GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Философия (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Философия (Философия)


2

Бывают эпохи равнодушия к философским вопросам - эпохи вообще
не худшие в истории народов. Общественная жизнь тогда может быть
кипучей и яркой во всех ее проявлениях, экономическая и политическая
жизнь может быть высоко напряжена, научное и художественное
творчество может бить ключом. Но в обществе нет потребности в
рефлексии и самоанализе, в нем не чувствуется неудовлетворенности и
сомнения ее в целом. Но вот - в результате ли какой-нибудь
общественной катастрофы или незаметным молекулярным процессом
социальных изменений - вносится какая-либо новая структура в прочно
положенный , по-видимому , строй мыслей и настроений .

Это состояние, напоминающее моменты душевного кризиса у
отдельной личности, когда человек как бы останавливается внезапно в
беге жизни, охваченный вдруг оторопью и сомнением в нужности и
значительностью всего того, что он делал до сих пор.

Такие же моменты раздумья переживают время от времени и идейно
- руководящие слои общества. Крупное национальное бедствие, крушение
идеала, к которому стремились ряд поколений одно за другим,
предчувствие нарастающего социального катаклизма это способно вызвать
глубокие социальные потрясения в общественной психике тех
идеологических элементов общества, которые являются, как бы его Я.
Эти кризисы интеллигентных настроений обыкновенно сопровождаются или
выражаются в форме философского искательства. Философия здесь
призвана лечить раны, нанесенные суровой действительностью, от нее
требуют ответа на новые возникающие запросы жизни .



3

Кризис в нашем обществе, начавшийся в конце прошлого века и
продолжающийся до настоящего времени, породил целую плеяду русских
мыслителей, чье творческое наследие еще только предстоит постигнуть
нашему поколению. Одной из сложных проблем, поднимающихся в трудах
русских философов, является проблема воспитания и формирования
личности. Этой проблеме посвещен ряд работ Н. А. Бакунина, Н. А.
Бердяева , С . Н . Булгакова , Г . И . Черепанова , А. Ф . Лосева , Л
. П . Красавина, Н . Ф . Федорова , П . А . Флоренского . К
сожалению, опубликование этих работ в нашей литературе только
планируется , однако , вышедший в свет сборник " Вехи " и сборник
произведений В . В . Розанова уже дают обширный материал для
размышлений и сопоставлений с нашей действительностью .

Философский анализ системы народного образования прошлого века
, анализ причин духовного обнищания общества , возможные пути выхода
из сложившегося положения изложены в сборнике работ. В . В. Розанова
- " Сумерки просвещения " . Рассмотрим основные положения его
взглядов на проблему воспитания личности .

" Впервые в истории мы наблюдаем в нашем веке , что не ученые
, не церковь , не семья , не любители душ человеческих и знатоки ее
сокровищ , но темное во всем этом государство , сложив оружие и,
заменив бранные крики колыбельной песнью , начало пестовать юные
поколения то самого раннего творчества до полной возмужалости .
Римляне устыдились бы этого , греки разразились бы не удержанным
смехом , и никогда вечно юные гуманисты Оксфорда и Кембриджа не
допустили бы этой замены себя княжескими или королевскими чиновниками
.
Не будучи само по себе воспитательно , но, заимствуя для
воспитания элементы других сфер - античной древности , христианства ,
наук и философии - государство оценивает степень воспитания мерою
материала, , который через него и


4

усваивается . И так как каждая часть этого материала с него лишь
передается, а не усваивается , через непосредственное в нем
содержание ,то все воспитание естественно получило характер усвоения
переданного , т . е. книжный . Для церкви " воспитанный " значит
религиозный; для семьи - значит любящий , преданный; и даже для
всякого свободного мыслителя " воспитанный " значит крепкий в
суждении , сильный в испытании правды . Напортив для государства , "
воспитанный " - значит усвоивший правила веры , знающий сыновьи
обязанности , наконец , уже достаточно обогащенный знаниями . " *
Розанов ,1889. Сумерки просвещения (В . В . Розанов . - М .
Педагогика , 1990 . - с. 22) .

" Все чувствуют , и уже давно , в Европе странную
безжизненность возрастающих поколений. Они безжизненны не в одном
каком - ни будь отношении , они лишены не каких - ни будь даров,
будучи богато отделены другими . Именно ядра в них нет , из которого
растет всякий дар, всякий порыв , все энергичное в действии или
твердое в сопротивлении . Та " искра Божия " , которая светится в
человеческом образе часто сквозь мрак , его одолевающий , сквозь его
грубость , необузданный произвол невежество , в этих поколениях ,
ничего выдающегося не дурного не делающих , как будто погасла и ее
ничего не способно пробудить . Странная антикультурность, на исходе
19 века самой великой в истории культуры , поражает в них: они не
только не продолжают свое время , но влечет их и убеждает не какая-
нибудь из новых книг , а самая обыкновенная страница из журнала или
газетный листок . Не в способной притягательности этих низин следует
видеть причину этого падения , но в слабости крыльев, , которые не
могут поднять над ними душу . " * Там же стр. . 12

Со множеством деталей , за тщательным взвешиванием количества
поступающих впечатлений была упущена самая важная сторона в каждом из
них



5
что лишь ничем не подрываемое , входя в душу свободно , неторопливо с
ней взаимодействуя , оно оплодотворяет ее; тысячи же прерванных ,
оскопленных впечатлений оставляют ее бесплодной. Тот мир звуков, ,
которые каждая душа в меру даров своих дает в ответ на каждое
ощущение , -был забыт и при системе учащенных , через час
чередующихся впечатлений стерт, сведен к небытию , даже погиб, не
проросши из семени . И между тем в этих вздутиях души , только
ожидающих из вне прикосновения , чтобы дать трещину и обнаружить
свое содержание , и скрывающиеся до времени ее невидимые крылья ,
освободить которые из сдерживающей оболочки , укрепить и научить ими
управлять есть вся задача воспитания . Здесь мы переходим к
необходимости индивидуальности воспитания: на одно и тоже впечатление
всякая отдельная душа ответит разно , и именно в меру того
содержания, , которое с ней послано в мир . И так именно раскрыть это
содержание должен воспитывающий , он никогда не должен обращаться с
чем - ни будь значительным по смыслу к толпе, но всегда к одному
лицу.

Действие этого закона, ,который как только нарушен -
воспитания нет , и обнаруживается в том , что при усиленном
постоянном , но постепенно же прерываемом внушении отдельных
обязанностей интересов , склонностей в школе эти последние вовсе не
прерываются , или отпадают тотчас , как только встречаются потом в
жизни малейшие в себе припядствие . Напротив, один уединенный
разговор , часто с человеком одинакового развития , или случайно
вычитанная мысль становится поворотным пунктом во внутреннем развитии
. Только с любовью , долго, при собственных дарах или любящем учителе
останавливаясь на самом кратком , в несколько минут прочитываемом
произведении , можно впитать в себя тот аромат, , который оно
содержит в себе , живою же душой отозваться на ту жизнь, которая
таинственно завита в нем его давно умершим творцом , и , отозвавшись
пластически



6

видоизменить душу прекрасным , благородным впечатлением , на ее
павшим . Не думать, что хоть тень этого воспитывающего действия может
произойти при изучении великих произведений с циферблатом в руке ,
есть заблуждение, , которое поистине , нельзя не назвать безумным .
Если окинуть усталым взглядом реалии сегодняшнего дня , то
после прочитанного грустно понимаешь , как был прав в своих искренних
суждениях В.В.Розанов сто лет назад: " Думать , что в отдельные циклы
истории красота человеческой природы была лишь нарастающей и , что в
каждом индивидуальном можно соединить ее отдельные тени , - это также
ошибочно , и вытекает из отсутствия истинного знания о которой-нибудь
из этих теней . Только отряхивая с человека прежнюю красоту , отрицая
ее как величайшую противоположность , появится на нем новый убор
сложных идей и глубоких чувств . Лукавое перед всем преклонение ,
соединенное с холодной готовностью все предать, и есть истинный
результат этого синтетического воспитания, , через которое проводятся
всюду подрастающие поколения Европы . Ни любители они древности , ни
истинные христиане , ни самоотверженные искатели истины - они между
всем этим , вне которой-нибудь из культур , то есть не несут на себе
более одной из них . От этого при существовании у них смутного
религиозного чувства , они не знают , удовлетворить ли его
христианством или буддизмом , будучи довольно начитанными в новых
книгах и, помня еще много из старого , выдумывают новую мораль ,
удобно соединяющую и то и другое . По своему воспитанию , по долгим
годам привычки они склонны ко всему электрическому и ни к какому
сильному отрицанию или сильному утверждению . "
Все сказанное относится к нравственной стороне , но едва ли не
важнее еще здесь сторона умственная: ребенок должен быть свободен ,
то есть окружающие его вещи и люди не должны стоять слишком высоко
над его умственными силами , не



7

должны его подавлять . Ребенок заброшенный , едва ли допускаемый на
глаза , растущий на кухне , с прислугой , - не только образец
кротости , душевного благородства , но и сосуд ярко светящихся
умственных даров; другой , не спускаемый с глаз любящих родителей , с
приставленными мамками учителями , вечно спрашиваемый и развиваемый
,туп нравственно и умственно до степени , которая граничит с
уродливостью . Из бедных , необразованных семей вышли едва ли не все
те независимые умы и смелые характеры, которые в разных сферах
становились реформаторами человеческих обществ. Трудом и нуждою
воспитывается духовно здоровое, сильное; гениальное же в уме или
способное в характере воспитывается бедствием , незаслуженным
несчастьем , продолжительным горем . Оно только одно истинно
углубляет сердце и затворяет разум - сообщает второму великую ,
поражающую всех прозорливость , первому дает совет , всех
привлекающий к человеку , всех ему покоряющий .
Индивидуализм , замкнутость в себе человека - это есть
следствие разлагающей эпохи, но в нем же таится возможность
возрождения эпохи новой .Неисповедимы пути истории ,не вскрыты ее
законы; отчаиваясь , мы бываем иногда накануне самой светлой радости
, радуясь, стоим на краю гибели .
Каждое время, в сущности, имеет такую школу , которую оно
заслуживает . Идеи в устроении так точно отвечают главному в нас ,
что каковы мы - так учим и воспитываем детей . Школа -это, скорее
всего , симптом , показатель нашего внутреннего " Я " . Это пульс,
который бьется тревожно , и мы ясно его нащупываем , когда болезнь
еще глубоко сохранена внутри организма .Школа есть симптом не только
более ясный , но проявляющийся в органе, который наиболее ярко
чувствует , сильнее всего болит; вот почему целить ее мы призваны ,
но , быть может , и сами исцелимся через нее .
Возвратимся вновь к детям . Как это не удивительно ,
индивидуум прочнее общества , долговечнее; и то, что ближе всего
стоит к нему,


8

- семья , она может быть еще тепла , религиозна , может гореть
полной жизнью , когда этой жизни нет уже нигде кругом . Причина этого
кроется в мистических основах семьи , которых не имеет общество:
через нее именно , а не через общество индивидуум сливается со всем
родом человеческим и также соприкасается с тайнами жизни и смерти .
Лишь, когда семья сформировала ребенка , дала ему веру и серьезность
- это все она только может дать ему, - в насыщение , в пособие , как
средство , как посох страннику , пусть дает ему школа все остальное ,
второстепенные сведения .
Как же печально и тяжело осознать роль и функции семьи и школы
в воспитании детей в наши дни . Школа вобрала в себя весь возраст
девочки и мальчика от 8 и до 17 лет . Семье оставлен только труд
родить и дать первое " молочко " . Однако от 9 лет она уже дает
своему ребенку только ночлег , на вечер - комнату и керосиновую лампу
, поутру - чай и еду . Семья превращена в квартиросодержание
собственного сына или дочери , где " права " квартиросодержателя
оборваны , и вообще во всем отступают перед требованиями школы ,
каковы бы и в чем бы они ни заключались . Семья опустела и запустела;
она немного развратилась , она, во всяком случае, стала
бессодержательна и как бы несколько глупа , чуть-чуть отзывается
последствиями , коих не загладить отличным зубрением самых "
одобренных " учебников по самым хитроумным предметам и программам .
Что же школа? Во всем есть две стороны: внешняя и механическая
, внутренняя и субъективная . По самим элементам школы - урок,
учебник , учитель , высиживающий 25 лет , - для этих элементов
доступна работа только над внешними и механическими сторонами
образования. Выучить по Катехизису столько-то страниц , не забыть
пройти пунические войны , неопределенные уравнения она может; но то ,
для чего все это , сама цель " прохождения " - это недоступно ей по
самому существу черствых , несколько деревянистых элементов , из коих
она сложена и всегда



9

останется сложена .
" В толках , время от времени поднимающихся и у нас и на
Западе о средней школе , всегда бывает, слышен один лозунг: " школа с
одним древнем языком! " , " школа с двумя древними языками " , "
латинский язык , начиная с четвертого класса " , " увеличить
преподавание философии " , " ввести в программу естественные науки "
- и ничего еще , ничего другого мы не услышим , никому не приходит на
ум поднять вопрос о существовании самой трафаретки , выбивающей
штемпель " интеллигентности " на ребенке, после чего он оказывается
негодным или мало годным к какому-нибудь употреблению . " * Розанов .
Педагогические трафаретки (В.В.Розанов . - М.Педагогика, 1990. -с.
169).

" Школа нового типа , у нас и на Западе , вообще бескультурна;
она бескультурна с малыми программами, как и с большими ,
естественными науками, как и с древними языками . И очень ясна
причина этой бес культурности . Задача и способы образования и
особенно воспитания в ней преобразованы исключительно с требованиями
бюрократического удобства ,бюрократических навыков , установившихся
способов руководить , работать , воздействовать , наконец ,
наблюдать, размышлять .
Восемь лет делать видимость умственного труда без всякого
действительно умственного труда , без развития , без возрастания ,
без озарения , без просветления - к этому способны, это могут вынести
лишь вялые , инертные души .
Тайна в развенчании бюрократических форм , примененных к
духовному деланию, , в котором они вовсе не применимы; в создании
условий культурного труда , культурного воздействия учителя на
ученика , культурного восприятия учеником этих воздействий; в
выработке идеальных способов воздействовать на духовные стороны в
мальчике , юноше , девушке . Дайте нам просвещенного , образованного



10

человека , дайте нам человека не на словах гуманного - вот чего мы
днем с огнем не можем отыскать; а уж будет ли он инженер , чиновник ,
учитель - это второстепенно . " * там же , с.172.

Пять уроков в день , пять разнородных предметов внимания в
утреннюю половину дня , в классное время , и столько же предметов
внимания во вторую половину дня , во время приготовления уроков на
завтра . Десять разнородных интересов за день; десять пережитых
впечатлений , между собою не связанных и не связуемых . Вот где не
найденный , никому не приходивший на ум корень опустошительного
действия новой школы , не у нас только , но и в целой Европе: ибо
каким же мелкими , тусклыми черточками ложатся эти впечатления на
душу; какая же нужна душа , чтобы , равнодушно покидая один предмет ,
бесстрастно переходить к другому , но и на нем , как и на предыдущем
, не держать внимания более чем 55 минут .
Не ясно ли , где источник упадка духовных сил всей Европы за
последние полвека , то есть именно за то время , когда школа из
захудалой , заброшенной , руководимой частным человеком или духовной
корпорацией , стала интенсивно работающей фабрикой под наблюдением
государственных инспекторов и с государственными рабочими , некоторым
интенсивным производством душ человеческих почти по тому способу ,
как некогда Парацельс производил своего гомункула .



11

Три принципа образования видятся равно нарушенными во всех
типах школ, во всех борющихся системах; и от этого нарушения
результаты всех их так сомнительны , так горьки для самих
образующихся . Эти принципы следующие:
1. Принцип индивидуальности . " Он требует, чтобы как в
образуемом (ученик) , так и в образующем (учебный материал) была по
возможности сохранена индивидуальность , это драгоценейшее в человеке
и в его творчестве . Где она не сохранена , подавлена или в
пренебрежении , там образования совершенно не происходит - вот моя
мысль; только как личность, как этот определенный человек , а не "
человек вообще " , я могу быть наиболее изобретателен в мыслях ,
своих чувствованиях , упорен , тверд в стремлениях . " Личность " -
вот высшее , глубочайшее определение; и, отвечая этому определению ,
каков бы ни был тип школы ,система образования только та будет
образовательною , где не будет нарушен этот принцип индивидуальности
. Как это может быть сделано? Что это значит?
Сохраните ребенка как можно долее в семье, поставьте его потом
как можно ближе к Церкви - вот требование этого принципа в том , что
касается образуемого (ученик): по самой своей природе семья и Церковь
индивидуальны в способах своего воздействия , в своем воззрении на
человека - в том , как относятся к нему " .*
Розанов. Три главные
принципа образования (В.В.Розанов . -М. Педагогика , 1990.-с.92).

И в обратность этому , менее всего доверяйте большим , хорошо
дисциплинированным школам . Можно быть уверенным , все недостатки
школы здесь есть в увеличенном виде , " течение всех болезней дурно "
. Берегите маленькие школы , плодите их и недоверчиво смотрите на
всякую огромную , в 2-3 этажа , педагогическую махину , со многими
сотнями учеников , десятками учителей . В маленькой школе всякий
недостаток ученика рано виден; всякая мать может прийти в такую



12

школу с указанием необходимости обратить внимание на тот или иной
недостаток сына . Здесь возможно общение , которое, в сущности, не
возможно между семьей - слишком малым миром и гимназией - миром
слишком большим и сложным , " высокоумным " .
2. Принцип целости . " Он требует , чтобы всякое входящее в
душу впечатление не прерывалось до тех пор другим впечатлением , пока
оно не внедрилось , не окончила своего взаимодействия с нею , потому
что лишь успокоенный в себе , незанятый ум может начать воспринимать
плодотворно новые серии впечатлений . Отсутствие разорванности в
группах знаний , в художественном чувстве в волевом стремлении -вот
требование этого принципа; он указывает, что нельзя дробить очень
сильно значения , ощущения; что , так раздробленные , будучи и вполне
приняты , они уже вовсе не оказываются тем , чем были в начале , что
они суть в себе самих , в своей целостности. Именно культурного ,
образующего , воспитывающего значения они не удерживают в себе при
этом " . * там же , с.96.

Школа , где нарушен принцип индивидуальности , не воспитывает
, не образует; где нарушен принцип целости - не влияет , не сообщает,
каких либо убеждений , не дает веры во что-нибудь . Но удивительное
ли это явление , что в новых иезуитских , в средневековых
схоластических , наконец , в древних греческих школах юноша входит
всюду с верой , с преданностью тому , чему его , хотя и немного ,
несовершенно , грубо ,учили ,- с верой в культуру , в образование , в
гражданственность своего времени; и только в школах современного типа
, так изощренно трудящихся над нашими детьми , и , несомненно ,
трудящихся в полном согласии с духом и воззрениями отцов , дети
почему-то становятся безразличными ко всему , чему эти отцы верят ,
что они исповедуют , в чем их , наконец , воспитывают? Почему в школе
не завязываются



13

никакие сильные впечатления , интересы,привязанности - умственные ,
эстетические , религиозные , гражданские? Часто представляются
вопросы: отчего случайная встреча с человеком , даже одинакового
умственного развития , но противоположного склада убеждений ,иногда
неизгладимо влияет на нас , преображает нас? И от чего никогда эти
действия не оказывает школа , школа именно нового типа? Где лежит
разница и в чем вообще заключается тайна влиятельности?
3. Принцип единства типа есть третий и последний , на котором
может быть построено истинное образование . " Он состоит в требовании
, чтобы все образующие впечатления , падающие на данную единичную
душу , или , что тоже , исходящее из данной единичной школы , были
непременно одного типа , а не разнородные или не противоположные .
Иными словами: они должны идти из источника одной какой-нибудь
исторической культуры , где они все развились друг из друга , а не
друг против друга или друг подле друга , как это было в смежных ,
сменявшихся во времени цивилизациях . Нужно оставить попытки
соединить христианство с классической древностью , или жития святых с
алгеброй , думая , что все это также удобно совмещается в душе
ребенка , как учебник алгебры и Катехизис совмещаются в его сумке .
Никогда этой сумкой не станет человек -напрасны на это надежды:
тайком , с непреодолимым отвращением он выкинет из себя и Катехизис и
алгебру и останется пустым , открытым для всех влияний - как это и
есть , как это мы наблюдаем с ужасом ,не понимая ,что своими руками
подготовляем этот ужас . Есть в природе закон , по которому два луча
света , известным образом направленные , взаимно интерферируются и
вместо того ,чтобы производить усиленное освещение , производят
темноту; есть нечто подобное и в душевной жизни человека: и в ней
также интерферируются образующие впечатления , если они
противоположны по своему типу , и вместо того ,



14

чтобы просвещать ум и сердце , погружают их в совершенный мрак .
Этот мрак хаоса , когда сведения есть , когда знаний много и , однако
, нет из них ни одного дорогого , не осталось и тени веры во что-
нибудь ,убеждения , готовности ,потребности , - кто теперь не узнает
его в себе , не скажет: " Это - я , это - моя пустота? " *

там же с. 100.



15

Современное состояние общества , резкий недостаток в нем ярких
личностей , критическое положение системы народного образования ,
бесполезные попытки ее реформировать ничего не меняя в корне,
показывает , что не верны сами принципы формирующие личность .
Со времени октябрьской революции формирование " гармонически
развитой " личности базируется на принципе коммунистического
воспитания , которое предполагает формирование такой личности путем
планомерного и целеустремленного воздействия в процессе построения
социализма и коммунизма .
Для достижения всестороннего развития человек, прежде всего,
должен обладать последовательным коммунистическим мировоззрением .
Всестороннее развитие личности означает также реформирование у нее
высокой общественной культуры , широкого научного и технического
кругозора , приверженности к прекрасному в жизни и искусстве . Именно
поэтому коммунистическая партия выдвинула принцип комплексного
подхода к воспитанию , включающему образование , идейно политическое
, правовое , атеистическое , нравственное , трудовое , эстетическое и
физическое воспитание ...
То , к чему может привести общество подобная система
образования мы ясно ощущаем сейчас . Но ведь об этом писали еще в
начале века! Так Сергей Булгаков в работе " Героизм и подвижничество
" предупреждал нас о грозящей катастрофе:
" Задачи народного просвещения понимаются просветительски ,то
есть, прежде всего, как развитие ума и обогащение знаниями . Впрочем,
за недостатком времени , возможности и ,что еще важнее ,
образованности у самих просветителей , эта задача заменяется
догматическим изложением учений , господствующих в данное время в
данной партии (все это под маркой самой строгой научности) ,или же
сообщением разрозненных знаний из разных областей . Во всяком случае
,



16

задача просвещения ставится впереди первоначального обучения , то
есть сообщения элементарных знаний или просто грамотности .
Все мы уже видели , как содрогнулась народная душа после
прививке ей в значительной дозе просвещения в указанном смысле , как
прискорбна была ее реакция на эту духовную опустошенность в виде
роста преступности сначала под идейным предлогом , а потом и без
этого предлога . Ошибочно думать , что русское просвещение и русская
культура может быть построена на атеизме , как духовном основании , с
пренебрежением религиозной культуры личности и с заменой всего этого
простым сообщением знаний . Человеческая личность есть не только
интеллект , но прежде всего воля , характер , и пренебрежение этим
жестоко мстит за себя . Разрушение в народе вековых религиозно-
нравственных устоев освобождает в нем темные стихии , которых так
много в русской истории , глубоко отравленной злой татарщиной и
инстинктами кочевников-завоевателей . Интеллигентское
просветительство пробуждает эти инстинкты и возвращает Россию к
хаотическому состоянию .
Отсюда понятны причины глубокой духовной распри , раздирающей
Россию в настоящее время ..." * Булгаков , 1909. Героизм и
подвижничество (С.Н.Булгаков Вехи. -М. 1990. с.48).







Реферат на тему: Философия

Возрождение. Ни об одной культуре вплоть до Нового времени нельзя было
сказать, что стержнем и основой её развития был поиск индивидуальности,
стремление уяснить и обосновать незавивсимое достоинство особого
индивидуального мнения, вкуса, дарования, образа жизни, то есть
самоценность отличия. Получив первые импульсы в итальянском Возрождении,
пройдя череду сложных превращений в XVII веке, лишь в конце эпохи
Просвещения эта идея вполне сформировалась и в прошлом столетии стала
строить себе дорогу на европейской почве, понемногу утрачивая дерзкую
непивычность.
Идея “индивидуальности”, как это ни кажется странным, была неизвестна
всем традиционалистским обществам, включая и греко-римскую Античность.
Само это слово “индивидуальность”, как и слово “личность”, появилось каких-
то двести-триста лет назад. Специфическое и революционизирующее
представление об индивидуальности, которое по необходимости не могло быть
незнакомо любой культуре, поскольку отражало биосоциальную данность.
Эта фундаментальная надысторическая данность заключена в том простом
факте, что человечество состоит из людей... Из этого фундаментального факта
делались следующие два принципиальных вывода. Во-первых, утверждалось, что
человеческая природа подобно природе всего живого неоднородна. Как между
телами индивидов, между их личами, голосами, жестами нет полного сходства,
так и души их, темпераменты, нравы и склонности предстают похоже-
непохожими. Пытались обозреть и упорядочить это разнообразие, относя
каждого человека к известной разновидности и разряду. Тем самым удавалось
не оставить никого единственным в своём роде и объяснить своеобразие, сводя
его к общему.
Во-вторых, разумность со-знания, со-вести, со-оплодотворённое идеей
индивидуальности, понималось как знание (весть) лишь в голове одного
человека. И одновременно как продолжающиеся за пределами отдельных
сознаний, перекатывающееся через них и словно бы уносящее их в своём вечном
потоке. Однако всякая малая индивидная толика мировой разумности считалась
больше всего целого, ибо вмещала его в себя и порой пыталась добавить к
нему ещё нечто - с собою. Любая культура не могла не задумываться над этой
парадоксальностью сознания, над отношением к ней всеобщнго Духа и
отъединённого частичного существования.
В этих рамках двигалось ренессансное мышление (сознание) от понятия
“индивид” к “индивидуальности”.
“Индивид” - слово, которое изначально определяет одного человека через
его несамостоятельность, через его удел, производность. Существование
карпускул человечества создавало проблему для сознания людей, чья жизнь
была неоделима от рода, общины, конфессии, корпорации и чья духовность
нуждалась в абсолютной точке отсчёта. Индивидность существования была
очевидностью, но очевидностью пкгающей! Отмнимой психической атомарности от
поверхности вещей мысль упорно сворачивала к тому, что отдельный человек
родлинен лишь постольку, поскольку поставлен в общий ряд и даже в конечном
счёте сливается с мировым субстанциональным началом. В этом плане истинно и
единственно индивиден лишь живой Космос или Бог.
При всех подробностях европейских (античных или иудеохристианских)
социокультурных моделей, оказавшихся столь существенными на переходе к
Носому времени, когда региональные своеобразия были историчнски
востребованиы, использованы и когда впервые возникли понятия “Восток” и
“Запад” - До тех пор отдельность “Я” или оценивалась отрицательно, или, во
всяком случае, “Я” никак не воспринималось само по себе, но лишь в
контексте некой причастности. Социальная и метафизическая общность - вот
альфа и омега характеристики каждого индивида. Из неё, абсолютной и
авторитарной инстанции, выводилось и к ней возвращалось всякое выделение из
толпы. Это не означает, будто никто не выделялся. Напротив, превосходство
поощрялось. Достаточно вспомнить об олимпийских лаврах, об “агоне”,
сплошной состязательности у древних эллионов, о римских “триумфах” и прочих
почестях выдающихся граждан. В этой связи приходят на память средневековые
воинские, а позже, и поэтические турниры, наконец церковные жития и
беатификации юродивые и святые.
Выделенность античного героя, атлета, полководца или ритора, как и
избранность средневекового праведника, есть вместе с тем наибольшая степень
включённости, нормативности, максимальная воплощённость общепринятого -
определённая образцовость, то есть нечто противоположное тому, что
понимается под индивидуальностью в эиоху Возраждения.
Понятия “индивидуальности” и “личности” прорастали в Новое время с
известной синхронностью, только в обиходе смешиваясь, словно синонимы.
Являясь культурными, социальными, логическими проэкциями радикально
изменившегося отношения между индивидом и обществом, индивидом и миром, эти
понятия во многом родственны, но в целом, в сущности своей они различны.
В идее индивидуальности наиболее непосредственно выражаля себя
относящаяся к отдельному человеку новая экономическая и политическая
реальность европейской истории. Содержание категории “индивидуальность”,
обнимающее все сферы жизни, от государства до бытового разнообразия,
оплодотворяется пафосом единственности и оригинальности каждого индивида,
прямо сопряженно с утверждающимся в это время принципом индивидуальной
свободы.
Разрабатываемый в эту эпоху идеал социальности - это модель индивида,
а не общества, это образ чувствительной реальности, пронизанной высшим
мировым смыслом, это сквозная идея комизации (“универсализации”) человека и
окультуривания всего земного бытия, в центре которого он стоит. Со
временем, когда ход истории обнаружил, что, исходя только из
самодеятельности индивидуального человека, из его внутренних возможностей и
доблести, нельзя построить счастливое существование, тогда - к середине XVI
века - ренессансный идеал социальности начал превращаться в утопию, в нечто
себе противоположное.
Французское просвещение. Проблема человека занимает одно из
центральных мест в философии французского Просвещения. Решалась она
преимущественно с позиций открытого материализма (Ламетри, Дидро,
Гельвеций, Гольбах) или же с позиций деизма, точнее деистской формы
материалистической философии (Вольтер, Руссо).
Свое понимание человека французские материалисты противопоставляли
религиозно-философской антропологии, решительно отвергали дуалистическую
трактовку природы человека как сочетания телесной, материальной субстанции
и нематериальной, бессмертной души. Что касается философов-деистов, то
Руссо, например, допускал бессмертие души и загробное воздаяние, тогда как
Вольтер отрицал, что душа бессмертна, а по поводу того, возможна ли
"божественная справедливость" в загробной жизни, предпочитал хранить
"благоговейное молчание".
В истолковании человеческой природы Вольтер выступил противником
Паскаля, отвергая не только его дуализм, но и главную мысль философа, что
человек - одно из наиболее слабых и ничтожных существ в природе, своего
рода "мыслящий тростник". Люди не так жалки и не так злы, как полагал
Паскаль, подчеркивает Вольтер. Идее же Паскаля об одиночестве и
заброшенности людей он противопоставляет свой тезис о человеке как
общественном существе, стремящемся к образованию "культурных сообществ". Не
приемлет Вольтер и паскалевское осуждение человеческих страстей, эгоизма.
"Любовь к себе", другие влечения и страсти являются, согласно Вольтеру,
первопричиной всех человеческих деяний, тем импульсом, который объединяет
людей, приводит к образованию процветающих городов и великих государств .
Стремление к последовательно материалистическому решению проблемы
человека получило яркое выражение в сочинениях Ламетри, Дидро и Гельвеция,
извлечения из которых публикуются в настоящем издании. Лейтмотивом их
философской антропологии является положение о материальном единстве
человека, теснейшей зависимости "способностей души", всех психических
процессов, начиная с ощущения и кончая мышлением, от нервной системы и
мозга, от состояний "телесной субстанции". В соответствии с такой точкой
зрения смерть тела рассматривалась как причина прекращения всей психической
деятельности человека, как естественное и закономерное завершение земной
жизни, единственно возможной и реальной.
Материалистическое решение психофизической проблемы, отвергавшее
теологический спиритуализм и религиозно-философский дуализм, отличалось
вместе с тем механицизмом. Более всего он выступает в сочинении Ламетри
"Человек- машина". Однако механицизм французских материалистов не следует
трактовать буквально, упрощать их воззрения на человека. Последний
понимался не как обычный механизм или машина, а как инструмент природы,
наделенный способностью ощущать, чувствовать и мыслить. Поэтому особый
интерес проявляли философы-материалисты к физиологии, к изучению нервной
системы и мозга как материального субстрата психики.
В еще большей степени, чем Вольтер, французские материалисты
подчеркивали чувственно-эмоциональную природу человека, роль личного
интереса в деятельности людей. Особенно характерно это для Гельвеция.
"Чувственные впечатления, себялюбие, наслаждение и правильно понятый личный
интерес, - писал Маркс о Гельвеции, - составляют основу всей морали. Но
было бы ошибкой считать, что человек Гельвеция - это закоренелый эгоист и
себялюбец. Ведь речь шла у него о "правильно понятом личном интересе",
который предполагает разумное сочетание интереса отдельной личности, или
"частного интереса", с интересом общества, или "общественным интересом".
Подобный "разумный эгоизм" вовсе не исключал стремления человека к "общему
благу", к "общественному счастью". Таким образом, "эгоистическая мораль"
французских материалистов XVIII в., как нередко ее именуют, не только не
была чужда .общечеловеческим нравственным ценностям, а напротив,
предполагала гуманизацию межличностных отношений.
Дидро занимал в этом вопросе несколько иную позицию. Он разделял теорию
врожденного морального чувства, примыкая к сенсуалистической и
альтруистической этике английского просветителя Шефтсбери. Важнейшим
проявлением морального чувства, которым природа наделила человека, Дидро
считал стремление к добродетели, к взаимной любви и поддержке. Но
прирожденная склонность к добру не исключает, по его мнению, необходимость
морального воспитания. Последнее развивает и укрепляет "естественную"
добродетель, формирует у людей высокие нравственные качества.
В целом учение французских философов-просветителей о человеке имело
гуманистическую и демократическую направленность, оказало значительное
влияние на дальнейшее развитие материалистической антропологии.
Английское просвещение. Философская мысль Британии во второй половине
ХVII-ХVIII вв. развивалась под доминирующим влиянием идей Гоббса, Локка,
Юма. Далеко не последнее место в их творчестве занимала проблема человека.
Гоббс, которого можно считать одним из ранних просветителей в Англии,
выводил "природу человека" из жизненных влечений и практических интересов
людей, из их "естественных" побуждений к самосохранению, богатству, почету,
славе. Люди действуют, по Гоббсу, "ради любви к себе, а не к другим" и
руководствуются, как правило, эгоистическими устремлениями. Поэтому и
возникают отношения соперничества и вражды между людьми, положить конец
которым может и должно установление мощной государственной власти, введение
четких законов, обязательных для всех без исключения граждан.
Государство выступает в политической теории Гоббса продуктом
общественного договора, гарантом мира и процветания членов общества, дает
возможность каждому человеку реализовать те права, которыми он обладает "от
природы": правом на жизнь, на безопасность, на владение имуществом.
Сторонник абсолютной власти государства, Гоббс вместе с тем не исключал и
определенных свобод, которыми должны располагать граждане: свободы выбора
местожительства, рода занятий, того или иного образа жизни и т. п.
Вслед за Гоббсом Локк также рассматривает государство как продукт
взаимного соглашения людей, но в отличие от своего предшественника он
выдвигает на передний план не столько правовые, юридические, сколько
моральные критерии поведения людей в обществе. Не гражданские законы, а
нормы нравственности, которые устанавливаются "по скрытому и молчаливому
согласию", должны быть, по мнению Локка, естественным регулятором
межличностных отношений. Он обращает внимание и на то, что люди "стремятся
к добру", что большая их часть одобряет не порок, а добродетель. Правда,
Локк тут же указывает на полезность добродетельных поступков для людей, их
необходимость для сохранения и укрепления социальных связей, благотворность
в конечном счете для всех членов общества.
Юм, в отличие от Гоббса и Локка, признавал как принцип "всеобщей
благожелательности", так и эгоистические основы природы человека. "Большая
часть человечества, - замечал он, - колеблется между пороком и
добродетелью". И хотя люди достаточно эгоистичны, обычно все же верх берет
чувство "симпатии", которое они питают друг к другу. К тому же в обществе
осуществляется "взаимный обмен добрыми услугами", который в еще большей
степени скрепляет социальные узы.
В свойственной ему скептической манере трактует Юм и природу
человеческой души. Взгляд на душу как нематериальную и неуничтожимую
субстанцию является, по его мнению, не более чем иллюзией. Однако это вовсе
не значит, что Юм склоняется к материалистическому решению психофизической
проблемы. Это привело бы его к отрицанию бессмертия души. Он же предпочитал
позицию философского скептицизма, результатом чего явился его агностицизм.
В сочинениях Гоббса, Локка и Юма, извлечения из которых публикуются в
настоящем издании, исследуются различные аспекты проблемы человека,
рассматриваются многообразные проявления его телесной и духовной жизни.
Немецкое просвещение. В отличие от французского немецкое Просвещение в
целом не обращалось к традиционным антропологическим сюжетам. Нет в
представленных нами философских текстах непосредственных рассуждений о
человеческой природе или человеческой субъективности. Речь идет то об
особенностях национального характера, то о нравственном прогрессе
человечества, то о гуманности. Собственно антропологическая тема кажется
размытой, трудно извлекаемой из комплекса философского знания.
Между тем именно в немецком Просвещении философская антропология
постепенно оформлялась в самостоятельную область философской рефлексии
наряду, скажем, с теорией познания или этикой. Знаменитые кантовские
вопросы: "Что я могу знать?", "Что я должен делать?", "На что я могу
надеяться?" были подготовлены предшествующей философской рефлексией,
сложным восхождением к постановке проблемы человека.
Немецкие просветители рассматривали себя в качестве своеобразных
миссионеров разума, призванных открыть людям глаза на их природу и
предназначение, направить их на путь одухотворяющих истин. Ренессансный
идеал свободной личности обретает в эпоху Просвещения атрибут всеобщности:
должно думать не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В
эпоху Возрождения человек, осмысливавшийся как абсолютное основание для
природы, общества и истории, не был, однако, в полной мере соотнесен с
социальностью, с общественной идеей. Просветители же стремились осознать
специфику этих межчеловеческих связей. В центре их внимания- проблемы
наилучшего общественного устройства, разработка программ общественных
преобразований, максимально соответствующих человеческой природе.
Что же является главным, определяющим, по их мнению, в человеческой
природе? Просветители убеждены, что всепроникающий разум - державная черта,
определяющее качество человека. Особенно рационалистично раннее
Просвещение. Это век рассудочного мышления. Однако постепенно наступает
разочарование. Возникает вопрос: "Существуют ли пределы разума?" Тогда
спасения ищут в "непосредственном знании", в чувствах, в интуиции, а где-то
впереди виднеется и диалектический разум. Но до тех пор пока любое
приращение знания принимается за благо, идеалы Просвещения остаются
незыблемыми.
Еще один характерный признак Просвещения - исторический оптимизм. Он
основывается на представлении о разумности человека, на убеждении, что в
человеческой природе масса прекрасных, положительных задатков. Что касается
пороков, дурных поступков, страстей, то они преодолимы, изживаемы. Нет
такой стороны человеческой натуры, которую нельзя облагородить, следуя
меркам разума. Отсюда идея прогресса как возможность бесконечного
совершенствования человека и человечества, "воспитания человеческого рода",
изменения социальности на пути поиска наилучших форм человеческого
существования.
Идея прогресса - вообще завоевание эпохи. Предшествующие времена не
задумывались над самооправданием. Античность знать ничего не хотела о своих
предшественниках. Христианство относило свое появление на счет высших
предначертаний. Даже Ренессанс, выступивший посредником в диалоге двух
предшествующих культур, считал своей задачей не стремление вперед, а
возвращение к первоистокам. Просвещение впервые осознало себя новой эпохой.
Отсюда было уже рукой подать до историзма как типа мышления. И хотя не все
просветители поднялись до исторического взгляда на вещи, его корни лежат в
этой эпохе.
В немецкой философии начало Просвещения связано с именем Христиана
Вольфа (1 679 - 1 754), систематизатора и популяризатора учения Лейбница.
Вольф впервые в Германии создал систему, охватившую основные области
философского знания. Вольфионцы были убеждены в том, что распространение
образования незамедлительно приведет к решению всех острых вопросов
современности. Культ разума сочетался у них с пиететом перед христианской
верой, которой они пытались дать "рациональное" истолкование. Сам Вольф не
уделил должного внимания антропологическим сюжетам.
Видным представителем вольфианской просветительской философии в свой
ранний, "докритический" период выступает Иммануил Кант (1724 - 1804). В его
творчестве можно проследить определенную эволюцию от проблем естествознания
и общей "метафизики" к проблеме человека. Прежде чем поставить общие
фундаментальные вопросы о предназначении человека, о его сущности. Кант
обращается, казалось бы, к частным темам - к грезам духовидца Свёденборга,
к миру человеческих чувств, к оценке национальных особенностей людей.
Эволюция раннего Канта протекала под влиянием Руссо. Книгам
французского просветителя он был обязан освобождением от предрассудков
кабинетного ученого. Его интересуют теперь многие вопросы собственно
человеческого существования. Реальный мирской человек все больше
завладевает его вниманием. Кант обнаруживает, что это весьма интересный
объект философской рефлексии. Поворот к антропологическим сюжетам он
рассматривает как своего рода революцию в мышлении.
Наиболее характерная работа для этого периода "Наблюдения над чувством
прекрасного и возвышенного" (1764). Этот трактат, выдержавший восемь
прижизненных изданий, принес Канту славу модного писателя. Философ
выступает в необычном для него жанре - как эссеист. Его слог приобрел
изящество и аффористичность, автор охотно прибегает к иронии. Выбор такого
литературного письма не случаен. Кант обращается к миру человеческих
чувств. Выразить жизнь эмоций гораздо труднее, чем воспроизвести движение
мысли. Вот почему в трактате много образов, а строгие дефиниции
отсутствуют.
Человеческие чувства в работе рассматриваются через призму двух
категорий - Прекрасного и Возвышенного. Трактат по эстетике? Ничего
подобного. Это скорее антропологическая зарисовка, дающая возможность
приблизиться к более строгим размышлениям о человеческой природе.
Кант высказывает некоторые соображения о различии людей по
темпераментам, отнюдь не стремясь исчерпать тему. Прекрасное и Возвышенное
служит для него стержнем, на который он нанизывает свои весьма
занимательные наблюдения о человеческом в человеке. В сфере Возвышенного
пребывает, согласно Канту, темперамент меланхолический, которому немецкий
просветитель отдает явное предпочтение, хотя видит и некоторые слабые его
стороны. Человек как живое существо обладает четко фиксированной природой.
Но вместе с тем какое разнообразие характеров, темпераментов! В
"Наблюдениях над чувством прекрасного и возвышенного" Кант рассуждает об
особенностях национального характера. Это один из первых шагов социальной
психологии - науки, которая в наши дни обрела более строгую эмпирическую
базу. Разумеется, у немецкого просветителя нет еще широкого
социологического подхода. Он довольствуется в основном собственными
наблюдениями над национальными особенностями поведения. Впоследствии Кант
неоднократно возвращался к этим наблюдениям, каждый раз когда читал курс
антропологии. Выводы его не всегда точны, порой спорны, большей частью
оригинальны. За яркими, хотя и произвольными, пассажами скрывается глубокий
смысл: они предвосхищают перемену в духовной атмосфере страны, грядущий
поворот от рассудка к чувствам, появление интереса к индивидуальным
переживаниям личности.
Современник раннего Канта - Готхольд Эфраим Лессинг (1729 - 1781) -
поэт, драматург, литературный критик, философ. Тезисы "Воспитание
человеческого рода" (1730) носят программный характер прежде всего для
самого мыслителя. Оценим по достоинству ряд его идей, которые являются, на
наш взгляд, своеобразным провозвестием. Прежде всего, это мысль о единстве
человеческого рода, о его всеохватной целостности. Разумеется, Лессинг
основывается преимущественно на европейской истории. Он рассуждает в духе
европейского человечества. Тем не менее мыслитель исходит из идеи всеобщей
судьбы людей.
Еще одна плодотворная идея Лессинга: человечество возникает, когда эта
общность осознается. Без напряженного самосознания никакое единство не
возникает. Только постепенное ощущение одинаковости способствует рождению
такого универсального образования, как человечество. И само собой понятно,
что здесь не обойтись без определенных стадий, конкретных этапов, через
которые эта идентичность осмысливается.
С этой точки зрения не выглядит архаичным воззрение Лес- спита,
согласно которому человеческий разум рассматривается как державная сила
истории. Мы привыкли соотносить рождение общемировой цивилизации с
развертыванием производительных сил, хозяйственных связей, средств
коммуникации. Человеческому роду надлежит еще осознать свою общность: к
этой мысли мы только сейчас привыкаем.
Лессинг высоко оценивал роль христианства в человеческой истории,
возвеличивая в нем моральную сторону. Учение о всеобщей любви, требование
добродетельных поступков, по мнению философа, обеспечивало христианству
победу над другими религиями. Он подчеркивал, что для того, чтобы рассудок
человека достиг полной ясности и создал ту чистоту сердца, которая вселяет
в нас способность любить, прежде всего любить добродетель ради ее самой,
рассудок должен упражняться в постижении духовных предметов. Но означает ли
высокая оценка христианской святости, что духовная эволюция человеческого
рода завершается именно этой религией? По мнению Лессинга, человечество не
остановится на данной стадии. Придет новая ступень зрелости - "эпоха
нового, вечного Евангелия". Именно в эту пору нравственность окажется
универсальным, безусловным принципом поведения. Новый Завет устареет в той
же мере, что и Ветхий Завет. Третье мировое состояние грядет не сразу. Оно
непременно требует предварительных ступеней.
Эта мысль Лессинга о постепенном взращивании морали, о терпеливом
продвижении к высшим ступеням духа в наши дни в очередной раз раскрывает
свой глубочайший смысл. Радикальные и скороспелые программы переделки мира,
оторванные от духовных традиций, принесли человечеству немалый ущерб. На
этом фоне впечатляющим и одухотворенным кажется суждение великого немецкого
мыслителя: "Шествуй же своим неприметным шагом, вечное провидение!"
Творчество ученика раннего Канта и Лессинга Иоганна Готфрида Гердера
(1744-1803) пронизано глубокими гуманистическими раздумьями. Еще будучи
студентом он пришел к мысли о том, что в философии проблема человека должна
стать центральной. "Какие плодотворные возможности, - восклицал он, -
откроются, когда вся философия станет антропологией!"
Философской основой гуманизма Гердера было учение о развитии, о
прогрессе человечества. Первой попыткой изложить это учение явилась работа
"Еще одна философия истории для воспитания человечества" (1774). В этой
работе, находясь в пределах теологических воззрений на происхождение
людского рода и на движущие силы истории, Гердер высказывает глубокие мысли
о закономерном поступательном характере изменений, происходящих в обществе.

Гуманность, по Гердеру, соответствующая природе человека, - это такое
состояние общества, когда каждый, не опасаясь другого, может свободно
развивать свои способности. Если люди не достигли такого состояния, то они
должны винить только самих себя: никто свыше не поможет им, но никто и не
связывает им руки. Они должны извлечь уроки из своего прошлого, которое
наглядно свидетельствует о том, что человечество стремится к гармонии и
совершенству. Вся история народов - это школа соревнования в скорейшем
достижении гуманности.
Таким образом, можно сказать, что немецкое Просвещение, одушевленное
пафосом историзма, органического развития, рассматривающее движение
человека к совершенству как неизбежный закон социальной динамики,
обозначило ряд важнейших вех на пути к поискам индивидуальности, к созданию
философской антропологии как самостоятельной области философского знания.





Новинки рефератов ::

Реферат: Возможности пакета MultiVision v.4.5. на уроках химии (Программирование)


Реферат: Налоговые системы развитых стран и их сравнение с налоговой системой России (Право)


Реферат: Русский печной изразец (Искусство и культура)


Реферат: Физкультура (Спорт)


Реферат: Социальная мобильность (Социология)


Реферат: Учет и аудит запасов организации (Бухгалтерский учет)


Реферат: Развитие науки в XX веке (Технология)


Реферат: Кредитная политика государства и механизм ее реализации в условиях рынка (Деньги и кредит)


Реферат: Наследование (Гражданское право и процесс)


Реферат: Культура одягу та зовнішність українців (Искусство и культура)


Реферат: Олово (Химия)


Реферат: Актив баланса: содержание, оценка статей, техника составления (Бухгалтерский учет)


Реферат: Особенности вариационной формы в творчестве И. Брамса (Музыка)


Реферат: Финансы (Финансы)


Реферат: Воспитание детей в игре (Педагогика)


Реферат: Пенсионная реформа и пенсионная система (Социология)


Реферат: Глобальные сети АТМ (Программирование)


Реферат: Всеобщая история государства и права зарубежных стран (История)


Реферат: Особенности работы над предлогами и приставками в начальной школе (Педагогика)


Реферат: Психологические приемы допроса (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист