GeoSELECT.ru



Экологическое право / Реферат: Животный мир как объект охраны и использования (Экологическое право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Животный мир как объект охраны и использования (Экологическое право)





КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ


Юридический факультет



кафедра экологического
и земельного права



Реферат на тему:
«ЖИВОТНЫЙ МИР КАК ОБЪЕКТ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ»



Выполнил: студент ЮФ – 51
Верхотуров А.Ю.
Проверила: Мягкова Анна
Васильевна



К р а с н о д а р 2002



ПЛАН:

ВВЕДЕНИЕ

1. Государственное управление и контроль в области охраны и использования
животного мира.

2. Право пользования объектами животного мира.

3. Правовая охрана животного мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Приложение



ВВЕДЕНИЕ

Животный мир является составной частью природной среды и выступает
как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в
процессе круговорота веществ и энергии природы, активно виляющий на
функционирование естественных сообществ, структуру и естественное
плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические
свойства воды и качество окружающей природной среды в целом. Вместе с тем
животный мир имеет большое экономическое значение как источник получения
пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья и
других материальных ценностей и поэтому выступает как природный ресурс для
зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов промысла. Отдельные
виды животных имеют большое культурное, научное, эстетическое,
воспитательное, научное значение.
Объектом использования и охраны животного мира выступают лишь дикие
животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, а также
моллюски, насекомые и др.), обитающие в состоянии естественной свободы на
суше, в воде, атмосфере, в почве, постоянно или временно населяющие
территорию страны. Не являются таковым объектом сельскохозяйственные и
другие домашние животные, а также дикие животные содержащиеся в неволе или
полуневоле для хозяйственных, культурных, научных, эстетических или иных
целей. Они являются существом, принадлежащим на праве собственности
государству, общественным организациям, гражданам, и используются и
охраняются в соответствии с законодательством, касающимся государственной и
личной собственности.
Особенностью животного мира является то, что данный объект
возобновляем, но для этого необходимо соблюдение определенных условий,
непосредственно связанных с охраной животных. При истреблении, нарушении
условий их существования определенные виды животных могут окончательно
исчезнуть, и их возобновление будет невозможно. И наоборот, поддержание
условий существования животного мира, регулирование численности животных,
принятие мер к разведению исчезающих видов, способствует их восстановлению
и возобновлению. Животный мир поддается преобразовательной деятельности
человека: возможно одомашнивание диких животных, скрещивание и выведение
новых видов, выращивание в искусственных условиях отдельных видов животных
и переселение их в естественные места обитания.



1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОТНОГО МИРА.

В соответствии с Конституцией РФ вопросы владения, пользования и
распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к
совместному ведению РФ и субъектов Федерации. Вопросы, не отнесенные к
исключительному ведению России и совместному ведению РФ и её субъектов,
относятся в соответствии с ч.4 ст. 76 Конституции РФ к предмету
собственного правового регулирования субъектов РФ.
К области регулирования отношений по охране и использованию животного
мира относятся: распоряжение животным миром; определение общих мероприятий
и установление основных положений, правил и норм в этой области; разработка
и утверждение общественных планов по охране и рациональному использованию
животного мира; установление систем государственного учета животных и их
использования и порядка ведения государственного кадастра животного мира
(ст.14 Федерального Закона «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.);
государственный мониторинг объектов животного мира (ст.15 Закона);
нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его
обитания (ст.17 Закона); государственный контроль за охраной и
использованием животного мира и установление порядка его осуществления
(ст.16 Закона); решение других вопросов.
Для обеспечения охраны и организации рационального использования
животного мира, в соответствии с законом «О животном мире», проводится
государственный учет животных и их использования, и ведется государственный
кадастр животного мира, содержащий совокупность сведений о географическом
распространении видов (групп видов) животных, их численности,
характеристики необходимых им угодий, современного хозяйствования, путем
использования животных и другие необходимые данные.
Государственный кадастр животного мира включает требования и данные
государственного учета животных и их использования по количественным и
качественным показателям, а также сведения, необходимые для обеспечения
охраны животного мира, планирования, размещения и специализации охотничьего
и рыбного хозяйства и других отраслей народного хозяйства, осуществления
иных мероприятий, связанных, с использованием животного мира, оценки
ресурсов и прогноза состояния животного мира, организации проведения
мероприятий по регулированию численности отдельных видов диких животных.
К животным, подлежащим учету и занесению в кадастр, относятся
животные, являющиеся в установленном порядке объектами охоты, промысловые
водные беспозвоночные и промысловые морские млекопитающие, насекомые
(вредители леса и растений и полезные для леса и сельскохозяйственных
культур), животные, занесенные в Красную книгу, занесенные в перечни,
утвержденные Академией наук РФ и Министерством здравоохранения РФ, а так же
находящиеся на территории государственных заповедников и природных
национальных парков. Наряду с дикими животными, объектом государственного
кадастра животного мира, признаны так же необходимые для животных угодья
(земельные, водные, лесные), что обусловлено неразрывной органической
связью животного мира со средой его обитания и интересами обеспечения
животных необходимыми условиями существования и в первую очередь кормами.
По экологическим и экономическим соображениям общество заинтересовано
также в регулировании численности животного мира. Закон о животном мире
предусматривает, что объекты животного мира, численность которых подлежит
регулированию, а так же порядок регулирования определяется специально
уполномоченными государственными органами по охране, контролю и
регулированию использования объектов животного мира и среды обитания.
Регулирование численности отдельных объектов животного мира должно
осуществляться способами, исключающими причинение вреда другим объектам
животного мира и обеспечивающим сохранность среды их обитания с учетом
заключений научных организаций, решающих проблемы в данной области, и по
согласованию со специально уполномоченными государственными органами,
осуществляющими охрану земельных, водных и лесных ресурсов.
Важнейшим организационно-правовым средством обеспечения рационального
использования и охраны животного мира является государственный контроль.
Государственный контроль за охраной и использованием животного мира имеет
своей задачей обеспечить выполнение всеми министерствами, государственными
комитетами, общественными предприятиями, учреждениями и организациями, а
так же гражданами обязанностей по охране животного мира, соблюдение
установленного порядка пользования животным миром и иных правил,
установленных законодательством об охране и использованию животного мира.
Наряду с государственным контролем осуществляется также ведомственный
контроль за охраной и использованием животного мира теми органами, в
ведении которых находятся предприятия, учреждения, пользующиеся объектами
животного мира.
В борьбе с браконьерством активную роль играют органы внутренних дел.
Совместно с государственными органами контроль за охраной и использованием
животного мира производится и обществами рыболовов и охотников,
общественными инспекциями по охране животного мира, создаваемых при органах
охотнадзора и рыбоохраны.



2. ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА

Пользователями животного мира, в соответствии с законом могут быть
государственные, общественные предприятия, учреждения, организации и
граждане. Они могут осуществлять следующие виды пользования животным миром:
охоту, рыболовство (включая добывание беспозвоночных и морских
млекопитающих, не относящихся к объектам охоты и рыболовства); в научных,
культурно-просветительских, воспитательных и эстетических целях;
использование полезных свойств жизнедеятельности животных –
почвообразователей, естественных санитаров среди опылителей растений и др.;
в целях получения продуктов жизнедеятельности животных.
Наиболее распространенными видами пользования животным миром являются
охота и рыболовство.
Охота определяется как разрешенный законом вид деятельности,
заключающийся в преследовании с целью добычи и в добыче (отстрел, отлов)
диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы, лицом,
имеющим право на охоту. Охота включает промысловое добывание диких зверей и
птиц, а так же любительскую и спортивную охоту. Нахождение в охотничьих
угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями
охоты либо с добытой продукцией приравнивается к охоте.
Правовое регулирование охоты осуществляется на основе как закона «О
животном мире», так и некоторых специальных нормативно-правовых актов,
включая Положение об охоте и охотничьем хозяйстве, утвержденное
постановлением Советом Министров РСФСР от 10 октября 1960 года (с
последующими изменениями и дополнениями), Типовые правила охоты в РСФСР
1988 года и др.
Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием, другими разрешенными
орудиями охоты, а так же с охотничьими собаками и ловчими птицами
пользуются все граждане РФ, достигшие 18 лет, являющиеся членами обществ
охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму и уплатившие
государственную пошлину в установленном размере.
Рыболовство – промысловый лов рыбы, добывание водных беспозвоночных и
морских млекопитающих, а также любительский и спортивный лов рыбы и
добывание водных беспозвоночных – осуществляется в установленном порядке.
Наиболее общим специальным актом, регулирующим рыболовство, является
Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах
СССР, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1958
года, с последующими изменениями и дополнениями.
Различается рыболовство промысловое, спортивное и любительское. Причем
в законодательстве не установлены формальные критерии, разграничивающие
спортивное и любительское рыболовство. Отсутствуют в нем и различия в их
правовом регулировании.
Все водоемы, которые используются или могут использоваться для
промысловой добычи рыбы либо имеют значение для воспроизводства рыбных
запасов, считаются рыбохозяйственными. Перечень водных объектов,
предназначенных для сохранения воспроизводства и добычи рыбных ресурсов,
определяются Правительством РФ и исполнительными органами субъектов РФ.
Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках,
предоставляемых в пользование по договорам и лицензиям юридическим и
физическим лицам.
Любительский лов и спортивный лов рыбы осуществляется для личного
потребления бесплатно во всех водоемах, за исключением заповедников,
рыбопитомников, прудовых и других культурных рыбных хозяйств, с соблюдением
установленных правил рыболовства и водопользования.



4. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА.
Правовое регулирование использования и охраны объектов животного мира
осуществляется посредством установления видов и способов пользования
животным миром, установления ограничений и запретов на использование
объектов животного мира, охраны среды обитания объектов животного мира. В
частности, сохранение объектов животного мира может быть достигнуто путем
изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов
животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов
без изъятия в культурно-просветительских целях, рекреационных и
эстетических целях, включая организацию экологического туризма.
Так как, возможности сохранения объектов животного мира и среды их
обитания во многом зависят от условий осуществления разнообразной
хозяйственной деятельности человека, регулирование соответствующих
отношений особо предусмотрено в гл.III Закона «О животном мире». Здесь
установлено общее правило, в соответствии с которым любая деятельность,
влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и
ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха, путей миграции, должна
осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного
мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов
животного мира, должна осуществляться таким образом, что бы разрешенные к
использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания
и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
Общие правила рассматриваемого закона развиты в постановлении
Правительства РФ от 16 августа 1996 года, утвердившем «Требования по
предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении
производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных
магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи». Требования
регламентируют производственную деятельность в целях предотвращения гибели
объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы, в
результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции; попадания в
водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под
движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины; столкновения с
проводами и электрошока, воздействия электромагнитных полей, шума,
вибрации.
С учетом специфичности вредных воздействий достаточно полно в
названном постановлении регламентированы требования по охране животного
мира при осуществлении сельскохозяйственных, лесопромышленных и
лесохозяйственных, промышленных и водохозяйственных производственных
процессов, эксплуатации транспортных магистралей и объектов, трубопроводов,
при проектировании, строительстве и эксплуатации линий связи и
электропередачи.
Так, при осуществлении сельскохозяйственных производственных процессов
не допускается применение технологий и механизмов, вызывающих массовую
гибель объектов животного мира или изменение среды их обитания. При
производстве полевых сельскохозяйственных работ необходимо использовать
технологию, специально оборудованную сельскохозяйственную технику, порядок
работ, исключающие возможность гибели животных.
При создании и эксплуатации ирригационных и мелиоративных сооружений в
местах естественного обитания, на путях миграции и в местах сезонной
концентрации объектов животного мира необходимо обеспечивать условия для
свободного и безопасного их передвижения через указанные сооружения,
оснащать водозаборные сооружения и каналы гидромелиоративных систем
специальными защитными устройствами.
В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим
использования животных в заповедниках, заказниках и других особо охраняемых
территориях. Здесь запрещены виды пользования животным миром и другая
деятельность, несовместимая с целями заповедования.
Большое значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой
исчезновения отдельных видов животных. Такие животные заносятся в Красную
книгу. Действия, могущие привести к гибели этих животных, сокращению их
численности или нарушению среды обитания, не допускаются.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если рассмотреть ситуацию с охраной животных в Краснодарском Крае, то
можно отметить, что у нас имеется достаточно большое количество
неблагоприятных факторов, оказывающих воздействие на животный мир. К ним
можно отнести нарушения правил применения ядохимикатов и минеральных
удобрений, загрязнение окружающей природной среды, вырубка лесов, в т.ч. и
на территории заказников и национального парка, сплошная распашка степей,
посадка монокультур, строительство и эксплуатация гидротехнических
сооружений, резкое изменение уровня воды в водоемах, выжигание растительных
остатков на полях и зарослей тростника.
Эти, а также сложившиеся за последние годы социально-экономические
условия (в т.ч. резко усиливающееся браконьерство) привели к снижению
численности в крае основных видов охотничье-промысловых животных. За
последние 10 лет численность кабана сократилась на 57%, оленя на 62%,
косули на 65%. Актуальным стал вопрос о запрещении охоты на копытных на
территории края.
Продолжает снижаться численность таких ценных пушных животных, как
ондатра, енот-полоскун, куница. С отменой государственной монополии на
пушнину уровень заготовок стремительно сократился, а фактическую добычу
определить невозможно, т.к. этим видом деятельности стали заниматься
значительное количество фирм и граждан. Необходимо срочно рассмотреть
вопрос о лицензировании этого деятельности.
В последние годы значительно возросла нагрузка на охотничьи угодья. К
началу 2001 года число охотников в крае составляло свыше 100 тыс. человек.
Настораживает деятельность некоторых новых общественных охотничьих
организаций, которые не имея охотничьих угодий выдают охотничьи билеты и
собирают членские взносы. Никакой информации в государственные органы о
своей деятельности они не представляют.
К сожалению местные природоохранные службы, при выявлении таких
фактов, далеко не всегда могут принять действенные меры. В связи с этим
необходимо усилить координацию всех государственных служб с привлечением
основных охотопользователей и создать краевой совет по охотничьему
хозяйству. Огромное значение для охотничьего хозяйства края имеют
государственные охотничьи заказники. При площади заказников 4,2% от всех
охотугодий края здесь сосредоточено около трети всех копытных животных.
Необходимо продолжать работы по увеличению площади заказников,
соблюдению режимов их деятельности, улучшению финансирования. В связи с
резким подорожанием кормов, горюче-смазочных материалов, транспорта
практически прекращены работы по разведению и расселению охотничьих
животных. Значительно сократились объемы биотехнических и охранных
мероприятий. Ослаблена работа по борьбе с вредными хищниками, что в
ближайшие годы может привести к увеличению гибели домашних животных. В
настоящее время осуществляется охрана только охотничьих животных, в
условиях устаревшей правовой базы.
По-прежнему не регламентируется, в большинстве случаев, добывание
животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, большинства
насекомых, непромысловых птиц, в т.ч. занесенных в Красную книгу России.
Практически бесконтрольно развивается промышленная заготовка водных
беспозвоночных, заготовка змеиного яда, сбор коллекций редких и исчезающих
видов птиц, насекомых.
Эти проблемы заслуживают пристального изучения и должны попасть в поле
зрения, начавшихся в комитете работ по лицензированию отдельных видов
деятельности.
И в завершение, можно сказать, что возрастание угрозы экологической
катастрофы в глобальном масштабе вызывает осознание настоятельной
необходимости рационализации экологопользования и координации усилий в
охране окружающей среды в рамках всего международного общества.
Утрата любого биологического вида дикой природы, наносит ущерб
интересам общества, ведет к невосполнимым потерям генофонда, таит в себе
опасность разрушения целых экосистем, ослабление защитных функций биосферы.



СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
2. Об охране окружающей среды: ФЗ РФ от 20 декабря 2001 года. //
Российская газета. 2002. 12 января.
3. О животном мире: ФЗ РФ от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ // СЗ РФ. 1995
г. № 17. ст.1462.
4. О континентальном шельфе Российской Федерации: ФЗ РФ от 30 ноября
1995 г. № 187-ФЗ с изменениями и дополнениями от 10 февраля 1999 г.
// Российская газета. 1995. 7 декабря.
5. Об исключительной экономической зоне Российской Федерации: ФЗ РФ от
17 декабря 1998 г. N 191- ФЗ // СЗ РФ. 1998 г. № 51. ст. 6273.
6. "О специально уполномоченных государственных органах по охране,
контролю и регулированию использования объектов животного мира и
среды их обитания" Постановление Правительства РФ от 19 января 1998
г. N 67 // Российская газета 1998. 31 января.
7. "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов
животного мира при осуществлении производственных процессов, а
также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов,
линий связи и электропередачи" Постановление Правительства РФ от 13
августа 1996 г. N 997 // СЗ РФ. 1996 г., N 37, ст. 4290.
8. "О перечне объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты"
Постановление Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1289 с
изменениями и дополнениями от 23 ноября 1996г. и от 30 июля 1998 г.
/ Российская газета 1996. 15 февраля.
9. "О порядке ведения государственного учета, государственного
кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира"
Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N 1342 // СЗ
РФ. 1996 г., N 47, ст. 5335.
10. Ерофеев Б.В. Земельное право. М., 1998.
11. Экологическое право // Под ред. Петрова В.В. М., 1995
12. Земельное право России // Под ред. Петрова В.В. М., 1995




Реферат на тему: Законодательство Республики Башкортостан в области экологического мониторинга

Министерство образования Российской Федерации


Институт права
Башкирского государственного университета


Кафедра хозяйственного, финансового
и экологического права



Контрольная работа

по дисциплине
«Экологическое законодательство Республики Башкортостан»



Выполнил: студент 5 группы
V курса заочного отделения
Попков А.Г.


Проверил: Гизатуллин Р.Х.



Уфа - 2002

Законодательство Республики Башкортостан


в области экологического мониторинга



План:


|Законодательство Российской Федерации | |
|в области экологического мониторинга. | |
|Понятие, общая характеристика …………………………………… |3 |
|2. Законодательство Республики Башкортостан | |
|в области экологического мониторинга ………………………....… |5 |
|3. Закон Республики Башкортостан | |
|«Об экологическом мониторинге» …………………………………. |8 |
|4. Республиканская программа «Создание единой государственной | |
|информационной системы экологического мониторинга | |
|в Республике Башкортостан» на 2001-2005 годы ………………….. |14 |
|5. Заключение …………………………………………………………… |17 |
|6. Нормативная правовая база ……………………………………….… |18 |
|7. Использованная литература …………………………………………. |19 |



Законодательство Российской Федерации в области экологического
мониторинга является на сегодняшний день одной из неразвитых (и поэтому
требующей тщательной разработки) областей экологического права России.
Целью данной работы является анализ и обзор развития законодательства
Республики Башкортостан в области экологического мониторинга, с учетом
сведений и информации, полученных мною во время работы в секторе правового
обеспечения Государственного комитета Республики Башкортостан по охране
окружающей среды.



1. Законодательство Российской Федерации

в области экологического мониторинга.

Понятие, общая характеристика



Мониторинг окружающей среды может характеризоваться как одна из мер
охраны окружающей среды, функция государственного управления и
государственный институт. Основные положения об экологическом мониторинге
сформулированы в Федеральном законе Российской Федерации от 10.01.20002 г.
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) – это
комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и
прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и
антропогенных факторов (ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Государственный мониторинг окружающей среды (государственный
экологический мониторинг) - мониторинг окружающей среды, осуществляемый
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.1 ФЗ «Об охране
окружающей среды»).
В соответствии с главой X ФЗ «Об охране окружающей среды»
(«Государственный мониторинг окружающей среды (государственный
экологический мониторинг»), статья 63), государственный мониторинг
окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется
в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе
за состоянием окружающей среды в районах расположения источников
антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую
среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и
физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и
(или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей
среды.
Порядок организации и осуществления государственного мониторинга
окружающей среды (государственного экологического мониторинга)
устанавливается Правительством Российской Федерации.
Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при
осуществлении государственного мониторинга окружающей среды
(государственного экологического мониторинга), используется органами
государственной власти Российской Федерации, органами государственной
власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления для разработки
прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих
решений, разработки федеральных программ в области экологического развития
Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды
субъектов Федерации и мероприятий по охране окружающей среды.[1]
Порядок предоставления информации о состоянии окружающей среды
регулируется законодательством.[2]
В соответствии с Положением об информационных услугах в области
гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды[3],
информация в области мониторинга загрязнения окружающей среды общего
назначения представляется пользователям бесплатно или за плату, не
возмещающую в полном размере расходы на эти услуги. Такие расходы
компенсируются за счет федерального бюджета. Бесплатно названная информация
представляется органам государственной власти Российской Федерации, органам
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций. Другим пользователям информация в области мониторинга окружающей
среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих
расходы на её подготовку, копирование и передачу по сетям электрической и
электронной почты. Специализированная информация в области мониторинга
загрязнения окружающей среды предоставляется пользователям в рамках
совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по
информационного обеспечения.
Положения о мониторинге, кроме Федерального закона «Об охране
окружающей среды», имеются во всех природоресурсных и иных нормативных
правовых актах.
2. Законодательство Республики Башкортостан
в области экологического мониторинга


Работы по созданию системы экологического мониторинга Республики
Башкортостан были начаты в 1993 году, после выхода постановления Совета
Министров – Правительства РФ от 24.11.1993 г. №1229 «О создании единой
государственной системы экологического мониторинга». Цель создания системы
– исключить дублирование работ, проводимых различными министерствами и
ведомствами в области мониторинга окружающей среды, обеспечить концентрацию
сил и средств, направляемых на организацию постоянных наблюдений за
состоянием окружающей среды, заложить информационную основу управления
состоянием окружающей среды и рациональным использованием природных
ресурсов.
В развитие этого нормативного правового акта вышло постановление
Кабинета Министров Республики Башкортостан от 30.03.1994 г. № 100 «О
создании единой государственной системы экологического мониторинга
Республики Башкортостан».
Система экологического мониторинга Республики Башкортостан
развивалась в рамках реализации республиканской программы «Создание единой
государственной системы экологического мониторинга Республики Башкортостан»
на период 1995-2000 гг. Поставленные программой цели и задачи, в основном,
выполнены, разработана необходимая законодательная база, регулирующая
отношения в области экологического мониторинга.
Республика Башкортостан одна из первых среди субъектов Российской
Федерации установила законодательные отношения в области осуществления
экологического мониторинга, приняв 24 мая 2000 года Закон Республики
Башкортостан «Об экологическом мониторинге» (примечательно, что на
федеральном уровне подобный закон еще находится в стадии разработки).
Принятие данного Закона создало законодательную основу для проведения
единой научно-технической политики в области экологического мониторинга,
интеграции существующих мониторинговых систем, координации их деятельности
и за счет этого – создание единого информационного пространства.
Во исполнение Закона РБ «Об экологическом мониторинге»
Государственным комитетом Республики Башкортостан по охране окружающей
среды были разработаны следующие документы:
o Распоряжение Кабинета Министров РБ от 16 марта 2001 N 214-р «Об
утверждении программы подготовки проектов нормативных правовых актов,
необходимых для реализации Закона Республики Башкортостан «Об
экологическом мониторинге»;
o Постановление Кабинета Министров РБ о республиканском специально
уполномоченном государственном органе, осуществляющим координацию
деятельности в области экологического мониторинга.
o Постановление Кабинета Министров РБ от 19 июня 2001 г. N 134 «О
республиканской программе «Создание Единой государственной информационной
системы экологического мониторинга в Республике Башкортостан» на 2001-
2005 годы».
В стадии разработки находятся следующие документы:
o Постановление Кабинета Министров РБ об утверждении Положения о порядке
ведения государственного реестра объектов экологического мониторинга;
o Постановление Кабинета Министров РБ об учете данных экологического
мониторинга при формировании и реализации государственной стратегии
развития Республики Башкортостан.
В настоящее время на территории Республики Башкортостан действует ряд
федеральных и республиканских ведомственных систем и служб, в функции
которых входит получение информации о состоянии окружающей среды,
источников антропогенного воздействия и их влияния на среду обитания и
здоровье населения.
Вместе с тем многолетний опыт функционирования этих федеральных и
республиканских систем и служб показал, что они не обеспечивают в полной
мере построения целостной картины состояния окружающей природной среды и
воздействия антропогенных факторов на здоровье населения. [4]
Каждая из служб и систем мониторинга в настоящее время функционирует
по самостоятельной программе, практически не скоординированной с другими.
Лабораторные подразделения различных ведомств выполняют задачи только в
своих ведомственных целях и необходимых для этого объемах. Отсутствует
комплексный подход к изучению влияния различных причин и источников
деформации окружающей среды. Практически не изучаются (за исключением
радиоактивного заключения) отделенные по времени последствия аварийных
выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Вследствие этого на республиканском уровне до настоящего времени не
удалось создать инфраструктуру, обеспечивающую информационный обмен данными
мониторинга, их обобщение и прогноз экологической обстановки. Отсутствует
ориентация получаемой информации на лиц, принимающих решения, особенно на
региональном уровне.
Следствием этого является лишь частичное использование данных
мониторинга при выработке управленческих решений, требующих полной оценки
экологической обстановки в республике и достоверного прогноза ее изменения,
что невозможно без комплексного рассмотрения данных об окружающей среде и
источника ее деформации.
Внедрение новых информационных технологий и средств наблюдения, таких
как аппаратура дистанционного зондирования и трассовых изменений,
автоматизированные системы сбора обработки данных, компьютерные системы
обработки, создает предпосылки для интеграции систем мониторинга на
качественно новом уровне.
Реализация статьи 4 Закона РБ «Об экологическом мониторинге»
позволяет объединить ведение экологического мониторинга по следующим
основным направлениям:
- мониторинг источников антропогенного воздействия – осуществляет
Государственный комитет Республики Башкортостан по охране окружающей
среды в соответствии с положением о Госкомэкологии РБ;[5]
- мониторинг окружающей среды – ведется Башкирским территориальным
управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в
соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 августа 2000 г. №
622 «Об утверждении Положения о государственной службе наблюдения за
состоянием окружающей природной среды»;
- мониторинг воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья
населения - осуществляет Центр государственного санитарно-
эпидемиологического надзора Республики Башкортостан в соответствии с
постановлением Правительства РФ от 1 июня 2000 г. № 426 «Об утверждении
Положения о социально- гигиеническом мониторинге».
Перечисленные факторы предопределили необходимость работы по созданию
республиканской единой государственной информационной системы
экологического мониторинга.
Реализация программно-целевого подхода для решения проблемы
управления состоянием окружающей среды, экологической обстановкой и
здоровья населения требует дальнейшего комплексного подхода, координации
усилий различных министерств и ведомств для создания единой государственной
информационной системы экологического мониторинга.
В связи с вышеизложенным, в развитие программы «Создание единой
государственной информационной системы экологического мониторинга» на
период 1995-2000 гг., 19 июня 2001 г. было принято постановление Кабинета
Министров РБ № 134 «О республиканской программе "Создание Единой
государственной информационной системы экологического мониторинга в
Республике Башкортостан» на 2001-2005 годы» (обзор этой программы приведён
в п.4 данной работы).



3. Закон Республики Башкортостан
«Об экологическом мониторинге»


Республика Башкортостан - одна из первых среди субъектов Российской
Федерации – привела правовые отношения в области осуществления
экологического мониторинга в рамки единых требований, приняв 24 мая 2000
года Закон Республики Башкортостан № 73-з «Об экологическом мониторинге».
Закон Республики Башкортостан «Об экологическом мониторинге» состоит
из 26 статей и IX глав.
Пункт 1 статьи 1 определяет экологический мониторинг как комплекс
мероприятий по проведению наблюдения, оценки, прогноза состояния окружающей
среды на основе измерений количественных и качественных показателей степени
ее загрязнения. В соответствии с Законом, экологический мониторинг ведется
на республиканском, местном и локальном (объектовом) уровнях.
Одной из основных задач реализации этого закона является определение
механизмов координации деятельности в области экологического мониторинга
для обеспечения принятия обоснованных решений органов государственного
управления в сфере рационального природопользования и охраны окружающей
среды. Обоснованность и оперативность этих решений определяется наличием
объективной и своевременной информации о текущей и прогнозируемой
экологической обстановке. Механизмом, обеспечивающим выявление реальных
взаимосвязей источников деформации окружающей среды, условий проживания и
состояния здоровья населения, является система сбора данных экологического
мониторинга.
Статья 2 «Основные понятия» позволяет более эффективно применять
закрепленные в Законе нормы на практике. В частности, очень важным является
закрепление таких понятий, как «антропогенное воздействие», «чрезвычайная
экологическая ситуация», «экологически опасная ситуация».
Согласно ст.4 Закона, к объектам экологического мониторинга
относятся:
1) источники антропогенного воздействия на окружающую среду;
2) объекты и территориально обособленные участки окружающей среды
(атмосферного воздуха, вод, недр, почв, лесных и иных природных объектов,
особо охраняемых природных территорий);
3) группы населения, испытывающие негативное воздействие факторов
окружающей среды.
Субъектами экологического мониторинга являются:
1) органы исполнительной власти, уполномоченные на организацию и
ведение экологического мониторинга;
2) местные органы государственной власти Республики Башкортостан,
органы местного самоуправления;
3) природопользователи.
Статья 6 (глава III), констатирующая основные права граждан и
общественных объединений в области экологического мониторинга, построена в
соответствии с нормами Конституций Российской Федерации и Республики
Башкортостан, регулирующими права и свободы человека и гражданина.
Глава IV определяет полномочия органов исполнительной власти
Республики Башкортостан и местных органов государственной власти Республики
Башкортостан, органов местного самоуправления в области экологического
мониторинга.
Согласно ст.7. «Полномочия Кабинета Министров Республики Башкортостан
в области экологического мониторинга», Кабинет Министров РБ:
o устанавливает порядок организации и ведения экологического мониторинга на
территории Республики Башкортостан;
o осуществляет координацию деятельности государственных органов,
уполномоченных на организацию и ведение экологического мониторинга;
o организует разработку и выполнение республиканских целевых программ по
экологическому мониторингу;
o определяет порядок ведения Государственного реестра объектов
экологического мониторинга Республики Башкортостан;
o определяет порядок объединения информационных ресурсов субъектов
экологического мониторинга в Единую государственную систему
экологического мониторинга Республики Башкортостан и их использования;
o получает от государственных органов, уполномоченных на организацию и
ведение экологического мониторинга, данные экологического мониторинга,
аналитические материалы, иную экологическую информацию и использует их
при принятии решений по оздоровлению населения и окружающей среды,
обеспечению экологической безопасности и рациональному использованию
природных ресурсов;
o осуществляет иные полномочия в области экологического мониторинга в
соответствии с законодательством.
Надо отметить, что в соответствии с п.2 ст.63 Федерального закона «Об
охране окружающей среды», порядок организации и осуществления
государственного мониторинга окружающей среды устанавливается
Правительством Российской Федерации. Таким образом, положения ст.6 Закона
Республики Башкортостан противоречат федеральному законодательству и
требуют приведение в соответствие с последним.
Государственные органы, уполномоченные на организацию и ведение
экологического мониторинга на территории Республики Башкортостан[6], в
сфере своей деятельности и компетенции:
o организуют и осуществляют мониторинг соответствующих объектов природной
среды самостоятельно в рамках положений об этих органах;
o определяют объекты экологического мониторинга по согласованию
Государственного реестра объектов экологического мониторинга Республики
Башкортостан;
o организуют проведение исследований по экологическому мониторингу по
взаимосогласованным нормативным и методическим документам, обеспечивающим
единство методов, способов и показателей, на основе которых
осуществляются сбор и обработка данных состояния объектов экологического
мониторинга;
o доводят до сведения природопользователей порядок обязательного
представления документированных данных экологического мониторинга;
o организуют и обеспечивают ведение специализированных банков данных
экологического мониторинга;
o организуют оценку данных экологического мониторинга на предмет отсутствия
сведений, отнесенных законодательством к категории ограниченного
распространения;
o осуществляют бесплатный информационный обмен с другими уполномоченными
государственными органами в области экологического мониторинга;
o устанавливают квалификационные требования к персоналу, обеспечивающему
ведение экологического мониторинга;
o организуют обучение и подготовку специалистов для работы в области
экологического мониторинга;
o информируют органы государственной власти Республики Башкортостан, органы
местного самоуправления и население о состоянии окружающей среды на
территории Республики Башкортостан на основе достоверных данных
экологического мониторинга.
Глава V Закона РБ «Об экологической экспертизе» рассматривает
регулирование деятельности в области экологического мониторинга. Статья 10
устанавливает обязанности природопользователей в области экологического
мониторинга. Так, природопользователи в отношении объектов,
подведомственных им и внесенных в Государственный реестр объектов
экологического мониторинга Республики Башкортостан, обязаны:
o осуществлять организацию и проведение локального мониторинга источников
антропогенного воздействия на окружающую природную среду за счет
собственных средств;
o вести локальный мониторинг с использованием утвержденных в установленном
законодательством порядке методик, с помощью приборов и средств,
обеспечивающих единство измерений;
o бесплатно представлять в установленные сроки и в установленных объемах
государственным органам, уполномоченным на организацию и ведение
экологического мониторинга, и местным органам государственной власти
Республики Башкортостан, органам местного самоуправления обязательные
документированные данные локального экологического мониторинга.
Статья 11 Закона определяет, что экологический мониторинг на
территории Республики Башкортостан проводится в рамках Единой
государственной системы экологического мониторинга Республики Башкортостан.
Безусловно, прогрессивным является закрепление в ст.12.
обязательности использования информационных ресурсов экологического
мониторинга. В соответствии с положениями данной статьи, информационные
ресурсы экологического мониторинга подлежат обязательному использованию
органами государственной власти Республики Башкортостан и органами местного
самоуправления при принятии ими решений по вопросам обеспечения социально -
экономического развития Республики Башкортостан, охраны окружающей среды и
обеспечения экологической безопасности, в том числе:
o при подготовке прогнозов и разработке программ социально - экономического
развития, включая республиканские и местные инвестиционные, экологические
и иные программы;
o при подготовке градостроительной документации, включая генеральные планы
городов;
o при приятии решений о строительстве крупных хозяйственных объектов;
o при ведении отдельных видов государственных кадастров природных ресурсов;
o при подготовке государственных докладов о состоянии окружающей природной
среды и ее влиянии на здоровье населения Республики Башкортостан;
o при подготовке проектов нормативных правовых актов Республики
Башкортостан по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и
обеспечения экологической безопасности, а также финансирования
мероприятий и программ по оздоровлению окружающей среды и населения,
проживающего на территориях с особым экологическим статусом;
o при принятии решений об ограничении, приостановлении, прекращении
деятельности предприятий, нарушающих природоохранное законодательство.
Статья 13 Закона определяет цели и порядок создания государственного
реестра объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан. В
соответствии с указанной статьей, государственный реестр объектов
экологического мониторинга Республики Башкортостан создается с целью
регистрации объектов экологического мониторинга, расположенных на
территории Республики Башкортостан. Порядок ведения Государственного
реестра объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан и
государственный орган, осуществляющий его, определяются Кабинетом Министров
РБ.
Статьи 14-16 рассматриваемого Закона определяют особенности
организации и проведения экологического мониторинга в зависимости от
правового статуса территории, на которой планируется проведение
мониторинга.
Статья 21 регулирует финансирование работ по организации и ведению
экологического мониторинга. Так, финансирование работ по организации
экологического мониторинга осуществляется в рамках выполнения
соответствующих республиканских целевых и местных программ за счет средств
соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов. Финансирование работ по
ведению экологического мониторинга природопользователями осуществляется за
счет природопользователей.
Глава VII Закона РБ определяет ответственность за нарушение
законодательства в области экологического мониторинга. Согласно ст.22
рассматриваемого Закона, нарушениями законодательства в области
экологического мониторинга являются:
o несоблюдение стандартов, норм и правил ведения экологического
мониторинга;
o сокрытие, несвоевременное представление информации, представление
заведомо ложных данных экологического мониторинга, иное несоблюдение
порядка обязательного представления данных экологического мониторинга;
o невыполнение предписаний уполномоченных государственных органов по
экологическому мониторингу и воспрепятствование в осуществлении ими своих
полномочий;
o несоблюдение правил использования информационных ресурсов, находящихся в
системе экологического мониторинга.
Статья 23 устанавливает основания для приостановления производства
или видов деятельности по природопользованию при нарушении требований
экологического мониторинга.
По объектам, включенным в Государственный реестр объектов
экологического мониторинга РБ, на которых юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями экологический мониторинг не ведется или
ведется с нарушением установленных требований, государственными органами,
уполномоченными на организацию и ведение экологического мониторинга, в
пределах их компетенции выносятся постановления о приостановлении
производства или видов деятельности по природопользованию.
Основаниями для приостановления производства или видов деятельности
по природопользованию являются:
o невыполнение в установленный срок предписаний по организации и ведению
экологического мониторинга на объектах, внесенных в Государственный
реестр объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан;
o представление заведомо ложных или искаженных данных экологического
мониторинга, способствующих появлению экологически опасной ситуации;
o непредставление государственным органам, уполномоченным на организацию и
ведение экологического мониторинга, обязательных данных мониторинга в
случаях, когда объект экологического мониторинга находится в экологически
опасной ситуации (наличие или риск возникновения залповых выбросов в
атмосферу и залповых сбросов в водные объекты загрязняющих веществ,
выбросы и сбросы загрязняющих веществ сверхустановленных лимитов,
опасность деградации или резкого ухудшения состояния природного объекта,
возрастания заболеваемости и роста смертности населения).
Глава VIII Закона «Международные договоры» была исключена Законом РБ
от 06.11.2001 г. N 252-з, как противоречащая федеральному законодательству.

4. Республиканская программа «Создание единой государственной
информационной системы экологического мониторинга
в Республике Башкортостан» на 2001-2005 годы


Республиканская программа «Создание единой государственной
информационной системы экологического мониторинга в Республике
Башкортостан» на 2001-2005 годы» была разработана и принята в рамках
выполнения программы «Создание Единой государственной системы
экологического мониторинга в Республике Башкортостан» на 1995-2000 гг., как
основа функционирования единой государственной системы экологического
мониторинга республики.
Анализ работы ведомственных систем и служб мониторинга показал, что
каждая их них функционирует в замкнутой системе, практически не
обеспечивающей использование результатов проведения мониторинга в
практических целях. Как уже было упомянуто выше, отсутствует комплексный
подход к изучению влияния различных антропогенных загрязнений на окружающую
среду, причин и источников деформации окружающей среды. Практически не
изучаются отдаленные по времени последствия аварийных выбросов и сбросов
загрязняющих веществ в окружающую среду.[7]
Вследствие этого не удалось создать инфраструктуру, обеспечивающую
информационный обмен данными мониторинга, их обобщение и прогноз
экологической обстановки.
Перечисленные факторы предопределили необходимость работы по созданию
Единой государственной информационной системы экологического мониторинга в
Республике Башкортостан (далее - ЕГИСЭМ РБ).
При создании ЕГИСЭМ РБ учитываются интересы всех организаций -
участников ЕГСЭМ РБ с правом собственности на принадлежащую им информацию.
На основе взаимных договоров гарантируется право регламентированного
доступа к информации, являющейся собственностью других организаций.
Координация работ по созданию, обеспечению функционирования и
развитию ЕГИСЭМ РБ достигается:
o предварительным системотехническим обоснованием всех комплексных и
частных проектов;
o проведением межведомственной экспертизы, технических заданий и проектов,
связанных с разработкой подсистем ЕГИСЭМ РБ;
o согласованием содержания и форм представления данных в различных
подсистемах ЕГИСЭМ РБ;
o организованным и регламентированным обменом данными в информационной
сети ЕГИСЭМ РБ со всеми функциональными и специальными системами
аналогичного назначения.
При создании ЕГИСЭМ РБ используются современные информационные
технологии сбора, хранения, передачи и отображения данных.
Единая государственная информационная система экологического
мониторинга в Республике Башкортостан (ЕГИСЭМ РБ) является составной частью
Единой государственной системы экологического мониторинга Республики
Башкортостан (ЕГСЭМ Республики Башкортостан.
ЕГИСЭМ РБ - государственная информационная система для обеспечения
органов государственной власти Республики Башкортостан, местных органов
государственной власти в районах и городах Республики Башкортостан,
юридических лиц и граждан своевременной, регулярной и достоверной
информацией о состоянии окружающей среды, влиянии источников антропогенного
воздействия на окружающую среду.
Основу ЕГИСЭМ РБ составляют территориально и ведомственно-
распределенные локальные информационные системы получения, сбора,
систематизации, хранения и анализа информации.
Целями Программы являются:
o обеспечение органов государственной власти, юридических лиц и граждан
своевременной, регулярной и достоверной информацией о состоянии
окружающей среды, природных ресурсов, влиянии источников антропогенного
воздействия на окружающую среду;
o получение целостной картины состояния окружающей среды и ее воздействия
на состояние здоровья населения республики;
o разработка комплексного подхода к изучению различных причин и источников
деформации окружающей среды;
o внедрение механизма учета данных экологического мониторинга при
формировании и реализации государственной стратегии развития республики.
Для достижения целей Программы необходимо решить следующие основные
задачи:
o формирование и совершенствование нормативно-правовой и научно-
методической базы функционирования и развития ЕГИСЭМ РБ;
o создание единой информационной инфраструктуры и единого информационного
пространства по оценке экологических систем на территории республики;
o создание государственного реестра объектов экологического мониторинга;
o обеспечение доступа к экологической информации органов государственной
власти, общественных организаций, населения республики.
Выполнение программы сделает возможным осуществление анализа данных
мониторинга окружающей среды и на этой основе позволит своевременно
разрабатывать и реализовывать систему мер, направленных на улучшение
состояния окружающей среды..
Программа рассчитана на 5 лет, и ее планируется реализовать в два
взаимосвязанных этапа.
На проводимом в настоящий момент (2001-2002 гг.) первом этапе
предусматривается, в основном, осуществить разработку и совершенствование
нормативных правовых актов для создания научных, методических,
организационных и экономических основ организации информационного
взаимодействия участников ЕГИСЭМ РБ, повышения достоверности и
сопоставимости данных о состоянии окружающей среды.
Информационные ресурсы ЕГИСЭМ РБ формируются по результатам
мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду
объектов и территориально обособленных участков окружающей среды
(атмосферного воздуха, вод, недр, почв, лесных и иных природных объектов,
особо охраняемых природных территорий), здоровья групп населения,
испытывающих негативное воздействие факторов окружающей среды.[8]
В рамках ЕГИСЭМ РБ интегрируются информационные ресурсы субъектов
экологического мониторинга:
o министерств, государственных комитетов и ведомств, уполномоченных на
организацию и ведение экологического мониторинга;
o местных органов государственной власти в районах и городах;
o природопользователей.[9]



5. Заключение


В Республике Башкортостан, одной из первых среди субъектов Российской
Федерации, был принят 24 мая 2000 года Закон «Об экологическом
мониторинге», ему менее двух лет. Федеральный закон, регулирующий
экологический мониторинг, в настоящее время находится ещё в разработке.
Примечательно, что единственным разработчиком проекта и инициатором
необходимости принятия данного Федерального закона явилась Республики
Башкортостан.
Необходимость принятия Закон Республики Башкортостан «Об экологическом
мониторинге» продиктованы изменениями, произошедшими в экономике и
общественной жизни Башкортостана за последнее десятилетие. На федеральном
уровне принят целый блок нормативных правовых актов, составляющих
законодательную основу общества. Значительные изменения произошли и в
области охраны окружающей природной среды.
Сейчас на первое место выдвигается необходимость создания эффективной
системы охраны природы, способной должным образом обеспечивать вхождение
России в этап устойчивого развития. Это предполагает создание современной
законодательной базы природоохранной деятельности. 12 января 2002 года
вступил в силу Федеральный закон «Об охране окружающей среды» – базовый
нормативный правовой акт экологического законодательства Российской
Федерации.
Закон Республики Башкортостан «Об экологическом мониторинге» является
новым шагом в развитии природоохранной деятельности, приближающим нас к
современному, то есть соответствующему законодательству передовых
государств, механизму правовой охраны окружающей среды. Хотя, конечно, для
реализации на практике заложенных в данном законе норм потребуется принятие
ряда подзаконных актов, устанавливающих механизмы их реализации.



6. Нормативная правовая база:
(Законодательство Республики Башкортостан
в области экологического мониторинга)


1. Экологический кодекс Республики Башкортостан от 28 октября 1992 г. № ВС-
13/28 (в ред. от 01.11.2000 г.), ст.71;
2. Закон Республики Башкортостан от 24 мая 2000 г. N 73-з "Об экологическом
мониторинге" (с изм. и доп. от 6 ноября 2001 г.);
3. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 мая 2001
г. N 107 "О комплексной программе "Экологическая безопасность Республики
Башкортостан " на 2001-2005 годы";
4. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 июня 2001
г. N 134 "О республиканской программе "Создание Единой государственной
информационной системы экологического мониторинга в Республике
Башкортостан" на 2001-2005 годы";
5. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 апреля
2000 N 84 "О Государственном комитете Республики Башкортостан по охране
окружающей среды";
6. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 7 февраля
2000 г. N 26 "О порядке ведения государственного мониторинга водных
объектов Республики Башкортостан";
7. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15 ноября
1999 г. N 355 "О республиканской программе развития службы
гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды на территории Республики
Башкортостан на 2000-2003 годы";
8. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15 июля 1998
г. N 148 "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и
мониторинга загрязнения окружающей среды";
9. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15 декабря
1995 г. N 441 "Об утверждении Программы создания Единой государственной
системы экологического мониторинга Республики Башкортостан";
10. Распоряжение Кабинета Министров РБ от 16 марта 2001 N 214-р «Об
утверждении программы подгот

Новинки рефератов ::

Реферат: Конспект лекций по дисциплине "Метрология и стандартизация". Часть 1. Метрология (Технология)


Реферат: Контрольная работа (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Классификация международного Олимпийскрго движения (Спорт)


Реферат: Сравнение земноводных и пресмыкающихся (Биология)


Реферат: Подбор брачного партнера (Психология)


Реферат: Шпоры по БЖД (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Восстание Спартака (История)


Реферат: Автоматическая сварка под слоем флюса (Технология)


Реферат: Социальные проблемы российского сельского хозяйства в условиях рыночных реформ (Социология)


Реферат: Проблемы и состояние страхового сектора в России (Страхование)


Реферат: Социология 20 века: Взгляды на общество Питирима Сорокина (Социология)


Реферат: Иван Александрович Стебут (Исторические личности)


Реферат: Особенности проявления коммуникативных способностей у детей подросткового возраста (Психология)


Реферат: Африканская национальная кухня (Кулинария)


Реферат: Архитектура Flash-памяти (Программирование)


Реферат: Портланцемент и пороки древесины (Технология)


Реферат: Водоотведение и очистка сточных вод города Московской области (Технология)


Реферат: Социальная работа с детьми инвалидами (Педагогика)


Реферат: Развитие паломнического и религиозно-познавательного туризма в Новгородской области (Туризм)


Реферат: Неформальные лидеры в местах лишения свободы (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист