GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: История исследования малых групп. Трансактный анализ общения (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: История исследования малых групп. Трансактный анализ общения (Психология)



УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ


Факультет: Бизнес, Маркетинг, Коммерция
Дисциплина: Социальная психология
Тема контрольной работы: 1. История исследования малых групп.
2. Трансактный анализ общения



Ф.И.О. студента: Спрыжков Игорь Максимович
Курс: 3. Семестр: 6.



Дата сдачи: _____________________
Ф.И.О. преподавателя: Райгородский Д.Я.
Оценка: _________________________ Подпись:
_________________________
Дата проверки: __________________
Часть I. Малые группы


1. Понятия малой группы и коллектива

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно
зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное
общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные,
разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами.
Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены
государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими
социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим,
религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим
всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется
воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.
Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных
групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое
объединение людей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек), занятых каким-либо общим
делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа
представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит
большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и
поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать
как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в
малых группах. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека,
являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких
друзей, приятелей и т.п.
Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее
членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно
автономным социально-психологическим образованием. Эта общность может
обнаруживаться по разным характеристикам – от чисто внешних (например,
территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких
внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности
определяет сплоченность группы – одну из основных характеристик уровня ее
социально-психологического развития.
Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре
отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу,
особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых
участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности.
Количественный состав группы на языке науки называется ее размером,
индивидуальный – композицией. Структуру межличностного общения, или обмена
деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций,
нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим
климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены
группы, называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристики
представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и
изучают малые группы в социальной психологии.


Рисунок 1. Классификация малых групп
Рассмотрим классификацию малых групп (рис. 1). Условные, или
номинальные, – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав
ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в
исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных
группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не
имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. В
противоположность номинальным группам выделяются реальные. Они представляют
собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие
определению малой группы.
Естественными называют группы, которые складываются сами по себе,
независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя
из потребностей общества или включенных в эти группы людей. В отличие от
них лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения
какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь
же действенны, как и другие группы, но существуют временно – только в
лаборатории.
Условные, или номинальные, группы представляют собой искусственно
выделяемые исследователем объединения людей. В отличие от них все
остальные виды групп реально существуют в обществе и достаточно широко в
нем представлены среди людей разных профессий, возрастов, социальной
принадлежности.
Естественные группы делятся на формальные и неформальные (другое
название – официальные и неофициальные). Первых отличает то, что они
создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций,
вторые возникают и действуют как бы вне рамок этих организаций (сравните, к
примеру, школьный класс как официальную малую группу и неформальное
молодежное объединение как неофициальную группу). Цели, преследуемые
официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед
организацией, в которую данная группа включена. Цели неофициальных групп
обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников,
могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.
Малые группы могут быть референтными и нереферентными. Референтная –
это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой
человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В
референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее
цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и
мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования.
Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой
чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп,
могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов
которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.
Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и
слаборазвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них
нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных
взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого
распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной
работы. Вторые представляют собой социально-психологические общности,
отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Слаборазвитыми по
определению являются, например, условные и лабораторные группы (последние
часто лишь на первых этапах их функционирования).
Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы.
Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность,
ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно,
положительное значение для очень многих людей, не только для членов
данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на
взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном
уважении и т.п.
Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна
соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с
возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее
деятельности), иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения,
создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть
способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может
дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.
Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в
которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных
взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие
отношения можно назвать коллективистскими.
Что же такое коллективистские отношения? Они определяются через
понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма,
контактности, организованности, эффективности и информированности. Под
нравственностью имеется в виду построение внутриколлективных и
внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали.
Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя
моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека
независимо от того, является он членом данного коллектива или нет.
Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои слова
подтверждают делом, требовательны к себе и друг к другу, объективно
оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на
полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят
не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру.
Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и
поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения
с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем
коллективе. На практике открытость коллектива проявляется в оказании
разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива. Открытость
является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить
коллектив от внешне похожих на него социальных объединений.
Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов
коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает,
разрушает коллектив. Коллективизм – это также развитие добрых традиций,
уверенности каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяет
его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В
таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при
общем согласии.
Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность. Под
ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские,
доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг
к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения
обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и
дружелюбную обстановку.
Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов
коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в
хорошей взаимозаменяемости. Организованность – это также способность
коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки,
предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности
непосредственно зависят результаты деятельности коллектива;
Одним из условий успешной работы коллектива и установления
доверительных взаимоотношений является хорошее знание членами коллектива
друг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называется
информированностью. Достаточная информированность предполагает знание
задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы,
положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же
входит хорошее знание членами коллектива друг друга.
Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех
имеющихся у него задач. Одним из важнейших показателей эффективности
высокоразвитого коллектива является сверхаддитивный эффект. Он представляет
собой способность коллектива как целого добиваться результатов в работе
гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа
людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой
описанных отношений.
Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным
требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально
существующих малых групп занимает промежуточное положение между
слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. По отдельным своим
социально-психологическим параметрам эти группы вполне могут претендовать
на то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают.
Представленную модель надо рассматривать скорее как идеал, к которому
должен стремиться коллектив в процессе своего развития.

2. История исследования малых групп

Исследование американским психологом Н.Триплетом (1887 г.)
эффективности индивидуального действия, выполненного в одиночку и в
условиях группы, принято считать первым экспериментальным исследованием в
социальной психологии.
Прошло несколько десятилетий, прежде чем экспериментальное (шире -
эмпирическое) направление исследований получило дальнейшее развитие в
зарубежной специальной психологии. Случилось это уже в 20-е годы XX века.
Именно в этот период усилилась тяга к эмпирическим исследованиям, начался
эмпирический бум в социальных науках, особенно в психологии и социологии.
Неудовлетворенность умозрительными схемами способствовала поиску
объективных факторов. Две крупные работы тех лет (в Германии В.Меде и в США
Ф.Оллпорта) во многом продолжали линию исследований, начатую Н.Трипплетом.
Ф.Оллпорт сформулировал весьма своеобразное понимание группы как
"совокупности идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом
индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях". Отказ
рассматривать группу как определенную реальность Ф.Оллпорт объяснял
отсутствием адекватных методов исследования, что согласовывалось с его
позитивистскими установками.
В процессе накопления научных знаний и развития методов исследования
преобладающим стало представление о группе как о некоторой социальной
реальности, качественно отличающейся от составляющих ее индивидуумов.
Важный этап развития психологии малых групп за рубежом, относящийся к
периоду 30-х - начала 40-х годов, ознаменовался рядом оригинальных
экспериментальных исследований в лабораторных условиях и первыми серьезными
попытками разработки теории группового поведения. Так, например, М.Шериф
проводит лабораторные эксперименты по изучению групповых норм; Т.Ньюком
исследует аналогичную проблему, но в полевых условиях; В.Уайт, применяя
метод включенного наблюдения, реализует программу "живых" групп в трущобах
большого города; складывается "теория черт" лидерства и т.п. В этот же
период на базе исследования управленческой деятельности в промышленной
организации Ч.Бернард выдвигает идею двухмерного рассмотрения группового
процесса (с точки зрения решения групповых задач и со стороны поддержания
внутреннего равновесия и сплочения).
Особая роль в развитии психологии малых групп принадлежит К.Левину,
который явился основоположником крупного научного направления, широко
известного под названием "групповая динамика". Под его руководством были
проведены исследования Р.Леппита и Р.Уальта по изучению групповой атмосферы
и стилей руководства, изменения стандартов группового поведения в процессе
дискуссии и др. К.Левин одним из первых изучал феномен социальной власти
(влияния), внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни.
Вторая мировая война явилась переломным моментом в развитии психологии
малых групп за рубежом - в этот период возникает практическая потребность
изучения закономерностей группового поведения и эффективных приемов
управления группами.
К началу 70-х годов можно было выделить девять крупных подходов,
определявших развитие психологии групп, таких, как: социометрическое
направление, психоаналитическая ориентация, общепсихологический подход
средством эмпирико-статистическое направление, формально-модельный подход,
теория подкрепления.
В нашей стране изучение малых групп (или коллективов) имеет давнюю
психологическую и непсихологическую традицию. Отдельные эмпирические факты
группового поведения людей в боевых условиях содержатся в публикациях ряда
участников русско-японской войны 1904-1905 гг. Решающую роль в становлении
психологии малых групп в нашей стране сыграли научные труды и практическая
деятельность В,М,Бехтерева, А.С.Залужского.
После гражданской войны для развития психологии коллективов характерен
повышенный интерес исследователей к проблеме вожачества. Среди
многочисленных разработчиков этой проблемы мы встречаем имена таких
психологов, как П.П.Блонский и Д.Б.Эльконин, чьи взгляды на некоторые
аспекты вожачества (типологию, роли, механизмы, динамику) и сегодня
привлекают внимание специалистов.
Вышедшие в 30-40-е годы труды А.С.Макаренко ознаменовали собой
принципиально новый этап разработки психолого-педагогических проблем
коллектива. В работе Макаренко реализуются (хотя и в упрощенном виде)
важнейшие методологические принципы исследования социальной группы:
деятельности, системности, развития.
В этих исследованиях разнообразно представлена феноменология малой
группы, организация, структура и управление (включая руководство и
лидерство), нормативная регуляция поведения, сплоченность, психологический
климат, мотивация групповой длительности, эмоциональные и деловые
отношения, личность в динамике приобретения качественных новообразований в
связи с развитием самой группы.
Послевоенные годы характеризуются преимущественно эмпирической
направленностью работ, активным знакомством с зарубежным опытом изучения
малых групп, переосмыслением отечественного опыта исследования малых групп
и коллективов. В этот период формируются социально-психологические центры,
ориентированные на проблематику малых групп и коллективов, функционирующих
в сфере производства, спорта, образования, в условиях особой трудности и
повышенного риска.
70-е годы составили второй этап в развитии отечественной групповой
психологии. В это десятилетие оформилось несколько крупных
исследовательских подходов, среди которых наибольшую известность и влияние
приобрели стратометрическая и параметрическая концепции коллектива. Обе они
опираются на обширный массив эмпирических данных, относящихся к широкому
кругу групповых феноменов. Значительному расширению в 70-е годы подверглась
сама проблематика отечественных исследований малых групп, в которой среди
прочих появились разделы, связанные с управленческой деятельностью,
межгрупповыми отношениями, экологией группы, социально-психологическим
тренингом, групповой сплоченностью и эффективностью, психотерапией.
На протяжении третьего этапа (80-егоды) продолжались и усиливались
тенденции постановки и решения методологических вопросов групповой
психологии, укрепления и расширения ее теоретического фундамента.
Появляется ряд итоговых публикаций по отдельным проблемам групповой
психологии: руководству и лидерству, групповой интеграции и эффективности,
социально-психологическому тренингу, психологическому климату, поведению
личности в группе, внутригрупповым и межгрупповым отношениям.
Анализ многолетних исследований в области групповой психологии в нашей
стране позволяет выделить ряд подходов к изучению феноменов социальной
группы, сложившихся за истекшие десятилетия и в немалой степени влияющих на
развитие научной мысли. Это - деятельностный подход, социометрическое
направление, параметрическая концепция и организационно-управленческий
подход.

Часть II. Трансактный анализ общения

Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В основе
трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый
человек будет "в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в
собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это
действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения.
Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания
психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.
Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые
обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое,
детское.
Родительское (Родитель - Р), которое подразделяется на заботливое
родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я.
Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду
успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные,
проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности
простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с
большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на
размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.
Взрослое (Взрослый - В) состояние Я воспринимает и перерабатывает
логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно
обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от
Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных
ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и,
вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного
принятия решений.
Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному
принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства.
Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим
составляющими личности. Оно "отвечает" за творчество, оригинальность,
разрядку напряжения, получение приятных, иногда "острых", необходимых в
определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме
того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно
сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности
или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на:
естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.),
приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся,
боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.), возражающее детское Я.
С позиции родителя "играются" роли отца, старшей сестры, педагога,
начальника; с позиции взрослого - роли соседа, случайного попутчика,
подчиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка - роли молодого
специалиста, артиста - любимца публики, зятя.
В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие,
однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так,
что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает
нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.

Таблица 1
Инстанции Я и типичные способы поведения и высказывания
|Инстанция Я |Типичные способы поведения, высказывания |
|Род|Заботливый |Утешает, исправляет, помогает |
|ите|родитель |"Это мы сделаем" |
|ль | |"Не бойся" |
| | |"Мы все тебе поможем" |
| |Критический |Грозит, критикует, приказывает |
| |родитель |"Опять ты опаздал на работу?" |
| | |"У каждого на столе должен быть график!" |
|Взрослый |Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, |
| |принимает решения |
| |"Который час?" |
| |"У кого же может быть это письмо?" |
| |"Эту проблему мы решим в группе" |
|Реб|Спонтанный |Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное |
|ено|ребенок |поведение |
|к | |"Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе"|
| | | |
| | |"Вы это сделали просто замечательно!" |
| |Приспосаблив|Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к |
| |ающийся |нормам, уступчивое поведение |
| |ребенок |"Я бы с радостью, но у нас будут неприятности" |
| |Бунтующий |Протестующее, бросающее вызов поведение |
| |ребенок |"Я это делать не буду!" |
| | |"Вы этого сделат не сможете" |


Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие
этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны
либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях,
которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э.Берну, должна
осуществляться именно в этом направлении.: "оживлять" подавленное Я-
состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях,
когда это необходимо для гармоничного общения.
Для оптимального функционирования личности, с точки зрения
трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично
представлены все три состояния Я.
Для того, чтобы оценить, как сочетаются эти три Я в поведении, можно
воспользоваться следующим тестом (оценивая приведенные высказывания в
баллах от 0 до 10).

Таблица 2
Тест "трансактный анализ общения"
|№ |Высказывание |Личная |
| | |оценка |
| | |высказывания|
|1 |Мне порой не хватает выдержки |3 |
|2 |Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять|8 |
|3 |Родители, как более зрелые люди, должны устраивать |3 |
| |семейную жизнь своих детей | |
|4 |Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то |2 |
| |событиях | |
|5 |Меня провести нелегко |5 |
|6 |Мне бы понравилось быть воспитателем |2 |
|7 |Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому |3 |
|8 |Думаю, что я правильно понимаю все происходящие |6 |
| |события | |
|9 |Каждый должен выполнять свой долг |8 |
|10 |Нередко я поступаю не как надо, а как хочется |4 |
|11 |Принимая решение, я стараюсь продумать его |9 |
| |последствия | |
|12 |Младшее поколение должно учиться у старших, как ему|8 |
| |следует жить | |
|13 |Я, как и многие люди, бываю обидчив |6 |
|14 |Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят |6 |
| |о себе | |
|15 |Дети должны безусловно следовать указаниям |8 |
| |родителей | |
|16 |Я – увлекающийся человек |4 |
|17 |Мой основной критерий оценки человека – |7 |
| |объективность | |
|18 |Мои взгляды непоколебимы |6 |
|19 |Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что |0 |
| |не хочу уступать | |
|20 |Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны|9 |
|21 |Люди должны соблюдать все правила независимо от |1 |
| |обстоятельств | |


Таблица 3
Калькуляция теста
|Я-состояние |Суммируемые строки |Сумма баллов |
|Д |"Дитя" |1, 4, 7, 10, 13, 16, 19|22 |
|В |"Взрослый"|2, 5, 8, 11, 14, 17, 20|50 |
|Р |"Родитель"|3, 6, 9, 12, 15, 18, 21|48 |

Расположив соответствующие символы в порядке убывания веса, получаем
формулу ВРД.
Это свидетельствует о развитом чувстве ответственности, самообладании,
способности трезво оценивать ситуацию и логически мыслить (доминирующее
положение В-составляющей).
Достаточно высока доля Р-составляющей: с одной стороны – это
способность учить, направлять, оценивать, осуждать и опекать; с другой
стороны – чрезмерная категоричность и самоуверенность (учитывая, что эти
качества находятся под контролем В-составляющей – это вполне приемлемо для
делового общения; однако, в отношении с более близкими людьми это, хотя и
редко, сводится к "упрямству").
Удивительно мала доля Д-составляющей. Безусловно, сказывается деловая
(!) направленность теста, учитывающая окончательное принятие решений и не
принимающая во внимание такие стороны личности как первоначальное
восприятие, характер воображения, склонность к каким-либо играм, различные
капризы и другие черты, позволяющие увидеть во Взрослом Ребенка.

В целом, результаты теста вполне удовлетворительны и соответствуют
моему самовосприятию.

Литература

1. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1.
Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛАДОС,
1995.
2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В
3 кн. Кн. 1. Общие вопросы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 1997.
1. Психологические тесты (для деловых людей), Москва, 1994.




Реферат на тему: История психологии

Кубанский государственный Университет

Факультет Управления специальность психология



Контрольная работа


по истории психологии

тема: Рене Декарт.
Соотношения души и тела.



Краснодар 2000



Содержание


1. Становление современной науки 2
2. Рене Декарт (1596-1650)
3
3. Вклад Декарта: механицизм и проблема соотношения души и тела
4
4. Природа тела 5
5. Взаимодействие души и тела
6
Список литературы
8


1. Становление современной науки

Как уже отмечалось, именно в XVII веке берут начало те длительные
процессы, которым обязана своим существованием современная наука. В прежние
времена мыслители искали ответы на все вопросы в прошлом, обращались за
разъяснениями к трудам Аристотеля или других древних авторов, к Библии. В
своих исследованиях человек должен был руководствоваться догмой,
установлениями господствующей церкви или мнением авторитетных авторов. В
XVII же столетии появляется новая методологическая установка — эмпиризм,
ориентация на познание посредством наблюдения и эксперимента. Знание,
ориентированное только на традицию и авторитет, теперь воспринималось как
нечто внушающее сомнение. В период своего расцвета XVII век преподнес миру
ряд значительных открытий и прозрений, которые отражали произошедшие
изменения в способе научного мышления.
Среди тех ученых, чье творчество ознаменовало собой данный период, в
первую очередь следует упомянуть Декарта, внесшего непосредственный вклад в
развитие современной психологии. Именно его работы позволили научной мысли
освободиться от сковывающих теологических и традиционалистских
предубеждений, господствовавших до того веками. Именно имя Декарта
символизирует собой переход к новой эре в современной науке. Им же впервые
была развита идея рассмотрения человеческого организма как подобия часового
механизма. А потому можно с уверенностью сказать, что именно с его работами
связано становление эры современной психологии.

2. Рене Декарт (1596-1650)

Декарт родился во Франции 31 марта 1596 года. Он унаследовал от отца
небольшое состояние, которое позволило ему посвятить свою жизнь наукам и
путешествиям. С 1604 по 1612 годы он обучался в иезуитском колледже, где
получил хорошее гуманитарное и математическое образование. Также он проявил
большие способности в области философии, физики и психологии. По причине
слабого здоровья директор колледжа освободил Декарта от посещения утренних
богослужений и позволил ему оставаться в постели вплоть до полудня —
привычка, сохранившаяся у Декарта на всю жизнь. Именно эти тихие утренние
часы были для него особенно плодотворными в творческом отношении.
После завершения образования Декарт вел в Париже беззаботную жизнь,
полную удовольствий. Но в конце концов такой образ жизни стал тяготить его,
и он уединился для того, чтобы посвятить себя математическим исследованиям.
Когда ему исполнился 21 год, он несколько лет служил добровольцем в армиях
Голландии, Баварии и Венгрии. За это время он приобрел неплохие воинские
навыки, а также некоторые авантюристические черты характера. Ему нравились
балы и азартные игры — причем игроком он был весьма удачливым, в чем
немалую роль сыграл его математический талант. Ничто человеческое ему не
было чуждо — правда, единственно длительный его любовный роман продолжался
всего лишь три года. Его возлюбленной была некая голландская женщина,
которая в 1635 году родила ему дочь. Декарт обожал ребенка и был глубоко
потрясен внезапной смертью дочери в пятилетнем возрасте. Он всегда говорил
об этой утрате как о самом большом несчастье в своей жизни.
Декарт придавал большое значение практическому использованию научных
знаний. Так, его интересовало, каким образом можно предохранить волосы от
поседения. Он проводил также некоторые опыты с креслом-каталкой.
Во время службы в армии Декарту однажды привиделся сон, имевший
огромное значение для всей его жизни. Весь день 10 ноября он провел в
одиночестве в своей комнате, размышляя над научными и математическими
проблемами. Это было в старинном баварском доме. где комната отапливалась
большой дровяной печью, что, по-видимому, способствовало творческому
процессу. Незаметно для себя Декарт задремал, и ему приснилось — как он
впоследствии рассказывал, — что пред ним предстал некий «дух истины» и
принялся упрекать его за леность. Этот дух полностью овладел сознанием
Декарта и убедил его в том, что ему в жизни предназначено доказать, что
математические принципы применимы при познании природы и могут принести
огромную пользу, придавая научному знанию строгость и определенность.
Для продолжения занятий математикой Декарт вернулся в Париж. но
столичная жизнь вновь быстро наскучила ему. Продав поместье, доставшееся
ему от отца, он перебрался в уединенный сельский дом в Голландии. Его тяга
к одиночеству и уединению была столь велика, что в течение двадцати лет он
сменил 24 дома в 13 различных городах — и притом держал свой адрес в
секрете даже от близких друзей, с которыми поддерживал постоянную
переписку. Его единственным и неизменным требованием к новому месту
жительства были близость к католическому собору и университету.
Декарт прославил свое имя целым рядом трактатов в области математики
и философии, и, в конце концов, на него обратила свое внимание шведская
королева Христина. Она пригласила Декарта давать ей уроки философии. И как
бы ни были ему дороги свобода и отшельнический образ жизни, он не мог не
проявить уважения к королевской просьбе. Королева послала за ним военный
корабль, и на исходе 1649 года он ступил на землю Швеции. Однако королева
Христина оказалась не слишком прилежной ученицей. Она смогла выделить для
встреч с великим философом лишь ранние утренние часы — около пяти часов
утра. К тому же занятия проходили в плохо отапливаемой библиотеке, а зима в
том году выдалась необычайно суровой. Хрупкий и болезненный Декарт стойко
переносил ранние подъемы и жестокие утренние холода в течение почти четырех
месяцев. Однако в конце концов он заболел воспалением легких и умер 11
февраля 1650 года.
Интересным постскриптумом к смерти этого великого человека, который, как
мы увидим дальше, отдал много сил изучению взаимодействия тела и души,
может послужить посмертная история его собственного тела. Через 16 лет
после его смерти друзья решили, что тело его должно покоиться во Франции.
Но гроб, который для этой цели был отослан в Швецию, оказался слишком
короток. А потому шведские власти, не долго думая, решили отделить голову
Декарта от тела и захоронить ее отдельно — до той поры, пока не будут
получены соответствующие распоряжения из Парижа.
Пока останки философа готовили к отправке во Францию, французский
посол в Швеции решил, что неплохо было бы ему иметь что-нибудь на память о
великом соотечественнике. А потому он отсек указательный палец на правой
руке Декарта. Тем временем тело, лишенное головы и пальца, было с большой
помпой и пышными церемониями перезахоронено в Париже. По прошествии
нескольких лет один армейский офицер выкопал череп Декарта в качестве
сувенира, который затем в течение 150 лет переходил от одного коллекционера
к другому, пока, наконец, не был захоронен в Париже.
Все личные бумаги и рукописные работы Декарта были собраны и после
его смерти морем отправлены в Париж. Однако корабль затонул, не дойдя до
причала. Бумаги в течение трех дней находились под водой. Семнадцать лет
потребовалось впоследствии для того, чтобы отреставрировать их и сделать
пригодными для печати (Shea. 1991).

3. Вклад Декарта:
механицизм и проблема соотношения души и тела

Пожалуй, самым значительным вкладом Декарта в становление современной
науки является его попытка решить одну из наиболее запутанных философских и
психологических проблем — проблему соотношения души и тела. В течение
многих столетий мыслители ломали
голову над тем, как различить душу, идеальное, и тело, материальное.
Первоначально центральный вопрос здесь представляется абсолютно простым:
различаются ли вообще между собой душа и тело, мир идеальный и мир
реальный? Но эта легкость обманчива. В течение тысячелетий мыслители
занимали по этому вопросу, в основном, дуалистическую позицию: душа (ум,
мышление, дух) и тело имеют совершенно различную природу. Однако принятие
подобной позиции влечет за собой следующий вопрос: если душа и тело
совершенно различны, как возможно их взаимоотношение? Полностью ли они
независимы, или все же некоторым образом влияют друг на друга?
Во времена Декарта общепринятой была точка зрения, согласно которой
взаимодействие души и тела носит однонаправленный характер: душа, ум может
оказывать существенное влияние на тело, однако обратное воздействие крайне
незначительно. Современные историки предлагают в пояснение этих взглядов
следующую аналогию: взаимоотношения души и тела подобны взаимоотношениям
между куклой и кукольником, где кукольник — это душа, а кукла — тело
(Lowry. 1982).
Декарт же по этому вопросу занял дуалистическую позицию. С его точки
зрения, душа и тело действительно имеют разную природу. Однако он
существенно отходит от прежней традиции в трактовке их соотношения. По его
мнению, не только душа воздействует на тело, но и тело способно
существенным образом влиять на состояние души. Мы имеем здесь дело не с
однонаправленным воздействием, а с обоюдным взаимодействием. Эта весьма
радикальная для XVII века идея имела ряд важных последствий как для
философии, так и для развития науки.
После публикации этих идей Декарта многие его современники пришли к
выводу, что нет более оснований считать душу единственным и полновластным
господином обеих сущностей — кукольником, дергающим за веревочки. Душа не
является полностью независимой от тела. Роль тела стала восприниматься
совершенно иначе: те функции, которые прежде приписывались только душе,
теперь стали относить к телесным функциям.
В средние века, например, полагали, что душа ответственна не только
за процессы мышления и здравый смысл, но и за восприятие, движение и
репродуктивную деятельность. Декарт отбросил эти представления. Душа, с его
точки зрения, имеет одну-единственную функцию — мышление. Все прочие
функции носят телесный характер.
Декарт, рассматривая проблему соотношения души и тела, сосредоточил
внимание на проблеме так называемого психофизического дуализма. Таким
образом, он отбросил спекулятивные теологические рассуждения о душе и
заложил основы научного подхода к данной проблеме. Подобная позиция
повлекла за собой и изменение методов исследования: вместо метафизических
рассуждений стали применять методы объективного наблюдения и эксперимента,
вместо умозрительных спекуляций о существовании и природе души — наблюдение
за ходом психических процессов.
Тело и душа — это две самостоятельные субстанции. Материя, телесная
субстанция характеризуется прежде всего протяженностью (она всегда занимает
некоторое место в пространстве) и подчиняется законам механики. Душа, ум не
имеют протяженности и не привязаны к какой-либо физической субстанции.
Особо революционный характер имеет идея Декарта о том. что, несмотря на все
различия души и тела, между ними все же возможно взаимодействие: душа
влияет на тело, а тело влияет на душу.

4. Природа тела

Рассмотрим декартовскую концепцию тела более подробно. Раз тело
состоит из физической материи, оно должно обладать общими для всей материи
характеристиками — протяженностью и способностью к движению. Но раз тело
материально, то к нему применимы законы физики и механики, описывающие
характер движения объектов в физическом мире. Таким образом,
функционирование тела сходно с работой машины, подчиняющейся законам
механики. Следуя этим рассуждениям, Декарт все физиологические процессы
стал объяснять в физических терминах.
Декарт в значительной мере находился под влиянием общего «духа
времени», представлявшего мир в виде гигантского часового механизма.
Находясь в Париже, он интересовался различными механическими диковинными
фигурами, выставленными в королевских парках на обозрение публики.
Рассказывают, что много часов он провел, опробуя механические фигуры-
сюрпризы. Когда на искусно спрятанную площадку рядом с такой фигурой
наступал человек, давление веса тела передавалось по трубам на
гидравлические усилители, в свою очередь приводившие в движение все эти
разнообразные механические фигуры, заставляя их танцевать и издавать
разнообразные звуки.
Рассматривая природу тела, Декарт напрямую апеллировал к механико-
гидравлической модели. По его мнению, возбуждение передается по нервам, как
жидкость по трубам, а мускулы и сухожилия подобны двигателю и пружинам. Все
движения такого механического тела не произвольны, а вызываются какими-то
внешними причинами. По наблюдению Декарта, значительная часть движений
человеческого тела происходит без какого-либо участия сознания.
Именно из подобных наблюдений вырастает его понятие undulatio reflexa
— движения, происходящие безо всякого участия сознания и воли. поэтому
Декарта часто называют автором теории рефлекторной деятельности. Эти
воззрения непосредственно предшествуют современным представлениям
бихевиористов о стимул-реактивном (5—К) принципе поведения. Они полагают,
что внешний объект (стимул) является подлинной причиной непроизвольных
реакций психики живых существ, включая и человека. Все происходит точно так
же, как на приеме у врача-невропатолога, когда он ударяет резиновым
молоточком по вашей подколенной впадине. Для ответного действия нет
необходимости ни в мышлении, ни в сознании — эти процессы сугубо
объективны, как в механизме или автомате.
Позиция Декарта вписывается в рамки более общего движения,
рассматривающего поведение человека как детерминированный, предсказуемый
процесс. Все движения или действия механического тела можно предсказать
заранее, если известны побуждающие стимулы.
Такая механистическая интерпретация действий человеческого тела нашла
отклик среди естествоиспытателей. В 1628 году английский врач Уильям Гарвей
открыл основы строения системы кровообращения; значительные успехи были
сделаны в области изучения процессов пищеварения. Физиологам того времени
уже было известно, что мускулы тела работают попарно, а их возбуждение и
деятельность каким-то образом зависит от нервов.
Несмотря на то, что физиология добилась значительных успехов в
познании деятельности человеческого тела, ее уровень был еще явно
недостаточен. Так, нервы представлялись как полые трубки, по которым
передаются некие жидкие флюиды — подобно тому, как движется по трубкам
вода, приводя в движение механические фигуры. Однако нас в нашем
исследовании интересует не столько состояние дел в физиологической науке
XVII века, сколько сама идея механического представления деятельности
человеческого организма.
Согласно распространенным в то время воззрениям, у животных души нет,
и потому они подобны автоматам. Таким образом, важное с точки зрения
христианства различие животных и человека было сохранено. Разве животное
может что-нибудь чувствовать, если у него нет души? А потому животных можно
исследовать экспериментальными методами, что не позволительно по отношению
к человеку. Декарт и другие исследователи подвергали животных вивисекции
еще до того, как стали доступны анестезирующие средства, и при этом
«забавлялись криками и воплями несчастных созданий: ведь это всего лишь
шипение, свист гидравлических систем и вибрации машины» (Jaynes. 1907. Р.
224).
Животное — это машина, а потому всецело относится к физическому миру.
У него нет бессмертной души, отсутствуют мышление и свободная воля.
Поведение животных можно полностью объяснить с механической точки зрения.
Декарт в своих воззрениях на поведение животных в соответствии с
«духом времени» исходил из метафоры часового механизма. «Мне достаточно
хорошо известно, что животные способны делать многие вещи лучше нас, но это
меня не удивляет. Напротив, данное обстоятельство еще раз утверждает меня в
мысли, что они... действуют под влиянием тех же причин, что и пружины и
шестерни часового механизма, который показывает время куда точнее, чем это
способны делать мы в своем суждении» (цит. по: Maurice & Mayr. 1980. Р. 5).

5. Взаимодействие души и тела

С точки зрения Декарта, душа нематериальна (то есть не состоит из
какой-либо материи). Душа способна сознавать и мыслить, давая нам таким
образом информацию о внешнем мире. Ум не обладает ни одним из свойств
материального мира. Его основной характеристикой является способность к
мышлению, что и отделяет ум (душу) от всего материального мира в целом
Однако мыслящий, чувствующий и обладающий свободной волей ум должен
неким образом воздействовать на тело и воспринимать ответные реакции. Если
в душе рождается намерение, например, переместиться из одного места в
другое, то это желание выполняется мускулами, сухожилиями и нервами нашего
тела. Аналогичным образом, если тело подвергается воздействию какого-либо
стимула (света или тепла, например), именно ум воспринимает и обрабатывает
чувственные данные и принимает решение о соответствующей реакции.
Для того, чтобы сформулировать собственную концепцию взаимодействия
души и тела, Декарту необходимо было отыскать некий физический орган, в
котором они могли бы сочетаться. Поскольку он, в соответствии с давней
философской традицией, считал душу абсолютно простой по строению, то есть
не имеющей внутри себя никаких составных частей, то взаимодействовать она
могла только с каким-нибудь одним телесным органом. По его убеждению, такой
орган должен находиться где-то в мозге, поскольку опытные данные
показывали, что впечатления движутся от периферии в мозг и, наоборот, все
импульсы движения исходят из мозга. Было совершенно ясно, что мозг во всех
психических процессах играет какую-то особую роль.
Необходимо было отыскать такую структуру в мозге, которая была бы
одновременно единой и единственной (то есть не имела бы внутренних
подразделений и не дублировалась бы в каждом из полушарий мозга). Такой
структурой — с точки зрения Декарта — является шишковидное тело или
сопапит. Именно этот мозговой орган он и объявил местом встречи души и
тела.
Декарт описывает это взаимодействие в типично механистической манере:
движущиеся по нервным трубкам животные соки определенным образом
запечатлеваются в шишковидном теле, и на этой основе ум создает чувственные
образы, восприятия. Иными словами, количество движения (поток животных
соков) создаст душевное качество (восприятие). Справедливо и обратное: ум
неким образом запечатлевает себя в шишковидном теле (не совсем понятно,
правда, как это происходит), а последнее, в свою очередь, отклоняясь в ту
или иную сторону, направляет токи животных соков к тем или иным мускулам
тела. В результате же возникает физическое движение. Таким образом
психическое состояние человека вызывает свойственные его телу физические
движения.
Однако мыслящий, чувствующий и обладающий свободной волей ум должен
неким образом воздействовать на тело и воспринимать ответные реакции. Если
в душе рождается намерение, например, переместиться из одного места в
другое, то это желание выполняется мускулами, сухожилиями и нервами нашего
тела. Аналогичным образом, если тело подвергается воздействию какого-либо
стимула (света или тепла, например), именно ум воспринимает и обрабатывает
чувственные данные и принимает решение о соответствующей реакции.
Для того, чтобы сформулировать собственную концепцию взаимодействия
души и тела, Декарту необходимо было отыскать некий физический орган, в
котором они могли бы сочетаться. Поскольку он, в соответствии с давней
философской традицией, считал душу абсолютно простой по строению, то есть
не имеющей внутри себя никаких составных частей, то взаимодействовать она
могла только с каким-нибудь одним телесным органом. По его убеждению, такой
орган должен находиться где-то в мозге, поскольку опытные данные
показывали, что впечатления движутся от периферии в мозг и, наоборот, все
импульсы движения исходят из мозга. Было совершенно ясно, что мозг во всех
психических процессах играет какую-то особую роль.
Необходимо было отыскать такую структуру в мозге, которая была бы
одновременно единой и единственной (то есть не имела бы внутренних
подразделений и не дублировалась бы в каждом из полушарий мозга). Такой
структурой — с точки зрения Декарта — является шишковидное тело или
сопапит. Именно этот мозговой орган он и объявил местом встречи души и
тела.
Декарт описывает это взаимодействие в типично механистической манере:
движущиеся по нервным трубкам животные соки определенным образом
запечатлеваются в шишковидном теле, и на этой основе ум создает чувственные
образы, восприятия. Иными словами, количество движения (поток животных
соков) создаст душевное качество (восприятие). Справедливо и обратное: ум
неким образом запечатлевает себя в шишковидном теле (не совсем понятно,
правда, как это происходит), а последнее, в свою очередь, отклоняясь в ту
или иную сторону, направляет токи животных соков к тем или иным мускулам
тела. В результате же возникает физическое движение. Таким образом
психическое состояние человека вызывает свойственные его телу физические
движения.



Список литературы

1. Шульц Д.П.,Шульц С.Э., История современной психологии. С-Петербург, 1998
2. Ярошевский М.Г., История психологии. М,1985
3.





Новинки рефератов ::

Реферат: Почвоведение (Сельское хозяйство)


Реферат: Соборы и колокольни (Искусство и культура)


Реферат: Політичний режим (Политология)


Реферат: Грошова система (Деньги и кредит)


Реферат: Воздействие алкоголя на организм человека (Физкультура)


Реферат: Влияние физической тренировки на опорно-двигательный аппарат (Спорт)


Реферат: РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ (Бухгалтерский учет)


Реферат: Гюстав Флобер (Литература : зарубежная)


Реферат: Великая Отечественная война 1812г (История)


Реферат: Охрана труда и техника безопасности, расчет вентиляции и защитного зануления (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Словообразовательные модели неологизмов в современном английском языке (Иностранные языки)


Реферат: Биосинтез ДНК (Биология)


Реферат: Тектовый редактор VI. ОС UNIX ... (Программирование)


Реферат: Художественная культура стран западной Европы времен средневековья (Искусство и культура)


Реферат: Гимнастика, значение и виды соревнований (Спорт)


Реферат: Социологии + программа для социологических исследований (Социология)


Реферат: Билеты по истории психологии (Психология)


Реферат: Подготовка и начало Второй Мировой войны (документы свидетельствуют) (История)


Реферат: Оценка петровских реформ в историографии (История)


Реферат: Измерение неэлектрических величин (Физика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист