GeoSELECT.ru



История / Реферат: Античность и культура (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Античность и культура (История)



МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


РЕФЕРАТ
по культурологии
НА ТЕМУ


Культура
античности


Выполнил: студент 2-го
курса юридического
факультета
______________
Преподаватель:
Суркова Л. И.


г. Майкоп
1999г.

ПЛАН

Введение

1. Культура древней Греции
2. Культура древнего Рима
3. Античная наука

Заключение

Список литературы
.
Введение

Во многовековой истории развития человеческого общества особая роль
принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным образом, его
вкладом в мировую культуру. При этом культура античности (как и культуры
других эпох) рядом исследователей часто отождествляется с понятием
"цивилизация", как это имеет место, например, во взглядах Э.Тэйлора.
Отождествление этих понятий ведет к неясности в понимании самого содержания
культуры.
В научной литературе существуют различные определения цивилизации. В
социально-философской литературе цивилизацией называется этап человеческой
истории, следующий за варварством. Вместе с тем в литературе часто
встречаются определения типа "европейская цивилизация", "американская
цивилизация", "русская цивилизация" и другие, которые подчеркивают
своеобразие региональных культур.
По мнению И.Ф.Кефели, культура - процесс активной деятельности
человека, направленной на освоение, познание и преобразование мира,
совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных
ценностей, отражающих уровень достижений человека в освоении мира.
Большинство современных специалистов считают, что культурный процесс
включает способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей,
необходимых человеку, и что овладение культурой предполагает освоения
умений и знаний, необходимых для труда, общения и познания.
Таким образом, под культурой современная наука понимает все то, что
создается людьми, в отличии от того, что существует в природе помимо
человека, другими словами, всю творческую деятельность людей во всем ее
многообразии, во всей ее многогранности. Под цивилизацией же мы понимаем
один из периодов истории культуры. Периоды эти следующие: дикость -"период
преимущественно присвоения готовых продуктов природы" (Энгельс); варварство-
эпоха, характеризующаяся изобретением глиняной посуды, общим усложнением
орудий труда, начатками животноводства и земледелия (в обычном
словоупотреблении "варварство" сделалось обозначением грубости,
жестокости, культурной отсталости и реакционности); цивилизация-эпоха,
начинающаяся с изобретения алфавитной письменности и характеризующаяся
усложнением обрабатывающей промышленности, большим ростом
производительности труда, непрерывным углублением классовых противоречий и
основанной на этих противоречиях государственной организацией.
Цивилизация античности - один из периодов развития культуры, которое
происходило в границах Древней Греции и Древнего Рима.

Культура Древней Греции

На рубеже III-II тысячелетия до н. э. предки поднейших греков,
двигаясь из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров. Пространство,
примыкавшее к Средиземному морю, было заселено людьми, которые говорили на
языке, не относящемуся ни к индоевропейской, ни к семитской группам.
Позднейшие греки, за исключением дворян, сами считали себя автохтонными
населением Греции, однако и у них сохранялось представление о существовании
некоторого древнего, догреческого народа, карийцев, лелегов, или
пеласгов, первоначально населявших Элладу и прилегающие острова.
Итак, в районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три
культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская, с центром
на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах;
и элладская - в собственно Греции. Отражением критской культуры в
материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль
сыграли, очевидно, художники и ремесленники с Крита, привезенные в
качестве рабов победителями - ахейцами.
Около 1700 г. до н. э. в Греции формируется микенская культура,
которая, в свою очередь, делится на периоды: раннемикенской (до 1550 г. до
н. э.), среднемикенский (1550 - 1400 гг. до н. э.) и позднемикенский (1400
- 1200 гг. до н. э.).
Около 1700 г. до н. э. в Арголиде - центре власти микенских
правителей - стали особенно сильно ощущаться влияния минойской культуры,
шедшие с Крита. Женщины начали одеваться на подобии негритянок, появились
святилища критского типа, в которых приносили жертвы богини с Крита.
Испытывая воздействие более развитой цивилизации, ахейцы сохраняли ,
однако, несмотря на это, многие черты культуры, принесенной ими с севера.
В отличие от критян они продолжали носить усы и бороды, жили в мегаронах с
постоянным очагом. Если обитатели Крита господствовали на море и потому
не опасались вторжения на их остров, то ахейцы строили мощные
оборонительные сооружения против возможных нападений с севера и
восстаний покоренного ими населения.
Женственной, изысканной минойской культуре противостояли суровость и
мужественность нарождавшейся микенской цивилизации.
Все это нашло свое отражение как в монументальной архитектуре, так и
в тематике стенных росписей в материковой Греции того времени, где
излюбленными оставались темы войны и охоты. Символами могущества местных
царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обнесенные мощными
стенами. Конструкция этих укреплений отличалась от конструкции критских
построек. Чтобы понять это, достаточно постоять в Микенах у знаменитых
Львиных ворот, украшенных рельефом с изображением двух львиц в окружении
огромных, громоздящихся один на другой каменных блоков. Греки считали,
что эти стены воздвигли циклопы - одноглазые великаны; на самом же деле
то был результат труда тысяч людей, свободных и рабов, которых ахейцы
захватывали в своих далеких военных походах.
До 1953 г. микенская цивилизация разговаривала с нами лишь языком
величественных памятников архитектуры и живописи. Но расшифровка
англичанами М.Вентрисом и Дж. Чедвиком микенской письменности позволила
услышать также язык глиняных табличек, содержащих инвентарные описи
микенских дворцов. Хотя уже было известно о существовании трех систем
письменности в эгейском мире: древнейшее, иероглифическое письмо (первая
половина II тысячелетия до н. э.) и две системы линейного письма - А
(XVII - XIV вв. до н. э.) и Б (примерно XIV - XI- II вв. до н. э.), тем
не менее только в 1953 г. удалось прочесть тексты, созданные на основе
самой "младшей" из этих систем, а именно линейного слогового письма Б, и
установить, что записи сделаны на греческом языке. Линейное письмо А
остается и поныне нерасшифрованным, но, как представляется, пользовались им
не греки, а догреческое население Крита.
В Древней Греции существовало множество профессий, такие как
каменщики, плотники, корабелы, гончары, кузнецы, изготовители боевых луков
и мебели, ювелиры, пекари и множество других, что свидетельствовало о
высоком развитии их науки и культуры.
Микенские документы принесли с собой немало открытий в области
истории религии. В длинном списке богов встречаются Зевс, Гера, Посейдон,
Афина и Артемида. Неожиданностью для ученых оказалось существование
женских соответствий: Посейдону - богине Посидеи, и Зевсу - богини Девии,
которых классическая Греция не знала, подобно тому, как не было в
классический период "жрицы цветов", упоминаемой в кносских текстах. Но
самым большим открытием явилось существование уже в ту эпоху культа
Диониса, ибо имя это мы находим в табличках, но как имя человека, а не
бога.
Великолепные памятники античной культуры - поэмы Гомера "Иллиада" и
"Одисея" (VI в. до н. э.). Когда-то афинская молодежь заучивала их
наизусть, что являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не только
большое значения, как произведения исскуства, им предавалось также важное
государственное, социальное и нравственное значение. Эти поэмы о
человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и
судьбе. Во все времена они читались , как глубоко современные.
Поэмы учат спокойному отношению к смерти как естейственной
необходимости. Приводя много ценных наблюдений. Например, о том, что
сильное чувство двулико: горе и разъединяет и сплачивает; плач
одновременно несет просветленье и т. д.
Античная культура - это также культура Сократа, философа,
поставившего знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу
учил он и своих учеников. Рассказывают, что он присматривался к одаренным
юношам и из них готовил учеников.
Сократ не писал книг, считал, что в них мысль мертвеет, становится
правилом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по Сократу,
состоит в том, чтобы не обольщаться своими знанием, не абсолютизировать его
("Я знаю,что ничего не знаю"). Самое позорное невежество - "воображать что
знаешь то, чего не знаешь". Сократ был постоянно добродушен и радостен,
чем раздражал, вызывал нападки, его били. Ученики возмущались и
спрашивали, почему учитель не отвечает тем же. Сократ отвечал: "Разве я
потащу в суд осла, если он меня лягнул?".
Особенностью античной культуры было стремление сделать культуру
способом жизни (мы это видели на примере Сократа). Это относилось не только
к философам, но и к искусству, поэзии. Греческая культура во многом
основала дальнейшее развитие культуры. Основными символами ее были два
бога: Аполлон и Дионис, породившие, как считали древние греки, два
противоположных мироощущения и две культуры. Бог Аполлон - бог
пластического искусства, умеренности, гармонии, красоты и покоя. Бог
Дионис - бог раскованности и свободы, стихии природы и инстинктов, бог вина
и виноделия, непокоя и чрезмерности.
Почитание Аполлона привело к господству пластического искусства,
искусства Гомера, эпохи Ренессанса, христианской религии. Почитание
Диониса привело к рождению греческой трагедии с ее (часто нелицеприятной)
правдой жизни, к философскому пессимизму и нигилизму.
Греки считали, что в культуре, как и в самой жизни, должно сочетаться
аполлоновское ее качество и дионисийское, в противном случае возможна
гибель культуры. Господство аполлоновского в культуре приведет в конце
концов к стагнации, застою. А возобладание дионисийского к разрушению,
протесту ради протеста.
IV в до н. э. ознаменовался в Древней Греции, как век создания
различных школ, хотя обучение стоило очень дорого. Например, обучение
риторике, у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческого оратора той эпохи,
Исократа, стоило едва ли не дороже, чем обучение у софистов, и было
доступно только состоятельной верхушке горожан. Все более многочисленные
философские школы ориентировались также лишь на социальную элиту.
Интенсивная интеллектуальная, творческая жизнь все больше сосредоточивалась
на одном из полюсов общества. Характерно, что обращенное к широким
массам искусство театра, получившее столь явное развитие в Афинах V в. до
н. э., уже не играло в следующем столетии прежней социально -
воспитательной роли. Трагедия переживала упадок, комедия претерпела
существенные изменения. Но если поэзия спустилась с высот, достигнутых ею в
Греции эпохи Перикла, то проза, напротив, поднялась на небывало высокий
уровень. Ораторское искусство IV в. до н. э. вплоть до последних веков
античности оставалось непревзойденным образцом литературного мастерства,
правильности, чистоты и красоты стиля. Еще большее влияние оказала на
последующие поколения, и не только в древности, философия IV в. до н. э.,
представленная именами Платона и Аристотеля. Изобразительное искусство,
особенно скульптуру, прославили в то время шедевры Праксителя и
Скопаса, не уступавшие великим творениям Фидия, Поликлета и Мирона.

Культура Древнего Рима

Культура Древнего Рима, в основном представляла собой
перемешанные культуры других стран. Как, например, кроме многих предметов
быта, заимствованных из Греции и стран Востока, были заимствованы
также моды и нравы. Сципиона Африканского, победителя Ганнибала, видели в
сиракузской палестре в греческой одежде и обуви. Его жена, на восточный
манер, показывалась на людях лишь в сопровождении целой толпы служанок, в
модных тогда колясках, запряженных мулами. Завоевание Тарента в 272 г. до
н. э. оказалось важной вехой не только в политической истории Рима, но и в
истории его литературы.
Тогда вместе с множеством других пленных в Рим прибыл грек Андроник.
Отпущенный на свободу своим господином Ливием Салинатором, он принял имя
Тит Ливий Андроник. Андроник занялся тем, что стал переводить на римский
язык, а затем читать, известные греческие трагедии, главным образом,
Софокла и Еврипида. Современную же ему эллинистическую поэзию он знал мало,
и ее влияние никак не отразилось на его творчестве. Да и навряд ли
индивидуалистическая литература эпохи эллинизма нашла бы тогда отклик у
суровых и сплоченных римлян, впервые бросивших в ту пору вызов всесильному
Карфагену.
Деревняя архитектура с террактовой орнаментикой полностью царила в
Риме в III в. до н. э. и только в следующем столетии начала уступать место
каменным постройкам. Но храмы сооружали из мягкого вулканического туфа, так
как своего мрамора в Италии II в. до н. э. Еще не было: и "лунский",
позднее каррарский, мрамор, и "тибуртинский" твердый известняк -
травертин стали применяться повсеместно уже в эпоху Августа. Ограниченность
в выборе строительного материала наложила отпечаток и на саму архитектуру.
Из мягкого туфа не удавалось вытесывать длинные прочные балки, поэтому
зодчим приходилось создавать арочные своды. кроме того, мягкий туф не
позволял делать ярко выраженные, подчеркнутые орнаменты, как на греческих
мраморных храмах, и надо было украшать постройки гипсовой пластикой.
Все это рано придало римской архитектуре иной, отличавший ее от
греческой характер. Своеобразие римской архитектуры хорошо видно,
например, в сооруженном Квинтом Лутацием Катулом табулярии
(архивохранилище), обращенном фасадом на форум, с арками между
дорическими полуколоннами, со сводчатыми покрытиями внутренних корридоров.
Начав покорять мир, римляне знакомились со все новыми способами
украшения домов и храмов, в том числе с фресковой живописью. С традициями
эллинистических фресок тесно связан первый римский тип живописи - так
называемый помпейский, изученный по фрескам, обнаруженным археологами в
раскопанных археологами провинциальных Помпеях и в других городах
Кампании. Интересно, что как и в тогдашней римской риторике, здесь
сосуществовали и нередко выступали два стиля - простой, с тонким рисунком,
и рядом другой, патетический, со светотенями и насыщенными цветами. Эти
своеобразные "аттицизм" и "азиазианизм" в живописи соседствовали иногда на
стенах одной и той же комнаты, как, например в вилле Фарнезина в Помпеях.
В скульптуре явлением, характерным для оригинального римского
искусства, стал начиная со II в. до н. э. реалистический портрет. В
новизне и самобытности римского скульптурного портрета нетрудно убедиться,
если сравнить грубоватые, крестьянские лица на надгробных рельефах эпохи
республики с тонко моделированными, рафинированными эллинистическими
портретами. Пластический реализм римских мастеров достиг расцвета в I в.
до н. э., породив такие шедевры, как мраморные портреты Помпея и Цезаря.
Античная наука

Исходя из содержания понятия культуры, науку следует рассматривать как
явление культуры, т. е. ее областью. Вместе с тем наука как система
развивающего знания отличается от всех явлений культуры прежде всего
тем, что ее содержанием является объективная истина, т. е. что содержание
научного знания не зависит от человечества. В этом знании раскрывается
объективный мир, его законы и свойства, его связи и отношения. Наука
выполняет функцию культуры и потому может рассматриваться как явление
культуры, когда она обращается к человеку, когда добытое ею знание
становится фактором человеческого мира.
Феноменологически наука существует в обществе и, следовательно,
включена в систему исторически определенной культуры.
Так в культуре Древнего Египта знание - существовавшее тогда
зачатки науки - было достоянием лишь посвященных и носило Эзотермический
характер.
В рамках индийской культуры уже в глубокой древности были раскрыты
такие глубинные свойства и способности человеческого организма, существо
которых во многом до сих пор остается не объясненным в позиции
современной биологии и медицины. Но эти знания облекаются в неадекватную
полумистическую форму (йога и другие школы), которую можно было бы
условно назвать символической формой представления научного знания.
И, наконец, на почве древнегреческой культуры впервые появилась и
стала произрастать и развиваться теоретическая форма представления знания,
стали разрабатываться категории научного мышления.
Античная наука возникла в VI в до н. э. в весьма своеобразной
обстановке греческих городов-государств малоазийского и (несколько
позднее) италийского Средиземноморья. Именно эта обстановка послужила той
неблагоприятной средой, которая способствовала зарождению особой формы
умозрения, приведшей в дальнейшем к развитию теоретического - как
философского, так и научного - мышления. Если в большинстве древних
цивилизаций города - государства представляли собой автократические или
теократические деспотии, то в греческом полисе VII-VI вв. до н. э. мы
впервые встречаемся с демократией как общностью свободных граждан, равных
друг перед другом и перед законом.
Каждый гражданин полиса участвовал в выполнении общественных функций
и в защите государства от внешнего врага независимо от его сословного и
имущественного положения. Каждый имел право выступать на народных
собраниях и убедительно (т. е. логически обоснованно) защищать свою точку
зрения. Любовь древних греков к словесному агону, т. е. спору,
засвидетельствованная еще у Гомера, привела в этих условиях к развитию
искусства устной аргументации и в конечном счете к разработке приемов
логического доказательства.
Большое и подчас недооцениваемое значение имело в греческих городах -
государствах отсутствие сословий чиновников и жрецов. Что касается
религии, то она рассматривалась как чисто гражданское установление,
возлагавшее на граждан обязанности по выполнению определенных обрядов, но
не накладывавшее никаких ограничений на них внутренние убеждения. Это
способствовало возникновению в греческих (ионийских) полисах атмосферы
свободомыслия, которой не знала ни одна страна Древнего мира.
Одной из характернейших черт античного общества было отсутствие
заметного взаимодействия между наукой и техникой. Это не означало что
античная техника была примитивной, находившейся на очень низком уровне
развития. Наоборот: в VI в. до н. э., в эпоху зарождения греческой науки,
греческие ремесла и такие инженерные дисциплины, как строительное дело,
кораблестроение и другие, находились на передовом крае технических
достижений той эпохи. Здесь действовали традиции отчасти заимствованные
у народов Востока, отчасти же унаследованные со времен эгейской
цивилизации. Так, например, Геродот приводит несколько примеров достижений
инженеров с острова Самос, которые особенно славились в то время. В
частности он говорит о водопроводе, созданном по проекту Эвпалина и
проходившем по туннелю, который был прорыт сквозь гору и имел длину около
одного километра. Долгое время историки относились к этому сообщению
Геродота с недоверием, но в конце XIX в. немецкая археологическая
экспедиция действительно обнаружила этот туннель.
Самым интересным было то, что в целях ускорения работы туннель рыли
одновременно с обеих сторон горы. Впоследствии Герон привел в сочинении
"Диоптра" геометрическое построение, которое должно было быть
осуществлено для того, чтобы рабочие, прорывавшие туннели, встретились
в середине горы. Это была совсем не простая задача, требовавшая не только
определенных знаний, но и большой точности в провидении геодезических
измерений.
Зарождение теоретической математики следует отнести ко времени
первых, еще, вероятно, не очень строгих попыток Фалеса доказать
геометрические теоремы - о том, что круг делится диаметром на две равные
части; о том, что углы при основании равнобедренного треугольника равны и
т. д. Сами по себе эти положения уже в то время казались, вероятно
достаточно тривиальными. Новым было то, что Фалес впервые попытался их
логически обосновать. Тем самым он положил начало дедуктивной математике -
той математике, которая впоследствии была превращена в стройную и
строгую систему трудами Гиппократа Хиосского, Архита, Эвдокса, Эвклида,
Апполония Пергского и других великих ученых эпохи расцвета греческой
культуры. Но все открытия этих ученых очень мало использовались в
повседневной жизни.
Исключением может служить, казалось бы, пример Архимеда.
Действительно, Архимед был ученым, который соединил в своем лице
гениального математика и замечательного инженера. Подчеркивающие этот
факт историки науки указывают, что именно Архимед предвосхитил то
развитие, которое приняла наука нового времени.
Античная наука отражала особенности греческого склада мышления, несла
на себе печать греческого мироощущения, исходила из того образа мира,
который сложился еще в эпоху ранней греческой классики. Этот образ
мира нашел свое отражение и в других сферах античной культуры - в
частности, в греческой литературе и греческом искусстве.
Как было указано выше, основным методом греческой науки было
созерцание. Уже этим самым объясняется то развитие, которое в античности
получила астрономия. Действительно, что могло быть более достойным
объектом созерцания, чем небесный свод с движущимися по небу светилами?
Это прекрасно выразил Анаксагор в приписываемой ему знаменитой апофеме. На
вопрос, для чего человеку лучше родиться, чем не родиться, Анаксагор
отвечал: "чтобы созерцать небо и устройство всего миропорядка".
Между тем греческие ученые, начиная с Фалеса, только тем и
занимались, что конструировали различные модели космоса. Первые модели были
крайне несовершенными и произвольными, ибо они строились чисто
умозрительно, без учета данных о движении небесных тел. Таких данных
вначале у греков вообще не было. Но к началу IV в. до н. э. греческая
наблюдательная астрономия уже имела существенные достижения.
Следует подчеркнуть еще одно отличие античной науки от науки нового
времени. Наука нового времени, творцами которой были великие ученые эпохи
Возрождения и ХVII в., с самого начала была наукой интернациональной.
Коперник, Бэкон, Галилей, Декарт, Кеплер - все они были представителями
различных наций. Античная наука - это прежде всего греческая наука. То
что рабовладельческое общество может обходиться без науки показывает пример
Рима. Практическому складу римского ума было чуждо стремление к
теоретическому умовоззрению, являвшееся столь характерным признаком
греческой научной мысли. Несмотря на это, Рим дал миру великолепных
поэтов, глубоких моралистов, замечательных историков, блестящих ораторов.

Заключение

Следовательно, культура или цивилизация в широком этнографическом
смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства,
нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и
привычек, усвоенных человеком, как членом общества.
Являясь вторым самостоятельным этапом истории мировой культуры
античная (греко-римская) культура построена на вере в силу освобожденного
человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием
ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие
мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры,
шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития
культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и
социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о
добре, зле, чести и бесчестии являются современными.
На почве античной культуры впервые появилась и стали развиваться
категории научного мышления, велик вклад античности в развитие
астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и
наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени,
развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для
дальнейшего развития мировой культуры.



Список литературы

А.И.Арнольдов. Введение в культуру.- М.: Народная Академия культуры и
общечеловеческих ценностей, 1993.
В.И. Добрынина. Культура и цивилизация // Cоциально-политический
журнал.-1994.- N 2. - С.92-106.
К.Куманецкий. История культуры древней Греции и Рима.- М:Высшая
школа,1990.
Л.З.Немировская. Культурология. История и теория культуры. - М.:1992.
В.М.Хачатурян. Теория цивилизаций в русской исторической мысли //
Новая и новейшая история. -1995. - N 5. - С.8-18.




Реферат на тему: Античный мир (по курсу "Россия в мировой истории") ([Учебно-методическое пособие])

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ


Московский государственный институт электроники и математики
(Технический университет)



Кафедра истории и политологии



АНТИЧНЫЙ МИР
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ
“РОССИЯ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ”



МОСКВа 1998



Составитель канд. ист. наук Ларионова И.Л.



Античный мир: учебно-методическое пособие по курсу “Россия в мировой
истории” / Московский государственный институт электроники и математики;
Сост. Ларионова И.Л.М.,1998.



В учебно-методическом пособие даются рекомендации по изучению
источников и исторической литературы по теме, рассматриваются характерные
черты античной цивилизации, обозначены основные моменты исторического пути
Древней Греции и Древнего Рима. Пособие может быть использовано студентами
технических ВУЗов, изучающими курс “Россия в мировой истории” для
подготовки к семинарским занятиям, контрольным работам, зачетам и
экзаменам.



АНТИЧНЫЙ МИР
1. Древняя Греция

- Крито-микенская цивилизация, существовавшая на территории Греции в
III-II тысячелетиях до н.э., была создана не греческими (не эллинскими)
племенами, и непосредственной преемственности между ней и собственно
древнегреческой цивилизацией нет.
- Единого государства на территории Греции в период античности не
сложилось. Основной государственной единицей был полис - город-государство.
Греция представляла собой совокупность самостоятельных полисов.
- Греческие полисы, имея между собой много общего, что и выражается
понятием античный город-государство (полис), существенно отличались между
собой характером преобладающей хозяйственной деятельности (земледелие или
ремесло и торговля), общественным строем (основными производителями могла
быть или особая категория зависимого населения - илоты, или же свободные
граждане и выходцы из других государств - метеки , политическим строем
(демократия, аристократическая республика, монархия (тирания).
- Наиболее сильными государствами, боровшимися между собой за влияние
во всем греческом мире, были в VI-IV вв. до н.э. Афины и Спарта,
представлявшие собой различные модели полиса. Оба города-государства сумели
создать союзы греческих полисов - Афинский морской союз (Афины) и
Пелопоннесский союз (Спарта), чем и определялось могущество Спарты и Афин.
- Подчинение Греции Македонией к середине IV в. до н.э. было
обусловлено общим кризисом греческого античного мира в IV веке, сущность
которого заключалась в кризисе полиса как типа государства. Пелопоннесская
война между Афинами и Спартой, в которой участвовали так или иначе все
греческие полисы, ослабила Грецию и облегчила задачу Македонии.
- Победа Древнего Рима над Македонией привела к тому, что в начале II
в. до н. э. Греция оказалась под властью Рима.

Древние Афины
Приведенные в хрестоматии документы отражают процесс становления
государства а Афинах, приведший к образованию афинского демократического
полиса. Основные этапы этого процесса связаны с деятельностью выдающихся
греческих законодателей-реформаторов: Солона (начало VI в. до н.э.),
Клисфена (конец VI в. до н.э.) и Перикла (середина V в. до н.э.), с
правлением которого связан расцвет афинской демократии. Прочитайте документ
№5 . Ответьте на следующие вопросы:
1) Какие причины вызвали необходимость реформ Солона?
2) Почему афиняне поручили проведение реформ именно Солону?
Отвечая на эти вопросы, необходимо иметь в виду следующее:
Государства в полном смысле слова во времена Солона еще не было. Его
становление в Аттике (область материковой части Греции, центром которой
являлись Афины) проходило в борьбе между общинниками-землевладельцами и
землевладельческой родовой знатью. Знать названа в документе богатыми, а
общинники - бедными.

Прочитайте документ № 6. Ответьте на следующие вопросы:

Какие реформы осуществил Солон
а) в социально экономической области
б) в политической области
2. Как вы считаете, что в реформах Солона отвечало интересам общинников-
землевладельцев, а что - интересам родовой знати?
3. Осуществил ли Солон все мероприятия, которые ожидал от него простой
народ, или нет? Как вы думаете, почему?
4. Каково значение реформ Солона с точки зрения становления афинского
демократического полиса?

При ответе на эти вопросы следует иметь в виду, что:

1. Фила - основная единица родового общества в Греции. Она представляла
собой объединение родов (племя). Солон сохранил прежние четыре филы, но
придал им территориальный, а не родовой характер.
2. Государство - организация, власть которой распространяется на
определенную территорию. Власть органов управления в родовом обществе
обязательна только для членов родовой организации.
3. Ареопаг (совет ареопагитов) - высший орган власти в Афинах в период
разложения родового строя. Состоял из представителей знати. Поручить
ареопагу охранять законы означало существенно сузить его полномочия.

Прочитайте документ № 7. Ответьте на следующие вопросы:

1. В чем заключались реформы Клисфена?
2. Каково значение этих реформ?
Необходимо иметь в виду следующее:
1. За 80 лет, прошедшие со времени Солона, соотношение сил в Аттике
значительно изменилось. Развитие ремесла и торговли в Афинах, чему
благоприятствовала политика Солона, а затем тирана Писистрата, превратили
Афины в крупный центр торговой и ремесленной деятельности. Поэтому Клисфен
мог опираться исключительно на городское население. Соответственно об учете
каких-либо требований сельского населения более речи не было. Реформы
Клисфена носили исключительно политический характер.

2. Вспомните пояснение 2 к документу № 6.
3. Реформы Клисфена в основном завершили процесс формирования афинского
демократического полиса. Дальнейшие изменения характеризуют процесс
развития афинской демократии.

Прочитайте документ № 8. Ответьте на следующие вопросы:

1. В чем заключалась роль народного собрания в Афинах?
2. Каким образом народное собрание контролировало должностных лиц?
3. В чем заключались обязанности совета 500 ?
4. Какой орган приобрел при Перикле больше прав, чем имел раньше:
народное собрание или совет 500?
5. Какой мерой обеспечивалось активное участие народа в политической
жизни Афин?

Обратите внимание, что:
1. Народное собрание существовало в Афинах и до Перикла. Его
полномочия, существенно сокращенные в период господства родовой
аристократии, были расширены Солоном и подтверждены Клисфеном.
2. Остракизм - изгнание из Афин путем своеобразного голосования: если
народ решал, что следует прибегнуть к остракизму, каждый писал на черепке
имя того политического деятеля, которого, по его мнению, следовало изгнать.
Изгнанию подвергался тот, чье имя написало большее количество граждан.
Остракизм был важным средством ведения политической борьбы.
3. Выборы по жребию были совершенно случайными, что следует из самого
названия. Когда выборы производились поднятием руки, вопрос решался
большинством голосов.

Прочитайте документ № 9. Ответьте на следующие вопросы:

1. B чем видит автор недостатки афинского государственного строя?
2. Как вы считаете, можно ли считать афинское государственное
устройство идеальной формой демократии ? Обоснуйте свой ответ.
Отвечая на этот вопрос, необходимо учесть, что в число афинских граждан
не входили не только рабы, но и выходцы из других государств, проживавшие в
Афинах , - метеки. Получить афинское гражданство было очень сложно. Даже
пользующийся большим уважением философ Аристотель, проживший в Афинах
большую часть жизни, был метеком. Женщины имели гражданство, но не могли
участвовать в общественной жизни. С другой стороны, обратите внимание на
то, что в Древних Афинах сам народ определял основную политическую линию
государства, избирал, контролировал и смещал должностных лиц. Это была так
называемая непосредственная форма демократии. В современных демократических
государствах существует представительная демократия: не народ, а его
представители выполняют обозначенные функции, и далеко не все.

Древняя Спарта.

Прочитайте документ № 10. Ответьте на следующие вопросы:
1. Какому органу принадлежала в Спарте верховная власть?
2. Из кого он состоял?
3. Из кого и каким образом выбирались геронты?
4. Какую роль играло в Спарте народное собрание?
5. Каким образом менялась эта роль в течение VIII века до н.э.?
6. В чем видит Плутарх достоинства политического строя Спарты?
7. Как вы считаете, каким было государственное устройство Спарты?
(демократическим, аристократическим, монархическим или же этот тип полиса
нельзя охарактеризовать одним словом). Обоснуйте свой ответ.
Отвечая на вопросы, примите во внимание следующую информацию.
1. Учреждение государственного строя, который существовал в Спарте
почти без изменений вплоть до IV в. до н.э., античная традиция приписывает
законодателю Ликургу. По словам Плутарха, к началу политической
деятельности Ликурга в спартанском обществе резко усилилось имущественное
неравенство, обострилась борьба между богатыми и бедными. Ликург решил
ликвидировать неравенство и сделать так, чтобы оно не могло возникнуть в
дальнейшем. Вспомните ситуацию в Аттике накануне реформ Солона. Как вы
считаете, между какими слоями общества обострились отношения в Древней
Спарте? С каким явлением связано это обострение? Ликург уравнял в
политическом отношении знать и простой народ, поставив герусию над теми и
другими.
2. Земля в Спарте принадлежала государству. Она была поделена на равные
участки - клеры. Каждый спартанец (если его признавали полноценным в
физическом отношении) получал при рождении клер, который приносил ему доход
и который он не мог ни дарить, ни продавать. Таким образом, между
спартанцами существовало не только политическое, но и имущественное
равенство.
3. Спартанцы называли свой полис "община равных". Они отрицательно
относились к демократическому строю, существовавшему во многих греческих
городах-государствах, и там, где могли, содействовали утверждению власти
аристократии.
4. Законодательство Ликурга сохранило институт царской власти. В Спарте
было два царя. Их звание было наследственным. Они происходили из двух
знатнейших спартанских родов.Цари выполняли роль жрецов (приносили жертвы
богам) и военачальников. Цари входили в состав герусии.
5. Совет геронтов (герусия) состоял из 30 человек: 28 геронтов и два
царя.
6. Филы - племена. Кроме родовых делений, Лаконика (область
Пелопоннеса, центром которой была Спарта) была разделена на 5
территориальных областей .

Прочитайте документы № 11. Ответьте на следующие вопросы:

1. Каково происхождение илотов?
2. Всегда ли положение илотов было неизменным?
3.Как определяют Павсаний социальное положение илотов?

Отвечая на вопросы, необходимо иметь в виду следующее:
1. Спартанцы в период переселения на Пелопоннес представляли собой союз
дорийских племен. Спартанцы захватили область Пелопоннеса Лаконику и
подчинили себе местное земледельческое население - ахейцев. Земля стала
считаться государственной землей, а коренное население области -
государственными рабами. Илоты работали на клерах спартанцев собственными
орудиями труда. Половину дохода получала семья спартанца, половину - все
работавшие на этой земле илоты. Спартанцы не могли по своему желанию
освобождать илотов. Это могло сделать только государство.
2. Илотов было много больше, чем спартанцев. Каждого спартанца во время
военного похода сопровождало три легковооруженных илота, которые выполняли
роль слуг. При этом часть илотов продолжала работать в сельском хозяйстве.
3. Поскольку многочисленные илоты жили отдельно от спартанцев и без
надзора, а к тому же говорили на одном языке, они представляли большую
угрозу для Спарты. Чтобы предотвратить восстания илотов (которые все равно
время от времени происходили) , спартанцы держали илотов в постоянном
страхе . Периодически они устраивали на них настоящую охоту: подстерегали и
убивали.
4. Илоты не были рабами в полном смысле слова. Они работали на земле,
часть урожая с которой брали себе; у них были собственные орудия труда; их
нельзя было покупать и продавать. Положение илотов в какой-то мере
напоминало положение лишенных средств производства работников храмовых и
царских хозяйств на Древнем Востоке, хотя аналогия не полная.
5. Спартанские илоты не были исключением из общего правила. Подобные
категории населения были также в Фессалии и на Крите.
6. В конце пятого и особенно в IV в до н.э., когда под влиянием мощного
притока денежных средств в Спарту в результате победы Пелопоннесского союза
в войне с Афинами общественно-государственный строй Спарты стал
разлагаться, в Лаконике появилось некоторое количество обычных, покупных
рабов. Они использовались так же, как и большинство рабов в Греции-были
домашними слугами.
7. Рабов в греческих полисах, особенно в Афинах было много, вероятно,
лишь немногим меньше , чем граждан. Но так же, как и на Древнем Востоке,
основой производства они не были. В сельском хозяйстве работало зависимое
население типа илотов или сами граждане . Ремеслом и торговлей занимались в
основном свободные граждане и особенно метеки. И те и другие могли иметь в
качестве помощников рабов. Но в основном рабы трудились на рудниках и
являлись домашними слугами. Свободное сельскохозяйственное население Греции
также использовало рабов, но опять-таки в качестве помощников.
В статье Ю.В.Андреева "Начальные этапы становления греческого полиса//
Город и государство в древних обществах.М.,1982. освещен процесс
формирования основного структурообразующего элемента греческой (и в целом
античной) цивилизации - полиса или города-государства. Проблема полиса и
его кризиса является центральной в античной истории, поскольку античная
цивилизация существовала как система полисов, а кризис и гибель этой
цивилизации представляет собой кризис и гибель полиса как формы организации
политических, социально-экономических и культурных процессов. Что же
представлял собой греческий полис?
В период расцвета греческой цивилизации полис представлял собой
независимое миниатюрное государство (в V в.до н.э. в Афинах было примерно
90 тысяч граждан, 40 тысяч метеков и 70 тысяч рабов). Его центром был город
в собственном смысле слова, то есть укрепленный населенный пункт, в котором
были сосредоточены административные, религиозные и военные функции, притом
значительная (не обязательно большая) часть населения непосредственно или
при помощи своих рабов могла заниматься ремеслом и торговлей. К городу
примыкала сельская округа в лице зависимых от города поселений. Большая
часть населения такого государства была сконцентрирована в городе в
результате так называемого синойкизма - политической интеграции ряда
первоначальных (чаще всего, сельских, но иногда и городских) общин,
сопровождавшейся переселением значительной части населения в один город.
Поэтому полис представлял собой специфический тип общины. В отличие от
других ее разновидностей (родовая, соседская) эта община существовала как
государство, то есть это гражданская община. Это был союз граждан,
направленный, прежде всего, на защиту от внешних врагов. Но гражданская
община выполняла и другие функции. Поскольку город представлял собой место
поселения земельных собственников (чем бы они в городе ни занимались),
принадлежность к общине давала право собственности на землю в полисе.
Гражданин полиса был полноправным частным собственником земли (исключение -
Спарта), но если он терял гражданство, он терял и право собственности, то
есть частная собственность на землю была обусловлена членством в общине -
принадлежностью к числу граждан. Еще одна функция гражданской общины: она
обеспечивала власть и господство над негражданами - метеками и рабами. Эта
функция полиса была наиболее ярко выражена в Спарте, где постоянная
необходимость держать в повиновении илотов способствовала тому, что "община
равных" имела военизированный характер. Социальную основу полиса составляли
граждане среднего достатка, способные нести военную службу. В своем
идеальном варианте полис выступал как республика свободных, самостоятельно
обеспечивающих свое существование земельных собственников. Поэтому рост
имущественного неравенства среди граждан полиса, вызванный все большим
развитием товарно-денежных отношений и отчасти более широким использованием
труда рабов в конце V - начале IV вв. до н.э. привел к размыванию среднего
слоя - социальной опоры полиса и соответственно к кризису всей полисной
системы.
А.Ф. Лосев1 обозначает основные черты картины мира античного человека,
то есть формулирует те мировоззренческие принципы, исходя из которых
человек Античности воспринимал мир.
Обратите внимание на следующие черты этой картины мира:
- человек воспринимает мир как телесный, чувственно осязаемый, живой и
божественный.
- античные боги - это идеи вещей, то есть законы, которые правят миром.
Но поскольку мир телесен, телесны и его законы.
- законы природы обожествляются, но поскольку законы от природы
неотделимы, античным богам присущи все человеческие достоинства и
недостатки, ведь человек - частица природы.
- мир вечен и абсолютен. Егo никто не создал. Значит он самодостаточен
и управляется своими собственными законами. И эти законы неотвратимы.
- неотвратимость мировых законов выражается понятием судьбы. Античному
человеку свойственен фатализм.
- но человек не знает предначертанного. Поэтому он может поступать так,
как хочет. А это значит, что человек свободен. Отсюда светский культ
героев.
- мир - наилучшее произведение искусства. А раз так, значит
человеческое искусство должно подражать ему. Отсюда идея гармонии и культ
человеческого тела, которое так же прекрасно само по себе, как и породивший
его космос. Поскольку тело скульптурно, наиболее адекватное выражение
греческая идея гармонии нашла в скульптуре.
- внимание к человеческому телу не означает интереса к личности. В
древнегреческом и латинском языках нет слова, обозначающего понятие
личность. Когда хотят указать на человека, говорят "тело".
- соответственно нет и терминов для обозначения чувств. Обозначены
только чувственные ощущения.
- мышление человека конкретно и образно , даже абстрактное мышление.
- все это происходит оттого, что восприятие мира внеличностно. Человек
не мог уподобить мир себе , так как не чувствовал собственной личности.
- развитие личностного начала было необходимо. Античный человек в конце
концов почувствовал это. Развитие этого начала вплоть до абсолютизации
личности дало средневековье.
2.Древний Рим.

-Древнейший период римской истории , то есть период от образования
римской общины (условная , но вероятная дата -753 г. до н.э.) до
установления республики принято называть царским. Согласно античной
традиции, которая подтверждается археологическими находками,
древнеримская община сложилась из трех этнических групп : латинян, сабинян
(и те и другие -италийские племена) и этрусков (создателей древнейшей
цивилизации на Аппенинском полуострове, происхождение которых неизвестно)
путем синойкизма (слияния) трех поселений. Первые римские цари были
италийцами , затем в Риме утвердилась этрусская династия, что привело к
резкому возвышению царской власти и расширению воздействия этрусской
цивилизации на древний Рим. К этому периоду относится образование римского
полиса.
-Период республики (конец VI в. до н.э. - середина I в. до н.э.)
характеризуется борьбой плебеев и патрициев, завершившейся полным
уравниванием в правах этих сословий и слиянием патрицианско-плебейской
верхушки. В ходе борьбы сложилась новая сословная структура римского
общества : нобилитет, состоящий из сенаторского сословия и сословия
всадников, и плебс - сельский и городской. Все они были римскими гражданами
(в отличие от плебеев времен борьбы с патрициями) . К не гражданам
относились сословия вольноотпущенников и рабов. В период республики Рим
превратился в крупнейшую средиземноморскую державу. В ходе непрерывных войн
оформилась структура римского войска, которое носило характер народного
ополчения. Служба в нем считалась не только обязанностью, но и честью.
Начиная с IV в. до н.э. за воинскую службу государство начало платить.
Развитие товарно-денежных отношений и расширенное использование труда рабов
( их приток резко увеличился в связи с победоносными войнами) к началу II
в. до н.э. привели к массовому обезземеливанию земледельцев-общинников, то
есть сельского плебса. Нобили скупали и просто захватывали их земли,
создавая крупные хозяйства, основными производителями в которых становились
рабы. Лишенное земли население сосредотачивалось в городе и пополняло ряды
городского плебса, состоящего из ремесленников, мелких торговцев , люмпен-
пролетариата. Резкое сокращение сельского плебса - основы римской армии -
привело к военной реформе : в армию стали принимать неимущих и
добровольцев(реформа армии - конец II в. до н.э. ). Армия превратилась в
профессиональную. Теперь ее легко мог использовать удачливый полководец для
установления единоличной власти. Кризис экономической основы полиса
(натуральное по преимуществу хозяйство, основанное на личном труде
земледельцев-общинников), его социальной основы (размывание сельского
плебса), кризис республиканских учреждений, не подходивших для управления
огромной территорией, и резкое усиление власти полководцев, опиравшихся на
профессиональную армию, - все это привело к кризису полиса как типа
государства и к кризису республики как типичной для полиса его формы.
-Период империи (середина I в. до н.э. - конец V в. н.э.) делится на
принцепат, когда формально продолжали функционировать все республиканские
учреждения, но реально власть находилась в руках принцепса - первого
гражданина республики, фактически - императора, и доминат (начиная с конца
III в. н.э.) , когда была сформирована новая система управления во главе с
императором. I-II вв. н.э.- время наивысшего расцвета Римской империи. Но к
концу II в. стали сказываться последствия широкого использования труда
рабов, все больше обнаруживавшего свою нерентабельность в условиях
сокращения притока рабской рабочей силы в связи с прекращением войн.
Свертывались товарно-денежные отношения, хозяйство становилось натуральным,
приходили в упадок города, нарушались связи между провинциями, усиливались
центробежные тенденции, многие земли оставались необработанными. Возникла
политическая нестабильность. В середине III в. Римская империя находилась в
состоянии общего кризиса. Все слои населения испытывали неуверенность в
завтрашнем дне. На этом фоне в империи получило широкое распространение
христианство. Христианская религия, уравненная с язычеством при императоре
Константине (начало IV в.), создавала мировозренческую основу
средневековья. Социально-экономические и политические процессы тоже
готовили наступление новой эпохи. Крупное поместье стало основной ячейкой
общества. Наряду с рабами, которых стали переводить на пекулий, то есть
выделять им во владение некоторое имущество, иногда участок земли, в
поместье работали колоны - мелкие зависимые от землевладельца арендаторы,
труд которых был гораздо рентабельнее, так как часть результатов труда (за
вычетом фиксированной арендной платы) оставалась в их распоряжении.
Начинают складываться три сословия средневекового общества : духовенство,
светские земледельцы (дворянство) и трудящиеся - крестьяне. В результате
натурализации хозяйства и ослабления связей между частями империи
усиливается местная администрация. Попытки императорской власти
противостоять этому процессу в целом не имели успеха. Ослаблению
центральной власти способствовала также угроза со стороны варваров -
гуннов и германцев. Варвары совершали набеги, а также селились на
территории империи с согласия императоров в качестве «союзников». Римская
армия все в большей и большей степени состояла из варваров. В IV в. Римская
империя распалась на Западную и Восточную (Византию). В Византии
продолжались социально-экономические процессы, характерные для поздней
античности . Восточно-Римская империя постепенно вступила в эпоху средних
веков. Своеобразие Византии заключалось, главным образом, в том, что в ней
сохранилась сильная императорская власть. Западно-Римская империя в IV-V
вв. вела непрерывную борьбу с варварами. Их племенные союзы внедрялись в
общественный и политический организм империи и из внешнего фактора
постепенно превратились во внутренний фактор ее дальнейшей истории. В 476
г. после отречения последнего императора Западная Римская империя
прекратила свое существование.

Прочитайте документ №15.Ответьте на следующие вопросы :

1. В чем заключалась разница между патрициями и плебеями в царский
период римской истории ?
2. О чем говорит эта разница ?
3. Кому принадлежала верховная часть и в чем эта власть выражалась ?

Чтобы ответить на второй вопрос, следует иметь в виду, что при родовом
строе только члены родов имели право принимать участие в политической жизни
племени.

Прочитайте документ №16. Ответьте на вопрос :

Что дает основание утверждать, что в середине VI в. до н.э. у римлян
образовалось государство ?

Чтобы ответить на этот вопрос необходима следующая дополнительная
информация :
1. Согласно античной традиции Сервий Туллий, шестой римский царь,
представитель этрусской династии ввел новое устройство римской общины на
основании ее территориально-имущественного членения. Городская римская
территория была разделена на четыре трибы - территориальных округа, которые
не совпадали с прежними родоплеменными трибами. К новым округам
приписывалось все население, проживающее на их территории и имевшее землю
(как патрицианское, так и плебейское) . Вследствие этого плебеи были
включены в состав единой с патрициями гражданской общины.
2. Центурия была не только военной единицей, но и политической. После
реформы голосование в народном собрании стало проводиться по центуриям.
Родоплеменные народные собрания тоже сохранились, но утратили политическое
значение.

Прочитайте документ № 17. Ответьте на следующие вопросы:
1. В законах говорится о рабстве за долги. Как вы думаете,
нормальное ли это явление для античного полиса, или свидетельство
пережитков родового строя? Обоснуйте свою точку зрения.
2. Какой характер носило рабство в Древнем Риме в середине V в. до
н.э. (патриархальный или классический)?Каковы были источники рабства?
3. Какой была собственность в Древнем Риме в это время? (общинной,
частной, неполной частной, то есть обусловленной членством в римской
общине).
4. Какие статьи законов говорят о наличии пережитков родового
строя? Обоснуйте свой ответ.

Учтите следующую информацию:
1.Рабство за долги было отменено в Древнем Риме в 326 г. до н.э.
2. Основу любого античного полиса, как греческого, так и римского
составляли свободные землевладельцы - члены гражданской общины. Они активно
участвовали в политической жизни и являлись основой армии.
3. В античном мире не было полной частной собственности. Собственность
граждан на землю была обусловлена их членством в гражданской общине,
которая имела верховную собственность на землю. При этом характер
землевладения в Древнем Риме имел существенное сходство с порядками в
Спарте. Все вновь завоеванные земли входили в состав «общественного поля»,
являясь собственностью города-государства. Из этого земельного фонда имели
право получать земельные участки только граждане (в отличии от Спарты
участки были далеко не равны, но сам факт наличия неподеленной
государственной земли говорит о том, что Древняя Спарта и в этом отношении
не была исключением в античном мире).
4. Для родового общества характерно наказание преступника самими
потерпевшими, а не специальными органами.

Прочитайте документ № 18. Ответьте на следующие вопросы:
1. Охарактеризуйте полномочия консулов, сената, народного собрания.
Почему Полибий считал, что для Рима было характерно смешанное
государственное устройство?
2. Согласны ли вы с Полибием, или считаете, что Древний Рим можно
определить как аристократическую или как демократическую республику?

Отвечая на вопросы, необходимо иметь ввиду, что носителем верховной
власти в Древнем Риме считался народ, то есть совокупность полноправных
римских граждан. В Римской республике было три вида народных собраний
(комиций). Куриатные комиции - собрания по родовым подразделениям, в
которые входили только патриции. Центуриатные комиции - собрания патрициев
и плебеев по имущественным разрядам, которые решали вопросы о войне и мире,
а также избирали высших должностных лиц. Трибутные комиции, собиравшиеся по
территориальному признаку (триба после реформ Сервия Туллия стала
территориальной единицей). Это был наиболее демократичный вид народных
собраний. Трибутные комиции занимались в основном законодательной
деятельностью. Правом созывать комиции обладали консулы. Если в Афинах
руководящая роль принадлежала народному собранию не только формально, но и
по существу, то в Риме на всем протяжении республиканской эпохи фактически
высшим органом власти и руководства был сенат. Кроме того, наличие империя
(право осуществлять власть именем народа) у консулов превращало их в
носителей не только исполнительной власти: как показано Полибием они были в
значительной степени самостоятельны и по отношению к сенату и по отношению
к народу. Следует также учесть, что государственные должности в Древнем
Риме - в отличии от Афин - в период расцвета демократии не оплачивались.

Прочитайте документ № 19. Ответьте на следующие вопросы:

1. Кто работал в римской вилле?
2. Какие рекомендации дает Катон хозяину виллы, чтобы труд рабов был
более эффективным?

Отвечая на эти вопросы, следует учесть следующее:
1. На рубеже III-II вв. до н.э. в Древнем Риме стал широко применяться
труд рабов в связи с резким увеличением их численности вследствие
победоносных войн. Юридическое положение всех рабов было одинаково. Но
существовали различные категории рабов, и их место в системе производства
было разным. Имелись государственные, городские и сельские рабы.
Государственные рабы выполняли обязанности, считавшиеся постыдными для
свободных: они были тюремщиками и палачами. Среди городских рабов можно
выделить ремесленников, владельцев небольших ремесленных мастерских, в
подчинении у которых могли находиться другие рабы, рабскую интеллигенцию (
актеры, врачи, педагоги, поэты ) и домашних рабов - слуг. Все эти
категории рабов находились в относительно привилегированном положении по
сравнению с сельскими рабами, которые подвергались жестокой эксплуатации.
Сельские рабы работали на виллах (небольшое имение, характерное для
Италии) и в латифундиях (большое имение, характерное для Сицилии и Африки).
Именно на виллах и особенно в латифундиях эксплуатация рабов носила
«классический» характер, то есть рабы являлись основными производителями,
работая большими группами на земле, принадлежащей рабовладельцам. Расцвет
рабовладения в Древнем Риме - II в. до н. э. - III в. н.э.
2. Велик - управляющий имением, сам раб.

Прочитайте документ №20. Ответьте на следующие вопросы:

1.Как осуществлялось управление провинциями?
2. Что говорит о том, что Август сосредоточил в своих руках всю полноту
власти?



Отвечая на вопросы, следует иметь в виду , что:
1.Завоеванные Римом территории превращались в провинции. Их население
до начала I в. до н.э. не имело никаких политических прав. Управление
осуществлялось назначаемыми из Рима наместниками, сосредоточившими в своих
руках административную, военную и судебную власть. Наместников назначали на
год, поэтому они стремились выжать из провинции все, что можно, за этот
срок.
2. В период империи армия являлась мощной политической силой. Быть
императором мог лишь тот, кто сумел привлечь на свою сторону армию.

Прочитайте документ № 21. Ответьте на следующие вопросы:

1.Почему италийцы хотели получить права римских граждан?
2. Сумели ли италийцы добиться уравнения в правах с римлянами?
3.Как связаны между собой дарование прав римского гражданства населению
Италии и кризис полиса как типа государства?



Необходимо иметь в виду следующее:
1. Когда Рим стал крупнейшей средиземноморской державой,
сосредоточенность всей государственно-политической жизни в пределах одного
полиса вступила в противоречие с потребностью управления огромной
территорией. Римлянам нужна была социальная опора в провинциях. Предоставив
урезанные права римского гражданства населению Италии, Рим такую опору
отчасти получил. Но предоставление полного объема гражданских прав всему
населению империи входило в противоречие с психологией и идеологией
элитарности, свойственной исконным римским гражданам. Поскольку центром
империи продолжал оставаться Рим, ограниченный как город-государство,
полностью преодолеть полис в рамках Римской империи не удалось, хотя
императоры в конце концов предоставили римское гражданство жителям всех
провинций.
Преодоление полиса в европейской истории связано с подчинением Рима
варварами и с социально-экономическими процессами, протекавшими в римской

Новинки рефератов ::

Реферат: Ответственность за заражение ВИЧ и венерическими заболеваниями (Право)


Реферат: Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия за IV квартал 2001 года (Бухгалтерский учет)


Реферат: Смешанное страхование (Страхование)


Реферат: Бизнес план социально инвестиционной программы Пуховый мир (Менеджмент)


Реферат: Сад и дом в Китайской культуре (Культурология)


Реферат: Совершенствование трудовой деятельности специалиста по маркетингу организации на основе функционально-стоймостного анализа (Социология)


Реферат: Культ солнца в мифологии якутов (проблема древних этнокультурных параллелей) (Мифология)


Реферат: Организация участка по ремонту колесных пар пассажирских вагонов (Транспорт)


Реферат: Видеоустройства персональных ЭВМ и их основные характеристики (Компьютеры)


Реферат: Активизации учения школьников (Педагогика)


Реферат: Решение задач по химии (Химия)


Реферат: Образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и наказание" (Литература : русская)


Реферат: Архивирование и обслуживание дисков (Компьютеры)


Реферат: Организация технического обслуживания и ремонта автотранспорта (Транспорт)


Реферат: Развитие Интернета в целях образования (Педагогика)


Реферат: Конституционное право РФ (Право)


Реферат: Гагарин Юрий Алексеевич (Исторические личности)


Реферат: Существуют ли внеземные цивилизации (Астрономия)


Реферат: Философия истории Карла Ясперса (Философия)


Реферат: Минимизация функций алгебры логики (Математика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист