GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Природное и социальное в человеке (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Природное и социальное в человеке (Философия)



2. Природное и социальное в человеке.
Человек – существо социальное. Но в то же время и высшее
млекопитающее, т.е. существо биологическое.
Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется
определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у
разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах. На
проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные
процессы. Так, например, нормальная продолжительность жизни человека в
настоящее время составляет 80-90 лет, с учетом того, что он не страдает
наследственными заболеваниями и не будет подвергаться пагубному внешнему
воздействию, такому как инфекционные заболевания, дорожно-транспортные
происшествия и т.п. Такова биологическая константа вида, которая, однако,
изменяется под воздействием социальных закономерностей.
Подобно другим биологическим видам, человек имеет устойчивые
разновидности, которые обозначаются, когда речь идет о человеке, понятием
«расы». Расовая дифференциация людей связана адаптацией различных групп
людей, населяющих различные регионы планеты, и выражается в формировании
специфических биологических, анатомических и физиологических признаков. Но,
несмотря на различие в определенных биологических параметрах, представитель
любой расы относится к единому виду Homo sapiens и обладает свойственными
всем людям биологическими параметрами.
Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждый
имеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей.
Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных и
биологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладает
уникальным жизненным опытом. Следовательно, род человеческий бесконечно
многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.

Индивидуализация – общебиологическая закономерность. Индивидуально-
природные различия у человека дополняются различиями социальными,
обусловленными общественным разделением труда и дифференциацией социальных
функций, а на определенном этапе общественного развития – также и
различиями индивидуально-личностными.
Человек включен сразу в два мира: мир природы и мир общества, что
порождает ряд проблем. Рассмотрим две из них.
Аристотель называл человека политическим животным, признавая в нем
сочетание двух начал: биологического (животного) и политического
(социального). Первая проблема заключается в том, какое из этих начал
является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств,
поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь
биологического и социального в человеке.
Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждый
человек уникален, своеобразен и неповторим, мы, тем не менее, постоянно
группируем людей по различным признакам, одни из которых определяются
биологически, другие – социально, а некоторые – взаимодействием
биологического и социального. Возникает вопрос, какое значение в жизни
общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами
людей?
В ходе дискуссий вокруг этих проблем выдвигаются, подвергаются
критике и переосмысливаются теоретические концепции, вырабатываются новые
линии практического действия, способствующие совершенствованию
взаимоотношений между людьми.
К.Маркс писал: «Человек является непосредственно природным
существом. В качестве природного существа… он…наделен природными силами,
жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы
существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений…»[1] Такой
подход нашел обоснование и развитие в трудах Энгельса, который понимал
биологическую природу человека как нечто исходное, хотя и недостаточное для
объяснения истории и самого человека.
Марксистско-ленинская философия показывает значение социальных
факторов наряду с биологическими – те, и другие играют качественно разные
роли в определении человеческой сущности и природы. Она раскрывает
доминирующее значение социального, не игнорируя биологическую природу
человека.
Пренебрежительное отношение к биологии человека недопустимо. Тем
более что биологическая организация человеческого существа есть нечто
самоценное, и никакие социальные цели не могут оправдать ни насилия над
ней, ни евгенических проектов ее переделки.

-----------------------
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1 С.262-263





Реферат на тему: Природные и общественно-исторические предпосылки возникновения и развития сознания



КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Философия»



по специальности : Маркетинг
по разделу учебного плана : Философия
преподаватель - консультант : Чуйко В.Л.



Природные и общественно-исторические предпосылки возникновения и развития
сознания.

План;

1. Возникновение и природа сознания.
2. Генезис сознания.
3. История становления психического отображения.
4. Структура сознания, ее основные уровни.



В мире вокруг нас нет ничего удивительнее и загадочнее за человеческий
разум, интеллект, сознание. Стало обычным высказывание: все, что существует
вне нашего сознания, является ничем другим, как конкретной разновидностью и
формами материального. Идеальные, духовные явления, которые в отличие от
материальных существуют только в головах людей как производные от
материальных, как результат их отображения, устанавливают содержание
сознания.
Тысячелетия человечество искало ответы на вопросы, в чем состоит суть
феномена сознания, какая его природа, как оно возникло и какое его
предназначение в мире. В историко-философском процессе проблема сознания
приобретала разнообразные толкования.
Известно, что идеализм считает сознание активным началом материи.
Фактически сознание оторвалось от человека и природы, ему приписывали
самостоятельное, независимое существование. Такое сознание не имело
никакого отношения к мозгу, дух не рождался, не возникал: оно жило своей
собственной жизнью, развивалось, продолжало явления природы и истории.
Идеалисты утверждали, что сознание может быть понятым только из самого
себя.
В мире всегда существовали две самостоятельные субстанции - материя и
сознание. Сознание, как и материя есть вечной, оно не возникает и не
рождается. Соответственно отпадала необходимость решения вопроса о его
возникновении.
Никто, в том числе и наши предки не заметил появления разума на земле,
«человек вошел в мир бесшумно». Сознание возникло «между двумя индивидами»:
на «точечном уровне» состоялась некоторая «мутация от нуля ко всему».
Поэтому конкретный механизм разума, сознания, по мнению Тейяра де Шардена,
постичь невозможно.
Вопрос о происхождении и сущности сознания связывается с рассмотрением
материи, которая способна к самодвижению и саморазвитию. Последнее
определило возможность понимать природу сознания как свойство
высокоорганизованной материи, как высшую форму ее атрибутивной
свойственности - отображения.
Мировое философское мнение ХХ ст. Преимущественное внимание уделяло
роли субъективных факторов в существовании и функционировании сознания.
Вопрос сознания становится предметом постоянной сосредоточенности и поиска
зарубежной философии этой эпохи. Большинство представителей разных
философских школ подчеркивали, что в их теоретических концепциях в
противовес предыдущей «метафизике» речь будет идти о перестройке «особенной
онтологии человеческого сознания и субъективности».
Относительно мировой современной философии, то ее трактовка «онтологии
субъективности и сознания» не однозначна. Представители различных школ
описывали сознание а его существенной «чистоте» и феноменальной
выразительности, или фиксировали жизнь сознания на феноменально-телесном
уровне, или проявляли детерминацию сознания через языковые и другие
структуры несознательного - психоанализ, структурализм.
За последние 15-20 лет философия сознания в англоязычных странах
заметно перестроилась. Она взяла курс на сближение с природознанием,, на
разработку «научной метафизики», приобрела более эмпирический,
натуралистический вид. Сегодня опыты философов сосредоточились на
соотношении «духа» и «тела», физических и психических состояний. Много
внимания уделяется вопросам , которые возникают на границе философии и
языка, кигнетивной психологии и компьютерного моделирования сознания.
Многоуровневый характер сознания обусловливает разные подходы к ней.
Оно изучается и описывается разными науками: эволюционной теорией,
медициной, кибернетикой, психологией, физиологией, антропологией, а также
некоторым образом художественной литературой, искусством и др.
Принимая во внимание достижения современных наук, философия углубляет
теорию сознания, придавая более адекватного характера понятийному
возобновлению процессу становления, возникновения и развития сознания.

Сознание современного человека является продуктом всемирной истории,
результатом многовекового развития практической и познавательной
деятельности, многих поколений людей. Сознание имеет не только свою
социальную историю, а и природную предисторию - развитие своих чисто
биологических предпосылок.
Активная деятельность материи выходит за рамки обычных перемен и
обычных взаимодействий. Она предусматривает существование в материи другого
свойства, родственного с раздражительностью и ощущением. Этот признак
материи явлется не иначе, как свойством отображения.
К основным типам отображения современная наука относит:
1) неорганическое отображение - связанное с механическим, физическим,
химическим изменением тел;
2) органическое отображение - имеет место в живой природе
(раздражительность, психика);
3) социальное отображение - уровень существования человеческого сознания.
Все эти типы имеют общие свойства, которые выделяются следующим образом:
всякий тип отображения есть результатом влияния одного объекта на другой;
в объекте, который поддавался действию , остается след, который отображает
особенности структуры действующего объекта;
этот след влияет на дальнейшее функционирование и развитие объекта.
На уровне химической формы движения материи способность к созданию
специфического противоречивого взаимоотношения отображающей материальной
системы с окружающим миром значительно выше, чем на уровне физической формы
движения материи
Общее рассмотрение отображения в неживой природе убеждает нас в
необходимости ставить вопрос о роли отображения, как эффекта материального
взаимодействия в ходе становления и развития в частности и простейших форм
организации материальных систем , форм движения материи, которые
обеспечивают поступательное движение материи в целом.
В дальнейшем развитии материи возникают сложные за организацией
материальные системы - нервная материя, центральная нервная система, органы
ощущения, условно-рефлекторная деятельность, психическое отображение.
Постепенное усовершенствование нервной системы обеспечило
возникновение процессов приспособленности организмов к окружающей среде,
активизировало и разрешило потребность в полученной информации от
окружающего мира, а также сформировало способность живых существ
приобретать жизненного опыта и сохранение его в памяти.

Ощущения имеют начальную форму психики животных. Психика, таким
образом, не является признаком всей живой материи, она возникает на
определенном этапе исторического развития материи.
С появлением психики возникает сигнальное, образное отображение
действительности в виде идеальных образов - ощущений, восприятий,
представлений. Психическая форма отображения действительности является
вершиной природной эволюции форм отображения. Она является биологической
предпосылкой возникновения человеческого сознания.
Человек имеет не только присущи четыре важные биологические
особенности - это скелет, подвижные руки, способные манипулировать
предметами, трехизмерное цветное зрение



1. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ.


План:
1. Диалектическое отрицание и его роль в развитии.
2. Диалектическое и метафизическое понимание отрицания.
3. Прогрессивный характер развития.
1. Развитие как процесс.
5. Спиралевидный характер развития.


В философии Гегеля, согласно принципу тождества бытия и мышлений,
ритм разрешений диалектических противоречий мысли и связанных с ними
диалектических отрицаний был перенесен и на бытие. В материалистической
диалектике также были предприняты попытки осмыслить диалектические
«противоречия» и «Отрицания» в бытийных (онтологических) понятиях.
"Отрицание" как реальный аналог логического, мысленного отрицания
(антитезиса) при этом было истолковано как непременный момент,
многократно повторяющийся в любом процессе, где имеет место смена фаз,
периодов, этапов изменения того или иного объекта.
В отличие от метафизически толкуемого "отрицания", подчеркивающего
разрыв, противоположность черт предыдущего и последующего этапов изменений,
диалектическое "отрицание" предполагает связь, переход от одного этапа к
другому. Диалектическое "отрицание" включает в себя триединый процесс:
4. деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего;
5. комуляции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) ;
6. конструкции (формирования, созидания нового).

Первый момент - преодоление пройденного, его "сбрасывание" изживание
- обеспечивает необходимую почву для следующей фазы данного процесса. Но
сама по себе деструкция, возобладай она, отбрасывала бы процесс вспять,
разрушала бы предпосылки продвижения к последующим фазам. Нормальное
продолжение процесса, его связь, единство, целостность обеспечиваются
вторым моментом - сохраняемостью, преемственностью. Без этого условия
процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке, а потому в целом
напоминал бы некое "топтание на месте", а то и вообще становился бы
невозможным. Нарастание процесса движение его к новым фазам требует также
третьего момента - новаций (формирование качественно новых связей, функций,
черт).

Реальным аналогом "отрицания отрицания" и в природе, и в обществе
служат, в частности, "спиралевидные" процессы, сочетающие в себе
цикличность, относительную повторяемость и поступательность. Циклических
процессов - различных циклов, кругооборотов - существует в мире великое
множество. Цикличность формирования и гибели, рождения и смерти,
обновления и старения и т.д. проявляется во всех процессах природных и
общественных изменений. Глубокие догадки заключены и в мыслях и
противоборстве противоположностей, ритмическом чередовании их
сбалансированности, гармонизации и нарушении равновесия как постоянно
воспроизводящихся циклах. Эти высказывавшиеся еще в древности догадки в
дальнейшем развитии диалектики были уточнены, получили свое развитие.
идея цикличности была дополнена идеей поступательности прорыва,
преодоления исходного уровня бытия, выхода за рамки того, что
существовало на предыдущем уровне, формирования качественно новых уровней
бытия. В материалистической диалектике отношение противоположностей
толкуется не просто как чередование нарушений и восстановлений их
равновесия, но и как их ассиметрия, приводящая к направленному
поступательному изменению, развитию.

Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление, тенденцию
развития материального мира. Чтобы понять сущность и значение этого
закона, нужно прежде всего выяснить, что такое диалектическое отрицание
и каково его место в развитии.
В любой области материальной действительности постоянно происходит
процесс отмирания старого, отжившего свой век и возникновения нового,
передового. Замена старого новым, отмирающего нарождающимся и есть
развитие, а само преодоление старого новым, возникающим на основе старого,
и называется отрицанием.
Термин "отрицание" в философию ввел Гегель, но он вкладывал в него
идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицания лежит
развитие идеи, мысли.
Маркс и Энгельс, сохранив термин "отрицание", истолковали его
материалистически. Они показали, что отрицание представляет собой
неотъемлемый момент развития самой материальной действительности. "Ни в
одной области, - указывал Маркс, - не может происходить развитие, не
отрицающее своих прежних форм существования". Развитие земной коры,
например, прошло через ряд геологических эпох, причем каждая новая эпоха,
возникшая на базе предыдущей, есть известное отрицание старой. В
органическом мире каждый новый вид растения или животного, возникая на
основе старого, является в то же время и его отрицанием. История общества
также есть цепь отрицаний старых общественных порядков новыми:
первобытного общества - рабовладельческим, рабовладельческого - феодальным,
феодализма - капитализмом. Отрицание присуще и развитию познания, науки.
Каждая новая, более совершенная научная теория преодолевает старую, менее
совершенную.
Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явление извне.
Оно результат его собственного, внутреннего развития. Предметы и явления,
как мы уже знаем, противоречивы и, развиваясь на основе внутренних
противоположностей, сами создают условия для собственного уничтожения,
для перехода в новое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление
старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития,
самодвижения предметов и явлений.

Диалектика и метафизика по-разному понимают вопрос о сущности
отрицаний. Метафизика, искажая процесс развития материальной
действительности, понимает отрицание как отбрасывание, абсолютное
уничтожение старого.
Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не
уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. И
не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более
высокую ступень. Так, высшие организмы, отрицая низшие, на основе которых
они возникли, сохранили присущее им клеточное строение, избирательный
характер отражения и другие признаки. Новый общественный строй, отрицая
старый, сохраняет его производительные силы, достижения науки, техники,
культуры. Связь нового со старым осуществляется и в познании, науке.
Теория отрицания., для марксистского понимания отрицания,
характерно признание преемственности, связи нового со старым в процессе
развития. Но следует иметь в виду, что новое никогда не воспринимает
старое полностью, в его прежнем виде. Оно берет из старого только его
отдельные элементы, стороны, причем не механически присоединяет их к себе,
а ассимилирует, преобразует их соответственно своей собственной природе.
Марксистская диалектика требует критического отношения к прошлому опыту
человечества, указывает на необходимость творческого использования этого
опыта, строгого учета изменившихся условий и новых задач революционной
практики. Марксистская философия, например, не просто восприняла
достижения философской мысли пошлого, а критически проработала, обогатила
их новыми достижениями науки и практики, подняла философскую науку на
качественно новую, высшую ступень.

Итак, мы выяснили, что в результате отрицания разрешается то или иное
противоречие, уничтожается старое и утверждается новое. Но прекращается ли
на этом развитие? Нет, с возникновением нового развитие не прекращается.
Всякое новое не остается вечно новым. Развиваясь, оно готовит предпосылки,
условия для возникновения еще более нового и передового. И как только эти
предпосылки и условия созреют, снова наступает отрицание. Это уже
отрицание отрицания, то есть отрицание того, что раньше само преодолело
старое, замена нового еще более новым - новейшим. Результат этого второго
отрицания снова отрицается, преодолевается, и так без конца. Развитие
выступает, таким образом, как бесчисленное множество следующих друг за
другом отрицаний, как бесконечная замена, преодоление старого новым.
Поскольку всякая высшая ступень развития отрицает в низших только то,
что устарело, воспринимая и умножая в то же время достижения предыдущих
ступеней, развитие в целом приобретает прогрессивный, поступательный
характер. Прогресс и есть то общее направление, которое характерно для
диалектического развития.
Прогресс осуществляется во всех областях действительности.
Рассмотрим, хотя бы в общих чертах, прогрессивное развитие на нашей
планете.
Как мы уже говорили, исходным материалом для образования
планет Солнечной системы, в том числе и Земли, послужила газопылевая
материя, содержащая простейшие химические вещества. В ходе развития
природы эти вещества становились все сложнее и сложнее. В результате
возникла живая, органическая природа. Живые организмы также развивались
от простого к сложному: от одноклеточных форм - к клетке, из
одноклеточных - к более сложным животным, эволюция которых привела к
появлению человекоподобных существ, а позднее и человека. С возникновением
человека начинается процесс общественного развития. Последовательными
этапами прогрессивного развития общества явились первобытнообщинный,
рабовладельческий, феодальный, капиталистический строй.
Важнейшей особенностью прогресса в обществе является нарастание
темпов развития. Процесс возникновения человека начался примерно миллион
лет назад. Если учесть, что современный человек существует всего несколько
десятков тысяч лет, то можно представить себе, какими медленными темпами
шел процесс становления человека. Более быстро шло становление
рабовладельческого и феодального обществ, хотя и оно затянулось на
тысячелетия. В дальнейшем строй меняется еще быстрее.

Утверждение прогрессивного характера развития представляет собой
главную, но не единственную черту закона отрицания отрицания. Этот закон
характеризует развитие не как прямолинейное движение, а как чрезвычайно
сложный, как бы спиралеобразный процесс с определенным повторением
пройденных ступеней, с известным возвратом к прошлому. "Развитие, как бы
повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющие их иначе, на более
высокой базе ("отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали,
а не по прямой линии..." - писал В.И.Ленин, указывая на эту черту
диалектики.
Спиралевидный характер развития присущ различным областям
действительности. Одним из самых ярких проявлений этой особенности развития
в неживой природе является периодический закон химических элементов,
открытый Д.И.Менделеемым.
Спиралеобразное развитие имеет место и в общественной жизни.
Первой формой общественной организации был первобытнообщинный строй. Это
было бесклассовое общество, основанное на общем владении крайне
примитивными средствами производства. Дальнейшее развитие производства
привело к отрицанию этого строя классовым рабовладельческим обществом и
т.д.
Итак, развитие осуществляется посредством отрицания старого новым,
низшего высшим. Поскольку новое, отрицая строе, сохраняет и развивает его
положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер. Вместе
с тем развитие идет по
спирали с построением в высших стадиях отдельных сторон и черт низших.
Такова суть диалектического закона отрицания отрицания.



ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТА:



1. "Ведение в философию" 2 т., Москва, 1989 г.



2. В.Г.Афанасьев "Основы философских знаний",

Москва, "Мысль", 1987 г.


3. Квасова И.И. "Учебное пособие по курсу "Введение

- в философию", Москва - 1990 г.







Новинки рефератов ::

Реферат: Німеччина в ІХ–ХІ веках (История)


Реферат: Культура речи и эффективность общения (Литература)


Реферат: Социальное призрение детей в России (Социология)


Реферат: Тезисы к экзамену по Бух. учету (Аудит)


Реферат: Понятие криминалистической трасологии, виды следов преступления (Криминалистика)


Реферат: Информационный анализ англосаксонской балансовой системы (Аудит)


Реферат: ЦИВІЛЬНОЕ ПРАВО (Гражданское право и процесс)


Реферат: Бухгалтерский учет производственных процессов на коммерческих предприятиях (Бухгалтерский учет)


Реферат: Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте (Педагогика)


Реферат: Христианство и русская культура (Культурология)


Реферат: Начало войны 1812 года (История)


Реферат: Первичная клеточная оболочка и ее структурные особенности (Биология)


Реферат: Бухгалтерский учет, аудит и экономический анализ движения денежных средств на предприятии АПК (Аудит)


Реферат: Английская Революция середины 17 века (История)


Реферат: Ядерный взрыв (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Культура Китая (История)


Реферат: Взгляд на развитие человечества (Философия)


Реферат: Гимнастика в домашних условиях (Спорт)


Реферат: Организационный проект лондонского клуба "Челси" (Теория организации)


Реферат: Дифракция электронов. Электронный микроскоп (Физика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист