаты транспорта и т.п. личные потребности. Сумма этих
получаемых денег зависит от страны в которой они живут. На примере Латвии,
этой ежемесячной суммы хватило бы на покупку двух билетов в кино, двадцати
литров бензина и, возможно, останется на какие-то бытовые мелочи. Руководит
главным бюро совет старейшин, который состоит из двенадцати опытных мужчин.
Этот совет называется «руководящий совет Свидетелей Иеговы». Им помогают
другие старейшины, которые и возглавляют отделы. Жизнь этих руководящих
людей проста. Велось наблюдение за ними и их образом жизни. Они живут также
как и остальные работники. К примеру, вечернее дежурство на кухне в финском
филиале однажды выполнялось одним из руководящих братьев и другим
работником, который работает грузчиком в типографии. Такое явление можно
увидеть в каждом филиале Свидетелей Иеговы. Это не афишируется. Однако,
люди ведут себя искренне и раскрепощенно тогда, когда они знают, что их не
видят. Было установлено невидимое для других наблюдение. Наблюдающие
признали тот факт, что они действительно не играют, а живут все в одних
условиях и сохраняют аскетический образ жизни. Как всякая бесприбыльная
организация, Свидетели Иеговы привлекали к себе многие аудиторские
проверки, для контроля над стредствами. Ведь только в 2002 году на
содержание полновременных служителей (так называются члены, активно
участвующие в распространении литературы и содержищиеся на средствах
общества) было потрачено 72 400 000 долларов США. В эту цифру не входят
издержки на изготовление литературы, содержание филиалов по всему миру и
строительные проекты. Нетрудно подсчитать, что речь идет о миллиардах
долларов. Однако, истории неизвестны случаи «откачки» денег Свидетелей
Иеговы, параллельный бизнес и т.п. аферы, которые обычны в крупных
корпорациях. В этой организации ведется строгий баланс всех средств и
имеется многоуровневые проверочные отделы.

В случае какой-либо кражи имущества или хищения средств, нарушитель
автоматически исключается из филиала, теряет все свои служебные
преимущества и ставится вопрос о его дальнейшем нахождении в рядах
Свидетелей Иеговы. В случае, если нарушитель не раскаивается (терминология
С.И.), его лишают общения (решение принимают местные старейшины собрания в
котором он числится), а это значит он попадает в состояние бойкота. С этим
человеком никто не здоровается и не разговаривает. Если у такого человека,
есть члены его семьи принадлежащие к С.И. они продолжают жить с ним (т.к. в
любых случаях они стараются сохранить семью), но им рекомендуется не
затрагивать темы о религии и о так называемых духовных вещах. Одним словом,
дисциплина на социальном уровне. Если лишенный общения человек желает
вернуться и снова стать С.И. тогда он должен обратиться к старейшинам,
которые решали его вопрос об исключении. Они предложат ему «духовное
исцеление» и если человек изменяет свой неправильный образ действия, тогда
примерно через полгода он может считаться восстановленным и тогда остальные
смогут приветствовать его и общаться. Нигде и ни при каких обстоятельствах
не сообщаются детали нарушения. У человека лишенного общения и желающего
вернуться нет обязанности рассказывать публично о своем грехе и чувствах.
Это он должен сделать перед Иеговой и перед старейшинами, рассматривающими
его дело. После его восстановления он долгое время не может работать в
фелиале или выполнять руководящую работу, даже на местном уровне.

Образовательная программа

У Свидетелей Иеговы существует очень насыщенная образовательная программа.
Каждую неделю проводятся 3 встречи:
Каждое воскресенье проходит прослушивание публичной речи. Эта речь длится
45 минут. Докладчик готовит ее по составленному обществом плану, но метод
преподнесения свободный. Эта речь в первую очередь предусмотрена для
новопришедших людей. Затем происходит изучение статьи из журнала
«Сторожевая Башня». Обсуждение происходит в виде вопросов и ответов.
Сначала читается часть текста, затем ведущий задает вопрос и после этого
все присутствующие могут дать свой комментарий. Отвечать не обязательно, но
приветствуется. Отвечать можно своими словами. В среднем за время такого
обучения задается около 20-25 вопросов и даются комментарии к ним. Время
этой встречи один час. В итоге каждое воскресение С.И. проводят около двух
часов в «зале Царства». В общем численность таких собраний около 100-150
человек.

В середине недели проходит еще две объединенные встречи. «Школа
теократического служения» и «Служебная встреча». Обе встречи длятся по 45
минут каждая. «Школа теократического служения» предназначена для ораторской
подготовки членов в их деятельности. В этой школе есть руководитель, по
статусу он старейшина. после выступления учащихся он дает им советы как
улучшить голос, преподнесение литературы, начинать разговор и многие другие
ораторские приемы. Надо признать тот факт, что многие мужчины (они
называются братьями) обладают хорошей ораторской подготовкой и способны
выступать на публике. В течении этой школы происходят три выступления
учащихся по 5 минут. Остальное время занимает программа по чтению и
изучению Библии. Затем начинается «служебная встреча». Она предназначена
для местных объявлений и обсуждения многих других тем. Численность немного
меньше, чем на изучении «Сторожевой Башни».

Также в середине недели проходят «книгоизучения собрания». Это маленькие
группки по 10-15 человек, которые собираются в домах и квартирах где живут
С.И.. Эта встреча проходит как изучение «Сторожевой Башни», в форме
вопросов и ответов. Длится эта встреча один час. Обычно руководителем этой
встречи является «старейшина».

Все обучение и выступление проводят мужчины. Женщины могут давать
комментарии, приветствовать новых людей и активно заниматься
распространением убеждений, но все руководство принадлежит «старейшинам». У
них есть помощники, они имеют статус ниже «старейшины» и называются
«служебными помощниками». Их работа заключается в обслуживании доставки
литературы, контроль за звукоусилительной системой во время встреч и многие
другие роли, которые не связаны с учением. Обычно «служебными помощниками»
назначают взрослых мужчин, это могут быть и 25-ти летний и 60-ти летний
мужчина, который уже на протяжении лет активно исполняет свои обязанности.
Затем из ряда этих «служебных помощников» назначаются «старейшины». Таким
образом, у всех мужчин есть возможность карьерного роста в их организации,
несмотря на то, что эта работа не оплачивается, а является добровольной.

Также С.И. три раза в год, собираются в большие группы, которые называются
«конгрессами». Численность конгресса может быть и 500 человек и 253 000.
Подобный гигантский конгресс проходил в США в 1958 году. В России подобные
«конгрессы» проходили в 1992 году в Санкт-Петербурге, на котором
присутствовало около 46 000 человек и 4 000 человек «крестились», т.е.
стали полноправными С.И. Также и сегодня в Российских городах проходят
регулярно такие большие мероприятия, которые привлекают прессу и новых
интересующихся людей. Длительность таких «конгрессов» около 3-4 дней. В
течении этих мероприятий, «старейшины» выступают с речами и докладами на
библейские и жизненные темы.

Во время «конгрессов», «Сторожевой Башни», «Школы теократического служения»
и «служебной встречи» С.И. поют песни в хоровом исполнении под
симфоническую музыку, которую они тоже сами написали. Обычно такие песни
исполняются в начале и в конце каждой встречи. Также перед песней
происходит всеобщая молитва, которую произносит кто-нибудь из «братьев», а
остальные в это время склонив головы слушают. Когда «брат» закончит, все за
ним хором повторяют: «аминь», таким образом подтверждая свое согласие с
вышесказанным. У С.И. не происходят харизматические молитвы, сопровождаемые
диско-музыкой и другими всплесками эмоций. В целом, весь процесс напоминает
школу или преподнесение в институте. Основной акцент делается на изучение и
понимание Библии, а не на публичный показ своих чувств и эмоций.

В целом это приветливые люди, очень аккуратно одетые. Основная часть этих
людей принадлежит к средним слоям населения. Среди них много рабочих,
домохозяек, а также достаточно людей с высшим образованием и
предпринимателей, хотя последних меньше всего. Большинство С.И. – женщины.
Было примерно подсчитано, что в процентном отношении: женщин около 65-70%,
остальные мужчины. Среди С.И. есть убеждения, что жениться или выходить
замуж можно только со С.И. Эту убежденность они основывают на словах Библии
(1 Коринфянам 7:39). Когда происходят свадьбы среди С.И. это радостное
событие, которое приветствуют все члены собрания.

Благодаря каким средствам они существуют?

Это один из самых часто задаваемых вопросов по отношению к «Свидетелям
Иеговы». Как уже было отмечено, их деятельность развернута по всему миру.
Для поддержания такой структуры необходимы громадные средства. Каким
образом С.И. содержат себя и свою организацию?

Для начала, надо отметить, что обычные С.И. содержат себя сами, работая или
получая пенсии, если у них преклонный возраст. Кто-то из них имеет свои
бизнес. Кто-то является высококлассным специалистом и получает приличную
зарплату. Все эти люди добровольно жертвуют свои средства. На их встречах
находятся небольшие ящики для пожертвоаний. Туда любой С.И. может опустить
столько денег, сколько он сам решил для себя. Никто не следит за тем, кто и
сколько жертвует. Это не афишируется. Они ссылаются на слова Иисуса в
(Матфея 6:3,4): «у тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя
не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была в тайне. И Отец
твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Даже среди самых близких друзей
этот вопрос не обсуждается. Они жертвуют ровно столько, сколько решили и
никто им не навязывает свое мнение и не принуждает. Видимо тот, кто богат,
жертвует много, а тот кто беден, жертвует мало. Однако, как говорят С.И.,
для Бога важна не сумма, а состояние сердца. Эти пожертвования собираются и
передаются в местный филиал, где средства попадают в общий баланс. А затем
из филиалов деньги поступают в центральное бюро, которое и решает в какую
страну и каким образом их следует вложить. Таким образом, более богатые
страны содержат деятельность в более бедных странах, путем печатания
литературы и строительством новых залов для встреч. Также существует
открытые банковские счета, на которые любой человек может перевести любую
сумму. К примеру известный Майкл Джексон вырос в семье С.И. Он положительно
относится к их деятельности, хотя сам не является С.И.. Можно догадаться,
какие могут поступать деньги от богатых благотворителей. Есть много разных
богатых и известных людей, которые очень положительно относятся к
деятельности С.И. и они жертвуют столько, сколько решили для себя сами.
Однако, согласно утверждениям руководства организации, основные средства
поступают от большинства простых людей из собраний по всему миру. Ведь не
стоит забывать, их число уже превысило 6 миллионов человек. Это огромная,
но некоммерческая организация. Литература распространяется бесплатно, а
если человек хочет внести пожертвование, тогда у любого С.И. есть с собой
конверт куда желающий может опустить деньги. Затем этот С.И. придя на
ближайшую встречу, опустит эти средства в ящик для пожертвований, не взяв
себе ни копейки. Проводились наблюдения и исследования по этому вопросу и
был сделан вывод, что для них чистая совесть важнее денег. По этой причине,
многие работодатели и предприниматели нанимают к себе на работу С.И., зная
что они не станут воровать. Были случаи, когда им люди доверяли десятки
тысяч долларов и из этого ничего не пропадало. Хотя, как и везде, бывают
редкие исключения. И если выясняется, что кто-то из С.И. украл деньги или
какое либо имущество, тогда этот человек предстает перед комитетом
«старейшин», которые рассмотрят его дело и решат: может ли этот человек
оставаться в организации или нет? И зная это, и имея идеалогию того, что
Иегова все видит, С.И. остаются честными один на один с деньгами. Это также
расследовалось и были проведены многие эксперементы подтверждающие этот
факт.

Их влияние на общество и государство

Свидетели Иеговы не могут не влиять на общество и государство. Своей
активной деятельностью, они вызывают у кого-то вопросы, у кого-то
негодование, у других удивление, а у третьих может вызывать даже гнев.
Однако, давайте рассмотрим их социальное влияние на общество.

Известно, что С.И. имеют крепкие семьи. В каждой семье, где С.И. поступают
согласно их убеждениям имеется четкое разграничивание ролей. Главой семьи
является отец и муж, ему подчиняется жена и мать. А также дети подчиняются
своим родителям. Было замечено, что и у С.И. встречаются семейные проблемы.
Однако, это происходит, по словам С.И., из-за неправильного поведения кого
то из членов семьи. Если жена перестает подчиняться мужу, а дети прекращают
слушаться своих родителей, тогда в таких семьях происходят проблемы,
впрочем как и у всех остальных людей. Однако, те семьи, которые стараются
соблюдать свои роли имеют крепкие семьи, послушных детей и, как следствие,
такие семьи неразваливаются из-за измен, предательства и восстания на
авторитет родителей. Процент разводов среди С.И. по сравнению с общим
числом общества намного меньше. В их учениях часто подчеркивается важность
семьи и правильного воспитания. Был констатирован тот факт, что дети С.И.
намного меньше страдают депрессиями и замкнутостью. Это объясняется тем,
что дети часто бывают «на людях», т.е. на собраниях (так называют С.И. свои
встречи). Если смотреть на то, что в своих учениях они отвергают
употребление табака (никто из С.И. не курит), злоупотребление спиртным и
других вредных привычек, то можно заключить, что они стараются вести
здоровый образ жизни. Интересно их отношение к алкоголю. Они не отвергают
полностью употребление спиртных напитков, даже таких как водка. Они сами
могут по желанию ее употреблять. Это не запрещается. Однако они против
систематичного употребления, которое в конечном итоге ведет к пьянству. Кто-
то из них решил для себя совсем не употреблять алкоголь, а кто то
продолжает это делать. Однако выбор остается за каждым лично. Тот кто не
пьет - не будет осуждать того кто пьет. Главное, по их словам, избегать
пьянства. В этом контексте видно, что своими действиями и учениями, они
благотворно влияют на общество в целом, ведь не будем забывать, что в
России на каждых 1000 человек приходится один Свидетель Иеговы.

Свидетели Иеговы – пацифисты. Они осуждают любые военные действия. Они не
служат в армии и не работают на тех профессиях, где требуется использование
оружия. Во многих государствах, они защитили свои права на совесть и
поэтому их не призывают в армию. Они уверены, что власть убивать
принадлежит только Богу Иегове. Они декларируют о том, что скоро Бог убьет
всех тех людей, кто противится Ему. И поэтому из желания спасти людей от
гибели, они убеждают других людей подчиниться Богу. Их твердая убежденность
в том, что только Бог может править этим миром, отражается и на их
аполитичности. Они вне любой политики. Они называют себя «не от мира»,
подчеркивая, что они не участвуют в злых делах этого мира, за которые он и
осужден. Если начнется война, С.И. не станут убивать и не возьмут в руки
оружие. Во времена фашистской Германии, Гитлер велел уничтожить в первую
очередь евреев, а затем Свидетелей Иеговы. Они сильно пострадали в те
времена. Десятки тысяч немецких С.И. были застрелены и убиты в концлагерях
за их отказ брать в руки оружие. Перед смертью, они объясняли свою позицию
примерно так: «как я могу взять автомат и убивать моих братьев и других
людей, если Бог заплатил за них самую дорогую цену, жизнь своего Сына
Иисуса Христа?». Немецкая машина раздавила многих из них, однако они не
изменили своей вере и своим убеждениям. В честь их мужества было написано
много книг и снято фильмов. Однако после разгрома немецкой армии, наступили
нелегкие для них времена. Советские руководители также не поняли их
убеждений и за это многие немецкие и русские Свидетели Иеговы продолжали
страдать, но уже в коммунистических лагерях. Тысячи пережили такие лагеря
как «Гулаг». Сталин подобно Гитлеру тоже пытался их сломить или уничтожить,
однако сегодня их число велико в Сибири, а также на Украине (в Украине
количество С.И. достигает 125 000 человек. Из 385 жителей Украины, один
Свидетель Иеговы. Рост числа С.И. за 2002 год по сравнению с 2001 годом
составляет 4%). Сегодня на территории бывшего Советского Союза проживает
более 300 000 крещенных Свидетелей Иеговы и их число постоянно
увеличивается. Если учесть все моменты их деятельности, то можно сделать
вывод, что они имеют положительное влияние на общество людей.

Занимаются ли они антигосударственной деятельностью?

Для этого понятия следует рассмотреть интересы государства и деятельность
Свидетелей Иеговы. Во времена СССР, была идеалогия, которая отвергала все
формы религии. И поэтому, деятельность С.И. находилась под запретом.
Государство рассматривало эту группу как «разлагающее влияние на мышление
граждан». Однако под эту терминологию попадали все религиозные течения,
включая православие. С точки зрения руководства КПСС, С.И. занимались
антигосударственной деятельностью. Времена изменились и теперь курс взят на
демократию. Демократия разрешает свободное вероисповедание, а также свободу
слова и совести. Благодаря таким изменениям, С.И. легализовали свою
организацию и теперь это зарегистрированная религия. Хотя остатки прошлого
насаждения антирелигиозной идеалогии продолжают всплывать в умах россиян, с
точки зрения закона, С.И. не ведут никакие антигосударственные программы.
Они не занимаются терроризмом. Они даже побуждают своих членов исправно
платить все налоги. Они стараются сохранить семьи и призывают к
уступчивости в семье и взаимному пониманию как к средству заменяющему
разводы и развал семьи. В России пока не проведена реформа армии и поэтому
автоматически С.И. призывают служить в армию. Однако они готовы выполнить
свой общественный долг (они соглашаются на альтернативное служение в виде
помощи пострадавшим или помощи в больницах и т.п.). Они не прячутся от
военкоматов. Они приходят тогда, когда их вызывают и отстаивают свою
позицию по христианскому нейтралитету. Это безобидные люди. Их цель,
согласно их словам, проводить тихую и безмятежную жизнь, ожидая скорого
вмешательства Бога в дела людей. Их религия - это абсолютная нейтральная
позиция. Они, согласно их утверждениям, выполняют свою работу по всему
миру, потому, что Иисус назначил их на это (Матфея 28:19,20): «идите и
научите все народы....». Если говорить о их деятельности, в контексте
угрозы государству, то можно сделать вывод, что они государству не
угрожают. Один офицер КГБ, который занимался слежкой за разного рода
религиями сказал о С.И.: «если бы все люди были такими как они, тогда нам
не пришлось бы никого ловить и сажать в тюрьмы».

Заключение

Изучив основные верования Свидетелей Иеговы, можно сказать, что их
вероучения отличаются от традиционных религий. Следовательно, являются ли
они сектой? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо определить значение
слова «секта» и сравнить это значение с религией Свидетелей Иеговы. Как уже
подчеркивалось ранее, эта исследовательская работа свободна от
предубеждений и предрассудков и ее цель состоит в ознакомлении фактов. Что
такое секта? В «Карманном словаре атеиста» дается следующее определение
этого слова: «Секта религиозная (лат. secta - образ мыслей, учение,
направление) - один из типов религ[иозных] объединений, отличающийся рядом
признаков». Для атеиста, согласно этой терминологии, сектой является любая
религия. Однако, это не малое число верующих, более 6 миллионов человек,
имеющее типографии и филиалы во многих странах, сектой не назовешь. Кроме
того, они не скрывают свою деятельность. Открыты и не агрессивны.
Содействуют укреплению семьи. Осуждают пьянство и употребление наркотиков.
Они не угрожают национальной безопасности любой страны, так как абсолютно
аполитичны. Платят налоги. Воспитывают здоровых детей. Проводят
воспитательную работу среди заключенных. Осуждают любого рода насилие.
Занимаются самообразованием.

Каким образом относиться к Свидетелям Иеговы, это дело личного
предпочтения. Возможно эти факты помогут понять и сделать вывод: Свидетели
Иеговы – кто они на самом деле?

Рига 2003




Реферат на тему: Адкуль пайшло Хрысцiянства на Беларусi

Мiнiстэрства адукацыi рэспублiкi Беларусь

Школа №65 г. Мiнска
11 “Г” клас



Хадакоўскай Надзеi



Адкуль з’явiлася хрысцiянства на тэрыторыi Беларусi ?



Навуковы кiраўнiк:
Пабегайла ўладзiмiр
Уладзiмiравiч



Мiнск – 2000

Министерство образования республики Беларусь

Школа №65 г. Минска
11 “Г” класс



Ходаковской Надежды.



КРЕЩЕНИЕ РУСИ



Научный руководитель:
Павлюкевич Владимир
Николаевич



Минск – 2000

АДКУЛЬ ПРЫЙШЛО ХРЫСЦІЯНСТВА НА БЕЛАРУСЬ?


Адгучалі святы і перазвоны саборных званоў з нагоды 1000-годдзя
хрышчэння Усходняй Еўропы, прайшлі ўрачыстыя пасяджэнні і літургіі, зноў
надышоў час нястомных пошукаў і навуковага аналізу. Аглядаючы гады мінулыя,
святкаванне юбілею, трэба адзначыць, што ён стаў адметнай з'яваю ў жыцці
нашага грамадства. 1000-годдзе ў многім падштурхнула вяртанне народу
духоўнасці, прымусіла нават зацятых атэістаў падумаць аб нечым больш
каштоўным, чым «хлеб наш надзённы». I калі не ўсе адразу ці пакрысе сталі
вернікамі, то для большасці святкаванне хрысціянскіх угодкаў стала
вобразным напамінам аб спрадвечнай гісторыі чалавецтва і народа, аб людскіх
традыцыях, высокай духоўнасці і маралі.
Разам з тым 1000-годдзе паставіла, бадай, не менш пытанняў, чым
адказаў. Але гэта не тыя пытанні, якія на працягу двух гадоў гучалі з
трыбун розных канферэнцый і ўрачыстых пасяджэнняў, са старонак усесаюзных
часопісаў і нават раённых газет: як і дзе прымаў хрышчэнне князь Уладзімір,
ставіў ці не ставіў на Кіеўскіх гарах крыж св. Андрэй Першазваны,
прагрэсіўнай ці не была з'ява хрысціянства ва Усходняй Еўропе і г. д. На
ўсе гэтыя пытанні ўжо даўно знойдзены адказы ў працах айцоў-багасловаў і ў
спецыяльнай навуковай літаратуры. Іншая справа, што да так званага
«шырокага чытача» яны дайшлі толькі цяпер і абрынуліся на яго снежнаю
лавінаю. Не абышлося і без яўнага ганьбавання «опиума для народа» ў духу
даўно правераных бальшавіцка-сталінскіх традыцый. Але гаворка не пра тое.
У патоку святочнай хрысціянскай інфармацыі нават спрактыкаванаму ў
гісторыка-багаслоўскіх пытаннях чалавеку цяжка было зразумець, адкуль
узялося хрысціянства на Беларусі, якім яно было першапачаткова, як
развівалася. У лепшым выпадку ў свядомасці засталіся імёны сапраўдных
волатаў хрысціянскай культуры: Ефрасінні Полацкай, Кірылы Тураўскага,
Аўрамія Смаленскага, Сімяона Полацкага. Разам з тым, апісанне працэсу
хрышчэння Усходняй Еўропы звялося да прыняцця рэлігіі св. князем
Уладзімірам, хрышчэння кіяўлян, наўгародцаў. Пасля — да гісторыі кіеўскіх,
наўгародскіх, пскоўскіх і падмаскоўных манастыроў. Пазней — да вядомай
догмы: «Масква — трэці Рым, а чацвёртаму не быць», да аб'яднання
ўсходнеславянскага праваслаўя вакол маладой Маскоўскай дзяржавы.
Складалася ўражанне, што больш чым тысячагадовая гісторыя Беларусі ў
гэтым ваколасвяточным «рушэнні» калі не ігнаравалася свядома то, як бы
мовіць, выпала. Але на самой справе мы маем вынік шматвяковай расейскай
імперскай палітыкі ў галіне навукі і культуры, які, дарэчы, з зайздросным
імпэтам быў падхоплены праваднікамі камуністычнай ідэалогіі. Стары-новы
дагмат аб тым, што Беларусь — колішняе Полацкае княства — была састаўной
часткай (правінцыяй) Кіеўскай Русі, меў на ўвазе, што і хрышчэнне гэтых
зямель нічым не адрознівалася ад Кіева ці Ноўгарада. Але ці так гэта было
на самой справе? Надышоў час паставіць і гэта пытанне.
Як справядліва лічаць праваслаўныя багасловы, пранікненне хрысціянства
на землі ўсходніх славян можна звязваць з перыядам ад св. Андрэя
Першазванага да княгіні Вольгі, г. зн. III—IX стст. ад Н. X. (Фнларет.
Установленне хрнстнанства на Руси. Богословскне труды, .№ 28, М., 1987).
Але трывала яно пачало прыжывацца толькі ў канцы XI стагоддзя. Прычым
адразу трэба заўважыць, што ўсходнееўрапейскія прасторы заставаліся на той
час адзінымі нехрысціянізаванымі землямі Еўропы. Таму тут і скрыжаваліся
інтарэсы каталіцка-апостальскага Рыма і праваслаўнага Канстанцінопаля —
Візантыйскай імперыі. Аб тым, што гэта было менавіта так, сведчаць,
напрыклад, жыціі, перакладзеныя з латыні на стараславянскую мову, якія мелі
распаўскджанне на землях Ўсходняй Еўропы: Бенедыкта Наварасійскага,
Анастасіі Рымлянкі, святога Віта і інш. Сама княгіня Вольга, якая першая з
кіеўскіх князёў прыняла хрысціянства, вяла адносна гэтага перамовы як з
Канстанцінопалем, так і з Рымам. Яна звярнулася да германскага імператара
Аттона 1 (936— 973 г.г.) з просьбаю прыслаць у Шеў каталіцкіх святароў, што
тлумачылася яе няўдалымі перамовамі з візантыйскім імпеііатарам
Канстанцінам VII Багранародным пад час паездкі ў Канстанцінопаль у 957 г.
Безумоўна, на той час сама Вольга трымалася яшчэ паганскае веры. Разам з
тым у Кіеве былі добра вядомыя і праваслаўныя місіянеры. Цяжка ўявіць, каб,
з'явіўшыся ў сярэднім Дадняпроўі, яны не праявілі цікавасці да іншых зямель
на поўнач ад Кіева, якія ўжо былі вядомыя тагачасным сярэдневяковым
гісторыкам.
Яскравым сведчаннем таму з'яўляецца лёс самога Андрэя Першазванага, які
пасля наведвання «Кіеўскіх гор» адправіўся далей на поўнач па Дняпры да
Ноўгарада, адтуль – у Скандынавію і далей, у Рым. Такім чынам, апостал
прайшоў вядомым гандлёвым шляхам «з грэкаў у варагі». Гэты шлях у нас
часцей называецца «з вараг у грэгі» і, мабыць, невыпадкова. Справа ў тым,
што землі Усходняй Еўропы, у тым ліку і Полацкага княства, на гэтым шляху
былі толькі транзітным прамежкам. Асноўны гандаль ішоў паміж Усходам і
Скандынавіяй, астатнія ж толькі карысталіся выгодамі гэтага гандлю. У
сувязі з гэтым цікава адзначыць, што другая палова Х стагоддзя — час
шырокага распаўсюджвання ў Скандынавіі хрысціянства. Хрысціянства прыйшло
сюды раней, чым ва Усходнюю Еўропу, дзякуючы шматлікім паходам нарманаў
ажно да Міжземнага мора. Адпаведна і ўвагу да ўсходнеславянскіх зямель
праяўлялі не толькі місіянеры з поўдня, але і з поўначы.
Найбольшую цікавасць для нас уяўляе епіскапская «Сага аб хрышчэнні»,
запісаная праз трыста гадоў аб падзеях канца Х стагоддзя. Галоўнай дзеючай
асобай аповедзi з'яўляецца Торвальд Вандроўнік. Гэты чалавек, узведзены
пасля смерці ў сан святога, прымаў чынны ўдзел у хрысціянізацыі Ісландыі.
Адтуль ён выправіўся ў Ерусалім, дзе быў у вялікай пашане ў самога
імператара і канстанцінопальскага патрыярха. Здзейсніўшы духоўны подзвіг
паломніцтва, Торвальд вяртаўся ў Скандынавію цераз Кіеўскую Русь. Тут ён
пакінуў па сабе памяць у выглядзе заснаванага «в Руси» манастыра Іаана
Хрысціцеля. Са спасылкаю на скальда Бранда Вандроўніка, сага апавядае, што
Торвальд памёр, так і не дайшоўшы да сваёй радзімы, і пахаваны «ў высокай
гары па рэчышчы Дроўна», «каля царквы Іаана Хрысціцеля, непадалёк ад
Полацка». Гэта сага — першы па часе дакумент або твор, у якім прыгадваюцца
хрысціяне на землях Полацкага княства. Нагадаем яшчэ раз, што апісаныя ў ёй
падзеі датуюцца канцом X стагоддзя. Мабыць, гэта невыпадкова. Па-першае,
таму, што ўжо ў канцы Х ст. Полацкая зямля аформілася як самастойнае
незалежнае княства. Яе першы летапісны князь Рагвалод як паўнапраўны
гаспадар «трымаў, валадарыў і княжыў» Полацкую зямлю. Па-другое, Рагвалод
хутчэй за ўсё быў выхадцам з паўночнай Нарвегіі, фюлька (воласці) пад
назваю Рогаланд. Таму цалкам зразумела, чаму другі скандынаў — Торвальд
Вандроўнік вырашыў заснаваць манастыр менавіта ў Полацку.
Манастыр Іаана Хрысціцеля (Прадцеча) на Востраве ў Полацку
дакументальна фіксуецца ў старажытных крыніцах з XIV стагоддзя. Некаторыя
даследчыкі адносяць яго ўзнікненне да значна больш ранняга часу. Але рэшткі
самога манастыра дагэтуль не знойдзены. Археалагічнымі і геафізічнымі
даследаваннямі апошніх гадоў вызначаны толькі месцы перспектыўных пошукаў.
Што да «высокай гары», то такая існуе і сёння непадалёку ад былога
манастыра. Пад час вайны 1812 года на ёй была збудавана артылерыйская
батарэя, пазней — курган Славы 1941—1945 гадоў. Няма падстаў сумнявацца,
што сага прыгадвае менавіта Полацк і полацкі манастыр. Што ж да даты
заснавання манастыра, то дакладна яе могуць вызначыць толькі археалагічныя
даследаванні. Прычым, калі будуць знойдзены рэшткі мураваных пабудоў (а
мураванае дойлідства пачало распаўсюджвацца на Полаччыне толькі з другой
паловы XI стагоддзя, то варта памятаць, што першыя хрысціянскія храмы на
нашых землях былі ўсё-ткі драўлянымі, а манастыры — пяшчорныя, як,
напрыклад, у Кіеве, Пскове, нарэшце, і ў Палесціне.
Факт існавання ў Полацку напрыканцы Х стагоддзя хрысціянскага,
праваслаўнага накірунку манастыра (не будзем забываць, што Торвальд быў у
вялікай пашане ў канстанцінопальскага патрыярха) дазваляе крыху іначай
паглядзець на асобы першых полацкіх князёў — Рагвалода і яго дачку Рагнеду.
Шырокавядома летапіснае паданне, паводле якога барацьба за руку Рагнеды
разгарэлася паміж кіеўскім князем Яраполкам Святаславічам і яго братам
Уладзімірам Святаславічам наўгародскім, будучым хрысціцелем Русі. Абодва
князі, як сведчаць крыніцы, былі паганцамі: Яраполк ужо меў жонку і
Рагнедавай рукі прасіў у якасці другой жонкі. Абодва — і Яраполк, і
Уладзімір — пакланяліся стодам (ідалам).
Але ці была язычніцкай веры Рагнеда? Тое, што яна згаджалася стаць
другой жонкай Яраполка, сёння ўжо не можа быць бясспрэчна прынята ў якасці
доказу яе паганскай веры. Заручыны і жаніцьба на той час былі актам глыбока
палітычным. Па-другое, ёй, безумоўна, была добра вядома гісторыя княгіні
Вольгі — бабкі Уладзіміра і Яраполка, якая, стаўшы хрысціянкаю, кіравала
народам паганскае веры і жыла ў яго асяроддзі. А гэта быў вялікі духоўны
подзвіг.
Па-трэцяе, на той час у Полацку ўжо існаваў хрысціянскі манастыр на
Востраве. А як вядома, галоўную стаўку ў місіянерскай дзейнасці святары
рабілі на прадстаўнікоў княжацкай улады, баяраў і дружыну. Так адбывалася
паўсюдна: у Заходняй Еўропе, у Скандынавіі і, як мы ведаем, ва Усходняй
Еўропе. Таму пазбегнуць такога ўздзеяння не магла ні Рагнеда, ні яе бацька
— Рагвалод. Нарэшце, чацвёртае, само летапіснае паданне і сведчанне
Цвярскога летапісу: Рагнеда робіць замах на жыццё Уладзіміра. «За тое,—
тлумачыць яна,— што бацьку майго забіў і зямлю яго ў палон узяў, а зараз не
любіш ні мяне, а ні сына нашага». Як магла жанчына, адна з сямі афіцыйных
жонак Уладзіміра-паганца, падняць на яго руку? У тагачасных умовах
усеабдымнага патрыярхату, адпаведна агульна-еўрапейскаму рыцарскаму
кодэксу, гэта немагчыма было нават уявіць!
Прасцей за ўсё ўчынак Рагнеды можна было б растлумачыць звычайнай
жаночай рэўнасцю, што, дарэчы, і рабіла большасць гісторыкаў. Але якая
магла быць рэўнасць, калі мнагажонства ў тагачасным усходне-славянскім
грамадстве — рэч больш чым звычайная. Яна — норма жыцця і залежала толькі
ад сацыяльнага становішча мужчыны, яго магчымасці пракарміць адну ці сем
жонак. I галоўнае, на той час такое палажэнне жанчыны не было для яе
абразлівым, хутчэй наадварот. Яе адносіны з мужам вызначаліся колькасцю
народжаных дзяцей. Чым больш дзяцей — тым больш прыязнымі былі іх адносіны.
А як вядома, Рагнеда нарадзіла Уладзіміру: Ізяслава (князя полацкага),
Мсціслава (князя чарнігаўскага і тмутараканскага), Яраслава Мудрага (князя
наўгародскага, затым — кіеўскага), Усевалада ды яшчэ дзвюх дачок.
Абразлівым становішча Рагнеды нам, сённяшнім, можа падацца толькі таму,
што ўсе мы, атэісты ці вернікі, нясем у сваёй свядомасці хрысціянскія
пастулаты, якія сталі заканадаўчымі нормамі нашага жыцця, адзін з якіх —
кожны муж павінен мець адну жонку і наадварот: кожная жонка — аднаго мужа.
Таму абразіцца Рагнеда магла толькі ў тым выпадку, калі была хрысціянкаю, а
тым больш — першаю (!) афіцыйнай жонкаю Уладзіміра. Усе астатнія — пасля
яе. Апрача таго, дадалася помста за бацькоў, забітых Уладзімірам, за
абрабаваную вотчыну — Полаччыну. Калі ж Рагнеда разам з сынам Ізяславам
была выслана з Кіева, а Уладзімір тым часам ажаніўся ў чарговы і апошні раз
на дачцэ візантыйскага імператара і прыняў хрысціянства, ён прапанаваў
Рагнедзе выбраць сабе мужа з яго акружэння. Гордая Рагнеда адмовілася,
заявіўшы, што ў такім выпадку яна лепш стане нявестаю Хрыстовай. Пасля чаго
прыняла пастрыг пад імем Анастасіі. У тыя часы ўсходнеславянскія землі не
ведалі жанчын манахінь. Па-другое, прыняць манашаскі сан, не прайшоўшы
паслушэнства, а тым больш без веры ў Хрыста, было немагчыма. Адсюль можна
зрабіць вывад, што Рагнеда да прыняцця хрысціянства была веруючай. А гэта
магчыма толькі ў тым выпадку, калі з пастулатамі хрысціянства яна і,
вядома, яе бацька Рагвалод былі знаёмыя да 970 года, г. зн.— да захопу
Полацка Уладзімірам.
Таму невыпадкова, што першы князь адноўленай полацкай дынастыі —
Ізяслаў, сын Рагнеды і Уладзіміра, быў хрысціянінам. Калі верыць летапісам,
ён быў «ціхі і лагодны», любіў і шанаваў царкву, чытаў святыя пiсанні, «и
слезен, и умилен, и долготерпелив». Большасць гісторыкаў менавіта з імем
гэтага князя звязвае хрышчэнне Полацкай зямлі. Але адразу ўзнікае пытанне:
а што мы, уласна кажучы, разумеем пад хрышчэннем зямлі ці княства?
Хрышчэнне Кіева адбылося ў водах Дняпра, куды Уладзімір загадаў загнаць
усіх гараджан, паўтарыўшы амаль даслоўна выраз Хрыста: «Хто не са мной, той
супроць мяне». Ваяводы Уладзіміра — Пуцята і Дабрыня — Ноўгарад хрысцілі
мячом і агнём. Гэта давала падставы лічыць, што падобным чынам адбылося і
хрышчэнне Полацка. Але чаму ў такім выпадку на старонках вядомых нам
летапісаў няма звестак аб хрышчэнні Ізяславам Полаччыны? Калі прычынай
лічыць адсутнасць полацкіх летапісаў, то нават у такім выпадку летапісцы-
мніхі Кіева і Ноўгарада, якія падрабязна занатоўвалі ўсе звесткі, наўрад ці
абмінулі б такую падзею. Што-што, а вялікі гвалт, накшталт наўгародскага,
трапіў бы ва ўсе летапісы, не толькі ўласнаполацкія. Аб гэтым сведчаць
больш познія летапісныя запісы, якія тычацца Полацка, але якія мы ведаем з
кіеўскіх, наўгародскіх, суздальскіх, цвярскіх і інш. летапісаў. Адсюль
вынікае, што гвалтоўнага хрышчэння Полацкага княства не было. Чаму ж тады
пралілася кроў язычнікаў у Ноўгарадзе? Таму што Ноўгарад быў даўняй, але
вольналюбівай вотчынай Уладзіміра. Вялікаму князю кіеўскаму было неабходна
сцвердзіць свае правы на гэты горад і яго воласць, падпарадкаваўшы яго не
толькі адміністрацыйна, але і духоўна. Падобных правоў на Полаччыну ён не
меў, як не меў, відаць, і дастатковай зброі. Бо ў Полацку напрыканцы
Уладзіміравага жыцця (12 апошніх гадоў) правіў сын Ізяслава — Брачыслаў,
вядомы сваёй смелай і незалежнай палітыкай. У Брачыслава, калі верыць
летапісам і сагам, былі больш трывалыя сувязі з Балта-Скандынаўскім светам,
чым з Кіеўскай Руссю. Нездарма на яго баку супроць Яраслава Мудрага біліся
нармандскія дружыны. Апошняе відавочна тлумачылася тым, што полацкія князі
свой радавод лічылі не адгалінаваннем Рурыкавічаў, а самастойным дрэвам
Рагвалодавічаў. Пра што і летапіс паведамляе: «Адгэтуль уздымаюць меч
Рагвалодавы ўнукі супроць унукаў Яраслава».
Такім чынам, сцвярджаць сваю ўладу пераводам у хрысціянскую рэлігію
ўсіх жыхароў княства полацкім князям патрэбы не было. А з амбіцыямі
кіеўскага ўладара Уладзіміра яны лічыліся мала. Тым не менш, полацкія князі
прынялі хрысціянства. Праўда, у нас няма падстаў сцвярджаць, што гэту
рэлігію яны праводзілі ў якасці афіцыйнай. Хутчэй за ўсё з боку княжацкай
улады не было перашкод для натуральнага пранікнення хрысціянства ва ўсе
сферы тагачаснага грамадства. Вядома, што развіццё новай рэлігіі ва
ўсходнеславянскіх землях ішло па схеме: князь — дружына — горад — вёска.
Разумеючы перспектывы новай ідэалогіі, новыя магчымасці, якія яна нясла
дзяржаве і народу, шырокія агульнаеўрапейскія палітычныя выгоды, палачане
паступова схіляліся да хрысціянства праваслаўнага ўзору.
У сувязі з гэтым цікава прасачыць за летапіснымі звесткамі аб полацкіх
князях тых часоў. У «Аповесці мінулых часоў» пры апісанні падзей пачатку —
сярэдзіны XI стагоддзя трапляецца вельмі цікавы, нешматслоўны блок
паведамленняў, прысвечаных Полацку: смерць Рагнеды-Анастасіі (1000), смерць
Ізяслава (1001), смерць Усяслава (1003), вакняжэнне Брачыслава (1003),
паход Брачыслава на Ноўгарад (1021) і яго барацьба з Яраславам Мудрым. У
гэтым полацкім блоку апынуўся артыкул «Перанесены святыя ў святую
Багародзіцу» (1007). Аб якіх святых і якой царкве ідзе гаворка?
Першыя кіеўскія (у далейшым — агульнарускія) святыя Барыс і Глеб, па-
здрадніцку забітыя трэцім братам — Святаполкам, былі кананізаваны ніяк не
раней смерці іх бацькі— князя Уладзіміра Святаславіча 15 ліпеня 1015 года,
а дакладней, як лічаць сучасныя даследчыкі, паміж 1020 і 1039 гадамі.
Перанесены ж у новую вышгародскую царкву яны былі яшчэ пазней — у 1072
годзе, аб чым ёсць адпаведны запіс у той жа «Аповесці мінулых часоў». Іншых
святых на той час у Кіеве, як і ў Ноўгарадзе, і быць не магло. Тлумачыцца
гэта тым, што ўсходнеславянская царква цалкам залежала ад
канстанцінопальскай метраполіі, дзе павінна была зацвярджацца любая
кананізацыя. Адсюль вынікае, што гэтыя святыя не маглі быць кіеўскага ці
наўгародскага паходжання.
Якая царква, прысвечаная Багародзіцы, прыгадваецца ў летапісе? На той
час (1007) найбольш славутай, безумоўна, была кіеўская, вядомая пад назвай
Дзесяцінная. Але мала хто з даследчыкаў адзначае, што ў гэтыя ж часы
аналагічная царква была ў Полацку.
Летапісны запіс 1158 года ведае нават дзве царквы ў Полацку,
прысвечаныя Багародзіцы. Каб іх адрозніць, летапісец адну называе «старой».
Якая царква магла лічыцца «старой», калі ў XII стагоддзі у Полацку толькі-
толькі пачалося шырокамаштабнае будаўніцтва мураваных храмаў? 3 дзесяці
вядомых нам сёння старадаўніх полацкіх храмаў дзевяць адносяцца да XII
стагоддзя. I толькі адзін — Сафійскі сабор — да XI. Разам з тым у гарадах,
дзе існавалі падобныя саборы (Канстанцінопаль, Кіеў, магчыма, і Ноўгарад),
яны не былі першымі культавымі хрысціянскімі пабудовамі. Як немагчыма
адразу паганцу стаць хрысціянінам, тым больш пад прымусам, так немагчыма
адразу збудаваць вялікі храм Сафіі — сімвал і сутнасць веры. Хрышчэнне -
гэта не рэвалюцыя ў яе крывава-гвалтоўным разуменні, гэта доўгі, паступовы
працэс перамены чалавечай свядомасці, маралі, культуры. Таму ўзвядзенню
Сафійскага сабора ў Полацку абавязкова павінна была папярэднічаць будоўля
іншых храмаў. Адным з храмаў, як м

Новинки рефератов ::

Реферат: Гальванотехника и ее применение в микроэлектронике (Технология)


Реферат: Герцен, Чернышевский и крестьянский социализм (История)


Реферат: Современное российское общество и социальные аспекты его развития (Социология)


Реферат: Контрольная работа по ОБЖ (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: МВД (Гражданское право и процесс)


Реферат: Лизинг (Бухгалтерский учет)


Реферат: Вопросы обеспечения прав человека в деятельности Службы судебных приставов (Теория государства и права)


Реферат: Нейро-физиологические механизмы эмоций (Психология)


Реферат: Электропривод летучих ножниц (Металлургия)


Реферат: Профориентация учащихся (Педагогика)


Реферат: Россия XV-XIX веков глазами иностранцев (Политология)


Реферат: Маньеризм в моде (Культурология)


Реферат: Если вы заблудились в тайге (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Базаров герой своего времени по роману Тургенева "Отцы и дети" (Литература)


Реферат: Буддийское вероучение и культ (Религия)


Реферат: Налоговая система РФ (Налоги)


Реферат: Лабараторные работы по генерированию (Цифровые устройства)


Реферат: И. В. Сталин (История)


Реферат: Возникновение и эволюция Вселенной (Астрономия)


Реферат: Ионизирующие излучения (Безопасность жизнедеятельности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист