GeoSELECT.ru



Административное право / Реферат: Административное право (Административное право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Административное право (Административное право)



ВОПРОСЫ
Для подготовки к экзамену по курсу «Административное право»

Билет 1:
1. Исполнительная власть и государственное управление
2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
Билет 2:
1. Предмет и метод административного права
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере ВЭД
Билет 3:
1. Система административного права
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере иностранных дел
Билет 4:
1. Нормы административного права
2. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие,
доказательство, участники, сроки
Билет 5:
1. Административно-правовые отношения
2. Понятие и виды государственных служащих
Билет 6:
1. Источники административного права
2. Понятие государственной службы
Билет 7:
1. Граждане, как субъекты административного права
2. Порядок наложения административных взысканий
Билет 8:
1. Иностранцы и лица без гражданства, как субъекты административного права
2. Судебное обжалование неправомерных действий должностных лиц, нарушающих
права граждан
Билет 9:
1. Способы обеспечения законности в сфере деятельности исполнительной
власти
2. Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву
Билет 10:
1. Понятие и виды органов исполнительной власти
2. Прохождение государственной службы
Билет 11:
1. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти
2. Понятие и виды методов управления
Билет 12:
1. Система федеральных органов исполнительной власти
2. Требования, предъявляемые к актам органов исполнительной власти
Билет 13:
1. Администрация Президента РФ
2. Правовые акт управления
Билет 14:
1. Правительство РФ
2. Пресечение по административному праву
Билет 15:
1. Аппарат Правительства РФ
2. Принуждение по административному праву
Билет 16:
1. Система органов исполнительной власти республик в составе РФ
2. Виды административных взысканий
Билет 17:
1. Система органов исполнительной власти края, области в составе РФ
2. Способы замещения государственных должностей
Билет 18:
1. Административно-правовой статус общественных объединений
2. Государственная должность
Билет 19:
1. Основы правового положения государственного служащего
2. Административный договор
Билет 20:
1. Формы управления
2. Административно-предупредительные меры
Билет 21:
1. Виды правовых актов управления
2. Административный проступок
Билет 22:
1. Понятие и особенности административной ответственности
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в области народного
хозяйства
Билет 23:
1. Система административного права
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере административно-
политической деятельности
Билет 24:
1. Принципы административного права
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в культурной сфере
Билет 25:
1. Административный процесс
2. Субъекты органов исполнительной власти и их полномочия в сфере
управления наукой
Билет 26:
1. Субъекты органов исполнительной власти и их полномочия в сфере
социальной защиты населения, труда и занятости
2. Субъекты органов исполнительной власти и их полномочия в сфере
управления здравоохранением и образованием



Билет 1

1. Исполнительная власть и государственное управление
В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная
власть организационно и институционально подразделяется на три относительно
самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В
соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые
взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно
действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть
лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая
может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом.
Лидирующая роль принадлежит представительным органам.
Исполнительная власть должна быть подзаконной. Её главное предназначение –
исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти
находится большая сила – чиновничий аппарат, силовые министерства и
ведомства. Всё это составляет объективную основу для возможной узурпации
всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.
Поэтому в демократическом государстве формирование и порядок деятельности
административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть
чётко урегулированы юридическими нормами. Административное законодательство
является правовой основой построения и эффективного функционирования самой
большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата
– исполнительной власти.
В законодательстве и юридической литературе как очень близкие используются
понятия: исполнительная власть, государственное управление, государственная
администрация, административная власть. Эти понятия связаны с властной
деятельностью, которая осуществляется под руководством более высокой власти
(парламента, монарха и т.д.). Но их смысл не совпадает полностью.
Управление – это деятельность, администрация – основной субъект этой
деятельности, власть – главный способ её (деятельности) осуществления.
Понятие «государственное управление» прежде всего, раскрывает содержание
властной деятельности, понятие «государственная администрация» связано с её
субъектом. Понятия «административная власть» и «исполнительная власть» не
идентичны, но оба соединяют субъектов, деятельность и методы воздействия,
часто под ними понимают только власть. Все эти названия связаны с понятием,
которое включает в себя три основных признака: управленческий
(исполнительный, административный) аппарат (совокупность служащих,
органов), выполняемую им деятельность (управленческую, исполнительную,
административную) и используемую им при этом управленческую (исполнительно-
распорядительную, административную) власть.



2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть
производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные
только ей задачи, документы и другие особенности.
Производство состоит из 4 частей (стадий), а на каждой стадии существуют
этапы - группы взаимосвязанных действий:
1)Административное расследование (формальные моменты процедуры): а)
возбуждение дела; б) установление фактических обстоятельств; в)
процессуальное оформление результатов расследования; г) направление
материалов для рассмотрения по подведомственности.
2)Рассмотрение дела (сбор и анализ информации): а) подготовка дела к
рассмотрению и слушанию;
анализ собранных материалов, обстоятельств дела; б) принятие постановления;
в) доведение постановления до сведения.
3)Пересмотр постановления (проделанная работа фиксируется в документе): а)
обжалование (опротестовывание) решения; б) проверка законности
постановления; в) вынесение решения; г) реализация решения.
4)Исполнение постановления: (материалам дается ход): а) обращение
постановления к исполнению; б) фактическое исполнение; в) окончание
исполнения (дела).



Билет 2

1. Предмет и метод административного права
АП – самостоятельная отрасль правовой системы РФ, которая опутывает
человека с момента его рождения вплоть до его смерти на протяжении всей
жизни. В советское время право систематизировалось по предмету и методу, на
Западе в развитых странах первоначальное деление права имело иной характер
(от римских юристов – на частное и публичное). В СССР всё право считалось
публичным. Сейчас нами перенят западный способ деления права, и АП в
соответствии с ним относится к публичному и только следующая ступень
деления права (внутри подсистемы публичного права) по предмету и методу.
Предмет данной отрасли права – это совокупность однородных общественных
отношений, т.к. в самом общем виде можно сказать, что АП – это
управленческое право, то регулирует оно отношения, возникающие в ходе
формирования и функционирования государственной администрации, обслуживает
сферу государственного управления, т.е. регулирует управленческие
отношения.
Признаки управленческих отношений: а) управление рассматривается как
функция всех систем, в т.ч. и социальных; б) управление обеспечивает
взаимодействие элементов в системе (оказывает упорядочивающее воздействие
на эти элементы); в) наличие 2-х элементов – субъекта и объекта управления;
г) управление может быть как внутрисистемным, так и внесистемным, различают
внутри- и внешнеорганизационные отношения в АП и, соответственно, в
управлении (социальном управлении объект воздействия – поведение людей); г)
властные полномочия субъекта управления; д) наличие специального субъекта –
органа государства, осуществляющего управленческую деятельность.
В СССР государство вмешивалось во все стороны жизни общества, и не было
органов власти – только органы управления. В РФ нет органов
государственного управления, есть 3 ветви власти, хотя все они занимаются
управлением. Изменились отношения между властью и гражданами (если в
советское время основным приоритетом была действующая идеология и её
институты, то сейчас, основной охраняемый приоритет – наши права, и
гражданин вправе предъявить иск даже государству в случае ущемления его
прав). Изменились экономические отношения, появились различные формы
собственности: т.о., поменялся субъект управления, сократилась сфера
управления, поменялось содержание управления и появились новые правовые
отношения.
АП – отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере
деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и
функций, а также внутриорганизационные управленческие отношения,
возникающие в остальных органах государства. Предмет правового воздействия
определяет специфику метода регулирования. Человек – существо общественное.
Совместная деятельность предполагает управление. Управленческие отношения
существуют постольку, поскольку существует человеческое общество.
Управление предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой,
а часто и подчинение одного лица другому, юридически оформляется
неравенство, этим объясняются особенности административно-правового метода.
Главные признаки метода АП: а) юридическое положение сторон: юридическое
неравенство, асимметрия субъектов управленческих отношений, что связано с
подчинением одной стороны другой, которое может быть а) линейным
(«начальник – подчиненный»), б) функциональным («инспектор –
контролируемый»); б) юридические факты: АП отношения чаще всего возникают в
связи с событиями, односторонними волеизъявлениями; в) права и обязанности
субъектов административных правоотношений: нормами точно определяются права
и обязанности сторон; г) защита прав и интересов субъектов правоотношений:
в основном права участников, споры между ними решаются: в административном
порядке ( управляющим субъектом) или в судебном порядке.
В АП возникает административно-правовой режим регулирования. Правовой режим
ориентирован на способы правового регулирования: дозволение (гражданское
право), запрещение (уголовное право), обязывание (АП строится на нём).



2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере
внешнеэкономической деятельности
Общая компетенция: Статья 71 КРФ: «В ведении Российской Федерации
находятся: … к) внешняя политика и международные отношения Российской
Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и
мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; …».
Полномочия Президента РФ: Статья 86 КРФ: «Президент Российской Федерации:
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; б)
ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные
грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей».
Полномочия Правительства РФ: Статья 114 КРФ: «1. Правительство Российской
Федерации: … д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны,
государственной безопасности, реализации внешней политики Российской
Федерации; …».
Разграничение компетенции: Статья 72 КРФ: «1. В совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: … о)
координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской
Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации».
Смысл государственного управления в сфере ВЭД регулируется ФЗ “О
государственном регулировании внешнеторговой деятельности” № 157-ФЗ от
13.10.95 г.
Механизмы функционирования органов ИВ: Министерство иностранных дел РФ
(Указ Президента РФ № 271 от 14.03.95 г.) и Министерство экономического
развития и торговли РФ (переданы функции Министерства РФ по делам СНГ),
Министерство ЭРиТ РФ (переданы функции Министерство торговли РФ и
Федеральной служба России по валютному и экспортному контролю). Положение о
Министерстве ЭРиТ РФ не принято.



Билет 3

1. Система административного права
АП – целостная система правовых норм и институтов, объединенные общим
предметом, целью, принципами и методом регулирования, согласованные друг с
другом, опирающиеся на единые определения, использующие единую
терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной
юридической силы (общих и специальных) и в целом отрасль создает
специфический (административно-правовой) режим регулирования, который
строится на обязывание как способе правового регулирования.
Система АП делится на общую и особенную части. Общая – нормы, охватывающие
управление в целом, а особенная состоит из норм, действующих в пределах
отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана
общественного порядка и др.).
В общую часть входят пять групп институтов (подотраслей): а) регулирующих
административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);
б) регулирующих основы организации и деятельности исполнительной власти
(аппарата государственного управления); в) регулирующих административно-
правовой статус негосударственных организаций; г) обеспечивающих законность
деятельности исполнительной власти; д) регулирующих принуждение по
административному праву.
В особенной части АП четыре подотрасли, объединяющие нормы: а) регулирующие
обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-
политическую деятельность; б) регулирующие организационно-хозяйственную
деятельность государственной администрации; в) регулирующие ее социально-
культурную деятельность; г) регулирующие деятельность государственной
администрации по организации и осуществлению политических, экономических и
иных связей с другими странами (внешних связей).
АП – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что
предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений. АП
– самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в
которой не участвовала бы государственная администрация.
Вокруг АП группируются финансовое, земельное, экологическое право, т.е. оно
стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют
управленческие отношения и в которых широко используется административно-
правовой метод регулирования.



2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере иностранных дел
Общая компетенция: Статья 71 КРФ: «В ведении Российской Федерации
находятся: … к) внешняя политика и международные отношения Российской
Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и
мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; …».
Полномочия Президента РФ: Статья 86 КРФ: «Президент Российской Федерации:
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; б)
ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные
грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей».
Полномочия Правительства РФ: Статья 114 КРФ: «1. Правительство Российской
Федерации: … д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны,
государственной безопасности, реализации внешней политики Российской
Федерации; …».
Разграничение компетенции: Статья 72 КРФ: «1. В совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: … о)
координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской
Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации».
Смысл государственного управления в сфере ВЭД регулируется Положением о
Министерстве иностранных дел РФ (Указ Президента РФ № 271 от 14.03.95 г.) и
Положением о консульском учреждении РФ (Указ Президента РФ № 1330 от
05.11.98 г.).



Билет 4

1. Нормы административного права
Административно-правовая норма – это правило поведения, устанавливаемое и
охраняемое государством и регулирующее отношения, возникающие в сфере
функционирования исполнительной власти по поводу реализации её задач и
функций, а так же внутриорганизационные отношения, возникающие в сфере
деятельности других органов. Норма права, в т.ч. и административного, – это
сердцевина механизма правового, в т.ч. и административно-правового,
регулирования. Механизм правового регулирования есть совокупность
соответствующих правовых средств, с помощью которых государство
воздействует на общественно-правовые отношения (законы, НПА, индивидуальные
акты, правоотношения, правовая культура и правосознание).
Функции административно-правовой нормы: а) АПН обеспечивает организацию и
упорядоченность общественно-правовых отношений; б) АПН определяют вариант
должного поведения субъекта правоотношений; в) АПН предназначены для
эффективного функционирования органов исполнительной власти; г) АПН
обеспечивают прочный правовой режим в деятельности органов исполнительной
власти; д) АПН несут двойную нагрузку и бывают: правоисполнительными
(устанавливаются самими субъектами исполнительной власти, а не
законодательными органами) и правоустановительными (устанавливаются
законодательными органами и охраняются своими санкциями – КобАП).
Виды административно-правовой нормы: Существует несколько классификаций: а)
в зависимости от их функционального назначения нормы подразделяются на
нормы материальные и процессуальные (в АП, в отличие от гражданского,
процессуальные нормы не обособлены, кроме норм применения взысканий, а
значит, они ещё не сформировались в качестве самостоятельной части); б) в
зависимости от содержания их делят на обязывающие, уполномочивающие,
запрещающие, стимулирующие и рекомендательные; в) в зависимости от адресата
их делят на нормы, адресованные гражданам, органам исполнительной власти,
общественным объединениям; г) в зависимости от территориальной
принадлежности – на федеральные, субъектов федерации и органов местного
самоуправления; д) по характеру регулирования различают общие, отраслевые и
межотраслевые.
Реализация административно-правовых норм: Существует 3 формы: соблюдение
(не требует вмешательства государства – соблюдение незаметно, все граждане
их соблюдают), исполнение (знают и исполняют) и применение (знают и обязаны
выполнять, под угрозой принуждения).
Структура Административно-правовой номы: гипотеза, диспозиция и санкция.
Надо иметь в виду, что административно-правовая норма – это не есть статья
нормативного акта. Существует 4 формы изложения норм в статьях нормативных
актов: а) при установлении определённых норм в одной статье находятся и
гипотеза, и диспозиция, и санкция; б) санкция нескольких правовых норм
выделяется в отдельную часть и относится не к одной статье, а к нескольким
(правила однотипны); в) смешанно-выборочная - в одном акте устанавливается
несколько правил, за нарушение которых устанавливается несколько санкций
(Правила пользования транспортом); г) отсылочная - санкция изложена в
другом нормативном акте (АПН содержит дисциплинарные санкции).
Действие нормы во времени: Во времени - дата вступления нормы в силу (ФЗ “О
порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат ФС” № 5-ФЗ
14.06.94 г.: НПА вступают в силу после 10 дней со дня опубликования, если
иное не оговорено; Указ Президента РФ “О порядке опубликования и вступления
в силу актов ПРФ, Правительства РФ, НПА ФОИВ” № 763 от 23.05.96 г.:
подлежат обязательному опубликованию в течение 10 дней, кроме содержащих
государственную тайну).
Прекращение действия нормы: а) отмена (издается акта, отменяющего действие
нормы); б) фактическая замена (принятие новой нормы, заменяющей старую); в)
истечение срока (срочная норма). Пределы прекращения действия старой нормы:
переживание нормы - старая норма продолжает регулировать отношения, которые
возникли на ее основе и после вступления в силу новой нормы; немедленное
прекращение - прекращает действия на все отношения ей регулируемые, с даты
утраты ею юридической силы; досрочное прекращение - прекращает действия на
правоотношения, впоследствии регулируемые нормой с обратной силы.



2. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие,
доказательства, участники, сроки
Производство по делам об АПН тесно связано с гражданским процессом, т.к.
жалоба на постановление о привлечении к АО рассматривает по ГПК.
Доказательства: Ими в производстве по АПН являются фактические данные,
информация, которые устанавливаются основания дела. Доказательства могут
быть использованы в производстве, если они получены в порядке и из
источников, предусмотренных законом. Доказательства делят на прямые и
косвенные, обвинительные и оправдательные и т.д. Для административного
процесса доказательства делятся в зависимости от источника сведений:
показания или объяснения различных лиц, чаще участников производства;
вещественные доказательствава и документы (материальные носители
информации); непосредственные наблюдения лиц, уполномоченных расследовать
административные проступки.
Участники производства по делам об АПН: компетентные органы и должностные
лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые
документы, определяющие движение и судьбу дела; субъекты, имеющие личный
интерес в деле (потерпевший, привлекаемый к ответственности); лица и
органы, содействующие осуществлению производства (свидетели, эксперты и
т.д.).
Сроки производства об АПН: а) размер срока - в большинстве случаев КобАП
четко устанавливается сроки (час, сутки, неделя), иногда встречаются
неопределенные сроки (ст. 238 КобАП); б) с какого момента течет срок -
начало течения срока обычно связано с каким-нибудь юридическим фактом
(получение повестки), когда срок исчисляется днями и больше, его течение
начинается с 00.00, административный арест начинается с того часа, когда
виновный помещен под стражу; в) правила определения окончания сроков -
сроки определяют время, в которое должны быть совершены определенные
действия, если действие не завершено, в порядке исключения восстанавливают
сроки (ст. 268).
Общие и специальные сроки (ст. 257 КобАП): дела об АПН рассматриваются в 15-
дневный срок со дня получения протокола о совершении правонарушения. 2 и 3
части статьи устанавливают специальные сроки.
По юридическому значению сроки делятся на: а) процессуальные (совершение
строго определенных процессуальных действий); б) давностные сроки
(привлечение к АО, исполнение постановления, погашение наложенного
взыскания) если давность истекает, дело прекращают; в) принудительные сроки
(время осуществления отдельных мер административного принуждения),
устанавливаются законом или иным НПА.
Подведомственность дел по АП: Различают: а) общую подведомственность; б)
специальную подведомственность; в) видовую подведомственность (органа,
который рассматривает дело (инспекция и т.д.)); г) территориальная
подведомственность (конкретно орган данного вида либо по месту совершения
ПН, либо по месту жительства гражданина); д) должностная подведомственность
(ДЛ конкретного органа).
Стадии производства по делам: расследование дела; рассмотрение дела;
пересмотр постановления; исполнение постановления (при ускоренных
производствах все стадии “сливаются” в один процесс).
Дела об АП рассматриваются Административными комиссиями при местных
администрациях; главами поселковых и сельских администраций; районными,
городскими комиссиями по борьбе с пьянством; районными, городскими по делам
несовершеннолетних; районными городскими судами; ОВД; органами
государственных инспекций. Принятие постановления: Дается окончательная
оценка, определяется мера воздействия: о наложении административного
взыскания либо о прекращении делопроизводства. Решение - юридический
властный акт оформленный в соответствии с требованием закона и содержащий
определенные реквизиты (наименование органа и должностного лица принявшего
акт; время и место принятия; данные о нарушителе; время, место и сущность
нарушения; норма права, предусматривающая ответственность; характер решения
(вид и размер взыскания)).



Билет 5

1. Административно-правовые отношения
АПО - это отношения, возникающие в сфере деятельности органов
исполнительной власти по поводу выполнения её задач и функций, а также
некоторые внутриорганизационные отношения в других органах, урегулированные
нормами административного права. Все правовые отношения, в т.ч. и АПО,
переводят нормы права в реальную действительность, в силу чего они вторичны
по отношению к нормам права, т.к. они реализуют действия правовой нормы и
определяют права и обязанности субъектов АПО, которые должны быть
взаимоувязаны. Важно, что у одной стороны не могут быть только права, а у
другой – лишь обязанности.
Признаки АПО: а) АПО – это властные отношения; б) АПО отличаются публично-
правовым характером (государство и его органы); в) Один из субъектов АПО
обязательно является органом ИВ; г) АПО всегда являются организационными
отношениями (т.к. на органы ИВ возложена функция реализации закона); д)
АПО, как правило, возникают по велению одной из сторон, согласие второй
стороны необязательно; е) в АПО ответственность наступает не перед другой
стороной, как в гражданском праве, а перед государством в целом.
Виды административных правоотношений: а) по субъектам отношений их
подразделяют на отношения вышестоящего органа ИВ с нижестоящим органом,
отношения между органами ИВ и негосударственными объединениями, отношения
между органами ИВ и другими органами государства (прокуратура,
законодательные органы) и отношения между органами ИВ и органами МСУ; б) по
сфере действия их подразделяют на внутри- и внешнеорганизационные
отношения; в) по выполняемым функциям эти отношения могут быть
классифицированы на материальные и процессуальные; г) исходя из положения
субъектов правоотношений выделяют вертикальные и горизонтальные
(административно-правовой договор).
Основаниями возникновения АПО являются юридические факты – действия
(результат нашего волеизъявления) и события (независимо от нашей воли).
Состав АПО: а) субъекты (стороны) - государственные органы, органы МСУ
коммерческие организации, физические лица (граждане РФ, иностранные
граждане и апатриды); б) содержание (правах и обязанностях сторон); в)
объекты (право не воздействует на вещи, а может влиять лишь на наше
сознание и через сознание – единственным объектом АПО является поведение
людей(.



2. Понятие и виды государственных служащих
Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке,
установленном законом, обязанности по государственной должности
государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет
средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта
РФ.
Признаки госслужащего: а) гражданин РФ; б) замещает государственную
должность в государственном органе (работа в ГУП и КП не является
государственной); в) замещает в таком органе должность государственной
службы; г) выполняет обязанности, определяемые данной должностью; д)
получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.
Существует несколько классификаций государственных служащих, ключевым
является деление в зависимости от характера полномочий: должностные лица,
оперативный состав (функциональные работники) и вспомогательный состав.
Должностные лица - государственные служащие, имеющие право совершать в
пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические
последствия (издавать правовые акты управления, подписывать денежные
документы, совершать регистрационные действия и т.д.). К ним относятся
также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят
деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним
обязательные к исполнению требования (руководители многих структурных
подразделений органов управления). Должностные лица, совершающие
юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми,
наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее
широкими властными полномочиями обладают руководители государственных
органов, предприятий, учреждений и организаций, которые принимают решения
по различным вопросам их деятельности, а также меры поощрения и
дисциплинарной ответственности к подчиненным им работникам:
а) представители административной власти - должностные лица, имеющие право
предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и
применять меры административного воздействия к органам и лицам, не
находящимся в их подчинении (главные санитарные врачи, работники милиции и
др.);
б) особую группу должностных лиц составляют граждане, не состоящие на
государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие
юридические последствия нотариусы.
Оперативный состав (функциональные работники) - это государственные
служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного
органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты государственных
органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-
властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически
властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы
служащих позволяют им выполнять работу, связанную с подготовкой решений,
проработкой вопросов, требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся
экономисты, юрисконсульты и др.
К должностным лицам по рассматриваемому признаку относятся государственные
служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие государственные
должности, а также руководители учреждений и организаций; к оперативному
составу – занимающие младшие государственные должности (референты 1, 2 и 3
класса). Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от
аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся (врачей,
преподавателей и др.). Отдельные служащие этой категории уполномочены, на
основе специальных знаний, совершать действия, влекущие юридические
последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки
нетрудоспособности, рецепты на бесплатное получение лекарств).
Вспомогательный состав - государственные служащие, служебная деятельность
которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические
последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Их обязанности
и права определяются задачами обеспечения служебной деятельности
должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых
для выполнения ими служебных функций (технические секретари и т.д.). В
обязанности служащих данной группы может входить совершение действий,
имеющих юридическое значение (регистрация поступающих жалоб).



Билет 6

1. Источники административного права
Источники АП – акты государственных органов, в которых содержатся
административно-правовые нормы. Существует значительное количество чисто
административно-правовых источников, но много и смешанных, многоотраслевых
актов, которые одновременно содержат нормы разных отраслей права
(административного и уголовного, административного и гражданского).
Источники АП можно поделить на несколько типов:
1) Законодательные акты федеральных органов:
1. Конституция (Основной закон) РФ - Определяет основы формирования и дает
понятие об административно-правовом законодательстве и формировании
административных органов (ст. 71, 73, 77, 110, 117);
2. Кодексы РФ;
3. Федеральные конституционные законы РФ;
4. Федеральные законы РФ;
5. Декларации, положения, постановления и другие акты Федерального Собрания
РФ.
2) Подзаконные федеральные акты:
1. Указы, распоряжения Президента РФ («Указ о системе федеральных органах
исполнительной власти», «Указ о структуре органов исполнительной власти»,
Указами президента утверждаются положения о министерствах);
2. Постановления, распоряжения Правительства РФ (ключевой вид источников
административного права – «О лицензировании отдельных видов деятельности»
от 24.12.94 г., Постановлениями утверждаются положения о министерствах,
подчиняющихся правительству, а также правила и положения, являющиеся
административными источниками);
3. Приказы, постановления министерств и других центральных федеральных
органов;
4. Приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов
исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений.
3) Законодательные акты субъектов РФ:
1. Конституции, уставы субъектов РФ;
2. Законы субъектов РФ.
4) Подзаконные акты субъектов Федерации:
1. Указы, распоряжения Президентов (губернаторов);
2. Постановления, распоряжения правительств субъектов РФ;
3. Приказы, постановления министерств субъектов РФ;
4. Приказы, постановления иных органов субъектов РФ, руководителей
предприятий, учреждений субъектов РФ.
5) Акты местного самоуправления.
6) Союзные акты (акты органов бывшего СССР):
1. Кодексы и законодательство СССР (Воздушный кодекс, Кодекс торгового
мореплавания и др.);
2. Указы Президиума Верховного Совета СССР («О порядке рассмотрения
предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12.04.68 г., «Об утверждении
Положения об административном надзоре органов милиции за лицами,
освобожденными из мест лишения свободы» от 26.07.66 г. и др.);
3. Постановления и распоряжения Совета Министров СССР;
4. Приказы, постановления, инструкции министерств, государственных
комитетов и других центральных органов СССР.
7) Международные акты, которые в соответствии со ст. 15 КРФ «Общепризнанные
принципы и нормы международного права и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью ее правовой системы». Международными
актами регулируются, некоторые вопросы безвизового пересечения границ,
таможенного контроля, дорожного движения.



2. Понятие государственной службы
Государственная служба - профессиональная деятельность государственных
служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Это
центральный институт АП.
В РФ правовой основой государственной службы является: Конституция РФ; КЗОТ
РСФСР; ФЗ «Об основах государственной службы РФ» от 31.07.95 г. № 119-ФЗ;
Указ Президента РФ «О государственных должностях в РФ» от 11.01.95 г. №
32; Указ Президента РФ «О реестре государственных должностей федеральных
государственных служащих» от 11.01.95 г. № 33; ФЗ «О воинской обязанности и
воинской службе» от 28.03.98 г. № 53-ФЗ; ФЗ «О статусе военнослужащих» от
27.05.98 г. № 76-ФЗ; Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от
24.06.93 г. № 5238-1.
Виды государственной службы (в зависимости от нескольких критериев):
Принцип федерализма - вся государственная служба делится на: а) федеральную
государственную службу (ст.71 КРФ); б) государственная служба субъектов
РФ. В совместном ведении РФ и субъектов находится только кадры судебных и
правоохранительных органов (утверждение судей - прерогатива президента РФ);
Принцип разделения властей: служба в органах представительной,
исполнительной и судебной власти; Иногда ГС делят на: гражданскую и
милитаризованную.
Существует два понимания ГС: госслужба - аппарат; госслужба - все, вплоть
до государственных предприятий.
Госслужба строится на принципах: 1) правовые: а) принцип верховенства КРФ и
ФЗ над иными НПА при исполнении государственными служащими должностных
обязанностей; б) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина; в)
принцип единства системы государственной власти и разграничения предметов
ведения и полномочий между РФ и субъектами; г) принцип разделения властей;
д) принцип равного доступа к государственной службе. 2) организационные: а)
принцип обязательности решений для государственных служащих, принятых
вышестоящими органами; б) принцип единства основных требований
предъявляемых к госслужбе; в) принцип профессиализма и компетенции
госслужащих; г) принцип гласности; д) принцип ответственности за
принимаемые решения и неисполнение служебных обязанностей; е) принцип
внепартийности госслужащих, отделение религиозных объединений от
государства; ж) принцип стабильности кадров государственных служащих.
Каждое государство заинтересовано, чтобы состав чиновников был стабилен,
поэтому во всех системах есть деление на политических служащих (которые
следуют судьбе своей политической деятельности) и карьерных (стабильный
круг служащих, не меняются при перемене власти).



Билет 7

1. Граждане как субъекты административного права
Для характеристики административно-правового статуса физических лиц важны
такие понятия, как административная правоспособность и административная
дееспособность.
Вступить в АПО может лишь лицо, обладающее административной
правоспособностью. Исходя из определения правоспособности вообще как
способности гражданина иметь права и нести обязанности, административную
правоспособность (АПС) можно определить, как способность гражданина иметь
административные права и нести административные обязанности. АПС возникает
с момента рождения гражданина и прекращается его смертью. В соответствии со
ст.19 КРФ все граждане обладают равным объёмом прав и обязанностей:
«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к
религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также
других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по
признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной
принадлежности».
В отличие от АПС, административная дееспособность (АДС - способность
граждан приобретать административные права и обязанности), не может быть
одинакова у всех. Во-первых, она возникает с 18, а в некоторых случаях с 16
лет, а не с рождения, т.е. до 18 (16) лет граждане не обладают ДС, в т.ч. и
административной. Во-вторых, естественно, что ДС различна у разных лиц
(иностранцы, апатриды, больные психическими заболеваниями и т.д.). Кроме
того, определённые права могут быть приобретены гражданами в процессе
реализации своих конституционных прав: особой дееспособностью обладают
охотники, водители транспорта.
Правоспособность – это, прежде всего, права российских граждан: право на
участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих
представителей; право граждан на объединение (закон об общественных
объединениях - на принципах – добровольность, равноправие, самоуправление);
политические права граждан (на проведение митингов, демонстраций, шествий);
право граждан обращаться в государственные органы с заявлениями,
предложениями и жалобами; право на свободу и личную неприкосновенность
(ограничение возможно лишь по решению судебных органов); право на
неприкосновенность жилища; право на передвижение, выбор места проживания
(правила о регистрации – определённое ограничение); право иметь доступ,
передавать и производить информацию (ограничения этого права – закон от
23.07.93 г. «О государственной тайне»); право на возмещение вреда,
причинённого государственными органами и должностными лицами за счёт казны.
Обязанности: своевременно платить налоги; соблюдать закон; защищать
отечество, беречь историческое и культурное наследие и т.д. Т.о. баланс
прав и обязанностей с советских времён изменился в сторону прав.
Иностранные граждане и апатриды, по общему правилу, обладают теми же
правами, за некоторыми ограничениями (избирательное право, защита
отечества, поступление на государственную службу и т.д.).
Их правовой статус регулируется в основном НПА бывшего СССР (закон от
24.06.81 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР», «Правила
пребывания иностранных граждан в СССР», утверждённые СМ СССР в 1991 г.
Основные конституционные права и обязанности составляют фундамент
административно-правового статуса, в первую очередь, российских граждан.



2. Порядок наложения административных взысканий
Данный порядок регулируется главой 4 КобАП РСФСР «Наложение
административного взыскания». Эта глава закрепляет общие правила (принципы)
АВ: законность, целесообразность и своевременность (оперативность)
воздействия, сложение взысканий, налагаемых за совокупность нарушений
Законность - важнейший принцип юрисдикционной деятельности. Взыскание может
быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав
проступка. Проявления принципа целесообразности АВ - в индивидуализации
кары и экономии репрессии.
Обстоятельства, смягчающие ответственность: чистосердечное раскаяние
виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения или
добровольное возмещение вреда (устранение причиненного ущерба); совершение
правонарушения при сильном душевном волнении или при стечении тяжелых
обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной
женщиной или женщиной имеющей ребенка до 1 года. Перечень является
открытым.
Перечень отягчающих обстоятельств (закрыт): продолжение противоправного
деяния, несмотря на требования прекратить его; повторное в течение 1 года
совершение однородного правонарушения (ПН); вовлечение несовершеннолетнего
в ПН; совершение правонарушения группой лиц; совершение ПН в условиях
стихийного бедствия; совершение ПН в состоянии опьянения.
КобАП предусматривает альтернативы АО: при малозначительности
правонарушения виновный может быть освобожден от АО; лицо может быть
освобождено от АО с передачей материалов на рассмотрение общественности;
материалы об АПН военнослужащих, работников ОВД и т.д. передаются их
командирам для привлечения к дисциплинарной ответственности; дела лиц до 18
лет передаются в комиссии по делам несовершеннолетних.
Сроки давности АВ по истечению которых производство может быть не начато.
Это одно из проявлений принципа оперативности (своевременности) действий
АВ. Правило «РОКИ»: Р - размер срока; О - откуда считать; К - конечный
момент срока; И - имеющиеся изъятия из срока. В соответствии со ст.38 КобАП
АВ может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения
правонарушения. Начало срока - следующий день после совершения
правонарушения, конец срока - день, когда вынесено постановление о
наложении взыскания. Имеется 2 исключения: а) при неоконченном длящемся
правонарушении срок исчисляется со дня обнаружения; б) при отказе в
возбуждении уголовного дела, но при наличии признаков проступка - не позже
1 месяца со дня, следующего за днем отказа.
Наложение взысканий за множественность проступков: Признаки: а) наличие
нескольких самостоятельных составов нарушений; б) все противоправные деяния
совершаются одним лицом; в) каждое из деяний сохраняет свою юридическую
значимость на момент рассмотрения дела о последнем деликте.
Классификация: а) совокупность (новое нарушение до привлечения к
ответственности за другое нарушение); б) рецидив (новое нарушение после
привлечения к АО). Совокупность - идеальная и реальная. Идеальная
совокупность - это одновременное выполнение одним действием нескольких
составов нарушений. Реальная совокупность - система составов, выполненными
разными действиями, разновременно.



Билет 8

1. Иностранцы и лица без гражданства как субъекты административного права
По общему правилу они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же
обязанности, что и на граждан РФ. Но есть и отличия в их правосубъектности,
т.к. гражданство является важнейшим компонентом административно-правового
статуса личности. Его наличие или отсутствие серьезно влияет на
совокупность прав и обязанностей граждан. Ч.3 ст.62 КРФ гласит:
«Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и
несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ
или МНД РФ».
Основной формой закрепления особенностей правового статуса иностранцев и
апатридов является действующее законодательство РФ, а основной сферой, где
они устанавливаются, является сфера отношений граждан с ИВ.
Все особенности АП статуса иностранных граждан и апатридов можно разделить
по кругу лиц, на которых они распространяются, на общие, групповые и
индивидуальные. Для всех находящихся на территории РФ лиц, которые не
являются ее гражданами, законодательством установлены следующие общие
особенности ДС: а) они не могут быть государственными служащими, занимать
некоторые должности (Президента РФ, командира экипажа воздушного судна и
др.), работать в милиции; б) они не допускаются к деятельности, связанной с
государственной тайной; в) на них не распространяется воинская обязанность;
г) их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений
к ответственности могут привлекать только иностранцев и апатридов, только к
ним может применяться такое административное взыскание, как выдворение); д)
иностранные граждане и апатриды (за исключением граждан стран, с которыми
заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в РФ при
наличии разрешения (визы); е) они проживают и осуществляют свою
деятельность на основании специальных документов (видов на жительство,
заграничных паспортов и др.); ж) для них могут быть установлены ограничения
в передвижении и выборе места жительства, когда это необходимо для
обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, защиты
прав и законных интересов граждан; з) по территории, открытой для
иностранцев, они могут свободно передвигаться при условии уведомления об
этом ОВД или принимающей их организации, по прибытии в пункт назначения они
должны зарегистрировать свое временное пребывание в ОВД, гостинице или в
принимающей их российской организации; и) иностранные граждане могут
приобретать гражданское оружие по лицензиям, выданным ОВД на основании
ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются,
при условии вывоза ими оружия из РФ в течение 5 дней со дня приобретения;
к) выезд из РФ им может быть не разрешен при наличии обстоятельств,
установленных законодательством (интересы государственной безопасности,
привлечение к УО).
В настоящее время правовое положение иностранцев и лиц без гражданства
регулируется Законами РФ «О гражданстве РФ» от 28.11.91 г., Законом СССР «О
правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24.06.81 г.,
утвержденными Кабинетом Министров СССР 26.04.91 г. «Правилами пребывания
иностранных граждан в СССР», и рядом других российских и союзных актов.
Групповые особенности АП положения иностранных граждан и лиц без
гражданства обусловлены многими обстоятельствами: временем пребывания в РФ,
целью пребывания (туризм, учеба, служебные дела, поиски убежища и др.), из
какой страны прибыл иностранец и т.д.
По времени пребывания на территории России всех иностранных граждан и лиц
без гражданства можно поделить на: постоянно проживающих; временно
пребывающих; проезжающих через территорию РФ транзитом.
Для постоянного проживания требуется разрешение ОВД субъекта РФ. Лица,
желающие получить статус беженца, обязаны незамедлительно по прибытии
обратиться с ходатайством в орган миграционной службы субъекта РФ, а при
его отсутствии – в орган исполнительной власти. В случае регистрации
ходатайства лицо получает направление на временное поселение. Ст.19 Закона
РФ «О гражданстве РФ» закрепляет право лиц, постоянно проживающих в России
и не имеющих ее гражданства, ходатайствовать о приеме в гражданство РФ.
Временно прибывшие в РФ лица – проживают по своим заграничным паспортам. По
прибытии в пункт назначения заграничные паспорта в течение трех суток
представляются на регистрацию. От регистрации освобождены дипломаты,
туристы, совершающие круизы, члены экипажей морских и воздушных судов и ряд
иных лиц, названных в законе.
2. Судебное обжалование неправомерных действий должностных лиц, нарушающих
права граждан
Процедуры обжалования бывают 2 видов: судебное обжалование или специальная
жалоба.
Судебное обжалование: Судебный порядок обжалования основывается на
положениях КРФ (ст.63) и считается наиболее демократичным и надежным: судьи
свободны от ведомственных интересов и влияний, как правило, обладают
необходимой квалификацией для разбирательства дел и независимы от власти,
процедура судебного разбирательства наиболее приспособлена для выявления
истины, заявитель может лично участвовать в процессе, может защищать свои
интересы как равноправная сторона.
Ключевое значение имеет закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан» № 4866-1 от 27.04.93 г.
Обжалуются действия, в результате которых: а) нарушены права и свободы; б)
созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод; в) на
гражданина была незаконно возложена обязанность; г) гражданин был незаконно
привлечен к ответственности; д) гражданин вправе обжаловать бездействие
государственных органов и т.д. если возникли те же последствия. Закон
устанавливает альтернативу (ст.4): Гражданин вправе обратиться с жалобой к
вышестоящему ГО или ОМСУ.
По усмотрению гражданина жалоба подается в суд по месту его жительства,
либо в суд по местонахождению органа, объединения, должностного лица,
государственного служащего. Есть специфика для военнослужащих: они также
имеют право обратиться в порядке подчиненности; также вправе обратиться в
военный суд с жалобой на действия и решения органов военного управления и
воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы. Но в отличие от
общей жалобы, суд, приняв к рассмотрению жалобу, по просьбе
военнослужащего или по своей инициативе вправе приостановить действие
обжалуемого решения.
Сроки обращения с жалобой: Для обращения – 3 месяца со дня, когда
гражданину стало известно о нарушении его права или 1 месяц, со дня
получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего
органа. Пропущенные сроки могут быть восстановлены судом. Уважительные
причины для восстановления сроков: любые обстоятельства затруднившие
получение информации об обжалуемых действиях и решениях и их последствиях.
Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых
действий или решений возлагается законом на ГО, ОМСУ, общественные
организации и должностные лица. Гражданин освобождается от обязанности
доказывать незаконность обжалуемых действий решений, но обязан доказать
факт нарушения своих прав (защита личных интересов). Суд может признать
обжалуемое действие или бездействие незаконным и обязать удовлетворить
требования гражданина, отменить применяемые к нему меры ответственности,
либо иным путем восстановить нарушенные права. Установив обоснованность
жалобы, суд определяет ответственность тех субъектов, действия которых
привели к нарушению прав. Убытки, причиненные гражданину возмещаются в
порядке, установленным ГК РФ. Если действие или решение суд признает
законным, он отказывает в удовлетворении жалобы. Решение суда обязательно
на всей территории РФ, направляется гражданину не позднее 10 дней после
вступления в законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено суду
и гражданину не позднее чем в месячный срок.
Специальная жалоба: Признаки специальной жалобы: наличие специальных норм,
устанавливающие особый порядок рассмотрения; специальные основания для
обжалования, прямо названные в законе; четкое определение субъектов права
обжалования; специальные сроки подачи жалоб; процедурные особенности;
специальные сроки рассмотрения. Порядок рассмотрения специальной жалобы
устанавливается: ГПК, УПК, трудовым законодательством. Например, глава 22
КобАП определяет порядок обжалования и опротестования АПН.
Особенности и отличия от общей жалобы: а) СЖ может быть подана только лицом
привлеченным к ответственности, потерпевшим или адвокатом; б) может быть
только письменной; в) адресатом СЖ выступают вышестоящие органы; г) СЖ
должна быть направлена адресату в течение 10 дней со дня вынесения
постановления о наложении АВ; д) подача в установленный срок СЖ
приостанавливает исполнение постановления о наложении АВ; е) СЖ подается
через орган, вынесший постановление, который обязан в течение 3 суток
направить ее вместе с делом по подведомственности; ж) СЖ рассматривается
уполномоченным органом в 10-тидневный срок.


Билет 9

1. Способы обеспечения законности в сфере деятельности исполнительной
власти
Законность – это режим взаимоотношений граждан и организаций с субъектами
власти, который благоприятствует обеспечению прав и законных интересов
личности, её всестороннему развитию, формированию и развитию гражданского
общества, успешной деятельности государственного механизма. Такой режим
необходим во всех областях социальной жизни, но особую значимость он имеет
в сфере деятельности ИВ. Принцип законности в АП состоит из двух
взаимосвязанных обязанностей: действовать в соответствии с законом и
проявлять инициативу для обеспечения выполнения закона.
Реализация законности предполагает наличие системы её гарантий. Среди них
различают:
1) Общие условия (предпосылки): а) политические предпосылки: режим
демократии, гласности, реального разделения властей, существования
независимых СМИ и партий, децентрализации государственных структур); б)
экономические предпосылки: уровень благосостояния населения, фактическую
гарантированность экономической свободы граждан и организаций,
существование рынков товаров, капитала, труда); в) организационные условия:
организационная структура ИВ, квалификация служащих, эффективность системы
подготовки кадров); г) идеологические условия: своевременно осуществляемое
убеждение и умело организованное поощрение, правовая культура должностных
лиц и граждан, правосознание, основанное на признании абсолютной ценности
основных прав человека.
2) Специальные, организационно-правовые средства: а) наблюдение за
функционированием подконтрольных объектов, получении объективной информации
о выполнении ими правил и поручений, их состоянии посредством изучения
данных учёта, отчётов, проверки документов на месте, инвентаризаций,
ревизий, получения объяснений; б) анализ собранной информации, выявлении
тенденций, причин, разработке прогнозов; в) принятие мер по предотвращению
нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, несчастных
случаев, нецелесообразных действий и расходов; г) учёт конкретных
нарушений, выявление их причин и условий; д) пресечение противоправной
деятельности с целью недопущения вредных последствий, новых нарушений; е)
выявление виновных, привлечение их к ответственности в одних случаях – по
решению контролирующих органов, в других – по решению соответствующего
компетентного органа.
В зависимости от объёма контроля различают собственно контроль (когда
проверяется законность и целесообразность действий) и надзор
(ограничивающийся проверкой законности).
Контроль: Извне контроль за аппаратом ИВ осуществляется: Президентом РФ (К
РФ: ст.117: право на отставку Правительства РФ, ст.115: право отменять акты
Правительства РФ, ст.85: право приостанавливать действие НПА органов ИВ
субъектов РФ); законодательными органами (ФС РФ контролирует федеральные
ИО, а законодательные органы субъектов РФ – ИО соответствующих субъектов;
ГД РФ: даёт согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства
РФ, право выражения вотума недоверия, даёт оценку представляемому
Правительством РФ проекту бюджета, выслушивает ежегодные отчёты
Правительства РФ об исполнении бюджета за прошедший год); профсоюзами и
иными общественными формированиями.
В самом аппарате контроль осуществляется в различных организационно-
правовых формах: а) осуществление соответствующих полномочий субъектами
линейной власти (органы общей компетенции в отношении подведомственных им
органов и внутриведомственный контроль); б) осуществление соответствующих
полномочий субъектами функциональной власти (финансовый контроль и иные
виды вневедомственного контроля).
В настоящее время сложилось 4 вида надзора за исполнительно-
распорядительной деятельностью: а) прокурорский; б) судебный; в)
административный; г) конституционный надзор.
Усиление правосудия прежде всего должно расширяться путём судебного
контроля за законностью управленческих действий, дальнейшего развития
административной юстиции.
3) Побуждение к правомерному поведению, путем: а) поощрения; б)
принуждения: дисциплинарное, административное, гражданско-правовое и
уголовное. Все эти виды принуждения различаются основаниями и процедурами,
но все используются для защиты законности в сфере деятельности ИВ, и при
этом государственной администрации принадлежит ведущая роль.


2. Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву
Дисциплинарная ответственность - это наложение дисциплинарных взысканий
субъектами дисциплинарной власти на основе правовых норм на подчиненных им
членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные
правонарушения.
Особенности: а) наступает за дисциплинарный проступок, но может наступить и
за совершение иных правонарушений и даже порочащих действий; б) состоит в
применении карательных санкций - дисциплинарных взысканий; в) право на ее
осуществление принадлежит субъектам линейной власти; г) основания и порядок
наступления дисциплинарной ответственности регулируются различными
отраслями права, в данном случае - АП.
Среди дисциплинарных взысканий много морально-правовых санкций. Набор
дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов постоянных
организационных связей.
Дисциплинарное взыскание налагается приказом компетентного должностного
лица или решением коллегии. Приказ о наложении с указанием применения
объявляется виновному под расписку и вступает в силу немедленно.
Дисциплинарное взыскание считается снятым, если: а) истек 1 год давности;
б) лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности.
Материальная ответственность - это применение восстановительных санкций для
того, чтобы возместить причиненный имущественный ущерб. Наступает: а) если
государству причинен прямой, реальный ущерб; б) при исполнении служебных
обязанностей; в) противоправным деянием; г) виновно; д) между
противоправным деянием и наступившим ущербом имеется причинная связь.
АП регулирует МО только военнослужащих и аттестованных работников МВД
(Положение о материальной ответственности военнослужащих за ущерб,
причиненный государству). От дисциплинарной отличает: размером применяемых
санкций, которые зависят не от степени вины, а от размера наступившего
вреда; виновный может добровольно возместить причиненный вред; санкция не
может быть заменена мерами общественного воздействия.
Согласно Положения ущерб, если он причинен при исполнении, может быть
взыскан с любых военнослужащих, в т.ч. призванных на сборы военнообязанных,
курсантов военно-учебных заведений; лиц рядового и начальствующего состава
МВД.
Существует 3 вида материальной ответственности: ограниченная; повышенная;
полная.



Билет 10

1. Понятие и виды органов исполнительной власти.
Органы исполнительной власти: осуществляют исполнительно-распорядительную
деятельность; наделены оперативной самостоятельностью; как правило, имеют
постоянные штаты; образуются вышестоящими органами; подотчётны и
подконтрольны вышестоящим органам ИВ; их образование, структура, порядок
деятельности в основном регламентируются нормами АП.
Орган ИВ – это организационный коллектив, осуществляющий исполнительно-
распорядительную деятельность, наделённый оперативной самостоятельностью,
имеющий постоянный штат, образующийся вышестоящим органом, подотчётный и
подконтрольный вышестоящему органу исполнительной власти, образование,
структура и порядок деятельности которых регламентируется в основном
нормами административного права.
Отличие органов ИВ от предприятий (учреждений): у ОИВ может быть довольно
большой по численности обслуживающий аппарат, но он существует для того,
чтобы орган мог своевременно и качественно выполнять свои функции, аппарат
работает на орган, обслуживает его, создаёт ему условия для нормального
функционирования (внешнее управление вышестоящими органами). На предприятии
же иное: производственные подразделения производят необходимые для общества
материальные блага, а администрация создаёт условия для их нормального
функционирования. Предприятие (учреждение) в целом не выполняет
управленческих функций, ими занята специально организованная группа людей –
администрация (внутренне управление).
Административно-правовой статус ОИВ как статус коллективного субъекта
состоит из трёх блоков: а) целевого (нормы о целях, задачах, функциях,
принципах деятельности); б) организационно-структурного (правовые
предписания, регламентирующие: порядок образования, реорганизации,
ликвидации органа; его структуру; в) его линейную и функциональную
подчинённость); в) компетенция как совокупности властных полномочий
(планирования, контроля и т.д.) и подведомственности (иных государственным
органам, предприятиям и учреждениям, общественным объединениям, гражданам).
Виды органов исполнительной власти: а) в зависимости от бюджета из которого
финансируются ОИВ: федеральные ОИВ, ОИВ субъектов РФ, ОМСУ; б) по
организационно-правовому принципу организации и деятельности различают:
правительства, министерства, комитеты, службы, надзоры и т. д.; в) по
характеру компетенции различают: общей компетенции (Правительство РФ,
Правительства (и иные аналогичные органы) субъектов РФ), отраслевой
компетенции (министерства), межотраслевой компетенции (комитеты),
специальной компетенции (инспекции, службы); г) по порядку разрешения дел
различают: коллегиальные (правительство) и единоличные (министр).
Особенности: Правительство решает вопросы коллегиально и принимает
постановления; распоряжения же являются единоличными актами (на уровне
председателя или заместителя председателя Правительства) – индивидуальные
акты разового пользования. Принципиальное значение имеет перечень вопросов
рассматриваемых коллегиально и единолично.



2. Прохождение государственной службы.
В прохождении службы можно выделить обязательные и факультативные стадии.
Обязательные стадии:
1) Поступление (прием) на государственную службу: появление вакансии,
информирование о ней; подбор кандидатов; решение о приеме; вступление в
должность.
Таким правом обладают граждане не моложе 18 лет, имеющие профессиональное
образование и отвечающие определенным законом требованиям. При поступлении
гражданин представляет: личное заявление; документ, удостоверяющий
личность; трудовую книжку; документы, подтверждающие профессиональное
образование; справку из органов налоговой службы о предоставлении сведений
об имущественном положении

Новинки рефератов ::

Реферат: Статистика (Статистика)


Реферат: Анализ рассказа И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" (Литература : русская)


Реферат: Учет материалов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Холодная война (История)


Реферат: Сладкие холодные блюда, печенье из песочного теста (Кулинария)


Реферат: Музей Черноморского флота в г.Севастополе (История)


Реферат: Бизнес-план "Организация бильярдного клуба" (Менеджмент)


Реферат: Общий подход к реализации методики краткосрочного финансового планирования (Финансы)


Реферат: Воссоединение Украины (История)


Реферат: Нравы русского народа XIV – XVII век (История)


Реферат: Общая характеристика слабо развитого района. Латинская Америка (География)


Реферат: Медь. Серебро. Золото (Химия)


Реферат: Молодежные конфликты (Социология)


Реферат: Исследования химии в начале ХХ века (История)


Реферат: Вращающаяся печь 5х185 м для обжига клинкера по мокрому способу (Технология)


Реферат: Ислам (Религия)


Реферат: Ревизия денежных средств и расчетных операций (Аудит)


Реферат: Взгляд на Антропологическую концепцию психологии музыкального образования А. В. Тороповой (Психология)


Реферат: Половое воспитание и подготовка учеников к семейной жизни (Статеве виховання та підготовка учнів до сімейного життя) (Педагогика)


Реферат: Галилео Галилей (Физика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист