GeoSELECT.ru



Технология / Реферат: Автомобиль. Рабочие процессы и экологическая безопасность двигателя (Технология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Автомобиль. Рабочие процессы и экологическая безопасность двигателя (Технология)


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

СЕВЕРО - ЗАПАДНЫЙ ЗАОЧНЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



КАФЕДРА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА



КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ : РАБОЧИЕ ПРОЦЕССЫ И
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ


ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ III КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ЭМ и АП


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 2401 ШИФР ____________



=
. . =



РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТЫ : = А. Д. ИЗОТОВ =



г. ЗАПОЛЯРНЫЙ

1998 г.



1. ВведенИЕ Стр.3
2. ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ВЫБОР АНАЛОГА ДВИГАТЕЛЯ
Стр.4.
3. ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЯ.
Стр.5
1 ПРОЦЕСС ВПУСКА Стр.6
2 ПРОЦЕСС СЖАТИЯ Стр.6
3 ПРОЦЕСС СГОРАНИЯ Стр.6
4 ПРОЦЕСС РАСШИРЕНИЯ Стр.7
5 ИНДИКАТОРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ РАБОЧЕГО ЦИКЛА ДВИГАТЕЛЯ. Стр.7
6 ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЯ . Стр.8
7 ПОСТРОЕНИЕ ИНДИКАТОРНОЙ ДИАГРАММЫ. Стр.9
4. ДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЯ. Стр.10
1 КИНЕМАТИКА КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА. Стр.10
2 ПОСТРОЕНИЕ РАЗВЕРНУТОЙ ИНДИКАТОРНОЙ ДИАГРАММЫ. Стр. 12
3 РАСЧЕТ РАДИАЛЬНОЙ (N) , НОРМАЛЬНОЙ (Z) И ТАНГЕНЦИАЛЬНОЙ СИЛ ДЛЯ ОДНОГО
ЦИЛИНДРА. Стр.13
4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУММАРНЫХ НАБЕГАЮЩИХ ТАНГЕНЦИАЛЬНЫХ СИЛ И
СУММАРНОГО НАБЕГАЮЩЕГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА. Стр.17
5. ВЫВОДЫ. Стр.18
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Стр.19



1. ВВЕДЕНИЕ .
На наземном транспорте наибольшее распространение получили двигатели
внутреннего сгорания. Эти двигатели отличаются компактностью, высокой
экономичностью, долговечностью и применяются во всех отраслях народного
хозяйства.
В настоящее время особое внимание уделяется уменьшению токсичности
выбрасываемых в атмосферу вредных веществ и снижению уровня шума работы
двигателей .
Специфика технологии производства двигателей и повышение требований к
качеству двигателей при возрастающем объеме их производства , обусловили
необходимость создания специализированных моторных заводов . Успешное
применение двигателей внутреннего сгорания , разработка опытных конструкций
и повышение мощностных и экономических показателей стали возможны в
значительной мере благодаря исследованиям и разработке теории рабочих
процессов в двигателях внутреннего сгорания .
Выполнение задач по производству и эксплуатации транспортных
двигателей требует от специалистов глубоких знаний рабочего процесса
двигателей , знания их конструкций и расчета двигателей внутреннего
сгорания .
Рассмотрение отдельных процессов в двигателях и их расчет позволяют
определить предполагаемые показатели цикла , мощность и экономичность , а
также давление газов , действующих в надпоршневом пространстве цилиндра , в
зависимости от угла поворота коленчатого вала . По данным расчета можно
установить основные размеры двигателя (диметр цилиндра и ход поршня ) и
проверить на прочность его основные детали .



2. ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ .
По заданным параметрам двигателя произвести тепловой расчет , по
результатам расчета построить индикаторную диаграмму , определить основные
параметры поршня и кривошипа . Разобрать динамику кривошипно-шатунного
механизма определить радиальные , тангенциальные , нормальные и суммарные
набегающие силы действующие на кривошипно-шатунный механизм . Построить
график средних крутящих моментов .
Прототипом двигателя по заданным параметрам может служить двигатель ЗИЛ-
164 .

ТАБЛИЦА 1. Параметры двигателя .
|Номиналь|Число |Расположе|Тип |Частота |Степень |Коэффицие|
|ная |цилиндров|ние |двигателя|вращения |сжатия . |нт |
|мощность| |цилиндров|. |К.В. | |избытка |
|КВт. | |. | | | |воздух |
|90 |6 |Рядное . |Карбюрато|5400 |8,.2 |0,95 |
| | | |р. | | | |



3. ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЯ .
При проведении теплового расчета необходимо правильно выбрать исходные
данные и опытные коэффициенты , входящие в некоторые формулы . При этом
нужно учитывать скоростной режим и другие показатели , характеризующие
условия работы двигателя .

ТОПЛИВО :
Степень сжатия ( = 8,2 . Допустимо использование бензина АИ-93 (
октановое число = 81(90 ) . Элементарный состав жидкого топлива принято
выражать в единицах массы . Например в одном килограмме содержится С =
0,855 , Н = 0,145 , где От - кислород ; С- углерод ; Н - водород . Для 1кг.
жидкого топлива , состоящего из долей углерода , водорода , и кислорода ,
при отсутствии серы можно записать : С+Н+От = 1 кг .

ПAРАМЕТРЫ РАБОЧЕГО ТЕЛА:
Определение теоретически необходимого количества воздуха при полном
сгорании жидкого топлива . Наименьшее количество кислорода Оо , которое
необходимо подвести извне к топливу для полного его окисления , называется
теоретически необходимым количеством кислорода . В двигателях внутреннего
сгорания необходимый для сгорания кислород содержится в воздухе , который
вводят в цилиндр во время впуска . Зная , что кислорода в воздухе по массе
0,23% , а по объему 0,208% , получим теоретически необходимое количество
воздуха для сгорания 1кг топлива :
[pic] кг.
[pic] кмоль.
Действительное количество воздуха , участвующего в сгорании 1 кг. топлива
при (=0,9 : (lo = 0.9*14.957 = 13.461 кг ; (Lo = 0,9 * 0,516 = 0,464 .
При молекулярной массе паров топлива (т = 115 кмоль , найдем суммарное
количество свежей смеси :
М1 = 1/ (т + (Lo = 1/115+0,464 = 0,473 кмоль.
При неполном сгорании топлива ( ((1 ) продукты сгорания представляют собой
смесь окиси углерода (СО) , углекислого газа (СО2) , водяного пара (Н2О) ,
свободного водорода (Н2) , и азота (N2) . Количество отдельных составляющих
продуктов сгорания и их сумма при К=0,47 (постоянная зависящая от
отношения количества водорода к окиси углерода , содержащихся в продуктах
сгорания).:
Мсо = 2*0,21*[(1-()/(1+K)]*Lo = 0,42*(0,1/1,47)*0,516 = 0,0147 кмоль.
МСО2 = С/12- Мсо = 0,855/12-0,0147 = 0,0565 кмоль.
МН2 = К* Мсо = 0,47*0,0147 = 0,00692 кмоль.
МН2О = Н/2 - МН2 = 0,145/2-0,00692 = 0,06558 кмоль.
МN2 = 0,792*(Lo = 0,792*0,9*0,516 = 0,368 кмоль.

Суммарное количество продуктов сгорания :
М2 = 0,0147+0,0565+0,00692+0,06558+0,368 = 0,5117 кмоль.
Проверка : М2 = С/12+Н/2+0,792*(Lo = 0,855/12+0,145/2+0,792*0,9*0,516 =
0,5117 .
Давление и температура окружающей среды : Pk=Po=0.1 (МПа) и Tk=To= 293 (К)
, а приращение температуры в процессе подогрева заряда (Т = 20о С .
Температура остаточных газов : Тr = 1030o К . Давление остаточных газов на
номинальном режиме определим по формуле : PrN = 1.16*Po = 1,16*0,1 = 0,116
(МПа) .
[pic] , где
РrN - давление остаточных газов на номинальном режиме , nN - частота
вращения коленчатого вала на номинальном режиме равное 5400 об/мин. Отсюда
получим :
Рr=Р0(( 1,035+ Ар(10-8 (n2)= 0,1((1,035+0,42867(10-8(54002) =
0,1((1,035+0,125)=0,116 (Мпа)

1 ПРОЦЕСС ВПУСКА .

Температура подогрева свежего заряда (Т с целью получения хорошего
наполнения двигателя на номинальном скоростном режиме принимается (ТN =10о
С .
Тогда :
[pic]
(Т = Ат ( (110-0,0125(n) = 0,23533((110-0,0125(5400)= 10о С .
Плотность заряда на впуске будет : [pic] ,
где Р0 =0,1 (Мпа) ; Т0 = 293 (К) ; В - удельная газовая постоянная равная
287 (Дж./кг*град.) ( (0 = ( 0,1*106)/(287*293) = 1,189 (кг/м3).
Потери давления на впуске (Ра , в соответствии со скоростным режимом
двигателя
(примем ((2+(вп)= 3,5 , где ( - коэффициент затухания скорости движения
заряда в рассматриваемом сечении цилиндра , (вп - коэффициент впускной
системы ) ,
(Ра = ((2+(вп)* Аn2*n2*((k /2*10-6) , где Аn = (вп/ nN , где (вп - средняя
скорость движения заряда в наименьшем сечении впускной системы ((вп = 95
м/с) , отсюда Аn= 95/5400 = 0,0176 . : (k = (0 = 1,189 ( кг/м3) .( (Ра =
(3,5( 0,1762(54002(1,189(10-6)/2 = (3,5(0,0003094(29160000(1,189(10-6) =
0,0107 (Мпа).
Тогда давление в конце впуска составит : Ра = Р0 - (Ра = 0,1- 0,0107 =
0,0893 (Мпа).
Коэффициент остаточных газов :
[pic] , при Тк=293 К ; (Т = 10 С ; Рr = 0,116 (Мпа) ; Тr = 1000 K ;
Pa= 0.0893 (Мпа);( = 8,2 , получим : (r = (293+10)/1000*0,116/(8,2*0,0893-
0,116) =0,057.

Коэффициент наполнения :[pic] (К).

2 ПРОЦЕСС СЖАТИЯ.

Учитывая характерные значения политропы сжатия для заданных параметров
двигателя примем средний показатель политропы n= 1,37 . Давление в конце
сжатия:
Рс = Ра ((n = 0.0893( 8.21.37 = 1,595 (Мпа). Температура в конце сжатия :
Тс = Та(((n-1) = 340,6(8,20,37 = 741,918( 742 (К).
Средняя молярная теплоемкость в конце сжатия ( без учета влияния
остаточных газов): mcv’ = 20,16+1,74(10-3(Тс = 20,16+1,74(10-3(742 = 21,45
(Кдж/кмоль(град.)
Число молей остаточных газов : Мr = (((r(L0 = 0,95(0,057(0,516=0,0279
(кмоль).
Число молей газов в конце сжатия до сгорания: Мс= М1+Мr = 0,473+0,0279=
0,5(кмоль)
3 ПРОЦЕСС СГОРАНИЯ .

Средняя молярная теплоемкость при постоянном объеме для продуктов
сгорания жидкого топлива в карбюраторном двигателе при ( ((1) : mcв’’ =
(18,4+2,6(()+(15,5+13,8(()(10-4(Тz= 20,87+28,61(10-4(Тz = 20,87+0,00286(Тz
(Кдж/кмоль(К).
Определим количество молей газов после сгорания : Мz = M2+Mr =
0,5117+0,0279 = 0,5396 (кмоля) . Расчетный коэффициент молекулярного
изменения рабочей смеси находится по формуле : ( = Мz / Mc = 0,5397/0,5 =
1,08 .
Примем коэффициент использования теплоты (z = 0,8 , тогда количество
теплоты , передаваемой на участке lz при сгорании топлива в 1 кг. : Q =
(z((Hu-(QH) , где Hu - низшая теплотворная способность топлива равная 42700
(Кдж/кг)., (QH =119950((1-()( L0 - количество теплоты , потерянное в
следствии химической неполноты сгорания :
(QH = 119950((1-0,95) (0,516 = 3095 (Кдж/кг) , отсюда Q = 0,8((42700-3095)
=31684 (Кдж/кг). Определим температуру в конце сгорания из уравнения
сгорания для карбюраторного двигателя (((1) :
[pic] , тогда получим :
1,08(20,87+0,00286*Тz)*Tz =
36636/(0,95*0,516*(1+0,057))+21,45*742
22,4Тz +0,003Тz2 = 86622 ( 22,4 Тz +0,003 Тz2 -
86622 = 0
[pic]
Максимальное давление в конце процесса сгорания теоретическое : Рz =
Pc*(*Tz /Tc = 1,595*1,08*2810/742 = 6,524 (Мпа) . Действительное
максимальное давление в конце процесса сгорания : Рzд = 0,85*Рz =
0,85*6,524 =5,545 (МПа) . Степень повышения давления : ( = Рz / Рс =
6,524/1,595 = 4,09

4 ПРОЦЕСС РАСШИРЕНИЯ .

С учетом характерных значений показателя политропы расширения для
заданных параметров двигателя примем средний показатель политропы
расширения n2 = 1,25
Давление и температура в конце процесса расширения :
[pic]6,524/13,876=0,4701(МПа).[pic]2810/1,7=1653 К
Проверка ранее принятой температуры остаточных газов :
[pic]1653/ 1,6 = 1037 К . Погрешность составит :
(= 100*(1037-1030)/1030 = 0,68% , эта температура удовлетворяет условия ((
1,7 .

5 ИНДИКАТОРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ РАБОЧЕГО ЦИКЛА .

Теоретическое среднее индикаторное давление определенное по формуле :
[pic]=1,163 (МПа) . Для определения среднего индикаторного давления примем
коэффициент полноты индикаторной диаграммы равным (и = 0,96 , тогда среднее
индикаторное давление получим : рi = 0,96* рi’ = 0,96*1,163 = 1,116 (МПа) .

Индикаторный К.П.Д. : (i = pi l0 ( / (QH (0 (v ) = (1,116
*14,957*0,9)/(42,7*1,189*0,763) = 0,388 , Qн = 42,7 МДж/кг.
Индикаторный удельный расход топлива : gi = 3600/ (QH (i ) =
3600/(42,7*0,388) =217 г/КВт ч.

6 Эффективные показатели двигателя .

При средней скорости поршня Сm = 15 м/с. , при ходе поршня S= 75 мм. и
частотой вращения коленчатого вала двигателя n=5400 об/мин. , рассчитаем
среднее давление механических потерь : Рм = А+В* Сm , где коэффициенты А и
В определяются соотношением S/D =0,75(1 , тогда А=0,0395 , В = 0,0113 ,
отсюда Рм = 0,0395+0,0113*15 =0,209 МПа.
Рассчитаем среднее эффективное давление : ре = рi - pм = 1,116-0,209=
0,907 МПа.
Механический К.П.Д. составит : (м = ре / рi = 0,907/ 1,116 = 0 ,812
Эффективный К.П.Д. и эффективный удельный расход топлива :
(е= (i (м = 0,388*0,812 = 0,315 ; ge = 3600/(QH (е) = 3600/(42,7*0,315)
= 268 г/КВт ч
Основные параметры цилиндра и двигателя.
1. Литраж двигателя : Vл = 30(( Nе / (ре n) = 30*4*90/(0,907*5400) = 2,205
л.
2. Рабочий объем цилиндра : Vh = Vл / i = 2,205 / 6 = 0,368 л.
3. Диаметр цилиндра : D = 2(103(( Vh((S) = 2*10^3*(0,368/(3,14*75))^(0,5)=
2*103*0,0395 = 79,05 мм.( 80 мм.
4. Окончательно приняв S = 75 мм. и D = 80мм. объем двигателя составит : Vл
= (D2Si / (4*106) = (3,14*6400*75*6)/(4000000)= 2,26 л.
5. Площадь поршня : Fп = (D2 / 4 = 20096/4 = 5024 мм2 = 50,24 (см2).
6. Эффективная мощность двигателя : Nе = ре Vл n / 30( =
(0,907*2,26*5400)/(30*4) = 92,24 (КВт.).
7. Эффективный крутящий момент : Ме = (3*104 / ()(Ne /n) =
(30000/3,14)*(92,24/5400) = 163,2 (н(м)
8. Часовой расход топлива : Gт = Ne (ge (10-3 = 92,24(268(10-3 =
92,24*268*10^(-3)=24,72 .
9. Удельная поршневая мощность : Nn = 4( Ne /i(((D2 =
(4*92,24)/(6*3,14*80*80) =30,6

7 ПОСТРОЕНИЕ ИНДИКАТОРНОЙ ДИАГРАММЫ ДВИГАТЕЛЯ .

Индикаторную диаграмму строим для номинального режима двигателя , т.е.
при Ne=92,24 кВт. И n=5400 об/мин.
Масштабы диаграммы :масштаб хода поршня 1 мм. ; масштаб давлений 0,05 МПа в
мм.
Величины соответствующие рабочему объему цилиндра и объему камеры сгорания
:
АВ = S/Ms = 75/1,0 =75 мм. ; ОА = АВ / ((-1) = 75/(8,2-1) = 10,4 мм.
Максимальная высота диаграммы точка Z : рz / Mp = 6,524/0,05 = 130,48 мм.
Ординаты характерных точек :
ра / Мр = 0,0893/0,05 = 1,786 мм. ; рс / Мр = 1,595/0,05 = 31,9 мм. ; рв /
Мр = 0,4701/0,05 = 9,402 мм. : рr / Мр = 0,116/0,05 = 2,32 мм. ; р0 / Мр =
0,1/0,05 = 2 мм.


Построение политроп сжатия и расширения аналитическим методом :
1. Политропа сжатия : Рх = Ра (Vа Vх )n1 . Отсюда Рх / Мр =
(Ра/Мр)(ОВ/ОХ)n1 мм. , где ОВ= ОА+АВ= 75+10,4 = 85,4 мм. ; n1 = 1,377 .

ТАБЛИЦА 2. Данные политропы сжатия :


[pic]

ТАБЛИЦА 3. Данные политропы расширения .:
Рх / Мр = Рв (Vв /Vх)n2 , отсюда Рх / Мр = (рв/Мр)(ОВ/ОХ)n2 , где ОВ= 85,4
; n2 =1.25

[pic]

[pic]
Рис.1. Индикаторная диаграмма.



4. ДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЯ .

Кинематика кривошипно-шатунного механизма .
Sn = (R+()- ( R cos.(+(cos.()= R[(1+1/()-( cos.(+1/( cos.()] , где ( =R / (
, тогда Sn = R[(1+ (/4)-( cos.(+ (/4 cos.2()] , если (=180о то Sn=S - ходу
поршня , тогда : 75 = R[(1+(/4)-(-1+(/4)] ; 75 = R[1.0625+0.9375] ; 75 =
2R ( R = 75/2 = 37.5 мм.=0,0375 м.
(=R/Lш ( Lш = R/(= 37,5/0,25 = 150 мм.=15 см. т.к. (= 0,25
Находим скорость поршня и ускорение в зависимости от угла поворота
кривошипа :
Vп = dSn/dt = R(( sin( + (/2sin2() , jn = d2Sn/dt = R(2(cos( + (cos2() ,
Угловую скорость найдем по формуле : ( = (n/30 = 3,14*5400/30 = 565,2 рад/с
.

ТАБЛИЦА 4.. Числовые данные определяющие соотношения :
1- ( sin( + (/2sin2() ; 2- (cos( + (cos2()
[pic]

Подставив эти значения в формулы скорости и ускорения и подсчитав
результаты занесем их в таблицу 5.

ТАБЛИЦА 5. Скорость поршня при различных углах поворота кривошипа.(м/с)

|( |0 |30 |60 |90 |120 |150 |180 |210 |240 |270 |300 |330 |
|Vп |0 |12,8|20,6|21,2|16,0|8,31|0 |-8,3|-16,|-21,|-20,|-12,|
| | |9 |5 | |6 | | |1 |06 |2 |65 |89 |
|( |360 |390 |420 |450 |480 |510 |540 |570 |600 |630 |660 |690 |
|Vп |0 |12,8|20,6|21,2|16,0|8,31|0 |-8,3|-16,|-21,|-20,|-12,|
| | |9 |5 | |6 | | |1 |06 |2 |65 |89 |

ТАБЛИЦА 6. Ускорение поршня при различных углах поворота кривошипа .

|( |0 |30 |60 |90 |120 |150 |180 |210 |240 |270 |300 |330 |
|jп |1497|1187|4492|-299|-748|-887|-898|-887|-748|-299|4492|1187|
| |4 |2 | |5 |7 |7 |5 |7 |7 |5 | |2 |
|( |360 |390 |420 |450 |480 |510 |540 |570 |600 |630 |660 |690 |
|jп |1497|1187|4492|-299|-748|-887|-898|-887|-748|-299|4492|1187|
| |4 |2 | |5 |7 |7 |5 |7 |7 |5 | |2 |



[pic]
Рис.2 График зависимости скорости поршня от угла поворота кривошипа .

[pic]Рис. 3 График зависимости ускорения поршня от угла поворота кривошипа
.
2 ПОСТРОЕНИЕ РАЗВЕРНУТОЙ ИНДИКАТОРНОЙ ДИАГРАММЫ.

Отрезок ОО1 составит : ОО1= R(/2 = 0,25*3,75/2 = 0,47 (см). Отрезок
АС :
АС = mj (2 R(1+() = 0,5 Рz = 0,5*6,524 = 3,262 (МПа) ; Рх = 3,262/0,05 =
65,24 мм.
Отсюда можно выразить массу движущихся частей :
[pic]
Рассчитаем отрезки BD и EF :
BD = - mj (2 R(1-() = - 0,000218*319451*0,0375*(1-0,25) = -1,959 (МПа) .
EF = -3 mj (2 R( = -3*0,000218*319451*0,0375*0,25 = -1,959 (МПа ). ( BD= EF


[pic]
Рис.4 Развернутая индикаторная диаграмма карбюраторного двигателя.

Силы инерции рассчитаем по формуле : Рj = - mj (2 R(cos( + (cos2()



ТАБЛИЦА 7. Силы инерции .
|( |0 |30 |60 |90 |120 |150 |180 |210 |240 |270 |300 |330 |
|Рj |-3,2|-2.5|-0,9|0,65|1,625|1,927|1,95|1,927|1,625|0,65|-0,9|-2,5|
| |5 |8 |8 | | | | | | | |8 |8 |
|( |360 |390 |420 |450 |480 |510 |540 |570 |600 |630 |660 |690 |
|Pj |-3,2|-2,5|-0,9|0,65|1,625|1,927|1,95|1,927|1,625|0,65|-0,9|-2,5|
| |5 |8 |8 | | | | | | | |8 |8 |


Расчет радиальной , нормальной и тангенциальной сил для одного цилиндра :
Определение движущей силы , где Р0 = 0,1 МПа , Рдв = Рr +Pj - P0 , где Рr
- сила давления газов на поршень , определяется по индикаторной диаграмме
теплового расчета . Все значения движущей силы в зависимости от угла
поворота приведены в таблице 8. Зная движущую силу определим радиальную ,
нормальную и тангенциальную силы :
N= Рдв*tg( ; Z = Рдв * cos((+()/cos( ; T = Рдв * sin((+()/cos(



ТАБЛИЦА 8. Составляющие силы .

[pic]
[pic]

По результатам расчетов построим графики радиальной N (рис.5) , нормальной
(рис.6) , и тангенциальной (рис.7) сил в зависимости от угла поворота
кривошипа .

[pic]
Рис.5 График радиальной силы N в зависимости от угла поворота кривошипа .


[pic]
Рис 6. График зависимости нормальной силы от угла поворота кривошипа.


[pic]
Рис.7. График тангенциальной силы в зависимости от угла поворота кривошипа

4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУММАРНЫХ НАБЕГАЮЩИХ ТАНГЕНЦИАЛЬНЫХ СИЛ И СУММАРНОГО
НАБЕГАЮЩЕГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА .

Алгебраическая сумма касательных сил , передаваемых от всех предыдущих
по расположению цилиндров , начиная со стороны , противоположной фланцу
отбора мощности , называется набегающей касательной силой на этой шейке . В
таблице 10 собраны тангенциальные силы для каждого цилиндра в соответствии
с работой двигателя и определена суммарная набегающая тангенциальная сила
на каждом последующем цилиндре .
Суммарный набегающий крутящий момент будет : ( Мкр = ( (( Тi) Fп R ,
где Fп - площадь поршня : Fп = 0,005 м2 , ; R= 0,0375 м . - радиус
кривошипа . Порядок работы поршней в шести цилиндровом рядном двигателе : 1-
4-2-6-3-5 .
Формула перевода крутящего момента : Мкр =98100* Fп R



[pic]
[pic]
[pic]
Рис. 8. График среднего крутящего момента в зависимости от угла поворота
кривошипа.

Определим средний крутящий момент : Мкр.ср = ( Мmax + Mmin)/2
Мкр.ср = (609,94+162,2)/2 = 386 н( м .


5. ВЫВОДЫ.
В результате проделанной работы были рассчитаны индикаторные параметры
рабочего цикла двигателя , по результатам расчетов была построена
индикаторная диаграмма тепловых характеристик.
Расчеты динамических показателей дали размеры поршня , в частности его
диаметр и ход , радиус кривошипа , были построены графики составляющих сил
, а также график суммарных набегающих тангенциальных сил и суммарных
набегающих крутящих моментов.
Шестицилиндровые рядные двигатели полностью сбалансированы и не
требуют дополнительных мер балансировки .



6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. КОЛЧИН А. И. ДЕМИДОВ В. П. РАСЧЕТ АВТОМОБИЛЬНЫХ И ТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ.
М.: Высшая школа, 1980г.;
2. АРХАНГЕЛЬСКИЙ В. М. и другие. АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ. М.:
Машиностроение, 1967г.;
3. ИЗОТОВ А. Д. Лекции по дисциплине: «Рабочие процессы и экологическая
безопасность автомобильных двигателей» . Заполярный, 1997г..







Реферат на тему: Аккумуляторные батареи

АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ

Устройство аккумуляторной батареи и принцип ее действия

Аккумуляторная батарея на автомобиле служит для питания электрическим
током стартера при запуске двигателя, а также для всех других приборов
электрооборудования, когда генератор не работает или не может еще отдавать
энергию в цепь.
Если мощность , потребляемая включенными потребителями ,
превышает мощность , развиваемую генератором, аккумуляторная батарея,
разряжаясь , обеспечивает питание потребителей одновременно с работающим
генератором.
Свинцово- кислотная аккумуляторная батарея является вторичным
химическим источником постоянного тока. Прежде чем она будет отдавать
электрическую энергию, ее необходимо зарядить – сообщить ей определенное
количество электрической энергии. На автомобилях применяют стартерные
аккумуляторные батареи, конструкция которых позволяет разряжать их токами,
в 3-5 раз превышающими их номинальную емкость.
Стартерные аккумуляторные батареи , выпускаемые нашей
промышленностью, классифицируют по номинальному напряжению (6 и 12 В); по
конструкции- в моноблоке с крышками и перемычками над крышками и в
моноблоке с общей крышкой и перемычками под крышкой; батареи
необслуживаемые – залитые электролитом и полностью заряженные или
сухозаряженные.
Согласно ГОСТ 959.0- 84, все свинцовые стартерные аккумуляторные
батареи имеют условное наименование. Например, на автомобиле ЗИЛ-130
установлена батарея 6СТ-90. Первая цифра обозначает количество
последовательно соединенных аккумуляторов в батареи. Напряжение каждого
аккумулятора 2 В, поэтому номинальное напряжение батареи 12 В. Буквы СТ
определяют назначение батареи – стартерная.
Число после букв указывает на емкость батареи в ампер-часах в
20-часовом режиме разряда. Буквы после цифр, обозначающих емкость ,
обозначают исполнение батареи : А- с общей крышкой , Н- несухозаряженная ,
З- необслуживаемая, залитая электролитом и полностью заряженная. После
условного обозначения батареи указывают обозначение стандарта или
технических условий на батарею конкретного типа. На батарее там же могут
быть указаны номинальная емкость в ампер- часах (А.ч) в 20-часовом режиме и
разрядный ток батареи (А) при температуре – 18 С.
Аккумуляторная батарея имеет полипропеленовый полупрозрачный корпус 1
(рис.)



Разделенный перегородками на шесть отсеков , представляющих собой отдельные
аккумуляторы. Сверху аккумуляторы закрыты общей полипропеленовой крышкой
2, приваренной к корпусу ультразвуковой сваркой. В крышке имеются
отверстия для заливки электролита в каждый аккумулятор и для прохода
двух полюсных выводов батареи : плюсового и минусового.
Каждый аккумулятор состоит из двух полублоков чередующихся
пластин: положительных 9 и отрицательных 10. Пластины одинаковой полярности
приварены к межэлементным соединениям 4, которые служат для крепления
пластин и выводов тока и соединяют аккумуляторы батареи между собой .
Решетки пластин отлиты из сплава свинца с добавлением кальция и сурьмы,
что замедляет процесс разложения электролита и саморазряд аккумуляторов.
Для увеличения емкости в решетку пластин впрессовывают активную
массу , приготовленную на водном растворе серной кислоты из окислов
свинца – свинцового сурика (Р О ) и свинцового глета ( Р О)- для
положительных пластин и свинцового порошка- для отрицательных пластин .
Одноименные пластины соединяются в полублоки , заканчивающиеся выводными
полюсными штырями. Полублоки с положительными и отрицательными
пластинами собирают в блок таким образом, что положительные пластины
располагаются между отрицательными, поэтому последних на одну больше. Это
позволяет лучше использовать двустороннюю активную массу крайних
положительных пластин и предохраняет из от коробнения и разрушения.
Положительные пластины аккумулятора помещаются в сепараторы ,
изготовленные в виде конвертов из тонкого пластикового микропористого
материала. Это исключает их короткое замыкание отрицательными пластинами
, а малая толщина и большая пористость облегчают прохождение через них
электролита , снижают внутреннее сопротивление и обеспечивают получение
разрядного тока большой силы. Кроме того это исключает короткое замыкание
пластин выпадающей активной массой, позволяет устанавливать блоки пластин
непосредственно на днище бака без ребер и значительно увеличить объем
электролита над пластинами и тем самым увеличить срок доливки
дистилированной воды при эксплуатации автомобиля. Для облегчения проверки
уровня электролита в каждом аккумуляторе у заливных отверстий снизу имеются
трубчатые индикаторы (тубусы) 7. Нижний срез индикатора находится на
требуемой высоте от уровня пластин. При нормальном уровне поверхность
электролита образует четко видимый через наливное отверстие меникс (
элипс). Кроме того , на полупрозрачном пластмассовом корпусе
аккумуляторной батареи могут быть метки « MIN» и «MАХ» между которыми
должен находиться уровень электролита .
Полублоки положительных 9 и отрицательных 10 пластин отдельных
аккумуляторов соединены между собой межэлементными соединениями ,
проходящими через пластмассовые перегородки , и соединяются
соответственно с положительными 3 и отрицательными 5 выводами батареи.
Выводы большинства отечественных и импортных аккумуляторных батарей
имеют конусную форму, обеспечивающую сохранение надежного контакта с
клеммами проводов при износе их в процессе эксплуатации и имеют
стандартные размеры. Причем положительный вывод батареи по диаметру
больше отрицательного, что исключает возможность нарушения полярности
при установке батареи на автомобиль.
На верхней поверхности батареи расположены отверстия для заливки
электролита в каждый аккумулятор батареи, закрываемые пробками 6. Пробки
имеют вентиляционные отверстия для вывода газов , образующихся в процессе
работы батареи . У новых незалитых батарей вентиляционные отверстия
закрыты специальными герметизирующими приливами, которые при заливке в
батарею электролита удаляются (срезаются) . Электролит, заливаемый в
аккумуляторную батарею , представляет собой раствор химически чистой
аккумуляторной кислоты с дистилированной водой . Для предотвращения
замерзания электролита при эксплуатации аккумуляторной батареи в зимних
условиях плотность регламентируется в зависимости от климатических
условий эксплуатации (см табл)

Плотность электролита при эксплуатации в различных климатических районах

|Климатические районы (средне-|Время года |Плотность электролита , |
|месячная температура воздуха| |приведенная к 25 С |
|в январе) | |г/см3 |
| | |Заливаемого|После |
| | |в батарею |полного |
| | | |раряда |
|Очень холодный (-50-30 С) |Зима |1,28 |1,30 |
| |лето |1,24 |1,26 |
|Холодный (-20 –15 С) |Круглый год |1,26 |1,28 |
|Умеренный (-15 –8 С) |То же |1,26 |1,28 |
|Жаркий сухой (-15 +4 С) | |1,22 |1,24 |
|Теплый влажный ( 0 =4 С) | |1,21 |1,23 |

Технические характеристики и свойства аккумуляторной батареи
Важнейшей технической характеристикой аккумуляторной батареи
является ее емкость , которая характеризует способность батареи отдавать
электроэнергию.
Номинальная емкость (С ) аккумуляторной батареи – это количество
электричества в ампер-часах ( А.ч), которое способно отдать полностью
заряженная батарея при непрерывном 20-часовом разряде с постоянной
силой тока в амперах (А), численно равной 0,05 С при температуре 25 С до
напряжения на выводах батареи U = 10,5 В.
Емкость аккумуляторной батареи определяется как ее конструктивными
параметрами (пористостью материала электродов , их толщиной и качества
пористостью материала сепараторов и т.д.), так и эксплуатационными
факторами : плотностью заливаемого в батарею электролита, его температурой
, степенью заряженности батареи и режимом ее разряда.

При повышении плотности электролита емкость батареи повышается до
определенных пределов. Однако при чрезмерном увеличении плотности
ускоряются корразионные процессы на электродах , их разрушение, и
соответственно , снижается срок службы батареи. При чрезмерной малой
плотности электролита снижается емкость батареи , а при низкой
температуре окружающего воздуха зимой электролит может замерзнуть , и
батарея выйдет из строя. Поэтому оптимальная плотность электролита
устанавливается исходя из условий эксплуатации . При заряде батареи
плотность электролита падает, поэтому по плотности электролита определяют
состояние батареи и степень ее разряженности.
Температура электролита определяется температурой окружающего воздуха
и она несколько возрастает при заряде и разряде батареи. С понижением
температуры емкость батареи уменьшается , в связи с повышением
электрического сопротивления электролита и замедлением химических реакций
. При уменьшении температуры электролита на 1 С емкость батареи снижается
примерно на 1%. Таким образом , если номинальная емкость аккумуляторной
батареи равна , например, 60 А.ч. при 25 С, то при снижении температуры
окружающего воздуха и, соответственно, электролита до минус 25 С она станет
на 50% или вдвое меньше и составит всего 30 А.ч.
Степень заряженности аккумуляторной батареи влияет на плотность
электролита . При заряде батареи плотность электролита повышается и
увеличивается емкость батареи, достигая максимальных значений при полном
ее заряде .
Режим разряда батареи характеризуется силой разрядного тока и его
прерывностью. Чем больше разрядный ток , тем меньше емкость аккумуляторной
батареи. Например , если емкость батареи 6СТ-55 А при разряде ее током
2,75 А при температуре электролита 25 с составляет С= 55А.ч.( номинальная
емкость), то при разряде током 250 А (4,6 С ) емкость снижается более
чем в два раза и составляет 22 А .ч.( примерно 40% от С ). Емкость,
отдаваемая аккумуляторной батареи при прерывистых разрядах , значительно
превышает емкость при непрерывном разряде , что особенно важно учитывать
при стартерном режиме разряда , когда величина разрядного тока очень
высока (примерно 2-5 С ).
К важнейшим техническим характеристикам аккумуляторной батареи
относится также электродвижущая сила (ЭДС) батареи и ее напряжение.

ЭДС батареи- это разность потенциалов на ее полюсных выводах без
нагрузки ( при разомкнутой внешней цепи). Данная характеристика
взаимосвязана со степенью заряженности батареи и по ее величине так же ,
как и по плотности электролита , можно оценивать состояние батареи и
необходимость ее заряда.
Напряжение батареи - это разность потенциалов на ее полюсных
выводах в процессе заряда или разряда ( при наличии тока во внешней цепи)
. Данная характеристика используется при оценке пусковых качеств батареи .
Для оценки пусковых качеств аккумуляторной батареи применяют следующие
основные характеристики стартерного разряда , измеряемое при температуре
электролита 18 С: сила разрядного тока в А , напряжение в начале разряда в
В ( измеряется на батареях с пластмассовым корпусом на 30-й секунде
стартерного разряда), время разряда в минутах ( измеряется при разряде
тока, численно равном 3 С до снижения напряжения батареи до 6 В).

Саморазряд аккумуляторной батареи- является чрезвычайно важным ее
свойством , которое необходимо учитывать для правильной эксплуатации
батареи и продления срока ее службы . Саморазрядом называют
самопроизвольное снижение емкости аккумуляторной батареи при отключенных
от нее потребителях, т. е. при бездействии. Обычно саморазряд батареи не
превышает 1% в сутки , такой саморазряд называют естественным. При более
высоком ( более 1% в сутки) значении саморазряда, он считается ускоренным
и это свидетельствует о неисправности батареи. На скорость саморазряда
батареи оказывает влияние плотность и температура электролита ,
отсутствие примесей в электролите и доливаемой в него воде,
загрязненность аккумуляторной батареи снаружи , а также срок ее
эксплуатации. Скорость саморазряда батареи при повышении плотности
электролита и ее температуры увеличивается , причем особенно интенсивно
с увеличением срока ее службы. При отрицательных температурах саморазряд
аккумуляторных батарей резко уменьшается поэтому хранить их лучше при
низких ( до –30 С) температурах в заряженном состоянии.


Работа аккумуляторных батарей
При прохождении тока через пластины и электролит (заряд) в
аккумуляторе происходит процесс преобразования электрической энергии в
химическую , что выражается в образовании налета активной массы на
поверхности пластин. На положительной пластине образуется перекись свинца
коричневого цвета , а на отрицательной – губчатый свинец серого цвета. При
этом плотность электролита значительно увеличивается – аккумулятор
зарядился . напряжение заряженного аккумулятора составляет 2 В.
При включении в цепь аккумулятора какого- либо потребителя (
лампы) происходит обратный процесс превращения химической энергии в
электрическую, и аккумулятор постепенно разряжается. При этом активная
масса на той и другой пластинах превращается в серно- кислый свинец
(см. рис.), а плотность электролита уменьшается .После полного разряда
аккумулятор снова заряжается и работоспособность его восстанавливается.
Плотность зависит от температуры электролита , уменьшаясь,
примерно, на 0,1 г/см3 при повышении температуры на 15 С. при расчетах
плотность обычно приводят к температуре +15 С. Для предотвращения
замерзания электролита при эксплуатации аккумуляторов в зимних условиях
плотность регламентируется в зависимости от климатических условий в
соответствии с данными таблицы

|Климатические районы |Время года |Плотность электролита . |
| | |приведенная к 15 С г/см3|
| | | |
| | |Заливаемого в|После |
| | |аккумулятор |зарядки |
|Районы с резкоконтинентальным |Зима |1.29 |1,31 |
|климатом , с температурой зимой |лето |1.25 |1.27 |
|ниже 40 С | | | |
|Северные районы с температурой |Круглый год |1,27 |1,29 |
|зимой до минус 40 С | | | |
|Центральные районы с температурой|То же |1, 25 |1,27 |
|зимой до минус 30 С | | | |
|Южные районы |То же |1,23 |1,25 |


Свинцово- кислотная стартерная аккумуляторная батарея- она состоит
из следующих основных частей:
Отрицательных электродов 4 , собранных в полублок 7, положительных
электродов 3 , собранных в полублок 5, сепараторов 2, бареток 6,
связывающих в полублок параллельно включенные электроды одного знака
(плюс или минус), выводных штырей –борнов 9, аккумуляторного бака 10 с
общей крышкой 11 и заливными пробками 12.
Отрицательные и положительные электроды 8 состоят из решетки 1,
отлитой из свинцово- сурьмянистого сплава с содержанием сурьмы от 4 до
5%. Сурьма увеличивает решетки против коррозии, повышает ее твердость и
улучшает текучесть сплава при отливе решеток.
В настоящее время выпускают так называемые необслуживаемые
аккумуляторные батареи , которые отличаются от обычных меньшим содержанием
сурьмы (1,5- 2,0%) в решетках электродов. Наличие сурьмы в решетках
положительных электродов приводит в процессе эксплуатации батареи к
переносу части сурьмы на поверхность активной массы отрицательных
электродов и в электролит , что сказывается на повышении потенциала
отрицательного электрода и понижения ЭДС батареи в процессе ее срока службы
При постоянном напряжении генератора понижение ЭДС батареи приводит
к повышению зарядного тока, обильному газовыделению и повышению расхода
воды.
В необслуживаемых батареях за счет меньшего содержания сурьмы в
решетках электродов эти явления протекают более слабо, что значительно
увеличивает сроки доливки воды (не чаще одного раза в год).
Решетка выполняет роль каркаса , на котором закреплен активный
материал пластины. Вместе с тем решетка обеспечивает равномерный отвод и
подвод тока к активному материалу при разряде и заряде аккумулятора.
Активный материал приготавливается в виде пасты и вмазывается в решетку.
Благодаря пористости материала активная площадь пластины увеличивается в
600-800 раз по сравнению с ее действительной площадью. Активным материалом
отрицательных электродов является губчатый свинец Рb, имеющий серый цвет.
Активным материалом положительных электродов является диоксид свинца РbO2
темно- коричневого цвета.
Для предохранения отрицательных и положительных электродов от
соприкосновения (короткого замыкания) их разделяют прокладками-
сепараторами. Сепаратор на стороне обращенной к положительному электроду,
имеет ребра. Это обеспечивает доступ к положительному электроду большего
количества кислоты, необходимого для нормального протекания химических
реакций. Сепараторы в необслуживаемых батареях делают в виде конверта ,
куда вставляется положительный электрод , в этом случае в баке отсутствуют
опорные ребра и электроды опираются на дно сосуда что дает возможность
увеличить уровень электролита до 50 мм.
Для приведения в действие аккумуляторную батарею заливают
электролитом , представляющим собой раствор кислоты Н2SO4 в
дистилированной воде Н2О.
Для приготовления электролита применяют особый сорт технической
серной кислоты , согласно ГОСТ 667-73, плотностью 1,83 г/см 3 и воды по
ГОСТ 6709-72 . Содержание примесей в дистилированной воде , идущей на
приготовление электролита , не должно превышать значений , указанных в ГОСТ
6709-72. Плотность электролита у полностью заряженного аккумулятора,
приведенная к 25 С, должна составлять 1,22- 1,30 г/см3 в зависимости от
температурных условий эксплуатации автомобиля. При полном разряде
аккумулятора плотность снижается на 0,15 – 0,16 г/см 3 от исходной.
Аккумуляторный бак имеет вид общего сосуда (моноблока),
разделенного на отдельные ячейки перегородками. На дне каждой ячейки
имеются ребра , на которые опираются положительные и отрицательные
электроды. Баки изготавливают из эбонита, пластмассы и полипропелена.
Выпадающий при работе аккумулятора шлак скапливается в пространстве
между ребрами бака, не замыкая электродов.
Для соединения аккумуляторов в батарею блоки электродов помещают
в ячейки моноблока таким образом, чтобы отрицательный штырь баретки
одного блока находился у положительного штыря баретки соседнего блока
электродов.
Электроды, опущенные в раствор серной кислоты в воде, приобретают
определенный электрический потенциал по отношению к этому раствору и
становятся, таким образом, положительными и отрицательными электродами. Так
как значение электрического потенциала различно для плюсового и
минусового электродов, через последний потечет электрический ток при их
соединение проводником. При разряде аккумулятора ток в электролите
протекает от отрицательного электрода к положительному . На отрицательном
электроде происходит образование сернокислого свинца в результате
соединения губчатого свинца электрода с кислотным остатком из
электролита. На положительном электроде под действием разрядного тока
активный материал превращается иакже в сернокислый свинец ,
поглощая из электролита кислотный остаток и отдавая в электролит
кислород. Кислород положительного электрода , соединяясь с водородом,
оставшимся в электролите в результате распада серной кислоты , образует
воду.
При разряде аккумулятора количество серной кислоты в электролите
уменьшается и плотность электролита снижается. При заряде аккумулятора
реакции проходят в обратном порядке. В этом случае ток от постороннего
источника пойдет от положительного электрода к отрицательному. Реакции,
проходящие при разряде и заряде аккумулятора можно изобразить следующей
химической формулой:



При заряде аккумулятора количество серной кислоты в электролите
увеличивается и плотность электролита повышается. Свойство электролита
изменять свою плотность при разряде и заряде аккумулятора используется в
эксплуатации для определения степени заряженности аккумуляторной
батареи.


Электрические параметры и характеристик свинцовой аккумуляторной батареи
Электродвижущая сила (ЭДС) аккумулятора является алгебраической
разностью электродных потенциалов (см.рис)



И измеряется как напряжение разомкнутой цепи аккумулятора. Замер
потенциала положительного и отрицательного электродов производят по
отношению к электролиту с помощью кадмиевого электрода.
ЭДС аккумулятора зависит от плотности и очень незначительно от
температуры электролита. С повышением плотности и температуры электролита
ЭДС повышается. При температуре 18 С и плотности d=1,28 г/см 3 аккумулятор
обладает ЭДС, равной 1,12 В. Зависимость ЭДС от плотности электролита
при изменении ее от 1,05 г/см3 выражается формулой Е= 0,84 + d , где Е-
ЭДС аккумулятора , В; d- плотность электролита при температуре 15 С
,г/см3.
По ЭДС нельзя точно судить о степени разряженности аккумулятора.
ЭДС разряженного аккумулятора с большей плотностью электролита будет
выше, чем ЭДС заряженного аккумулятора , но имеющего меньшую плотность
электролита .
Внутреннее сопротивление аккумулятора представляет собой сумму
сопротивлений выводных зажимов, межэлементных соединений , электродов,
электролита, сепараторов и сопротивления , возникающего в местах
соприкосновения электродов с электролитом. Чем больше емкость аккумулятора
(число электродов), тем меньше его внутреннее сопротивление. С понижением
температуры и по мере разряда аккумулятора его внутреннее сопротивление
растет. Чем выше номинальное напряжение аккумуляторной батареи , тем
больше ее внутреннее сопротивление.
Напряжение аккумулятора отличается от его ЭДС на величину падения
напряжения во внутренней цепи аккумулятора . Изменение напряжения
аккумуляторной батареи при ее заряде и разряде показано на рисунке.


При заряде батареи от автомобильного генератора, напряжение которого
постоянно , зарядный ток к концу заряда снижается, что и служит признаком
заряженности аккумуляторной батареи.
Напряжение аккумуляторной батареи при ее разряде стартерным током
зависит от силы разрядного тока и температуры батареи .
На следующем рисунке показаны вольт-амперные характеристики
аккумуляторной батареи 6СТ-90 при различной температуре электролита . если
разрядный ток будет постоянным , то напряжение батареи при разряде будет
тем меньше , чем ниже ее температура .Для сохранения постоянства
напряжения при разряде необходимо с понижением температуры батареи
снижать силу разрядного тока.
Емкостью аккумулятора называют количество электричества, которое
аккумулятор отдает при разряде до наименьшего допустимого напряжения. Чем
больше сила разрядного тока , тем ниже напряжение, до которого может
разряжаться аккумулятор, например, при определении номинальной емкости
аккумуляторной батареи разряд ведется током до напряжения 10,5 В,
температура электролита должна быть в интервале от 18 С до 27 С, а время
разряда 20 ч. Конец срока службы батареи , согласно ГОСТ 959.0-84 ,
наступает, когда ее емкость составляет 40% от С .
Емкость батареи в стартерных режимах определяется при температуре
25 С и разрядом токе 3С . В этом случае время разряда до напряжения 6 В
(1 В на аккумулятор) должно быть не менее 3 мин.
К электрическим характеристикам также относится резервная емкость
– время разряда (мин) током (25 +0,25) до напряжения 10,5 В на батарею
( 1,75 В на аккумулятор) при температуре ( 27+ 5)С. Эта емкость,
выраженная для удобства использования в минутах, позволяет знать время
, в течении которого автомобиль может продолжать движение , если отказал
генератор , а суммарный ток потребителей при этом равен 25 А. Для батарей
емкостью от 26 до 75 А.ч. резервная емкость может быть подсчитана по
формуле , а для батарей емкостью

Резервная емкость составляет (1,7-1,8)С .
Если разряд происходит при постоянной силе тока , то емкость
аккумуляторной батареи определяется по формуле С=It, где I-ток разряда,А;
t-время разряда,ч .
Емкость аккумуляторной батареи зависит от ее конструкции, числа
электродов, их толщины, материала сепаратора , пористости активного
материала конструкции решетки электродов и других факторов. В
эксплуатации емкость батареи зависит от силы разрядного тока, температуры,
режима разряда, степени заряженности и изношенности аккумуляторной батареи
. При увеличении разрядного тока и степени напряженности , а также с
понижением температуры емкость аккумуляторной батареи уменьшается. При
низких температурах падение емкости аккумуляторной батареи с повышением
разрядных токов происходит особенно интенсивно.


Неисправности
Срок службы аккумуляторной батареи при правильной их эксплуатации и
своевременном уходе за ними составляет 4 года или 75 тыс.км. пробега
автомобиля . Однако эти сроки могут значительно сокращаться при нарушении
правил эксплуатации и хранения батарей. Особенно сильно на техническом
состоянии аккумуляторных батарей сказываются загрязнение электролита,
работа и хранение при повышенной температуре электролита и низком его
уровне, нарушение режимов заряда, заливка электролита повышенной
плотности(это особенно часто бывает , если вместо дистилированной воды для
доводки уровня добавляют в аккумуляторы электролит). Перечисленные
причины вызывают такие наиболее часто наблюдающиеся неисправности, как
коррозия решета положительных пластин, повышенный саморазряд, короткое
замыкание разноименных пластин и сульфатация пластин. Кроме того, в
процессе эксплуатации батарей происходят окисление полюсных штырей и
наконечников, а также растрескивание мастики и появление трещин в баке и
крышках , вызывающих подтекание электролита.

А. Саморазряд аккумуляторной батареи при ее эксплуатации и хранени
возникает в следствии образования в активной массе пластин местных
токов. Местные токи появляются за счет возникновения электродвижущей силы
между окислами активной массы и решеткой пластин. Кроме того, при
длительном хранении электролита в аккумуляторе отстаивается и плотность
электролита в нижних слоях становится больше , чем в верхних. Это приводит
к появлению разности потенциалов и возникновению уравнительных токов на
поверхности пластин. Нормальный саморазряд исправной батареи составляет
1-2% в сутки.

Б. Причинами повышенного саморазряда могут быть: загрязнение
поверхности батарей , применение для доливки обычной (не дистилированной)
воды , содержащей щелочи или соли , попадение внутрь аккумуляторов
металлических частиц и других веществ, способствующих образованию
гальванических пар.

В. для устранения неисправности следует протереть поверхность
батареи или заменить электролит, промыв внутреннюю поверхность бака.
Признаками короткого замыкания внутри аккумулятора являются кипение
электролита и резкое падение напряжения; чаще оно вызывается осыпанием
активной массы и разрушением сепараторов. В этом и другом случаях
аккумуляторную батарею разбирают и устраняют неисправности, заменяя
неисправные элементы.

А. Признаком сульфатации пластин является то, что при заряде
батареи быстро повышаются напряжение и температура электролита и происходит
бурное газовыделение (кипение), а плотность электролита незначительна.
При последующем разряде и особенно при включении стартера батарея быстро
разряжается из-за малой емкости. Основные причины, вызывающие сульфатацию:
разряд батареи ниже 1,7В на один аккумулятор, оголение пластин в следствии
понижения уровня электролита, длительное хранение батареи без подзарядки
( особенно разряженной ) , большая плотность электролита ,
продолжительное пользование стартером при пуске.
Б. Сульфатация пластин заключается в том, что на пластинвх
образуется крупнокристаллический сернокислый свинец в виде белого налета.
При этом увеличивается сопротивление аккумуляторов . Крупные кристаллы
сульфата свинца закрывают поры активной массы, препятствуя проникновению
электролита и формированию активной массы при заряде. В следствии этого
активная поверхность пластин уменьшается , вызывая снижение емкости
батарей.
В. Небольшая сульфатация пластин может быть устранена проведением
одного или нескольких циклов «заряд-разряд». Для этого аккумуляторную
батарею необходимо полностью зарядить и довести плотность электролита в
ней до нормальной величины ( 1,285 г/см3) путем доливания электролита
плотностью 1,4 г/см3 или дистилированной воды. Затем разрядить батарею
через лампу током силой 4-5 А до напряжения 1,7В на один аккумулятор и
определить разрядную емкость. После этого привести емкость к температуре +
30 С по формуле.

Где Q действ- емкость батареи, приведенная к + 30 С., Q-разрядная
емкость , полученная умножением силы разрядного тока на время разряда
батареи и в часах. ; t- средняя температура электролита (полусумма
температур, замеренных в начале и в конце разряда) в аккумуляторах во
время разряда.; 0,01- температурный коэффициент емкости.

Если подсчитанная таким образом действительная емкость будет не менее
80% номинальной, то батарею снова заряжают и устанавливают на автомобиль;
если емкость окажется ниже , весь цикл повторяют вновь. Приведенный цикл
рекомендуется применять также после хранения батареи более 6 месяцев и
перед длительным хранением .

Окисление полюсных штырей приводит к увеличению сопротивления во
внешней цепи и даже к прекращению тока. Для устранения неисправности
нужно снять со штырей наконечники проводов (клеммы) , зачистить штыри и
клеммы и укрепить последние на штырях. После этого штыри и клеммы снаружи
надо смазать тонким слоем технического вазелина.

Подтекание электролита через трещины бака обнаруживают осмотром . для
устранения неисправности батарею сдают в ремонт. При вынужденной временной
эксплуатации батареи с этой неисправностью необходимо периодически
добавлять в неисправное отделение бака электролит, а не дистилированную
воду .


Техническое обслуживание аккумуляторной батареи
Срок службы и исправность аккумуляторной батареи во многом зависят
от своевременного и правильного ухода за ней. Батарея должна содержаться
в чистоте, так как загрязнение ее поверхности приводит к ее повышенному
саморазряду. При техническом обслуживании необходимо протирать
поверхность батарей 10% раствором нашатырного спирта или кальцинированной
соды, после чего вытереть чистой сухой ветошью.
Во время заряда в результате химической реакции выделяются газы ,
значительно повышающие давление внутри аккумуляторов. Поэтому
вентиляционные отверстия в пробках нужно постоянно прочищать тонкой
проволокой. Учитывая, что при работе батареи образуется гремучий газ (
смесь водорода с кислородом), нельзя осматривать батарею рядом с открытым
огнем во избежание взрыва. Периодически необходимо зачищать штыри и клеммы
проводов. Через 2-2,5 тыс.км пробега, а в жаркое время через каждые 5-
6 дней проверять уровень электролита через заливные отверстия
аккумуляторов стеклянной пробкой внутренним диаметром 3-5 мм. Столбик
электролита в трубке указывает высоту его уровня над предохранительным
щитком, которая должна быть 12-15 мм (см.рис)



При отсутствии стеклянной трубки уровень электролита можно проверить
чистой эбонитовой или деревянной палочкой. Нельзя применять для этой цели
металлический стержень. При понижении уровня следует долить
дистилированную воду, а не электролит, так как в процессе работы батареи
вода в электролите разлагается и испаряется , а кислота остается.
Периодически проверяют плотность электролита с целью определения степени
заряженности аккумуляторной батареи. Для этого наконечник кислотомера
опускают в наливное отверстие аккумулятора, засасывают электролит с
помощью резиновой груши и по делением поплавка , помещенного внутри
стеклянной колбы определяют величину плотности электролита и степенью
заряженности аккумуляторной батареи . Для длительного хранения батареи и
в зимнее время ее нужно снять с автомобиля , полностью зарядить и хранить
в сухом месте при температуре не выше 0 С и ниже минус 30 С, имея ввиду
, что чем ниже температура электролита , тем меньше самозаряд. Через
каждые 3 месяца батарею необходимо подзаряжать для восстановления емкости
, потерянной при самозаряде . При хранении батареи непосредственно на
автомобиле необходимо отсоединить провода от плюсовых штырей (если
отсутствует специальный выключатель). Следует помнить. Что температура
замерзания электролита плотностью 1,1 г/см 3 минус 7 С, плотностью 1,22
г/см3 минус 37 С и плотностью 1.31 г/см3 минус 66 С.
|Плотность электролита, приведенная к 15 С г/см3 |
|плотность заряженной батареи |батарея разряжена |
| |25% |50% |
|1,31 |1,27 |1,23 |
|1,29 |1,25 |1,21 |
|1,27 |1,23 |1,19 |
|1,25 |1,21 |1,17 |





Новинки рефератов ::

Реферат: Античный пир: блюда, обычаи, традиции (Культурология)


Реферат: Автоматизация бухгалтерского учета (Аудит)


Реферат: Жизнь и творчество художника И. И. Шишкина (Искусство и культура)


Реферат: Ответы на билеты за 9 класс (География)


Реферат: Правовое регулирование вексельного обращения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Ценообразование и его особенности в малом бизнесе (Предпринимательство)


Реферат: Возделывание картофеля (Ботаника)


Реферат: Билеты по аудиту (Бухгалтерский учет)


Реферат: Бюджетная система (Финансы)


Реферат: Расчет сетевой модели методом Форда (с программой) (Компьютеры)


Реферат: Страхование экологических рисков (Страхование)


Реферат: Типы политических систем (Политология)


Реферат: Биосинтез ДНК (Биология)


Реферат: Вопросы к дисциплине: Стандартизация и проектирование программных средств (СППС) (Программирование)


Реферат: Лингвистика (Иностранные языки)


Реферат: Архиваторы для Windows 9x (Программирование)


Реферат: Скелет пояса нижних конечностей (Биология)


Реферат: Металловедение (Металлургия)


Реферат: Turbo Paskal "Операции над матрицами" (Программирование)


Реферат: Государство и право Российской империи в период абсолютизма (Теория государства и права)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист