GeoSELECT.ru



Уголовное право и процесс / Реферат: Правовой статус работников уголовно – исполнительной системы (Уголовное право и процесс)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Правовой статус работников уголовно – исполнительной системы (Уголовное право и процесс)



[pic]
Министерство общего и профессионального образования
Волжский Гуманитарный Институт
Волгоградского Государственного Университета



кафедра правовых дисциплин



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


По уголовно - исполнительному праву

На тему: "Правовой статус работников уголовно – исполнительной системы".



выполнил:
студент VI курса юридического
факультета группы ЮЗ-942
Петренко С.Н.



научный руководитель:
Воронков В. А.



Волжский 2000г.

Содержание:


Содержание: 2


1. Требования к персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания. 3


2. Основные права и обязанности персонала учреждений и органов, исполняющих
наказания. 7


3. Социально-правовая защита персонала учреждений и органов, исполняющих
уголовные наказания. 11


Литература: 15



1. Требования к персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания.


Достижение целей, поставленных перед уголовным наказанием, во многом
определяется эффективностью деятельности персонала учреждений и органов,
исполняющих наказания. Персонал — слово иностранного происхождения, в
русском языке означает личный состав какого-либо учреждения, предприятия
или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным
или иным признакам. Применительно к рассматриваемой теме персонал
охватывает всех лиц, работающих в учреждениях и органах, исполняющих
наказания (работников ИТУ, инспекций исправительных работ ОВД, некоторые
категории сотрудников милиции, судебных исполнителей). Персонал учреждений
и органов, исполняющих наказания, различается в зависимости от оснований
поступления на работу, должностного положения, выполняемых функций. Так, в
силу принадлежности ряда учреждений и органов, исполняющих наказания, к
системе МВД Российской Федерации персонал включает в себя сотрудников,
имеющих специальные звания рядового и начальствующего состава органов
внутренних дел (сотрудники инспекций исправительных работ ОВД,
аттестованный состав ИТУ). Требования, предъявляемые к ним, порядок и
условия прохождения службы, меры социально-правовой защиты устанавливаются
Положением о порядке и условиях прохождения службы в органах внутренних дел
(далее — Положение), а также уголовно-исполнительным законодательством и
подзаконными нормативными актами.
В персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, входят рабочие и
служащие (вольнонаемный состав ИТУ) либо просто служащие (судебные
исполнители). Требования к рабочим и служащим из числа персонала, порядок и
условия их деятельности определяются трудовым законодательством, частично
они даны в Исправительно-трудовом кодексе и подзаконных нормативных актах.
В зависимости от принадлежности персонала учреждений и органов,
исполняющих наказания, к сотрудникам органов внутренних дел либо к рабочим
и служащим дифференцируются и требования, к ним предъявляемые. Так, к
персоналу из числа сотрудников органов внутренних дел предъявляются
дополнительные требования к возрасту и уровню образования, профессиональным
и нравственным качествам личности, здоровью и физическому развитию и т.д.
Кроме того, некоторые представители персонала учреждений и органов,
исполняющих наказания, являются руководителями структурных подразделений
(отделов, частей, служб) либо всего учреждения, исполняющего наказание в
целом. Это в свою очередь обусловливает повышенные требования к ряду
деловых качеств личности, а нередко и наличие таких качеств, которые
необязательны подчиненным им сотрудникам.
Требования к персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания,
различаются в зависимости от функций, присущих той или иной должности или
работе. Они довольно разноплановы. Среди персонала ИТУ можно выделить
обособленные группы: оперативно-режимная, воспитательная, производственно-
техническая, медико-санитарная и другие категории. Соответственно
разнообразны требования к персоналу, к его профессиональным, личным
качествам, социально-демографическим показателям. Однако при всем
разнообразии можно выделить общие требования к персоналу в процессе
исполнения уголовных наказаний и оказания воспитательного воздействия на
осужденных.
Прежде всего, персонал из числа сотрудников органов внутренних дел
комплектуется из граждан Российской Федерации не моложе 18 и не старше 40
лет независимо от национальности, пола, социального происхождения,
имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений и
принадлежности к общественным объединениям. Не могут быть сотрудниками
персонала лица, решением суда признанные недееспособными или ограниченно
дееспособными, имевшими или имеющими судимость.
Для рабочих и служащих из числа персонала возрастные ограничения для
работы в учреждениях и органах, исполняющих наказания, определяются общим
законодательством о труде. Минимальный возраст определен возникновением
частичной или полной трудовой правоспособности (16 — 18 лет), максимальный
— наступлением пенсионного возраста.
Особые требования предъявляются к уровню образования персонала. Они
различаются в зависимости от должности и выполняемых функций. Так,
большинство персонала учреждений и органов, исполняющих наказание, должны
иметь высшее или среднее специальное образование, поскольку применение
исправительно-трудового законодательства, оказание психолого-
педагогического воздействия на осужденных требуют высокого уровня
квалификации. Применительно к отдельным должностям персонала ИТУ
существуют требования рекомендательного характера. Так, сотрудники ИТУ,
работающие в оперативно-режимных подразделениях, как правило, должны иметь
юридическое, начальники отрядов — педагогическое либо юридическое
образование.
Профессиональные качества персонала этих учреждений и органов определяются
сложностью задач, стоящих перед системой учреждений и органов, исполняющих
наказания, и в первую очередь — исправления осужденных. Следует учитывать
то, что персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, в своей
деятельности общается с осужденными, правовой статус которых ограничен.
Законодательство требует, чтобы персонал неукоснительно соблюдал законы
Российской Федерации, особенно касающиеся порядка и условий исполнения
уголовных наказаний. Это требование вытекает из положений ст. 10 ИТК,
устанавливающей, что вся деятельность исправительно-трудовых учреждений и
органов, исполняющих приговоры судов к исправительным работам без лишения
свободы, основывается на строгом соблюдении законов. Должностные лица этих
учреждений и органов несут ответственность за обеспечение законности в их
деятельности. Важнейшим элементом профессиональных качеств персонала
является знание уголовно-исполнительного и иного законодательства, наличие
социально-психологической готовности к его неукоснительному соблюдению, а
также владение персоналом умениями и навыками правоприменительной
деятельности. Все эти качества составляют правовую культуру персонала,
крайне необходимую в условиях реализации государственного принуждения,
очерченного нормами права.
Требование к персоналу, свидетельствующее о его профессиональной
пригодности, готовности работы с осужденными, сформулировано в ст. 116 ИТК.
Это обязанность персонала проявлять гуманность по отношению к осужденным.
Данное требование вытекает из положений международных актов, в частности
Минимальных стандартных правил обращения с осужденными (ст. 65). Указанное
качество формируется в процессе развития личности пенитенциарного
работника, зависит от многих факторов: общей культуры и кругозора,
терпимости к человеческим недостаткам и оптимизма, веры в возможность их
устранения. Важное значение имеют опыт работы с осужденными, наличие
определенных педагогических и организаторских способностей. Согласно ст.
116 ИТК несовместимы с работой в учреждениях и органах, исполняющих
наказания, жестокие, бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство
действия, а также непринятие надлежащих мер по отношению к этим действиям.
Сотрудники, допустившие жестокие, бесчеловечные или унижающие человеческое
достоинство действия, несут уголовную либо дисциплинарную ответственность.
В качестве дополнительной гарантии против подобных действий персонала ст.
117 ИТК предписывает в случае вынесения в течение одного года повторного
дисциплинарного взыскания за указанные формы обращения с осужденными
увольнять допустивших их сотрудников из органов внутренних дел.
Одновременно Минимальные стандартные правила обращения с осужденными
требуют, чтобы дисциплина и порядок в пенитенциарных учреждениях
поддерживались с твердостью. В квалификационных требованиях
устанавливается, что персоналу «следует обеспечивать особую физическую
подготовку, позволяющую усмирять заключенных, проявляющих агрессивные
намерения». Отсюда важнейшее требование к персоналу учреждений и органов,
исполняющих наказания, — обладание достаточным уровнем здоровья и
физического развития.
Это требование не случайно. Работа с осужденными требует большого
напряжения душевных и физических сил, а для этого необходим достаточный
уровень здоровья. Кроме того, исправительно-трудовым законодательством
предусматривается применение в крайних случаях мер безопасности, в том
числе физической силы по отношению к осужденным или иным лицам, нарушающим
правопорядок. Именно поэтому при приеме на работу, особенно рядового и
начальствующего состава ИТУ, производится проверка состояния здоровья и
физического развития. В дальнейшем, согласно ст. 28 Закона Российской
Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде
лишения свободы», сотрудники обязаны проходить специальную подготовку и
периодическую проверку на пригодность к действиям, связанным с применением
физической силы. Иначе говоря, обязаны поддерживать достаточный уровень
состояния своего здоровья и физического развития.
Требования к персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания,
определяются и тем, что большинство сотрудников выполняют воспитательные
функции. Применительно к ИТУ часть сотрудников призваны заниматься
непосредственной организацией воспитательного процесса с осужденными
(начальники отрядов), другие участвуют в воспитательной работе в силу
своего должностного положения (аттестованный состав ИТУ) либо выполняемых
функций (учителя школ, ПТУ, мастера предприятий и т.п.). Персонал должен
обладать прежде всего профессионализмом и компетентностью в области
организации и проведения воспитательной работы с осужденным. Для этого
пенитенциарному работнику необходимы высокий уровень общей культуры и
кругозора, достаточный жизненный опыт, опыт работы с осужденными,
педагогическое образование либо система педагогических знаний, полученных в
процессе повышения квалификации. В этом же ряду находится профессиональная
направленность личности воспитателя. Понимание важности задач, решаемых в
процессе своей профессиональной деятельности, гордость за профессию,
ответственное отношение к ней способствуют появлению профессиональных
потребностей, интересов к продолжению профессионального образования,
овладению профессиональным мастерством.
Персонал, занимающийся воспитательной работой с осужденными, должен
обладать педагогическими способностями. Знание особенностей
интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы поведения осужденных, умение
общаться с различными категориями осужденных, их близкими, сохранение
постоянной работоспособности и самоконтроля, самообладание и выдержка в
трудных, конфликтных ситуациях составляют непременные требования к
пенитенциарным работникам.
Персоналу, выполняющему воспитательные функции, должны быть присущи
высокие нравственные и эмоционально-волевые качества. Они раскрываются в
типичных чертах характера и в силу известной истины о том, что воспитатель
воспитывает прежде всего своим примером, входят в структуру педагогических
способностей. В числе таких качеств следует отметить принципиальность и
требовательность к себе и другим, инициативность и трудолюбие,
дисциплинированность. Важное значение имеют решительность и настойчивость в
достижении поставленных целей, эмоциональная устойчивость перед
возникающими трудностями и неудачами.
Особое место в перечне требований к пенитенциарным работникам занимает
наличие у них чувства социальной справедливости. Нарушение последнего в
условиях отбывания наказания очень болезненно воспринимается осужденными и
резко снижает авторитет лиц, допустивших несправедливость. Аналогичное
место в структуре требований к персоналу занимает верность данному слову.
Имеются особенности деловых и личных качеств других категорий персонала в
зависимости от выполняемых функций и занимаемой должности. Так,
производственно-технический персонал ИТУ должен отвечать требованиям,
предъявляемым к работникам производственной сферы в условиях проводимой
рыночной реформы. Это предприимчивость, находчивость и практическая сметка
в решении хозяйственных, финансовых и других экономических вопросов,
дальновидность и способность идти на хозяйственный риск, знание конъюнктуры
рынка и другое.
Дополнительные требования предъявляются к руководителям учреждений и
органов, исполняющих наказания. По своему должностному статусу они являются
организаторами воспитательного процесса с осужденными и подчиненным
персоналом, а в ИТУ — руководителем производственно-хозяйственной
деятельности предприятия. Поэтому требования, предъявляемые к руководителю,
отражают то, что он одновременно является и юристом, и педагогом, и
хозяйственником, и экономистом, и психологом, и военным, и коммерсантом, и
управляющим. О многих требованиях мы уже говорили ранее применительно к
персоналу в целом. По отношению к руководителю следует отметить такие его
качества, как требовательность к самому себе и подчиненным,
принципиальность и уважение окружающих руководителя лиц. Таковы основные
требования, предъявляемые к персоналу учреждений и органов, исполняющих
наказания.

2. Основные права и обязанности персонала учреждений и органов, исполняющих
наказания.


Правовое положение (правовой статус) персонала характеризуется
совокупностью прав и обязанностей его представителей, возлагаемых на них во
время выполнения функции исполнения уголовного наказания. Права и
обязанности должностных лиц персонала учреждений и органов, исполняющих
наказания, нередко обозначают единым понятием — полномочия. Наряду с
выраженными в обобщенном виде вопросами, которые призван решать персонал
(предметами ведения), они в своей совокупности образуют его компетенцию.
Правовое положение персонала определяется целым рядом факторов социально-
экономического, политического, духовного и иного порядка. В их числе —
уровень экономического развития системы исполнения наказаний в целом и
отдельных ее звеньев, профессиональной и общеобразовательной подготовки
персонала и т.п. Важнейшими среди факторов являются цели наказания, задачи
исправительно-трудового законодательства и соответственно задачи и функции
учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Таким образом, наделение правами и обязанностями персонала призвано
обеспечить выполнение задач, поставленных перед учреждениями и органами,
исполняющими наказания, в сфере борьбы с преступностью. Однако правовое
положение персонала определяется не только профессионально-целевыми
интересами. Оно во многом зависит от закрепления в законе правового
положения лиц, отбывающих наказания, так как субъективные права, законные
интересы и юридические обязанности осужденных выражают меру возможной и
должной требовательности к ним со стороны персонала учреждений и органов,
исполняющих наказания.
Правовое положение персонала различно. Прежде всего оно дифференцируется в
зависимости от вида уголовного наказания. Чем жестче наказание, т. е. чем
больше оно изменяет общегражданский статус осужденного, тем в большей
степени регламентировано правовое положение персонала. Примером этого
является различие правового положения сотрудников исправительно-трудовых
учреждений и органов, исполняющих наказание без изоляции осужденных от
общества. В последнем случае персонал в лице сотрудников инспекций
исправительных работ и судебных исполнителей пользуется правами и несет
обязанности, вытекающие в основном из порядка и условий отбывания наказания
того или иного вида. Персонал исправительно-трудовых учреждений пользуется
более широкими правовыми полномочиями, поскольку помимо функции исполнения
наказания на него возлагаются задачи обеспечения производственно-
хозяйственной деятельности предприятий, где работают осужденные,
поддержания правопорядка в районах дислокации ИТУ и др.
Следует разделить персонал ИТУ на две категории, решающие различные задачи
и имеющие неодинаковый правовой статус. Первая — сотрудники ИТУ, имеющие
специальные звания рядового и начальствующего состава. Вторая — рабочие и
служащие персонала ИТУ. Сотрудники составляют большинство персонала ИТУ,
они несут основную нагрузку по достижению поставленных перед учреждением
задач в сферах охраны осужденных, обеспечения режима отбывания наказания и
безопасности в ИТУ, привлечения осужденных к труду. При этом сотрудники ИТУ
выполняют свои обязанности и пользуются в пределах своей компетенции,
соответствующей должности, правами, которые предоставлены законом
администрации этих учреждений.
Так, сотрудники ИТУ в сфере обеспечения режима отбывания наказания вправе
требовать от осужденных и иных лиц (например, рабочих и служащих,
работающих с осужденными, лиц, посещающих ИТУ) исполнения ими обязанностей,
предусмотренных исправительно-трудовым законодательством, а также Правилами
внутреннего распорядка ИТУ. Это могут быть требования по соблюдению правил
изоляции отдельных категорий осужденных (например, в штрафном изоляторе),
переписки, проведения свиданий, взаимоотношений осужденных между собой и
персоналом ИТУ и др.
Сотрудники вправе (и обязаны) осуществлять контроль за соблюдением
режимных требований на производственных объектах ИТУ и территориях,
прилегающих к ним. В случаях обнаружения нарушений режимных требований
должностные лица из числа персонала ИТУ в пределах своей компетенции вправе
применять к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и
принуждения. Так, к осужденным в случае нарушения режима могут быть
применены взыскания, предусмотренные ст. 53 ИТК.
Важное значение в правовом статусе сотрудников ИТУ занимают полномочия,
связанные с охраной осужденных, предупреждением и пресечением побегов,
других преступлений в местах лишения свободы.
Охрана ИТУ и их объектов до последнего времени осуществлялась конвойными
подразделениями внутренних войск МВД России. В 1994 году было принято
решение о поэтапной передаче функций по охране осужденных персоналу ИТУ. В
связи с этим решением правовой статус персонала ИТУ существенно
расширяется, поскольку охрана включает в себя комплекс мероприятий по
сохранности объектов ИТУ и их материальных средств, пресечение нападений на
объекты ИТУ, предупреждение и пресечение побегов осужденных, проникновения
запрещенных предметов и веществ, конвоирование осужденных, розыск бежавших
осужденных и т.д. Для выполнения указанных функций сотрудникам ИТУ
предоставлено право осуществлять в установленном порядке регистрацию
осужденных, их фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку,
дактилоскопирование. Они могут проводить обыск осужденных, их помещений и
личных вещей, досмотр лиц, посещающих ИТУ или находящихся на прилегающих к
ним территориях, на которых установлены режимные требования. Сотрудники ИТУ
также вправе подвергнуть досмотру транспортные средства, находящиеся на
территории ИТУ или прилегающих к ним территориях. В целях предупреждения
побегов и пресечения проникновения на территорию ИТУ оружия, наркотиков или
иных запрещенных предметов сотрудники ИТУ в пределах предоставленной им
компетенции могут временно ограничивать или запрещать движение транспорта
на прилегающих к ИТУ территориях, не допускать граждан на эти территории,
либо обязывать их там оставаться, либо покинуть эти территории.
При проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или
уклонившихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно появление
осужденных, сотрудники ИТУ вправе осуществлять досмотр транспортных
средств, проводить проверку документов граждан. При проведении розыска
осужденных, совершивших побег, сотрудники ИТУ вправе использовать
возможности средств массовой информации (газет, радио, телевидения) для
оповещения населения о бежавших преступниках, их приметах, местах
возможного нахождения. Согласно ст. 14 Закона Российской Федерации «Об
учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения
свободы», такие сообщения делаются средствами массовой информации на
безвозмездной основе.
Часть полномочий сотрудников ИТУ производна от того факта, что в
соответствии со ст. 117 УПК начальники ИТУ являются органами дознания по
делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по
делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений.
Соответственно на начальника ИТУ и подчиненных ему сотрудников в пределах
их компетенции возлагается обязанность принятия необходимых оперативно-
розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в
целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.
При наличии признаков преступления, по которым производство
предварительного следствия обязательно, в соответствии со ст. 119 УПК орган
дознания (начальник ИТУ) возбуждает уголовное дело и, руководствуясь
правилами уголовно-процессуального законодательства, проводит неотложные
следственные действия по установлению и закреплению следов преступления:
осмотр места происшествия, местности, помещений, предметов и документов;
обыск помещений и личный обыск; выемку предметов и документов;
освидетельствование подозреваемого, свидетеля или потерпевшего; задержание
и допрос подозреваемых; допрос потерпевших и свидетелей.
Об обнаруженном преступлении и начатом дознании начальник ИТУ обязан
немедленно уведомить прокурора.
По делам, по которым производство предварительного следствия
необязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и проводит дознание
в полном объеме. Материалы дознания в этих случаях являются основанием для
рассмотрения дела в суде.
Сотрудники начальствующего и рядового состава ИТУ на основании ст. 6 Закона
РСФСР «О милиции» могут привлекаться к выполнению задач милиции с момента и
в порядке, определяемом Министерством внутренних дел. В этом случае на них
распространяются обязанности и права, гарантии правовой и социальной
защищенности, а также ответственность, предусмотренные для сотрудников
милиции. Как правило, такое привлечение к выполнению функций милиции
производится в целях охраны общественного порядка во время важных
общественно-политических мероприятий, а также осложнения оперативной
обстановки в регионе. В этих случаях сотрудники ИТУ несут обязанности
сотрудников милиции, установленные в ст. 10, а также пользуются правами,
предусмотренными ст. 11 названного Закона. Однако сотрудники ИТУ независимо
от занимаемой должности, места нахождения и времени суток, а также от того,
привлечены ли они к выполнению функций милиции, обязаны в случае
непосредственного обнаружения событий, угрожающих личной или общественной
безопасности, принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению
правонарушений, задержанию лиц, их совершивших, и сообщению об этом в
органы внутренних дел (ст. 26 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и
органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы »).
Самостоятельный блок полномочий сотрудников ИТУ определен в связи с
привлечением осужденных к труду. В их числе права и обязанности сотрудников
по образованию и развитию производств в ИТУ, в том числе с использованием
смешанной формы собственности, по привлечению осужденных к работам по
хозяйственному обслуживанию предприятий, занятию индивидуальной трудовой
деятельностью. Производственная сфера деятельности ИТУ довольно сложна и
разнообразна: она затрагивает не только отношения по исполнению наказания,
но и гражданско-правовые, трудовые, хозяйственные, финансовые отношения,
отношения собственности. Комплекс возникающих при этом прав и обязанностей
довольно обширен, он весьма разнообразен и динамичен, особенно под влиянием
проводимых рыночных реформ. В результате этого в правовом статусе персонала
ИТУ появились права и обязанности, связанные с плановой и коммерческой
деятельностью предприятий ИТУ, владением, пользованием и распоряжением
имуществом предприятий, финансовыми средствами, выполнением договорных
обязательств и ответственностью контрагентов, маркетингом и
внешнеэкономической деятельностью и т.д.
Самостоятельный блок компетенции сотрудников ИТУ представляет их права и
обязанности, вытекающие из необходимости проведения воспитательной работы,
общеобразовательного обучения и профессионально-технической подготовки
осужденных.
Правовое положение персонала ИТУ из числа рабочих и служащих определяется
законодательством о труде, исправительно-трудовым законодательством, а
также Правилами внутреннего распорядка ИТУ.
Так, согласно ст. 2 КЗоТ рабочие и служащие имеют право: на условия труда,
отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с
работой;
на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было
дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера; на
отдых;
на объединение в профессиональные союзы; на социальное обеспечение по
возрасту, при утрате трудоспособности и в иных установленных законом
случаях; на судебную защиту своих трудовых прав. Указанные права рабочие и
служащие из числа персонала ИТУ реализуют без каких-либо ограничений. Более
того, действующее уголовно-исполнительное законодательство устанавливает
дополнительные гарантии реализации рабочими и служащими своих трудовых
прав. Это гарантии, связанные с обеспечением безопасных условий труда,
возмещением ущерба, причиненного здоровью, на оплату труда, социальное
обеспечение и др. О них будет идти речь в следующем параграфе настоящей
главы.
Рабочие и служащие из числа персонала ИТУ обязаны добросовестно выполнять
трудовые обязанности; соблюдать дисциплину труда; бережно относиться к
имуществу предприятия, учреждения и организации; выполнять установленные
нормы труда. Особенности выполнения указанных обязанностей устанавливаются
уголовно-исполнительным законодательством и конкретизируются применительно
к конкретным ИТУ в Правилах внутреннего распорядка. Вследствие этого на
рабочих и служащих возлагаются дополнительные обязанности, отражающие
специфику предприятий ИТУ. К их числу следует отнести запреты вступать с
осужденными в отношения, не вызываемые интересами выполняемой работы,
приносить и передавать им какие-либо предметы, изделия и вещества и т.п.
Правовое положение персонала органов, исполняющих наказание без изоляции
от общества, различается в зависимости от вида уголовного наказания.
Сотрудники инспекций исправительных работ, как правило, являются
сотрудниками органов внутренних дел (сотрудниками милиции), что
обусловливает, их более широкие полномочия по сравнению с судебными
исполнителями. Специальные обязанности сотрудников инспекции исправительных
работ включают в себя предусмотренные в ст. 93 ИТК: персональный учет всех
лиц, осужденных к исправительным работам без лишения свободы; направление
на работу лиц, осужденных к исправительным работам в иных местах; оказание
содействия в трудоустройстве лицам, осужденным к исправительным работам по
месту работы; осуществление контроля за правильностью производства
удержаний из заработка осужденных, соблюдение администрацией предприятий,
учреждений и организаций условий отбывания наказания.
Персонал инспекций исправительных работ применяет к осужденным
установленные в ст. 97 ИТК меры поощрения и взыскания, а также организует
розыск осужденных, место нахождения которых неизвестно.

3. Социально-правовая защита персонала учреждений и органов, исполняющих
уголовные наказания.


Персонал учреждений и органов, исполняющих наказание, выполняет работу
большого общественного значения — исполнение наказания. Эта работа связана
с постоянной тратой душевных и физических сил: стрессами, перегрузками,
эмоциональным напряжением. В ИТУ она нередко протекает в экстремальных
условиях групповых неповиновений осужденных, массовых беспорядков. Следует
отметить и повышенную угрозу жизни и здоровью персонала вследствие
проявления агрессивных устремлений осужденных. Все это обусловливает
необходимость дополнительных мер по повышению привлекательности работы с
осужденными. В Минимальных стандартных правилах обращения с осужденными
указывается, что, принимая во внимание исключительно трудные условия данной
работы, персоналу следует обеспечивать соответствующие льготы и условия
труда. Их заработная плата должна устанавливаться с таким расчетом, чтобы
привлекать и удерживать на этой работе способных заниматься ею мужчин и
женщин.
Учитывая указанные обстоятельства, законодательством Российской Федерации
установлена повышенная социально-правовая защита персонала учреждений и
органов, исполняющих наказания. Такая защита осуществляется в двух формах.
Первая — это представление правовых гарантий неприкосновенности персонала и
членов их семей. Вторая — установление целого ряда социальных льгот
персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания. Рассмотрим их по
порядку.
В ст. 118 ИТК устанавливается, что работники учреждений и органов,
исполняющих наказания, а также члены их семей находятся под защитой
государства. Это вполне обоснованно, так как персонал выполняет социально
значимую государственную функцию. Конкретное выражение данная защита
находит в обязательстве государства обеспечить неприкосновенность личности,
честь и достоинство персонала. Для этого существует система правовых,
организационных, тактических и иных средств обеспечения безопасности
персонала, особенно персонала ИТУ. Об этих средствах пойдет речь в
следующей главе настоящего учебника. Здесь же следует указать на то, что
правовая защита персонала по смыслу закона включает в себя гарантии
выполнения осужденными, другими гражданами и должностными лицами законных
требований персонала. В ст. 32 Закона Российской Федерации «Об учреждениях
и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» установлено, что
действия должностных лиц и граждан, препятствующие исполнению персоналом
своих обязанностей, влекут ответственность в установленном законом порядке.
В качестве примера можно привести ответственность граждан, в основном
близких и родственников осужденных, за незаконную передачу запрещенных
предметов лицам, содержащимся в ИТУ.
Социальные льготы, предоставляемые персоналу, довольно разнообразны. Они
дифференцируются в зависимости от должности, вида учреждения, исполняющего
наказание, его местонахождения, принадлежности персонала к аттестованному
или вольнонаемному составу органов внутренних дел и других оснований.
Наибольшим числом социальных льгот в силу особой трудоемкости своей работы
пользуются пенитенциарные работники, исполняющие уголовное наказание в виде
лишения свободы.
Какие же конкретно меры социальной защиты установлены для персонала
учреждений и органов, исполняющих наказание? Прежде всего это льготы
материального характера. Сотрудники персонала на основе действующего
законодательства получают повышенную заработную плату: она включает в себя
оклад по занимаемой штатной должности, оклад по присвоенному специальному
званию, процентную надбавку за выслугу лет на воинской и иных видах
государственной службы, а также стоимость продовольственного пайка.
Сотрудникам персонала, имеющим право на пенсию, устанавливается ежемесячная
доплата в размере от 25 до 50% суммы пенсии, которая могла быть им
начислена. Заработная плата сотрудников персонала освобождена от уплаты
подоходного налога с физических лиц.
Кроме того, всем работникам ИТУ, независимо от службы в МВД, с учетом
вида учреждения, характера и сложности выполняемой работы устанавливаются
процентные надбавки к должностным окладам от 15 до 50%. Наибольшие
процентные надбавки устанавливаются для работников учреждений с особыми
условиями хозяйственной деятельности (это, как правило, лесные ИТУ), ИТУ
для содержания и лечения осужденных с инфекционными заболеваниями, для
содержания осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования
заменена пожизненным лишением свободы, и др.
Для всех ИТУ установлена предельная численность (лимит) осужденных,
которые могут в них содержаться. Превышение лимита создает сложности в
работе персонала ИТУ. Поэтому в законодательстве установлено, что в случае
увеличения численности осужденных сверх лимита должностной оклад работников
ИТУ увеличивается в размере 1% за каждый процент превышения их численности.
Для персонала установлены льготы в области охраны здоровья. Прежде всего
это удлиненный отпуск (с учетом всех надбавок он может достигать 60
календарных дней), во время которого сотрудники персонала могут
восстановить свою профессиональную работоспособность. Сотрудники органов
внутренних дел имеют право на бесплатное медицинское обслуживание (в том
числе обеспечение лекарствами) в медицинских учреждениях системы МВД
России, других учреждениях государственного здравоохранения независимо от
их ведомственной принадлежности. Они же имеют право на курортное лечение в
санаториях и организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и
туристических базах. При этом им выплачивается денежная компенсация в
размере средней стоимости путевки, а членам семьи — 50% стоимости путевки.
Сотрудники персонала подлежат государственному личному и дополнительному
социальному страхованию за счет государства. Аналогичное право имеют
рабочие и служащие ИТУ.
Довольно обширный перечень льгот установлен действующим законодательством
в жилищно-бытовой сфере.
Так, Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих
уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено, что сотрудники ИТУ
имеют право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома,
предоставляемых местными органами власти в течение трех лет, по
установленным законодательством нормам. До предоставления жилой площади в
установленный срок они обеспечиваются общежитием либо им выписывается
денежная компенсация за наем (поднаем ) временного жилого помещения. Кроме
того, настоящим Законом ИТУ разрешено иметь ведомственный жилой фонд,
квартиры которого предоставляются по правилам, установленным МВД.
В системе ИТУ существуют учреждения с особыми условиями деятельности,
расположенные, как правило, в отдельных, лесных местностях. Формирование
персонала таких учреждений было существенно затруднено по различным
причинам, в том числе и в связи с отсутствием возможности после окончания
работы получить жилье в избранном месте жительства. Указанный выше
законодательный акт разрешил указанную проблему, установив обязанность
местных органов власти обеспечить сотрудников персонала, уволенных из
органов внутренних дел по достижении предельного возраста пребывания на
службе, состоянию здоровья или сокращению штатов, а также членов их семей
жилыми помещениями по установленным нормам в избранном ими месте
жительства.
При невозможности предоставить указанным лицам жилые помещения в
установленный законом трехмесячный срок местные органы власти обязаны
временно разместить сотрудников персонала, уволенных из органов внутренних
дел, а также членов их семей либо выплачивать им денежную компенсацию за
наем (поднаем) жилого помещения. С согласия сотрудников персонала,
уволенных из органов внутренних дел, им могут быть предоставлены средства
для строительства или приобретения жилья.
Для сотрудников персонала учреждений и органов, исполняющих наказания,
установлены также льготы по приватизации занимаемых ими жилых помещений,
оплате жилой площади и коммунальных услуг, при получении ссуд на
индивидуальное и кооперативное жилищное строительство, уплате земельного
налога, налога на недвижимость.
Обеспеченность жилыми помещениями является основным, но не единственным
показателем социально-бытовой обустроенности персонала. Важными условиями
эффективной работы персонала является наличие и других социально-бытовых
благ. Некоторые из них не только создают определенные бытовые условия, но и
непосредственно способствуют выполнению возложенных на сотрудников
персонала обязанностей. Например, право на бесплатный проезд на всех видах
общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения,
приобретение вне очереди билетов на все виды транспорта и размещение в
гостинице по командировочному удостоверению, установку квартирных телефонов
в течение года со дня подачи заявления.
Другие льготы освобождают сотрудников от необходимости постоянного
отвлечения своих сил на решение бытовых вопросов, позволяют сосредоточиться
на своей трудовой деятельности, создают положительный эмоциональный настрой
сотрудников, тем самым повышают престиж их нелегкой службы. К числу таких
льгот следует отнести право на: предоставление местными органами власти
детям сотрудников персонала мест в детских дошкольных учреждениях (по месту
жительства), школах-интернатах, летних оздоровительных лагерях в течение
трех месяцев со дня подачи заявления с оплатой на льготных условиях;
получение на хозяйственное обзаведение беспроцентной ссуды в размере до 12
окладов денежного содержания на срок до трех лет в случаях:
назначения на должность сотрудника персонала ИТУ после окончания учебного
заведения МВД России;
назначения на должность сотрудника персонала ИТУ прибывших по
распределению выпускников гражданских высших учебных заведений;
в течение трех месяцев с момента заключения первого брака. Морально-
психологический настрой пенитенциарных работников на успешное решение
стоящих перед ними задач во многом определяется их жизненными
перспективами. Уверенность в завтрашнем дне в условиях динамично
меняющейся обстановки в России создают пенсионные льготы, предоставленные
законом персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания. К их числу
следует отнести льготный порядок исчисления выслуги лет для назначения
пенсии. К примеру, в выслугу лет включается время учебы на очных отделениях
высших и средних учебных заведений из расчета два месяца учебы за один
месяц службы. Сотрудникам исправительно-трудовых учреждений устанавливается
льготный зачет выслуги для назначения пенсии: два дня службы в органах
внутренних дел Российской Федерации — за три, а в учреждениях,
предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных и осужденных
с пожизненным сроком, — один день службы за два при сохранении за ними
ранее установленных льгот.
При этом сотрудникам ИТУ полностью засчитывается в стаж службы работа в
качестве рабочих и служащих исправительно-трудовых учреждений.
Учитывая напряженный характер деятельности персонала ИТУ, сокращены и
сроки службы (работы), необходимые для выхода на пенсию. Для сотрудников
ИТУ они установлены, как правило, в 20 лет службы в органах внутренних дел.
Рабочим и служащим персонала ИТУ, занятым на работах с осужденными, по
списку работ и профессий, утверждаемому Советом Министров — Правительством
Российской Федерации, пенсия устанавливается:
мужчинам — по достижении 55 лет при общем трудовом стаже не менее 25 лет,
из них не менее 15 лет — на работах с осужденными;
женщинам — по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20
лет, из них не менее 10 лет — на работах с осужденными.
При увольнении из органов внутренних дел по достижении предельного
возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или сокращению штатов
сотрудникам персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, в
зависимости от выслуги лет выплачиваются от 5 до 20 окладов денежного
содержания в качестве единовременного пособия. За этими лицами сохранятся
большинство льгот в жилищно-бытовой сфере, которыми пользуются сотрудники
персонала, состоящие на службе в органах внутренних дел.

Литература:

1. УПК РФ.
2. Закон РСФСР "О милиции".
3. КЗоТ РФ.
4. "Уголовно – исполнительное право" – учебник. Издательство БЕК Москва
1996 год.




Реферат на тему: Правовые вопросы возбуждения уголовного преследования по просьбе иностранного государства

Правовые вопросы возбуждения уголовного преследования по просьбе
иностранного государства
П.Н. Бирюков*

В настоящее время в России отмечается значительный рост преступности, в том
числе с "иностранным" элементом: существенно выросло количество
преступлений иностранцев, когда виновные после преступления скрываются за
рубежом, в свою очередь, граждане РФ, разыскиваемые иностранными
государствами,' нередко пытаются избежать ответственности на российской
территории.
Российская Федерация активно сотрудничает с иностранными государствами в
борьбе с преступностью: заключает соглашения о пресечении и наказании
международных преступных деяний, взаимодействует с международными
правоохранительными организациями, оказывает правовую помощь по уголовным
делам.
Одним из видов правовой помощи по уголовным делам является возбуждение
уголовного лреследования по просьбе иностранного государства.
Действующий УПК РСФСР, к сожалению, не содержит правил о возбуждении
уголовного преследования по просьбе иностранного государства.
Международные договоры, в которых участвует РФ, различают два основных
варианта возбуждения уголовного преследования.
1. Преступник после совершения преступления натерритории РФ скрывается за
границей и не выдается Российской Федера-

. Кандидат юридических наук, доцент Воронежского государственного
университета.
ции. В этом случае виновный привлекается к ответственности по
законодательству того государства, в котором он был задержан.
Так, ст. 12 Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием,
финансированием и обучением наемников 1989 г. устанавливает, что
государство, на территории которого находится предполагаемый преступник,
если оно не выдает его, передает дело своим компетентным органам для целей
уголовного преследования посредством проведения судебного разбирательства в
соответствии с законодательством этого государства. Эти органы принимают
решение таким же образом, как и в отношении любого другого тяжкого
преступления1.
По ст. 689 УПК Франции любой французский гражданин, за совершенное вне
пределов Французской Республики деяние, квалифицируемое как преступление,
может быть подвергнут преследованию и судим французским судом.
2. Преступление совершено за рубежом, преступник задержан в РФ и не
выдается иностранному государству. В этом случае виновный привлекается к
ответственности по российскому законодательству.
Например, на основании ст. 59 Договора между РФ и Республикой Албания о
правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным
делам 1995 г., Российская Федерация по просьбе компетентных органов
Республики Албания обязана возбудить в соответствии со своим
законодательством уголовное преследование против российских граждан,
подозреваемых в совершении преступлений на территории Албании2.
Поскольку на практике вопрос о привлечении к уголовной ответственности в РФ
лиц, совершивших преступление за пределами РФ, вызывает наибольшие
сложности, рассмотрим его подробнее.
Согласно ч. 1 ст. 12 УК РФ, граждане России и постоянно проживающие в РФ
лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат
ответственности по российскому УК, если совершенное ими деяние признано
преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и
если эти лица не были осуждены в иностранном государстве.
Таким образом, УК устанавливает лишь два условия привлечения к
ответственности указанных лиц:
а) деяние является преступлением и в РФ, и в иностранном государстве;
б) отсутствует иностранный приговор за то же деяние. Как видим,
международные договоры в ч. 1 ст. 12 УК РФ вообще не упомянуты. Между
тем международно-правовые
нормы устанавливают более широкий, нежели российский УК, перечень оснований
привлечения к ответственности лиц, совершивших преступление вне РФ.
Например, уголовное преследование в РФ не может быть возбуждено, если в
иностранном государстве было принято иное, чем приговор, окончательное
решение по данному деянию (ст. 75 Конвенции СНГ о правовой помощи и
правовым отношениям по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.)3.
Не вполне также ясно, на каком основании лица без гражданства для целей
привлечения к уголовной ответственности в РФ поделены на постоянно и не
постоянно проживающих в нашем государстве? Не нарушается ли тем самым
конституционный принцип равенства всех перед законом? Да и международные
договоры РФ такого условия не содержат.
Еще один важный момент. В соответствии с ч. 3 ст. 12 УК иностранные
граждане и лица без гражданства, не проживающие в РФ постоянно и
совершившие преступление вне пределов России, подлежат ответственности по
УК РФ в случаях, если преступление направлено против интересов России, и в
случаях, предусмотренных международным договором РФ, если они не были
осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной
ответственности на территории РФ.
Непонятно, к какой категории лиц относится признак "не проживающие
постоянно в Российской Федерации"? Только к лицам без гражданства или же и
к иностранным гражданам и к лицам без гражданства? Логико-структурный
анализ ч. 3 ст. 12 УК дает все основания утверждать второе. Для того чтобы
считать, что в этой норме речь идет о всех иностранцах и части лиц без
гражданства (не проживающих в РФ постоянно), формулировка по правилам
русского языка должна быть следующей: "иностранные граждане, а также не
постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства".
Нынешняя же редакция ч. 3 ст. 12 позволяет относить признак "не проживающие
постоянно" как к иностранцам, так и к лицам без гражданства и тогда
возникает вопрос о возможности привлечения к ответственности иностранного
гражданина, постоянно проживающего в РФ и совершившего преступление за
рубежом.
Не раскрыто Кодексом и содержание термина "постоянно проживающий в РФ
иностранец". В административном праве, например, под таким лицом понимается
иностранец, которому выдан вид на жительство в РФ, в финансовом праве —
иностранец, проживающий в РФ более 183 дней в календарном году, и т.д.
Кроме того, данное понятие используется и в международных договорах.

В соответствии со ст. 1 Договора между РФ и Республикой
Грузия о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно
проживающих на территории Республики Грузия, и граждан Республики Грузия,
постоянно проживающих на территории Российской Федерации, 1995 г.4
гражданин одной Стороны считается постоянно проживающим на территории
другой Стороны, если он на основании разрешения, выданного этой другой
Стороной, постоянно проживает на ее территории и при этом не является
лицом, постоянно проживающим на территории Стороны своего гражданства в
соответствии с ее законодательством. Понятие "разрешение" указывает на то,
что в Договоре используется "административный" подход.
Так что и ч. 1, и ч. 3 ст. 12 УК не определяют, какой из критериев следует
применять при определении "постоянного проживания" применительно к проблеме
ответственности за преступления, совершенные за пределами РФ. Данный вопрос
требует (если все-таки оставить в УК разграничение условий привлечения к
ответственности по признаку постоянного проживания) специального
урегулирования. Впрочем, по моему глубокому убеждению, никаких различий в
зависимости от места проживания для целей привлечения к уголовной
ответственности иностранцев в РФ быть не должно. Иное, как уже говорилось,
нарушает принципы равенства и недискриминации людей по различным
основаниям.
Следующая проблема. Часть 3 ст. 12 УК говорит об осуждении преступника в
иностранном государстве как одном из оснований отказа в возбуждении
преследования лица, совершившего преступление за рубежом. Вместе с тем,
многие акты зарубежного законодательства (подобно российскому УПК)
закрепляют иные основания принятия окончательного решения по уголовному
делу, когда дело прекращается на стадии предварительного расследования (как
по реабилитирующим, так и по нереабилитирующим основаниям)5.
Такого рода обстоятельства закреплены и в ст. 36 Модельного УПК для
государств—участников СНГ, утвержденном Межпарламентской Ассамблеей СНГ в
1996 г. и носящем рекомендательный характер6.
Необходимо также принимать во внимание, что по некоторым международном
договорам Российская Федерация приняла на себя обязательство учитывать при
расследовании и рассмотрении уголовных дел решения правоохранительных
органов иностранных государств. Например, в соответствии со ст. 62 Договора
между РФ и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовым
отношениям по гражданским, семейным и уголовным делам 1992 г. выдача
преступника не имеет места, если в
отношении лица, о выдаче которого направлена просьба, на территории
запрашиваемой Стороны за то же преступление был вынесен приговор или
постановление о прекращении производства по делу, вступившие в законную
силу7.
Еще один вопрос. Как уже говорилось, на основании ч. 3 ст. 12 УК РФ
иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в
России и совершившие преступление вне пределов РФ, должны подлежать
уголовной ответственности по У К РФ в случаях, предусмотренных
международными договорами.
Договоры о борьбе с отдельными видами преступлений устанавливают
возможность осуществления уголовной юрисдикции РФ за преступление,
совершенное за рубежом, не только в случаях, когда оно направлено против
интересов РФ, но и когда потерпевший от преступления является гражданином
России, преступление совершено на воздушном или морском судне,
зарегистрированном в РФ, преступник задержан на территории РФ и т.д. (ст. 6
Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности
морского судоходства, 1988 г.8, ст. 10 Конвенции о безопасности персонала
ООН и связанного с ней персонала 1994 г.' и др.).
Эти положения также имеют юридическое значение для определения возможности
осуществления уголовной юрисдикции РФ в отношении лиц, совершивших
преступление за рубежом.
Итак, в соответствии с международными обязательствами РФ за преступление,
совершенное вне пределов РФ, лицо (гражданин РФ, иностранец, лицо без
гражданства) подлежит ответственности в России, если:
деяние признано преступлением и в РФ, и в иностранном государстве;
в отношении виновного в иностранном государстве за это же деяние не вынесен
приговор или не принято иное окончательное решение по делу, вступившие в
законную силу;
не установлены иные основания отказа в возбуждении уголовного
преследования.
Как видим, и ч. 1 и ч. 3 ст. 12 УК РФ нуждаются в серьезной корректировке,
приведении в соответствии с международными

обязательствами РФ.
Нужно сказать, что Российская Федерация участвует в нескольких десятках
международных договоров, предусматривающих возможность возбуждения
уголовного преследования по просьбе иностранного государства.
Эти договоры условно можно разделить на три большие группы:
межгосударственные соглашения о борьбе с отдельными видами преступлений;
межгосударственные договоры о правовой помощи по уголовным делам;
соглашения, заключаемые Генеральной прокуратурой РФ.
Рассмотрим подробнее положения этих договоров.
I. В межгосударственных соглашениях о борьбе с отдельными видами
преступлений (ст.ст. 6, 7 Конвенции о борьбе с незаконным захватом
воздушных судов 1970 г., ст.ст. 6, 7 Конвенции о борьбе с захватом
заложников 1979 г., ст. 6 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота
наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.10 и т.д.)
зафиксировано обязательство РФ возбуждать уголовное преследование в
отношении лица, совершившего преступление за рубежом, но задержанного на
территории РФ.
Если на основании указанных соглашений лицо не выдается иностранному
государству, Российская Федерация должна передать дело своим
правоохранительным органам для целей уголовного преследования.
При этом самого порядка возбуждения уголовного преследования конвенции не
регламентируют, относя этот вопрос к сфере действия национального
процессуального законодательства.
II. Договоры о правовой помощи регламентируют вопросы возбуждения
уголовного преследования по просьбе иностранного государства более
подробно.
Правда, далеко не все договоры предусматривают возможность такого рода
правовой помощи. В частности, данное действие не закреплено в Договоре
между СССР и Тунисской Республикой о правовой помощи по гражданским и
уголовным делам 1984 г.11, Договоре между РФ и КНР о правовой помощи по
гражданским и уголовным делам 1992 г.12, Договоре между РФ и Канадой о
взаимной правовой помощи по уголовным делам 1997 г.13 и ряде других.
Договоры устанавливают, в частности, условия, при которых возбуждается
уголовное преследование, определяют реквизиты документов, необходимых для
принятия решения о возбуждении дела, основания отказа в удовлетворении
запроса и т.д.
Следует также отметить, что упомянутые нормы действуют лишь в отношении
граждан государств, участвующих в договоре. Например, согласно ст. 72
Конвенции СНГ 1993 г., Российская Федерация обязуется по поручению
иностранного правоохранительного учреждения осуществлять в соответствии со
своим законодательством уголовное преследование против собствен-
ных граждан, подозреваемых в том, что они совершили на территории
запрашивающей стороны преступление.
Аналогичные положения закреплены и в двусторонних договорах о правовой
помощи (см., например, ст. 35 Договора между СССР и Республикой Кипр о
правовой помощи по гражданским и уголовным делам 1984 г.14, ст. 59 Договора
между РФ и Латвийской Республикой о правовой помощи 1993 г., ст. 59
Договора между РФ и Республикой Грузия о правовой помощи и правовых
отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1995 г.15 и др.).
Однако при реализации этих норм в РФ возникает серьезная проблема: ст. 108
действующего УПК не предусматривает в качестве "поводов и оснований к
возбуждению уголовного дела" поручения учреждений юстиции иностранных
государств. Считать таковыми "сообщения предприятий, учреждений,
организаций и должностных лиц" (п. 3 ч. 1 ст. 108 УПК), конечно, можно, но
при принятии УПК РСФСР в 1960 г. имелись в виду лишь отечественные
организации и должностные лица16.
Подобный подход к основаниям уголовной ответственности сохранен и в
современной литературе по уголовному процессу17.
Иначе говоря, если дословно следовать требованиям российского УПК,
уголовное дело в РФ в отношении преступления, совершенного за рубежом, по
просьбе иностранного учреждения юстиции вообще возбуждено быть не может —
отсутствуют поводы к возбуждению.
Данное обстоятельство, а также слабое знание международных договоров
практическими работниками, отрицательно влияет на работу российских
правоохранительных органов.
Типичная ошибка российских следователей — получив из иностранного
государства поручение о задержании и выдаче лица, совершившего преступление
за пределами РФ, и выяснив, что виновный успел получить российское
гражданство, российские следователи не только не уведомляют запрашивающее
государство о возможности возбуждении в РФ уголовного преследования данного
лица в соответствии с международными договорами, но и не возбуждают
уголовного преследования самостоятельно на основании ст. 12 УК РФ.
Таким способом, например, избежал уголовной ответственности К.,
разыскиваемый правоохранительными органами Узбекистана за совершение
нескольких крупных краж и вступивший в гражданство РФ до получения
требований о своей выдаче. В этой связи представляется необходимым обязать
паспортно-ви-зовую службу МВД РФ более тщательно проверять лиц,
ходатайствующих о получении российского гражданства.
Среди оперативных работников положение со знанием международных договоров
еще хуже. В частности, из 43 опрошенных автором сотрудников областных
управлений МВД РФ, ФСНП РФ, ФСБ РФ только один был осведомлен о возможности
возбуждения уголовного преследования иностранцев в государстве их
гражданства за преступления, совершенные в РФ. Что уж тут говорить о
работниках районных подразделений ...
Следующая проблема возбуждения уголовного преследования в порядке правовой
помощи. Практически все договоры РФ о правовой помощи фиксируют правило:
заявления об уголовном преследовании, поданные потерпевшими в его
компетентные учреждения в надлежащие сроки, действительны и на территории
другого государства—участника договора (ст. 59 Договора между РФ и
Республикой Кыргызстан о правовой помощи и правовых отношениях по
гражданским, семейным и уголовным делам 1992 г.18, ст. 59 Договора между РФ
и Республикой Грузия о правовой помощи 1995 г. и др.).
В данном случае речь идет о неизвестном российскому УПК приравнивании по
процессуальному значению заявлений потерпевших, подаваемых в российские
органы правопорядка, и заявлений в зарубежные правоохранительные органы.
Иными словами, правоохранительные органы РФ должны принимать "иностранные"
заявления как если бы они были поданы российскими должностными лицами.
Представляет интерес и норма, закрепленная в некоторых договорах о правовой
помощи (ст. 72 Договора между СССР и Республикой Куба о правовой помощи по
гражданским, семейным и уголовным делам 1984 г.19, ст. 72 Договора между
СССР и МНР о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, семейным и
уголовным делам 1988 г.20, ст. 59 Договора между РФ и Республикой Грузия о
правовой помощи 1995 г.): обязанность осуществления преследования
распространяется и на правонарушения, которые по законам запрашивающей
стороны рассматриваются как преступления, а по законам запрашиваемой
стороны — как административные проступки.
Очевидно, что хотя статьи, в которых закреплены указанные положения, и
называются "Обязанность осуществления уголовного преследования", в России
речь может идти лишь о привлечении виновных к административной
ответственности, поскольку за данное деяние уголовная ответственность в РФ
не предусмотрена. На мой взгляд, имеет место неудачная формулировка
договоров.
Теперь о реквизитах поручения об осуществлении уголовного преследования.
Согласно ст. 73 Конвенции СНГ 1993 г., поручение об осуществлении
уголовного преследования должно содержать:

Ч П {
а) наименование запрашивающего учреждения;
б) описание деяния, в связи с которым направлено поручение об осуществлении
преследования;
в) возможно более точное указание времени и места совершени

Новинки рефератов ::

Реферат: Православие и культура. Особенности вероучения и культа. (Культурология)


Реферат: Международные экономические организации (История)


Реферат: Учение Фрейда (Психология)


Реферат: Анализ структур, характеристик и архитектур 32-разрядных микропроцессоров (Компьютеры)


Реферат: Генетика (Биология)


Реферат: Списывание как один из основных видов упражнений при обучении орфографии (Педагогика)


Реферат: Политическая история Полоцкого княжества 12 века (История)


Реферат: Применение компьютера в педагогических исследованиях (Педагогика)


Реферат: Литература буддизма (Религия)


Реферат: Модели принятия решений (Менеджмент)


Реферат: Необходимость и возможность как реальные модальности онтологии в философском наследии Б. Спинозы (Философия)


Реферат: Пищевая ценность овощей (Кулинария)


Реферат: Учет накладных расходов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Выдающиеся отечественные и зарубежные учёные, внёсшие существенный вклад в развитие и становление информатики (Программирование)


Реферат: Нормативный метод калькулирования затрат на производство (Бухгалтерский учет)


Реферат: История водопровода в СПб (История)


Реферат: Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками у младших школьников (Педагогика)


Реферат: Алкоголизм, табакокурение и наркомания. Подверженность молодежи к алкоголизму (Социология)


Реферат: Ввод и форматирование текста в Word (Программирование)


Реферат: Апокалипсис (Религия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист