GeoSELECT.ru



География / Реферат: Экономико-географическая характеристика Канады (География)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Экономико-географическая характеристика Канады (География)



РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



РЕФЕРАТ
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
НА ТЕМУ:


«ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАНАДЫ»



Выполнила студентка группы ФКиМ 15/1 Д
Галайко Алёна



Москва

2004 г.
1. Введение. Место страны в международном географическом разделении труда.
Канада (столица – Оттава) — второе по площади государство в мире (после
России) и первое в Северной Америке, омываемое с востока Атлантическим, с
запада Тихим, с севера Северным Ледовитым океанами.

Площадь территории Канады составляет 9 976 140 км2. Суша занимает 9
220 970 км3, а водное пространство — 755 170 км2.

На юге Канада имеет протяженную границу с Соединенными Штатами
Америки, составляющую 8 893 км (включая 2477 км границы с Аляской).

Самое большое озеро — 82 100 км2 (из них 23 600 км2 на территории
США) — Верхнее в провинции Онтарио.


Самый большой остров — 507 451 км2 — Баффинова Земля на севере страны.

Самый высокий водопад — 440 м — Дельта в Британской Колумбии.

Самая длинная река — 4241 км — Макензи. Она впадает в Северный
Ледовитый океан.


Канада — развитая индустриально-аграрная страна. Она занимает среди
капиталистических стран шестое место по выпуску промышленной продукции. По
количеству промышленной и сельскохозяйственной продукции на душу населения
Канада уступает среди капиталистических стран лишь США и Швейцарии. Доля
Канады в промышленном производстве капиталистического мира достигает 3,1%.
Прочные позиции иностранных монополий в экономике Канады предопределили ей
место в международном разделении труда, отведя роль поставщика сырья.

2. Природные условия и ресурсы.
а) В физико-географическом отношении страна делится на пять главных
районов: Аппалачско-Акадийский (юго-восток страны, к югу от р. Св.
Лаврентия), Канадский щит,
Внутренние низменности, Великие равнины и Кордильеры.

Большую часть Аппалачско-Акадийского района занимают древние
Аппалачские горы. Они сильно разрушены, расчленены долинами рек и богаты
полезными ископаемыми. Средняя высота их чаще всего не превышает 600 м.
Аппалачи покрыты густыми лесами.

К северу-западу от Аппалачей расположен Канадский щит - древнейшее
геологическое образование. Докембрийские образования щита представлены гнейс
ами, кристаллическими сланцами, вулканическими и в меньшей мере осадочными
породами, гранитами. Здесь много мореных гряд, болот и озер. Район
Канадского щита - один из самых суровых и необжитых в стране.

Западнее Канадского щита расположены Великие равнины. Южная их часть

Внутренние низменности – житница Канады (75% обрабатываемых земель страны).
В западной части Канады на Тихоокеанском побережье находится одна из
величайших и красивейших горных систем мира - Кордильеры, протянувшаяся на
2,5 тыс. км. с севера на юг и на 750 км с запада на восток в пределах
Канады. Они подразделяются на Скалистые горы (на востоке), Береговой хребет
(на западе) и лежащее между ними внутреннее плоскогорье. Высота гор - 2000-
3000 м над уровнем моря, отдельные вершины превышают 4000 м (Логан - 6051
м). Вершины покрыты вечными снегами и ледниками. Горный рельеф ограничивает
площадь пригодных для возделывания земель и затрудняет
связь между отдельными частями этого района.


Обширность территории и разнообразие геолого-тектонического строения
Канады обусловили её исключительное богатство самыми различными видами
полезных ископаемых - одним из естественных важнейших ресурсов страны.
Недра Канады богаты редкими и благородными металлами, железной рудой,
нефтью, природным газом, каменным углем, асбестом, калийными солями и др.
Месторождения угля расположены главным образом в предгорьях Скалистых гор,
на территории провинции Альберта, в Аппалачах, на территории приморских
провинций. Железные руды залегают в районе оз. Верхнего и п-ова Лабрадор,
урановая руда - в районе оз. Гурон и оз. Атабаска, богатые залежи асбеста в
провинциях Квебек, Британская Колумбия. Равнины богаты нефтью,
природным газом, калийными солями.


б) Из-за огромной протяженности страны с севера на юг (5 тыс. км) и с
запада на восток (6,5 тыс. км) климат отличается большим разнообразием. На
большей части территории Канады климат континентальный, на крайнем востоке
и западе - морской, на крайнем юго-западе - близок к субтропическому.
Средняя температура января от - 35°С на севере до -20°С на юге, на
Атлантическом побережье -5°С, на Тихоокеанском - от -4°С до +4°С;
температура июля - от -1-5°С на островах Канадского Арктического архипелага
до +22°С на юге страны. Количество осадков уменьшается по мере движения от
Атлантического и Тихоокеанского побережий к центральным районам. Годовое
количество осадков на востоке - 1000-1400 мм, в центральной части - 200-500
мм, на крайнем западе - до 2500 мм. В зимнее время Канада превращается в
снежную страну, где горы, леса, бескрайние степи покрываются белым снежным
покрывалом, а многочисленные озера и реки сковываются толстым слоем льда.
Объясняется это влиянием холодного арктического воздуха, который,
смешиваясь с воздухом умеренных широт, сильно его охлаждает. Холодные массы
воздуха легко доходят до крайнего юга страны, чему способствует
меридиональное направление основных горных систем страны. Немаловажную роль
в этом играет и далеко вдающийся в материк Гудзонов залив, почти круглый
год покрытый льдом. Холодное Лабрадорское течение, омывающее восточные
берега страны, также способствует охлаждению воздуха, холодные потоки
которого устремляются на континент. Только крайние западные и восточные
районы страны отличаются мягким морским климатом.

Речная сеть Канады очень густая и полноводная. Около 2/3 бассейнов
рек страны относятся к бассейну Северного Ледовитого океана. Питание рек в
основном снего-дождевое. В центральных и северных районах страны реки и
озера от 5 до 9 месяцев покрыты льдом. Реки горных районов Тихоокеанского
побережья текут в глубоких долинах, нередко в каньонах. Они малопригодны
для судоходства, но обладают большими запасами гидроэнергии. Реки восточной
части страны, как правило, спокойные, с небольшим колебанием их уровня.
Берега равнинные или холмистые. Множество порогов и водопадов создают
огромные запасы гидроэнергии. Сочетание р. Св. Лаврентия и Великих озер
образует хороший транспортный путь, связывающий важнейшие восточные части
США и Канады с внутренними районами и Атлантическим океаном. На р. Ниагара
между озерами Эри и Онтарио находится крупный водопад, энергия которого
используется гидроэлектростанциями. Богата Канада и озерами, которых
насчитывается около 4 млн. Наиболее крупные из них - Великие озера, Большое
Невольничье, Большое Медвежье и др. По количеству озер Канада стоит на
первом месте, а по потенциальным запасам гидроэнергии (65 млн. кВт)
занимает одно из первых мест в мире.
в) На обширной территории Канады почвенно-растительный покров так же,
как и другие компоненты природы, характеризуется большим разнообразием.
Территориальное распределение основных типов почв и растительности в
пределах этой огромной страны подчиняется общему закону географической
зональности. Широтная зональность почвенно-растительного покрова особенно
четко выражена в равнинной части восточной Канады. Здесь можно проследить
последовательный ряд зон, начиная от арктических
пустынь и до широколиственных лесов и сухих степей юга.

Крайний север Канады занимает зона арктических пустынь. Здесь в
условиях исключительно сурового климата и сплошного распространения
многолетнемерзлых грунтов, когда поверхность земли освобождается от снега
менее чем 1,5-2 месяца в году, формируются примитивные, часто каменистые,
почво-грунты (арктические полярно-пустынные почвы) и разреженная, очень
скудная растительность, состоящая из лишайников и немногих травянистых
злаков. Огромные пространства заняты обнаженными каменистыми россыпями. В
восточных частях Канадского Арктического архипелага, на высоких участках
гор (выше 750-800 м), арктические пустыни сменяются вечными снегами и
ледниками. Южнее ее сменяет зона тундр, располагающаяся на южных островах
Канадского Арктического архипелага и материковом побережье. По характеру
почвенно-растительного покрова в этой зоне отчетливо выделяются две
подзоны: северных мохово-лишайниковых тундр и южных мохово-кустарниковых
тундр. Господствуют тундрово-арктические, слабо оглеенные почвы, на более
увлажненных участках - глеевые почвы. Далее к югу, протягиваясь полосой от
подножий Кордильер до Атлантического побережья, располагается зона
лесотундры. Почвы здесь мерзлотно-таежные, каменистые. Лесотундра
представляет собой переходную область между безлесными тундровыми
пространствами на севере и таежными лесами на юге. В составе таежных лесов
доминируют насаждения из белой и черной ели, американской лиственницы,
сосны Банкса и бальзамической пихты. Чрезвычайно широко распространены в
зоне лесотундры открытые болота и заболоченные леса. Зона тайги
протягивается широкой полосой от восточного побережья до предгорий
Кордильер, где она достигает наибольшей ширины. В пределах канадской тайги
преобладают почвы подзолистого типа. Зона смешанных лесов занимает в Канаде
сравнительно небольшую площадь и имеет переходный характер, занимая
промежуточное положение между зоной тайги на севере и зоной
широколиственных лесов на юге. Зона смешанных лесов соответствует
территории с достаточно теплым и влажным климатом. Основу этих лесов
составляют белая и красная сосны, клен, черная ель, белая ель, липа, дуб.
Здесь преобладают подзолистые и дерново-подзолистые, большей частью
каменистые или сильно опесчаненные почвы. К зоне широколиственных лесов
Канады может быть отнесена очень небольшая территория к югу от смешанных
лесов. Здесь леса состоят главным образом из разнообразных видов дуба. Зоны
лесостепей и степей занимают в Канаде сравнительно небольшую площадь. Они
характеризуются парковыми лесами из осины на севере и господством
сухостепной растительности (ковыли) на юге. Плодородные серые лесные, луго-
черноземные, черноземные и каштановые почвы этих районов используются в
сельском хозяйстве. Более половины степных территорий распахано. На всей
территории канадских Кордильер четко выражена вертикальная поясность почв и
растительности. На севере горно-таежные леса долин на склонах сменяются
горно-таежными редколесьями, переходящими в горную тундру. На юге, во
внутригорных районах, долины заняты горными степями, которые выше сменяются
поясами горных лесостепей, горных хвойных лесов, субальпийских хвойных
лесов и альпийских лугов. Тихоокеанские склоны Кордильер от подножия до
вершин заняты высокоствольными береговыми лесами из гигантской туи,
дугласовой пихты, ситхинской ели, гигантской пихты и др. Общая лесная
площадь Канады составляет свыше 440 млн. га (свыше 1/3 территории страны),
большая часть которой (около 240 млн. га) занята лесами промышленного типа,
имеющими высокую продуктивность. Общие запасы древесины в пределах таких
промышленных лесов оцениваются приблизительно в 20 млрд. м3.


Богат и разнообразен животный мир Канады. На островах Канадского
Арктического архипелага и в тундровой зоне на материке водятся северный
олень, белый медведь, несколько видов леммингов, полярный заяц, тундровая
куропатка, полярная сова. Ограниченный ареал распространения (север Земли
Элсмира и несколько материковых районов) имеет один из североамериканских
эндемиков - мускусный бык. В зоне тайги и частично в лесотундре обитают
лось, лесной олень-карибу, бизон, красная белка, северная летяга, дикобраз-
иглошерст, заяц-беляк. Из хищников - медведь, рысь, куница, красная лисица,
волк. Особую группу в составе таежной фауны образуют животные,
непосредственно связанные с водоемами. Среди них наиболее важны в
хозяйственном отношении американская норка, бобр и ондатра. В пределах
таежной области характерны крупные лесные птицы: тетерев, канадский еловый
граус, лесная куропатка. Обилие лесной дичи способствует широкому развитию
спортивной охоты, особенно в южных областях тайги, где организовано
множество охотничьих заповедников. На многочисленных озерах и болотах
обитает масса водоплавающих птиц: дикая кряква, шилохвость, чирок. Фауна
канадских степей по сравнению с другими зональными комплексами животных
наиболее бедная. Интенсивное освоение этих территорий привело к вытеснению
и уничтожению многих животных, особенно крупных. Сильно сократились ареалы
и численность таких степных животных, как ослиный олень и вислорогая
антилопа. Для современной степной фауны характерны животные, обитающие в
норах: мышевидные грызуны, суслики и др. В горных лесах Кордильер
встречаются почти все виды животных, характерные и для равнинной тайги.
Помимо видов общих для горных и равнинных частей страны, здесь имеется
группа животных, существование которых связано только с горами. Среди них -
горный баран и горная коза, медведь гризли, пума. Реки и озера, а также
прибрежные воды богаты рыбой. В атлантических водах наибольшее промысловое
значение имеют треска, сельдь, пикша, камбала, крабы. В Тихоокеанских водах
вылавливаются лососевые: нерка, горбуша, кета, а также палтус. В
озерах основные промысловые рыбы: сиг и озерная форель.


г) Животный мир Канады - один из важнейших видов природных ресурсов
этой страны. Его охрана и воспроизведение имеют важное экономическое
значение. Наиболее действенным при этом считается организация национальных
парков как центров разведения наиболее ценных видов. На территории Канады
существует система национальных и провинциальных парков. Наиболее крупные
национальные парки с охраной всего ландшафтного комплекса: Банф, Вуд-
Баффало, Глейшер, Джаспер и др.; провинциальные парки: Алгонкинский,
Гарибальди и др.
11 июня 1971 г. Канада стала второй страной (после Франции),
основавшей Министерство по охране окружающей среды, занимающееся проблемами
сохранения воздуха, воды, почвы, дикой природы и среды обитания человека.
3. Историко-географический очерк.
Около 25 тыс. лет назад территория современной Канады была заселена
индейскими и эскимосскими племенами. Первые европейцы достигли Канады в
1497 г. Колонизация Канады, сопровождавшаяся истреблением коренного
населения, началась в XVII в. В 1605 г. французы и в 1623 г. англичане
основали на территории Канады свои поселения. Колонизация Канады
происходила в обстановке ожесточенной борьбы Франции и Англии за господство
в Северной Америке. После войны за испанское наследство Франция по
Утрехтскому миру в 1713 г. уступила англичанам Гудзонов залив, свою часть
Ньюфаундленда и Акадию. В результате Семилетней войны 1756-63 гг. Канада
отошла к Великобритании. Окончательное оформление границ и устройство
колониальных владений Великобритании в Северной Америке завершилось в 1791
г. с принятием 1 конституционного акта. В соответствии с Актом о Британской
Северной Америке, принятым в 1867 г. английским парламентом, Канаде был
предоставлен статус доминиона - самоуправляющегося заморского владения.
Создание централизованного государства (завершилось в конце XIX - начале XX
в. с образованием провинций Манитоба, Британская Колумбия, Остров принца
Эдуарда, Альберта) разрушило таможенные преграды между вошедшими в него
районами и ускорило хозяйственное и социально-политическое развитие страны.
Вехами утверждения суверенитета Канады стали Вестминстерский статут 1931
г., признавший полную самостоятельность доминионов во внутренней и внешней
политике, и Акт о канадском гражданстве в 1947 г. Формирование территории
страны завершилось в 1949 г. с присоединением Ньюфаундленда.

Канада - федерация, состоящая из 10 провинций, имеющих некоторые
права самоуправления, и 2 федеральных территорий, управляемых федеральным
правительством.

Глава государства – королева Великобритании.

Британскую корону представляет назначаемый по согласованию с правительством
Канады генерал-губернатор (обязательно канадец). Высший законодательный
орган - двухпалатный парламент, состоящий из сената и палаты общин. Глава
исполнительной власти формально - генерал-губернатор; фактически власть
принадлежит кабинету министров, утверждаемому генерал-губернатором и
ответственному перед парламентом.

Государственные языки – английский и французский.

Господствующие религии – католическая и ряд протестантских вероисповеданий.

Денежная единица - канадский доллар.

4. Население.
а) На начало 2000 г. — население Канады составляло 31 млн. человек. 90%
населения сконцентрировано на 200-километровой полосе вдоль границы с США.
Крупнейшие города: Торонто — около 5 млн. человек, Монреаль - 3,5 млн.
человек, Ванкувер — около 2 млн. человек.

В 1954 г. в Канаде рождалось 28,5 детей на 1000 жителей, в 1999 г. —
12,7. В связи с прежними периодами демографического взрыва прогнозируется
увеличение смертности. Расчеты показывают, что к 2016 г. прирост населения
за счет разницы между рождаемостью и смертностью составит 0,9%. к 2030 г. —
0%, а после 2030 г. уровень смертности превысит уровень рождаемости.
Поэтому Канада большое значение уделяет международной миграции. Если в 1961
г. рост народонаселения за счет миграции составил 4%, то в 1981 г. — 6%, а
в 90-х гг. — приблизительно 8%. В 1992 и 1993 гг. прирост
населения за счет мигрантов превысил естественный прирост.

Между 1991 и 1996 гг. 43% канадцев переехали из одного района страны
в другой. Это меньше, чем за 1986-1991 гг. (47%), хотя все равно цифра
достаточно внушительная. Британская Колумбия, Альберта. Юкон и Остров
Принца Эдуарда пополнились мигрантами из других регионов Канады, остальные
провинции, наоборот, потеряли своих жителей. Самый мобильный возраст
внутренних мигрантов, мужчин и женщин, — 25-29 лет.
б) Канада сравнительно слабозаселенная страна земного шара: на 1 кв. км
приходится 2,6 человека. Более 9/10 населения сосредоточено на сравнительно
узкой полосе вдоль границы с США, в основном в провинциях Онтарио и Квебек.
Север Канады почти безлюден, на территории Юкон и на Северо-Западных
территориях, занимающих 2/5 площади страны, живет всего около 70 тыс.
жителей.
в) Процентное соотношение населения следующее: в возрасте 0-5 лет -
6,33%; 5-19 лет - 20,14%; 20-44 года - 39,53%; 45—64 года — 21,7%; старше
65 лет — 12,3%. Средняя продолжительность жизни мужчин 76 лет, женщин — 83
года.
Свыше 44% населения составляют англо-канадцы, Франко-канадцы - 28%,
немцы - 2%, итальянцы - 2%, украинцы - 1%, голландцы - 1%. Также в Канаде
проживают (менее 1% жителей страны) поляки, евреи, норвежцы, русские,
китайцы и др. Коренное население - индейцы (алгонкины, кри, ирокезы,
атапаски, селиши, сиу и др.) - в ходе европейской колонизации было
оттеснено на север. Большинство индейцев живет в резервациях (около 500
тыс. человек). На арктическом побережье расселено около 25 тыс. эскимосов.
Выходцы из Великобритании живут главным образом в Онтарио, Британской
Колумбии и приморских провинциях. В провинции Квебек 4/5 населения - франко-
канадцы. В степных провинциях до трети населения - выходцы из стран
центральной и восточной Европы: украинцы, поляки, венгры и т.д.

Городское население составляет около 76%. В 23 крупных городах (более
100 тыс. жителей) проживает свыше 14 млн. человек, в том числе в 3
крупнейших (Торонто, Монреале, Ванкувере).
г) Для Канады характерны:

- индивидуальное (рассеянное) сельское расселение (фермы);

- концентрация вдоль урбанизационной оси (городское расселение).

5. География хозяйства.
а) Канада - развитая индустриально-аграрная страна с большим
экономическим потенциалом. По размерам валового национального продукта она
занимает одно из ведущих мест среди промышленно развитых стран мира.

В структурном отношении экономика Канады незначительно отличается
от других промышленно развитых стран. Более половины ее валового
промышленного продукта приходится на сферу услуг. Отраслевая структура
материального производства является отражением ее сырьевой специализации.
Сырьевые отрасли составляют более 1/4 условно чистой продукции этой сферы
экономики, что весьма необычно для высокоразвитой страны. Более того, часть
сырьевых отраслей развивается опережающими
темпами, и доля их в материальном производстве возрастает.

В отличие от большинства развитых стран, Канада опирается на
собственную мощную сырьевую и энергетическую базу, которая значительно
превышает потребности собственного хозяйства и является важнейшим
источником экспорта.
б) На промышленность приходится почти треть ВВП, свыше четверти занятых в
экономики и треть стоимости экспорта Канады. Эта сфера хозяйства
характеризуется высоким техническим уровнем, многоотраслевым составом при
важной роли сырьевых производств. В стране весьма развиты энергетика и
горнодобывающая промышленность, цветная металлургия и ряд энергоемких
отраслей, перерабатывающих сырье на экспорт. Обрабатывающая промышленность
несколько отстает от горнодобывающей. Среди отраслей обрабатывающей
промышленности кроме машиностроение особенно велика роль лесобумажной и
пищевой промышленности. Канада имеет высокий показатель индустриализации
(исчисляемый как отношение доли страны в промышленном производстве ее доле
в населении мира).

Обширные запасы древесины дали толчок к развитию лесной и
целлюлозно-бумажной промышленности. Богатейшие запасы руды, минеральных
ресурсов, нефти, газа и угля открыли путь к добыче и переработке полезных
ископаемых, значительно превысивших внутренние потребности.
Топливно-энергетический комплекс Канады – один из самых развитых в
мире. В потреблении первичных источников энергии около 2/3 приходится на
жидкое и газообразное топливо; 1/10 на уголь и 1/4 на гидроэнергию.

Главные районы добычи нефти и природного газа находятся в западных
провинциях – Альберте, Саскачеване и Британской Колумбии. Здесь расположены
крупнейшие месторождения – Пембина, Редуотер, Зама. Из Альберты и
Саскачевана на восток и на запад протянулись транс канадские нефте и
газопроводы. Восточные
провинции импортируют нефть. Значителен экспорт нефти и газа в США.

Во второй половине XX века и особенно в 80-е годы выросла добыча угля
за счет разработки месторождений западных провинций, откуда уголь пошел на
экспорт, главным образом в Японию. Восточные угольные шахты ныне дают лишь
1/10 общей добычи.

По производству электроэнергии Канада занимает 5 место в мире, а по
ее выработке на душу населения она стоит на 2 месте после Норвегии. Большую
часть (3/5) электроэнергии дают ГЭС. В их числе такие мощные гидростанции,
как каскад на реках Ла-Гранд, Черчилл Фаллз. Крупные ТЭС построены в близи
Торонто и Ванкувера. 18% электроэнергии производит АЭС, расположенные в
провинциях Онтарио, Квебек и Нью-Брансуик.

Большим разнообразием отличается горнодобывающая промышленность.
Здесь в огромных размерах добываются практически все виды полезных
ископаемых, используемых современной индустрией. Канада занимает ведущее
место по добыче урана, никеля, цинка, молибдена, вольфрама, железной руды,
природного газа, серы, золота, свинца, серебра, асбеста и др.

Находясь в основном в неосвоенных районах, горнодобывающая
промышленность тесно связана с освоением минеральных ресурсов канадского
Севера. За последние два десятилетия на островах Канадского Арктического
архипелага найдены крупные месторождения нефти и природного газа.

Важнейшим стимулом для развития добычи полезных ископаемых в Канаде
служит широкий спрос на ее продукцию в других странах.

Обрабатывающая промышленность отличается высокой концентрацией
производства и капитала, однако по производительности труда уступает другим
развитым странам, в частности США. В структуре обрабатывающей
промышленности главную роль играют отрасли, непосредственно связанные с
сильно развитыми добывающими отраслями, а также сельским и лесным
хозяйством.

В процессе развития отраслей обрабатывающей промышленности наблюдалось
две
закономерности: общая, присущая обрабатывающей промышленности капиталистичес
кого мира в целом (ускоренное развитие машиностроения) и специфическая
(развитие цветной металлургии, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной
промышленности).

На машиностроение приходится менее 30% продукции и числа, занятых в
обрабатывающей промышленности, что ниже, чем в других развитых странах.
Главная отрасль – транспортное машиностроение (производство автомобилей,
самолетов, тепловозов, судов, снегоходов), в котором господствует
американский капитал, размещается в южной части провинции Онтарио. Развито
также сельскохозяйственное машиностроение, производство энергосилового
оборудования, Оборудования для горнодобывающей и лесной промышленности.
Слабое развитие получило станкостроение. Главные центры машиностроения –
Торонто, Монреаль, Уинсор, Гамильтон, Оттава, Галифакс, Ванкувер.

Стабилизировалось производство в черной металлургии, находящейся в
руках национального капитала. Ведущие металлургические центры находятся в
Приозерье – Гамильтон, Уэлленде, Су-Сент-Мари, а так же по атлантическим
побережьям города Сидни.

В цветной металлургии сильны позиции американского и английского
капиталов. Выплавка цветных металлов – особенно меди, никеля и алюминия –
достигла больших объемов. В число крупнейших мировых центров вошли:
Садбери, Томпсон, Салливан, Арвида, Китимат и Порт-Колборн. Большинство
предприятий работает на местном сырье. На импортном сырье создано крупное
производство алюминия.

Канада имеет развитую нефтеперерабатывающую промышленность. Важнейшие
центры находятся в Монреале, Сарнии, Ванкувере и Эдмонтоне.

Хорошо развита химическая промышленность, и в частности производство
серной кислоты, минеральных удобрений, синтетического каучука, пластических
масс. Основные центры химической промышленности -
Монреаль, Торонто, Ниагара-Фоле.

Лесобумажная промышленность использует богатейшие лесные ресурсы. На
заготовке древесины Канада занимает 5 место, по производству пиломатериалов
и бумаги – 3 место в мире (провинции - Квебек, Онтарио). Еще значительнее
роль страны в экспорте пиломатериалов и бумаги: Канада - мировой лидер.

2/3бумажно-целлюлозного производства находятся на востоке, вблизи ГЭС на
реке Святого Лаврентия. Крупные лесобумажные комбинаты располагаются также
в таежной зоне на севере Степных провинций и особенно в Британской
Колумбии, где сосредоточено 2/3 лесопильной промышленности.

Хорошо также развиты пищевая, швейная и текстильная промышленность с
основными центрами в Монреале, Торонто и Квебеке.

в) Сельское хозяйство - высокоразвитая отрасль канадской экономики. Для
него характерен высокий уровень товарности, механизации и специализации
производства. Около 4/5 площади сельскохозяйственных земель сосредоточены в
крупных хозяйствах, размером в 50 га и более. Значительная часть фермерских
хозяйств - это интегральная часть крупного агробизнеса.
Сельскохозяйственная продукция на фермах производится на базе контрактов с
предприятиями крупнейших монополий пищевой промышленности.

Центральная Канада выделяется, прежде всего, отраслями,
обеспечивающими потребности городского населения: пригородным
овощеводством, садоводством, молочным животноводством и птицеводством.

Степные провинции еще в конце прошлого века начали превращаться в
один из ведущих районов зерновой специализации. И в настоящее время
выращивание зерновых определяет специализацию Канады на мировом рынке
сельскохозяйственных товаров.
Важное значение имеет также рыболовство, развивающееся на базе богатых биоло
гических ресурсов прибрежных вод Атлантического и Тихого океанов.
Внутреннее рыболовство, как и охота, играет меньшую роль.
Территориальная структура экономики Канады находится в зависимости
от неравномерности заселения освоенной части территории страны. Около 90%
населения сосредоточено вдоль южной границы Канады, на узкой полосе,
составляющей всего 17% всей территории. Заселенность и хозяйственная
освоенность остальной части страны весьма слаба.

Сельское хозяйство Канады не только обеспечивает потребности
населения страны, но и играет существенную роль во внешней торговле, давая
около 11% стоимости всего экспорта. Особое место занимает экспорт зерновых,
прежде всего пшеницы. Канадское сельское хозяйство - одно из самых
продуктивных в мире, с быстрым ростом производительности труда. В нем
занято около 5% самодеятельного населения страны.
Главным районом возделывания зерновых культур являются Степные
провинции. Канада является одним из крупнейших в мире производителей
пшеницы и кормовых трав. На фермах Канады выращивают 1/3 масличного льна и
1/5 рапса, производимого в мире.
|Культура |Посевная |Сбор, млн. т |
| |площадь, | |
| |млн. га | |
|Пшеница |7,8 |14,3 |
|Овес |3,3 |5,9 |
|Ячмень |6,2 |14,3 |
|Кукуруза |0,5 |2,7 |
|Льняное семя |0,8 |0,7 |
|Кормовые травы |5,6 |32,0 |

Юг Британской Колумбии – район молочного хозяйства, в центральной части
– мясное скотоводство. Мясомолочное животноводство дает свыше 60% стоимости
с/х продукции. В некоторых районах Канады возникли крупные по площади
товарные хозяйства (ранчо) – настоящие «фабрики мяса».
Поголовье скота (тыс. голов)
[pic]
г) Канада располагает всеми видами транспорта, при сохранении
традиционного для этой страны роли водного транспорта по внутренним водным
путям, прежде всего на Великих озерах и реке Святого Лаврентия.
По длине железных дорог Канада уступает лишь России и США (свыше – 71
тыс. км), автомобильных дорог здесь свыше 750 тыс. км, в том числе с
твердым покрытием – свыше 600 тыс. км (2-ое место в мире после США). Длина
нефтепроводов – свыше 25 тыс. км, газопроводов – около 90 тыс. км.
Огромные дистанции, неровные территории и резкая смена климатических
поясов явились причинами развития гражданской авиации в Канаде. Две
важнейшие авиалинии, Air Canada и Canadian Airlines, формируют ядро
стоимости канадских грузоперевозок и обслуживания пассажиров. Они также
производят и международные перевозки. Пять главных региональных компаний
обслуживают другие плановые коммерческие перевозки. Более чем 700 небольших
авиалиний производят внеплановые перевозки.
В Канаде очень развит внутренний водный транспорт. Для перевозки
большей части грузов используются водные пути. Тоннаж торгового флота
относительно невелик (3,7 млн. брутто рег. т), так как большинство
перевозок осуществляется судами под «удобными флагами». Большая часть
внутриконтинентальных маршрутов проходит через глубоководный путь по реке
Св. Лаврентия, позволяющий морским судам заходить на 4 тыс. км в глубь
континента. Главный перевозимый товар – зерно из порта Тандер-Бей на
Верхнем озере в порты на реке Святого Лаврентия, а также железо в
сталеплавильные заводы Канады и США. На западном побережье большое
количество леса перевозится на баржах и буксирах. И на западном, и на
восточном побережьях существует развитая система перевозок. Судоходство в
канадской Арктике находится в критическом состоянии, поэтому перевозки
минеральных ресурсов на места переработки проходят нерегулярно. По
международным стандартам канадский морской флот невелик. Большая часть
канадских кораблей обслуживает внутренние маршруты. Канадская Береговая
Охрана гарантирует, что все судна, находящиеся в канадских водах, за
исключением Северных путей, будут принимать меры против загрязнения
окружающей среды.
В отличие от большинства развитых стран, для которых наиболее
характерны универсальные порты, в Канаде, как в развивающихся странах,
Австралии и ЮАР, порты узко специализированы на экспорте нефти, руды, угля.
Крупнейшие по грузообороту порты Канады: Ванкувер, Монреаль, Тандер-
Бей, Галифакс, Квебек, Сет-Иль.
Основные направления грузопотоков:
> Монреаль, Черчилл Зарубежная Европа
> Ванкувер США, Дальний Восток


6. Прогноз развития хозяйства.

Экономика Канады, как и других стран, в той или иной степени
испытывает воздействие мировой конъюнктуры. Ввиду этого ее экономическое
развитие в последние годы было неравномерным: 90-е гг. характеризовались
стабильным ростом (2-4%), низкими темпами инфляции. В 1999-2000 гг. Канада
имела наилучшие показатели по темпам экономического роста. Некоторый спад
экономического развития был отмечен в 2001 г.

По оценкам ОЭСР, Канада имеет хорошие перспективы роста экономики
благодаря умелой политике правительства, своевременному снижению
краткосрочных процентных ставок, уменьшению налогов, умеренной инфляции.

Предполагается, что в этом случае правительство вновь сможет
воспользоваться подъемом экономики для ускорения темпов развития и снижения
государственного долга. Все прогнозы отмечают, что капиталовложения
предприятий, товарно-материальные запасы и поступления от внешней торговли
станут основой усиления экономического роста Канады в 2005 г.





Реферат на тему: Экономико-географическая характеристика Московского региона
Экономико-географическая характеристика
Московского региона.



План.

1. Значение Московского региона в экономике Российской Федерации.

2. Народнохозяйственный комплекс.
2.1. Структура народнохозяйственного комплекса.
2.2. Машиностроение.
2.3. Химическая промышленность.
2.4. Легкая промышленность.
3. Проблемы и прогнозы дальнейшего развития Московского региона.



1. Значение Московского региона в экономике Российской
Федерации.
Общая площадь земель в Москве в пределах городской
черты 99,4 тыс. га. Москва - крупный транспортный узел,
где находятся 3 крупных речных порта, 4 аэропорта,
сходятся 11 железнодорожных линий, 13 автомобильных
дорог. Городской транспорт включает в себя более 160
станций метро протяженностью более 400 км.
В Москве сложился солидный производственный и
научно-технический потенциал, развитая инфраструктура,
есть высококвалифицированный управленческий аппарат.
Москва как столица на виду не только у федеральных
властей, но и всего мира, поэтому в случае финансовых
затруднений ей всегда оказывается помощь.
Например, в этом году часть продовольствия для нужд
города будет оплачиваться за счет продажи 1,5 млрд.
кубометров газа. По договору с РАО "Газпром" Москва
оплачивает газ рублями, а после его реализации получает
валюту для закупки продовольствия. Кроме того, на эти
цели Правительство РФ выделяет Москве кредит на сумму 250
млрд. рублей под 16% годовых.
У москвичей, по статистике, более высокие доходы по
сравнению с жителями других городов. Возможно таким
подходом руководствовались Государственная Дума и Совет
Федерации при принятии Закона “ О Федеральном бюджете на
1997 год “, в котором значительно снижены по сравнению с
предыдущим годом субвенции г.Москве для выполнения им
столичных функций. [3, стр. 3]
На проходившей в июне 1997 года конференции “Москва
и рынок” мэр Москвы Ю. Лужков в своем докладе перед
видными политическими деятелями и предпринимателями
осветил некоторые аспекты развития экономики города. В
условиях рыночных преобразований, осуществляемых в
стране, экономика столицы активно развивается. Бюджет
Москвы сегодня стал более мощный, и поступления в бюджет
города в прошлом году и в этом году составляют львиную
долю от государственного российского бюджета. Так, в
прошлом году бюджет Москвы составил 41 триллион рублей.
Это 30% того, что Россия получала от других регионов. А
недавно налоговая служба заявила, что в апреле Москва
внесла 43% от всех налоговых поступлений в бюджет
Российской Федерации. [10, стр. 3]
Поступления в городской бюджет в виде налогов с прибыли
промышленных предприятий (35%) напрямую связаны с долей
отрасли в структуре промышленного производства г. Москвы.
Из диаграммы приложения 1 видно, что львиную долю
занимает пищевая промышленность (31%). Машиностроение
составляет приблизительно 1/5 (22%). По 5% приходится на
легкую и химическую отрасли промышленности.
Характерной чертой московской промышленности была высокая
концентрация производства. В самом начале ХХ века, когда
предприятие с числом работающих 500 человек считалось
крупным, на Прохоровской мануфактуре (ныне “Трехгорная
мануфактура “) работало более 2000 человек. Такое же
количество работающих было на ситценабивной фабрике.
Практически каждый третий рабочий Москвы работал на 22
крупнейших предприятиях с численностью. В 1910 году в
Москве превалировала легкая и пищевая промышленность. Из
909 крупных предприятий города лишь 227 (или каждое
четвертое) относились к машиностроению и
металлообработке. Тем не менее, уже тогда имелись крупные
заводы: металлургический Гужона (ныне завод “Серп и
молот”), братьев Бромлей (завод “Красный пролетарий”),
Дангауэра и Кайзера (завод “Компрессор”) и др.
По общему объему промышленного производства Москва
занимала 2-е место в стране после Петербурга. И все же
долгое время она оставалась “ ситцевой“ Москвой, в
отличие от тогдашней столицы, где индустрию города
определяли крупные машиностроительные заводы. Сегодня
промышленность города носит масштабный многоотраслевой
характер. Это около тысячи производственных объединений,
заводов, комбинатов, фабрик. В силу необеспеченности
собственными ресурсами большое влияние на ее развитие
оказывают поставки материалов, сырья, топлива, энергии из
других экономических районов. Этим в значительной степени
определяется развитие нематериалоемких и неэнергоемких
отраслей.
Московская область - высокоразвитый индустриальный
регион. Ведущую роль в экономике области занимает
промышленность. По объему промышленного производства
Московская область занимает 9 место в РФ. На промышленных
предприятиях области занято 36,7 % трудоспособного
населения. Территория области - 46000 кв. м., население -
6,6 млн. чел., плотность населения - 143 жителя на 1 кв.
м., что в 16 раз больше, чем в среднем по стране. В
составе области - 39 районов, 74 города, 112 поселков
городского типа, 474 сельсовета.
В отраслевой структуре произведенного национального
дохода промышленная продукция составляет 44,4 %, в
экспорте наибольший удельный вес приходится на
предприятия химической и нефтехимической промышленности.
Московская область по уровню промышленного потенциала
уступает лишь Москве и Санкт-Петербургу с областью.
Отраслевая структура промышленного производства
Московской области (см. диаграмму приложения 2)
характеризуется еще большим, чем в Москве, удельным весом
машиностроения и металлообработки (36%), легкой
промышленности (12%), химической промышленности (8%).
Пищевая промышленность, напротив, составляет только 10% в
общем объеме промышленного производства.



2. Народнохозяйственный комплекс.
2.1. Структура народнохозяйственного комплекса.
Являясь самым крупным городом Российской Федерации,
в котором наиболее ярко выражены все особенности и
тенденции современного этапа урбанизации, Москва играет
огромную роль в народнохозяйственном комплексе страны.
Как и в любом крупном городе, в Москве можно выделить две
основные группы отраслей. К первой группе относятся
отрасли, формирующие народнохозяйственную основу города,
определяющую его значение в общероссийском разделении
общественного труда. Это промышленность, наука, высшее и
среднее специальное образование, уникальные виды
обслуживания населения, административно-хозяйственная
деятельность.
Ко второй группе принадлежат отрасли
градообслуживающей сферы. Это отрасли, обеспечивающие
население жильем, предприятиями коммунального и культурно-
бытового назначения, товарами народного потребления. К
данной группе относятся и отрасли, связанные с созданием
технической инфраструктуры, - городской пассажирский и
грузовой автомобильный транспорт, все виды связи,
водоснабжение, энергоснабжение, теплофикация,
газификация, канализация, а также та часть строительной
индустрии, продукция которой используется преимущественно
на территории города или городской агломерации. Словом,
все связанное с жизнедеятельностью города. [8, стр. 29].
Основу градообразующего комплекса столицы составляет
промышленность. Она занимает первое место и по числу
занятых в ней москвичей - каждый четвертый.
Машиностроение, химическая и нефтехимическая
промышленность, легкая промышленность являются отраслями
специализации Московского региона, поэтому мы остановимся
на них подробнее.



2.2. Машиностроение.
Автомобильная промышленность является одной из важнейших
подотраслей машиностроения. Ее крупнейшие представители -
АО “Москвич” (бывший АЗЛК), производящий легковые
автомобили, и ЗИЛ, который специализируется на выпуске
грузовых машин.
Совсем недавно АО “Москвич” - предприятие, выпускавшее
“народный автомобиль” десятками тысяч в год - было на
грани банкротства. Однако правительство Москвы заявило о
готовности оказать заводу помощь и гарантировать
погашение задолженности перед федеральным бюджетом и
Пенсионным фондом России в течение двух лет (1997-1998
гг.), составляющей на начало апреля 1997 года почти 2,3
триллиона рублей. В том числе перед бюджетами всех
уровней - примерно 1,5 триллиона рублей; из них долг
федеральному бюджету - 316 миллиардов рублей. Высока
сумма и “набежавших” пени, достигшая свыше 840 миллиардов
рублей.
Разработанная при непосредственном участии Департамента
науки и промышленной политики столичного правительства,
программа по выходу завода из кризиса предусматривает
ориентацию предприятия на высокоэффективное сборочное
производство в тесном взаимодействии с рядом иностранных
автомобильных компаний. Но сначала нужно решить проблему
содержания социальной инфраструктуры, отвлекающей немало
финансовых ресурсов предприятия и делающей сегодня
производство автомобиля поистине “золотым”. По словам
начальника управления делами АО “Москвич” Евгения
Гассана, в процессе уже начавшейся реструктуризации
завода подавляющее большинство социальных объектов -
детские сады, общежития, земельные участки - будут
переданы на баланс города. Но ни один объект
непроизводственной сферы, как уверяет руководство, не
будет “продан за гроши”, как пишут СМИ.
Прежде всего, намечено ликвидировать непрофильные
высокозатратные производства пластмассовых деталей,
металлорежущих станков, комплектующих, являющихся,
несомненно, прерогативой специализированных предприятий
отрасли. Но зато возобновится выпуск “41-й” модели. В ее
новом варианте будет немало импортных узлов и деталей -
германских, французских, британских изделий, производимых
известными в мире компаниями “Рено-меган“, “Лукас”,
“Санрайз-фабрик”.
Практически завершена разработка “42-й”, более
совершенной модели, которую тоже намечено запустить в
серийное производство. Ну а кроме того, получит развитие
изготовление малотоннажных погрузчиков грузоподъемностью
до 4 тонн (в количестве не менее 15 тысяч), спрос на
которые растет. Разработана и новая модель автомобиля
“Москвич” с современным кузовом типа “Седан”, серийный
выпуск ее планируется на IV квартал 1997 года.
Начата работа по выпуску престижных автомобилей
повышенной комфортности “Князь Владимир” (которой по
выходным пользуется мэр города Ю. Лужков), а также “Князь
Юрий Долгорукий”. Стоимость этих машин 16000 - 20000 тыс.
$. Руководство предприятия надеется на заказы от
региональных властей на эти машины, что будет
способствовать скорейшему выводу завода из кризиса.
Не менее широкие перспективы для завода и рынка
столицы открывает реализация соглашения о кооперации с
фирмой “Рено” на основе базовой модели “Минивэн”, серийно
выпускаемой во Франции с осени 1996 года,
предусматривающего привлечение коммерческого кредита в
размере 72 миллионов долларов.



С момента январского “запуска” завода уже
изготовлено (к середине апреля) свыше 450 автомобилей и
более 600 кузовов. Всего намечено выпустить около 80
тысяч автомобилей - по 40 тысяч, соответственно, с
двигателями “ВАЗ” и “Рено”. Производственные мощности
позволяют производить здесь до 120 тысяч автомобилей
ежегодно, так что примерно 2/3 этих мощностей намечается
загрузить уже в текущем году.
Ситуация с заводом подпитывается еще и растущими как
снежный ком пени на долги. Хотя, если бы кредиторы
мыслили здраво, они больше других заинтересованы в том,
чтобы “Москвич” скорейшим образом вышел из “кризисной
полосы” и стал действительно конкурентоспособным рыночным
предприятием России. [1, cтр. 4].
Еще одним автомобильным гигантом Москвы является
автомобильный завод И. А. Лихачева (ЗИЛ). Как и многие
столичные предприятия, он является головным, его
производство представляет собой завершающие стадии. Завод
осуществляет сборку и выпуск готовой продукции, а
первоначальные технологические операции выполняют филиалы
объединения ЗИЛ, расположенные в других экономических
районах страны. По этой причине в условиях рынка у завода
возникает много проблем, связанных с получением
комплектующих.
Предприятия Подмосковья являются крупнейшими, а в
ряде случаев единственными в Российской Федерации
производителями тепловозов, вагонов метрополитена,
электропоездов, автобусов и другой продукции.

В числе основных предприятий машиностроения: Коломенские
заводы тепловозостроительный и тяжелого станкостроения,
Мытищинский “Метровагонмаш”, Подольский
машиностроительный и электромеханический заводы,
Люберецкий завод сельскохозяйственных машин им.
Ухтомского, Ликино-Дулевский автобусный и др. (см.
картосхему).

В 1958 году в связи со специализацией автозавода им.
Лихачева на выпуске грузовых машин было принято
постановление о переводе производства автобусов с ЗИЛа на
ЛиМЗ, который с этого времени стал называться Ликинским
автомобильным заводом - ЛиАЗ. В первые 10 лет
эксплуатации завода было выпущено 50000 автобусов.
Начиная с 1965 года ежегодное производство автобусов
достигало 6200 штук при 5200 работающих. А в 1975 году с
конвейера сошло 10000 автобусов, на заводе работало около
8000 человек. На базе моделей ЛиАЗ-677 создано целое
семейство автобусов - городские, пригородные,
экскурсионные, перронные для перевозки пассажиров в
аэропортах.
Мытищинский машиностроительный завод - ныне
“Метровагонмаш”, отметивший в этом году свое столетие, по
праву называют флагманом российского машиностроения. С
момента открытия Московского метро его основной маркой
стал выпуск метровагонов. Сегодня в непростых условиях
рынка завод удерживает имидж одного из ведущих
поставщиков как гражданской, так и военной техники. Его
продукция - современные комфортабельные трамвайные
вагоны, вагоны метро, прицепы к легковым автомобилям,
автосамосвалы - можно увидеть не только в России, но и
далеко за ее пределами: Венгрия , Чехословакия, Иран
Индия, Китай и др. Причем продукция становится все более
конкурентоспособной. По состоянию на 1 апреля 1997 года
предприятие является рентабельным, не имеет
задолженностей перед федеральным и местным бюджетами,
регулярно выплачивает заработную плату.
Подольский машиностроительный завод не только
устоял под тяжестью налогов и конверсии , но и расширил
свое производство. Только в прошлом году на завод принято
800 человек. Основная его продукция по-прежнему котлы и
оборудование для электростанций, но одновременно налажен
выпуск электродов, металлической черепицы, выпуск
оборудования для саун и котлов для индивидуальных домов,
работающих на 5 видах топлива. Завод имеет сертификаты -
европейский, американский, и готов выполнять заказы для
любых стран.
Несмотря на то, что за 8 месяцев текущего года
объем промышленной продукции предприятий Московской
области составил 98,4% от объема соответствующего
периода прошлого года. В целом по Подмосковью по
сравнению с январем - августом 1996 года в
соответствующем периоде 1997 года наблюдался рост объема
промышленного производства в машиностроении и
металлообработке (107%) . В частности выпуск грузовых
автомобилей возрос в 2,2 раза, в т.ч. в АО”
Давыдово“(Орехово - район) -в 3 раза; легковых
автомобилей в АО”Автоваз “( г. Серпухов)- почти в 3 раза,
вагонов электропоездов в АООТ “ Демиховский машзавод“- на
48,6%, кранов на автомобильном ходу в АОЗТ “БАКМ”(г.
Балашиха) - на 80%.
Москва - Родина отечественного авиастроения. Начало
развития отечественного авиастроения было положено в 1909
году Н. Е. Жуковым, который был инициатором подготовки
летного поля на Ходынке и подготовил группу русских
авиаторов на базе Московского Императорского технического
училища (МВТУ им. Баумана). Официальной датой рождения
гражданской авиации считается 9 февраля 1923 года, когда
было принято Постановление Правительства страны об
организации гражданской авиации как отрасли народного
хозяйства. Основу отечественного авиастроения составляют
ведущие промышленные предприятия и конструкторские бюро
(КБ): Государственная корпорация МАПО “МИГ”, Авиационный
комплекс им. С.В.Ильюшина, АО “ОКБ Сухого”, “ОКБ
Яковлева” и др. Московское авиационное
производственное объединение (МАПО). К началу 1918 года в
России сохранилось только 18 действующих маломощных
авиационных предприятия, в том числе 11
самолетостроительных, 5 моторостроительных и 2
пропеллерных, на которых было занято 10 тысяч человек.
Насчитывалось только 226 исправных и 228 неисправных
аэропланов. Благодаря усилиям конструкторов и мастеров на
заводе №1 уже в 1928 году было изготовлено 385
истребителей. До 1944 года было изготовлено 5645
самолетов - разведчиков Р-5.
Самолет У-2 (конструктор Поликарпов) широко
применялся в сельском и лесном хозяйстве, для
аэрофотосъемок, санитарных перевозок, как связной
самолет. С 1928 по 1953 г.г. было построено около 55
тысяч самолетов.

Завод №1 являлся головным в авиастроении. Под
руководством Генерального конструктора С.В.Ильюшина были
разработаны пассажирские и боевые самолеты ИЛ, вынесшие
основную тяжесть в Великой Отечественной войне. В
1939 году был создан конструкторский отдел под
руководством А. И. Микояна и М. И. Гуревича, и уже в 1940
году на заводе было изготовлено 100 самолетов
истребителей МИГ- 1 , а в 1941 году был налажен выпуск
по 25 единиц ежедневно. Остается восхищаться поистине
трудовым подвигом ученых, конструкторов и рабочих,
занятых в авиастроении. На протяжении последних трех
десятилетий самолетостроительная фирма специализируется
на производстве истребителей МИГ-21 (23, 29). Около 3
тысяч самолетов были поставлены в 40 государств Восточной
и Западной Европы, Азии, Африки, Латинской Америки.
В 1960 - 1980 г.г. завод принимал активное участие
в строительстве крупных гражданских объектов - элементы
металлоконструкций Кремлевского Дворца Съездов, гостиницы
“Россия”, кинотеатра “Россия”, Останкинской телебашни.
При участии МАПО построен авиационный завод в Индии,
оказана техническая помощь в выпуске МиГов в КНДР.
“ОКБ МиГ” является пионером в разработке
катапультного кресла для спасения летчиков. Самолеты МиГ-
29 имеют двигатели, превышающие по своей мощности 10000
кг-с и развивают скорость более 130 км/ч при нулевой
высоте. МиГ-29К впервые в мире был сконструирован с
парковкой на авианесущий крейсер, для чего крылья
самолета были выполнены складными. МиГи экспортировались
в Алжир, Иран, Ливию, Сирию, Германию, КНР и Южную Корею.
Теперь Государственная корпорация МАПО “МиГ” с
помощью высокоточных технологий, уникального сварочного
оборудования и металлообработки, квалифицированных кадров
решает в комплексе задачи военного и гражданского
самолетостроения, конверсии, а также большое внимание
уделяется производству товаров народного потребления.
Известный во всем мире авиаконструктор С.В.Ильюшин
создал в 1933 году ЦКБ на Московском авиационном заводе
№39, который в годы ВОВ был эвакуирован в Куйбышев. После
возвращения из эвакуации основная производственная база
была расположена на Красноармейской улице, а затем на
Ленинградском проспекте. Выдающуюся роль в годы войны
сыграл легендарный бронированный штурмовик ИЛ - 2. Было
выпущено почти 7 тысяч бомбардировщиков, более 41 тысячи
штурмовиков ИЛ - 2 и ИЛ-10, что составляло 1/3 боевых
самолетов ВВС.
В 1946 году был построен первый пассажирский самолет
ИЛ-12, затем в 1950 году - ИЛ-14.
Значительным вкладом в развитие отечественной
транспортной авиации стало создание реактивного
транспортного самолета ИЛ-76ДТ. Большие транспортные
возможности, высокая степень механизации погрузо-
разгрузочных работ, способность базироваться на
бетонированных и грунтовых аэродромах ограниченных
размеров были ярко продемонстрированы во время полетов в
Арктику и Антарктиду. Пассажирские самолеты ИЛ-96 и ИЛ-
114 сыграли большую роль в развитии перевозок пассажиров
и грузов, в народном хозяйстве.
В трудных условиях, которые переживает отечественная
промышленность, на фирме разработана программа развития
гражданской авиатехники на предстоящее десятилетие,
которая базируется на тесном сотрудничестве отечественных
и зарубежных партнеров. Эта программа предусматривает
модернизацию самолетов ИЛ за счет установки современных
экономичных двигателей, пилотажно-навигационного и
радиосвязного оборудования иностранного производства.
Так, лайнер ИЛ-96М оснащен двигателями фирмы “Прат-Уитни”
и авионикой фирмы “Коллинз”. В 1994 году создан легкий
самолет ИЛ-103 с двигателем “Теледайн Континенталь
Моторс”, предназначенный для перевозки трех - четырех
человек или 270 кг груза, которые незаменимы в бизнес -
полетах, а также при полетах в чрезвычайных ситуациях.
В 1893 году русский спортсмен и предприниматель
Ю.А.Меллер задался идеей распространить велосипеды в
России и организовал на Ямском поле мастерскую. В 1895
году им было выпущено 150 велосипедов. Через 3 года
мастерская была преобразована в завод “Дукс” (по латыни
“вождь”). К 1900 году было выпущено более 11 тысяч
велосипедов. В 1904 году было налажено производство
парамобилей, мотоциклов, мотодрезин. В 1909 году на
заводе был изготовлен первый самолет, а со следующего
года начался серийный выпуск самолетов по лицензии
французской фирмы “Фарман”. С 1930 года производственные
корпуса на Ходынском поле начинают выпуск вооружения, а в
дальнейшем приобретают ракетный профиль. Цеха точного
литья поставляли огромную номенклатуру(500 - 600
наименований) деталей своему заводу и другим заводам
авиационной промышленности. Было освоено изготовление
некоторых деталей и узлов сельскохозяйственных машин.
Применение клеящего материала БФ дало возможность
выполнять работы по ремонту и изготовлению гребных
винтов, деталей тракторов и комбайнов, баков для хранения
авиатоплива в арктических условиях.
В1992 году предприятие было преобразовано в
акционерное общество АО “Дукс”. Ныне одним из главных
направлений развития производства в АО “Дукс” стало
изготовление постоянно расширяющегося ассортимента
бытовой техники. В последние годы завод выпускает в
основном вооружение (бомбардировщики) и имеет около 160
заказчиков. Для изготовления столь разнообразной
продукции необходимо не только изготавливать детали, но и
получать от поставщиков комплектующие изделия. Таких
поставщиков, отечественных и зарубежных, у завода около
600. Так, для производства пылесосов Китай поставляет
подшипники, Индия - отделочную пленку, Швеция -
пластмассу. Начиная с 50-х годов завод выпустил около 10
млн. пылесосов. Осваивается беспыльный пескоструйный
аппарат для обработки различных поверхностей,
универсальные деревообрабатывающие станки, приборы и
аппаратура для красильно-отделочного оборудования. Таким
образом, завод на деле осуществляет конверсию.
ОАО “ОКБ им. П. О. Сухого”. По разработкам Сухого
П.О. (ученика Туполева А.Н.) сконструирован и запущен в
производство рекордной дальности самолет-истребитель с
убирающимися шасси. Самолеты СУ-2 (одно- и двухместные
штурмовики) сыграли большую роль в ВОВ.
В 1948 году всего за 4 месяца был сконструирован
истребитель-перехватчик, развивающий скорость 705 км/ч на
высоте 12 км с турбореактивным двигателем. Во время
испытаний почти была достигнута скорость звука. Но в 1949
году КБ было закрыто и восстановлено только в 1953 году
на территории Центрального аэродрома. Уже в 1955 году
истребитель “Стрела" развивал скорость 2120 км/час на
высоте 17 километров. Для нужд авиации ПВО был
сконструирован истребитель перехватчик с треугольным
крылом. В период конструирования сверхзвукового
ракетоносителя было использовано около 600 изобретений.
Масса самолета составляет 55 тонн, он изготовлен из
титана. Крейсерная скорость достигала 3200 км/ч на высоте
20 км. Потенциальный объем мирового рынка таких машин -
1500-2000 самолетов при стоимости 120-140 тысяч долларов.
В то время как происходит разрушение ВПК страны “ОКБ
Сухого” ценой огромных усилий сохраняет свой научно-
технический потенциал, находящийся выше мирового уровня
(опережает на 15 лет), удерживает лидирующее положение в
самолетостроении России.
Последняя разработка “ОКБ им. П. О. Сухого” -
истребитель СУ-35, способный выполнять сверхсложный
комплекс фигур, который пока неподвластен зарубежным
боевым самолетам. Это знаменитые “кобра” и “хук” (“кобра”
на вираже), а также “бочки” на вертикалях, полет “на
спине”, разнообразные петли. СУ-35 представляет собой
многофункциональную боевую машину, созданную на основе
глубокой и всесторонней модернизации СУ-27. Скорость ее
полета у земли - 1400 км/ч, на высоте - 2500 км/ч.
Практический потолок - 18 км. Дальность полета - более
4000 км, а с одной дозаправкой в воздухе - более 6500 км.
Он предназначен как для ближнего высокоманевренного боя,
так и для нанесения дальних высокоточных и мощных ударов
по наземным либо морским целям. Машина оснащена самыми
современными ракетами, бомбами, реактивными снарядами и
пушкой. Общая боевая нагрузка достигает 8000 кг! Лучшие
истребители мира СУ-27 и СУ-35 принимают участие в
авиасалонах в Бурже. Уже сегодня налажено серийное
производство СУ-30МК, также сконструированного на базе СУ-
27. Этот истребитель вызывает весьма большой интерес на
мировом авиарынке. Самое убедительное тому свидетельство
- недавнее решение Индии закупить 40 машин такого типа.
Сделка

Новинки рефератов ::

Реферат: Учет и анализ оплаты труда (на примере ООО "Меравит") (Бухгалтерский учет)


Реферат: Землетрясения (Геодезия)


Реферат: Конфликты в семье и их разрешение (Социология)


Реферат: Загрязнение окружающей среды (География)


Реферат: Договор хранения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Разработка методики программного тестирования цифровых устройств с помощью программного пакета Design Center (Радиоэлектроника)


Реферат: Объединение "Яблоко" (Политология)


Реферат: Методологическое значение сравнительного метода в зоологических исследованиях (Биология)


Реферат: Ценовая дискриминация (Предпринимательство)


Реферат: Клавиатура (Компьютеры)


Реферат: Парламент (Государство и право)


Реферат: Архитектура Московского Кремля XIV-XVI вв. с фотографиями (История)


Реферат: Врубель (Искусство и культура)


Реферат: Ценообразование (Маркетинг)


Реферат: Культура Древнего Египта (Культурология)


Реферат: Функции общения (Социология)


Реферат: Культура Византии (История)


Реферат: Общие положения SDH и PDH (Радиоэлектроника)


Реферат: Творчество О.Э. Мандельштама (Литература : русская)


Реферат: Форма, размеры и движения Земли и их геофизические следствия. Гравитационное поле Земли (Геодезия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист