GeoSELECT.ru



Военная кафедра / Реферат: КРАТКИЙ ОЧЕРК ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СССР (1917-1971 Г.) (ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОТНОШЕНИЙ СССР - ЗАПАД) (Военная кафедра)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: КРАТКИЙ ОЧЕРК ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СССР (1917-1971 Г.) (ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОТНОШЕНИЙ СССР - ЗАПАД) (Военная кафедра)



Н. С. ВОЛГИН
Доктор военно-морских наук,
профессор



СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ АНАЛИЗЕ РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВЛЯЕМЫХ ПРОЦЕССОВ, ОПЫТА
ИСТОРИИ И ПРИ ПРОГНОЗИРОВАНИИ



КРАТКИЙ ОЧЕРК ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СССР (1917-1971
Г.) ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

ОТНОШЕНИЙ СССР - ЗАПАД



г. Ленинград - г. Санкт-Петербург
1991-1998 г.г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Аннотация 3


Введение 4

1. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ СТРАНЫ. 7
1.1. Основная идея замысла построения социализма в России. 7
1.2. Зарождение системы централизованного планового управления
страной. Цель системы. Взлет экономики страны. 9
1.2.1. Условия, в которых создавалась система централизованного
планового управления страной. 10
1.2.2. Формирование системы централизованного планового управления
страной. Особенности ее структуры. 17
1.3. Попытки модернизации экономической системы страны в 50 - 80-е
годы. Причины неудач. 27
1.4. Перестройка всех сфер жизни страны, начатая в 1985г. Внутренние
причины тяжелого политического и экономического кризиса в стране. 28
2. Наша Родина - объект агрессии транснациональных корпораций. 33
2.1. Цель ТНК в отношении нашей страны. Военные усилия по достижении
этой цели в 20-50-х годах. 33
2.2. Идеологическая и экономическая борьба ТНК против нашей страны в
50 - 80-е годы. 41
2.3. Цель и способы борьбы ТНК против нашей страны после 1985 года.
42
2.3.1. Идеологическая обработка советских людей - главное направление
усилий ТНК. 42
2.3.2. Действия ТНК в области экономики. Цель, способы действий,
союзники ТНК внутри страны и их иллюзии. 49
2.3.3. Усилия ТНК по развалу Вооруженных сил, КГБ, МВД. Цель, способы
действий, союзники. 52

З А К Л Ю Ч Е Н И Е 55


Приложение 1. Военно-политическая оценка разгрома СССР в третьей мировой
(холодной) войне 62


Приложение 2. Военно-политическая оценка вооруженного конфликта в Чечне
72

1. Кто, зачем и как организовал кровопролитие в Чечне (солдатским
матерям) 72
2. Причины вооруженного конфликта в Чечне. 72
3. Особенности боевых действий в Чечне. 75

Приложение 3. Предложения по проведению реформы в стране, организации ее
жизни. 80

1. Цель реформы. 80
2. Замысел достижения цели. 80
3. Комментарии к цели реформы. 82

Приложение 4. История Великой Отечественной войны – новый взгляд 86

1. Кто, зачем и как организовал нападение гитлеровской Германии на
СССР. 88
2. Руководство страной и ее Вооруженными Силами при подготовке к
отражению агрессии и во время ВОВ. Приграничное сражение лета 1941.
94
3. Наша Победа в Великой Отечественно войне, ее причины,
последствия. Причины наших больших потерь 109
ВЫВОДЫ 114

Использованная литература 119



Аннотация

Изложено использование системного подхода для анализа результатов
управления в военной, административной, политической, экономической
областях, исследования исторических процессов с целью совершенствования
управления, прогнозирования действий противника, экономических,
политических конкурентов, изменения обстановки. Большое внимание уделено
методам борьбы со стереотипами в сознании командиров, руководителей,
которые порождаются недостаточной информированностью, дезинформацией в
сочетании с недостатками при анализе командирами фактов, синтезе
обстановки.
Во введении и первых двух параграфах изложены результаты исследования,
выполненные с целью выявить: действия каких сил привели к экономическому и
политическому краху некогда мощного государства, постыдно - нищенскому
существованию основных масс народа. Для достижения цели исследования
применен метод системного анализа явлений общественной жизни (тенденциозно
подобранных и изложенных средствами массовой информации различного толка),
чтобы осуществить синтез - дать описание исторического процесса, выявить
закономерности и тенденции дальнейшего развития общества и наметить пути
выхода из кризиса.
Эта базисная часть работы использована в приложениях 1, 2 для
обоснования ответов на актуальные и важные вопросы: кто, зачем и каким
образом развалил СССР, организовал бойню в Чечне. В приложении 3 рассмотрен
проект основ плана экономической реформы и вывода страны из кризиса, в
приложении 4 - история Великой Отечественной войны - новый взгляд.
Работа «Краткий очерк экономического и политического развития СССР»
написана до июля 1991 года; Приложение 1 - до мая 1992 года; Приложение 2 -
до марта 1995 года; Приложение 3 - до июля 1993 года; Приложение 4 - в июне
- июле 1997 года. Ни один из разделов работы, будучи написанным, далее не
корректировался, чтобы были лучше видны возможности использования метода
при выполнении оперативных, «по горячим следам», исторических исследований
для конкретных практических целей. Кроме того, при этом можно оценить
субъективные ошибки автора, а исполнители последующих исторических
исследований смогут составить суждение об умонастроениях в обществе на
различных этапах его жизни.
Автор исследования - доктор военно-морских наук профессор капитан 1
ранга в отставке Николай Степанович Волгин, специалист в области системного
анализа, исследования операций, математического моделирования управляемых
процессов.
Стоит лишить народ памяти, и из
него можно вить веревки.
В.С. Пикуль.

Введение

Выступления руководителей страны, а также лидеров партий, общественных
организаций, средств массовой информации при характеристике сложившейся в
стране к началу 90-х годов ситуации, пестрят самыми различными выражениями.
Их, однако, можно обобщить: «страна оказалась на грани катастрофы», «страна
находится на краю пропасти». Руководители страны принимают различные меры,
чтобы приостановить развал экономики государства и самого государства.
Можно утверждать, что эти меры не дадут обещаемого народу результата, если
не учесть - кто, с какой целью и какими способами привел страну к
катастрофе, а ограничиться приведенной выше оценкой сложившейся обстановки,
сформулированной с использованием безличных оборотов и глаголов в
неопределенной форме. Знание истории страны нужно и народу: без ее
понимания невозможна объективная оценка действий руководства, оценка людей,
находящихся у власти или рвущихся к ней.
Уже видно, что без политически грамотного народовластия все пойдет
прахом.
Иногда (часто) указывают на следующую причину происшедшего:«70 лет
руководства страной коммунистов и сформированной ими командно-
административной системы». Однако этот штамп, хорошо работающий на митингах
отчаявшихся людей, не несет конструктивного начала для понимания механизма
общественной и экономической жизни, для формирования мер по реконструкции
страны. Нужен объективный анализ предыдущей истории страны и ее итога -
нынешнего положения, чего очень боятся ее враги, являющиеся авторами
приведенного штампа.
Описать бурную историю семидесятилетней жизни страны - многотрудная
задача, тем более для свидетелей и участников этой жизни. Большое видится
на расстоянии. В этих условиях нужна методология, разработанная на идеях
системного анализа. В ее основе должен лежать принцип Аристотеля (4 в. до
н.э.) успешности любого действия: «Чтобы действие было успешным, необходимы
два условия:
1. Правильное определение конечной цели действия.
2. Правильное определение способа достижения конечной цели.»
Принцип прошел многовековую проверку.
Сформулируем цель исследования: выявить, каким образом страна, ставшая
одной из могущественных и динамично развивающихся держав мира, дошла до
нынешнего состояния полного развала и, далее, каковы тенденции ее
дальнейшей жизни (автор сформулировал эту цель следующим прагматичным
образом: «Что ждет его внуков?»).
Чтобы достичь этой цели необходимо выявить движущие силы, которые
привели государство к ее нынешнему состоянию, их цели, способы достижения
целей, условия, в которых эти силы решали свои задачи.
Для такого анализа недостаточно рассмотреть срез состояния общества на
какой-то момент времени. Требуется изучить процесс экономического и
политического развития страны за некоторый промежуток времени [tо, tк] от
некоторого начального tо до конечного tк момента времени.
Известно, что изучение процессов облегчается при их интерпретации как
марковских процессов[?]. Марковским называется такой процесс, в котором
изменения системы в будущем зависят только от ее нынешнего состояния и не
зависят от того, как именно система в него пришла. Марковость не есть
свойство, данное реальной системе свыше, наличие этого свойства в изучаемой
системе-аналоге достигается способом ее формирования. Во-первых, из
бесчисленного множества элементов обстановки в состав системы-аналога
включаются только те ее элементы, которые являются существенно важными для
достижения цели исследования и, во-вторых, позволяют в определенные моменты
времени выявлять состояния системы, от которых зависит протекание процесса
в будущем. Применительно к историческому исследованию выполнение требования
марковости означает также выбор такого момента времени tо начала
исследуемого промежутка времени [tо,tк], в котором зародились если не все,
то большинство подлежащих рассмотрению на момент времени tк элементов.
Однако и при этом требуются экскурсы в более отдаленное (чем tо) прошлое.
В историческом исследовании невозможно использование преимущественно
методов математического моделирования, как это имеет место в математической
теории марковских дискретных и непрерывных случайных процессов. Основными
инструментами познания закономерностей исторического процесса являются
различный аппарат логики и использование результатов накопленного опыта[?].
Важной является проблема добывания фактического исторического материала.
Известно, что действительность, становящаяся затем историей, творится
зачастую в тайне. Руководители общественно-политических группировок
секретят и скрывают свои истинные цели, действия. Даже в случае, когда к
власти приходит новая группировка, она рассекречивает только те попавшиеся
ей в руки материалы, касающиеся ранее господствовавшей группировки, которые
не выставят эту новую группировку в невыгодном виде. Дело осложняется еще и
тем, что в общественно-политической жизни страны активно участвуют внешние
силы. Сведения об их действиях также держатся под замком, чаще всего в
архивах спец служб.
Большинство тайного становится явным, но через многие десятилетия. А
знать историю для потребностей практики нужно уже сейчас. Единственный
выход из этого положения - опять-таки последовательное использование
методов системного подхода.
Для изучения какого-либо этапа в жизни страны, общественно-политического
или (и) экономического, нужно сформировать систему. Элементами этой системы
являются общественно-политические группировки, экономические,
административные, военные и другие структуры как внутри, так и вне страны.
Состав элементов такой системы выявляется на основании анализа событий,
фактов в жизни страны. Наступление каждого из событий знаменует переход
системы в новое состояние. Анализ событий позволяет «обратным ходом»
осуществить синтез системы - определить ее элементы, связи между ними.
Большую роль при анализе играет использование принципа римского права -
искать кому выгодно то или другое мероприятие.
Далее анализируется траектория движения гипотетической системы. Она
сравнивается с реальной «траекторией» движения общества. Разница в
траекториях должна быть проанализирована, чтобы выявить причину:
1) ошибка в формировании структуры системы;
2) ошибка в оценке реальной траектории. В обоих случаях нужны поиски
новых факторов, переосмысление ранее известных.
Источниками получения необходимой информации при подобных экспресс-
исследованиях являются средства массовой информации и официальные
документы: договоры, коммюнике, распорядительные акты различных уровней
управления (законы, указы, распоряжения и т.д.) Основными (но не
единственными) недостатками первого источника являются субъективизм и
недостаточная осведомленность авторов. По этой причине целесообразно
использовать средства массовой информации различных, лучше полярных,
общественно-политических группировок. Основным недостатком второго
источника следует признать наличие дезинформации относительно истинных
целей. Допустим высокие стороны заключили договор по территориальному
вопросу. Пусть в нем объявлено, что стороны исходили из соображений
исторической справедливости и общечеловеческих ценностей. Однако не
исключено, что стоящая у власти группировка фактически руководствовалась
меркантильными (возможно, низменными с точки зрения общепринятой морали)
мотивами, а равномерно размазанная по тексту документа фразеология
относительно исторической справедливости, общечеловеческих ценностей
призвана скрыть эти мотивы. Способ борьбы с указанными недостатками:
выявление, в чьих интересах работает этот документ и оценить его в ряду
других фактов. (Можно рекомендовать следующее эмпирическое правило: доля
дезинформации в подобных документах обратно пропорциональна доле населения
страны, в интересах которой разработан этот документ. Если он разработан в
интересах 90 - 95% населения, доля дезинформации не превосходит 5 - 10%;
если документ разработан в интересах 5 - 10% населения, то доля
дезинформации может составить 90 - 95%).
В ряде случаев, однако, отмеченные недостатки обоих доступных источников
информации позволяют лишь строить гипотезы о движущих силах, их истинных
целях на каких-то этапах жизни страны.
Кратко о структуре работы. Исходя из цели настоящего исследования, за
временную точку отсчета начала процесса следует избрать революцию 1917 г.
Именно замысел осуществления революции и построения в стране
социалистического общества решающим образом предопределили историю нашего
государства и даже мирового развития. Будут упомянуты и факторы
предреволюционного периода, наложившие отпечаток на исторический процесс.
Из методических соображений оказалось целесообразным в п.1 изложить
историю нашего «внутреннего» развития с учетом влияния внешних факторов.
Причины же, породившие эти внешние факторы, их эволюция рассмотрены в п.2.
В Заключении сделаны обобщающие выводы и описаны выявленные тенденции
развития нашего общества.

1 ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ СТРАНЫ.


1 Основная идея замысла построения социализма в России.

Анализ трудов руководителей и идеологов РСДРП (РКП(б), ВКП(б)),
документов, отражающих жизнь партии и государства, фактов истории,
позволяют следующим образом сформулировать замысел (его основную идею), с
которым осуществлялась социалистическая революция 1917г.: «Осуществить
революцию в России и начать строительство социализма, не ожидая революции в
других странах (т.е. «в одной отдельно взятой стране»). Завершить
строительство социализма в условиях победы мировой революции (революции в
большинстве развитых стран Запада). Для этого частью сил содействовать
победе мировой революции, организовать штаб мировой революции - 3-й
Интернационал». Для дальнейшего исследования важно сказать следующее о
реализации этого замысла. Внутренние противоречия в России, бедствия
народных масс, до крайности обостренные войной, позволили партии
большевиков с ее активным руководством поднять народ на революцию и
осуществить ее, а затем победить в кровопролитной гражданской войне.
Противникам большевиков не помогла и интервенция, с невиданной жестокостью
осуществлявшаяся бывшими противниками и союзниками России по мировой войне:
Англией, Германией, США, Францией, Японией. Не помог и организованный
Западом мятеж чехословацких войск, находившихся на территории России, удар
армии Польши. Воля большинства народа была непреклонна и в 1922 г.
Гражданская война закончилась победой. Началось строительство социализма.
Однако надежды на мировую революцию не сбылись. Как это обстоятельство, так
и сам факт провозглашения лозунга о мировой революции имел для нашей страны
далеко идущие последствия.
Во-первых, лозунг о мировой революции явился дополнительным стимулом для
организации Западом помощи контрреволюционным силам в гражданской войне,
организации прямой интервенции против Советской России. После окончания
гражданской войны, в начале 20-х годов, он стал дополнительным стимулом для
организации военного разгрома СССР. Причина: лозунг пугал капиталистический
мир. Дело в том, что капитализм вышел из 1-й мировой войны ослабленным.
Этому способствовали и кровавые потери, страдания народов, вызванные
войной, и недостатки структуры капиталистического общества того времени[?].
Не за горами был жестокий кризис 30-х годов. Социализм, лозунги большевиков
стали притягательной идеей многомиллионных масс трудящихся. Во всем мире
всеобщим стал клич: «Руки прочь от советской России». Во многих странах
появились коммунистические, социалистические партии с марксистско-ленинской
ориентацией. Произошли революции в Германии, Венгрии, затем в Болгарии,
национально-освободительное движение охватило громадный Китай, многие
страны латинской Америки и т. д. Советское руководство во всех этих случаях
оказывало революциям, национально-освободительным движениям моральную,
материальную, а иногда и военную помощь.
Со второй половины 20-х годов революционное движение в основных странах
Запада затухло. Советское руководство, начиная с этого периода, перестало
рассчитывать на «мировую революцию» при решении задач развития страны. С
той поры и до настоящего времени ранее провозглашенный лозунг о «мировой
революции» стал очень удобным предлогом, аргументом для антисоветской
пропаганды, для подготовки военного разгрома СССР (см.п.2).
Срыв этой части замысла построения социализма имел большие последствия и
непосредственно для внутренней жизни страны.
Обострение конфронтации с капиталистическим Западом усилило ситуацию
«осажденной крепости», при которой нельзя было получить помощь извне,
приходилось рассчитывать исключительно на собственные силы и, кроме того,
быстрыми темпами укреплять обороноспособность. В условиях изменившихся
условий реализации замысла концепции построения социализма правильными были
выводы И.В. Сталина из оценки сложившейся обстановки: советская страна
отстала «от передовых капиталистических стран на 50 - 100 лет. Мы должны
пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас
сомнут»[?]. Справедливости ради следует сказать, что транснациональные
корпорации (ТНК), которые уже обрели возможность диктовать своим
правительствам линию поведения, ставили задачу сокрушения России еще до
революции 1917 г. (см. п. 2). После революции 1917г. от задачи военного
разгрома СССР, в силу объективных законов развития ТНК, они отказались бы
только в одном случае - при нашей безоговорочной капитуляции. Так что
ставка руководства партии и страны на «мировую революцию» лишь обострила
ситуацию, хотя в настоящее время, видимо, невозможно оценить - в какой
степени.
Большие последствия для нашей страны вызвала проблема изменения замысла.
Вообще, изменение решений, планов и даже замыслов - обычное дело при
управлении. В данном случае решение этой проблемы обострялось ее
масштабностью, сложностью, острым дефицитом времени в условиях ясно видимой
возможности агрессии и отсутствием теоретических проработок сложившейся
ситуации. Противоречия между различными группировками в руководстве партии
и страны возникли еще при теоретическом осмыслении возникшей обстановки и
приняли форму ожесточенной конфронтации на этапе планирования. Этому
способствовали отсутствие в стране демократических традиций, институтов,
законодательства; наличие давно сложившихся традиций силового решения
противоречий, полярность взглядов сторон и интересов стоящих за ними
социальных группировок в стране и за рубежом. Ход и результат этой борьбы
будут рассмотрены в п.1.2.

2 Зарождение системы централизованного планового управления страной. Цель
системы. Взлет экономики страны.

История нашей страны непосредственно связана с процессом становления и
функционирования системы централизованного управления практически всеми
сферами жизни государства.
Целью создания системы было обеспечение реализации замысла построения
социализма в стране (см.п.1.1), создания в кратчайший срок, в условиях
обстановки 20-30-х годов, экономически и политически мощного независимого
государства.
Рамки настоящего обзора позволяют лишь конспективно и тезисно изложить
результаты анализа процесса формирования и функционирования системы.
Историю нашей страны с 1922 г. (окончание гражданской войны и
установление власти ВКП(б) - КПСС) можно разделить на 3 периода:
1. Взлет экономики страны (1922-середина 50-х - 60-х годов).
2. Застой - падение экономики (середина 50-х - 60-х годов - 1985г.)
3. Развал экономики и государственности (1985 г. и до настоящего 1991г.)
В 1-й период в стране фактически с ноля была создана мощная экономика,
что уже к концу 30-х годов (!) вывело нашу Родину в число ведущих,
экономически развитых держав Европы. Сердцевину созданной советской
экономики составили современное машиностроение, черная и цветная
металлургия и связанная с ней инфраструктура (транспорт, учебные заведения
и т.д.). Более слабое развитие получили сельское хозяйство, легкая
промышленность, но и они обеспечивали основные нужды страны, жившей в
условиях экономической блокады стран Запада. Эта экономика дважды выдержала
суровые экзамены. Первым экзаменом была Великая Отечественная Война. Наша
экономика не только устояла, но и взяла верх в схватке с экономикой всей
Европы. Вот только два примера поразительных успехов экономики в
предвоенное и военное время. Готовясь к отражению фашистской агрессии,
экономика дала армии лучшее в мире оружие: автомат (ППС), пушку (ЗИС-3),
гаубицу 122 мм, танк (Т-34), штурмовик (бронированный ИЛ-2), фронтовой
бомбардировщик ТУ-2, единственный в мире реактивный миномет и т.д.[?]
Выплавляя меньше чугуна и стали, чем фашистская Германия, ее союзники и
порабощенные страны, мы производили больше военной техники. Этому
способствовали, как возможность командно-административной системы той поры
сосредотачивать усилия на главном направлении, так и тщательно (талантливо)
продуманная организация дела.
Вторым экзаменом было восстановление разрушенного войной народного
хозяйства. Оно было осуществлено в кратчайший срок (около десяти лет).
Одновременно были созданы атомное, водородное оружие, ракетные войска,
космическая техника, предотвращена готовящаяся в конце 40-х годов агрессия
США и стран Запада. Страна первой вышла в космос. В конце 40-х годов объем
советского промышленного производства составлял уже 30 процентов от США -
страны, которая практически никогда не испытывала разрушительных войн и
всегда наживались на войнах других. СССР захватил научно-техническое
лидерство в послевоенном мире, что было признано американцами, которые к
этому времени освоили активное «выкачивание мозгов» из других стран. В 50-е
годы темпы развития советской экономики в 2 - 4 раза превосходили темпы
развития капиталистических государств. В целом же страна стала второй по
мощи державой мира. Но по-прежнему отставали от нужд страны сельское
хозяйство, легкая промышленность, многие элементы инфраструктуры,
обеспечивающей быт населения.

1 Условия, в которых создавалась система централизованного планового
управления страной.

Помимо обстоятельств, указанных в п.1.1, на процесс формирования и
функционирования системы влияли и многие другие экономические и
политические условия жизни страны 20 - 30- х годов. Рассмотрим важнейшие из
них. Развитие страны в 20 - 30-е годы происходило в чрезвычайно тяжелых
условиях. Народное хозяйство страны было разрушено 1-й мировой и
гражданской войнами. В годы гражданской войны страну покинула подавляющая
часть интеллигенции, инженерно-технических специалистов (около 2 млн.
человек)[?]. До революции не была разработана экономическая теория
построения экономики социализма и, значит, отсутствовал план строительства.
И теория, и план разрабатывались в динамике создания социалистического
государства. Реализовывался план в условиях активного экономического и
военного противодействия капиталистического окружения. По существу, планы
всех довоенных пятилеток срывались агрессией или угрозой агрессии
(ультиматум Керзона, бои на КВЖД, у озера Хасан, на реке Халхин-Гол).
С начала 30-х годов стала очевидной скорая схватка на два фронта - с
фашизмом и милитаристской Японией.
Существенным было также то, что к власти пришли люди, у которых не было
опыта руководства государством, его экономикой. Они были вынуждены учиться
этому в ходе практической деятельности. Дело осложнялось фактом
ожесточенной и бескомпромиссной борьбы группировок в партии, сложившихся
еще до революции и в ее ходе. Понимание ее содержания важно для понимания
всех последующих событий (в том числе и современных).
Основная борьба развернулась между двумя группировками, возглавляемыми
соответственно Л.Д. Троцким и И.В. Сталиным. В их, казалось бы, глубоко
теоретическом споре, речь шла о сугубо практических делах, о возможности
строить социализм в нашей стране. Л.Д. Троцкий считал: «До тех пор, пока в
остальных европейских государствах у власти стоит буржуазия, мы вынуждены в
борьбе с экономической изолированностью, искать соглашения с
капиталистическим миром, в то же время можно с уверенностью сказать, что
эти соглашения могут в лучшем случае помочь нам залечить те или другие
экономические раны, сделать тот или иной шаг вперед, но что подлинный
подъем социалистического хозяйства в России станет возможным только после
победы пролетариата в важнейших странах Европы[[?]]. То есть речь шла о
невозможности строительства социализма в одной стране, да еще такой
отсталой, какой была тогда Россия.
И.В. Сталин и его группировка считали, что надо разделять две задачи.
Первая - построение социализма в одной стране и вторая - окончательная
победа социализма. Что касается первой задачи, то «…мы можем построить
социализм, и мы его будем строить, ибо у нас имеются все данные необходимые
для того, чтобы построить полное социалистическое общество, преодолевая все
и всякие внутренние затруднения. Окончательная победа социализма есть
полная гарантия от попыток интервенции, а значит и реставрации. Победа
рабочих хотя бы в нескольких странах является необходимым условием полной
гарантии.[[?]].
Такими виделись в то время перспективы развития страны. Борьба
закончилась полным идейным разгромом троцкизма партией во второй половине
20-х годов. Партия на этом этапе боролась с троцкизмом политическими
методами (дискуссии на съездах, партконференциях и т.д.).
Ожесточенная внутрипартийная борьба, борьба в высших эшелонах
государственной власти на этом не закончилась.
Существуют две основные версии прочтения событий этой борьбы, разгрома
группировкой, возглавляемой И.В. Сталиным, оппозиции, названной
правотроцкистским блоком.
1-я версия сложилась в 50-е годы и практически неизменной существует до
сих пор. Она общеизвестна и к тому же кратка: старая ленинская гвардия пала
жертвой необоснованных репрессий И.В. Сталина с целью захвата им
безраздельной власти в стране. Все признания на судебных процессах всеми
репрессированными своей вины явились исключительно результатом жестоких
форм ведения следствия, подлогов, сведения счетов в форме доносов и т.д.
Важным свидетельством в пользу этой версии является отсутствие явных
доказательств в инкриминируемых обвиняемым (участникам «правотроцкистского
блока») преступлениях: связи с разведками иностранных государств, шпионаже,
диверсиях и т.д. Недостатком версии является отсутствие в ней полной
картины политической борьбы 20 - 30-х годов: состава противоборствующих
группировок, их целей, способов борьбы, взаимосвязей между ними и
различными социальными группировками вне страны (ТНК), факты грубых
противоправных (бесчеловечных) действий многих оппозиционных группировок в
отношении своих политических противников и широких народных масс,
способность их к двурушничеству и т.д. Версия не объясняет также, почему
многие репрессии осуществлялись в то время, когда И.В. Сталин и его
соратники пользовались безраздельными авторитетом и властью.
2-я версия родилась в результате недостатков 1-й версии и сводится к
следующему. В конце 20-х, начале 30-х годов ряды сторонников Троцкого -
противников И.В. Сталина - пополнились многими представителями руководства
страны и ВКП(б) по следующим двум причинам:
- окончательно выявившийся спад революционного движения на западе, его
подавление;
- зарождение фашизма, его приход к власти в Италии (1922г.), а с 1928 -
1929 годов стремительное продвижение к власти фашизма в Германии[?]. В
фашизме справедливо виделась будущая ударная сила империализма в борьбе с
нашим государством (подробнее см. п. 2).
Часть руководства страны перешла на сторону «пораженческой ориентации».
Причиной было неверие в возможность противостоять удару империализма. Из
показаний Бухарина на судебном процессе в 1938 г. следует, что, пытаясь
договориться с руководством фашистской Германии и предотвратить «татаро-
монгольское нашествие в квадрате» в лице фашизма и империализма в целом,
Троцкий и его сторонники в нашей стране в будущей войне планировали
открытие фронта, быстрый проход германских войск по нашей территории,
совершение «дворцового переворота», заключение мира с Германией на условиях
расчленения СССР на Россию и отдельные регионы, которые должны были попасть
под протекторат Германии, Америки, Англии, Японии и т.д.
В Россию должен был вернуться капитализм. В последнем слове на суде
1938г. Бухарин сказал: «Я обязан здесь указать, что в параллелограмме сил,
из которых складывалась контрреволюционная тактика, Троцкий был главным
мотором движения. И наиболее резкие установки - террор, разведка,
расчленение СССР, вредительство - шли в первую очередь из этого источника».
Троцкий и правотроцкистская оппозиция спасали Родину - любую. Но
большинству партии и народа, победившего в революции и в гражданской войне,
нужна была Родина социалистическая. Это стремление было социальной опорой
группировки И.В. Сталина. Стремительное развитие германского фашизма
вынуждало и эту группировку действовать стремительно. Вместе с жестоким
разгромом троцкистского блока был нанесен жестокий удар по «военной
оппозиции» - военным руководителям, которым вменялось в вину содействие
правотроцкистской оппозиции и измена Родине. Было уничтожено,
репрессировано много видных командиров и политических работников Красной
Армии.
Существует также две версии прочтения событий, связанных с делом
«военной оппозиции». Первая версия была впервые изложена Н.С. Хрущевым в 50-
е годах и с той поры фактически неизменной излагается большинством наших
средств массовой информации.
В соответствии с этой версией Гитлер, готовя нападение на нашу страну,
через свою разведку подбросил сфабрикованный документ («досье на маршала
Тухачевского») о том, что Тухачевский, Якир, и др. являются агентами
немецкого генерального штаба. Это явилось причиной репрессий. Признание
всеми подсудимыми всех предъявленных им обвинений, по этой версии, было
следствием физического, психологического воздействия против них,
недобросовестного следствия, подлогов. Недостатком указанной версии
является то обстоятельство, что ее автор - Н.С. Хрущев, глава
государственного и партийного руководства - имел в своем распоряжении все
документы и архивы, но не привел никаких доказательств в поддержку своего
заявления, сославшись лишь на зарубежную печать.
Кроме того, в настоящее время стали известны факты, в свете которых
нравственный облик ряда деятелей военной оппозиции, их поступки резко
отличаются от того светлого облика этих людей, который обязателен при этой
версии[[?]].
Вторая версия родилась как реакция на недостатки первой сравнительно
недавно[[?]]. Согласно этой версии военная оппозиция существовала, причиной
ее появления было неверие в возможность победы над фашизмом, убежденность,
что Сталин и его группировка не вытянут страну из трясины преобразований, и
тогда произойдет самое страшное - кабала России на долгие столетия.
Тухачевский и его сторонники дрогнули: надо спасать Родину. Пусть она будет
не социалистической, но свободной от иноземного рабства. Это, мол, и
толкнуло военную оппозицию на союз с троцкистами. Поэтому Тухачевский и
другие военные признали свою вину и их признаниям надо верить.
В обосновании этой версии приводятся только косвенные свидетельства,
документальные ее подтверждения отсутствуют.
В настоящее время существуют также и различные другие варианты второй
версии. Наиболее распространенной и набирающей силу является следующая
версия. Не было необоснованных репрессий, была кровавая политическая борьба
двух группировок. Ее причиной явился план транснациональных корпораций
(ТНК) «оседлать» нашу революцию, покорить страну, организовав в руководстве
РСДРП пятую колонну, используя сионистскую и масонские организации. Для
этого ТНК финансировали РСДРП. Говоря о каналах финансирования, чаще всего
упоминают имена Л. Троцкого, Раковского. ТНК удалось утвердить своих
ставленников на руководящих постах в партии, а, после революции, которой
они способствовали, на государственных постах, в армии, в органах
безопасности, средствах массовой информации. С 1918 года по 1934 год эти
ставленники (их возглавлял Л. Троцкий) развязали кровавый террор против
основного населения страны, в первую очередь, против русского народа,
истребляя патриотов физически[?]. Фактически против своего народа выступали
и многие честные коммунисты, поверившие лозунгам группировки Троцкого.
Попытка В.И. Ленина освободиться от засилья в партии «пятой колонны» не
удалась. Его последним публичным выступлением перед партией было
выступление на XI съезде РКП(б), где он, в частности, призвал к борьбе с
масонами в рядах партии. После этого все последующие годы жизни Ленин
провел в Горках, пытаясь побороть болезнь.
Однако ТНК и их ставленники проглядели, недооценили И.В. Сталина. И.В.
Сталин сплотил и возглавил патриотов-государственников. На первом этапе они
вели с группировкой Троцкого теоретическую борьбу. Теоретический спор о
невозможности (возможности) построения социализма в одной отдельно взятой
стране России, преследовал сугубо практические цели участвовавших в споре
группировок. Говоря современным языком, планы этих группировок сводились к
следующему.
Троцкий и его сторонники считали необходимым немедленное продолжение
революции («перманентной революции») для победы социализма в большинстве
развитых стран. Делать все это они собирались, опираясь на усилия, кровь,
ресурсы России, ее народов. Это был план руководства транснациональных
корпораций (ТНК), т.к. при этом ослаблялась Россия, выкачивались ее
ресурсы, создавалось наднациональное руководство (3-й Интернационал,
Мировое правительство и т.д.). В таком руководстве в тех условиях
гарантированно хозяйничали бы ТНК.
И.В. Сталин и его сторонники считали, что возможно и нужно немедленно
строить независимое и мощное государство на территории России, опираясь на
трудолюбивый народ и мощные ресурсы страны. Если же победит мировая
революция - тем лучше. В основе мировоззрения И.В. Сталина был прагматизм
государственника-россиянина с принципом: «На Маркса надейся, но сам не
плошай!». Возможно так же, что он уже в то время был осведомлен о планах
ТНК и о роли сионизма, масонства, как троянских коней ТНК.
В 1927 году И.В. Сталин спор со своим главным оппонентом Л. Троцким
отдал на суд партии. Из 730 тысяч коммунистов, голосовавших за направление
дальнейших действий партии, лишь 4 тысячи человек проголосовали за линию
Троцкого, 2.6 тысячи человек - воздержались. Все остальные поддержали И.В.
Сталина. Однако, оппозиция не подчинилась воле партии. Сталин же считал,
что результаты дискуссии дают ему основание без колебаний расправиться с
теми, кто уклонялся от службы СССР. Его группировка перешла к искоренению,
истреблению «пятой колонны», ставленников - сторонников ТНК и всех
примкнувших к ним и к укреплению государственности в противовес
большевистскому интернационализму и космополитизму. Все действия
группировки И.В. Сталина осуществлялись на фоне его вывода из оценки
обстановки о том, что необходимо догнать Запад за 10 лет, иначе «нас
сомнут».
Рубеж (1934 г.), когда сменилась господствующая группировка, следует
считать выявленным в среднем. Но однозначно нельзя приписывать репрессии
только одной группировке.
Сильной стороной этой версии (в отличие от официальной) являются
указания на цели репрессий. Сторонники изложенного варианта второй версии
ищут и публикуют документальные ее подтверждения. Так, по данным полковника
Е. Джугашвилли - внука И.В. Сталина - больше всего крови наших людей было
пролито в 1918-1934 гг. Концлагеря были созданы Свердловым и Троцким
(постановление Совнаркома от 5 сентября 1918 года). Сталин в 1939 году
освободил из концлагерей 327, 4 тыс. человек. В армии было осуждено 6-8
тыс. сторонников Троцкого. Из них расстреляно около 600 человек. Заговор
военных существовал. Руководить им Троцкий поставил своего любимчика
Тухачевского. С ним Троцкий имел постоянную связь[[?]].
Следует, однако, отметить, что убедительность аргументации многих
сторонников этой версии значительно страдает от неумения (нежелания)
авторов отличить антисионизм от антисемитизма[[?]].
Однако при любых версиях прочтения событий 20-30 годов, неоспоримыми
фактами являются широкий размах репрессий, нарушение общепринятых норм
ведения следствия и суда, репрессирования заведомо невиновных лиц из-за
карьеристских побуждений, сведение счетов, достижения каких-то политических
целей обеими группировками.
Необходимо, также, указать, что оценивать эту и любую другую эпоху
возможно только с позиций ее конкретных условий, а не нынешней
действительности. Например, нельзя считать, что средневековый вельможа не
обладал вкусом, если, вопреки требованиям нынешней моды, он носил парик,
камзол и чулки, а не кроссовки и джинсы.
Действия группировки И.В. Сталина отличались жесткостью и жестокостью.
Но таково было время. Полезно задаться вопросом: как развивались бы
события, победи группировка Троцкого? Политические, экономические
последствия такой победы прогнозировать сейчас трудно, т.к. мы все еще
плохо знаем свою историю.
Одно только неоспоримо - крови было бы пролито не меньше. Основанием для
такого суждения является, например, кровавый геноцид, развязанный сразу же
после революции против русского народа кликой Свердлова - Троцкого и их
приспешников: «расказачивание», унесший миллионы жизней, и надолго
затянувший гражданскую войну; убийство троцкистами выдающихся полководцев
гражданской войны Б.М. Думенко (фактического создателя 1-й конной армии) и
Ф.К. Миронова (командующего 2-й конной армией); А.М. Щастного (командующего
Балтийским флотом, руководившего Ледовым переходом этого флота); кровавые
жестокости Зиновьева во время так называемого красного террора,
«теоретические» обоснования Бухариным необходимости террора, как средства
воспитания трудящихся и т.д.
Идея и методы организации культа личности принадлежат не И.В. Сталину, а
Л.Д. Троцкому, который внедрял культ своей личности последовательно и
беспощадно. Если кто-то осмеливался выступить с критикой в его адрес, дело
наверняка пахло трибуналом (расстрелы Б. Думенко, А. Щастного - лишь
немногие тому примеры). Одно из первых переименований городов - присвоение
имя Троцкого городу Гатчина. К 1922г. Троцкий дошел до того, что в
параграфе 41 политического устава Красной Армии поместил свою биографию,
которая заканчивалась словами: «Товарищ Троцкий - вождь и организатор
Красной Армии. Стоя во главе Красной Армии, тов. Троцкий ведет ее к победе
над всеми врагами Советской республики.»[[?]].
Сталин и его соратники явились в этих отношениях лишь прилежными и
способными учениками. Обратим также внимание, что организация культа
личности Троцкого так и не удалась. Для культа личности обязательно нужна
личность.
Кроме того, лидеры противоборствующих группировок хорошо знали друг
друга. О многих из них было известно, что они будут вести бескомпромиссную
борьбу любыми средствами вопреки любым своим заявлениям. Такой сложилась
практика политической деятельности того времени.

2 Формирование системы централизованного планового управления страной.
Особенности ее структуры.

В условиях 20 - 30-х годов группировка И.В. Сталина и разработала
экономическую систему, отличительной особенностью которой было
централизованное плановое управление.
Она в наибольшей степени отвечала реалиям того времени, требовавшим
построения независимого индустриального государства в условиях дефицита
времени, полной разрухи народного хозяйства, противодействия враждебных сил
извне, веры руководства в возможности талантливого, деятельного населения,
богатства недр страны. С НЭПом руководство страны рассталось из-за того,
что он не обеспечивал скачка экономики, требовал многих десятков лет для
построения экономически мощного государства, которых не
было[[?]],[[?]],[[?]].
Формирование системы предусматривало, во-первых, создание условий,
делавших возможным как ее формирование, так и эффективное функционирование;
во-вторых, создание системы управления всеми сферами жизни государства и, в
первую, очередь, экономикой.
Цели и объем настоящего исследования позволяют рассмотреть только
решение ключевых вопросов, делавшие возможным как формирование системы, так
и ее эффективное функционирование: решение национального вопроса,
идеологическая работа в стране, реформа сельскохозяйственного производства,
организация науки, а также создание системы централизованного управления
экономикой страны. Все остальные стороны жизни страны (структура
промышленного производства и экономики в целом, государственное устройство,
армия, правоохранительные органы, система образования и т.д.) прагматично и
последовательно были подчинены цели экономического рывка, достижения
независимости государства.
Хорошо продуманная и успешно проведенная национальная политика явилась
важным элементом процесса строительства нового государства. В жестокой
борьбе, преодолевая сопротивление, было покончено с монопольным засильем
каких-то отдельных национальных групп, кланов в ключевых областях жизни
страны[[?]]. В 30-е годы, впервые после 1917 года, на высокие
государственные, хозяйственные и партийные посты (а, благодаря этому, также
в науку, искусство и т.д.) пришли и представители основных национальностей
страны, в том числе, русские, украинцы, белорусы, узбеки и др. и, что
важно, представители ранее отсталых народов. Несмотря на крайне тяжелое
положение страны, руководство дальновидно, в ущерб сиюминутным интересам,
централизованно выделяло средства для развития наций, национальностей,
народностей. Все эти меры окупились. Возросла сплоченность народов;
руководство страны получило мощную социальную опору в лице основных масс
многих десятков национальностей страны; экономика страны развивалась в
рамках единого экономического пространства; страна получила возможность
черпать таланты из мощного многонационального источника на принципах учета
морально-деловых качеств людей; многонациональные Вооруженные силы были
сплоченными и едиными.
Вот один из типичных примеров - Мордовская АССР. Ее народ, давший
название республике, обрел письменность только при советской власти с
помощью русских ученых. Уже в 30-е годы в республике появились поэты и
писатели, творившие на мордовском языке (языке эрьзя и мокша). Было
организовано мордовское отделение союза писателей СССР (1937г.), созданы и
активно функционировали мордовский государственный драматический театр
(1932г.), театр оперы и балета (1937г.), сотни школ, высшие учебные
заведения[?]. Певец мордовского театра оперы и балета И. М.Якушев
(заслуженный артист РСФСР) получил общесоюзное признание, пел в Москве в
Большом театре; мировую известность приобрел скульптор Эрьзя (Нефедов) С.А.
(1876 - 1959г.); мордвин Пуркаев М.А. (1854 - 1953г.) стал генералом армии,
был нашим военным атташе в Германии, командовал фронтом, военным округом;
Данилов Б.П. (1918 - 1970г.) стал видным организатором здравоохранения
страны, первым заместителем министра здравоохранения СССР и т.д. Таких
примеров - тысячи и по всем народам. Руководящей силой этих преобразований
была ВКП(б), а основным (не единственным, конечно) исполнителем - русский
народ. Поэтому строки гимна СССР - «Союз нерушимый республик свободных
сплотила навеки великая Русь» - были в то время святой правдой[?].
Умелая идеологическая работа способствовала дальнейшему развитию
врожденного веками патриотизма народа, особенно среди молодежи.
Теория и практика идеологической работы партии и государства 30 - 50-х
годов заслуживает специального исследования. В рамках данной работы можно
отметить только главное: эта работа была наступательной, активной,
изобретательной, составляла единое целое со всеми планами хозяйственного,
культурного, военного строительства. Большое внимание в этой работе
уделялось молодежи. При этом учитывалось, что социально активная часть
молодежи не может жить без масштабных высоконравственных целей; что
молодежь может стать социально активной, патриотически настроенной, если
будет добиваться своих личных целей в рамках понятных ей масштабных
государственных целей. Такие цели формулировались, работа по их достижению
тщательно организовывалась, успехи при достижении цели, преодолении
трудностей, стимулировались материально и морально. Примеров можно привести
много, рассмотрим один. В начале 30-х годов был выдвинут лозунг: «Молодежь
- в авиацию». Он был вызван очевидной необходимостью: создать в стране эту
отрасль обороны и народного хозяйства. Была создана сеть аэроклубов,
авиационных училищ, сформированы авиационные части, структуры гражданской
авиации. Организации ВЛКСМ проводили индивидуальную работу с молодежью.
Призыв к молодежи подкреплялся материально и морально. Например, первыми
Героями Советского Союза стали не функционеры высоких постов, достигшие
юбилейного возраста, а молодые парни, которые откликнулись на призыв
руководства страны, стали высокопрофессиональными авиаторами и спасли
челюскинцев. И далее высокие боевые и трудовые награды, а также связанные с
этим привилегии и почет получала, главным образом, молодежь. Поэтому ее
значительная часть чувствовала сопричастность с важными государственными
делами[?].
Идеологической работе с народом страна в значительной степени обязана
построением в кратчайший срок экономики, отражением агрессии фашистской
Германии, многочисленных агрессивных действий Японии (Хасан, Халхин-Гол).
Примерами массового сознательного героизма народа, проявляемого при
защите Родины из чисто патриотических побуждений (не по принуждению,
бесконтрольно со стороны властей), являются партизанское движение, действия
подпольных организаций на временно оккупированной врагом территории,
участие в обороне своих городов жителей Ленинграда, Сталинграда, Москвы,
Севастополя, Одессы. Множество таких примеров было и в действующей армии.
Достаточно указать на свыше шестисот случаев тарана вражеских самолетов
советскими летчиками[?], свыше двухсот случаев, когда люди закрывали своим
телом амбразуры огневых точек противника, чтобы спасти товарищей и
обеспечить успех боя.
Большим недостатком в идеологической работе 30 - 50-х г., который
неминуемо проявляет себя в любом обществе, была нетерпимость, преследование
инакомыслящих, произвол, силовые приемы. Страна при этом потеряла много
талантливых деятелей искусства: писателей, художников, музыкантов и их
произведений. Сейчас много и справедливо возмущаются уничтожением храмов,
икон, других исторических и культурных памятников[?].
Все 20 - 50-е годы основная масса народа жила скудно, испытывая многие
лишения. Такая большая часть народа как крестьянство была существенно
ограничена в гражданских правах (отсутствие паспортов, трудность покинуть
колхоз, кроме случаев вербовки на народнохозяйственные стройки весьма,
впрочем, частых)[?]. Однако народ верил в партию и правительство,
правильность его руководства. И дело здесь не только в хорошо поставленной
идеологической работе, в насаждении культа личности. Причина в другом:
народ видел успехи экономики и политики страны и верил, что это приведет к
улучшению его жизни. Тем более, что планомерно предпринимались эффективные
действия в этом направлении. Так, в 30 - 50-е годы советская система
здравоохранения и народного образования считались лучшими в мире[[?]],
отставая до революции от развитых стран по продолжительности жизни
населения на 15-18 лет, СССР к 50-м годам сумел догнать их; относительные
расходы СССР на высшую школу в 30 - 50-е годы в 1, 5 раза превосходили
расходы США[?]; уже в 30-е годы страна добилась всеобщей грамотности; к
началу 50-х годов страна уверенно держала 3-е место в рейтинге по
интеллекту и по праву считалась самой читающей страной мира; быстро
развивались ранее отсталые нации и народности (см. выше); в конце 40-х -
начале 50-х годов стало практикой систематическое снижение цен[?]. В
результате вера народа в свое руководство не была поколеблена самыми
суровыми испытаниями.
В стране уже давно (безотносительно к проблемам, рожденным революцией)
назрела необходимость в реформе сельского хозяйства. Причина - низкая
производительность труда, необходимость ее повышения. Для этого требовалось
внедрять в сельскохозяйственное производство технику, минеральные
удобрения, рациональный севооборот. Однако, это делало необходимым решение
вопроса о рациональной организации сельскохозяйственного производства, о
форме собственности на землю. После революции, в связи с задачей ускоренной
индустриализации страны, при планировании реформы в сельском хозяйстве
требовалось учесть условие: в задаваемые (крайне малые) сроки снабжать
промышленность страны миллионами рабочих рук, обеспечить создание массовой
системы школьного и вузовского образования.
Альтернативными путями реформы были:
1) Сохранить прежнюю систему мелкого землевладения крестьян
(фермерство). Но такие крестьяне не могли купить и содержать технику,
использовать минеральные удобрения, организовать научно обоснованный
севооборот, обеспечить индустрию рабочей силой.
2) Восстановить (создать) крупное землевладение. На пути создания
крупных сельскохозяйственных производств, впервые стали Англия и США.
В Англии руками мелких землевладельцев и ремесленников была совершена
буржуазная революция (XVIII в.). После этого мелкие землевладельцы были
планомерно разорены и превращены в бродяг. Бродяг отлавливали и как скот
отвозили на заморские плантации, где они и гибли. Зато из мелких земельных
участков образовывались рентабельные крупные хозяйства.
В США для подобных целей были физически истреблены владельцы земли -
индейцы и созданы крупные хозяйства, плантации. Затем в Африке отлавливали,
как диких животных, негров и привозили их на плантации в качестве рабочего
скота.
В результате на крови и костях этих людей, а также населения колоний,
обе страны осуществили экономический рывок. Для нашей страны этот путь
«цивилизованных» государств был не приемлем: для русского народа в целом -
по этическим и нравственным соображениям, для коммунистов, кроме того, по
той причине, что этот путь требовал много времени, а его не было; приводил
к непредсказуемым результатам (сколько крестьян и когда разорит помещик,
какая и сколь долго будет существовать безработица); наконец он
противоречил идеологическим установкам и целям партии.
3) Внедрение кооперации. Идея кооперации: крестьяне-частники, владея
наделами земли, скотом и т.д., сообща покупают и используют технику. От
этого пути отказались, так как даже крупные кооперации не смогли бы купить
и содержать технику, использовать минеральные удобрения, организовывать
рациональный севооборот; не могло быть решено и условие - плановое
обеспечение народного хозяйства миллионами рабочих рук.
4) Коллективизация. При этом крестьяне сдают свои земельные участки,
рабочий скот, часть другого скота в коллективное пользование - колхоз.
Результаты деятельности колхоза распределяются между его членами
соответственно вложенному ими труду. Создается сеть машинно-тракторных
станций (МТС), техника которых за определенную плату обслуживает сразу
несколько колхозов (достигается возможность и рентабельность использования
техники). При этом высвобождается необходимое число людей для
промышленности, процесс перераспределения людей между областями народного
хозяйства становится достаточно управляемым, исключается безработица.
Этот теоретически привлекательный план имел и недостатки, которые
обернулись для народа бедствиями, зачастую голодом и нищетой. Прежде всего,
такая форма хозяйства была психологически непривычна для веками воспитанных
частников. Отсутствовали квалифицированные организаторы, способные на
различных уровнях эффективно руководить такой формой производства,
организацией колхозов, их жизни (см. М.С. Шолохов «Поднятая целина»).
В условиях дефицита времени для преодоления производственных трудностей, а,
главное, противодействия крестьян, чаще всего использовались командные
силовые методы (например, широкомасштабное «раскулачивание»). Сторонники
упомянутой выше второй версии борьбы группировок Сталина и Троцкого
утверждают, что многие трудности были организованы и использовались
сторонниками группировки Троцкого.
Тем не менее, план коллективизации был внедрен в жизнь. Теперь
представляется безусловным, что это обеспечило экономический рывок страны в
невиданно короткий срок (за десять лет - вместо веков в Англии и США) и в
тяжелейших условиях экономической блокады, позволило выстоять во время
Великой Отечественной войны.
Изучение условий функционирования народного хозяйства страны в 20 - 50-х
годах приводит к выводу: его поразительные успехи могли быть достигнуты
только благодаря расцвету отечественной науки. В большинстве важнейших
позиций советская наука занимала лидирующее положение в мировой науке.
Научная работа органически включалась в жизнь страны, научные результаты
оперативно внедрялись в практику.
Не соответствуют действительности выдвинутые в настоящее время многими
средствами массовой информации обвинения нашего руководства 30 - 50-х годов
в личном невежестве, в пренебрежении наукой. Типичным для руководства той
поры было стремление к научному обоснованию планов, к обеспечению рывков в
народном хозяйстве, в других областях за счет научных достижений. Поэтому
руководство не жалело средств для расширения академии наук, создания
обширной сети научно-исследовательских институтов. Полезно привести
следующие примеры.
По заданию правительства академиком А.Н. Колмогоровым[?] в 1943 г. была
разработана методика для оценки эффективности артиллерийских систем. В
результате использования этой методики, например, при очередной
модернизации танка Т-34 он был вооружен пушкой калибра 85 мм. Танк Т-34-85
блестяще зарекомендовал себя на последнем этапе войны. Работа А.Н.
Колмогорова до сих пор являются основополагающей в принципах оценки
эффективности любых систем.
В 30-х годах рывок в области авиастроения был достигнут теоретическими
трудами Л. Бартини[?]: советская авиация первой преодолела рубеж скорости
400 км/час. В 50-х годах Л. Бартини разработал методику творческой
деятельности в области конструкторских работ («Методика И - и»). При
использовании этой методики творческие возможности человека расширялись за
счет комплексного использования закона о единстве и борьбе
противоположностей в сочетании с математическим моделированием[[?]].
Благодаря трудам советских ученых, начатых в 20 - 40-х годах, страна
получила атомное оружие, атомную энергетику, ракетную технику, первой вышла
в космос. При этом именно ученые (Курчатов, Королев и др.) возглавили
соответствующие проекты-структуры.
Творцами в области науки были и многие руководители - практики.
Выдающийся советский полководец Г.К. Жуков и воспитанная им школа советских
полководцев добились блестящих побед, в том числе, благодаря тому, что они
опередили генералитет противника и других стран мира в разработке и
использовании методов системного подхода[?] при управлении войсками. В
частности, при планировании операций они методологически целенаправленно
использовали все инструменты познания закономерностей вооруженной борьбы и
объективного обоснования планов: качественный анализ (логику), результаты
накопленного опыта, натурное моделирование (военные игры), математическое
моделирование (оперативно-тактические расчеты).
Важным достижением советской науки было обоснование показателя
рентабельности производств - расход энергоресурсов на единицу произведенной
(по плану) продукции. Этот показатель стимулировал рентабельность
организации производств, экономию энергоресурсов, что существенно влияло на
темпы развития экономики (на Западе до этого показателя додумались только в
70-е годы в связи с энергетическим кризисом). Было организовано массовое
стахановское движение, смысл которого - повышение производительности труда
иногда на несколько порядков при тех же или меньших затратах
энергоресурсов. Стаханов и его последователи стимулировались морально
(высокие правительственные награды, всенародная известность) и материально.
Наряду с очевидными успехами советской науки, она едва ли не первой
показала пример пагубных последствий диктата, произвола, отсутствия
плюрализма мнений. Так, уже в 1922г. из страны было выслано несколько тысяч
интеллигентов, несогласных с доктринами тогдашнего руководства. Многие из
них, как указывалось выше, впоследствии стали учеными с мировым именем.
В 30-х годах генетика, а в 50-х годах кибернетика объявлялись лженаукой,
а ученые подвергались репрессиям. Наибольшая возможность подвергнуться
гонениям была у ученых-социологов (вынужденных критиковать официальные
доктрины), а также у ученых в тех областях, где руководству страны не была
видна возможность получить достаточно быстрый результат.
Достигнутые успехи в создании сплоченного многонационального государства
позволили продумать и организовать централизованную систему управления
экономикой страны. Она предусматривала систему союзных, союзно-
республиканских, республиканских наркоматов со строгой организацией
«вертикального» их подчинения. Внешняя торговля была монополией
государства. Важную роль играл Госплан, который обосновывал и план развития
экономики, и план обеспечения наркоматов и ведомств ресурсами. Возглавляло
управление всеми сторонами жизни страны Политбюро ЦК ВКП(б). Его рабочими
органами являлись ЦК ВКП(б) и Совет народных комиссаров. В СНК ведущие
посты занимали члены партии. Аналогичные системы управления были в союзных,
автономных республиках, краях, областях, районах. Системы управления
различных уровней были соподчинены строгой дисци

Новинки рефератов ::

Реферат: Функционально-направленное обучение грамматике АЯ как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции (Иностранные языки)


Реферат: История государства и права зарубежных стран (полный курс) (Право)


Реферат: Развитие эмоций младших школьников (Педагогика)


Реферат: Уменьшенная вменяемость в уголовном праве (Уголовное право и процесс)


Реферат: Учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Крымская война 1853-1856 г. (История)


Реферат: Понятие и особенности аграрных правоотношений (Контрольная) (Право)


Реферат: Автоматизированные информационные системы (Технология)


Реферат: Политические права и свободы граждан Республики Беларусь (Право)


Реферат: Исследования химии в начале ХХ века (История)


Реферат: Типи небезпечних природних явищ та катастроф (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Административная ответственность за экологические правонарушения (Экологическое право)


Реферат: Договор долевого строительства (Право)


Реферат: Учёт основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Пензенский край в 17 - начале 18 вв. (История)


Реферат: Формальные и неформальные институты (Социология)


Реферат: Периодизация истории зарубежного государства и права (Государство и право)


Реферат: Бухгалтерский учет на предприятии по производству строительных материалов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе (Маркетинг)


Реферат: Психолог в школе и работа с родителями (Политология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист