GeoSELECT.ru



Аудит / Реферат: Консолидирование бухгалтерского учета (Аудит)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Консолидирование бухгалтерского учета (Аудит)



Содержание
Введение 3
Глава 1. Международные перспективы финансового учета 4
1.1. Учет и факторы, влияющие на его развитие 4
1.2. Финансовая отчетность 7
1.3. Интерпретация отчетности зарубежных компаний 9
1.4. Международные организации 11
Глава 2. Процедура консолидирования 14
2.1. Метод покупки 16
2.2. Метод слияния (поглощения) 20
2.3. Составление консолидированного отчета о прибылях и убытках 21
2.4. Консолидация деятельности компаний группы в последующие периоды 22
Заключение 25
Список литературы 27



Введение

Учет нередко называют языком бизнеса. Он является связующим звеном
разнообразных видов деятельности, присущих любому бизнесу. Результатом
учетного процесса являются финансовые отчеты и сметы, калькуляция
себестоимости производимой продукции и оценка бюджетного дефицита, расчет
налогов и оценка инвестиционной политики. Говоря иначе, бухгалтерский учет
представляет собой исключительно полезную сферу деятельности в любом
обществе, оказывая влияние на многие стороны его по вседневной жизни.
Интернационализация учета. Бухгалтерский учет является одним из средств
международного общения. Для современного уровня экономической интеграции
стран характерна интернационализация экономики, прежде всего в сфере
бизнеса. Сегодня большинство крупнейших корпораций являются
мультинациональными
Мультинациональная природа современного бизнеса — свершившийся и, по-
видимому, необратимый процесс. Корпоративная интернационализация имеет
много форм. Например, отдельные компоненты различных потребительских
товаров, таких, как машины, персональные компьютеры, видеоаппаратура, могут
производиться за пределами страны окончательной сборки этих товаров.
Вспомогательные промышленные производства такого типа существуют, в
частности, вдоль всей американо-мексиканской границы.


Глава 1. Международные перспективы финансового учета

С позиции экономики учет обычно рассматривается как процесс подготовки
информации о предприятии, которая может быть полезной для принятия
управленческих решений по распределению и эффективному использованию
имеющихся ресурсов. Результатная информация, применяемая в рамках
финансового учета ориентирована прежде всего на пользователей:
а) внешних по отношению к предприятию, т. е. не участвующих
непосредственно в управлении его текущей деятельностью;
б) вложивших свои капитал в активы предприятия.
Физические и юридические лица, желающие вложить имеющиеся у них ресурсы
в тот или иной нес, могут выбрать сферу приложения своего капитала,
оставаясь прежде всего на финансовой отчетности. Бухгалтерский учет
существует именно потому, что выполняет свое предназначение — поставляет
информацию. И чтобы эта информация представляла интерес для пользователей,
она должна быть достоверной, заслуживающей доверия, отвечающей их
потребностям.

1.1. Учет и факторы, влияющие на его развитие

Бухгалтерский учет определяется средой, в которой он функционирует.
Каждой стране присущи своя история, свои ценности, политическая система. То
же самое можно сказать о бухгалтерском учете. Так, принципы бухгалтерского
учета в США и других странах значительно различаются. Эти различия
обусловливаются как разнообразием существующих форм организации
хозяйственной деятельности, так и влиянием на практику учета внешних
факторов (политических, экономических, социальных, географических и др.).
Интересно отметить, что определенная схожесть «окружающей среды» в двух
различных странах, как правило, обусловливает и наличие многих общих черт в
применяемых в них системах бухгалтерского учета.
В некоторых странах, например в США, информация, генерируемая в рамках
финансового учета, направлена прежде всего на удовлетворение потребностей
инвесторов и кредиторов, а полезность с позиции принятия управленческих
решений является важнейшим критерием её качества. В других странах роль
бухгалтерского учета и приоритеты, выработанные в рамках его методологий,
могут быть иными. Например, это могут предоставление достоверной информации
и контроль за надлежащим исполнением государственной налоговой политики.
Именно это предназначение бухгалтерского учета признается основополагающим
в большинстве стран Южной Америки.
В некоторых странах система бухгалтерского учета реализуется исходя из
приоритета макроэкономических целей, в частности достижения заданных темпов
роста национальной экономики. (Макроэкономические процессы имеют ряд
особенностей, существенных для бухгалтерской практики: инфляция,
безработица и др.) В этом случае на второй план могут отходить вопросы о
полезности конкретной информации о налоговых ставках, общеэкономической
политике для инвесторов и кредиторов. Рассмотрим в общих чертах основные
факторы, оказывающие влияние на развитие учета.
Информационные связи компании и ее инвесторов. Промышленная революция в
США и Великобритании привела к резкому увеличению их национального
богатства. С ростом компаний увеличивались и их потребности в капиталах,
при этом источником значительной их части являлся, нарождавшийся и
богатевший средний класс. Этот процесс оказал существенное влияние на
развитие финансового учета в обеих странах. Во-первых, росло количество
инвесторов и кредиторов, их состав становился все более разнообразным,
многие компании переходили в корпоративную собственность. Во-вторых,
владельцы компаний (инвесторы) все более отделялись от оперативного
управления, передавая его профессиональным наемным управляющим. В этой
ситуации финансовая учетная информация становится важнейшим источником
данных о благосостоянии компании. Появилась практика представления
акционерам управленческим персоналом финансовых отчетов для контроля за
эффективным использованием ресурсов. Именно это обстоятельство
предопределило нацеленность финансовой отчетности на информационные
потребности инвесторов и кредиторов. Такая ориентация финансового учета в
США и Великобритании свойственна ему в течение уже многих лет. Более того,
в этих странах были созданы рынки и биржи ценных бумаг. Результат —
финансовые отчеты компаний отличаются значительной аналитичностью, а
определение рентабельности хозяйственной деятельности как одной из
характеристик эффективности работы управленческого персонала, является
целью финансового учета.
В других странах (Швейцария, Германия, Япония и др.) финансовая
политика определяется небольшим количеством очень крупных банков,
удовлетворяющих значительную часть финансовых потребностей бизнеса.
Одновременно происходит и концентрация в акционирование компаний.
Информация, необходимая для обоснования дополнительных финансовых вложений,
в этом случае формируется, как правило, в процессе прямых контактов
заинтересованных лиц. Этот путь является более простым и эффективным,
поскольку компания имеет ограниченное число кредиторов (в частности, это
может быть один крупный банк). Правительства этих стран требуют также
публиковать некоторую информацию о компаниях, поэтому последние вынуждены
готовить финансовую отчетность, но в менее детализированном виде, нежели
американские компании.
В этом случае отчетность нацелена прежде всего на защиту интересов
банков-кредиторов. Для бухгалтерской практики здесь характерны некоторые
особенности, в частности консерватизм в оценке активов, определенное
завышение кредиторской задолженности, позволяющее в случае финансовых
затруднений обеспечить своему банку некоторую свободу действий в исполнении
обязательств, уменьшение дивидендных выплат акционерам и др.
Во Франции и Швеции бухгалтерский имеет несколько иную ориентацию.
Правительства этих стран играют определяющую роль в управлении
национальными ресурсами, а предприятия обязаны придерживаться
правительственной экономической политики, в частности, в рамках
макроэкономического планирования. Правительства не только контролируют
финансовые возможности бизнеса, но и выступают при необходимости в роли
инвестора или кредитора. Здесь бухгалтерский учет ориентирован прежде всего
на потребности государственных плановых органов. Фирмы вынуждены следовать
унифицированным стандартам в области учета и отчетности, что в значительной
степени упрощает и повышает эффективность работы правительственных органов.
Безусловно, сущность отношений между бизнесом и его финансовыми
кредиторами достаточно резко меняется с выходом на международные финансовые
рынки. В этом случае необходимо удовлетворять информационные запросы не
только отечественных, но и внешних кредиторов, что автоматически приводит к
отклонениям от национальных стандартов в области учета и отчетности.
Таким образом, среди факторов, влияющих на содержание учетной практики
в той или иной стране, можно выделить:
а) тип кредиторов и инвесторов как основных пользователей учетной
информации (физические лица, банки, правительственные органы);
в) число физических и юридических лиц, вовлеченных в процесс
инвестирования капитала;
в) участие инвесторов в управлении бизнесом;
г) степень развития рынка и бирж ценных бумаг;
д) степень участия в международном бизнесе.

1.2. Финансовая отчетность

Компаниями периодически подготавливается финансовая отчетность в
интересах потребителей этой информации. Финансовые отчеты различаются не
только по форме, но и по существу и объему представляемой в них информации.
Содержательная часть отчета зависит от того, кому этот отчет
предназначается: инвесторам или кредиторам, правительственным или иным
органам. Национальные традиции также влияют на структуру и содержание
отчета.
Под транснациональной финансовой отчетностью понимают отчетность,
предоставляемую заинтересованным физическим и юридическим лицам за
пределами страны, в которой размещается штаб-квартира МНК. Формирование
такой отчетности обусловливается двумя причинами общего характера.
Первая может быть определена как глобальная финансовая стратегия МНК,
предусматривающая:
а) регистрацию корпорации на зарубежных фондовых биржах;
б) продажу своих ценных бумаг за рубежом;
в) получение кредитов от иностранных банков.
Иначе говоря. МНК и поисках материальных и финансовых ресурсов не
ограничиваются пределами своем) страны и готовы сотрудничать с любыми
контрагентами, обеспечивающими им дополнительные финансовые ресурсы и
прибыль.
Вторую причину можно определить как транснациональное инвестирование,
предусматривающее приобретение пенных бумаг не только отечественных, но и
зарубежных корпораций. Если фирма «Сони» производит всемирно известные
телевизоры, почему бы не приобрести часть ее акций с тем. чтобы в
дальнейшем получить дополнительную прибыль на инвестированный капитал?
Подготовка транснациональной финансовой отчетности предполагает решение
ряда проблем, связанных с интересами как самой МНК, так и пользователей
информации. Когда компания готовит финансовый отчет, предназначенный для
использования только в своей стране, го подразумевается, что пользователи
знакомы: а) с общими принципами бухгалтерского учета в данной стране; б) со
специальными методиками, используемыми данной компанией; в) с языком, на
котором написан отчет; г) с денежным измерителем, используемым в отчете.
Все чти аспекты приобретают совершенно другое звучание, когда отчет
направляется зарубежным пользователям.


1.3. Интерпретация отчетности зарубежных компаний

Итак, мы видели, что проблемы анализа финансовой отчетности, связанные
с национальными различиями в языках, валютных системах и принципах учета, в
той или иной степени могут быть решены. Однако и в этом случае зарубежный
аналитик может столкнуться с еще одной, более сложной проблемой.
Дело в том, что система финансирования и принципы принятия
управленческих решений в области инвестирования также имеют национальные
особенности. Поэтому аналитик должен понять, как эти особенности влияют на
данные финансовой отчетности. Это крайне важно, если, например,
сравниваются показатели деятельности разных зарубежных корпораций.
Одним из способов такого анализа является специальный прием, известный
как «анализ коэффициентов» (Ratio Analysis). На базе финансовой отчетности
рассчитываются коэффициенты, характеризующие степень риска,
платёжеспособность фирмы, ее рентабельность. Одним из наиболее
употребительных показателей является отношение всех долгов компании к общей
величине активов. Так как компания должна рассчитаться с кредиторами за
счет собственных средств, относительно меньшее значение этого коэффициента
считается более благоприятным. Иначе говоря, при прочих равных условиях
инвесторы и кредиторы предпочтут иметь дело с той компанией, в которой
значение этого коэффициента меньше.
Эта точка зрения является широко распространенной. Однако недавние
исследования показали, что возможны и исключения из этого правила, т. е.
переход на международный уровень в учетной и аналитической работе может
привести к существенным отклонениям от устоявшихся стереотипов 2.
Исследователи проанализировали финансовую отчетность нескольких японских
корпораций, приведенную в соответствие с американскими учетными принципами,
и отчетность аналогичных корпораций США. В результате сравнительного
анализа выяснилось, что величина отношения долгов компании к ее активам в
среднем на 58% выше в японских корпорациях. Можно ли на основании этого
сделать вывод, что дополнительное инвестирование японских корпораций более
рискованно, чем американских? Исследователи дают отрицательный ответ и
поясняют, что этот коэффициент в Японии имеет совершенно другую
интерпретацию — его высокое значение свидетельствует о степени доверия к
корпорации со стороны банков. Относительно низкое значение этого
коэффициента характеризует не степень надежности и платежеспособности
компании, а лишь ее неспособность получить кредиты в банках. Таким образом,
инвесторам следует предпочесть компанию, пользующуюся большим доверием
банков.
Приведенный пример показывает, что на международном уровне даже
единообразие учетных стандартов не всегда обеспечивает сравнимость
полученных результатов. Экономическая среда в любой стране имеет свою
национальную окраску, и это отражается на финансовой отчетности корпораций.
Таким образом, исследуя отчетность МНК, зарубежный аналитик должен
достаточно четко представлять себе социально-экономические особенности
другой страны и их возможное влияние на данные, представленные в
бухгалтерской отчетности.
Необходимость в подготовке траннациональной финансовой отчетности
возникает тогда, когда корпорация пытается найти зарубежные источники
финансирования. Но найдя такие источники, выясняется, что обычные годовые
отчеты не отвечают требованиям зарубежных инвесторов.
Финансовая отчетность — основное средство коммуникации. И неэффективное
его использование может привести к финансовым потерям как со стороны
компаний, взаимодействующих с МНК и инвестирующих свой капитал в ее
предпринимательскую деятельность, так и самой МНК, поскольку, имея
претензии к отчетности МНК и не желая больше рисковать своими капиталами,
инвёсторы могут просто отказаться от дальнейшего инвестирования ее
деятельности. Негативные последствия для МНК могут наблюдаться на фондовых
биржах, в частности снижение курса ее акций. Определяя уровень и способ
информационного общения со своими зарубежными контрагентами, МНК должна
исходить из принципа экономической целесообразности, соотнося свои расходы
-на это общение с потенциальными доходами или потерями от его
несовершенства.


1.4. Международные организации

Комитет по международным учетным стандартам (International Accounting
Standards Committee — IASC) был создан для разработки стандартов, которые
можно было бы распространить на все страны мира.
Далеко не все различия в учете и отчетности могут быть объяснены
Особенностями социально-экономической среды той или иной страны. Учет в
рамках конкретной страны развивается довольно медленно, а вместе с тем
крупные мультинациональные корпорации в своей деятельности выходят за рамки
сложившихся национальных экономических традиций (фирма «Тойота, например,
имеет гораздо больше общих черт с «Дженерал Моторс», нежели с небольшими
японскими фирмами). И тем не менее большинство МНК придерживаются своих
национальных систем счетоводства.
По существу, деятельность IASC сводится к выделению и по возможности
исключению тех национальных особенностей бухгалтерского учета, которые не
могут быть объяснены влиянием окружающих социально-экономических факторов.
Международные учетные стандарты в принципе предназначены для любых
компаний, но прежде всего они могут быть распространены на деятельность
МНК.
К настоящему времени IASC издал около 30 международных учетных
стандартов. Среди них: сегментированное представление финансовой информации
(стандарт № 14), информация для отражения влияния изменения цен (стандарт №
15), учет влияния изменения валютных курсов стандарт № 21),
консолидированная финансовая отчетность и учет инвестирования в дочерние
компании (стандарт № 27), финансовая отчетность в гиперинфляционной среде
(стандарт № 29).
IASC основан в 1973 г. ведущими профессиональными бухгалтерскими
организациями Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики,
Голландии, Великобритании, Ирландии и США. В настоящее время в него входят
представители более 100 бухгалтерских организаций из 75 стран. В отличие от
ряда международных организаций, о которых пойдет речь ниже, IASC объединяет
представителей только неправительственных профессиональных организаций. В
некотором смысле IASC является международным двойником американского FASB.
Работой IASC, руководит совет, состоящий из представителей 13 стран,
включая страны, основавшие комитет. В разработке международных стандартов
могут принимать участие широкие слои профессиональных бухгалтеров. За 6
месяцев до издания окончательной редакции очередного стандарта совет IASC
принимает и анализирует любые замечания и поправки. Получение мнений всех
членов совета IASC по вновь выпускаемым стандартам является обязательным.
Заседания совета проводятся несколько раз в году и в различных странах,
чтобы обеспечить разнообразие мнений по обсуждаемым проблемам. Так,
последние заседания проводились в Копенгагене, Сиднее, Дюссельдорфе, Нью-
Йорке.
Стандарты IASC носят рекомендательный характер, поэтому МНК
самостоятельно решают, ориентироваться ли на них при подготовке своей
отчетности. Тем не менее поддержка деятельности IASC и признание его
стандартов расширяются. Укрепляется мнение, что комитет становится все
более влиятельной силой для разработки приемлемых учетных принципов
«мирового класса». Так, Япония одобрила стандарт № 27 и распространила его
действие на все японские МНК.
Следует признать, что если бы все МНК придерживались стандартов IASC,
был бы достигнут значительный прогресс в унификации учетных методик. Можно
привести следующий пример различного подхода в методиках учета, применяемых
в отдельных странах и рекомендуемых стандартами IASC. Расходы по
пенсионному обеспечению своих работников, а также уплата налогов на доходы
фирмы могут относиться к различным периодам: либо к периоду, когда были
сделаны начисления, либо к периоду, когда были сделаны выплаты. IASC
рекомендует первую методику учета, тогда как во многих странах больше
распространена вторая.
Международная федерация бухгалтеров (МФБ) (International Federation of
Accountants — IFAC) была создана в 1977 г. для развития и укрепления
престижа бухгалтерской профессии. Цели этой организации в значительной
степени совпадают с целями IASC; однако приоритет отдается собственно
бухгалтерской профессии. Членами IFAC являются представители
профессиональных учетных организаций из более чем 75 стран.
Действующий в составе федерации Комитет по обобщению практики
аудирования (International Auditing Practices Committee - IAPC) издает
специальные руководства (guidelines), в которых обобщается и анализируется
практика аудирования в различных странах мира. К настоящему времени
распространено уже несколько выпусков guidelines: № 1—цели и задачи
аудирования; №6 - анализ и оценка применяемой системы учета; № 8 -
информационно-технологические аспекты аудирования; № 13 - подготовка
аудиторского отчета; № 25 - риск и оценка надежности результатов
аудирования.
Работа другого комитета— Комитета по профессиональной подготовке
(Education Committee) —направлена на унификацию квалификационных и
образовательных критериев при подготовке профессиональных бухгалтеров.
Комитет по этике (Ethics Committee) занимается обобщением национальных
кодексов профессиональной этики и выработкой единого стандарта. Оба эти
комитета также периодически публикуют guidelines по вопросам, входящим в
сферу их компетенций.


Глава 2. Процедура консолидирования

Консолидирование должно обеспечить исключение повторного учета взаимных
операций компаний группы.
При составлении консолидированной отчетности данные отчетности
материнской компании и дочерних предприятий объединяют поэтапно, чтобы
представить их как единую хозяйственную организацию. В этих целях сначала
постатейно суммируют статьи отчетности компаний группы, а затем исключают
взаимные инвестиции и операции. В общем виде это можно представить
следующим образом:
o затраты по инвестициям инвестора элиминируются собственным капиталом
инвестируемых предприятий;
o остатки непогашенной задолженности по внутрифирменным операциям, таким,
как внутрифирменные продажи, расходы, займы, дивиденды, элиминируются
полностью;
o нереализованная прибыль по внутрифирменным операциям в остатках товаров и
в основных средствах элиминируются в полном объеме;
o нереализованные убытки по внутрифирменным операциям в остатках активов
также элиминируются;
o чистая прибыль, принадлежащая сторонним (миноритарным) акционерам
дочернего предприятия (доля меньшинства), указывается отдельно от
прибыли, принадлежащей материнской компании;
o в консолидированной отчетности следует также выделить долю меньшинства в
нетто-активах (или собственном капитале).
При составлении консолидированного баланса особое значение имеет
порядок объединения долговых обязательств. С правовой точки зрения концерн
(группа предприятий) не может иметь долговых обязательств или задолженности
по отношению к самому себе. Поэтому кредиты и прочие долговые
обязательства, отчисления в резервный фонд и задолженность между
предприятиями, входящими в группу, должны исключаться. Это касается прежде
всего следующих статей баланса:
o задолженности по взносам в уставный капитал;
o расчетов по коммерческим операциям;
o кредитов, выданных предприятиям группы;
o долгосрочных финансовых вложений;
o векселей;
o прочей задолженности;
o краткосрочных финансовых вложений.
Элиминируются инвестиции материнской компании в дочерние предприятия и
доля, принадлежащая материнской компании в акционерном капитале дочерних
предприятий.
Статьи собственного капитала дочернего предприятия, подлежащие
консолидации, следующие:
o уставный капитал;
o резервный капитал;
o резервы, образованные из валового дохода;
o нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);
o чистая прибыль (чистый убыток) текущего года.
Можно выделить этапы консолидирования баланса в зависимости от наличия
или отсутствия взаимных операций:
o первичная консолидация (при составлении впервые консолидированной
отчетности ранее независимых предприятий) связана с приобретением
инвестируемого предприятия;
o последующая консолидация (при составлении консолидированной отчетности
группы, образованной ранее и уже осуществляющей взаимные операции).
Техника и методы составления консолидированной отчетности в разных
странах различны.
В зависимости от характера сделки при инвестировании и установлении
контроля выделяют два метода составления первичной консолидированной
отчетности: метод покупки (приобретения) и метод слияния (поглощения). Эти
методы различаются процедурно и оказывают большое влияние на совокупные
финансовые результаты, представляемые в консолидированной отчетности.

2.1. Метод покупки

В соответствии с этим методом на дату приобретения определяется
справедливая рыночная цена приобретенных материнской компанией
идентифицируемых активов и обязательств. Стоимость таких активов отражается
в учете материнской компании по статье «Инвестиции».
Следует иметь в виду, что покупаются не собственно активы инвестируемой
компании, а доля в ее акционерном капитале, эквивалентная нетто-активам по
стоимости. Покупка активов, например, недвижимости, земельного участка и
т.д. коренным образом отличается от покупки акций или доли в уставном
капитале на аналогичную сумму. Покупка активов не влечет за собой
необходимость составления консолидированной отчетности, а приобретение
более 50% акций с правом голоса потребует консолидации.
При покупке и установлении контроля достаточно сложно определить дату,
на которую необходимо составлять консолидированную отчетность, поскольку
дата приобретения доли в капитале и дата переоценки активов могут быть
разными.
Прибыль приобретаемого предприятия, полученная до даты приобретения, не
включается в консолидированную отчетность.
Разница между ценой, уплаченной за приобретенные нетто-активы
действующего предприятия, и их справедливой рыночной ценой представляет
цену фирмы (гудвилл) или резервный капитал (отрицательный гудвилл,
возникающий при покупке по цене, меньшей справедливой рыночной оценки).
Цена фирмы (гудвилл):
цена покупки
справедливая рыночная цена приобретенных идентифицируемых активов
цена фирмы (гудвилл)
Таким образом, цена фирмы отражает потенциальную доходность дочернего
предприятия, не показанную в учете, а также стоимость неидентифицируемых
активов и качественных показателей. Цена фирмы отражается в
консолидированном балансе по статье «Нематериальные активы», которая
подлежит амортизации в течение срока ее ожидаемой будущей доходности.
Если приобретается компания, уже обладающая репутацией, связями,
налаженным и прибыльным производством, пользующейся спросом продукцией и
хорошо организованной системой сбыта, то цена ее приобретения будет
отличаться не только от балансовой стоимости (carring value) нетто-активов,
но и от справедливой рыночной цены (fair value) идентифицируемых активов.
Справедливая рыночная цена в разных ситуациях может быть различной. В
одних случаях — это стоимость активов и обязательств по сделкам
информированных и заинтересованных сторон, не принимающих участия в
конкретной операции по приобретению. В других — наименьшая стоимость
замещения (lower of replacement cost), применяемая если активы
действительно подлежат замещению. Это может быть и стоимость нетто-реализа-
ции (net realizable value), если активы подлежат продаже.
Следует отметить, что справедливую рыночную цену определяют
дифференцированно по видам имущества. При этом могут быть использованы
справочные цены на машины и оборудование, цены соответствующих рынков,
дисконтированная стоимость долгосрочной дебиторской и кредиторской
задолженности, текущая стоимость воспроизводства земельных участков и
незавершенного производства, скорректированная стоимость приобретения
материально-производственных запасов и долгосрочных контрактов.
Таким образом, цена фирмы — это разница между суммой, уплаченной за
действующее предприятие, и справедливой рыночной ценой приобретаемых
идентифицируемых активов.
При приобретении может возникнуть отрицательный гудвилл, если стоимость
приобретения (инвестиции) меньше справедливой рыночной Цены, Такое явление
типично при недооцененных активах молодых или Убыточных компаний,
находящихся на грани банкротства фирм. Отрицательная цена фирмы,
возникающая при консолидации, показывается как резервный капитал,
возникающий при консолидации.
Резервный капитал определяется как цена покупки минус справедливая цена
приобретенных активов. Резервный капитал характеризует ожидаемые будущие
доходы или выгоду от сделки при покупке предприятия по более низкой цене.
Он пропорционально списывается. Несписанный остаток рассматривается как
прибыль.
Необходимость консолидации капитала связана с устранением двойного
счета в консолидированной отчетности и правильным отражением величины
собственного капитала в балансе единой экономической единицы.
Консолидированная отчетность составляется с точки зрения материнской
(холдинговой, головной) компании.
В целях составления консолидированной отчетности в учете западных стран
руководствуются количественным подходом к определению степени влияния этих
операций на инвестора, что в значительной мере условно, так как зависимость
инвестируемой компании не обязательно будет обусловливаться высокой долей
инвестора в ее акционерном капитале, а контроль может осуществляться другим
образом.
Выделяются три уровня влияния инвестора:
1) менее 20% в акционерном капитале инвестируемой компании (не
оказывает существенного влияния);
2) от 20 до 50% (существенное влияние);
3) более 50% в акционерном капитале инвестируемой компании (контроль,
составление консолидированной отчетности).
Приобретение более 20% акций, имеющих право голоса, позволяет оказывать
существенное влияние на деятельность инвестируемой компании. Для учета этих
акций используется метод пропорционального распределения прибылей (equity
method).
В данном случае участие в акционерном капитале инвестируемой компании,
превышающее 20%, предполагает, что инвестор включает в свои отчеты
соответствующую долю прибылей или убытков контролируемой компании; подобные
инвестиции производятся не только для простого получения дивидендов. Такие
компании называются родственными или ассоциированными, в Гражданском
кодексе Российской Федерации - зависимыми.
Можно выделить три основных признака рассматриваемого метода:
1) инвестор учитывает приобретенные акции по покупной стоимости;
2) часть чистой прибыли инвестируемой компании инвестор записывает на
увеличение, а убытки — в уменьшение инвестиций;
3) получаемые дивиденды инвестор относит на увеличение денежных средств
и уменьшение инвестиций.
Таким образом, текущая сумма инвестиций в балансе складывается из
следующих элементов:
затраты по приобретению + соответствующая доля прибылей -
соответствующая доля убытков - получаемые/полученные дивиденды.
Как уже отмечалось, при установлении контроля инвестора называют
материнской компанией, а инвестируемую компанию — дочерней. В этом случае
возникает необходимость составления консолидированной отчетности. С одной
стороны, каждая из этих компаний является самостоятельным юридическим лицом
и составляет свою финансовую отчетность, с другой стороны, в силу особых
отношений и связей между дочерней и материнской компаниями они
рассматриваются как единое целое и подготавливают общую отчетность, которая
называется консолидированной.

2.2. Метод слияния (поглощения)

Описанный ранее метод приобретения путем покупки имеет свои сложности:
прежде всего согласно этому методу необходимо проведение дорогостоящей
переоценки, а также требуется наличие у инвестора свободных денежных
ресурсов. Альтернативой ему выступает все шире применяемый метод слияния
инвестора с инвестируемой компанией, в соответствии с которым требуется
незначительная величина денежных средств и осуществляется обмен акций
инвестора на акции инвестируемой компании. При этом удается избежать уплаты
налогов, а акционеры не лишаются прав собственности, поскольку взамен
прежних акций получают новые (хотя часто пропорции такого обмена явно не
выгодны прежним владельцам). При слиянии права могут приобретаться не
только материнской компанией, но и компанией, не входящей в группу, или
перераспределяться между несколькими компаниями.
Рассмотрим характерные черты метода слияния (поглощения):
o активы и пассивы не переоцениваются и не корректируются;
o инвестиции показываются по номиналу;
o прибыли, полученные дочерней компанией до слияния, включаются в
консолидированную отчетность.
Применение указанного метода разрешено в следующих случаях:
o материнская компания обменивает более 90% номинального капитала дочерней
компании;
o осуществляется обмен акций материнской компании на акции дочерней
компании;
o расчеты в денежной форме не должны превышать 10% номинальной стоимости
выпущенных акций;
o компании должны быть равновеликими.
При этом методе отсутствует цена фирмы, не производится переоценка
активов до их справедливой рыночной цены, что привело бы к повышению
амортизационных отчислений.

2.3. Составление консолидированного отчета о прибылях и убытках

Консолидированный отчет о прибылях и убытках составляется аналогично
консолидированному балансу, т.е. суммированием счетов прибылей и убытков из
отчетностей предприятий, входящих в группу, и исключения доходов и
расходов, возникших в результате операций внутри группы, так как концерн не
может реализовывать прибыли и убытки от операций внутри себя самого. В его
консолидированный отчет о прибылях и убытках включаются лишь финансовые
результаты, полученные от операций с третьими лицами, не входящими в состав
концерна. Это достигается пересчетом корреспондирующих затрат и результатов
и (или) перегруппировки их в составе счета прибылей и убытков. Следует
отметить, что исключаются не только выручка от реализации продукции, но и
прочие доходы от продаж и оказания услуг.
Процесс консолидирования счета прибылей и убытков включает:
o консолидирование внутренних оборотов по реализации между предприятиями
группы,
o консолидирование прочих доходов и расходов,
o консолидирование переводов прибылей или убытков внутри концерна.
При составлении консолидированного отчета о прибылях и убытках может
возникнуть ситуация, когда предприятия группы используют разные методы
учета затрат - метод полных затрат или метод прямых затрат. Поэтому в ходе
подготовки консолидированной отчетности необходимо составлять все отчеты о
прибылях и убытках отдельных предприятий группы по одному из этих двух
методов. Так как это всегда связано со значительными затратами, всем
предприятиям концерна рекомендуется с самого начала придерживаться одного
метода учета затрат для составления консолидированного отчета о прибылях и
убытках.
Выше была рассмотрена методика так называемого полного
консолидирования, применяемого для дочерних компаний. Как уже упоминалось,
включение результатов совместно контролируемого предприятия и совместной
деятельности в консолидированный отчет концерна происходит аналогично
полному консолидированию при использовании метода пропорционального
консолидирования или консолидирования квот, основанного на пропорциональном
включении в отчет концерна приходящихся на долю материнской компании
имущества и обязательств, а также затрат и результатов деятельности
совместного предприятия или совместной деятельности.
Следует отметить, что в исключительных случаях консолидирование
совместной деятельности может осуществляться при помощи метода Equity.
Включение в консолидированную отчетность результатов деятельности
зависимых компаний отличается от консолидирования дочерних и совместных
компаний. Как уже отмечалось, МСУ рекомендуют включать их результаты в
консолидированную отчетность с помощью метода Ечш1у (доли в капитале),
согласно которому участие в зависимых компаниях отражается особой статьей в
разделе внеоборотных активов консолидированного отчета. В качестве даты
первого включения в консолидированную отчетность концерна следует считать
начало его функционирования в качестве зависимого. В первый год участие
материнской компании в зависимой компании отражается по первоначальной
стоимости, складывающейся из затрат на ее приобретение. В последующие
периоды стоимостная оценка участия будет основываться на его балансовой
стоимости и уменьшаться или увеличиваться на сумму получаемых прибылей или
убытков соответственно и уменьшаться на сумму выплаченных дивидендов.

2.4. Консолидация деятельности компаний группы в последующие периоды

При консолидации отчетности компаний, входящих в группу, в последующие
периоды их деятельности возникают дополнительные трудности, связанные с
необходимостью элиминирования статей, отражающих взаимные внутрифирменные
операции, во избежание повторного счета и искусственного завышения величины
капитала и финансовых результатов. Статьи, подлежащие элиминированию, — это
статьи, которые исключаются из консолидированной отчетности, поскольку
приводят к повторному счету и искажению финансовой характеристики
деятельности группы.
Концепция группы предполагает особое отношение к операциям между
компаниями, входящими в группу. Внутрифирменные операции схожи с операциями
между отделениями (отделами) внутри компании. Такие операции совершаются
при торговых сделках и расчетах по ним, выдаче кредитов, получении
дивидендов. Все подобные операции должны быть элиминированы при подготовке
консолидированных баланса и отчета о прибылях и убытках. Должны быть
элиминированы и внутрифирменные остатки по расчетам.
При составлении консолидированной отчетности следует элиминировать
займы, дебиторскую, кредиторскую задолженность и начисления, поскольку
единая хозяйственная единица не может иметь дебиторской или кредиторской
задолженности сама себе.
Подлежат элиминированию следующие расчеты:
o задолженность по еще не внесенным в уставный капитал вкладам;
o авансы полученные или выданные;
o займы компаниям, входящим в группу;
o взаимная дебиторская и кредиторская задолженность компаний группы;
o другие активы и ценные бумаги;
o расходы и доходы будущих периодов;
o начисления;
o непредвиденные операции.
Если суммы дебиторской задолженности одной компании полностью
соответствуют суммам кредиторской задолженности другой компании, входящей в
группу, то они просто опускаются.
Причины расхождений по дебиторской и кредиторской задолженности в учете
материнской компании и дочернего предприятия могут быть вызваны
методологическими различиями, ошибочными записями, различиями во времени и
другими причинами. Подобные расхождения легко устранить без какого-либо
влияния на отчет о прибылях и убытках. Счета к оплате могут превышать счета
к получению в связи с различиями применяемых методов оценки (резерв в учете
одной компании при отсутствии счетов к получению другой компании группы).


Заключение

В настоящее время отчетливо проявляется тенденция к расширению практики
консолидирования бухгалтерской отчетности. Разработанная IASC новая версия
стандарта № 27 «Консолидированная бухгалтерская отчетность и учет
инвестирования в дочерние компании» закрепляют эту тенденцию на
международном уровне.
Приводя аргументы в пользу представления консолидированной отчетности,
необходимо отметить и некоторые ограничения ее возможностей. Если прибыль
компании в значительной степени определяется какой-то одной производственно-
технологической линией или отдельной региональной единицей, а аналитические
расшифровки в отчете отсутствуют, консолидированная отчетность не вскрывает
эту особенность данной компании. Точно также по сводной отчетности
невозможно выявить, если в корпорации убыточные подразделения, в каких
производственных и финансовых отношениях находятся дочерние компании и др.
Именно по этой причине годовые отчеты становятся все более содержательными,
и дополнительно в них приводятся разнообразные аналитические данные.
Одним из важнейших факторов создания так называемой новой экономики
была именно глобализация стандартов, и можно с уверенностью утверждать, что
эта тенденция сохранится и в будущем. Нужно рассматривать международные
стандарты финансовой отчётности, прежде всего, как эффективный
инструментарий для выхода на международные рынки капитала, как новый
комплексный подход в процессе формирования финансовой информации. Это
особенно актуально на пороге 21 века, который предъявляет качественно новые
требования к компаниям, желающим успешно конкурировать на международных
рынках. Организации независимо от размеров и форм собственности придется
решать следующую задачу: как остаться жизнеспособной на рынке. Это удастся
сделать только в случае предоставления товара или услуги, имеющего
дополнительную ценность для потребителя, причем в условиях динамично
развивающейся конкуренции. Это подразумевает наличие гибкой организационной
структуры, в частности, возможность приспосабливаться к ускоряющимся темпам
изменений и циклам деловой активности, а также обрабатывать интенсивные
потоки информации, денежных средств и т.п. Успешно функционирующая
организация с гибкой структурой следующего столетия должна собирать,
анализировать и обрабатывать данные потоки в реальном режиме времени.


Список литературы


1. Бернстайн Л.А,, “Анализ финансовой отчётности”, Москва, “Финансы и
статистика”, 1996
2. Качалин В.В., “Финансовый учёт и отчётность в соответствии со
стандартами GAAP”, Москва, “Дело”, 2000
3. “Международные стандарты финансовой отчётности”, Москва, “Аскери-
АССА”, 1999
4. Мюллер Г., Гернон Х., Миик Г., “Учёт: международная перспектива”,
Москва, “Финансы и статистика”, 1999
5. Палий В.Ф,, “Комментарии к международным стандартам финансовой
отчётности”, Москва, “Аскери-АССА”, 1999
6. Пучкова С.И., Новодворский В.Д., “Консолидированная отчётность”,
Москва, “Инфра-М”, 1999
7. Соловьева О.В., “Зарубежные стандарты учёта и отчётности”, Москва,
“Аналитика-Пресс”, 1998
8. Палий В.Ф,, “Бухгалтерский учёт в России и международные
стандарты”,“Бухгалтерский учёт”, №8, 1997
9. Шнейдман Л.З., “На пути к международным стандартам финансовой
отчётности”, “Бухгалтерский учёт”, №1, 1998






Реферат на тему: Консолидирование задолженности

Тюменский Государственный Нефтегазовый Университет



Контрольная работа по дисциплине:
«Финансовая математика»



Выполнил ст. гр. МО1с
Калачев С.А.



Тюмень 2002


Содержание

1. Простые и сложные проценты. Сущность и применение…………………..3
2. Консолидирование задолженности…………………………………………..9
Список литературы………………………………………………………………15
1. Простые и сложные проценты. Сущность и применение.


Предоставляя свои денежные средства в долг, их владелец получает
определенный доход в виде процентов, начисляемых по некоторому алгоритму в
течение определенного промежутка времени. Поскольку стандартным временным
интервалом в финансовых операциях является 1 год, наиболее распространен
вариант, когда процентная ставка устанавливается в виде годовой ставки,
подразумевающей однократное начисление процентов по истечении года после
получения ссуды. Известны две основные схемы дискретного начисления:
схема простых процентов;
схема сложных процентов.
Схема простых процентов предполагает неизменность базы, с которой
происходит начисление. Пусть исходный инвестируемый капитал равен Р;
требуемая доходность — г (в долях единицы). Считается, что инвестиция
сделана на условиях простого процента, если инвестированный капитал
ежегодно увеличивается на величину Р • г. Таким образом, размер
инвестированного капитала через n лет (Rn) будет равен:
Rn = Р + Р • г + …+ Р • г = P • (1 + n • r ).
(1)

Считается, что инвестиция сделана на условиях сложного процента, если
очередной годовой доход исчисляется не с исходной величины инвестированного
капитала, а с общей суммы, включающей также и ранее начисленные, и
невостребованные инвестором проценты. В этом случае происходит
капитализация процентов по мере их начисления, т.е. база, с которой
начисляются проценты, все время возрастает. Следовательно, размер
инвестированного капитала будет равен:
к концу первого года: F1 = Р + Р • г = Р • (1 + г);
к концу второго года: F2 = F1+ F1 • г = F1• (1 + г) == Р • (1 + г);

к концу n-го года: Fn == Р • (1 + г) .

При проведении финансовых операций чрезвычайно важно знать как
соотносятся величины Rn и Fn. Все зависит от величины n. С помощью метода
математической индукции легко показать, что при n > 1, (1 + г)" > 1 + +п •
г. Итак,

Rn > Fn, при 0 < n Rn, при n >1.

Взаимосвязь Fn и Rn можно представить в виде графика (рис. 1).
Таким образом, в случае ежегодного начисления процентов для лица,
предоставляющего кредит:
более выгодной является схема простых процентов, если срок ссуды менее
одного года, (проценты начисляются однократно в конце периода);
более выгодной является схема сложных процентов, если срок ссуды
превышает один год (проценты начисляются ежегодно);
обе схемы дают одинаковые результаты при продолжительности периода 1 год
и однократном начислении процентов.
[pic]
Рис. 1. Простая и сложная схемы наращения капитала


Использование в расчетах сложного процента в случае многократного его
начисления более логично, поскольку в этом случае капитал, генерирующий
доходы, постоянно возрастает. При
применении простого процента доходы по мере их начисления целесообразно
снимать для потребления или использования в других инвестиционных проектах
или текущей деятельности.
Формула сложных процентов является одной из базовых формул в финансовых
вычислениях, поэтому для удобства пользования значения множителя FMl (r,
n), называемого мультиплицирующим множителем и обеспечивающего наращение
стоимости, табулированы для различных значений г и n. Тогда формула
алгоритма наращения по схеме сложных процентов переписывается следующим
образом:
Fn = P • FMl (r, n),
(2)
где FMl (r, n) = (1 + г) — мультиплицирующий множитель.
Экономический смысл множителя FMl (r, n) состоит в следующем: он
показывает, чему будет равна одна денежная единица (один рубль, один
доллар, одна иена и т.п.) через n периодов при заданной процентной ставке
г.
В практических расчетах для наглядной и быстрой оценки эффективности
предлагаемой ставки наращения при реализации схемы сложных процентов
пользуются приблизительным расчетом времени, необходимого для удвоения
инвестированной суммы, известным как «правило 72-х». Это правило
заключается в следующем: если г — процентная ставка, выраженная в
процентах, то k = 72/r представляет собой число периодов, за которое
исходная сумма приблизительно удвоится. Это правило хорошо срабатывает для
небольших значений г (до 20%). Так, если годовая ставка г = 12%, то k = 6
годам. Речь идет о периодах начисления процентов и соответствующей данному
периоду ставке, а именно, если базовым периодом, т.е. периодом наращения,
является квартал, то в расчете должна использоваться квартальная ставка.
Схема простых процентов используется в практике банковских расчетов
при начислении процентов по краткосрочным ссудам со сроком погашения до
одного года. В этом случае в качестве показателя n берется величина,
характеризующая удельный вес длины подпериода (дни, месяц, квартал,
полугодие) в общем периоде (год). Длина различных временных интервалов в
расчетах может округляться: месяц — 30 дней; квартал — 90 дней; полугодие —
180 дней; год — 360 (или 365) дней.

На практике многие финансовые операции выполняются в рамках одного
года, при этом могут использоваться различные схемы и методы начисления
процентов. В частности, большое распространение имеют краткосрочные ссуды,
т.е. ссуды, предоставляемые на срок до одного года с однократным
начислением процентов. В этом случае для кредитора, диктующего чаще всего
условия финансового контракта, более выгодна схема простых процентов, при
этом в расчетах используют промежуточную процентную ставку, которая равна
доле годовой ставки, пропорциональной доле временного интервала в году.

F = Р • (1 + F •r ), или F = Р • (1 + t/T• r),
(3)
где г — годовая процентная ставка в долях единицы;
t — продолжительность финансовой операции в днях;
Т — количество дней в году;
f — относительная длина периода до погашения ссуды.

При определении продолжительности финансовой операции принято день выдачи
и день погашения ссуды считать за один день. В зависимости от того, чему
берется равной продолжительность года (квартала, месяца), размер
промежуточной процентной ставки может быть различным. Возможны два
варианта:
точный процент, определяемый исходя из точного числа дней в году (365 или
366), в квартале (от 89 до 92), в месяце (от 28 до 31);
обыкновенный процент, определяемый исходя из приближенного числа дней в
году, квартале и месяце (соответственно 360, 90, 30).
При определении продолжительности периода, на который выдана ссуда,
также возможны два варианта:
принимается в расчет точное число дней ссуды (расчет ведется по дням);
принимается в расчет приблизительное число дней ссуды (исходя из
продолжительности месяца в 30 дней). Для упрощения процедуры расчета
точного числа дней пользуются специальными таблицами (одна для обычного
года, вторая для високосного), в которых все дни в году последовательно
пронумерованы. Продолжительность финансовой операции определяется
вычитанием номера первого дня из номера последнего дня.
В случае, когда в расчетах используется точный процент, берется и
точная величина продолжительности финансовой операции; при использовании
обыкновенного процента может применяться как точное, так и приближенное
число дней ссуды. Таким образом, расчет может выполняться одним из трех
способов:
обыкновенный процент с точным числом дней (применяется в Бельгии,
Франции);
обыкновенный процент с приближенным числом дней (ФРГ, Дания, Швеция);
точный процент с точным числом дней (Великобритания, США).
В практическом смысле эффект от выбора того или иного способа зависит
от значительности суммы, фигурирующей в процессе финансовой операции.
Другой весьма распространенной операцией краткосрочного характера, для
оценки которой используются рассмотренные формулы, является операция по
учету векселей банком. В этом случае пользуются дисконтной ставкой. Одна из
причин состоит в том, что векселя могут оформляться по-разному, однако чаще
всего банку приходится иметь дело с суммой к погашению, т.е. с величиной
FV. Схема действий в этом случае может быть следующей. Владелец векселя на
сумму FV предъявляет вексель банку, который соглашается его учесть, т.е.
купить, удерживая в свою пользу часть вексельной суммы, которая нередко
также называется дисконтом. В этом случае банк предлагает владельцу сумму
(PV), исчисляемую исходя из объявленной банком ставки дисконтирования (d).
Очевидно, что чем выше значение дисконтной ставки, тем большую сумму
удерживает банк в свою пользу. Расчет предоставляемой банком суммы ведется
по формуле:

PV == FV • (1 —f • d ), или PV = FV (1 —t/T • d), (4)

где f - относительная длина периода до погашения ссуды (операция
имеет смысл, когда число в скобках не отрицательно).



2. Консолидирование задолженности.

В практике нередко возникают случаи, когда необходимо заменить одно
обязательство другим, например с более отдаленным сроком платежа, досрочно
погасить задолженность, объединить несколько платежей в один
(консолидировать платежи) и т.п. В таких ситуациях неизбежно возникает
вопрос о принципе, на котором должно базироваться изменение контракта.
Таким общепринятым принципом является финансовая эквивалентность
обязательств которая предполагает неизменность финансовых отношений сторон
до и после изменения контракта.
Эквивалентными считаются такие платежи, которые, будучи "приведены" к
одному моменту времени, оказываются равными. Приведение осуществляется
путем дисконтирования к более ранней дате или, наоборот, наращения суммы
платежа (если эта дата относится к будущему). Если при изменении условий
принцип финансовой эквивалентности не соблюдается, то одна из участвующих
сторон терпит ущерб, размер которого можно заранее определить. По существу,
принцип эквивалентности следует из формул наращения и дисконтирования,
связывающих величины Р (первоначальная сумма долга) и S (наращенная сумма,
или сумма в конце срока), Сумма Р эквивалентна S при принятой процентной
ставке и методе ее начисления. Две суммы денег S1 и S2, выплачиваемые в
разные моменты времени, считаются эквивалентными, если их современные (или
наращенные) величины, рассчитанные по одной и той же процентной ставке и на
один момент времени, одинаковы. Замена S1 на S2 в этих условиях формально
не изменяет отношения сторон.
Сравнение платежей предполагает использование некоторой процентной
ставки, и, следовательно, результат зависит от выбора ее величины. Однако,
что практически весьма важно, такая зависимость не столь жестка, как это
может показаться на первый взгляд. Допустим, что сравниваются два платежа
S1 и S2 сроками n1 и n2 , измеряемыми от одного момента времени, причем S1
( S2 и n1 ( n2. Их современные стоимости Р1 и Р2 в зависимости от размера
процентной ставки показаны на рис. 3.1.
С ростом i величина Р уменьшается, причем при i = i0 наблюдается
равенство Р1 = Р2. Для любой ставки i ( i0 Р1 ( Р2. В свою очередь, при
i ( i0 Р1 ( Р2. . Таким образом, результат сравнения зависит от
критического (барьерного) размера ставки, равного i0. Определим величину
этой ставки. На основе равенства современных стоимостей сравниваемых
платежей

S1 S2
1 + n1 i0 1 + n2 i0

Находим



(1)
[pic]

рис. 1.
Из формулы (1) следует, что чем больше различие в сроках, тем больше
величина i0 при всех прочих равных условиях. Рост отношения S1/S2 оказывает
противоположное влияние.
Если дисконтирование производится по сложной ставке, то критическую
ставку найдем из равенства

S1 (1+ i0) = S2 (1+ i0)


Получим:



(2)
Принцип эквивалентности применяется при различных изменениях условий
выплат денежных сумм.
Общий метод решения подобного рода задач заключается в разработке так
называемого уравнения эквивалентности, в котором сумма заменяемых платежей,
приведенных к какому-либо моменту времени, приравнивается к сумме платежей
по новому обязательству, приведенных к той же дате. Для краткосрочных
обязательств приведение осуществляется обычно на основе простых ставок, для
средне- и долгосрочных — с помощью сложных ставок. Заметим, что в простых
случаях часто можно обойтись без специальной разработки и решения уравнения
эквивалентности.
Одним из распространенных случаев изменения условия является
консолидация (объединение) платежей. Пусть платежи S1, S2, …, Sm со сроками
n1, n2, …, nm заменяются одним в сумме So и сроком n0. В этом случае
возможны две постановки задачи: если задается срок n0, то находится сумма
So, и наоборот, если задана сумма консолидированного платежа So, то
определяется срок n0.

При определении суммы консолидированного платежа уравнение
эквивалентности имеет простой вид. В общем случае, когда n1( n2, (…(. nm ,
причем n1( n0 ( nm , искомую величину находим как сумму наращенных и
дисконтированных платежей. При применении простых процентных ставок
получим:

(3)


где Sj — размеры объединяемых платежей со сроками ni( n0;
Sk - размеры платежей со сроками n k ( n0;

В частном случае, когда n0 ( nm
(4)
При объединении обязательств можно применить и учетные ставки. В этом
случае при условии, что все сроки выплат пролонгируются, т.е. n0 ( nj ,
находим сумму наращенных по учетной ставке платежей:

So = ( Sj (1- tj d )


В общем случае имеем


So = ( Sj (1- tj d ) + ( Sk (1- tk d )



Здесь tj, tk имеют тот же смысл, что и выше.

Консолидацию платежей можно осуществить и на основе сложных ставок.
Вместо формулы (3) получим для общего случая
( n1 < nо< nm )

So = ( Sj (1+ t ) + ( Sk (1 + i )
(5)

Если при объединении платежей задана величина консолидированного
платежа So, то возникает проблема определения его срока n0. В этом случае
уравнение эквивалентности удобно представить в виде равенства современных
стоимостей соответствующих платежей.
При применении простой ставки это равенство имеет вид:

So (1+ n0i ) = ( Sj (1+ nj i )

Отсюда


(6)
Очевидно, что решение может быть получено при условии, что Sо
( ( Sj (1+ nj i )
Иначе говоря, размер заменяющего платежа должен быть больше суммы
современных стоимостей заменяемых платежей. Искомый срок пропорционален
величине консолидированного платежа.
При консолидации платежей на основе сложных процентных ставок
уравнение эквивалентности будет следующим:

So (1 + i) = ( Sj (1+ i )


Для упрощения дальнейшей записи можно принять:

Q = ( Sj (1+ i )
Тогда


(7)
Решение существует, если соблюдено условие So > Q. Для частного
случая, когда Sо = ( Sj при определении срока консолидирующего платежа
вместо формулы (7) иногда применяют средний взвешенный срок:
(8)

Привлекательность этой формулы, помимо ее простоты, состоит в том, что
она не требует задания уровня процентной ставки. Она дает приближенный
результат, который больше точного. Чем выше ставка i, тем больше
погрешность решения по формуле (8).

Список литературы

1. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор
инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1997. –512
с.

2. Малыхин В.И. Финансовая математика.: Учеб. пос. для вузов. – М.:
ЮНИТИ – ДАНА,1999.- 247 с.

3. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. – 2-е изд.,
испр. и доп. – М.: «Дело Лтд», 1995. – 320 с.






Новинки рефератов ::

Реферат: Денис Давыдов (Исторические личности)


Реферат: Педагогика (Педагогика)


Реферат: Реформа Столыпина (История)


Реферат: "Career in hotel industry" (Иностранные языки)


Реферат: Статистика животноводства (Сельское хозяйство)


Реферат: Сладкие холодные блюда, печенье из песочного теста (Кулинария)


Реферат: Генетика (Биология)


Реферат: Почва, ее состав и особенности (Биология)


Реферат: Античное гражданское общество (История)


Реферат: Русский Космизм (Авиация)


Реферат: Методика преподавания имени существительного (Педагогика)


Реферат: Рептилии (Биология)


Реферат: Оружие и приборы (Искусство и культура)


Реферат: Государственное управление предприятием в переходной экономике (Предпринимательство)


Реферат: Правовое регулирование инвестиционной деятельности (Право)


Реферат: Обзор рынков молока и плодов Украины (Менеджмент)


Реферат: Социальная база и социальные факторы экономических преобразований (Социология)


Реферат: Идейное содержание и истоки русского коммунизма (Политология)


Реферат: Анализ финансового состояния на примере ООО "Альянс" (Аудит)


Реферат: Проектирование судового дизеля (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист