GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Культура Византии (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура Византии (Культурология)




МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КОММЕРЦИИ
НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ



РЕФЕРАТ

по культурологии



Тема: Культура Византии



Выполнил: ??????????????
Проверил:
Оценка:



НОВОСИБИРСК

2002

СОДЕРЖАНИЕ


Введение
Образование великой империи.
Рождение новой идеологии.
Империя в опасности. Натиск арабов.
Подъем Византийского государства. Расцвет культуры в ХI-ХII веках.
Заключение.



ВВЕДЕНИЕ

Византийское государство возникло на рубеже двух эпох –крушение
поздней античности и рождение средневекового общества.
В IV в. единая Римская империя разделилась на Западную и Восточную.
Обособление восточной части Римской империи началось еще в III в. и было
вызвано как экономическими, так и идейно-политическими причинами. Восточные
области Римской империи отличались более высоким уровнем развития
экономики, и кризис рабовладельческого хозяйства принял здесь менее острые
формы. Нападение варваров, социальные движения и внутренние междоусобицы на
Западе угрожали самому существованию Римской империи, что заставило
императора Константина перенести политический центр на Восток.
В 324-330 гг. Константин основал новую столицу империи, названную по
его имени Константинополем. На европейском берегу Босфора, на высоких
холмах, где некогда была расположена древняя мегарская колония Византии, с
поразительной быстротой вырос огромный город, укрепленный с суши и моря
непреступными стенами. Константинополь господствовал над проливами Босфор и
Дарданеллы, контролировал торговые и военно-стратегические пути из Европы и
Азию, из Эгейского моря в Черное. Древний Византий позднее дал название
всей империи, но сами византийцы называли себя римлянами -по-гречески
ромеями, а столица империи долгое время носила гордое название Новый Рим.
Окончательное разделение Римской империи официально произошло в 395г.,
после смерти императора Феодосия.
Смещение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на
общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи,
культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим
историческим путем, во многом отличным от судеб стран, как Востока, так и
Запада.
Территория Византии превышала 750 тыс. кв. км. Это были преимущественно
области с высокой земледельческой культурой. Здесь издавна выращивали
зерновые, разводили оливковые рощи и виноградники.
На степных просторах Сирии, Палестины, Киренаики, а также на
плоскогорьях и высокогорных лугах Малой Азии и Балкан было развито
скотоводство.
Византия была богатой и природными ресурсами. Империя располагала залежами
серебра и золотом, медь добывалась на Балканах.
В ранней период этнический состав населения Византийской империи
отличался большой пестротой. Наиболее многочисленную часть ее населения
составляли греки и эллионизированные местные народности. Греческий язык
стал самым распространенным, а греки - фактически господствующей
народностью.
Своеобразие общественного развития Византии ярко проявилось в области
правовых отношений. В отличие от других стран средневекового мира Византия,
особенно в ранний период своей истории, оставалась государством, где
сохранялось единое и обязательное для всего населения империи действующее
право. В основу законодательства этого времени были положены лучшие
достижения римской юридической мысли. В нем была завершена разработка
римской теории права, получили окончательное оформление такие теоритические
понятия юриспруденции, как право, закон, обычай, уточнено различие между
частным и публичным правом, определены основы регулирования международных
отношений, нормы уголовного права и процесса



1.Образование великой империи

Создание византийской культуры было сложным, порою противоречивым
процессом. Византийская цивилизация в отличии от западноевропейской в
тревожные времена варварских нашествий во многом осталась последним оплотом
греко-римских традиций.
Становление византийской культуры происходило в обстановке глубоко
противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания
идеологии византийского общества, оформления системы христианского
мировозрения. Христианство впитало в себя многие филосовские и религиозные
учения той эпохи. ВIV-Vвв. в империи развернулись ожесточенные философско-
богословские споры: христологические - о природе Христа и тринитарные - о
месте его в Троице. В этих спорах уже очень рано проявились различия в
философской направленности Востока и Запада в рамках одной
мировоззренческой системы – христианства. С течением времени эти
разногласия будут усугубляться и приведут к обособлению восточной –
православной и западной – католических церквей.
В ранневизантийский период христианская ученая литература достигает высокой
степени утонченности, соединяя изящество формы с глубоким содержанием.
Эпоха становления новой, средневековой культуры рождает талантливых
мыслителей, писателей, поэтов: Псевдо – Дионисий Ареопагит, Григорий
Назианзин, Роман Сладкопевец.
В христианской философии этой эпохи возвышается загадочная фигура
выдающегося мыслителя, теолога и философа Псевдо – Дионисия Ареопагита. Его
грандиозная религиозно – философская система соединяет неоплатонизм с
христианством.
Григорий Назианзин был не только выдающимся богословом, но и талантливым
писателем и поэтом
Третьей яркой звездой в созвездии талантов ранней Византии был поэт Роман
Сладкопевец. По силе таланта, самобытности поэтического мышления,
искренности и глубине чувств знаменитому гимнографу по праву принадлежит
первое место в церковной поэзии. В своих произведениях Роман выразил стихию
народной поэзии и мироощущениях широких масс населения.
VI век был богат выдающимися историческими сочинениями. Среди историков
этого столетия первое место принадлежит Прокопию Кесарийскому. Прокопий –
блестяще образованный ритор и юрист, посвятил себя дипломатической и
придворной карьере. Советник и доверенное лицо полководца Велисария, он
совершил со своим патроном многие дальние походы, участвовал в завоеваниях
королевства вандалов, воевал против персов и других врагов империи. Свои
огромные знания, жизненный опыт он вложил в созданные им исторические
сочинения. Основной его работой считается «Тайная история», написанная в
глубокой тайне, она с предельной откровенностью обнажает все пороки империи
и ее правителя.


2. Рождение новой идеологии. От язычества к христианству

Значительные перемены происходили и в сфере искусства, и во всей
художественной культуре византийского общества. В VI – VII в. византийские
художники сумели не только впитать многообразие влияние Востока и
античности, но и, преодолевая их, создать свой собственный стиль в
искусстве. С этого времени Константинополь превращается в православный
художественный центр средневекового мира.
Бурное строительство в городах ранней Византии стало мощным стимулом
развития архитектуры.
Непревзойденным шедевром византийского зодчества стал построенный в 532-537
гг. храм св. Софии в Константинополе. Воздвигнутый на высоком холме, рядом
с императорским дворцом и ипподромом, далеко видимый с моря и суши, храм
стал не только символом могущества Византии, но и главной святыней
христианского Востока. Впервые здесь была реально воплощена идея
грандиозного центрического храма, увенчанного колоссальным куполом. При
Юстиниане весь купол был украшен мозаиками; в вершине купола был изображен
огромный крест посреди усеянного звездами неба. Убранство храма поражало
торжественной пышностью и изысканным интерьером. Великолепие храму
придавали мраморные колоннады, расположенные двумя ярусами вдоль
центрального пространства храма. Нижняя часть стен и полы храма были
покрыты разноцветными мраморами. Поэт Корипп называет св. Софию чудом
света, которое затмевает все другие храмы и представляет точное отображение
самого неба. Блеск разноцветных мраморов, мерцание золота мозаик и
драгоценной утвари, сияние множества лампад, парение блистающего купола –
все это действительно создавало иллюзию беспредельности пространства
собора, превращало его в подобие космоса, символически приближало к образу
Вселенной. В архитектуре и живописи св. Софии были заложены основы
художественного стиля, которому суждено было стать господствующим во всей
дальнейшей истории византийского искусства.
В ранней Византии создаются и другие шедевры византийского зодчества – храм
12 Апостолов в Константинополе, храм св. Димитрия в Салониках. Особенно
поражает изысканностью архитектурных форм, плавностью и чистотой линий,
элегантность декора храм св. Виталия в Равенне.
Памятников светского искусства Византии сохранилось, к сожалению, не так уж
много. Ведь при нашествии внешних врагов именно дворцы императоров и
богатые дома знати в первую очередь подвергались разрушению и разграблению,
многое погибло в пламени пожаров. Но и то, что дошло до нашего времени, и
чем рассказывают письменные источники, достойно восхищения. И в наше время
поражают величием крепостные стены и башни Константинополя, сложная система
акведуков и цистерн, воздвигнутых для снабжения города водой. При Юстиниане
была построена великолепная цистерна, настоящий подземный дворец,
украшенный множеством колонн и наполненный прозрачной водой. Турки после
завоевания Константинополя, пораженные красотой цистерны, назвали ее
«Тысяча и одна колонна». Она до сих пор восхищает жителей. Еще в IV-V вв.
Константинополь - Новый Рим украсился дворцами императоров и домами знати.
На самом берегу Мраморного моря вырос Большой императорский дворец - целый
комплекс роскошных зданий - превосходный архитектурный ансамбль дворцов с
парадными залами, терм, жилых помещений, окруженный садами и фонтанами.
Обширный столичный ипподром, сосредоточие общественной и культурной жизни,
был украшен античными памятниками; среди них выделяется знаменитая колонна
из Дельф, египетский обелиск Тутмоса и бронзовые колонны Лисиппа.
Мировое признание в средние века получили произведения художественного
ремесла и прикладного искусства Византии - изумительной красоты ювелирные
украшения из золота и драгоценных камней, диптихи и ларцы из слоновой
кости, украшенные резьбой и инкрустациями, вышитые причудливыми рисунками
шелковые ткани, утонченные изделия из цветного стекла- сосуды, бусы,
светильники. Византийские художники в области живописи, мозаики, мелкой
пластики, ювелирного дела, эмалей и тканей, книжной миниатюры долгое время
оставались законодателями вкусов.

3.Империя в опасности. Натиск арабов.

VII столетие было трудным временем в истории Византии. Раздираемая
внутренними усобицами, теснимая грозными внешними врагами, империя
переживала серьезный кризис. Самая страшная опасность грозила с Востока —со
стороны могущественного Арабского халифата. В 634—640 гг. арабские войска
покорили Палестину, Сирию и Верхнюю Месопотамию. В 636 г. они разгромили
армию Ираклия на реке Ярмук. В последующие два года арабы завоевали
Иерусалим и Антиохию, нанеся страшный удар империи. Очередь была за
Египтом, который подчинился власти халифов почти без сопротивления. К 642
г. восточные провинции Византии, самые богатые области древней культуры,
для нее были потеряны. К концу VII в. арабы лишили Византию последних
владений в Северной Африке — Карфагена и Киренаики.
На Балканах в 681 г. на территории империи возникло первое независимое
варварское королевство — болгарское государство хана Аспаруха. Византийское
влияние в Италии, в Африке, в странах Закавказья (в Армении и Лазике) было
значительно ослаблено. К концу трагического VII столетия Византийская
империя перестала
существовать как великая средиземноморская держава. Ее место заняло
средневековое Византийское государство, гораздо меньшее по размерам, но
зато отличавшееся большим этническим единством, политической и религиозной
сплоченностью. Греческий язык стал официальным, государственным.
Коренные перемены произошли в сфере социально экономических отношений.
Империя вступила в новый период своего развития - становления и победы
феодального строя. Этот длительный период, охватывающий около пяти
столетий (VII—XII вв.), в свою очередь,
можно подразделить на два этапа: генезис феодализма (VII—IX вв.); развитие
и окончательное торжество феодальных отношений (Х—Х11 вв.).
Византийская община периода генезиса феодализма представляла собой
соседскую общину с присущим ей дуализмом общинной и частной собственности.
Характерными особенностями византийской сельской общины были отсутствие
периодических переделов земли, медленная кристаллизация аллода.
VII- IX века отмечены некоторым ослаблением центральной власти в Византии.
Некоторая стабилизация византийского государства произошла в правление
первых императоров Исаврийской династии Льва и Константина. Значительные
перемены происходили в VII—IX вв. в общественной жизни и культуре
Византийской империи. В середине VII в. завершается первый этап развития
византийской культуры и идеологии. К этому времени окончательно
кристаллизуется христианская догматика, На смену драматической
напряженности беспокойных первых столетий истории Византии приходит
некоторое идейное успокоение, Христологические и тринитарные споры,
будоражившие ранневизантийское общество, затихают, подчиняясь единому
церковно-догматическому мировоззрению. Однако это умиротворение оказалось
лишь временным. С первой четверти VIII столетия богословские и идейные
споры вспыхивают с новой силой, приняв на этот раз форму иконоборчества.
Иконоборцы выдвигали тезис о неописуемости и непознаваемости божества. В
основу их учения был положен главный догмат христианства о единстве в
Троице трех божественных ипостасей. Все они неописуемы и не могут быть
постигнуты человеческим разумом, а тем более не могут быть представлены в
антропоморфном образе. Если художник будет изображать только человеческую
природу Христа, то он впадет в ересь несториан, разделявших в Христе две
ипостаси; если же он попытается представить божественную природу Христа, то
это будет проявлением ереси монофиситов, допускавших полное поглощение
человеческой природы божественной. Иными словами, всякая попытка
изображения Христа влечет за собой еретические заблуждения.
Идейная борьба в византийском обществе VIII—IX вв. мобилизовала все
интеллектуальные силы. Противоборствующих сторон и в той или иной степени
оказала влияние на общественное сознание эпохи. Религиозно-философские
споры VIII-IX вв. вызвали необходимость систематизация христианского
богословия, что нашло отражение в сочинениях Иоанна Дамаскина и позднее
Феодора Студита. Иоанн Дамаский (около 675 до 753) —одни из крупнейших
византийских богословов — в своем труде «Источник знания» поставил сложную
задачу построить целостную систему ортодоксального христианства.
В VIII — первой половине IX в. усиливается влияние религиозной идеологии на
византийскую литературу, особую популярность приобретают такие
литературные жанры, как жития святых и литургическая поэзия. В
литургической поэзии иконоборческой эпохи выделяются фигуры двух
талантливых гимнографов — Андрея Критского и Иоанна Дамаскина. Андрей
Критский (около 660 — около 726) в своем творчестве продолжал традиции
великого гимнографа ранней Византии Романа Сладкопевца. Другой гимнограф
той эпохи — философ и теолог Иоанн Дамаскин, создатель многих церковных
гимнов, вносил в поэтическое творчество свойственную ему теологическую
рассудочность, схоластический пафос, торжественную парадность, утонченность
стихотворной формы.
В византиноведческой науке долго господствовало представление об
иконоборческом периоде как о «темных веках» византийской истории, эпохе
упадка культуры и образованности. Но иконоборческую эпоху нельзя рисовать
одной черной краской: она глубоко противоречива и двойственна. С одной
стороны, заметно временное затухание античных традиций, сакрализация
литературы и искусства, господство церковной догматики. Античный идеал
прекрасной личности постепенно уходит в прошлое и заменяется идеалом
духовного совершенства, целомудрия. Литература и искусство приобретают все
более дидактический, нравоучительный характер. Человеческая мысль ищет
иные, чем раньше, духовные ценности, иные пути развития. Продолжается
развитие науки и образования, не меркнет и светское художественное
творчество.
Думается, что иконоборческий период надо считать закономерным этапом
развития византийской культуры, когда интенсивно идет процесс становления
средневекового видения мира и средневековой идеологии.



4.Подъём Византийского государства.

С Х в. наступает новый этап истории византийской культуры. С этого времени
начинается известная стабилизация общественного сознания, завершается
систематизация христианского богословия. Происходит обобщение и
классификация всего достигнутого в науке, богословии, философии,
литературе.
В византийской культуре Х век был связан с созданием обобщающих
произведений энциклопедического характера. В этот период были составлены
энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине. Трактаты императора
Константина Багрянородного (913—959) «Об управлении государством», «О
фемах», «О церемониях византийского двора» — обширная энциклопедия
ценнейших сведений о политической и административной структуре
Византийского государства.
В XI—XII вв. значительный расцвет переживает светское образование,
базирующееся на античных традициях. В Конста-нтинополе в XI в. возродился
университет - центр светского образования для всей империи. Около 1045 г.
был вновь создан юридический факультет, «музей законодательства», как его
называли современники.
В XI—XII вв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие
сдвиги. Рост провинциальных городов, подъем ремесла и торговли, сближение с
Западом при Комнинах не могли не отразиться и на культуре. Развитие
культурного общения со странами Европы и арабским миром - все это приводит
к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении
византийского общества.
В XI—XII вв. в Византии вновь возрождается жанр «историй», столь
распространенный в ранней Византии. Появляется целая плеяда выдающихся
историков, в сочинениях которых ясно проступает авторская позиция,
повествование приближается к современности, хронологический принцип
изложения отходит на задний
план, характеристики действующих лиц приобретают индивидуальную окраску.
В это же время возрождаются риторика и эпистолография. Наряду с
религиозными гимнами развиваются светская любовная лирика и обличительная
сатирическая поэзия. Но новые веяния проявляются не только в эволюции
литературных жанров - изменяются этические
воззрения. Заметно меняется творческая позиция художников. На смену
пассивному преклонению перед церковно-догматическим отображением мира
постепенно приходит осознанное восприятие художником реальной
действительности.
Важное место в художественном творчестве Византии занимала народная
литература. Становление и развитие ее приходятся на IX—XII вв.
В IX-Х вв. большое распространение в империи получают так называемые
«акритские песни» и воинские повести, прославляющие подвиги органичных
воинов-акритов.
В XII в. в Византии возрождается старый литературный жанр позднеантичного
романа. Почти одновременно появляется ряд романов, прозаических ,
поэтических, основанных на античном сюжете. От своего античного
прообраза византийский роман
отличается замедленным развитием событии, углублением
символизма и обилием аллегорий, дублированием эпизодов, наличием
натуралистических подробностей. Культурные контакты с Западом в эпоху
Комнинов оказали известное воздействие на византийскнй литературный
процесс. Возрождение жанра романа связывается в Византии с именем
выдающегося поэта Феодора Продрома( 1100- около 1170 ).

5. Расцвет византийской культуры

В XI—XII вв. в византийской литературе наблюдается известный подъем.
Расширяется круг интересов писателей, появляются новые литературные жанры,
сюжетные линии делаются динамичнее, рождаются новые стилистические формы.
Ощущается постепенный отход, порою еще робкий, от закостенелых штампов и
канонов, господствовавших в литературе предшествующих веков. Начинает
изменяться отношение к античному наследию. Античные традиции воспринимаются
уже не механически, а переосмысливаются под влиянием реальной
действительности. Использование античной литературы идет целенаправленно,
подчиняясь новым потребностям и новым веяниям времени. В литературе, все
сильнее звучат мотивы отрицания, критики общественного строя с его
унификацией и канонизацией культурных ценностей. Расцвет переживает
народная литература разных жанров, народный язык получает права
гражданства.



6.Поздняя Византия. Начало конца

Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. привел к распаду
Византийской империи. По словам писателя XIV в. Никифора Григоры, держава
ромеев, подобно судну, подхваченному злыми ветрами и волнами, раскололась
на множество мелких частей. Но постепенно в этом хаосе феодальных княжеств
выделились три центра греческой государственности: Никейская империя в
северо-
западном углу Малой Азии, Эпирское царство на Балканах и Трапезупдская
империя на земле древнего Понта, на южном берегу Черного моря.
Нестабильность экономики, территориальные потери, нескончаемые феодальные
усобицы и возрастающая турецкая угроза - вот что характеризует последние
столетия существования некогда великой империи.
Последнее столетие истории Византии было наполнено драматическими
событиями. Могущество грозного врага Византии турок-османов росло из года
в год. Политическая раздробленность; внутренние междоусобицы;
враждебность соседних Балканских государств - Сербии, Болгарии, а также
Венгрии; выжидательная позиция Запада делали положение Византии крайне
опасным. Решающий удар империи был нанесен утверждением турок-османов в
Европе.
Штурм Константинополя произошел 29 мая 1453 г. Войска нападавших турок по
численности значительно превосходили оборонявшихся. После многочасового боя
Константинополь был взят штурмом.
Византия прошла трудный, но насыщенный яркими событиями общественной и
культурной жизни тысячелетний исторический путь. Ей по праву принадлежит
видное место в прогрессивном развитии Европы и всего средневекового мира.



Заключение


В заключение необходимо отметить, что вXI— XII вв. культура Византийской
еще оставалась средневековой, традиционной, во многом каноничной. Но в
художественной жизни общества несмотря на силу традиции, начинают пробивать
себе дорогу некоторые, пусть еще слабые, предренессансные явления. В
литературе обнаруживаются тенденции к демократизации языка и
сюжета, к индивидуализации авторского лица, к проявлению авторской позиции,
в ней зарождается критическое отношение к аскетическому монашескому идеалу
и проскальзывают религиозные сомнения. Значительного расцвета достигает в
этот период и византийское искусство. Несмотря на его каноничность и
унификацию эстетических ценностей, и в нем пробиваются ростки новых
предренессансных веяний, нашедших дальнейшее развитие в византийском
искусстве эпохи Палеологов.
Каков же вклад византийской цивилизации в культуру средневековья?
Византийская культура - это закономерный этап развития европейской и всей
мировой культуры, этап, имевший свои специфические, неповторимые
типологические особенности. Для их выявления важным ориентиром могут
служить такие факторы: в Византии существовала языковая и конфессиональная
общность в рамках единого государственного образования (при всей
многоэтничности Византийская империя имела одно главное этническое ядро -
греков, в ее культурной жизни преобладал греческий язык); в Византии
господствовала христианская религия в ее особой православной форме; в
Византийской империи всегда сохранялась устойчивая государственность и
централизованное управление; византийскую культуру отличало от культуры
стран Западной Европы наличие элементов восточных цивилизаций; как по
своему географическому, этническому и экономическому положению Византия
была своеобразным «золотым мостом» между Востоком и Западом, так и в
культурном развитии Европы она была связующим звеном между западной и
восточной культурами. При этом происходил плодотворный синтез культур
Востока и Запада. На различных этапах культурного развития Византии в этом
синтезе получали преобладание то восточные, то западные элементы. Не
меньшее воздействие на культуру Византии оказало и своеобразие
государственного строя империи. Сохранение в Византии централизованной
империи и сильной императорской власти оказало большое влияние на идеологию
и культуру Византии. В отличие от раздробленной средневековой Европы
Византийская империя сохранила государственные политические доктрины Рима и
культ императора, что нашло отражение в различных сферах культурной жизни
общества. Это составляет, на наш взгляд, еще одно важное типологическое
отличие византийской культуры по сравнению с западноевропейской. В Византии
при все возрастающем влиянии христианства все же никогда не затухало и
светское художественное творчество. Необычайный расцвет Константинополя -
этого крупнейшего центра средневекового мира, превосходившего вплоть до
XIII в. богатством и блеском своей цивилизации современные ему Лондон,
Париж, Венецию и Флоренцию, способствовал сохранению светской городской
культуры. Культ империи и императора давал импульс как развитию придворной
столичной культуры, так и сближению светской и церковной идеологии. В
Византии всегда жила полнокровной жизнью светская культура и
образованность, связанная, с одной стороны, византийской аристократией и
городской интеллигенцией, а с другой — черпавшая могучие импульсы из
народной культуры. Византийская цивилизация оказала глубокое и устойчивое
воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал
распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия,
Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь,
народы Закавказья, Северного Кавказа и Крыма — все они в той или иной
степени соприкасались с византийской образованностью.
Итак, культуре Византии по праву принадлежит видное место в развитии
Европы. Культурное влияние Византии, как известно, пережило саму империю.
Поэтому византийская цивилизация вызывает живой интерес у людей современной
эпохи.



ЛИТЕРАТУРА


1. Анисимова Л.В. Культура Византийского государства. Москва. 1989.
2. Клишина Е.М. Культурология. Учебник.1996.
З. Крупина В.В. Культура Византии (исторический очерк). Москва. 1986.
4. Удальцова В.И. Византийская культура. Москва. 1991.







Реферат на тему: Культура Византии


Культура Византии (IV-XIV веков).

В своем реферате я хотела бы рассказать о культуре Византии,
одном из государств, которое внесло большой вклад в развитие
культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры
Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном
творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы
литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом
форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического
мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и
глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди
всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского
мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром
своеобразной и воистинну блестящей культуры. Если пытаться отделить
византийскую культуру от культуры Европы , Переднего и Ближнего
Востока, то наиболее важными будут следующие факторы :

1. В Византии была языковая общность (основным языком был
греческий);
2. В Византии была религиозная общность ( основной религией было
христианство в форме православия);
3. В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое
ядро, состоящее из греков.
4. Византийскую империю всегда отличали устойчивая
государственность и централизованное управление.
Это все, конечно, не исключает того, что византийская культура,
оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась
культурному влиянию со стороны как племен и народов, населявших ее,
так и сопредельных ей государств. В течение своего тысячелетнего
существования Византия сталкивалась с мощными внешними культурными
влияниями, исходившими из стран, находившихся на близкой ей стадии
развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а познее латинского
Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось вступать
в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько
или на значительно более низкой стадии развития ( византийцы называли
их "варварами" ).
Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи
подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы
господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового
прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена.
Неиссякаемым источником культуры было народное творчество. Под
покровом традиций и стереотипов жило, действовало и пробивало себе
дорогу новое, творческое начало.
Всю тысячелетнюю историю Византии можно условно разделить на три
периода : 1.сер.IV-пер.пол.VII вв. - период разложения
рабовладельческого строя и становления средневекового общества.
2.сер.VII-нач.XIII вв. - появление и развитие феодализма в
Византии.
3.XII-сер.XV вв. - последний период, характеризующийся
дальнейшим развитием феодализма и началом его разложения.

Первые столетия существования Византийского государства можно
рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения
византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма
и принципы христианства. В ранней Византии новый расцвет переживает
философия неоплатонизма. Появляется ряд философов-неоплатоников -
Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий Ареопагит. Неоплатонизм
непосредственно примыкал и сосуществовал с ранневизантийской
философской мыслью. Но неоплатонизм требовал от своих приверженцев
специальной философской подготовки, особого мышления, поворота мозгов.
Он был элитарен, то есть недоступен широким массам, в чем и сказалась
его историческая обреченность.
Формирование христианства как философско-религиозной системы было
сложным и длительным процессом. Христианство впоитало в себя многие
философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика
сложилась под сильным влиянием не только ближневосточных религиозных
учений, иудаизма, манихейства, но и неоплатонизма.Догмат о троичности
божества, один из центральных догматов христианского вероучения, -
это, по существу переосмысленная триада неоплатоников. Однако
христианство, несмотря на наличие общих с манихейством и
неоплатонизмом черт, принципиально отлично от манихейского дуализма и
неоплатоновского монизма. Само христианство являлось не только
синкретическим религиозным учением, но и синтетической философско-
религиозной системой, важнам компонентом которой являлись античные
философские учения. Это, может быть, объясняет в некоторой степени и
то, что христианство не только боролось с античной философией, но и
использовала ее в своих целях. На смену непримиримости христианства
со всем что несло клемо язычества приходит компромисс между
христианским и античным миросозерцанием. В самом неоплатонизме
образовалось два течения : одно - радикальное, настроенное против
христианства, другое - более умеренное. Постепенно берут верх
сторонники компромисса с христианством. Происходи процесс
отталкивания, обособления и одновременно сближения, слияния
неоплатоничекой философии и христианского богословия, который
завершается поглощением неоплатонизма христианством.
Наиболее образованные и дальновидные христиански богословы поняли
необходимость овладения всем арсеналом языческой культуры для
использования ее в создании философских концепций. В трудах Василия
Кесарийского, Григория Нисского и Григория Назианзина, в речах Иоанна
Златоуста можно увидеть сочетание идей раннего христианства с
неоплатонической философией, порой парадоксальное переплетение
риторических идей с новым идейным содержанием. Такие мыслители, как
Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин,
закладывают собственно фундамент византийской философии. их
философские построения уходят глубокими корнями в историю эллинского
мышления. В центре их философии находится понимание бытия как
совершенства, что ведет своеобразному оправданию космоса, а
следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта концепция
порой приближается к пантеизму.
В переходную эпоху гибели рабовладельческого строя и
становления феодального общества коренные сдвиги происходят во всех
сферах духовной жизни Византии. Рождается новая эстетика, новая
система духовных и нравственных ценностей, более соответствующая
складу мышления и эмоциональным запросам средневекового человека.
Патристическая литература, библейская космография, литургическая
поэзия, монашеская повесть, всемирная хроника, христианская
агиография, пронизанные религиозным миросозерцанием, мало-помалу
овладевают умами византийского общества и приходят на смену античной
культуре.
Меняется и сам человек той эпохи, его видение мира, его
отношение
к вселенной, природе, обществу. Создается новый по сравнению с
античностью "образ мира", воплощенный в особую знаковую систему
символов. На смену античному представлению о героической личности,
античному пониманию мира, как мира смеющихся богов и бессташно идущих
на смерть героев, где высшее благо - ничего не бояться и ни на что не
надеяться (очень симпатичная философия), приходит мир страждущего,
раздираемого противоречиями, маленького, греховного человека. Он
бесконечно унижен и слаб, но он верит в свое спасение в иной жизни и в
этом пытается найти утешение. Христиансво с небывалой интенсивностью
выявляет мучительное раздвоение внутри человеческой личности. Меняется
и представление человека о космосе, о времени, о пространстве, о ходе
истории : на смену замкнутым историческим циклам античных писателей,
обусловленное волей Бога, библейское видение поступательного движения
истории ранневизантийских историков и хронистов.
В ранней Византии кристаллизуется одна из фундаментальных идей
средневековья - идея союза христианской церкви и "христианской
империи".
Духовная жизнь тогдашнего общества отличается
драматической
напряженностью; во всех сферах знания, литературе искусстве
наблюдается удивительное смешение языческих и христианских идей,
образов, представлений, колоритное соединение языческой мифологии с
христианской мистикой. Эпоха становления новой, средневековой культуры
рождает талантливых, порой отмеченных печатью гениальности мыслителей,
писателей, поэтов. Индивидуальность художника еще не растворилась в
церковно-догматическом мышлении.
Коренные изменения происходят в сфере изобразительного
искусства
и эстетических воззрений византийского общества. Византийская эстетика
развивалась на основе всей духовной культуры Византии. Она во многом
опиралась на античные воззрения о сути прекрасного, однако
синтезировала и переосмысливала их в духе христианской идеологии.
Отличительной чертой византийской эстетики был ее глубокий
спиритуализм. Отдавая предпочтение духу перед телом, она вместе с тем
пыталась снять дуализм земного и небесного, божественного и
человеческого, духа и плоти. Не отрицая телесной красоты византийские
мыслители красоту души, добродетель, нравственное совершенство ставили
много выше. Большое значение для установления византийского
эстетического сознания имело раннехристианское осмысление мира как
прекрасного творения божественного художника. Именно поэтому красота
естественная ценилась выше, чем красота, созданная руками человека,
как бы "вторичная" по своему происхождению.
Византийское искусство генетически восходило к эллинистическому
и
восточнохристианскому художественному искусству. В ранний период в
византийском искусстве как бы слились рафинрованная платоничность и
трепетная чувственность позднеантичного импрессионизмас наивной, порой
грубоватой экспрессивностью народного искусства Востока. Эллинизм
долгое время оставался главным, но не единственным, источником, откуда
византийские мастера черпали изящество форм, правильность пропорций,
чарующую прозрачность колористической гаммы, техническое совершенство
своих произведений. Но эллинизм не мог в полной мере противостоять
мощному потоку восточных влияний, нахлынувших на Византию в первые
столетия ее существования. В Это время ощущается воздействие на
византийское искусство египетских, сирийских, малазийских, иранских
художественных традиций.
В IV-V вв. в искусстве Византии были еще сильны позднеантичные

традиции. Если классическое античное искусство отличалось
умиротворенным монизмом, если оно не знало борьбы духа и тела, а его
эстетический идеал воплощал гармоническое единство телесной и духовной
красоты, то уже в позднеантичном художественном творчестве намечается
трагический конфликт духа и плоти. Монистическая гармония сменяется
столкновением противополжных начал, "дух как бы пытается сбросить
оковы телесной оболочки". В дальнейшем византийское искусство
преодолело конфликт духа и тела, его сменила спокойная
созерцательность, призванная увести человека от бурь земной жизни в
сверхчувственный мир чистого духа. Это "умиротворение" происходит в
результате признания превосходства духовного начала над телесным,
победы духа над плотью. Основной эстетической задачей византийского
исскуства отныне становится стремление художника воплотить в
художественном образе трансцендентную идею.
В VI-VII вв. византийские художники сумели не только впитать
эти
многообразные влияния, но и, преодолев их, создать свой собственный
стиль в искусстве. С этого времени Константинополь превращается в
прославленный художественный центр средневекового мира, в "палладиум
наук и искусств". За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника,
также ставшие средоточием византийского художественного стиля.
Расцвет византийского искусства раннего периода связан с

укреплением могущества империи при Юстиниане. В Константинополе в это
время воздвигаются великолепные дворцы и храмы. Непревзойденным
шедевром византийского творчества стал построенный в 30-х годах VI в.
храм св. Софии. Впервые в нем была воплощена идея грандиозного
центрического храма, увенчанного куполом. Блеск разноцветных мраморов,
мерцание золота и драгоценной утвари,сияние множества лампад создавали
иллюзию беспредельности пространства собора, превращали его в подобие
макрокосмоса,символически приближали к образу Вселенной. Недаром он
всегда оставался главной святыней Византии.
Другой шедевр византийской архитектуры - церковь св. Виталия
в
Равенне - поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм.
Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только
церковного, но и светского характера, в частности изображения
императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты. Лица Юстиниана
и Феодоры наделены портретными чертами, цветовая гамма мозаик
отличается полнокровной яркостью, теплотой и свежестью.
В живописи VI-VII вв. кристаллизуется специфически византийский

образ, очищенный от инородных влияний. В основе его лежит опыт
мастеров Востока и Запада, пришедших независимо друг от друга к
созданию нового искусства, соответствующего спиритуалистическим
идеалам средневекового общества. В этом искусстве появляются уже
различные направления и школы. Столичная школа, например, отличалась
великолепным качеством исполнения, утонченным артистизмом,
живописностью и красочным разнообразием, трепетностью и
переливчатостью цветов. Одним из самых совершенных произведений этой
школы были мозаики в куполе церкви Успения в Никее.
Другие направления в искусстве ранней Византии, воплотившиеся в

мозаиках Равенны, Синая, Фессалоники, Кипра, Паренцо, знаменуют отказ
византийских мастеров от античных реминисценций. Образы становятся
более аскетичными, не только чувственному, но и эмоциональному моменту
в таком искусстве уже нет места, зато духовность достигает необычайной
силы.
Церковное богослужение превратилось в Византии в своего рода

пышную мистерию. В полумраке сводов византийских храмов сумеречно
сияло множество свечей и лампад, озарявших таинственными отблесками
золото мозаик, темные лики икон, многоцветные мраморные коллонады,
великолепную драгоценную утварь. Все это должно было, по замыслу
церкви, затмить в душе человека эмоциональную приподнятость античной
трагедии, здоровое веселье мимов, суетные волнения цирковых ристаний и
даровать ему отраду в повседневности реальной жизни.
В прикладном искусстве Византии в меньшей мере, чем в
архитектуре
и живописи, определилась ведущая линия развития византийского
искусства, отражающая становление средневекового миросозерцания.
Живучесть античных традиций здесь проявлялась как в образах, так и в
формах художественного выражения. Вместе с тем и сюда проникали
постепенно художественные традиции народов Востока. Здесь, хоть и в
меньшей мере чем в Западной Европе, сыграло свою роль воздействие
ваварского мира.
Музыка занимала особое место в византийской цивилизации.

Своеобразное сочетание авторитарности и демократизма не могло не
сказаться на и на характере музыкальной культуры, которая представляла
сложное и многоликое явлениедуховной жизни эпохи. В V-VII вв.
поисходило становление христианской литургии, развивались новые жанры
вокального искусства. Музыка обретает особый гражданский статус,
включается в сиситему репрезентации государственой власти. Особый
колорит сохраняла музыка городских улиц, театральных и цирковых
представлений и народных праздненств, отразишая богатейшую песенно-
музыкальную практику многих народов, населявших империю. Каждый из
этих видов музыки имел свой собственный эстетический и социальный
смысл и в то же время, взаимодействуя, они сливались в единое и
неповторимое целое. Христианство очень рано оценило особые возможности
музыки как искусства универсального и вто же время обладающего силой
массового и индивидуального психологического воздейсвия, и включило ее
в свой культовый ритуал. Именно культовой музыке было суждено занять
доминирующее положение в средневековой Византии.
В жизни широких народных масс по-прежнему огромную роль
играли
массовые зрелища. Правда, античный театр начинае клониться к упадку -
античные трагедии и комедии все чаще заменяются выступлениями мимов,
жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место
театра занимает ныне цирк (ипподром) с его конными ристаниями,
пользующимися огромной популярностью.
Если подвести итог по первому периоду существования Византии,
то
можно сказать, что в этот период сформировались основные особенности
византийской культуры. Прежде всего к ним следует отнести то, что
византийская культура была открыта други культурным влияниям
получаемым извне. Но постепенно уже в ранний период они синте-
зировались главной , ведущей греко-римской культурой.
Культура ранней Византии была городской культурой. Крупные
города
империи, и в первую очередь Константинополь, были не только центрами
ремесла и торговли, но и очагами высочайшей культуры и образованности,
где сохранялось богатое наследие античности.
Борьба светской и церковной культур особенно характерна
для
первого периода истории Византии. В истории Византийской культуры
первые века существования Византии были временем острой идеологической
борьбы, столкновения противоречивых тенденций, сложных идейных
коллизий, но и временем плодотворных исканий, интенсивного духовного
творчества, позитивного развития науки и искусства. Это были века,
когда в муках борьбы старого с новым рождалась культура будущего
средневекового общества.
Во втором этапе развития культуры, который пришелся на

время со второй половины VII в. до XIIв., выделяют время
иконоборчества (вторая четверть VIII - 40-е годы IXв., время правления
императоров Македонской династии ( так называемое "Македонское
возрождение" : 867-1056гг., и время царствования Комнинов
("Комниновское возрождение" : 1081-1185 гг.).
Определяющей чертой духовной жизни империи к середине
VII
столетия стало безраздельное господство христианского мировоззрения.
Глубокую религиозность симулировали теперь не столько догматические
споры, сколько наступление ислама, которое вели арабы, вдохновляясь
"священной войной" и борьбой с язычниками - славянами и проболгарами.
Еще более возросла роль церкви. Нестабильность жизненных устоев,
хозяйственная и бытовая неустроенность масс населения, нищета и
постоянная опасность со стороны внешнего врага обострили религиозное
чувство подданых империи : утверждались дух смирения перед
превратностями "мира сего", безропотного подчинения "духовным
пастырям", безграничная вера в чудеса и знамения, в спасение через
самоотречение и молитву. Стремительно увеличивалось сословие монахов,
множилось число монастырей. Как никогда ранее, расцвел культ святых, в
особенности поклонение известным лишь в данной местности, округе,
городе ; на них как на "собственных" небесных заступников возлагались
все надежды.
Широкое распространение суеверий помогало церкви властвовать
над
умами прихожан, умножать свои богатства и упрочивать свое положение.
Этому способствовало и снижение уровня грамотности населения, крайнее
сужение светского знания.
Однако торжество теологии, утверждение ее господства с помощью

насилия таили серьезную опасность - богословие могло оказаться
бессильным перед критикой иноверцев и еретиков. Как всякая
идеологическая система христианство нуждалось в развитии.
Необходимость этого осознавалась в узких кругах церковной элиты,
сохранившей традиции высокой религиозной и светской образованности.
Систематизация богословия становилась первейшей задачей, а для этого
предстояло снова прбегнуть к духовным сокровищам античности - без ее
идеалистических теорий и формальной логики новые задачи теологов были
невыполнимы.
Поиски оригинальных философских и богословских решений

предпринимались уже во второй половине VII в., хотя наиболее
выдающиеся труды в этой сфере были созданы в следующем столетии.
Характерен в данной связи тот факт, что на общем фоне
упадка
культуры в середине VII в., в сущности лишь теология испытывала
определенный подъем : этого требовали насущные интересы правящей
элиты, выдаваемые за острую потребность самых широких слоев общества.
Независимо от того, что Максима Исповедника подверг гонениям сам
император Констант II, теоретические искания этого теолога отвечали
потребностям господствующего класса; без них, кстати говоря, было бы
невозможно проявление и "Источника знания" Дамаскина.
Основой богословских построений Максима составляет идея

воссоединения человека с богом (через преодоление пропасти между
духовным и плотским) как воссоединение первопричины всего сущего,
целого с его частью. В восхождении к духовному активную роль Максим
отводил самому человеку, его свободной воле.
Иоанн Дамаскин поставил перед собой и выполнил две
основные
задачи : он подверг острой критике врагов правоверия (несториан,
манихеев, иконоборцев) и ситематизировал богословие как
миросозерцание, как особую систему идей о боге, сотворении мира и
человеке, определив его место в посюстороннем и потустороннем мирах.
Компиляция (в соответствии с девизо Дамаскина "Не люблю ничего
своего") на основе аристотелевской логики представляла основной метод
его работы. Он использовал и естественнонаучные представления древних,
но тщательно отобрал из них, как и из догматов своих предшественников-
богословов, лишь то, что ни ву коей мере не противоречило канонам
вселенских соборов.
В сущности творчество Дамаскина даже по средневековым меркам

лишено оригинальности. Его труды сыграли крупную роль в идейной борьбе
с иконоборчеством, но не потому, что содержали новые доводы в защиту
традиционных представлений и религиозных обрядов, а благодаря
устранению из церковных догматов противоречий, приведению их в
стройную систему.
Значительный шаг вперед в развитии богословской науки, в

разработке новых идей, касающихся проблем соотношения духа и материи,
выражения мысли и ее восприятия, отношения бога и человека, был сделан
во время ожесточенных споров между иконоборцами и иконопочитателями.
Но в целом вплоть до середины IX в. философы и богословы оставались в
кругу традиционных идей позднеантичного христианства.
Идейная борьба эпохи иконоборчества, принявшая острую

политическую форму, распространение павликанской ереси сделали
совершенно очевидной необходимость повышения образованности
духовенства и представителей высших слоев общества. В обстановке
общего подъема духовной культуры новое направление в научной и
философской мысли Византии обозначилось в творчестве патриарха Фотия,
сделавшего больше, чем кто-либо иной до него, для возрождения и
развития наук в империи. Фотий произвел новую оценку и отбор научных и
литературных трудов предшествующей эпохи и современности, основываясь
при этом не только на церковном вероучении, но и на соображениях
рационализма и практической пользы и стараясь посредством
естественнонаучных знаний объяснить причины природных явлений. Подъем
рационалистической мысли в эпоху Фотия, сопровождающийся новым
нарастанием интереса к античности, стал еще более ощутимым в XI-XIIвв.
Примечательно, однако, одновременно с этой тенденцией, как это весьма
часто бывало в Византии, разрабатывались и углублялись сугубо
мистические богословские теории. Одной из таких теорий, созданной на
рубеже X-XI вв. и не получившей широкого признания в XI-XII вв., была
определена крупная идейная и политическая роль в последующем : она
легла в основу могущественного течения в православной церкви в
XIV-XVI вв. - исихазма. Речь идет о мистике Симеона Нового Богослова,
развившего тезис о возможности для человека реального единения с
божеством, соединения чувственного и умственного (духовного) мира
путем мистического самосозерцания, глубокого смирения и "умной
молитвы".
Еще во времена Фотия ясно обнаружились противоречия в

интерпретации идеалистических концепций античности между приверженцами
Аристотеля и Платона. После эпохи длительного предпочтения,
отдававшегося византийскими теологами учению Аристотеля, с XI в. в
развитии философской мысли наметился поворот к платонизму и
неоплатонизму. Ярким представителем именно этого направления был
Михаил Пселл. При всем своем преклонении перед античными мыслителями и
при всей своей зависимости от цитируемых им положений классиков
древности Пселл оставался тем не менее весьма самобытным
("артистическим") философом, умея, как никто другой, соединять и
примирять тезисы античной философии и христианского спиритуализма,
подчинять ортодоксальной догматике даже таинственные прорицания
оккультных наук.
Однако, сколь ни осторожны и искусны были попытки
интелектуальной
византийской элиты убереч и культивировать рационалистические элементы
античной науки, острое столкновение оказалось неизбежным: пример
тому - отлучение от церкви и осуждение ученика Пселла философа Иоанна
Итала. Идеи Платона были загнаны в жесткие рамки теологии.
Рационалистические тенденции в византийской философии воскреснут
теперь не скоро, лишь в обстановке нарастающего кризиса XIII-XV вв., в
особенности в условиях ожесточенной борьбы с мистиками-исихастами.
Общий упадок творческой активности в "темные века" с особой
силой
отразился на состоянии византийской литературы. Вульгаризация,
отсутствие литературного вкуса, "темный" стиль, шаблонные
характеристики и ситуации - все это утвердилось надолго как
господствующие черты произведений литературы, созданных во второй
половине VII- первой половине IX столетия. Подражание античным
образцам уже не находило отзвука в обществе. Главным заказчиком и
ценителем литературного труда стало черное духовенство. Монахи были
сплошь и рядом и авторами житий. Агиография и литургическая поэзия
вышли на передний план. Проповедь аскетизма, смирения, надежд на чудо
и потусторонее воздаяние, воспевание религиозного подвига - главное
идейное содержание литературы этого рода.
Особых высот византийская агиография достигла в IX столетии. В

середине X в. около полутора сот наиболее популярных житий были
обработаны и переписаны видным хронистом Симеоном Метафрастом
(Логофетом). Упадок жанра обозначился в следующем, XI в.:вместо
наивных, но живых описаний стали господствовать сухая схема, шаблонные
образы, трафаретные сцены жизни святых.
Вместе с тем житиный жанр, неизменно пользовавшийся широчайшей

популярностью среди народных масс, оказывал заметное влияние на
развитие византийской литературы и в X и в XI вв. Вульгаризация
нередко сочеталась с яркой образностью, реалистичностью описаний,
жизненностью деталей, динамизмом сюжета. Среди героев житий нередко
оказывались неимущие и обиженные, которые совершая мученический подвиг
во славу бога, смело вступали в борьбу с сильными и богатыми, с
несправедливостью, неправдой и злом. Нота гуманизма и милосердия -
неотъемлемый элемент множества византийских житий.
Религиозная тематика доминировала в эту эпоху и в поэтических

произведениях. Часть их непосредственно относилась к литургической
поэзии (церковные песнопения, гимны), часть посвящалась, как и
агиография, прославлению религиозного подвига. Так, Федор Студит
стремился опоэтизировать монашеские идеалы и самый распорядок
монастырской жизни.
Возрождение литературной традиции, заключавшейся в ориентации
на
шедевры античности и в их переосмыслении, особенно заметным стало в
XI-XII вв., что сказалось на выборе и сюжетов, и жанров, и
художественных форм. Как во времена античности, эпистолография,
изобиловавшая реминисценциями из древней греко-римской мифологии,
стала средтвом ярко эмоционального повествования, самовыражения
автора, поднимаясь до уровня изысканной прозы. Смело заимствуются в
этот период сюжеты и формы и восточной и западной литературы.
Осуществляются переводы и переработки с арабского и латыни. Появляются
опыты поэтических сочинений на народном, разговорном языке. Впервые за
всю историю Византии начиная с IV в. оформился и стал постепенно
расширяться с XII в. цикл народоязычной литературы. Обогащение
идейного и художественного содержания литературы за счет усиления
народной фольклорной традиции, героического эпоса наиболее наглядно
предстает в эпической поэме о Дигенисе Акрите, созданной на основе
цикла народных песен в X-XI вв. Фольклорные мотивы проникают и в
возродившийся в ту пору эллинистический любовно-приключенческий роман.
На второй период приходится также и расцвет византийской

эстетики. Развитие эстетической мысли в VIII-IX вв. было стимулировано
борьбой вокруг культовых изображений. Иконопочитателям пришлось
подытожить главные христианские концепции образа и на их основе
разработать терию соотношения образа и архетипа, прежде всего
применительно к изобразительному искусству. Были изучены функции
образа в духовной культуре прошлого, осуществлен сравнительный анализ
образов символических и миметических (подражательных), - по-новому
осмысленно отношение образа к слову, поставлена проблема приоритета
живописи в религиозной культуре.
Наиболее полное развитие получило в ту эпоху
антикизируещее
направление эстетики, ориентировавшееся на античные критерии
прекрасного. Возрождался интерес к физической (телесной) красоте
человека; получала новую жизнь порицавшаяся религиозными ригористами
эстетика эротизма; вновь пользовалось особым вниманием светское
искусство. Новые импульсы обрела также теория символизма, особенно
концепция аллегории; стало цениться садово-парковое искусство;
возрождение коснулось и драматического искусства, омыслению которого
посвящались специальные труды.
В целом эстетическая мысль в Византии в VIII-XII вв. достигла,

пожалуй, высшей точки своего развития, оказывая сильной влияние на
художественную практику ряда других стран Европы и Азии.
Кризисные явления переходной эпохи в византийской культуре были

особенно затяжными в сфере изобразительного искусства VII-IX вв., на
судьбах которого сильнее, чем в других отраслях, сказалось
иконоборчество. Развитие наиболее массовых, религиозных видов
изобразительного искусства (иконописи и фресковой живописи)
возобновилось лишь после 843 г., т.е. после победы иконопочитания.
Особенность нового этапа состояла в том, что, с одной стороны, заметно
возросло воздействие античной традиции, а с другой - все более
устойчивые рамки приобретал вырабатывавшийся в ту эпоху
иконографический канон с его устойчивыми нормами, касавшимися выбора
сюжета, соотношения фигур, самых их поз, подбора красок, распределения
светотеней и т.п. Этому канону в последующем будут строго следовать
византийские художники. Создание живописного трафарета сопровождалось
усилением стилизации, призванной служить целям передачи через
зрительный образ не столько человеческого лика, сколько заключенной в
этом образе религиозной идеи.
Достигает в тот период нового расцвета искусство
цветного
мозаичного изображения. В IX-XI вв. реставрировались и старые
памятники. Возобновлялись мозаики и в храме св. Софии. Появились новые
сюжеты, в которых находила отражение идея союза церкви с государством.
В IX-X вв. существенно обогатился и усложнился декор рукописей,

богаче и разнообразней стали книжные миниатюры и орнамент. Однако
подлинно новый период в развитии книжной миниатюры приходится на
XI-XII вв., когда переживала расцвет константинопольская школа
мастеров в этой области искусства. В ту эпоху вообще ведущую роль в
живописи в целом (в иконописи, миниатюре, фреске) приобрели столичные
школы, отмеченные печатью особого совершенства вкуса и техники.
В VII-VIII вв. в храмовом строительтве Византии и стран

византийского культурного круга господствовала та же крестово-
купольная композиция, которая возникла в VI в. и характеризовалась
слабо выраженным внешним декоративным оформлением. Большое значение
декор фасада приобрел в IX-X вв., когда возник и получил

Новинки рефератов ::

Реферат: Восстание декабристов (История)


Реферат: Влияние изменения в структуре предприятия и продукции на стоимостные показатели продукции (Предпринимательство)


Реферат: Александр Македонский и эллинизм (История)


Реферат: Проблема происхождения и эволюции человека (Биология)


Реферат: Роль белков в организме. Ферменты (Биология)


Реферат: Клод Моне (Искусство и культура)


Реферат: Информационные ресурсы Интернет (Кибернетика)


Реферат: Видео практикум как активный метод развития профессионального мышления студентов (Педагогика)


Реферат: Понятие цели и задачи прокурорского надзора (Административное право)


Реферат: Архитектура Древнего Египта (Культурология)


Реферат: Особенности творчества Клода Дебюсси (Музыка)


Реферат: Бизнес-план "Интернет-провайдер" (Менеджмент)


Реферат: Нотариальное удостоверение и государственная регистрация сделок (Гражданское право и процесс)


Реферат: Видеокарты (Компьютеры)


Реферат: Банківські ресурси (Банковское дело)


Реферат: Демографический кризис в России (Социология)


Реферат: Соединенные Штаты Америки (География)


Реферат: Лизинг (Гражданское право и процесс)


Реферат: Регулирование страховой деятельности на Украине (Страхование)


Реферат: Німеччина в ІХ–ХІ веках (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист