GeoSELECT.ru



Программирование / Реферат: Создание фигурного текста посредством WordArt (Программирование)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Создание фигурного текста посредством WordArt (Программирование)



Краснодарский Государственный Университет Культуры и Искусств



Факультет
Экономики Управления и Рекламы

Дисциплина: Информатика


РЕФЕРАТ
ТЕМА: "Создание фигурного текста посредством WordArt"



Выполнил: Студент 2-го курса
Группы НЭК-99
*******


Проверил:____________________



Краснодар 2001



Оглавление


Оглавление 2

Нововведения в WordArt! 3

Добавление и изменение объекта WordArt в документ. 3

Изменение текста объекта WordArt. 4

Объем, для объектов WordArt. 4

Добавление объема. 4

Изменение глубины, направления, цвета, освещения и свойств поверхности
объема для объектов WordArt. 5

5. Способы цветовой заливки объектов WordArt. 6

Заливка цветом 6

Градиентная заливка 7

Заливка с помощью текстуры. 7

Заливка с помощью узора. 8

Заливка с помощью рисунка. 8

4. Тень, для объектов WordArt. 8

Добавить, убрать тень для объекта. Изменение положения тени объекта, а так
же ее цвета. 8

7.Изменение положения объекта WordArt в пространстве. 9

Повороты вправо, влево относительно горизонтальной и вертикальной оси
объекта. 9

Вращение объектом относительно центра 10

8.Изменение шаблона объекта 11

Выбор формы объекта 11

9. Выравнивание текста в объекте WordArt по высоте символов, по центру...
12

10. Изменение интервала между символами 12

11. Горизонтальный и вертикальный текст 13

12. Различные нюансы при работе с WordArt 13

13. Контрольные вопросы и контрольное задание. 14



Нововведения в WordArt!


В более ранних версиях Office для создания фигурного текста в документах
использовалась программа WordArt, которая поставлялась вместе с ним.
Начиная с Office 7.0 для этой цели используйте новую кнопку "Добавить
объект WordArt" на панели инструментов "Рисование", а так же в пункте меню
"Вставка". По сравнению с более ранними версиями, появились новые
возможности: добавление объема, текстурные заливки и др.
При наличии на компьютере отдельной программы WordArt она не удаляется при
установке Office 97, но не вызывается при нажатии кнопки добавить объект
WordArt на панели рисования.



Добавление и изменение объекта WordArt в документ.



Добавление объекта WordArt в создаваемый документ может быть осуществлена
несколькими способами:

1. Первый способ заключается в простом нажатии кнопки WordArt на панели
рисования или же на панели самого WordArt'а, после чего пользователю
программа выведет диалоговое окно, в котором предложит выбрать шаблон из
имеющейся коллекции. Далее последует следующее окно, в котором будет
необходимо непосредственно набрать текст объекта WordArt, а так же
определить для него такие параметры, как семейство шрифта, далее
непосредственно для шрифта: жирный или не жирный, курсив. После
завершения всех этих операций, а так же после нажатия кнопки "Ok", в
документ будет вставлена объект, со всеми выбранными для него
параметрами.

2. Способ два имеет всего единственное отличие от первого, которое
заключается в том, что дабы начать процедуру вывода объекта, необходимо
зайти в пункт меню "Вставка" и там выбрать "вставить рисунок", далее,
"Объект WordArt".



Изменение текста объекта WordArt.



Иногда случается так, что во время работы возникает такая необходимость,
как изменить текст объекта WordArt. Для этого разработчиками было
предусмотрено несколько способов. Первый заключается в том, что
пользователю необходимо сначала выделить объект, для которого, в
дальнейшем, будут произведены некоторые изменения, далее просто нажимается
кнопка "Изменить текст" на панели WordArt, которая (панель) обычно
выводится автоматически, при создании последнего.
Второй способ ещё более "упрощен", чем первый, для начала процедуры
изменения текста необходимо просто двойное нажатие кнопкой мышки на объект
WordArt.



Объем, для объектов WordArt.



Следующим пунктом этой работы является довольно интересная способность, как
создание и различные изменение объема для фигур WordArt.


Добавление объема.


Для добавление объёма, для начала несколько простых операций, во-первых,
это создать фигуру, для которой будет добавлен объём, а если таковая уже
имеется, то просто выделить её.
Далее следует нехитрое нажатие на кнопку "объёма" на панели "рисования",
после чего появится диалоговое окно-меню, в котором представлены готовые
шаблоны объёма, для вашего объекта. После выбора шаблона, в документ будет
вставлен соответствующий вид объема.



Изменение глубины, направления, цвета, освещения и свойств поверхности
объема для объектов WordArt.


В большинстве случаев, при применении готовых шаблонов объёма, пользователя
не в полной мере устраивает внешний вид, того, что получилось и ему хочется
немного подправить то тут то там. Именно таким исправлениям объёма и
посвящена данная глава.


Глубина: глубина, это параметр, показывающий, "до какой степени объем
устремлен в никуда", и в зависимости от выбора шаблона (поворота, угла...
будет рассмотрено далее), она может выглядеть слишком большой или слишком
маленькой, или просто не удовлетворять пользователя. Дабы избежать подобных
проблем, этот параметр можно изменить. Для этого необходимо на панели
"рисования" нажать кнопку "объём", после чего в появившемся окне выбрать
пункт "настройка объёма", после чего появится дополнительная панель
настройки, на которой можно выбрать числовое значение глубины из
предложенных значений, либо задать своё.
Направление: направление объёма объекта можно так же изменить
самостоятельно, нажав на панели "рисования" всё туже
кнопку объём и методом подбора просто подобрать наиболее подходящее
(возможность поворота вдоль осей будет рассмотрена позже).

Цвет: цвет, это именно то, что "радует глаз", и посему разработчики
предусмотрели довольно большую гамму цветов для раскраски объёктов
различных приложений MS Office'а, с возможностью пополнения этой гаммы. В
данном случае нас интересует цвет объёма, кнопка которого находится на
панели настройки объёма, так что простым нажатием на нее программа выведет
контекстное окно с довольно приличной гаммой, а в случае неудовлетворения
последней, предусмотрена опция "дополнительные цвета", где наверняка
найдется что-то подходящее.

Поверхность: дня начала необходимо прояснить, что же все таки это такое
поверхность. Поверхность это тот параметр, который определяет
светоотражающие (кнопка освещение на панели "настройки объёма") способности
объекта, другими словами этот параметр означает "как будет выглядеть ваш
объёкт под различными углами освещения. Этот параметр принимает четыре
значения: каркас, матовая, пластик и металл (рис. 1).



Кнопка для этой опции находится так же на панели "настройки объёма".



Освещение: кнопка освещения, как уже говорилось ранее, находится на панели
"настройка объёма". Этот параметр позволяет изменять угол падения света на
объект, а также интенсивность освещения: ярко, обычно, приглушенно.


5. Способы цветовой заливки объектов WordArt.



Задание и изменение цвета объекта, различного рода заливки, и т.д. всё это
помогает сделать создаваемый документ более красочным, приятным, и поэтому
данной способности Office вообще и WordArt'а в частности посвящена
отдельная глава.


Заливка цветом


Заливка цветом является наиболее простым, и наиболее популярным методом.
Заключается она в том, что все свободное пространство букв, ограниченное
линиями, заполняется определенным цветом. Цвет можно выбрать на панели
"рисования", вызвав контекстное меню кнопки "заливка", из существующей
палитры, или из дополнительной, по желанию пользователя.
Второй способ практически аналогичен первому, только лишь за исключением
расположения самой кнопки "заливка": на панели "рисование" кнопка "формат
объекта", после нажатия которой появится окно с несколькими вкладками и
несколькими параметрами на первой " цвета и линии". Одна из опций этого
окна и есть заливка. Кроме заливки здесь так же находится еще один параметр
- "цвет линий" и "толщина линии", которые играют важную роль в "визуальном
восприятии" объекта WordArt. Проблема заключается в том, что иногда видимые
линии границы заливки портят внешний вид объекта, и с ними что-то хочется
сделать. Благодаря этим параметрам можно очень быстро и легко подобрать
подходящий цвет в тон заливки, изменить толщину линий, увеличив или
уменьшив (наиболее приемлемая толщина при печати на мой взгляд0,25 или 0,5
а лучше её полное отсутствие: параметр "нет линий"), или же вообще убрав
их.


Градиентная заливка


Градиентная заливка заключается в переходе одного цвета в другой, другими
словами вы, выбрав два цвета или один (вторым всегда в таком случае будет
белый), задав направление перехода цвета, которое может быть:
горизонтальное, вертикальное, два вида диагональной, от угла и от центра
-заполняете свободное пространство объекта не сплошным цветом а довольно
красивым переходом, например как на рис.2.
Что же касается расположения этого метода, то он находится на панели
"WordArt", кнопка "форма объектов", в появившемся контекстном окне на
вкладке "цвета и линии", опция "заливка", на которой ещё одна опция
"способы заливки". В появившемся после проделывания всего этого, окне есть
соответствующая вкладка "градиентная заливка", на которой и находятся се
необходимые опции. Кроме того. сюда можно попасть, вызвав контекстное меню
кнопки "заливка" на панели "рисования", где нужно выбрать "способы
заливки". Здесь так же есть еще одна опция, не описанная мной, это третий
пункт, при выборе количества цветов, нажав его, пользователю
предоставляется довольно большой выбор шаблонов градиентной заливки,
например "золото", "серебро", "хром", "закат", и другие.



Заливка с помощью текстуры.



Заливка с помощью текстуры заключается в том, что вместо цвета, на
свободную область помещается какой либо графический объект - "текстура", а
все лишние части его просто отсекаются границами. Таким образом создается
эффект "наклейки на буквах", как на рисунке 3, где показана заливка объекта
"тканью".
Располагается этот метод здесь: на панели "WordArt", кнопка "форма
объектов", в появившемся контекстном окне на вкладке "цвета и линии", опция
"заливка", на которой ещё одна опция "способы заливки". Кроме того сюда
можно попасть, вызвав контекстное меню кнопки "заливка" на панели
"рисования", где нужно выбрать "способы заливки" В появившемся после
проделывания всего этого, окне есть соответствующая вкладка "текстура", на
которой и находятся образцы текстур и кнопка для выбора своих, если
имеются.


Заливка с помощью узора.


Этот способ заключается в том, что объект заполняется определённым узором,
выбранным, пользователем, с соответствующими цветом и фоном, которые так же
выбираются.
Найти это всё можно, вызвав контекстное меню кнопки "заливка" на панели
"рисования", где нужно выбрать "способы заливки" В появившемся, окне
вкладка "узор", на которой и находятся образцы узоров, а так же опции
выбора цвета фона и самого узора. В качестве примера рисунок 4.



Заливка с помощью рисунка.


Данный метод абсолютно аналогичен заполнению текстурой, с той лишь
разницей, что вместо текстуры необходимо выбрать какой-то рисунок.
Располагается этот метод по тому же адресу, что и "заливка с помощью
текстуры", только последняя вкладка называется рисунок.



Тень, для объектов WordArt.

Кроме эффекта объема в WordArt есть возможность использовать такой эффект,
как тень. Благодаря этому эффекту создается иллюзия, будто объект как бы
весит в воздухе, на некотором расстоянии от бумаги.


Добавить, убрать тень для объекта. Изменение положения тени объекта, а так
же ее цвета.


Добавления тени объекту как всегда можно осуществить несколькими способами.
Первый способ, заключается в простом нажатии кнопки "тень" на панели
рисования, предварительно выбрав необходимый объект, для которого создается
тень, далее необходимо выбрать один из представленных шаблонов тени, нажав
на него. После проведения этой процедуры объекту добавится тень выбранного
вида (пример на рис.5). Второй способ предназначен для тех случаев, когда
для объекта уже создан объём, либо для всех объёктов в документе выбирается
один стандартный тип тени. Для этого необходимо нажать на кнопку
"Вкл./Выкл. Тень", после чего для выбранного объекта либо появится
последняя использовавшаяся форма тени, либо, если она уже имеется, то
произойдет её отключение.
Кроме стандартных возможностей "добавить/убрать тень" существует еще
несколько процедур работы с тенью. Первая из которых, это изменение
положения тени относительно исходного текста (объекта WodrArt).
Функциональные кнопки этой опции находятся на панели "настройки тени",
которое вызывается выбором соответствующего пункта контекстного меню кнопки
"тень" на панели "рисования". Название этих функциональных кнопок
соответственно: "сдвинуть тень вверх", "сдвинуть тень вниз", "сдвинуть тень
вправо", "сдвинуть тень влево".
Вторая функция, это изменение цвета тени объекта. Эта функция расположена
на той же панели "настройки тени", под кнопкой "цвет тени". Прежде всего
нужно отметить некоторые особенности этой функции: кроме стандартного
набора цветов существует возможность выбрать его из спектра, нажав "
дополнительные цвета", и кроме того для любого заданного цвета возможно
включить режим полупрозрачной тени одноименной кнопкой на контекстном меню
кнопки "цвета тени".



7.Изменение положения объекта WordArt в пространстве.


Кроме вешеописанных эффектов в WordArt, есть еще одна опция, способствующая
изменению внешнего вида объекта WordArt. Этой опцией являются повороты
объекта относительно своей горизонтальной и вертикальной оси, а так же
вращение им относительно центра.



Повороты вправо, влево относительно горизонтальной и вертикальной оси
объекта.


В WordArt предусмотрены дополнительные функции по изменению положения
объекта, созданного посредством данной программы. Так например для того,
что бы повернуть "тело" вправо или в лево необходимо для начала выделить
этот объёкт, потом на панели настройки объема (надо так же отметить, что
данная опция недоступна, если объёкт имеет тень) просто нажать на
соответствующие кнопки: поворот вправо(1), поворот влево(2) относительно
вертикальной оси, повороты вверх(3), вниз(4) относительно (относительно
горизонтальной оси), как показано на рисунке6.



Кроме того стоит отметить некоторые особенности данной операции, во-первых,
как я уже сказал, она просто недоступна, если у объекта уже имеется тень,
но кроме того для объектов с объемом имеются свои особенности. Если
например шаблон объема выбирался из двух первых столбцов объема в меню
кнопки объёма (рис.7), то при нажатии на соответствующие кнопки поворотов
будет произведен поворот всего объекта целиком. Что же касается третьего и
четвертого столбца, то при нажатии на соответствующие кнопки поворота всего
объекта не произойдет, а положения будет менять в основном только объем
выбранного объекта, а точнее будет изменяться его направление в
пространстве, а лицевая сторона хотя и будет поворачиваться, но
незначительно.



Вращение объектом относительно центра



Что же касается непосредственно вращения, то его можно осуществить
несколькими способами. Первый способ наиболее прост и состоит сначала в
непосредственном выделении объекта, после чего необходимо нажать на кнопку
"вращение" на панели рисования, после чего произойдет замена четырех
крайних точек выделения объекта на круги. После этого пользователю
необходимо просто навести курсор мышки на один из кругов, и зажав кнопку
"действия" на мышки, развернуть объект в необходимое положение.
Второй способ является не таким наглядным как предыдущий, но он позволяет
соблюсти точность при развороте объекта. Для его осуществления необходимо:
. Выделить объект WordArt
. Вывести для него контекстное меню и выбрать пункт "формат рисунка"
. Во вкладке размер необходимо ввести числовое значение угла поворота в
поле "поворот" и после чего нажать кнопку "ОК"


8.Изменение шаблона объекта


Выбор формы объекта


В WordArt кроме стандартных шаблонов предусмотрена также возможность
изменять их до неузнаваемости по желанию пользователя. Для того, что бы
изменить внешний вид уже имеющегося шаблона, надо:
. Выбелить объект WordArt
. Далее необходимо нажать на кнопку "форма WordArt", после чего будет
выведено дополнительное меню, в котором будут представлены все возможные
направления текста, рисунок 9.
. Далее просто необходимо просто нажать на наиболее подходящий шаблон,
после чего последует изменение существующего объекта.
Надо также отметить, что все шаблоны из меню на рис.9 являются по сути дела
условными, т.е. каждый из них возможно в случае необходимости изменить
изходя из особенностей. Например из кругового текста можно сделать дугу, их
текста, написанного в форме треугольника можно сделать трапецию. Для
проведения таких изменений необходимо просто передвинуть желтый ромб у
выделенного объекта в такое положение, которое будет устраивать.



9. Выравнивание текста в объекте WordArt по высоте символов, по центру...


Для того, что бы произвести форматирование текста в объекте WordArt
недостаточно просто использовать стандартные средства редактора Word, для
этого предусмотрены дополнительные функции. Так, например, для того, чтобы
выровнять текст по высоте необходимо просто нажать кнопку "выровнять буквы
по высоте" на панели WordArt.
После этого произойдет выравнивание текста по высоте, но при этом надо
также отметить, что эта функция не производит замену прописных букв на
заглавные и наоборот, она всего лишь увеличивает одни и уменьшает другие до
определённого размера, так что если один из наборов букв имеет свои
особенности, то они останутся.
Что же касается выравнивания, то для этого необходимо нажать на кнопку
"выравнивание WordArt" на панели WordArt, после чего появится
дополнительное ню, как на рисунке 10. В этом меню представлены следующие
пункты:

. Выравнивание по левому краю
. Выравнивание по правому краю
. Выравнивание по центру
. Выравнивание по обоим краям - этот пункт как бы растягивает текст от
одного края до края, при этом межсимвольный интервал остается постоянным,
а меняется размер интервала между словами.
. Выровнять за счет интервалов - при выборе этого пункта размеры букв не
меняются, а изменяется межсимвольный интервал таким образом, что текст
растягивается между краями шаблона.
. Выровнять за счет ширины - межсимвольный интервал остается постоянным,
как и размер пробелов, а происходит "усреднение размеров" символов до тех
пор, пока они не займут пространство между краями.



10. Изменение интервала между символами


Для того, чтобы изменить интервал между символами в объекте WordArt
необходимо нажать кнопку "Межсимвольные интервал WordArt" .после чего на
экран будет выведено дополнительное оно (рис.11) в котором будут следующие
пункты:
. Очень узкий
. Узкий
. Обычный
. Широкий
. Очень широкий
Кроме того там предусмотрена функция «Кернинг пар символов» -
Автоматическая настройка кернинга, то есть уменьшение интервалов между
некоторыми парами символов. При кернинге символы в словах кажутся
распределенными более равномерно. Кернинг выполняется только для шрифтов
типа TrueType и Adobe Type Manager.



11. Горизонтальный и вертикальный текст


Для того, что бы изменить направление текста в объекта WordArt с
горизонтального на вертикальное и наоборот необходимо нажать на кнопку
"Вертикальный текст WordArt", после чего произойдет изменение написания
текста в объекте.



12. Различные нюансы при работе с WordArt


Само по себе приложение WordArt является очень специфичным и при работе с
ним необходимо знать некоторые его особенности. Во-первых, нужно отметить,
что до версии пакета MS Office 97, WordArt просто не входил в текстовый
редактор Word, как его неотъемлемая часть, но, тем не менее, работал с ним
в паре, правда, все созданные объекты после вставки в документ и сохранения
превращались в графический Объект, а точнее картинку. Естественно это не
позволяло в дальнейшем производить какие-либо действия над этим объектом.
Но, начиная с версии 97 года WordArt становится неотделимой частью "Офиса",
кроме того создаваемые объекты сохраняют свои свойства после завершения
работы с документом. Другими словами программа сохраняет созданный объект
не как рисунок, а как "текст с параметрами", что значительно упрощает
жизнью рядовых пользователей.
Еще одной проблемой, которая может возникнуть при работе с объектами
WordArt, является совместимость форматов при импорте в различные типы
документов, такие как "Веб - странички" например. Проблема заключается по
сути дела в том, что при создании веб - странички средствами "офиса"
невозможно вставить объект Word Art в создаваемый документ, а если точнее
то именно вставит удаётся, но сохранить в первоначальном виде просто
нельзя. На вопрос, почему так происходит, можно сказать лишь то, что формат
HTML очень специфичен, т.е. вставить в документ можно только рисунок.
Выходом из этой ситуации является вставка рисунка MS Word, которую можно
осуществить выбрав в пункте меню "вставка", пункт "объект", а после этого в
появившемся окне нужно выбрать соответствующий пункт "рисунок MicroSoft
Word". Далее появится поле в котором необходимо создать рисунок средствами
редактора, после чего нужно нажать кнопку "восстановить границы рисунка", а
потом "закрыть рисунок".



13. Контрольные вопросы и контрольное задание.


1. Для чего на практике применяется WordArt?

2. Как добавить объект WordArt в документ; изменить текст?

3. Какими способами можно раскрасить объект?

4. Необходимо создать заголовок к документу средствами приложения WordArt,
так, что бы он имел нестандартную форму - полудуги, тень, была
произведена заливка, а тень была раскрашена в тон заливки.

-----------------------



Рис.2



А)каркас б)матовая в)пластик г)металл

Рис. 1



Рис.3



Рис.4



Рис.5 -"тень"

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]






Реферат на тему: Создание экспертных систем в среде EXSYS

Министерство Путей Сообщения РФ
Иркутский Государственный Университет Путей Сообщения
Институт Информационных Технологий и Моделирования


Кафедра «Информационные Системы»



Курсовая работа
По дисциплине «Системы искусственного интеллекта»
На тему: СОЗДАНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ В СРЕДЕ EXSYS



Иркутск 2003г.


ВВЕДЕНИЕ

Экспертные системы (ЭС) - это системы искусственного интеллекта
(интеллектуальные системы), предназначенные для решения
плохоформализованных и слабоструктурированных задач в определенных
проблемных областях, на основе заложенных в них знаний специалистов-
экспертов [1-4]. В настоящее время ЭС внедряются в различные виды
человеческой деятельности, где использование точных математических методов
и моделей затруднительно или вообще невозможно. К ним относятся: медицина,
обучение, поддержка принятия решений и управление в сложных ситуациях,
деловые различные приложения и т. д.
Основными компонентами ЭС являются базы данных (БД) и знаний (БД),
блоки поиска решения, объяснения, извлечения и накопления знаний, обучения
и организации взаимодействия с пользователем. БД, БЗ и блок поиска решений
образуют ядро ЭС.
Для конструирования ЭС используются различные инструментальные
средства: универсальные языки программирования, языки искусственного
интеллекта, инструментальные системы и среды и системы-оболочки. Системы-
оболочки являются наиболее простым средством формализации
(автоформализации) экспертных знаний, практически не требующие участия
посредников в лице инженера по знаниям или программиста при их
использовании. Инженер по знаниям только помогает эксперту выбрать наиболее
подходящую для его проблемной области оболочку.
В пособии рассматривается ряд коммерческих инструментальных систем-
оболочек, широко используемых для конструирования прикладных ЭС для
статических проблемных областей, характеризующихся постоянством своих
параметров в процессе функционирования (процессе консультации) ЭС. В таких
статических ЭС режимы приобретения знаний (формирования БЗ) и консультации
разделены.
Системы EXSYS и GURU относятся к системам дедуктивного продукционного
типа, причем система GURU (в ее современной версии, ориентированной на
рабочие станции) по сути является инструментальной средой, поддерживающей
различные режимы конструирования прикладных ЭС и обладающей достаточно
развитыми средствами обработки фактора неопределенности. Эта система
ориентирована на различные классы пользователей в зависимости от их
подготовки в области искусственного интеллекта и программирования, имеет
развитый интерфейс с современными СУБД и электронными таблицами, средства
сбора статистики и т. д. Система может работать на различных вычислительных
платформах под управлением различных операционных систем, а также имеет
поддержку сетевой конфигурации. Здесь будет рассмотрен наиболее простой
способ использования GURU как системы-оболочки.
В пособие приводятся общие характеристики систем и рассматриваются
основные режимы их функционирования - режим приобретения знаний, в котором
экспертом (возможно, при участии инженера по знаниям) формируется БЗ
прикладной, и режим консультации, когда оболочка уже "наполнена" знаниями и
является по сути прикладной ЭС, предназначенной для пользователя-
прикладника. В режиме приобретения знаний также осуществляется модификация
ЭС (изменение и пополнение БЗ).



СИСТЕМА EXSYS


Общие характеристики системы Exsys

Экспертная система Exsys представляет собой интеллектуальную систему,
которая может быть использована для разработки базы знаний в любой
предметной области. При этом знания представляются в виде продукционных
правил. В систему включены средства отладки и тестирования программы,
редактирования для модификации знаний и данных.
Основной частью экспертной системы является база знаний, которая
накапливается в процессе развития системы. База знаний содержит правила
типа:
IF (условие) THEN (заключение), либо
IF (условие) THEN (заключение 1) ELSE (заключение 2)
Пример продукции:
Если pH < 6, то жидкость – кислота.
Правила могут существовать с некоторой долей вероятности, которая
выражается коэффициентом уверенности. Величину этого коэффициента задает
эксперт при разработки базы знаний. В экспертной системе Exsys
предусмотрено три шкалы, по которым оцениваются коэффициенты уверенности.
Первая шкала использует только два значения коэффициентов уверенности:
0 –ложь, 1 – истина.
Вторая шкала предусматривает значения от нуля до десяти, при этом: 0 –
абсолютная ложь, 10 – абсолютная истина, промежуточные значения
характеризуют различную степень уверенности.
Третья шкала расширяет возможности второй: -100 – абсолютная ложь,
+100 – абсолютная истина, промежуточные значения соответствуют различной
степени уверенности.
При разработке базы знаний эксперт решает, в зависимости от
особенностей задачи, какую из этих шкал выбрать.
При разработке базы знаний можно воспользоваться текстовой
информацией, формулами или использовать и то, и другое одновременно. Все
зависит от выбора разработчика. В том случае, если было решено использовать
математические выражения, появляются переменные. Они записываются в
квадратных скобках. Например, [X] > [Y].
С правилом могут быть связаны примечание (NOTE) и ссылка (REFERENCE),
которые отражают справочную информацию. Каждое правило обязательно должно
содержать две части IF – условие и THEN – заключение. Части ELSE, NOTE,
REFERENCE не являются обязательными.
При разработке правил в системе Exsys используются квалификаторы.
Квалификатор – это специальная текстовая переменная, которая имеет имя и
может принимать одно из нескольких значений. Все значения пронумерованы для
быстрого и легкого ввода их при создании правил.
Квалификаторы используются для формирования условий. С этой целью
выбирается нужный квалификатор и указывается номер соответствующего
значения.
В процессе создания экспертной системы можно изменить любое правило,
любой квалификатор, их текстовую информацию и вариант значения.
В системе формируются варианты выбора (CHOICES) принятия решения,
которые составляют часть THEN (заключение) правила с заданной экспертом
шкалой вероятности.
Важной особенностью системы Exsys является возможность вывода
информации из других правил, позволяющая разбивать сложные задачи на
подзадачи. В Exsys реализованы механизмы как прямого, так и обратного
вывода.
Система Exsys, как и любая экспертная система имеет возможность
объяснения полученных результатов. При необходимости, можно выяснить весь
ход вычислений, вплоть до исходных данных.
Система Exsys в процессе поиска решения способна выполнять ряд
вычислительных задач, но некоторые задачи выходят за рамки его
возможностей. В Exsys имеется возможность вызова внешних программ для
выполнения вычислений. Внешние программы могут передавать данные Exsys
через БД или spread sheet. Exsys может вызывать почти все MSDOS–программы
в качестве внешних программ.



Ввод правил

Ввод нового правила выполняется при нажатии клавиши или .
Exsys проверяет все новые правила на совместимость с уже существующими.
Если обнаружен возможный конфликт, информация об этом отображается на
экране и пользователь должен произвести необходимые изменения. Exsys не
может проверять математические формулы.
Правила состоят из условий, которые являются предложениями. Эти
условия часто состоят из квалификаторов и значений, объединенных в
предложение. Квалификатор всегда находится в начале предложения. В условной
части правила может быть несколько пар квалификатор-значение. Exsys
допускает до 30 значений для одного квалификатора. Не следует
переопределять значения квалификаторов, так как Exsys хранит квалификаторы
в соответствии с их номерами и не сможет распознать, что два квалификатора
с различными номерами одинаковы, если их текстовые значения совпадают.
Ранее введенные квалификаторы можно вызывать для повторного
использования по их номерам, можно перемещаться по их списку нажатием
клавиш и . Если список квалификаторов велик или Вы забыли номер
требуемого квалификатора, можно найти его по его текстовому имени. Для
этого необходимо нажать клавишу , а затем ввести текст. Если некоторый
квалификатор содержит введенный текст, он будет отображен вместе со своим
номером. Таким образом, в результате поиска могут быть найдены несколько
квалификаторов. Выбор нужного производится по номеру.
Во время работы экспертной системы проверяются IF – части правил. Если
все условия в IF – части правила истинные, то принимается истинной THEN –
часть правила, в противном случае принимается истинной ELSE – часть правила
(если она есть). Exsys допускает задание в одной IF – части до 126
конъюнкций условий. Условия проверяются в том порядке, в котором они
записаны, соответственно порядок их следования может быть различным.
Поэтому наиболее важные условия следует записывать раньше.
Каждое правило может иметь примечание. Примечание отображается вместе
с правилом и не влияет на ход работы, а служит лишь информацией для
пользователя. Правило так же может иметь ссылку на источник информации,
выраженной в нем. В отличие от примечания, ссылка не отображается, если
пользователь специально не укажет этого.


Прикладная задача


Создадим небольшое множество правил, которые будут определять, как
профессия вам больше подходит. Для создания новой базы знаний необходимо
ответить на несколько вопросов.
Введем название предметной области – «Выбор профессии».
Далее необходимо выбрать шкалу вероятности. В рассматриваемом примере
будет шкала Yes/No.
Зададим варианты выбора (CHOICES):
1. программист
2. врач
3. юрист
4. переводчик
5. экономист
6. актер
Зададим варианты квалификатора (QUALIFIERS):
1. Вы склонны к (гуманитарным наукам/точным наукам)?
2. Вас интересует (компьютеры/криминал)?
3. Вы любите читать (детективы/ литературу на иностранном языке)?
4. Вы склонны к (математике/риторике)?
5. Вы предпочитаете работу типа (человек-человек/человек-техника)?
6. Вам бы хотелось проводить операции (с банковскими бумагами/в
медицинских целях)?
7. Техника для вас это ("неизвестное существо"/смысл жизни)?
8. По телевизору вы смотрите (криминальную хронику/программу
здоровье)?
9. Вы участвуете в самодеятельности (да/нет)?
Конструкция правил:
RULE NUMBER: 1
IF:
Вы склонны к гуманитарным наукам
and Вы склонны к риторике

THEN:
Вы любите читать литературу на иностранном языке


----------------------------------------

RULE NUMBER: 2
IF:
Вы любите читать литературу на иностранном языке
and Вы предпочитаете работу типа человек-человек

THEN:
Переводчик - Confidence=1


----------------------------------------

RULE NUMBER: 3
IF:
Вы любите читать детективы
or: По телевизору вы смотрите криминальную хронику
or: Вы склонны к гуманитарным наукам
and Вас интересует криминалистика

THEN:
Юрист - Confidence=1


----------------------------------------

RULE NUMBER: 4
IF:
Вы склонны к гуманитарным наукам
and Вы склонны к математике

THEN:
Техника для вас это смысл жизни


----------------------------------------

RULE NUMBER: 5
IF:
Техника для вас это смысл жизни
or: Вы предпочитаете работу типа человек-техника

THEN:
Программист - Confidence=1


----------------------------------------

RULE NUMBER: 6
IF:
Техника для вас это смысл жизни
and Вам бы хотелось проводить операции с банковскими бумагами

THEN:
Экономист - Confidence=1


----------------------------------------

RULE NUMBER: 7
IF:
Вы склонны к гуманитарным наукам
and Вы любите читать литературу на иностранном языке
and Вы склонны к риторике

THEN:
Вы предпочитаете работу типа человек-человек


----------------------------------------

RULE NUMBER: 8
IF:
Вы предпочитаете работу типа человек-человек
or: Вы участвуете в самодеятельности да

THEN:
Переводчик - Confidence=1


----------------------------------------

RULE NUMBER: 9
IF:
Вы склонны к гуманитарным наукам
or: Вы предпочитаете работу типа человек-человек
and Вам бы хотелось проводить операции в медицинских целях
and По телевизору вы смотрите программу здоровье

THEN:
Врач - Confidence=1


----------------------------------------

RULE NUMBER: 10
IF:
Вы склонны к риторике
and Вы предпочитаете работу типа человек-человек
and Вы участвуете в самодеятельности да

THEN:
Актер - Confidence=1

Примерный вид диалога с ЭС:
Вы склонны к (гуманитарным наукам/точным наукам)? гуманитарным наукам
Вы склонны к (математике/риторике)? математике
Вам бы хотелось проводить операции (с банковскими бумагами/в
медицинских целях)? с банковскими бумагами
Вас интересует (компьютеры/криминал)? компьютеры
Вы любите читать (детективы/ литературу на иностранном языке)? детективы
Вы предпочитаете работу типа (человек-человек/человек-техника)? человек-
техника
Вы участвуете в самодеятельности (да/нет)? нет
Результат:
|программист |1 |
|экономист |1 |
|врач |none |
|юрист |None |
|переводчик |None |
|актер |none |



В ходе диалога программа выдаёт всплывающие окна, где содержится вопрос
(адресованный пользователю) и варианты ответа.

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Вывод: В проделанной курсовой работе мы рассмотрели на примере: построение
набора правил небольшой экспертной системы, которая выдаёт рекомендации по
выбору профессии, получили практические навыки работы в среде EXSYS.





Новинки рефератов ::

Реферат: Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Крещение Руси. Освещение его в древнерусских летописях (История)


Реферат: Стрижки (Косметология)


Реферат: Отношение людей к абортам (Социология)


Реферат: Молодіжні рухи в україні 19-20 сторіччя (Социология)


Реферат: Основы социальной информатики (Социология)


Реферат: Кольца (Искусство и культура)


Реферат: Проблемы творчества и одарённости (Психология)


Реферат: Автодело (Шпаргалка) (Транспорт)


Реферат: Общение и обучение (Педагогика)


Реферат: Joulude puhad (estonii) (Иностранные языки)


Реферат: Безопасность жизнедеятельности (конспект лекций) (Военная кафедра)


Реферат: Всероссийская перепись населения 2002г. (Социология)


Реферат: Военные реформы Путина (История)


Реферат: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с экзотическими плодовыми комнатными растениями (7 занятий) (Педагогика)


Реферат: Задачи и функции самоменеджмента (Менеджмент)


Реферат: Социология семьи (Социология)


Реферат: "Ревизор" Гоголь (Литература)


Реферат: Учет выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции (Аудит)


Реферат: 4 крестовый поход и завоевание Константинополя по хронике Робера де Клари "завоевание Константинополя" (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист