GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: Н.C. Гумилев (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Н.C. Гумилев (Литература)




Доклад о поэте “Серебряного века”.

Ученика 11 “В” класса

Алексеенко Николая.

Николай Степанович Гумилев.

(1886 - 1921)

План доклада:

Образ времени.
Определение литературного течения.
Творческая биография Гумилева.
Анализ его творчества.
Заключение.

Спасибо за внимание !

15.01.1996 г.

Школа # 1278, кл. 11 “В”.
Акмеизм. Николай Гумилев.

При создании доклада были использованы следующие книги:

1. “Гумилев Николай Степанович. Стихотворения и поэмы”.
Автор предисловия В.П.Енишерлов,
автор биографического очерка В.К.Лукницкая.
2. “Русская литература XX века”. Л.А.Смирнова, А.М.Турков, А.М.Марченко и
др.
3. Советский Энциклопедический Словарь.
4. “Таганцевское дело”. В.Хижняк. (“Вечерняя Москва”).

Литература XX века развивалась в обстановке войн, революций, затем
становления новой послереволюционной действительности. Все это не могло не
сказаться на художественных исканиях авторов этого времени. Социальные
катаклизмы начала нашего столетия усилили стремление философов, писателей
понять смысл жизни и искусства, объяснить постигшие Россию потрясения.
Поэтому неудивительно, что любая область литературы начала XX века поражает
необычностью и разнообразностью авторских мироощущений, форм, структур.
Художественные искания обрели редкую напряженность и совершенно новые
направления. За каждым Мастером прочно укрепилась слава первооткрывателя
какого-либо нового прежде недоступного направления или приема в литературе.

Модернисты “Серебряного века”.

Литературные течения, противостоящие реализму, назывались
модернистскими.
Модернисты (с французского - “новейший”, ” современный”) отрицали
социальные ценности и старались создать поэтическую культуру, содействующую
духовному совершенствованию человечества. Каждый автор представлял это по-
своему, вследствие чего в модернистской литературе образовалось несколько
течений. Основными были: символизм, акмеизм и футуризм. Также существовали
художники слова, организационно не связанные с этими литературными
группами, но внутренне тяготевшие к опыту той или другой (М.Волошин,
М.Цветаева и др.).
Развитие модернизма имело свою, весьма напряженную историю. В острой
полемике одно течение сменялось другим. Между членами каждого из
объединений нередко разгорались споры. Так проявлялась яркая оригинальность
творческих индивидуальностей. Художественные свершения участников движения
навсегда остались с нами и для нас.
Период творчества основных представителей модернизма принято называть
“серебряным веком” по аналогии с “золотым” XIX веком в русской литературе.
Действительно, никогда прежде не было такого множества и разнообразия
талантливых авторов. Условно началом “серебряного века” принято считать
1892 год, когда идеолог и старейший участник движения символистов Дмитрий
Мережковский прочитал доклад “О причинах упадка и о новых течениях
современной русской литературы”. Так впервые модернисты заявили о себе.
Фактический же конец “серебряного века” пришел с Октябрьской революцией.
Первые годы после нее еще были возможны какие-либо искания у отдельных
поэтов, но с постановлением “О политике партии в области литературы” в 1925
году все они прекратились, и была признана только пролетарская литература и
только метод соцреализма как единственно возможные.
Одним из наиболее известных направлений в модернистской литературе
был акмеизм. Объединение акмеистов выдвинуло свою эстетическую программу
взаимодействия с миром, свое представление о гармонии, которую оно
стремилось внести в жизнь. Из Советского Энциклопедического Словаря:
“Акмеизм (от греч. akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила),
течение в русской поэзии 1910-х годов (С. Городецкий, М. Кузмин, ранние Н.
Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от
символистских порывов к “идеальному”, от многозначности и текучести
образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру,
предмету, стихии “естества”, точному значению слова. Однако “земной” поэзии
акмеистов присущи модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности
или к поэтизации чувств первозданного человека.”
Идея такого нового направления в литературе впервые была высказана
Михаилом Кузминым (1872-1936) в его статье “О прекрасной ясности” (1910). В
ней были изложены все основные постулаты будущих акмеистов. Собственно
акмеистическое движение возникло в 1913 году на почве авторского
объединения “Цех поэтов”, в который входили Николай Гумилев, Сергей
Городецкий (1884-1967), Анна Ахматова (1889-1966) и Осип Мандельштам (1891-
1938). Первые манифесты акмеизма появились в журнале “Аполлон”
(модернистском литературном журнале начала века) в январе. В своей статье
“Наследие символизма и акмеизм” Гумилев подверг символистов сильной
критике; Сергей Городецкий в статье “Некоторые течения в современной
русской литературе” высказывался еще более резко, декларируя катастрофу
символизма. Но тем не менее многие акмеисты все же тяготели к поэзии
Бальмонта, Брюсова или Блока, хотя своими Учителями считали Иннокентия
Анненского и Михаила Кузмина. И хотя акмеисты, как объединение
просуществовали недолго, всего 2 года, они, без сомнения, внесли огромный
вклад в русскую литературу.

Биография Николая Гумилева.

Одним из ведущих поэтов-акмеистов был Николай Степанович Гумилев. В
действительности же, его творчество было гораздо более широко и
разнообразно, а его жизнь была необычайно интересной, хотя и завершилась
трагично.
Николай Степанович Гумилев родился 3 апреля (по старому стилю) 1886
года в Кронштадте, где его отец работал военным врачом. Вскоре его отец
вышел в отставку, и семья переехала в Царское Село. Стихи и рассказы
Гумилев начал писать очень рано, а впервые в печати его стихотворение
появилось в газете “Тифлисский листок” в Тифлисе, где семья поселилась в
1900 году. Через три года Гумилев возвращается в Царское Село и поступает в
7-й класс Николаевской гимназии, директором которой был замечательный поэт
и педагог И.Ф.Анненский, оказавший большое влияние на своего ученика.
Учился Гумилев, особенно по точным наукам, плохо, он рано осознал себя
поэтом и успехи в литературе ставил для себя единственной целью. Окончив
гимназию, он уехал в Париж, успев выпустить до этого первый сборник “Путь
Конквистадоров”. Эту книгу юношеских стихов он, видимо, считал неудачной и
никогда не переиздавал ее.
В Париже Гумилев слушал лекции в Сорбонне по французской литературе,
изучал живопись и издал три номера журнала “Сириус”, где печатал свои
произведения, а также стихи царскосельской поэтессы Анны Горенко (будущей
знаменитой Анны Ахматовой), ставшей вскоре его женой.
В 1908 году в Париже вышла вторая книга Гумилева “Романтические
цветы”. Требовательный В.Брюсов, сурово оценивший первый сборник поэта, в
рецензии на “Романтические цветы” указал на перспективу пути молодого
автора: “Может быть, продолжая работать с той упорностью, как теперь, он
сумеет пойти много дальше, чем мы то наметили, откроет в себе возможности,
нами не подозреваемые”.
Приехав в Россию, Гумилев сближается с Вяч. Ивановым, под
руководством которого была создана так называемая “Академия стиха”. Одним
из инициаторов ее организации стал Гумилев. В основанном С.Маковским
журнале “Аполлон” он начинает постоянно печатать свои “Письма о русской
поэзии”, собранные в 1923 году Г.Ивановым в вышедший в Петрограде отдельный
сборник.
В 1910 году Гумилев женился на А.А.Горенко, а осенью этого года
впервые отправился в Абиссинию, совершив трудное и опасное путешествие.
“Я побывал в Абиссинии три раза, и в общей сложности я провел в этой
стране почти два года. Свое последнее путешествие я совершил в качестве
руководителя экспедиции, посланной Российской Академии наук”,- писал в
“Записях об Абиссинии” Николая Степанович Гумилев.
Можно только восхищаться любовью русского поэта, путешественника, к
великому, его людям и культуре. До сих пор в Эфиопии сохраняется добрая
память о Н. Гумилеве. Африканские стихи Гумилева, вошедшие в подготовленный
им сборник “Шатер”, и сухая точная проза дневника - дань его любви к
Африке.
Третья книга Гумилева “Жемчуга” (1910) принесла ему широкую
известность. Она была посвящена В.Брюсову, которого автор назвал учителем.
Отмечая романтизм стихотворений, включенных в сборник, сам Брюсов писал:
“...Явно окреп и его стих. Гумилев медленно, но уверенно идет к полному
мастерству в области формы. Почти все его стихотворения написаны прекрасно
обдуманными и утонченно звучащими стихами”.
А Вяч. Иванов именно в “Жемчугах” увидел точки расхождения Гумилева с
Брюсовым и предрек молодому поэту иной путь. Характерно, что именно с
освобождением от влияния Брюсова связан поиск своего места в русской поэзии
начала века таких разных поэтов, как Блок и Гумилев.
Многие стихи “Жемчугов” популярны, но, конечно, прежде всего
знаменитая баллада “Капитаны”. Свежий ветер настоящего искусства наполняет
паруса “Капитанов”, безусловно, связанных с романтической традицией
Киплинга и Стивенсона. Н.Гумилев называл свою поэзию Музой Дальних
Странствий. До конца дней он сохранил верность этой теме, и она при всем
многообразии тематики и философской глубине поэзии позднего Гумилева
бросает совершенно особый романтический отсвет на его творчество.
Разгоревшаяся в 1910 году полемика вокруг символизма выявила
глубинный кризис этого литературного направления. Как реакция на символизм
возникло созданное Н.Гумилевым и С.Городецким новое литературное течение -
акмеизм, предтечей которого стало литературное объединение Цех Поэтов.
Организационное собрание Цеха, на котором присутствовал А.Блок, состоялось
на квартире С.Городецкого 20 октября 1911 года.
Акмеисты, противопоставляющие себя не только символистам, но и
футуристам, организационно оформились вокруг Цеха Поэтов, издавая небольшой
журнальчик “Гиперборей”.
На щите акмеистов было начертано - “ясность, простота, утверждение
реальности жизни”. Акмеисты отвергали “обязательную мистику” символистов.
“У акмеистов,- писал в журнале “Аполлон” С.Городецкий,- роза опять стала
хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими
мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще”.
Первая мировая война сломала привычный ритм жизни. Николай Гумилев
добровольцем пошел на фронт. Его храбрость и презрение к смерти были
легендарны. Редкие для прапорщика награды - два солдатских “Георгия” -
служат лучшим подтверждением его боевых подвигов. В сборнике “Колчан” нашли
отражение темы войны:
И залитые кровью недели

Ослепительны и легки

Надо мною рвутся шрапнели,

Птиц быстрей взлетают клинки.

Я кричу, и мой голос дикий,

Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России

Мерно бьется в груди моей.
Говоря о военной лирике Гумилева, нельзя не помнить о психологических
особенностях его личности. Гумилева не зря называли поэт-воин. Современник
поэта писал: “Войну он принял с простотою современной, с прямолинейной
горячностью. Он был пожалуй, одним из тех немногих людей в России, чью душу
война застала в наибольшей боевой готовности”. Но Гумилев видел и сознавал
ужас войны, показывал его в прозе и стихах, а некоторая романтизация боя,
подвига была особенностью Гумилева - поэта и человека с ярко выраженным,
редкостным, мужественным, рыцарским началом и в поэзии и в жизни.
В “Колчане” же начинает рождаться новая для Гумилева тема - “о
России”. Совершенно новые мотивы звучат здесь - творения и гений Андрея
Рублева и кровавая гроздь рябины, ледоход на Неве и древняя Русь. Он
постепенно расширяет и углубляет свои темы, а в некоторых стихотворениях
достигает даже пугающей прозорливости, как бы предсказывая собственную
судьбу:
Он стоит пред раскаленным горном,
Невысокий старый человек.
Взгляд спокойный кажется покорным
От миганья красноватых век.
Все товарищи его заснули,
Только он один еще не спит:
Все он занят отливаньем пули,
Что меня с землею разлучит.
Октябрьская революция застала Гумилева за границей, куда он был
командирован в мае 1917 года. Он жил в Лондоне и Париже, занимался
восточной литературой, переводил, работал над драмой “Отравленная туника”.
В мае 1918 года он вернулся в революционный Петроград. Его захватила
тогдашняя напряженная литературная атмосфера. Н.Гумилев вместе с А.Блоком,
М.Лозинским, К.Чуковским и другими крупными писателями работает в созданном
А.М.Горьким издательстве “Всемирная литературе”. В 1918 году выходит шестой
сборник Н. Гумилева “Костер” и сборник переводов восточной поэзии
“Фарфоровый павильон”.
Последние прижизненные сборники стихов Н.Гумилева изданы в 1921 году
- это “Шатер” (африканские стихи) и “Огненный столп”. В этом сборнике мы
видим нового, “вершинного” Гумилева, чье отточенное поэтическое искусство
лидера акмеизма обогатилось простотой высокой мудрости, чистыми красками,
мастерским использованием причудливо переплетающихся прозаически-бытовых и
фантастических деталей для создания многомерного, глубоко символического
художественного образа:
Шел я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мною летел трамвай.
Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Где я? Так томно и так тревожно
Сердце мое стучит в ответ:
Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет?
У совершенно политически безграмотного Гумилева была своя “теория” о
том, что должно, оставаясь при любых убеждениях, честно и по совести
служить своей Родине, независимо от того, какая существует в ней власть.
Поэтому он признавал Советскую власть, считал, что обязан быть во всех
отношениях лояльным, несмотря на то, что был в тяжелых личных условиях
существования, и на то, что страна находилась в состоянии разрухи. Но жизнь
Н.С.Гумилева трагически оборвалась в августе 1921 года. Долгие годы
официально утверждалось, что поэт был расстрелян за участие в
контрреволюционном, так называемом Таганцевском, заговоре. Но на деле его
вина заключалась лишь в недонесении органам, о том, что ему предлагали
вступить в заговорщическую организацию, что, кстати, также подлежит
сомнению.
“Таганцевское дело” вызвало широкий негативный резонанс. Мировая
общественность не могла согласиться с таким приговором. Алексей Толстой
написал позже: “Я не знаю подробностей его убийства, но, зная Гумилева,-
знаю, что стоя у стены он не подарил палачам даже взгляда смятения и
страха. Мечтатель, романтик, патриот, суровый учитель, поэт. Хмурая тень
его, негодуя отлетела от... страстно любимой им Родины... Свет твоей душе.
Слава - твоему имени”.

Анализ творчества Гумилева.

Поэзия Гумилева в разные периоды его творческой жизни сильно
отличается. Иногда он категорически отрицает символистов, а иногда
настолько сближается с их творчеством, что трудно догадаться что все эти
замечательные стихотворения принадлежат одному поэту. Здесь вспоминаются
слова проницательного А.Блока: “Писатель - растение многолетнее... душа
писателя расширяется периодами, а творение его - только внешние результаты
подземного роста души. Поэтому путь развития может представляться прямым
только в перспективе, следуя же за писателем по всем этапам пути, не
ощущаешь этой прямизны и неуклонности, вследствие остановок и искривлений”.
Эти слова Блока, поэта, высоко ценимого Гумилевым, и в то же время
основного его оппонента в критических статьях, наиболее подходят к описанию
творческого пути Гумилева. Так, ранний Гумилев тяготел к поэзии старших
символистов Бальмонта и Брюсова, увлекался романтикой Киплинга, и в то же
время обращался к зарубежным классикам: У.Шекспиру, Ф.Рабле, Ф.Вийону,
Т.Готье и даже к эпически-монументальным произведениям Некрасова. Позже он
отошел от романтической декоративности экзотической лирики и пышной яркости
образов к более четкой и строгой форме стихосложения, что и стало основой
акмеистического движения. Он был строг и неумолим к молодым поэтам, первый
объявил стихосложение наукой и ремеслом, которому нужно так же учиться, как
учатся музыке и живописи. Талант, чистое вдохновение должны были, по его
пониманию, обладать совершенным аппаратом стихосложения, и он упорно и
сурово учил молодых мастерству. Стихотворения акмеистического периода,
составившие сборник “Седьмое небо”, подтверждают такой трезвый,
аналитический, научный подход Гумилева к явлениям поэзии. Основные
положения новой теории изложены им в статье “Наследие символизма и
акмеизм”. “Новому направлению” было дано два названия: акмеизм и адамизм (с
греческого - “мужественно-твердый и ясный взгляд на жизнь”). Главным их
достижением Гумилев считал признание “самоценности каждого явления”,
вытеснение культа “неведомого” “детски мудрым, до боли сладким ощущением
собственного незнания”. Также к этому периоду относится написание Гумилевым
серьезной критической работы “Письма о русской поэзии”, опубликованной
позже в 1923 году.
Эта книга исключительно поэтической критики занимает особое место в
истории русской критической мысли. Статьи и рецензии, вошедшие в нее, писал
большой поэт и страстный теоретик стиха, человек безупречного поэтического
слуха и точного вкуса. Обладая безусловным даром предвидения, Гумилев-
критик намечает в своих работах пути развития отечественной поэзии, и мы
сегодня можем убедиться, как точен и прозорлив был он в своих оценках. Свое
понимание поэзии он выразил в самом начале своей программной статьи
“Анатомия стихотворения”, открывающей сборник “Письма о русской поэзии”.
“Среди многочисленных формул, определяющих существо поэзии, выделяются две,-
писал Н. Гумилев,- предложенные поэтами же, задумывающимися над тайнами
своего ремесла. Они гласят: “Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке” и
“Поэзия есть то, что сотворено и, следовательно, не нуждается в переделке”.
Обе эти формулы основаны на особенно ярком ощущении законов, по которым
слова влияют на наше сознание. Поэтом является тот, кто “учитывает все
законы, управляющие комплексом взятых им слов”. Именно это положение и
лежит в основе той громадной работы, которую после революции проводил
Гумилев с молодыми поэтами, настойчиво обучая их технике стиха, тайнам того
ремесла, без которого, по его мнению, настоящая поэзия невозможна. Гумилев
хотел написать теорию поэзии, этой книге не суждено было родиться, и
отношение его к “святому ремеслу” поэзии сконцентрировано в нескольких
статьях и рецензиях, составивших “Письма о русской поэзии”.
Но с годами поэзия Гумилева несколько меняется, хотя основа остается
прочной. В сборниках военной эпохи в ней вдруг возникают отдаленные отзвуки
блоковской, опоясанной реками, Руси и даже “Пепла” Андрея Белого. Эта
тенденция продолжается и в послереволюционном творчестве. Поразительно, но
в стихотворениях “Огненного столпа” Гумилев как бы протянул руку
отвергаемому и теоретически обличаемому символизму. Поэт словно погружается
в мистическую стихию, в его стихах вымысел причудливо переплетается с
реальностью, поэтический образ становится многомерным, неоднозначным. Это
уже новый романтизм, лирико-философское содержание которого значительно
отличается от романтизма знаменитых “Капитанов”, акмеистической “прекрасной
ясности” и конкретности.

Заключение.

Николай Гумилев был далеко незаурядной личностью с удивительной и
вместе с тем трагичной судьбой. Не подлежит сомнению его талант как поэта и
литературного критика. Его жизнь была полна суровых испытаний, с которыми
он с доблестью справился: несколько попыток самоубийства в юности,
несчастная любовь, чуть ли не состоявшаяся дуэль, участие в мировой войне.
Но она оборвалась в возрасте 35 лет, и кто знает, какие бы гениальные
произведения Гумилев бы еще мог создать. Прекрасный художник, он оставил
интересное и значительное наследие, оказал несомненное влияние на развитие
российской поэзии. Его ученикам и последователям, наряду с высоким
романтизмом, свойственна предельная точность поэтической формы, так ценимая
самим Гумилевым, одним из лучших русских поэтов начала XX века.




Реферат на тему: Н.В.Гоголь
[pic]

Гоголь, Николай Васильевич - один из величайших писателей русской
литературы (1809 - 1852). Он родился 20 марта 1809 г. в местечке Сорочинцах
(на границе Полтавского и Миргородского уездов) и происходил из старинного
малороссийского рода; в смутные времена Малороссии некоторые из его предков
приставали и к польскому шляхетству, и еще дед Гоголя, Афанасий Демьянович,
писал в официальной бумаге, что "его предки, фамилией Гоголь, польской
нации", хотя сам он был настоящий малоросс, и иные считали его прототипом
героя "Старосветских помещиков". Прадед, Ян Гоголь, питомец киевской
академии, "вышедши в российскую сторону", поселился в Полтавском крае, и от
него пошло прозвание "Гоголей-Яновских". Сам Гоголь, по-видимому, не знал о
происхождении этой прибавки и впоследствии отбросил ее, говоря, что ее
поляки выдумали. Отец Гоголя, Василий Афанасьевич , умер, когда сыну было
15 лет; но полагают, что сценическая деятельность отца, который был человек
веселого характера и замечательный рассказчик, не осталась без влияния на
вкусы будущего писателя, у которого рано проявилась склонность к театру.
Жизнь в деревне до школы и после, в каникулы, шла в полнейшей обстановке
малорусского быта, панского и крестьянского. В этих впечатлениях был корень
позднейших малорусских повестей Гоголя, его исторических и этнографических
интересов; впоследствии, из Петербурга, Гоголь постоянно обращался к
матери, когда ему требовались новые бытовые подробности для его
малороссийских повестей. Влиянию матери приписывают задатки религиозности,
впоследствии овладевшей всем существом Гоголя, а также и недостатки
воспитания: мать окружала его настоящим обожанием, и это могло быть одним
из источников его самомнения, которое, с другой стороны, рано порождалось
инстинктивным сознанием таившейся в нем гениальной силы. Десяти лет Гоголя
отвезли в Полтаву для приготовления в Гимназию, к одному из тамошних
учителей; затем он поступил в гимназию высших наук в Нежине (с мая 1821 г.
по июнь 1828 г.), где был сначала своекоштным, потом пансионером гимназии.
Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, в
несколько дней подготовлялся к экзаменам и переходил из класса в класс; он
был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской
словесности. В плохом обучении была, по-видимому, виновата и сама гимназия
высших наук. На первое время дурно организованная; например, преподаватель
словесности был поклонник Хераскова и Державина и враг новейшей поэзии,
особенно Пушкина. Недостатки школы восполнялись самообразованием в
товарищеском кружке, где нашлись люди, разделявшие с Гоголем литературные
интересы (Высоцкий, по-видимому, имевший тогда на него немалое влияние;
А.С. Данилевский, оставшийся его другом на всю жизнь, как и Н. Прокопович;
Нестор Кукольник, с которым, впрочем, Гоголь никогда не сходился). Товарищи
выписывали в складчину журналы; затеяли свой рукописный журнал, где Гоголь
много писал в стихах. С литературными интересами развилась и любовь к
театру, где Гоголь, уже тогда отличавшийся необычным комизмом, был самым
ревностным участником (еще со второго года пребывания в Нежине). Юношеские
опыты Гоголя складывались в стиле романтической риторики - не во вкусе
Пушкина, которым Гоголь уже тогда восхищался, а скорее, во вкусе Бестужева-
Марлинского. Смерть отца была тяжелым ударом для всей семьи. Заботы о делах
ложатся и на Гоголя, он дает советы, успокаивает мать, должен думать о
будущем устройстве своих собственных дел. К концу пребывания в гимназии он
мечтает о широкой общественной деятельности, которая, однако, видится ему
вовсе не на литературном поприще; без сомнения, под влиянием всего
окружающего, он думает выдвинуться и приносить пользу обществу на службе, к
которой на деле он был совершенно неспособен. Таким образом, планы будущего
были неясны; но любопытно, что Гоголем владела глубокая уверенность, что
ему предстоит широкое поприще; он говорит уже об указаниях провидения и не
может удовлетвориться тем, чем довольствуются простые "существователи", по
его выражению, какими было большинство его нежинских товарищей. В декабре
1828 г. Гоголь выехал в Петербург. Здесь на первый раз ждало его жестокое
разочарование: скромные его средства оказались в большом городе очень
скудными; блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. Его
письма домой за то время смешаны из этого разочарования и из широких
ожиданий в будущем, хотя и туманных. В запасе у него было много характера и
практической предприимчивости: он пробовал поступить на сцену, сделаться
чиновником, отдаться литературе. В актеры его не приняли; служба была так
бессодержательна, что он стал ею тотчас тяготиться; тем сильнее привлекало
его литературное поприще. В Петербурге он на первое время очутился в
малорусском кружке, отчасти из прежних товарищей. Он нашел, что Малороссия
возбуждает в обществе интерес; испытанные неудачи обратили его поэтические
мечтания к родной Малороссии, и отсюда возникли первые планы труда, который
должен был дать исход потребности художественного творчества, а вместе
принести и практическую пользу: это были планы "Вечеров на хуторе близ
Диканьки". Но прежде он издал, под псевдонимом В. Алова, ту романтическую
идиллию: "Ганц Кюхельгартен" (1829), которая была написана еще в Нежине (он
сам пометил ее 1827 г.) и герою которой приданы те идеальные мечты и
стремления, какими он сам был исполнен в последние годы нежинской жизни.
Вскоре по выходе книжки в свет он сам уничтожил ее, когда критика отнеслась
неблагосклонно к его произведению. В беспокойном искании жизненного дела,
Гоголь в это время отправился за границу, морем в Любек, но через месяц
вернулся опять в Петербург (в сентябре 1829 г.) и после загадочно
оправдывал эту странную выходку тем, что Бог указал ему путь в чужую землю,
или ссылался на какую-то безнадежную любовь: в действительности, он бежал
от самого себя, от разлада своих высоких, а также высокомерных, мечтаний с
практической жизнью. "Его тянуло в какую-то фантастическую страну счастья и
разумного производительного труда", - говорит его биограф; такой страной
представлялась ему Америка. На деле, вместо Америки, он попал на службу в
департамент уделов (апрель, 1830) и оставался там до 1832 г. Еще раньше
одно обстоятельство возымело решительное влияние на его дальнейшую судьбу и
на его литературную деятельность: это было сближение с кругом Жуковского и
Пушкина. Неудача с "Ганцом Кюхельгартеном" была уже некоторым указанием на
необходимость другого литературного пути; но еще раньше, с первых месяцев
1828 г., Гоголь осаждает мать просьбами о присылке ему сведений о
малорусских обычаях, преданиях, костюмах, а также о присылке "записок,
веденных предками какой-нибудь старинной фамилии, рукописей стародавних" и
пр. Все это был материал для будущих рассказов из малороссийского быта и
преданий, которые стали первым началом его литературной славы. Он уже
принимал некоторое участие в тогдашних изданиях: в начале 1830 г. в старых
"Отечественных Записках" Свиньина напечатан был, с переправками редакции,
"Вечер накануне Ивана Купала"; в то же время (1829) были начаты или
написаны "Сорочинская ярмарка" и "Майская ночь". Другие сочинения Гоголь
печатал тогда в изданиях барона Дельвига, "Литературной Газете" и "Северных
Цветах", где, например, была помещена глава из исторического романа
"Гетман". Быть может, Дельвиг рекомендовал его Жуковскому, который принял
Гоголя с большим радушием: по-видимому, между ними с первого раза сказалось
взаимное сочувствие людей родственных по любви к искусству, по
религиозности, наклонной к мистицизму, - после они сблизились очень тесно.
Жуковский сдал молодого человека на руки Плетневу с просьбой его
пристроить, и, действительно, уже в феврале 1831 г. Плетнев рекомендовал
Гоголя на должность учителя в патриотическом институте, где сам был
инспектором. Узнав ближе Гоголя, Плетнев ждал случая "подвести его под
благословение Пушкина"; это случилось в мае того же года. Вступление Гоголя
в этот круг, вскоре оценивший в нем великий начинающий талант, имело
великое влияние на всю его судьбу. Перед ним раскрывалась, наконец,
перспектива широкой деятельности, о которой он мечтал, - но на поприще не
служебном, а литературном. В материальном отношении Гоголю могло помочь то,
что, кроме места в институте, Плетнев доставил ему частные занятия у
Лонгвиновых, Балабиных, Васильчиковых; но главное было в нравственном
влиянии, какое встретило Гоголя в новой среде. Он вошел в круг лиц,
стоявших во главе русской художественной литературы: его давние поэтические
стремления могли теперь развиваться во всей широте, инстинктивное понимание
искусства могло стать глубоким сознанием; личность Пушкина произвела на
него чрезвычайное впечатление и навсегда осталась для него предметом
поклонения. Служение искусству становилось для него высоким и строгим
нравственным долгом, требования которого он старался исполнять свято.
Отсюда, между прочим, его медлительная манера работы, долгое определение и
выработка плана и всех подробностей. Общество людей с широким литературным
образованием и вообще было полезно для юноши со скудными познаниями,
вынесенными из школы: его наблюдательность становится глубже, и с каждым
новым произведением повышалось художественное творчество. У Жуковского
Гоголь встречал избранный круг, частью литературный, частью
аристократический; в последнем у него завязались отношения, игравшие потом
немалую роль в его жизни, например, с Виельгорскими, у Балабиных он
встретился с блестящей фрейлиной А.О. Россет, впоследствии Смирновой .
Горизонт его жизненных наблюдений расширялся, давнишние стремления получили
почву, и высокое понятие Гоголя о своем предназначении уже теперь впадало в
крайнее самомнение: с одной стороны, его настроение становилось возвышенным
идеализмом, с другой - возникала уже возможность тех глубоких ошибок,
какими отмечены последние годы его жизни. Эта пора была самой деятельной
эпохой его творчества. После небольших трудов, выше частью названных, его
первым крупным литературным делом, положившим начало его славе, были:
"Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасечником Рудым
Паньком", вышедшие в Петербурге в 1831 и 1832 годах, двумя частями (в
первой были помещены "Сорочинская ярмарка", "Вечер накануне Ивана Купала",
"Майская ночь, или Утопленница", "Пропавшая грамота"; во второй - "Ночь
перед Рождеством", "Страшная месть, старинная быль", "Иван Федорович
Шпонька и его тетушка", "Заколдованное место"). Известно, какое впечатление
произвели на Пушкина эти рассказы, изображавшие невиданным прежде образом
картины малорусского быта, блиставшие веселостью и тонким юмором; на первый
раз не была понята вся глубина этого таланта, способного на великие
создания. Следующими сборниками были сначала "Арабески", потом "Миргород",
оба вышедшие в 1835 г. и составленные отчасти из статей, печатанных в 1830
- 1834 годах, отчасти из новых произведений, явившихся здесь впервые.
Литературная слава Гоголя установилась теперь окончательно. Он вырос и в
глазах его ближайшего круга, и в особенности в сочувствиях молодого
литературного поколения; оно уже угадывало в нем великую силу, которой
предстоит совершить переворот в ходе нашей литературы. Тем временем в
личной жизни Гоголя происходили события, различным образом влиявшие на
внутренний склад его мысли и фантазии и на его внешние дела. В 1832 г. он в
первый раз был на родине после окончания курса в Нежине. Путь лежал через
Москву, где он познакомился с людьми, которые стали потом его более или
менее близкими друзьями: с Погодиным, Максимовичем , Щепкиным , С.Т.
Аксаковым. Пребывание дома сначала окружало его впечатлениями родной
любимой обстановки, воспоминаниями прошлого, но затем и тяжелыми
разочарованиями. Домашние дела были расстроены; сам Гоголь уже не был
восторженным юношей, каким оставил родину; жизненный опыт научил его
вглядываться глубже в действительность и за ее внешней оболочкой видеть ее
часто печальную, даже трагическую основу. Уже вскоре его "Вечера" стали
казаться ему поверхностным юношеским опытом, плодом той "молодости, во
время которой не приходят на ум никакие вопросы". Малорусская жизнь и
теперь доставляла материал для его фантазии, но настроение было уже иное: в
повестях "Миргорода" постоянно звучит эта грустная нота, доходящая до
высокого пафоса. Вернувшись в Петербург, Гоголь усиленно работал над своими
произведениями: это была вообще самая деятельная пора его творческой
деятельности; он продолжал вместе с тем строить планы жизни. С конца 1833
г. он увлекся мыслью столь же несбыточной, как были его прежние планы
относительно службы: ему казалось, что он может выступить на ученое
поприще. В то время приготовлялось открытие Киевского университета, и он
мечтал занять там кафедру истории, которую преподавал девицам в
патриотическом институте. В Киев приглашали Максимовича; Гоголь думал
основаться вместе с ним в Киеве, желал зазвать туда и Погодина; в Киеве ему
представлялись, наконец, русские Афины, где сам он думал написать нечто
небывалое по всеобщей истории, а вместе с тем изучать малороссийскую
старину. К его огорчению, оказалось, что кафедра истории была отдана
другому лицу; но зато вскоре ему предложена была такая же кафедра в
Петербургском университете, благодаря влиянию его высоких литературный
друзей. Он действительно занял эту кафедру: раз или два ему удалось
прочесть эффектную лекцию, но затем задача оказалась ему не по силам, и он
сам отказался от профессуры в 1835 г. Это была, конечно, большая
самонадеянность; но вина его была не так велика, если вспомнить, что планы
Гоголя не казались странными ни его друзьям, в числе которых были Погодин и
Максимович, сами профессора, ни министерству просвещения, которое сочло
возможным дать профессуру молодому человеку, кончившему с грехом пополам
курс гимназии; так невысок был еще весь уровень тогдашней университетской
науки. В 1832 г. его работы несколько приостановились за всякими домашними
и личными хлопотами; но уже в 1833 г. он снова усиленно работает, и
результатом этих годов были два упомянутые сборника. Сначала вышли
"Арабески" (две части, СПб., 1835), где было помещено несколько статей
популярно-научного содержания по истории и искусству ("Скульптура, живопись
и музыка"; несколько слов о Пушкине; об архитектуре; о картине Брюллова; о
преподавании всеобщей истории; взгляд на состояние Малороссии; о
малороссийских песнях и прочее), но вместе с тем и новые повести:
"Портрет", "Невский проспект" и "Записки сумасшедшего". Потом в том же году
вышел: "Миргород. Повести, служащие продолжением Вечеров на хуторе близ
Диканьки" (две части, СПб., 1835). Здесь помещен был целый ряд
произведений, в которых раскрывались новые поразительные черты таланта
Гоголя. В первой части "Миргорода" появились "Старосветские помещики" и
"Тарас Бульба", во второй - "Вий" и "Повесть о том, как поссорился Иван
Иванович с Иваном Никифоровичем". "Тарас Бульба" явился здесь в первом
очерке, который гораздо шире был разработан Гоголем впоследствии (1842). К
этим первым тридцатым годам относятся замыслы и некоторых других
произведений Гоголя, как знаменитая "Шинель", "Коляска", может быть,
"Портрет" в его переделанной редакции; эти произведения явились в
"Современнике" Пушкина (1836) и Плетнева (1842); к более позднему
пребыванию в Италии относится "Рим" в "Москвитянине" Погодина (1842). К
1834 г. относят и первый замысел "Ревизора". Сохранившиеся рукописи Гоголя
указывают вообще, что он работал над своими произведениями чрезвычайно
тщательно: по тому, что уцелело из этих рукописей, видно, как произведение,
в его известной нам, законченной форме, вырастало постепенно из
первоначального очерка, все более осложняясь подробностями и достигая,
наконец, той удивительной художественной полноты и жизненности, с какими мы
знаем их по завершении процесса, тянувшегося иногда целые годы. Известно,
что основной сюжет "Ревизора", как и сюжет "Мертвых душ", был сообщен
Гоголю Пушкиным; но понятно, что в том и другом случае все создание,
начиная от плана и до последних частностей, было плодом собственного
творчества Гоголя: анекдот, который мог быть рассказан в нескольких
строках, превращался в богатое художественное произведение. "Ревизор",
кажется, в особенности вызвал у Гоголя эту бесконечную работу определения
плана и деталей исполнения; существует целый ряд набросков, в целом и
частями, и первая печатная форма комедии явилась в 1836 г. Старая страсть к
театру овладела Гоголем в чрезвычайной степени: комедия не выходила у него
из головы; его томительно увлекала мысль стать лицом к лицу с обществом; он
с величайшей заботливостью старался о том, чтобы пьеса была исполнена
вполне согласно с его собственной идеей о характерах и действии; постановка
встречала разнообразные препятствия, в том числе цензурные, и, наконец,
могла осуществиться только по воле императора Николая [pic]. "Ревизор" имел
необычайное действие: ничего подобного не видала русская сцена;
действительность русской жизни была передана с такой силой и правдой, что
хотя, как говорил сам Гоголь, дело шло только о шести провинциальных
чиновниках, оказавшихся плутами, на него восстало все то общество, которое
почувствовало, что дело идет о целом принципе, о целом порядке жизни, в
котором и само оно пребывает. Но, с другой стороны, комедия встречена была
с величайшим энтузиазмом теми лучшими элементами общества, которые
сознавали существование этих недостатков и необходимость обличения, и в
особенности молодым литературным поколением, увидевшим здесь еще раз, как в
прежних произведениях любимого писателя, целое откровение, новый,
возникающий период русского художества и русской общественности. Это
последнее впечатление было, вероятно, не вполне понятно Гоголю: он не
задавался еще столь широкими общественными стремлениями или надеждами, как
его молодые почитатели; он стоял вполне на точке зрения своих друзей
Пушкинского круга, хотел только больше честности и правды в данном порядке
вещей, и потому-то его особенно поразили те вопли осуждения, которые
поднялись против него. Впоследствии, в "Театральном разъезде после
представления новой комедии", он, с одной стороны, передал то впечатление,
какое произвел "Ревизор" в различных слоях общества, а с другой - высказал
свои собственные мысли о великом значении театра и художественной правды.
Первые драматические планы явились у Гоголя еще раньше "Ревизора". В 1833
г. он поглощен был комедией "Владимир 3-й степени"; она не была им
докончена, но материал ее послужил для нескольких драматических эпизодов,
как "Утро делового человека", "Тяжба", "Лакейская" и "Отрывок". Первая из
этих пьес явилась в "Современнике" Пушкина (1836), остальные - в первом
собрании его сочинений (1842). В том же собрании явились в первый раз:
"Женитьба", первые наброски которой относятся к тому же 1833 г., и
"Игроки", задуманные в половине тридцатых годов. Утомленный усиленными
работами последних лет и нравственными тревогами, каких стоил ему
"Ревизор", Гоголь решился отдохнуть вдали от этой толпы общества, под
другим небом. В июне 1836 г. он уехал за границу, где пробыл потом, с
перерывами приездов в Россию, в течение многих лет. Пребывание в
"прекрасном далеке" на первый раз укрепило и успокоило его, дало ему
возможность завершить его величайшее произведение "Мертвые души", - но
стало зародышем и глубоко фатальных явлений. Разобщение с жизнью, усиленное
удаление в самого себя, экзальтация религиозного чувства повели к
пиэтистическому преувеличению, которое закончилось его последней книгой,
составившей как бы отрицание его собственного художественного дела...
Выехав за границу, он жил в Германии, Швейцарии, зиму провел с А.
Данилевским в Париже, где встретился и особенно сблизился с Смирновой, и
где его застало известие о смерти Пушкина, страшно его поразившее. В марте
1837 г. он был в Риме, который чрезвычайно ему полюбился и стал для него
как бы второй родиной. Европейская политическая и общественная жизнь всегда
оставалась чужда и совсем незнакома Гоголю; его привлекали природа и
произведения искусства, а тогдашний Рим только и представлял эти интересы.
Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские
художников, любовался народной жизнью и любил показывать Рим, "угощать" им
приезжих русских знакомых и приятелей. Но в Риме он и усиленно работал:
главным предметом этой работы были "Мертвые души", задуманные еще в
Петербурге в 1835 г.; здесь же в Риме закончил он "Шинель", писал повесть
"Анунциата", переделанную потом в "Рим", писал трагедию из быта запорожцев,
которую, впрочем, после нескольких переделок уничтожил. Осенью 1839 г. он,
вместе с Погодиным, отправился в Россию, в Москву, где его с восторгом
встретили Аксаковы . Потом он поехал в Петербург, где ему надо было взять
сестер из института; затем опять вернулся в Москву; в Петербурге и в Москве
он читал ближайшим друзьям законченные главы "Мертвых душ". Устроив
несколько свои дела, Гоголь опять отправился за границу, в любимый Рим;
друзьям он обещал вернуться через год и привезти готовый первый том
"Мертвых душ". К лету 1841 г. этот первый том был готов. В сентябре этого
года Гоголь отправился в Россию печатать свою книгу. Ему снова пришлось
пережить тяжелые тревоги, какие испытал он некогда при постановке на сцену
"Ревизора". Книга была представлена сначала в московскую цензуру, которая
собиралась совсем запретить ее; затем книга отдана в цензуру петербургскую
и, благодаря участию влиятельных друзей Гоголя, была, с некоторыми
исключениями, дозволена. Она вышла в свет в Москве ("Похождения Чичикова,
или Мертвые души, поэма Н. Гоголя", М., 1842). В июне Гоголь опять уехал за
границу. Это последнее пребывание за границей было окончательным переломом
в душевном состоянии Гоголя. Он жил то в Риме, то в Германии, во
Франкфурте, Дюссельдорфе, то в Ницце, то в Париже, то в Остенде, часто в
кружке его ближайших друзей, Жуковского, Смирновой, Виельгорских, Толстых ,
и в нем все сильнее развивалось то пиэтистическое направление, о котором
упомянуто выше. Высокое представление о своем таланте и лежащей в нем
обязанности повело его к убеждению, что он творит нечто провиденциальное:
для того чтобы обличать людские пороки и широко смотреть на жизнь, надо
стремиться к внутреннему совершенствованию, которое дается только
богомыслием. Несколько раз пришлось ему перенести тяжелые болезни, которые
еще увеличивали его религиозное настроение; в своем кругу он находил
удобную почву для развития религиозной экзальтации, - он принимал
пророческий тон, самоуверенно делал наставления своим друзьям и, в конце
концов, приходил к убеждению, что сделанное им до сих пор было недостойно
той высокой цели, к которой он теперь считал себя призванным. Если прежде
он говорил, что первый том его поэмы есть не больше, как крыльцо к тому
дворцу, который в нем строится, то теперь он готов был отвергать все им
написанное, как греховное и недостойное его высокого посланничества.
Однажды, в минуту тяжелого раздумья об исполнении своего долга, он сжег
второй том "Мертвых душ", принес его в жертву Богу, и его уму представилось
новое содержание книги, просветленное и очищенное; ему казалось, что он
понял теперь, как надо писать, чтобы "устремить все общество к
прекрасному". Началась новая работа, а тем временем его заняла другая
мысль: ему скорее хотелось сказать обществу то, что он считал для него
полезным, и он решил собрать в одну книгу все, писанное им в последние годы
к друзьям в духе своего нового настроения, и поручил издать эту книгу
Плетневу. Это были "Выбранные места из переписки с друзьями" (СПб., 1847).
Большая часть писем, составляющих эту книгу, относится к 1845 и 1846 годам,
той поре, когда это настроение Гоголя достигло своего высшего развития.
Книга произвела тяжелое впечатление даже на личных друзей Гоголя своим
тоном пророчества и учительства, проповедью смирения, из-за которой
виднелось, однако, крайнее самомнение; осуждениями прежних трудов, в
которых русская литература видела одно из своих лучших украшений; полным
одобрением тех общественных порядков, несостоятельность которых была ясна
просвещенным людям без различия партий. Но впечатление книги на
литературных поклонников Гоголя было удручающее. Высшая степень
негодования, возбужденного "Выбранными местами", выразилась в известном
письме Белинского, на которое Гоголь не умел ответить. По-видимому, он до
конца не отдал себе отчета в этом значении своей книги. Нападения на нее он
объяснял отчасти и своей ошибкой, преувеличением учительского тона, и тем,
что цензура не пропустила в книге нескольких важных писем; но нападения
прежних литературных приверженцев он мог объяснить только расчетами партий
и самолюбий. Общественный смысл этой полемики от него ускользал; сам он,
давно оставив Россию, сохранял те неопределенные общественные понятия,
какие приобрел в старом Пушкинском кружке, был чужд возникшему с тех пор
литературно-общественному брожению и видел в нем только эфемерные споры
литераторов. В подобном смысле были им тогда написаны "Предисловие ко
второму изданию Мертвых душ"; "Развязка Ревизора", где свободному
художественному созданию он хотел придать натянутый характер какой-то
нравоучительной аллегории, и "Предуведомление", где объявлялось, что
четвертое и пятое издание "Ревизора" будут продаваться в пользу бедных...
Неудача книги произвела на Гоголя подавляющее действие. Он должен был
сознаться, что ошибка была сделана; даже друзья, как С.Т. Аксаков, говорили
ему, что ошибка была грубая и жалкая; сам он сознавался Жуковскому: "я
размахнулся в моей книге таким Хлестаковым, что не имею духу заглянуть в
нее". В его письмах с 1847 г. уже нет прежнего высокомерного тона
проповедничества и учительства; он увидел, что описывать русскую жизнь
можно только посреди нее и изучая ее. Убежищем его осталось религиозное
чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего
намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 г. он переехал в Неаполь
и в начале 1848 г. отплыл в Палестину, откуда через Константинополь и
Одессу вернулся окончательно в Россию. Пребывание в Иерусалиме не произвело
того действия, какого он ожидал. "Еще никогда не был я так мало доволен
состоянием сердца своего, как в Иерусалиме и после Иерусалима, - говорит
он. - У Гроба Господня я был как будто затем, чтобы там на месте
почувствовать, как много во мне холода сердечного, как много себялюбия и
самолюбия". Свои впечатления от Палестины Гоголь называет сонными;
застигнутый однажды дождем в Назарете, он думал, что просто сидит в России
на станции. Он пробыл конец весны и лето в деревне у матери, а 1 сентября
переехал в Москву; лето 1849 г. проводил у Смирновой в деревне и в Калуге,
где муж Смирновой был губернатором; лето 1850 г. прожил опять в своей
семье; потом жил некоторое время в Одессе, был еще раз дома, а с осени 1851
г. поселился опять в Москве, где жил в доме графа А.П. Толстого. Он
продолжал работать над вторым томом "Мертвых душ" и читал отрывки из него у
Аксаковых, но в нем продолжалась та же мучительная борьба между художником
и пиэтистом, которая шла в нем с начала сороковых годов. По своему
обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно, поддаваясь то
одному, то другому настроению. Между тем его здоровье все более слабело; в
январе 1852 г. его поразила смерть жены Хомякова, которая была сестрой его
друга Языкова; им овладел страх смерти; он бросил литературные занятия,
стал говеть на масленице; однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему
послышались голоса, говорившие, что он скоро умрет. Однажды ночью среди
религиозных размышлений им овладел религиозный ужас и сомнение, что он не
так исполнил долг, наложенный на него Богом; он разбудил слугу, велел
открыть трубу камина и, отобрав из портфеля бумаги, сжег их. Наутро, когда
его сознание прояснилось, он с раскаянием рассказал об этом графу Толстому
и считал, что это сделано было под влиянием злого духа; с тех пор он впал в
мрачное уныние и через несколько дней умер, 21 февраля 1852 г. Он похоронен
в Москве, в Даниловом монастыре, и на его памятнике помещены слова пророка
Иеремии: "Горьким моим словом посмеюся".

Изучение исторического значения Гоголя не завершено и до сих пор. Настоящий
период русской литературы еще не вышел из-под его влияния, и его
деятельность представляет разнообразные стороны, которые выясняются с ходом
самой истории. В первое время, когда совершились последние факты
деятельности Гоголя, полагалось, что она представляет два периода: один,
где он служил прогрессивным стремлениям общества, и другой, когда он стал
открыто на стороне неподвижного консерватизма. Более внимательное изучение
биографии Гоголя, особенно его переписки, раскрывшей его внутреннюю жизнь,
показало, что как, по-видимому, ни противоположны, мотивы его повестей,
"Ревизора" и "Мертвых душ", с одной стороны, и "Выбранных мест", с другой,
в самой личности писателя не было того перелома, какой в ней предполагался,
не было брошено одно направление и принято другое, противоположное;
напротив, это была одна цельная внутренняя жизнь, где уже в раннюю пору
были задатки позднейших явлений, где не прекращалась основная черта этой
жизни: служение искусству; но эта личная жизнь была надломлена теми
противоречиями, с какими ей пришлось считаться в духовных началах жизни и в
действительности. Гоголь не был мыслитель, но это был великий художник. О
свойствах своего таланта сам он говорил: "У меня только то и выходило
хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне
известных"... "Воображение мое до сих пор не подарило меня ни одним
замечательным характером и не создало ни одной такой вещи, которую где-
нибудь не подметил мой взгляд в натуре". Нельзя было проще и сильнее
указать ту глубокую основу реализма, которая лежала в его таланте, но
великое свойство его дарования заключалось и в том, что эти черты
действительности он возводил "в перл создания". И изображенные им лица не
были повторением действительности: они были целыми художественными типами,
в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои, как редко у
кого-либо другого из русских писателей, становились нарицательными именами,
и до него в нашей литературе не было примера, чтобы в самом скромном
человеческом существовании была открываема так поразительно внутренняя
жизнь. Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних
лет, с первых проблесков молодого сознания, его волновали возвышенные
стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с
ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишенное
внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в тридцатых годах,
сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же
развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой
как высшее просветление идеала... Но Гоголь был человеком своего времени и
общества. Из школы он вынес немного; не мудрено, что у юноши не было
определенного образа мыслей; но для этого не было задатка и в его
дальнейшем образовании. Его мнения о коренных вопросах нравственности и
общественной жизни оставались и теперь патриархально-простодушными. В нем
созревал могущественный талант, - его чувство и наблюдательность глубоко
проникали в жизненные явления, - но его мысль не останавливалась на
причинах этих явлений. Он рано был исполнен великодушного и благородного
стремления к человеческому благу, сочувствия к человеческому страданию; он
находил для их выражения возвышенный, поэтический язык, глубокий юмор и
потрясающие картины; но эти стремления оставались на степени чувства,
художественного проницания, идеальной отвлеченности - в том смысле, что при
всей их силе Гоголь не переводил их в практическую мысль улучшения
общественного, и когда стали указывать ему иную точку зрения, он уже не мог
понять ее... Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были
представления Пушкинского круга. Гоголь вступал в него юношей, а лица этого
круга были уже люди зрелого развития, более обширного образования,
значительного положения в обществе; Пушкин и Жуковский - на верху своей
поэтической славы. Старые предания Арзамаса развились в культ отвлеченного
художества, приводивший, в конце концов, к удалению от вопросов
действительной жизни, с которым естественно сливался консервативный взгляд
в предметах общественных. Кружок преклонялся перед именем Карамзина,
увлекался славою России, верил в будущее ее величие, не имел сомнений
относительно настоящего и, негодуя на недостатки, которых нельзя было не
видеть, приписывал их только недостатку в людях добродетели, неисполнению
законов. К концу тридцатых годов, еще при жизни Пушкина, начался поворот,
показывавший, что его школа перестала удовлетворять возникавшим новым
стремлениям общества. Позднее кружок все больше уединялся от новых
направлений и враждовал с ними; по его идеям литература должна была витать
в возвышенных областях, чуждаться прозы жизни, стоять "выше" общественного
шума и борьбы: это условие могло только сделать ее поприще односторонним и
не очень широким... Художественное чувство кружка было, однако, сильно и
оценило своеобразный талант Гоголя; кружок приложил заботы и об его личных
делах... Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных
достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не
вполне его оценивали друзья Пушкина, и как сам Гоголь готов был отрицаться
от него... Позднее Гоголь сблизился с кругом славянофильским, или
собственно с Погодиным и Шевыревым, С.Т. Аксаковым и Языковым; но он
остался совершенно чужд теоретическому содержанию славянофильства, и оно
ничем не повлияло на склад его творчества. Кроме личной приязни, он находил
здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим
религиозным и мечтательно-консервативным идеям. Но потом в старшем Аксакове
он встретил и отпор ошибкам и крайностям "Выбранных мест"... Самым резким
моментом столкновения теоретических представлений Гоголя с
действительностью и стремлениями просвещеннейшей части общества было письмо
Белинского; но было уже поздно, и последние годы жизни Гоголя прошли, как
сказано, в тяжелой и бесплодной борьбе художника и пиэтиста. Эта внутренняя
борьба писателя представляет не только интерес личной судьбы одного из
величайших писателей русской литературы, но и широкий интерес общественно-
исторического явления: на личности и деятельности Гоголя отразилась борьба
нравственно-общественных элементов - господствующего консерватизма, и
запросов личной и общественной свободы и справедливости, борьба старого
предания и критической мысли, пиэтизма и свободного искусства. Для самого
Гоголя эта борьба осталась неразрешенной; он был сломлен этим внутренним
разладом, но тем не менее значение основных произведений Гоголя для
литературы было чрезвычайно глубокое. Результаты его влияния многоразлично
сказываются во всей последующей литературе. Не говоря о чисто
художественных достоинствах исполнения, которые, после Пушкина, еще
повысили уровень возможного художественного совершенства у позднейших
писателей, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в
предшествующей литературе и открывал широкий путь наблюдений, каких
делалось так много впоследствии. Даже его первые произведения, столь строго
потом осуждаемые им "Вечера", без сомнения, немало способствовали
укреплению того любящего отношения к народу, которое так развилось
впоследствии. "Ревизор" и "Мертвые души" опять были невиданным до тех пор в
этой мере, пламенным протестом против ничтожества и испорченности
общественной жизни; этот протест вырывался из личного нравственного
идеализма, не имел никакой определенной теоретической основы, но это не
помешало ему произвести поражающее впечатление нравственно-общественное.
Исторический вопрос об этом значении Гоголя, как было замечено, до сих пор
не исчерпан. Называют предрассудком мнение, что Гоголь был у нас
начинателем реализма или натурализма, что им сделан был переворот в нашей
литературе, прямым последствием которого является литература современная;
говорят, что эта заслуга есть дело Пушкина, а Гоголь только следовал общему
течению тогдашнего развития и представляет лишь одну из ступеней
приближения литературы из заоблачных высот к действительности, что
гениальная меткость его сатиры была чисто инстинктивная, и произведения его
поражают отсутствием каких-либо сознательных идеалов, - вследствие чего он
и запутался потом в лабиринте мистико-аскетических умствований; что идеалы
позднейших писателей не имеют с этим ничего общего, и потому Гоголя с его
гениальным смехом и его бессмертными творениями никак не следует ставить
впереди нашего века. Но в этих суждениях есть ошибка. Прежде всего есть
разница между приемом, манерой натурализма и содержанием литературы.
Известная степень натурализма восходит у нас еще к XVIII в.; Гоголь не был
здесь новатором, хотя и здесь шел уже дальше Пушкина в приближении к
действительности. Но главное было в той яркой новой черте содержания,
которая до него, в этой мере, не существовала в литературе. Пушкин в своих
повестях был чистым эпиком; Гоголь - хотя бы полуинстинктивно - является
писателем социальным. Нет нужды, что его теоретическое мировоззрение
оставалось неясным; исторически отмеченная черта подобных гениальных
дарований бывает та, что нередко они, сами не отдавая себе отчета в своем
творчестве, являются глубокими выразителями стремлений своего времени и
общества. Одними художественными достоинствами невозможно объяснять ни того
энтузиазма, с каким принимались его произведения в молодых поколениях, ни
той ненависти, с какою они встречены были в консервативной толпе общества.
Чем объясняется внутренняя трагедия, в которой провел Гоголь последние годы
жизни, как не противоречием его теоретического мировоззрения, его
покаянного консерватизма, с тем необычным социальным влиянием его
произведений, которого он не ждал и не предполагал? Произведения Гоголя
именно совпадали с зарождением этого социального интереса, которому они
сильно послужили и из которого после уже не выходила литература. Великое
значение Гоголя подтверждается и отрицательными фактами. В 1852 г., за
небольшую статью в память о Гоголе, Тургенев был подвергнут аресту в части;
цензорам велено было строго цензуровать все, что пишется о Гоголе; было
даже объявлено совершенное запрещение говорить о Гоголе. Второе издание
"Сочинений", начатое с 1851 г. самим Гоголем и неоконченное, вследствие
этих цензурных препятствий, могло выйти только в 1855 - 56 годы... Связь
Гоголя с последующей литературой не подлежит сомнению. Сами защитники
упомянутого мнения, ограничивающего историческое значение Гоголя, признают,
что "Записки охотника" Тургенева представляются как бы продолжением
"Мертвых душ". "Дух гуманности", отличающий произведения Тургенева и других
писателей новой эпохи, в среде нашей литературы никем не был воспитан более
Гоголя, например, в "Шинели", "Записках сумасшедшего", "Мертвых душах".
Точно также изображение отрицательных сторон помещичьего быта сводится к
Гоголю. Первое произведение Достоевского примыкает к Гоголю до очевидности,
и т. д. В дальнейшей деятельности новые писатели совершали уже
самостоятельные вклады в содержание литературы, как и жизнь ставила и
развивала новые вопросы, - но первые возбуждения были даны Гоголем. Между
прочим, делались определения Гоголю с точки зрения его малорусского
происхождения: последним объясняемо было до известной степени его отношение
к русской (великорусской) жизни. Привязанность Гоголя к своей родине была
очень сильна, особенно в первые годы его литературной деятельности и вплоть
до завершения второй редакции "Тараса Бульбы", но сатирическое отношение к
русской жизни, без сомнения, объясняется не племенными его свойствами, а
всем характером его внутреннего развития. Несомненно, однако, что в
характере дарования Гоголя сказались и племенные черты. Таковы особенности
его юмора, который до сих пор остается единственным в своем роде в нашей
литературе. Две основные отрасли русского племени счастливо слились в этом
даровании в одно, в высокой степени замечательное явление. А.Н. Пыпин.






Новинки рефератов ::

Реферат: Память, ее виды и процессы (Психология)


Реферат: Признаки организации в менеджменте (Менеджмент)


Реферат: Москвоведение: "Население" (История)


Реферат: Совершенствование математических способностей в коррекционной школе (Педагогика)


Реферат: Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (Международное публичное право)


Реферат: Розрахунки й оптимізація характеристик систем електрозв’язку. (Расчёты и оптимизация характеристик систем электросвязи) (Радиоэлектроника)


Реферат: Древняя Русь (История)


Реферат: Контрольная работа по информатике (Компьютеры)


Реферат: Журналистское расследование (Журналистика)


Реферат: Система воспитания как условие становления личности (Социология)


Реферат: Регулирование оплаты труда руководителей (Предпринимательство)


Реферат: История Украины (шпаргалки) (История)


Реферат: Коммуникационные подсети (Компьютеры)


Реферат: Вопросы на экзамен по ДМ (детали машин) (Технология)


Реферат: Социализм (Политология)


Реферат: Les energies renouvelables (Иностранные языки)


Реферат: Воспоминания Ветеранов (История)


Реферат: Поняття сущність та ознаки держави (Государство и право)


Реферат: Мировидение Шекспира (История)


Реферат: Культура России второй половины 19 века (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист