GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Сущность и основные особенности научно-технической революции (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Сущность и основные особенности научно-технической революции (Социология)



Министерство общего и профессионального образования РФ
Кубанский Институт Международного Предпринимательства и Менеджмента
Факультет Международного Предпринимательства и менеджмента



РЕФЕРАТ
по предмету: «Концепции современного естествознания»


на тему: «Сущность и основные особенности научно-технической революции»



Выполнил:
студент 1 курса
Хашиев И.И.

Научный руководитель:
Суятин Б.Д.



Краснодар
1998г.


План.

1. Социально-экономическое положение различных стран мира накануне
НТР. Предпосылки начала НТР.
стр. 3
2. Научно-техническая революция и ее значение. Ускорение
экономического роста.
стр. 5
3. Проблема первая: Демографический взрыв.
стр. 7
4. Проблема вторая: Нищета и отсталость. Их причины, влияние на
демографический рост и пути решения.
стр.10
5. Проблема третья: Война и Мир.
стр.15
6. Проблема четвертая: Рукотворные катастрофы. Плата за сложность.
стр.16
7. Что же дальше?
стр.18
Литература
стр.20



1. Социально-экономическое положение различных стран мира накануне
НТР.
Предпосылки начала НТР.
Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в 16-18
веках, когда мануфактурное производство, нужды мореплавания и торговли
потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач.
Более конкретные формы это сближение приняло, начиная с конца 18 века,
в связи с развитием машинного производства, что было обусловлено
изобретением Д. Уаттом парового двигателя. Наука и техника начали взаимно
стимулировать друг друга, активно влияя на все стороны жизни общества,
радикально преобразуя не только материальную, но и духовную жизнь людей.
Двадцатый век человечество встретило с новыми видами транспорта:
самолетами, автомобилями, огромнейшими пароходами и все более быстрыми
паровозами; трамвай и телефон были в диковинку лишь жителям отдаленной
глубинки. Метро, электричество, радио и кино прочно вошли в быт передовых
стран. Но в то же время в колониях сохранялась ужасающая нищета и
отсталость, да впрочем, в метрополиях все было далеко не так благополучно.
В связи с развитием техники и транспорта мир познал, что такое безработица
и кризис перепроизводства, засилье только что появившихся монополий. К тому
же, ряд государств (к примеру, Германия) не успели к разделу колоний, и
начало крупномасштабных войн было лишь вопросом времени. Научно-технический
прогресс встает на службу военно-промышленному комплексу. Создаются все
более разрушительные виды вооружений, которые сначала были опробованы в
локальных конфликтах (таких как русско-японская война), а затем применены
во время Первой Мировой Войны.
Первая Мировая произвела огромный переворот в общественном сознании.
Всеобщий оптимизм начала ХХ века под влиянием ужасов войны, понижения
уровня жизни, тяжести повседневного труда, стояния в очередях, холода и
голода сменился на тяжелый пессимизм. Рост преступности, числа самоубийств,
падение значения духовных ценностей - все это было свойственно не только
Германии, проигравшей войну, но и странам-победительницам.
Массовое рабочее движение, вызванное требованием перемен после войны и
революцией в России, привело к небывалой до этого демократизации.
Однако вскоре мир постигла очередная беда: Великая Депрессия.
Неправильная экономическая политика приводит многие страны мира сначала к
биржевому, а затем к банковскому краху. По глубине и продолжительности этот
кризис не имел себе равных: в США за 4 года производство сократилось на
треть, а каждый четвертый стал безработным. Все это привело к очередному
всплеску пессимизма и разочарования. Демократическая волна уступила место
тоталитаризму и росту государственного вмешательства. Фашистские режимы,
установившиеся в Германии и Италии, увеличив число военных заказов,
избавили свои страны от безработицы, чем завоевали огромную популярность в
народе. Униженная Германия увидела в Гитлере лидера, способного поднять
страну с колен. Окрепший Советский Союз также начал активную милитаризацию
и был готов ликвидировать унизительные последствия Брестского мира. Таким
образом, очередной глобальный конфликт был неизбежен .
Вторая Мировая Война была самой разрушительной в истории человечества.

В 1939-1945 годах погибло по разным оценкам от 55 до 75 миллионов
человек, то есть в 5-7 раз больше, чем в Первую мировую. Ее последствия
еще долго будут влиять на жизнь последующих поколений, но, как это не
парадоксально, именно с первых неуклюжих реактивных самолетов, снарядов ФАУ-
1 и первой атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, именно с изобретения
разрушительного оружия началась новая прогрессивная эра в развитии
человечества.

2. Научно-техническая революция и ее значение.
Ускорение экономического роста.
Научно-техническая революция - это качественно новый этап научно-
технического прогресса. НТР привела к коренному преобразованию
производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития
производства. Начавшись в середине двадцатого века под влиянием крупнейших
научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой
и производством (к примеру, значительное продвижение в изучении структуры и
свойств атомных ядер привело в 1954 году к созданию первой промышленной
атомной электростанции в г. Обнинске), она оказала значительное влияние на
все стороны жизни общества. Главные направления НТР: комплексная
автоматизация производства, контроля и управления на основе широкого
применения ЭВМ (сегодня уже никого не удивишь компьютером, а между тем лет
30 назад они привлекали всеобщее внимание); открытие и применение новых
видов энергии (начиная от строительства атомных, геотермальных и приливных
электростанций и кончая новейшими разработками в области использования
энергии ветра, солнца и магнитного поля Земли); создание и применение новых
видов конструкционных материалов (взглянув вокруг, мы можем увидеть,
что различные пластики активно вытесняют металл и древесину)
Резко возросли требования к уровню образования, квалификации и
организованности работников. Об этом свидетельствуют следующие факты:
численность ученых в мире удваивается каждые 10-15 лет и к 2000 году
достигнет 10 миллионов человек; в настоящее время в вузах обучается 70
миллионов студентов. Информационный динамизм сегодняшнего мира привел к
регулярному устареванию знаний , что породило новую образовательную
концепцию , известную как непрерывное образование . Также тенденцией в
области образования становится его гуманизация . Это во многом вызвано
заменой человека машиной в монотонном процессе промышленного производства и
его переориентировкой на более творческие виды деятельности.
В результате НТР по оценкам экспертов в США до 68% роста ВНП в 1945-
1970 годах объясняется ростом производительности труда и лишь 32% ростом
трудозатрат. Следствием этого явилось повышение темпов экономического роста
(см. табл.). Во многом именно благодаря этому фактору на западе смогли
построить так называемое государство благоденствия, когда при сохранении
демократических прав и свобод и рыночной экономики гражданам
гарантируется определенный уровень социального обеспечения и
благосостояния. Во многих капиталистических странах мира это привело к
росту роли государства, которое по мнению, сформировавшемуся в обществе
после войны должно взять заботу о своих нуждающихся гражданах на себя
| | | | | | |
|среднегод| | | | | |
|овые | | | | | |
|темпы | | | | | |
|роста | | | | | |
|ВНП, % | | | | | |
| |США |Германия|Япония |Англия |Франция|
|1900-1950|3,5 |1,9 |4,4 |1,4 |2,1 |
|1950-1970|3,9 |6,7 |9,6 |2,8 |5,3 |


Крупномасштабные компании борьбы с бедностью, строительство дешевого
жилья, пособия по безработице тяжелым бременем ложились на госбюджет, но
именно благодаря им заметно повысилось качество жизни рядовых граждан. НТР
привела развитые страны к эпохе массового потребления. Вещи одноразового
потребления также стали спутником современного человека. Это создало
дополнительные удобства, но привело к дополнительной нагрузке на
окружающую среду (к примеру, одноразовые пластиковые бутылки, которые
просто не могут разложиться в природных условиях, оставаясь надолго
лежать на многочисленных свалках) К числу отрицательных последствий НТР
следует отнести существовавшую до распада СССР гонку вооружений: ведь
именно благодаря НТР появилось смертоносное оружие, способное уничтожить
все живое на Земле. Однако следует признать, что бомбы сбрасывают политики
и военные, а не ученые, и не их вина, что великие открытия используют в
военных целях. К счастью, теперь вероятность атомной войны самая низкая за
последние пять десятилетий .
Несмотря на все положительное, что было создано благодаря НТР, она
породила новые и усугубила ряд старых глобальных социально-экономических
проблем. С начала НТР прошло полвека, а человечество до сих пор не решило
большинство из них . В чем заключаются эти проблемы, в чем состоит их
сложность и каковы наиболее вероятные пути их решения, я попытаюсь
объяснить далее. Итак:

3. Проблема первая:
Демографический взрыв.
В 40-х и 50-х годах шло активное изобретение новых лекарственных
препаратов (к примеру, в их числе класс препаратов-антибиотиков), что было
успехом целого спектра наук, начиная от биологии и кончая химией. Примерно
в то же время были предложены новые способы промышленного производства
вакцин и лекарств, что сделало многие лекарства дешевыми и доступными.
Благодаря этим успехам НТР в области медицины отступили такие страшные
болезни как столбняк, полиомиелит и сибирская язва, значительно
сократилась заболеваемость туберкулезом и проказой .
После второй мировой войны во многих странах Азии и Африки молодые
независимые государства начали внедрять медицинское обслуживание Массовые
дешевые прививки и введение элементарных правил гигиены привели к резкому
росту средней продолжительности жизни и сокращению смертности. Но в Европе
смертность сокращалась постепенно на протяжении XIX века. Рождаемость
приходила в соответствие смертности, и это не привело к очень сильному
демографическому буму. К тому же, население Европы составляло меньшую
часть в народонаселении мира, и рост числа ее жителей отразился на общей
численности населения не очень сильно.
Другое дело демографический взрыв, начавшийся в середине ХХ века.
Резкое сокращение смертности и сохранение рождаемости на прежнем уровне в
странах третьего мира (а это, ни много ни мало, почти четыре пятых жителей
современного мира) привело к небывалому за всю историю человечества
росту народонаселения (см. таблицу)
| Динамика | | | | |
|роста | | | | |
|населения по | | | | |
|категориям | | | | |
|стран, | | | | |
|млн.чел. | | | | |
| |1900 |1950 |1975 |2000(про|
| | | | |гноз) |
|Весь мир |1656 |2513 |4033 |6200 |
|Развитые |506 |751 |985 |1152 |
|страны | | | | |
|страны Азии |950 |1379 |2318 |3611 |
|Лат. Америка |64 |164 |323 |608 |
|Африка |130 |219 |406 |828 |


Сейчас человек потребляет более половины биологических ресурсов
Земли. Очевидно, что рост не может быть бесконечным в конечном
пространстве. Если темпы роста населения сейчас хоть медленно, но
снижаются, то абсолютный прирост населения растет : в 1988 году прирост
составил 86 млн. человек, а уже в 1991 90млн. В наше время переживает
второе рождение мальтусианство, которое рисует мрачные картины грядущего
истощения ресурсов и экологической катастрофы (Вот пример, подтверждающий
выводы мальтусианцев: сбор зерновых в мире, выросший с 1950 по 1984 годы в
2.6 раза и достигший максимального значения на душу населения (346 кг), с
тех пор почти не растет, составляя 1,6-1,7 млрд. т. А в расчете на душу
населения он упал на 9%)
Поскольку решать проблему обеспечения населения путем дальнейшего
роста потребления ресурсов просто самоубийственно (этот путь ведет к
экологической катастрофе), то очевидно, чтобы избавить мир от нищеты,
необходимо стабилизировать уровень народонаселения на каком-нибудь
определенном уровне.
Так как естественная стабилизация населения наступит нескоро, по моему
мнению, рано или поздно придется создать, к примеру, на базе ООН или другой
международной организации, некий комитет по контролю рождаемости. Тем более
что эффективную политику снижения рождаемости можно получить, изучив пример
Китая. Я считаю, что развивающиеся страны не стали бы препятствовать
деятельности этого комитета (им не выгоден рост нищеты в собственных
странах), а развитые страны, желая оградить себя от волны иммигрантов из
бедных стран 3-его мира, профинансировали бы его. Правда, здесь могут
сыграть соображения религиозного и политического характера, так что очень
важно повышение уровня образования в развивающихся странах.
Существенной особенностью современной демографической картины мира
является то, что 90% прироста населения приходится на страны 3-его мира, и,
как следствие, это тормозит рост уровня жизни в этих странах. Но не надо
думать, что все беды человечества происходят из-за быстро растущего
населения развивающихся стран и, как следствие, роста давления на
экосистему Земли. Если средний американец потребляет в 40 раз больше
ресурсов Земли, чем средний сомалиец, и в 75 раз больше мяса, чем индиец,
кошка в Англии потребляет в 2 раза больше белков, нежели африканец, то
виновниками возможных экологических и социальных катастроф будут, прежде
всего, развитые страны (загрязняющие окружающую среду и не помогающие
бедным странам) и отсталость стран 3-его мира. Именно нищета и отсталость
порождают во многом демографический рост.

4. Проблема вторая:
Нищета и отсталость.
Их причины, влияние на демографический рост
и пути решения.
Смотря голливудские фильмы, пользуясь такими благами цивилизации, как
видеомагнитофон, телевизор и автомобиль, многие из нас наивно полагают,
что большинство населения мира, за исключением небольшого числа людей,
регулярно пользуются этими приборами в быту. Но реально картина мира
совершенно иная, ибо более половины человечества живет в нищете и бедности,
а два миллиарда человек имеют на одежду и пропитание менее 1 доллара в
день. От голода умирает ежегодно 40 млн. человек, а это население такой
страны, как Испания . В США на стрижку газонов тратится сумма, равная ВНП
Танзании - страны с 23 миллионами жителей ! Разрыв между богатыми и бедными
странами составляет 10 - 20 раз. Вот некоторые данные характеризующие
диспропорции развития стран :



| | | | | | | |
|Показате| | | | | | |
|ли | | | | | | |
|социальн| | | | | | |
|о-эконом| | | | | | |
|ич. | | | | | | |
|развития| | | | | | |
|в конце | | | | | | |
|80-х | | | | | | |
|годов | | | | | | |
|Страна |ВНП на |продолжи|дет. |Грамотность|Потреблени|кг нефти|
| |душу |т. |смертность|взрослых, %|е калорий|на 1чел.|
| |населения,|жизни, |на 1000 | |на 1 чел. | |
| |дол |лет |рожд. | | | |
|США |17480 |75 |11 |99 |3682 |7193 |
|Бразилия|1810 |67 |60 |78 |2675 |830 |
|Индия |290 |57 |94 |43 |2126 |208 |
|Эфиопия |120 |51 |116 |5 |1704 |21 |

Так в чем же причины нищеты и отсталости третьих стран?
Во многом отсталость развивающихся стран обусловлена историческими
факторами. Колониальное прошлое наложило глубокий отпечаток на страны
третьего мира. Монокультурная направленность сельского хозяйства (к
примеру, выращивание сахарного тростника на Кубе, какао-бобов в Гане),
отсутствие промышленности национальных кадров и недостаточное развитие
инфраструктуры - эти факторы до сих пор играют свою отрицательную роль в
развитии бывших колоний. К тому же, весьма заметное влияние внешнего
фактора в лице США и СССР, а также проведение политики неоколониализма,
очень часто замедляло темпы развития или приводило к кровопролитным
конфликтам (Корея, Вьетнам). Во всех развивающихся странах ( кроме стран
Латинской Америки ) сыграла свою роль и цивилизационная несовместимость,
когда общемировые, европейские по своему происхождению, ценности
противоречили местным патриархальным устоям .
Из числа внутренних причин нищеты и отсталости следует, прежде всего,
выделить перенаселенность. Прямая связь между нищетой и демографическим
взрывом видна в глобальном масштабе. Африка - континент, находящийся в
самом тяжелом эколого-экономическом положении - имеет самые высокие темпы
роста населения, и, в отличие от других континентов, они там пока не
снижаются. При среднегодовых темпах роста населения 3% производство
продовольствия там растет лишь на 2% в год. Если учесть, что в большинстве
стран не так давно закончились социалистические эксперименты, вызвавшие
спад промышленного производства, и, как следствие, каждый третий в
африканском городе безработный, то становится понятна глубина кризиса
охватившего континент.
Нам, живущим в стране, в которой вследствие кризиса население
сокращается на 1 млн. человек ежегодно, непонятно, как нищета может вызвать
рост населения. Но дело в том, что Россия и Африка относятся к разным
цивилизационным системам и уровню социально-экономического развития, и
одни и те же предпосылки могут привести к прямо противоположным
результатам . В Африке нищета не уменьшает, а усиливает стимулы иметь
большее число детей. Дети - важная часть семейной рабочей силы. Они с
малолетства собирают хворост, пасут скот, нянчат младших детей, делают
множество другой домашней работы. Как это на первый взгляд ни странно,
детям в условиях тяжелой безработицы проще найти работу, чем взрослым, так
как их труд оплачивается гораздо дешевле. При отсутствии какого либо
социального обеспечения со стороны государства ,дети- это единственная
опора родителей в старости . Так замыкается порочный круг : нищета -
быстрый рост населения - деградация основных систем жизнеобеспечения .
На момент обретения независимости отсталые страны не имели
технического и научного потенциала, грамотность была уделом, в лучшем
случае, одной трети населения. Не сильно изменилась ситуация, и сейчас
неграмотность - одна из проблем стран 3-его мира. Развивающиеся страны с
75% мирового населения выделяют на образование и науку лишь 4% от мировых
затрат на эти цели. В эпоху НТР ,когда наука превратилась в ведущий фактор
развития производства ,низкий уровень образования, отсутствие инженеров,
врачей, учителей в развивающихся странах сильно тормозит развитие
промышленности и сельского хозяйства , медицины и культуры .
Также одной из причин отсталости является тот факт, что большинство
развивающихся стран по структуре своей экономики остались аграрными. Для
сравнения: в Африке в сельском хозяйстве занято три четверти населения, а в
США - 3% . Но поскольку в США применяются передовые методы хозяйствования,
связанные с применением удобрений, различной спецтехники и новейших
достижений селекции и генетики, а в отсталых странах сохраняется мотыжное
земледелие, то США являются крупнейшим в мире производителем и
экспортером сельскохозяйственной продукции, а, к примеру, страны Африки
могут обеспечить лишь 80% своих потребностей в продовольствии. Но НТР не
обошла стороной и ряд стран третьего мира : благодаря комплексу мер по
мелиорации, механизации и внедрению новых видов с/х культур, получившему
название « зеленая революция », в таких странах как Индия, Китай и Таиланд
отступила угроза голода .
Тенденцией мировой экономики является то, что в основном цены на
сырье в долгосрочной перспективе растут медленнее, чем цены на продукцию
высоких технологий, в результате чего страдают в первую очередь
развивающиеся страны. Впрочем, бывают и исключения: предпринятое
организацией стран - экспортеров нефти (ОПЕК) в 1973 и в 1979 годах
повышение цен на нефть привело к резкому росту доходов этих стран. Однако
более всего от « нефтяного кризиса » пострадали не развитые страны, а
другие страны 3-его мира, поскольку сокращение спроса на сырье больнее
всего ударило именно по ним. Это привело к тому, что внешний долг этих
стран начал расти. Огромная внешняя задолженность- одна из причин
отсталости, так как, выплачивая огромные проценты по займам (к примеру на
выплаты по внешнему долгу Гондураса уходит 60% гос. бюджета этой страны),
развивающиеся страны не могут
|Некоторые | | |
|страны с | | |
|крупным внешним| | |
|долгом (конец | | |
|80-х годов) | | |
|страна |Размер |отношение внеш. |
| |внешнего |долга к ВНП,% |
| |долга | |
|Бразилия |111 |32 |
|Мексика |102 |63 |
|Чили |21 |101 |
|Филиппины |28 |66 |


направить значительные средства на развитие медицины и образования,
вынуждены повышать налоги, что замедляет экономический рост. Это
подтверждает статистика: если в среднем в конце 80-х в развивающихся
странах темпы экономического роста составили 3,9% то в странах с большой
задолженностью этот показатель составил лишь 1,1% .
Все эти проблемы (неграмотность, аграрность стран 3 - его мира,
проблема внешней задолженности), по моему мнению, развивающимся странам
можно решить лишь при помощи развитых стран и устранении всех форм
дискриминации стран 3-его мира (например, они обладают лишь одной третью
голосов в различных международных экономических организациях). Да,
конечно, новые индустриальные страны смогли преодолеть отсталость без
благотворительности развитых стран, но чего бы стоили эти « азиатские
драконы » без многомиллиардных иностранных инвестиций. Но, к примеру,
большинство стран Африки просто не в состоянии в ближайшее время создать
условия для инвесторов, такие как политическая и социальная стабильность,
дешевая, но образованная рабочая сила, низкие налоги и свобода рыночной
экономики. То есть, без значительной помощи развитых стран не обойтись. В
настоящее время страны Запада тратят на помощь около 2% ВНП, но,
учитывая, что в США на видеоигры тратится 10 млрд. долларов, что равно
всему размеру американской помощи бедным странам, то это не намного меняет
ситуацию. И если в богатых странах откажутся от откровенных излишеств, то
можно будет сломить цепь препятствий к построению мира без экономических и
социальных диспропорций между странами.

5. Проблема третья:
Война и Мир.
Взрыв атомной бомбы над Хиросимой ознаменовал начало новой эпохи в
истории человечества. Благодаря новейшим достижениям науки в изучении
природы атомного ядра было убито 200 тысяч человек ,40% зданий превращено в
пепел ,а 92% процента территории города изуродовано до неузнаваемости .
С тех пор ядерные арсеналы по мощности увеличились в миллионы раз.
Этого достаточно для того, чтобы уничтожить жизнь на Земле. Но, к счастью,
после бомбардировки двух японских городов у человечества хватило
благоразумия не применять атомное оружие, а после долгой цепи переговоров
между США и СССР, а также по причине распада последнегo, угроза ядерной
войны снизилась до самой низшей отметки за последние 50 лет. Но я думаю,
что над человечеством еще нависнет эта угроза, учитывая, что число стран
обладательниц атомного оружия увеличится, ведь его, при желании, уже в
состоянии получить Иран, Пакистан, Израиль и Индия. Из них наибольшую
угрозу представляют Иран и Пакистан, как страны с фанатиками-исламистами у
власти . Выход же я опять вижу во всеобщей интеграции стран и контроле, к
примеру ООН, за всеми разработками в этой области.
Но угрозу представляет не только и не столько ядерное оружие, но и
усовершенствованные « классические » виды вооружений. После второй мировой
войны резко выросло число локальных конфликтов, причем 95% из них - в
развивающихся странах, что привело не только к массовым человеческим
жертвам, но и к усугублению проблем отсталости. Но сейчас, по-моему, после
прекращения гонки вооружений и все более возрастающего понимания роли
мирового сообщества в урегулировании локальных конфликтов, следует путем
введения в район нестабильности « голубых касок » пресекать набирающие
обороты сепаратизм и межнациональные столкновения.
Если учесть, что на Земле в глобальном масштабе все более утверждаются
демократические ценности, то в долгосрочной перспективе военные перевороты
и гражданские войны должны сойти на нет, а им на смену придут политические
методы борьбы. Но все это возможно лишь при повышении уровня политической
культуры, а это опять упирается в проблему отсталости .

6. Проблема четвертая:
Рукотворные катастрофы.
Плата за сложность.
26 апреля 1986 года произошла авария на чернобыльской АЭС. В спокойные
ночные часы здание потряс страшный взрыв. Стены ядерного реактора
,защищавшие все живое от губительного излучения, были моментально
разрушены . На свободу вырвались цезий стронций плутоний - радиоактивные
элементы ,которые невозможно обезвредить никакими способами . Переносимые
ветром и дождями ,они покрыли территорию площадью более 100 тысяч кв.
километров с населением не менее 800 тысяч человек !
Так кто виноват в случившейся трагедии? Кто виноват в смерти 30
человек, погибших сразу и тысячах заболевших и умерших затем? Кто виноват,
что стронций находят в молоке скандинавских коров и на ледниках Памира?
Виноваты были люди. Физики, инженеры ,создавшие далеко не совершенный
реактор ,операторы, отключившие систему аварийной защиты, чиновники из
минатома, подгонявшие темпы строительства АЭС к очередному юбилею . Говоря
конкретнее , виноваты были все мы .
На протяжении всей своей истории человек сталкивался с природными
катастрофами - цунами, смерчами, землетрясениями, чумой. Но 26 апреля
1986 года стало ясно - человек способен создать катастрофу в 1000 раз
сильнее любого природного катаклизма. Мы уже привыкли к постоянным взрывам
метана в шахтах, падениям самолетов и столкновениям поездов, но зачастую
человек может стать даже причиной наводнения (закованный в бетон Рейн, не
справляясь с ледоходом, регулярно обрушивает свои воды на густонаселенные
районы Европы) или землетрясения (из-за образования подземных пустот в
результате добычи нефти в Калифорнии активизировалась подвижность земной
коры). Человек - царь природы. Это «мудрое » изречение привело к осушению
Арала и наступлению пустынь . В 1950-2000 годах человечество потеряет 1/5
плодородного слоя земли . Наступление пустыни привело к появлению
миллионов экологических беженцев ,а всего от этого процесса пострадал 1
миллиард человек.
Но причины рукотворных катастроф не только в неумелом управлении
природой. В Японии за 10 лет 100 человек было убито роботами . В 1984 году
во Франции компьютер ,установленный на плотине водохранилища в долине реки
Тари, самовольно дал команду открыть шлюзы . Водохранилище сбросило 2,5
млн. кубометров воды, причинив немалый урон жителям долины .
В декабре 1985 года в индийском городе Бхопал произошла катастрофа,
которая по числу непосредственно погибших считается крупнейшей в истории
промышленности. В результате технического сбоя из резервуаров завода в
воздух было выброшено вреднейшее химвещество, вызывающее удушье и потерю
зрения . Только за 3 дня после катастрофы погибло от удушья 2000 человек .
Причиной этих катастроф явилась созданная человеком искусственная
среда обитания. Машины, в силу их сложности, не в состоянии не ломаться.
Казалось бы, это единичные случаи, но сбой в сети компьютеров компании
АТ&Т в 1990 году, когда миллионы человек слышали в телефонной трубке сигнал
«занято», показал, что машины могут «сойти с ума» сразу во всем мире.
Избавившись от угрозы быть съеденным тигром, человек, попав в столь же
чуждую ему городскую среду, может попасть под колеса автомобилей. В России
на автодорогах гибнет в 4 раза больше человек ,чем погибло за все годы
войны в Афганистане ! По подсчетам специалистов в техногенных катастрофах
и авариях погибает больше людей, чем во всех стихийных бедствиях вместе
взятых.

7. Что же дальше?
Так что же ожидает человечество далее: решение проблем НТР или их
усугубление? Здесь нельзя дать однозначного ответа. Но можно с полной
уверенностью утверждать ,что будет продолжаться демографический взрыв,
благодаря дальнейшему внедрению медобслуживания в отсталых странах . По
прогнозам специалистов население стабилизируется только к середине ХХI
века на уровне 10 - 12 млрд. человек . Вопрос состоит в том ,выдержит ли
Земля такое число обитателей без сползания к необратимой экологической
катастрофе.
Я считаю, что, чем быстрее человечество внедрит современный уровень
жизни среди большинства жителей стран 3 - его мира, тем быстрее они
перейдут от традиционного режима воспроизводства (высокая смертность -
высокая рождаемость) к современному (низкая смертность - низкая
рождаемость). А пока на переходный период следует ,во избежание необратимых
последствий перенаселенности, ввести административно - репрессивный
контроль за рождаемостью ( по китайскому образцу ) .
Следует также отметить, что выравнивания диспропорций в развитии
различных стран мира не следует ожидать в ближайшем будущем. Причиной этого
является то, что отсталость -это как бы пересечение всех глобальных
проблем НТР, и разрубить гордиев узел этих проблем пока не удается :
темпы развития развитых стран превосходят темпы развития развивающихся
стран, и пропасть между этими странами увеличивается .
По моему мнению, также следует ожидать некоторого спада числа
межгосударственных конфликтов, но роста сепаратизма и конфликтов,
связанных с ним. Это во многом связано с ростом национального самосознания
народов. Однако интеграционные процессы (подобные происходящему в Европе
) также будут укрепляться . Эти два взаимообратных процесса приведут к
тому ,что вскоре мир будет состоять из небольшого числа конфедераций (
наподобие ЕЭС ) ,состоящих из стран объединенных в таможенный,
экономический, политический союз с единой валютой, но автономных в вопросах
культуры ,религии и внутренней политики .
В промышленности будет развиваться дальнейшая автоматизация, но все
более, в связи с истощением ресурсов, будут использоваться
ресурсосберегающие и экологически чистые технологии. Компьютерные сети, все
более внедряясь в жизнь людей, приведут к созданию информационного
общества, когда ИНТЕРНЕТ заменит библиотеки и даже частично живое общение
( как это сделал не так давно телефон ) .
В общем, я представляю себе будущее, не лишенное проблем, но все же
представляющее более высокую ступень развития, чем сейчас. Но это при
условии, что мир не придет к экологической или социальной катастрофе.
Именно возможность таких катастроф, а также глобальность многих процессов -
вот отличительные признаки эпохи НТР, и то, что человек пытается
контролировать эти процессы, глобально означает, что мы сейчас находимся
на пути от традиционных взаимоотношений природы и общества их
противопоставления (Человек - царь природы) к ноосфере - взаимоотношениям
на основе разума и целостности всего мира.


Литература:
1) География. Серия « Энциклопедия для детей » под редакцией С.Исмайловой
Москва. Аванта+. 1994
2)Биология. Серия « Энциклопедия для детей » под редакцией
С.Исмайловой . Москва . Аванта+. 1994
3)Экономикс. Р.Макконнел, Л.Брю .11-е издание. Москва .Издательство
«Республика» . 1995
4)Д.Долан. Макроэкономика. Санкт-Петербург . Литера плюс .1996
5)Страны мира. Справочник под редакцией Р.Иванова .Москва .
Политиздат.1989
6)Человек и Общество. Современный мир .Учебник для 11 класса . Под
редакцией В.И. Купцова .Москва . Просвещение .1994
7)Материалы газеты «Известия» за октябрь-декабрь 1997
8)Горелов А.А. Концепции Современного естествознания, Москва. 1997
9)Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания, Москва, 1997







Реферат на тему: Сущность и функции трудовой мотивации
Лекция. Социология управления.
Сущность, функции и модели трудовой мотивации.
Для того, чтобы подключить человека к решению той или иной задачи,
надо суметь найти ту мотивацию, которая побудила бы его к действию. И
только при соответствующих мотивациях можно вдохновить людей на решение
сложных и сверхсложных задач.
Исследование трудового поведения с позиции социологии управления
исходит из понимания его как процесса, определяемого взаимодействием
внутренних и внешних побудительных сил. Внутренние побудительные силы,
имеющие сложную структуру, непосредственно связаны с процессом мотивации
трудового поведения.
К структурным элементам процесса мотивации относят потребности,
интересы, желания, стремления, ценности, ценностные ориентации, идеалы,
мотивы. Процесс формирования этих внутренних побудительных сил трудовой
деятельности понимают как мотивацию трудового поведения.

Сущность мотивационного процесса реализуется через присущие ему
функции:
. Объяснительно обосновывающая, аргументированная целесообразность
поведения субъекта.
. Регулятивная, блокирующая одни действия и разрешающие другие.
. Коммуникативная, объясняющая прогнозирующая общение в сфере труда.
. Социализации, путем осознания своей социальной роли в микро и макросреде
в трудовом коллективе.
. Корректирующая, как механизм уточнения старых и формирования новых
идеалов, норм, ценностных ориентаций.
Научное объяснение механизма реализации этих функций в процессе
мотивации осуществляются, исходя из той или иной научной теории (концепции)
мотивации труда.
Применительно к управлению хозяйственной деятельностью впервые промела
мотивов и стимулов была поставлена Адамом Смитом, который считал, что
людьми управляют эгоистические мотивы, постоянное и неистребимое стремление
людей улучшать свое материальное положение. Но А. Смит рассматривал
мотивацию предпринимателей и а не рабочих.
Этот пробел восполнен Ф.У. Тейлором. Создатель (НОТ) утверждал, что
рабочим свойственны только инстинкты удовлетворения потребностей
физиологического уровня, поэтому их можно “приводить в действие” с помощью
элементарных стимулов, поскольку рабочими управляют только инстинкты
удовлетворения потребностей физиологического уровня, поэтому их можно
“приводить в действие” с помощью элементарных стимулов.
Труд не предусмотрен биологической природой человека, поэтому каждый
работает только по необходимости, т.е. работать по меньше, получать по
больше. Принудительная сила администратора - главный мотор производства и
главная мотивация к труду. Повременная оплата труда не позволяет работнику
распоряжаться своим временем, администрация же задает темп труда, запрещая
самовольные остановки и перерывы. Избыток рабочей силы, неполная занятость
явились мощным стимулом повышения производительности труда.
В 50-60-х годах гуманистическое направление, возникшее в 30-х годах
в управлении ( Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо с его Хортонскими
экспериментами) было обогащено исследованиями А. Маслоу, Г. Олпорта, К.
Роджерса и др. Мотивация становится важнейшей функцией управления.
Наиболее популярной из теорий мотивации является концепция А. Маслоу.
Научные концепции мотивации описывает их в своей работе югославский
ученый Д. Маркович.
1. Теория иерархических потребностей А. Маслоу, согласно которой
человеческое поведение определяется потребностями двух видов: базисные и
производные. Последние равны друг другу, а базисные расположены в
порядке от “низших” к “высшим”. Причем потребности более высокого
уровня актуализируются для индивида после удовлетворения предыдущих
уровней. Иерархия потребностей может быть представлена следующей схемой.
2. Физические потребности - в воспроизводстве людей, пище, дыхании,
физических движениях, одежде, жилище, отдыхе и др. Важнейший стимул к
их удовлетворению - деньги, т.е. перспектива экономической
состоятельности, жизни без материальных лишений. Сегодня для многих из
нас значимо материальное стимулирование - высокий заработок, который
обеспечивает достойное существование.
3. Экзистенциальные потребности - потребность в безопасности своего
существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий
жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности
окружающего человека социума и т. д. Этим потребностям отвечают такие
стимулы как гарантированная работа, социальное страхование, пенсионное
обеспечение.
4. Социальные потребности - в привязанности, принадлежности к коллективу,
общении, заботе о др., внимании к себе, участии в совместной трудовой
деятельности . Элтон Мэйо в свое время отрыл такую характеристику
личности как социабельность. Человеку трудно пережить период
безработицы, уход на пенсию.
5. Престижные потребности - в уважении со «стороны значимых» других,
служебном росте, статусе, престиже и признании. Мало чувствовать
собственную нужность для организации, люди хотят быть в своей среде
уважаемыми, признаваемыми в качестве уникальных личностей.
6. Духовные потребности - потребности в самовыражении через творчество.
Предполагается, что каждый человек стремиться реализовать свой
потенциал, постоянно самосовершенствоваться, найти свое место в жизни.
Базисные потребности представляют собой мотивационные переменные,
которые филогенически, т.е. по мере взросления человека, и онтогенически,
по мере их реализации в качестве необходимых условий социального бытия
индивида, следуют друг за другом. Первые два типа Маслоу называл
первичными (врожденными), три остальных - вторичными (приобретенными). При
этом процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных
(низших) вторичными (высшими). Но удовлетворение не выступает мотиватором
поведения человека: голод движет человеком пока он не удовлетворен.
Очевидно, что сила воздействия потребности (ее потенциал) есть функция от
степени ее удовлетворения.
2. Теория потребности в достижении результатов (Д. Мак Клелланд)
объясняет желание человека работать в соответствии со степенью развитости у
него потребности добиваться успеха.
3. Двойная теория мотивации (Ф. Херцбергер), согласно которой у
индивида имеются две системы (иерархии) потребностей:
. гигиенические факторы, связанные с условиями труда;
. мотиваторные, связанные с “внутренними потребностями: успех, содержание
труда, ответственность, самостоятельность в работе.
Гигиенические факторы закрепляют и стабилизируют персонал, а побуждают
к производительной работе мотиваторы.
Теория справедливости или общественного сравнения, согласно которой
трудовую активность человек повышает, сравнивая свой вклад и отдачу от
труда с аналогичными показателями других.
4. Теория ожидания (оценки) исходит из того, что мотивационные усилия
достижения успеха индивида формируются на основе высокой ценности
результатов деятельности в будущем.
5. Интересна и “теория Х” и “теория У” (Д. Макгрегор), согласно которой
нужно отказаться от теории Х, считающей, что ведущий мотив труда - угроза
лишить индивида возможности удовлетворить материальные потребности.
Будущее за теорией У, предполагающей, что человек при соответствующих
условиях стремиться к творчеству и ответственности в сфере труда.
Рассмотренные теории мотивации служат основой для выработки
мотивационных моделей, как совокупности подходов и практических мер,
построенных на определенных на определенных предположениях и взглядах.
К наиболее важным мотивационным моделям относятся:
Традиционная модель. Она основана на понимании природы человека.
Которому труд отвратителен. Для большинства людей важнее, сколько им
заплатят, чем то, что они делают.
Модель человеческих отношений. Она основывается на предположении, что
желание быть полезным и признаваемым группой для индивида важнее, чем
деньги.
Модель человеческих ресурсов. Она исходит из посылки, что большинство
людей могут относиться к труду творчески и готовы самосовершенствоваться
в нем в большей мере, чем требуется условиями производства. Эта модель не
пренебрегает денежной мотивацией, признавая важность и других мотивов.
Применительно к нашему обществу модели мотивации можно рассмотреть
следующим образом.
Для до перестроечного периода с жесткой плановой организацией труда,
государственной собственностью, уравнительным поводом наиболее адекватным
можно считать взаимодействие двух концепций : справедливости и ожидания.
С одной стороны, ориентация на достижение в результате социализма
социальной справедливости для всех трудящихся делала ведущим принцип
общественного сравнения достижений в труде, а также соответствующего
вознаграждения. На такой подход было сориентировано и социалистическое
соревнование, а также движение ударничества.
С другой стороны, общим для всех сфер трудовой деятельности длительное
время служил мотив труда во имя построения светлого будущего. Именно
огромная ценность конечного результата труда не только для самих
работающих, но и для их детей, грядущих поколений служила мотивом труда.
Реализовывалась теория ожидания с неограниченно далеким будущим, с
недосягаемыми результатами деятельности. С течением времени и отсутствием
результатов подход к мотивации труда утратил свою эффективность.
В соответствии с такими концепциями сформировалась определенная
модель трудовой мотивации, в отличие от рассмотренных выше, основывалась
на идее, что ведущим мотивом, побуждающим к труду может служить желание
реализации идеологических целей -победы социализма. Материальные мотивы
вытесняли прессингом идеологической обработки. Труд утратил роль мотива.
Цель разработка адекватной модели трудовой мотивации.
Мотив - одно из фундаментальных понятий, используемых в социологии для
описания и анализа сферы побуждения индивида к деятельности. Побуждение к
деятельности вообще связано с потребностно-мотивоационной сферой. Как
известно, потребности суть объективные характеристики человека как субъекта
потребления благ, необходимых для его воспроизводства, функционирования и
развития, именно социальных потребностей.
Мотив является критерием выделения отдельных видов деятельности:
учебной, трудовой и др. Конкретная деятельность может соответствовать не
одному мотиву, а сразу нескольким, т.е. быть полимотивированной. Благодаря
связи с потребностью, мотив выполняет функцию побуждения человека к
активности и придает смысл отдельным действиям, целям и условиям их
достижения.
Мотивы различаются по следующим критериям:
n значимость для жизни и развития субъекта;
n социальная адекватность;
n место в иерархической структуре потребностно-мотивационной сферы;
n источник побуждения к решению определенной задачи;
n отношение к сознанию.
По мнению отечественных социологов к добросовестному труду побуждают
следующие мотивы:
n увлеченность профессией, своим делом;
n ориентация на получение максимального материального вознаграждения;
n осознание важности и нужности работы, даже не слишком материально
привлекающей работника.
С точки зрения западных специалистов (Вудкока и Фрэнсиса), мотивами
эффективного трудового поведения являются:
n Рабочая среда. Рабочая среда оказывает мощное влияние на работника,
поэтому организациям не стоит жалеть средства и усилий на создание
благоприятной обстановки для работающих.
n Вознаграждения. Вознаграждение сейчас обычно включает не только зарплату,
но и много других выплат, а также выходные дни и особенно дополнительные
выгоды: жилье, личное медицинское страхование, персональные автомобили и
др.
n Безопасность. Чувство безопасности. Это чувство связано с наличием
работы, с отсутствием неуверенности в завтрашнем дне, с признанием и
уважением окружающих, принадлежностью группе и др.
n Личное развитие и профессиональный рост. Сейчас происходит эволюция
взглядов менеджеров на отношение к личности. Ранее главное внимание
уделялось повышению квалификации работников, теперь - развитию
человеческих ресурсов, а в фирмах и на предприятиях создаются
соотавествующие службы. Признается, что вклад в личностное развитие
работников имеет и экономическое и гуманитарное значение.
n Чувство причастности. Это чувство присуще каждому работнику, он хочет
ощущать свою необходимость организации. Сюда можно отнести: владение
информацией, консультации, совместное принятие решений и коммуникация.
n Интерес и вызов. Часть людей ищут работу в которой содержался бы “вызов”,
которая требовала бы мастерства и не была слишком простой. Даже чисто
исполнительские работы надо стремиться превратить в интересные,
приносящие удовлетворение. Интересные проекты, развивающий опыт,
возрастающая ответственность, обратная связь с продвижением к цели.
Материальная заинтересованность основной стимул трудовой активности,
но срабатывает не всегда ( иногда важнее иметь больше свободного времени,
более комфортные условия труда, менее напряженный труд. Удовленность
работников заработной платой зависит не столько от ее размера, а столько
справедливостью в оплате труда.
Социальная значимость труда включает в себя понимание общественного
значения выполняемой работы. В данном случае важно, как относится к
работнику руководитель, замечают ли его вклад в общее дело коллеги, ценят
ли в организации добросовестный труд.
Авторы книги Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. 15 признаков
мотивирующей организации труда.
1. Любые действия должны быть осмысленными.
2. Люди хотят, чтобы их действия были важны для кого-то конкретно.
3. Каждый на своем рабочем месте хочет показать свои способности и свою
значимость
4. Каждый стремиться выразить себя в труде.
5. Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как улучшить
свою работу, ее организацию.
6. Каждый сотрудник знает, как важен его труд для общего успеха.
7. Каждый человек стремиться к успеху. Успех - это реализованные цели.
8. Успех без признания приводит к разочарованию (необходимо признание и
поощрение - материальное и моральное).
9. По тому, каким способом, в какой форме и как быстро сотрудники получают
информацию, они могут судить, какова их реальная значимость в глазах
непосредственного руководителя.
10. Люди негативно относятся к тому, чтобы решения об изменениях в их
работе и рабочих местах применялись без учета их знаний и опыта.
11. Каждому требуется информация о качестве собственного труда. Рядовому
работнику она важнее, чем руководителю.
12. Каждая работа выигрывает от максимально возможной степени
самоконтроля (контроль со стороны не приятен).
13. Повышение требования дают шанс для дальнейшего развития, воспринимаются
гораздо охотнее, чем заниженные.
14. Сотрудники остро реагируют, если их старания и полученные ими
результаты приводят к тому, что их загружают еще больше, особенно, если
это не компенсируется материально (так “убивают” инициативу).
15. Имеется свободное пространство для инициативы в организации
производства, для индивидуальной ответственности работников.
Стимулирование.
Стимулирование как метод воздействия на трудовое поведение работника
опосредовано через его мотивацию. При стимулировании побуждение к труду
происходит в форме компенсации за трудовые усилия. Воздействие через
стимулы обычно оказывается сильнее прямого воздействия, но по своей
организации оно сложнее последнего.
В социологии подход к трудовому стимулированию состоит в выделении и
сопоставлении, с одной стороны, системы стимулов, с другой - системы
мотивов и потребностей, на удовлетворение которых направлены эти стимулы.
В той мере, в какой согласуются встречные потоки стимулов и мотивов,
будет эффективным и стимулирование, и, наоборот, их рассогласованность
снижает эффект стимулирования. Следовательно, одной из важных
управленческих задач является обеспечение такого воздействия стимулов на
мотивы (потребности), которое вызывало бы наиболее целесообразное для
организации трудовое поведение работников.
При выборе способов стимулирования целесообразно учитывать положения
Ф.Херцберга, доказавшего, что в организации действуют не только стимулы, но
и антистимулы. Ф. Херцберг полагал, что возможности работников не всегда
соответствуют возложенным на них функциям. Многие люди занимаются
неинтересным для себя делом.
Учитывая это, следует не человека подстраивать под работу, а работу под
человека. Так, если талантливому сотруднику предоставляют рутинную работу,
то она его не удовлетворит никогда и прибавка к зарплате вряд ли что-нибудь
изменит. Борьба с антистимулами возможна в следующих формах:
n варьирование продолжительности рабочего дня;
n изменение методов и форм оплаты труда;
n участие в прибылях и т.п. ( в определенной мере формы борьбы с
антистимулами представлены).
Дисгармония, несоответствие между возможностями исполнителя и
требованиями, которые к нему предъявляет производственный процесс
(независимо от того, завышены они или занижены), являются своеобразным
регулятором в установлении стимулирующих уровней. Если этого не учитывать,
то отдача от работника будет неполной, более того, это может негативно
отразиться на его здоровье.
При выборе той или иной системы стимулов следует не только иметь в виду
“качество работы” (сложность труда) и ее соответствие работнику, но и
помогать самим людям адекватно оценивать свои профессиональные возможности
в различные периоды жизни. В связи с этим отметим прежде всего так
называемый феномен средины служебной карьеры ( в разных организационных
культурах этот феномен возникает в различном возрасте - от 35 до 50 лет).
В социологии этому существует еще одно название “кризис сорокалетних”.
Английские консультанты по управлению М. Вудкок и Д. Фрэнсис
исследовали стадии деловой жизни. Деловая жизнь человека включает пять
этапов:
1) период начальной карьеры - вхождение в организацию, обретение своего
места в ней (20-24 года);
2) этап, когда человек стремиться завоевать признание в организации (около
30 лет);
3) этап достижения высокого профессионализма, упрочения занимаемого в
организации положения (35-40 лет);
4) этап переоценки своих достижений, возможных сомнений в правильности
жизненного выбора (около 50 лет).
5) стадия мастерства, стремления к благополучию всей организации (после 50
ти выхода на пенсию).
(Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., С. 119.)
Здесь представлен усредненный путь менеджер.
Финские исследователи (Т. Санталайнен и др.) обращают внимание прежде
всего на следующие:
. стремление к цели с учетом условий сегодняшнего дня;
. возложение на себя основной ответственности за свою жизненную мотивацию;
. осознание того, что организация и люди развиваются проходя через кризисы;
. понимание того, что мотивация к работе - это только часть мотивации к
жизни.







Новинки рефератов ::

Реферат: НОТАРИАТ. СОВЕРШЕНИЕ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ. (билеты) (Право)


Реферат: Физические упражнения при миопии средней степени (Спорт)


Реферат: Культурное строительство в годы семилетки (История)


Реферат: Европейская культура (Культурология)


Реферат: Избирательная система РФ (Право)


Реферат: Библиотека колледжа (Программирование)


Реферат: Восприятие рекламы и отношение к ней молодежи (Социология)


Реферат: Авторское право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Комплексная механизация СТФ с разработкой линии вентиляции и отопления (Сельское хозяйство)


Реферат: Метод опроса в социологии (Социология)


Реферат: Право и закон (Теория государства и права)


Реферат: Тесты (Педагогика)


Реферат: Студенчество и его социальная роль в жизни общества (Социология)


Реферат: Национальный банк Республики Казахстан (Право)


Реферат: Життя і наукова діяльність Чарльза Дарвіна (Биология)


Реферат: Банковский аудит (Бухгалтерский учет)


Реферат: Сделки (Право)


Реферат: Страхование (Страхование)


Реферат: Иван Крамской (Искусство и культура)


Реферат: Принципы классификации счетов бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист