GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Гоббс (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Гоббс (Философия)



Гоббс


Содержание работы:

Введение. 3
1. Почему возникает государство? 3
1.1. Естественное состояние и естественные законы. 3
1.2. Общественный договор. 7
2. Государство: сущность, механизм, функции. 8
2.1. Права и обязанности суверена. 8
2.2. Государственные служащие. 12
2.3. Гражданские законы. 13
3. Что разрушает государство. 15
3.1. Что разрушает государство? 15
3.2. Монархия — лучшая форма правления. 18
Заключение. 20
Список литературы: 22

Введение.

Сегодня Россия стоит на перепутье между дорогой на демократизацию общества
и государства или обратным путем к тоталитарной системе управления. Куда
пойдет наша страна? Боюсь, сейчас на этот вопрос точно ответить никто не
сможет. И поэтому нужно как всегда обратиться к историческому опыту и
философским теориям, выдвинутым великими философами, которые рассматривали
идеальное государство и право каждый в своем представлении. Многие из этих
ученых определили дальнейшее развитие многих стран на долгие годы, но всё-
таки большинство из них выдвигали утопичные идеи. И даже сейчас в эпоху
научно-технического прогресса существуют страны, в которых даже самые
утопичные идеи стараются воплотить в жизнь.

Россия, несмотря на то, что она уже пережила семьдесят лет тоталитаризма,
может в конце XX века снова вернуться к этому строю. И поэтому очень важно
рассмотреть основы идеального тоталитарного государства в трудах философов
и, в частности, Томаса Гоббса. Его идеи являются образцом представления о
тоталитарном государстве, его законах, государственных служащих, правах и
обязанностях суверена и гражданина. Но надо отдать должное, что Томас Гоббс
использовал в своих работах идею общественного договора.


1. Почему возникает государство?


1.1. Естественное состояние и естественные законы.

Итак, первый вопрос, который логично было бы рассмотреть, можно
сформулировать следующим образом — Как возникает государство? Каковы
причины его возникновения?

Томас Гоббс отвечает на данный вопрос следующим образом. В силу своих
естественных качеств, каждый человек стремится к максимальному
удовлетворению своих потребностей. В отсутствии государства нет никаких
правил, которые ограничивали бы индивида, и каждый человек без ограничения
имеет право на все, что неизбежно влечет такое состояние, которое Гоббс
называет «война всех против всех». Ведь, если каждый человек имеет право на
все, а изобилие вокруг нас ограничено, то права одного человека неизбежно
столкнутся с такими же правами другого. Возникают насилие и притеснение
одних другими — это, и есть «война всех против всех». Каждый стремится
уничтожить другого, чтобы очистить место для себя. В этом состоянии homo
homini lupus est — человек человеку волк. В этом состоянии преобладают:

. эгоизм;

. жажда власти и наживы;

. вражда по отношению друг к другу.

Гоббс готов сколько угодно спорить с теми, кто утверждает, что люди
—существа общественные и изначально могут жить в мире друг с другом, как,
например, муравьи и пчелы, прекрасно обходящиеся без государства. Дело в
том, что:

. Люди беспрерывно соперничают между собой, добиваясь чинов и почета,
следовательно, возникает зависть и ненависть;

. У животных (муравьев, пчел) общее благо совпадает с благом каждого
индивидуума. Человеку же, самоуслаждение которого состоит в сравнении
себя с другими, может приходиться по вкусу лишь то, что возвышает его над
остальными;

. Не обладая разумом, эти существа не видят и не думают, об ошибках в
управлении их общими делами, а среди людей имеются многие, которые
считают себя более мудрыми и стремятся реформировать общественный строй,
внося тем самым в государство расстройство и гражданскую войну;

. И, наконец, согласие этих существ обусловлено природой, а людей —
соглашением. Следовательно, чтобы сделать это соглашение постоянным и
длительным, необходима общая власть, держащая людей в страхе и
направляющая их к общему благу.

В такой ситуации человек рискует потерять главное благо — собственную
жизнь. Само существование человечества оказывается под угрозой.

Такое подробное описание естественного состояния дается Гоббсом лишь для
того, чтобы убедить людей в необходимости установления и безусловного
подчинения государственной власти. Так как существование человека всегда
связано с какими-либо неудобствами, но даже самые большие притеснения,
которые может принести государственная власть, есть ничто в сравнении с тем
хаосом, который царит в естественном состоянии.

Человек инстинктивно стремится к предотвращению постоянной борьбы, чтобы
сохранить жизнь. Инструментом осуществления этих стремлений является разум.
Возникают естественные законы, то есть найденные умом общие правила,
согласно которым человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни
и что лишает его средств к её сохранению, и пренебрегать тем, что он
считает наилучшим средством для сохранения жизни. Гоббс выделял несколько
таких законов:

Общее правило разума — всякий человек должен добиваться мира, если он может
его достигнуть, если же он его достигнуть не может, то он имеет право
использовать любые средства, дающие преимущества на войне.

1-я часть — Первый естественный закон — следует искать мира и следовать ему
— это естественный способ прекращения войны.

2-я часть — естественное право — право защищать себя всеми возможными
средствами. Этим самым Гоббс говорит, как достигнуть мира.

Второй естественный закон — в случае согласия на то других людей, человек
должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это
необходимо в интересах мира и самозащиты. И довольствоваться такой степенью
свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы от других людей
по отношению к себе.

Иными словами, quod tibi fieri non vis, alteri ne feceris — чего не хочешь
для себя, не делай другим.

Естественный закон — справедливость, а именно — люди должны выполнять
заключенные ими соглашения. Справедливость и зарождается лишь здесь на этой
основе. Но самих этих законов еще недостаточно для построения общества,
нужна власть, которая заставит их соблюдать, иначе они лишь слова, которые
не в силах гарантировать безопасность человека, и он защищает её сам —
война всех против всех.


1.2. Общественный договор.

Вот Гоббс и подошел к созданию государства. Итак, необходима общая власть,
держащая людей в страхе и направлена к общему благу. Такая власть может
быть установлена лишь одним путем, а именно путем сосредоточения всей
власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством
голосов могло бы свести все Воли граждан в единую волю. Без этого воли
различных людей противоположны. Они не помогают, а мешают друг другу и
сводят свои силы к нулю перед врагом, а без такого — ведут войну за свои
частные интересы. Это явно не способствует сохранению жизни каждого
отдельного человека.

Итак, такое сосредоточение власти — больше, чем согласие или единодушие —
это реальное единство, воплощенное в одном лице посредствам соглашения,
заключенного каждым человеком с каждым другим, таким образом, как если бы
каждый сказал другому: «Я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц
и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же
образом передать ему свое право и санкционируешь все его действия».

Множество людей, объединенных таким образом, — это и есть государство.
Государство — это есть единое лицо, ответственным за действия которого
сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей
с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как
сочтет необходимым для их мира и общей защиты.

Носитель этого лица — суверен — он обладает верховной властью. Остальные
люди — это подданные суверена.


2. Государство: сущность, механизм, функции.


2.1. Права и обязанности суверена.

Государство установлено, когда множество людей договаривается и заключает
соглашение каждый с каждым о том, что в целях водворения мира среди
них и защиты от других, каждый из них будет признавать как свои собственные
действия и суждения того человека или собрания людей, которому большинство
дает право представлять всех. Из этого вытекают все права и обязанности
того или тех, на кого соглашением нарда перенесена верховная власть и
подданных:

1. Подданные не могут изменять форму правления;

2. Верховная власть не может быть утеряна;

3. Никто не может, не нарушая справедливости, протестовать против
установления суверена;

4. Подданные не могут осуждать действия суверена. Тот, кто уполномочен
другим, не может совершать неправомерного акта по отношению к тому, кем он
уполномочен;

5. Любой суверен ненаказуем подданными. Каждый подданный ответственен за
действия своего суверена, следовательно, наказывая суверена, он наказывает
другого за действия, совершенные им самим;

6. Суверен судья в вопросах о том, что необходимо для мира и защиты своих
подданных. Право на цель дает право на средства для достижения поставленной
цели. Также он судья в отношении того, каким доктринам следует учить
подданных;

7. Право предписывать подданным правила, с помощью которых каждый хорошо
знает, что именно является его собственностью, что уже никто другой не
может, не нарушив справедливости, отнять её у него. Эти правила о
собственности, о добре и зле, закономерном и незакономерном — есть
гражданские законы;

8. Суверену также принадлежит судебная власть и право решать споры. Без
этого законы — пустой звук;

9. Право объявлять войну и заключать мир;

10. Право выбора всех советников и министров, как гражданских, так и
военных. Цель оправдывает средства её достижения.

Эти права неделимы, так как царство, разделенное в самом себе, не может
сохраниться. Не может быть никакого пожалования прав суверена без прямого
отречения от верховной власти. Власть и честь подданных исчезают в
присутствии верховной власти. Так как эта огромная сфера компетенции
неделима и неотделима от верховной власти. Верховная власть не столь
пагубна, как отсутствие её, и вред возникает тогда, когда большинство с
трудом подчиняется меньшинству.

Обязанности суверена. Обеспечение блага народа — из этого вытекают все
обязанности суверена:

. Посредствам просвещения и законов. Выполнение этой обязанности
подразумевает не только заботы об отдельных индивидуумах, но и в издании
и применении хороших законов;

. Отказ от какого-либо из его существенных прав противоречит долгу
суверена. Так же, как и оставление народа в неведении об их основах. Так
как упразднение существенных прав верховной власти повлекло бы за собой
распад государства и возвращение каждого человека к состоянию и бедствиям
войны всех против всех, то обязанность суверена — удержать за собой эти
права в полном объеме;

. Равномерное налогообложение. К равной справедливости относится также
равномерное налогообложение, равенство которого зависит не от равенства
богатства, а от равенства долга всякого человека государству за свою
защиту;

. Государственная благотворительность. Если многие люди вследствие
неотвратимых случайностей сделались неспособными поддерживать себя своим
трудом, то они не должны быть предоставлены частной благотворительности,
а самое необходимое для существования должно быть им обеспечено законами
государства;

. Хорошие законы, — то есть те, которые необходимы для блага народа и
одновременно общепонятны;

. Наказание;

. Награды;

. Назначение командиров.

Свобода подданных. Свобода означает отсутствие сопротивления (внешнего
препятствия для движения). Свободный человек, по Томасу Гоббсу, — это тот,
кому ничто не мешает делать желаемое. Гражданские законы — искусственные
узы, ограничивающие свободу. Свобода подданных заключается лишь в тех
вещах, которые суверен при регулировании их действий обошел молчанием. В
разных государствах различная мера свободы. Свободой подданного не
упраздняется и не ограничивается власть суверена над жизнью и смертью его
подданных. Свобода, которую восхваляют писатели — это свобода суверенов —
на международной арене — война всех против всех, а так свобода одинакова и
в демократии, и в монархии.

В акте подчинения, заключаются одинаково как наше обязательство, так и наша
свобода.

Подданные обладают свободой защищать свою жизнь даже от тех, кто посягает
на неё на законном основании (некоторые права не могут быть отчуждены
соглашением);

Они не обязаны наносить себе повреждения;

Даже и на войне, если они не взяли на себя добровольного обязательства
сражаться.

Но никто не имеет свободы оказывать сопротивление государству в целях
защиты другого человека, виновного и невиновного. Наибольшая свобода
подданных проистекает из умолчания закона. Если подданный имеет какой-
нибудь спор с сувереном и это имеет своим основанием изданный ранее закон,
то подданный, так не свободен, добиваться своего права, как если бы это
была тяжба с другим подданным. Также к обязанностям подданных относятся:

. понимать бесполезность изменения формы правления;

. не отдавать предпочтения какому-либо популярному лицу в противовес
суверену;

. иметь время для изучения своего долга по отношению к суверену

Во всех политических делах власть представителей ограничена, причем границы
ей предписываются верховной властью.


2.2. Государственные служащие.

«Кто является государственным служителем?» — спрашивает себя Гоббс. И сам
же отвечает, что государственным служащим является тот, кому суверен
поручает известный круг дел с полномочиями представлять в нем лицо
государства. Государственные служители — это не те, кто служит носителю
верховной власти в его естественном качестве, а лишь те, кто служит
суверену для управления государственными делами. Гоббс выделяет несколько
видов служителей:

. Служители для общего управления. Некоторым из государственных служителей
поручается общее управление или всем государством, или лишь частью его.
Этими служителями являются протекторы, регенты, наместники;

. Служители для специального управления, как, например, для управления
хозяйством. То есть им поручен специальный круг дел внутри страны или за
границей. Им поручено управление государственным хозяйством, собирание и
получение налогов, пошлин, земельных податей и оброков, всяких других
государственных доходов, а также контроль по этим статьям;

. Служители для наставления народа. Служителями верховной власти являются
также те, кто имеет полномочия учить или делать других способными учить
людей их обязанностям по отношению к верховной власти;

. Служители для отправления правосудия;

. Служители для приведения в исполнение — это служители занимаются
исполнением судебных решений, обнародуют повеления суверена, подавляют
беспорядки, арестовывают и заключают в тюрьму преступников, а также
совершают другие акты, имеющие целью сохранение мира.


2.3. Гражданские законы.

Гражданские законы — это законы, которые люди обязаны соблюдать не как
члены того или иного конкретного государства, а как члены государства
вообще. Закон вообще есть приказание лица, адресованное тому, кто раньше
обязался повиноваться этому лицу. Гражданское право для каждого подданного
— это те правила, которые государство устно, письменно или при помощи
других достаточно ясных знаков своей воли предписано ему, дабы он
пользовался ими для различения между правильным и неправильным, то есть
между тем, что согласуется, и тем, что не согласуется с правилом.

Суверен является законодателем. Только он может отменить закон.

Суверен сам не подчинен гражданским законам — ибо он свободен тот, кто
может по желанию стать свободным.

Практика получает силу закона не от продолжительности времени, а от
согласия суверена.

Естественные и гражданские законы совпадают по содержанию. Ибо естественные
законы, заключаются в беспристрастии, справедливости и так далее, в
естественном состоянии является не законами в собственном смысле слова, а
лишь качествами, располагающими людей к миру и повиновению. Лишь по
установлении государства, не раньше, они становятся действительно законами,
ибо тогда они — приказания государства. Гражданский и естественный закон не
различные виды, а различные части закона, из которых одна (писаная часть),
называется гражданским, другая (неписаная) — естественным.

Законы провинции создаются не обычаем, а властью суверена. Если суверен
одного государства покорил народ, живший раньше под властью писаных
законов, продолжает управлять по тем же законам и после покорения, то эти
законы являются гражданскими законами победителя, а не покоренного
государства.

Закон устанавливается не juris prudentia, или мудростью подчиненных идей, а
разумом и приказанием искусственного человека — государства.

Закон есть закон лишь для тех, кто способен его понимать.

Все неписаные законы — естественные законы. Естественные законы — не
нуждаются ни в какой публикации или провозглашении — они содержатся в одном
признанном всеми провозглашении: не делай другому того, что ты считал бы
неразумным со стороны другого по отношению к тебе самому.

За исключением естественных законов, все другие законы имеют своим
существенным признаком то, что они доводятся до сведения всякого человека,
который будет повиноваться им или устно, или письменно, или посредством
какого-либо другого акта, заведомо исходящего от верховной власти. Ничто не
является законом, когда законодатель неизвестен.

Толкование закона зависит от верховной власти, ибо иначе ловкий толкователь
мог бы придать закону смысл, противоположный вложенному в закон сувереном,
и, таким образом, законодателем оказался бы толкователь. Все законы
нуждаются в толковании.

Приговор судьи не вынуждает того или другого судью выносить такой же
приговор в подобном случае впоследствии.

Основным законом (fundamental law) является тот, на основе которого
подданные обязаны поддерживать всякую власть, которая дана суверену —
монарху или верховному собранию — и без которой государство не может
устоять.


3. Что разрушает государство.


3.1. Что разрушает государство?

Разрушаются государства, по мнению Томаса Гоббса, в некоторых случаях. Хотя
ничто, сотворенное смертными, не может быть бессмертно, однако, если бы
люди руководствовались тем разумом, на обладание которым они претендуют, их
государства могли бы быть, по крайней мере, застрахованы от смерти
вследствие внутренних болезней. Томас приводит несколько причин распада
государства:

. Недостаточность абсолютной власти. Человек, добившийся королевства,
довольствуется иногда меньшей властью, чем та, которая необходима в
интересах мира и защиты государства. Из этого вытекает следующее: когда
такому королю приходится в интересах безопасности государства
использовать и те права, от которых он отказался, то это имеет видимость
незаконного действия с его стороны, побуждающее огромное число людей (при
наличии подходящего повода) к восстанию;

. Частные суждения о добре и зле. Каждый отдельный человек есть судья в
вопросе о том, какие действия хороши и какие дурны. Это верно в условиях
естественного состояния, когда нет гражданских законов, а при наличии
гражданского правления — в тех случаях, которые не определены законом. Во
всех же других случаях ясно, что мерилом добра и зла является гражданский
закон, а судьей — законодатель, который представляет государство;

. Совесть может быть ошибочной. Все, что человек делает против своей
совести, есть грех. Однако с человеком, живущим в государстве, дело
обстоит не так, ибо закон есть совесть государства;

. Мнение о том, что суверен подчинен гражданским законам. «Это ошибочное
мнение, » — пишет Гоббс. Ставя законы над сувереном, тем самым ставит над
ним и судью, и власть, которая может наказывать, что, значит, делать
нового суверена, и на том же основании — третьего, чтобы наказать второго
и так дальше до бесконечности, что должно вести к разрушению и разложению
государства;

. Приписывание абсолютного права собственности подданным — каждый человек
обладает абсолютным правом собственности на свое имущество, исключающим
право суверена. Каждый человек обладает В самом деле правом
собственности, исключающим право Всякого другого подданного. Он имеет это
право исключительно от верховной власти. Если же было бы исключено и
право суверена, то он не мог бы выполнять возложенных на него
обязанностей, а именно защиту подданных от иноземных врагов и от взаимных
обид внутри, и, следовательно, государство перестало бы существовать;

. Учение о делимости верховной власти. Делить власть государства — значит
разрушать его, так как разделенные власти взаимно уничтожают друг друга;

. Подражание соседним народам;

. Популярность отдельных лиц;

. Недостаток денежных средств;

. Свобода высказываний против верховной власти — производит беспокойство в
государстве;

. Распад государства — поражение в войне.

Все эти причины ведут по Гоббсу к распаду государства и к хаосу, то есть
возвращению к состоянию войны всех против всех. Но философ не
останавливается на рассмотрении вопросов распада государства, он продолжает
свои исследования, из которых он впоследствии выделяет единственный путь к
спасению общества — он говорит о лучшей форме правления — монархии.


3.2. Монархия — лучшая форма правления.

Гоббс различает 3 формы государства:

. Монархия — когда правит один, а все ему подчиняются;

. Аристократия — правит группа людей;

. Демократия — когда правят все.

Также Томас Гоббс объясняет понятия тирания и олигархия: «Те, кто испытал
обиду при монархии, именуют её тиранией, а те, кто недоволен аристократией,
называют её олигархией». Король, власть которого ограничена, не выше того,
кто имеет право эту власть ограничить, а, следовательно, этот король не
является сувереном. Сувереном же может считаться только абсолютно
неограниченный король, власть которого передается только по наследству.

Гоббс в своих произведениях сравнивает монархию и верховную ассамблею,
выделяя плюса монархической формы правления. Он сравнивает эти две формы
следующим образом:

. Носитель лица народа, или член собрания также является носителем своего
лица. Поэтому более всего он будет заботиться о частной выгоде, а не об
общих интересах. «Ибо никакой король не может быть ни богат, ни славен,
ни находиться в безопасности, если его подданные бедны, презираемы или
слишком слабы вследствие бедности или междоусобий, чтобы выдержать войну
против своих врагов. При демократии же или аристократии личное
благополучие лиц продажных или честолюбивых обеспечивается не столько
общественным процветанием, сколько чаще всего вероломным советом,
предательством или гражданской войной». Следовательно, лучше всего, если
общественные интересы более или менее совпадают с частными, именно такое
совпадение имеется в монархии;

. Монарх может получить совет от кого угодно, когда угодно. Следовательно,
суверен может выслушать мнение людей, сведущих в вопросе независимо от их
социального статуса и ранга. Верховное же собрание — только тех, кто
имеет на это право с самого начала;

. Решения, принятые монархом, подвержены непостоянству лишь в той мере, в
какой это присуще человеческой природе, решения же собрания могут
подвергаться изменениям еще и благодаря многочисленности состава
собрания. Ибо стоит немногим членам, считающим необходимым держаться раз
принятого решения, не явиться в собрание (что может случиться в силу
заботы о своей безопасности, вследствие нерадения или случайных
препятствий) или вовремя явиться некоторым держащимся противоположного
взгляда, и все, что было решено вчера, сегодня будет аннулировано;

. Монарх не может расходиться во мнениях с самим собой по мотивам зависти
или корысти, а собрание может, причем очень резко, что ведет к
гражданской войне;

. При монархии любой подданный может быть властью монарха лишен всего
имущества в пользу фаворита или льстеца. Однако тоже может быть и с
собранием, так как их власть одинакова, но у собрания фаворитов больше.
Отсюда больший расход и не экономность ассамблеи;

. Кураторы или регенты при монархии. Однако сказать, что предоставление
верховной власти одному человеку или собранию людей — неудобство — значит
сказать, что неудобство — всякое правительство, причем неудобство
большее, чем гражданская война. Монарх должен наметить опекуна,
следовательно, если возникает борьба, то это следствие честолюбия и
несправедливости подданных недостаточности их просвещения об их
обязанностях и правах верховной власти. Если нет опекуна, то действует
естественный закон, по которому опекуном становится тот, кто наиболее
заинтересован в сохранении власти несовершеннолетним, и оно не может
извлечь выгод из ограничения власти суверена. С другой стороны, если
власть у верховного собрания, то это государство в таком же состоянии,
как и если бы власть была у малолетнего. Так же, как и малолетний не
может отклонить совет, так же и собрание не может отклонить совет
большинства, является он хорошим или плохим. И Верховное собрание в
периоды смут нуждается в диктаторах.

Из этих умозаключений Гоббса ясно видно, что лучшей формой правления
является монархия.


Заключение.

Итак, из философской системы Томаса Гоббса можно выделить, что государство,
или искусственный человек (Левиафан), в форме монархии является
единственным путем к спасению от хаоса и гражданской войны. Великий философ
видит, что все современные ему государства должны отмирать. Те государства,
которые не соответствуют идеальному государству Томаса Гоббса, обречены на
вымирание и опять люди вернутся к естественному состоянию войны всех против
всех, и так будет продолжаться бесконечно долго, пока они не построят
государство по прототипу Левиафана.

Идея идеального государства по Томасу Гоббсу стала идеей тоталитарного
государства. XX век показал, что тоталитарные государства имеют право на
существование. Но эти государства, построенные на крови, быстро распадались
или были завоеваны другими тоталитарными государствами. Конечно,
тоталитаризм с точки зрения современного человека недопустим из-за его не
гуманному отношению к личности, но с точки зрения человека XVII – XVIII
веков в этом не было ничего постыдного. Но нас рассудит история. Мы не
можем предсказать, как будет развиваться наше сознание, может быть когда-
нибудь и осуществится мечта Томаса Гоббса и будет построено такое
государство, какое описывал в своей философской системе великий ученый. А
может идеи его никогда не найдут отражения в нашей будущей истории. Время
покажет кто прав.



Список литературы:

1. Гвоздоленый В.А. История западной философской мысли - М. 1993

2. Голосов В.Ф. Очерки по истории английского материализма 17-18 вв. -
Красноярск 1958

3. Зорькин В.Д. Политическое и правовое учение Томаса Гоббса //Советское
государство и право 1989 №6

4. История политических и правовых учений. под ред. Нерсесянца В.С. - М.
1994

5. Мееровский Б.В. Гоббс - М. 1975

6. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII в. - М. 1974





Реферат на тему: Город Солнца


|Кампанелла |
|ГОРОД СОЛНЦА |
| |
|СОБЕСЕДНИКИ: |
|Главный Гостинник и Мореход из Генуи |
| |

Гостинник
Поведай мне, пожалуйста, о всех своих приключениях во время последнего
плавания.
Мореход
Я уже рассказывал тебе о своем кругосветном путешествии, во время
которого попал я в конце концов на Тапробану, где был вынужден сойти на
берег. Там, опасаясь туземцев, укрылся я в лесу; когда же я наконец из него
выбрался, очутился я на широкой равнине, лежащей как раз на экваторе.
Гостинник
Ну, а там что с тобой приключилось?
Мореход
Я неожиданно столкнулся с большим отрядом вооруженных мужчин и женщин,
многие из которых понимали наш язык. Они сейчас же повели меня в Город
Солнца.
Гостинник
Скажи мне, как же устроен этот город и какой в нем образ правления?
Мореход
На обширной равнине возвышается высокий холм, на котором и расположена
большая часть города; многочисленные же его окраины выходят далеко за
подошву горы, размеры которой таковы, что город имеет в поперечнике свыше
двух миль, а окружность его равна семи. Благодаря тому, что лежит он по
горбу холма, площадь его больше, чем если бы он находился на равнине.
Разделяется город на семь обширных поясов, или кругов, называющихся по семи
планетам. Из одного круга в другой попадают по четырем мощеным улицам
сквозь четверо ворот, обращенных на четыре стороны света. И город так,
право, выстроен, что если бы взят был приступом первый круг, то для взятия
второго понадобилось бы употребить вдвое больше усилий; а для овладения
третьим – еще того больше. Итак, чтобы захватить каждый следующий, надо
было бы постоянно употреблять вдвое больше усилий и труда. Таким образом,
если бы кто задумал взять этот город приступом, ему пришлось бы брать его
семь раз. Но, по-моему, невозможно взять и первый круг: настолько широк
окружающий его земляной вал и так укреплен он бастионами, башнями,
бомбардами и рвами.
Итак, войдя северными воротами (которые окованы железом и так сделаны,
что могут легко подыматься и опускаться и накрепко запираться благодаря
удивительно ловкому устройству своих выступов, прилаженных для движения в
выемках прочных косяков), увидел я ровное пространство шириною в семьдесят
шагов между первым и вторым рядом стен. Оттуда можно видеть обширные
палаты, соединенные со стеною второго круга так, что они, можно сказать,
составляют как бы одно целое здание. На половине высоты этих палат идут
сплошные арки, на которых находятся галереи для прогулок и которые
поддерживаются снизу прекрасными толстыми столбами, опоясывающими аркады
наподобие колоннад или монастырских переходов. Снизу входы в эти здания
имеются лишь с внутренней, вогнутой стороны стены; в нижние этажи входят
прямо с улицы, а в верхние – по мраморным лестницам, ведущим в подобные же
внутренние галереи, а из них – в прекрасные верхние покои с окнами как на
внутреннюю, так и на наружную сторону стены и разделенные легкими
перегородками. Толщина выпуклой, то есть внешней, стены – восемь пядей,
вогнутой – три, а промежуточных – от одной до полутора пядей.
Отсюда можно пройти к следующему проходу между стенами, шага на три
уже первого, с которого видна первая стена следующего круга с подобными же
галереями вверху и внизу; а с внутренней стороны идет другая стена,
опоясывающая палаты, с такими же выступами и переходами, опирающимися снизу
на колонны; вверху же, там, где находятся двери в верхние покои, она
расписана великолепною живописью. Таким образом, по подобным же кругам и
через двойные стены, внутри которых находятся палаты с выступающими наружу
галереями на колоннах, доходишь до самого последнего круга, идя все время
по ровному месту; однако же при проходе сквозь двойные ворота (во внешних и
внутренних стенах) приходится подниматься по ступеням, но устроенным так,
что подъем почти не заметен: идешь по ним наискось, и высота лестниц
поэтому едва ощутима. На вершине горы находится открытая и просторная
площадь, посередине которой возвышается храм, воздвигнутый с изумительным
искусством.
Гостинник
Продолжай же, продолжай, говори, заклинаю тебя жизнью!
Мореход
Храм прекрасен своей совершенно круглою формой. Он не обнесен стеками,
а покоится на толстых и соразмерных колоннах. Огромный, с изумительным
искусством воздвигнутый купол храма завершается посередине, или в зените,
малым куполом с отверстием над самым алтарем. Этот единственный алтарь
находится в центре храма и обнесен колоннами. Храм имеет в окружности свыше
трехсот пятидесяти шагов. На капители колонн снаружи опираются арки,
выступающие приблизительно на восемь шагов и поддерживаемые другим рядом
колонн, покоящихся на широком и прочном парапете вышиною в три шага; между
ним и первым рядом колонн идут нижние галереи, вымощенные красивыми
камнями; а на вогнутой стороне парапета, разделенного частыми и широкими
проходами, устроены неподвижные скамьи; да и между внутренними колоннами,
поддерживающими самый храм, нет недостатка в прекрасных переносных креслах.
На алтаре виден только один большой глобус с изображением всего неба и
другой – с изображением земли. Затем на своде главного купола нанесены все
звезды неба от первой до шестой величины, и под каждой из них указаны в
трех стихах ее название и силы, которыми влияет она на земные явления.
Имеются там и полюсы, и большие и малые круги, нанесенные в храме
перпендикулярно к горизонту, однако нe полностью, так как внизу нет стены;
но их можно дополнить по тем кругам, которые нанесены на глобусах алтаря.
Пол храма блистает ценными камнями. Семь золотых лампад, именующихся по
семи планетам, висят, горя неугасимым огнем. Малый купол над храмом
окружают несколько небольших красивых келий, а за открытым проходом над
галереями, или арками, между внутренними и внешними колоннами расположено
много других просторных келий, где живут до сорока девяти священников и
подвижников. Над меньшим куполом возвышается только своего рода флюгер,
указывающий направление ветров, которых они насчитывают до тридцати шести.
Они знают и какой год предвещают какие ветры, и какие перемены на суше и на
море, но лишь в отношении своего климата. Там же, под флюгером, хранится
написанный золотыми буквами свиток.
Гостинник
Прошу тебя, доблестный муж, разъясни мне подробно всю их систему
управления. Это меня особенно интересует.
Мореход
Верховный правитель у них – священник, именующийся на их языке
“Солнце”, на нашем же мы называли бы его Метафизиком. Он является главою
всех и в светском и в духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит
окончательное решение. При нем состоят три соправителя: Пон, Син и Мор, или
по-нашему: Мощь, Мудрость и Любовь.
В ведении Мощи находится все касающееся войны и мира: военное
искусство, верховное командование на войне; но и в этом он не стоит выше
Солнца. Он управляет военными должностями, солдатами, ведает снабжением,
укреплениями, осадами, военными машинами, мастерскими и мастерами, их
обслуживающими.
Ведению Мудрости подлежат свободные искусства, ремесла и всевозможные
науки, а также соответственные должностные лица и ученые, равно как и
учебные заведения. Число подчиненных ему должностных лиц соответствует
числу наук: имеется Астролог, также и Космограф, Геометр, Историограф,
Поэт, Логик, Ритор, Грамматик, Медик, Физик, Политик, Моралист. И есть у
них всего одна книга, под названием “Мудрость”, где удивительно сжато и
доступно изложены все науки. Ее читают народу согласно обряду пифагорейцев.
По повелению Мудрости во всем городе стены, внутренние и внешние,
нижние и верхние, расписаны превосходнейшею живописью, в удивительно
стройной последовательности отображающей все науки. На внешних стенах храма
и на завесах, ниспадающих, когда священник произносит слово, дабы не
терялся его голос, минуя слушателей, изображены все звезды, с обозначением
при каждой из них в трех стихах ее сил и движений.
На внутренней стороне стены первого круга изображены все
математические фигуры, которых значительно больше, чем открыто их Архимедом
и Евклидом. Величина их находится в соответствии с размерами стен, и каждая
из них снабжена подходящей объяснительной надписью в одном стихе: есть там
и определения, и теоремы, и т. п. На внешнем изгибе стены находится прежде
всего крупное изображение всей земли в целом; за ним следуют особые картины
всевозможных областей, при которых помещены краткие описания в прозе
обычаев, законов, нравов, происхождения и сил их обитателей; также и
алфавиты, употребляемые во всех этих областях, начертаны здесь над
алфавитом Города Солнца.
На внутренней стороне стены второго круга, или второго ряда строений,
можно видеть как изображения, так и настоящие куски драгоценных и простых
всякого рода камней, минералов и металлов, с пояснениями при каждом в двух
стихах. На внешней стороне изображены моря, реки, озера и источники,
существующие на свете; так же как и вина, масла и все жидкости; указано их
происхождение, качества и свойства; а на выступах стены стоят сосуды,
наполненные жидкостями, выдержанными от сотни до трехсот лет, для лечения
различных недугов. Там же, с соответствующими стихами, находятся и
подлинные изображения града, снега, грозы и всех воздушных явлений.
На внутренней стороне стены третьего круга нарисованы все виды
деревьев и трав, а иные из них растут там в горшках на выступах наружной
стены строений; они снабжены пояснениями, где какие впервые найдены, каковы
их силы и качества и чем сходствуют они с явлениями небесными, среди
металлов, в человеческом теле и в области моря; каково их применение в
медицине и т. д. На внешней стороне – всевозможные породы рыб речных,
озерных и морских, их нравы и особенности, способы размножения, жизни,
разведения, какая от них польза миру и нам, равно как и сходства их с
предметами небесными и земными, созданными природой или искусственно; так
что я был совершенно поражен, увидев рыбу епископа, рыбу цепь, панцирь,
гвоздь, звезду, мужской член, в точности соответствующих по своему виду
предметам, существующим у нас. Там можно увидеть и морских ежей, и улиток,
и устриц и т. д. И все достойное изучения представлено там в изумительных
изображениях и снабжено пояснительными надписями.
На внутренней стороне четвертого круга изображены всякие породы птиц,
их качества, размеры, нравы, окраска, образ жизни и т. д. И Феникса они
считают за действительно существующую птицу. На внешней стороне видны все
породы пресмыкающихся: змеи, драконы, черви; и насекомые: мухи, комары,
слепни, жуки и т. д., с указанием их особенностей, свойств ядовитости,
способов применения и т. д. И их там гораздо больше, чем даже можно себе
представить.
На внутренней стороне стены пятого круга находятся высшие земные
животные, количество видов которых просто поразительно: мы не знаем и
тысячной их части. И такое их множество и таковы их размеры, что изображены
они и на внешней стороне круговой стены. Сколько там одних только лошадиных
пород, какие все это прекрасные изображения и как толково все это
объяснено!
На внутренней стороне стены шестого круга изображены все ремесла с их
орудиями и применение их у различных народов. Расположены они сообразно их
значению и снабжены пояснениями. Тут же изображены и их изобретатели. На
внешней же стороне нарисованы все изобретатели наук, вооружения и
законодатели. Видел я там Моисея, Озириса, Юпитера, Меркурия, Ликурга,
Помпилия, Пифагора, Замолксия, Солона и многих других; имеется у них и
изображение Магомета, которого, однако, они презирают, как вздорного и
ничтожного законодателя. Зато на почетнейшем месте увидел я образ Иисуса
Христа и двенадцати апостолов, которых они глубоко чтут и превозносят,
почитая их за сверхчеловеков. Видел я Цезаря, Александра, Пирра, Ганнибала
и других достославных мужей, прославившихся на войне и в мирных делах,
главным образом Римлян, изображения которых находятся на нижней части стен,
под портиками. Когда же стал я с изумлением спрашивать, откуда известна им
наша история, мне объяснили, что они обладают знанием всех языков и
постоянно отправляют по свету нарочных разведчиков и послов для
ознакомления с обычаями, силами, образом правления и историей отдельных
народов и со всем, что есть у них хорошего и дурного, и для донесения затем
своей республике; и все это чрезвычайно иx занимает. Узнал я там и то, что
Китайцами еще раньше нac изобретены бомбарды и книгопечатание. Для всех
этих изображений имеются наставники, а дети без труда и как бы играючи
знакомятся со всеми науками наглядным путем до достижения десятилетнего
возраста.
Ведению Любви подлежит, во-первых, деторождение и наблюдение за тем,
чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство. И они
издеваются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и
лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой. В ведении того же
правителя находится воспитание новорожденных, врачевание, изготовление
лекарств, посевы, жатва и сбор плодов, земледелие, скотоводство, стол и
вообще все, относящееся к пище, одежде и половым сношениям. В его
распоряжении находится ряд наставников и наставниц, приставленных следить
за всеми этими делами.
Метафизик же наблюдает за всем этим при посредстве упомянутых трех
правителей, и ничто не совершается без его ведома. Все дела их республики
обсуждаются этими четырьмя лицами, и к мнению Метафизика присоединяются во
взаимном согласии все остальные.
Гостинник
Но скажи, пожалуйста: все эти их должности, учреждения, обязанности,
воспитание, образ жизни,– что это: республика, монархия или аристократия?
Мореход
Народ этот появился из Индии, бежавши оттуда после поражения Монголами
и насильниками разорившими их родную страну, и решил вести философский
образ жизни общиной. И хотя общность жен и не установлена среди остального
населения, живущего в их области, у них самих она принята на том основании,
что у них все общее. Распределение всего находится в руках должностных лиц;
но так как знания, почести и наслаждения являются общим достоянием, то
никто не может ничего себе присвоить.
Они утверждают, что собственность образуется у нас и поддерживается
тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей.
Отсюда возникает себялюбие, ибо ведь, чтобы добиться для своего сына
богатства и почетного положения и оставить его наследником крупного
состояния, каждый из нас или начинает грабить государство, ежели он ничего
не боится, будучи богат и знатен, или же становится скрягою, предателем и
лицемером, когда недостает ему могущества, состояния и знатности. Но когда
мы отрешимся от себялюбия, у нас остается только любовь к общине.
Гостинник
Так ведь никто же не захочет работать, раз будет рассчитывать прожить
на счет работы других, в чем Аристотель и опровергает Платона.
Мореход
Я – плохой спорщик, но тем не менее уверяю тебя, что они пылают такой
любовью к родине, какую и представить себе трудно; гораздо больше даже, чем
Римляне,– которые, как известно по преданиям, добровольно умирали за
отечество,– потому что значительно превзошли их в отрешении от
собственности. Я, по крайней мере, уверен, что и братья, и монахи, и
клирики наши, не соблазняйся они любовью к родным и друзьям, стали бы
гораздо святее, меньше были бы привязаны к собственности и дышали бы
большею любовью к ближнему.
Гостинник
Это, кажется, говорит святой Августин, но я заключаю, что среди этого
рода людей никакого значения не имеет дружба, раз у них нет возможности
оказывать друг другу взаимные одолжения.
Мореход
Наоборот, огромное: следует ведь обратить внимание на то, что хотя им
и неоткуда делать друг другу никаких подарков,– потому что все, в чем они
нуждаются, они получают от общины и должностные лица тщательно следят за
том, чтобы никто не получал больше, чем ому следует, никому, однако, не
отказывая в необходимом,– но дружба у них проявляется на войне, во время
болезни, при соревновании в науках, когда они помогают друг другу и взаимно
делятся знаниями; а то в похвалах, словах, при исполнении обязанностей и во
взаимном одолжении необходимого.
Все сверстники называют друг друга братьями; тех, кто старше их на
двадцать два года, зовут они отцами, а тех, кто на двадцать два года
моложе,– сыновьями. И должностные лица внимательно следят за тем, чтобы
никто не нанес другому никакой обиды в этом братстве.
Гостинник
Каким же образом?
Мореход
У них столько же должностных лиц, сколько мы насчитываем добродетелей:
есть должность, называемая Великодушие, есть – именуемая Мужество, затем
Целомудрие, Щедрость, Правосудие – уголовное и гражданское, Усердие,
Правдолюбие, Благотворительность, Любезность, Веселость, Бодрость,
Воздержность и т. д. На каждую из подобных должностей избираются те, кого
еще с детства признают в школах наиболее пригодным для ее занятия. Поэтому,
так как нельзя среди них встретить ни разбоя, ни коварных убийств, ни
насилий, ни кровосмешения, ни блуда, ни прочих преступлений, в которых
обвиняем друг друга мы,– они преследуют у себя неблагодарность, злобу,
отказ в должном уважении друг к другу, леность, уныние, гневливость,
шутовство, ложь, которая для них ненавистнее чумы. И виновные лишаются в
наказание либо общей трапезы, либо общения с женщинами, либо других
почетных преимуществ на такой срок, какой судья найдет нужным для
искупления проступка.
Гостинник
Скажи, а какой у них порядок выбора должностных лиц?
Мореход
Этого ты как следует не поймешь, прежде чем не познакомишься с их
образом жизни. Прежде всего да будет тебе известно, что мужчины н женщины у
них носят почти одинаковую одежду, приспособленную к военному делу, только
плащ у женщин ниже колен, а у мужчин доходит только до колен. И все они
обучаются всяким наукам совместно. По второму и до третьего года дети
обучаются говорить и учат азбуку, гуляя вокруг стен домов; они разделяются
на четыре отряда, за которыми наблюдают поставленные во главе их четыре
ученых старца. Эти же старцы спустя некоторое время занимаются с ними
гимнастикой, бегом, метанием диска и прочими упражнениями и играми, в
которых равномерно развиваются все их члены. При этом до седьмого года они
ходят всегда босиком и с непокрытой головой. Одновременно с этим водят их в
мастерские к сапожникам, пекарям, кузнецам, столярам, живописцам и т. д.
для выяснения наклонностей каждого.
На восьмом году, после начального обучения основам математики по
рисункам на стенах, направляются они на лекции по всем естественным наукам.
Для каждого предмета имеется по четыре лектора; и в течение четырех часов
все четыре отряда слушают их по очереди, так что в то время, как одни
занимаются телесными упражнениями или исполняют общественные обязанности,
другие усердно занимаются на лекциях.
Затем все они приступают к изучению более отвлеченных наук:
математики, медицины и других знаний, постоянно и усердно занимаясь
обсуждениями и спорами. Впоследствии все получают должности в области тех
наук или ремесел, где они преуспели больше всего,– каждый по указанию
своего вождя или руководителя. Они отправляются на поля и на пастбища
наблюдать и учиться земледелию и скотоводству; и того почитают за
достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять
их с большим знанием дела. Поэтому они издеваются над нами за то, что мы
называем мастеров неблагородными, а благородными считаем тех, кто не знаком
ни с каким мастерством, живет праздно и держит множество слуг для своей
праздности и распутства, отчего, как из школы пороков, и выходит на
погибель государства столько бездельников и злодеев. Остальных должностных
лиц избирают четыре главных правителя: 0, Пон, Син и Мор и руководители
соответственных наук и ремесел, хорошо знающие, кто наиболее пригоден
заведовать тем или иным мастерством и ведать ту или иную добродетель. И
никто не выступает сам в качестве соискателя, как это обычно принято, а
предлагается на Совете должностными лицами, где каждый на основании своих
сведений высказывается за или против избрания определенного лица.
Но никто, однако, не может достичь звания 0, кроме того, кто знает
историю всех народов, все их обычаи, религиозные обряды, законы, все
республики и монархии, законодателей и изобретателей наук и ремесел и
строение и историю неба. Также почитается для этого необходимым
ознакомиться со всеми ремеслами (ведь всего в какие-нибудь два дня можно
постичь одно из них, хотя и не овладевая им практически, но освоившись с
ним по его применению и изображениям). Также надо знать и науки физические,
и математические, и астрологические. Не так существенно знакомство с
языками, так как у них имеется много переводчиков, которыми служат в их
республике грамматики. Но преимущественно перед всем необходимо постичь
метафизику и богословие; познать корни, основы и доказательства всех
искусств и наук; сходства и различия в вещах; необходимость, судьбу и
гармонию мира; мощь, мудрость и любовь в вещах и в Боге; разряды сущего и
соответствия его с вещами небесными, земными и морскими и с идеальными в
Боге, насколько это постижимо для смертных, а также изучить пророков и
астрологию. Таким образом, уже задолго известно, кто станет 0. Но никто,
однако, не возводится в это звание ранее достижения тридцатипятилетнего
возраста. Должность эта несменяема до тех пор, пока не найдется такого, кто
окажется мудрее своего предшественника и способнее его к управлению.
Гостинник
Но разве может кто бы то ни было обладать такою ученостью? Да и не
способен, мне кажется, к управлению тот, кто посвятил себя наукам.
Мореход
Это же самое возражал им и я. Они же мне, ответили: “Мы, несомненно,
лучше знаем, что столь образованный муж будет мудр в деле управления, чем
вы, которые ставите главами правительства людей невежественных, считая их
пригодными для этого лишь потому, что они либо принадлежат к владетельному
роду, либо избраны господствующей партией. А наш 0, пусть он даже будет
совершенно неопытен в делах управления государством, никогда, однако, не
будет ни жестоким, ни преступником, ни тираном именно потому, что он столь
мудр. Но, кроме того, да будет вам известно, что твой аргумент имеет силу
применительно к вам, раз вы считаете ученейшими тех, кто лучше знает
грамматику или логику Аристотеля или другого какого-либо автора. Для такого
рода мудрости потребны только рабская память и труд, от чего человек
делается косным, ибо занимается изучением не самого предмета, а лишь
книжных слов, и унижает душу, изучая мертвые знаки вещей, и не понимает из-
за этого ни того, каким образом Бог правит сущим, ни нравов и обычаев,
существующих в природе и у отдельных народов. Но ничего такого не сможет
случиться с нашим ¤, ибо ведь никто не в состоянии изучить стольких
искусств и наук, не обладая исключительными способностями ко всему, а
следовательно, в высшей степени и к правлению. Нам также прекрасно
известно, что тот, кто занимается лишь одной какой-нибудь наукой, ни ее как
следует не знает, ни других. И тот, кто способен только к одной какой-либо
науке, почерпнутой из книг, тот невежествен и косен. Но этого не случается
с умами гибкими, восприимчивыми ко всякого рода занятиям и способными от
природы к постижению вещей, каковым необходимо и должен быть наш 0. Кроме
того, как видишь, в нашем городе с такою легкостью усвояются знания, что
ученики достигают больших успехов за один год, чем у вас за десять или
пятнадцать лет. Проверь это, пожалуйста, на наших детях”.
Я был совершенно изумлен и справедливостью их рассуждений, и
испытанием тех детей, которые хорошо понимали мой родной язык. Дело в том,
что каждые трое из них должны знать или наш язык, или арабский, или
польский, или какой-либо из прочих языков. И они не признают никакого иного
отдыха, кроме того, во время которого приобретают еще больше знаний, для
чего и отправляются они в поле – заниматься бегом, метанием стрел и копий,
стрелять из аркебузов, охотиться на диких зверей, распознавать травы и
камни и т. д. и учиться земледелию и скотоводству в составе то одного, то
другого отряда.
Троим же соправителям Солнца полагается изучать лишь те науки, которые
относятся к их области управления: с другими, общими для всех, они
знакомятся только наглядным путем, свои же знают в совершенстве и,
естественно, лучше всякого другого. Так, Мощь в совершенстве знает
кавалерийское дело, построение войска, устройство лагеря, изготовление
всякого рода оружия, военных машин, военные хитрости и все вообще военное
дело. Но, кроме того, эти правители непременно должны быть и философами, и
историками, и политиками, и физиками.
Гостинник
Теперь мне бы хотелось, чтобы ты рассказал об их учреждениях –
подробно о каждом – и разъяснил получше их общественное воспитание.
Мореход
Дома, спальни, кровати и все прочее необходимое у них общее. Но через
каждые шесть месяцев начальники назначают, кому в каком круге спать и кому
в первой спальне, кому во второй: каждая из них обозначается буквами на
притолоке. Занятия отвлеченными науками и ремеслами являются у них общими
как для мужчин, так и для женщин, с одним только различием – наиболее
тяжелые ремесла и загородные работы исполняются мужчинами так: пахота, сев,
сбор плодов, молотьба да и сбор винограда. Но для дойки овец и
приготовления сыра обычно назначаются женщины; точно так же они выходят
недалеко за черту города собирать травы и работать в садах. А к женскому
труду относятся те работы, какие исполняются сидя или стоя: так, например,
тканье, пряденье, шитье, стрижка волос и бороды, изготовление лекарств и
всякого рода одежды. Однако для столярных и кузнечных работ и изготовления
орудий женщины не применяются. Но к занятию живописью они допускаются, если
обнаруживают к ней способности. Что же касается музыки, то ею занимаются
исключительно женщины, потому что она у них получается приятнее, да дети,
однако на трубах и барабанах они не играют. Они же и готовят и накрывают на
стол; но прислуживать за столом составляет обязанность мальчиков и девушек
до двадцати лет. В каждом круге есть свои кухни, магазины, кладовые для
посуды, съестных припасов и напитков. Для наблюдения за исполнением всех
обязанностей по этой части приставлены маститый старец со старухой, которые
распоряжаются прислуживающими и имеют власть бить или приказывать бить
нерадивых и непослушных; и в то же время они замечают и отличают мальчиков
и девушек, лучше других исполняющих отдельные обязанности. Вся молодежь
прислуживает старшим, кому минуло сорок лет. И вечером, при отходе ко сну,
и утром начальник и начальница отправляют одного из молодых людей по
очереди прислуживать в каждую отдельную спальню. Друг другу молодые люди
прислуживают сами, и горе уклоняющимся!
Столы ставят у них в два ряда, сиденьями по обеим сторонам; с одной
стороны сидят женщины, с другой – мужчины, и, как в монастырских трапезных,
не бывает там никакого шума. Во время еды один из юношей с возвышения
читает нараспев внятно и звучно по книге, а должностные лица часто беседуют
по поводу какого-нибудь примечательного места из прочитанного. И, право,
приятно смотреть, как ловко прислуживает им такая красивая молодежь в
подпоясанной одежде, и видеть, как столько друзей, братьев, сыновей, отцов
и матерей живут вместе в такой степенности, благообразии и любви. Каждому
полагается своя салфетка, миска, похлебка и кушанье. На обязанности врачей
лежит заказывать поварам еду на каждый день: что готовить старикам, что
молодым и что для больных. Должностные лица получают большие и лучшие
порции, и из своих порций они всегда уделяют что-нибудь на стол детям,
выказавшим утром больше прилежания на лекциях, в ученых беседах и на
военных занятиях. И это считается одной из величайших почестей. А по
праздничным дням они любят и петъ за столом; поют или в несколько голосов,
или кто-нибудь один под аккомпанемент лютни и т. п. И так как все в равной
мере принимают участие в домашнем хозяйстве, то никогда ни в чем не
оказывается никакого недостатка. Почтенные пожилые люди наблюдают за кухней
и прислуживающими в столовой и тщательно следят за чистотой постелей,
посуды, одежды, мастерских и кладовых.
Одежду их составляет белая нательная рубахи, а поверх нее платье,
являющееся одновременно и камзолом и штанами, сшитое без складок, с
разрезами от плеч до голени и от пупа до зада между ляжками. С одной
стороны этих разрезов идут петли, а с другой – пуговицы, на которые они
застегиваются. Штаны оканчиваются завязками у самых щиколоток; затем носят
они высокие гамаши, вроде голенищ, на застежках и поверх них – башмаки. И,
наконец, как мы сказали, накидывают они плащ. И так ладно и ловко сидит на
них платье, что, когда скидывают они плащ, вся их фигура обрисовывается во
всех подробностях. Они меняют одежды четыре раза в год: когда Солнце
вступает в знаки Овна, Рака, Весов и Козерога; распределением одежды
сообразно с условиями необходимости ведают врачи и хранители одежды
отдельных кругов. И удивительно, сколько у них имеется одновременно всякой
нужной одежды, плотной или легкой, смотря по времени года. Одежду носят они
белого цвета, и стирается она ежемесячно щелоком или мылом.
Нижние помещения заняты мастерскими, кухнями, кладовыми, магазинами,
оружейными складами, столовыми и мыльнями. Однако моются они возле колонн
галерей, а вода стекает по желобам, ведущим в сточные канавы. На каждой
площади отдельных кругов есть свои фонтаны, куда вода подается по трубам из
недр горы исключительно действием искусно устроенного крана. У них имеется
вода и ключевая и в водоемах, которые наполняются дождевой водой,
скопляющейся на крышах и стекающей по акведукам с песком. Часто также моют
они свое тело по указанию врача и начальника. Всеми ремеслами занимаются
они внизу, под колоннадами, а отвлеченными науками – наверху, на балконах и
галереях, где находятся соответствующие картины; а в храме изучаются
священные науки. При входах в дома и на зубцах круговых стен имеются
солнечные часы с колоколами и флаги, показывающие время и направление
ветра.
Гостинник
Расскажи мне о деторождении.
Мореход
Ни одна женщина не может вступать в сношение с мужчиной до
девятнадцатилетнего возраста; а мужчины не назначаются к производству
потомства раньше двадцати одного года или даже позже, если они имеют слабое
телосложение. Правда, иным позволяется и до достижения этого возраста
сочетаться с женщинами, но только или с бесплодными, или же с беременными,
дабы не довести кого-нибудь до запретных извращений. Пожилые начальники и
начальницы заботятся об удовлетворении половых потребностей более
похотливых и легко возбуждающихся, узнавая об этом или по тайным их
просьбам, или наблюдая их во время занятий в палестре. Однако же разрешение
исходит от главного начальника деторождения – опытного врача, подчиненного
правителю Любви. Тем же, кого уличат в содомии, делают выговор и заставляют
в виде наказания два дня носить привешенные на шею башмаки в знак того, что
они извратили естественный порядок, перевернув его вверх ногами. При
повторном преступлении наказание увеличивается вплоть до

Новинки рефератов ::

Реферат: Женщина и политика (Политология)


Реферат: Рязанский Кремль (Педагогика)


Реферат: Базы данных в INTERNET (Программирование)


Реферат: Полиплоидия и получение полиплоидов (Биология)


Реферат: Водоснабжение и водоотведение на ГСХ-3 (Технология)


Реферат: Ислам-вера и образ жизни (Религия)


Реферат: Глобальные сети: Технологии и протоколы (Программирование)


Реферат: Восстание Булавина (История)


Реферат: Политическая жизнь и политическое устройство Испании (Право)


Реферат: История Государства Российского (Исторические личности)


Реферат: Шум и его влияние на организм. Предупреждение вредного действия шума на производстве (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Благотворительность в России до 1917 года (Социология)


Реферат: Виховання учнів у науковій літературі (Педагогика)


Реферат: Финал девятой симфонии Бетховена (Музыка)


Реферат: Проблема уменьшенной вменяемости в уголовном праве (Государство и право)


Реферат: История украинской журналистики (Литература)


Реферат: Страхование грузов (Страхование)


Реферат: Правовая основа местного самоуправления (Гражданское право и процесс)


Реферат: Пираты (История)


Реферат: Информационное обеспечение менеджмента (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист