GeoSELECT.ru



Теория государства и права / Реферат: Реализация права и её формы (Теория государства и права)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Реализация права и её формы (Теория государства и права)



Московская академия
экономики и права


Юридический институт



Контрольная работа
по теории государства и права



Тема: «Реализация права и её формы»



Выполнил: студент I курса
гр. ЮД-2-01
Andriano

Проверил: *** XXX ---



Москва 2002

ПЛАН



I. Введение.


II. Понятие и формы реализации права:


1. пути реализации права;


2. формы реализации права: понятие и виды;


3. применение права как особая форма его реализации.


III. Заключение.



Использованная литература.



Введение



Проблемы реализации права всегда были в центре внимания юридической
науки, но это не делало их проще. Наоборот, проникновение в данный процесс,
всесторонний его анализ ставили перед учеными все более трудные задачи.
В период перестройки, одна из центральных проблем с которой
столкнулось советское общество, - развитие демократии в сочетании с
соблюдением законности и дисциплины. В правовой практике были присущи
правовой нигилизм, декларативность многих законодательных установлений. Без
преодоления указанных недостатков построение правового социалистического
государства невозможно.
Формирование правового государства предполагает уважение к закону,
праву, строгое соблюдение юридических норм. В данной связи теоретические
проблемы реализации права приобретали особую практическую значимость.
Необходим анализ правореализующей деятельности в самых разных аспектах, ибо
путь от создания закона до воплощения его предписаний в фактическое
поведение людей весьма сложен, зависит от множества факторов. Эти различные
условия и факторы и стали предметом настоящего коллективного исследования.
При изучении темы следует понять, что представляют собой различные формы
реализации права.
Важно уметь раскрыть содержание таких форм реализации юридических
норм, как использование, соблюдение и исполнение. Особое внимание следует
обратить на такую форму, как применение права.
Необходимо знать, какие основные требования обеспечивают правильное
применение норм права, в чем выражается законность и обоснованность этого
процесса, каковы его основные стадии.
Следует разобраться в проблеме толкования законов и других нормативных
актов, учитывая её большое практическое значение. Необходимо также хорошо
знать способы восполнения пробелов в праве, разбираться в вопросах аналогия
закона и аналогия права.
Что такое реализация норм права и каковы её формы? Реализация норм
права - это процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов
права.
К формам реализации права относятся:
1. соблюдение норм права;
2. исполнение норм права;
3. использование норм права;
4. применение норм права.

К стадиям применения права относятся:
1. установление или анализ фактических обстоятельств юридического дела;
2. выбор правовых норм, подлежащих применению;
3. толкование норм;
4. применение решения;
5. контроль за реализацией принятого решения.

Рассмотрим стадию толкования нормы. Толкование нормы права – это
деятельность государственных органов, различных организаций и отдельных
граждан, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержания
обязательной воли общества, выраженной в нормах права.
Виды толкования можно классифицировать по различным отраслям.
По юридической силе толкование подразделяется на официальное и
неофициальное. Разновидностями официального толкования является:
1. аутентическое;
2. нормативная;
3. казуальная.
К неофициальному толкованию относится:
1. доктринальное;
2. текущее.
По объему толкование можно классифицировать на:
1. буквальное;
2. ограничительное;
3. распространительное.
Раскроем виды приема толкования норм права - это толкование
грамматическое, логическое, систематическое и историческое.
В связи со всем вышеизложенным можно выделить акты норм права,
играющих немаловажную роль в реализации права. Акт применения норм права –
это документ, содержащий властное решение, предписание, которое выполняется
в результате конкретного юридического дела. Выделим акты норм права по
субъектам.
1. акты представительных органов государственной власти;
2. акты исполнительных органов государственной власти;
3. акты правоохранительных органов;
4. акты государственного контроля.



Понятие реализации права



Правовая норма сама по себе только определенный текст с юридическим
содержанием. Главное назначение нормы – претвориться в общественную
практику. Только общественная практика, конкретные отношения людей
составляют реальную жизнь правовых норм, их влияние на общественные
отношения. Если норма содержит предписание или дозволение, то их еще
предстоит реализовать в общественных отношениях. Норма, не оказавшая
влияние на общественные отношения, безрезультатна, неэффективна, она не
реализована. Реализовать право можно, только применяя его. Реализация
права – это процесс, процедура претворения правовых норм в общественную
практику.


Пути, конкретные средства реализации права различны. Они зависят
прежде всего от того, в какой именно области общественных отношений
применяются нормы (предмет), от того, каков характер регулирования (метод)
и от того, кто применяет норму (гражданин или государственные органы).
Конкретные пути применения права рассматриваются в отраслевых дисциплинах:
реализация уголовных норм отличается от реализации цивилистических норм, а
они обе – от реализации норм процессуальных. На уровне общей теории
реализация норм должна рассматриваться прежде всего как поведение людей.


Важнейшая ключевая проблема реализации норм – отношение людей к
нормам. Здесь можно говорить о трех вариантах. Первый, когда граждане
одобряют, поддерживают норму и охотно претворяют в жизнь. Второй, когда
граждане относятся к норме безразлично, норма – сама по себе, а поведение
граждан – само по себе. Норма не проводиться в жизнь, но и не нарушается.
Третий, самый неблагоприятный – когда граждане настроены против нормы, они
активно противостоят, а подчас и нарушают. В подобных ситуациях
невыполнение нормы влечет за собой ответственность. За этими вариантами
скрыта проблема поддержки гражданами закона, проблема легитимности закона,
закона правового и неправового.


Закон, отвечающий высоким требованиям права, может не поддерживаться
большинством, которое само эти требования не разделяет. Правовой закон
может быть не легитимен. И наоборот, те идеи, которые поддерживает
большинство, сплошь и рядом оказываются не правовыми. Когда подобные идеи
возводятся в закон, большинство людей этот закон поддерживает, мы имеем
дело с легитимным законом, но не правовым. Противоречие это естественное,
оно отражает дифференциацию общества, противоречивую природу демократии.
Можно думать, что окончательного решения проблема не получит и в обозримом
будущем, во всяком случае до тех пор, пока мы будем исповедовать принцип
«большинство всегда право». Но и отказаться от данного принципа нельзя, ибо
это – один из устоев демократии. Главной задачей здесь является постепенное
сближение крайностей, повышение общей правовой культуры населения и
профессионализма законодателя.


Еще один аспект реализации правовых норм – их эффективность. Принимая
ту или иную норму, законодатель рассчитывает на достижение определенной
цели, на изменение, развитие, стабилизацию или свертывание определенных
общественных отношений. Намеченную цель удается достичь далеко не всегда.
Конкретный результат реализации норм может не совпасть с намеченной
законодателем целью. Соотношение между намеченной целью и полученным
результатом понимается как эффективность нормы.


Нужно раз и навсегда отказаться от представлений о заранее
предопределенной эффективности норм. Более того, даже предвидеть заранее
эффективность или неэффективность норм практически невозможно. Это
выявляется только в ходе реализации норм. Приняты, например, законы о
борьбе с организованной преступностью (предусмотрены новые составы
преступлений, повышены меры ответственности и др.). В результате, спустя
определенное время организованная преступность снизилась, следовательно,
законы эффективны (результат достиг цели). Или преступность не снизилась
или даже возросла, следовательно, нормы оказались не эффективны (результат
не достиг цели).


Таким образом, реализация норм является завершающим этапом их жизни и
в то же время предпосылкой появления новых норм.



Пути реализации права



Привычной многолетней конструкцией нашей теории права была реализация
норм в правовых отношениях. Теория правоотношения была тщательно
разработана и в отраслевых дисциплинах. Теория опиралась на апробированную
нормативисткую конструкцию: норма – модель правоотношения. В норме дан
идеальный образ правоотношения. Затем, опираясь на норму и руководствуясь
ею, субъекты права вступают в отношения, предначертанные и урегулированные
нормой (в правовые отношения), приобретают права и обязанности, несут
ответственность за нарушения.


Согласно этой конструкции правоотношение понималось как общественное
отношение, урегулированное правовой нормой. Участники общественных
отношений считались сторонами правоотношения, его субъектами. Содержание
правового отношения определяло права и обязанности сторон. Праву одной
стороны соответствует обязанность другой стороны. Иногда эти права и
обязанности переплетаются. Например, в трудовом правоотношении работник
имеет право получить установленную оплату труда, а наниматель обязан такую
оплату произвести. Работник вместе с тем обязан выполнять свои трудовые
обязанности и соблюдать трудовую дисциплину, а наниматель вправе требовать
выполнения обязанностей, а за их нарушение – привлечь работника к
дисциплинарной ответственности. Объектом правоотношения считалась цель, на
достижение которой нацелено правоотношение. В приведенном примере таким
объектом была трудовая деятельность.


Простая и четкая конструкция правоотношения хорошо охватывала
разнообразные жизненные ситуации.


Но к правовым реалиям, выходящим за пределы элементарной двусторонней
связи, конструкцию правоотношения применить было весьма сложно.


Далеко не все правоотношения сводятся к двусторонней связи с взаимно
корреспондирующими правами – обязанностями. Взаимоотношения в области прав
человека, в области так называемых абсолютных прав (например, право
собственности), отношения граждан с органами власти и управления,
процессуальные отношения и многие – многие другие не укладывались в русло
привычного двустороннего правоотношения. Была предпринята попытка разделить
правоотношения на регулятивные (привычная модель прав – обязанностей) и
охранительные (все остальные). Но ничего кроме новых терминов эта попытка
не принесла. Да и само деление правоотношений вряд ли корректно: каждое
правоотношение несет в себе как регулятивные, так и охранительные элементы.
Сплошь и рядом регулирование сводится именно к охране.


Практические потребности потребовали отступить от понимания
правоотношения как непременно двусторонней связи участников отношений типа
кредитор – должник. Общественная практика и опыт правого регулирования уже
обнаружили и продолжают обнаруживать все больше многосторонних
правоотношений. В нормальном правоотношении в рамках судебного процесса
(неважно, уголовного или гражданского) три участника: две стороны и суд. Во
многих правоотношениях, апробирующих трудовую деятельность, также несколько
участников: работник, наниматель и трудовой коллектив; работник, наниматель
и государственный орган; работник, наниматель и профсоюз. В правоотношениях
в акционерных кампаниях, кооперативах участников могут быть десятки и даже
сотни. Таким образом, усложнение общественных отношений с необходимостью
приводит к увеличению числа участников этих отношений. Соответственно и
правоотношения охватывают уже не две стороны, не двух участников, а
множество сторон, участников. В зависимости от содержания правового
отношения права – обязанности сторон в этих отношениях могут совпадать
(например, у акционеров) или различаться (стороны в судебном процессе).


Многосторонние правоотношения отличаются от двусторонних числом
участников. Это отличие количественное, оно не затрагивает замкнутого,
ограниченного характера правоотношения и не требует новых теоретических
подходов.


Реализация норм через правоотношения – один из признаков
зарегулированности общественных отношений. Не регулирования, а именно
зарегулированности, когда правовое регулирование дает не свободу поведения,
а намечает конкретные, заранее предопределенные поступки. В перспективе
главным правовым предметом может стать запрет, на что обращалось внимание в
литературе (Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском
праве. – М., 1989, с. 81-103). Запрет охватывает определенную сферу
поведения, большую или меньшую. Но он оставляет свободным любое поведение
за пределами запрета. Вот почему запрет, несмотря на его кажущуюся
недемократичность, на самом деле является правовым средством свободы
поведения в гораздо большей степени, чем дозволение и предписание. А
свобода поведения, когда субъект права свободен в своих поступках, когда он
защищен недопустимостью вмешательства в его действиях, такая свобода
поведения не вписывается в привычные рамки правоотношения. Соответственно
внимание науки и поиск правовых моделей переключается от правоотношения к
другим формам, в большей степени апробирующим свободу. В развитых
демократических странах широко используется в тех или иных модификациях
механизм невмешательства государственно-правового регулирования в поведение
участников общественных отношений. С помощью правовых норм устанавливаются
рамки возможного поведения, его пределы, причем широко используется форма
запретов. С помощью правовых норм устанавливаются также процедуры
разрешения разногласий. Нетрудно убедиться, что подобный механизм
реализации норм противоположен правоотношениям с точно предопределенным
поведением их участников. Разумеется, мы в перспективе непременно перейдем
в более широкому использованию механизма свободы и запретов, но еще долгие
годы будет преобладать типичный для нас механизм правоотношений. Было бы
неверно отказаться от механизма правоотношений и разрушить его. Реализация
норм через правоотношения и вне их – два самостоятельных равноценных пути
применения права. Каждый из этих путей связан с определенными группами
общественных отношений и с определенными правовыми средствами.


Практика правого регулирования выявила две крупные области, где
реализация норм идет не через правоотношения. Во-первых, это область прав
человека. Правовое регулирование в этой сфере по мере продвижения к
правовому государству будет развиваться и усугубляться. Во-вторых, область
применения запретов, прежде всего область уголовной и административной
ответственности. Будущее развитие выявит и новые области.



Формы реализации права: понятие и виды



Реализация права - это процесс воплощения правовых предписаний в
поведении субъектов права.


По этому признаку – критерию обычно выделяются четыре основных формы
реализации права: осуществления (использование) норм права, исполнение норм
права, соблюдение норм права, применение норм права.


Осуществление (использование) представляют собой такую форму их
реализации, когда участники правоотношений по своему усмотрению реализуют
принадлежащие им права. Использование прав выражается в активной реализации
возможностей, предоставляемых субъектам различных общественных отношений
нормами права. В пределах данной формы реализации права происходит
осуществление субъективных прав участниками регулируемых с помощью права
общественных отношений.


Пример – осуществление гражданами России своих конституционных прав на
образование, прав на объединение (Конституция РФ ст. 43), включая право
создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (Конституция РФ
ст. 30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и
демонстрации, шествия и пикетирования (Конституция РФ ст.31); право иметь
имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как
единолично, так и совместно с другими лицами (Конституция РФ ст. 35).


Речь идет также о реализации правомочий государственными и иными
органами и организациями, которые являются участниками правовых
отношений. Действуя в соответственных со своими уставами, положениями или
иными актами, определяющими их правовой статус, они беспрепятственно
осуществляют свои функции, а тем самым и присущие им правомочия.


Существует значительное различие в осуществлении прав гражданами и
использованием правомочий государственными органами и должностными лицами.


Использование и не использование субъективных прав гражданами является
сугубо добровольным делом. Никто не может принуждать их к использованию
ими своих прав и никто не может нести никакой ответственности за
неиспользование этих прав.


По-иному обстоит дело с осуществлением правомочий государственными
органами и должностными лицами. Здесь осуществление является не только
правом, но и обязанностью этих органов и должностных лиц. Например, в
соответствии с Конституции РФ и специальным законом Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации имеет не только правомочие, но и обязанность
выступать в качестве высшего судебного органа по разрешению экономических
споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществлять в
предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор
за их деятельностью, а также давать разъяснения по вопросам судебной
практики.


Исполнение норм права – это такая форма их реализации, которая
требует активного поведения субъекта права по осуществлению возложенных на
него обязанностей. Это форма реализации права представляет собой не что
иное, как реализацию обязывающих норм. Исполнение обязательств выражается в
совершении физическим или юридическим лицом действий, предусмотренных
нормой права. Действия, связанные с выполнением обязательств, могут
предусматриваться также в договорах и в индивидуальных актах, издаваемых в
процессе правоприменения.


Так, согласно трудовому законодательству администрация предприятий,
организаций обязана представлять всем рабочим и служащим ежегодные отпуска
с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.


В качестве примера обязательств, содержащихся в нормах права, могут
служить, в частности, конституционные обязанности граждан. Они содержатся в
текстах самих конституций, а также других конституционных актов. Это
обязанность соблюдать действующее законодательство, своевременно и в полном
объеме уплачивать налоги. Обязанность сохранять природу и окружающую среду,
бережно относиться к природным богатствам (Конституция РФ ст. 58).


Исполнение обязательств путем совершения определенных действий в
ряде случаев приравнивается к воздержанию от совершения тех или иных
действий. Исполнение независимо от того, каким путем оно достигается –
путем активных действий или же воздержания от них, путем бездействия,
всегда связано с претворением в жизнь обязывающих предписаний.


Соблюдение норм права – это такая форма их реализации, которая
заключается в воздержании субъекта права от совершения запрещенных правом
деяний. Иногда соблюдение норм права рассматривают лишь как соблюдение
обязанностей. Однако смысл вкладывается всегда один и тот же: воздержание
от совершения действий, находящихся под запретом, запрещенных нормами
права.


Социальная роль и назначение данной формы реализации права заключается
в том, чтобы не допустить совершения действий, которые бы причинили вред не
только обществу и государству, но и личности. Соблюдение обязанностей в
силу совершения активных действий субъектов права, а благодаря воздержанию
от совершения запрещенных законом действий. Примером может служить правовое
предписание, обязывающее граждан не нарушать правил уличного движения.


Применение норм права – это форма их реализации, осуществляемая
государством в лице своих органов применительно к конкретным случаям жизни.
Например, в соответствии с нормами уголовного права суд выносит приговор
подсудимому за совершение им преступления.


Применение норм права является одной из важнейших форм реализации норм
права.



Применение права как особая форма его реализации



Применение права – одна форма из форм государственной деятельности,
направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.


Путем применения права государство в своей деятельности осуществляет
две основные функции:


1. организацию выполнения правовых норм, позитивное регулирование
посредством индивидуальных актов;


2. охрану и защиту права от нарушения.


На этом основании в литературе выделяются две формы применения права:
оперативно-исполнительная и правоохранительная.


Оперативно-исполнительная форма применения права - это властная
оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний
норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных
правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности есть
основной способ организации исполнения положительных велений права.


Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения,
исполнения и использования рядом характерных черт.


Во-первых, по своей сущности применение права выступает как
организующая властная деятельность государства, посредством которой
упорядочивается общественная жизнь путем установления четких
организационных начал взаимоотношений между различными субъектами
общественных отношений, сосредоточивания решения определенных вопросов в
руках компетентных органов.


Эта деятельность связана с особыми примерами разрешения жизненных
ситуаций, путем профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство
определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для
осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные
органы (суд, прокуратура и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава
администрации и т.д.); некоторые общественные организации (товарищеские
суды, профсоюзы).


Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство
не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не умаляет роли граждан
в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется
применение права.


Следовательно, применить норму права - это не просто осуществить,
реализовать ее. Эта властная деятельность компетентного органа, которому
государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую
реализацию права.


Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных
правовых отношений, получивших в специальной литературе название
правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных
отношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту,
обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан
использовать их на удовлетворение не своих собственных интересов, а
интересов других участников правового отношения в направлении конкретной
жизненной ситуации.


Субъект правоприменения – это наделенный государством соответствующей
компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому
принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении
разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения.


В-третьих, правоприменения осуществляются в особых, установленных
процессуальным законом формах. Это способствует укреплению законности и
правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.


В-четвертых, применение права, как самостоятельная форма реализации -
сложная, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными формами
реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во взаимном
проникновении друг в друга.


В-пятых, применение права - это не одноактное действие, а определенный
процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных
стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела,
юридической основы дела и т.д.).


В-шестых применение права сопряжено всегда вынесением индивидуального
правового акта (акта применения права) исходящего от субъекта
правоприменения.


Необходимость применения в определенных сферах общественных отношений
диктуется природой и характером этих отношений. В частности, когда
правоотношение не может появиться без властного веления государственного
органа или должностного лица (призыв граждан на действительную службу и
т.д.).


Заключение



Право (объективное и субъективное) таково по природе, что требует
своей реализации в деятельности людей. Порожденное общественными
отношениями право в тех же отношениях должно найти свое осуществление.
Сказанное относится к нормам законодательства, поскольку они представляют
собой возможность, которая подлежит превращению в действительность. Без
выполнения правовых предписаний в жизнь, нормы теряют свое социальное
значение.


Реализация права – это процесс, процедура претворения правовых норм в
общественную практику.


Динамичная правовая система представляет собой постоянное
«воспроизводство» права, исторически непрекращающийся процесс
правообразования и непрерывное, исключительно многообразное его
осуществление в общественных отношениях, постоянно действующий процесс
правореализации. Оба эти процессы связаны и проникают друг в друга. При
первом пути правообразования, еще до принятия закона, существует и
реализуется субъективное право, защищенное судебными актами – в процессе
становления юридических норм вкраплены элементы правореализации. При втором
пути правообразования субъективное право вкраплено в уже начавшийся процесс
реализации юридических норм. В одном случае правообразования включает не
только установление, но и какое-то осуществление субъективного права. В
другом – правореализация включает продолжающийся процесс правообразования в
условиях, когда объективное право уже начало осуществляться.
Правообразование – предпосылка правореализации, в то время как социальные
последствия последней образуют новые условия, вызывающие вновь
правообразование.


К формам реализации права относятся: соблюдение норм права, исполнение
норм права, использование норм права и применение норм права. Применение
норм права является основной из форм реализации права и проходит несколько
стадий применения права.


Установление или анализ фактических обстоятельств юридического дела –
эта стадия характеризуется тем, что по ней выясняется, обладает ли
рассматриваемый случай юридической значимостью, попадает ли он под действие
норм права или нет, нормами какой отрасли права регулируется то или иное
деяние, являющееся объектом его анализа.


Выбор правовой нормы, подлежащей применению – это стадия предполагает
отыскание нормы права, которая связывает с теми или иными фактами
юридические последствия.


Следующая стадия применения права – «уяснения и разъяснения, смысла и
содержания (толкование) нормы права». Она имеет своей целью правильное
применение содержащихся в них предписаний к конкретным случаям жизни.
Толкование норм права это деятельность государственных органов, различных
организаций и отдельных граждан, направленная на уяснение и разъяснение
смысла и содержание общеобязательной воли общества, выраженный в нормах
права.


После разъяснения и уяснения смысла, и содержание юридических норм
соответствующие органы государства принимают решения, которые оформляются в
официальных актах. Эти акты называются актами применения права. Акт
применения права – это властное предписание органов государства,
индивидуализирующее нормы права к конкретным случаям жизни. Принятое
решение в порядке, предусмотренном нормами права, составляет содержание
акта применения права. В нем обосновывается необходимость данного решения,
указывается его целевое назначение.


Завершающей стадией применения права является осуществление контроля
за реализацией принятого решения. Контрольными функциями по проверке и
реализации акта применение на высшем уровне обладают Президент Российской
Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации. На ином уровне ими
наделены соответствующие государственные органы и должностные лица.


В работе раскрыта содержание понятия реализации права, в определении и
характеристике путей им форм реализации права, рассмотрено правоприменение
как особая форма реализация права.



Список использованной литературы:


Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 – М.: Буквица, 1997


Алексеев С.С. Теория права. – М. Бек, 1994


Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. –
М., 1989


Лившиц Р.З. Теория права. – М: Бек, 1994


Н.И. Матузов; А.В. Малько Теория государства и права. М. 1997 г.


Коваленко А. И. Общая теория государства и права: ТЕИС. 1996 г.


Васильев А.М. О правоприменении в процессуальном праве. Проблемы
соотношения материального и процессуального права. М. 1980 г.


Теория государства и права./ Отв. редактор М.Н. Марченко. – М.,1987






Реферат на тему: Республика как форма правления

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



Кафедра политологии и государства и права.



Реферат на тему:

«Республика как форма правления»



Выполнила: Костинская В.С.
Студентка 3 курса, гр. №633з
Проверил: Ожиганов Н.И.



Ростов-на-Дону

2002



ПЛАН.
Введение.
1. Понятие, признаки и виды республики.
- дуалистическая республика.
-парламентская республика.
-прочие виды республики.
2. Республиканская форма правления на примере Франции.
Заключение.
Список литературы.
Словарь юридических терминов.



Введение.
Республика (от лат. res publica – общественное дело) - это такая
форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит
выборным представительным органам, избираемым на определенный срок.[1]
Республика или республиканская форма правления является весьма древней
формой государственной организации общества. Уже в первых месопотамских
городах-государствах (IV-III в. до н.э.), как в последствии в
древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру. И в этой структуре
верховенство власти зачастую оставалось за демократическим органом –
собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные
горожане, все граждане города-государства, которые принимали основные
решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы
и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении.
Военачальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на
службе у совета.
То или иное соотношение и взаимодействие различных органов власти, те
или иные способы образования собраний, советов определяют различные
республиканские формы правления. Но всегда при этом республика
характеризуется выборными высшими органами власти, в которые входят
избранные представители народа. Для республики характерны и различные
полномочия, которыми эти органы наделяются.
В первой части настоящей работы будут рассмотрены признаки, виды
республиканской формы правления, во второй части, проанализировав
конституцию Франции Я попытаюсь определить ее форму республиканского
правления.
1. Республиканская форма правления характеризуется наличием следующих
юридических признаков.
Республиканское правление – это коллективное правление. Все высшие
органы государственной власти – разного рода собрания, советы и т.п. –
имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными
полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее
исполнение согласно закону. Решения, принимаемые высшими органами власти –
законодательными, представительными, - в большинстве случаев длительно
готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу,
иногда проверяются в экспериментальном прядке. Принятие же решения
осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается принятым если
за него проголосовало большинство.
Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой
государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и
судебную.
Это означает, что различным органам государства поручается выполнять
разные функции по управлению государством. Парламенту ( народному собранию,
национальной ассамблее, думе, верховному совету, конгрессу и т.п.)
поручается принимать законы. Правительству и его органам (исполнительно-
распорядительным органам) – выполнять законы, организовывать их исполнение.
Судебным органам - осуществлять контроль за исполнением законов,
привлекать к ответственности за их нарушение и т.д.
Иными словами, органы республиканского правления наделяются разными
полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой
государственной власти. Несмотря на разделение властей, все республиканские
органы призваны осуществлять согласовано, системно, организованно единую
государственную власть и не могут функционировать друг без друга.
Следовательно, разделение властей позволяет, во-первых, более
качественно решать возложенные на каждую из властей задачи, во-вторых,
предотвращать злоупотребление властью, которое становится весьма вероятным
при монополизме власти, а в-третьих, осуществлять контроль за действиями
государственных органов.
Большие отличия от монархии имеет республика и в сфере образования
органов власти. По существу, республика - это такая форма правления, при
которой все высшие органы государственной власти избираются народом либо
формируются общенациональным представительным учреждением. В разных странах
существуют различные избирательные системы, но неизменным остается тот
факт, что народ так или иначе, обязательно участвует в формировании органов
государственной власти.
В республике органы власти избираются на определенный срок. В
большинстве стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся
того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность. Таким
образом, в республике реализуется принцип сменяемости.
Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она имеет
прежде всего политический характер и может выражаться в таких действиях,
как досрочный отзыв, уход в отставку, роспуск парламента, снятие с
должности и т.д. именно четкое распределение компетенции между
государственными органами позволяет установить, на каком участке
государственного механизма произошел сбой в работе и где нужно заменить то
или иное должностное лицо.
Республиканская форма правления в большей степени соответствует
характеру демократического конституционного государства. При этом
общественное сознание исходит из принципа формального равенства людей, их
солидарности, объединённости в государстве, необходимости компромиссов и
стабильности. Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности
чаще всего любого гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен
в своих правах. Республиканская форма правления наиболее эффективно
обеспечивает свободу личности, обеспечивает ее соотношение с правами,
свободами и интересами других людей. Этот баланс реализуется в
избирательной системе, защите прав и свобод каждого гражданина, прежде
всего в судебной системе.
Современная практика государственного республиканского строительства
знает два основных вида республики: президентскую (дуалистическую) и
парламентскую.
- Президентская республика представляет определенное соотношение
полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного
органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках
президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства.
Яркими примерами президентской республики являются США, Аргентина, Мексика,
Бразилия и др. В республике данного вида государственное управление
строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет,
парламент ( конгресс, национальное собрание и т.д.) принимает законы.
Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают
значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как
правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное
избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности
правительства перед парламентом. Правительство ответственно перед
президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот,
парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от
власти ( так называемый «импичмент»). Это происходит тогда, когда президент
допускает злоупотребление своей властью, совершает преступления, умышлено,
грубо нарушает Конституцию.
Президентская республика создает весьма благоприятные юридические
предпосылки для сосредоточения в руках президента множества властных
полномочий. Президентская республика является довольно гибкой формой
правления, поэтому она получила достаточное распространение. Большинство
государств, составляющих Организацию Объединенных Наций, имеют
президентские системы правления.
Однако, нельзя не учитывать и недостатки президентских республик –
сосредоточение непомерной власти в руках президента ведет в случае его
болезни, возрастных проблем, к параличу исполнительной власти, политическим
тупикам. Одному человеку не просто своевременно и качественно принимать
многочисленные политические решения, «горлышко политической бутылки»[2] в
подобных ситуациях оказывается очень узким. Вот почему объективно в
президентских республиках должна существовать мощная «президентская
команда» - структура, помогающая президенту по всем направлениям его
деятельности. В данную структуру входят: администрации, управления делами,
комиссии, комитеты, аналитические центры, представители и т.д.
Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности
исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику.
- Парламентская республика является менее распространенной формой
правления, чем республика президентская, он оно так же весьма
распространена. Примером данной формы правления являются Германия,
Финляндия, Индия, Турция и др.
Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа
верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую
ответственность за свою деятельность. Отличительной особенностью данного
вида республики является наличие должности премьер-министра, которого
избирает парламент. Здесь правительство формируется только парламентским
путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и
остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой
парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится
председателем правительства. Участие президента в формировании
правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, на
практике оказывает мало влияния на осуществление государственной власти.
Его политическое действие может быть реализовано только с согласия
правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую
силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом,
которые и несут за них политическую ответственность.
- Иногда встречаются смешанные формы правления, парламентско-
президентские, которые не укладываются четко в основную классификацию
республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и
парламентской властей. Однако, такое сочетание бывает различным. Например,
в Российской Федерации существующая форма правления сочетает в себе черты
парламентской и президентской республик. Смешение признаков находит
отражение в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых
признаков парламентской формы правления – таких, как наличие поста
председателя правительства, возможность отстранить от власти правительство
парламентом, роспуск парламента президентом. Сейчас в России
полупрезидентская ( смешанная ) форма правления, при которой президент
избирается всеобщим голосованием, он располагает широкими полномочиями,
позволяющими ему действовать независимо от правительства; наряду с
президентом действуют председатель правительства и министры, ответственные
перед президентом и парламентом.
Кроме того, история знает еще один вид республики – Советскую
республику. Данная форма правления применяется только в «социалистических»
странах, где политический режим, как правило, тоталитарный, то есть
максимально удаленный от демократического. Главным признаком данного вида
республики является верховенство и полновластие советов либо
«представительных» органов под иными наименованиями – все остальные
государственные органы формируются советами соответствующего уровня,
ответственны перед ними или подотчетны им. Разделение властей даже
теоретически не признается; ему противопоставлен принцип единства власти
трудового народа, воплощенной в советах.

2. Статья 1 французской Конституции 1958 года определила основные
характеристики государства, установив, что Франция – неделимая, светская,
демократическая и социальная республика. Президент, по действующей
Конституции, является центральным институтом, вершиной в иерархии
государственных органов. Вместе с Правительством ( Советом министров) он
образует центральную исполнительную власть. Однако, соотношение сил и
практика взаимодействия между этими двумя органами зависят от партийного
состава нижней палаты Парламента. Когда большинство в этой палате
составляют сторонники Президента, Правительство так же состоит из его
сторонников и проводит его политику. Когда же Президент вынужден
формировать Правительство из своих противников, возможности влияния его на
правительственную политику ограничены лишь его конституционными
полномочиями.
Задачи и функции Президента определены ст.5 Конституции. Президент
следит за соблюдением Конституции и обеспечивает нормальное
функционирование публичных властей. Он является гарантом национальной
независимости, целостности территории и соблюдения международных договоров.
В сфере исполнительной власти к полномочиям Президента относится
назначение Премьер-министра и прекращение его полномочий по заявлению об
отставке Правительства. Однако, при назначении Премьер-министра Президенту
приходится считаться с позицией партийного большинства Национального
собрания. Согласно ст. 9 Конституции, Президент председательствует в Совете
министров. В Конституции определен ряд весьма важных полномочий Президента,
относящих к внешним сношениям, обороне и безопасности. Ст. 12 Конституции
закрепляет за Президентом право распускать Национальное собрание.
Согласно ст. 6 Конституции Президент избирается на семь лет прямым
всеобщим голосованием. Если Президент выбыл досрочно или Конституционный
совет по запросу Правительства абсолютным большинством голосов
констатировал наличие обстоятельств, препятствующих Президенту осуществлять
его функции, Президента замещает председатель Сената.
Как указано, в ст. 68 Конституции, Президент республики не несет
ответственности за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей,
кроме случаев государственной измены. Обвинение может быть предъявлено ему
только обеими палатами Парламента, которые должны принять идентичное
решение открытым голосованием и абсолютным большинством голосов своих
членов.
Аппарат Президента достигает нескольких сотен человек. Он включает
кабинет, генеральный секретариат, военный штаб, чиновников для особых
поручений. Сотрудники аппарата назначаются лично Президентом.
Французский Парламент состоит из двух палат: Национального собрания и
Сената. Срок полномочий Национального собрания составляет пять лет и
полное его обновление при каждых выборах. Члены Сената избираются на девять
лет, и обновляются на 1/3 каждые три года.
Законодательная инициатива принадлежит Премьер-министру и
парламентариям. Законопроекты рассматриваются сначала Государственным
советом, который выступает как консультативный орган Правительства, затем
обсуждаются в Совете министров и потом вносятся в бюро одной из палат. На
первом чтении проводятся общая дискуссия по докладу комиссии, постатейное
обсуждение и голосование в целом, после чего одобренный на первом чтении
акт передается в другую палату. Принятый Парламентом закон поступает для
промульгации Президенту, который в течение 15 дней после передачи закона
Правительству может потребовать нового обсуждения закона или его частей.
Согласно ст. 20 Конституции, Правительство ( Совет министров )
определяет и проводит политику нации, распоряжается администрацией и
Вооруженными силами. Глава Правительства назначается Президентом, а по его
представлению Президент назначает остальных членов Правительства. Составив
Правительство, Премьер-министр после обсуждения в Совете министров выносит
на одобрение Национального собрания программу Правительства. Правительство
несет политическую ответственность перед Национальным собранием.
Реализуется она путем принятия Национальным собранием резолюции порицания.
Резолюция порицания – это вотум недоверия Правительству по инициативе
Национального собрания. Она должна быть подписана не менее, чем 1/10 общего
числа депутатов.
На Конституционный совет возложена функция обязательного
предварительного контроля за конституционностью органических законов и
регламентов палат Парламента, а так же факультативного предварительного
контроля конституционности обычных законов. Объявленное не конституционным
положение не может быть введено в действие. Конституционный совет следит за
правильностью избрания Президента республики, рассматривает протесты и
объявляет результаты голосования. Конституционный совет выполняет функции
избирательного суда. Решения Конституционного совета не подлежат
обжалованию. Конституционный совет состоит из девяти членов, полномочия
которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. По три члена
назначаются Президентом республики, председателем Национального собрания и
председателем Сената. Должность члена Конституционного совета не совместима
с членством в Правительстве и Парламенте.
Так как Президент республики избирается гражданами, является первым
человеком государства и обладает обширными полномочиями (признак
президентской республики), а назначаемое им Правительство несет
политическую ответственность перед нижней палатой Парламента (признак
парламентской республики), то можно сделать вывод, что во Франции форма
правления определена как смешанная республика.
Заключение.
Республиканская форма правления окончательно установилась во Франции
лишь с принятием Конституции 1875 года после двукратной реставрации
монархии. Швейцария и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму
правления изначально. Большинство же современных европейских республик
обрели ее после военных и революционных потрясений ХХ века, связанных
прежде всего с двумя мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная
национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических
метрополий так же, как правило, порождала республиканскую форму правления.
Равным образом и в Африке, и в Азии распад колониальных систем в середине
ХХ века привел, за единичными исключениями, к образованию республик.
При прочих равных условиях республика – наиболее демократичная форма
правления, поскольку предполагает, что полномочия любой из ветвей власти,
любого ее высшего органа, включая главу государства основаны на мандате
народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных
условиях.
Дело в том, что существуют извращенные разновидности республики,
характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране
происходит государственный переворот, который ставит во главе государства
единоличного диктатора (он может называться как угодно – президентом,
координатором, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии
и т.д.) или группу диктаторов, форма правления официально может
провозглашаться или оставаться республикой, но ее демократическая сущность
опустошается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или
назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.д.)
захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается
оставить свою должность по истечению срок полномочий – словом, когда
узурпирует власть. Так поступали А. Гитлер в Германии в 1933 году, А.
Пиночет в Чили в 1973 году. Примеры к сожалению можно продолжать. Есть
примеры такой замены монархии республикой, которые означают ликвидацию
существовавшей при монархии демократии. Мало отличаются от абсолютной
монархии некоторые республики Тропической Африки, где несмотря на наличие
парламента, формально независимых судов, власть президента фактически
неограниченна. (так называемые монократические республики). Смена
президентов происходит здесь лишь обычно в результате их смерти или
военного переворота, а отнюдь не на всеобщих выборах. Перевыборы на новый
срок носят скорее ритуальный характер. В Малави, например, до недавнего
времени Президент вообще считался находящимся в должности пожизненно. В
данной работе были рассмотрены действительно демократические республики.
При этом надо помнить, что и в президентской, и в парламентской республике
есть и президент, и парламент, а различие между этими двумя разновидностями
республиканской формы правления заключается в характере отношений между
законодательной и исполнительной властью.



Список использованной литературы:
1. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. Особенная
часть. Под ред. Б.А. Страшун. М.: БЕК. 1996.
2. Конституции зарубежных государств. Под ред. В.В. Маклаков. М.: БЕК.
1996.
3. Венгеров А.Б. теория государства и права. М.: Новый юрист. 1998.
4. Основы государства и права. Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юристь.
1998.
5. Ардан Ф. Франция: государственная система. М.: ЮЛ., 1994.
6. Энциклопедический юридический словарь. Под ред. В.Е. Крутских. М.:
ИНФРА-М, 1998.
7. Ковалев А.М. Современное состояние Конституции V республики во
Франции // Государство и право, 1997, №4.



Словарь юридических терминов.


Администрация президента – объединенные в систему рабочие органы
(службы)призванные содействовать президенту в осуществлении его
конституционных полномочий.
Большинство – в конституционном праве – количество участников процесса
коллективного принятия решений, совпадающая позиция которых определяет
характер и содержание принятого в конечном итоге решения.
Верховенство закона – признание закона высшим источником права,
устанавливающим наиболее общие правила поведения и имеющим обязательную
силу для всех других правовых актов.
Верховный главнокомандующий – высший руководитель вооруженных сил
государства. Им обычно является глава государства – президент.
Вето – (от лат. veto – запрещаю) – в современных государствах акт,
приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения каких-либо
органов.
Всенародное голосование – то же, что и референдум. В.г. является высшим
и непосредственным выражением власти народа. В.г. проводится на всей
территории страны.
Вотум – (от лат. votum желание, воля) – мнение или постановление,
выраженное или принятое большинством голосов избирательного корпуса.
Выборность – один из способов образования государственных органов,
заключающийся в избрании депутатов населением и соответствующих должностных
лиц – населением или представительными органами.
Глава государства – высшее должностное лицо государства, получающее
свои полномочия в порядке наследования (монарх) или выборов (президент).
Глава правительства – обобщенное наименование лиц, возглавляющих
правительство государства. Чаще всего используется словосочетание:
председатель правительства, председатель кабинета министров, премьер-
министр, канцлер.
Голосование – одна из стадий избирательного процесса. Проходит в один
или два тура. Осуществляется путем подачи бюллетеня.
Государственный строй – система социальных, экономических и политико-
правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного
права.
Демократическая республика – обозначение существующей в данном
государстве республиканской формы правления при которой органы власти
формируются народом. Глава государства избирается либо непосредственно
народом, либо парламентом. При необходимости проводятся референдумы.
Демократия – (от лат. demokratia – власть народа, demos – народ, kratos
– власть) - в современном понимании форма государственного устройства,
основанная на признании таких устоев конституционного строя, как
народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, не
отчуждаемость прав человека. Формой ее реализации выступает республиканское
правление с разделением и взаимодействием властей, развитой системой
народного правительства.
Закон – нормативный правовой акт, принимаемый парламентом или
непосредственно народом путем референдума, регулирующий наиболее важные
общественные отношения и имеющий общеобязательную силу.
Законодательная власть – разновидность государственной власти,
осуществляемая парламентом. Главное выражение З.в. заключается в принятии
законов государства.
Законодательный процесс – процесс принятия парламентом законопроекта к
рассмотрению его обсуждения, принятия и обнародования закона.
Законопроект – письменный текст, представляемый субъектом права
законодательной инициативы в парламенте для рассмотрения и принятия его в
качестве закона.
Импичмент – процедура привлечения к ответственности и отстранение от
должности ряда должностных лиц.
Исполнительная власть – один из видов государственной власти. Органами
И.в. являются Правительство, министерства, государственные комитеты и т.д.
Основная функция – реализация законов, исполнение их требований, управление
и обеспечение повседневного функционирования государственного механизма.
Кабинет министров – наименование правительства в ряде республик.
Компетенция - (от лат. competentio – добиваюсь, соответствую, подхожу)
– совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей
конкретного государственного органа или должностного лица, определяющих его
место в системе государственных органов.
Конституционный строй – отражение в конституции и реально существующие
устои жизни общества и государства.
Конституция – ( от лат. constitutio – установление, устройство) -
основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом, либо
отдельных социальных слоев и закрепляющий в их интересах важнейшие начала
общественного строя и государственной организации соответствующей страны.
Министерство – (от лат. ministro – служу, управляю) – родовое название
наиболее важных центральных органов государственного управления, входящих в
структуру правительства.
Министр – должностное лицо государства, член правительства. Как
правило, является руководителем министерства.
Народовластие – принадлежность всей полноты власти народу. Один из
существенных элементов демократии.
Обнародование закона – официальное доведение закона до всеобщего
сведения компетентными на то органами или должностными лицами.
Обсуждение – один из конституционных признаков непосредственной
демократии, суть которого заключается в рассмотрении населением проектов
решений государственных органов, а так же важных вопросов жизни
государства.
Отставка – добровольное или недобровольное оставление должности
отдельным должностным лицом или прекращение полномочий коллегиального
органа.
Палата парламента – структурное подразделение парламента.
Парламент – один из органов государственной власти. П. –
представительное учреждение, депутаты которого избираются народом и
представляют его интересы. П. Осуществляет законодательную власть, т.е.
имеет исключительное право принимать законы.
Парламентская республика – разновидность государства с республиканской
формой правления.
Политическая система – характер организации власти в соответствующем
обществе и государстве, система ее институтов, соотношение государственных
и общественных начал в управлении публичными делами, положение личности,
реальный политический режим.
Политический режим – совокупность методов и приемов осуществления
государственной власти, характеризующая политическую обстановку в стране.
Правительство – высший исполнительный орган государства.
Промульгация - (от лат. promulgatio – объявление, обнародование)
официальное провозглашение закона принятого парламентом. Означает
санкционирование законопроекта главой государства в установленные
конституцией сроки, а так же опубликование закона в официальном вестнике.
Ратификация – (от лат. ratificatio) – окончательное утверждение
международного договора высшим органом государства.
Республика - (от лат. respublica общественное дело) – форма правления,
при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо
формируются общенациональными представительными органами.
Референдум – (от лат. referendum – то, что должно быть сообщено) - в
государственном праве обращение к государственному корпусу с целью принятия
окончательного решения по конституционным, законодательным или иным
внутриполитическим и внешнеполитическим вопросам.
Тайное голосование – вид голосования, при котором исключен контроль за
волеизъявлением голосующего.
Территория государства – часть земного шара, находящаяся под
суверенитетом оп

Новинки рефератов ::

Реферат: Военное дело в Древнем Риме (История)


Реферат: П. Я Григорьев "Холодные блюда и закуски" (Кулинария)


Реферат: Билеты по аналитической геометрии (Математика)


Реферат: Joulude puhad (estonii) (Иностранные языки)


Реферат: Зачем журналисту языкознание? (Журналистика)


Реферат: Методическая разработка по курсовой работе: «Воспитание культуры поведения у дошкольников» (Педагогика)


Реферат: MS SQL server6.5 (Компьютеры)


Реферат: Дидактические функции проверки и учета знаний и умений, учащихся по физике (Педагогика)


Реферат: Бихевиоризм (Психология)


Реферат: Мембранные технологии (Технология)


Реферат: Логические системы в различных функциональных наборах и их реализация (Компьютеры)


Реферат: Возникновение психики. Ситуации, где психика не нужна, и где она необходима (Психология)


Реферат: Ответственность за должностные преступления (Уголовное право и процесс)


Реферат: Теории возникновения жизни (Биология)


Реферат: Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР (Педагогика)


Реферат: Биологические особенности двоякодышащих и кистепёрых рыб (Биология)


Реферат: Бухгалтерский учет в строительстве (Бухгалтерский учет)


Реферат: Методы активации химических процессов (Химия)


Реферат: Художественная обработка металла в Туле (Искусство и культура)


Реферат: Диагностика психологической готовности к школе (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист