GeoSELECT.ru



Спорт / Реферат: Анализ выступления сборных СССР и России на международных соревнованиях по волейболу (Спорт)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Анализ выступления сборных СССР и России на международных соревнованиях по волейболу (Спорт)



Содержание
Введение 2
1. Общие проблемы анализа 4
2. Тенденции развития сборной команды по волейболу 12
3. Анализ выступления сборной в последних сезонах. 14
Заключение. 21
Использованная литература 23


Введение


В настоящей курсовой работе я хочу провести анализ выступления сборной
команды СССР и России на Чемпионатах Мира и Европы.
Тема является довольно актуальной, потому что такой анализ может
помочь выявить основные тенденции развития волейбола в нашей стране,
отследить основные ошибки, совершенные сборной командой нашей страны на
различных этапах.
Целью работы является анализ выступлений сборной команды на
чемпионатах, оценка этих выступлений и выработка рекомендаций.
Развитие классического волейбола на современном этапе характеризуется
следующими основными тенденциями, которые необходимо учитывать при
подготовке не только сборной, но и ее резерва.
Усложнение подачи, которая из технического элемента, обеспечивающего
введение мяча в игру, превратилась в эффективное атакующее средство.
Ведущие игроки мира имеют в своем арсенале два-три вида подач, которыми
владеют в совершенстве. Сочетание различных видов подач предъявляет
повышенные требования к физической, технической и психологической
подготовленности игроков, участвующих в приеме.
Усложнение подачи привело к увеличению доли атак в противодействии
групповому блоку после плохого приема. Игроки, атакующие из зоны 2, из
глубины, и именно из зоны 4, вынуждены атаковать после высоких (не всегда
удобных) вторых передач.
Изменения в правилах позволили командам более активно противостоять
нападению соперника. Активизация защитных технико-тактических действий в
современном волейболе характеризуется более частым использованием двойного
и тройного блокирования. Введение игрового амплуа "либеро" способствовало
более эффективной игре команд в защите. Это позволило командам, не
обладающим мощным нападением и блоком, успешно бороться с соперниками за
счет других элементов.
Анализ соревновательной деятельности ведущих команд мира
свидетельствует о возникновении потребности в универсально подготовленных
волейболистах. Это необходимо помнить при подготовке резервов, как в
сборную команду, так и в ведущие клубы. Молодой волейболист должен в
достаточной степени овладеть всеми элементами игры. Иначе, придя во
взрослый волейбол, он не сможет в полной мере реализовать свой потенциал.

1. Общие проблемы анализа


Традиционный волейбол, которому более 100 лет, в последние годы
получил название классического волейбола. Это вызвано тем, что в процессе
развития волейбола выделился пляжный волейбол, который стал олимпийским
видом спорта. В классическом волейболе за последние несколько лет произошли
значительные изменения, связанные как с естественным процессом его
развития, так и с существенными изменениями в правилах соревнований. Все
это привело к необходимости внесения коррективов в содержание
соревновательной и тренировочной деятельности ведущих волейболистов мира и
отечественных спортсменов.
Анализ научной и методической литературы, беседы с тренерами и
спортсменами, исследования авторов статьи позволили установить, что
изменения в правилах игры повлияли на содержание соревновательной
деятельности волейболистов. Изменения структуры и содержания
соревновательной деятельности диктуют необходимость учета этого при
организации и проведении тренировочного процесса высококвалифицированных
волейболистов и в сфере подготовки спортивного резерва. В противном случае
направленность и содержание подготовки спортсмена не будут соответствовать
специфике соревновательной деятельности, что отрицательно повлияет на
результаты состязаний.
В этих условиях актуальна проблема интегрирования содержания
соревновательного противоборства и тренировки, системного единства, что
отражается в понятии "соревновательно-тренировочная деятельность". Только
на основе глубокого анализа соревновательной деятельности, выявления
основных тенденций в развитии современного классического волейбола возможно
построение эффективной системы подготовки высококвалифицированных
волейболистов.
Результаты и их обсуждение. Представленные результаты получены в ходе
анализа соревновательной деятельности ведущих команд мира на крупнейших
состязаниях (Олимпийских играх 2000 г., розыгрышах Мировой лиги 2000-2003
гг., Чемпионате мира 2002 г., Чемпионате Европы 2003 г.) с использованием
современных компьютерных технологий.
Существенные изменения произошли в технической подготовленности
высококвалифицированных волейболистов по сравнению с предыдущими этапами
развития волейбола.
Современный волейбол характеризуется значительным усилением подачи.
Использование силовой подачи в прыжке усложняет прием мяча игроками команды-
соперницы и затрудняет организацию ими атакующих действий. Силовая подача в
прыжке в настоящее время - наиболее распространенная из всех разновидностей
этого приема игры. В то же время наблюдения показывают, что игроки ведущих
команд мира (России, Югославии, Бразилии, Италии) тактически сочетают
силовую подачу в прыжке с "укороченными" подачами, когда мяч направляется
близко к сетке.
Проявляется тенденция к учащению случаев приема подачи сверху. Это
объясняется тем, что арбитры матчей не стали предъявлять очень жестких
требований к выполнению приема мяча, посланного подачей. Наблюдения
показали, что прием сверху чаще применяется при планирующей подаче
соперника или при слабом "накате". Прием сверху стал чаще использоваться
также при игре в защите. В настоящее время арбитры встречи практически не
фиксируют ошибок при игре в защите, позволяя игрокам отражать мячи любой
частью тела.
В технике различных видов нападающих ударов значительных изменений
нет. В современном волейболе, как и ранее, наиболее распространенными
являются нападающие удары по ходу, удары с переводом и обманные удары,
причем их соотношение существенно не изменилось.
Анализ технико-тактических действий (ТТД) волейболистов ведущих команд
в нападении показал, что подавляющее большинство атак после хорошего приема
подачи осуществляется с быстрых вторых передач. Данная тенденция характерна
для ТТД в нападении из всех зон площадки. Наблюдается сокращение количества
комбинаций в зоне 3 с использованием нападающих второго темпа.
Характерная особенность современного волейбола - повышение доли атак
из глубины площадки (рис. 1). В 80-е гг. 30% атак осуществлялось из зоны 3,
в настоящее время их доля сократилась и составляет 23% в играх сборных
команд и в чемпионате России. Таким образом, ведущие команды мира и России
меньше используют атаки первым и вторым темпами из зоны 3.
Данная тенденция связана с тем, что блокирующие в современном
волейболе довольно часто группируются вблизи зоны 3 и связующие игроки,
чтобы "растянуть" блок соперника, вынуждены больше использовать края сетки.
Кроме того, длина тела многих волейболистов превышает 200 см, что облегчает
им игру на блоке.
Атаки из глубины площадки, которые в 80-е гг. были довольно редкими
(всего 9,6%), в современном волейболе приобретают все большее значение.
Причем эти атаки осуществляются не только из зоны 1, но и из зоны 6.
Использование в атаке игроков задней линии позволяет во всех расстановках
иметь трех активных нападающих, что значительно осложняет сопернику
действия при блокировании.

[pic]

Рис. 1. Загруженность зон площадки, из которых производится нападение

Преобладание атак из зоны 4 объясняется тем, что при плохом приеме
подачи и при плохой доводке в "доигровке" связующий игрок вынужден
выполнять вторую передачу именно в эту зону. Если рассматривать только
идеальный и хороший приемы подачи, то атаки распределяются по зонам более
равномерно. Ведущие команды мира, имеющие равноценных нападающих, развивают
свои атаки с хорошей доводки без явных приоритетов зон, что значительно
осложняет организацию защитных действий команде соперника.
Анализ соревновательной деятельности высококвалифицированных
волейболистов показал, что у большинства команд результативность ТТД в
защите значительно ниже, чем в атаке. Данная тенденция начала проявляться
еще в 70-80-е гг. Атакующий потенциал высококвалифицированных волейболистов
возрос благодаря повышению атлетизма игроков (длина тела многих нападающих
превышает 200 см). В этих условиях играющим в защите тяжело противостоять
мощному нападению.
Последние изменения в правилах соревнований направлены на то, чтобы
активизировать эффективность действий волейболистов в защите. Разрешение
играть в защите любыми частями тела, снижение требований правил игры и
судейства к техническим действиям в защите, введение нового игрового амплуа
волейболистов - "либеро" (свободного защитника, играющего только на задней
линии) способствовали повышению эффективности защитных действий.
Организация защитных действий очень сложный процесс, требующий
слаженных действий игроков, принимающих участие в блокировании, и игроков,
принимающих мяч от атакующих ударов и на страховке. Об эффективности
защитных действий опосредованно можно судить по количеству доигровок
(ситуаций, когда при отражении атаки мяч остался на стороне защищающейся
команды и она может организовывать атакующие действия): чем их больше, тем
эффективнее была защита. Волейбол на современном этапе характеризуется
значительным увеличением числа доигровок.
В настоящее время у защищающейся команды появилось больше возможностей
для проведения эффективных ТТД. Это связано со снижением при судействе
требований к технике выполнения защитных действий. В связи с этим
зрелищность волейбола намного возросла. Количество доигровок в играх
сборных команд больше, чем в играх чемпионата России. Проведенные
наблюдения показали, что сборные команды лучше организуют защитные
действия, что свидетельствует о более высоком уровне мастерства игроков
этих команд.
Важной составной частью защитных действий является блокирование. На
рис. 2 представлена характеристика результативного блокирования на разных
этапах развития волейбола. Результативное блокирование нападающих ударов из
зоны 4 характерно тем, что здесь преимущество имеет двойное блокирование по
сравнению с одиночным и тройным. По сравнению с 80-ми гг. в современном
волейболе отмечается некоторое увеличение результативного тройного
блокирования и уменьшение результативного одиночного блокирования атакующих
ударов из зоны 4.
Иная картина результативного блокирования выявлена в зоне 3. В 80-е
гг. удельный вес одиночного и двойного блокирования был примерно одинаковым
(38-42%), значительно меньшей была доля тройного блокирования (20-22%).
Данные наших исследований показали, что в современном волейболе увеличилась
доля двойного блокирования и сократилась доля одиночного. При блокировании
атак первым темпом центральному игроку часто помогают игроки зон 2 и 4, что
раньше происходило значительно реже. Это стало возможным благодаря тому,
что в настоящее время игроки передней линии при подготовке к блокированию
группируются достаточно близко к зоне 3.
Результативное блокирование в зоне 2 так же, как и в зоне 4,
характеризуется преобладанием двойного блокирования над остальными. Наши
исследования показали, что в настоящее время увеличилась доля
результативного тройного блокирования в зоне 2. Это связано с усложнением
подач в современном волейболе и как следствие - с увеличением частоты
выполнения приема, после которого мяч не доведен точно до связующего
игрока. В этих случаях нападающие удары выполняются, как правило, из зоны 4
с высоких передач при противодействии группового блокирования.

[pic]
Рис. 2. Характеристика результативного блокирования нападающих ударов
из зон 2, 3 и 4

2. Тенденции развития сборной команды по волейболу


В современном волейболе усиливаются различия в структуре и содержании
соревновательной деятельности волейболистов разного амплуа. На основании
результатов нашего исследования целесообразно выделять следующие игровые
амплуа: игрок атаки второго темпа (доигровщик ), игрок атаки второго темпа
(диагональный ), игрок атаки первого темпа, связующий игрок, либеро
(защитник).
Мной проанализированы видеозаписи 18 игр ведущих сборных команд мира и
24 игр чемпионата России. Фиксировались ТТД и время их выполнения. В
зависимости от интенсивности в ТТД были выделены две основные группы. В
первую группу - с высокой интенсивностью - были включены силовая подача в
прыжке, нападающий удар, блок и игра в защите. Во вторую группу - со
средней интенсивностью - вошли прием мяча с подачи, страховка, различные
перемещения. Все остальные ТТД были определены как малоинтенсивные.
Установлено, что общее количество ТТД (35-40) за партию у доигровщиков
, диагональных и связующих игроков примерно одинаково (рис. 3). Различается
соотношение ТТД средней и высокой интенсивности. У связующих игроков и
доигровщиков отмечено преобладание действий средней интенсивности. У
диагональных игроков удельный вес ТТД высокой интенсивности значительно
больше - 20-22 за партию.
Иное соотношение ТТД у игроков первого темпа. Анализ соревновательной
деятельности представителей данного амплуа выявил преобладание действий
высокой интенсивности над действиями средней интенсивности более чем в 2
раза. Это связано с тем, что игроки первого темпа большую часть игрового
времени проводят на передней линии, а на задней их меняет либеро. У либеро
явно преобладают ТТД средней интенсивности. Различное содержание
соревновательной деятельности у представителей различных игровых амплуа
должно учитываться в тренировочном процессе высококвалифицированных
волейболистов.

[pic]

Рис. 3. Количество ТТД высокой и средней интенсивности за партию у
волейболистов различных амплуа


3. Анализ выступления сборной в последних сезонах.


По итогам выступления на Чемпионате Европы, войдя в тройку призеров,
сборная России не достигла поставленной задачи завоевания путевки на Кубок
мира. Анализируя выступление сборной России в сезоне 2003 г., следует
отметить ее волнообразный характер. Хорошие игры сочетались с откровенно
провальными.
В ближайшее время предстоит решать проблему либеро, так как Митьков
выступил неудовлетворительно. Достаточно остро стоит вопрос с диагональными
игроками: Баранов в силу своей неопытности пока не может быть лидером в
сборной, а к Яковлеву у тренеров было много претензий. Герасимов и Терешин
по уровню мастерства не "дотягивают" до сборной.
Чемпионат Европы показал отставание сборной России по таким элементам,
как подача, прием и защита. Следует уделять внимание отработке
взаимодействий в системе "блок-защита". В этом компоненте сборная России
уступает многим командам.
Для улучшения качества игры больше внимания следует уделять
психологической подготовке команды и игроков, для чего желательно привлечь
опытного специалиста с перспективой его работы до конца олимпийского цикла.

При подготовке резерва для главной команды страны необходимо тесное
взаимодействие ведущих Российских клубов, а также разработка и реализация
единой программы подготовки в юниорской и молодежной сборных с учетом
основных тенденций развития волейбола.
После успешного выступления сборной России в сезоне 2002 г.
результаты, показанные нашей командой в нынешнем сезоне, нельзя оценить как
удачные. Хотя третье место на Чемпионате Европы также заслуживает
положительной оценки. Главное в данной ситуации - на основе глубокого
анализа сделать правильные выводы и внести соответствующие коррективы в
подготовку сборной команды страны к Олимпийским играм 2004 г.
Первым крупным состязанием сезона 2003 г. был розыгрыш Мировой лиги.
Наша сборная уверенно заняла в своей подгруппе первое место и вышла в
финальный турнир. Следует отметить, что в ходе предварительного турнира
тренерский штаб сборной насторожили два безвольных поражения от сборной
Польши. При комплектовании сборной к розыгрышу Мировой лиги сезона 2003 г.
тренерский штаб вынужден был обновить команду почти наполовину. Не смогли
тренироваться из-за травм Яковлев и Шулепов, Тетюхин после операции не
набрал достаточных игровых кондиций.
Практика показывает, что если в стартовом составе одновременно
появляется больше двух новых игроков, то возникают естественные трудности в
преодолении сложных игровых ситуаций. В сборной России, участвующей в
розыгрыше Мировой лиги, таких новичков было трое: Баранов, Полтавский и
Соколов. Именно это обстоятельство и явилось основной причиной неудачного
выступления сборной в финальном турнире Мировой лиги. В тех играх, в
которых соперники оказывали отчаянное сопротивление (Польша, Болгария),
наша команда теряла нить игры и терпела обидные поражения. Никто из
вышеперечисленных молодых игроков не смог в нужный момент взять на себя
инициативу, причем ниже своих возможностей сыграл более опытный Абрамов.
Главным стартом сезона 2003 г. был Чемпионат Европы. Перед нашей
командой стояла задача занять место не ниже второго, для того чтобы попасть
на Кубок мира. К сожалению, она не была решена, хотя сборная России заняла
призовое место.
По мнению тренерского штаба сборной, основные причины не совсем
успешного выступления команды на Чемпионате Европы имеют психологический
характер. Жесткая постановка задачи-минимум (второе место) не позволила
игрокам показать все, на что они способны. Все без исключения игроки
сборной были скованны на площадке, что негативно отразилось на игровых
показателях. Не способствовала улучшению психологического микроклимата в
команде конфликтная ситуация вокруг Яковлева. Чемпионат Европы показал, что
в современном волейболе успеха добиваются те команды, которые выходят на
площадку играть, сконцентрировав все свое внимание на конкретном сопернике,
а не на турнирном положении.
Если говорить об отдельных технико-тактических показателях, то следует
отметить наше отставание уже на протяжении нескольких лет в таком важном
компоненте современного волейбола, как подача.
В шести играх из десяти наша команда уступила сопернику в данном
элементе игры. Анализ тренировочной деятельности свидетельствует о том, что
многие игроки сборной обладают хорошей подачей, однако перенести это на
игровую деятельность мешают неблагоприятные психологические факторы.
Успешная игра в современном волейболе невозможна без стабильного и
качественного приема после подачи. В этом компоненте игры сборная России в
последние годы почти никому не уступала. В этом же сезоне в шести играх
соперник оказался сильнее. Особенно обидный провал на приеме произошел в
полуфинальной игре со сборной Италии.
В минувшем сезоне сборная России не имела преимущества в атаке над
соперниками. В пяти матчах финала Мировой лиги и Чемпионата Европы
соперники превосходили нашу команду в эффективности атакующих действий.
Ощутимое преимущество в данном компоненте игры было отмечено в игре со
сборной Болгарии и Сербии (за третье место).
Еще большее значение имеет эффективность атакующих действий в
доигровке. По этому показателю сборная России имела преимущество только в
играх со сборной Болгарии и Сербии, а в остальных либо уступала сопернику
(Бразилия, Болгария - Мировая лига, Польша, Голландия, Греция, Италия),
либо играли на равных (Италия - Мировая лига, Сербия).
Количество доигровок является интегральным показателем,
характеризующим эффективность действий команды в системе "подача-блок-
защита". В этом компоненте игры сборная традиционно уступала основным
соперникам. В сезоне 2003 г. из 10 основных игр положительный баланс был
зафиксирован только в четырех, в остальных преимущество было за
соперниками.
Российская школа волейбола всегда славилась подготовкой высококлассных
блокирующих. Сборные команды страны, побеждавшие на самых крупных
соревнованиях, всегда отличались мощным и надежным блоком. В последнее
время былого преимущества на блоке у сборной России перед основными
соперниками нет. Это показали игры Чемпионата Европы 2003 г. Превосходство
на блоке у сборной России отмечено только в трех играх, в четырех она
уступили сопернику и в трех показала приблизительно одинаковые результаты.
Анализ подготовки сборной к основным соревнованиям сезона. В сезоне
2003 г. сборная России провела два продолжительных учебно-тренировочных
сбора (УТС). Один - перед розыгрышем Мировой лиги (10-21 мая) в Новогорске,
второй - перед Чемпионатом Европы (24 июля-17 августа) в Белгороде. Кроме
того, были проведены краткосрочные (3 дня) УТС в Новогорске: перед
домашними играми предварительного этапа, перед финальным турниром Мировой
лиги (4-6 июля) и перед Чемпионатом Европы (28-31 августа).
При подготовке к розыгрышу Мировой лиги сборная России провела 2
товарищеских матча со сборной Германии (в Москве и Белгороде , 16 и 18
мая). Перед Чемпионатом Европы сборная России приняла участие в
международном турнире в Чехии (19-24 августа), где встречалась со сборными
Сербии, Франции и Чехии.
Непосредственно перед Чемпионатом Европы наша команда провела два
товарищеских матча со сборной Франции.
Результаты обследования функционального состояния, проведенные в конце
продолжительных УТС, свидетельствуют о хорошей готовности всех игроков.
Даные медицинского обследования были сопоставимы с аналогичными
показателями прошлого сезона (перед финалом Мировой лиги). Исключение
составил Шулепо, функциональное состояние которого было недостаточным,
Тетюхин и Яковлев в ходе подготовки не достигли пика спортивной формы, что
связано с проведенными в апреле и мае операциями. В ходе УТС все игроки -
кандидаты в сборную тренировались с полной самоотдачей. Тем не менее к
некоторым игрокам были небольшие претензии при проведении утренних
тренировок.
Планирование и отчетность. Подготовку к основным соревнованиям сезона
2003 г. тренерский штаб осуществлял в соответствии с комплексной целевой
программой подготовки сборной России к Олимпийским играм 2004 г. в Афинах.
В 2003 г. была продолжена работа по реализации комплексной целевой
программы по определению состава сборной России на Олимпийские игры 2004 г.
Все предшествующие Олимпиаде состязания рассматриваются как этапы
подготовки к главному соревнованию четырехлетия. Годовые планы подготовки
являются логическим раскрытием комплексной программы. Кроме того, в сборной
разработаны индивидуальные планы подготовки всех кандидатов в главную
команду страны.
Условия обеспечения подготовки. Тренерский штаб сборной России
отмечает великолепные условия для проведения УТС в Белгороде. Игровой,
тренировочный и тренажерный залы соответствуют всем требованиям для занятий
высококвалифицированных волейболистов. Тренировочная база оснащена самым
передовым медицинским и восстановительным оборудованием, что позволяет
успешно оказывать медицинскую помощь и проводить восстановительные
мероприятия. Бытовые условия, качество питания при проведении УТС сборной
России заслуживают самой высокой оценки.
К сожалению, учебно-тренировочный центр в Новогорске не вполне
удовлетворяет требованиям подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Прежде всего это относится к тренировочному залу. Покрытие зала очень
жесткое, что приводит к травмам и повреждениям у игроков.
Качество экипировки игроков и тренерского состава сборной
соответствовало существующим требованиям. При экипировке сборной
учитывались индивидуальные особенности и пожелания игроков.
В сборной России успешно работает комплексная научная группа (КНГ).
Работа КНГ осуществляется по следующим направлениям: анализ тренировочной и
соревнотельной деятельности своей команды, анализ соревновательной
деятельности соперников, предоставление тренерам оперативной информации в
ходе матчей, разработка рекомендаций по определению тактики игры к
конкретному сопернику. В КНГ используются самые современные информационные
технологии на основе компьютерных программ, специализированных к волейболу.



Заключение.


Для классического волейбола на современном этапе характерны следующие
тенденции, которые необходимо учитывать при планировании и проведении
соревновательно-тренировочной деятельности высококвалифицированных
волейболистов:
1) усложнение подачи, которая из технического элемента,
обеспечивающего введение мяча в игру, превратилась в эффективное атакующее
средство. Ведущие игроки мира имеют в своем арсенале 2-3 вида подач,
которыми владеют в совершенстве. В настоящее время наибольшее
распространение получили следующие виды подач: силовая подача в прыжке,
планирующая силовая подача в прыжке, планирующая укороченная подача в
прыжке, "накат" (укороченная подача);
2) ведущие команды мира используют диагонального игрока для приема
силовой подачи (при максимальной степени риска) и игроков первого темпа для
приема укороченной подачи. Сочетание различных видов подач предъявляет
повышенные требования к физической и технической подготовленности игроков,
участвующих в приеме;
3) усложнение подачи привело к увеличению доли атак в противодействии
групповому блоку после плохого приема. Игроки, атакующие из зоны 2, из
глубины площадки и особенно из зоны 4, вынуждены атаковать с высоких (не
всегда удобных) вторых передач. ТТД ведущих команд мира в нападении после
идеального и хорошего приема характеризуются равномерным использованием
всех зон. Современный волейбол отличает увеличение доли атак из глубины
площадки (зона 1 и зона 6);
4) изменения в правилах соревнований дают возможность командам более
активно противостоять нападению соперника. Активизация защитных ТТД в
современном волейболе сопровождается более частым использованием двойного и
тройного блокирований. Введение игрового амплуа "либеро" также способствует
более эффективной игре команд в защите;
5) классический волейбол на современном этапе своего развития
характеризуется усилением различий в направленности соревновательной
деятельности представителей различных игровых амплуа;
6) анализ соревновательной деятельности ведущих команд мира
свидетельствует о возникновении потребности в универсально подготовленных
высококвалифицированных волейболистах. Это особенно важно при подготовке
резерва, когда принцип универсализации является ведущим.

Использованная литература


1. Волейбол. Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М.: ФОН, 2000. -
368 с.
2. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол. - М.: ФиС, 1991. - 238 с.
3. Мацудайра Я., Икеда Н., Сайто М. Волейбол: путь к победе. - М.:
ФиС, 1983. - 104 с.
4. Клещев Ю.Н. Волейбол. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. - 189 с.
5. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийских
видах спорта. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 583 с.
6. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения / Под ред.
Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Академия, 2000. - 518 с.
7. Хапко В.Е., Маслов В.Н. Совершенствование мастерства волейболистов.
- Киев: Здоровье, 1990. - 128 с.
8. Эйргон А., Мацудайра Я. Так побеждать. СПб.,1994. - 97 с.



Реферат на тему: Анализ школьной программы по лыжной подготовке

Анализ школьной программы


по лыжной подготовке.

ПЛАН:

1. Содержание школьной программы по лыжной подготовке.

2. Особенности организации и методика проведения уроков в зависимости
от возраста и подготовленности учащихся.

3. Повышение уровня общей работоспособности и развитие

физических качеств на уроках лыжной подготовки.



1. Содержание школьной программы по лыжной подготовке.


В школьной программе по физической культуре лыжная подготовка
введена обязательным разделом с 1-го по 11-ый классы. Уроки по лыжной
подготовке проводятся в школе в третьей четверти, после зимних каникул,
в объеме 16 часов в каждом классе.

Программой предусмотренно: овладение учащимися умениями и навыками в
основных способах передвижения на лыжах; навыками самостоятельных
занятий, сообщение теоретических сведений; повышение общей
работоспособности и развитие основных физических и морально-волевых
качеств
Система уроков по лыжной подготовке в школе должна иметь
инструкторскую направленность с тем, чтобы учащиеся старших классов
стали активными помощниками учителя в организации внеклассной,
спортивно-массовой и оздоровительной работы по лыжам со школьниками
младших классов. Кроме этого, программой предусматривается обязательное
выполнение учащимися домашних заданий, что особенно важно в старших
классах, где проводятся сдвоенные уроки по лыжной подготовке. Сдвоенный
урок в неделю не обеспечивает непрерывность занятий на лыжах и не
способствует должным образом закреплению изученного материала и
поддержанию необходимого темпа в повышении уровня развития физических
качеств.
Вместе с тем программой выдвигаются очень важные требования к
проведению уроков, которые имеют самое прямое отношение к урокам лыжной
подготовки, учитывая особые условия их организации и проведения. Эти
требования сводятся к следующему:
1. На уроке должна быть обеспечена высокая моторная плотность.
Необходимо сократить до оптимальной величины время, отводимое на показ
и объяснение.
2. Высокая эмоциональность проведения урока во многом способствует
повышению ее качества.
3. Динамичность урока позволяет обеспечить оптимальную по объему и
интенсивности нагрузку, на уроке лыжной подготовки, в соответствие с
полом, возрастом и подготовленностью школьников.
От класса к классу учебные нормативы повышают требования к
физической подготовленности учащихся за счет удлинения дистанций и
сокращения времени их прохождения. Во 2-5ых классах дистанция для
девочек и мальчиков-1км, в 6-8ых классах- 2км, в 8-9ых классах-3км, в
10-11 классах у девчек-3км, у юношей-5км.
Несмотря на то, что происходит постоянное совершенствование школьных
программ, все изменения, которые в них вносятся, базируются на основных
закономерностях обучения передвижению на лыжах; из этого вытекает не
только содержание учебного материала по лыжной подготовке, но и
последовательность изучения способов передвижения на лыжах от 1-11го
кл.
Основная направленность в увеличение нагрузки на уроках лыжной
подготовки заключается в постепенном увеличение длинны проходимой
дистанции: от 1км. в первом классе до 12км. в одиннадцатом классе у
юношей, и до 5км. у девочек.
Программой предусматривается тесная связь уроков по лыжной
подготовки с внекласнной работой по лыжам. Оздоровительные и спортивно-
массовые мероприятия на лыжах должны включаться в ежемесячные дни
здоровья и физкультурные праздники. Особое внимание в программе
обращается на привитие навыков самостоятельных занятий и инструкторскую
направленность уроков.
В сельских местностях и особомалокомплектных школах, где нет
условий для углубленного изучения других разделов программы по
физическому воспитанию-гимнастике, спортивным играм, плаванию и т.д.-
целесообразно часы, отведенные на отдельные разделы программы
использовать на лыжную подготовку.
В школах, расположенных в северных и восточных районах нашей
страны с сильными морозами в январе и феврале, целесообразно лыжную
подготовку проводить сразу с установлением устойчивого снежного покрова
и в конце зимы, когда морозы значительно слабее. Все это заметно
повышает качество учебной работы по лыжной подготовке.

2. Особенности организации и методика проведения уроков в
зависимости от возраста и подготовленности учащихся.
Содержание и методика проведения уроков в начальной школе.
Перед уроками лыжной подготовки в начальной школе стоят важные
задачи. Здесь закладываются основы техники способов передвижения на
лыжах, и от того, как будет построен процесс обучения в это время, во
многом зависит успешное проведение всех уроков по лыжной подготовке в
школе.
Уроки по лыжной подготовке в начальной школе проводятся два
раза в неделю 45 минут, сдваивать их запрещается. Два урока дают
большой эффект при обучении повышение общей работоспособности детей
школьного возраста. В процессе уроков лыжной подготовки в 1-ом классе
необходимо научить школьников правилам и умениям обращения с лыжным
инвентарем, дать первые теоретические знания по гигиене занятий на
лыжах, пройти с учениками «школу лыжника», освоить программный
материал, укрепить здоровье и повысить общую работоспособность, чтобы
каждый школьник смог пройти на лыжах в медленном темпе 2-3км.
Лыжная подготовка в 1-ом классе начинается с вводного урока. Первая
часть урока отводится на беседу продолжительностью 10-15 минут. Учитель
должен показать, коротко рассказать о простейших правилах обращения с
инвентарем и ухода за ним.
Большое значение для повышения эффективности урока имеет умение
детей обращаться с лыжным инвентарем. Учитель показывает школьникам,
как пользоваться жесткими и мягкими креплениями, как аккуратно вставить
ботинок в крепление, чтобы шипы точно вошли в отверстие, как застегнуть
дужку, отрегулировать длину ремня и т.д. Необходимо объяснить и
показать способ держания палок: кисть продевается снизу и опирается на
петлю, палка удерживается в основном тремя пальцами большим,
указательным и средним.
Не следует весь вводный урок занимать беседой и обучением в зале,
оставшуюся часть первого урока можно использовать для прогулки на
лыжах. На основании своих наблюдений учитель сразу должен распределить
школьников на подгруппы в зависимости от уровня их физической
подготовленности, степени владения техникой передвижения на лыжах и
общей координации движений.
В 1-2ом классах ставятся следующие задачи по обучению школьников
передвижению на лыжах:
1.научить управлять лыжами при поворотах на месте
2.научить передвижению ступающим и скользящим шагом
3.научить преодолеванию небольшие подъемы и спускаться с пологих
спусков
4.научить повороту переступанием в движение (во 2ом классе)
Для того, чтобы успешно реализовать все поставленные задачи, все
школьники независимо от уровня владения лыжами и умения на них
передвигаться должны пройти «школу лыжника»: освоить систему подводящих
упражнений, в том числе ступающий шаг. После этого переходят к освоению
скользящего шага. Следует обратить внимание на правильное положение
туловища.
В 1-ом классе школьники осваивают основные элементы скользящего
шага, во 2-ом классе ставиться задача его освоения, в 3-ем классе
продолжается дальнейшее совершенствование навыка передвижения
скользящим шагом.
При совершенствование техники скользящего шага основное внимание
обращается на направление отталкивания ногой вдоль линии бедра туловища
и на энергичный мах ногой при выносе ее вперед. Ноги при этом не должны
значительно сгибаться в колени. В 1-ом классе, помимо обучения
скользящему шагу, необходимо научить школьников подниматься в пологий
подъем и спускаться с небольших уклонов.
В начальной школе учащиеся должны освоить спуск в низкой стойке,
поворот переступающим шагом в движение, а также торможение упором и
«плугом». Поворот переступающим шагом в движение-один из самых
распространенных при передвижение со склонов по пологой дуге.


Содержание и методика проведения уроков в 5-9ых классах.
В школьных программах в разделе «лыжная подготовка» в этих классах
предусмотрен большой объем нового учебного материала. В 5-6 классах
продолжается изучение и совершенствование техники попеременного
двухшажного хода. Одновременные ходы изучаются и совершенствуются в 5-8
классах, также продолжается изучение способов подъемов, спусков и
поворотов в движение, преодоление неровностей склонов и начинается
изучение попеременного четырехшажного хода. При изучение и
совершенствование попеременного двухшажного хода следует обратить
внимание на силу и скорость отталкивания, что в свою очередь
существенно влияет на длину скользящего шага.
Отталкивание ногой должно быть направленно вперед вверх, в момент
его окончания голень- бедро-туловище составляют прямую линию. В этом
элементе у школьников встречаются ошибки, которые тесно связаны между
собой и впоследствие приводят к возникновению ошибок в других фазах
хода. Ошибками следует считать и слишком длинный и глубокий выпад, а
также прогибание туловища при отталкивание. При отталкивание у
школьников встречаются и другие ошибки: толчок направлен больше вверх,
что приводит к появлению «подпрыгивающего» хода; кроме этого, часто
обращает на себя внимание незаконченный толчок-в этом случае нога еще
согнута в колене, но уже «снимается» со снега и идет вверх назад.
Изучение одновременных ходов на уроках лыжной подготовки начинается
в 5-ом классе с бесшажного хода. Одновременный бесшажный ход достаточно
прост по координации движений, и особых трудностей при его изучение
школьники не испытывают.
В начале обучения в 6-ом классе главное овладеть схемой движения в
этом ходе. Изучение хода проходит достаточно успешно, так как он
относительно прост по координации. Добиваясь согласованности движения в
одновременном двухшажном ходе в 6-ом классе, обычно обращают внимание
учащихся на следующие ошибки: слабые толчки ногами, неодинаковые по
длине скользящие шаги, маховая нога при выносе вперед слишком рано
ставится на снег, нарушение согласованности в выносе палок вперед.
В следующих классах при совершенствование техники одновременного
двухшажного хода продолжается исправление ошибок в цикле хода.
В 7-8ых классах параллельно с совершенствованием одновременного
двухшажного хода изучается одновременный одношажный ход-основной и
стартовый вариант. При изучение одновременного одношажного хода, у
школьников может проявиться несогласованность рук и ног.
Коньковый ход-новый способ передвижения, изучение которого введено в
школьную программу начиная с 8-го класса. Школьники, хорошо овладевшие
поворотом переступанием, значительно легче осваивают коньковый ход.
Главное при изучение конькового хода-освоить отталкивание внутренним
ребром и общую координацию движений. Затем обучение идет по пути
устранения ошибок и совершенствования отдельных элементов хода.
В 5-8ых классах продолжается совершенствование торможения «плугом» и
упором в то же время продолжается изучение и совершенствование стоек
спуска и поворотов в движение. Важным разделом в лыжной подготовке
является изучение преодоления неровностей при спуске со склонов.
Учащиеся, ранее хорошо изучившие торможение упором, обычно легче
осваивают и поворот упором.
Изучая подъемы «полуелочкой» следует сосредоточить внимание на
кантование отводимой лыжи, это сразу улучшает устойчивость и создает
уверенную опору.
Наиболее сложным для изучения в этих классах, начиная с 9-го,
является попеременный четырехшажный ход. После объяснения и показа на
обычной скорости и замедленно школьники пробуют выполнить сразу весь
ход в целом по создавшемуся у них представлению. К окончанию лыжной
подготовки в 8-ом классе по существу заканчивается изучение всех
основных способов передвижения на лыжах. В 9-ом классе изучаются
переходы с хода на ход, преодоление уклонов и выхода со склона. Способы
передвижения с хода на хода изучаются в 9-ом классе после повторения
попеременных и одновременных ходов с тем чтобы на первых уроках
восстановились навыки в технике передвижения.
Содержание и методика проведения уроков в 10-11ых классах.

На уроках лыжной подготовки в 9ом классе заканчивается изучение
нового материала по способам передвижения на лыжах. В связи с этим
основное внимание в старших классах должно быть обращено на
совершенствование изученных ходов и их применение в соответствие с
рельефом местности, состоянием внешнего покрова и другими внешними
условиями.
Для школьников старших классов, овладевших основными способами
передвижения на лыжах, изучение приемов преодоления препятствий не
составляет большого труда. При совершенствование способов передвижения
на лыжах необходимо подобрать учебные круги с разнообразными условиями
с тем, чтобы микрорельеф лыжни стимулировал постоянную смену ходов и
различное их применение в зависимости от состояния лыжни и снежного
покрова.
Нагрузка планируется в зависимости от подготовленности школьников. В
домашние задания включаются упражнения на развитие физических качеств,
в первую очередь выносливости и быстроты прохождения отрезков с
максимальной скоростью.

3. Повышение уровня общей и развитие физических качеств на уроках
лыжной подготовке.
В процессе уроков лыжной подготовки в школе большое внимание следует
обратить на развитие физических качеств, повышения уровня общей
работоспособности и закаливание школьников. Планирование материала на
развитие физических качеств осуществляется учителем на основе
содержания школьной программы, учебных нормативов с учетом состояния
здоровья, физического развития и двигательной подготовленности
учащихся.
В ходе уроков лыжной подготовки учитель физической культуры должен
не только планировать материал на развитие физических качеств, но и
прививать навыки самостоятельных занятий с тем, чтобы ученики могли
дополнительно к двум урокам в неделю провести еще 1-2 занятие на лыжах
в свободное от учебы время.
Для развития физических качеств программой предусмотрено начиная с
первого класса, длительное передвижение на лыжах и пробегание коротких
отрезков для развития быстроты передвижения на лыжах. Так, в начальной
школе длительность передвижения в медленном темпе с1км. в первом классе
постепенно увеличивая до 3км. в четвертом классе.
Во время длительного передвижения на лыжах очень важно научить
школьников передвижению с равномерной скоростью один за другим в
колонну, не обгоняя и не мешая друг другу.
Начиная с 5-го класса дистанции проходимые с равномерной скоростью,
постепенно увеличиваются и достигают к 8-му классу 4км. у мальчиков и
3км. у девочек. Но на уроке нет времени для увеличения нагрузки в этом
виде, так как значительная часть урока уходит на обучение способам
передвижения.
В процессе урока учащимся необходимо ознакомиться с переменным
методом тренировки, включая в уроки прохождение дистанции с ускорением
на отрезках 300-500метров у мальчиков и 250-300метров у девочек.
В старших классах нагрузка соответственно увеличивается. Юноши в 11-
ом классе должны проходить дистанцию до 12км. с учетом выбора
оптимального темпа (девушки до 5км.). В старших классах планируется
передвижение в переменном темпе, а также повторное прохождение отрезков
с соревновательной и максимальной скоростью.
Развитие физических качеств также осуществляется на уроках, для
этого следует в документах учебного планирования предусмотреть средства
и методы тренировки. Но, кроме этого, повышение уровня общей
работоспособности и развитие физических качеств достигается повышением
общей и моторной плотности урока.
Вывод:
Проанализировав школьную программу по лыжной подготовке, можно
сделать вывод, что каждый будущий учитель физической культуры должен
знать и строго выполнять все положения программы. Только в этом случае
уроки по лыжной подготовке станут насыщенно-интересными, увлекательными
и познавательными.
.



Список используемой литературы.
1. Богданов Г.П. Лыжный спорт в школе. «Физкультура и спорт». Москва,
1981 год.
2. Матвеев Э.М. Лыжный спорт. Учебник для институтов физ. культуры.
«Физкультура и спорт». Москва,-1975 год.
3. Бутин И.М. Лыжный спорт. Учебник для институтов физ. культуры.
«Физкультура и спорт». Москва,-1983 год.
4. Агроновский М.А. Лыжный спорт. «Физкультура и спорт». Москва,-1966
год.
5. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. «Просвещение». Москва,-
1972 год.


-----------------------
[pic]






Новинки рефератов ::

Реферат: Правовое регулирование качества продукции с учетом интересов потребителей (Право)


Реферат: Программа к социсследованию (Социология)


Реферат: Характер цветения сортообразцов Triticum persicum (Сельское хозяйство)


Реферат: Звезда по имени Солнце. Виктор Цой (Музыка)


Реферат: Бизнес-план малого предприятия: методика и расчет реального проекта (Предпринимательство)


Реферат: Цикл-метод обучения. (Методика преподавания эстонского языка) (WinWord (на эстонском языке)) (Иностранные языки)


Реферат: Дрозофила-объект научных исследований (Биология)


Реферат: Государство в политической системе общества (Теория государства и права)


Реферат: Страхование (Страхование)


Реферат: Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского "Гроза" (Литература : русская)


Реферат: Хакеры (Компьютеры)


Реферат: Концепции "Я" у Ч.Кули и Дж.Мида (Доклад) (Социология)


Реферат: Тарас Григорович Шевченко (1814-1861) (Литература)


Реферат: Казахстан в годы ВОВ (История)


Реферат: Быт и нравы великорусского народа в XV-XVII вв. (Искусство и культура)


Реферат: Имена собственные в оригинале и переводе (Иностранные языки)


Реферат: Причины применения выборочного наблюдения (Журналистика)


Реферат: Культура (Культурология)


Реферат: Проблемы современной культуры (Искусство и культура)


Реферат: Историко-географические предпосылки формирования облика города, застройка и происхождение названий улиц Москвы (Москвоведение)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист