GeoSELECT.ru



Ботаника / Реферат: АПК России (Ботаника)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: АПК России (Ботаника)



Для решения вопроса о путях развития агропромышленного комплекса России
основополагающими являются проблемы организационно производственной формы
агропромышленного хозяйства, вопросы землевладения и рынка земли,
кредитование агропромышленного комплекса.
Организационно производственные формы агропромышленного хозяйства.
Сельскохозяйственные предприятия можно классифицировать по многим
основаниям. С точки зрения организационно-производственной формы они
подразделяются на три типа: семейные, коллективные и антрепренерские
(предпринимательские).
Семейное предприятие управляется преимущественно одной семьей. К данному
типу относятся хозяйства колонов Древнего Рима, крестьянские хозяйства
прошлых времен, современные семейные фермы.
Коллективные предприятия предполагают совместное владение работниками
средствами производства и совместное управление хозяйством. Коллективные
общинно-родовые хозяйства были первыми формами ведения хозяйства в истории
человечества. Но и сегодня они кое-где сохраняются, хотя в большинстве
случаев носят маргинальный характер.
Антрепренерские предприятия - это, как правило, крупные
сельскохозяйственные предприятия, собственник которых чаще всего лично не
участвует в производстве, но организует управление и привлекает в
значительных масштабах наемный труд. К такой форме можно с определенной
степенью условности отнести рабовладельческие плантации, феодальные
поместья, юнкерские хозяйства.
К антрепренерскому типу можно с некоторой натяжкой отнести также колхозы,
совхозы и госхозы, существовавшие в рамках социалистических экономик. В
этом случае антрепренером (предпринимателем) выступало государство.
Колхозы, по закону являвшиеся кооперативными предприятиями, на деле были
собственностью государства.
Почему же проблема поведения коллективных хозяйств, которые, как было
показано, являются маргинальными, стала актуальной? Прежде всего необходимо
подчеркнуть, что для России идея коллективного ведения сельского хозяйства
имеет особое значение. Сразу же после отмены крепостного права в прошлом
веке4 в стране развернулось движение, направленное на развитие коллективных
форм земледелия, усиленно пропагандируемое прогрессивно настроенными
помещиками и земством. Определенную роль в этом играло увлечение идеями
основоположников крестьянского социализма - А. Герцена и Н. Чернышевского.
Коллективизация 30-х годов диктовалась совсем иными политэкономическими и
тактическими соображениями, однако идеологически отчасти базировалась на
предреволюционном историческом опыте страны. После проведения первого этапа
аграрной реформы в России в начале 90-х годов коллективная форма
сельскохозяйственного предприятия стала абсолютно преобладающей, так как
бывшие колхозы и совхозы почти повсеместно были трансформированы в
коллективные предприятия.
Из форм зарубежного коллективного сельскохозяйственного предприятия
сегодня наиболее известной в России является израильский киббуц. Киббуцы
представляют собой полные коммуны с коллективным способом не только
производства, но и потребления, и общественной жизни. Земля в Израиле
национализирована, киббуцы (как и вторая форма организации аграрного
производства в стране - моша-вы) получили сельскохозяйственные угодья в
пользование. Распределение доходов носит преимущественно уравнительный и
натуральный характер, часто отсутствует специализация работников
(регулярное уравнительное перераспределение производственных обязанностей).
Во франкистской Испании в 60-е годы коллективные предприятия получили
значительное развитие. Их число достигало 3 тыс., численность их членов
варьировалась от 3-5 до 30-50 человек. В последующие десятилетия это
движение пошло на убыль.
Коллективные формы ведения С.Х. предприятий довольно широко
распространены во многих странах: Италии, Испании, Португалии, странах
Латинской Америки; реже но также имеются в США, Канаде, Швейцарии, Франции,
Японии.
В ходе аграрных реформ в странах Центральной и Восточной Европы, как и в
России в 80-90-е годы, бывшие госхозы и кооперативы были в ряде случаев
трансформированы в коллективные предприятия. Данная форма носит заведомо
переходный характер, большинство таких коллективных предприятий или
распадается на частные семейные предприятия, или трансформируется в
антрепренерские. Тем не менее определенное время в странах с переходной
экономикой в аграрном секторе существуют коллективные структуры. Каково же
экономическое поведение таких предприятий, будет ли оно ближе к поведению
семейной фермы с его феноменом загибающейся кривой предложения или
классической фирмы?
Коллективное предприятие представляет собой весьма специфическую
организационно-производственную форму. В чистом виде - это предприятие,
целиком принадлежащее его работникам. Управление хозяйственной
деятельностью осуществляется выборными органами, право голоса в решении
основных вопросов принадлежит каждому члену коллектива на равных независимо
от внесенной когда-то доли собственности в общее предприятие, стажа работы
и пр. Полученный предприятием доход принимает двоякую форму - оплаты труда
и участия в прибыли. Соответственно каждый работник коллективного
предприятия - одновременно собственник фирмы и ее наемный работник. В
некоторых случаях, например, в киббуцах или религиозных общинах, члены
коллектива являются еще и коллективными потребителями.
Таким образом, как и при семейном хозяйстве, коллективное предприятие
выступает в двух ипостасях: антрепренерского хозяйства, нанимающего рабочую
силу, и трудового коллектива, члены которого живут за счет продажи
собственной рабочей силы. Эта особенность рассматриваемой формы определяет
и специфичность экономического поведения подобного предприятия.
На первый взгляд функция полезности коллективного предприятия аналогична
функции полезности семейного предприятия и включает в качестве независимых
переменных совокупный денежный доход и совокупное свободное время трудового
коллектива. Действительно, с одной стороны, каждый его член заинтересован в
наращивании общего денежного дохода, так как это непосредственно
увеличивает его индивидуальное потребление товаров и услуг. С другой
стороны, он стремится иметь больше свободного времени, что противоречит
цели максимизации материального благополучия. Иными словами, данному типу
предприятий присуща субъективная оценка ценности коллективного труда,
денежный доход и коллективное свободное время взаимозаменяемы.
В случае семейного предприятия мы неявно предполагаем
однонаправленость интересов всех членов семьи. В трудовом коллективе это
предположение уже невозможно (за рядом исключений, на которых мы
остановимся ниже). Материальным выражением интереса члена трудового
коллектива как работника является та часть дохода предприятия, которую он
получает в качестве оплаты труда, материальным выражением его интереса как
сособственника фирмы - часть дохода, распределяемая пропорционально личному
вкладу в бизнес. Эти интересы взаимоисключающие - чем больше предприятие
платит по труду, тем меньшая часть дохода остается для расширения бизнеса,
инвестиций, выплаты дивидендов, и наоборот.
В коллективном предприятии возникает и еще одна проблема, которая не
стоит перед семейным хозяйством: дифференциация доходов между членами
коллектива. При уравнительном распределении данной проблемы нет, но на
практике оно встречается очень редко, так как при прочих равных условиях
ведет к снижению трудовой мотивации и падению эффективности производства.
Исследователи коллективных предприятий (например, М. Туган-Барановский,
А. Чаянов) подчеркивают неустойчивость этой организационно-производственной
формы. Подобные предприятия обычно возникают в трудные для аграрного
сектора времена, в годы кризиса, неурожая, социальных реформ либо в среде
беднейшего крестьянства. Так, в России всплеск артельного движения пришелся
на 1892 год, когда был тяжелейший голод. Наибольшей популярностью
коллективное земледелие пользовалось в Полтавской и Черниговской губерниях,
страдавших так называемым малоземельем. В 1918 году - году экономической
разрухи в России - также отмечался рост коллективных предприятий. Данная
закономерность наблюдается и в других странах.
Современная российская аграрная реформа привела к массовому
распространению именно коллективных предприятий. Очевидно, эта форма
является переходной, обусловленной избранной схемой аграрных
преобразований. Уже сегодня ясно, как коллективные предприятия
эволюционируют в сторону частных предприятий антрепренерского типа или
просто распадаются на индивидуальные хозяйства (этот вариант чаще
встречается в депрессивных районах). Тем не менее период существования
коллективных хозяйств будет относительно продолжительным. Поэтому
прогнозирование их возможного поведения, реакции на внешние экономические
воздействия крайне важно для понимания тенденций в аграрном производстве
страны.
Кредитование АПК.
Сельскохозяйственный кредит всегда является предметом особого внимания
государства. Однако в переходных экономиках положение становится более
сложным. Причем для стран с преимущественно аграрной структурой экономики
проблема кредита на первых этапах реформ практически не стоит:
сельскохозяйственные производители покупают незначительное количество
средств производства, а реализация собственной продукции ориентирована в
основном на локальные рынки. В этих условиях потребность в кредитовании
производственного оборота не очень велика. Кроме того, в рамках
централизованно планируемой экономики сельское хозяйство косвенно
облагалось налогом на развитие индустриального сектора, а с переходом к
рынку данный налог, как правило, перестает действовать. Остающиеся в
аграрном секторе ресурсы становятся дополнительным источником инвестиций.
В переходный период государственные гарантии по сельскохозяйственным
кредитам имеют особое значение. Падение объемов производства, неразвитость
земельного рынка резко обостряют проблему залога в аграрном секторе, и
государство в определенном смысле заменяет залог своими гарантиями. Кроме
того, гарантии по займам делают эту сферу более привлекательной для банков
B первые годы реформ из-за возникшего финансового кризиса у
сельскохозяйственных производителей накапливались долги, часть их
становилась безнадежной. Для проведения дальнейших реформ иногда
оказывалось полезным списать или реструктурировать накопившуюся
задолженность. Реструктуризация долга - это отсрочка платежей по нему на
определенных условиях. Списание - полное прощение долга и переведение его
на государственный внутренний долг. При эффективном реструктурировании
проблема задолженности обычно решается окончательно. Неэффективное списание
или реструктурирование долгов влечет за собой необходимость неоднократного
повторения этой процедуры без достижения поставленной цели. Списание и
реструктуризацию долгов сельскохозяйственных производителей проводили"
^Болгария (1993 г.), Россия (1994 и 1997 тг.)
В ходе реформ в России у государства не оставалось иного выбора, кроме
распределения в виде сезонного кредита для сельского хозяйства бюджетных
средств. Первые два года льготный кредит распределялся под льготную ставку
и через бюрократический аппарат, что вело к нарушениям, связанным с
перепродажей займов. Безусловное списание долгов сельскому хозяйству в
конце 1994 г. ослабило финансовую дисциплину и сделало этот сектор с точки
зрения кредитования еще более рискованным.
Введение механизма товарного кредита на период 1995-1996 гг. из-за
отсутствия бюджетных средств для сезонного кредитования аграрного сектора
могло бы иметь не столь разрушительные последствия, если бы он сразу не
превратился в бюрократический инструмент. Нефтяные компании были закреплены
за территориями, что моментально сделало их монополистами и дало им
возможность завышать цены на горюче-смазочные материалы, поставляемые селу.
Поставки их в кредит были также обусловлены встречными поставками
сельскохозяйственной продукции в региональные продовольственные фонды. Это
привело к бар-теризации обмена на сельскохозяйственных рынках, которая
всегда складывается не в пользу аграрных производителей. Наконец, как и в
предыдущей схеме, распределение товарного кредита оставалось в руках
чиновников со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Фонд льготного кредитования АПК, созданный в начале 1997 г. для сезонного
кредитования сельского хозяйства под 1/4 учетной ставки, не оправдал надежд
прежде всего потому, что из-за заблокированности счетов большинства
сельскохозяйственных предприятий деньги доставались не им, а аффилированным
структурам банков. Кроме того, наличие льготной ставки само по себе вносит
искажения в функционирование рынка кредитов, и банки, потенциально могущие
работать с аграрным сектором, были не в состоянии этого сделать из-за
неконкурентоспособности предлагаемой ставки.
Осенью 1997 г. под влиянием мирового финансового кризиса ставки на
внутреннем российском финансовом рынке повысились, что привело к оттоку
денег из реального сектора. Для банков любые денежные средства, даже
сверхкороткие, вновь приобрели особую ценность. В таких условиях
правительство провело второй конкурс на право распределять средства Фонда.
Неудивительно, что этот тендер вызвал ажиотаж среди банков (было подано 35
заявок). Банки были очень заинтересованы в получении бюджетных средств для
своих финансовых операций. Об этом свидетельствовал тот факт, что они
соглашались на участие в программе на условиях 4-процентной маржи (а
некоторые даже бесплатно) при том, что инфляция составила за год 11%, а
доходность по ГКО была выше 30%.
Тем не менее у некоторых банков были и другие причины для участия в
программе. В первую очередь к ним относился банк "СБС-Агро", только что
приобретший филиальную сеть, - ему было необходимо любой ценой насытить ее
кредитными ресурсами. Другие банки, такие, как "МЕНАТЕП", "Альфа-банк",
Инкомбанк, также активно действовали в продовольственном секторе и
стремились получить фактически бесплатные ресурсы с целью закупок
сельскохозяйственной продукции для своих предприятий.
Замедленные темпы реформ, ошибки в проведении аграрной политики
обусловили отсутствие эффективной кредитной системы в сельском хозяйстве
России. Современный кризис не только породил сложные проблемы, но и
предоставил ему определенный шанс обеспечить конкурентоспособность своей
продукции хотя бы на внутреннем рынке. Для этого необходим кредит - ведь
увеличить объемы производства, не говоря уже о его структурной перестройке,
без финансовых ресурсов невозможно. А в самом сельском хозяйстве их нет.
Российский землеоборот.
Важную роль в преобразовании и развитии агропромышленного комплекса Р.Ф.
играет решение вопроса о земельной собственности о рыночном землеобороте.
В самом общем виде под землеоборотом донимается совокупность различных
экономических операций с землей, в результате которых происходит
перераспределение прав собственности на земельные ресурсы. Иными словами,
рыночный землеоборот - это периодическая смена землевладельцев и
землепользователей либо перераспределение их прав и функций на основе
осуществления сделок купли-продажи земельных участков, передачи их в
аренду, дарения, отчуждения в качестве паевого взноса в уставный фонд
совместных предприятий, залога, принудительного изъятия и т. п.
Землеоборот в рыночной экономике служит своего рода индикатором состояния
соответствующей экономической системы и степени зрелости, устойчивости и
эффективности механизмов ее функционирования. "Лихорадочные", "скачущие" из
года в год объемы спроса и предложения на земельном рынке указывают на
неблагополучие в экономике в целом и в конкретных отраслях производства в
частности. Лишенные экономического смысла ценовые параметры земельного
рынка, когда одни категории земель вообще не имеют цены, а цена других
выходит за все разумные пределы, свидетельствуют о глубоком системном
экономическом кризисе, острых проблемах в бюджетной и финансово кредитной
сферах, просчетах в системе налогообложения и т.п.
В странах с исторически сложившейся устойчивой рыночной экономической
системой в период стабильности рыночный землеоборот осуществляется на
естественной конкурентной основе, без активного вмешательства государства в
процессы движения земельных ресурсов и перераспределения прав и функций
землевладельцев и землепользователей.
В странах же, которые после многолетнего искусственного перерыва
восстанавливают нормальные рыночные экономические отношения, ситуация иная.
Болезненная ломка старых и медленное, зачастую непоследовательное
становление новых механизмов функционирования экономической системы создают
специфическую обстановку, при которой форсированный отход государства от
управления экономическими процессами сопровождается крупными экономическими
и социальными потерями, объективно препятствует проведению самих реформ,
снижает эффективность всего процесса преобразований.
Сказанное в полной мере относится и к организации в условиях переходной
экономики эффективного землеоборота как действенного инструмента
осуществления земельной реформы и наиболее эффективного землевладения и
землепользования. Необходимо дифференцированное государственное
регулирование масштаба и структуры землеоборота по числу, площади и
категориям вовлеченных в различные рыночные операции земельных участков,
состава этих операций, их пропорций, приоритетов и границ.
Даже в самых сложных, кризисных экономических ситуациях вмешательство
государства в процесс становления эффективного рыночного землеоборота
должно основываться не на административно-командных, приказных, а на
рыночных механизмах и методах стимулирования поведения его участников.
Другими словами, важнейшими инструментами воздействия государства на
масштаб, структуру и приоритеты рыночного землеоборота выступают налоговая,
финансово-кредитная, инвестиционная политика, гарантии предпринимательского
риска при выполнении конкретных рыночных операций с земельными участками,
поддержка страховой, консалтинговой и иных видов инфраструктурной
деятельности на земельном рынке.
В результате земельной реформы существенно изменилось распределение
земельного фонда России по категориям землепользователей и формам
собственности. Эти изменения в первую очередь затронули земли
сельскохозяйственного назначения. Созданы крестьянские хозяйства на площади
в 34,3 млн. га, а также их объединения и ассоциации (9,0 млн. га). В
районах Крайнего Севера организованы общинно-родовые хозяйства, их площадь
достигла 68,9 млн. га. Интенсивно идет процесс образования акционерных
обществ и товариществ, занимающихся товарным сельскохозяйственным
производством. На их долю приходится 190,9 млн. га. Получили широкое
развитие сельскохозяйственные кооперативы, расположенные на площади 36,6
млн. га.
Отмечая существенные изменения в распределении земель по формам
собственности, подчеркнем, что значительная часть территории Российской
Федерации - более 76% (1306,2 млн. га) ее земель - все еще остается в
государственной форме собственности, причем 803 млн. га -земли субъектов
Федерации. В муниципальной собственности находится 56 млн. га, или 3,3%, в
собственности юридических лиц - 335,8 млн. га (20%) и в собственности
граждан - чуть более 10 млн. га (0,6%).
К не подлежащим вовлечению в рыночный землеоборот или имеющим
определенные ограничения отнесены земли:
- обороны и обеспечения безопасности страны (10,0 млн. га);
- единой общегосударственной транспортной сети (1,4 млн. га);
- природоохранного, заповедного, оздоровительного, рекреационного и
историко-культурного назначения (27,2 млн. га);
- расположенных на территории городов и населенных пунктов объектов и
предприятий федеральной собственности (0,34 млн. га);
- объектов обеспечения внутренних функций государства, его устойчивого
развития, жизнеспособности и охраны окружающей среды (2,0 млн. га);
- лесного фонда (265,9 млн. га);
- запаса (47,0 млн. га), а также водные объекты (17,8 млн. га). Кроме
того, для осуществления эффективной градостроительной политики в каждом
населенном пункте требуется сохранение резервных площадей, которые в
среднесрочной перспективе не подлежат застройке (всего приблизительно 0,43
млн. га). Вряд ли есть основания включать в рыночный землеоборот и земли
таких объектов, как внутренние водоемы, болота, гидротехнические
сооружения, на которые приходится в составе федерального фонда 18,2 млн.
га. Подлежат ограничению в части включения в операции купли-продажи
территории оленьих и конских пастбищ в местах обитания малых народов и
этнических групп (13,2 млн. га). Исключаются из рыночного землеоборота и
хозяйственного использования по крайней мере на среднесрочную перспективу и
малодоступные таежные территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Их
площадь можно оценить примерно в 300-400 млн. га. Особого отношения
заслуживают и земли сельскохозяйственного назначения федеральной
собственности (83,1 млн. га), рыночные операции с которыми существенно
ограничиваются.
Итак, в настоящее время можно исключить из оборота по купле-продаже около
800-900 млн. га земель, отнесенных к федеральной собственности. К данной
цифре следует добавить еще почти 124 млн. га эрозионно опасных
сельскохозяйственных земель, а также приплюсовать 15% территории»
Европейской части России, загрязненной радионуклидами, тяжелыми металлами,
токсинами промышленного происхождения.
Таким образом, по объективным причинам из рыночного землеоборота в части
купли-продажи земель в современных условиях исключается ориентировочно 1065-
1165 млн. га. Остается же в качестве потенциального его резерва около 540-
640 млн. га.
Наиболее существенной и в то же время объективно трудноустранимой на
современном этапе причиной депрессивного состояния земельного рынка в
России выступает низкая покупательная способность населения. В 1995 г. эту
причину указали почти 48%, а в 1997 г. - уже более 69% экспертов. К другим
объективно неустранимым в ближайшее время причинам можно отнести и большие
затраты на освоение земли (данная причина названа 23,3% экспертов в 1995 г.
и 49,5% -в 1997 г.), неразвитость производственной инфраструктуры в
сельской местности (соответственно 16,2 и 41,6%), недостаточный объем
инвестиций в сельскохозяйственное производство (48,9% в 1997 г.) и на
восстановление земли (32,1% в 1997 г.).
Вместе с тем есть и вполне устранимые причины, сдерживающие становление
полноценного земельного рынка. К ним относятся: отсутствие твердых
законодательных гарантий частной собственности на землю (46,8% ответов в
1995 г. и 57,7% в 1997 г.); недостаточная государственная поддержка
землевладельцев (соответственно 33,3 и 65,7%); недоверие людей к властям и
проводимой ими экономической политике (соответственно 46,1 и 55,5%);
неразвитость системы средне- и долгосрочного кредитования (соответственно
20,0 и 51,8%);
отсутствие земельных банков, ипотеки и иных объектов инфраструктуры
земельного рынка (соответственно 23,3 и 45,3%); коррумпированность властей
(соответственно 15,9 и 21,2%).
Для преодоления депрессивного состояния современного рыночного
землеоборота в России можно предложить ряд мер.

1. Необходимо снять необоснованные правовые ограничения на куплю-продажу
земельных участков и одновременно стимулировать приток крупного
капитала, в том числе иностранного, для проведения такого рода сделок.
С целью предотвращения возможных махинаций эти сделки нужно
осуществлять на основе залоговых аукционов через сеть
специализированных банковских структур с введением в требуемых случаях
(особенно для земель сельскохозяйственного назначения) временного
моратория на последующую перепродажу приобретенных земельных участков.

2. На федеральном уровне и в каждом субъекте РФ должен быть сформирован
специальный фонд государственных ликвидных активов, обеспечивающих
страховые гарантии рисков коммерческих банков по операциям купли-продажи и
залога земли, особенно в кризисных регионах с депрессивным и глубоко
деформированным землеоборотом.

3. Следует ускорить создание автоматизированной системы государственного
земельного кадастра и организацию на ее основе единой комплексной
информационно-аналитической системы "Земля", объединив в ней кадастровые
характеристики земельных участков, сведения об окружающей их социально-
экономической и экологической среде, данные об участниках экономического
процесса и земельного рынка, свод юридических норм и законодательных
положений по оформлению конкретных сделок с землей, информацию о спросе и
предложении на земельном рынке и др.
4. Государство должно выполнить взятые на себя обязательства по
осуществлению крупномасштабных работ в сельской местности, направленных на
ликвидацию экологических разрушений земельного фонда и восстановление
плодородия почв на сельскохозяйственных землях, создание современных
транспортной и коммуникационной систем.
5. Используя экономические регуляторы (налогообложение, кредитование,
лицензирование разрешенных видов деятельности и др.), нужно стимулировать
развитие на частнопредпринимательской основе инфраструктуры земельного
рынка, включая создание разветвленной сети земельных и ипотечных банков,
посреднических и консалтинговых учреждений, нотариальных контор и т.п., а
также упорядочить взимание и по возможности сократить величину госпошлин и
иных платежей за оформление сделок с землей.
6. Необходимо разработать общефедеральную и региональные комплексные
целевые программы поддержки эффективного функционирования земельного рынка,
определив в них: цели и задачи развития и структурной перестройки рыночного
землеоборота; систему конкретных мероприятий по его активизации и
упорядочению; механизмы, сроки и этапы реализации намеченных мероприятий;
способы мобилизации средств для финансового обеспечения данных программ.



Список использованной литературы.



В. Беленький – Российский рыночный зсмлеоборот: миф или реальность? . .
. …………………………………………………………..
Е. Серова - Особенности экономического поведения коллективного
предприятия ...........................................…………………………………
Е. Серова, Р. Янбых - Государственные программы поддержки
сельскохозяйственного кредита в переходных экономиках ..............…



Содержание.



1).Организационно производственные формы агропромышленного
хозяйства………………………. 2.

2). Кредитование АПК……………………………………………………………………………………..……5.

3). Российский землеоборот…………………………………………………………………….……………….7.
.





Реферат на тему: АПК Украины

Министерство образования и науки Украины

Восточноукраинский национальный университет

им. В.Даля



финансово-экономический факультет
кафедра: экономики предприятия



Своеволин Ю.В.



Курсовая работа


по дисциплине: распределение производственных сил
Тема: Агропромышленный комплекс Украины



| |Выполнил: | |студент 1-го курса |
| | | |группы ЕКз-421 |
| | | |Своеволин Ю.В. |
| | | | |
| |Проверил: | | |
| | | |проф. Клияненко Б.Т. |



Луганск 2002
Министерство образования и науки Украины
Восточноукраинский национальный университет
им. В.Даля



финансово-экономический факультет
кафедра: экономики предприятия



Курсовая работа


по дисциплине: распределение производственных сил
Тема: Агропромышленный комплекс Украины



| |Выполнил: | |студент 1-го курса |
| | | |группы ЕКз-421 |
| | | |Своеволин Ю.В. |
| | | | |
| |Проверил: | | |
| | | |проф. Клияненко Б.Т. |



Луганск 2002

Реферат


Текст: стр.; 8 таблиц; рисунк ; 15 источников



В курсовой работе рассматривается географическая и экономическая
организация и принципы исторического развития агропромышленного комплекса
Украины. Описывается структура хозяйств АПК в целом и отдельно по отраслям,
почвенные, водные и земельные особенности географии Украины, оказывающие
непосредственное влияние на развитие агропромышленного комплекса.
Также в курсовой работе описывается процесс реформирования
агропромышленного комплекса при переходе от плановой экономики к рыночной,
и государственное регулирование отношений между субъектами хозяйствования.



Агропромышленный комплекс, АПК, сельское хозяйство, размещение
производительных сил, земельные хозяйства, животноводчество,
растениеводчество, реформа АПК Украины, государственное регулирование.

Содержание


Введение

1. АПК, структура, значение в системе производительных сил


2. Факторы формирования продовольственного АПК


2.1. Агроклиматические ресурсы


2.2. Почвенные ресурсы и земельный фонд


2.3. Водные ресурсы


2.4. Уровень хозяйственного освоения территории (транспорт, крупные системы
расселения, трудовые ресурсы)


2.5. Исторические особенности


3. Сельское хозяйство – основа АПК. Современный уровень развития и
структура с/х производства


4. Специализированные растениеводческо-промышленные комплексы


4.1. Зернопромышленный комплекс


5. Специализированные животноводческо-промышленные комплексы


6. Изменение приоритетов развития с/х. Проблемы развития в условиях
перехода к рынку


Заключение



Введение

На современном этапе экономика Украины, включая её агропромышленный
комплекс, находится в состоянии глубокого кризиса. Негативное влияние имеют
структурные, межотраслевые диспропорции, накопившиеся в народном хозяйстве
на протяжении десятилетий, которые и привели к острому дефициту товаров
производственного и непроизводственного назначения, и особенно
энергоносителей. Кризис усиливается разбалансированностью финансово-
кредитной системы, несоответствием сложившихся управленческих структур
потребностям экономического развития.
При условии чрезвычайно высокой монополизации экономики отрасли
перерабатывающей промышленности АПК оказались очень чуткими к резким
изменениям социально-экономической ситуации в Украине и в СНГ.
Экономический кризис многосторонне влияет на развитие инвестиционного
процесса во всем АПК. С одной стороны, необходимость осуществления
структурной перестройки требует больших капитальных вложений в такие
ключевые производства, как машиностроение для перерабатывающих отраслей
АПК, выпуск тароупаковочных средств и материалов, включая необходимое
оборудование, биотехнологии в агропромышленном производстве. Экономический
подъем этих хозяйственных участков привел бы к значительной позитивной
цепной реакции во всем агропромышленном комплексе. Но отечественная
промышленность не может обеспечить надлежащего уровня развития отмеченных
отраслей только за счет собственных ресурсов. Целый ряд средств
производства вообще не выпускается в Украине. Например, новое оборудование
для переработки молока производится только в нескольких странах и
несколькими большими корпорациями. Поэтому проблема импорта товаров
производственного назначения и иностранных инвестиций для развития АПК
является чрезвычайно актуальной для экономики Украины.
Согласно Закону Украины "Об иностранных инвестициях", к иностранным
инвестициям относятся все виды ценностей, вкладываемых непосредственно
иностранными инвесторами... в объекты предпринимательской и другие виды
деятельности с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального
эффекта". К инвестициям относятся валюта, в том числе иностранная, валютные
ценности, движимое и недвижимое имущество, акции, облигации и другие ценные
бумаги, любые права интеллектуальной собственности, имеющие стоимость,
торговые знаки, ноу-хау, права на осуществление хозяйственной деятельности,
платные услуги, другие виды инвестиций, которые не запрещены законами
Украины.
Необходимо отметить, что потребность АПК Украины в отмеченных видах
инвестиций неодинакова. Наибольшую ценность имеют новые технологии
оборудование; ноу-хау, свободно конвертируемая иностранная валюта. С другой
стороны, возможности вложения тех или иных видов инвестиций часто различны
у разных иностранных инвесторов в зависимости от страны происхождения.
Поэтому проблему привлечения зарубежных капиталов в АПК Украины
целесообразно рассматривать дифференцировано по инвесторам из развитых
стран, из стран на территории бывшего СССР, из других стран.
Именно предприниматели в развитых странах Европы и Америки владеют
наиболее ценными дня АПК Украины отмеченными выше видами потенциальных
инвестиций. В то же время они требуют и относительно высших гарантий для
вложения своих капиталов). Что касается привлечения инвестиций из
государств на территории бывшего СССР, то, признавая их настоятельную
потребность, необходимо отметить и определенную специфику, обусловленную
неодинаковым уровнем развития рыночных отношений в капиталистических
странах и государствах на территории бывшего СССР.
В процессе инвестирования капитала каждая из причастных к нему сторон
имеет свои приоритеты. Так, в результате привлечения иностранных инвестиций
в перерабатывающую промышленность АПК Украины было бы желательно достичь:
. внедрения передовых технологий, которые способствовали бы
достижению высокой и устойчивой конкурентоспособности продукции АПК
на отечественном и мировом рынках;
. создания большого количества новых, технологически более
совершенных рабочих мест, особенно в тех отраслях АПК, где
производятся средства производства для сельского хозяйства и
перерабатывающей промышленности;
. решения ряда других проблем, таких, как достижение
сбалансированности государственного бюджета, удовлетворение
платежеспособного спроса, решение социальных, экологических проблем
и т.д.
В то же время из доклада Министерства торговли США следует, что к
основным преградам на пути американских инвестиций в странах на территории
бывшего СССР относятся:
. нестабильность и неопределенность законодательных актов, резкие и
непредвиденные изменения в налоговой политике ;
. неопределенность в вопросах собственности, особенно на природные
ресурсы;
. неконвертируемость внутренней валюты;
. острый дефицит коммерческой, юридической и рыночной информации и
некоторые другие проблемы.
Конечно, на потенциальных иностранных инвесторов наряду с отмеченными
выше лимитирующими факторами действуют и определенные рыночные силы,
принуждающие их к поиску новых сфер вложения своих капиталов. К основным
таким причинам относятся: высокая конкуренция на уже освоенных рынках или
поиск в долгосрочной перспективе новых рынков; потребность в новых
источниках прибыли, обусловленная сложным финансово-экономическим
положением фирмы или общей стратегией ее развития; некоторые другие
факторы. Как свидетельствуют, например, результаты опроса, проведенного
учеными университета города Падерборн (ФРГ) в 1114 немецких фирмах,
предприниматели наиболее заинтересованы в освоении новых рынков и
увеличении объемов продаж в бывших социалистических странах. В то же время
сравнительно низкая стоимость рабочей силы занимала шестое место среди
факторов, побуждающих иностранных собственников к вложению капиталов,
налоговые льготы - восьмое, а содействие в рекламной деятельности - только
семнадцатое.
Приоритетные цели потенциальных иностранных инвесторов нужно учитывать
органам государственного и хозяйственного управления, украинским
предпринимателям. Учитывая низкий уровень рыночной культуры отечественных
предпринимателей, их недостаточную информированность относительно ситуации
на мировых рынках товаров, рабочей силы, денег и капиталов, органы
государственного управления на современном этапе должны взять на себя
львиную долю функций информационного обеспечения, организационной и
правовой поддержки украинских производителей. Отсутствие таких действий
непременно приведет к значительным убыткам отечественных предпринимателей,
уменьшит поступление средств, включая иностранную валюту, в государственный
бюджет.
Поэтому на государственном уровне для АПК Украины должны быть четко
определены приоритетные отрасли, производства, куда в первую очередь должны
привлекаться иностранные инвестиции. Одним из ведущих критериев
целесообразности такого выбора должна быть возможность достижения цепной
реакции хозяйственной активности и экономического роста во всем
агропромышленном комплексе как следствие первичной инъекции капиталов. В
связи с этим, учитывая отечественные потребности, а также мировой опыт,
особенно опыт стран Восточной Европы, для условий Украины можно предложить
следующие приоритетные сферы-адресаты для иностранных инвестиций с целью
обеспечения динамичного развития перерабатывающих отраслей АПК:
. производство технологического оборудования для сахарной, масло-
жировой, хлебо-пекарной, мукомольно-крупяной, мясо-молочной
промышленности, тароупаковочного хозяйства, для выпуска детского
питания ;
. производство тары и упаковки;
. биотехнологии в отраслях перерабатывающей промышленности АПК;
. создание объектов социальной инфраструктуры.
О целесообразности отмеченных приоритетов свидетельствует хотя бы тот
факт, что в Украине от несвоевременного сбора и вывоза, плохого хранения и
переработки сахарной свеклы ежегодно теряется до 600--800 тыс.т. сахара.
Аналогичные примеры можно было бы привести и по другим отраслям и
производствам. Конечно, перечисление приоритетов имеет предварительный
характер. В зависимости от накопления опыта привлечения иностранных
инвестиций его нужно будет корректировать. Что касается льгот в отмеченных
сферах, то они должны предоставляться только тогда, когда производимая
продукция по своим техническим (технологическим) характеристикам не
уступает наиболее распространенной на рынках развитых стран.
Целесообразность таких действий обусловлена еще и необходимостью
стимулирования выпуска конкурентоспособной продукции, с которой бы
отечественные производители могли выходить на мировой рынок.
Мировая практика показывает, что процесс освоения фирмой иностранных
рынков проходит три этапа: экспорт, общая предпринимательская деятельность
(лицензирование, совместное владение предприятиями и т.д.), прямое
инвестирование (создание исключительно собственных предприятий). Наиболее
проверена иностранными фирмами по отношению к украинскому рынку на
сегодняшний день первая стадия - экспорт продукции.
В зачаточном состоянии находится создание совместных предприятий. Так,
на начало 1993 г. в системе Министерства сельского хозяйства и
продовольствия действовало 15 таких предприятий, которые занимались
производством сельскохозяйственной и продовольственной продукции,
упаковочных материалов. Доля иностранных партнеров в уставном фонде,
проиндексированная в соответствии с удорожанием в 1993 г. основных и
оборотных средств, а также в пересчете в рубли иностранной валюты по курсу
Национального банка Украины, составляла лишь около 0,5 млрд. руб.
Кроме того, несколько совместных предприятий занимались производством
промышленных товаров, не принадлежащих к ассортименту агропромышленной
продукции. Но наличие таких объектов может положительно влиять на
финансовое положение агропромышленных предприятий, использование в них
рабочей силы. Самые большие размеры уставного фонда совместных предприятий
принадлежали иностранным партнерам из Австрии, Швеции и Италии. Еще не
получили надлежащего развития иностранные инвестиции в производство средств
производства для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности АПК.
Что касается создания предприятий, которые полностью принадлежали бы
иностранным владельцам, то дня этого последние должны иметь дня своих
капиталов в Украине не только благоприятную правовую и экономическую среду,
но и быть хорошо осведомленными о рынке, который они захотят освоить.
Поэтому по объективным обстоятельствам не следует ожидать создания более
или менее значительной прослойки таких предприятий в АПК Украины ранее, чем
через четыре-пять лет.
С другой стороны, для экономического роста АПК Украины было бы,
очевидно, более целесообразным не создание на нашей территории
значительного количества предприятий, полностью принадлежащих иностранным
владельцам, а импорт из-за границы лицензий и "ноу-хау" на передовую
технику и технологии и создание на этой основе совместных предприятий. При
этом значительный экономический эффект может дать унификация средств
производства относительно тех, что используются в развитых странах.
Например, в перерабатывающей промышленности АПК этот прием позволил бы, по
некоторым оценкам, вдвое сократить капитальные вложения по сравнению со
средствами производства, созданными по индивидуальным проектам.
Привлечение иностранных инвестиций, как свидетельствует мировая
практика, является средством стимулирования конкуренции на внутреннем
рынке. Например, уже на современном этапе имеются условия для создания за
счет иностранных инвестиций более конкурентной среды на специализированном
рынке оборудования для хлебопекарной промышленности. Здесь существует
потенциальная возможность привлечения в Украину целого ряда иностранных
фирм. Определенную заинтересованность в украинском рынке проявляют,
например, такие французские фирмы, как "АПВ Павае Эквипмент", "К. Ш. И
Кросан Шов Интернасиональ", "Ив Шарпентье Интернасиональ". Возможно
привлечение и аналогичных немецкий фирм, например, "Гюнтер Хейм Геретебау
ГмбХ" и др.
Для получения выгод и прибылей от иностранных инвестиций украинскими
предпринимателями и государством в целом необходимо не только ликвидировать
существующие в Украине преграды, о которых упоминалось выше, но и принять
во внимание, что процесс инвестирования в условиях рыночной экономики
органично связан со всем комплексом маркетинга. Поэтому для принятия
решений об импорте товаров или создания предприятий с иностранным капиталом
необходимо решить ряд вопросов, а именно: где, в Украине или за ее
пределами, будет продаваться продукция, изготовленная благодаря импорту или
на предприятиях с иностранным капиталом? Какова величина вероятного
платежеспособного спроса на эту продукцию? Какие факторы способствуют
привлечению иностранных инвестиций в Украину? Каковы пути повышения
конкурентоспособности товаров, произведенных благодаря поступлению
иностранных инвестиций? Какие меры необходимо предпринять по стимулированию
эффективных для украинского общества иностранных инвестиций?


1. АПК, структура, значение в системе производительных сил

Результатом развития агропромышленной интеграции (АПИ) - синтеза
сельского хозяйства и промышленности - есть агропромышленный комплекс.
Агропромышленная интеграция – это органическое объединение сельского
хозяйства и областей промышленности, транспорта, торговли и т.п., которые
обслуживают сельское хозяйство, поставляют ресурсы и доказывают его
продукцию к потребителю.
Агропромышленная интеграция развивается вертикально и горизонтально.
Вертикальная интеграция означает межотраслевое кооперирование предприятий и
производств разных областей, технологически и организационно связанных
между собой. Она обеспечивает единство и непрерывность производственного и
технологического процессов, то есть оптимальное прохождение товарной массы
от производства сырья к выпуску и доставки потребителю готовой продукции, а
также предопределяет снижение затрат, повышение эффективности производства
и качества продукции.
Горизонтальная интеграция - это система взаимосвязей между
предприятиями одной области. Она обеспечивает углубление специализации
отдельных звеньев единого технологического процесса, снижение затрат
производства.
В индустриально развитых странах вертикальная интеграция характерна,
главным образом, для фирм, занятых переработкой сельскохозяйственной
продукции (консервные, молочные и сахарные заводы, мясокомбинаты), а также
фирм, которые ведут материальное обеспечение производителей (например,
комбикормовые заводы), которые создают собственные сельскохозяйственные
предприятия; иногда интегратором может быть фермерский кооператив.
Однако наиболее распространенная (в частности, в США) контрактная
форма агропромышленной интеграции, на основах которой вырабатывают
приблизительно 25% сельскохозяйственной продукции. Контракты с фермерами
заключают промышленные и торговые компании, кооперативы. Более всего
контрактация развита в производстве и сбытые продукции, которая быстро
портится, и продукции, которая поступает на переработку.
Опыт контрактной формы агропромышленной интеграции есть чрезвычайно
важным для аграрного сектора Украины, где недостаточно развитый рынок
реализации сельскохозяйственной продукции и оптовый рынок средств
производства.
Агропромышленная интеграция, в частности в США, сформировалась на базе
хозяйственной деятельности фирм агробизнеса в несельскохозяйственной сфере.
Главные фирмы агробизнеса - это большие научно-производственные
объединения, которые владеют значительным трудовым, научным и финансовым
капиталом и есть национальными корпорациями.
Экономическое могущество фирм агробизнеса обусловила их главную роль в
координации межхозяйственных и агропромышленных связей. Фирмы агробизнеса
стали инициаторами современного механизма контроля по технологии и
организацией сельскохозяйственного производства, они определяют развитие
сельского хозяйства, переход к промышленно-торговым фирмам
несельскохозяйственных сфер экономики.
Промышленные фирмы агробизнеса становятся центрами, которые определяют
главные направления научно-технического прогресса, обеспечивают
комплексность поставок и эффективное использование техники в сельском
хозяйстве, гарантируют не только качество реализованных средств
производства, а и получение соответствующего полезного эффекта (прироста
урожайности от удобрений, семя, привеса скота от комбикормов и т.п.). Фирмы
пищевой промышленности и торговли продовольственными товарами, стремя
минимизировать совокупные затраты на производство, переработку и сбыт
продуктов питания, стимулируют повышение и дифференциацию качественных
показателей сельскохозяйственной продукции, расширение ее ассортимента,
рациональное размещение, продуктовую, технологическую и территориальную
специализацию, ликвидацию или сокращение сезонности сельскохозяйственного
производства.
В результате развития агропромышленной интеграции, объединение и
слияние сравнительно самостоятельных звеньев производства и переработки
сельскохозяйственного сырья, доставки ее к потребителю формируется
агропромышленный комплекс (АПК). Он является сложной производственной
системой. Структуру АПК характеризуют по сферам деятельности, интеграции
специализированных звеньев и территориальности.
В АПК различают три сферы деятельности:
. первая - производство средств производства для всех других
областей, связанных с сельским хозяйством (тракторное
машиностроение, производство сельхозмашин, оборудование для
животноводства, легкой и пищевой промышленности и т.п.);
. вторая - сельское хозяйство: растениеводство и животноводство;
. третья - переработка сельскохозяйственного сырья (пищевая,
мясомолочная, легкая промышленность и др.).
Чтобы обеспечить взаимосвязь, например, между второй и третьей
сферами, то есть передачу сельскохозяйственного сырья перерабатывающей
промышленности, нужно иметь транспорт, систему связи. Поэтому выделяют
четвертую сферу — производственную инфраструктуру (транспорт, связь). Кроме
того, есть еще социальная инфраструктура, которую считают пятой сферой.
За интеграцией специализированных звеньев в АПК выделяют отдельные
комплексы. Например, в мясомолочный комплекс из первой сферы входят
машиностроения для животноводства, комбикормовые заводы и т.п., с второй -
кормопроизводство, с третьей- мясомолочная промышленность.
Территориальное деление предусматривает выделение больших, средних и
мелких составных частей, в частности областные, районные (региональные)
АПК.
В высокоразвитых странах мира все субъекты АПК - от фермера до
переработчика и торговца конечными продуктами - находятся в тесной
взаимосвязи, у них все спланировано до мелочей (качество, количество
товаров, время их доставки, переработки, реализации). Так же своевременно
фермер получает техническую и другую помощь со стороны других корпораций.
В Украине с развитием многоукладной экономики большим перерабатывающим
предприятиям более тяжело организовывать заготовку сельскохозяйственного
сырья, поскольку они ориентированы на высококонцентрированное производство,
а количество поставщиков сырья существенно возрастает в связи с снижением
уровня объемов производства в коллективных хозяйствах и созданием
фермерских хозяйств. Поэтому нужно, чтобы перерабатывающие предприятия
приспособились к условиям мелкотоварного производства. Одним из возможных
путей формирования новых типов связей между большими перерабатывающими
предприятиями и мелкими сельскохозяйственными (в том числе фермерскими и
подсобными хозяйствами населения) может быть возникновение новых
промежуточных звеньев, которые будут выполнять функции заготовки
сельскохозяйственного сырья.
С развитием рыночных отношений среди инфраструктурных подразделений
возникают подразделения, которые обслуживают сферу оборота материальных и
финансовых ресурсов. Среди них одно из ведущих мест занимают кредитно-
финансовые учреждения.
Оказывать содействие развитию АПК в Украине призванное принятие
Верховной Радой целого пакета законодательных документов и нормативных
актов. В частности, это Законы «О предприятии», «О предпринимательстве», «О
приоритетности развития села и агропромышленного комплекса в народном
хозяйстве Украины», «Про крестьянское (фермерское) хозяйство», «Земельный
кодекс Украины», «О кооперации» и др.
Учитывая современное положение в сельском хозяйстве, большинство
ученых выделяют три главных этапа аграрной политики.
Первый этап – стабилизационный. Его назначение - приостановить спад
производства в области. Ориентировочная продолжительность - ближайшие два-
три года. Для этого придется мобилизовать внутренние и внешние инвестиции,
задействовать стимулы высокопроизводительной работы, развивать
предпринимательство в АПК.
Второй этап – возобновительный. Его цель - доведение объемов
сельскохозяйственного производства к уровню конца 80-х - начала 90-х лет, с
постепенным поступлением продукции на мировой рынок. Предусматривают, что
продолжительность этого этапа будет охватывать первое десятилетие XXI ст.
Третий этап – стратегический. Он предусматривает вывод сельского
хозяйства Украины на уровень наиболее развитых сельскохозяйственных стран,
надежное закрепление ее места в мировом распределении производства аграрной
продукции и его широкого ассортимента [10, с.11].
Результаты хозяйствования предпринимательских сельскохозяйственных
структур, пока что, есть довольно низкими для развития АПК нужны как
внутренние, так и внешние инвестиции.
Однако возможности бюджетных инвестиций в аграрную сферу в Украине
чрезвычайно ограниченные. Соответственно сокращение инвестиций (в
особенности на разработку эффективных технологий, прогрессивной техники)
увеличивает зависимость нашей страны от импорта продуктов питания,
закрепляет технологическое отставание от развитых стран мира. Поэтому
инвестиционная политика в Украине должна быть единой системой
государственного регулирования АПК вместе с ценами, налогами и кредитами,
как в странах с развитой рыночной экономикой.
Поступления инвестиционных ресурсов из-за границы ограниченны
нестабильностью экономики, отсутствием законодательной базы и механизма
реализации уже принятых законов, недостачей гарантий иностранным инвесторам
на государственном уровне, несовершенством и частыми изменениями
действующей налоговой системы и др.
Стимулом для иностранных инвесторов вкладывать средства в аграрную
сферу Украины может быть, прежде всего, более высокий уровень прибыли на
вложенный капитал, чем в западных странах, дешевая рабочая сила,
практически неосвоенный рынок товаров и услуг, вкладывание средств в
развитие инфраструктуры АПК, в частности, в формирование материально-
технической базы, прежде всего производство минитехнологий для переработки
сельскохозяйственного сырья и изготовления сельскохозяйственной продукции
массового спроса.
Только достаточно высокий уровень цивилизованности предпринимательских
отношений, осведомленность предпринимателей с основами ведения
предпринимательской деятельности, создание юридической базы для ее
эффективного развития даст возможность вывести сельскохозяйственное
производство страны на мировой уровень. Нужно создавать интегрированные
объединения предпринимательских структур, в частности, ассоциации, союзы
предпринимателей агропромышленного направления, финансово-промышленные
группы (ФПГ), инвестиционные фонды. Такие объединения обеспечат эффективное
развитие сельских регионов, дадут возможность наладить и внедрить
прогрессивные ресурсосберегательные технологии, поставлять продукцию на
внутренние и внешние рынки, обеспечить высокий уровень оплаты работников
сельскохозяйственного сектора, быть равноправными партнерами с иностранными
предпринимателями и инвесторами.
Становление предпринимательства в АПК будет сопровождаться развитием
предпринимательских структур в сфере обслуживания потребностей АПК, которое
обеспечит занятость населения сельской местности. Для этого нужно
поддерживать новые, прогрессивные формы хозяйствования в сельском
хозяйстве, прежде всего фермерство, реформировать организационную структуру
управления АПК, предоставить сельскохозяйственным предприятиям
корпоративные права в предприятиях по переработке сельскохозяйственного
сырья. Для этого предлагают модель агроперерабатывающего общества,
отношения в котором регулируют объединением интересов аграрных
производителей и перерабатывающей сферы АПК. Эта модель предусматривает
такое: проведение новой эмиссии акций для размещения их среди предприятий-
поставщиков; формирование уставного фонда на равные, достаточному для
выделения контрольного пакета акций сельскохозяйственным
товаропроизводителям, в том числе с использованием особого механизма оплаты
акций; применение трехступенчатой структуры органов управления и
максимальное расширение финансово-хозяйственной самостоятельности
производственных подразделов общества; объединение практики ежегодной
выплаты дивидендов с предоставлением определенных льгот собственным
акционерам относительно частичного перераспределения конечного результата;
создание благоприятных условий для приобретения акций поставщиками сырья и
др.
Необходимо также формирование новой пофирменной (в отличие от
отраслевой) организационной структуры АПК. Фирмы агробизнеса, как
многопрофильные комплексы, объединяют в себе производство, переработку и
реализацию сельскохозяйственной продукции. Создание фирм агробизнеса
обеспечит привлечение долгосрочных инвестиций и новых технологий в АПК
Украины, интеграцию финансово-коммерческих структур в аграрную сферу на
рыночных основах, конкурентоспособность украинской сельскохозяйственной
продукции на мировом рынке.

2. Факторы формирования продовольственного АПК

Формирования АПК и особенности его территориальной организации зависят
от совокупного действия естественно- и общественно-географических факторов.
Вместе с тем каждый фактор в частности влияет на формирование АПК в
определенном направлении.
Наибольшее влияние на формирование АПК Украины имеют такие общественно-
географические факторы: уровень хозяйственного освоения территории, научно-
технический прогресс, потребности населения в продуктах питания, характер
расселения и уровень обеспечения трудовыми ресурсами.
Для формирования АПК Украины большое значение имеют природно-
географические факторы, в особенности для размещения и специализации
сельского хозяйства. Под влиянием естественных условий формируется
территориальная структура АПК Украины.
Среди природно-климатических факторов важнейшее значение имеют
агроклиматические, почвенные и водные ресурсы.

2.1. Агроклиматические ресурсы

Агроклиматические ресурсы характеризуют степень обеспечения
сельскохозяйственных культур теплом и влагой. Для Украины характерна
зональность в распределении тепла и влаги.
Агроклиматические ресурсы Полесья характеризуются средним уровнем
теплообеспеченности и хорошей влагообеспеченностью. Суммы температур свыше
10( составляют от 2300( до 2600(. Вегетационный период увеличивается с
востока на запад и длится соответственно 190–215 дней. Годовая сумма
осадков составляет 550–750 мм. Количество их увеличивается с востока на
запад.
В Лесостепи агроклиматические ресурсы более благоприятные для
выращивания сельскохозяйственных культур. Суммы температур свыше 10(
составляют от 2600( до 2800(, что дает возможность выращивать основные
теплолюбивые культуры ранних и поздних сроков созревания. Количество
осадков колеблется от 700 мм на западе до 450 мм на востоке. Преобладающее
их большинство выпадает в теплый период года.
Степная зона характеризуется высокой степенью теплообеспеченности.
Суммы температур свыше 10( колеблются от 2900( на севере до 3600( на юге.
Среднегодовое количество осадков уменьшается в этом же направления от 500
мм до 300 мм. Недостаточная влагообеспеченность степной зоны есть одним из
факторов, которые сдерживают развитие сельского хозяйства.
Сельскохозяйственная зона южного Крыма характеризуется субтропическим
климатом средиземноморского типа. Среднегодовые температуры составляют 11(
– 130(, а количество осадков от 400 до 500 мм за год. Осадки преобладают в
осенне-зимний период. Поэтому лето здесь сухое и жаркое.
В горных районах Карпат суммы температур воздуха свыше 10( не
превышают 1600( – 1800(. Период вегетации длится в среднем 136 дней. За год
выпадает от 800 до 1000 мм и больше осадков.

2.2. Почвенные ресурсы и земельный фонд

Почвенные ресурсы Украины очень разнообразные. На ее территории
выделяют Полесскую, Лесостепную и Степную почвенные зоны, а также
Карпатскую и Крымскую горные области, с присущей каждой из них почвами.
На Полесье наиболее распространенные дерново-подзолистые и болотные
почвы, среди которых преобладают торфо-болотные. Эти почвы большей частью
бедные на перегной. Для повышения их плодородия в почву обязательно следует
вносить органические и минеральные вещества, а также проводить умное
осушение.
Почвенно-климатические ресурсы Полесья подходят для выращивания озимой
ржи, льна-долгунца, картофеля.
В Лесостепи Украины распространенны разные типы черноземных почв.
Кроме этих почв, значительные площади лугово-черноземных и серых лесных
почв. Здесь сложились наил

Новинки рефератов ::

Реферат: Билеты по истории России (История)


Реферат: Скорость обработки запросов на SQL серверах (Компьютеры)


Реферат: Расчет косвенных затрат при калькулировании себестоимости (Бухгалтерский учет)


Реферат: Двигательные системы организма (Биология)


Реферат: "Слово о полку Игореве", языческие и христианские мотивы (Литература)


Реферат: Бухгалтерский учет и аудит расчетов по оплате труда в с/х (Бухгалтерский учет)


Реферат: Защита информации: цифровая подпись (Программирование)


Реферат: Данте Алигьери – жизнь и творчество (Искусство и культура)


Реферат: Современные психолого-педагогические технологии обучения (Педагогика)


Реферат: Реорганизация бизнес-процессов при изменении информационной системы в крупной организации (Менеджмент)


Реферат: Les energies renouvelables (Иностранные языки)


Реферат: Психогенные сексуальные расстройства (Психология)


Реферат: Недостатки произношения звуков Р и Р и способы их коррекции (Педагогика)


Реферат: Геополитика европейских "новых правых" (Политология)


Реферат: Иисус Христос: жизнь, судьба, учение, мысли (Исторические личности)


Реферат: Организация Объединенных Наций (Международное публичное право)


Реферат: Нарушение высшей нервной деятельности у животных, фобии и неврозы (Психология)


Реферат: Феномен програмированного обучения (Педагогика)


Реферат: Исторические даты России (История)


Реферат: Анаболические стероиды (Спорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист