GeoSELECT.ru



Бухгалтерский учет / Реферат: Бухгалтерский учет на торговом предприятии (Бухгалтерский учет)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Бухгалтерский учет на торговом предприятии (Бухгалтерский учет)





План:


Введение

1. Общие правила и порядок проведения инвентаризации на предприятиях
оптовой торговли.
2. Оформление инвентаризационных материалов.
3. Определение и отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском
учете.
Нормируемые и ненормируемые потери.
Отражение в учете сумм недостач, хищений и потерь от порчи ценностей
Взаимозачет недостач одних товаров излишками других
Учет потерь в следствие естественной убыли.
Заключение



Введение
Для правильного руководства деятельностью торгового предприятия
необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и
достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением
хозяйственного (бухгалтерского) учета.
Одной из главных задач бухгалтерского учета товарных операций в
оптовой торговле является правильная организация учета, позволяющая
своевременно получать информацию о ходе поступления товаров, о выполнении
договорных обязательств поставщиками и покупателями продукции, о состоянии
товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации ценностей и контроле за их
сохранностью. При этом руководствуются следующими основными принципами:
- единство показателей бухгалтерского учета при реализации товаров
предприятиям розничной торговли, общественного питания или другому
оптовому предприятию;
- возможность получения оперативной учетной информации о
хозяйственной деятельности предприятия (например, за день);
- учет товаров и тары в соответствии с разделением материальной
ответственности по каждому лицу или бригаде согласно договору о
материальной ответственности;
- учет товаров и тары в натурально-стоимостном выражении; на оптовых
предприятиях товары учитываются по сортам, количеству, ценам и
стоимости, материально ответственное лицо отчитывается по товарам в
разрезе каждого наименования;
- единство оценки товаров при их оприходовании и списании в расход
(так, если товары были оприходованы по продажным ценам, то и
списываться они должны по этим же ценам).


Общие правила и порядок проведения инвентаризации на предприятиях оптовой
торговли.
Инвентаризация товаров и тары на складах торгового предприятия
проводится для проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей.
При этом выявляется соответствии фактического наличия товаров и тары на
момент инвентаризации их остатков по бухгалтерского учета.
Основными этапами инвентаризации являются:
1. Проверка фактического наличия товаров.
2. Документальное оформление результатов инвентаризации.
3. Принятие хозяйственных решений на основании результатов инвентаризации.
Согласно действующему Положению по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в РФ количество инвентаризаций в отчетном году и
сроки их проведения устанавливаются организациями самостоятельно и
отражаются в учетной политике, за исключением следующих случаев, когда
проведение инвентаризации обязательно:
- при смене материально ответственного лица (при коллективной материальной
ответственности – при уходе в отпуск бригадира и более половины членов
бригады);
- при установлении фактов краж, ограблений, хищений, порчи ценностей,
злоупотреблений, а также пожара, стихийных бедствий;
- при ликвидации, реорганизации предприятия, передаче имущества в аренду,
выкупе, продаже и других случаях, установленных законодательством.
Для проведения инвентаризации приказом руководителя создается
центральная постоянно действующая инвентаризационная комиссия,
возглавляемая руководителем предприятия или его заместителем. В состав
комиссии должны входить: главный бухгалтер, начальники структурных
подразделений или служб, представители общественности. Документ о составе
комиссии регистрируется в книге контроля, за выполнением приказов о
проведении инвентаризаций. Центральная инвентаризационная комиссия
осуществляет профилактическую работу по обеспечению сохранности ценностей,
инструктажи членов рабочих комиссий, организует проведение инвентаризаций,
контролирует правильность их проведения, осуществляет выборочные проверки и
повторные сплошные инвентаризации (при необходимости), контрольные проверки
правильности проведения инвентаризаций, проверяет правильное определение
результатов инвентаризации. Комиссия рассматривает также объяснения
материально ответственных лиц, допустивших недостачи (излишки), пересортицу
товаров или их порчу, вносит предложения об упорядочении приема, хранения и
отпуска товаров, улучшения их учета и контроля за сохранностью ценностей.
Снятие фактических остатков товаров и тары на складе, их сличение с
данными бухгалтерского учета проводится рабочей комиссией, назначаемой
приказом руководителя предприятия. В ее состав входят представитель
администрации предприятия или вышестоящей организации, товаровед, работник
бухгалтерии, представитель общественности и материально ответственное лицо.
Рабочая комиссия составляет сои заключения по выявленным недостачам и
излишкам, вносит предложения по улучшению порядка приема и отпуска товаров,
по улучшению учета и контроля за сохранностью, участвует в определении
окончательных результатов инвентаризации, проверяет правильность расчетов
естественной убыли (при наличии норм), зачета пересортиц товара.
Инвентаризационные комиссии несут ответственность за соблюдением
порядка проведения инвентаризации, ее своевременность, полноту и точность
внесения в описи данных о фактических остатках товаров и тары и их
потребительских признаках, правильное оформление инвентаризационных
материалов и своевременную сдачу их в бухгалтерию. За внесенные в
инвентаризационные описи заведомо неправильных данных с целью сокрытия
недостач или излишков ценностей виновные лица привлекаются к
ответственности в установленном законом порядке.
К началу инвентаризации бухгалтерия обязана закончить проверку и
обработку документов на складе, определить остатки на день инвентаризации
по каждому наименованию товара. При этом в местах хранения товары должны
быть уложены по наименованиям, сортам, размерам, ценам и тд в зависимости
от применяемого в организации способа хранения. На товары заранее должны
быть составлены ярлыки с необходимыми сведениями о количестве, массе, мере.
Рабочая комиссия перед началом инвентаризации должна опломбировать
подсобное помещение и другие места хранения товаров, имеющих отдельные
входы и выходы, проверить исправность весоизмерительных приборов, получить
от материально ответственных лиц последний товарный отчет, завизировать
его, поставив штамп «До инвентаризации», дату и подпись председателя
комиссии.
Материально ответственные лица до начала инвентаризации дают расписку
в том, что все документы по приходу и расходу ценностей к отчету приложены
и сданы в бухгалтерию, что не оприходованных или не списанных в расход
ценностей не имеется.
Комиссия при обязательном участии материально ответственных лиц
проверяет фактическое наличие товаров и тары по каждому месту хранения
ценностей в отдельности. Товары, находящиеся в разных изолированных
помещениях у одного материально ответственного лица, проверяют и оформляют
описями-актами отдельно, после чего вход в помещение пломбируют и комиссия
переходит в следующее помещение.
Инвентаризация товаров проводится в порядке расположения ценностей
путем их обязательного пересчета, перевешивания, перемеривания. При явной
нецелесообразности перевешивания или пересчета товаров, находящихся в
неповрежденных и пронумерованных кипах, ящики, бочках, допускается внесение
этих товаров в описи по специфике или маркировке, имеющейся на таре. В
описи это должно быть оговорено. Причем на менее 10% таких товаров, за
исключением тех, которые при распаковке могут испортиться, должно быть
подвергнуто обязательной выборочной проверке. При этом если в результате
такой проверки будут установлены расхождения со спецификацией или
маркировкой, то комиссия обязана полностью вскрыть все места и проверить
товар.
Вносить в описи данные об остатках товаров без проверки их наличия (по
данным учета или со слов ответственного лица) запрещается. При подготовке
большого количества весовых товаров отвесы фиксируются в специальных
ведомостях или книгах. После подсчета и сверки итогов с ответственными за
ценности лицом данные о качестве товара вносятся в инвентаризационную
опись. Массу товаров, хранящихся навалом, допускается определить путем
обмеров и технических расчетов. Ведомости отвесов и акты обмеров
прилагаются к описям.

Оформление инвентаризационных материалов.
Инвентаризационную опись товаров, материалов и тары составляют обычно
в двух, а при приеме-передачи – в трех экземплярах. На каждой странице
описи указывается общее количество натуральных единиц (шт., кг., и тд).
Исправления в описи должны быть оговорены и подписаны всеми членами
инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях
не допускаются незаполненных строк. В последних листах описей пустые строки
прочеркиваются. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и
материально ответственные лица.
В конце каждой описи материально ответственные лица оформляют расписку
следующего содержания: «Все ценности, поименованные в настоящей
инвентаризационной описи № по № , комиссией проверены в натуре в моем
присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной
комиссии не имею. Ценности перечисленные в описи, находятся на моем
ответственном хранении».
В случае смены материально ответственного лица в описи расписываются
работник, принявший ценности, и работник сдавший их.
Товары, поступившие во время инвентаризации, принимают материально
ответственные лица в присутствии членов комиссии и приходуются после
инвентаризации. Эти ценности оформляются отдельной описью «Материальные
ценности, поступившие во время инвентаризации». В данной описи указывают
поставщика, дату и номер приходного документа, на котором делается отметка
«После инвентаризации» со ссылкой на дату описи.
При длительном проведении инвентаризации на складе с письменного
разрешения руководителя товары со склада могут быть отпущены в присутствии
членов инвентаризационной комиссии и оформлены отдельной описью
«Материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». В расходном
документе делают соответствующую отметку.
Товары, находящиеся на складе на ответственном хранении (не
принадлежащие предприятию или поступившие на предприятие без
сопроводительных документов), инвентаризуются вместе с собственными и
оформляются отдельной описью, в которой делают ссылку на документ,
подтверждающий принятие товара на ответственное хранение.
На товары, находящиеся в пути, составляют отдельный акт, в котором по
каждой отправке указывают наименование и количество товара (по документам
бухгалтерского учета), дату отправки, перечень и номер отгрузочных
документов.
Отдельными описями оформляют наличие неходовых, залежавшихся и
неполноценных, пришедших в негодность товаров. Такие товары должны
храниться отдельно.
Тара записывается в описи по видам, целевому назначению и
качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и
тд). На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией
составляется акт на списание с указанием причин порчи.
В протоколе рабочей инвентаризационной комиссии отражают результаты
инвентаризации, проверки условий хранения и обеспечения сохранности
ценностей на складе, отмечают причины порчи товаров и виновных лиц,
предоставляют предложения по устранению недостатков, списанию недостач в
пределах естественной убыли, зачета пересортиц.
Первый экземпляр описей товаров и тары с их перечнем, контрольные
ведомости, ведомости отвесов, акты и расчеты обмеров, акты на бой, брак и
порчу товаров и другие инвентаризационные материалы передают в бухгалтерию
в день окончания инвентаризации. Протокол комиссии с другими документами
передают на рассмотрение центральной инвентаризационной комиссии.

Определение и отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
Результаты инвентаризации в 5 – 10-дневный срок должны быть
определены в бухгалтерии предприятия после проверки документов, цен, а
также таксировки описей по каждому наименованию товаров и тары в
количественно-суммовом выражении. Для этого сопоставляют данные
бухгалтерского учета с фактическим наличием товара и тары по описи. На
ценности, по которым выявлены расхождения, составляют сличительную
ведомость, в ней указываются наименования товара, номенклатурный номер,
количество и стоимость по учетным ценам, недостача или излишек. Такая же
сличительная ведомость составляется и по таре.
По недостачам, излишкам, пересортицам товаров (тары) материально
ответственные лица дают письменные объяснения, которые вместе со
сличительной ведомостью рассматриваются постоянно действующей центральной
инвентаризационной комиссией и руководителем предприятия.
Комиссия устанавливает характер недостач (излишков) и способ их
устранения.
Приказом МВЭС и торговли РФ от 19.12.97 установлено действие норм с
1997 года, поэтому списание потерь на издержки обращения возможно лишь в
том случае, если будут утверждены новые нормы естественной убыли, так как
согласно письму ГНС РФ от 24.09.97 № ВП-6-13/675 списание потерь товаров от
естественной убыли на издержки обращения в торговых организациях было
прекращено.

Нормируемые и ненормируемые потери.
Товарные потери возникают при транспортировке, хранении и отпуске
товаров. Они подразделяются на нормируемые и ненормируемые.
К нормируемым относятся потери, образующиеся в результате их усушки,
утруске, распыла, раскрошки, разлива, вымораживания, улетучивания и тп
(естественная убыль товаров: уменьшение веса или объема товаров происходит
вследствие их физико-химических свойств).
К ненормируемым (сверхнормативным) относятся потери от боя, брака и
порчи товаров, а также потери по недостачам, растратам и хищениям. Такие
потери образуются вследствие уменьшения массы товаров сверх норм
естественной убыли, понижения качества по сравнению со стандартами веса и
объема товаров, а также их порчи вследствие нарушения нормальных условий
хранения, халатности должностных лиц. Их наличие является результатом
бесхозяйственности, запущенности в учете, а поэтому соответствующие потери
не нормируются. К сверхнормативным относятся также потери вследствие
обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия): уничтожение и порча
производственных запасов и готовой продукции, потери от остановки
производственного процесса и др. Кроме того, не нормируются затраты,
связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий,
не компенсируемых убытков в результате пожаров, аварий и тп, убытков от
хищений, виновники которых по решению суда не установлены.
В торговых организациях, после проведения инвентаризации, выявленные
отклонения в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в РФ и Законом «О бухгалтерском учете» должны
регулироваться следующим образом:
- убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном
законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя
организации на издержки производства и обращения;
- потери сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех
случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц
отказано судом, убытки от недостач и потери списываются на финансовые
результаты. Исключение составляют недостачи и потери от порчи ценностей,
выявленные при приемке товаров от поставщиков и транспортных организаций,
а также от стихийных бедствий. В первом случае претензии предъявляются к
поставщикам и транспортным организациям, во втором – недостачи признаются
внереализационными убытками.
Нормируемые потери учитываются при выведении окончательных результатов
инвентаризации и только в том случае, если будет выявлена реальная
недостача товаров. При натурально-стоимостном учете результаты
инвентаризации отражают по каждому наименованию и артикулу товаров отдельно
в сличительной ведомости, выявляя тем самым отклонения фактических остатков
от учетных.


Отражение в учете сумм недостач, хищений и потерь от порчи ценностей

Информация о наличии сумм недостач, хищений и потерь от порчи
ценностей, выявленных в процессе их заготовления, хранения и реализации
(независимо от того, подлежат ли они отнесению на счета учета издержек
обращения (производства), финансовые результаты или виновных лиц),
первоначально отражается по учетным ценам по дебету счета 84 «Недостачи и
потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетом 41 «Товары». При
этом исключение составляют:
- не компенсируемые потери товарно-материальных ценностей, возникшие в
результате стихийных бедствий (уничтожение, порча товарных запасов и пр),
не компенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, других
чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями. Такие потери
относятся на счет 80 «Прибыли и убытки» и признаются внереализационными
убытками, что отражается проводкой: Дт 80 «Прибыли и убытки» - Кт 41
«Товары»;
- недостачи и потери от порчи ценностей, выявленные при приемке товаров и
образовавшиеся по вине поставщиков или транспортных организаций. Эти
суммы учитываются по дебету счета 63 «Расчеты по претензиям» при приемке
товаров проводкой: Дт 63 «Расчеты по претензиям» – Кт 60 «Расчеты с
поставщиками и подрядчиками». При отказе органами арбитража во взыскании
данных сумм они списываются со счета 63 на счет 84 «Недостачи и потери от
порчи ценностей» При вынесении органами арбитража решения о взыскании с
поставщика сумм недостач и потерь товарно-материальных ценностей сверх
норм естественной убыли в бухгалтерском учете поставщика сумма
реализации, ранее отраженная по дебету счетов 51 «Расчетный счет», 52
«Валютный счет» или 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту
счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», сторнируются на
взысканную покупателем сумму недостач и потерь. Одновременно указанная
сумма отражается обычной записью по дебету счетов 51 «Расчетный счет», 52
«Валютный счет» или 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту
счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», При перечислении
сумм покупателю счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
дебетуется в корреспонденции со счетом 51 «Расчетный счет». Поставщик
должен также сторнировать обороты по дебету счета 46 «Реализация
продукции (работ, услуг)» и кредиту счета 40 «Готовая продукция».
Восстановленная таким образом на счете 40 «Готовая продукция» сумма
списывается затем в дебет счета 84 «Недостачи и потери от порчи
ценностей».
Итак, на счет 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей» относят все
потери независимо от характера, причины возникновения и источника
возмещения. По дебету этого счета отражают:
- потери в пределах норм естественной убыли при перевозке, хранении и
реализации;
- потери от понижения качества плодоовощной продукции при соблюдении
нормальных условий хранения;
- потери от недостачи и порчи ценностей сверх норм естественной убыли в
случае, когда конкретные виновники не установлены;
- потери товаров, а также денежных средств, подлежащие взысканию с
материально ответственных лиц;
- потери от списания долгов по недостачам товарно-материальных ценностей,
во взыскании которых полностью или частично отказано судом вследствие
необоснованности исков;
- потери от списания задолженности по претензиям к поставщикам транспортным
организациям за выявленную при приемке недостачу или порчу товаров в
случае отказа арбитража в удовлетворении предъявленных исков.
По дебету счета 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
приводятся:
- по недостающим (похищенным) или полностью испорченным товарно-
материальным ценностям – их фактическая себестоимость;
- по недостающим (похищенным) или полностью испорченным основным средствам
– их остаточная стоимость;
- по частично испорченным материальным ценностям – сумма определившихся
потерь.
По недостачам (хищениям) и порче материальных ценностей записи
производятся по дебету счета 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с
кредита счетов учета названных ценностей.
В соответствии с Инструкцией Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 «О
порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» в действующей
редакции организации оптовой торговли в тех случаях, когда недостача, порча
или хищение материальных ценностей отражаются в учете до списания суммы
НДС, уплаченной при приобретении, они фиксируются по кредиту счета 19
«Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в установленном
для списания недостач порядке без возмещения (зачета) соответствующего НДС
из бюджета, что можно отразить проводкой: Дт 84 «Недостачи и потери от
порчи ценностей» – Кт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным
ценностям».
Порядок списания определен п. 28 Положения по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и п. 2.13
Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в
издержки обращения и производства, и финансовых результатах на предприятиях
торговли и общественного питания. По кредиту счета 84 «Недостачи и потери
от порчи ценностей» списываются:
- недостачи и потери от порчи ценностей в пределах норм естественной убыли
(при наличии норм) – на счета учета материальных ценностей (когда они
выявлены при заготовлении) или издержки обращения (когда они выявлены при
хранении или реализации);
- недостачи ценностей сверх норм убыли (при наличии норм) и потери от порчи
и похищенных ценностей – в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим
операциям»
- недостачи ценностей сверх норм убыли при отсутствии конкретных
виновников, а также недостачи и хищения товарно-материальных ценностей,
во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков –
на финансовый результат, что отражается проводкой: Дт 80 «прибыли и
убытки» – Кт 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
- Также в соответствии с изменениями, внесенными Постановлением
Правительства РФ от 01.07.95 № 661 в Положении о составе затрат (п.15,
абзац 12), суммы убытков от хищений, виновники которых по решениям суда
не установлены, включаются в состав внереализационных расходов, что
должно фиксироваться бухгалтерской записью: Дт 80 «прибыли и убытки» – Кт
84 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
По кредиту счета 84 Недостачи и потери от порчи ценностей» отражаются
суммы в размерах и величинах, принятых на учет по дебету указанного счета.
При этом на счета учета издержек обращения списываются недостающие ценности
по их фактической себестоимости.
Недостачи сверх норм убыли и потери от порчи ценностей, а также
похищенных ценностей за счет материально ответственных лиц учитываются по
дебету субсчета 73/3 «Расчеты по возмещению материального ущерба», при этом
на сумму недостачи по учетным ценам делается проводка: Дт 73/3 «Расчеты по
возмещению материального ущерба» - Кт 84 «Недостачи и потери от порчи
ценностей».
По решению руководителя организации с виновного лица может быть
взыскана стоимость недостающих ценностей по рыночным ценам. При этом на
сумму разницы между стоимостью недостающих ценностей, отнесенных на счет 73
«Расчеты с персоналом по прочим операциям», и их стоимостью, отраженной на
счете 84, делается запись: Дт 73/3 «Расчеты по возмещению материального
ущерба» – Кт 83/3 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных
лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей».
По мере взыскания с виновного лица причитающейся с него суммы
указанная разница списывается со счета 83 «Доходы будущих периодов».
Недостачи ценностей, выявленные в текущем году, но относящиеся к
прошлым периодам, признанные материально ответственными лицами или на
которые имеются решения судебных органов о взыскании с виновных лиц,
отражаются по дебету счета 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и
кредиту счета 83 «Доходы будущих периодов». Одновременно на эти суммы
дебетуется счет 73 «расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет
«Расчеты по возмещению материального ущерба») и кредитуется счет 84
«Недостачи и потери от порчи ценностей». По мере погашения задолженности
кредитуется счет 80 «Прибыли и убытки» и дебетуется счет 83 «Доходы будущих
периодов».
При погашении недостачи материально ответственным лицом на сумму
внесенных платежей делают проводки: Дт 50 «Касса» (51 «Расчетный счет») –
Кт 73/3 «Расчеты по возмещению материального ущерба».
Недостачи, так же, могут быть удержаны из заработной платы. Это
отражается записью на соответствующую сумму: Дт 70 «Расчеты с персоналом по
оплате труда» – Кт 73/3 «Расчеты по возмещению материального ущерба».
При этом следует помнить, что сумма удержания не должна превышать
половины начисленной заработной платы.

Взаимозачет недостач одних товаров излишками других
Зачет недостач одних товаров излишками других возможен только с
разрешения руководителя организации. Взаимный зачет излишков и недостач в
результате пересортицы допускается в виде исключения за один и тот же
проверяемый период, у одного проверяемого материально ответственного лица,
одного и того же наименования товарно-материальных ценностей и в
тождественных количествах. Разрешено допускать такой зачет в отношении
одной и той же группы товаров, если входящие в ее состав ценности имеют
сходство по внешнему виду и упакованы в одинаковую тару. В случае, когда
при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих
ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в
стоимости относится на виновных лиц.
Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после
зачета недостач ценностей излишками по перерсортице. Если после
проведенного в установленном порядке зачета все же имеет место недостача,
то нормы естественной убыли должны примениться только к тому наименованию
ценностей, по которому она установлена. При отсутствии норм убыль
рассматривается как недостача сверх норм.
О допущенной пересортице, как и при обнаружении недостачи, материально
ответственное лицо должно дать письменное объяснение. При этом размер
недостач определяется исходя из действующих цен на товары на день
причинения ущерба. Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то
суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли. При
недостаче от прерсортицы, образовавшейся не по вине материально
ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть
даны исчерпывающие объяснения о причине, по которым такая разница не
отнесена на виновных лиц.

Учет потерь в следствие естественной убыли.
Особое значение при списании недостач имеет правильное исчисление
естественной убыли товаров, то есть нормируемых потерь. Нормы естественной
убыли были утверждены приказом Минторга России от 21.05.87 «О нормах
естественной убыли продовольственных товаров в торговле», и установлены в
процентах к стоимости каждого товара. Нормы были разработаны для:
- продовольственных товаров в розничной сети государственной и
кооперативной торговли;
- продовольственных товаров при хранении на складах и базах розничных
торговых организаций общественного питания;
- продовольственных товаров при хранении и отпуске на мелкооптовых базах,
хранении и отпуске в кладовых предприятий общественного питания;
- сыров при хранении на распределительных холодильниках торговли;
- продовольственных товаров при транспортировке автомобильным и гужевым
транспортом.
Кроме того, выше указанным приказом определены норы потерь от боя
стеклянной посуды с пищевыми товарами при транспортировке автомобильным и
гужевым транспортом, хранении на складах, базах, в розничных торговых
организациях, организациях общественного питания; нормы потерь от боя и
ущербления стеклянной порожней тары при приемке, хранении и отпуске на
тарных складах оптовых и розничных торговых организаций, предприятий
общественного питания, при погрузке в железнодорожные вагоны (баржи),
транспортировании автомобильным и гужевым транспортом.
Нормы естественной убыли являются предельными, они применяются, когда
при проверке фактического наличия товаров выявляется недостача.
Естественная убыль списывается в фактически обнаруженных пределах, но не
выше установленных норм.
В нормы естественной убыли не включаются: нормируемые отходы,
образующиеся при подготовке к продаже колбас, мясокопченостей, рыбы после
предварительной разделки; зачистки сливочного масла, крошка карамели,
сахара-рафинада, так как они сдаются на переработку и списываются по
накладным на их сдачу; потери, образовавшиеся вследствие порчи товаров,
повреждения тары, а также разницы между фактическим весом тары и весом тары
по трафарету (завес тары).
Не применяются нормы естественной убыли в организациях оптовой
торговли:
- по товарам, принятым и отпущенным без взвешивания;
- по транзитным операциям.
При перевозке товаров нормы убыли были установлены в зависимости от
расстояния и времени года; при этом недостачи списывались по тем ценам, по
которым приходовались товары.
Если недостача находится в пределах норм естественной убыли, то она в
фактически выявленных суммах списывается на издержки обращения: Дт 44
«Издержки обращения» – 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
При выявлении недостачи, превышающей нормы естественной убыли,
виновное лицо по установлено, в учете делались проводки: Дт 44 «Издержки
обращения» - на сумму недостач в пределах норм естественной убыли (с 1998
года списываются ха счет чистой прибыли); Дт 73/3 «Расчеты по возмещению
материального ущерба» - на сумму недостачи сверх норм естественной убыли –
Кт 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
При этом удержания из заработной платы виновного лица отражаются в
бухгалтерском учете в обычном порядке по дебету счета 70 в корреспонденции
с кредита счета 73, а погашение им задолженности – по кредиту счета 73 в
корреспонденции со счетами учета денежных средств.
В случае, если недостача превышает нормы естественной убыли, а
удержание предполагается в размерах, превышающих себестоимость недостающего
товара, в учете, кроме того, на соответствующую разницу делается проводка:
Дт 73/3 «Расчеты по возмещению ущерба» – Кт 83/3 «Разница между суммой,
подлежащей взысканию с виновного лица, и балансовой стоимостью по
недостачам ценностей».
При этом после внесения виновным лицом соответствующей суммы данная
разница включается в состав прибыли, отражаясь по кредиту счета 80 в
корреспонденции с субсчетом 83/3 «Разница между суммой, подлежащей
взысканию с виновного лица, и балансовой стоимостью по недостачам
ценностей».
Если виновный в недостаче не установлен, то недостача списывается на
убытки организации.

Заключение.
Торговля – это вид предпринимательской деятельности, где объектом
деятельности является товарообмен, купля-продажа товаров, а также
обслуживание покупателей в процессе продажи товаров, их доставки, хранения
и подготовки к продаже, поэтому бухгалтерский учет на торговом предприятии
должен вестись очень грамотно и детально.



Список используемой литературы:

1. Приказ МВЭС и торговли РФ от 19.12.97 № 631 «О нормах
естественной убыли»
2. Николаева ГА «Бухгалтерский учет в оптовой торговле» Москва
1999
3. Куликов А.П., Сечкина Е.И. “Настольная книга бухгалтера”
К.,1997 г.
4. План и корреспонденция счетов бухгалтерского учета:
Методическое пособие /Руководитель авторского коллектива А.С.
Бакаев.- М.: " ИНВЕСТ Фонд", 1995.



17 апреля 2000 г.







Реферат на тему: Бухгалтерский учет нематериальных активов


ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ


При Правительстве РФ



Кафедра: «Бухгалтерский учет».



Курсовая работа

По теме: «Учет нематериальных активов»

Студентки группы ВФ 4-2
Храмцовой Ксении.


Научный руководитель
Романов С.



Москва – 1999 г.

Оглавление.

Введение.
1. Понятие нематериальных активов.
1. Сущность, содержание НМА.
2. Правовое положение НМА.
2. Учет нематериальных активов.
1. Оценка НМА.
2. Учет поступления и создания НМА.
1. Приобретение НМА.
2. Создание НМА.
3. Поступление как вклад в Уставный капитал и безвозмездно.
3. Амортизация НМА.
4. Выбытие НМА.
3. Налогообложение НМА.
Заключение.



Введение.

С развитием рыночных отношений становится все более очевидным, что
так называемые материальные активы не являются единственным фактором
обеспечения доходности организации, и что существуют иные их виды, которые
не имеют такого классического признака, как вещественная субстанция, но
могут играть важнейшую роль в процессе получения предприятием прибыли.
Нематериальные активы являются одним из принципиально новых объектов
бухгалтерского учета, появившихся в ее теории и практике на этапе
становления и развития рыночных отношений в России.
Если иметь в виду западный опыт, то, несмотря на тот факт, что
нематериальные внеоборотные активы общепризнаны в большинстве стран
рыночной экономики, подходы к их идентификации, способам поступления на
баланс, оценке, амортизации продолжают оставаться объектами горячих
дискуссий. Достаточно сказать, что именно по этой причине среди
функционирующих в настоящее время более тридцати Международных стандартов
по бухгалтерскому учету отсутствует стандарт, специально посвященный
нематериальным активам.
В своей работе я постараюсь разобрать правовые аспекты создания,
приобретения нематериальных активов, их учет, а также налогообложение.
Для этого я использовала помимо основных учебников и учебных пособий,
периодические издания (журналы с приложениями, газеты), посвященные
проблемам и практике бухгалтерского учета в РФ.
В качестве правовой базы я использовала правовую систему «Гарант».
Эта тема заинтересовала меня потому, что особенности учета
нематериальных активов являются одной из наименее освещенных проблем
российского бухгалтерского учета, и, соответственно, наиболее любопытной.
Поэтому цель моей работы – раскрыть основные особенности
бухгалтерского учета нематериальных активов в России и обозначить проблемы,
с этим связанные.



1. Понятие нематериальных активов.
1. Сущность, содержание НМА.

Нематериальные активы относятся к внеоборотным активам организации и
отражаются в бухгалтерском балансе по статье 110. Отечественный
бухгалтерский баланс строится по принципу возрастания ликвидности имущества
организации, и тем самым нематериальные активы относятся к наименее
ликвидной части средств предприятия.
Определение нематериальных активов содержится в п. 55 Положения о
бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного
приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н.
Согласно Положению, к нематериальным активам, используемым в хозяйственной
деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящим
доход, относятся права, возникающие:
из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы,
искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;
из патентов на изобретения, промышленные образцы, коллекционные
достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки
обслуживания или лицензионных договоров на их использование;
из прав на "ноу-хау" и др.
Кроме того, к нематериальным активам могут относиться организационные
расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в
соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей)
в уставный (складочный) капитал), а также деловая репутация организации.
Отсюда вытекают основные критерии, в соответствии с которыми объекты
могут быть отнесены к категории нематериальных активов: юридические и
экономические.
Юридические критерии:
1. В нормативном акте сформулировано, что к нематериальным активам
относятся права, возникающие из ряда договоров (авторских,
лицензионных и т. п.), а не сами патенты, лицензии или программные
продукты.
2. Приведена классификация нематериальных активов, в основу которой
положен определенный правовой режим той или иной категории.
Экономические критерии:
3. Конкретизирована норма о долгосрочном характере их использования
на предприятии: свыше одного года.
4. Способность приносить предприятию доход.
С появлением определения нематериальных активов их бессистемное
перечисление было исключено из текста Положения о составе затрат (изменение
внесено Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 661).
Знание приведенного определения и основных критериев отнесения
средств к нематериальным активам гарантирует недопущение ряда ошибок: права
и иные нематериальные активы могут возникать на балансе организации только
в результате заключения определенной категории гражданско-правовых сделок
(например, авторский договор, договор о выполнении научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ (НПОКР), создании или передаче научно-
технической продукции, лицензионный договор и др.).
Строго говоря, нематериальные активы, представляющие собой результат
интеллектуальной деятельности, на которые владелец приобретает
исключительные права, не могут быть переданы на основании, например,
договора купли-продажи, так как с помощью этой категории договора
оформляются сделки с вещами, по отношению к которым действует право
собственности.
Однако в хозяйственной практике существует исключение для такого вида
имущества, как, например, квартиры. Спорно их отнесение к нематериальным
активам в контексте определения Положения о бухгалтерском учете и
отчетности в Российской Федерации. Но существуют специальные нормативные
акты Минфина РФ, предписывающие учитывать квартиры в составе нематериальных
активов: письмо Минфина РФ от 29 октября 1993 г. № 118 «Об отражении в
бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве» и
письмо от 3 апреля 1996 г. № 37, посвященное внесению изменений в письмо №
118.
Квартиры как специфический объект нематериальных активов появляются
на балансе организации также на основании и договора купли-продажи.
К категории нематериальных активов не относятся права, принадлежащие
предприятию, срок полезного использования которых менее года или равен
году.
Непростым для практического применения является такой критерий
принадлежности к нематериальным активам, как способность приносить доход
предприятию. Дело в том, что в соответствии с определением активов,
применяемым в западной практике, способность приносить доход является
неотъемлемой сущностной чертой принадлежности имущества к категории активов
предприятия, и потеря этой способности может привести к исключению того или
иного имущества из состава активов. Это решение принимает бухгалтер-
специалист, профессионально оценивая будущую экономическую выгоду от
использования того или иного вида имущества на дату составления отчетности.
Введение в текст определения нематериальных активов такого критерия в
нашей стране может послужить в ряде случаев причиной требований со стороны
контролирующих органов представления дополнительных доказательств о
способности приносить выгоду. В случае непредставления последних может
появиться сомнение о правомерности учета тех или иных прав в составе
нематериальных активов, а значит, могут возникнуть и определенные налоговые
последствия (например, по налогу на прибыль — нематериальные активы, как
правило, амортизируются в случае их использования в производственных целях,
и если имущество не будет признано нематериальными активами, то его
амортизация будет расцениваться как завышение себестоимости и уменьшение
налогооблагаемой базы по налогу на прибыль). Бухгалтеры уже задают вопросы
о том, как доказать, что бухгалтерская программа приносит предприятию
доход. Это объясняется тем, что в настоящее время в законодательстве
Российской Федерации доминирует приоритет юридической формы над
экономическим содержанием.
Такая черта, как способность приносить доход, должна быть имманентно
присуща всем видам имущества предприятия, учитываемых в составе его
активов, и не должна оговариваться в определении лишь некоторых из них.
Бухгалтеру организации должно быть предоставлено право профессиональной
компетенции определения момента, с которого тот или иной вид имущества,
включая нематериальные активы, перестает быть собственно активом, т. е.
приносить выгоду, и поэтому должен быть ликвидирован и списан с баланса.
Отдельным вопросом, на мой взгляд, заслуживающим комментариев,
является вопрос об учете в составе нематериальных активов лицензий на
определенные виды деятельности.
С изменением редакции пункта о нематериальных активах в Положении о
бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации из него исключены
лицензии на определенные виды деятельности с января 1995 года. Они были
исключены из Положения о составе затрат вместе с перечнем и других
нематериальных активов.
В п. 4.6.3 Инструкции по годовому отчету за 1995 год (утверждена
приказом Минфина РФ от 19 октября 1995 г. № 115) было установлено, что по
статье «Организационные расходы» показываются в том числе «расходы по
получению специального разрешения по осуществлению в соответствии с
законодательством отдельных видов деятельности».
Такого рода запись отсутствует в тексте Инструкции по годовому отчету
за 1996 год (утверждена приказом Минфина РФ от 12 ноября 1996 г. № 97).
В этой связи существует мнение ряда специалистов (более часто оно
встречается среди работников налоговых органов) о том, что лицензии на виды
деятельности не являются нематериальными активами в соответствии с
нормативными актами Минфина РФ, и, следовательно, затраты на их
приобретение должны относиться на счет 81 «Использование прибыли», а не на
счет 04 «Нематериальные активы».
Согласно п. 2 Приложения 1 к Постановлению Совета Министров РФ от 27
мая 1993 г. № 492, «Лицензия предоставляет право на осуществление
определенного вида деятельности с соблюдением лицензионных условий и
законодательства Российской Федерации», т. е. лицензии на все виды
деятельности формально можно отнести к категории прав, возникающих у
предприятия наряду с другими правами.
Кроме того, в соответствии с письмом Минфина РФ от 1 ноября 1993 г.
№119 и Госналогслужбы РФ № НП-4-04/172 Н «О лицензировании отдельных видов
деятельности» «расходы по лицензированию за право осуществления отдельных
видов деятельности подлежат отражению предприятиями в бухгалтерском учете
по дебету счета 04 «Нематериальные активы» в корреспонденции с кредитом
счета 51 «Расчетный счет»...».
Таким образом, исходя из вышеизложенного содержания нормативных актов
и экономического смысла расходов по приобретению лицензий на осуществление
видов деятельности, по моему мнению, они подлежат учету в составе
нематериальных активов организации.
Еще одним из видов нематериальных активов, прямо не поименованных в
Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации,
является так называемая деловая репутация организации. Аналитическая
позиция с таким названием появилась в табл. 3 формы № 5 Приложения к
бухгалтерскому балансу отчета за 1996 год.
«Деловая репутация фирмы», «цена фирмы», «гудвилл» - это различные
названия очень похожего явления, результат которого во многих учетных
системах Запада оценивается и ставится на баланс предприятия в качестве
актива.
При покупке предприятия как единого целого может возникать и, как
правило, возникает разница между стоимостью имущества по балансу
предприятия и покупной стоимостью этого предприятия. Разница может быть как
положительной (предприятие куплено дороже), так и отрицательной (куплено
дешевле), чем балансовая стоимость его имущества. Эта разница получила
название в отечественном учете в настоящее время «деловая репутация
организации». Деловая репутация складывается в процессе осуществления
деловой активности фирмы, т. е. ее предпринимательской деятельности. Но она
не может быть в этот период самостоятельным активом, объектом
бухгалтерского учета. Бухгалтерское «признание» деловой репутации в
качестве актива происходит только в момент купли-продажи организации как
единого имущественно-финансового комплекса.
Методологические основы порядка отражения в учете возникающей разницы
изложены в разд. 3 письма Минфина РФ от 23 декабря 1992 г. № 1 17 «Об
отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с
приватизацией предприятий».
Еще один объект, учет которого в составе нематериальных активов
является дискуссионным, это так называемые права пользования зданиями,
сооружениями и оборудованием. Нормативное бухгалтерское обоснование такой
возможности содержится в пояснениях к счету 75 «Расчеты с учредителями»
Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-
хозяйственной деятельности предприятии (в редакции приказа Минфина РФ от 28
декабря 1994 г. №173).
Таким образом, Положение о бухгалтерском учете и отчетности в
Российской Федерации, будучи одним из основополагающих нормативных актов по
бухгалтерскому учету, в настоящее время не дает полной и исчерпывающей
характеристики нематериальных активов. Их фактический перечень несколько
шире.

2. Правовое положение НМА.

Правовой режим объектов авторского права
Правовое регулирование объектов авторского права осуществляется в
соответствии с Законом РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и
смежных правах», Законом РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 «О правовой
охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», Законом
РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 «О правовой охране топологий
интегральных микросхем».
В соответствии со ст. 7 Закона «Об авторском праве и смежных правах»
объектами авторского права являются литературные произведения (включая
программы для ЭВМ), драматические и музыкально-драматические произведения,
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и другие произведения
изобразительного искусства; произведения архитектуры и градостроительства,
фотографические произведения, а также иные объекты. Авторское право
распространяется на любые произведения науки, литературы и искусства,
являющиеся результатом творческой деятельности, как выпущенные, так и не
выпущенные в свет, представленные в объективной форме, независимо от их
материального носителя, назначения и достоинства, а также от способа его
выражения.
Объекты авторского права могут существовать в различных формах:
письменной (рукопись, машинопись, нотная запись), устной (публичное
произнесение, публичное исполнение ), изобразительной (рисунок, эскиз,
картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр).
Для признания и осуществления авторского права на авторское
произведение не требуется депонирования, регистрации, получения разрешения
(согласования) в государственных органах или соблюдения иных формальностей.
Авторское право на произведение возникает в силу создания этого
произведения. Для защиты своих прав автору необходимо лишь выразить
созданное произведение в любой объективной форме, позволяющей осуществлять
его дальнейшее воспроизведение, и уведомить третьих лиц о том, что именно
он является автором данного произведения (заявить о своих правах на
произведение).
Авторское произведение является результатом интеллектуальной
(творческой) деятельности, что порождает определенную специфику его
правового режима и оформления сделок с ним. На произведение (как
совокупность идей, образов и научных решений) правообладатель приобретает
«исключительные», а не вещные правомочия. Вещные права (в том числе и право
собственности) возникают на материальные носители творческого произведения,
а не на его содержание.
Таким образом, любое авторское произведение одновременно является
совокупностью имущественных и неимущественных прав автора
(правообладателя), овеществленных (материализованных) на материальном
носителе, т. е. в конкретном и определенном экземпляре произведения.
Пример. Любая книга является материальным носителем творческого
замысла автора, т. е., во-первых, является имуществом, на которое любой
владелец приобретает право собственности, а во-вторых, является объектом
авторского права, «исключительные права» на который принадлежат автору.
Указанное различие правовых понятий очень важно для выбора той или
иной формы гражданско-правовой сделки и для последующего бухгалтерского
отражения приобретаемого авторского произведения.
Правовое регулирование сделок с объектами авторского права
Правовой режим произведений науки, литературы, искусства и объектов
смежных прав, программ для ЭВМ, баз данных и иных подобных объектов,
согласно Закону РФ№ 5351-1 от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных
правах», Положению о бухгалтерском учете и отчетности, определяется
авторским правом и имеет свою специфику.
Поэтому, когда предприятие намерено приобрести объект авторского
права, необходимо четко определить цели приобретения и дальнейшего
использования этого объекта. Только после этого можно установить характер
договора на приобретение нематериального актива.
Особо необходимо остановиться на приобретении организацией объектов
авторского права в результате его создания работниками организации. Ст. 14
Закона РФ «Об авторском праве и смежных нравах» регулирует отношения между
организацией и ее работником при создании служебных произведений. В
соответствии с законом авторское право на произведение, созданное в порядке
выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя
(служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения. То
есть автором служебного произведения является физическое лицо — лицо,
непосредственно создавшее данное произведение. Но исключительные права на
использование служебного произведения принадлежат работодателю (т. е. лицу,
с которым автор состоит в трудовых отношениях), если в договоре между ним и
автором не предусмотрено иное. Таким образом, закон предусматривает
обязательное заключение договора между организацией и работником при
создании объектов авторского права, чтобы можно было:
1) определить, что указанное произведение создано при выполнении
служебных обязанностей или служебного задания работодателя;
2) определить принадлежность прав на использование служебного
произведения;
3) определить размер и порядок выплаты автору авторского
вознаграждения за использование служебного произведения.
Указанные отношения могут быть урегулированы в трудовом договоре
(контракте) с работником или же в отдельном договоре с работником на
создание конкретного произведения по заданию работодателя.
Необходимо обратить внимание на то, что:
1) по умолчанию все исключительные права на использование служебного
произведения принадлежат организации-работодателю.
2) данная статья распространяется только на отношения между
юридическим лицом — организацией и физическим лицеям, состоящим с
организацией в трудовых отношениях (работником) и неприменима для
регулирования отношений между юридическими лицами.
Приобретение объекта авторских прав у третьих лиц в зависимости от
целей его приобретения и дальнейшего использования может быть оформлено
авторским договором об использовании произведения или договором купли-
продажи экземпляра произведения. Предметом сделки может быть как экземпляр
произведения, так и авторские права на это произведение.
Если предприятие намерено приобрести нематериальный актив для личного
использования в своей хозяйственной деятельности, то подобные отношения
могут быть отражены в договоре купли-продажи экземпляра авторского
произведения. В соответствии с Законом РФ от 9 июля 1993 1. № 5351-I «Об
авторском праве и смежных правах» экземпляр произведения являлся копией
произведения, изготовленной в любой материальной форме.
Приобретенный экземпляр авторского произведения предприятие вправе
использовать только в своей деятельности для собственных (личных) нужд.
Владелец экземпляра авторского произведения не вправе распространять
(тиражировать) данный объект без согласия автора.
Предметом договора купли-продажи является материальный объект
(имущество) единичный экземпляр авторского произведения, овеществленный
на каком-либо материальном носителе (бумаге, дискете и т. п.), а не
имущественные права автора (правообладателя) на произведение, поскольку
предметом договора купли-продажи может быть только вещь, а не авторские
права.
В ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» прямо
подчеркиваются, что авторское право на произведение не связано с правом
собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.
Передача права собственности на материальный объект или права владения
материальным объектом сама но себе не влечет передачи каких-либо авторских
прав на произведение, выраженное в этом объекте.
Передача (приобретение) принадлежащих автору имущественных прав,
возникающих из произведения (право на воспроизведение, право на
распространение, право на публичный показ, право на перевод, право на
переработку и др.), осуществляется только на основании авторского договора,
существенные условия которого определены в ст. 30, 33 Закона РФ «Об
авторском праве и смежных правах». По авторскому договору организация
приобретает права на дальнейшее распространение или иное использование
произведения в целях получения дохода.
Закон различает два вида авторских договоров: договор заказа и
авторский договор об использовании произведения.
Согласно ст. 33 Закона, по авторскому договору заказа автор обязуется
создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его
заказчику, а Заказчик обязуется уплатить автору вознаграждение. Правовой
режим произведения, созданного по авторскому договору заказа, необходимо
отличать от служебных произведений. Отношения, оформленные авторским
договором заказа, имеют определенные отличия от отношений по созданию
служебных произведений:
1) стороной авторского договора заказа является не работник
организации, а любое физическое лицо;
2) по авторскому договору заказа автор передает заказчику конкретное
произведение, отвечающее требованиям договора, а автор служебных
произведений передает работодателю все созданные им при выполнении
служебных обязанностей произведения;
3) Исключительные права на служебные произведения принадлежат
работодателю, а не автору, если в договоре не указано иное. Исключительные
права на произведения, созданные по авторскому договору заказа, принадлежат
автору, а не заказчику, если в договоре не указано иное.
Согласно ст. 30 Закона «Об авторском праве и смежных нравах»,
передача принадлежащих автору имущественных прав на произведения
осуществляется только на основании авторского договора, за исключением
случаев, специально предусмотренных Законом.
Закон различает два вида авторских договоров об использовании
произведения: авторский договор о передаче исключительных прав и авторский
договор о передаче неисключительных прав. Авторский договор о передаче
исключительных прав разрешает использование произведения определенным
способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти
права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование
произведения другими лицами.
Пример. При приобретении по авторскому договору исключительных прав на
публикацию литературного произведения (рассказа, статьи и т. д.), только
правоприобретатель будет иметь право на публикацию данного произведения,
запрещать другим лицам осуществлять публикацию этого произведения.
Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает
использование произведения пользователю, обладателю исключительных прав, а
также другим лицам, получившим разрешение на использование этого
произведения.
Существенным условием авторского договора является определение способов
использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному
договору), поскольку, если в договоре прямо не указывается о передаче тех
или иных прав, они считаются не переданными. Остальные условия договора
(срок и территория использования произведения, размер вознаграждения
автора) определены в законе и будут применяться в случае, если стороны
самостоятельно их не урегулируют.
Нормы авторских договоров не должны противоречить Закону «Об авторских и
смежных правах», поскольку, согласно ст. 31 Закона, указанные нормы
авторского договора являются недействительными.
Таким образом, директору и бухгалтеру предприятия в каждом конкретном
случае необходимо представлять, что является предметом сделки: экземпляр
авторского произведения или авторские права, возникающие из этого
произведения.
Необходимо обратить внимание на то, что использование различных видов
гражданско-правовых договоров при приобретении объектов авторского права
предопределяет не только правовой режим приобретенного объекта, но и его
последующий бухгалтерский учет. Нематериальными активами будут считаться
лишь права на объекты авторского права, приобретенные по авторским
договорам, но не по договорам купли-продажи. Различные договоры являются
основанием приобретения различных объектов: в одном случае - это
имущество, а в другом - имущественное право.

Правовой режим объектов промышленной собственности и средств
индивидуализации юридического лица
В соответствии с «Положением о бухгалтерском учете и отчетности в
Российской Федерации», одной из разновидностей нематериальных активов
являются права, возникающие из патентов на изобретения, промышленные
образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели,
товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их
использование. Объединенные в данную группу объекты включают: 1) результаты
творческой деятельности, охраняемые патентным правом — «промышленная
собственность» (изобретения, полезные модели, промышленные образцы,
селекционные достижения);
2) средства индивидуализации юридического лица, продукци

Новинки рефератов ::

Реферат: Расчет себестоимости эксплуатации асинхронного двигателя МАП521-4/16 (Предпринимательство)


Реферат: Религиозное возрождение и особенности современного развития религии в Украине (Мифология)


Реферат: Анализ финансовых возможностей предприятия ОАО «АВТОВАЗ» для организации маркетинговой деятельности (Предпринимательство)


Реферат: Культурное строительство в СССР в 20-30 годы (История)


Реферат: Грипп: новые методы профилактики и лечения (Биология)


Реферат: Ядерное оружие (Военная кафедра)


Реферат: Общество с ограниченной ответственностью как юридическое лицо (Гражданское право и процесс)


Реферат: Морской флот СССР в годы Великой Отечественной войны (История)


Реферат: Анализ ЗАО Шувалово (Бухгалтерский учет)


Реферат: Институт мировых судей (Право)


Реферат: Арттерапия в работе с детьми (Психология)


Реферат: Базовые виды спорта (Спорт)


Реферат: Род человеческий на плахе (Литература)


Реферат: Анализ и методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг регионального рынка (На примере производства полиграфической продукции в Н. Новгороде) (Предпринимательство)


Реферат: Страхование жизни (Страхование)


Реферат: Финляндия (География)


Реферат: Монтаж сборных железобетонных конструкций одноэтажного промышленного здания (Архитектура)


Реферат: Миграция сельского населения XVIII - I пол. XIX вв.: исторические и психологические аспекты (История)


Реферат: Киров С.М. Деятельность и судьба (Исторические личности)


Реферат: Лабораторная №6 вариант №13 по информатике, выполненная с использованием подпрограмм-процедур и подпрограмм-функций (Компьютеры)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист