GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: История и архитектурный ансамбль Новгородского Свято-Юрьева монастыря (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: История и архитектурный ансамбль Новгородского Свято-Юрьева монастыря (Искусство и культура)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ



Новгородский Государственный Университет

имени Ярослава Мудрого
Кафедра отечественной истории



Реферат на тему:

История и архитектурный ансамбль
НОВГОРОДСКОГО

СВЯТО-ЮРЬЕВА МОНАСТЫРЯ



Выполнено
студенткой


Литвиновой Елизаветой,

ФИЯ, Гр. № 8172, I курс.

Научный руководитель:
Доцент К.А. Коварская.



Новгород
1999



Содержание


1. Вступление
2. Основание монастыря
3. Роль монастырей в Древнерусском государстве
4. Архитектурные сооружения
4.1 Георгиевский собор
а) История основания. Зодчий.
б) Строительство
в) Архитектурные особенности
г) Значение собора в связи с ролью монастыря
д) Реконструкции собора
4.2 Колокольня
5. Место Свято-Юрьевой Лавры в политической жизни
Новгорода
6. Священные обычаи Юрьева монастыря
7. Захоронения
8. Потеря монастырем прежних позиций в 18 веке
9. 18-19 века. Настоятель Фотий и Анна Орлова.
Восстановление монастыря.
10. Использование монастыря в качестве тюрьмы
11. 30-40 гг 20 века в истории Юрьева монастыря
12. Юрьевский монастырь в послевоенное и настоящее
время
13. Заключение



Выбор темы был обусловлен, прежде всего, тем, что Юрьевский
монастырь, знакомый всем новгородцам с самого детства, помимо спокойной
умиротворяющей красоты, является обладателем интересной и противоречивой
судьбы, схожей в чем-то с судьбой самого Новгорода. Нам кажется, он мог бы
быть по праву назван олицетворением этого великого города. Такой же
могущественный в своих владениях, стоявший особняком от всех остальных
монастырей, обладавший неизмеримой властью и богатством, он встречает
множество перипетий на своем историческом жизненном пути. Характер его –
характер всего города. Вместе с Новгородом он богатеет, вместе с ним и
остается забытым и заброшенным на печальном отрезке в истории города.
Переживает войну, разруху, но затем все же постепенно возрождается. Юрьев
монастырь – это одна из первых ассоциаций, возникающих при упоминании
города у его жителей и одно из самых теплых воспоминаний для покинувших
Новгород. Ведь здесь тишина, умиротворение, даже несмотря на соседство
пляжа и околопляжных увеселительных заведений. Здесь спрятана великая
история...



1. Юрьево находится у истока Волхова из озера Ильмень. Его окружают
заливные луга, травы летом достигают высоты почти в человеческий рост, и
неоглядная гладь озера Ильмень вдали. На северной стороне расстилается
перед обителью весь Новгород, на востоке видно за Волховом Городище, на юге
синеет длинная полоса воды.
Сочетание спокойной северной природы с памятником прошлого
заинтересовало даже кинематографистов ряда студий страны, и здесь
проводились натурные съёмки эпизодов художественных картин.
2. Основание монастыря русский историк Татищев относил к 1030 г. На
этот год есть ссылка и в других работах. В этот год князь Ярослав Мудрый,
крещёный именем Георгий (или Юрий, что в переводе с греческого –
«земледелец») основал город Юрьев (сейчас Тарту), ставший впоследствии
одним из важнейших центров Новгородской республики, и развернул
строительство в Киеве и Новгороде. Для храма новгородцы избрали место на
пути к загородной княжеской резиденции, которая находилась в деревне Ракомо
на берегу озера Ильмень. Имя князя определило название монастыря. Не
известно, был ли монастырь деревянным или каменным, но, как пишет в своем
труде архимандрит Макарий, «не в больших размерах». Хотя уже в 1092 году
Юрьев монастырь был расширен в своих объемах.
3. Монастыри Древней Руси служили культурными центрами. Здесь велись
летописи, собирались и переписывались книги, веками накапливались ювелирные
изделия, узорчатое шитье, иконы, созданные руками монахов и крепостных.
Основатели обеспечивали монастыри земельными владениями, доход с
которых шел на содержание обители. Кстати, особая жалованная грамота,
подтверждавшая права на землю, была выдана Юрьеву монастырю одному из
первых. Источников умножения земельных и денежных богатств у монастырей
было несколько. Один из них – вклад «по душе». Таким дарением
обеспечивались молитвы монастырских монахов по душе умершего вкладчика и
его родственников. По выражению В.О.Ключевского: «Древнерусскому человеку
вообразить себя на том свете без заказного поминовения было также страшно,
как ребенку остаться без матери в незнакомом, пустынном месте». Другой путь
– это вклад «для пострижения». Богоугодным делом считалось отречься от мира
через пострижение в монахи даже за несколько минут до смерти. В монастырях
постригались перед смертью многие бояре, здесь они хоронили своих
родственников.
В монастыри часто помещали деньги и добро, чтобы уберечь их от частых
пожаров и грабежей во время то и дело вспыхивающих восстаний, поскольку
обители в своем большинстве находились за городской чертой.
4.1.а) Главной достопримечательностью Юрьева монастыря по праву
считается Георгиевский собор. Вероятно, первая Георгиевская церковь,
основанная вместе с монастырем и посвященная также Ярославу Мудрому, была
деревянной. Самые ранние сведения о каменном соборе относятся к началу 12
века. В Третьей Новгородской летописи записано, что Великий князь Всеволод
Мстиславович «заложи церковь каменну во имя Георгия» летом 1119 по новому
летоисчислению.
Имя зодчего было Петр. По словам архимандрита Макария, Петр мог быть
из числа первых русских художников, обучавшихся искусству у Греков.
Мастер творил в эпоху социальных противоречий на Руси. Несмотря на
усилия Владимира Мономаха править огромной державой, Русь продолжала
распадаться на удельные княжества. Господин Великий Новгород стремился
всячески оградить себя от влияния князей Киева. Только исключительные
личные качества могли обеспечить им авторитет у новгородцев. Такого
авторитета смог добиться Мстислав, сын Владимира Мономаха и Гиты (дочери
английского короля Геральда II). Воспитанный в Новгороде и около 30 лет
княживший в нем, он развернул в городе и его окрестностях большое
строительство, доказывая тем самым, что князья всё ещё богаты и сильны.
Вскоре после отъезда Мстислава в Белгород его сын Всеволод велел заложить
еще один храм – теперь уже в Юрьеве. Это и был Георгиевский собор.
б) Первоначально зодчий выполнял модель собора из глины, уточняя
пропорции. Затем для закладки здания было выбрано место, где сточные воды
не задерживались на поверхности земли, а почвенные - близко к ней не
подходили.
Началось рытье рвов под фундамент, затем закладка самого фундамента:
деревянные лежни, на которые легли валуны и камни поменьше, залитые потом
смесью извести с песком и толченым боем кирпича – цемянкой. Хотя ни в одной
летописи не сказано, сколько продолжалось строительство собора,
предполагают, что оно длилось более десятилетия. Работали только в теплое
время года – с поздней весны до ранней осени. Храм был закончен, освящен и
торжественно открыт в 1130 году.
в) Декоративные элементы оживляют обширные плоскости фасадов игрой
света и тени. Особую художественную выразительность зданию в прошлом
придавал естественный цвет стен, сложенных из серого, голубого и розоватого
известняка-ракушечника (стены начали белить только с 15 века) и фресковые
росписи на них (не сохранились).
На неискушенный взгляд, особенности архитектуры незаметны. Собор имеет
простую призматическую форму и завершается главами, крытыми свинцовыми
пластинами. Мастерство Петра проявилось в достижении особой гармонии самых
обычных для того времени деталей и архитектурных частей. Стены
Георгиевского собора, как и всех древних новгородских церквей, имеют
неровную фактуру, словно они вылеплены руками.
Величие, монументальность и красоту собора подчеркивало многоцветие
росписей, сплошь покрывавших стены и своды изнутри. Ощущение особой
торжественности придает зданию гулкая тишина и эхо, рождаемое под его
сводами. Иконы местного ряда выделялись особым богатством: позолоченными
окладами с золотыми венцами, бриллиантами, изумрудами, жемчугом, рубинами.
г) Создав парадные сооружения, зодчий придал ему облик суровой
неприступности. Он как бы подчеркнул особую роль, которую стал играть Юрьев
монастырь в жизни Новгорода. Расположенный на водном пути «из варяг в
греки», монастырь вместе с Городищем образовал своего рода южные ворота
города и был построен с учетом его возможных оборонительных функций.
Мысль о единстве светской и духовной власти подчеркивает архитектурное
сходство Благовещенского и Георгиевского соборов, вставших друг против
друга на противоположных берегах Волхова.
д) Георгиевский собор был обновлен и реконструирован много раз.
Например, при вторжении Шведов на Новгородскую землю новгородцы сами
сжигали монастыри и церкви, в их числе был и Юрьевский монастырь. Во время
многочисленных реставраций фрески со стен были варварски сбиты, фрагменты
их обнаружили под полом при раскопках в 30-х гг. нашего века. Сам же
монастырь неоднократно достраивался и перестраивался так, что почти потерял
свою первоначальную форму.
4.2 Первое упоминание о монастырской колокольне относится к началу 17
века, в описях она показана «каменной, четырехугольной, о пяти шатрах, с 9
колоколами и боевыми часами о 4 колоколах». К началу 18 века количество
колоколов увеличилось до 12, а впоследствии до 32.
5. Как один из крупнейших центров новгородской политической жизни
монастырь выступает только со второй четверти 12 века, когда Городище
становиться постоянной княжеской резиденцией и монастырский собор, заменяя
Софию, превращается в княжескую усыпальницу.
В 14-15 вв., в период расцвета Новгородской феодальной вечевой
республики, монастырь богател благодаря поддержке новгородского боярства.
По своему значению он считался первым из числа новгородских монастырей и
издавна пользовался большими привилегиями и вотчинами, которые закрепляла
за ним Вечевая республика. Даже после присоединения Новгорода к Москве в
1770 г., когда часть владений монастыря была изъята, оставались
приписанными к нему 15 мелких монастырей, тысячи крестьян, обширные угодья,
пойменные луга, рыбные промыслы и т.д. Крепостные платили монастырю, за их
действиями следили жившие в деревнях «посельные монахи».
Из-за своего привилегированного положения среди новгородских
монастырей Свято-Юрьев именовался ЛАВРОЮ. А настоятели монастыря – игумены
– с начала 14 века были архимандритами, и, почитаясь старшим духовным лицом
после владыки, были благочинными над 50 его обителями и имели право
архиерейского священнослужения не только у себя, но и в Софийском соборе.
Являясь наместниками новгородских владык, они участвовали во всех важных
делах и посольствах.
6. Из числа древних священных обрядов в Юрьеве монастыре известен, со
времени устройства в нем нынешней соборной церкви, обряд – бить в блюдо во
время общей трапезы. Обычай этот был заимствован у Греков. На край стола
ставилось большое блюдо с пищей, старший из братии ударял в него большой
лжицей (ложкой), говор и чтение молитв прекращались, все вставали и
благословляли пищу, а затем начинали трапезу только вслед за игуменом.
Впоследствии за трапезой в монастыре ставили особое блюдо, в которое
ударяли.
Не менее древним было празднование дня святого великомученика Георгия
в апреле. Проводились пышные службы, Владыка ездил к монастырю к всенощному
бдению и совершал литургию. Его встречали с крестами на берегу Волхова,
Когда он приплывал на праздник в лодке.
7. Георгиевский собор Юрьева монастыря – место захоронения князей,
посадников, духовенства, В 12 веке здесь были погребены князья Ростислав
Ярославич Новгородский и Изяслав Ярославич Псковский. Здесь же находятся
могилы матери и брата Александра Невского молодого князя Федора, а также
князя Дмитрия Шемяки. На территории монастыря похоронен автор подробного
описания жизни Юрьева монастыря – новгородский митрополит Макарий.
8. Когда Новгород присоединили к Москве, энергичный и властолюбивый
Иван III приказал построить мост через Волхов к Юрьеву. Мост был снесен,
как и прежний, волховской водой. Но более беспокоила обитель потеря по
указу Ивана III половины земель.
С начала 18 в. Новгород превратился в глухой провинциальный городок
России, уступив приоритет Петербургу. От Юрьева монастыря отошли угодья,
крестьяне, приписные обители, он обветшал.
9. В 19 в. заметной фигурой стал монах Юрьева монастыря Фотий. Судьба
его как священнослужителя была не очень благополучна, пока на пути его не
встретилась и не стала его духовной дочерью миллионерша Анна Орлова.
Благодаря связям Орловой о Фотие узнали в Петербурге. Он обратил на себя
внимание прежде всего порицанием распространённых в то время мистических
настроений в свете. Фотий добился аудиенции у императора Александра I и
вскоре стал его приближенным. Анна Орлова, обладавшая несметным богатством,
летом жила в полукилометре от Свято-Юрьева. На её деньги был заново
отстроен монастырь, вернувший былое могущество и богатство и ставший
единственным в губернии миллионером. Она же построила дорогу, по которой
сейчас едут сюда паломники и туристы.
10. Об использовании монастыря как тюрьмы в 18-19 веках есть целый ряд
документов. Сюда ссылались люди разных сословий за разнообразные проступки,
но наибольшую часть монастырских узников составляло духовенство, ссылаемое
за «непристойные духовному сану поступки», «за раскол», а иногда за
пьянство, воровство, прелюбодеяние.
11. В 30-х. гг. нашего века в Юрьеве были проведены реставрационные
работы. Была как бы снята короста, наросшая за века, убраны надстройки. И
монастырь предстал почти в первозданном виде (исключая белую обмазку). Он
был еще раз разрушен в начале 40-х годов, когда недалеко проходила линия
фронта, и монастырь, как и весь город, был занят врагом, а на его некогда
белых стенах были расположены снайперские гнезда.
12. Облик монастыря складывался на протяжении более чем 8 столетий, 70
лет хватило, чтобы изменить этот облик до неузнаваемости. Почта, магазин,
ПТУ, чего только не было на территории монастыря, и без того пострадавшего
в годы войны. В несуществующей ныне библиотеке монастыря, согласно описи
1917 года, хранилось ранее около 4000 рукописей и старопечатных книг. Для
монастыря они сейчас практически утеряны.
И лишь с полдесятка лет назад возобновились службы. В 1988 году в
честь святого Георгия в храме поставили «кружку» для сбора средств на
реставрацию памятников зодчества. В 1989 открыли собственный художественный
салон. В фонотеке Института русской литературы (Санкт-Петербург) бережно
хранится чудом уцелевшая получасовая запись звона Юрьевских колоколов 1932
года. Самые известные и ценные из них – это «Неопалимая купина», весом в
2100 пудов, и «Крест» - 1140 пудов, отлитые в начале 19 века. С 70-х годов
шла работа по реставрации настенной живописи. И заботами владыки –
архиепископа Новгородского и Старорусского Льва - монастырь был возвращен к
жизни, корпуса хорошо отремонтированы, в саду - ухоженные вишневые деревья
и пышные розовые кусты. Конечно, до былого великолепия садов, когда счет
велся на сотни деревьев, еще далеко. Но в садово-огородных делах помогают
студенты сельхоз-академии, например, вырастить и убрать овощи.
На настоящий момент в монастыре живут около 50 человек: три монаха,
инок, шесть послушников, трудники. Приход маленький – человек 20 приезжают
из города по воскресеньям. Здесь очень привечают паломников. Живет
пожертвованиями и половиной сборов за вход в музейный Георгиевский собор.
Таковы условия договора музея и монастыря. Понемногу обитель обзаводится
хозяйством. Заново отстроены просфорня и пекарня с настоящими русскими
печками. Восстановлен святой источник, в свое время варварски заваленный
камнями и зацементированный с непонятной для нормального человека целью.
13. Хочется надеяться, что так легко и бессмысленно разбитый и
заброшенный и так долго и трудно идущий к своему возрождению Юрьев
монастырь обретет, наконец, былое величие и славу. Даже если, скорее всего,
случиться это не через год и не через несколько лет.



Перечень литературных источников:


. В Свято-Юрьевом идут службы Э. Усманова, «Экономика и жизнь», СПб,
региональный выпуск, 1997.
Статья, посвященная состоянию монастыря в наши дни.
. Голос «Неопалимой купины» Г.Нарышкин, «Новгородская правда», 1990.
Из истории колоколов звонницы Свято-Юрьевой Лавры; послевоенные годы в
монастыре, восстановление в 70-х, 80-х.
. За стенами Юрьевского монастыря Г.Нарышкин, «Новгород», 1995.
Комплекс Свято-Юрьевой Лавры, жизнь в стенах монастыря в 90-е гг.
. Монастырь у истока Волхова Н.Жерве, «Где святая София, там и Новгород»,
СПб, 1997.
Глава, посвященная описанию Юрьевского монастыря от основания до нынешних
дней, из сборника научных статей о новгородской истории и архитектуре.
. Новая жизнь древней обители Т.Данилова, «Новгородские епархиальные
ведомости», 1997
Точка зрения Православной церкви на историю и сегодняшнее состояние
монастыря.
. Описание нового общежительного первоклассного Юрьева монастыря
Архимандрит Макарий, М., 1858.
История и жизнеописание Свято-Юрьевой Лавры вплоть до 19 века от лица его
настоятеля.
. Путеводитель по Новгороду В.Ласковский, Новг., 1910.
Подробное описание архитектурных достопримечательностей дореволюционного
Новгорода с историческими справками.
. Северный страж Руси В.Андреев, Лениздат, 1983.
Книга кандидата исторических наук о древнем Новгороде, его роли в
становлении Русского государства; глава «Власти светские и церковные»
содержит сведения о роли монастырей в Древней Руси, в частности, в Великом
Новгороде.
. Юрьево П.Золин, Лениздат, 1979.
Брошюра кандидата исторических наук об архитектурных памятниках Юрьева
монастыря и исторических событиях, сязанных с этими местами.
. Юрьево А.Семенов, книжная редакция газеты «Новгородская правда», 1959.
История Новгородского Юрьевского монастыря и его архитектурный ансамбль.




Реферат на тему: История литья на Руси

ОТЛИВКИ КАТАКОМБНОЙ, АНДРОНОВСКОЙ И СРУБНОЙ КУЛЬТУР

Свой исторический путь развития многие народы нашей страны прошли так
же, как и другие народы планеты, — от камня к бронзе и железу. На берегах
Амура пять тысячелетий назад жили племена, создавшие очаг культуры, не
уступающий культуре других племен того времени. Высокой культуры достигли
жившие на Востоке страны чжуржени (предки некоторых наших восточных
народностей); их культуру уничтожили монголы. Но еще за полторы тысячи лет
до чжурженей в долине Енисея существовал один из древнейших очагов
цивилизации кыргызов. Кстати сказать, у древних кыргызов было очень развито
литейное ремесло: они, пожалуй, одни из первых в мире освоили технику литья
цепочки (цельнолитые удила и др.).
Предки народов Советского Союза издревле славились высоким мастерством
литья. Некоторые народы передавали литейное ремесло своим потомкам, и оно
продолжало развиваться с развитием самих народов. Такова история развития
народов Закавказья, южного Востока, предков славян и других народов нашей
страны. Иногда завоеватели уничтожали культуру целых народов, на века
затормаживали ее развитие или смешивались с покоренным народом и, обогащая
друг друга, создавали новые ценности материальной культуры. Дошедшие до нас
литые изделия Урарту, Скифии и народов Других государств, занимавших в
древности обширные районы нашей страны, поражают своим совершенством.
Единственными законными наследниками древних культур на нашей
территории являются ныне живущие на ней народности.
Народы, населявшие территорию нашей страны, очень давно умели
изготавливать изделия из меди. В холмах Анау, близ Ашхабада, обнаружены
медные изделия, относящиеся к концу IV — началу III тысячелетий до н. э.
Особенно высокого уровня развития достигла металлургия на Северном Кавказе
в середине III тысячелетия до н. э., далеко обогнав по темпам развития
другие районы материковой Европы. К тому же времени относится появление
медных изделий на территории теперешней Армении, Азербайджана, Грузии, а
также Украины и Молдавии.
На огромной территории от Волги до Днепра металлические изделия
появились в III тысячелетии до н. э., о чем свидетельствуют находки в
катакомбных погребениях. Некоторые изделия этого времени, например булавки,
представляют собой сложные отливки, для изготовления которых требовалось
довольно развитое ремесло. Из этого можно заключить, что простые изделия из
меди изготовляли значительно раньше.
В начале II тысячелетия до н. э. бронза получила распространение на
огромной территории теперешних многих областей Советского Союза. Территория
Казахстана, степной и лесостепной части Западной Сибири и Южного Приуралья
была занята племенами с весьма однородными для всех мест памятниками так
называемой андроновской культуры (по названию места первой находки у с.
Андроново Красноярского края). Хотя андроновская культура и близка к
культуре катакомб по многим признакам, развитие ее литейных ремесел
находилось на более низком уровне. На рис. 1, а представлены изделия из
бронзы андроновской культуры. Некоторые из литых находок представляют собой
простейшие отливки, в то время как отливки катакомбной культуры сложнее и
более качественно выполнены. Быть может это объясняется тем, что наиболее
характерные отливки андроновской культуры пока не известны.
[pic]


Очень близкую андроновской — так называемую срубную культуру (название
происходит от способа погребения в срубных ямах под курганами) — создали в
то же время племена, населявшие соседние районы — Поволжье и Причерноморье.
Как и андроновская, срубная культура имеет много общего с катакомбной.
Многие отрасли хозяйства андроновской культуры, например гончарное
дело и другие ремесла, были развиты значительно выше, чем срубной. Однако
по изделиям из бронзы, дошедшим до нас, можно сделать обратный вывод.
Племена срубной культуры имели высокоразвитое литейное ремесло. Об этом
можно судить не только по отливкам, но и по найденным при раскопках
литейным формам. На рис. 1, б приведены некоторые бронзовые изделия из
сосново-мазенского клада Среднего Поволжья. Наряду с изделиями, простыми по
своей конструкции и технике исполнения, имеются также отливки, требовавшие
сложных литейных форм (даже если эти формы и были каменными).
Таким образом, можно сделать вывод, что многие племена на территории
нашей страны уже к концу III — началу II тысячелетия до н. э. обладали
развитыми литейными ремеслами и изготовляли сложные литые орудия труда и
оружие.

ТРУДНО ЛИ ОТЛИТЬ УДИЛА?

Сейчас изготовление удил не представляет никакой трудности: их из
стали может отковать любой кузнец даже в маленькой деревенской кузнице. Но
в глубокой древности, когда железо только начало входить в жизнь человека,
удила делали литыми. Каким бы простым изделием ни казались на первый взгляд
удила, для их литья требовалось незаурядное мастерство древних литейщиков.
Сложность заключалась в том, что звенья удил должны быть влитыми друг в
друга так, чтобы они могли свободно вращаться, изгибаться с помощью колец
на конце звена. Литье подобных деталей, например цепей, и для современных
литейщиков связано с определенными трудностями. У древних же литейщиков их
было чрезвычайно много. Не будет преувеличением, если мы скажем, что в
старину могли лить удила лишь там, где было хорошо развито ремесло литья,
где литейщики проявляли истинное мастерство и выдумку.
В разных районах нашей страны уже в I тысячелетии до в. э. были
известны совершенные способы литья удил. Интересно отметить, что почти в
одно и то же время у разных племен существовали особые, самобытные приемы:
на Енисее удила отливали иначе, чем на Северном Кавказе или в Средней Азии.
Но какой бы способ литья мы ни изучали, все они свидетельствуют о том, что
народы, населявшие нашу страну 2500—3000 лет тому назад, владели техникой
литья, не уступавшей технике народов на Западе или Востоке, за пределами
теперешних границ СССР.
Высокого для того времени уровня организации племени и культуры
достигли древние кыргызы на Енисее. Кыргызские литейщики владели
мастерством изготовления сложных отливок, применяли в технике литья
оригинальные приемы. К тому времени многие народы владели секретом литья по
восковым моделям. Владели этим искусством и кыргызы.
Археологические находки на среднем течении Енисея и в других районах
Сибири свидетельствуют о том, что уже в VII в. до н. э. металлургия начала
складываться в особую отрасль производства. Особенно высокого уровня
развития достигли бронзолитейные ремесла тагарской культуры (название
получено по острову Тагарскому). Их изделия были распространены по всей
Сибири, а также встречались на Дальнем Востоке и в Европейской части СССР.
Около V в. до н. э. здесь начала развиваться металлургия железа. Тагарские
бронзовые отливки (кинжалы, ножи, украшения, бытовые предметы, детали
конской сбруи) отличались большим разнообразием и художественным
исполнением. Многие из них украшены литыми художественными изображениями
звериного стиля.
Большого мастерства достигли тагарские литейщики в литье конских удил.
Форме их придавалась пластичность, своеобразная тонкость и чистота
исполнения (рис. 2, а—г). Подробное исследование тагарских удил, хранящихся
в Государственном историческом музее (г. Москва), позволяет точно
установить, что они отливались по восковым моделям. Одновременно лились оба
звена. Современный литейщик отдает себе отчет в том, какое высокое
мастерство для этого требовалось, так как даже сейчас литье по спаренным
восковым моделям представляет большие трудности.
Раскопки у с. Кобан (отсюда название кобанская культура)
свидетельствуют о том, что уже на грани II и I тысячелетий до н. э. жители
Северного Кавказа умели отливать сложные отливки, часто прекрасно
орнаментированные. Многие бронзовые отливки снабжены тонкой и художественно
исполненной инкрустацией из железа. Племена этой культуры знали уже литье в
металлические формы (или, как теперь принято называть, кокильное литье).
В период кобанской культуры впервые начинают использовать лошадь в
домашнем хозяйстве для верховой езды и как тягловую силу. Удила кобанской
культуры — своеобразные произведения искусства. Это — сложные отливки,
изготовление которых требовало хорошей техники литья. Здесь уже встречаются
четырехзвенные удила (рис. 2, ж) с особым видом псалий (вертикальные
стержни на концах удил), а также удила, звенья которых отлиты заодно с
псалиями. Причем, последние представляют собой красивые художественные
отливки, например в виде двух лошадиных голов, с несколькими тонкими ушками-
пронизями.
Удила отливались не по спаренным моделям, а методом налива одного
звена на другое с использованием восковых моделей. Этот же метод применялся
и для ремонта других удил: на рис. 2, д представлены удила, в которых левое
звено налито на отломавшуюся псалию. Нет необходимости подчеркивать, что в
творчестве мастеров кобанской культуры был особый «почерк». Для них
характерно стремление делать отливки дерзкой сложности и почти всегда как
самостоятельные художественные произведения.
Примерно в то же время своеобразная техника литья удил существовала у
некоторых народов Средней Азии. Здесь, очевидно, в V—IV вв. до н. э.
преобладали каменные формы. В них отливали даже удила. Но сама техника
литья не становилась от этого примитивней. Напротив, древние мастера
Средней Азии на примере техники литья удил демонстрируют перед нами большое
искусство.
В Государственном историческом музее хранятся ничем не примечательные
удила этого периода, найденные близ озера Иссык-Куль. Неизвестно, по какой
причине удила не были использованы в работе и даже не были обработаны после
литья: на них сохранились литники, заливы и т. п. (рис. 2, е). Именно это
позволило с большой достоверностью восстановить очень сложную технологию
литья, которая была применена почти 2500 лет тому назад. Отливались они в
каменных формах последовательно, то есть сначала отливалось одно звено, а
затем к нему во второй форме приливалось второе. На стыке звеньев применен
сложный глиняный разъемный стержень; он не только служил для выполнения
отверстия в кольце второго звена, но в нем располагалось и кольцо уже
готового звена. Такой прием литья удил в те древние времена представляется
весьма совершенным.
Итак, можно отметить, что древние предки наших народов, жившие
2500—3000 лет тому назад, располагали хорошо налаженными литейными
ремеслами и выявили разностороннее мастерство в сложном деле литья удил.


БРОНЗОВОЕ ЛИТЬЕ ДРЕВНЕЙ ГРУЗИИ


Особенность истории металлургии некоторых закавказских народов
заключается в строгом, последовательном чередовании основных эпох и этапов
ее развития (использование самородной меди, бронзовое литье, кованое железо
и др.), что не всегда можно обнаружить в истории других народов.
Исследователи объясняют эту самобытность металлургии отсутствием такого
фактора, как влияние завоевателей или пришлых народов. Такая особенность
ярко выявлена у древних племен на территории теперешней Грузии.
Племена древней Грузии познали литье еще в эпоху ранней бронзы.
Исследователями установлено, что здесь первоначально бронза не
использовалась для получения фасонных отливок. Первые бронзовые отливки
были заготовками простейшей формы, из которых при помощи ковки или других
способов обработки изготовляли нужное изделие. Лишь постепенно такие грубые
отливки стали заменяться фасонными литыми изделиями. Как и у других
народов, первым материалом литейных форм в древней Грузии был камень.
Какие первые фасонные отливки были у народов древней Грузии? Известно,
что племена, заселявшие территорию теперешней Грузии и некоторых смежных
районов, вели непрерывные войны. Нашествия варваров мешали развитию
картвельских племен. Однако высокогорная и пересеченная местность позволила
им самоотверженно защищать свою страну от завоевателей, часто располагавших
превосходством военной мощи, развивать самобытную материальную культуру. В.
А. Куфтин отмечает, что «цветущая культура Триалети, при тесном общении с
передовой цивилизацией Древнего Востока, своими корнями уходит в местный
энеолит, предвещающий своим своеобразным художественным развитием
достигнутый в середине II тысячелетия до н. э. культурный подъем».
Значительную часть изделий ранней бронзы составляют разного вида оружие,
ножи и топоры, которые также можно отнести к оружию того времени. На многих
изделиях, особенно таких массивных, как топоры, литое их происхождение
можно обнаружить не только тщательным микроструктурным анализом, но и по
следам литья — разного рода литым узорам. Топор из абхазского дольмена,
крюк и другие находки, тщательно исследованные академиком Ф. Н. Тавадзе и
его учениками, говорят о существовании у древних картвелов достаточно
развитого литейного производства; оно позволяло применять разные способы
литья, шнуровой рисунок (выполненный с помощью воскового шнура) для
орнаментовки и пр. Эти находки свидетельствуют о большом скачке в технике
литья: от грубых заготовок до изделий с тонким рисунком. По-видимому, более
ранние фасонные отливки переходного периода археологами пока не обнаружены.
Особенно высокого развития достигло литейное ремесло на территории
древней Грузии в период средней: бронзы. Хотя по-прежнему основными литыми
изделиями оставались топоры и разного вида оружие, но наряду с ними
изготовляется большое количество разнообразных украшений.
Хорошо зарекомендовавшая себя ранее каменная литейная форма для
отливок простой конфигурации остается основной и в этот период, но мастера
Грузии умело используют большие ее возможности. Разнообразные варианты
изготовления каменных форм относятся ко II тысячелетию до н. э. Применяются
формы не только с горизонтальным, но и с вертикальным разъемами (рис. 3),
что требовало уже тщательной и точной подгонки. Выбор положения формы при
заливке, а также рациональное устройство литниковой системы (верхний подвод
в массивную часть формы через увеличенный литник) — свидетельство высокой
техники литья. Об этом также говорят отливки в сложных формах, полученных
по выплавляемым моделям, и применение глиняных стержней в каменных формах.
В период поздней бронзы (конец II тысячелетия—первые века I
тысячелетия до н. э.) в Грузии происходит дальнейший подъем металлургии и
литейного дела. Появляются различные сплавы, совершенствуются литейные
формы: даже в каменных формах устраиваются газоотводные каналы, выпора п т.
п. Получает дальнейшее развитие литье по восковым моделям. Ф. Н, Товадзе
установил оригинальную технологию литья рукоятки меча с применением
восковой модели (рис. 4).
Интересно и художественное литье первых веков I тысячелетия до н. э.
Оно свидетельствует о высоком уровне литья по восковым моделям и
самобытности грузинского художественного литья. Литой барс из Самтавро
(рис. 5) — произведение мастеров-умельцев древней Грузии, не уступающее
подобным произведениям в других частях света того времени.


ЛИТОЙ ЛЕВ УРАРТУ


В развитии литейных ремесел древних племен Закавказья и Скифии
значительную роль сыграла урартская техника литья, особенно техника
художественного литья.
Многие племена Армянского нагорья, теснимые завоевателями (главным
образом Ассирией), стойко оборонялись, объединяясь в племенные союзы. И
хотя походы Ассирии в этот район с XI в. до н. э. прекратились, но
консолидация сил племен продолжается и в XI—Х вв. до н. э. Она привела к
образованию государства Урарту.
Раскопки на территории Закавказья и на Ближнем Востоке свидетельствуют
о высокоразвитой материальной культуре государства Урарту. В этот период
наблюдался особенно большой расцвет художественного бронзового литья.
Очевидно, достаточное количество меди позволяло не только изготовлять
орудия труда и оружие из бронзы, но использовать ее и для других целей.
Появляются великолепные художественные изделия: фигурная мебель,
художественное оружие, всевозможные статуэтки. Урартские отливки,
представляющие собой сложные и высокохудожественные изделия, изготовлялись,
как правило, по восковым моделям.
Многие другие дошедшие до нас литые изделия убедительно
свидетельствуют о существовании в Урарту высокоразвитой техники литья.


ЛИТЬЕ НАКОНЕЧНИКОВ СТРЕЛ


Почти тысячу лет скифы населяли наше Северное Причерноморье. Они
обосновались на огромной территории от Дона до Дуная. Появились скифы там в
VIII в. до н. э., вытеснив пришлых ранее киммерийцев, родственных иранским
племенам.
Вскоре скифы проникают в Переднюю Азию, а в 50-х годах VIII в. до н.
э. — в Малую Азию, подчиняют себе многие племена, представляя угрозу даже
для сильных по тому времени народов. Скифы становятся огромной политической
силой, их вождей называют царями.
В IV в. до н. э. скифы переходят частично к оседлому образу жизни. В
III в. до н. э. складывается Скифское государство, достигшее наибольшего
расцвета во II в. до н. э. при царе Скуларе. Получают большое развитие
разные ремесла и особенно металлургические. Скифы впитали в себя культуру
многих народов Древнего Востока (прежде всего культуру Урарту) и
Причерноморья (праславянских племен, эллинских колонистов и др.).
Несомненно, скифы влияли и на культуру соседей, с которыми они зачастую
имели мирные торговые отношения.
Скифы ввели в военном деле массовую конно-стрелковую тактику, начали
применять стрелы с граненым втулчатым наконечником из бронзы. Большая
потребность в них вызвала необходимость создания особого способа их
изготовления. К тому времени во всем мире существовало два основных способа
изготовления отливок: в каменных формах и по восковым моделям. Ни один из
этих способов не позволял решить задачу массового изготовления наконечников
стрел. И скифы пошли по совершенно новому пути — применили металлические
формы. Литье в металлические формы связано с определенными трудностями и
требует достаточно высокой культуры производства. Удивительным является то,
что в Скифии около двух с половиной тысяч лет тому назад успешно применили
этот способ.
Самым сложным и для современного литья в кокиль является выполнение
внутренних отверстий в отливке. В наше время поступают таким образом:
наружную поверхность отливки выполняют в металлической форме, а для
различного рода сквозных и глухих отверстий применяют песчано-глинистые
стержни. Только в редких случаях прибегают к стержням металлическим.
Глиняные стержни были известны скифам, но они не применяли их для
получения глубоких и узких отверстий в наконечниках стрел. Возможно,
причиной было то, что глиняные стержни не позволяли получать отверстия
более или менее постоянных размеров. Для стрел же важное значение имела
своеобразная взаимозаменяемость наконечников. Кроме того, если применять
глиняные стержни, в отливках возможны различного вида дефекты (раковины и
т. п.), из-за которых могли снижаться боевые качества стрел. Очевидно,
именно эти причины заставили скифских литейщиков прибегнуть к такому
смелому решению — к применению металлических стержней.
Скифские литейные формы наконечников обычно состояли из двух или трех
металлических частей (рис. 6, а), формировавших наружную поверхность
отливки, и стержня (рис. 6, б), предназначенного для выполнения внутреннего
отверстия наконечника (рис. 6, в). Собранная форма скреплялась специальными
обручами и устанавливалась вертикально. Для этого наружный конец стержня
вставляли в землю или в соответствующее отверстие специального
приспособления. Ряд таких форм заливали расплавленной бронзой через верхнее
отверстие. Впоследствии верхнюю часть отливки (прибыль) отламывали, а место
излома в наконечнике соответствующим образом затачивали.
Чтобы применить такой способ литья стрел, скифским литейщикам надо
было обладать богатым опытом и хорошо развитым литейным ремеслом. Видимо,
они использовали опыт других народов.
Б. А. Шрамко, рассматривая вопрос о первооткрывателях кокильного литья
наконечников, указывает, что лесостепные племена Восточной Европы применяли
кокили для литья наконечников стрел еще в предскифское время. Такое мнение
основывается на весьма важной археологической находке из Новочеркасского
клада — четырехместном кокиле для литья наконечников (рис. 6, г).
Так как сейчас нет сведений о заимствовании кокильного литья у народов
других стран, то можно предположить, что кокильное литье впервые в Европе
было применено лесостепными племенами доскифского периода или скифами,
населявшими наше Северное Причерноморье. Опыт скифского литья в кокиль
позже был утрачен. Возник он вновь в России лишь в XVII в.



-----------------------
Рис. 1.

Рис. 2. Литые удила:
а — г — тагарской культуры;
д, е — кобанской культуры;
ж — Северного Кавказа (V—IV вв. до н. э.).

Рис. 3. Каменные литейные формы (древняя Грузия):
а — бердыша;
б — топора.

Рис. 4. Часть формы рукоятки меча (древняя Грузия).

Рис. 5. Литой барс (древняя Грузия).

Рис. 6. Часть литейной формы (а), стержень
(б) скифского бронзового наконечника стрелы
(в) и половинка предски-фского четырехместного кокиля (г).






Новинки рефератов ::

Реферат: Потенциал маркетинга предприятия (Маркетинг)


Реферат: Вычислительные методы алгебры (лекции) (Математика)


Реферат: Великая Французская революция (История)


Реферат: Новороссийск: памятники древности (История)


Реферат: Путешествие в страну рисования (Искусство и культура)


Реферат: Кодекс профессиональной этики аудиторов (Аудит)


Реферат: Билеты по Истории. 1курс 1семестр и 2курс 1семестр (Кишинев) (История)


Реферат: Пензенский край в 17 - начале 18 вв. (История)


Реферат: Комплексная механизация СТФ с разработкой линии вентиляции и отопления (Ботаника)


Реферат: Древнегреческая литература (Культурология)


Реферат: Теоретический анализ эффективности использования операционной системы ЛИНУКС (Компьютеры)


Реферат: Биоритмы человека (Биология)


Реферат: Зимние олимпийские игры: история, хронология, статистика (Физкультура)


Реферат: Политика Аристотеля (Политология)


Реферат: Семья как социальный институт. Социология семьи (Социология)


Реферат: Организация внеклассного мероприятия по черчению и технологии (Педагогика)


Реферат: Нидерланды (География)


Реферат: Гражданское общество. Формирование теории гражданского общества. (Гражданское право и процесс)


Реферат: Чернобыль (История)


Реферат: Биологическое и социальное в человеке (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист