GeoSELECT.ru



Туризм / Реферат: Морские круизы (Туризм)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Морские круизы (Туризм)


стр
Введение ……………………………………………………………….…2
1. РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ ФЛОТ ………………………………….....4
2. УСЛУГИ НА КРУИЗЕ ……………………………………………….….7
3. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МОРСКИХ КРУИЗОВ
………………………………………………………………..10
4. КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ НА КРУИЗНЫХ СУДАХ ………….12
ВЫВОД……………………………………………………………………14
Литература………………………………………………………………...19

ВВЕДЕНИЕ

Начало морского туризма условно можно отнести к середине XIX веха,
когда линейные пассажирские компании начали искать пути использования
пассажирских судов в период межсезонья в линейных перевозках.
Основным источником для трансатлантической линии была Европейская
эмиграция: за период с 1846 по 1940 г.г. на Американский континент из
Европы эмигрировали около 60 млн. человек. Обострившаяся конкуренция
вынуждала судовладельцев постоянно улучшать условия проживания на судне,
отделку кают и всю систему обслуживания пассажиров в рейсе, что быстро
превратило суда в высоко комфортабельные плавучие гостиницы. Первые
сообщения о специально организованных рейсах морских пассажирских судов с
целью отдыха относятся к 1835 г., когда в Англии были объявлены регулярные
прогулочные рейсы между северными островами Британии и Исландией. Через два
года авторы этой идеи основали судовладельческую компанию Р&O. В 1840 г.
компания начинает групповые турпоездки по Средиземному морю. В 1900 г. было
построено судно, которое осуществляло круизы круглый год, меняя лишь
регионы.
Ведущими странами крупных путешествий стали Англия, США и Германия.
Вторая мировая война остановила развитие круизов почти на 10 лет,
однако уже в начале 50-x годов было заложено большое число крупных судов.
Появление в середине - конце 50-x годов регулярных пассажирских, в том
числе и трансатлантических, авиационных линий, дешевые авиационные тарифы
привели к резкому падению спроса на линейные пассажирские суда, особенно на
трансатлантических маршрутах. В результате многие из них были проданы и
переоборудованы в круизные. В этот период возникло несколько круизных
регионов, расположенных возле развитых государств: Средиземное море,
Балтика, Северная Европа, острова южной части Тихого океана (Австралия и
Новая Зеландия), Аляска, Мексика, Гаваи и Карибский бассейн (США).
История советского морского туризма начинается с 1957 г., когда ВАО
"Интурист" начало осуществлять на арендуемых пассажирских судах "Победа" и
"Грузия" морские путешествия из Одессы в Ленинград вокруг Европы, а на
"Петре Великом" - по Черному морю с туристами из соцстран. В 1960 г. на
"Адмирале Нахимове" был организован первый круиз с советскими туристами на
Крымско-Кавказской линии, а в 1962 г. на Дальнем Востоке - на теплоходе
"Григорий Орджоникидзе" продолжительностью 20 суток с заходом в Находку,
бухту Ольги, Совгавань, Холмск, Корсаков. В этот же период морской туризм
начал развиваться на Севере и Балтике.
.

1. РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ ФЛОТ

Морской пассажирский флот России находится в ведении: Азовского,
Балтийского, Дальневосточного, Каспийского, Камчатского, Мурманского,
Северного, Сахалинского и Черноморского пароходств, подчиненных
Министерству морского флота России. Кроме судов названных пароходств,
российские туристские фирмы и организации арендуют суда в Эстонском и
Дунайском (Украина) пароходствах, "ЧИП-БЛАСКО" (Одесса). Туристские
перевозки организуются во всех бассейнах, в том числе:
. Южном - Черное и Азовское моря, бассейн реки Дунай
. Северном - Баренцево и Белое моря, а также прилегающие к
территории России моря Северного Ледовитого океана;
. Каспийском - Каспийское море
. Дальневосточном - Чукотское, Берингово, Охотское, Японское моря
и прилегающий к территории России район Тихого океана.
Зарубежные круизы традиционно организуют:
. по Средиземному и Адриатическому морям с посещением Багамских
островов
. вокруг Европы с посещением Британских островов и о. Исландия
. по Скандинавским страдам с посещением российского порта Санкт-
Петербург
. по странам Карибского бассейна
. в США и Канаду
. в США и Аляску, в том числе, из Тихого океана в Атлантический
через Панамский канал или вокруг Южной Америки
. через Аравию (Суэцкий канал) в Индийский океан и другие.
В каждом бассейне действуют пассажирские линии, среди которых
различают:
а) внутренние (каботажные), связывающие между собой российские
порты,
б) международные (заграничные), связывающие российские порты с
иностранными,
в) местные, осуществляющие перевозки в границах,
г) пригородные - деятельность портового пассажирского флота.
Министерство морского флота России организует следующие рейсы:
. туристские, действующие по специальным маршрутам и расписаниям.
Они рассчитаны на большую продолжительность поездки, во время
которой туристам предоставляют определенный комплекс услуг;
. прогулочные - продолжительностью не более шести часов, без
остановок в портах и без предоставления экскурсий и досугово-
развлекательного обслуживания;
. специальные - выполняемые по отдельным заказам;
. линейно-транспортные, осуществляющие регулярные рейсы между
отдельными портами для перевозки пассажиров по установленным
маршрутам и расписаниям.
Суда для туристских целей (круизов) арендуются по специальному
договору (фрахт-контракту), заключаемому между туристской организацией и
морским пароходством.
Обязательными приложениями к договору являются:
. Расписание движения судна, согласованное с туристской
организацией.
. План-карта судна, утвержденная на момент заключения договора.
. Расчет платы за аренду судна по категориям кают и элементным
ставкам для каждого морского бассейна с учетам сезонных скидок.
Виды круизов. В целом для организации круизных поездок наиболее
распространенной (до б0%) является классическая европейская система,
которая предусматривает морское путешествие с заходом в различные порты с
экскурсионной программой.
Однако все большую популярность завоевывает и американская система,
основной целью которой является предоставление возможности круизным
пассажирам отдыхать и загорать на пляжах в пунктах захода по маршруту.
В последнее время практически во всех регионах завоевывают
популярность "круизы в никуда" - одно- и двухсуточные поездки без захода в
другие порты. Как правило, такое судно уходит из базового порта часов в 6
вечера в пятницу и возвращается в воскресенье к вечеру.
Экскурсионные и прогулочные рейсы:
К прогулочным рейсам относятся перевозки групп туристов, совершаемые
непродолжительное время с целью отдыха и ознакомления с памятными
историческими и другими достопримечательными местами, осуществляемые, как
правило, между двумя портами с заходами и остановками в них или без заходов
и остановок. Эти рейсы могут быть продолжительностью более или менее 24
час. Рейсы продолжительностью менее 24 час. совершаются, как правило,
судами портового флота и проводятся в пригородных и внутригородских зонах.
2. УСЛУГИ НА КРУИЗЕ

Символом круизного флота стали комфорт и комплексность обслуживания
туристов.
Сегодня на судах уровень обеспечения туристов различными услугами
может сравниться лишь с самыми дорогими курортами. Номенклатура мероприятий
для достижения этого на борту отличается большим разнообразием: несколько
ресторанов, индивидуальная отделка помещений и мебели, своя кухня,
спортивные и оздоровительные мероприятия для различных возрастных групп,
пляж во время стоянок, различные развлекательные программы, наличие казино,
тематические лекции, выставки, программы для детей и подростков.
Морской круизный лайнер - это целый плавучий город в миниатюре,
который принимают на свой борт от двухсот до пятисот-шестисот туристов и
примерно столько же человек обслуживающего персонала и команды. Гостям
корабля предоставляется возможность разместиться в комфортабельных 2-
комнатных люксах и полу люксах, а также в 1-местных и 2-местных номерах со
всеми удобствами и в 3- и 4-местных семейных каютах. На теплоходах созданы
все условия для того, чтобы морское путешествие прошло без забот. Для
путешественников работают многочисленные уютные рестораны и бары, магазины,
кинозалы, музыкальные салоны и разнообразные службы сервиса. На 5-7
просторных пассажирских палубах обычно расположено несколько закрытых и
открытых бассейнов, соляриев, спортзалов, саун. На все дни круиза
предусмотрена разнообразная культурно-развлекательная программа. Она
включает экскурсии в местах швартовки корабля, разнообразные увеселительные
мероприятия, праздники и тематические дни на борту судна. В продолжение
всего тура у отдыхающих практически не бывает свободного времени - так
плотно составляется график. Кроме того, некоторые турфирмы организовывают
специальные круизы, посвященные какой-либо отдельной профессиональной,
занимательной или любой другой тематике.
Морфлот предоставляет для перевозки и обслуживания туристов суда,
укомплектованные экипажем, снабженные всем необходимым и находящиеся в
состоянии, соответствующем требованиям и нормам Морского Регистра. Смена
постельного белья в каютах путешественников производится не реже 1 раза в 7
суток. Это входит в стоимость обслуживания.
Платными, предоставляемыми туристам за наличный расчет, являются:
игральные автоматы, спортивно-медицинские тренажеры, сауны, массаж, услуги
парикмахерских, портных, фотографов, почты, прачечных и химчистки, продукты
и товары, приобретенные в магазинах, киосках, буфетах барах, работу которых
обеспечивает судовладелец, экскурсии на берегу, телефон. На заграничных
участках плавания продажа продуктов и товаров в буфетах, барах, киосках
производится с оплатой туристами согласно действующему Положению. Бесплатно
на теплоходах обычно предоставляются:медицинское обслуживание, камеры
хранения (кроме автоматических), библиотека-читальня, детские комнаты,
пользование салонами, внутренним телефоном, телевизорами в каютах и
салонах, гимнастическими залами, бассейнами, ванными и душами, шезлонгами
и циновками, постельным и банным бельем, справками справочного бюро по
вопросам проезда.
На собственных судах турфирм услуги распределяются примерно так же.
Туристам разрешается провозить багаж и ручную кладь в размерах,
предусмотренных действующими Правилами. В период действия договора проезд и
обслуживание на судне могут осуществляются только по туристским книжкам,
выданным туристам руководителем маршрута (тура, круиза) на основании
туристских путевок. Перечень бортовых услуг во многом зависит от сегмента
туристов - потребителей данного тура. Например, круизы по Карибскому
бассейну предпочитают молодежные семейные пары - отсюда большое количество
дискотек, казино, конкурсов, типа "раскрасим корабельный холл" и др.
Организация всей культурно-досуговой, развлекательной работы в портах
захода и другие мероприятия для туристов на борту судна и на берегу
осуществляется туристской организацией, арендующей судно. Ответственным
представителем туристской организации на борту судна является руководитель
круиза (руководитель морского туристского маршрута, руководитель морского
тура).
План мероприятий, проводимых туристской организацией на судне,
согласовывается с судовой администрацией, которая оказывает содействие
проведению этих мероприятий. Администрация судна предоставляет работникам
туристской бригады право бесплатного пользования судовой
радиотрансляционной сетью, по которой ежедневно производится трансляция
передач, грамзаписей и путевой информации в течение 7 час. в соответствии с
программой и расписанием передач.
Руководителю круиза предоставляется право бесплатного пользования
служебной радиосвязью по судовой радиостанции по вопросам туристско-
экскурсионного обслуживания. Питание туристам предоставляется в судовых
ресторанах, по стоимости, указанной в договоре, и по меню, согласованному с
руководитель группы. Последний имеет право вносить изменения в распорядок
питания туристов, связанные с проведением экскурсионной программы.
Основанием для расчета за питание являются акты (счета), подписанные
руководителем круиза, и представителем администрации судна согласно
установленному порядку.
Питание штатных сотрудников круиза, назначенных туристской
организацией, производится по рациону питания экипажа судна за наличный
расчет в столовой экипажа.
3. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ
МОРСКИХ КРУИЗОВ

Судовладелец обязан соблюдать установленное расписание движения
судна.О всех возникающих изменениях и отклонениях в расписании движения
судна в случае задержки прихода судна в порт и сокращения времени стоянки
администрация судна обязана оповестить об этом работников туристского
круиза и туристов, принять меры к выполнению программы обслуживания
туристов.
В случае изменения установленного расписания движения судна,
вызвавшего нарушение программы обслуживания туристов, виновная сторона
оплачивает другой стороне ее фактические убытки.
Если судовладелец по каким-либо причинам не может предоставить судно,
предусмотренное договором, то он предоставляет туристской организации
другое однотипное судно. В случае непредставления судна в срок,
предусмотренных договорам, либо невозможности выполнения круизной программы
в полном объеме - время задержки судна, продления или сокращения круиза
более, чем на 12 часов, исключается из периода оплаты аренды или, по
согласованию сторон, круиз продлевается на время задержки или сокращения.
В случае вины одной из сторон виновная сторона оплачивает другой
стороне ее фактические убытки, связанные с этой задержкой, продлением иди
сокращением рейса.
В случае, если судно оказывает в период проведения круиза помощь судну
или людям, терпящим бедствие на море, судовладелец ответственности за
задержку рейса перед турфирмой не несет. Рейс с согласия сторон
продлевается на то время, которое затрачено на оказание помощи. За время,
использованное на оказание помощи, дополнительная арендная плата и плата за
питание туристов не взимаются.
В дни посадки и высадки туристов арендная плата за период действия
договора исчисляется обычно из расчета часовой стоимости аренды судна в
сутки.
Туристская организация несет ответственность перед пароходствам за
просрочку платежей за аренду судна, срок выплаты которых установлен
договором (обычно этот штраф составляет 0,05% за каждый день просрочки от
общей суммы платежей по договору). Стороны вправе аннулировать договор не
позднее, чем за три месяца до начала рейса. В случае аннуляции договора
позднее, чем за 3 месяца до начала рейса, сторона, аннулировавшая договор,
возмещает другой стороне ущерб, сумма которого не должна превышать 50%
стоимости арендной платы за рейс. Общий размер ущерба определяется
сторонами.

4. КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ НА КРУИЗНЫХ СУДАХ

В поисках путей повышения эффективности работы судов крупные
судовладельцы и операторы интенсивно внедряют комплексные компьютерные
системы. Например, используется видеопрограмма "редактор", которая
позволяет оператору создавать собственные формы информации со скоростью 600
к/байт (примерно 600 страниц в секунду). Она позволяет пассажирам быстро
находить необходимую информацию и передавать требуемую ее часть из своих
кают в судовой компьютерный центр судна по телевизионным каналам. На экране
телевизора можно получить информацию по портам захода, экскурсиям и другим
мероприятиям с заказом, меню на каждый день и т. д.
При оплате полной стоимости проезда или при посадке пассажирам
выдаются специальные карточки. Эти карточки используются для безналичных
расчетов за покупку в судовых магазинах и барах.
Установленные на судах компьютеры автоматически дают заявки на
пополнение судовых запасов, что значительно помогает службе снабжения.
Широкие возможности для развлечений система предоставляет через
центральную видеосеть, которую обеспечивают судовая видеостудия и
спутниковый приемник.
Внедряются системы берегового обслуживания с использованием программ
"Мультимедиа". Например, созданная греческой компьютерной компанией "Hitec"
туристская программа "Maritel": "Швартовка - отели - рестораны"
предназначена специально для берегового обслуживания круизов.
При выборе швартовки компьютер, включенный в эту программу, выдает
информацию:
портового обеспечения (время швартовки, возможная высота судна,
дополнительные услуги при швартовке, вода, электричество и пр.)
размещения (свободные места в отелях, рестораны)
обслуживания (экскурсии, яхты, магазины, информация по другим видам
транспорта)
событий в период пребывания в порту (фестивали, праздники, концерты и
их подробные программы, афиши и т. п.)
карты автодорог вдоль побережья с маршрутом для выбранного отеля
метеорологической сводки.
Все это с видео иллюстрациями. Подробнее после выбора отеля туристам
будет дана вся информация о нем (категория, количество и вид номеров,
адрес, факс, услуги и даже фотокартинка вида и интерьера), тоже самое по
ресторанам, клубам, магазинам. Туристу остается только ввести свои данные:
период, выбор гостиницы и питания, других услуг, фамилию и имя, название
судна - и судно входит в систему, которая производит бронирование всего
этого для клиента.
ВЫВОД:
Сегодня в мире морские круизы переживают счастливый период подъема.
Растет круизный флот, совершенствуются конструкции пассажирских судов,
повышается их комфортабельность, разрабатываются новые морские и океанские
маршруты. Наибольшей популярностью водные путешествия пользуются в США и
Германии. Но если ценящие время американцы отдают предпочтение недельным
маршрутам (по Карибскому морю, к Бермудским островам, Аляске), то немецкие
турфирмы, как правило, организовывают многодневные и кругосветные
путешествия. В прошлом году, к примеру, вокруг земного шара совершил
трехмесячный круиз работающий на немецком рынке "Федор Достоевский".
В 1970 г. в круизах приняло участие 500 тыс. человек, а в настоящее
время данная цифра возросла до 5 млн. человек, основную долю которых
составляют американские туристы.
Прогнозируется, что в 1998 г. мировая цифра туристов (участников
круизов) достигнет 7 млн. человек, а количество европейских круизов к 2000
г. может достичь 2 млн., т. е. в 3 раза больше, чем в настоящее время. В
начале следующего века круизный туризм будет одним из важнейших видов
туризма со значительными рынками в США, Великобритании и других странах
Европы и Азии. Общее количество пассажиров в год может достичь 8 млн.
Крупнейшим рынком-поставщиком круизных туристов является рынок США.
Рост числа круизных туристов в США начался в 1980 г., и его темпы превысят
среднегодовой показатель темпов роста туризма США в целом.
Прогнозируется, что возрастной состав клиентуры круизов США будет
молодеть. Если в настоящее время средний возраст на круизных плаваниях - 50
лет, то в будущем он будет равняться 42 годам. В круизных плаваниях все
больше смогут принимать участие туристы со средними доходами.1
По продолжительности самыми популярными круизами являются круизы от 6
до 8 дней. В 1993 г. их доля в общем объёме круизных поездок составляла
53,5%. Следующим рынком-поставщиком круизных туристов является рынок
Великобритании. В 1994 г. их число составило 283 тыс. человек.
Третье место в мире на рынке круизов занимает Германия, число туристов
- около 250 тыс. В то время как круизный рынок Великобритании в последние
годы постоянно рос, рынок Германии оставался статичным. Спрос на круизные
плавания отмечается во Франции, Италии, Швейцарии.
Программы круизных плаваний очень разнообразны. Отдельные круизные
плаванья посвящаются определенным датам, темам. Например, астрономический
круиз, круиз, посвященный году Колумба, и т. д.
За последние годы изменился имидж круиза как турпродукта. Теплоход
превратился в плавучий отель где царит атмосфера развлечений и праздника.
Благодаря проведению интенсивных рекламных кампаний привлекательность
круизов возросла среди всех слоев населения.
В последнее десятилетие круизный рынок характеризуют четыре фактора:
специализация предложения
плавание на небольших комфортабельных теплоходах
соответствие размера теплохода набору услуг
автоматизация.
Первые три фактора нашли развитие уже в 80-е годы в форме круизов-
экспедиций, плаваний на роскошных яхтах и огромных теплоходах с числом мест
более 2 тыс. Однако в последующие годы эти факторы отошли на второй план и
первое место заняла автоматизация. В круизном бизнесе появилась
необходимость создания простого управления информационной системой.
Одним из примеров может служить внедряемая в греческих портах
компьютерная программа берегового обслуживания круизных пассажиров в
системе "Мультимедиа". Благодаря этой программе возможности предложения
услуг на берегу, в портах захода (начиная от места швартовки и принятия
воды и топлива судном и заканчивая полным спектром предложений по
гостиницам, ресторанам, увеселительным заведениям, магазинам, аренде
автомобилей и пр.) доводятся непосредственно до туристов на борт теплохода
через бортовой, а в ряде случаев через каютный компьютер.
Международная ассоциация круизных компаний (КЛИА) объединяет около 33
турфирм, специализирующихся на продаже круизов. Благодаря специальной
профессиональной подготовке тур агентов и умело проводимой рекламной
кампании КЛИА удалось превратить морские круизы в классический вид отдыха.
95 % всех круизов продается через туристские агентства ассоциации, причем
реализация данного туристского продукта стоит на втором месте после продажи
авиабилетов.
Морские круизы - один из наиболее комфортабельных, а поэтому и
наиболее дорогих видов отдыха. Цены же на российские водные путешествия в
три-пять раз ниже общемировых благодаря более низкой фрахтовой ставке судов
и более дешевому сервису. По этой причине конкуренция на отечественном
круизном рынке существует только между "своими" турфирмами и почти
отсутствует с иностранными. Занимающие более высокое положение, зарубежные
круизные фирмы не предпринимают особых попыток внедрения на российский
рынок. И даже открытие в России представительства известной западной
турфирмы "Роял Кариббиэн Круиз Лтд", работающей во многих водных бассейнах
мира, - пока единственный случай.
Российские и украинские круизные фирмы планируют в ближайшем будущем
освоить Карибское море, океанские переходы к Американскому континенту и
другие экзотические маршруты. В их планы входит заключение агентских
соглашений с самыми известными в мире круизными фирмами. Российский
круизный бизнес развивается в рамках мирового круизного движения на базе
исторически доставшегося ему наследства.
Тот факт, что большинство единиц пассажирского флота страны базируется
в Одессе, определяет направленность маршрутов морских круизов,
представленных на российском рынке. Наиболее частыми предложениями являются
- теплоходные путешествия по Средиземному морю с заходом в порты Турции
(Стамбул), Греции (Пирей), Египта (Порт-Саид, Александрия), Израиля,
Италии, Испании и других стран. Пользуются успехом у российских туристов
круизные туры по Балтийскому и Северному морями, начинающиеся из С.-
Петербурга или Калининграда и предусматривающие остановки в портах Северной
Европы и Скандинавии. Особо популярен у россиян традиционный морской круиз
вокруг Европы (Одесса - С.-Петербург), позволяющий за одну поездку повидать
практически все ведущие страны "Старого света".
А вот теплоходные прогулки в бассейнах Индийского и Тихого океанов, к
берегам стран Юго-Восточной Азии являются редкостью для отечественного
круизного бизнеса. Только фирма "Примэкспресс" пошла на организацию с 1994
г. подобных круизов. И несмотря на их убыточность, планирует и в дальнейшем
возить россиян в экзотические страны.
Сроки проведения морских круизов самые разнообразные и в зависимости
от направления маршрутов колеблются от одной недели до одного месяцам.
Начинаться и заканчиваться они могут как в одном порту, так и в разных. Как
в российских или украинских, так и в любых иностранных портах.
Морские круизы еще принято называть авиационно-теплоходными турами,
так как туроператоры доставляют клиентов в порт отправления и возвращение
обратно из конечной точки путешествия самолетом.
Вывод и прогнозы. Рынок круизов находится в бурном развитии и далек от
насыщения. Хотя по-прежнему основным районом круизных поездок остается
Карибский бассейн, тем не менее растет спрос на круизы в районы Алиски,
Балтийского моря, Средиземного. Продвижение круизов на рынке во многом
зависит от работы туроператоров, которая прежде всего связана с проведением
рекламы и политикой цен.
ЛИТЕРАТУРА:

1. Сенин В. С. Введение в туризм. М. Б. И., 1993 г. 104 с.
2. Че6отарь Ю.М. Туристический бизнес -Москва:"Мир деловой книги"
,1997г.
3. А.П.Дурович, АСКомпанев. Маркетинг в туризме: учебное
пособие.Минск: "Экономпресс, 1998 г.
4. Я.Е.Парций. Научно-практический комментарий закона об основах
туристской деятельности в Российской федерации.-Москва: фонд
"Правовая культура", 1998 г.
5. Экономика современного туризма: под ред.доктора экономических наук
Г.А.Карповой.-Москва-Санкт-Петербург, Издательский Торговый Дом
"Герда", 1998,
6. Джон Р.Уокер . Введение в гостеприимство: учебник. Москва:
издательское объединение "Юнити". 1999.
7. А.В.Косолапов, Л.Л.Руденко) Л.Л.Берестовой. "Туристское
страноведение. Азия": учебное пособие.-Владивосток: ДВГАЭУ, 1998a.
8. Энциклопедический справочник "Весь мир".-Минск: Харвест. 1999.
9. Журнал “Вояж и отдых”, 1999-5.





Реферат на тему: Невский проспект - лицо города

Невский проспект – лицо города.



Невский... Сколько стоит за этим словом! Это и страницы произведений
классиков русской литературы — например, как не вспомнить повесть Н. В.
Гоголя «Невский проспект», это и множество важнейших событий и имен, и
всемирно известные памятники архитектуры... Магистраль, * которая с первых
лет существования Петербурга так много значила в его жизни.
Свою биографию Невский проспект начинал как «Большая перпшективная
дорога», связавшая район Адмиралтейства и основанный в 1710 году Александро-
Невский монастырь с Новгородским трактом, который проходил по трассе
современного Лиговского проспекта. Протяженность Невского от
Адмиралтейского проспекта до Александро-Невской лавры — четыре с лишним
километра.
Когда-то главный въезд в новую российскую столицу, затем
аристократический проспект с нарядными дворцами и особняками, позднее —
буржуазный, деловой центр города, где сосредоточились крупные банки,
акционерные общества, торговые дома, - словом, все то новое, что появлялось
в жизни России и, соответственно, в жизни столицы, прежде всего ощущалось
на Невском проспекте. Каждая эпоха оставила на Невском свой след. Проходя
по Невскому проспекту, вы будете словно перелистывать страницы истории.
На Невском проспекте и на площадях, прилегающих к нему, расположены
театры, концертные залы, музеи, библиотеки, кинотеатры. Проспект играет
огромную роль в культурной и общественной жизни города. Не случайно еще в
пушкинское время Невский называли улицей «умственной, книжной, духовной».
На Невском проспекте вы увидите различные храмы — православный Казанский
собор, голландскую церковь, лютеранский храм святых Петра и Павла,
католический костел святой Екатерины, Армянскую церковь. Интересно, что
Александр Дюма, побывавший в Петербурге в 185Я году, в своем «Путешествии
по России» назвал Невский проспект «улицей веротерпимости». Нынешний
Невский проспект — улица с необычайно
разнообразными постройками, с неиссякаемым людским потоком, с круглосуточно
пульсирующим жизненным ритмом — производит неотразимое впечатление.
На Невском находятся также крупнейшие универмаги и магазины, рестораны и
кафе. Торговая сфера на Невском может удовлетворить если не все, то многие
запросы, вкусы, прихоти.
Каждый, кто попадает сюда, невольно оказывается вовлеченным в водоворот
движения, подчиняется его ритму.
Особое разнообразие и прелесть придают Невскому проспекту перспективы,
которые открываются на пересечении его с другими городскими магистралями, с
реками Мойкой и Фонтанкой, с каналом Грибоедова (бывшим Екатерининским),
покоряет и архитектурная гармоничность площадей, примыкающих к нему.
Итак, вы начинаете свой путь по Невскому проспекту в том направлении, в
каком шла «большая першпективная дорога»,—от Невы.
Угловой дом, составляющий единое целое со зданием Главного штаба,
связывает Невский проспект с главной площадью города — Дворцовой. В годы
Великой Отечественной войны этот дом хорошо знали многие ленинградские
журналисты и писатели. Отсюда был вход в редакцию газеты Ленинградского
фронта «На страже Родины», которая размещалась в здании Главного штаба.
Газета рассказывала о событиях на переднем крае обороны города. В трудные
годы блокады в ней сотрудничали не только журналисты, но и писатели — Н.
Тихонов, В. Каверин, О. Берггольц, В. Рождественский, В. Шишков и другие.
Многое в городе напоминает о мужестве и стойкости его жителей в период
вражеской блокады. Обратите внимание на надпись на фасаде дома № 14 по
Невскому проспекту: «Граждане, при артобстреле эта сторона улицы наиболее
опасна». Во время блокады такие надписи-предупреждения можно было видеть на
многих улицах и домах Ленинграда — весь город ежедневно подвергался
варварским обстрелам и ленинградцы жили в условиях постоянной опасности.
Во всем мире известен подвиг Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Летом 1941 года гитлеровские войска подошли к городу почти вплотную. Они
перерезали все железнодорожные и автомобильные пути, ведущие к городу, и
вышли по левому берегу к Неве. 8 сентября 1841 года Ленинград оказался во
вражеском кольце. На некоторых участках фронта фашисты находились всего в
нескольких километрах от Ленинграда. 900 дней продолжалась героическая
оборона города. Тысячи и тысячи его жителей погибали от голода, бомбежек,
артиллерийских обстрелов. Множество жилых домов было разрушено,
прекратилась работа городского транспорта. Но фашистам не удалось сломить
мужество ленинградцев. Враг не ступил на территорию города. 27 января 1944
года блокада была полностью снята, фашистские войска далеко отброшены от
города.


Надписи, подобные той, которую вы видите на фасаде дома № 14 на Невском,
навечно оставлены на некоторых домах города как своеобразные памятники тому
героическому и трагическому времени.
От Невского начинается Малая Морская улица. Она выходит на Исаакиевскую
площадь, которая видна в ее перспективе.
На углу Невского и Малой Морской — облицованное серым гранитом
внушительное здание, облик которого напоминает постройки итальянского
Возрождения. Это бывший банкирский дом Вавельберга. Он сооружен в 1911—1912
годах по проекту архитектора М. М. Перетятковича. Ныне в этом здании
помещаются кассы Аэрофлота.
Если вы свернете на Малую Морскую, обратите внимание на здание,
облицованное керамической плиткой «под кирпич», с двумя большими старинными
фонарями на фасаде. Оно построено в 1879—1881 годах по проекту видного
архитектора конца XIX века В. А. Шретера. Этот зодчий известен как один из
создателей «кирпичного стиля» в архитектуре, для которого характерно
широкое применение в качестве облицовочного материала керамической плитки,
более выразительной и долговечной, чем штукатурка.
Следующий дом отмечен двумя мемориальными досками. Одна из них посвящена
П. И. Чайковскому: он скончался в этом доме в 1893 году. Другая напоминает
о том, что с 1923 по 1926 год здесь жил выдающийся советский полко-
водец В. Блюхер. Впоследствии он стал жертвой сталинских репрессий.
На левой стороне Малой Морской, на углу Гороховой улицы,— «дом Пиковой
дамы». Так по традиции издавна называют этот старинный трехэтажный дом,
который в пушкинское время принадлежал представительнице старой российской
аристократии княгине Н. П. Голицыной. Она стала одним из прототипов образа
старой графини в пушкинской «Пиковой даме».
А с правой стороны Малой Морской, ближе к Исаакиевской площади, небольшое
двухэтажное здание, отмеченное мемориальной доской с именем Н. В. Гоголя.
Писатель жил здесь с 1833 по 1836 год: в этом доме он писал свои
петербургские повести, в том числе «Невский проспект», здесь была написана
и комедия «Ревизор».
Вернувшись на Невский проспект и пройдя по нему один квартал, вы
окажетесь на улице, пересекающей Невский. Это Большая Морская. .Начинаясь
от арки Главного штаба, которая ведет на Дворцовую площадь, улица проходит
затем через Исаакиевскую площадь и тянется далее в западном направлении.
В самом начале Большой Морской в 1907—1912 годах по проекту архитектора
Ф. И. Лидваля было сооружено здание Азово-Донского банка (дом № 3—5). В
настоящее время здесь размещается междугородная телефонная станция,
услугами которой вам, возможно, придется воспользоваться.
Участок на четной стороне Невского, между Большой Морской и набережной
Мойки, занимает дом, сооруженный в 1815 году архитектором В. П. Стасовым.
Широкую известность он приобрел благодаря тому, что здесь, в кондитерской
С. Вольфа и Т. Беранже, А. С. Пушкин 'встретился в день дуэли, 27 января
1837 года, со сЬоим секундантом К. К. Данзасом. Отсюда они поехали на
Черную речку, где состоялась дуэль Пушкина с Ж. Дантесом. Кондитерская
находилась на первом этаже, в помещениях на углу Невского и Мойки.
В прошлом веке на Невском было множество кондитерских. И привлекательны
они были не только широким ассортиментом, но и тем. что в них можно было
провести 6 Зак. № 1421 время с друзьями, почитать свежие газеты и журналы.
При высокой стоимости подписки на популярные периодические издания это
особенно привлекало студентов. Кондитерская Вольфа и Беранже славилась
большим выбором различных изданий. Здесь любили бывать литераторы, и
кондитерская превратилась и своеобразный литературный клуб. В разные годы
ее посещали М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, Т. Г. Шевченко. В наши дни
здесь находится «Литературное кафе».
Па противоположной стороне Невского большой, четырехэтажный, украшенный
расположенными в два яруса колоннами дом, о котором размещается кинотеатр
«Баррикада». Строился он в 1768—1771 годах для генерал полицмейстера
Петербурга Н. И. Чичерина. Позднее был пристроен корпус со стороны Мойки и
корпус со стороны Большой Морской, созданный по проекту В. П. Стасова. В
корпусе на Большой Морской находилась последняя в Петербурге квартира А. С.
Грибоедова — он жил здесь летим 1828 года. Отсюда он уехал как посол россии
в Персию.
В 1858 году владельцем дома и флигелей стал глава правления Русского для
внешней торговли банка П. С. Елисеев, предпринявший перестройку дома,
которую осуществил архитектор Н. П. Гребенка. И все же в общих чертах
здание и после перестройки сохранило свой первоначальный облик.
Часть дома Елисеевы сдавали в аренду. Музыкальные и литературные вечера,
балы, маскарады собирали здесь многочисленную публику. В частности, именно
здесь сначала Русское музыкальное общество устраивало симфонические и
камерные концерты.
После Октябрьской революции часть бывшего особняка Елисеевых
Петроградский совет предоставил Дому искусств. который был создан в 1919
году по инициативе М. Горького и стал одним из центров литературно-
художественной жизни города в то трудное время. Он просуществовал до 1923
года. В Доме искусств в годы гражданский войны и разрухи нашли приют многие
писатели, поэты, художники. Жили они в основном на четвертом этаже, в
маленьких комнатах бывшей елисеевской прислуги. Под крышей Дома искусств
оказались тогда В. Б. Шкловский. О. Э. Мандельштам, В. А. Рождественский,
В. Ф. Ходасевич и другие. Здесь А. Грин писал «Алые паруса», О. Форш
роман «Одеты камнем». Существовала здесь в те годы и поэтическая студия,
которой руководил Н. С. Гумилев.
В Доме искусств устраивались открытые литературные вечера. Здесь
выступали А. А. Блок, К. И. Чуковский, А. Ф. Кони, В. В. Маяковский; в 1920
году здесь принимали известного английского писателя-фантаста Г. Уэллса,
который после поездки в Россию написал книгу «Россия во мгле». В то время,
когда работали лишь редкие типографии, выступления писателей с чтением
своих новых произведений, часто еще не опубликованных, приобретали особое
значение.
С Народного моста через Мойку (раньше он назывался Зеленый, затем
Полицейский) открывается перспектива застройки набережной Мойки. Слева
виден уже знакомый Певческий мост. Большой участок набережной занимает
восточный корпус здания Главного штаба и министерств.
Па том участке набережной, где стоит дом № 40, с 1770-х годов в течение
столетия находилась гостиница Демута. Здесь останавливались, а иногда и
подолгу жили А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, А. Мицкевич, П. Я. Чаадаев, И.
С. Тургенев. В октябре 1828 года в гостинице Демута А. С. Пушкин написал
поэму «Полтава». Здание несколько раз перестраивалось.

За мостом на правую сторону Невского проспекта и набережную Мойки
обращены фасады трехэтажного здания, которое отличается необычайной
пышностью, торжественностью, декоративностью. Глядя на него, вы, возможно,
невольно вспомните архитектурный облик Зимнего дворца. Это Строгановский
дворец. Барон С. Г. Строганов заказал проект дворца Ф.-Б. Растрелли; дворец
возводился в 1753— 1755 гидах. Это самая старая постройка на Невском из
тех, что сохранились до наших дней. На фронтонах дворца изображен герб
Строгановых: щит, который держат два соболя, символизирующие сибирские
земли,— Строгановы участвовали в присоединении Сибири к России.
Это был один из богатейших родов в России. Строгановы владели солеварнями
на Урале, железоделательными и медеплавильными заводами, обширными землями
в Сибири, десятками тысяч крепостных. Балы, маскарады, концерты итальянской
оперы, различные театральные представления, которые устраивали у себя
Строгановы, посещала петербургская знать, придворные, иностранные
дипломаты.
Строгановы многое сделали для развития культуры и образования в России.
А. С. Строганов принимал деятельное участие в создании Публичной
библиотеки, занимал должность президента Академии художеств. Он подписал
«вольную» своему крепостному А. Н. Воронихину — будущему выдающемуся
архитектору, автору Казанского собора. Во-ронихин построил для Строгановых
новый трехэтажный корпус во дворе, перестроил интерьеры парадных залов. По
его проекту во дворце была построена галерея для огромной коллекции
живописи, которую собрал А. С. Строганов.
На литературных вечерах во дворце Строгановых читал свои произведения Г.
Р. Державин; А. С. Строганову поэт посвятил стихотворение «Любителю
художеств», а композитор Д. С. Бортнянский создал на этот текст кантату.
Впервые она исполнялась в стенах Строгановского дворца.
ЗДесь читали свои произведения Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич.
У Строгановых можно было встретить известных художников, скульпторов,
архитекторов.
За Строгановским дворцом по левому берегу Мойки в середине XVIII века
создавались типичные для того времени усадьбы: в глубине парадного двора за
оградой с въездными воротами располагался главный корпус с флигелями по
сторонам. Образцы таких усадеб — дома №48 и 50 по набережной Мойки. Первый
из них — бывший дворец гетмана Украины, президента Петербургской Академии
наук К. Г. Разумовского — возведен в 1762—1766 годах архитекторами А. ф.
Кокориновым и Ж.-Б. Валлен-Деламотом. Следующий — бывший дворец
Штегельмана, сооруженный Ф. Б. Растрелли, позднее перестроенный.
В конце XVIII века оба здания передали Воспитательному дому, а затем
Николаевскому сиротскому институту. Еще один корпус бывшего Воспитательного
дома с шести колонным портиком (дом № 52) был перестроен архитектором П. С.
Павловым в 1839—1843 годах. Перед ним в 1868 году установлен бронзовый бюст
И. И. Бецкого — основателя Воспитательного дома и ряда других учебно-
воспитательных учреждений в России. Автор бюста Бецкого — скульптор Н. А.
Лаверецкий. Завершает ансамбль здание бывшего училища глухонемых, главный
фасад которого обращен на Гороховую улицу (дом № 18). Оно перестроено в
1844—1847 годах архитектором П. С. Плавовым. Все эти здания ныне занимает
Петербургский педагогический университет (в недавнем прошлом Педагогический
институт имени А. И. Герцена, учрежденный в 1918 году). В сквере напротив
главного входа в университет в 1961 году установлен памятник
основоположнику русской педагогической науки К. Д. Ушинскому работы
скульптора В. В. Лишева. В институте работали крупнейшие ученые с мировым
именем — востоковед С. Ф. Ольденбург, ботаники В. Л. Комаров и Н. А.
Максимов, минералог А. Е. Ферсман, химик С. В. Лебедев, океанограф и
картограф Ю. М. Шокальский, историк Е. В. Тарле и В. В. Струве,
литературовед В. А. Десницкий.
На правом берегу Мойки, в доме № 61, размещается Петербургский
университет телекоммуникаций имени М. А. Бонч-Бруевича, готовящий
специалистов по радио- и электросвязи и радиоэлектронике. В организации
института, созданного в 1930 году, принимали участие выдающиеся ученые — М.
А. Бонч-Бруевич, А. Л. Минц, В. В. Татаринов и другие.
Этот большой дом, построенный в 1850-х годах архитекторами Р. А.
Желязевичем и Н. П. Гребенкой, хорошо знали и петербуржцы прошлого века. В
его зале, получившем по фамилии владельца название зала Руадзе (позднее —
зал Кононова), Литературный фонд устраивал вечера в пользу нуждавшихся
литераторов. Здесь выступали Н. Г. Чернышевский, Н. А. Некрасов, Ф. М.
Достоевский, играл А. Г. Рубинштейн. Вечера пользовались большой
популярностью. Ныне это актовый зал института.
Напротив Строгановского дворца, на противоположной стороне Невского,—
здание, центральную часть которого, акцентированную четырех колонным
портиком, завершает невысокий купол. Оно построено в 1830-х годах по
проекту
архитектора П, Жако для Голландской церкви. В прошлом веке в доме при
голландской церкви Общество поощрения художников устраивало художественные
выставки; они вызывали неизменный интерес петербуржцев. Одно время здесь
размещалась редакция журнала «Отечественные записки».
За зданием Голландской церкви, влево от Невского,— Большая Конюшенная
улица, а на правой стороне Невского, напротив нее,— петербургский Дом
моделей. С интересом рассматривают прохожие новые модели одежды,
представленные в огромных окнах-витринах. Здание построено в начале XX
века.
На Большой Конюшенной в доме № 27 размещаются Театр эстрады и
Петербургское бюро путешествий. Далее — огромное здание со стеклянными
витринами, сооруженное в 1908—1909 годах по проекту архитектора Э. Ф-
Вирриха. Это один из крупнейших универмагов города — Дом ленинградской
торговли.
На противоположной стороне — небольшое здание Финской церкви святой
Марии. Она построена в 1803—1805 годах по проекту Г. X. Паульсена, полвека
спустя перестраивалась архитектором К. К. Андерсеном, фасад переделал Л. Н.
Бенуа. Ныне в ней размещается Дом природы.
Заканчивается Большая Конюшенная улица у Конюшенной площади, с которой вы
познакомились вчера.
С Большой Конюшенной по Шведскому переулку можно пройти на параллельную
ей Малую Конюшенную улицу. Здесь вы можете увидеть здание Шведской церкви
святой Екатерины. Она построена в 1780 году, позднее перестроена по проекту
К. К. Андерсена.
По Малой Конюшенной вы снова выходите на Невский проспект, и перед вами
открывается вид на величественное здание с широко распахнутой в сторону
Невского колоннадой. Это Казанский собор. Замечательный памятник русской
архитектуры, собор сооружен в 1801—1811 годах по проекту А. Н. Воронихина.
В нем хранилась старинная икона Казанской Божьей Матери, принадлежавшая
семье Романовых. Когда Петр 1 основал Петербург, эта икона была перенесена
из Москвы в новопостроенный город. Для нее и строился Казанский собор. В
1932 году, когда Казанский собор был превращен в Музей истории религии и
атеизма, икону Казанской Божьей Матери перенесли в Князь-Владимирский собор
на Петроградской стороне. Там она находится и сейчас.
После того как в Казанском соборе в 1813 году был похоронен М. И.
Кутузов, главнокомандующий русскими войсками в войне с Наполеоном, это
здание стало восприниматься как пантеон русской военной славы. В Казанском
соборе хранились трофейные знамена и ключи от городов, взятых русскими
войсками. В 1837 году на Невском проспекте перед Казанским собором
установили памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли работы
скульптора Б. И. Орловского.
В настоящее время произведением искусства является и чугунная ограда у
Казанского собора (со стороны Казанской улицы), созданная А. Н.
Воронихиным. В первой трети XIX века художественное литье из чугуна
достигло в России своего расцвета. Из тяжелого и хрупкого металла мастера-
литейщики создавали дивные узоры. Решетка у Казанского собора,
представляющая по рисунку сложную растительную композицию, поражает
мастерством исполнения.
На левой, четной стороне Невского проспекта, между Большой и Малой
Конюшенными улицами, расположен ансамбль зданий лютеранской Петропавловской
церкви. Лютеранский храм, построенный в 1830-х годах А. П. Брюлловым, стоит
в глубине участка, на территории которого — до его постройки ~- с 1730 года
уже существовала кирха. Справа и слева от храма — два одинаковых
четырехэтажных дома, выдвинутых на красную линию застройки проспекта.
По традиции каждый лютеранский храм являлся и центром культуры. Позади
храма — здание немецкого Училища святого Петра — «Петершуле», основанного в
1710 году. Нынешнее здание, сооруженное в 1760—1762 годах архитектором М.-
Л. Гофманом, позднее перестраивалось. Сейчас оно принадлежит 222-й школе —
старейшей в городе. Среди воспитанников этого учебного заведения в разное
время были архитектор К. И. Росси, композитор М. П. Мусоргский, известный
медик К. А. Раухфус, скульптор Р- Р. Бах и многие другие известные деятели
отечественной науки и культуры. В лютеранской Петропавловской церкви когда-
то обучался игре на органе молодой П. И. Чайковский, а значительно позднее
— в марте 1880 года — композитор присутствовал в зале «Петершуле» на
торжественном концерте, составленном из его произведений.
Два дома лютеранской церкви возведены в конце 1831 года. Первоначально
они были трехэтажные, надстроили их уже позднее. В одном из них (дом № 22)
размещалась книжная лавка А. Ф. Смирдина, известного деятеля книготорговли
и книгопечатания пушкинской эпохи. В то время она считалась одной из лучших
в столице. А книжных лавок тогда на Невском было множество. Торговля
книгами в лавке Смирдина производилась в нижнем этаже, а во втором он
устроил библиотеку для чтения с богатым книжным и журнальным фондом. Не
случайно журнал, который издавал Смирдин, он назвал «Библиотека для
чтения». Журнал этот пользовался огромной популярностью у читателей.
Со Смирдиным как издателем были тесно связаны А. С. Пушкин, П. А.
Вяземский, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь, П. А. Плетнев. Все
они часто посещали этот дом.
Во втором доме (дом № 24) в 1861 году открыл книжный магазин и
общедоступную библиотеку известный революционер-демократ Н. А. Серно-
Соловьевич, член тайного революционного общества «Земля и воля». Магазин и
библиотека стали одним из центров деятельности этого общества.
Вы, наверное, уже обратили внимание на здание, облицованное темно-серым
гранитом и увенчанное угловой башней с большим стеклянным шаром. Оно стоит
напротив Казанского собора, на углу Невского проспекта и канала Грибоедова
(бывшего Екатерининского). Современные петербуржцы и гости города знают его
как Дом книги. Это самый большой универсальный книжный магазин в городе, он
занимает два этажа здания.
Построено здание в 1904 году по проекту архитектора П. К). Сюзора для
фирмы швейных машин «Зингер и К°». Ей оно и принадлежало до Октябрьской
революции.
В Доме книги наряду с книжным магазином размещаются также издательства,
имеющие свои отделения в Петербурге,— «Художественная литература»,
«Искусство» и другие. С Невского проспекта в перспективе канала Грибоедова
виден силуэт «Спаса на крови» и дом Адамини.
Обратите внимание на дом, фасады которого выходят на канал Грибоедова,
Малую Конюшенную и Чебоксарский переулок. соединяющий канал с этой улицей.
Его адрес: канал Грибоедова, дом № 9. В 1934 году в этом доме на
кооперативных началах был надстроен пятый этаж для писателей. который они в
шутку называли «писательский недоскреб». В «писательской надстройке» жили
В. Рождественский, О. Форш, В, Каверин, М. Зощенко, Н. Заболоцкий, В.
Саянов, В. Шишков и другие. Здесь и в наши дни живут многие петербургские
литераторы и деятели искусства.
По другую сторону Невского проспекта виден пешеходный Банковский мост
через канал Грибоедова, украшенный фигурами грифонов. Он придает этому
участку набережной канала Грибоедова необычный, романтический облик. Мост
построен в 1825—1826 годах инженером Г. Третером. Грифоны, выполненные по
модели выдающегося скульптора П. П. Соколова, скрывают специальные
конструкции этого висячего моста, в которых закреплены его цепи. В 1952
году при реставрации моста его ажурная решетка, утраченная в конце прошлого
века, была изготовлена заново по сохранившимся чертежам. Тогда же
восстановили и фонари на грифонах.
Реконструкции и реставрации старых мостов и набережных в городе уделяется
большое внимание, и там, где это возможно, воссоздается их первоначальный
облик. Реставраторы скрупулезно восстанавливают все подробности и
особенности этих старинных сооружений: подлинный рисунок светильников,
перил, золочение деталей, тщательную шлифовку облицовочного гранита.
Банковский мост расположен напротив бывшего Ассигнационного банка (отсюда
и название моста), сооруженного по проекту Д. Кваренги в 1783—1790 годах.
Главный фасад банка обращен на Садовую улицу. От набережной канала здание
отделяет монументальная ограда с мощными воротами, возведенная в 1817 году
по проекту архитектора Л. Руска.
Здание, которое стоит напротив Дома книги, на углу Невского проспекта и
канала Грибоедова (в нем располагается наземный вестибюль станции
метрополитена «Канал Грибоедова»), вошло в историю Петербурга по названием
«дом Энгельгардта».
В. В. Энгельгардт, один из приятелей молодого А. С. Пушкина, человек
широкой натуры, весельчак, страстный театрал, обладал и литературными
способностями. Все это привлекало к нему Пушкина. В молодые годы оба они
были постоянными посетителями литературно-политического кружка «Зеленая
лампа», в который входили многие будущие декабристы. Владельцем дома на
Невском Энгельгардт стал после женитьбы. Здание было перестроено в
1829—1830 годах по проекту архитектора П. П. Жако. В 1830-х годах дом
Энгельгардта славился своими музыкальными вечерами. В прекрасном концертном
зале здесь выступали отечественные и зарубежные композиторы и исполнители.
Среди них были М. И. Глинка, А. Г. Рубинштейн, Ф. Лист, Г. Берлиоз.
Концерты в доме Энгельгардта посещали А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, И. А.
Крылов, В. Ф. Одоевский.
Здесь устраивались блестящие балы и маскарады. Иногда их посещал сам
Николай 1. Кстати, с этим домом связано действие драмы М. Ю. Лермонтова
«Маскарад». Вспомните строки:
Ведь нынче праздник и, верно, маскарад
У Энгельгардта...
В 1949 году после реставрации здания в нем был открыт Малый зал имени М.
И. Глинки Ленинградской филармонии имени Д. Д. Шостаковича. Концерты,
которые здесь устраиваются, пользуются большой популярностью у петербуржцев
и гостей города.
Немного далее — несколько отодвинутое в глубь квартала здание костела
святой Екатерины. Его главный фасад решен в виде величественного арочного
портала, опирающегося на колонны. Фасад завершает высокий парапет, на
котором установлены фигуры евангелистов. В плане костел имеет форму
латинского креста с мощным куполом в центре. Закладка храма происходила
очень торжественно летом 1763 года. Освящение его состоялось в 1783 году.
Проектировали здание костела архитекторы Ж.-Б. Валлен-Де-ламот и А.
Ринальди. По обеим сторонам храма построили два симметрично расположенных
жилых дома, поставленных по линии застройки проспекта. Первоначально
трехэтажные, они позднее были надстроены.
По свидетельству современников, интерьер костела поражал великолепием.
Его органный зал славился прекрасной акустикой. Костел обладал огромной
библиотекой, которая все время пополнялась. В первой трети XIX века она
насчитывала 60 тысяч томов на 30 языках. При костеле существовала школа
мальчиков и девочек.
Костел посещали не только католики-петербуржцы, но и гости российской
столицы. Здесь побывали Т. Готье, А. Мицкевич, О. Бальзак, Ф. Лист, А.
Дюма.
В 1828 году в костеле святой Екатерины венчался отставной полковник лейб-
гвардии Л. П. Витгенштейн, сын прославленного фельдмаршала, с известной
петербургской красавицей Стефанией Радзивилл, которой посвящены многие
строки стихов А. С. Пушкина, И. И- Козлова и других поэтов. Л. П.
Витгенштейн в свое время привлекался к следствию по делу декабристов как
член тайного общества «Союз благоденствия». Он был близок со многими
выдающимися деятелями русской культуры. На церемонии венчания в костеле
святой Екатерины в числе многочисленных гостей присутствовали друзья
жениха: А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, II. А. Вяземский,
И. И. Козлов, А. О. Смирнова-Россет.
Здесь венчался Ж. Дантес с Е. Н. Гончаровой. Это происходило в начале
1837 года, незадолго до трагической дуэли на Черной речке.
В костеле святой Екатерины в 1798 году был похоронен последний польский
король Станислав Август Понятовский. Вынужденный отречься от престола после
третьего раздела Польши, он жил потом в России. В костеле погребен
французский генерал Ж.-В. Моро. Защищая республику, он сражался в рядах
национальной гвардии, потом долгое время подвергался преследованиям со
стороны Наполеона. В конце концов ему пришлось покинуть родину, он уехал в
Америку. Мечтая избавить Францию от узурпировавшего власть Наполеона.
опальный генерал встал на сторону антинаполеоновской коалиции и в 1813 году
вернулся в Европу. В августе того же года в сражении под Дрезденом он был
смертельно ранен. Государства, сражавшиеся с Наполеоном, оспаривали право
похоронить генерала — каждое в своей столице. Предпочтение было оказано
России. С воинскими почестями Моро был перевезен в Петербург и похоронен в
самом центре российской столицы.
В 1855 году в костеле состоялось отпевание О. Монферрана.
После Октябрьской революции костел святой Екатерины разделил судьбу
многих прекрасных храмов Петербурга. Не стало его замечательной библиотеки,
исчезли картины, пришел в негодность орган. В соборе был устроен склад,
кроме , того, здесь размещалась дирекция Музея истории религии и атеизма.
Наконец по решению местных властей костел передали Петербургской
государственной филармонии имени Д. Д, Шостаковича, для того чтобы устроить
здесь органный зал. Начались реставрационные работы, но в 1984 году пожар
уничтожил и то немногое, что еще оставалось ^)т убранства интерьеров, и то,
что успели сделать реставраторы.
На противоположной стороне проспекта, почти напротив костела, вы видите
многоярусную башню. Ее стройный силуэт, видный издалека, неотделим от
панорамы Невского. Башня, примыкающая к зданию бывшей городской думы,
строилась в 1799—1804 годах под руководством архитектора Д. Феррари.
Использовалась в качестве пожарной каланчи и для оптической телеграфной
связи. Петербургская городская дума — орган городского управления — была
учреждена в 1785 году. Здание думы, сооруженное в 1780-х годах, позднее
перестроено. Главный фасад думы обращен на улицу, получившую название
Думская.
Со стороны Невского здание Думы примыкает к более старой постройке с
проходной галереей вдоль первого этажа. Это так называемые Серебряные ряды.
Магазины Серебряных рядов торговали серебряными изделиями и драгоценными
камнями. Серебряные ряды сооружены в 1787 году по проекту Д. Кваренги;
открытые аркады этого здания аналогичны аркадам Гостиного двора.
Кареобразное здание Большого гостиного двора, занимающее огромную
территорию, протянулось вдоль Невского проспекта на 230 метров. Это был
главный торговый центр столицы. Здесь размещались лавки купцов, торговавших
всеми возможными товарами. Купцов на Руси издавна называли «гости» — отсюда
и название. Гостиные дворы — обязательная принадлежность старых русских
городов. В середине XVIII века проект Гостиного двора на Невским разработал
Ф. Б. Растрелли. Но постройка пышного, нарядного здания требовала больших
затрат, и заказавшие проект купцы отвергли его. Гостиный двор строился в
1761—1775 годах по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота. С течением времени в
столице возникло еще несколько гостиных дворов. Меньшие по площади, они по-
разному назывались (рынки, торговые ряды, торговые дворы), но все строились
но образцу Большого гостиного двора. Вы только что видели Серебряные ряды.
Вспомните виденный вами в первый день Круглый рынок. Широко известны также
Апраксин двор, бывший Никольский рынок, расположенный на Садовой улице.
Издавна, еще с допетровских времен, существовал порядок, при котором тот
или иной товар продавали в специально для него отведенном месте — в
определенном «ряду». Такие ряды, или, как их тоже называли, линии,
существовали и в Большом гостином дворе. Вдоль Невского проспекта
располагалась Суконная линия. В конце XVIII века между Гостиным двором и
Серебряными рядами была построена Перинная линия. Вход в нее оформлял
шестиколонный портик, созданный в начале XIX века архитектором Л. Руска.
Только он и напоминает сегодня о несохранившейся Перинной линии.
В наши дни Гостиный двор по-прежнему остается известнейшим центром
торговли, и прилегающие к нему улицы относятся к числу самых оживленных
мест в городе.
Напротив портика Руска от Невского отходит Михайловская улица. В
перспективе этой улицы видно здание Государственного Русского музея,
расположенного на площади Искусств (бывшей Михайловской).
Всю левую сторону Михайловской улицы занимает гостиница «Европейская»,
построенная в 70-х годах прошлого века по проекту Л. Ф. Фонтана. Ее
интерьеры впоследствии не раз перестраивались. В настоящее время гостиница,
реконструированная силами одной из шведских фирм, принадлежит к числу
лучших в Петербурге. По Михайловской улице вы можете выйти к площади
Искусств. Ваше внимание безусловно привлечет здание на углу Михайловской
улицы и площади. Афиши на его фасаде сообщают о выступлениях известных
музыкальных коллективов и исполнителей. Это Большой зал Петербургской
филармонии имени Д. Д. Шостаковича. Он занимает бывшее здание Дворянского
собрания, сооруженное в 1834—1839 годах архитектором П. Жако. Здесь, в
прекрасном бело-колонном зале, петербуржцы слушали произведения всемирно
известных композиторов, знакомились с виртуозами-исполнителями. В этом зале
за дирижерским пультом когда-то стояли П. И. Чайковский, И. Штраус и другие
прославленные дирижеры. Здесь устраивались также балы и маскарады,
привлекавшие весь великосветский Петербург.
Петербургская государственная филармония начала свою деятельность в
здании Дворянского собрания в 1921 году. Любители музыки знакомились здесь
с произведениями мировой музыкальной классики и советских компоэрторов.
Здесь устраивались и литературные вечера.
В большом зале филармонии исполнялись многие произведения одного из
величайших композиторов XX века — Д. Д. Шостаковича, нашего земляка,
петербуржца. Один из концертов имел совершенно особое значение в жизни
города. 9 августа 1942 года в осажденном гитлеровцами Ленинграде в зале
филармонии была исполнена Седьмая симфония Шостаковича, получившая название
«Ленинградская». Языком музыки она рассказала о мужестве и стойкости
Ленинграда, о вере ленинградцев в победу.
Исполнял симфонию симфонический оркестр филармонии, вернее, те музыканты,
которые остались в блокадном Ленинграде, кто пережил первую, самую страшную
блокадную зиму. Поредевший оркестр пополнили музыканты, специально
командированные с Ленинградского фронта. Дирижировал К. И. Элиасберг. А в
зале сидели те, о чьем мужестве и рассказывала симфония. На глазах многих
были слезы. Обратите внимание на мемориальную доску на фасаде филармонии с
записью о том давнем концерте в осажденном Ленинграде.
И сегодня Большому залу Петербургской филармонии принадлежит ведущая роль
в музыкальной жизни города. На площади Искусств, в центре уютного сквера,
вас словно приветствует бронзовый Пушкин. Памятник великому поэту был
открыт в 1957 году. Это одна из лучших работ известного скульптора М. К.
Аникушина, работы которого вы не раз встретите на улицах Петербурга.
За сквером, в глубине парадного двора, отделенного от площади чугунной
оградой, вы видите главный корпус Михайловского дворца, который украшает
стройная колоннада. Михайловский дворец, одно из замечательных творений К.
И. Росси, сооружен в 1819—1825 годах для брата Николая 1 великого князя
Михаила Павловича. Скульптурное убранство дворца выполнили В. И. Демут-Мали-
новский

Новинки рефератов ::

Реферат: Понятие о деятельности (Психология)


Реферат: Международная политика России (Политология)


Реферат: Сера (Химия)


Реферат: Физкультура и здоровый образ жизни (Физкультура)


Реферат: Обязательства: понятия и виды (Гражданское право и процесс)


Реферат: Постанова В.Р, (Государство и право)


Реферат: Мотивация в управлении (Управление)


Реферат: Римское искусство (История)


Реферат: Социологический опрос на тему: "Понимание мимики и жестов" (Социология)


Реферат: Планирование межпредметных связей (Педагогика)


Реферат: Применение диатомита (Геология)


Реферат: Концепция материальности сознания (Естествознание)


Реферат: Разработка алгоритмов контроля и диагностики системы управления ориентацией космического аппарата (Авиация)


Реферат: Формы и методы поддержки предпринимательской деятельности в РФ (Предпринимательство)


Реферат: Влияние государственной политики на развитие российско-украинских торгово-экономических отношений (Политология)


Реферат: Нефть, ее свойства (Химия)


Реферат: Процессоры. История развития. Структура. Архитектура (Программирование)


Реферат: Социология 20 века: Взгляды на общество Питирима Сорокина (Социология)


Реферат: Философия образования (Философия)


Реферат: Археологические исследования на территории Дагестана (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист