GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Культура России второй половины 19 века (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура России второй половины 19 века (Культурология)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ

Кафедра гуманитарного образования



Реферат
по курсу культурологии
На тему:
Культура России второй половины 19 века



Работу выполнил студент гр. 52-61
Низамова Г.Н.

Проверил: Данилова Ц.Ю.



Альметьевск 2003 г.

Содержание

Введение 3
1 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века 4
2 Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов 5
2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние
просвещения 5
2.2 Общественно-политическая мысль 9
2.3 Художественная культура 10
Заключение 15
Список использованной литературы: 15



Введение


Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. В
современном обществоведении существует множество разноречивых ее
толкований. Но как бы мы ни определяли понятие «культура», оно всегда
включает в себя образование — умственное и нравственное (В. И. Даль).
Трудно найти такую сферу общественной жизни, которая не имела бы культурно-
исторического аспекта. В понятии «культура» человек и его деятельность
выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение
человека, результат его творческих усилий. Но в культуре человек не только
действующее, но и самоизменяющееся существо. Создавая мир предметов и идей,
он создает и самого себя.

Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду
исторических дисциплин. История культуры предполагает прежде всего
комплексное изучение различных ее сфер — истории науки и техники, быта,
просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения,
истории искусства и т. д. По отношению к ним история культуры выступает как
обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в
единстве и взаимодействии всех ее областей.

Пpи изучении культуры следует иметь в виду и проявление
специфических, свойственных только ей закономерностей, обусловленных
историческими условиями данного времени. В различные периода ведущую роль в
развитии культуры может играть то одна, то другая ее отрасль (архитектура в
течение всей эпохи средневековья, литература в XIX в., наука в развитии
современной культуры и т. д.).

Интерес к истории русской культуры начал проявляться в России
примерно в 30 —40-е годы XIX в. Он был связан с ростом национального
самосознания, общим интересом к историческому прошлому нации, идейной
борьбой этого времени, со спорами западников и славянофилов о судьбах
России.

К этому времени относится появление самого понятия «культура»,
которому в первой половине XIX в. чаще соответствовало слово «просвещение».
Впервые термин «культура» встречается в «Карманном словаре иностранных
слов, вошедших в состав русского языка», изданном М. В. Петрашевским в 1845
— 1846 гг.

1. Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века


Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического
периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь
общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный
и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту
культурных потребностей.
Капитализм в целом создал условия для более высокого культурного
уровня общества, расширял объективные социальные возможности для овладения
культурой значительных общественных слоев.
Капиталистическая эпоха, требовавшая определенного уровня культуры в
сфере материального производства, способствовала ускорению процесса
демократизации культуры в целом. В пореформенное время была расширена сфера
образования, фактически создана силами земства народная школа. Значительно
выросла техническая высшая школа, повысился интерес к книге, увеличилась
читательская среда, изменился социальный облик читателя.
Однако капиталистическая эпоха в истории России была
непродолжительной — капитализм как социально-экономическая формация
существовал немногим более полувека. Самодержавие, являясь феодальной
политической надстройкой и в пореформенную эпоху, принципиально не изменило
своего отношения к культуре, особенно к проблеме просвещения народа.
Развитие культуры во второй половине XIX — начале XX в. не было
равномерным процессом. Его внутренние этапы определяли подъемы и спады в
общественно-политической борьбе.
Культура, являясь важнейшей системой общественной жизни,
аккумулировала идеи эпохи. Духовная жизнь при капитализме продолжала
сохранять классовый характер. Класс выступал носителем и создателем
идеалов, ценностных ориентации, этических и эстетических норм жизни.
Поэтому, только будучи выразителем общественного прогресса, этот класс мог
формировать общечеловеческие ценности и тем самым отражать потребности
национального развития.
Именно в таком положении в пореформенную эпоху оказалась русская
буржуазия, которая при отсутствии революционности объективно была
прогрессивной силой. В. И. Ленин отмечал, что в 40 — 60-е годы XIX в.,
когда «новые общественно-экономические отношения и их противоречия... были
еще в зародышевом состоянии», «никакого своекорыстия... тогда в идеологах
буржуазии не проявлялось...». Антифеодальная, буржуазно-демократическая
направленность идейной борьбы того времени определяла общечеловеческую
значимость создаваемых культурных ценностей, буржуазных по своей сущности.

Капитализм с его стремлением к расширению хозяйственно-экономических
связей отдельных, в том числе и национальных, регионов способствовал
усилению общения народов России не только в сфере экономической, но и
общественно-культурной, что лежало в основе единства историко-культурного
процесса в России в эпоху капитализма. Важность взаимных контактов, идейной
близости с русской культурой, прежде всего литературой, неоднократно
подчеркивали многие деятели национальных культур. «Каждого из нас, — писал
один из основоположников новой грузинской литературы, просветитель Илья
Чавчавадзе,— вырастила русская литература».
Но не только русская культура положительно воздействовала на развитие
национальных культур. Национальные мотивы питали творчество многих русских
писателей, художников, композиторов.



2. Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов



Общественный демократический подъем периода революционной ситуации и
первых лет после падения крепостного права внес много изменений в
культурную жизнь России. 60-е годы воспринимались современниками как время
духовных преобразований, больших надежд и свершений, «Это было удивительное
время, — писал публицист и видный деятель революционного движения Н. В.
Шелгунов,—спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала
работать. Порыв ее был сильный и задачи громадные». Демократическая
общественность активно включилась в решение вопросов просвещения, в первую
очередь народного образования.

2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещения

Отличительной чертой общественно-культурной жизни первых
пореформенных десятилетий было распространение просвещения.

В стране развернулось широкое движение за создание народных школ,
изменение методов преподавания в них, предоставление права на
образование женщинам. Большую работу по распространению образования среди
народа проводили комитеты грамотности, общественные просветительские
организации, связанные с земствами. Московский комитет грамотности,
возникший еще в 1845 г., впервые поднял вопрос о введении всеобщего
начального образования. В 1861 г. при Вольном экономическом обществе был
создан Петербургский комитет грамотности. Он ставил целью «содействовать
распространению грамотности преимущественно между крестьянами, вышедшими из
крепостной зависимости». Подобные просветительские организации возникли в
Томске, Самаре, Харькове и других городах России. В них проводилась работа
по составлению каталога книг для начальной школы, написанию учебников,
сбору средств для нужд народного образования.
Основоположником народной школы, а также научной педагогики в России
по праву считается К. Д. Ушинский (1824-1870/71). Он был замечательным
русским педагогом-демократом, автором учебных книг («Родное слово»,
«Детский мир»), по которым в течение полувека учились десятки миллионов
детей в России. Ушинский создал школу русских педагогов (И. Н. Ульянов, Н.
Ф. Бунаков, В. И. Водовозов и др.), оказал большое влияние на развитие
передовой педагогической мысли других народов России.
В 60-е годы правительство провело реформы в школьном деле,
явившиеся частью социальных преобразований тех лет. В изданном в 1864 г.
«Положении о начальных народных училищах» декларировалась бессословность
школы, предоставлялось право открытия начальных школ общественным
организациям (земствам, органам местного городского управления); женщины
получили возможность преподавать в школах. Однако все училища подчинялись
Министерству народного просвещения.
Наиболее распространенным типом начальной школы в пореформенной
России были земские школы обязанные своим появлением общественной
инициативе. За первые десять лет существования земских учреждений
(1864—1874) было открыто до 10 тыс. таких школ. В последующие годы их рост
несколько замедлился.
Земская трехгодичная школа по сравнению с другими начальными школами,
существовавшими в то время в России (министерскими, церковноприходскими),
отличалась лучшей постановкой обучения; помимо чтения, письма, четырех
правил арифметики и закон; божьего здесь преподавались элементарные
сведения по природоведению, географии, истории. Земские учителя, как
правило, принадлежали к передовой русской интеллигенции. Земства открывали
на свои средств; специальные учительские семинарии, оплачивали труд
учителей, занимались комплектованием народных библиотек. Их деятельность в
области народного образования и просвещения несомненно носила прогрессивный
характер.
Создание начальной народной школы в основном силами земства было
серьезным достижением общественно-культурного развития пореформенной
России.
В системе начального обучения по уставу 1864 года сохранялись
церковноприходские школы, находившиеся теперь в ведении Синода.
Элементарное образование в этих школах, включавшее помимо чтения и письма
закон божий, церковнославянское чтение и церковное пение, было значительно
ниже, чем в земской школе. Правительство оказывало покровительство
церковноприходским школам, стремясь с их помощью воспитать учащихся в духе
религиозности и политической благонадежности.
Гимназия, основная форма средней школы, в 60-е годы считалась
бессословным общеобразовательным учебным заведением. В это время возникли
разные типы гимназий — реальные и классические. Однако самого начала они не
были полностью уравнены в правах, а после 1866 г. классическая гимназия
стала практически основной формой среднего образования; реальная же
гимназия была преобразована в шестислассное училище без права для ее
выпускников поступления в университет.
В пореформенную эпоху были открыты новые университеты в Одессе,
Томске. В университетах, получивших автономию, открылись новые кафедры,
оживилась научная работа, повысился образовательный уровень выпускников. В
университетах в те годы были сосредоточены лучшие научные силы России,
работали многие выдающиеся ученые, которые способствовали распространению
не только науки, но и просвещения в стране (Д. И. Менделеев, А. М.
Бутлеров, А. Г. Столетов, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, С. М. Соловьев,
Ф. И. Буслаев и многие другие).
Рост технической оснащенности промышленности и транспорта,
совершенствование технологии производства требовали повышения уровня
специального образования. В высшие учебные заведения были преобразованы
Петербургский технологический институт и Московское ремесленное училище,
основанные еще в дореформенное время. В 1865 году в Москве по инициативе
Московского общества сельского хозяйства открылась Петровская
земледельческая и лесная академия ( Сельскохозяйственная академия им. К. А.
Тимирязева). В ряде городов были учреждены политехнические и
технологические институты; закрытые учебные заведения — Институт инженеров
путей сообщения, Горный, Лесной институты — были преобразованы в
гражданские учебные заведения. К концу XIX в. в России насчитывалось 63
высших учебных заведения, в которых обучалось около 30 тыс. студентов. В
высших технических школах в это время получали образование более 7 тыс.
человек, т. е. примерно четверть всех студентов.
Возможность получения образования для женщин, участие их в
общественно полезном труде — один из показателей демократизации культуры.
В период революционной ситуации женщины были допущены в университеты
на правах вольнослушательниц. Однако по Уставу 1863 г. доступ в
университеты женщинам не был разрешен. Поэтому многие уезжали учиться за
границу. В 70-е годы в Цюрихском университете русские составляли 80% всех
иностранных студенток.
В России активное общественно-научное движение в защиту женского
образования, поддержанное Д. И. Менделеевым, И. М. Сеченовым, А. Н.
Бекетовым, Н. И. Пироговым и другими передовыми учеными, привело к созданию
на рубеже 60—70-х годов высших женских курсов. Впервые они были открыты в
Петербурге (1869); в Москве наиболее известными были Высшие женские курсы
профессора университета В. И. Герье (1872). Высшие женские курсы в
Петербурге (Бестужевские — по имени их директора профессора К. Н. Бестужева-
Рюмина), открытые в 1878 г., сыграли заметную роль в общественно-культурной
жизни страны, русском революционном движении. Женские курсы работали по
программе университетов, но их окончание долгое время не давало женщинам
прав на работу по специальности. Только в начале XX в. правительство было
вынуждено юридически признать факт существования высшего образования для
женщин в России.
В пореформенное время повысился уровень грамотности. Ко времени
падения крепостного права доля грамотных среди населения составляла
примерно 7%, к концу века — уже свыше 20%. Уровень грамотности колебался в
зависимости от региона, характера занятий жителей. В городах, например,
число грамотных было примерно в два раза больше, чем в сельской местности.
Всероссийская перепись населения 1897 г. впервые выявила общую
картину образованности в стране. Средний уровень грамотности в России
составлял 21,1%, причем среди мужчин грамотных было больше (29,3%), чем
среди женщин (13,1%). К этому времени лишь немногим более одного процента
населения России имели высшее и среднее образование. Число обучавшихся
только в средней школе, по отношению ко всему грамотному населению,
составляло 4%. Иными словами, уровень образованности в России к концу XIX
в. определяла начальная школа.
Общие условия социально-экономического и общественного развития,
подъем умственной и духовной жизни, некоторое смягчение цензуры, рост
грамотности способствовали увеличению выпуска книг, журналов и газет.
В стране увеличилась полиграфическая база. Среди издаваемых книг
преобладали естественнонаучные, справочные, учебные. Художественная
литература и публицистика издавались, как правило, небольшими тиражами. В
столицах и провинциальных городах к середине 90-х годов число книжных
магазинов выросло примерно до 2 тыс. Все эти факты свидетельствовали о
достаточно широком распространении в пореформенной России книги, одной из
важнейших культурных ценностей.
Большое развитие по сравнению с предшествующей эпохой получили
различные формы культурно-просветительных учреждений (библиотеки, музеи,
выставки).
Частное коллекционирование получило широкое развитие в пореформенное
время. Многие из коллекций впоследствии, еще в дореволюционный период,
составили значительную часть наших музеев и библиотек. На основе частных
собраний по инициативе их владельцев создавались национальные
художественные музеи, доступные для широкого обозрения. В начале 80-х годов
для посещения была открыта кар тинная галерея П. М. Третьякова. В 1893 г.
он передал собрание своих картин в дар Москве.
В следующем, 1894 году в Москве был организован Литературно-
театральный музей, основу которого составила обширная коллекция по истории
русского и западноевропейского театра А. А. Бахрушина (ныне Центральный
театральный музей им. А. А. Бахрушина). Свое собрание русского прикладного
искусства передал в 1905 г. Историческому музею П. И. Щукин. Оно составило
один из отделов музея.


Во второй половине XIX в. при участии общественности в России было
организовано много разнообразных по профилю музеев: исторических,
естественнонаучных, художественных, промышленных, сельско-хозяйствецных.
Впервые появились краеведческие, мемориальные музеи. Общее число музеев в
стране выросло до 80. Особенностью их стала общедоступность.
В 1872 г. в Москве по инициативе Общества любителей естествознания,
антропологии и этнографии был организован Политехнический музей, сыгравший
важную роль в культурно-просветительном движении пореформенного времени.
Коллекции одного из его разделов послужили основой для создания
Исторического музея (открыт в 1883 г.).
Общедоступность многих музеев, развитие выставочного дела
свидетельствовали о демократизации культуры. Так, выставки художников-
передвижников, первая из которых была организована в 1871 г., стали впервые
знакомить с русской живописью не только столичную, но и провинциальную
публику. Выставка открылась в залах Академии художеств, затем
демонстрировалась в Москве, Киеве, Харькове. В общей сложности ее посетили
около 30 тыс. человек. В середине 80-х годов выставки передвижников
происходили в 14 городах России.
Оценивая в целом состояние просвещения в России, следует подчеркнуть,
что в первые пореформенные десятилетия были достигнуты значительные успехи
в распространении общеобразовательных и технических знаний, расширении
круга читателей, изменении его облика. «В 60-х годах, писал Н. В.
Шелгунов,— точно чудом каким-то создался внезапно совсем новый, небывалый
читатель с общественными чувствами, мыслями и интересами, желавший думать
об общественных делах



2.2 Общественно-политическая мысль

Основные вопросы общественно-политической мысли - крестьянский и
судьбы самодержавия в России — в пореформенное время в условиях проведения
буржуазных реформ все более приобретали характер практически необходимых,
злободневных проблем. Крепостное право было отменено, могущество монархии
было поколеблено самим ходом реальной жизни. В общественном сознании
сформировалась демократическая программа обновления России, выразителями
которой в этот период выступали прежде всего революционеры-разночинцы.
В целом 60 —70-е годы были отмечены серьезными сдвигами в идейной
жизни общества. Для этого времени характерны преобладание демократических
идей в общественном сознании, убежденность в необходимости преобразований,
борьба за поиски путей их осуществления в интересах широких масс народа,
известное отступление самодержавия от своих охранительно-крепостнических
принципов. Все это создавало соответствующую идейно-нравственную атмосферу
для развития художественной культуры.

2.3 Художественная культура


В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные
произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в
сокровищнице мировой культуры. Сила русского национального искусства
заключалась в его художественных достоинствах, гражданственности, высокой
нравственности и демократической направленности. «Серьезную
содержательность» искусства как его особенность отмечал художественный и
музыкальный критик В. В. Стасов (1824-1906).
Искусство критического реализма, который становится основным
художественным направлением, было тесно связано с идейными исканиями того
времени. Оно не только описывало жизнь, но и анализировало ее, пыталось
раскрыть и объяснить свойственные ей противоречия. Критический реализм 60
—70-х годов отличала повышенная социальная активность. Литература и
искусство, как никогда, близко подошли к отображению реальной жизни (очерк
и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в
живописи и т. д.).
Во второй половине XIX в. идейно-художественное развитие во многом
определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были
заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н. Г.
Чернышевского.
В художественной литературе второй половины XIX в. нашли отображение
социальные сдвиги, которые произошли в пореформенной России. Отечественной
литературе всегда было свойственно «стремление к решению задач социального
бытия» (М. Горький). Дух обличительства, критическое отношение к
существующей действительности были характерны для произведений русских
писателей первых пореформенных десятилетий.
Литература пореформенного времени представляла собой «яркое созвездие
великих имен». В эти годы создавали произведения крупнейшие русские
писатели, творческий путь которых начался еще в предшествующую эпоху. Новое
поколение писателей-реалистов, которое пришло в литературу в 60 —70-е годы,
принесло новые темы, жанры, идейно-эстетические принципы. В литературном
процессе тех лет ведущее место принадлежало очерку, в котором ставились
острые социальные проблемы, коренные вопросы жизни и быта крестьянства
(очерки Н. В. Успенского, В. А. Слепцова, Г. И. Успенского и др.).
С общественным подъемом связано появление демократического романа, в
котором действующим лицом стал разночинец (повести Н. Г. Помяловского
«Мещанское счастье» и «Молотов»), первых произведений о жизни и быте
рабочих (романы Ф. М. Решетникова «Глумовы», «Горнорабочие»). Программным
произведением 60-х годов был роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?»,
опубликованный в «Современнике» в 1863 г. Это было повествование о «новых
людях», их морали и нравственных ценностях. Роман Чернышевского имел
огромное идейное воздействие не на одно поколение демократической молодежи.
Отражением острой идейно-художественной борьбы в литературе 60-х годов было
появление так называемого антинигилистического романа («Некуда» Н. С.
Лескова; «Взбаламученное море» А. Ф. Писемского и др.)
6O-70-е годы — время расцвета и наибольших достижений русского
классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую
культуру внесли И. С. Тургенев (1818-1883) и Ф. М. Достоевский (1821 —
1881). В романе Тургенева «Отцы и дети», опубликованном в 1862 г., и в
других его произведениях созданы образы новых героев эпохи — разночинцев и
демократов.
Творчество Ф. М. Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое,
всегда глубоко нравственно. Боль за униженных и оскорбленных, вера в
человека были главной темой писателя.
Разночинская молодежь своим идейным вождем считала Н. А. Некрасова
(1821 — 1877/78). Тема народа, его исканий и надежд занимала в поэзии
Некрасова центральное место. В это время он создал свое крупнейшее
произведение — поэму «Кому на Руси жить хорошо», в которой дана
реалистическая картина жизни русского крестьянства. В творчестве Некрасова
выражена не только мечта о счастье народа, но и вера в его силы, способные
сбросить оковы крепостного рабства.
Вершиной русской литературы XIX в. стало творчество Л. Н. Толстого
(1828 — 1910). Он ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике
«великие вопросы» (В. И. Ленин). Писателя всегда волновали судьбы народа и
Родины (историческая эпопея «Война и мир»). Одним из острых социальных
литературных произведений современности стал роман Толстого «Анна
Каренина», в котором он, изображая жизнь русского общества 70-х годов,
выносит беспощадный приговор буржуазно-помещичьему строю, его морали,
нравам, устоям.
Состояние театра в пореформенную эпоху определялось успехами
отечественной драматургии. Teaтральная общественность привлекала внимание к
животрепещущим вопросам развития театра: улучшение профессионального
актерского образования, расширение сети театров за счет создания частных
антреприз. Монополия казенных театров под влиянием требований прогрессивной
общественности в 1882 г. была отменена. Однако еще раньше частные театры
стали возникать под видом «домашних спектаклей», «семейных вечеров» и т. д.
Так, появились в Москве Артистический кружок — общественно-художественная
организация (1865-1883), созданная по инициативе А. Н. Островского, Н. Г.
Рубинштейна, В. Ф. Одоевского первый народный театр на Политехнической
выставке (1872).
Основными центрами театральной культуры продолжали оставаться Малый и
Александрийский театры. Однако значительно выросло число театров и
театральных трупп в провинциальных городах России, появился новый
демократический зритель, главным образом из разночинской среды. Театр все
более становился органической частью общественно-культурной жизни,
охватывая уже не только узкий круг столичной публики, но и более широкие
слои провинциальной интеллигенции. С усилением острых проблем в
общественной жизни в театре рос интерес к современной бытовой драме.
Развитие русского театра во второй половине XIX в. неразрывно связано
с именем А. Н. Островского (1823 — 1886), который считал театр «признаком
зрелости нации, так же как и академии, университеты и музеи». Драматургия
Островского — замечательное явление национально - художественной культуры.
С постановки пьесы «Не в свои сани не садись» в 1852 г. на сцене Малого
театра произведения Островского заняли ведущее место в его репертуаре.
Общественно-идейная атмосфера первых пореформенных десятилетий
сказалась на состоянии музыки. В 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна
(1829—1894) было организовано Русское музыкальное общество «для развития
музыкального образования, вкуса к музыке в России и поощрения отечественных
талантов». Общество устраивало симфонические и камерные конверты. В
Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна (1862), а затем в Москве
(организатор Н. Г. Рубинштейн, 1866) были открыты консерватории, положившие
начало профессиональному музыкальному образованию в России.
В Петербурге в 60-е годы композитором М. А. Балакиревым и
преподавателем пения Г. Я. Ломакиным была открыта бесплатная музыкальная
школа, существовавшая до 1917 г. Она ставила задачу распространения
музыкальных знаний, пропаганды сочинений Глинки, Даргомышского,
композиторов «могучей кучки», лучших произведений зарубежной' музыки (Л.
Бетховена, Ф. Листа, Г. Берлиоза и др.).
Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии музыкальной
культуры сыграло творческое объединение композиторов «могучая кучка» [М. А.
Балакирев (1836/37-1910), М. П. Мусоргский (1839-1881), Ц. А. Кюи (1835-
1918), А. П. Бородин (1833-1887), Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908)]. Это
название дал ему музыкальный критик и его идейный руководитель В. В.
Стасов. Идейно-нравственные взгляды этого содружества формировались под
воздействием передовых идей 60 —70-х годов. Одной из основных черт эстетики
и музыкального творчества композиторов «могучей кучки» было стремление
передать в музыке «правду жизни», национальный характер. Они широко
использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и
способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы («Борис
Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского). Композиторы «могучей кучки» много
сделали для собирания и изучения музыкального фольклора, издав в 60 —70-х
годах несколько сборников русских народных песен.
Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П. И.
Чайковского (1840-1893). Он один из величайших композиторов нашей эпохи,
оставивший обширное творческое наследие в области балетного, оперного,
симфонического, камерного музыкального искусства (балеты «Лебединое озеро»,
«Спящая красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; симфонии,
романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др.).
Национальная и глубоко народная музыка Чайковского обладает
редкостной силой эмоционального воздействия.
Чайковский создал основные произведения в 70 —80-е годы. В своем
творчестве он утверждал право человека на свободную жизнь, призывал 'к
борьбе с темными силами зла и несправедливости. Наряду с лирическим
жизнеутверждающим началом музыке Чайковского присущи черты трагедийности,
особенно сильные в его последних произведениях.
Отличительным свойством пореформенного музыкального искусства была
его программность, использование в музыке национальных мотивов, сюжетов из
литературных произведении. В. В. Стасов отмечал, что композиторы второй
половины XIX в. следовали примеру Глинки. «Наша эпоха, — писал критик, —
все дальше и дальше отходит в сторону от «чистой» музыки прежних периодов и
все сильнее и сильнее требует для музыкальных созданий действительного,
определенного содержания».
Прогрессивная общественная мысль ставила новые задачи и перед
живописыо
60-е годы составляют в истории русского изобразительного искусства
определенный внутренний этап с преобладанием социально-бытового жанра.
«Жанр не прихоть, не каприз, не выдумка одного или нескольких художников, —
писал В. В. Стасов, — а выражение современной потребности, всеобщей,
неудержимой потребности в выражении искусством всех сторон жизни».
С наибольшей полнотой атмосферу 60-х годов отразило творчество В. Г.
Перова (1833—1882) (картины «Сельский крестный ход на пасхе», «Проводы
покойника», «Тройка» и др.).
Идейно-художественное движение этих лет подготовило почву для
возникновения «Товарищества передвижных художественных выставок» (1871).
Мысль о его организации возникла в 1865 г., когда по инициативе Крамского в
Нижнем Новгороде была представлена выставка картин «Артели художников»,
имевшая успех.
Передвижничество — ведущее направление в национальном искусстве
второй половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Положения
революционно-демократической эстетики определили программность творчества
передвижников: гражданственность, сознание общественных и психологических
проблем своего времени, интерес к облику современника.
Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая
живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно-
важные моменты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их
полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих [Н.
А. Ярошенко (1846—1898) — «Курсистка», «Студент», «Кочегар»].
Излюбленной темой ряда передвижников была родная природа. Художники
сумели раскрыть внутреннюю гармонию русской природы, удивительную красоту
полей и перелесков, уходящей вдаль дороги, неба перед грозой и т. п. В их
работах есть и романтическая одухотворенность, и философское осмысление
бытия (Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, И. И. Левитан). Картина А. К.
Саврасова «Грачи прилетели», показанная на первой выставке передвижников
(1871), была признана современниками образцом пейзажной живописи, в которой
великолепно передано настроение наступающей весны, обновления природы.
Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокий
психологический реализм и идейность. Их картины передавали социальный
портрет эпохи, который «...представлял лиц, дорогих нации, веривших в ее
лучшее будущее и боровшихся за эту идею» (И. Е. Репин).
Замечательную страницу русского искусства составило творчество И. Е.
Репина (1844-1930), художника огромного таланта, глубокой жизненной правды
и поразительной разносторонности. Мировоззрение И. Е. Репина складывалось в
эпоху общественного подъема и распространения буржуазного демократизма. Эти
идеи питали его искусство, помогали осмыслить, понять многие вопросы
современной жизни. Новое, не известное искусству 60-х годов отношение г
народу показал Репин в картине «Бурлаки на Волге» (1873). Обличая
эксплуатацию народа, художник в то же время утверждал скрытую в нем силу,
зреющий протест. Репин видит в бурлаках могучие, самобытные черты и
характеры. Успешно работая в области портретного жанра, он создал серию
блистательных образов — людей своей эпохи. Вершиной мастерства Репина
является портрет М. П. Мусоргского (1881).
Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической
тематике, причем в их полотнах преобладала национальная тема. Они
использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать
эпоху, характер исторических персонажей. Передвижникам свойственно было
изображение переломных моментов в русской истории. Они по-новому трактовали
исторические сюжеты, показывая отечественную историю через психологическую
драму отдельной, как правило, выдающейся личности (Н. Н. Ге. «Петр I
допрашивает царевича Алексея», 1871; И. Е. Репин. «Иван Грозный и сын его
Иван», 1885).
Основные достижения исторической живописи этого времени связаны с
творчеством В. И. Сурикова (1848 — 1916). Его интересовали периоды больших
социально-политических и духовных конфликтов, проявления народной борьбы
против официальной государственности и церковности. Он сказал новое слово в
исторической живописи, показав народ как движущую силу истории («Утро
стрелецкой казни», 1881; «Боярыня Морозова», 1887; и др.). Суриковская
трактовка исторических тем была следствием новых представлений об
историческом процессе и месте в нем народных масс, которые отличали
общественную мысль и литературу эпохи разночинца.
Близок к передвижникам по своим эстетическим воззрениям М. М.
Антокольский (1843 — 1902), сыгравший большую роль в развитии русской
реалистической скульптуры. Он создал серию исторических произведений («Иван
Грозный», «Петр I», «Нестор-летописец», «Ярослав Мудрый» и др.). А. М.
Опекушин (1838 —1923) — один из представителей монументальной скульптуры -
был автором памятника А. С. Пушкину в Москве. Открытие памятника великому
русскому поэту, созданного на добровольные пожертвования, состоялось в июне
1880 г. и стало событием огромного культурного значения.


Заключение


В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Они
составили культурное наследие страны. Культурное наследие является
важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом
развитии общества. Даже в условиях социалистической революции, решительно
отрицающей многие общественно-исторические институты старого общества,
создание качественно новой культуры невозможно без творческого освоения
культурного наследия, без бережного отношения к культуре прошлых эпох, без
сохранения тех богатств, которые были созданы в различных областях
культуры. Сегодня мы особенно ясно осознаем это.



Список использованной литературы:

1. Зезина М. Р. Кошман Л. В. Шульгин В. С. История русской культуры.
– М., 1990
2. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1993
3. Сапронов П. А. Культурология ( лекции по курсу культурологии ) .




Реферат на тему: Культура Руси


План
. Введение. Как зарождалась культура Руси;
. Письменность, грамотность, школы;
. Летописи;
. Литература;
. Архитектура;
. Искусство;
. Быт народа;
. Заключение.

Введение. Как зарождалась культура Руси

Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее
развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые
воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее
государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие
культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием
народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу,
человеческое бытие, на человеческие отношения.
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской
государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям -
хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась
как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из
различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на
огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного
славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как
культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные
черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и .т.д.
На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как
равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так
и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общей
культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян , северян, радимичей,
новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и влияние
соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками,
торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими племенами, балтами,
иранскими племенами, другими славянскими народами и государствами.
В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное
влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из
наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси
складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под
влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно
заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему
дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира,
своему представлению о прекрасном.
Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с
влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их
постоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных
культурных традиции было сильнее в городах, которые сами по себе являлись
центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, то
сельское население было в основном хранителем старинных культурных
традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах и
деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны,
труднее поддавались различным культурным новшествам.
Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство,
архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием
языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства
положение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то,
чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и
представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.
Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру,
особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития
грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были
теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло
преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси
сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах,
и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных
частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской
местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной
жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в
своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской
культуры раннего средневековья.
Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного
мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура,
религиозная идеология. Суровое аскетическое христианство Византии на
русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету,
ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью
существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях
культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние
было особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры
(например, сочинениях церковных авторов) мы видим совершенно светские,
мирские рассуждения и отражение чисто мирских страстей. И не случайно, что
вершина духовного достижения Древней Руси - гениальное "Слово о полку
Игореве" все пронизано языческими мотивами.
Эта открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на
народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной
историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-
языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом
русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к
монументальности, масштабности, образности в летописании; народность,
цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало
в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение
пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим
господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой,
его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их
боль и несчастья. Не случайно опять же одним из любимых образов русской
церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев,
непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей.
Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не
сразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но
потом, уже облившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и
повсеместно сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русь
политически распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуре
отдельных княжеств. Несмотря на политические трудности, на местные
особенности, это все равно была единая русская культура X - начала XIII в.
монголо-татарское нашествие, последующий окончательный распад русских
земель, их подчинение соседним государствам на долго прервали это единство.

Письменность, грамотность, школы

Основой любой древней культуры является письменность. Когда она
зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь
пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако
согласиться с этим трудно. Есть свидетельство о существовании славянской
письменности задолго до христианизации Руси. В 1949 г. советский археолог
Д.В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд,
относящийся к началу X в., на котором было написано «горушна» (пряность).
Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало
письмо, существовал алфавит. Об этом же говорит и свидетельство
византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время
отбывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием,
написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий
стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то
части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у
восточных, южных и западных славян задолго до их христианизации.
История создания славянской азбуки такова: византийские монахи Кирилл и
Мефодий распространяли христианство среди славянских народов юго-восточной
Европы. Греческие богословские книги необходимо было перевести на
славянские языки, но азбуки, соответствующей особенностям звучания
славянских языков, не существовало. Ее то и задумали создать братья, благо
образованность и талант Кирилла делали эту задачу выполнимой.
Талантливый лингвист, Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий
из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ,
ш, ч) и несколькими другими буквами, Некоторые из них сохранились в
современном алфавите - б, ь, ъ, ы, другие давно вышли из употребления -
ять, юс, ижица, фита.
Итак славянский алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по
написанию греческим. Каждая из них имела свое название: А - «аз», Б -
«буки» (их сочетание образовало слово «азбука»), В - «веди», Г - «глаголь»,
Д - «добро» и так далее. Буквы на письме обозначали не только звуки, но и
цифры. «А» - цифру 1, «В» - 2, «Р» - 100. На Руси только в XVIII в.
арабские цифры вытеснили «буквенные».
В честь своего создателя новая азбука получила название «кириллица».
Некоторое время наряду с кириллицей была в употреблении и другая
славянская азбука - глаголица. Она имела тот же состав букв, но с более
сложным, витиеватым написанием. Видимо, эта особенность и предопределила
дальнейшую судьбу глаголицы: к ХIII в. она почти полностью исчезла.
Надо вспомнить и о том, что договоры Руси с Византией, относящиеся к
первой половине X в., имели «противени» - копии, также написанные на
славянском языке. К этому времени относится существование толмачей-
переводчиков н писцов, которые записывали речи послов на пергамент.
Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности,
грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные
грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в
период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы
греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания.
Переводятся, в частности, византийские исторические сочинения,
жизнеописания христианских святых. Эти переводы становились достоянием
грамотных людей; их с удовольствием читали в княжеской, боярской,
купеческой среде, в монастырях, церквах, где зародилось русское
летописание. В XI в. получают распространение такие популярные переводные
сочинения, как «Александрия», содержащее легенды и предания о жизни и
подвигах Александра Македонского, «Девгениево деяние», являющееся переводом
византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса.
Таким образом, грамотный русский человек XI в. знал многое из того, чем
располагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии.
Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в
школах, которые были открыты при церквах со времени Владимира I и Ярослава
Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком
развитии грамотности на Руси в ХI-ХII вв. Однако она была распространена в
основном лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, княжеско-
боярской верхушки, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской
местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь
неграмотным.
С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и
девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря
в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек.
Ярким свидетельством широкого распространения грамотности в городах и
пригородах являются так называемые берестяные грамоты. В 1951 г. во время
археологических раскопок в Новгороде сотрудница экспедиции Нина Акулова
извлекла из земли бересту с хорошо сохранившимися на ней буквами. «Я
двадцать лет ждал этой находки!» - воскликнул руководитель экспедиции
профессор А.В. Арциховский, давно предполагавший, что уровень грамотности
Руси того времени должен был найти отражение в массовом письме, каким могли
быть в отсутствии на Руси бумаги письмена либо на деревянных дощечках, о
чем говорили иностранные свидетельства, либо на бересте. С тех пор в
научный оборот введены сотни берестяных грамот, говорящих о том, что в
Новгороде, Пскове, Смоленске, других городах Руси люди любили и умели
писать друг другу. Среди писем деловые документы, обмен информацией,
приглашение в гости и даже любовная переписка. Некто Микита написал своей
возлюбленной Ульяне на бересте «От Микиты ко Улианици. Поиде за меня...».
Осталось и еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности на
Руси так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей
любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы,
молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, во
время церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей,
нацарапал на стене Софийского собора в Киеве «Ох тяжко мне» и подписался
своим христианским именем «Василий».
Береста - очень удобный материал для письма, хотя и требовал определенной
подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более
эластичной, затем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон
обрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне
коры, выдавливая буквы особой палочкой - «писалом» - из кости, металла или
дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с
отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла
текстам сохраняться в земле столетиями.
Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким.
Материалом для них служил пергамен - кожа особой выделки. Лучший пергамен
получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и
тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили
пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь
шлифовали пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и сшивали
в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древние порядок
брошюровки сохранился по сей день.
Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества
листов на одну книгу требовалось с 10 до 30 шкур животных - целое стадо! По
свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже ХIV-.XV вв., за кожу
для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было
купить три лошади.
Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать
лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных
принадлежностей требовало определенного умения. Извлекали перо непременно
из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки.
Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик .наискось срезали,
расщепляли и затачивали специальным , перочинным ножичком. Им же
выскабливали ошибки в тексте.
Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных,
были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще
говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея,
окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления
чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или
ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества,
придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия
спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета.
Писец промокал чернила мелкотолченым песком, посыпая его на лист
пергамена из песочницы - сосуда, похожего на современную перечницу.
К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130
экземпляров бесценных свидетельств ХI-ХII вв. дошло до нас. Было их немного
и в те времена.
На Руси в средние века знали несколько видов письма. Древнейшим из них
был «устав» - с буквами без наклона, строго геометрической формы,
напоминающими современный печатный шрифт. В XIV в., с распространением
делового письма, медленный «устав» сменил «полуустав» с буквами помельче,
более простыми в написании, с легким наклоном. Полуустав отдаленно
напоминает современный курсив. Еще сто лет спустя, в XV в., начали писать
«скорописью» - плавно соединяя соседние буквы. В ХV-ХVII вв. скоропись
постепенно вытеснила другие виды письма.
Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым,
декоративным шрифтом - вязью. Буквы, вытянутые вверх, переплетались между
собой (отсюда и название - вязь), образуя текст, похожий на ленту
орнамента. Писали вязью не только на бумаге. Золотые и Серебряные сосуды,
ткани часто покрывали нарядными надписями. Из всех видов древнего письма до
XIX в. сохранилась именно вязь, правда, только в старообрядческих книгах и
декоративных надписях «под старину».
На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или два
столбца. Буквы не делились на строчные и прописные. Они заполняли строку
длинной чередой без привычных нам интервалов между словами. Экономя место,
не которые, преимущественно гласные, буквы писали над строкой или заменяли
знаком «титло» - горизонтальной линией. Усекались и окончания слов, хорошо
известных и часто употребляемых, например Бог, Богоматерь, Евангелие и т.п.
Из Византии была заимствована традиция над каждым словом ставить знак
ударения - «силу».
Долгое время не существовало, нумерации страниц. Вместо этого внизу
справа писали слово, с которого начиналась следующая страница.
Любопытны и некоторые особенности древнерусской пунктуации. Из привычных
нам знаков препинания в ходу была только точка, заимствованная из
византийской, письменности. Ставили ее произвольно, иногда определяя
границы между словами, иногда обозначая конец фразы. В ХV-ХVI вв.
письменность усложнилась. В книгах появились, например, запятые - для
обозначения пауз, точка с запятой, заменявшая знак вопроса.
Труд писца бел нелегок. Работа двигалась медленно. В среднем, за день
удавалось написать всего два-четыре листа, не только без ошибок, но и
красиво.
Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом
обязательно делали заставку - небольшую орнаментальную композицию часто в
форме рамки вокруг названия главы или раздела. Первую, заглавную букву в
тексте - «инициал» - писали крупнее и красивее остальных, украшали
орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического
существа. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят - «писать с красной
строки». Завершался раздел «концовкой» - небольшим рисунком, на пример,
изображением двух птиц, похожих на павлинов.
Самым сложным видом иллюстрирования книги были миниатюры. Миниатюры
писали художники на свободных от текста листах книги кистью и красный. Чаще
всего это были портреты заказчиков или автора книги (например,
евангелистов), иллюстрации к тексту. Большое влияние на искусство миниатюры
оказала иконопись. Лучшие мастера иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублев
писали книжные миниатюры. Меньшие размеры, по сравнению с иконами,
требовали большей тонкости художественного исполнения.

Летописи

Летописи - это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания
ее места в мировой истории - являются одним из важнейших памятников и
письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За составление
летописен, т.е. погодных изложений событий, брались лишь люди самые
грамотные, знающие, мудрые, способные не просто изложить разные дела год за
годом, но и дать им соответствующее объяснение, оставить потомству видение
эпохи так, как ее понимали летописцы.
Летопись была делом государственным, делом княжеским. Поэтому поручение
составить летопись давалось не просто самому грамотному и толковому
человеку, но и тому, кто сумел бы провести идеи, близкие той или иной
княжеской ветви, тому или иному княжескому дому. Тем самым объективность и
честность летописца вступали в противоречие с тем, что мы называем
«социальным заказом». Если летописец не удовлетворял вкусам своего
заказчика, с ним расставались и передавали составление летописи другому,
более надежному, более послушному автору. Увы, работа на потребу власти
зарождалась уже на заре письменности и не только на Руси, но и в других
странах.
Летописание, по наблюдениям отечественных ученых, появилось на Руси
вскоре после введения христианства. Первая летопись, возможно, была
составлена в конце X в. Она была призвана отразить историю Руси со времени
появления там новой династии Рюриковичей и до правления Владимира с его
впечатляющими победами, с введением на Руси христианства. Уже с этого
времени право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви.
Именно в церквах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо
подготовленные и обученные люди - священники, монахи. Они располагали
богатым книжным наследием, переводной литературой, русскими записями
старинных сказаний, легенд, былин, преданий; в их распоряжении были и
великокняжеские архивы. Им подручней всего было выполнить эту ответственную
и важную работу: создать письменный исторический памятник эпохи, в которой
они жили и работали, связав ее с прошлыми временами, с глубокими
историческими истоками.
Ученые считают, что, прежде чем появились летописи - масштабные
исторические сочинения, охватывающие не сколько веков русской истории,
существовали отдельные записи, в том числе церковные, устные рассказы,
которые поначалу и послужили основой для первых обобщающих сочинений. Это
были истории о Кие и основании Киева, о походах русских войск против
Византии, о путешествии княгини Ольги в Константинополь, о войнах
Святослава, сказание об убийстве Бориса и Глеба, а также былины, жития
святых, проповеди, предания, песни, разного рода легенды.
Позднее, уже в пору существования летописей к ним при соединялись все
новые рассказы, сказания о впечатляющих событиях на Руси, вроде знаменитой
распри 1097 г. и ослеплении молодого князя Василька, или о походе русских
князей на половцев в 1111 г. Летопись включила в свой состав и воспоминания
Владимира Мономаха о жизни - его «Поучение детям».
Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он
объединил Русь, заложил храм Святой Софии. Эта летопись вобрала в себя
предшествующую летопись, другие материалы.
Уже на первом этапе создания летописей стало очевидным, что они
представляют собой коллективное творчество, являются сводом предшествующих
летописных записей, документов, разного рода устных и письменных
исторических свидетельств. Составитель очередного летописного свода вы
ступал не только как автор соответствующих заново написанных частей
летописи, но и как составитель и редактор. Вот это и его умение направить
идею свода в нужную сторону высоко ценилось киевскими князьями.
Очередной летописный Свод был создан знаменитым Иларионом, который писал
его, видимо, под именем монаха Никона, в 60-70-е годы XI в., после смерти
Ярослава Мудрого. А потом появился Свод уже во времена Святополка в 90-е
годы XI в.
Свод, за который взялся монах Киева-Печерского монастыря Нестор и который
вошел в нашу историю под именем «Повести временных лет», оказался, таким
образом, по меньшей мере пятым по счету и создавался в первое десятилетие
XII в. при дворе князя Святополка. И каждый свод обогащался все новыми и
новыми материалами, и каждый автор вносил в него свой талант, свои знания,
эрудицию. Свод Нестора был в этом смысле вершиной раннего русского
летописания.
В первых строках своей летописи Нестор поставил вопрос «Откуда есть пошла
Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить и откуда Русская земля
стала есть». Таким образом, уже в этих первых словах летописи говорится о
тех масштабных целях, которые поставил перед собой автор. И действительно,
летопись не стала обычной хроникой, каких немало было в ту пору в мире -
сухих, бесстрастно фиксирующих факты, но взволнованным рассказом тогдашнего
историка, вносящего в повествование философско-религиозные обобщения, свою
образную систему, темперамент, свой стиль. Происхождение Руси, как мы об
этом уже говорили, Нестор рисует на фоне развития всей мировой истории.
Русь - это один из европейских наро

Новинки рефератов ::

Реферат: Лідерство, вплив та влада (Менеджмент)


Реферат: Мифология (История)


Реферат: Алиментные обязательства в брачных и семейных правоотношениях (Право)


Реферат: Зимние олимпийские игры: история, хронология, статистика (Физкультура)


Реферат: Разработка цикла лабораторных работ по основам работы в WINDOWS 2000 (Компьютеры)


Реферат: Методы социологических исследований (Социология)


Реферат: Право (Теория государства и права)


Реферат: Прикладное искусство "Батик" (Философия)


Реферат: Социально-экономические последствия безработицы (Социология)


Реферат: Типовой состав оборудования ЛВС (Компьютеры)


Реферат: Менеджмент человеческих ресурсов (Менеджмент)


Реферат: Механизм денежно-кредитного регулирования (Банковское дело)


Реферат: Организация молочного скотоводства в хозяйстве (Сельское хозяйство)


Реферат: Психолого-педагогические проблемы использования компьютерных игр, программ с игровой компонентой в образовании (Педагогика)


Реферат: Управление персоналом фирмы (на примере США) (Менеджмент)


Реферат: Война в Чечне (История)


Реферат: Делегирование полномочий (Менеджмент)


Реферат: Организация технического обслуживания и ремонта автотранспорта (Транспорт)


Реферат: Вимоги до апаратного забезпечення ОС Win95/94/2000/Me/XP (Программирование)


Реферат: Общественные отношения в контексте public relations (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист