GeoSELECT.ru



Естествознание / Реферат: Контрольная по естествознанию (Естествознание)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Контрольная по естествознанию (Естествознание)



1. Какая наука лежит в основе всей системы естествознания ?

В настоящее время спектр научных исследований в естествознании
необыкновенно широк. В систему естественных наук, помимо основных
наук : физики, химии и биологии включается также и множество других
– география, геология, астрономия, и даже науки, стоящие на границе
между естественными и гуманитарными науками - например, психология.
Целью психологов является изучение поведения человека и животных. С
одной стороны психология опирается на научные достижения поведения
биологов, работающих в отрасли физиологии высшей нервной деятельности
и наблюдающих за деятельностью мозга. С другой стороны, эта наука
занимается и социальными, т.е. общественными явлениями, привлекая
знания из области социологии. Экономистам не обойтись без знания
географии и математики, философам – без основ натурфилософии ,
рестовраторы старинных картин прибегают к помощи современной химии
и т.д.
Истоки сложного мира, которые нас окружают, заключаются в
гармоничном устройстве его Природы, постоянно вступают во
взаимоотношения с ней.
Современное естествознание - это не совокупность наук о
Природе, это единая система, компоненты которой (естественные науки)
являются настолько тесно взаимосвязанными, что вытекают друг из
друга, т.е. представляют подлинное единство.
Отличием естествознания от специальных наук является то, что
оно исследует одни и те же природные явления сразу с позиций
нескольких наук, «выискивая» наиболее общие закономерности и
тенденции, рассматривает Природу как бы сверху.

2. Как называется наука, предметом изучения которой является вся
природа в целом ?

Это наука естествознание. Отличием естествознания как науки от
специальных естественных наук является то, что оно исследует одни
и те же природные явления сразу с позиции нескольких наук,
«выискивая» наиболее общие закономерности и тенденции, рассматривает
Природу как бы сверху.
Естествознание, признавая специфику входящих в него наук
(физики, химии, биологии, географии и д.р) в то же время имеет
своей целью исследование Природы как единого целого.

3. В чем цель естествознания как учебной дисциплины ?

Изучение предметов по отдельности – физики, химии и биологии, -
является лишь первой ступенью к познанию Природы во всей ее
целостности, т.е. познанию ее законов с общей естественно-научной
позиции. Отсюда вытекают и цели естествознания, которые представляют
собой двойную задачу.
Цели естествознания :
1) Выявление скрытых связей, создающих органическое единство
всех физических, химических и биологических явлений.
2) Более глубокое и точное познание самих этих явлений.


4. Какая универсальная наука применяется во всех отраслях
естествознания ?

Выдающийся итальянский физик и астроном, один из создателей
точного естествознания Галилео Галилей (1564-1642) сказал : «Тот, кто
хочет решать вопросы естественных наук без помощи математики,
ставит неразрешенную задачу. Следует измерить то, что таковым не
является».
Необходимая для такого естествознания математика начинается с
простейших измерений. По мере своего развития точное естествознание
использует все более совершенный арсенал так называемой высшей
математики.
Математика, как логический вывод и средство познания Природы –
творение древних греков, которым они начали всерьез заниматься за
шесть веков до нашей эры. Начиная с 6 века до н.э. у греков
сложилось понимание того, что Природа устроена рационально, а все
явления протекают по точному плану – «математическому». Платон
(428/427 – 348/347 до н.э.) – один из основоположников натуральной
философии (философии Природы) начертал в качестве девиза своей
философской школы слова : «Негеометр – да не войдет».
Галилео Галилей в одном из своих произведений, взвешивая все
ничтожные философские аргументы одного из своих оппонентов,
противопоставлял их истинную философию как открытую книгу Природы,
доступную лишь тому, кто знает язык математики.
Немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) утверждал в своих
«Метафизических началах естествознания», что : «В любом частном учении
о природе можно найти науки в собственном смысле (т.е. чистой,
фундаментальной) лишь столько, сколько имеется в ней математики.
Стоит привести и высказывание Карла Маркса (1818-1883) о том, что :
«Наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается
пользоваться математикой».
Из всех высказываний великих людей, что математика – это
«цемент», который связывает воедино науки, входящие в естествознание
и позволяет взглянуть на него как на целостную науку. Не зря ее
называют «царицей всех наук». Без логического аппарата математики не
обойдется ни одна наука.

5. Что обозначает термин – «точное естествознание» ?

Точное естествознание – это вполне оформленное, часто в
математических формулах, точное знание обо всем, что действительно
существует и может существовать во Вселенной. Но это знание не
является окончательным итогом знаний о Природе, а лишь тем, что
известно человечеству на данном этапе развития.

6.Что подразумевает понятие «редукционизм» в естествознании ?

В середине 19 века рядом естествоиспытателей и философом были
выдвинуты идеи об иерархии наук в форме четырех ее
последовательных ступеней : механика, физика, химия, биология.
Такого рода идеи о субординации естественных наук широко
обсуждается и сегодня. При этом выделяют одну очень важную проблему
: можно ли сводить все биологические явления к химическим, а
химические – к физическим ? Такое сведение «высшего» к «низшему» носит
название редукционизма (от латинского reductio – возвращение, сведение
к прежнему).
Согласно этой точке зрения, все химические явления, строение
веществ можно объяснить посредством физических знаний.

7. В чем заключается сущность глобальной естественно-научной
революции и кто из ученых завершил ее ?

Первой естественно-научной революцией, преобразовавшей астрономию,
космологию и физику, было создание последовательного учения о
геоцентрической системе мира, начатое еще в 6 веке до н.э.
Анаксимандром и Аристотелем. Эту научную революцию естественно
назвать Аристотелевой. Завершил ее Птолемей.

8. Какой представлялось Вселенная Аристотелю – Птолемею ?

В работе «О небе» он привел два веских довода в пользу
того, что Земля не плоская тарелка (как считали в то время), а
круглый шар ?
Во-первых, Аристотель догадывался, что лунные затмения происходят
тогда, когда Земля оказывается между Луной и Солнцем. Земля всегда
отбрасывает на Луну лишь в том случае, если Земля имеет форму
шара.
Во-вторых, из опыта своих путешествий греки знали, что в
южных районах Полярная звезда на небе располагается ниже, чем в
Северных. На Северном полюсе Полярная звезда находится прямо над
головой наблюдателя. Человеку же на экваторе кажется, что она
располагается на линии горизонта. Зная разницу в кажущемся
расположении Полярной звезды в Египте и Греции, Аристотель сумел
вычислить длину экватора. Правда эта длина получилась примерно в
два раза больше. Но в те времена это было крупное научное
открытие.
Аристотель полагал, что Земля неподвижна, а Солнце, Луна, планеты
и Звезды обращаются вокруг нее по круговым орбитам.
Птолемей (около 100-165 н.э.) превратил идею Аристотеля в полную
космологическую модель геоцентрической системы мира.
Земля стоит в центре, окруженная восемью сферами, несущими на
себе Луну, Солнце и планеты. Что лежит за последней сферой не
объяснялось.

9. Как называлась система мира, предложенная Коперником ? Почему ?

Коперником была предложена идея гелиоцентрической Вселенной и
движущейся Земли.
Коперник еще студентом познакомился с идеями о возможном
движении Земли : ее вращением вокруг своей оси и обращением вместе
с другими планетами вокруг Солнца, которое находится в центре
мира.

10. Почему время от времени происходит радикальная смена
естественно-научных представлений об окружающем нас мире ?


С развитием научной теории она по-новому описывает физическую
реальность, т.е. появляются несоответствие между существовавшими
научными выводами и теми выводами, которые получают ученые из новых
теорий. В результате коренным образом меняется представление об
окружающем нас мире.

11. Кто является автором «математических начал натуральной
философии» ?

«Математические начала натуральной философии» написал Исаак
Ньютон. Он сформировал основные законы классической механики, открыл
закон всемирного тяготения, разработал (наряду с Лейбницем)
дифференциальное и интегральное исчисление.

12. Какие открытия в области физики предопределили третью
естественно-научную революцию ?

В 1916г. Эйнштейн опубликовал свою общую теорию
относительности, совершив еще один переворот в физических
представлениях на сей раз о природе гравитационного взаимодействия.
«Фундамент» этой теории был заложен в 1907г., когда Энштейн
сформировал принцип эквивалентности. Пояснил сущность этого принципа.
Термин «масса», относящийся по второму закону Ньютона, имеет смысл
инертной массы – меры сопротивления тела любому изменению состояния
его движения. Но понятие «масса» в ньютоновском законе всемирного
тяготения имеет другой смысл – это тяготеющая масса или
гравитационная масса. Еще Галилей утверждал, что все тела независимо
от массы в гравитационном поле приобретают одинаковые ускорения.
Отсюда вытекает равенство инертной и гравитационной масс. Сам факт
их равенства и то, что все тела падают в гравитационном поле с
одинаковым ускорением, называют иногда слабым принципом
эквивалентности.
Принцип эквивалентности ; неинерциальная система отсчета
эквивалентна некоторому гравитационному полю.
Другим ключевым моментом в общей теории относительности было
понятие кривизны пространства – времени.
Общая теория относительности в корне изменила наши
представления о пространстве, времени, о Вселенной. Она привела к
отказу от какого бы то ни было центризма.
Литагалактика - или вся наша наблюдаемая астрологическая
Вселенная как единое целое – стала описываться однородной и
изотропной безграничной релитивистской космологической моделью.

13. В чем сщнось Третьей глобальной естественно-научной революции ?

Третья глобальная естественно-научная революция радикально
преобразовала научную картину мира, изменив астрономию, космологию и
физику и означала полный отказ от всякого центризма.

14. Какова главная особенность космологической модели Вселенной
Фридмана ?

Существуют три разные модели Фридмана, для которых выполняется
космологический принцип. Все варианты модели Фридмана имеют общее : в
какой-то момент времени в прошлом (десять, двадцать миллиардов лет
назад) расстояние между соседними галактиками должно было равняться
нулю. В этот момент (называемый Большим взрывом) плотность Вселенной
и кривизна пространства времени должны быть бесконечными. Поскольку
математики не умеют обращаться с бесконечно большими величинами, это
означает, что, согласно общей теории относительности во Вселенной
должна быть точка, в которой сама эта теория неприменима. Такая
точка называется особой или синигумерной. В этой точке наши теории
неверны из-за бесконечной плотности материи и бесконечной кривизны
пространства времени. Следовательно, если перед Большим взрывом и
происходили какие-то события, по ним нельзя было спрогнозировать
будущее. Следовательно, те события, которые происходили до Большого
взрыва нужно исключить из модели и считать началом отсчета времени
момент Большого взрыва.

15. Чем объясняется темный фон ночного неба ?

Вселенная не может представить собой константное распределение
звезд, бесконечных по возрасту и размерам. Действительно, если бы это
было не так, то каждый взгляд наблюдателя встречал бы звезду, но
небо-то темное. Объяснение этого факта лежит в космологической
модели расширяющейся Вселенной. Чем с большей скоростью она
удаляется от нас, и тем больше красное смещение излучения источника
от ее спектра. А красное смещение линий от ее спектра. А красное
смещение излучения источника ослабляет его интенсивность. На
определенном расстоянии красное смещение становится так велико, что
мы уже не видим света источника. Согласно закону Хаббла (закон
разбегания галактик) определенную границу имеет по крайней мере
наблюдаемая часть Вселенной, т.е. красное смещение порождает
космологический «горизонт», за который наш взгляд проникнуть уже не
может. Так как след от объективов, лежащих за космологическим
горизонтом, не доходит до нас, то нет никаких проблем и с темнотой
ночного неба.

16. Что такое космологический принцип ?

Фридман сделал два очень простых предложения 6 во-первых,
Вселенная выглядит одинаково, в каком бы направлении мы ее не
наблюдали (изотропность Вселенной), и во-вторых, это утверждение
должно оставаться справедливым и в том случае, если бы мы
производили наблюдения из какого-нибудь другого места (однородность
Вселенной). Эти два предположения составляют так называемый
космологический принцип.

17. Делимы ли протоны и нейтроны ?

Эксперименты по взаимодействию показали, что протоны состоят из
еще более мелких частиц. Их назвали кварками. Итак, протоны и
нейтроны не являются неделимыми.

18. Что такое спин частицы и какими физическими свойствами частицы
он определяется ?

Спин – вращательная характеристика частицы. Представим себе
частицы в виде маленьких волчков, вращающихся вокруг своей оси.
Однако в квантовой механики частицы не имеют вполне определенной
оси вращения. Спин – частицы дают нам сведения о том, как выглядит
эта частица, если смотреть на нее с разных сторон. Например,
частица со спином О похожа на точку, т. кора выглядит со всех
сторон одинаково. Частицу со спином 1 можно сравнить со стрелкой :
с разных сторон она выглядит по-разному и принимает прежний вид
лишь после оборота на 360 градусов. Частицу со спином 2 можно
сравнить со стрелкой заточенной с общих сторон : любое ее положение
повторится с полуоборота (180 градусов). Частицы с более высоким
спином возвращаются в первоначальное состояние при повороте на еще
меньшую часть полного оборота.

S=0 S=1 S=2

Существуют частицы, которые после полного оборота не принимают
прежнего вида : их нужно дважды полностью повернуть ! Такие частицы
называются спин Ѕ.

19. Какой спин имеет частицы, составляющие вещество Вселенной ?

Все известные частицы можно разделить на две группы : 1)
частицы со спином Ѕ , из которых состоит любое вещество во
Вселенной (нейтроны, протоны, легкие частицы и тяжелые частицы –
гипероны) ; 2) частицы со спином 0,1 и 2, которые создают силы,
действующие между частицами вещества (фотоны и частицы под общим
названием мезоны).

20. В чем отличие электромагнитных сил от гравитационных ?

Гравитационная сила. Эти силы носят гравитационный характер.
Это означает, что всякая частица находится под действием
гравитационной силы, величина которой зависит от массы и энергии
частицы. Это очень слабая сила, которую мы вообще не заметили бы,
если бы не ее два специфических свойства : гравитационные силы
действуют на больших расстояниях и всегда являются силами
притяжения.
В квантово – механическом подходе к гравитационному полю
считается, что гравитационная сила, действующая между двумя частицами
материи, переносится частицей со спином 2, которая называется
гравитоном. Гравитон не обладает собственной массой и поэтому
переносимая им сила является дальнодействующей. Гравитационное
взаимодействие между Солнцем и Землей объясняется тем, что частицы,
из которых состоит Земля и Солнце обмениваются гравитонами. Несмотря
на то, что в обмене участвуют лишь вертикальные частицы,
создаваемый ими эффект безусловно поддается измерению, т.к. этот
эффект – вращение Земли вокруг Солнца. Реальные гравитоны
распространяются в виде воли, но они очень слабые и их трудно
зарегистрировать, это пока никому не удалось.
Следующий этап взаимодействия создается электромагнитными
силами, которые действуют между электрически заряженными частицами, но
не отвечают за взаимодействие таких незаряженных частиц как
гравитоны. Электромагнитные взаимодействия гораздо сильнее
гравитационных : электромагнитная сила, действующая между двумя
электронами, примерно в 10^40 больше гравитационной силы. В отличие
от гравитационных сил, которые являются силами притяжения, одинаковые
по знаку заряды отталкиваются, разноименно заряженные – притягиваются.

21.Частицы с каким спином ответственны за взаимодействие?

В квантовой механике предполагается, что все силы или
взаимодействия между частицами вещества переносятся частицами с
целочисленным спином, равным 0,1,2. Это происходит следующим образом.
Частица вещества, например, электрон или кварк, испускает другую
частицу, которая является переносчиком взаимодействия (например,
фотон).

22. Что такое конфайнмент в кварковой теории ?

Сильное ядерное взаимодействие представляет собой
взаимодействие, которое удерживает кварки внутри протона и нейтрона,
а протоны и нейтроны внутри атомного ядра. Переносчиком сильного
взаимодействия считается частица со спином 1, которая называется
глюоном. Глюоны взаимодействуют только с кварками и другими
глюонами. У сильного взаимодействия есть одно необычное свойство –
оно обладает конфайнментом. Конфайнмент (ограничение, удержание) состоит
в том, что частица всегда удерживается в бесцветных комбинациях.
Один кварк не может существовать сам по себе, потому что тогда он
должен иметь цвет (красный, зеленый, синий). Следствием конфайнмента
является то, что мы не можем наблюдать отдельный кварк или глюон.

23. Зачем нужна единая теория Вселенной ?

Единая теория, охватывающая все взаимодействия «проливает свет»
и на само наше существование. Не исключено, что наше существование
есть следствие образования протонов. Такая картина начала Вселенной
представляется наиболее естественной. Земное вещество в основном
состоит из протонов, но в нем нет ни антипротонов, ни
антинейтронов. Эксперименты с космическими лучами подтверждают, что то
же самое справедливо и для всего вещества в нашей Галактике.
Но теории великого объединения не включают в себя
гравитационное взаимодействие.
Гравитационные силы так малы, что их влиянием можно
пренебречь, когда мы имеем дело с элементарными частицами или
атомами. Однако гравитационные силы являются дальнодействующими, да
еще и всегда силами притяжения, это означает, что результаты их
воздействия всегда суммируются. Следовательно, если имеется достаточное
количество вещества, то гравитационные силы могут стать больше
всех остальных сил. Вот почему эволюция Вселенной определяется
именно гравитацией.
Большинство физиков верят в создание единой теории, в которой
все четыре силы оказались бы разновидностью одной.

24. В чем выражается сущность четвертой глобальной естественно-
научной революцией ?

Четвертая глобальная естественно-научная революция
предопределяется необходимым, но окончательно еще никем не
осуществляемым синтезом, доминирующим в макромасштабах общей теории
относительности Эйнштейна с выступающими на передний план в
микромасштабах квантовыми представлениями о строении материи в
единую физическую теорию, объединяющую все четыре фундаментальных
взаимодействия - гравитационное, электромагнитное, слабое и сильное.

25. Какая наука из естественных наук является одновременно и
научной и производством ?

Химия как наука с момента своего рождения ставила перед
собой весьма практические цели и с тех пор она всегда была нужна
человечеству для того, чтобы получать из природных веществ по
возможности все необходимые металлы и керамику, известь и цемент,
стекло и бетон, красители и лекарства, взрывчатые вещества и
горючесмазочные материалы, каучук и пластмассы.
Поэтому все химические занятия, которые были приобретены в
течение многих веков подчинены единственной главной задаче химии –
задаче получения веществ с необходимыми свойствами.
Химия, как никакая другая естественная наука, тесно связана с
производством новых веществ.

26. В чем суть основной проблемы химии ?

Основная двуединая проблема химии это :
1) получение веществ с заданными свойствами – производственная
задача ;
2) выявление способов управления свойствами вещества – задача
научного исследования.

27. Какие способы решения основной проблемы химии вам известны ?

Существуют четыре способа решения основной проблемы химии,
которые связаны прежде всего с наличием всего четырех основных
природных факторов, от которых зависят свойства получаемых веществ :
основные природные факторы, влияюшие на свойства получаемых веществ :
1) состав вещества (элементарный, молекулярный) ;
2) структура молекул ;
3) термодинамические и кинетические условия химической реакции,
в
процессе которой это вещество получается.
4) уровень организации вещества.

28. В чем различия между терминами «структура вещества» и
«строение вещества» ?

Знание о составе вещества отвечает на вопрос о том, з каких
химических элементов состоит молекула данного вещества. А знание
структуры вещества дает представление о пространственном расположении
атомов в этой молекуле. Под понятием «структура» понимают
устойчивую упорядоченность качественно неизменной системы.
Теория строения вещества Дж. Дальтона отвечает на вопрос : как
можно отличить индивидуальное вещество от смесей веществ.
Согласно его теории, любое химическое вещество представляет
собой совокупность молекул, обладающих строго определенного качества
атомов одного, двух или трех химических элементов.

29. Что такое химические катализаторы и каковы механизмы их
действия ?

Катализаторы – это вещества - ускорители химических реакций,
которые не изменяются в результате реакции. При контакте с
катализатором активизируются молекулы реагента. При этом происходит
как бы «расслабление» химических связей в исходном веществе,
«растаскивание» его на отдельные части, которые затем легче вступают
во взаимодействие друг с другом.

30. Какие три «образа» современной биологии вам известны ?

Биология, будучи «равной среди равных» в системе естественных
наук, отмечена особым знаком судьбы. Д сих пор нет единой точки
зрения на ее «образ» как теоретической науки. Биология как бы
существует одновременно в трех лицах, развивается в трех основных
направлениях :
1) традиционная (натуралистическая) биология ;
2) физико - химическая биология ;
3) эволюционная биология.
Все эти направления научных поисков в биологии хотя и
различаются по содержанию, но преследуют одну и туже цель _
познание феномена Природы и Жизни.
В настоящее время ведутся усиленные поиски объединяющего
налога биологии и создания единой теории жизни.

31. Что является объектом изучения традиционной биологии ?

Объектом изучения традиционной биологии всегда была и остается
живая природа в ее естественном состоянии.
(Эразм Дарвин - дед Ж. Дарвина).

32. Какие физико – химические методы применяются в биологии ?

Наиболее широкое применение в биологии получили : метод меченых
атомов, методы рентгено-структурного анализа и электронной
микроскопии, хромографические методы, спектральные методы и методы
зондирования в тканях (ЯМР – томография, УЗИ – томография, оптические
зоны и т.д.). Широкое использование компьютеров позволило
автоматизировать экспериментальные установки и привело к созданию
большого количества различных тонографов – компьютерной аппаратуры,
позволяющей спокойно анализировать любой орган или клеточный
организм, не нанося ему вреда.

33. Какие уровни организации живой материи вам известны ?

Все объекты живой и неживой природы по строению представляют
собой системы, для которых характерно иерархическое соподчинение
входящих в них элементов, т.е. структурных уровней организации. Самые
элементарные из них относятся к области познания физики, - это
электроны, протоны, другие элементарные частицы. Затем идут атомные
уровни, молекулярные уровни, изучением которых занимается как физика,
так и химия. За молекулярным уровнем следует субмолекулярный, -
уровень исследования работы макромолекул, как единого целого ; и так
далее, вплоть до уровня организмов и сообществ из них. Каждый
нижележащий уровень располагается как бы в оболочке вышележащего
уровня и сохраняет его особенности. Изучение каждого уровня
организации живой материи должно иметь биологический смысл, т.е.
должно быть направлено на изучение феномена жизни, а не просто
структуры ее физико-химической организации.

34. В чем проявляются сильные и слабые стороны гипотезы Опарина ?

Одной из сильных сторон гипотезы Опарина является то, что она
находится в соответствии с гипотезой эволюции добиологической
(неживой) материи и зарождение жизни представлено в ней как
закономерный процесс.
Вторая сильная сторона – возможность экспериментальной проверки
основных положений гипотезы в лабораторных условиях. Но есть и
слабые стороны гипотезы Опарина. Например, гипотеза Опарина допускала
возможность самовоспроизведения доклеточных структур при отсутствии
молекулярных систем с функциями генетического кода. В рамках
гипотезы Опарина не удается объяснить главную проблему : причину
того таинственного скачка от неживой материи к живой, который и
знаменует собой начало жизни в том «земном» виде», в котором она
нам известна.

35. Что нового (по сравнению с теорией Дарвина) содержится в
синтетической теории эволюции ?

В 1930-1940 годах появилась на свет новая синтетическая
теория эволюции. Она представляет собой синтез дарвинской концепции
естественного отбора с генетикой и экологией. Существуют два
основных отличий синтетической теории эволюции от теории Ч.Дарвина.
Это, во-первых, признание в качестве элементарной единицы эволюции не
организма и даже не вида, а местной популяции и, во-вторых, -
выделение двух типов эволюции : микроэволюции и макроэволюции.
Макроэволюция (филогенез) – это эволюционные преобразования,
протекающие в течение длительного исторического периода и приводящие
к образованию надвидовых таксонов.
Микроэволюция доступна для непосредственного изучения в
лабораторных условиях, макроэволюция – нет, вследствие ее исторической
протяженности.

36. Какие типы изменчивы генов вам известны ?

На молекулярно-генетическом уровне существует несоклько
механизмов изменчивости. Среди них – мутациитенов – механизм
непосредственного преобразования самих генов, находящихся в конкретной
хромосоме при сильном внешнем воздействии. При этом механизме
порядок расположения генов в хромосоме не изменяется.
К другому типу механизмов можно отнести рекомбинацию генов,
т.е. создание новых комбинаций генов, располагающихся в конкретной
хромосоме. Это так называемая классическая рекомбинация генов, которая
имеет место главным образом у высших организмов при половом
процессе.
Существует еще один тип изменчивости генов – нереципрокная
рекомбинация или неклассическая рекомбинация генов, при котором
происходит увеличение общего объема генетической информации. Начало
изучения этого механизма изменчивости было положено в 1952 году,
когда П.Ледерберг и Н.Циндер открыли явление трансдукции генов, т.е.
возможности переноса молекул ДНК не в «голом виде», как при
трансформации, а в составе вирусов бактерий.
В последнее время этот вид рекомбинации был тщательно изучен.
Было обнаружено несколько типов трансмиссивных генов, различающихся
структурой генома и способом связывания с хромосомой клетки –
хозяина.

37. Сколько типов метабомума обнаружено в живой клетке ? Что это за
типы ?

Существует три типа обмена веществ (метабомума) :
1) Катабомум или диссимимяция – процесс расщепления сложных
органических соединений, сопровождающийся выделением химической энергии
при разрыве химических связей. Эта энергия запасается в фосфатных
связях АТФ.
2) Анаболизм или ассимитяция – разветвленная система процессов
биосинтеза сложных молекул с расходованием энергии АТФ.
3) Амфоболизм – процесс образования в ходе катобомума мелких
молекул, которые затем участвуют в строительстве более сложных
молекул.

38. На каком биологическом уровне происходит изучение особенностей
структурной и функциональной организации организмов ?

Термин онтогенез был введен Э.Геккемм еще в 1886 году. Ученый
подразумевал под ним рассмотрение особенностей структурной и
функциональной организации отдельных организмов, - как многоклеточных,
так и одноклеточных. другими словами, онтогенетический уровень – это
уровень изучения организма как единого целого, системы, в которой
все связано, все отрегулировано и все прекрасно работает.

39. Что такое биоценоз ?

Еще в 1877 году немецкий ученый гидробиолог К.Мебиус предложил
понятие «биоценоз» для обозначения такой совокупности организмов,
существование которых зависимо от абиотических (небиологических)
факторов среды. Другое название биоценоза – сообщества. Биоценозы
являются вторым уровнем организации и объединяют в себе несколько
популяций. В свою очередь, биоценозы являются компонентами третьего
надорганизменного уровня – биогеоценозов, которые характеризуются как
определенными биологическими, так и абиолическими факторами среды.

40. Кто является основоположником учения о биосфере ?

В науке появилось представление о существовании на нашей
планете некоего пространства, где есть жизнь. Из всех терминов,
предложенных для обозначения этого пространства укоренился один –
биосфера, автором которого был австрийский ученый Э.Зюсс (1875г.). В
течение всей жизни он уточнил и дополнил определение термина
биосфера и в 1919 году описал биосферу как «совокупность
организмов, ограниченную в пространстве и во времени и обитающую на
поверхности Земли».







Реферат на тему: Контрольная работа по КСЕ (конспект)

Институт Туризма и Гостеприимства
Государственный Университет Сервиса



Контрольная Работа

По теме: концепция современного
естествознания



Сдал: студентка 2 курса,
специальность 2305,
Вишневская Екатерина

Принял:



Москва 2000 год
Глава 1. Введение

Восприятие пространства-времени


О структуре мира рассуждения велись еще с ХVI века. И в каждый период
существования данного вопроса ученые по-разному отвечали на него. Но отказ
от старого геоцентризма произошел фактически во времена Галилея, т.е. было
признано, что небеса бесконечны.
Земля- простая песчинка космической пыли.
Из-за отсутствия видимых ориентиров было труднее выявить реальный возраст
Земли, т.к. для этого надо было чтобы человек случайно заинтересовался
жизнью или даже вулканами.
На первых стадия человеческого интереса к космическим далям
пространство и время оставались независимыми друг от друга. И лишь в конце
XIX века и начале ХХ века под влиянием биологии была выявлена необратимая
связь всего существующего. Таким образом солидарность и последовательность
существа зависит от их конкретного места в общем генезисе, время и
пространство органически соединяются, чтобы вместе создавать ткань
универсума.


Глава 2. Развитие естествознания в ранние и средние века

Научная революция Коперника.

Николай Коперник (1473-1543)-известный ученый средневековья, написавший в
1530 году знаменитое сочинение «Малый Комментарий». В этом труде он изложил
собственную теорию, по которой не Солнце вращалось вокруг Земли , а
наоборот. Такая теория была революционной не только с точки зрения церкви-
Земля и человек перестали быть главными во вселенной, - но и с точки
зрения механики- никогда еще относительность движения не использовалась для
решения конкретных задач. Коперник упростил схему планетной системы, по
которой суточное движение неба объяснялось вращением Земли вокруг своей
оси, годичное- обращением вокруг Солнца., а попутное движение звезд- разной
угловой скоростью движения планет на своих орбитах.
Система Коперника была гораздо точнее птолемеевской. Кроме того, изменения
системыне повлияли на результаты вычислений. Такая система получила
название гелиоцентрической.
Таким образом труд Коперника стал основой для всей будущей науки. А чтобы
построить систему Коперника, необходимо знать отношения расстояний всех
планет до Солнца к среднему расстоянию от Земли до Солнца. Среднее
расстояние от Земли до Солнца было названо астрономической единицей ( ок.
150 млн. км).
Остальные расстояния определяются по наблюдениям за планетами.

Глава 3. Механика Ньютона и ее влияние на формирование теоретической
физики. Законы сохранения в механике.
Вывод законов Ньютона из принципа сохранения импульса.

Для изолированной системы двух частиц
дифференцируя это уравнение по времени, получим


Ускорения общих частиц обратно пропорционально их инертным массам, т.е.


Пусть сила , с кот. частица А действует на частицу В. Тогда
Мы получили принцип равенства действия и противодействия , называемый
третьим законом Ньютона.

Наконец, для одной изолированной частицы имеем одновременно

Это закон инерции, или первый закон Ньютона.
Второй закон Ньютона можно записать также в виде


Если сила действует на частицу в течение конечного промежутка времени от 0
до t, то


Интеграл в левой части формулы называется импульсом силы , кот. равен
изменению импульса частицы ( тела), кот. происходит в результате действия
приложенной силы.


Глава 4. Элементы теории поля. Электромагнитные волны.


Уравнение Максвелла


В отсутствие диэлектриков и магнетиков уравнения Максвелла имеют вид:



Первые два уравнения Максвелла- это теорема Гаусса для электрических полей.
Третье- закон электромагнитной индукции Фарадея и четвертое – закон Ампера,
обобщенный Максвеллом.
1) Поток вектора напряженности электрического поля через произвольную
замкнутую поверхность равен алгебраической сумме зарядов, охватываемых этой
поверхностью ( - электрическая постоянная).
2) Поток вектора магнитной индукции сквозь произвольную замкнутую
поверхность S равен нулю.
Это уравнение является следствием того, что свободных магнитных зарядов в
природе не существует.
3) Циркуляция вектора напряженности электрического поля по произвольному
замкнутому контуру равна скорости изменения магнитного потока, взятого с
обратным знаком сквозь поверхность, ограниченную этим контуром.
4) Циркуляция вектора магнитной индукции по замкнутому контуру равна
полному току ( ), пронизывающему поверхность
, ограниченную этим контуром.
Уравнения Максвелла имеют следующий смысл:
1. обобщенный закон Кулона, связывающий электрическое поле с его
источниками, электрическими зарядами.
2. Математическое выражение факта отсутствия изолированных магнитных
зарядов: силовые линии магнитного поля замкнуты.
3. Изменения магнитного поля порождает электрическое.
4. Магнитное поле создается электрическим током или изменяющимся
электрическим полем.
Уравнения Максвелла выражают основные законы электромагнетизма и являются
такими же необходимыми, как и законы Ньютона.

Глава 5. Пространство, время и материя в контексте культуры.
Преобразования Галилея и Лоренца.

Рассмотрим математические соотношения: связывающие величины в одной
инерциальной системе отсчета с эквивалентными величинами в другой
инерциальной системе отсчета.

Пусть в начальный момент времени системы отсчета S и S’ совпадают и система
S’ движется вправо равномерно и прямолинейно (v= const). Рассмотрим, что
происходит в точке Р. Т.к. системы отсчета первоначально совпадают, то
через промежуток времени t’ система отсчета S’ сдвинется на расстояние vt'.
Следовательно, в момент t’ получим x=x’+vt’; y=y’, z=z’. Наконец, т.к.
время в физике Галилея является абсолютным, показания часов в обеих
системах отсчета совпадают: t=t’.
В итоге получаются формулы преобразования Галилея: x=x’+vt’, y=y’, z=z’,
t=t’. (*)
Теперь пусть точка Р движется со скоростью u и имеет компоненты в системе
S’: U’x, U’y, U’z, а в системе S: Ux, Uy, Uz по определению U’x=dx’/dt’;
U’y= dy’/dt’; U’z=dz’/dt’ .
Их связь с компонентами скорости в системе S можно найти ,
продифференцировав соотношения (*). Для Ux получим
Ux=dx/dt=d(x’+vt’)/dt’=Ux’+v; для других компонентов скорости Uy=U’y;
Uz=Uz’. Мы получили галилеевы формулы преобразования скоростей, кот.
справедливы только при скоростях , значительно меньших скорости света С.
Преобразования Лоренца.
Они были предложены для объяснения отрицательного результата эксперимента
Майкельсона - Морли и для придания одинакового вида уравнениям Максвелла
во всех инерциальных системах отсчета.



Эйнштейн предположил , что все физические законы не должны меняться от
преобразований Лоренца. Для того , чтобы наступила гармония между
уравнениями Ньютона и Максвелла нужно, чтобы масса (m) в уравнении Ньютона
определялась соотношением


, где - масса покоя, v-скорость движения тела, с - скорость света.
Формула преобразования скорости имеет вид:

Из последней формулы следует, что при скоростях , малых по сравнению со
скоростью света, это соотношение переходит в классическую формулу сложения
скоростей.

Глава 6. Оптика.
Поляризация света при отражении. Закон Брюстера.

Получить поляризованный свет можно путем отражения.
Когда свет падает на неметаллическую поверхность под любым углом, кроме
прямого , отраженный луч оказывается частично плоскополяризованным.
Направим на отражающую поверхность ХХ естественный луч SO. На пути
отраженного луча ОК поставим поляроид D, пройдя через кот., луч будет
освещать экран К.



При повороте поляроида интенсивность освещения экрана станет изменяться.
Это значит, что отраженный луч был частично поляризован. Степень
поляризации луча зависит от его угла падения. При изменении луча от 0 до 90
градусов степень поляризации луча сначала возрастет, в некоторой точке
достигнет максимума- став вполне поляризованным, а потом начнет убывать.
Угол падения, при котором отраженный луч становится поляризованным,
называется углом полной поляризации, а его тангенс равен показателю
преломления отражающей среды, т.е.

Оказалось, что отраженный луч всегда поляризуется в плоскости падения, т.е.
колебания вектора Е происходят в плоскости перпендикулярной плоскости
падения.
Преломленный луч достигает максимального уровня поляризации при угле
падения луча , для этого этот луч надо пропустить через стопу пластинок
(Столентова). Преломленный луч поляризуется в плоскости перпендикулярной
плоскости падения.

Глава 7. Возникновение и сущность квантовой теории.
Фотоны и рождение пар.

Фотон- частица, кот. двигается со скоростью света. Масса любой частицы
равна

Т.к. у фотона v=c, то знаменатель равен нулю. Значит либо масса покоя
фотона ( ) равна нулю, либо его энергия бесконечна.
Импульс фотона можно вычислить по формуле: p=E/c. Т.к. E=vh, импульс фотона
связан с его длинной волны соотношением p=hv/c=h/л.



Фотон обладает энергией, кот. может превращаться в массу (энергию покоя).
Это чаще всего происходит при рождении позитрона и электрона. Позитрон
имеет ту же массу, что и электрон, но у него противоположный знак заряда.
Такой процесс называется рождением электрон-позитронной пары и
сопровождается исчезновением фотона.


Глава 8. Ядерная физика.
Деление ядер.

С ростом значения массового числа А удельная энергия связи увеличивается
вплоть до А~50. Это объясняется тем, что энергия связи усиливается, если
его притягивают несколько других кулонов. Ядерные силы притяжения
короткодействующие. В элементах со значением массового числа больше А=50
удельная энергия связи начинает уменьшаться.
Если сблизить электрон и протон, высвободится энергия 13,6 эВ и масса атома
водорода оказывается на 13,6 эВ меньше суммы масс свободного электрона и
протона. Если их соединить, то они сольется с выделением энергии, кот.
соответствует разности масс. Этот процесс называется синтезом ядер.
Если тяжелое ядро расщепляется на два, то их масса будет меньше
первоначальной массы ядра примерно на 0,1%. Энергия атомной бомбы является
энергией, высвобождающейся при делении ядер.
Энергия водородной бомбы- энергия ядерного синтеза.
Благодаря цепной реакции процесс деления ядер можно сделать
самоподдерживающимся. При каждом делении ядер высвобождаются 2-3 нейрона
которые могут вызвать деление другого ядра урана, тогда процесс станет
самоподдерживающимся. Совокупность делящегося вещества, удовлетворяющая
этому требованию, называется критической сборкой.
Массу можно сделать надкритической. Тогда возникающие при
делении нейтроны будут вызывать несколько вторичных делений. Такое
устройство называется атомной бомбой. Сферу из плутония переводят в
надкритическое состояние обычно с помощью взрыва. Подкритическую сферу из
плутония окружают химической взрывчаткой. При ее взрыве плутониевая сфера
подвергается мгновенному сжатию. Скорость поглощения нейтронов оказывается
выше скорости потери нейтронов за счет их вылета наружу. В этом и
заключается условие надкритичности.
Взрыв атомной бомбы можно сделать эффективным, когда большая часть плутония
прореагирует, а не разлетится.
Глава 9. Физика элементарных частиц.
Теория великого объединения.

Успехи единой электрослабой теории стимулировали в последнее время попытки
включить ее и квантовую хромодинамику для сильного взаимодействия в рамки
так называемой теории великого объединения. В одном варианте этой теории,
включающей электромагнитное, слабое и сильное взаимодействия, существует
только один класс частиц- лептоны и кварки, принадлежащие одному семейству
и способные свободно превращаться друг в друга, а три типа сил представляют
собой различные аспекты единого взаимодействия. Если две частицы ( лептоны
или кварки ) сближаются на расстоянии меньшем , то между ними
перестает существовать какое-либо различие и кварк может легко превратиться
в лептон или наоборот. Тогда слабое, электромагнитное и сильное
взаимодействия сливаются в одно. Такое превращение схоже с превращением
протона в нейтрон.
То, что происходит на расстояниях , превышающих масштаб сближения ( )
называют нарушением симметрии, т.е. возникают три разных взаимодействия.
В простейшем варианте теории Великого объединения оценка времени жизни
протона равна лет. Но эксперименты показали, что нижний предел времени
гораздо больше. Другое предсказание говорило, что первые сек. после
великого взрыва, в результате которого возникла наша Вселенная,
температуры были столь высоки, что частицы обладали энергиями,
соответствующими масштабу объединения. Это значит, что барионный заряд не
сохранялся. Этим объясняется наблюдаемое в настоящее время преобладание
вещества над антивеществом во Вселенной от пример показывает глубокую связь
между исследованиями, проводимыми на противоположных концах шкалы размеров:
теории занимающейся изучением элементарных частиц и теории Вселенной как
целого. Еще более грандиозными являются попытки включить в единую схему и
гравитационное взаимодействие, объединив тем самым в рамках единой теории
все четыре фундаментальных взаимодействия.
Для увеличения энергии заряженных частиц до больших значений, используются
ускорители. Частицам высоких энергий соответствуют очень малые длины волн,
поэтому их можно использовать для получения подробной информации о строении
бомбардируемых объектов. При столкновении частиц с высокой энергией
происходит образование новых частиц.
Сильное взаимодействие переносится мезонами, обладающими массой покоя или
безмассовыми глюонами.
Античастица имеет такую же массу, что и частица, но противоположный по
знаку заряд. Во всех ядерных реакциях и реакциях с участием частиц
выполняются следующие законы сохранения энергии: импульса, массы-энергии,
момента импульса, электрического заряда, барионного и лептонного зарядов.
Частицы можно классифицировать как лептоны и адроны; фотон образует
отдельный класс. Лептоны участвуют в слабом и электромагнитном
взаимодействиях. Адроны- еще и в сильном. Адроны подразделяются на мезоны
(с нулевым барионным зарядом) и барионы (с ненулевым зарядом).
Последние теории элементарных частиц основаны на гипотезе кварков как
составных частей адронов. Ожидается, что число кварков совпадает с числом
лептонов (известны шесть кварков) и что кварки и лептоны являются истинно
элементарными частицами. Кварки обладают цветом. Согласно квантовой
хромодинамике переносчиками сильного цветового взаимодействия между
зарядами служат глюоны.
Теория, объединяющая взаимодействия, предполагает, сто на очень коротких
расстояниях и при очень высоких энергиях слабое, электромагнитное и сильное
взаимодействия проявляются как единая сила, а фундаментальное различие
между кварками и лептонами исчезает.

Глава 10. Самоорганизация и хаос.
Самоорганизация в неравновесных системах.

В середине Х1Х века были сформулированы второе начало термодинамики и
законы биологической эволюции. Однако вопрос о совместимости концепции
тепловой смерти (процесс хаотизации) с процессом самоорганизации оставался
на протяжении целого столетия открытым.
Выяснилось, что самоорганизация присуща не только «живым» системам, но
также и всем открытым системам (т.е. тем, в которых возможен обмен энергией
с окружающей средой). При этом источником упорядоченности является
неравномерность.
Жизнь на Земле стала возможна лишь благодаря негэнтропии (энтропии с
обратным знаком) солнечного излучения. Сфера жизни на Земле- это
упорядоченная структура, которая питается негэнергией.
Энергия солнечного излучения поступает на Землю из высокотемпературного
источника и уходит в космическое пространство при низкой температуре. Если
предположить, что в среднем энергия на Земле не накапливается, то поток
энтропии от Солнца на Землю будет меньше потока энтропии от Земли в
космическое пространство.
Т.е. Земля получает высококачественную энергию от Солнца, перерабатывает
ее, что сопровождается ростом энтропии, и выбрасывает ее в космическое
пространство вместе с наработанной энтропией. Это обеспечивает
жизнедеятельность на Земле.
Явления, происходящие в жидкости, лазерах и химических реакциях имеют много
общего. В ходе неравновесного процесса из пространственно-однородного
состояния у всех них спонтанно возникает пространственная или временная
структура, которая называется диссипативной. Такие структуры образуются в
открытых системах.
В прошлом веке была широко распространена теория тепловой смерти Вселенной,
но в настоящее время она оказалась непризнанной.

Глава 11. Астрофизика
Рождение Вселенной.

Одну из гипотез происхождения Вселенной предложил Джордж Гамов, которая
получила название «теории большого взрыва». По этой теории начальным
условием для рождения Вселенной было наличие в трехмерном пространстве
физического вакуума.
Взрывная модель расширяющейся Вселенной заключается в том, что в начальный
момент времени полная ее масса, энергия и давление были заключены в
точечной сингулярности (области с бесконечно малыми размерами), и потом это
сингулярность стала распространяться из этой точки со скоростью света.
Температура огненного шара, которым была вначале Вселенная, была крайне
велика. Простейшее предположение о начальном составе огненного шара- весь
он состоял из излучения.
Столкновения фотонов в первые мгновения приводили к образованию частиц
вещества (электронов, мезонов, и нуклонов). В последующих столкновениях
фотонов с ними стали образовываться и многие другие частицы. Но при всех
условиях частицы появлялись парами: «частица-античастица», т.о. возникало
и вещество, и антивещество. Наконец, между полем излучения и веществом
наступило равновесие.
Аннигиляция частиц уничтожала вещество и превращала его в излучение, а в
столкновениях с фотонами оно вновь образовывалось. При последующих реакциях
между элементарными частицами возникали также и ядра элементов, но
расширение поля излучения было слишком быстрым, а температура слишком
высокой, поэтому в этот период образовались только водород и гелий.
Особенностью огненного шара на первых стадиях было то, что он имел очень
большую теплоемкость, а значит должны быть сильные флуктуации плотности.
Постепенно некоторые флуктуации замораживались, т.е. области с высокой
плотностью жили дольше и перемешивались с областями с низкой плотностью.
Так в шаре постепенно возникли первые неоднородности, которые, возможно,
стали первым скоплением галактик.
Излучение к тому моменту охладилось до такой степени, что перестало быть
источником частично- античастичных пар. Огненный шар расширился, охладился
и представлял собой облако из областей плотного вещества, перемежающихся
областями, в которых практически не было вещества. Конденсированные области
обладали своими гравитационными полями, которые «вытягивали» более тяжелые
компоненты первичной плазмы- нуклоны и способствовали их отделению от более
легких компонент-электронов. В этой плазме была смесь двух газов: одного,
состоящего из электронов и позитронов, и другого, в 1840 раз более
тяжелого, состоящего из протонов и антипротонов. Так эти два газа стали
разделяться в гравитационном поле.
Электромагнитные поля, созданные на ранних стадиях расширения, стали
разделять положительные электроны от отрицательных и протоны от
антипротонов, благодаря чему противоположные токи концентрировали вещество
в центре, а антивещество по бокам. Т. о. Получились области с преобладанием
вещества над антивеществом, и другие области наоборот.
В последствии каждая область стала состоять либо из вещества, либо из
антивещества. Эти области были разделены пространством, в котором
аннигиляция полностью уничтожала вещество, так что оно оказалось пустым в
отношении наличия вещества.

Глава 12. Жизнь во Вселенной.
Возникновение мысли.

Человек в том виде, в котором его удается воспроизвести сегодняшней науке-
животное, подобное другим.
Ступень рефлексии (размышление, самопознание)
Рефлексия-это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом
себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической
устойчивостью и своим значением. Рефлектирующее существо в силу
сосредоточения на самом себе внезапно становится способным развиваться в
новой сфере.
Абстракция, логика, изобретательность, математика, искусство, восприятие
времени и пространства- не что иное, как возбуждение вновь образованного
центра. Разум- эволюционное достояние только человека.
Для большинства биологов нет четкого различия между инстинктом и мыслью: и
то и другое своего рода поверхностное свечение, под которым скрывается игра
детерминизма матери (объективная, закономерная связь и причинная
обусловленность всех явлений).
Рефлексия –форма теоретической деятельности человека, направленная на
осмысление действия.
Человек с его сознанием – это вершина эволюции. Но в человеке,
рассматриваемом как зоологическая группа, мы по-прежнему находим и половое
влечение, и тенденцию к борьбе за существование , и любопытство к
окружающему миру.
Изменение биологического состояния, приведшее к пробуждению мысли, не
просто соответствует критической точке, пройденной индивидом или даже
видом. Будучи более обширным, это изменение затрагивает саму жизнь в ее
органической целостности и, следовательно, оно знаменует собой
трансформацию, затрагивающую состояние всей планеты.
Геологи допускают зональность нашей планеты: в центре металлическую
барисферу, окруженную каменистой литосферой, поверх которой находятся
текучие оболочки гидросферы и атмосферы. К четырем покрывающим друг друга
оболочкам наука прибавляет живую пленку, образованную растительным и
животным миром- биосферу.
Признав в истории эволюции новую эру образования, ученые выделили еще одну
пленку- ноосферу. Это новый покров, который зародившись в конце третичного
периода, разворачивается с тех пор над миром растений и животных. Несмотря
на незначительность анатомического скачка, с гоминизацией начинается новая
эра. Нам известны пока два представителя нижнечетвертичного человека:
питекантроп с Явы и синантроп из Китая. Эти существа по своей анатомии
имеют человеческие формы. Синантроп был обнаружен в своем жилище- пещере,
где изобилуют каменные орудия очень хорошего качества. Он добывал огонь.
Далее следует огромный провал в антропологии. Около 60000 лет назад
предгоминиды исчезли и появились неандертальцы, для которых было характерно
разностороннее развитие мозга. Появилась пещерная индустрия и первые
захоронения, т.е. все то , что определяет и выражает человека. После
неандертальца появился Homo Sapiens, человек , которого мы знаем в конце
четвертичного периода- это уже действительно современный во всех отношениях
человек.
У неандертальцев обнаруживается психическая ступень, т.е. наличие
настоящего разума.
Вследствие быстрого роста числа индивидов свободная территория уменьшается.
Группы сталкиваются между собой. Под давлением необходимости использовать
небольшие территории по максимуму возникает идея сохранения и
воспроизводства на месте. Разведение скота и земледелие заменяют охоту и
сбор плодов.
Появляется вкус к элементарным исследованиям. В результате торговли
предметами и передачи идей образуются традиции. Развивается коллективная
память.
В следствие случайной конфигурации континентов на Земле имеются районы
более благоприятные для объединения и смешения рас. В этих
привилегированных местах и стремилась накапливаться человеческая масса.
Этим объясняется появление высшего и нового состояния ноосферы. В прошлом
выделяют пять таких очагов: Центральная Америка с цивилизацией майя, Южные
моря с полинезийской цивилизацией, долины Ганга и Инда с цивилизациями
Индии, бассейн желтой реки с китайской цивилизацией, и наконец, Нил и
Месопотамия с Египтом. Эти очаги появились ( за исключением первых 2) почти
в одно время. Египет , Эллада и вскоре Рим и Иерусалим дали людям
цивилизацию и духовную форму.

Глава 13. Биосфера и человек.
Ноосфера.

Современный человек сформировался около 30-40 тысяч лет назад. С того
времени в эволюции биосферы стал действовать новый – антропогенный фактор.
Палеолит- первая культура, созданная человеком. Она совпала с длительным
периодом оледенения. Тогда экономической основой жизни была охота на
крупных животных, что привело к исчезновению многих видов.
Дополнительные сложности для травоядных животных возникли вследствие
изменения природных условий в конце палеолита, когда наступило резкое
потепление, отступил ледник, леса распространились по Европе, вымерли
крупные животные. Закончился период развития общества, характеризовавшийся
чисто потребительским отношением к окружающей среде.
Во времена Неолита наряд ус охотой, рыбной ловлей и собирательством все
большее значение приобретает процесс производства пищи. Происходят первые
попытки одомашнивания животных, зарождается производство керамики.
Уже 9-10 тыс. лет назад существовали поселения, среди остатков которых
обнаруживают пшеницу, кости коз , свиней. В разных местах развиваются
зачатки земледельческого и скотоводческого хозяйства. Начинается освоение
минеральных ресурсов, зарождается металлургия.
Рост населения, качественный скачок в развитии

Новинки рефератов ::

Реферат: Кредитная система РК (Финансы)


Реферат: Культура России 19 века (Культурология)


Реферат: Разработка Интерфейса Пользователя АСУ в Среде Delphi (Программирование)


Реферат: В.С. Высоцкий или Прерванный полет (Музыка)


Реферат: Футурология, прогностика, глобалистика: основные понятия (Философия)


Реферат: История Крыма (История)


Реферат: Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов (Психология)


Реферат: Иван Владимирович Мичурин (Сельское хозяйство)


Реферат: Перелеты птиц (Биология)


Реферат: Создание санатория в форме унитарного предприятия (Предпринимательство)


Реферат: Профилактика производственного травматизма (Трудовое право)


Реферат: Взаимодействия с ЭВМ на естественном языке (Программирование)


Реферат: Модель "шляхетской демократии" в Польше (XVI-XVIII вв.) (История)


Реферат: Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ (Право)


Реферат: Калькуляция себестоимости продукции нормативный метод (Бухгалтерский учет)


Реферат: Hollidays (Иностранные языки)


Реферат: Сделки (Право)


Реферат: Хазарское государство (История)


Реферат: Законотворчество и механизм реализации законов (Теория государства и права)


Реферат: Масленица (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист