GeoSELECT.ru



Государство и право / Реферат: Реформы в годы перестройки (Государство и право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Реформы в годы перестройки (Государство и право)




Министерство образования Российской Федерации



РЕФЕРАТ


ПО ИСТОРИИ РОССИИ

на тему: «Реформы в годы перестройки»



Выполнил:
ученик 9 «А»
класса
гимназии № 18
Губин Г. В.


Проверила:
Луценко Т. В.



Краснодар, 2002 г.



Содержание



Введение
3

1. Ускорение
4
2.«Сухой закон»
6
3. Гласность
6
4.Политические реформы
8
5.Национальные движения
9
6.Неудавшийся НЭП
10
Заключение
12

Список использованной литературы
15



Введение


Понятие “перестройка” весьма спорно: каждый подразумевает под ним
нечто, соответствующее его политическим взглядам. Я понимаю под словом
“перестройка” совокупность общественно-политических процессов в период 1985-
1991 годов. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире
перестройку справедливо сопоставляют с такими историческими событиями, как
Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России. Итак, термин
“перестройка” появился в нашей политической лексике в 1985 году.
Апрель 1985 года положил начало медленным, осторожным реформам,
направленным на частичное обновление существующей системы. Перемены,
происходившие на протяжении примерно трех последующих лет, отдаленно
напоминали ситуацию, сложившуюся в России в конце 50-х годов прошлого века.
Сто тридцать лет назад потребность в частичной модернизации режима была
осознана в результате поражения в Крымской войне, которая
продемонстрировала всему миру, как далеко отстала Российская империя от
других европейских держав за время, прошедшее после триумфальной победы ее
над наполеоновской Францией. Теперь же причиной начавшегося “ремонта” стало
отставание от США в гонке космических вооружений: неспособность в силу
экономических причин дать ответ на программу “звездных войн” убедила
правящие круги СССР в том, что соревнование в сфере высоких технологий уже
почти проиграно (о близости экономического кризиса говорит хотя бы такой
факт: с 1971 по 1985 гг. налицо была отрицательная динамика роста по
важнейшим экономическим показателям).
Речь шла вовсе не о том, чтобы изменить систему - существующая вполне
устраивала правящие верхи. Систему эту стремились лишь приспособить к новым
- прежде всего международным - условиям. Напротив, в первоначальном проекте
перестройки во главу угла ставилась технология, а не человек - ему
отводилась непонятная роль “человеческого фактора”.

1. Ускорение
На апрельском 1985 года Пленуме ЦК КПСС Горбачев выступил «как
автор» стратегии ускорения, суть которой была изложена Генеральным
секретарем по всем правилам партийно-бюрократического стиля: «Широко
используя достижения научно-технической революции, приведя форму
социалистического хозяйствования в соответствие с современными условиями и
потребностями, мы должны добиться существенного ускорения социально-
экономического прогресса» /1/. Об «ускорении» Горбачев говорил и на 27-ом
съезде КПСС в феврале 86 года.
Уже к началу 70-го года специалистам стало ясно, что экономика СССР
в целом не выдерживает соревнования с экономикой «капиталистического мира»:
США, Западной Европы, Японии. 14 мая 75-го года в первом Главном управлении
КГБ (внешняя разведка) выступил с большим докладом директор экономико-
математического института академии наук СССР академик Н.В. Федоренко. Он
заявил ошеломленным офицерам разведки, что нормальное развитие экономики
возможно только в том случае, если две трети прироста годового производства
происходит за счет научно-технического прогресса, а одна треть за счет
других факторов (денежные вложения – инвестиции, дисциплина труда, и так
далее), тогда как в СССР дело обстоит наоборот. Были приведены и другие
печальные цифры: ручной труд в промышленности составляет 60 %, в сельском
хозяйстве – 80 %, на транспорте – 50 %. Эта статистика мало изменилась и к
началу 80-х. годов. Зато в остальном мире начали происходить глобальные
перемены. Политолог Ф.М. Бурлацкий, один из идеологов перестройки, писал:
«Думается, мы все еще не достаточно глубоко проникаемся сознанием, того
величественного (а быть может грозного) процесса, который, подобно
океанским волнам, прокатывается по земному шару. Речь идет о
технологическом перевороте, а точнее – новой технологической революции»
/2/. Знаток и теоретик технологической революции, американский ученый О.
Тоффлер, следующим образом оценивал начавшийся в мире глобальный переворот:
«В период «первой волны» сельскохозяйственной цивилизацией – самой главной
формой собственности была земля. Во время «второй волны» самой главной
собственностью является уже не земля. Это здания, заводы, машины, средства
промышленного производства. Основной собственностью в период «третьей
волны» является информация… Поэтому нет ничего более вредного, чем
контроль, цензура, чрезмерная секретность. Поэтому свобода информации
впервые становится не просто политическим или философским вопросом, а
конкретно экономическим вопросом: Сколько рублей у русского человека в
кармане. Информация становится центральной проблемой экономического
развития. Это заставляет пересмотреть нас нашу идеологию – как буржуазную,
так и марксистскую» /3/.
Однако никто из лидеров СССР марксистскую идеологию пересматривать
не собирался. Отставание экономики беспокоило их потому, что это не могло
не отразиться на боеспособности армии и военно-морского флота. По мнению
самих американцев, США вели «одновременно две войны: в области вооружений –
с Советским Союзом, в области промышленности - с Японией». Итак, важнейшая
задача – ускорить экономическое развитие за счет научно-технической
революции – была поставлена. Члены Политбюро и Совета Министров начали
размышлять, как воплотить ее в жизнь: «… где начинать прогресс ? В химии ?
В авиации ? В металлургии ?». Решено было начать с машиностроения. В эту
действительно важную отрасль стали усиленно вкладывать деньги из бюджета,
усилили контроль за качеством производимой продукции (была создана так
называемая «Госприемка») – но ничего не помогало. Экономика и наука по-
прежнему не находили общего языка. Поскольку между предприятиями
государственной экономики совершенно отсутствовала конкуренция, их
руководство просто не имели стимула внедрять на своих конвейерах новейшие
технологии – деньги-то исправно поступали из казны, не зависимо от того,
как работали фабрики и заводы. «Ускорение» так и не произошло.


2.«Сухой закон»
В мае 85-го года появилось постановление ЦК КПСС и указ Президиума
Верховного Совета СССР: «Партия и Советское государство ставят качественно
новую, ответственную задачу большой политической значимостью: единым
фронтом повсеместно создать обстановку нетерпимости к пьянству, искоренить
его» /4/. В «борьбе с пьянством», которую повел Горбачев и его команда,
ярко проявился насильственный характер «революций сверху», когда благие
начинания воплощаются в жизнь бюрократией таким образом, что превращается в
зло. Авторы указа рассуждали: «Почему рабочие и крестьяне работают плохо ?
– потому что, пьют много водки. Давайте сократим количество выпускаемых
спиртных напитков, закроем часть винных магазинов, ресторанов, баров, и
тогда население станет меньше пить и лучше работать». В течение года в СССР
«фактически установился режим сухого закона». Результаты оказались
ошеломляющими: выросло потребление наркотиков, у дверей магазинов
выстроились огромные очереди, а «теневая экономика» мгновенно освоила
подпольный выпуск спиртных напитков крайне низкого качества, которые
продавались «из-под полы», увеличивая капитал организованной преступности
(в 87-88 годах на страницах печати ее открыто именуют «мафией»). Надежды
народа на «доброго царя» начали постепенно таять.

3. Гласность
Терпя серьезные неудачи в преобразовании экономики «революционеры
сверху» добились впечатляющих успехов в осуществлении политики гласности.
Когда в 60-е годы 19-го века правительство Александра II Освободителя
боролось с сопротивлением консервативно настроенных дворян-крепостников и
чиновников, оно также проводило политику «гласности», позволяя журналистам
и писателям разоблачать отдельные злоупотребления. Советники Горбачева,
хорошо изучившие историю «революций сверху», решили использовать этот опыт.
Начиная с 1986 года, на страницах газет и журналов появляется все больше и
больше критики в адрес взяточников, бездельников, а то и явных уголовных
преступников – из среды партийно-государственной бюрократии. Конечно,
«гласность», имела четкие границы. Можно было критиковать: Л.И. Брежнева и
его приближенных; нельзя: КПСС в целом, социализм, правившее руководство
партии и государства. Новый генсек и его «команда» активно пытались
использовать против своих противников «идеологическое оружие» - средства
массовой информации. В 87-году особенную популярность получил роман А.Б.
Рыбакова « Дети Арбата», рассказывающий о событиях 34-го года: убийстве
С.М. Кирова, внутрипартийных интригах и начале массовых репрессий. Это
является явным доказательством того, что «команда» во многом вернулась к
политике Хрущева. Еще на заре своей истории партия большевиков огромное
влияние уделяла пропаганде. На протяжении десятилетий все кризисы и
трудности в развитии страны коммунисты объясняли двумя основными причинами:
«тяжелым наследием царского режима», и «происками мирового империализма». В
87-ом году объяснять топтание экономики на месте «тяжелым наследием»,
оставленным, якобы, династией Романовых, было уже невозможно. Сваливать все
беды на «капиталистическое окружение» тоже становилось неудобно: советские
дипломаты вели сложные переговоры с США и ведущими европейскими
государствами по ограничению гонки вооружений. Тогда и была сформулирована
основная идея гласности: Сталин, присвоив себе неограниченную власть,
извратил ленинские идеи, истребил преданных делу Ленина принципиальных
коммунистов, в результате чего социализм хотя и был построен, но со многими
недостатками. Теперь предстоит эти недостатки исправить. Тогда же возник и
термин «перестройка». Советская интеллигенция с восторгом приняла политику
гласности. Множество ученых, писателей, публицистов считали своей
гражданской обязанностью разоблачение «сталинских преступлений». О трагедии
37-38 годов в 87-89 годах много пишется в газетах «Московский комсомолец»,
«Аргументы и факты», «Известия», «Правда»; в журналах «Огонек», «Новый
мир», «Дружба народов», «Звезда», «Октябрь», «Нева». Цензура с каждым годом
слабела, запретных тем становилась все меньше. ЦК КПСС дает указание
прокуратуре закончить реабилитацию тех репрессированных партийных и
государственных деятелей, которых не успел или побоялся оправдать Хрущев. К
90-му году пришла очередь «злейшего врага советской власти» А.И.
Солженицына, высказывания которого цитировались ведущими политиками с
трибуны Съезда народных депутатов. Были освобождены Бухарин и Рыков,
которые были против отмены НЭПа в 29 году; Каменев, Зиновьев и Троцкий. Во
время перестройки советские зрители смогли увидеть прежде недоступные
зарубежные фильмы, а также запрещенные в 70-х годах советские фильмы,
например, картина Т. Абуладзе «Покаяние», призывающий зрителей к отказу от
наследия коммунистического времени. Открылись выставки иммигрировавших
художников и скульпторов, таких как Э. Неизвестный, М. Шемякин. Была
опубликована ранее запрещенная книга Солженицына «Архипелаг Гулаг», «В
круге первом» и др. Из подполья вышли деятели запрещенных музыкальных
движений. Наибольшей популярностью пользовались рок-группы «Кино», «Алиса»,
«Аквариум», «ДДТ». Оживилась религиозная жизнь в стране. В 88-ом году
широко отмечалось тысячелетие принятия христианства на Руси. После этого
прекратились гонения на Русскую Православную Церковь. В СССР стали свободно
действовать не только последователи православия, но и мусульмане, буддисты
и представители различных сект.

4.Политические реформы
Чтобы сплотить партию и повысить ее роль в обществе, Горбачев
попытался приступить к реформам КПСС. На 27-ом съезде проходившем в феврале-
марте 86-го года, была принята новая редакция программы партии и ее новый
устав. Некоторые положения устава провозглашали большую свободу в партийной
жизни. Постепенно Горбачев и его соратники пришли к выводу, что решить
столь масштабные задачи по переустройству страны, какие они поставили,
можно лишь при расширении свободы и демократии в жизни всего общества. В
1987 году на январском пленуме ЦК КПСС были поставлены задачи «дальнейшей
демократизации советского общества» и «совершенствования советской
избирательной системы», предложено проводить выборы партийных и
государственных руководителей на альтернативной основе /5/. Однако вскоре
стало ясно, что новый курс одобряется далеко не всеми высшими партийными
деятелями. Жесткие выступления консерваторов прозвучали и на 19-ой
конференции КПСС, состоявшейся летом 88-го года. Многие критиковали
политику «гласности», называли выступления журналистов «очернительством».
Раздавались требования свернуть программу демократизации, усилить партийный
контроль над обществом. “Перестройка – единственно возможный путь
укрепления и развития социализма, решение назревших проблем общественного
развития… Перестройка- это наша судьба, шанс, который дает нам история. Он
не может и не должен быть упущен,” – говорил М.С.Горбачев, выступая на XIX
Всесоюзной конференции КПСС /6/.
Но большинство делегатов конференции все же поддержало Горбачева и
дало согласие на проведение новых, значительно более радикальных реформ.
Последние изменения прежде всего коснулись высших органов государственной
власти. 1 декабря 88-го года Верховный Совет СССР принял законы «Об
изменениях и дополнениях Конституции СССР» и «О выборах народных депутатов
СССР». Отныне высшим органом власти в Советском Союзе считался Съезд
народных депутатов СССР. Он собирался один раз в год. В промежутках между
созывами Съезда работал Верховный Совет СССР, членами которого становились
отдельные депутаты Съезда. Состав Верховного Совета должен был каждый год
обновляться на 1/5 часть.
В январе 89-го года в СССР началась предвыборная кампания, а 26
марта состоялись выборы, ставшие самыми демократическими за всю историю
Советского Союза. На Съезд были делегированы многие общественные деятели,
выступавшие с оппозиционными взглядами, критиковавшие всевластие
коммунистической партии (Б.Н. Ельцин и А.Д. Сахаров).

5.Национальные движения
Лидеры КПСС всегда утверждали, что национальный вопрос в СССР решен
раз и навсегда: не существует угнетенных наций и нет ограничения в правах
лиц какой-либо нации или народа. Не говорилось только о том, что подобное
единство достигалось жестокими средствами: традиции и религии всех без
исключения народов СССР объявлялись «реакционными пережитками»,
«национализмом» и искоренялись безжалостно. Когда власть государства
ослабела, противоречия, загнанные вглубь после образования СССР в 1922-ом
году моментально вышли наружу. Важнейшей проблемой, с которой теперь
столкнулась новое советское руководство, стала националистическое движение.
В 86-ом году произошли волнения в Алма-Ате, где молодежь вышла на улицы
города под лозунгами, получившими название «националистических».
Демонстрантов разогнали, а в средствах массовой информации сообщили о
беспорядках, устроенных «хулиганствующими элементами». Тогда никто в
руководстве СССР не смог оценить глубину начинающегося кризиса. Затем
последовал конфликт в Нагорном Карабахе, Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии,
что, в конечном счете, ускорило развал Советского Союза. В этих республиках
началось создание так называемых «народных фронтов», выступающих за выход
республик из состава СССР. Поскольку на огромном пространстве страны
экономическая ситуации продолжала ухудшаться, правительству Горбачева все
труднее становилось доказывать взбудораженным народам выгоды их жизни в
составе СССР. К тому же местная организованная преступность и бывшие
партийные вожди, почувствовавшие, что появилась возможность избавиться от
контроля Москвы, поддерживали и финансировали некоторые национальные
движения.

6.Неудавшийся НЭП
В 87-ом году одной из самых популярных идей была идея возрождения
НЭПа. Неудача политики «ускорения» побудила руководство СССР прислушаться к
подобным мнениям. Горбачев, Рыжков и их главный консультант по вопросам
экономики Л.И. Абалкин решили попытаться объединить социализм и рынок. С 89-
го года все государственные предприятия перешли на хозрасчет и
самофинансирование. Это означало, что руководство фабрик, заводов, колхозов
и совхозов отныне должно было само искать сбыт для производимой продукции и
само решать, как распорядиться полученной прибылью. Но государство
сохраняло за собой право размещать среди промышленных и
сельскохозяйственных предприятий так называемый «госзаказ», обязательный
для исполнения. Еще в 86-ом году в СССР стало разрешено создавать
кооперативы (частные предприятия) в сфере питания, бытового обслуживания,
мастерские, столовые, кафе, рестораны. Правда, налоги, которые должны были
платить кооператоры, достигали 65 % от получаемого дохода /7/. Капиталы
«теневой экономики» сразу ринулись в кооперативное движение. Появились
первые советские миллионеры (Артем Тарасов). Однако высокие налоги
побуждали предпринимателей скрывать свои доходы. Многие из них стали
скупать у государственных предприятий товары, а затем перепродавать по
завышенной цене. Одновременно в страну хлынул поток товаров из-за рубежа,
конкурировать с которыми советская промышленность не могла. В СССР
сложилась необычная экономическая ситуация: в частных магазинах можно было
купить практически все, но по ценам, недоступным для большинства населения.
Прилавки государственной торговой сети пустели с каждым днем. Продолжали
расти очереди. Падали доходы государства. В 88-89 годах дефицит бюджета
достигал 100 миллиардов рублей. Советский Союз оказался не готовым к
рынку/8/



Заключение

Рассмотрев основные экономические и политические преобразования в эпоху
перестройки, можно преступить к рассмотрению её итогов и результатов, чего
добивался Горбачев, и что в реальности мы получили. К концу 1991 года в
стране имелся гибрид бюрократического и экономического рынка (преобладал
первый), имелся почти законченный (именно за счет принципиальной
юридической неопределенности в отношении формальных прав собственности)
номенклатурный капитализма. Господствовала идеальная для бюрократического
капитализма форма - лжегосударственная форма деятельности частного
капитала. В политической сфере - гибрид советской и президентской форм
правления, республика посткоммунистическая и преддемократическая.
Перед новой независимой Россией стояли очень трудные и масштабные
задачи. Первоочередной и самой насущной была экономическая реформа,
призванная вывести страну из кризиса и обеспечить россиянам достойный
уровень жизни. В экономике для этого виделся единственный путь — переход к
рыночным методам хозяйствования, пробуждение предпринимательской инициативы
частных собственников.
За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального
реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством
законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и
кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ
командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как
следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством,
прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных
союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная
политика искусственного, за счет дополнительной денежной эмиссий, роста
доходов населения, как и другие популистские меры в экономике — все это
привело к нарастанию в течение 1990—1991 гг. экономического, кризиса в
стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось
появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России
/9/.
Предстояло продолжить процесс формирования свободного демократического
общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная
свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась
многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких
кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось
преимущественное положение одной партии — КПСС, фактически сросшейся с
государственным аппаратом. Советская форма организации государственной
власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на
законодательную, исполнительную и судебную ее ветви. Требовалось
реформировать государственно-политическую систему страны, что оказалось
вполне по силам новому российскому руководству.
К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении.
Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г.
уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение
государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20%
до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в
стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и
гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла
парализовать всю экономику /10/.
Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил
неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из
государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих
магазинах и на «черном рынке». За период с 1985 г. по 1991 г. розничные
цены выросли почти в три раза, государственный контроль за ценами не мог
остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными
потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный)
и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов
(по талонам). Люди опасались возможного голода /11/.
Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности
СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял
более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность
СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась около 60
млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение
процентов и др.) уходило 25—30% от суммы советского экспорта в
конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти
Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать
золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные
обязательства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа
становилась неизбежной и жизненно необходимой /12/.



Список использованной литературы



1. Материалы апрельского Пленума ЦК КПСС. М., Политиздат, 1985.
2. Ф. Бурлацкий. Записки современника.М.,1989.
3. О. Тоффлер. Информатика и идеология. Пер.с англ. М., 1992.
4. Постановление ЦК КПСС и Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с
пьянством и алкоголизмом», М., 1985.
5. Материалы январского Пленума ЦК КПСС. М., Политиздат, 1987.
6. Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС 28 июня – 1 июля 1988 года
М. 1988 г
7. Закон СССР «О кооперативах», М., 1986.
8. История России и ее соседей. Аванта плюс,1999.
9. Егор Гайдар «Государство и эволюция»,1998.
10. С. Рябикин «Новейшая история России (1991-1997)»
11. Михаил Геллер «Седьмой секретарь: 1985-1990»
12. Михаил Геллер «Россия на распутье: 1990-1995»





Реферат на тему: Реформы государственного устройства, проводимые Петром I


СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ


(СибАГС)


КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ основ



РЕФЕРАТ

Реформы государственного устройства, проводимые Петром I.



Веполнил: студент группы 005


Гашко П.А.


Проверил: Варющенко В И



Новосибирск 2000

План


Введение


Абсолютизм в Росии


Реформы государственного устройства, проводимые Петром I


Судебная реформа


Устав о престолонаследии


Правительствующий сенат


Коллегии


Реформы местного управления


Военные преобразования


Судебная реформа


Церковная реформа


4.Вывод


5.Список литературы



Введение.

Наша задача на реформах гос. устройства, которые проводил ПётрI,
рассмотреть:
. необходимость этих реформ
. какую пользу или вред они принесли

В 1682 г. умер царь Федр Алексеевич, после чего между различными
группировками знати разгорелась ожесточенная борьба за власть. Исход ее
решили стрельцы. В результате их восстания царями- соправителями были
провозглашены малолетние Петр и Иван Алексеевичи при регенстве царевны
Софьи. В 1689 г. Петр женился, т.е. достиг совершеннолетия, по понятиям
того времени. Регенство должно было завершиться. Не желая расставаться с
властью, Софья подняла стрельцов против Петра, однако восстание было
подавлено. Софью заточили в монастырь, престол перешел к Петру (формальным
соправителем Петра был до своей смерти в 1696 г. Иван).
Какой же досталась Россия Петру? Прежде всего можно отметить, что в
экономике начало 18 в. сильнее всего развивались новые черты, которые
зародились в 17 в. А именно:
1. основной отраслью экономики России оставалось сх, где продолжала
господствовать 3- х польная система земледелия. Главными земледельческими
культурами были: рожь, овес. Основными орудиями производства оставались:
соха, бороны, серп, коса, медленно вводился плуг. Происходит интенсивное
освоение новых посевных территорий на юго России, в Поволжье, Сибири.
Наблюдается развитие промыслового хозяйства.
2. развивается ремесленное производство. Углубляется разделение труда. В
развитии ремесленного производства в конце 17 в. явно прослеживается
тенденция превращения его в мелкотоварное производство (увеличивается
число ремесленников работающих на рынок). Развитие мелкотоварного ремесла
и рост товарной специализации готовил почву для возникновения
мануфактур. Их создание ускорялось гос. потребностями. Мануфактурное
производство складывалось в местах развития товарного производства. Если
западно-европейская мануфактура действовала на основе вольнонаемного
труда, то русская мануфактура основывалась на труде крепостных крестьян,
т.к. рынок вольнонаемного труда в России, где господствовало крепостное
право, практически отсутствовал.
3. В конце 17 в. в России интенсивно развивалась торговля. Но на пути
развития торговли и купечества имелись существенные препятствия. Остро
стоял выход к морям, отсутствие которого тормозило развитие торговли.
Иностранный капитал стремился захватить российские рынки, что вело к
столкновению с интересами русских купцов. Купечество России требовало от
гос. оградить их конкуренции с иностранными торговцами. В итоге был
принят новоторговый устав (1667), по которому иностранным купцам была
запрещена розничная торговля на территории России.
4. Так же можно отметить, что во второй половине 17 в. в России развивается
тенденция перехода от сословно представительной монархии к монархии
абсолютной. В стране усиливается власть царя (изменение состава Боярской
думы, в сторону дворянства; победа Алексея Михайловича над Патриархом
Никоном, стремившийся активно вмешиваться в управление гос.; практическое
прекращение созывов Земских соборов; отмена местничества, принцип занятия
гос. должности в зависимости от знатности рода и служебного положения
предков). Остро стоял вопрос о реформировании вооруженных сил. Стрелецкие
полки утратили свою боеспособность. Для большинства дворян военная служба
стала тоже обременительной.
5. Что касается внешней политики, Россия потерпела поражение с Польшей, а
так же были предприняты, в1687 и 1689 гг., два неудачных похода против
Крымского ханства.

Абсолютизм в Росии.

Середина ХVП века - это период начала формирования буржуазного общества,
период абсолютизма. Важнейшие социальные предпосылки абсолютизма в России
выразились в росте феодального землевладения, в привлечении посадских
торговых людей в качестве дьяков в вещевую казну, в различных привилегиях
российских купцов на внутренних рынках страны. Главной классовой опорой в
становлении абсолютизма в России, несмотря на заинтересованность в нем
высших слоев посадского населения, являлись дворяне-крепостники. В конце
ХVП в. значительно увеличились земельные владения дворянства, которое стало
к этому времени владеть большей частью закрепощенного крестьянства. В ХVП
в. происходило укрепление позиций дворянства, падало значение феодальной
аристократии, разрушались внутренние границы в правящем классе,
господствующий класс в целом постепенно бюрократизировался. Табель о рангах
(24 января 1722г.) окончательно устранил назначение на государственную
службу по степени родовитости и ставил на на первый план заслуги перед
отечеством. Большую роль сыграло среднее звено приказного дьячества,
которое являлось исполнительной силой. Именно оно явилось основой, без
наличия которой было бы невозможно складывание аппарата абсолютистского
государства и окончательного оформления абсолютной монархии в начале ХVШ
века. Специфической особенностью исторического развития России в ХVП в.
явилось то, что создание бюрократического аппарата было использовано
абсолютной монархией для укрепления господства дворянского сословия. Одним
из основных факторов складывания русского абсолютизма и централизованного
государства был внешнеполитический фактор: внешняя опасность со стороны
Турции и Крымского Ханства, Польши и Швеции.



Реформы государственного устройства, проводимые Петром I.

Преобразования, проводимые Петром I в ХVП - ХVШ вв. не были последовательны
и не имели единого плана, их порядок и особенности были продиктованы ходом
войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период.
Историки выделяют три этапа в реформах Петра I.

Первый (1699-170910гг.) - изменения в системе государственных учреждений и
создание новых, перемены в системе местного самоуправления, установление
рекрутской системы.

Второй (171011-171819гг.) - создание Сената и ликвидация прежних высших
учреждений, первая областная реформа, проведение новой военной политики,
широкое строительство флота, учреждение законодательства, перевод
государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.

Третий (171920-172526) - начало работы новых, уже созданных учреждений,
ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация
армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой
системы налогообложения и нового порядка государственной службы.

Вся реформаторская деятельность Петра I закреплялась в форме уставов,
регламентов, указов, которые имели одинаковую юридическую силу. 22 октября
1721 г. Петру I был присвоен титул Отца Отечества, Императора
Всероссийского, Петра Великого. Принятие этого титула соответствовало
юридическому оформлению неограниченной монархии. Монарх не был ограничен в
своих полномочиях и правах никакими высшими административными органами
власти и управления. Власть императора в такой мере была широка и
сильна, что Петр I преступал сложившиеся обычаи, касавшиеся персоны
монарха. В толковании к 20 артикулу Воинского устава 1716г. и в Морском
уставе 1720г. провозглашалось: “Его величество есть самовластный монарх,
который никому в своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет
свои государства и земли яко христианский государь по своей воле и
благомнению управлять”. В Регламенте духовной коллегии (1721, 25 января)
говорилось: “Монархова власть есть власть самодержавная, которой
повиноваться сам бог за совесть повелевает”. Монарх был главою государства,
церкви, высшим судьей, верховным главнокомандующим, в его исключительной
компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с
иностранными государствами. Монарх рассматривался как верховный носитель
законодательной и исполнительной власти.


Устав о престолонаследии

В 1722 г. Петром I был издан Устав о престолонаследии, по которому монарх
мог определять своего преемника “признавая удобного” и имел право, видя
“непотребство в наследнике”, лишить его престола “усмотря достойного”.
Законодательство того времени определяло действия против царя и государства
самыми тяжкими преступлениями и всякий “кто какое зло умышлять будет” и те,
которые “вспомогали или совет подавали или ведая не известили” наказывались
вырыванием ноздрей, смертной казнью или высылкой на галеры - в зависимости
от преступления.


Правительствующий сенат

Указом 22 февраля 1711 г. был учрежден новый государственный орган -
Правительствующий сенат. Все его члены были назначены царем из числа его
непосредственного окружения (первоначально - 8 человек). В состав Сената
входили крупнейшие деятели того времени. Все назначения и отставки
сенаторов происходили по именным царским указам. Сенат не прерывал своей
деятельности и был постоянно действующим государственным органом. Сенат
учреждался в качестве коллегиального органа, в компетенцию которого
входило: отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы
управления торговлей и другими отраслями хозяйства. Таким образом, Сенат
был высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением,
которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного
разрешения монархом. Указом от 27 апреля 1722г. “О должности Сената” Петр I
дал подробные предписания по важным вопросам деятельности Сената,
регламентируя состав, права и обязанности сенаторов, установил правила
взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-
прокурором. Издаваемые Сенатом нормативные акты не имели высшей юридической
силы закона, Сенат принимал лишь участие в обсуждении законопроектов и
давал толкование закона. Сенат возглавлял систему государственного
управления и был по отношению ко всем другим органам высшей инстанцией.
Коллегии ежемесячно подавали в Сенат ведомости о входящих и исходящих
делах.

Структура Сената складывалась постепенно. Первоначально Сенат состоял из
сенаторов и канцелярии, позднее в его составе сформировалось два отделения:
Расправная палата - по судебным делам (существовала в качестве особого
отделения до учреждения Юстиц-коллегии) и Сенатская контора по вопросам
управления. Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на несколько
столов: секретный, губернский, разрядный, фискальный и приказный. До
учреждения Сенатской конторы она была единственным исполнительным органом
Сената. Определялось отделение канцелярии от присутствия, которое
действовало в трех составах: общее собрание членов, Расправная палата и
Сенатская контора в Москве. В состав Расправной палаты входили два сенатора
и назначаемые Сенатом судьи, которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о
текущих делах, штрафах и розысках. Приговоры Расправной палаты могли быть
отменены общим присутствием Сената. Ее компетенцию определил Сенатский
приговор (4.09.1713г.), в которую входило: рассмотрение жалоб на неправое
решение дел губернаторами и приказами и фискальные донесения.

Сенатская контора в Москве учреждена 12 января 1722г. “для управления и
исполнения указов”. В ее состав входили: сенатор, два асессора, прокурор.
Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских
учреждений к Правительствующему Сенату, а также исполнение непосредственно
полученных из Сената указов, контроль исполнения указов, посылаемых Сенатом
в губернии. Сенат имел вспомогательные органы, в составе которых не было
сенаторов, такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские
комиссары. В 1720 г. при Сенате была учреждена должность ради “приема
челобитен”, получившая название рекетмейстера, в обязанности которого
входил прием жалоб на коллегии и канцелярии. Если жаловались на волокиту -
рекетмейстер самолично требовал ускорения дела, если были жалобы на
“неправосудие” коллегий, то рассмотрев дело он докладывал его Сенату.

В 1722 г. последовало назначение на должность герольдмейстера, в
обязанности которого входило составление списков всего государства, дворян,
наблюдением за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе
было не более 1/3. 16 марта 1711г., в связи с перераспределением
компетенции органов государственного управления (после губернской реформы),
Сенат ввел должность губернских комиссаров, которые следили за поместными,
военными, финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков. Они
занимались непосредственно отправлением указов, присылаемых Сенатом и
коллегиями. Учреждение Сената было важным шагом складывания
бюрократического аппарата абсолютизма. Сенат являлся послушным орудием
самодержавия: сенаторы были лично ответственны перед монархом, а в случае
нарушение присяги, наказывались смертной казнью, опалой, отрешением от
должности, денежными штрафами.

Учреждение института фискалов и прокуратуры в системе органов
государственной власти в I четверти ХVШв. было одним из явлений связанных с
развитием абсолютизма. Указами от 2 и 5 марта 1711г. предполагалось
“учинить фискалов во всяких делах”. Фискалитет создавался как особая
отрасль сенатского управления. Глава фискалов (обер-фискал) состоял при
Сенате, который “ведал фискалов”. Одновременно фискалы были и доверенными
лицами царя. Последний назначал обер-фискала, который приносил присягу царю
и был ответственен перед ним. Указ от 17 марта 1714 г. наметил компетенцию
фискалов: проведывать про все, что “ко вреду государственному интересу быть
может”; докладывать “о злом умысле против персоны его величества или
измене, о возмущении или бунте”, “не вкрадываются ли в государство шпионы”,
а также борьба со взяточничеством и казнокрадством. Основной принцип
определения их компетенции - “взыскание всех безгласных дел”. Сеть фискалов
расширялась и постепенно выделились два принципа формирования фискальства:
территориальный и ведомственный. Указом 17 марта 1714г. предписывалось в
каждой губернии “быть по 4 человека в том числе провинциал-фискалам из
каких чинов достойно, также и из купечества”. Провинциал-фискал наблюдал за
городовыми фискалами и один раз в год “учинял” контроль за ними. В духовном
ведомстве во главе организации фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях -
провинциал-фискалы, в монастырях - инквизиторы. Со временем предполагалось
ввести фискальство во всех ведомствах. После учреждения Юстиц-коллегии
фискальские дела перешли в ее ведение и попадали под контроль Сената, а с
учреждением должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему. В
1723г. был назначен генерал-фискал, который был высшим органом для
фискалов. В соответствии с указами (1724 и 1725гг.) он имел право требовать
к себе любое дело. Его помощником был обер-фискал.

Первым законодательным актом о прокуратуре был указ от 12 января 1722г.:
“быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой
коллегии по прокурору...”. А указом от 18 января 1722г. учреждены прокуроры
в провинциях и надворных судах. Если фискалы находились частично в ведении
Сената, то генерал-прокурор и обер-прокуроры подлежали суду самого
императора. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат. Указ от 27
апреля 1722г. “О должности генерал-прокурора” устанавливал его компетенцию
, в которую входило: присутствие в Сенате и осуществление контроля за
фискалами. Генерал-прокурор имел право: ставить вопрос перед Сенатом для
выработки проекта решения, представляемого императору на утверждение,
выносить протест и приостанавливать дело, сообщая об этом императору.
Прокурор коллегии присутствал на заседаниях коллегий, осуществлял надзор за
работой учреждения, контролировал финансы, рассматривал донесения фискалов,
проверял протоколы и другую документацию коллегии.


Коллегии

1717-1719 годы были подготовительным периодом становления новых учреждений
- коллегий. До 1719г. президенты коллегий должны были сочинять регламенты и
не вступать в дела. Образование коллегий вытекало из предшествующего
приказного строя, т.к. большинство коллегий создавалось на базе приказов и
являлись их правопреемниками. Система коллегий не сложилась сразу. По указу
14 декабря 1717г. было создано 9 коллегий: Военная, Берг, Ревизион,
Иностранных дел, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор, Мануфактур.
Всего к концу первой четверти ХVПв. существовало 13 коллегий, которые стали
центральными государственными учреждениями, формируемыми по функциональному
принципу. Генеральный регламент коллегий (1720г.) устанавливал общие
положения управления, штаты и порядок делопроизводства. Присутствие
коллегии составляли: президент, вице-президент, 4-5 советников, 4 асессора.
Штат коллегии состоял из секретарей, нотариуса, переводчика, актуариуса,
копиистов, регистраторов и канцеляристов. При коллегиях состоял фискал
(позднее прокурор), который осуществлял контроль за деятельностью коллегий
и подчинялся генерал-прокурору. Коллегии получали указы только от монарха и
Сената и имели право не исполнять указы последнего, если они противоречили
указам царя. Коллегии выполняли сенатские указы, присылали копии своих
решений и доклады о своей деятельности в Сенат.

Коллегия иностранных дел заменила собой Посольскую канцелярию. Ее
компетенция была определена указом от 12 декабря 1718г., в которую входило
ведать “всякими иностранными и посольскими делами”, координировать
деятельность дипломатических агентов, заведовать сношениями и переговорами
с иностранными послами, осуществлять дипломатическую переписку.
Особенностями коллегии являлось то, что в ней “никаких судных дел не
судят”.

На Военную коллегию возлагалось управление “всеми воинскими делами”:
комплектование регулярной армии, управление делами казачества, устройство
госпиталей, обеспечение армии. В системе Военной коллегии находилась
военная юстиция, состоящая из полковых и генеральных кригсрехтов.

Адмиралтейская коллегия ведала “флот со всеми морскими воинскими служители,
к тому принадлежащими морскими делами и управлениями” и руководствовалась в
своей деятельности “Регламентом о управлении адмиралтейства и верфи” (1722)
и “Регламентом морским”. В ее состав входили Военно-морская и
Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская,
Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.

Малороссийская коллегия была образована указом от 27 апреля 1722г., с целью
“Ограждать малороссийский народ” от “неправедных судов” и “утеснений”
налогами на территории Украины. Она осуществляла судебную власть, ведала
сборами податей на Украине. В последние годы существования основными ее
целями была ликвидация самоуправления и прежних органов власти.

Камер-коллегия должна была осуществлять высший надзор за всеми видами
сборов (таможенные пошлины, питейные сборы), наблюдала за хлебопашеством,
собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное
дело. Камер-коллегия имела свои органы: в провинциях - конторы камерирских
дел, в дистриктах - учреждения земских комиссаров.

Штатс-контор-коллегия по регламенту 1719г. осуществляла контроль за
государственными расходами, составляла государственный штат (штат
императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций). Она имела свои
провинциальные органы - рентереи, которые являлись местными казначействами.


Ревизион-коллегия должна была осуществлять финансовый контроль за
использованием государственных средств центральными и местными органами
“ради порядочного в приходе и расходе исправления и ревизии всех счетных
дел”. Ежегодно все коллегии и канцелярии присылали в коллегию счетные
выписки по составленным ими приходным и расходным книгам и в случае
несходства судили и наказывала чиновников за преступления по доходам и
счетам. В 1722г. функции коллегии были переданы Сенату.

В круг обязанностей Берг-коллегии входили вопросы металлургической
промышленности, управление монетными и денежными дворами, закупка золота и
серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была
создана сеть местных органов: Московский обер-берг-амт, Казанский берг-амт,
Керченский берг-амт. Берг-коллегия была объединена с другой - Мануфактур-
коллегией “по сходству их дел и обязанностей” и как одно учреждение
просуществовало до 1722г.

Мануфактур коллегия занималась вопросами всей промышленности, исключая
горнодобывающую, и управляла мануфактурами Московской губернии, центральной
и северо-восточной части Поволжья и Сибири. Коллегия давала разрешение на
открытие мануфактур, обеспечивала выполнение государственных заказов,
предоставляла различные льготы промышленникам. Также в ее компетенцию
входило: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактуры, контроль
технологии производства, снабжение заводов материалами. В отличие от других
коллегий она не имела своих органов в провинциях и губерниях.

Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно
внешней. Коллегия осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные
уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась
постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

С организацией Главного магистрата (1720г.) вопросы внутренней и внешней
торговли отошли в его ведение. Функции Главного магистрата как центрального
учреждения заключались в организации развития торговли и промышленности в
городах и управление посадским населением.

Юстиц коллегия (1717-1718гг.) руководила деятельностью губернских надворных
судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям,
гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему,
состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных
судов; действовала как суд первой инстанции по спорным делам. Ее решения
могли быть обжалованы в Сенате.

Вотчинная коллегия образованная в 1721г. разрешала земельные споры и тяжбы,
оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на спорные решения
по поместным и вотчиным делам.

Тайная канцелярия (1718г.) ведала сыском и преследованиями по политическим
преступлениям (дело царевича Алексея).

Существовали и другие центральные учреждения (старые сохранившиеся приказы,
Медицинская канцелярия).

Синод был главным центральным учреждением по церковным вопросам. Он
назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами
и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений как ересь,
богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим
собранием - конференцией. Компетенция Синода ограничивалась светской
властью. Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить
господство дворянства и самодержавную власть, способствовал развитию новых
производственных отношений, росту промышленности и торговли


Реформы местного управления

Реформы местного управления проводились с целью укрепления власти
дворянства путем создания на местах бюрократических учреждений с
наделением их широкими полномочиями. Историческая литература выделяет
три этапа в реформе областного управления: I-й - до 1708г., П-ой - с 1709
по 1718 (первая областная реформа), и Ш-й с 1719 по 1725 (вторая областная
реформа).

На первом этапе произошли незначительные изменения в системе местного
управления: с созданием Бурмистерской палаты (1699г.) из ведения воевод
было изъято посадское население; 1702-1705гг. - местные дворяне привлечениы
к воеводскому управлению. Указом от 18 декабря 1708г. вводится новое
административно-территориальное деление, по которому необходимо “учинить 8
губерний и к ним расписать города”. Вначале было образованы Московская,
Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская
и Сибирская губернии.В 1713-1714 еще три: из Казанской выделены
Нижегородская и Астраханская губернии, из Смоленской - Рижская губерния. Во
главе губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, которые объединяли
в своих руках административную, военную и судебную власть. Губернаторы
назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян. У
губернаторов были помощники, контролирующие отрасли управления: обер-
комендант - военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер -
губернские и др. сборы, ландрихтер - губернская юстиция, финансовые межевые
и розыскные дела, обер-инспектор - сборы налогов с городов и уездов.
Губерния делилась на провинции (во главе - обер-комендант), провинции - на
уезды (во главе - комендант). Коменданты были подчинены обер-коменданту,
комендант - губернатору, последний Сенату.

В уездах городов, где не было крепостей и гарнизонов - органом управления
были ландарты. Местным органам принадлежала видная роль в выполнении
важнейшей функции феодально-абсолютистского государства - поддержании и
укреплении господства дворян.

Вторая областная реформа проводилась на основе тех преобразований, которые
уже были сделаны. В 1718г. Сенат установил штаты и номенклатуру
должностей для губернских учреждений, а в мае 1719г. было дано четкое
расписание губерний, провинций и городов по губерниям и провинциям. С этого
периода деление на провинции вводится на территории всей страны. Провинция
становится основной единицей областного управления. Было создано 50
провинций, которые в свою очередь делились на округа - дистрикты.
Инструкции возлагали на губернаторов широкий круг полномочий (включая
прежние), которые обязывали их осуществлять надзор за губернскими
“камерными служителями” и земскими судьями, приводить в действие наказания,
контролировать городское управление.

Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по военным делам, в
остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались розыском
беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с
казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722г.
осуществляли судебные функции. Воеводы назначались Сенатом и подчинялись
коллегиям. Камериры и комиссары являлись органами Камер-коллегии на местах.


Главной особенностью органов местного управления I четверти ХVШв., было то,
что они наряду с административными исполняли и полицейские функции. В ХVПв.
посадское население находилось в подчинении приказов и местных органов
власти, но введение в 1681г. стрелецкой подати подчинило городское
население в финансовом вопросе Стрелецкому приказу.

В 1699г. была проведена городская реформа. Была создана Бурмистерская
палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами. В их ведении
находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей,
повинностей и пошлин. Цель реформы - улучшение условий развития торговли и
промышленности. Создание Ратуши способствовало обособлению городского
управления от органов местной администрации, но губернская реформа 1708-
1710гг. вновь подчинила земские избы губернаторам и воеводам.

Однако в 20-х гг. ХVШв. городское управление принимает форму магистратов. В
1722-1723гг. были образованы Главный магистрат и местные магистраты при
непосредственном участии губернаторов и воевод. Магистраты подчинялись им в
вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов,
входящих в провинцию, представляли собой одно из звеньев бюрократического
аппарата с подчинением низших органов высшим. Выборы в магистраты
бурмистров и ратманов были возложены на губернатора. Иногда принцип
выборности нарушался и назначение проводились царскими или сенатскими
указами. В обязанности магистратов входили вопросы полицейской службы,
благоустройство городов, продажа отписного имущества, окладные и неокладные
сборы, обеспечение мануфактур компанейщиками, учреждение полиции, контроль
за правосудием.


Военные преобразования

Военные преобразования ХVШ в. имели целью создать новую организацию армии.
К этому периоду правительство вооружило войска однообразным оружием, армия
успешно применяла линейную тактику ведения боя, производилось вооружение
новой техникой, проводилась серьезная военная подготовка, большое значение
имели маневры 1689-1694гг. и Азовские походы 1695-1696гг. Русская стратегия
отличалась активным ведением военных действий, большое значение придавалось
генеральному сражению, линейной тактике и различной технике ведения боя для
разных родов войск.

Организация и устройство армии сложились в ходе Северной войны (1700-
1721гг). Петр I превратил отдельные наборы “даточных людей” в ежегодные
рекрутские наборы и создал постоянную обученную армию, в которой солдаты
служили пожизненно. Указ 1699г. “О приеме в службу в солдаты из всяких
вольных людей” положил начало наборам в рекрутскую армию. Оформление
рекрутской системы проходило в период с 1699 по 1705гг. Рекрутская система
основывалась на классовом принципе организации армии: офицеры набирались из
дворян, солдаты - из крестьян и иного податного населения. Всего за период
1699-1725гг. было проведено 53 набора, которые составили 284187 человек.
Указ от 20 февраля 1705г. завершил складывание рекрутской системы. Были
созданы гарнизонные внутренние войска, которые обеспечивали “порядок”
внутри страны. Вновь созданная русская регулярная армия показала свои
высокие боевые качества в битвах под Лесной, Полтавой и других сражениях.

Реорганизация армии сопровождалась изменением системы ее управления,
которую осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал-
комиссара, Приказ артиллерии и др. Впоследствии были образованы Разрядный
стол и Комиссариат, а в 1717г. создана Военная коллегия. Рекрутская
система дала возможность иметь большую однородную армию, обладавшую
лучшими боевыми качествами, чем армии Западной Европы.

Одновременно с проведением военной реформы был подготовлен ряд законов,
положенных в основу “Устава воинского”: 1700г. - “Краткое обыкновенное
учение”, 1702г. - “Уложение, или право воинского поведения генералам,
средним и меньшим чинам и рядовым солдатам”, 1706г. - “Краткий Артикул”
Меньшикова. В 1719г. были опубликованы “Устав воинский” вместе с “Артикулом
воинским” и другими военными законами. “Артикул воинский” содержал главным
образом нормы уголовного права и предназначался для военнослужащих.
Воинские артикулы применялись не только в военных судах и по отношению к
одним военным, но и в гражданских судах по отношению ко всем остальным
жителям. Российский флот также как армия комплектовался из призываемых
рекрутов. Тогда же была создана морская пехота. Военно-морской флот
создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С помощью российского флота
Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло международный престиж и
сделало ее морской державой. Вместе с тем, армия и флот составляли
неотъемлемую часть абсолютистского государства, были орудием укрепления
господства дворянства.


Судебная реформа

Судебная реформа, проведенная в 1719г., упорядочила, централизовала и
усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы - отделение
суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который
решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбирал
многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли “канцелярии
розыскных дел”, которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-
прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя. Следующим судебным органом
был Сенат, который являлся апелляционной инстанцией, давал разъяснения
судам и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы (за
должностные преступления). Юстиц-коллегия была апелляционным судом по
отношению к надворным судам, являлась органом управления над

всеми судами, разбирала некоторые дела в качестве суда первой инстанции.
Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами надворных
судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда
в надворный в порядке аппеляции, если суд решал дело пристрастно, по
распоряжению высшей инстанции или по решению судьи. Если приговор касался
смертной казни, дело передавалось также в утверждение надворного суда.

Некоторые категории дел решались иными учреждениями в соответствии с их
компетенцией. Камериры судили за дела касавшиеся казны, воеводы и земские
комиссары судили за побег крестьян. Судебные функции исполняли почти все
коллегии, исключая коллегию Иностранных дел. Политические дела
рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Порядок
прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в
судебные дела, а судьи - в административные. В связи с этим была проведена
новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены
провинциальными (1722г.) и переходили в распоряжение воевод и асессоров,
были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам
(1727г.). Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган.
Некоторые категории дел полностью были изъяты из общей судебной системы и
были отданы в ведение других административных органов (Синоду, приказам и
другим). На Украине, в Прибалтике и в мусульманских областях существовали
особые судебные системы.

Особенностью развития процессуального законодательства и судебной практики
в России являлась замена состязательного принципа принципом следственным,
который обуславливался обострением классовой борьбы. Говоря о развитии
процессуального права при Петре I необходимо отметить бесплановость,
сумбурность реформ в сфере судоустройства и судопроизводства. Существовало
три закона процессуального законодательства конца ХVП - начала ХVШ в. Одним
из них был Указ от 21 февраля 1697г. “Об отмене в судных делах очных
ставок, о бытии вместо оных распросу и розыску...”, главным содержанием
которого являлась полная замена суда розыском. В апреле 1715г. вышло
“Краткое изображение процессов или судебных тяжеб” (одним томом вместе с
Артикулом воинским). “Краткое изображение” являлось военно-процессуальным
кодексом, устанавливало общие принципы розыскного процесса. В нем
закреплялась система судебных органов, а также состав и порядок
формирования суда. В “Кратком изображении” содержатся процессуальные нормы;
дается определение судебного процесса, квалифицируются его виды; дается
определение новым институтам процесса того времени (салф кондукт,
утверждение ответа); определяется система доказательств;

Новинки рефератов ::

Реферат: Нарушение высшей нервной деятельности у животных, фобии и неврозы (Психология)


Реферат: Монгольское завоевание Руси: последствия и роль в отечественной истории (История)


Реферат: Властвующие политические элиты и массы (Политология)


Реферат: Дії національно-визвольної війни та теріторії Дніпропетровського краю (История)


Реферат: Война в Чечне (История)


Реферат: Физическая культура и спорт в свободное время специалиста (Спорт)


Реферат: Юрий Владимирович Андропов (Политология)


Реферат: Культура Византии от Времен Константина Великого и до Крестовых Походов (1081 год) (Культурология)


Реферат: Исследования коэффициента деятельностного развития студентов 3-4 курсов физико-математической специальности (Педагогика)


Реферат: Учет и аудит денежных средств, расчетов и кредитов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Гражданский процесс (Шпаргалка) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Европейский Банк Реконструкции и Развития (Банковское дело)


Реферат: Социальная политика государства (Социология)


Реферат: Introducere (Иностранные языки)


Реферат: Источники мусульманского права (Право)


Реферат: ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ РЕИНЖИНИРИНГА (Менеджмент)


Реферат: Культура на пороге 21 века (Культурология)


Реферат: Художники передвижники (Искусство и культура)


Реферат: Социальный аспект трудовых конфликтов на примере шахтерских забастовок (Социология)


Реферат: Воспитание как развитие, сохранение и преобразование человеческого качества в педагогическом взаимодействии (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист