GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: Конфликт и расстановка действующих лиц в "Грозе" А. Островского (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Конфликт и расстановка действующих лиц в "Грозе" А. Островского (Литература)



Конфликт и расстановка действующих лиц в «Грозе».
«Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид». Такой
ремаркой Островский открывает «Грозу». Внутреннее пространство сцены
обставлено скупо: «две скамейки и несколько кустов» на гладкой высоте.
Действие русской трагедии возносится над ширью Волги, распахивается на
всероссийский сельский простор. Ему сразу же придается общенациональный
масштаб и поэтическая окрыленность.
В устах Кулигина звучит песня «Среди долины ровныя» — эпиграф, поэтическое
зерно «Грозы». Это песня о трагичности добра и красоты: чем богаче духовно
и чувствительнее нравственно человек, тем драматичнее его существование. В
песне, которая у зрителя буквально на слуху, уже предвосхищается судьба
героини с ее человеческой неприкаянностью («Где ж сердцем отдохнуть могу,
когда гроза взойдет?»), с ее тщетными стремлениями найти поддержку и опору
в окружающем мире («Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться?»).
Песня открывает «Грозу» и сразу же выносит содержание трагедии на
общенародный песенный простор. За судьбой Катерины— судьба героини народной
песни, непокорной молодой снохи, отданной за немилого «чуж-чуженина» в
«чужедальную сторонушку», что «не сахаром посыпана, не медом полита».
Песенная основа ощутима и в характерах Кудряша, Варвары. Речь всех
персонажей «Грозы» эстетически приподнята, очищена от бытовой
приземленности, свойственной, например, комедии «Свои люди — сочтемся!».
Даже в брани Дикого, обращенной к Борису и Кулигину: «Провались ты! Я с
тобой и говорить-то не хочу, с езуитом...»; «Что ты, татарин, что ли?»,—
слышится комически сниженный отзвук русского богатырства, борьбы-
ратоборства с «неверными» «латинцами»-рыцарями или татарами. В бытовой тип
самодура-купца Островский вплетает иронически обыгранные общенациональные
мотивы. То же и с Кабановой: сквозь облик суровой и деспотичной купчихи
проглядывает национальный тип злой, сварливой свекрови. Поэтична и фигура
механика-самоучки Кулигина, органически усвоившего вековую просветительскую
культуру русского XVIII века.
Люди «Грозы» живут в особом состоянии мира — кризисном, катастрофическом.
Пошатнулись опоры, сдерживающие старый порядок, и взбудораженный быт
заходил ходуном. Первое действие вводит нас в предгрозовую атмосферу жизни.
Временное торжество старого лишь усиливает напряженность. Она сгущается к
концу первого действия: даже природа, как в народной песне, откликается на
это надвигающейся на Калинов грозой.
Кабаниха — человек кризисной эпохи, как и другие герои трагедии. Это
односторонний ревнитель худших сторон старой морали. Хотя на деле она легко
отступает не только от духа, но и от буквы домостроевских предписаний.
«...Если обидят — не мсти, если хулят — молись, не воздавай злом за зло,
согрешающих не осуждай, вспомни и о своих грехах, позаботься прежде всего о
них, отвергни советы злых людей, равняйся на живущих по правде, их деяния
запиши в сердце своем и сам поступай так же»,— гласит старый нравственный
закон. «Врагам-то прощать надо, сударь!» — увещевает Тихона Кулигин. А что
он слышит в ответ? «Поди-ка поговори с маменькой, что она тебе на это
скажет». Деталь многозначительная! Кабаниха страшна не верностью старине, а
самодурством «под видом благочестия».
Своеволие Дикого в отличие от самодурства Кабанихи уже ни на чем не
укреплено, никакими правилами не оправдано. Нравственные устои в его душе
основательно расшатаны. Этот «воин» сам себе не рад, он жертва собственного
своеволия. Он самый богатый и знатный человек в городе. Капитал развязывает
ему руки, дает возможность беспрепятственно куражиться над бедными и
материально зависимыми от него людьми. Чем более Дикой богатеет, тем
бесцеремоннее он становится. «Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? —
заявляет он Кулигину.— Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу
-раздавлю». Бабушка Бориса, оставляя завещание, в согласии с обычаем
поставила главным условием получения наследства почтительность племянника к
дядюшке. Пока нравственные законы стояли незыблемо, все было в пользу
Бориса. Но вот устои их пошатнулись, появилась возможность вертеть законом
так и сяк, по известной пословице: «Закон, что дышло: куда повернул, туда и
вышло». «Что ж делать-то, сударь! — говорит Кулигин Борису.— Надо стараться
угождать как-нибудь». «Кто ж ему угодит,— резонно возражает знающий душу
Дикого Кудряш,— коли у него вся жизнь основана на ругательстве?..» «Опять
же, хоть бы вы и были к нему почтительны, нешто кто ему запретит сказать-
то, что вы непочтительны?»
Но сильный материально, Савел Прокофьевич Дикой слаб духовно. Он может
иногда и спасовать перед тем, кто в законе сильнее его, потому что тусклый
свет нравственной истины все же мерцает в его душе: «О посту как-то, о
великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел,
дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки:
изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно,
какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги ему кланялся, право,
так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся... при всех ему кланялся».
Конечно, это «прозрение» Дикого — всего лишь каприз, сродни его самодурским
причудам. Это не покаяние Катерины, рожденное чувством вины и мучительными
нравственными терзаниями. И все же в поведении Дикого этот поступок кое-что
проясняет. «Наш народ, хоть и объят развратом, а теперь даже больше чем
когда-либо,— писал Достоевский,— но никогда еще... даже самый подлец в
народе не говорил: «Так и надо делать, как я делаю», а, напротив, всегда
верил и воздыхал, что делает он скверно, а что есть нечто гораздо лучшее,
чем он и дела его». Дикой своевольничает с тайным сознанием беззаконности
своих действий. И потому он пасует перед властью человека, опирающегося на
нравственный закон, или перед сильной личностью, дерзко сокрушающей его
авторитет.
Против отцов города восстают молодые силы жизни. Это Тихон и Варвара,
Кудряш и Катерина. Бедою Тихона является рожденное «темным царством»
безволие и страх перед маменькой. По существу, он не разделяет ее
деспотических притязаний и ни в чем ей не верит. В глубине души Тихона
свернулся комочком добрый и великодушный человек, любящий Катерину,
способный простить ей любую обиду. Он старается поддержать жену в момент
покаяния и даже хочет обнять ее. Тихон гораздо тоньше и нравственно
проницательнее Бориса, который в этот момент, руководствуясь слабодушным
«шито-крыто», «выходит из толпы и раскланивается с Кабановым», усугубляя
тем самым страдания Катерины. Но человечность Тихона слишком робка и
бездейственна. Только в финале трагедии просыпается в нем что-то похожее на
протест: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы...» От гнетущего самодурства
Тихон увертывается временами, но и в этих увертках нет свободы. Разгул да
пьянство сродни самозабвению. Как верно замечает Катерина, «и на воле-то он
словно связанный».
Варвара — прямая противоположность Тихону. В ней есть и воля, и смелость.
Но Варвара — дитя Диких и Кабаних, не свободное от бездуховности «отцов».
Она почти лишена чувства ответственности за свои поступки, ей попросту
непонятны нравственные терзания Катерины: «А по-моему: делай, что хочешь,
только бы шито да крыто было» — вот нехитрый жизненный кодекс Варвары,
оправдывающий любой обман. Гораздо выше и нравственно проницательнее
Варвары Ваня Кудряш. В нем сильнее, чем в ком-либо из героев «Грозы»,
исключая, разумеется, Катерину, торжествует народное начало. Это песенная
натура, одаренная и талантливая, разудалая и бесшабашная внешне, но добрая
и чуткая в глубине. Но и Кудряш сживается с калиновскими нравами, его
натура вольна, но подчас своевольна. Миру «отцов» Кудряш противостоит своей
удалью, озорством, но не нравственной силой.




Реферат на тему: Конфликт литературного произведения. На материале драмы М. Ю. Лермонтова "Маскарад"

Министерство образования России.

Тамбовский Государственный университет им. Г. Р. Державина



Контрольная работа на тему:

« Конфликт литературного произведения. На материале драмы М. Ю. Лермонтова
« Маскарад » »



Студента первого курса Лагерева А.Г.
отделение журналистики (заочное)



Тамбов 2003



Конфликт в литературе – столкновение, борьба, на котором построено
развитие сюжета в художественном произведении. Термин конфликт близок к
термину коллизия, они нередко взаимозаменяют друг друга. Так как понятие
конфликта имеет узкое значение, то есть употребляется, когда коллизия
приобретает наиболее острый и открытый характер, то термин конфликт обычно
используют применительно к драматическим произведениям, где столкновения
героев выступают с особенной очевидностью.[1]
Особое значение конфликт имеет в драматургии, где он является главной
силой, пружиной, движущей развитие драматического действия и основным
средством раскрытия характеров.
В выборе конфликта, его осмыслении и разрешении воплощается концепция
драматурга, художественная идея пьесы.
В конфликте Арбенина с обществом «лицедеев» звучит «железный стих,
облитый горечью и злостью », направленный против тех, кто превратил свою
жизнь в пестрый и шумный, блестящий и пустой маскарад. Только скрыв свои
лица масками, эти люди позволяют себе быть такими, каковы они на самом
деле. Так в драме отражается позиция Лермонтова.
В произведениях драматургии нередко наблюдается сочетание «внешнего»
конфликта – борьбы героя с противостоящими ему силами – с «внутренним»
психологическим конфликтом – борьбой героя с самим собой, со своими
заблуждениями, слабостями.
В драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» можно выделить социальный
конфликт. Это конфликт героя и дворянского общества. И психологический
конфликт, внутренний, в сознании героя.
Нельзя отождествлять художественные конфликты, на которых строятся
произведения драматургии с конфликтами, существующими в реальной
действительности.
Идейный замысел «Маскарада» был подсказан игрой в карты. В светском
Петербурге это было заметным и характерным явлением. Литература не могла
пройти мимо него. В идее произведения лежит проблема «высокого зла»,
рожденного деятельным стремлением к добру и счастью. Буря, которую
производит Арбенин в светском кругу, разоблачая мистификацию добра и
благородства, вырастет до размеров бунта против такого общественного
устройства («естественного порядка»), при котором главную роль в жизни
играет низкое зло, замаскированное «добром». Само заглавие пьесы скрывает в
себе этот смысл. Сила Арбенина заключается в том, что он не только ходит
без маски, но и срывает маски с других. Вот почему слова его – «Преграда
рушена между добром и злом» - звучат так торжествующе: это победа
теоретической, общественно – философской мысли, определявшей всё поведение
Арбенина и всё отличие его от других персонажей. Здесь – идейный центр
пьесы.[2]
«Маскарад» - это социально – психологическая романтическая драма.
Характеризуется противопоставлением героя окружающей среде, условностью
окружающей обстановки, символикой. В драме обличаются общественные
отношения и страдающий в этих условиях незаурядный человек. Он стремится
уйти от царящих в современном ему обществе условностей, своекорыстия и
фальши, но в то же время сам заражен эгоистическими помыслами и чувствами.
Лермонтов презирал светское общество. Славившиеся в то время вечера,
балы и маскарады в доме Энгельгардта, посещались не только столичной
знатью, но и членами царской фамилии во главе с императором. Картину нравов
дворянского общества Лермонтов нарисовал и в «Маскараде». Примечательно,
что Лермонтов назвал маскарадом всю пьесу, а не только сцену, в которой
изображается костюмированный бал у Энгельгардта. Название пьесы символично:
вся жизнь действующих лиц предстает перед нами как пестрый, стремительный,
полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный
и блестящий, но пустой и утомительный маскарад. Только надев маски на лица,
её герои осмеливаются обнажить свои тайные мысли и чувства и, хотя бы на
время, стать самими собой. «Под маской, - говорит Арбенин, - все чины
равны, у маски ни души ни званья нет… И если маскою черты утаены, то маску
с чувств снимают смело».
Настоящий, подлинный маскарад наступает у них после того, как с лиц
сброшены маски. Лицемерие, притворство, зависть, клевета, интриги – таковы
черты «нормального» состояния, в котором эти люди находятся в
действительной жизни.
В образе Арбенина отражены раздумья поэта о сильных сторонах
своевольного героя, бросающего вызов всему обществу, и одновременно
обозначены его нравственные слабости.
Гегель пишет, что в этих коллизиях главным является то, что человек
вступает в борьбу с чем-то в себе и для себя нравственным, истинным,
святым, навлекая на себя возмездие с его стороны.[3]
Так «гордый ум» Арбенина изнемог в конфликте со светом и собственными
представлениями, внушенными той же порочной средой. Арбенин двойственен. Он
и жертва и преступник. Автор и сочувствует и осуждает его. И всё-таки
«высокое» злодейство героя – индивидуалиста снижено до обычного
преступления, ибо Арбенин не знает других законов. Раз в жизни Арбенин
поступил не «по - Арбенински» и жестоко поплатился.

Раз в жизни человека мне чужого,
Рискуя честию, от гибели я спас.
А он – смеясь, шутя, не говоря ни слова,
Он отнял у меня всё, всё – и через час.

Арбенин тяжко страдает. Но причина его страданий – те же законы
морали, которые он сам исповедовал и которым следовал до того, как,
встретил Нину, «снова воскрес для жизни и добра». Но теперь эти законы
обращаются против него, и он, быть может впервые, на самом себе
почувствовал всю их губительную силу.
В результате Арбенин карает невинную жену. Когда он узнает об этом, то
оказывается не в силах вынести превращение из романтической жертвы и
мстителя в заурядного убийцу.
«Ошибка» его зависит во многом от неверия в естественные чувства,
которые свойственны Нине и которые она сохранила вопреки светскому
окружению. Детская наивность, чистота, от души идущие, нежность и любовь,
доброе сердце и светлый ум, чуждый условностей и расчетов – всё это
образует характер, противостоящий Арбенину и контрастный ему. Такой
характер выступает мерой оценки героя – индивидуалиста. Арбенин
превращается из жертвы в злодея, а Нина из преступницы, в глазах Арбенина в
невинную жертву.
«Коллизия - ситуация, которая в своем понятии заключает своеобразное
затруднение ».[4]
Так волею обстоятельств и интриги Арбенин подозревает Нину в измене.
Состояние дисгармонии порождает отношения, которые не могут существовать
длительно, они нуждаются в преобразовании. Гегель пишет, что коллизия
нарушает гармонию и заставляет единый в себе идеал перейти в состояние
разлада и противоположности.[5] Через любовную коллизию проясняется
двойственность Арбенина. Это и проверка Арбенина. На чьей он стороне –
добродетели или зла.
Конфликт поколений захватывает сферу личных отношений Арбенина с
Ниной. Этот конфликт на каждом шагу Арбенин подчеркивает: Нина «слишком
молода», он «сердцем слишком стар». Углубление и расширение конфликта идет
за счет прошлого. В прошлом в душе Арбенина совершился переворот - после
его встречи с Ниной, и теперь в настоящем, решается вопрос: насколько
прочен, устойчив, качественно необратим этот переворот?
Казарин в этот переворот не верит и торжествует: «Ты наш». Но между
ними огромная дистанция – духовная, интеллектуальная.
Для Казарина «Ты наш» - возвращение к карточному столу, для Арбенина –
«былого нет и тени» - прямое отречение от недавнего прошлого и от тех
нравственных ценностей, которые внесла в его жизнь Нина. Жизнь теряет для
него смысл. Прошлое искушает Арбенина: выдержит ли. Арбенин окончательно
погружается в прошлое – в «нестерпимые, но сладостные дни », делает его
своей сегодняшней явью: разрывает краткий свой союз с Ниной.
«Действие предполагает обстоятельства, ведущие к коллизиям, к акции и
реакции».[6]
Реакция это трагическая развязка конфликта. Арбенин поверил
«обществу», а не своей жене. Нина умирает. «Завистливый и злой» свет
погубил её счастье с Арбениным. Можно подумать, что Арбенин проиграл свету.
Поединок гордого, независимого человека, который мог сказать о себе: «ничем
и никому я не был в жизнь обязан» - закончился поражением:

Беги, красней, презренный человек,
Тебя, как и других, к земле прижал наш век…

Но Арбенин не бежал, не сдался, и пока силы зла не потушили в нем
разум, никто и ничто не смогло поставить его на колени.
Развязка внутреннего душевного конфликта наступает, когда Звездич и
Неизвестный приходят в его дом, чтобы завершить давно задуманную месть. Не
понадобились ни шпаги, ни пистолеты. Арбенин стоит перед ними на коленях –
не у дуэльного барьера, а у черты безумия.
И этот гордый ум сегодня изнемог!
Этими словами Неизвестного словно бы подводится черта под неравной
борьбой сильного, смелого, но бесконечно одинокого человека, не пожелавшего
«гнуться и преклоняться» перед жестокими законами века.
Дважды в пьесе возвращается Арбенин к своим несбывшимся мечтам: первый
раз в беседе с Казариным, второй – в объяснении с Ниной перед её смертью. В
чём обвиняет он Нину? «Быть может, я б успел небесные мечты осуществить,
предавшися надежде, и в сердце б оживил все, что цвело в нем прежде, - ты
не хотела, ты! »
Какие мечты хотел осуществить Арбенин, найдя себе счастье и успокоение
в любви к Нине? Что это за намёки и «недоговоренности»?
Эти арбенинские признания не прояснены до конца в пьесе, их смысл
Лермонтов оставляет нераскрытым. Важно понять, что за этими
«недоговоренностями» скрыто не только глубоко личное, интимно – душевное,
но и большое социальное содержание, что трагедия Арбенина заключает в себе
нечто такое, что выходит за рамки его личной судьбы.



Литература



1. Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968. С. 213-214, 223, 225-228.
2. Коллизия. Конфликт // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т.
Т. 3. М., 1966. С. 656-658, 716.
3. Лермонтов М. Ю. Маскарад.
4. Эйхенбаум Б. Драмы Лермонтова // Эйхенбаум Б. Статьи о Лермонтове.
М.-Л., 1967.
-----------------------
[1] Коллизия. Конфликт //Краткая литературная энциклопедия: В 9т. Т. З. М.,
1966.

[2] Б. М. Эйхенбаум. Статьи о Лермонтове. Стр. 215.
[3] Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968.
[4] Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968
[5] Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968
[6] Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968





Новинки рефератов ::

Реферат: Бауманская улица (История)


Реферат: Эволюция цветка (Биология)


Реферат: Морской флот СССР в годы Великой Отечественной войны (История)


Реферат: Греческие игры (Искусство и культура)


Реферат: Теория политических решений (Политология)


Реферат: Социальная помощь личности (Социология)


Реферат: Социокультурный подход к анализу общества (Социология)


Реферат: Город Муром во второй половине 20 века (История)


Реферат: Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга (Педагогика)


Реферат: Гражданское право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Расходы федерального бюджета РФ, их состав, структура, динамики в 90-е годы (Финансы)


Реферат: Power Point 2000 (Программирование)


Реферат: История музыки (Музыка)


Реферат: Общество как социокультурная система (Социология)


Реферат: Теория юридических фактов (Теория государства и права)


Реферат: Автоматизация учета продажи товаров в ООО "Мастер-СД" (Компьютеры)


Реферат: Пражская наступательная операция Великой Отечественной войны (История)


Реферат: Дыхательная система человека (Биология)


Реферат: Религия и её роль в жизни (Мифология)


Реферат: Древний Египет (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист