GeoSELECT.ru



Финансы / Реферат: Налогообложение физических лиц (Финансы)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Налогообложение физических лиц (Финансы)


Вопрос о компетентном экономическом распределении дохода от налога между
федерацией и регионами связан с проблемой, как должна быть оформлена
муниципальная налоговая система России. В большинстве стран этот вопрос
дискуссируется очень остро. В основном муниципальная налоговая система
должна соответствовать следующим критериям:

. во-первых, органы местного самоуправления нуждаются в постоянно
поступающих экономических налоговых поступлениях, так как
муниципалитеты, как маленькие областные корпорации в государственных
областях имеют незначительные возможности принять на себя колебания
налоговых поступлений с точки зрения бюджета.


. во-вторых, муниципальная налоговая система должна осуществлять
экономическую финансовую автономию коммун и их автономную
ответственность за муниципальную инфраструктуру[1].


Большинство муниципальных налоговых систем пытаются достичь стабильности
налоговых поступлений через экономическое налогообложение земельной
собственности[2] и путем налогообложения предприятий, независимо от
прибыли. Более или менее экономично, независимо от прибыли, оформлены
немецкие промысловые налоги, французские taxe professionalle, итальянские
imposta reale, британские rates и американские property taxes. Так
муниципальные налоговые системы во всем мире имеют элементы, независящие от
прибыли. Однако, очень по разному расставлены акценты. В то время как во
всех странах недвижимость облагается налогом независимо от прибыли, очень
большое экономическое различие имеется в области налогообложения
предприятий независимо от прибыли. Так, например, японское "business tax"
опирается на получение прибыли в результате собственной хозяйственной
деятельности, в то время как промысловый налог Германии через экономические
причисления к прибыли а также через налогообложение промыслового капитала
сильно вторгается в имущественную субстанцию предприятий.


Экономическая финансовая автономия местных органов самоуправления
обосновывается прежде всего тем, что муниципалитеты снабжаются с налоговыми
поступлениями. Эти финансовые поступления должны иметь такую структуру,
чтобы муниципальные самоуправления не попали в большую зависимость от
определенных общественных групп. Центральный момент при "real estate
taxation" делает муниципальные самоуправления экономически зависимыми от
землевладельцев. Напротив, муниципальные самоуправления были бы
незаинтересованы размещать предприятия, отягощенные инфраструктурой и
создающих неблагоприятную окружающую среду. Это показывает, что фискальная
независимость опять-таки влияет на дискриминацию на стороне
налогоплательщиков. В основном речь идет о том, чтобы муниципальным
самоуправлениям определить величину экономической финансовой автономии,
которая позволила бы им, выполнять их задачи, связанные с самоуправлением.
При этом, с одной стороны, предварительно заданные преимущества
инфраструктуры и местожительства не должны из-за коммунальной налоговой
системы, что способствует финансовому налоговому расточительству и
разнообразию жизненных условий в отдельных муниципальных самоуправлениях.


Поскольку с финансовой автономией муниципальных самоуправлений связана
собственная законодательная власть, она сталкивается с целью выполнения
налоговой справедливости. Поэтому ошибочно представлять полномочия
муниципальным законодательным властям там, где отсутствуют экономические
налоговые отчисления для местных условий, как у налогов на доход. В области
налогообложения предприятий экономическая финансовая автономия
муниципальных самоуправлений даже улучшается, если муниципальные
самоуправления не имеют своей собственной законодательной власти, которая
делает экономически зависимыми муниципальные самоуправления от больших
предприятий. Соревнование, касающееся налогов, побуждает муниципальные
самоуправления со слабой инфраструктурой и неблагоприятным местонахождением
к экономической политике низких налогов, в то время как большие города и
горда с благоприятно расположенными средствами передвижения могут взимать
высокие налоги. В результате этого вышеуказанные различия в инфраструктуре
еще более нарастают из-за различного экономического налогообложения.


Законное притяжение муниципальных самоуправлений на собственную налоговую
законодательную власть противоречит равномерному налогообложению согласно
экономической платежеспособности и, таким образом, активизирует принципы
налогообложения, которые согласно приведенному здесь толкованию
экономический принцип платежеспособности не исключают, а модифицируют и
дополняют.


Следовательно, в коммунальном налоговом праве действуют следующие
принципы:


= более старым принципом налогообложения по сравнению с экономическим
принципом платежеспособности является экономический принцип
эквивалентности[3]. В XIX веке экономический принцип платежеспособности
вытеснил принцип эквивалентности, так как принцип эквивалентности
уменьшает справедливость перераспределения. В области социально-целевых
налогов и местного коммунального налогового права эквивалентно-
теоретические элементы не могут быть не признаны с экономической точки
зрения. Клаус Типке[4] признавал: "Партикулярно применение принципа
эквивалентности не только возможно, но также желательно. Поскольку
платеж общества является специальным платежам, о котором гражданин не
инструктирован и который привлекает к ответственности лишь часть
граждан, то он может быть не только оправдан, но показывает, как
принцип " эквивалентности" может взимать отчисления.


По-другому, чем в праве обложения налогами, налоговый принцип
эквивалентности относится не к платежу, перечисляемому индивидуально
налоговому должнику, а к индивидуально неопределенному предложению
специфических экономических платежей, которое с помощью налогообложения
должно финансироваться социальной группой, в интересах которой предлагается
специфический экономический платеж. Индивидуальной эквивалентности
противостоит налогово-правовая эквивалентность групповых интересов[5]. Так
группы жителей муниципального самоуправления, предприятий и собственников
земельных владений имеют особый интерес к требованию погашения
задолженности по налогу в своей инфраструктуре.


Из признака встречного исполнения вытекает то, что налогово-правовая
эквивалентность не создает конкретной причиной зависимости между офертой и
облагаемой налогами группой. Налогово-правовая эквивалентность образует
оправдание для взимания налогов для экономической оферты, не доказывая
конкретного использования оферты[6]. Суть этого оправдания состоит в
стимуле создать оферту. Муниципальные управления в России должны также
путем налоговой системы стимулироваться, чтобы экономически заинтересовать
граждан и предприятия.


Современным вариантом принципа эквивалентности является принцип защиты
окружающей среды. Согласно концепции, разработанной Пигу[7], так
называемого налога Пигу, затраты которые возникают из-за экономического
потребления индивидуумом и которые поэтому для индивидуума являются
внешними затратами должны с помощью налогообложения
интернационализироваться то есть становиться внутренними затратами
индивидуума. Здесь понятие эквивалентности относится следовательно, не к
общественному вреду, а к вреду, отнесенному к группе. При этом
экономический принцип виновника не может развиваться иначе, чем в праве
обложения налогами, сборами или пошлиной, относящемуся к налоговому праву.
Налогово-правовой принцип эквивалентности наделяет группу
налогоплательщиков ответственностью за ущерб и при этом оставляет открытым
доказательство конкретного расчета ущерба. Поэтому экологические налоги
экономически оправдываются с помощью математического выражения -
"стандартной цены". Прежде всего определяется стандарт по охране окружающей
среды. Налог должен иметь такой размер, который необходим для достижения
установленного стандарта по защите окружающей среды.


Специальные затраты, связанные со стандартом по защите окружающей среды
отрицательно влияют на международное соревнование между предприятиями, с
которых взимаются налоги, если стандарт по защите окружающей среды не
осуществляется во всем мире. Также глобальные воздействия поведения,
наносящего вред окружающей среде говорят о том, что инструментализация
защиты окружающей среды с налогово-правовой стороны должна осуществляться
на как можно более высоком уровне. При этом следует делать различие между
налогами на средства производства гармонизированных по-европейски и важных
для конкуренции, как например, налоги на выбросы двуокиси углерода,
местными налогами на предметы потребления в частности на личное
потребление, не имеющих значения для конкуренции, как, например,
экономическое использование частных автомобилей, содержание собак или
употребление дорогих упаковок в торговле и т.п.


Такое частное потребление создает специальные нагрузки, особенно на
муниципальные самоуправления, которые могут оправдать коммунальные
экологические налоги.


Экономический принцип платежеспособности у эквивалентных и социальных
налогов действует как дополнение. Это означает защиту экономического
прожиточного минимума, защиту от обложения налогом имущества, независимо от
дохода, защиту от чрезмерно высокого удушающего налогообложения. Поэтому
Шмидт рекомендует дополнительно к налогу с предприятия ввести промысловый
налог, независящий от дохода, или "business tax". Независимость от дохода
немецких промысловых налогов нарушает экономический принцип
платежеспособности. Ее эффект от обложения налогом имущества особенно в
периоды длительных потерь[8] может компенсироваться путем мероприятий,
направленных на справедливость. По неверному пути идет экономическая
льготная концепция, рассматриваемая экономическим советом[9], о налоге при
создании стоимости, согласно которой должны облагаться налогом проценты,
зарплаты, аренды и прокат не у лиц, незаконно обогатившихся за счет другого
лица, а у лиц, должников, за счет которого произошло обогащение другого
лица, и этим самым глубоко нарушает экономический принцип
платежеспособности. Налог на создание собственности отводится по праву, так
как он умножает экономические компоненты, независящие от дохода. Согласно
принципу экономической платежеспособности создание стоимости в
муниципалитете, как зарплата, проценты и тому подобные доходы могут
облагаться налогом только те, кому эти доходы поступили, а не те, кто их
произвел экономически. Налог на создание стоимости нарушает налоговый
принцип-нетто.


Исходя из этих принципиальных высказываний, Шмидт рекомендует следующую
структуру коммунальной налоговой системы:


1. Города и муниципальные самоуправления в России должны участвовать в
трех основных налогах[10] в размере 10%, и при этом доход от коммунальных
налогов должен экономически ограничиваться на местах. Участие в основных
налогах создает для муниципальных самоуправлений постоянный экономический
доход и заботится о равномерном распределении налоговых поступлений, так
чтобы чисто жилые муниципалитеты по отношению к муниципалитетам, в которых
расположено много экономических предприятий, не очень от этого страдали.
Промышленные города из-за участия в налогах с предприятия и налоге с
оборота имеют в распоряжении существенно более высокое соотношение между
налоговыми поступлениями и численность населения, чем чисто жилые
муниципальные самоуправления. Это оправдано, так как налоговая система
создает экономические стимулы для размещения предприятий и должна учитывать
вытекающие отсюда затраты продуктивной деятельности для коммунальной
инфраструктуры.


По-другому, чем это принято во многих странах, российским муниципальным
самоуправлениям в области основных налогов целесообразно не иметь
собственного права на установление размера налога и право на его взимание.
Правовая государственность и экономическая рациональность налоговой системы
России существенно проявляется через основные налоги. Поэтому их свойства
равномерного и нейтрального распределения налогового бремени не должны
экономически отрицательно влиять на право государства устанавливать и
взимать местные налоги. Поэтому муниципальные дополнения к подоходному
налогу или муниципальные дополнительные налоги к налогам с предприятия
сследует решительно отклонить. Ни один налог в Германии не подвергся такой
критике, как промысловый налог[11].


За внутригосударственное участие в основных налогах говорят также
причины, связанные с техникой управления. Немецкая налоговая система
включающая в себя основополагающие и последовательные решения, в результате
отказа от дополнительного налога к налогу с предприятия могла бы быть
существенно упрощена. Также предписания о разложении и распределении
налоговых поступлений не следует перенимать.


2. Внутригосударственное участие коммун в местных доходах от упоминаемых
налогов на средства производства[12] Шмидт рекомендует, так как
предприятия, облагаемые налогом для защиты окружающей среды, требуют
усиленного экономического стимула, касающегося размещения предприятий на
данной территории. Участие должно устанавливаться на высоте участия в
основных налогах, а именно, с учетом обсуждаемого выше принципа фискальной
нейтральности. Существенный ущерб экономической конкурентоспособности из-за
налогов на средства производства требует прежде всего четкого снижения
размера налога с предприятия, а также повышение минимума, не облагаемого
налогом, чтобы повысить рентабельность-нетто от инвестиций предприятий.
Времена экономического упадка в Германии наглядно показали воздействия
ошибочных положений в налоговой системе. Если промысловый налог как важный
фактор чрезмерного налогообложения предприятий не сразу, с точки зрения
частного потребления[13], заменяется, тогда нарушаются предпосылки для
экономического частного потребления, частного благосостояния, социального
согласия в обществе.


3. Право на собственное установление размера налога и его взимание.


Шмидт предусматривает для подземельного налога, налога уплачиваемого при
покупке земельного участка и местных налогов на предметы потребления, в
основном направленных на защиту окружающей Среды наличия данного права.
Муниципалитеты имеют исключительное административное верховенство и право
распределения поступлений от подоходного налога. Законодательное
верховенство в основном имеется у Феедерации. Что касается местных
экономических отношений, то, считает Шмидт, русским муниципалитетам должно
быть предоставлено законодательное верховенство, например, при определении
размера поземельного налога и при взимании местных налогов на предметы
потребления в качестве экономических инструментов коммунальной политики
защиты окружающей среды.


Налоги с исключительным экономическим административным верховенством и
правом распределения поступлений от подоходного налога и с ограниченным
законодательным верховенством коммун состоят из двух столпов:


. налогов на земельную собственность. Это поземельный налог и налог,
уплачиваемый при покупке земельного участка как часть "real tstate
taxation",


. местных налогов на предметы потребления для защиты окружающей среды,
включая налог на автомобили. Эти налоги с экономической стороны должны
оформляться как налоги на частное потребление, в то время как налоги на
средства производства рекомендуются для защиты окружающей среды как
общественные налоги с внутригосударственным участием коммун.


В настоящее время система местного налогообложения – наиболее слабо
отработанная область налоговых правоотношений как в теоретическом, так и в
практическом плане. По составу и структуре этой системы, порядку
формирования налогооблагаемой базы отдельных составляющих эту систему
налогов, технике исчисления и уплаты их в бюджет, а также системе
льготирования пока еще не принято единого законодательного акта.
Регламентирование системы местного налогообложения осуществлялось до 1
января 1999 года исходя из содержания статьи 21 Закона РФ «Об основах
налоговой системы в Российской Федерации».


Указами Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 «0 формировании
республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ в
1994 г.» и от 22 декабря 1993 г. № 2270 «0 некоторых изменениях в
налогообложении и во взаимоотношениях с бюджетами различных уровней»
узаконено право вводить на местном уровне налоги и сборы помимо тех,
которые предусмотрены ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в
Российской Федерации». Такое положение привело к бессистемности налоговых
взаимоотношений между субъектами РФ, отдельными регионами и территориями.
В экономических публикациях подвергается резкой критике практика местного
законотворчества, которая приводит к появлению налогов, препятствующих
формированию единого экономического пространства на территории России,
затрудняюших товаропродвижение и не обеспечивающих достижения единых
экономических целей и задач равномерного хозяйственного развития
территорий.


Исчисление отдельных видов налогов осуществляется исходя из
соответствуюших Положений. Однако они носят рекомендательный характер и
ограничивают по отдельным налогам и сборам лишь верхний предел налоговой
ставки. По другим налогам и сборам в разрезе всего механизма их
формирования действует порядок, утверждаемый местными органами власти и
управления.


Согласно ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской
Федерации» на территории России введено 23 вида местных налогов и сборов, 4
из которых носят обязательный, всеохватывающий характер (земельный налог,
налоги на имущество физических лиц, регистрационный сбор за право
заниматься предпринимательской деятельностью, налог с имущества,
переходящего в порядке наследования или дарения). Остальные налоги и сборы
могут приниматься по усмотрению местных органов власти и носят
добровольный характер. Налог на имущество, переходящее в порядке
наследования или дарения, не отнесен в статье 21 Закона РФ «Об основах
налоговой системы в Российской Федерации» к местным налогам, однако он
типичен для налогообложения регионального уровня и в последней редакции
вышеназванного Закона включен в состав местных ныогов и сборов.


Введение местных налогов и сборов преследовало цель пополнять доходные
источники местных бюджетов, способствовать их балансированию и обеспечивать
социально-хозяйственные потребности городов, районов и других
административно-территориальных единиц. В достижении этих целей и
заключается роль местных налогов и сборов. Как показала налоговая
практика, с данной ролью система местного налогообложения не справляется.
Поступление местных налогов и сборов в местные бюджеты незначительно, их
доля на протяжении последних трех лет не превышает 1 – 5% от общей суммы
доходных источников бюджетов различных уровней (от областного и ниже).
Затраты же по их сбору в стоимостном выражении, а также затраты времени и
сил налоговых работников совершенно несоизмеримы с эффектом
функционирования местного налогообложения[14].


Попытка реформировать систему местного налогообложения была предпринята
еще в 1996 г, когда законодателям страны направлялся проект новой редакции
Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Этот
законопроект был ими отвергнут и остался нереализованным, хотя он содержал
принципиально иной подход к функционированию этой системы. Во-первых,
предусматривалось сократить число налогов до 6: земельный налог, налоги на
имушество физических лиц, налог с наследств или дарений, налог на
содержание жилфонда и объектов социально-культурного назначения, налог на
рекламу, целевые налоги и сборы.

Во-вторых, предусматривалось ограничение общего объема уплачиваемых
местных налогов и сборов на одного плательщика: для юридических лиц – не
более 3% от годового фонда оплаты труда, для физических лиц – не более 3%
12 МРОТ Кроме того, был составлен закрытый перечень местных налогов и
сборов для упорядочения бюджетно-налоговых взаимоотношений между различными
ветвями власти и управления. По замыслу разработчиков проекта, снижение
числа налогов позволило бы сосредоточить больше внимания на каждом из них,
что в свою очередь обеспечило бы их большую собираемость, повысило бы
результативность налогового контроля за функционированием системы местного
налогообложения. Эти нереализованные установки перенесены в проект
Налогового кодекса, который сохраняет смысл и цели функционирования
системы местного налогообложения. П. 5 ст. 12 I части НК РФ, вступивший в
силу 1.01.1999 г., запрещает устанавливать региональные или местные налоги
или сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом. Произволу местных властей
здесь положено ограничение.


Необходимо твердо усвоить, что местные налоги должны приносить казне
доходов втрое больше, чем те расходы, которые связаны с обслуживанием
сборщиков налогов, их учетом и т. п. Для этого местное налогообложение
должно быть унифицированным. Типичным местным налогом является земельный
налог. Повышение роли земельного налога, самого традиционного для системы
местного самоуправления, связано с решением проблем земельной
собственности. В ряде регионов в 1998 г. проводился эксперимент по взиманию
налога на недвижимость, аккумулирующий и земельный налог. Результаты
эксперимента позволят судить о возможности распространения налога на
недвижи- мость на другие территории. Вторым из обязательных местных налогов
является налог на имущество физических лиц. К обязательным налогам
относится и регистрационный сбор за право заниматься предпринимательской
деятельностью. К налогам местных органов власти, имеющих перспективное
значение, относится сбор за право торговли, налог на рекламу, налог с
продаж.


-----------------------
[1]) см. Экономический Совет, 1982, стр. 23.
[2]) real estate taxation
[3]) см. Клаус Типке, “Налоговый правопорядок”, 1993, стр. 474
[4]) там же, стр. 477
[5]) см. Экономический Совет, 1982, стр.32
[6]) см. Клаус Типке, 1993, стр. 475: генеральная эквивалентность
[7]) см. Артур Сесиль Пигу, 1920
[8]) пример: кризис в сталелитейной промышленности
[9]) ср. экономический совет, -1982, стр. 52.
[10]) подоходный налог, налог с предприятия и НДС
[11]) см. Karl-Brauer-институт, 1984, стр. 2О,а также комиссия-
Goerdeler,1991,стр.113.
[12]) налоги на выбросы двуокиси углерода и т.п. экологические налоги,
налагаемые на предприятия.
[13]) благодаря участию общин в налоге с оборота, см. Karl-Brauer-институт,
1984, стр. 34
[14]) Юткина Т., стр. 377





Реферат на тему: Нетрадиционные банковские операции


КУРСОВАЯ РАБОТА



Тема: Нетрадиционные банковские операции



Выполнил студент 5 курса ФВВО:

Проверил:



1999

Форфейтинговые операции 4

1. Возникновение и развитие форфейтинга 4
1.1. Понятие форфейтинга 4
1.2. Возникновение форфейтинга 4
1.3. Форфейтинговые бумаги 5
1.4. Основные направления развития форфейтинга 5
1.5. Размер форфейтингового рынка 7
2. Техника совершения форфейтинговой сделки 8
2.1. Этапы подготовки сделки 8
2.2. Средства обеспечения возврата кредита форфейтеру 11
2.2.1. Гарантии и авали 11
2.2.2. Юрисдикция 12
2.2.3. Роль первичного форфейтера 12
2.3. Издержки участников 12
2.3.1. Издержки импортера 12
2.3.2. Издержки экспортера 13
2.4. Расчет номинальной стоимости форфетируемых векселей 13
2.5. Расчет дисконта 15
3. Основные характеристики форфейтинговых операций 15
3.1. Используемая валюта 15
3.2. Преимущества и недостатки форфейтингового финансирования 16
3.2.1. Преимущества для экспортера 16
3.2.2. Недостатки для экспортера 16
3.2.3. Преимущества для импортера 16
3.2.4. Недостатки для импортера 17
3.2.5. Преимущества для форфейтера 17
3.2.6. Недостатки для форфейтера 17
3.2.7. Преимущества для гаранта 17
3.2.8. Недостаток для гаранта 17
3.3. Сравнительная характеристика форфейтинга и других форм
финансирования торговли 17
3.3.1. Коммерческое кредитование 18
3.3.2. Лизинг 18
3.3.3. Факторинг 18
3.3.4. Безоборотное финансирование 18
3.3.5. Займы по плавающей ставке, хеджируемые фьючерсами 19

Трастовые операции 20

1. Возникновение и сущность траста 20
1.1. Понятие траста 20
1.2. Возникновение траста 20
1.3. Сущность трастовых операций 21
2. Трастовые операции коммерческих банков. 23
2.1. Организация трастовых операций. 23
2.2. Трастовые операции по поручению физических лиц 25
2.3. Услуги траст-отделов коммерческих банков фирмам, организациям и
акционерным обществам 27
2.3.1. Траст-счета 28
2.3.2. Доверенные лица по траст-счетам. 28
2.3.3. Правила делегирования полномочий доверенным лицом. 29
2.3.4. Назначение и действия доверенных лиц по завещанию. 29
2.3.5. Доверительное распоряжение имуществом частных
предпринимателей. 31
2.3.6. Управление имуществом несостоятельных должников. 31
2.3.7. Благотворительные траст-фонды. 32
2.4. Преимущества трастовых операций 33
3. Специализированные кредитно-финансовые институты, осуществляющие
траст-операции. 33

Лизинговые операции 35

1. История возникновения развития лизинга 35
2. Понятие и сущность лизинга 37
3. Основные элементы лизинговой операции 38
3.1. Предмет лизинга 38
3.2. Субъекты лизинга 38
3.3. Срок лизинга 40
3.4. Стоимость лизинга 40
3.5. Услуги, предоставляемые по лизингу 43
4. Формы, типы и виды лизинга 44
5. Методика проведения лизинговых операций 50
6. Содержание договора лизинга 52
7. Риски лизинговых сделок 53
7.1. Нефинансовые риски 53
7.2. Финансовые риски 54

Список используемой литературы 55



Форфейтинговые операции


1 Возникновение и развитие форфейтинга


1 Понятие форфейтинга

ФОРФЕЙТИНГ - это покупка долга, выраженного в оборотном документе, у
кредитора на безоборотной основе. Это означает, что покупатель долга
(форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе - форфейтинге - от
обращения регрессивного требования к кредитору при невозможности получения
удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства происходит,
естественно, со скидкой.

Механизм форфейтинга используется в двух видах сделок:

- в финансовых сделках - в целях быстрой реализации долгосрочных
финансовых обязательств;

- в экспортных сделках - для содействия поступлению наличных денег
экспортеру, предоставившему кредит иностранному покупателю.

используемыми в качестве форфейтинговых инструментов, являются
векселя. Однако объектом форфейтинга могут стать и другие виды ценных
бумаг. Важно, чтобы эти бумаги были “чистыми” (содержащими только
абстрактное обязательство).


2 Возникновение форфейтинга

Форфейтинг возник после второй мировой войны. Несколько банков Цюриха,
имевших богатый опыт финансирования международной торговли, стали
использовать этот прием для финансирования закупок зерна странами Западной
Европы в США. В те годы поставки продукции и конкуренция между поставщиками
настолько возросли, что покупатели потребовали увеличения сроков
предоставляемого кредита до 180 дней против привычных 90. Кроме того,
произошло изменение структуры мировой торговли в пользу дорогостоящих
товаров с относительно большим сроком производства. Таким образом,
повысилась роль кредита в развитии международного экономического обмена, и
поставщики были вынуждены искать новые методы финансирования своих сделок.
По мере того как падали барьеры в международной торговле и многие
африканские, азиатские, а также латиноамериканские страны стали более
активны на мировых рынках, западноевропейские предприниматели все труднее
предоставляли кредиты за счет собственных источников, почему поставщики и
были вынуждены использовать новые методы финансирования своих сделок.

Наибольшее развитие форфейтинг получил в странах, где относительно
слабо развито государственное кредитование экспорта. Первоначально
форфейтирование осуществлялось коммерческими банками, но по мере увеличения
объема операций “а-форфе” стали создаваться также специализированные
институты.

В настоящее время одним из основных центров форфейтинга является
Лондон, поскольку экспорт многих европейских стран давно финансируется из
Сити, никогда не медлившего с освоением новых банковских технологий.
Значительная часть форфейтингового бизнеса сконцентрирована также в
Германии.

Таким образом, форфейтинг развивается в различных финансовых центрах,
причем отмечается ежегодный рост подобных сделок. Тем не менее, было бы
ошибкой связывать увеличение количества сделок “а-форфе” с ростом числа
таких центров. Это объясняется возрастанием рисков, которые несут
экспортеры, а также недостатком адекватных источников финансирования в
связи с ростом рисков.

Форфейтинг обладает существенными достоинствами, что делает его
привлекательной формой среднесрочного финансирования. Основным достоинством
этой формы является то, что форфейтер берет на себя все риски, связанные с
операцией. Кроме того, ее привлекательность возрастает в связи с отказом в
некоторых странах от фиксированных процентных ставок, хроническим
недостатком во многих развивающихся странах валюты для оплаты импортируемых
товаров, ростом политических рисков и некоторыми иными обстоятельствами.


3 Форфейтинговые бумаги

Основным видом форфейтинговых ценных бумаг являются ВЕКСЕЛЯ -
ПЕРЕВОДНЫЕ и ПРОСТЫЕ. Операции с ними обычно осуществляются быстро и
просто, без неожиданных осложнений.

Кроме векселей объектом форфейтинга могут быть обязательства в форме
аккредитива. АККРЕДИТИВ, как известно, - это расчетный или денежный
документ, представляющий собой поручение одного банка (кредитного
учреждения) другому произвести за счет специально забронированных средств
оплату товарно-транспортных документов за отгруженный товар или выплатить
предъявителю аккредитива определенную сумму денег. Документарный аккредитив
может быть ОТЗЫВНЫМ и БЕЗОТЗЫВНЫМ. Безотзывный аккредитив является твердым
обязательством банка-эмитента произвести платежи по предоставлении ему
коммерческих документов, предусмотренных аккредитивом, и соблюдении всех
его условий.

В России аккредитивы применяются в расчетах между иногородними
поставщиками и покупателями, а также в международных расчетах. В мировой
торговле документарные аккредитивы используются в расчетах главным образом
по внешнеторговым операциям.

В качестве объекта форфетирования аккредитивы применяются редко. Это
объясняется сложностью операции, заключающейся прежде всего в том, что в
случае с аккредитивом необходимо предварительно и подробно согласовать
условия сделки, что приводит к увеличению сроков всей процедуры. Между том
форфейтинговый рынок предполагает высокую скорость заключения и совершения
сделки, а также простоту документооборота.

С точки зрения форфейтера принципиальное неудобство операций с
аккредитивом заключается в следующем. Дело в том, что этот участник
операции предполагает, что возмещение будет осуществляться периодически и
приблизительно равными долями. Это удобно и ему, и остальным участникам -
должнику и гаранту. Однако если частичные погашения по векселям могут быть
оформлены отдельными документами, каждый из которых легко обращается при
желании форфейтера продать их, то по аккредитивам все объединяется в единый
документ в пользу бенефициара, и этот документ зачастую не может быть
продан без специального разрешения должника, что значительно усложняет всю
операцию.


4 Основные направления развития форфейтинга

В последние годы развитие форфейтинговых услуг в странах с развитой
рыночной экономикой шло по следующим основным направлениям:

ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК И ИНВЕСТИЦИИ В ФОРФЕЙТИНГОВЫЕ АКТИВЫ

ПОКУПАя АКТИВЫ, ФОРФЕЙТЕР СОВЕРШАЕТ ИНВЕСТИРОВАНИЕ. ВОЗМОЖНО, ОН ВОВСЕ
НЕ ЖЕЛАЕТ ДЕРЖАТЬ СВОИ СРЕДСТВА В ПОДОБНОЙ ФОРМЕ В ТЕчЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО
ВРЕМЕНИ, А НАОБОРОТ, СТРЕМИТСя К ПЕРЕПРОДАЖЕ ИНВЕСТИЦИИ ДРУГОМУ ЛИЦУ, ТАКЖЕ
СТАНОВяЩЕМУСя ФОРФЕЙТЕРОМ. НА ОСНОВЕ ЭТОЙ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПЕРЕПРОДАЖИ ДОЛГОВ
ВОЗНИКАЕТ ВТОРИчНЫЙ ФОРФЕЙТИНГОВЫЙ РЫНОК.

Форфейтер может перепродать часть активов, находящихся в его
собственности, поскольку природа сделки позволяет дробить долг на любое
количество частей, на каждую из которых оформляется вексель со своим сроком
погашения. Один или несколько из этих векселей могут быть проданы.

Не следует думать, что первичный и вторичный форфейтинговые рынки
сильно разграничены. На самом деле одни форфейтеры, оперируя на вторичном
рынке, остаются держателями определенного портфеля форфейтинговых ценных
бумаг, а другие, мало связанные с первичным рынком, могут быть активными
трейдерами на вторичном. На обоих рынках действуют, как правило,
юридические лица. Вложения в форфейтинговые активы частными лицами
встречаются довольно редко, поскольку далеко не каждым инвестор обладает
солидным портфелем, позволяющим нести сопутствующие сделкам этого рода
политические и экономические риски.

Зачастую непосредственной передачи форфейтинговых бумаг новому
владельцу не происходит. Он знает стоимость бумаг, сроки их обращения,
знает гаранта, но не первоначального эмитента. В этом случае предыдущий
владелец по истечении срока действия ценных бумаг собирает платежи и
переводит их новому владельцу. Чем же объясняется подобная секретность на
вторичном форфейтинговом рынке?

Прежде всего соображениями конфиденциальности. Экспортер заинтересован
в неразглашении информации о способах финансирования его сделок и не хочет,
чтобы покупатель (или какие-либо третьи лица) знал о его финансовых нуждах
и используемом механизме финансирования его сделок. Любая продажа
форфейтинговых бумаг предполагает риск невольного расширения круга деловых
взаимоотношений, что затрудняет контроль со стороны экспортера. Во
избежание этого последний стремится установить определенные ограничения в
контракте, которые мешали бы свободному обращению форфейтинговых бумаг.

Несмотря на все трудности, вторичный форфейтинговый рынок процветает.
Объяснить это можно следующими обстоятельствами.

Первичный держатель ценных бумаг может, к примеру, обнаружить, что
покупка какой-либо новой бумаги приведет к превышению лимита кредитования,
установленного им для данной страны. Даже если доход по этим бумагам очень
привлекателен, он вынужден будет отказаться от сделки, если не уполномочен
превышать данный лимит. Решением проблемы может быть перепродажа либо уже
имеющихся в портфеле бумаг этой страны, либо тех, которые предложены в
данный момент. То же самое происходит при превышении установленных им
лимитов кредитования какого-либо определенного эмитента. Первичный
держатель может быть привлечен на вторичный рынок просто потому, что
процентные ставки упали и он может купить на данном рынке бумаги с большим
дисконтом, чем при покупке тех же бумаг на первичном рынке.

Есть и другие причины, заставляющие первичного держателя участвовать в
торговле на вторичном рынке. К примеру, он хочет обеспечить более высокую
ликвидность своего портфеля в ожидании изменения процентных ставок или
воспользоваться большей доходностью или более низким уровнем риска
определенных бумаг и поэтому приобретает их на вторичном рынке. Или еще
проще: на рынке может появиться покупатель, предлагающий выгодную цену (это
может произойти, если покупатель предвидит возможный рост процентных ставок
в будущем и готов приобрести данные бумаги с более низким дисконтом, чем
при первичной их продаже).

Итак, для форфейтера вторичный рынок обладает следующими
привлекательными чертами:

- доход по форфейтинговым бумагам обычно выше того, который можно
получить по другим ценным бумагам (при одинаковом уровне риска,
одинаковых сроках и валюте);

- любой инвестор заинтересован в том, чтобы снизить риски, а гарантии
по форфейтинговым бумагам или аваль первоклассных банков - самое
лучшее обеспечение платежа.

Несмотря на всю привлекательность инвестиций в форфейтинговые бумаги,
объемы таких операций и количество форфейтеров пока еще невелики.
Форфейтинговый рынок не развился пока до размеров брокерского рынка. Многие
форфейтеры, особенно торгующие на первичном рынке, считают, что подобное
развитие могло бы испугать многих экспортеров и их банки, так как приведет
к потере контроля над выпущенными на рынок ценными бумагами.

СИНДИЦИРОВАНИЕ

ДРУГИМ ВАЖНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ РАЗВИТИя ФОРФЕЙТИНГОВОГО РЫНКА СТАЛО
ОБЪЕДИНЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ В СИНДИКАТЫ. ЭТА ТЕНДЕНЦИя СООТВЕТСТВУЕТ ПРОЦЕССУ
ОБЪЕДИНЕНИя БАНКОВ КАК КРЕДИТОРОВ. САМ ПРОЦЕСС ОБЪЕДИНЕНИя ПРОИСХОДИТ НА
ОСНОВЕ ВЗАИМНОЙ ДОГОВОРЕННОСТИ ФОРФЕЙТЕРОВ О ТОМ, КАКУЮ чАСТЬ
ФОРФЕЙТИНГОВЫХ БУМАГ ПРИОБРЕТЕТ КАЖДЫЙ ИЗ НИХ. ОБЫчНО РАЗНЫЕ БУМАГИ
ПОКУПАЮТСя РАЗНЫМИ ФОРФЕЙТЕРАМИ. НО ЕСЛИ СУММЫ ОчЕНЬ ВЕЛИКИ, ТО ДАЖЕ
ОТДЕЛЬНЫЕ БУМАГИ МОГУТ БЫТЬ РАЗДЕЛЕНЫ МЕЖДУ ФОРФЕЙТЕРАМИ ПРИ ПОМОЩИ
ДОГОВОРА УчАСТИя. ПРАВДА, ЭТОТ СПОСОБ УСЛОЖНяЕТ ОБРАЩЕНИЕ БУМАГ, чТО В СВОЮ
ОчЕРЕДЬ СНИЖАЕТ ПОТЕНЦИАЛЬНУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ПОПАДАНИя НА ВТОРИчНЫЙ РЫНОК.
КРОМЕ ТОГО, ДО СИХ ПОР НЕ ДО КОНЦА ОПРЕДЕЛЕН ЮРИДИчЕСКИЙ СТАТУС ПОДОБНЫХ
СОГЛАШЕНИЙ. ПОЭТОМУ НА ПРАКТИКЕ ОНИ ИСПОЛЬЗУЮТСя РЕДКО.

Существует и другой способ. Если экспортер готов им воспользоваться,
ему придется значительно увеличить количество документов, каждый из которых
теперь составляется на меньшую сумму с помощью изменения сроков (например,
привычные 6 месяцев можно разбить на 2 интервала по 3 месяца и т.д.). Этот
способ предпочтителен тем, что не предусматривает составления договора
участия между держателями бумаг.

Важно отметить принципиальное различие между форфейтером - участником
синдиката и покупателем на вторичном рынке. Участник синдиката является
покупателем на первичном рынке и в его обязанности входит проверка
законности и правильности оформления всех приобретенных им ценных бумаг, а
также гарантий и аваля, прилагаемых к бумагам. Покупатель на вторичном
рынке не имеет подобных обязанностей.

ФИНАНСИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ПЛАВАЮЩЕЙ СТАВКИ

ВАЖНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ РАЗВИТИя ФОРФЕЙТИНГОВОГО РЫНКА яВЛяЕТСя РАСШИРЕНИЕ
ФИНАНСИРОВАНИя, ПРЕДПОЛАГАЮЩЕГО РАСчЕТ ДИСКОНТА НА ОСНОВЕ ПЛАВАЮЩЕЙ
ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКИ. ПОДОБНАя ПРАКТИКА ОБЪяСНяЕТСя РОСТОМ НЕПОСТОяНСТВА
ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК И ОТРАЖАЕТ НЕЖЕЛАНИЕ МНОГИХ БАНКОВ ЗАКЛЮчАТЬ СДЕЛКИ ПО
ФИКСИРОВАННЫМ СТАВКАМ.

С точки же зрения экспортера любая продажа на основе плавающей ставки
процента ухудшает возможности получения максимума денежных средств. Дело в
том, что первичный форфейтер продает на вторичном рынке бумаги с дисконтом,
базирующимся на превалирующей процентной ставке, причем продажа
осуществляется с условием окончательного финансового урегулирования на
определенную дату и с учетом последующего движения процентных ставок.
Фактически до истечения срока векселя таких дат может быть несколько. Таким
образом, соглашение подразумевает высокую степень риска и может вести к
возникновению непредсказуемых обязательств, что, конечно, является поводом
для беспокойства не только форфейтера, но и его аудиторов.


5 Размер форфейтингового рынка

Любая оценка размеров мирового форфейтингового рынка - не более чем
догадка. Рынок этот значительно вырос за последние годы, но все еще
остается небольшой частью рынка среднесрочных финансовых ресурсов. Причины,
приведшие к его возникновению и росту, будут действовать и в обозримом
будущем, однако существуют определенные ограничения для доступа на него
новых форфейтеров. Ограничения эти следующие.

. Поскольку речь идет о среднесрочном (в западном понимании)
финансировании, банкам зачастую трудно согласовать даты погашения
форфетируемых активов с датами погашения собственных займов. Таким
образом, остается достаточно высокий риск в случае изменения
процентных ставок, что существенно сдерживает активность участников
данного рынка.

. При проведении операций форфейтинга используется специальная
техника, требующая весьма квалифицированного обслуживания.
Специалистов в этой области очень мало, а их подготовка требует
длительного времени.

. Банки мало занимаются исследованием и формированием форфейтингового
рынка.


2 Техника совершения форфейтинговой сделки


1 Этапы подготовки сделки

1. ИНИЦИАЦИЯ СДЕЛКИ

СУЩЕСТВУЕТ ДВА ВОЗМОЖНЫХ ИНИЦИАТОРА ФОРФЕЙТИНГОВОЙ СДЕЛКИ - ЭКСПОРТЕР И
ИМПОРТЕР. ЧАЩЕ ВСЕГО В ЭТОЙ РОЛИ ВЫСТУПАЕТ ЭКСПОРТЕР ЛИБО ЕГО БАНК. И ЭТО
ЕСТЕСТВЕННО, ПОСКОЛЬКУ ДЛя ДИСКОНТИРОВАНИя ПРЕДСТАВЛяЮТСя ИЛИ ПЕРЕВОДНЫЕ
ВЕКСЕЛя, ВЫПИСАННЫЕ ЭКСПОРТЕРОМ, ИЛИ ПРОСТЫЕ ВЕКСЕЛя, ОПЛАчИВАЕМЫЕ ЕМУ.
ИМЕННО ЭТИМ ОПРЕДЕЛяЕТСя НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИя ПЕРЕГОВОРОВ ИНИЦИАТОРА С
ФОРФЕЙТЕРОМ НА РАННИХ СТАДИяХ ПОДГОТОВКИ КОНТРАКТА. ЕЩЕ ДО ТОГО, КАК
ЭКСПОРТЕР И ИМПОРТЕР ПОДПИШУТ КОНТРАКТ, ФОРФЕЙТЕР МОЖЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ СВОИ
ТРЕБОВАНИя К ГАРАНТИИ ИЛИ АВАЛЮ, ХОТя БЫ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО УКАЗАТЬ РАЗМЕР
ДИСКОНТА. БЕЗ ЭТОЙ ИНФОРМАЦИИ ЭКСПОРТЕР НЕ В СОСТОяНИИ ТОчНО ОПРЕДЕЛИТЬ
ЦЕНУ КОНТРАКТА.

На практике далеко не каждый экспортер вступает в переговоры с
форфейтером на столь ранней стадии, а в результате он может обнаружить, что
маржа за финансирование, включенная им в цену контракта, необоснованна.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА СДЕЛКИ

ПЕРВОЕ, чТО ДОЛЖЕН ОПРЕДЕЛИТЬ ДЛя СЕБя ФОРФЕЙТЕР, - ЭТО ХАРАКТЕР
СДЕЛКИ, Т.Е. ВЫяСНИТЬ, С КАКИМИ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ ЕМУ ПРИДЕТСя ИМЕТЬ ДЕЛО -
ФИНАНСОВЫМИ ИЛИ ТОВАРНЫМИ. ФИНАНСОВЫЕ ВЕКСЕЛЯ - ЭТО ЦЕННЫЕ БУМАГИ,
ВЫПУЩЕННЫЕ С ЦЕЛЬЮ АККУМУЛяЦИИ СРЕДСТВ, КОТОРЫЕ ЗАЕМЩИК В ДАЛЬНЕЙШЕМ МОЖЕТ
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ. ТОВАРНЫЕ ЖЕ ВЕКСЕЛЯ ОФОРМЛяЮТСя В СЛУчАЕ
СДЕЛОК КУПЛИ-ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ. ОДНАКО ГРАНИЦА МЕЖДУ ФИНАНСОВЫМИ И
ТОВАРНЫМИ СДЕЛКАМИ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ МЕРЕ РАЗМЫТА (СКАЖЕМ, ВЫПИСЫВАЕТСя
ВЕКСЕЛЬ БЕЗ СОВЕРШЕНИя ТОРГОВОЙ СДЕЛКИ, НО ЗАТЕМ ПОЛУчЕННЫЕ СРЕДСТВА
ИСПОЛЬЗУЮТСя ДЛя ПОКУПКИ КАКИХ-ЛИБО ТОВАРОВ). ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ В
ВОПРОСЕ О ТОМ, яВЛяЮТСя ЛИ ВЕКСЕЛя ФИНАНСОВЫМИ ИЛИ ТОВАРНЫМИ, ДЛя
ФОРФЕЙТЕРА ИМЕЕТ ВАЖНОЕ ЗНАчЕНИЕ ПО СЛЕДУЮЩИМ ПРИчИНАМ.

Во-первых, некоторые участники вторичного форфейтингового рынка не
желают приобретать финансовые векселя. Существуют различные объяснения
этого нежелания. Некоторые вторичные форфейтеры рассматривают подобный
способ привлечения ресурсов как свидетельство финансового неблагополучия
заемщика (хотя это не всегда так). Иные отдают предпочтение товарным
векселям по той причине, что деньги обесцениваются, что пугает инвесторов,
и реальный товар кажется им более надежным вложением средств.

Во-вторых, даже тот, кто согласен купить финансовые бумаги, хочет
знать, с каким видом бумаг он будет иметь дело, поскольку это влияет на
оценку общего риска, которому он подвергается.

Большая часть векселей, продаваемых на вторичном форфейтинговом рынке,
является товарными. Поэтому в случае предложения финансовых бумаг
обязательным считается предварительное письменное предупреждение об этом.
Если это условие нарушено, покупатель финансовых бумаг имеет право
потребовать аннулирования сделки.

Форфейтер всегда должен иметь на руках краткое описание сделки, лежащей
в основе операций с векселями. Оно может быть получено по телексу или факсу
при предварительном обсуждении условий операции.

3. ИНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ФОРФЕЙТЕРУ

ПОСЛЕ ТОГО КАК ФОРФЕЙТЕР ВЫяСНИТ ХАРАКТЕР СДЕЛКИ, ОН ДОЛЖЕН ОПРЕДЕЛИТЬ
СЛЕДУЮЩЕЕ.

. Объем финансирования, валюта, срок.

. Кто является экспортером и в какой стране он находится? Этот вопрос
важен, потому что хотя финансирование обеспечивается без права
регресса, существуют обстоятельства, при которых форфейтер может
предъявить претензии экспортеру. Кредитоспособность экспортера также
имеет значение. Кроме того, форфейтер должен проверить подлинность
подписей на векселях,

. Кто является импортером и из какой он страны? Для проверки
достоверности подписей и соответствия оформления векселей
законодательству форфейтер должен точно определить импортера и его
местонахождение.

. Кто является гарантом и из какой он страны?

. Чем оформляется долг, подлежащий форфетированию: простым векселем,
переводным и т.д.?

. Каким образом долг застрахован?

. Периоды погашения векселей, суммы погашения.

. Вид экспортируемых товаров. Этот вопрос интересует форфейтера, во-
первых, с точки зрения целесообразности всей сделки, во-вторых, с
позиции легальности экспорта.

. Когда будет производиться поставка товара? Дата должна быть близка к
дате предоставления финансирования. Важно также и то, что гарант
вряд ли сможет авалировать вексель до тех пор, пока поставка не
будет осуществлена.

. Когда поступят документы, подлежащие дисконтированию? Пока документы
не будут получены, форфейтер не сможет проверить и дисконтировать
их.

. Какие лицензии и иные документы по условиям контракта должны быть
представлены для поставки товаров? Форфейтер несет ответственность
за то, что не возникнет никаких задержек в исполнении финансируемого
им контракта.

. В какую страну будет совершен платеж форфейтеру? Это важно знать,
поскольку платеж в заграничный банк может задержать получение
средств, и такая задержка должна быть учтена при дисконтировании
бумаг, существует также возможность замораживания средств на счетах
властями страны, и эта возможность тоже должна быть учтена при
расчете дисконта. Форфейтер может даже отказаться от сделки, если
его не устраивает 6анк, в который поступят средства.


4. КРЕДИТНЫЙ АНАЛИЗ

ПОСЛЕ ТОГО КАК ФОРФЕЙТЕР ПОЛУчИТ ОТВЕТЫ НА ВЫШЕПЕРЕчИСЛЕННЫЕ ВОПРОСЫ,
ОН ДОЛЖЕН ПРОВЕСТИ КРЕДИТНЫЙ АНАЛИЗ. БОЛЬШИНСТВО ФОРФЕЙТИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
ОСУЩЕСТВЛяЕТСя БАНКАМИ, И КРЕДИТНЫЙ АНАЛИЗ яВЛяЕТСя ОБяЗАТЕЛЬНЫМ ЭТАПОМ
ПОДГОТОВКИ СДЕЛКИ. СУЩЕСТВУЕТ КАК МИНИМУМ чЕТЫРЕ ВИДА РИСКА, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ
БЫТЬ ПРОАНАЛИЗИРОВАНЫ ФОРФЕЙТЕРОМ: РИСК ГАРАНТА, РИСК ПОКУПАТЕЛя, РИСК
ИМПОРТЕРА, РИСК СТРАНЫ.

Кроме того, форфейтер должен собрать следующую информацию.

. Какова кредитоспособность гаранта?

. Можно ли будет в дальнейшем продать бумаги по приемлемой цене?

. Есть ли какие-либо сомнения в кредитоспособности, компетентности
экспортера или импортера и на чем они основываются?

. Имеется ли возможность покупки данного долга с учетом уже имеющихся
в портфеле форфейтера ценных бумаг? Какая при этом ожидается степень
риска?

После этого форфейтер может называть свою твердую цену. Однако с
момента передачи заявки на совершение форфейтинговой сделки до реальной
поставки товаров, когда форфейтер сможет купить векселя, проходит
определенное время, в течение которого процентные ставки могут измениться в
неблагоприятном для форфейтера направлении. Этот РИСКОВЫЙ ПЕРИОД может быть
разделен на две части.

Первая часть - время между передачей на рассмотрение заявки и принятием
ее импортером. Естественно, пока заявка не согласована с последним, нет
уверенности в том, что сделка вообще состоится. На это время форфейтер
может предложить экспортеру опцион - вид контракта, по которому покупатель
имеет право в течение определенного срока либо купить по фиксированной цене
оговоренную сумму иностранной валюты, либо продать ее. Владелец опциона
принимает решение о том, воспользоваться или нет предоставленным ему
правом, в зависимости от динамики валютных курсов. Во всех случаях риск,
которому подвергается владелец опциона, заранее ограничен ценой опциона, а
выигрыш теоретически не ограничен. Если период предоставленного опциона не
превышает 48 часов, то форфейтер может принять на себя риск и без
начисления комиссии, если превышает - начисляется определенная сумма
комиссии. Обычно форфейтеры не соглашаются на опционы сроком свыше 1
месяца, хотя бывают исключения (до 3 месяцев).

Вторая часть - время между утверждением заявки и поставкой товаров. В
течение этого времени (обычно от нескольких дней до 12 месяцев) форфейтер и
экспортер несут обязательства, от которых они могут отказаться лишь при
условии компенсации всех расходов другой стороне. В случае отказа экспортер
должен компенсировать расходы форфейтера по другим обязательствам, которые
он мог принять на себя с целью финансирования данной сделки; форфейтер -
компенсировать экспортеру все расходы по организации другого, возможно,
более дорогого источника финансирования. Кроме того, форфейтер обычно
взимает с экспортера так называемые “комиссионные за обязательство”, т.е.
за то, что, принимая на себя определенные обязательства в отношении данного
экспортера, он лишает себя потенциальной возможности заключить иные,
возможно, более выгодные сделки.

5. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СДЕЛКИ

ПОСЛЕ ТОГО КАК ДОСТИГНУТА ПРЕДВАРИТЕЛЬНАя ДОГОВОРЕННОСТЬ О СДЕЛКЕ,
ФОРФЕЙТЕР ПОСЫЛАЕТ ДОКУМЕНТЫ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ (ТЕЛЕКСОМ ИЛИ ПИСЬМОМ)
ЭКСПОРТЕРУ, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН ПИСЬМЕННО ПОДТВЕРДИТЬ СВОЕ СОГЛАСИЕ. ФОРФЕЙТЕР
ТАКЖЕ ПЕРЕчИСЛяЕТ ДОКУМЕНТЫ, С КОТОРЫМИ ЕМУ НЕОБХОДИМО ОЗНАКОМИТЬСя ДО
ТОГО, КАК ОН ПРИСТУПИТ К ДИСКОНТИРОВАНИЮ ВЕКСЕЛЕЙ (ЛИЦЕНЗИя НА ЭКСПОРТ
ТОВАРОВ, ИНЫЕ УВЕДОМИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ). ЗНАКОМСТВО С УКАЗАННОЙ
ДОКУМЕНТАЦИЕЙ ДОЛЖНО ДАТЬ ЕМУ ВОЗМОЖНОСТЬ УБЕДИТЬСя В ТОМ, чТО СДЕЛКА
СОВЕРШИТСя.

Когда предложение будет принято экспортером, он должен подготовить
серию переводных векселей или подписать соглашение о принятии простых
векселей от покупателя. На данной стадии экспортер должен также получить
гарантию или аваль на свои векселя. Кроме того, он делает надпись на
векселях: “без права регресса”. Таким образом, будут готовы все документы,
на основе которых форфейтер может произвести дисконтирование, даже если
отгрузка товаров фактически еще не произведена.


2 Средства обеспечения возврата кредита форфейтеру


1 Гарантии и авали

В международной торговле экспортер получает от иностранного покупателя
переводные или простые векселя, оплата которых должна быть произведена в
предусмотренные сроки. Банк в стране импортера либо авалирует такие
оборотные документы, либо гарантирует их исполнение. Поскольку форфейтер
покупает долговые обязательства без права регресса, он несет все риски
возможного неплатежа. Поэтому если должник не является первоклассным
заемщиком, форфейтер будет стремиться получить определенное обеспечение - в
форме аваля или безусловной гарантии банка.

ГАРАНТИЙНОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО выдается гарантом кредитору в обеспечение
своевременной уплаты причитающейся с должника суммы. Гарантия
предоставляется в форме соответствующего письма, которое должно содержать
следующие реквизиты: кем выдано письмо, юридический адрес гаранта, №
гарантийного письма, объект гарантии (сделка, дата поставки продукции,
процентная ставка и т.д.).

Существует несколько видов гарантий, различающихся по субъекту
гарантийного обязательства, порядку оформления гарантии, источнику средств,
используемому для гарантийного платежа. В качестве субъекта гарантийного
обязательства при сделках “а-форфе” могут выступать финансово устойчивые
предприятия или специальные учреждения, располагающие средствами. Чаще
всего такими учреждениями являются банки.

Кроме снижения рисков форфейтера гарантии обеспечивают более высокую
ликвидность дисконтированных бумаг на вторичном рынке. Если предоставляется
банковская гарантия, то обычно ее выставляют международные банки, имеющие
представительства в стране импортера.

АВАЛЬ - это вексельное поручительство, в силу которого авалист
принимает ответственность за выполнение обязательств какого-либо обязанного
по векселю лица. Кроме подписи аваль должен содержать надпись на векселе:
”per aval”, а если это переводной вексель, на нем должны быть указаны также
фамилия, имя, отчество авалиста. По сравнению с гарантией аваль обладает
преимуществом, заключающимся в том, что он неотделим от векселя. Кроме
того, оформление аваля значительно проще, чем оформление гарантийного
письма.

Гарантийные оборотные документы учитываются экспортером в своем банке
без права регресса требований. Банк экспортера, таким образом, действует
как форфейтер. Это вытекает из самого соглашения о форфейтинге, которое
обычно заключается лишь после того, как достигнута договоренность - между
продавцом и его банком о том, что банк выступит в качестве форфейтера, и
между покупателем и его банком о том, что банк авалирует векселя или
предоставит гарантию их оплаты.

Форфейтер особенно заинтересован в эффективном обеспечении
приобретаемого им оборотного документа. Если таким обеспечением является
аваль, то, например, по английским законам такое обязательство считается
действительным и авалист как гарант несет такую же ответственность, как и
индоссант документа.

Если обеспечение имеет форму банковской гарантии, в ней указывается,
что она является основной гарантией и гарант занимает положение главного
должника, что она является безотзывной и безусловной, что она делима и
передаваема.


2 Юрисдикция

Договор между экспортером и форфейтером обычно содержит оговорку о
применимом праве и юрисдикции. Если обеспечением является гарантия,
аналогичная оговорка включается в гарантию, которую банк дает форфейтеру в
стране импортера.


3 Роль первичного форфейтера

Продавец форфейтинговых бумаг, независимо от того, происходит ли
продажа на первичном или вторичном рынке, обязан оперировать
действительными долговыми обязательствами, связанными с реальными сделками.
Если покупатель обнаружит, что приобрел требование, не имеющее силы, он
вправе выставить иск на продавца (этого не может предотвратить даже надпись
на ценной бумаге: "без права регресса"). Однако между первичным покупателем
(форфейтером) и покупателем на вторичном рынке существует принципиальное
различие: форфейтер обязан проверить документацию, подтверждающую
реальность и законность сделки, в то время как вторичный покупатель обычно
этого не делает. Существует три очевидные причины, из-за которых такая
проверка является функцией первичного покупателя.

Во-первых, именно он составляет соглашение с экспортером при покупке
векселей и имеет возможность проверить все документы, а также правильность
оформления векселей. На вторичном рынке может оказаться немало
потенциальных покупателей форфейтинговых бумаг, и если они все захотят
проверить документы, относящиеся к сделке, то это займет много времени,
поскольку документы могут находиться в различных банках, а их
ксерокопирование и пересылка замедлят операцию.

Во-вторых, банк, предлагающий векселя на вторичный рынок, чаще всего
предпочитает не афишировать имя экспортера, пока не будет достигнута
договоренность о продаже. Помимо других причин это объясняется тем, что,
узнав, кто является экспортером, вторичный покупатель может “выйти” на
него, минуя первичного форфейтера.

В-третьих, важны также обычные соображения конфиденциальности. Исходя
из этого, банк не желает предоставлять документы, относящиеся к сделке,
всем потенциальным покупателям.

Другим направлением, где первичный форфейтер несет определенные
обязанности, не разделяемые вторичными покупателями, является проверка
аваля и гарантии. Безусловно, покупатель на вторичном рынке при желании
может послать запрос гаранту. Однако это приведет к ненужному и, возможно,
многократному дублированию работы, связанной с подобной проверкой.


3 Издержки участников


1 Издержки импортера

Издержками импортера, участвующего в форфейтинговой операции, являются
комиссионные в пользу гаранта. Обычно комиссионные (комиссия) - это
определенный процент от номинальной стоимости гарантированных или
авалированных векселей, являющийся объектом переговоров между импортером и
гарантом. В тех случаях, когда форфейтер не настаивает на гарантии, он
может потребовать от импортера уплаты определенной суммы в качестве
компенсации за дополнительный риск.
Комиссия за гарантию обычно выплачивается раз в год (в начале года). Иногда
она может выплачиваться в момент подписания гарантийного письма или
авалирования векселя. Бывает также, что комиссия рассчитывается как процент
от номинальной стоимости каждого векселя отдельно и выплачивается по
истечении его срока.

2 Издержки экспортера

Издержки экспортера по организации форфейтингового финансирования
складываются из: ставки дисконта, комиссии за опцион и комиссии за
обязательство.

СТАВКА ДИСКОНТА базируется на процентной ставке за кредит,
предоставляемый на срок, равный среднему сроку дисконтируемых векселей.
Например, если форфейтер дисконтирует векселя, срок которых истекает в
интервалы, равные 6 месяцам в течение 5 лет, то средний срок всех векселей
будет равен 2 3/4 года. В этом случае форфейтер будет основывать свои
расчеты на превалирующей процентной ставке, начисляемой на кредиты,
выданные сроком в 2 3/4 года. Учитывается, естественно, и тренд процентной
ставки.

Затем форфейтеру нужно определить размер ПРЕМИИ, взимаемой им сверх
суммы дисконта. Уровень премии отражает степень рисков, которым
подвергается форфейтер. Чаще всего они связаны с политическими трудностями
или проблемами трансферта, значительно реже - с несостоятельностью гаранта,
поскольку гарантию обычно берут у первоклассного института. Если гарантом
выступает крупный международный банк или государственный банк, премия будет
несколько ниже. Для большинства стран ее размер может колебаться от 0,5 до
5%.

Следующий компонент премии связан с тем, что форфейтинговое
финансирование предоставляется по фиксированной процентной ставке. И хотя
форфейтер может согласовать сроки полученных и предоставленных ссуд,
процентный риск остается (всегда существует реальная возможность того, что
финансирование по выгодной ставке может оказаться недоступным)

Если векселя выражены в валюте, мало распространенной на рынке, то
премия может включать в себя еще один компонент, а именно комиссионные,
связанные с проведением форфейтером операции валютного свопа.

Наконец, еще одной составляющей премии являются средства,
обеспечивающие форфейтеру покрытие его управленческих расходов на
организацию сделки (обычно, 0,5% от ставки дисконта).

Размер премии будет несколько выше, если форфейтер

Новинки рефератов ::

Реферат: Билеты по юридическим предметам (Право)


Реферат: Атлантида. Загадка существования и гибель (Религия)


Реферат: Индустриализация в СССР (История)


Реферат: Переменные звезды (Астрономия)


Реферат: Транзисторы (Технология)


Реферат: Сканеры (Цифровые устройства)


Реферат: Врубель (Искусство и культура)


Реферат: Интегрированная защита овса посевного от вредителей (темная цикада, шведская муха), болезней (закукливание овса, твердая головня), сорных растений (овсюг, марь белая) (Ботаника)


Реферат: Демографическая ситуация в республике Дагестан (Политология)


Реферат: Роль транснациональных корпораций в международных экономических отношениях (Международные отношения)


Реферат: Контрольная (Менеджмент)


Реферат: Биржевые сделки (Биржевое дело)


Реферат: Налоговая система и налогоплательщики в России: варианты взаимодействия (Налоги)


Реферат: Невербальное поведение личности и ее влияние на ход переговоров (Менеджмент)


Реферат: Связь музыки и социологии (Социология)


Реферат: Понятие и сущность содержания образования. Источники и факторы его формирования (Педагогика)


Реферат: История российской государственности (История)


Реферат: Фантастические образы в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" (Литература)


Реферат: Шпора (Право)


Реферат: Социальная работа с инвалидами (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист