GeoSELECT.ru



Спорт / Реферат: Основы здорового образа жизни (Спорт)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Основы здорового образа жизни (Спорт)


АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ



РЕФЕРАТ

по физической культуре
«Основы здорового образа жизни»



Выполнила:
студентка гр. ДН-328

Безниско Мария



Астрахань - 2001


План


ВВЕДЕНИЕ 3


ЛИЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ГИГИЕНА 4

Личная гигиена. 4
Рациональный режим дня и объем двигательной активности 4
Уход за телом и полостью рта 5
Рациональное питание 6
Гигиена одежды и обуви 7
Меры предупреждения простудных заболеваний 8
Вред курения и алкоголя 9
Профилактика спортивного травматизма 9
Значение состояния воздуха в спортивных помещениях 10

ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА 11

Понятие и виды закаливания 11
Купание. 13
Местное закаливание холодом. 13

ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ 16

Правила самоконтроля 16

ЛИТЕРАТУРА 18



ВВЕДЕНИЕ

Основами здорового образа жизни является личная и общественная гигиена
и, несомненно, врачебный контроль.
Гигиена — медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды на
здоровье человека. Целью гигиены является профилактика заболеваний,
обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности организма, сохранение
здоровья и продление жизни человека, обеспечение его высокой
работоспособности.
Как наука о здоровье гигиена находит все возможности для своего
развития во многих странах, в том числе и в России. И это понятно, так как
наше государство берет на себя заботу об охране и постоянном улучшении
здоровья всего населения.
Общественная гигиена неразрывно связана с личной. Выполнение требований
личной гигиены имеет не только индивидуальное значение.

ЛИЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ГИГИЕНА


Личная гигиена.

Личная гигиена включает в себя общие гигиенические правила: правильное
чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой,
регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха,
полноценный сон. К личной гигиене относятся гигиенические требования к
уходу за телом и полостью рта, отказ от вредных привычек, разрушающих
здоровье и тренированность.
Большое значение для здоровья имеет гигиена занятий физическими
упражнениями, направленная на то, чтобы физические упражнения и внешние
условия их выполнения оказывали благотворное влияние на организм
физкультурника, спортсмена.
Многие гигиенические положения, нормы и правила широко используются в
практике физического воспитания, в том числе и в системе профессионально-
технического образования.
В конечном итоге гигиенические мероприятия и занятия физической
культурой преследуют общие цели: укрепление здоровья, повышение
закаленности, умственной и физической работоспособности, повышение
готовности учащихся к высокопроизводительному труду и защите Родины.

Рациональный режим дня и объем двигательной активности

Основой здорового образа жизни является рациональный режим дня:
правильное чередование труда и активного Отдыха, регулярный прием пищи,
определенное время подъема и отхода ко сну, выполнение ряда гигиенических
мер.
При правильном режиме вырабатывается слаженный ритм деятельности, в
организме формируется динамический стереотип нервных процессов,
определяемый как уравновешенная система условных рефлексов. Отсутствие
постоянного режима или частое изменение сложившегося стереотипа ухудшает
работоспособность и отрицательно сказывается на здоровье.
Рациональный распорядок дня дает возможность лучше планировать свое
время, приучает учащихся к сознательной дисциплине.
Функциональная активность организма человека ритмически изменяется.
Ритмы функционирования организма, получившие название биологических, имеют
различные периоды. Основным ритмом является суточный. Ночью снижаются
показатели обменных процессов, сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
температура тела. Днем увеличиваются интенсивность обмена веществ,
двигательная активность и связанная с ними работа сердца и дыхания. При
этом на протяжении дня работоспособность также ритмически изменяется:
постепенно повышаясь в утренние часы, она достигает высокого уровня в 10-13
ч, а затем понижается к 14 ч. После этого начинается вторая волна повышения
работоспособности, которая после 20 ч постепенно снижается.
Лучшее время для занятий по физическому воспитанию - с 10 до 13 ч и с
16 до 20 ч.
Большое значение имеют правильная организация учебных занятий,
рациональное распределение труда и отдыха, объемы нагрузок в различных
видах деятельности.
На рост и развитие подростков существенное влияние оказывает
двигательная активность. Недостаточная двигательная активность
неблагоприятно влияет на многие функции растущего организма, в частности на
сердечно-сосудистую и нервную системы.
Оптимальная доза двигательной активности должна определяться как при
плановых занятиях спортом, так и при самостоятельных занятиях.
Гигиеническая норма двигательной активности учитывает прежде всего
требования и закономерности укрепления здоровья и всестороннего
гармонического развития всего организма. Для сохранения здоровья и
достижения высокого уровня физического развития учащимся необходим довольно
большой объем двигательной активности с энерготратами как минимум 2, 5 тыс.
ккал/сут.
При рациональной режиме учащихся продолжительность ночного сна должна
быть не менее 8,5 в для подростков 15—16 лет и 8 ч для учащихся 17—18 лет.
При различных нарушениях режима и переутомлении может наступить бессонница.
Перед соревнованиями также нередко отмечается нарушение сна, связанное с
излишним волнением перед стартом. От бессонницы поможет избавиться строгое
соблюдение всех гигиенических норм. Не рекомендуется пить на ночь крепкий
чай, кофе, заниматься до позднего вечера напряженной умственной работой,
поздно тренироваться, перед сном нужно совершить небольшую прогулку, а
затем принять теплый душ.
В рабочие дни недели рекомендуется примерный режим дня учащихся.


Элементы режима Время

Подъем 7.00
Утренний туалет, зарядка с закаливающими процедурами 7.00— 7.30
Уборка постели, одевание 7.30— 7.40
Завтрак 7.40— 8.00
Время на дорогу в учебное заведение 8.00— 8.30

В дни теоретических занятий

Линейка, вводная гимнастика 8.30— 9.00
Занятия 9.00—15.10
Обед 11.35—12.30

В дни производственного обучения

Вводная гимнастика, инструктаж, обучение 8.30—1430
Обед 11.20—12.00
Свободное время до 15.30
Полдник 15.30—16.00
Секционные и самостоятельные занятия физкультурой и спортом
16.00—17.30
Приготовление уроков 17.30—19.45
Ужин 19.45—20.00
Прогулка 20.00—21.00
Свободное время, чтение 21.00—22.00
Вечерний туалет, отход ко сну 22.00—22.30

Уход за телом и полостью рта

Чистота кожи — основное условие ее нормального состояния.
Скапливающиеся на поверхности кожи продукты жизнедеятельности организма
(пот, минеральные соли, кожное сало и т. д.), соединяясь с грязью и пылью,
раздражают кожу, закупоривают отверстия потовых и сальных желез, что может
привести к фурункулезу и другим воспалительным процессам.
Уход за кожей начинается с утреннего туалета. Каждый учащийся должен
ежедневно утром мыть с мылом лицо, руки и шею, не реже одного раза в неделю
посещать баню, мыть руки с мылом после всякого соприкосновения с грязными
предметами, посещения туалета и особенно перед едой во избежание желудочно-
кишечных заболеваний (дизентерии, брюшного тифа и др.). Для рук нужно иметь
отдельное полотенце. Ногти следует коротко стричь, а при мытье рук
пользоваться специальной щеточкой.
Волосы необходимо своевременно и коротко подстригать и мыть в мягкой
теплой воде с моющими веществами не реже одного раза в неделю. Жирные или
сухие волосы нуждаются в специальном уходе. Уход за полостью рта не только
способствует сохранению целостности зубов, но и предупреждает многие
заболевания, так как больные зубы являются очагом инфекции. Важную роль в
предупреждении инфекции в полости рта играет правильный уход за зубами и
полостью рта.
Каждый учащийся должен твердо усвоить несложные правила ухода за
полостью рта: иметь индивидуальную зубную щетку; ежедневно утром И вечером
чистить зубы мягкой щеткой (лучше из натуральной щетины); полоскать рот
теплой водой после каждого приема пищи; не удалять остатков пищи с помощью
металлических предметов, пользоваться только специальными зубочистками;
зубы чистить пастой с наружной и внутренней стороны в течение 1—2 мин
только в вертикальном направлении. Начинают чистить зубы с коренных,
постепенно перемещая щетку в сторону передних зубов.
Два раза в год обязательно следует проходить профилактические осмотры у
зубного врача.

Рациональное питание

Рациональное питание прежде всего подразумевает правильный режим
питания. Время приема пищи должно быть строго определено и приходиться на
одни и те же часы. Нерегулярный прием ее ухудшает условия пищеварения и
способствует развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Нецелесообразно принимать пищу непосредственно перед занятием по
физическому воспитанию. Это ведет к плохому ее перевариванию и усвоению,
мешает тренировочному процессу, так как наблюдается уменьшение секреции
желудочного сока и сока поджелудочной железы, что зависит не только от
тормозящего влияния физической нагрузки на деятельность желез, но и от
того, что при мышечной работе уменьшается кровоснабжение внутренних
органов. Пища дольше остается в желудке, вызывая ощущение тяжести.
Наполненный желудок поднимает диафрагму и тем самым затрудняет деятельность
сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к которым при физических
упражнениях предъявляются повышенные требования.
Не рекомендуется принимать пищу сразу же после занятий физическими
упражнениями. В это время секреция пищеварительных соков будет еще
угнетена, аппетит отсутствует. Если подождать 20—30 мин, то создадутся
нормальные условия для секреции соков и пища будет легко усваиваться.
Завтрак должен быть за 1—1,5 ч до занятия физическими упражнениями и за
3 ч до соревнования; обед за 2—3 ч до занятия и за 3,5— 4 ч до
соревнования. Ужин за 1,5—2 ч до сна.
Учащемуся-спортсмену следует ежедневно взвешиваться, допустимы лишь
небольшие отклонения от нормы (в пределах 200—300 г). Снижение массы тела
указывает на перетренированность и приводит к потере работоспособности.
Питание учащегося-спортсмена должно быть полноценным, т. е. содержать
необходимые питательные вещества и полностью покрывать расходы энергии,
связанные с его учебной и спортивной деятельностью.
Важно, чтобы в рационе содержались полноценные в питательном отношении
животные белки — не менее 60% всего белка пищи. Для этого в рацион надо
включать мясо и мясные продукты, рыбу, а также молоко и молочные продукты.
Количество молочных продуктов (сыр, творог), не считая молока, должно
составлять не менее 120 г/сут. Помимо животных белков полезны полноценные
белковые комбинации, такие, как гречневая каша с молоком, треска и творог,
но интервал в приеме этих продуктов не должен превышать 5—6 ч, только тогда
они усваиваются как полноценная белковая комбинация.
Учащимся-спортсменам надо повседневно включать в рацион животные и
растительные жиры. .
Большое значение в питании должно придаваться углеводам, которые нужны
для нормального усвоения организмом жиров и для обеспечения организма
энергией, необходимой для нормальной жизнедеятельности. Чем интенсивнее
физическая нагрузка, тем больше объем мышечной работы, тем выше потребность
в углеводах.
Суточная норма сахара в любом виде не более 200—300 г и 100 г
единовременно, так как большее количество не успевает усвоиться организмом.
Важное значение в питании имеет также клетчатка, которая содержится в
хлебе из муки грубого помола, овощах и улучшает деятельность кишечника.
В жизнедеятельности организма огромную роль играют витамины. В
натуральных продуктах (овощи, фрукты) витамины содержатся в виде комплексов
и хорошо усваиваются. В зимне-весенний период естественных витаминов
недостаточно, поэтому следует принимать дополнительно поливитаминные
препараты.
Важно своевременно выявлять первые признаки гиповитаминоза в
напряженные периоды тренировки и учебных занятий: утомляемость к концу
занятий, ухудшение сна, раздражительность, понижение интереса к учебе и
спорту, нежелание работать. Чаще всего гиповитаминозы развиваются ранней
весной.
Отметим значение витаминов при занятиях спортом.
Витамин С (аскорбиновая кислота) рекомендуется как при скоростных, так
и при длительных нагрузках на выносливость по 150— 200 мг за 30—40 мин до
старта. Необходимо перед приемом витаминов проконсультироваться с врачом.
Кроме витаминов учащимся при занятиях спортом дополнительно требуются
минеральные соли, особенно в условиях жаркого климата. Организму необходимы
фосфор, кальций и магний, принимающие активное участие в химических
процессах в организме. Пищевыми источниками этих солей являются сыры,
творог, бобовые, мясные и рыбные продукты.
Для поддержания высокой спортивной работоспособности важно .соблюдать
питьевой режим. Суммарное количество воды в рационе учащегося-спортсмена
(включая чай, кофе, жидкие блюда) должно составлять не более 2—2,5 л.
При чувстве жажды следует потреблять слегка подкисленную лимоном или
клюквенным соком, аскорбиновой кислотой воду. Рекомендуется некоторое время
задерживать воду во рту, пить не торопясь, небольшими глотками. Утолить
жажду можно также фруктами, имеющими кисло-сладкий вкус (яблоки, апельсины,
лимоны).

Гигиена одежды и обуви

Гигиеническое значение одежды и обуви, в том числе и спортивной,
состоит в регулировании отдачи, тепла телом человека таким образом, чтобы
температура тела была постоянной, т. е. поддерживалось тепловое равновесие
организма.
Подбор одежды и обуви отражается на работоспособности, поэтому они
должны соответствовать определенным гигиеническим требованиям. Одежда
должна быть легкой и достаточно свободной, не затруднять движений, дыхания
и кровообращения, предохранять от травм. -
Основные требования к ткани для спортивной одежды: теплопроводность,
воздухопроницаемость и гигроскопичность (способность поглощать водяные
пары). Благодаря гигроскопичности ткань способствует теплоотдаче и
препятствует скоплению пота на поверхности кожи. Нижнее белье должно
изготовляться из натуральных хлопчатобумажных или шерстяных тканей.
Спортивные костюмы подбирают по росту с учетом полноты, так как не
только тесная, но и слишком длинная и широкая одежда затрудняет работу и
может послужить причиной травм. В одежде не должно быть грубых швов и
сужений во избежание потертостей. Кроме того, одежда, слишком прилегающая к
телу, мешает испарению пота с поверхности кожи, затрудняет теплоотдачу.
Свободный покрой одежды особенно важен при занятиях по физическому
воспитанию в условиях жаркого климата.
Одежда учащегося при занятиях в помещении или на открытом воздухе в
летнее время при теплой погоде должна состоять из майки и трусов.
Для занятий зимними видами спорта требуется одежда с высокими тепло- и
ветрозащитными свойствами — хлопчатобумажное белье» шерстяной костюм или
свитер с брюками, шерстяная шапочка. При сильном ветре надевается
ветрозащитная куртка. Одежду из синтетики рекомендуется применять только
для защиты от ветра, дождя и Др.
Обувь учащегося-спортсмена должна быть легкой, эластичной и хорошо
вентилируемой, а также обладать достаточными теплозащитными и водоупорными
свойствами. Обувь не должна стеснять стопу.
В любую обувь рекомендуется вкладывать дополнительную стельку
(желательно войлочную) и вынимать ее на ночь для проветривания, а под пятку
помещать резиновую губку для предупреждения травм. Размеры зимней обуви
должны позволять использовать теплую стельку и при необходимости — две пары
носков.
В результате частого употребления одежда и обувь портятся от
постоянного трения, растягивания, давления, и, кроме того, постепенно
загрязняются как изнутри, так и снаружи. Загрязнение одежды отрицательно
сказывается на ее воздухопроницаемости, а также может привести к
распространению инфекционных заболеваний.
Нужно знать и соблюдать следующие правила ухода за одеждой и обувью.
Учащиеся не должны пользоваться спортивной одеждой и обувью не по
назначению, т. е. вне занятий физкультурой и спортом. Являться на занятие
нужно, как правило, в обычной одежде и обуви, переодеваться в спортивной
костюм и обувь непосредственно в раздевалке во избежание занесения пыли в
залы. По окончании занятия учащийся, приняв душ, должен снова надеть
обычную одежду и обувь.
Необходимо регулярно стирать спортивную одежду. Частота стирки
предметов спортивной одежды зависит от их особенностей, условий тренировки
и др. Футболки, трусы, купальные костюмы стирают после каждого
тренировочного занятия.
После занятий борьбой костюмы следует тщательно просушить, почистить,
периодически их, нужно стирать. Хранить одежду следует в светлом, хорошо
проветриваемом помещении в висячем положении, не вплотную друг к другу.
Защитные шлемы боксеров, а также перчатки после каждого занятия нужно
протирать с внутренней стороны денатурированным спиртом или одеколоном,
можно использовать и 3%-ный раствор перекиси водорода. Просушивать их
следует в висячем положении.
Для сохранения формы, вида и гигиенических свойств спортивной обуви
необходим тщательный уход за ней. Намокшую и загрязненную обувь надо
очистить и просушить в хорошо вентилируемом помещении при комнатной
температуре. Не рекомендуется сушить обувь на радиаторах отопления или
около открытого огня, так как от этого обувь коробится и портится. После
высушивания кожаную обувь следует смазывать жиром, что придает ей мягкость,
эластичность и уменьшает промокаемость.
Важное значение имеет уход за носками. Носки надо регулярно стирать,
следить, чтобы на них не было грубых швов, заплат и других неровностей,
способных вызвать потертости стопы.
Несоблюдение правил личной гигиены может привести к грибковым
заболеваниям кожи. Поэтому необходимо насухо вытирать межпальцевые складки
ног, тщательно вытирать ноги после купания, приема ванны или душа. В банях
и душевых пользоваться резиновыми тапочками.
При потливости ног не рекомендуется носить обувь на резиновой подошве,
а также чулки и носки из капрона и нейлона, так как они не впитывают влаги.

Меры предупреждения простудных заболеваний

Систематические занятия физической культурой и спортом повышают
устойчивость организма к инфекциям. Занятия с включением закаливающих
процедур и соблюдением правил личной гигиены увеличивают защитные силы
организма. Однако учащиеся-спортсмены часто простужаются из-за
пренебрежения к профилактическим мероприятиям. Учащиеся должны знать, что
при сильном утомлении и переутомлении, перетренированности наблюдается
снижение устойчивости к инфекциям, и учитывать это при вспышках эпидемий
гриппа и других заболеваний.
С целью предотвращения заболевания учащемуся-спортсмену рекомендуется
профилактически принимать большие дозы витамина С (500—1000 мг ежедневно).
Закаливающим эффектом обладают и ножные холодные ванны.

Вред курения и алкоголя

Курение и алкоголь оказывают пагубное влияние на здоровье и
работоспособность. Помимо этого вредные привычки замедляют рост спортивных
достижений, поэтому в спортивной литературе рассматриваются как разрушители
тренированности. Спортивный режим несовместим с курением и потреблением
алкоголя.
При курении в организм вместе с табачным дымом поступает большое
количество ядовитых веществ: никотина, окиси углерода, синильной кислоты,
смолистых веществ, являющихся сильными канцерогенами. Курение табака
вначале вызывает возбуждение коры головного мозга, затем сменяется ее
угнетением.
Помимо различных тяжелых заболеваний дыхательных путей курение является
причиной очень опасного для спортсменов заболевания — облитерирующего
эндартериита, которое может привести к гангрене ног с последующей
ампутацией.
Отражается курение и на самочувствии спортсменов. У курильщиков
отмечаются головные боли, нарушаются умственная и физическая
работоспособность, сон, аппетит, г
Из числа функций, важных в достижении спортивных результатов, курение в
наибольшей степени влияет на зрение и координацию движений. У курильщиков
резко ухудшается острота зрения и скорость реакции.
Курение является препятствием в тренировке и повышении спортивного
мастерства.
Не менее отрицательное влияние на здоровье учащихся оказывает и
употребление спиртных напитков. Постоянный прием алкогольных напитков
ослабляет организм, разрушает нервную систему и приводит к болезням сердца,
желудка, печени и других органов. Даже очень малые дозы алкоголя нарушают и
тормозят функции клеток организма, значительно ослабляя их
жизнедеятельность.
Особенно большой чувствительностью к алкоголю обладает головной мозг.
Функции центральной нервной системы нарушаются, даже если ввести в организм
всего 7—8 г алкоголя. При этом изменяется психика, работоспособность,
физические качества человека. Алкоголь в значительной мере снижает
эффективность тренировочных занятий и может привести к несчастным случаям.
Под влиянием алкоголя наступают склеротические изменения в сердечной мышце
и постепенно сердце становится неспособным переносить напряженные
физические упражнения. Результаты спортсменов снижаются. К тому же алкоголь
тормозит восстановительные процессы после тренировочных занятий и
соревнований. Отрицательно алкоголь влияет и на волевые качества
спортсменов, а иногда приводит и к аморальным поступкам.

Профилактика спортивного травматизма

Для предупреждения травм на занятиях по физическому воспитанию при
выполнении упражнений применяется страховка. Учащиеся должны знать правила
страховки и владеть умениями взаимостраховки.
Перед занятием необходимо проверить спортивный инвентарь, рациональное
размещение оборудования, обратить внимание на соответствие костюма и обуви
погоде и условиям проведения занятия. Нужно также соблюдать гигиенические
требования к местам занятий, освобождать зал от всех ненужных для данного
занятия предметов.
Для быстрого восстановления здоровья после травмы имеет значение
правильное, своевременное оказание первой помощи, приемы которой учащиеся
должны знать.
Во время занятий физическими упражнениями у учащихся бывают ушибы,
ссадины, растяжения связок и суставов, надрывы мышц. На месте ушиба
появляется припухлость, изменение окраски кожи, боль, нарушение функции. В
этом случае прежде всего необходимо создать покой поврежденному органу. Для
уменьшения боли и кровоизлияния место ушиба охладить с помощью льда,
хлорэтила или смоченным холодной водой полотенцем. При ушибах суставов
наложить тугую, давящую повязку. При серьезных ушибах, особенно головы,
пострадавшего необходимо отправить в больницу.
Ссадины обрабатывают перекисью водорода и затем смазывают 2%-ным
раствором бриллиантовой зелени. Небольшие ссадины оставляют открытыми,
большие закрывают асептическими наклейками или повязками.
Растяжение связок у учащихся-спортсменов чаще всего бывает в области
коленного и голеностопного суставов и сопровождается болью и припухлостью;
впоследствии образуется кровоподтек. К поврежденному месту прикладывают
холодный компресс, затем накладывают давящую повязку.
При надрывах мышц возникает острая боль, утрачивается способность
выполнять движение. В этом случае область надрыва нужно охладить и выше
места повреждения наложить повязку из эластичного бинта.

Значение состояния воздуха в спортивных помещениях

Для обеспечения оздоровительного эффекта занятий физическими
упражнениями и спортом очень важным условием является чистота воздуха.
Поэтому спортивные сооружения располагаются, как правило, в зоне зеленых
насаждений.
В спортивном зале предусматривается искусственная вентиляция или
устройство для кондиционирования воздуха. Они необходимы для удаления
избытков тепла, влаги, накапливающихся в спортзале во время занятий,
очистки воздуха от загрязнений.
Большое значение для спортивной работоспособности имеет температура
воздуха в зале, которая должна быть не менее 18°С.

ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА


Понятие и виды закаливания

Закаливание — это система использования физических факторов внешней
среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным
заболеваниям. Закаливание — обязательный элемент физического воспитания,
особенно важный для молодежи, так как имеет большое значение для укрепления
здоровья, увеличения работоспособности, улучшения самочувствия, настроения,
бодрости.
Под воздействием неблагоприятных внешних условий (плохая погода, холод,
ветер, дождь и пр.) организм человека может переохладиться, вследствие чего
снижается его сопротивляемость к инфекциям и могут возникнуть простудные и
другие заболевания. Известно, что чувствительность отдельных людей к
охлаждению колеблется в очень большой степени. Человек может сам путем
систематической тренировки повысить сопротивляемость своего организма к
охлаждению и воздействию других неблагоприятных факторов внешней среды
.(например, к перегреванию). Как показывают исследования, закаленные люди в
1,5—3 раза меньше болеют, чем население в целом. Сущность закаливания
организма к холоду заключается, в тренировке физиологических механизмов
регулирования тепла в организме и повышении его невосприимчивости. Более
90% тепла организм отдает с поверхности кожи. При этом тепло из внутренних
участков тела проходит к коже, в основном благодаря притоку теплой крови.
Когда человеку жарко, сосуды расширяются, приток крови усиливается,
кожа краснеет, теплеет, В этом случае теплоотдача с поверхности тела
усиливается. При охлаждении, наоборот, кожные сосуды сокращаются,
теплоотдача с поверхности тела уменьшается, зато внутри тела тепло
сохраняется и температура тела не снижается. При охлаждении практически
полностью прекращается потоотделение и уменьшается теплоотдача испарением.
Это основной механизм терморегуляции (физическая терморегуляция). При
охлаждении организма в нем усиливается обмен веществ (химическая
терморегуляция). Это сопровождается повышенным образованием тепла, которое
как бы разогревает организм изнутри. Физическая терморегуляция является
более совершенной, так как сопровождается более экономным расходованием
энергетических ресурсов организма.
При закаливании под воздействием какого-либо фактора происходит
повышение сопротивляемости организма не только к данному фактору. Эффект
закаливания значительно шире: повышается сопротивляемость и к некоторым
неблагоприятным воздействиям — недостатку кислорода, чрезмерной физической
нагрузке и даже к воздействию на организм отдельных ядовитых веществ (на
производстве).
Для закаливания используют воздушные, водные и солнечные процедуры. При
этом необходимо руководствоваться следующими основными правилами.
1. Постепенность. Начинать закаливание надо со сравнительно слабых
раздражителей, постепенно повышая их силу. Закаливание более эффективно при
усилении интенсивности процедур, а не продолжительности их.
2. Систематичность. Закаливание следует проводить систематически,
ежедневно, чтобы выработался условный рефлекс. Следует помнить, что
состояние закаленности весьма неустойчивое и довольно быстро исчезает при
прекращении занятий закаливанием.
3. Разнообразие средств закаливания. Для закаливания используют
различные природные факторы: воздух, воду, солнце, сочетая занятия
закаливанием с трудовыми процессами, физическими упражнениями. Это ускоряет
закаливание, расширяет диапазон температур» делает занятия по закаливанию
менее утомительными.
Закаливание должно быть общим, т. е. действию холода подвергается все
тело. Но если такой возможности нет, то полезно и местное закаливание
отдельных участков тела: стоп, ног, глотки.
Закаливание воздухом. Чувствительность кожи отдельных участков тела к
температуре воздуха очень различна: части тела, обычно закрытые одеждой,
более чувствительны к холоду. Это обусловливает целесообразность проведения
закаливания воздухом по возможности в обнаженном или полуобнаженном виде,
чтобы воздействовать на большую поверхность тела и получить более сильные
ответные реакции.
Эффект закаливания достигается и при пребывании на морозе в облегченной
одежде. Поэтому все зимние виды спорта связаны с закаливанием организма. В
летнее время года эффект закаливания в процессе занятий физической
культурой значительно слабее вследствие меньшего охлаждающего воздействия
воздуха. Однако благодаря длительному пребыванию в легком костюме (трусы,
майка) на открытом воздухе при меняющихся метеорологических условиях
(порывы ветра, изменения температуры, дождь и пр.) занятия летними видами
спорта также связаны с закаливанием воздухом. Поэтому при систематических
занятиях на открытом воздухе необходимость в специальном приеме воздушных
ванн отпадает.
Закаливание воздухом проводят в виде специальных процедур (воздушные
ванны) или в сочетании с физическими упражнениями, прогулками. Воздушные
ванны принимают в тени зеленых насаждений, в местах, удаленных от
источников загрязнения атмосферы пылью, дымом, вредными газами.
Если учащиеся ранее не проводили закаливание своего организма, то прием
воздушных ванн надо начинать при температуре воздуха 20—22° в течение 20—30
мин. Постепенно силу охлаждения увеличивают и, при достижении известной
привычки к прохладному воздуху, переходят к воздушным ваннам с температурой
10—12° в течение 15—20 мин. Однако следует помнить, что главный критерий —
не время, а самочувствие. Воздушные ванны в положении лежа лучше принимать
в вечерние часы, после работы, сочетая их с отдыхом. Одной из форм
закаливания холодным воздухом является ночной сон зимой при открытой
форточке.
Закаливание воздухом в сочетании с физическими упражнениями также
начинают при комнатной температуре, постепенно снижая ее. Хорошо закаленные
молодые люди могут заниматься полуобнаженными даже при минусовой
температуре воздуха, но обязательно в сочетании с физическими упражнениями,
исключающими переохлаждение тела. Появление в процессе закаливания воздухом
«гусиной кожи», озноба, дрожи указывает на необходимость прекращения
дальнейшего охлаждения. Надо сразу же проделать энергичные упражнения,
пробежку, самомассаж, чтобы согреться.
Не следует проводить закаливание непосредственно после приема пищи
(промежуток должен быть не менее 1,5 ч).
Закаливание водой. Вода вследствие большей теплопроводимости и
теплоемкости вызывает более сильное термическое раздражение, чем воздух той
же температуры.
Температурный фактор является главным при наружном действии воды на
организм. Но наряду с этим вода оказывает механическое давление на ткани
тела, особенно при движениях, плавании, под душем с напором. Это
способствует лучшему лимфо- и кровообращению, оказывает массирующее
действие. Имеет значение и химический состав воды, например при морских
купаниях. ,
Лучшее время для водных процедур—утренние часы, после утренней зарядки
или после сна, когда кожа равномерно согрета. Это особенно важно для
получения более резкой сосудистой реакции. Кроме того, утренние водные
процедуры способствуют переходу организма в активное состояние и созданию
бодрого настроения. Холодовые процедуры не рекомендуются перед сном, так
как вызывают возбуждение нервной системы, ухудшают сон. Продолжительность
холодовых водных процедур должна быть небольшой и тем короче, чем холоднее
вода. Большое значение имеет и температура окружающего воздуха.
Первоначальные водные процедуры проводят при температуре воздуха не менее
17—20° и лишь в дальнейшем — при более низкой температуре.
При водных процедурах необходимо всегда добиваться хорошей кожной
реакции. Если она запаздывает, надо растереть тело, проделать самомассаж
или интенсивные движения. Выполнение физических упражнений после водной
процедуры особенно важно при значительном охлаждении тела. После любой
водной процедуры требуется тщательно вытереться, энергично растирая тело до
покраснения кожи.
Водные процедуры разделяют на обтирание, обливание, душ, купание.
Обтирание — наиболее мягкая водная процедура, осуществляемая с помощью
губки или полотенца, смоченных в воде. Обтирают сначала верхнюю половину
тела (руки, шею, грудь, спину), насухо вытирают ее и растирают сухим
полотенцем до красноты, а затем проделывают то же с нижней половиной тела
(живот, поясница, нижние конечности). Конечности растирают от пальцев к
телу, туловище растирают круговыми движениями по направлению к подмышечным
и паховым впадинам. Продолжительность процедуры не превышает 4—5 мин,
включая растирание Тела. Для обтирания применяют вначале прохладную воду
(20—24°), а затем постепенно переходят к холодной (ниже 16°).
Обливание — более сильнодействующая водная процедура. При -ней к
действию холода присоединяется небольшое давление струи воды, падающей на
поверхность тела, которое усиливает эффект раздражения. Обливание холодной
водой повышает тонус нервно-мышечного аппарата, работоспособность, создает
чувство бодрости. Обливание противопоказано людям с повышенной
возбудимостью нервной системы, так как оно может послужить новым сильным
раздражителем.
Процедура состоит в выливании холодной воды из какого-либо сосуда или
из резинового шланга, присоединенного к водопроводу, на шею и плечи.
Начинают обливания с температуры воды около 30°, постепенно доводя ее до
15° и ниже. Длительность процедуры с последующим растиранием тела — 3-4
мин.
Душ. Наиболее сильное действие оказывает холодный душ. Механическое
раздражение, производимое падающей струёй воды, весьма значительно.
Благодаря этому душ в короткое время вызывает более сильную местную и общую
реакции, чей предыдущие способы закаливания водой. Температура воды в
начале закаливания должна быть около 30—32°; продолжительность приема, душа
не более 1 мин. В дальнейшем температуру постепенно снижают примерно на 1°
через каждые 3—4 дня, а продолжительность процедуры увеличивают до 2 мин.

Купание.

Один из наиболее эффективных методов закаливания— купание в открытых
водоемах. Полезное действие купаний усиливается тем, что закаливание
холодной водой сочетается с одновременным воздействием на обнаженную
поверхность тела воздуха и солнечных лучей, а также с эффектом, даваемым
физическими упражнениями (плавание).
Купание начинают при температуре воды не ниже 18—20°. Заканчивают
купальный сезон при температуре воды 12—13° и воздуха 14—15°. Лучшее время
для купания — утренние и вечерние часы. Нельзя купаться сразу после еды,
так как в этом случае нарушается пищеварение и затрудняется дыхание и
кровообращение при плавании (необходим перерыв 1—2 ч). Купание натощак
должно быть кратковременным.
Продолжительность пребывания в воде при купании зависит от ее
температуры, метеорологических условий и степени закаленности человека.
Пребывание в воде вначале ограничивается 4—5 мин, а затем увеличивается до
15—20 мин и более. Можно купаться несколько раз в день с достаточно
большими промежутками, чтобы тело успело согреться. Нельзя входить в воду в
возбужденном, разгоряченном состоянии, сразу после физических упражнений, а
также в состоянии озноба.

Местное закаливание холодом.

Определенные участки тела, например стопы ног, глотка, являются особо
чувствительными, к охлаждению. Поэтому закаливать эти наиболее
чувствительные участки тела надо в первую очередь.
Закаливание стоп ног осуществляется путем приема ножных водяных ванн.
Ежедневно в вечернее время (за 1,5—2 ч до сна) стопы ног следует погружать
в прохладную или холодную воду с последующим вытиранием их насухо
(растирать не обязательно). Продолжительность закаливания и температурные
нормы воды можно взять те же, что и для общего закаливания, или несколько
увеличить. Эффективное средство закаливания — хождение босиком по полу,
земле, траве. Этот вид вспомогательного закаливания необходимо использовать
всегда, когда предоставляется возможность. При закаливании ног снижается их
повышенная потливость, что нередко наблюдается у молодых людей.
Закаливание глотки производится путем ее полоскания холодной водой по
утрам во время, умывания, а также в течение дня.
Закаливание солнцем проводится на открытом воздухе во время работы,
занятии спортом. Систематическое закаливание способствует переносимости
высокой температуры воздуха, совершенствует терморегуляцию организма в
условиях перегревания, в частности при тяжелой физической работе. В то же
время повышается и сопротивляемость организма к переохлаждению.
Благотворное действие солнечных лучей на организм весьма многообразно и
разносторонне. Под действ нем; солнца происходит прилив крови к коже,
улучшается ее питание, кожа утолщается, уменьшается ее ранимость, ссадины и
раны быстрее заживают. Это затрудняет проникновение инфекции в организм.
При закаливании солнцем улучшается состав крови, совершенствуются сердечно-
сосудистая, дыхательная системы организма.
Воздушно-солнечные ванны лучше всего принимать на берегу реки или
другого водоема, среди зеленых насаждений. Места приема солнечных ванн
должны быть достаточно открытыми для солнца и естественного движения
воздуха, но в то же время защищены от ветра.
Солнечные ванны принимают в положении лежа, при котором обеспечивается
более равномерное облучение тела.
Лучшее время для приема солнечных ванн — утренние часы, когда воздух
чист и менее нагрет.
При приеме ванн нужно ложиться ногами к солнцу, голову защищать от
солнечных лучей (не обвязывать полотенцем или косынкой!). Не рекомендуется
загорать натощак, непосредственно перед едой и сразу после нее. Солнечные
ванны можно принимать спустя 30— 40 мин после завтрака, а заканчивать не
менее чем за час до очередного приема пищи. Не следует с целью загара
смазывать кожу каким-либо кремом. При необходимости (сухость кожи,
переоблучение) это делают после приема солнечных ванн.
В зависимости от времени года, погоды закаливание начинают с сеансов
продолжительностью 5—10 мин в день. Постепенно их увеличивают на 5—10 мин
ежедневно (руководствуясь самочувствием) и доводят до 2—3 ч. При приеме
солнечных ванн надо менять положение тела (лежать попеременно на спине,
боках, животе), после каждого часа облучения делать перерыв на 10—15 мин и
отдыхать в тени. Это устраняет опасность перегревания. В любом случае не
рекомендуется пребывать обнаженным на солнце более 3 ч в сутки.
Во время приема солнечных ванн запрещается спать, нельзя доводить себя
до обильного потения. После ванны следует принята душ или искупаться.
Неоднократное купание, перемежающееся с длительным пребыванием на солнце,
допустимо только для вполне здоровых людей. После солнечной ванны и водной
процедуры следует вытереться полотенцем насухо, но не растирать кожу.
При систематических занятиях спортом на открытом воздухе необходимость
в специальном приеме солнечных ванн существенно уменьшается, так как
спортсмены получают достаточную дозу солнечной радиации во время занятий.
Контрастное закаливание. Описанные выше способы закаливания организма
являются эффективным средством профилактики простудных и других
заболеваний. Приступать к ним могут лишь лица, предварительно
подготовленные другими формами закаливания.
Контрастное закаливание расширяет диапазон устойчивости организма к
воздействию как низких, так и высоких температур. Проще всего использовать
для контрастного закаливания душ с изменением температуры воды. Начинают
закаливание обычно с прохладного душа (температура воды около 30°),
постепенно понижая температуру до 20—22°. После этого приступают к
контрастному закаливанию. В процессе занятия чередуют обливание холодной
(20°) и теплой водой (35—36°) в течение 1 мин. Всего за один сеанс
проделывают 2—3 цикла. Постепенно диапазон температур увеличивают примерно
на 1° через каждые 3 суток, при этом температуру теплой воды повышают, а
холодной—понижают. Таким образом, через 1,5—2 месяца закаливания уже можно
чередовать воду 40—42° с водой 12—15°. При хорошей переносимости этих
процедур можно и дальше расширять контрастность закаливания, однако уже
этот диапазон свидетельствует о высокой степени закаленности человека. Как
и при других видах закаливания, в процессе контрастного закаливания
необходим тщательный самоконтроль.
При правильном применении закаливающих процедур вскоре отмечается
улучшение общего состояния организма, прилив энергии, повышение
работоспособности, бодрое настроение, улучшаются сон, аппетит.
Показателями неблагоприятного влияния закаливающих процедур, их
передозировки служат отрицательные признаки, приобретающие стойкий
характер. Они проявляются в общей слабости, ухудшении сна и аппетита,
снижении массы тела, повышенной возбудимости нервной системы,
раздражительности, снижении общей работоспособности. Передозировка
холодовых процедур может привести и непосредственно к простудным
заболеваниям.
При обнаружении этих неблагоприятных явлений не следует прекращать
занятия закаливанием. Необходимо лишь существенно ослабить нагрузку путем
перехода на более легкие процедуры, сокращения времени приема процедур,
подбора более удобного времени суток.

ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ

Врачебный контроль за здоровьем учащихся осуществляется в течение всего
периода обучения и охватывает все формы физического воспитании.
На основании данных медосмотра все учащиеся по состоянию здоровья и
физического развития распределяются на медицинские группы: основную,
подготовительную и специальную. Учащиеся, не прошедшие врачебного осмотра,
не допускаются к занятиям по физическому воспитанию. Спортсмены допускаются
к участию в соревнованиях местного масштаба врачами подростковых кабинетов,
а члены сборных команд — только врачами физкультурного диспансера.
С учащимися специальной медицинской группы проводятся занятия с
ограничениями согласно врачебному заключению. Остальные занимаются
физическими упражнениями в полном объеме, но с небольшим уменьшением
нагрузки для учащихся, отнесенных к подготовительной медицинской группе,
Временное освобождение от учебных занятий по физическому воспитанию
дается только врачом после перенесения заболеваний, операций и травм.
Однако такие учащиеся обязаны присутствовать на уроках и могут привлекаться
преподавателем для организации занятия.

Правила самоконтроля

Учащиеся должны самостоятельно следить за состоянием своего здоровья,
самочувствием, физическим развитием и подготовленностью, т. е. проводить
самоконтроль. Самоконтроль включает в себя простые и доступные приемы
наблюдения и учета как субъективных (самочувствие, сон, аппетит, желание
тренироваться, переносимость нагрузок), так и объективных данных. К числу
последних относятся масса тела, частота пульса, определение силы мышц (при
наличии динамометра). Полученные данные заносят в специальный дневник.
Следует вести его каждый день и периодически показывать преподавателю
физического воспитания.
После первых занятий физическими упражнениями могут быть боли в мышцах.
Это естественная реакция мышц на непривычную мышечную нагрузку. Занятия в
этом случае можно продолжать, несколько снизив интенсивность упражнений.
Через несколько дней боли в мышцах исчезнут. Еще быстрее прекратятся боли
при использовании тепловых процедур (душ, ванна) и самомассажа.
В результате занятий может быть и физическое перенапряжение,
характеризующееся болями в правом подреберье, слабостью, головокружениями.
Нужно записывать, при каких нагрузках возникают эти явления, что поможет
скорректировать нагрузку.
Признаками переутомления являются вялость, апатия, плохой аппетит,
раздражительность. При их появлении нагрузку надо несколько снизить, но
пропускать занятия не рекомендуется.
Существенные данные для суждения о состоянии организма дает наблюдение
за динамикой массы тела, В первые дни занятий масса несколько уменьшается;
в дальнейшем может возрастать и затем стабилизируется. Вначале в организме
уменьшается количество жира и воды, затем мышечная масса увеличивается, и
наконец, ее рост прекращается.
Каждый учащийся должен знать оптимальную массу своего тела и стараться
поддерживать ее на постоянном уровне. При занятиях физическими упражнениями
нельзя допускать утомления и переутомления.
Перечислим основные признаки утомления и переутомления.

|Признаки |Степень утомления |
|утомления | |
| |небольшая |средняя |недопустимая |
|Окраска кожи, |Незначительное |Значительнее |Резкое |
|лица |покраснение |покраснение |покраснение, |
| | | |побледнение, |
| | | |синюшность |
|Потливость |Небольшая |Большая (выше |Очень резкая |
| | |пояса) |(ниже пояса), |
| | | |появление на коже|
| | | |соли |
|Дыхание |Учащенное |Значительно |Очень учащенное, |
| | |учащенное |поверхностное, |
| | | |беспорядочное |
| | | |(одышка) |
|Движения |Не нарушены |Неуверенные, |Резкое |
| | |нечеткие |покачивание, |
| | | |нарушение |
| | | |координации |
|Внимание |Нормальное |Неточное |Замедленное |
| | |выполнение |выполнение |
| | |заданий |заданий |
|Самочувствие |Жалоб нет |Усталость |Резкая усталость,|
| | | |боли в ногах, |
| | | |одышка, чувство |
| | | |жжения в груди, |
| | | |тошнота, рвота |

Важное место в дневнике самоконтроля отводится наблюдениям за частотой
пульса. Наблюдение за пульсом доступно для любого учащегося. Пульс можно
считать в течение одной минуты; 30 или 15 с с последующим умножением
результата на 2 или 4.
У спортсменов в состоянии покоя пульс более редкий, чем у не
занимающихся спортом. Понижение частоты пульса в результате систематических
занятий физическими упражнениями, также легко выявить на себе. Так, после
6—7 месяцев тренировки пульс снижается на 3—4 удара, а после года занятий —
на 5—8 ударов и более. Пульс во время физической нагрузки и сразу после нее
может достигать 160—170 ударов в минуту, а иногда и больше, но через 3—5
мин он должен приходить в норму. Чем тренированнее учащийся, тем быстрее
пульс приходит в норму после нагрузки. При снижении уровня тренированности
вследствие прекращения или уменьшения нагрузки вновь происходит некоторое
учащение пульса.
В состоянии переутомления пульс может быть как учащенным, так и
замедленным. При этом нередко наступает аритмия, т.е. удары ощущаются через
неравные промежутки времени.
Если в процессе занятий после одной и той же нагрузки уменьшается
время, требуемое для возврата пульса к исходной величине, то это служит
одним из основных показателей оптимальности нагрузки и роста
тренированности.

ЛИТЕРАТУРА






Реферат на тему: Основы здорового образа жизни студента
Министерство РФ по связи и информатизации.

Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики.



Кафедра физического воспитания.



Реферат на тему:
«Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении
здоровья».



Выполнил: студентка группы Э-91

Будченко Е. А.

Проверил:
Строганов К. С.



Новосибирск, 2000.


План.



План. 2


Введение. 3


Понятие «здоровье», его содержание и критерии. 4


Функциональные резервы организма. 5


От чего зависит здоровье. 7


Составляющие здорового образа жизни студента. 7

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА 7
Профилактика вредных привычек. 9
Режим питания. 11
Двигательная активность. 13
Закаливание. 14
Здоровье и окружающая среда. 16
Наследственность 17
Психологическая саморегуляция. 17

Ориентация на здоровье у лиц отнесённых к интерналам и экстерналам. 19


Физическое самовоспитание. 21


Заключение. 22


Список используемой литературы. 23



Введение.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего
общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем
им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог
полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы,
успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если
придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно
сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и
активную жизнь.
Научные данные свидетельствуют о то, что у большинства людей при
соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и
более.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных
наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами
малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие
излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза
сосудов, а у некоторых – сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать,
отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны,
страдают бессонницей, что, в конечном итоге, приводит к заболеваниям
внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению
и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая
способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно
является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к
самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное
слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах
нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным,
трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий
окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное,
психическое и физическое здоровье.
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность
каждого, человек не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко
бывает и так, что человек неправильным образом жизни уже к 20-30 годам
доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о
медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от
всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, он должен за него
бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни,
закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной
гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Понятие «здоровье», его содержание и критерии.


Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется
профессиональной точкой зрения авторов. По определению Всемирной
Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: «здоровье - это состояние
физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие
болезней и физических дефектов».

С физиологической точки зрения определяющими являются следующие
формулировки:
- индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма
на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой,
согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);
- здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-
функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и
обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную
трудовую жизнедеятельность;
- индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство
всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для
оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д.
Адо);
- здоровье - это процесс сохранения и развития биологических,
физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной
активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни
(В. П. Казначеев).
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом,
психическом и нравственном (социальном).

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное
нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо
работают все органы и системы, то и весь организм человека (система
саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно
характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти,
степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые
являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном
человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья
человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение
сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих
нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может
быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому
социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя
чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к
самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и
внутренней красоты.


Функциональные резервы организма.


Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во
взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма.
Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает
условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни.
Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжает
созидательную деятельность, не позволяет «душе лениться». Академик Н. М.
Амосов предложил ввести новый медицинский термин «количество здоровья» для
обозначения меры резервов организма.
Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9
литров воздуха в минуту. Некоторые высоко тренированные спортсмены могут
произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие
150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв
организма. Возьмем сердце и подсчитаем его мощность. Есть минутные объемы
сердца: количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту.
Предположим, что в покое оно дает 4 литра в минуту, а при самой энергичной
физической работе - 20 литров. Значит, резерв равен 5 (20:4). Точно также
есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью различных
нагрузочных проб.
Тогда с этой точки зрения, здоровье - это количество резервов в
организме, это максимальная производительность органов при сохранении
качественных пределов их функции.

Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:
1. Биохимические резервы (реакции обмена).
2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).
3. Психические резервы.

Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточном уровне бегуна-
спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м - 10 секунд. Его могут
показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить?
Расчеты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятых
секунды. Предел возможностей здесь упирается в определенную скорость
распространения возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое
для сокращения и расслабления мышц.

От чего зависит здоровье.

Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных,
средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в
состояние здоровья следующий:
. наследственность - 20%;
. окружающая среда - 20%;
. уровень медицинской помощи - 10%;
. образ жизни - 50%.
В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят
так:
. человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое
здоровье - 15%);
. экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);
. социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные
условия труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);
. медицинский фактор - 10%.

Составляющие здорового образа жизни студента.


Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:
рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек,
оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное
питание и т.п.

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА


Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового
образа жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом режиме
вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что
создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует
укреплению здоровья.
Важно постоянно помнить: если хорошо «взять старт» , т.е. если начало
процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие
операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости «включения»
дополнительных импульсов.
Залог успеха – в планировании своего времени. Студент, который
регулярно в течение 10 минут планирует свой рабочий день, сможет ежедневно
сэкономить 2 часа, а также вернее и лучше справиться с важными делами. Надо
взять за правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого
часа никто и ничто не может помешать. Таким образом, студент получает
время – возможно, самое важное для человека – личное время. Его можно
потратить по своему усмотрению по-разному: дополнительно на отдых, на
самообразование, хобби либо для внезапных или чрезвычайных дел.
Построение аудиторной

Новинки рефератов ::

Реферат: Проведение в Башкирии буржуазных реформ 2-ой половины 19 века (Государство и право)


Реферат: Миссия и цели организации (Менеджмент)


Реферат: Педагогическая характеристика детей школьного возраста (Педагогика)


Реферат: Разделительный силлогизм (Логика)


Реферат: Потитика местного самоуправления (Право)


Реферат: Гана до обретения независимости (Доклад) (Политология)


Реферат: Понятия как форма мышления (Логика)


Реферат: Проблемы налогообложения в РФ (Государство и право)


Реферат: Лекции по деловому этикету (Менеджмент)


Реферат: Субъект управления (Логика)


Реферат: Управленческие решения: виды и содержание (Менеджмент)


Реферат: Генетическая программа человека и природа гениальности (Естествознание)


Реферат: Связь открытия Федора Васильева с передовыми идеями западноевропейского пейзажа (Искусство и культура)


Реферат: Внушение и его роль в общественной жизни (Психология)


Реферат: Оборудование для мерсеризации ткани (Технология)


Реферат: Контрольная по социологии (Социология)


Реферат: Организационный проект лондонского клуба "Челси" (Теория организации)


Реферат: Трансактный анализ (Психология)


Реферат: Экзаменационные вопросы и билеты по безопасности жизнедеятельности за первый семестр 2001 года (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Московский кремль и Красная площадь (Искусство и культура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист