GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Музыкальная культура Башкир (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Музыкальная культура Башкир (Искусство и культура)



Музыкальная культура.

Проф. муз. иск-во Башкортостана, опирающееся на богатое нар. муз. т-
во, формируется в 1-й пол. 20 в. До Октябрьской революции у башкир в
основном развивалось устное муз.-поэтич. т-во. Сложились оригинальные формы
и жанры музицирования, в к-рых присутствовали черты своеобразного
профессионализма, проявлявшиеся в т-ве певцов (йырау), кураистов (курайсы),
сказителей-поэтов (сэсэны), чье мастерство представляло собой нар. муз.-
поэтич. классику. Присоединение Башкирии к Русскому государству, основание
воен. крепостей и городов, активный приток нас. из центр. России обусловили
появление новых форм муз. быта, в недрах к-рого зародилась проф. музыка.
Местные дорев. газеты содержали материалы о муз. и концертной жизни
Башкирии, в т.ч. об оркестрах в имениях дворян и помещиков. Положит.
влияние на развитие муз. жизни края в кон. 18 в. оказали ссыльные польские
конфедераты. Они организовали оркестр, ввели в быт местного об-ва вечера с
музыкой и танцами, ставили муз. спектакли. Многие из ссыльных давали уроки
музыки и пения. Среди них был талантливый музыкант, пианист и дирижер
А.К.Новицкий - учитель знаменитой рус. пианистки В.В.Тимановой. С Уфой
связаны детство и юность рус. композитора А.Н.Верстовского, его первые
композиторские и исполнит. шаги. События рус. истории - Отечественная война
1812 г. и восстание декабристов 1825 - способствовали демократизации
культуры и иск-ва не только в центр. России, но и на ее нац. окраинах, в
т.ч. и в Башкирии. Так, баш. воины - участники битв с наполеоновской
армией, вернувшись на родину, привнесли в нац. быт сведения о рус. и европ.
музыке, о хоровом пении, воен. оркестрах. В 1-й пол. 19 в. в орбиту
интересов передовых рус. музыкантов входит баш. нар. музыка. Начало этому
было положено рус. композитором А.А.Алябьевым, отбывавшим ссылку в
Оренбурге в 1833-34. Он записывает баш. и тат. нар. напевы, создает на
основе двух баш. и одной "киргизской" мелодии вок. цикл "Азиатские песни",
а на баш. мелодию, сообщенную ему В.А.Верстовским, пишет "Башкирскую
увертюру" для симф. оркестра. В 1862 в Лейпциге был опубликован струнный
квартет К.Б.Шуберта, рус. виолончелиста, концертировавшего в 1850-е гг. в
городах Поволжья. Шуберт предпослал квартету заголовок "Мое путешествие в
киргизские степи" и использовал рус., тат., бухарскую, баш. мелодии. Финал
квартета построен на варьировании известной баш. мелодии "Перовский".
В кон. 2-й пол. 19 в. муз. жизнь Башкирии заметно оживляется.
Проводятся вечера и концерты гастролирующих артистов и местных музыкантов,
крепнет традиция домашнего музицирования. Вечера квартетной музыки проводил
скрипач Д.Н.Севастьянов, к-рый с 1870 жил в Уфе, давал уроки игры на
скрипке, выступал в концертах. Разносторонне образованный и талантливый
историк, этнограф Р.Г.Игнатьев был дирижером уфим. воен. оркестра,
хормейстером, записывал и обрабатывал баш. нар. песни, занимался
композиторским т-вом. Активную муз.-просветительскую работу проводили
любительские муз. об-ва и кружки нац. лит-ры и иск-ва (см. Музыкальные
общества). В 1888 состоялся платный вечер в пользу уфимки Е.Я.Барсовой,
впоследствии Цветковой, к-рая, окончив Моск. консерваторию, стала артисткой
Моск. частной оперы, партнершей великого рус. оперного артиста
Ф.И.Шаляпина. К числу примечательных муз. событий относится дебют Шаляпина
в 1890 в Уфе. В муз. торжества вылились юбилеи великого рус. пианиста и
композитора А.Г.Рубинштейна и писателя С.Т.Аксакова.
Собиранием и изучением баш. и тат. нар. песен занимались Игнатьев,
А.Н.Оводов, Г.Х.Еникеев и др. Качественно новым этапом в собирании и
систематизации баш. нар. музыки в дорев. период стали кн. С.Г.Рыбакова
"Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта" (СПб., 1897), сб.
М.И.Султанова "Башкирские и татарские мотивы" (Саратов, 1916). В 1901 изд-
во Т.Беляева опубликовало в Лейпциге сб. обработок нар. песен
"Мусульманские песни" (в т.ч. ок. 50 баш.), осуществленных
А.Т.Гречаниновым. Одним из нац.-просветительских очагов было медресе
"Галия" в г.Уфе. В числе предметов, изучавшихся в медресе, была музыка. Под
рук. преподавателя В.Клеменца - бывшего проф. Варшавской консерватории - из
числа уч-ся медресе были созданы хор и оркестр, участвовавшие в лит.-муз.
вечерах.
Начиная с 20-х гг. 20 в. муз, культура Башкортостана вступает в
новую стадию развития: активно развивается проф. музыка и художественная
самодеятельность, формируется сеть муз. уч. заведений (см. Музыкальное
образование). Силами проф. музыкантов и худ. самодеят-сти проводятся
многочисл. концерты и муз.-театр. вечера. Башкирский передвижной театр,
наряду с показом спектаклей, дает концерты агитационно-худ. плана. В муз.
оформлении спектаклей Башкирского академического театра драмы участвовали
баш. композиторы Х.К.Ибрагимов, М.М.Валеев, кураисты Ю.М.Исянбаев,
Х.Б.Ахметов, Г.Г.Ушанов. Становление исполнит. иск-ва в Башкортостане
связано с деят-стью выдающихся баш. музыкантов - певца Г.С.Альмухаметова и
кураиста Исянбаева, с успехом гастролировавших в России и за рубежом. На
науч. гос. основу ставится собирание и изучение нар., в т.ч. и муз.-поэтич.
творчества. При Об-ве по изучению быта, истории и культуры Башкирии
создается искусствоведч. секция, в к-рую входили И.В.Салтыков,
Альмухаметов, С.Х.Габяши, А.С.Ключарев. Они внесли большой вклад в изучение
баш. муз. фольклора, в развитие жанров проф. музыки 20-х гг. (см. Вокальная
музыка, Камерно-инструментальная музыка, Хоровая музыка).
В первые десятилетия Сов. власти был заложен фундамент муз.-обществ.
жизни в республике. В Уфе открываются гос. муз. школа (1920), муз. уч-ще
[ныне Уфимское училище искусств (УУИ), 1922]; баш. студии при Моск. гос.
консерватории и Ленингр. хореограф. уч-ще (1932), готовившие артистич. и
композиторские кадры для Башкортостана. В 1938 в Уфе открывается Баш.
оперный театр [с 1941 Баш. гос. театр оперы и балета (ТОБ)], в 1939 - Баш.
гос. филармония (с муз. лекторием). Большим шагом в дальнейшем развитии
баш. проф. музыки стало объединение баш. композиторов и музыковедов в
творч. союз в 1940 [см. Союз композиторов (СК)]. В 1930-е гг. наряду с
массовой песней осваиваются разл. жанры вок., инструм., хоровой и симф.
музыки. В создании произв. для нац. муз. театра принял участие моек.
композитор А.А.Эйхенвальд, написавший в содружестве с баш. драматургом
М.Бурангуловым оперы "Мэргэн" (1937) и "Ашкадар" (1940). В 1939 баш.
композитор Валеев завершает работу над первой нац. оперой "Хакмар" по
либретто С.Мифтахова.
Театр оперы и балета РБ. Город Уфа.

Огромный вклад в муз. культуру внесли мастера сов. иск-ва, жившие в Уфе в
годы Великой Отечественной войны. Композиторы А.Э.Спадавеккиа, Н.И.Пейко,
Н.К.Чем6ерджи, Эйхенвальд, Л.Б.Степанов, Ф.Е.Козицкий приняли активное
участие в создании репертуара для ТОБ. Были поставлены оперы "Карлугас"
Чемберджи, "Акбузат" Х.Ш.Заимова и Спадавеккиа, "За Родину" Ибрагимова и
Козицкого, "Айхылу" Валеева и Пейко, "Мэргэн" и "Ашкадар" Эйхенвальда,
балет "Журавлиная песнь" Степанова (см. Опера, Балет). Широко велась
концертно-просвет. деят-сть силами артистов ТОБ и филармонии, музыкантами
Москвы, Ленинграда, Киева, Минска. Событием в муз. жизни респ. и страны
стало исполнение в Уфе 1-й ч. "Ленинградской симфонии" Д.Д.Шостаковича в
переложении для духового оркестра под рук. И.В.Петрова и приезд автора в
Уфу в 1942. Композиторами была создана серия песен-листовок для воинов-
фронтовиков, а также подготовлен сб. "Башкирские композиторы - Красной
Армии", куда вошли 44 песни. С началом войны учившиеся в баш. студии при
Моск. консерватории Р.А.Габитов, Р.А.Муртазин, Займов, Ш.З.Кульборисов,
Ш.Ш.Ибрагимов, Х.Ф.Ахметов, а также уфимцы М.З.Баширов, Л.П.Атанова,
К.Ю.Рахимов вступили в ряды Кр. Армии. На полях сражений погиб Габитов, был
тяжело ранен на подступах к Москве Муртазин.
В нач. 50-х гг., наряду с созданием песен и романсов, композиторы
уделяют особое внимание развитию хоровой, симф. и камерно-инструм. музыки.
В концертах хора Баш. гос. филармонии звучат "Поэма об Урале" Габитова,
кантаты "Башкортостан" и "На просторах полей" Заимова, хоровая сюита
"Нефтяники Башкирии" З.Г.Исмагилова, хоры Рахимова, Валеева, Муртазина,
Ахметова, воспевающие труд, дружбу народов, призывающие к борьбе за мир.
Симф. музыка представлена соч. "Лирическая сюита" Ахметова, "Героическая
поэма" Н.Г.Сабитова, "Увертюра на две башкирские темы" Исмагилова,
"Праздничная симфониэтта" Муртазина, "Элегия" и "Танцевальная сюита"
Валеева (см. Симфоническая музыка). Большим худ. событием этих лет были
постановка балетов "Горная быль" Ключарева, "Горный орел" Сабитова и
Ахметова, премьера оперы "Салават Юлаев" Исмагилова. Своеобразным итогом
развития культуры в послевоен. десятилетие явилась Декада баш. лит-ры и иск-
ва в Москве в 1955, где достижения баш. муз. иск-ва получили высокую
оценку.
Следующее десятилетие отмечено широким развитием баш. муз. культуры.
На ежегодных пленумах СК, в концертах и на оперной сцене показываются новые
разножанровые соч., свидетельствующие о творч. росте баш. композиторов.
Идут премьеры оперы "Шаура" и муз. комедии "Кодаса" Исмагилова, балетов
"Гульназира" и "Люблю тебя, жизнь" Сабитова, муз. комедии "Когда приходит
любовь" Кульборисова. Выдающимся муз. явлением стала премьера балета
"Черноликие" Заимова и А.Г.Чугаева в 1965. Активизации муз. жизни
Башкортостана 60-х гг. способствовало выездное заседание Секретариата СК
РСФСР во главе с Шостаковичем в Уфе (1964), к работе к-рого был приурочен
показ т-ва композиторов республики.

Хоровая капелла РБ.
Важную роль в дальнейшем росте муз. культуры Башкортостана сыграло
открытие Уфим. гос. института искусств (1968, УГИИ) на базе организованного
в 1961 Уфим. филиала Моск. гос. муз.-пед. ин-та им. Гнесиных и создание
Баш. гос. хоровой капеллы Мин-ва культуры БАССР (1970). Выпускники УГИИ и
др. муз. вузов страны составили новое поколение баш. композиторов, активно
участвующих в муз.-обществ, жизни, в создании произв. разл. жанров. В февр.
1976 в Уфе проходил пленум СК Башкортостана, поев. т-ву молодых
композиторов и музыковедов республики. В концертах пленума прозвучали
песни, романсы и хоровые соч. Р.М.Хасанова, Р.Х.Газизова, М.Х.Ахметова,
Д.Д.Хасаншина, А.Х.Габдрахманова, Е.Н.Земцова, фп. соната Л.З.Исмагиловой,
"Детская сюита для струнного квартета" С.Г.Шагиахметовой, струнные квартеты
Исмагиловой и Земцова. С большим успехом прошла премьера балета "Маугли"
М.Ахметова. Творч. отчетом перед широкой общественностью стали 2-я респ.
конференция творч. молодежи Башкортостана (1977), 4-й съезд композиторов
РСФСР (1979, Москва), 7-й пленум СК БАССР (1980), где баш. муз. иск-во было
представлено от произв. композиторов ст. поколения, зачинателей баш. проф.
культуры, до новых соч. композиторской молодежи. В 1970-90-е гг. в числе
крупных соч. для муз. театра, поставленных в ТОБ, - оперы "Волны Агидели" и
"Послы Урала" Исмагалова, балеты "Страна Айгуль" Сабитова, "Легенда о
курае" Хасанова, "В ночь лунного затмения" М.Ахметова, оперы "Черные воды",
"В ночь лунного затмения" С.А.Низамутдинова, "Акмулла" Исмагилова. Разл.
жанры симф. музыки представлены в т-ве Исмагиловой, М.Ахметова,
Р.Р.Зиганова, Р.Г.Касимова, Газизова, Хасаншина, А.Р.Сальмановой,
Ф.М.Гафурова и др. За поcл. десятилетия заметно расширилась тематика вок. и
хоровой музыки, более разнообразными стали ср-ва и приемы композиторского
письма. В обл. музыки для детей появились новые яркие песни, хоры, пьесы
для разл. инструментов и инструм. ансамбли. Написаны балеты и оперы для
детей Сабитовым, Газизовым, Габдрахмановым, Н.А.Даутовым и др.
Взаимному культ. обогащению и укреплению творч. связей способствуют
разл. праздники, декады, недели и дни литературы и искусства, музыкальные
конкурсы и фестивали, проходящие в Башкортостане и др. регионах России и
зарубежья. Традиционным стало проведение фестивалей музыки композиторов
Урала и Поволжья (Уфа - 1983, 1989, 1995). Установлены творч. контакты баш.
музыкантов с композиторами и музыковедами Германии (округ Галле) в форме
многочисл. взаимных концертов, совместно проводимых фестивалей.
Свидетельством роста муз. культуры и профессионализма композиторов и
музыкантов Башкортостана является их успешное выступление на междунар.
конкурсах (см. Музыканты РБ - лауреаты международных конкурсов и
фестивалей). Концертную деят-сть ведут творч. коллективы респ. - Нац. симф.
оркестр, камерный ансамбль "Солисты Башкортостана", симф. оркестр ТОБ .
Значит. успехов достигли баш. музыканты в развитии разл. жанров популярной
музыки. В области музыковедения и муз. фольклористики музыковеды активно
разрабатывают актуальные проблемы проф. музыки и муз. фольклора .
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА, объединения проф. музыкантов и любителей
музыки, ставящие целью эстетич. воспитание нас., развитие и пропаганду муз.
культуры. В 1885-1906 в Уфе функционировало Об-во любителей пения, музыки и
драм. иск-ва, собиравшееся в здании Дворянского собр. (ныне Уфим. гос.
институт искусств). Среди его участников были скрипач Д.Н.Севастьянов,
хормейстер А.А.Попов, пианисты Л.К.Новицкий, В.Д.Паршина и М.И.
Андржиевская, виолончелист Е.И.Чубовский, певица Е.Я.Барсова-Цветкова и
пианистка В.В.Тиманова. Организатором вечеров квартетной музыки был
Севастьянов. При участии симфонич. оркестра (орг. в 1889, дирижеры
Ф.Ф.Мотль, С.П.Копылов) в концертах исполнялись арии и сцены из опер рус. и
заруб. композиторов, классич. хоровые и инструм. произв., романсы и нар.
песни. В 1909 на юбилейных торжествах об-ва, посв. памяти С.Т.Аксакова, в
летнем театре заводчика В.И.Видинеева были исполнены кантаты "Памяти
С.Т.Аксакова". Их авторами были местные любители музыки О.И.Андрюкова-
Шиленкова и С.Е.Райский (ст. Е.Поповой). Чл. об-ва коллективно был создан
гимн к 300-летию Уфы (1886). В 1900-е возросла роль нац.-просветительских
очагов в крае: в Уфе существовали кружок "Национальные мелодии, сцена и
литература" под рук. Г.Г.Ибрагимова, нац. двухголосный хор и оркестр под
упр. И.Терегулова, в Троицке - Об-во пропаганды театра и музыки и др. В
1959 создано Хоровое об-во БАССР (пред. М.П.Фоменков) - массовая обществ.
орг-ция в системе Всерос. хорового об-ва, объединяющая проф. и самодеят.
музыкантов. Отделения хор. об-ва были созданы во всех городах и р-ных
центрах респ., что способствовало возникновению десятков хоровых
коллективов разного профиля: акад., нар., дет. и национальных. Первыми
акциями хорового об-ва в 60-е гг. стали респ. конкурсы на звание лучшего
хорового коллектива, праздники песни, концерты, смотры и др. Правление
Хорового об-ва оказывало отделениям на местах методич. и организац. помощь
в создании Домов музыки (Стерлитамак, Хайбуллинский р-н), в оказании
практич. помощи хоровым коллективам на местах, в издании сб-ков хоровых
соч. и обр. для хора баш. комп., в орг-ции регион. смотров, конкурсов,
певческих праздников, лекций, семинаров и т.д. В 1960-70 при Хоровом об-ве
работали курсы хормейстеров-баянистов (рук. А.Г.Тихомиров), готовившие
кадры для села. С 1961 работает Баш. эксперим. производств. комб-т с цехами
по пошиву сценич. одежды и обуви, ремонту, настройке и прокату муз.
инструментов. В 1988 на базе Хорового об-ва создано Муз. об-во БАССР (пред.
засл. деят. иск-в БАССР Ш.М.Бикмухаметов).
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ, коллективы музыкантов-инструменталистов,
объединенные для совм. музицирования. Ранние свидетельства о формировании в
Башкирии традиции домашнего музицирования в гор. среде относятся ко 2-й
пол. 19 в. В Уфе в 1870-80 силами местных музыкантов под рук. видного
скрипача Д.Н.Севастьянова проводились вечера квартетной музыки заруб. и
рус. композиторов. Ансамблевое исполнительство составляло значит. часть
программ концертов Об-ва любителей музыки, пения и драматич. иск-ва,
кружков нац. лит-ры и музыки (см. Музыкальные об-ва).
После Октябрьской революции, с открытием музыкальной школы №1 г.Уфы (1920)
и Баш. муз. техникума (1922), концертная жизнь активизировалась. Ведущие
педагоги муз. техникума М.И.Андржиевская (фп.), С.А.Попов (скрипка),
Ф.П.Садовский (виолончель) выступали в ансамбле, исполняя "Элегическое
трио" С.В.Рахманинова. Среди любителей нац. иск-ва популярностью
пользовался первый ансамбль баш. нар. инструментов, организованный при муз.
ч. Башкирского государственного театра драмы (1927). В его составе были
кураисты Ю.М.Исянбаев, Х.Б.Ахметов, Г.Г.Ушанов, гармонист Г.М.Мингажев,
скрипач и худ. рук. Х.К.Ибрагимов. Репертуар составляли устные импровизации
и обр. нар. мелодий. Начиная с 40-х гг. при Баш. гос. филармонии (БГФ)
формируются фольк. и эстрадные коллективы: ансамбль кураистов (рук.:
Г.З.Сулейманов, И.И.Дильмухаметов), эстрадные (рук. Н.Галеев, Б.М.Гайсин),
И.а. Баш. государственного ансамбля народного танца (рук. А.С.Ключарев,
Т.Ш.Каримов, Р.В.Муратшин), джаз-группа "Дустар" (рук. М.Х.Юлдыбаев) и баш.
фольк. ансамбль TЯдкарL (рук. М.И.Гайнетдинов, Г.Г.Хамзин). Активными
пропагандистами т-ва баш. комп. стали И.а. муз. уч. заведений республики. С
кон. 50-х гг. в Баш. гос. муз. уч-ще (с 1960 Уфим. училище искусств - УУИ)
существует ученический ансамбль скрипачей (рук. М.Г.Файн, М.М.Цинман,
М.Е.Швайштейн, Б.О.Абдулбанеев), выступающий в концертах, на Баш. радио и
ТВ. В 70-90-е гг. широкую концертную деят-сть ведут И.а., созданные силами
педагогов и студентов Уфим. гос. института искусств: струнный квартет (рук.
А.А.Калачев, С.К.Саркисянс) - дипломант 4-го Всерос. конкурса струнных
квартетов (Тбилиси, 1979); рус. нар. инструментов TРодные напевыL (орг. в
1978, рук. А.К.Савицкий); студенч. (худ. рук. В.А.Башенев) - дипломант
Всерос. конкурса исполнителей на нар. инструментах (Тула, 1986); старинной
музыки (орг. в 1992, рук. Р.Ф.Салимова) и др. В их репертуаре соч. заруб.,
рус., отеч., в т.ч. баш., композиторов. С успехом выступают дуэт баянистов-
педагогов (Р.Ю.Шайхутдинов, В.П.Суханов), трио баянистов в двух составах
(Шайхутдинов, Суханов, Башенев; В.Грачев, С.М.Тюфяков, В.В.Фильчев),
квинтет баянистов - лауреатов междунар. конкурсов (Шайхутдинов, Суханов,
Фильчев, Тюфяков, Грачев). В числе И.а. муз. уч. заведений получили
известность ансамбли виолончелистов УУИ (рук. В.В.Васильев), кураистов
(рук. Сулейманов, Р.Р.Рахимов), эстрадный (рук. Юлдыбаев, Г.П.Маркоров),
кураистов Учалинского муз. уч-ща (орг. в 1993, рук. А.М.Рахматуллин) и др.
(см. Эстрадная музыка и джаз).
ХОРЫ БАШКИРИИ
ХОРЫ, певческие коллективы проф. или самодеят. музыкантов, совместно
исполняющие вок. музыку с инструм. сопровождением или без него (а-капелла).
Унисонное хоровое пение появилось среди башкир в кон. 19 - нач. 20 в.
Очагами распространения были мектебы и медресе. Инициаторами и
организаторами Х. стали прогрессивно настроенные учителя Г.Ибрагимов,
И.Терегулов, В.Клеменц, Ф.Агеев и др. До Окт. рев-ции в Уфе существовали
рус. Х., преим. церковные, довольно высокого уровня певческой культуры. В
их репертуаре была духовная музыка Д.С.Бортнянского, М.С.Березовского,
П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова и др. Любит. светские Х. создавались в
гимназиях, уч-щах, учительском ин-те. Среди уфим. регентов-руководителей Х.
- И.П.Ишпайкин, И.П.Райский, Г.Ф.Арямнов, В.Г.Преображенский и др. Х.
принимали участие в гор. мероприятиях, концертах Об-ва любителей пения,
музыки и драм. иск-ва, исполняя соч. рус. и западноевроп. композиторов.
После Окт. рев-ции массовое коллективное пение стало неотъемлемым элементом
обществ. быта: собрания, митинги, манифестации сопровождались пением рев.
песен. В 1919 при политотделе Уфим. Губвоенкомата был создан первый проф.
Х., позже Государственный (1919-22, рук. А.А.Петручик, Преображенский). Х.
исполнял рус. нар. и рев. песни и марши, произведения сов., рус. и заруб.
композиторов. В нач. 20-х гг. появились баш. и тат. хоровые коллективы
Уфим. ин-та нар. образования (рук. Х.К.Ибрагимов) и Гос. муз. школы (рук.
И.В.Салтыков). В 1928 силами преподавателей и учащихся Баш. гос. техникума
иск-в было осуществлено театр.-муз. представление "Башкирская свадьба" по
пьесе М.Бурангулова (муз. рук. Салтыков, Ибрагимов). В нем было широко
использовано баш. нар. муз. т-во, в т.ч. в хоровом исполнении. В 1934 при
Доме Кр. армии был организован Красноармейский ансамбль песни и пляски
(рук. Ибрагимов). Основу репертуара ансамбля составляли баш. и тат. нар.
песни в обработке рук. коллектива. Важную роль в развитии хорового
исполнительства в Башкирии сыграли рус. и баш. Х. вок. студии Башпрофсовета
(1935-38, рук. А.Г.Тихомиров). Эти коллективы положили начало проф. Х. Баш.
театра оперы и балета (БТОБ, 1938) и Баш. гос. филармонии (1939). Вел.
Отеч. война прервала деят-сть филармонич. Х. Однако в февр. 1944 был создан
проф. женский Х. (рук. М.Я.Федотов), реорганизованный в 1950 в смешанный
(рук. Тихомиров). Х. Баш. гос. филармонии выступал в концертах Декады баш.
лит-ры и иск-ва в Москве, где прозвучали хоровые соч. сов. и баш.
композиторов, обработки нар. песен. Дальнейшее развитие хорового иск-ва
связано с деят-стью композитора и хормейстера Ш.Ш.Ибрагимова,
возглавлявшего проф. Х. Башрадиокомитета (1953-60) и Баш. гос. филармонии
(1955-58). К нач. 60-х гг. качественно изменился уровень исполнит. культуры
лучших учебных и любит. Х., выступавших с разнообразными концертными
программами. Ярким событием муз. жизни Уфы стало исполнение Русской респ.
хоровой капеллой (Москва, худ. рук. А.А.Юрлов), совместно с Нар. хоровой
капеллой профсоюзов, Х. Уфим. училища искусств, педагогич. уч-ща -2 (Уфа,
рук. М.П.Фоменков) и БТОБ (дирижер И.М.Альтерман) "Патетической оратории"
Г.В.Свиридова. В мае 1969 состоялось первое выступление Х. Уфим. гос.
института искусств совм. с Нар. хоровой капеллой профсоюзов, в теч. двух
вечеров исполнивших большую программу из соч. Свиридова, в т.ч.
"Патетическую ораторию", фрагменты "Поэмы памяти Сергея Есенина", и а-
капелла (рук. Фоменков, хормейстер А.П.Иванов). В 1970 концертную деят-сть
начала Баш. гос. хоровая капелла (рук. Т.С.Сайфуллин), в 1993 Камерный хор
Муз. об-ва РБ (рук. Ш.М.Бикмухаметов). Выдающимся событием в муз. жизни
Башкортостана 90-х гг. стало исполнение "Реквиема" Дж.Верди объединенными
силами артистов Баш. хоровой капеллы, хора, солистов и симф. оркестра БТОБ
при участии И.Архиповой и М.Биешу (дирижер В.И.Платонов). Важную роль в
приобщении широких масс к хоровому иск-ву играют любит. Х., оганизованные
при школах, ср. и высших уч. заведениях, з-дах, ДК.
ОПЕРА, вид муз.-театр. иск-ва; муз.-драм. произведение, основанное
на синтезе слова, сценич. действия и музыки. Баш. О. как самостоятельный
жанр формируется в 40-е гг. Но более ранние попытки предпринимаются в 1920-
х гг. В 1930 в Казани и Уфе состоялась премьера оперы Г.С.Альмухаметова,
В.И.Виноградова и С.Х.Габяша "Эшсе" ("Рабочий") по одноим. поэме М.Гафури.
В своем становлении баш. О. опиралась на нар. муз. т-во, на традиции рус.
классич. музыки и опыт совр. иск-ва. Прообразами первых баш. опер были муз.
спектакли, включавшие большое кол-во фольк.-этнографич. картин и
воскрешающие на сцене обряды, легенды и сюжетно-поэтическую основу нар.
песен. Развитие баш. драматургии и театра способствовало формированию нац.
оперного репертуара. Ряд произв., поставленных на сцене Баш. гос. театра
оперы и балета (БТОБ), был создан на основе одноим. драм. спектаклей.
Премьера первой баш. оперы "Хакмар" комп. М.М.Валеева (либр. С.Мифтахова,
дирижер П.М.Славинский, реж. Б.Г.Имашев, худ. М.Беспалова, балетм.
Ф.А.Гаскаров, хормейстеры О.М.Райцын и Н.А.Болотов) состоялась в 1940. В
числе первых исполнителей Г.С.Хабибуллин, Х.Л.Галимов, Б.Н.Валеева,
З.И.Ильбаева, М.Г.Салигаскарова, М.Х.Хисматуллин и др. В опере впервые были
представлены традиц. оперные формы: арии, ансамбли, хоры и оркестровые
эпизоды. В музыке широко использовались интонации баш. нар. песен и танцев.
В годы Вел. Отеч. войны в создании баш. О. участвовали эвакуир. в Уфу
музыканты и комп. Москвы, Ленинграда, Киева. Опера "Карлугас" Н.К.Чемберджи
(либр. Б.Бикбая, пост. 1941), отражающая героич. историю баш. народа, была
созвучна патриотич. духу сов. людей в годы войны. Определенный вклад в
развитие баш. О. внес комп., дирижер и фольклорист-этнограф А.А.Эйхенвальд.
В его операх "Мэргэн" и "Ашкадар" (на либр. М.Бурангулова, пост. 1940,
1944), созданных по мотивам нар. легенд, проявилось умелое использование
баш. нар. музыки. Опера "За родину" написана укр. комп. Ф.Е.Козицким совм.
с баш. комп. и драматургом Х.К.Ибрагимовым (дирижер Славинский, реж.
Ш.А.Месягутов, пост. 1943.). В годы войны увидела свет и опера "Акбузат"
Х.Ш.Заимова и А.Э.Спадавеккиа, созданная по мотивам баш. эпоса. Героич.
линию в баш. О. продолжила опера "Азат" Р.А.Муртазина (либр. Бикбая,
дирижер Г.А.Столяров, реж. А.С.Григорян, пост. 1949), посв. событиям гражд.
войны в Башкирии. В опере "Айхылу" Н.И.Пейко (либр. Г.Амири, рус. текст
Г.Миллера и Пейко по мотивам драмы Мифтахова "Хакмар", дирижер
Г.Л.Ержемский, реж. Е.А.Брилль, пост. 1953) впервые воплощена совр. тема.

Качественно новый этап в развитии баш. О. начинается с сер. 50-х гг. -
важнейшего периода в становлении баш. проф. музыки. Задача создания
самобытного нац. муз. языка успешно решена в опере "Салават Юлаев"
З.Г.Исмагилова. Сюжет оперы (либр. Бикбая), связанный с образом Салавата
Юлаева, сподвижника Е.И.Пугачева в Крестьянской войне 1773-75, предоставлял
возможность воплотить героику нар. борьбы, острые соц.-ист. конфликты. В
муз. языке спектакля сочетаются яркое нац. своеобразие баш. музыки и
реалистич. принципы муз. классики. Имевшая успех в Москве на Декаде баш.
лит-ры и иск-ва (1955) опера не сходит со сцены св. 40 лет. Поиском новых
драматургич. приемов и средств выразительности отмечена лирико-психологич.
опера "Шаура" Исмагилова (либр. Бикбая) по мотивам одноим. баш. нар. песни
и легенды (дирижер И.М.Альтерман, реж. Хисматуллин, пост. 1963). В кон. 60-
х - нач. 70-х гг. баш. комп. расширяют тематику опер. Атмосферу революции и
гражд. войны передает вторая опера Муртазина "Дауыл" ("Буря", либр.
Р.С.Янбулатовой по роману Х.Давлетшиной "Иргиз", дирижер В.Д.Руттер, реж.
Ш.М.Муртазина, пост. 1969). Опера "Современники" Х.Ф.Ахметова (либр.
Бикбая, дирижер Н.Г.Сабитов, реж. Хисматуллин, пост. 1970) повествует о
первооткрывателях баш. нефти. Тема труда и дружбы народов, воплощенная
через массовые сцены, чередуется с раскрытием духовного мира наших
современников в развернутых ариях, монологах и ансамблях. Значительно
обогатила нац. муз.-сценич. иск-во опера "Волны Агидели" Исмагилова (либр.
М.Карима, дирижер Г.Х.Муталов, реж. Р.А.Валиуллин, пост. 1972). Лирич.
драма героев показана на фоне совр. жизни народа. Продолжением эпич. линии
в оперном т-ве баш. комп. явилась опера "Послы Урала" Исмагилова (либр. И.
Дильмухаметова, дирижер Г.Г.Александров, реж. Р.И.Тихомиров, пост. 1982),
посв. событиям 16 в. - присоединению Башкирии к Русскому государству.
Важным событием муз.-театр. жизни 90-х гг. стала постановка оперы "Нэркэс"
Ахметова (либр. комп. по одноим. трагедии И.Х.Юмагулова, дирижер
В.И.Платонов, реж. Валиуллин, пост. 1994). В основе ее - трагедия баш.
Ромео и Джульетты, разворачивающаяся на фоне острого соц. конфликта в
феодально-родовом обществе. Т-во молодых комп. представлено оперой "Черные
воды" С.А.Низамутдинова (либр. комп. по одноим. поэме Карима, дирижер
Ю.П.Анисичкин, реж. Валиуллин, пост. 1989). Посв. событиям Вел. Отеч.
войны, она наметила новую жанровую линию в баш. музыке - камерную О. Среди
созданных в 80-90-е гг. оперных произв., еще не поставленных на сцене, -
"Акмулла" Исмагилова, "Великий рядовой" ("Александр Матросов")
Д.Д.Хасаншина, "Гульямал" Н.А.Даутова, "Шонкар" А.М.Кубагушева; для детей -
"Полет на Марс" Р.Х.Газизова, "Серая шейка" А.Х.Габдрахманова, "Тараканище"
Даутова и др. В мае 1996 с успехом прошла премьера оперы "В ночь лунного
затмения" Низамутдинова.
БАЛЕТ, вид сценического иск-ва; спектакль, содержание к-рого
воплощается в музыкально-хореографич. образах.
Сцена из балета "Ромео и Джульетта" С.С.Прокофьева.
Башкирский балет, артистический состав и худ.-сценическая
деятельность балетной труппы Гос. театра оперы и балета Республики
Башкортостан (ТОБ) опирается на акад. школу рус. классического балета, и
широко использует традиц. формы баш. хореографии. Синтез классического
танца и его совр. модификаций с поэтикой баш. нар. танца определяет худ.
своеобразие хореогр. произведений ТОБ на нац. темы.



Первый состав балетной труппы ТОБ под худ. рук. балетмейстеров К.В.Матсона,
Н.Г.Зайцева, Ф.А.Гаскарова сложился в 1941 из выпускников хореогр.
отделения Баш. техникума иск-в (1938) и баш. студии Ленинградского хореогр.
уч-ща (ЛХУ; 1941, 1943). Башкирский Б. выдвинул плеяду классических
танцовщиков, заложивших традиции нац. иск-ва. Это З.Насретдинова,
Х.Сафиуллин, Т.Худайбердина, Х.Мустаев, Ф.Саттаров, Г.Сулейманова,
М.Тагирова, Ф.Юсупов, Ф.Ахметшин, Г.Хафизова, Ф.Грюнвальд. В 1953-55 в
хореогр. студии при ТОБ занимался и дебютировал в спектаклях театра ("Дон
Кихот" Л.Ф.Минкуса, "Журавлиная песнь" Л.Б.Степанова и др.) буд. корифей
мирового балета Р.Х.Нуреев. За первые 15 лет своего существования, начиная
с "Коппелии" Л.Делиба (пост. Зайцев по А.Сен-Леону и А.А.Горскому) и до
Декады баш. лит-ры и иск-ва в Москве (1955), труппа выработала долговр.
худ. программу, объединила вокруг себя видных композиторов, хореографов,
сценографов, режиссеров. В репертуаре было ок. 30 развернутых и одноактных
спектаклей, хореогр. миниатюр, таких как "Лебединое озеро" П.И.Чайковского,
"Тщетная предосторожность" Л.Герольда - П.Гертеля, "Шехерезада"
Н.А.Римского-Корсакова, "Эсмеральда" и "Конек-Горбунок" Ч.Пуньи, "Красный
мак" Р.М.Глиэра, "Бахчисарайский фонтан" Б.В.Асафьева, "Лауренсия"
А.А.Крейна, "Элегия" С.В.Рахманинова и др. в пост. Зайцева, Гаскарова,
Е.К.Войтович, Сафиуллина, Саттарова, Л.И.Лукина, В.Х.Пяри.
Сцена из балета "Жизель" Адана. Жизель - Л.Куватова, Альберт -
Р.Усама.
Сложился репертуар собствственно баш. спектаклей. Лучшим произв.
баш. Б. периода становления был спектакль "Журавлиная песнь" ("Сынрау
торна"; 1944, 1955): либретто Гаскарова, музыка Степанова, хореография
Н.А.Анисимовой, сценография Г.Ш.Имашевой (во 2-ой ред. М.Н.Арсланова). В
основу муз.-хореогр. драмы был положен лит. сценарий, в к-ром переплелись
языческие мифы, родовые обряды и соц. коллизии баш. старины. Музыка балета
представляет собой циклическую структуру, включающую темы баш. нар. песен и
мелодий и соединяющую сюитную форму с симф. развитием лейтмотивов.
Танцевально-пластическая партитура синтезировала классический танец с нар.
танцами и обрядами башкир. Большой удачей спектакля явились обращение к
хореогр. симфонизму в сцен. действии и воплощение классически завершенного
образа Журавля - тотемной птицы древних башкир, худ. символа свободолюбия и
патриотизма народа. Тема Б. "Журавлиная песнь", его муз. и хореогр.
воплощение вдохновили на создание балетных спектаклей "Зюгра" ("Зэhрэ",
1947; музыка Н.Г.Жиганова, либретто и хореография Гаскарова, сценография
Арсланова) и "Горная быль" ("Карт таузар хикэйэте", 1951; комп.
А.С.Ключарев, либреттист и художник те же, хореография Войтович и
Сафиуллина).
Событиям Крестьянской войны 1773-75 гг. и подвигу Салавата Юлаева
был посвящен балет "Горный орел" ("Урал бэркэтэ", 1959; либретто и музыка
Х.Ф.Ахметова и Н.Г.Сабитова, хореография К.Д.Карпинской, декорации
Арсланова). Глубокую психологическую драму о судьбах поколений,
разъединенных классовой борьбой, представлял балет "Гюльназира"
("Гэлнэзирэ"), воссоздавший ист. и нравственные перипетии гражданской войны
в Башкирии (1963; комп. Сабитов, балетм. С.В.Дречин, худ. В.И.Плекунов).
Соц. и нравственные коллизии старой баш. деревни нашли воплощение в балете
"Черноликие", созданном по мотивам одноим. повести М.Гафури ("Кара йэззэр",
1965; композиторы Х.Ш.Заимов и А.Г.Чугаев, балетм. Х.Ф.Мустаев, худ.
Арсланов). Хореография произв. опиралась на т.наз. действенный танец,
включающий сквозные пластические линии и формы, почерпнутые преим. из языка
нар.-характерного танца. Трагедия "черноликих" находила свое выражение в
контрасте лирики и гротеска. В спектакле о Салавате культивировался
героический образ. Бал. "Гюльназира", воплощавший дух восставшего народа,
развертывал, пр. всего массовые ансамбли, вобравшие в себя все многообразие
театральной пластики.
Подвигу народа в Великой Отечественной войне 1941-45 гг., жестоким
жизненным испытаниям послевоен. действительности были посвящены два балета
композитора Сабитова "Люблю тебя, жизнь" ("Яратам hине, тормош!", 1967;
хореография Л.С.Бородулина, сценография Арсланова) и "Страна Айгуль"
("Айгэл иле", 1971; либретто И.М.Каримова и Сабитова по одноим. драме
М.Карима, хореография И.Х.Хабирова, худ. Арсланов). В обоих произв. поэтика
акад. балета соединена с драматически наполненным танцем, пантомимой и
выразит. мимикой.
Ист. прошлое, полулегендарный быт древних башкир и их родоплеменная
организация, мифологическое мышление народа и исламский провиденциализм
явились источником поэтических идей и образов балета "В ночь лунного
затмения" ("Ай тотолган тэндэ", 1982; либретто Э.С.Ахметовой по одноим.
трагедии Карима, музыка М.Х.Ахметова, хореография Б.В.Танина, сценография
Б.Е.Ефима). Многозначная трагедийная метафора объединяла лит. тему, музыку
и хореографию произв., олицетворяла диалектику нравственного сознания,
обнажая тем самым противоречивость моральных принципов совр. человека.
Пластическая ткань спектакля соединяла разл. хореогр. системы - от
классического танца до авангарда.
Поисками новых поэтических и стилевых решений отмечены хореогр.
спектакли для детей и юношества. Это балеты-сказки комп. Сабитова -
"Буратино" (1960; балетм. Сафиуллин) и "Мурзилка-космонавт" (1964; балетм.
Г.И.Язвинский), комп. М.Ахметова - "Маугли" (1975; балетм. Н.А.Хасан-
Ахунов), комп. Р.М.Хасанова - "Легенда о курае" ("Kурай тураhында легенда",
1979; балетм. Э.Х.Танн) и др.
О проф. мастерстве, богатом творч. потенциале свидетельствовал
репертуар ТОБ 1955-75 гг., на к-рые пришелся пик худ. развития баш. Б.
Лучшими спектаклями классич. и совр. репертуара стали "Спящая красавица" и
цикл одноактных произв. Чайковского, "Жизель" и "Корсар" А.Адана,
"Баядерка" и "Дон Кихот" Минкуса, "Золушка" С.С.Прокофьева, "Болеро"
М.Равеля, "Тропою грома" К.А.Караева, "Берег надежды" А.П.Петрова, "Шурале"
Ф.З.Яруллина и мн. др. Яркими страницами баш. Б. являются собств. редакции
спектаклей на классич. темы. Это "Ромео и Джульетта" Прокофьева в пост.
Л.Лавровского и Ю.Дружинина, "Орфей" Е.И.Фомина и "Пер Гюнт" Э.Грига в
пост. В.Могильды, "Кармен-сюита" Ж.Бизе-Р.Щедрина в пост. А.Плисецкого,
"Барышня и хулиган" Д.Д.Шостаковича, сюиты из балетов "Пахита" Э.Дельдевеза
и Минкуса, "Спартак" А.И.Хачатуряна в пост. Н.Маркарьянца, "Сеньора из
Валенсии" Ю.С.Саульского в пост. Г.Гусева и другие.
Становление и худ.-эстетическое развитие баш. Б. воплотились в т-ве
3-4-х поколений танцовщиков. На рубеже 1950-60-х в труппу влились и заняли
в ней ведущее место воспитанники ЛХУ Ф.Нафикова, Э.Тимергазина, И.Хабиров,
В.Галимова, А.Бикчурин, Э.Сулейманова, С.Саттарова и др.; в 1960-70-е гг.
пришли в баш. Б. Л.Куватова, Ш.Терегулов, Ю.Ушанов, Р.Изгина, Л. и В.
Шапкины, З.Ильясова, Ф.Мустаева, А.Валеев и др. воспитанники Ленинградского
и Пермского хореогр. уч-щ; в 1970-80-е - Р.Зарипов, М.Даукаев,
Ф.Рахмангулова, Л.Лугина, Э.Валеев, Г.Сабирова, Б.Юлдашев, Х.Мухаметшин,
Г.Зараменская, К.Исмагилова и мн. др.
С нач. 1980-х баш. Б. переживает творч. кризис, связанный с распадом
худ.-эстетической программы, распылением артистических кадров. Подъем
определился с открытием Уфимского хореографического училища (1986) и
вступлением ТОБ в творч. сотрудничество с деятелями Большого театра России.
Баш. Б. пополнился первыми выпускниками уч-ща (Р.Рыкин, Д.Даможиров,
О.Тарова, Б.Терегулова, А.Фатхлисламов, Т.Краснова, Р.Закирова, Н.Сологуб,
А.Кубагушев, А.Шайдуллин и др.) В худ. работе балетной труппы ТОБ принял
участие выдающийся хореограф Ю.Н.Григорович. Постановка Б. "Тщетная
предосторожность" на муз. П.Гертеля, Л.Герольда, Ж.Бизе, Ч.Пуньи и др.,
нов. редакции спектаклей "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Дон Кихот" и др.,
поставленные на сцене ТОБ РБ, обеспечили высокий творч. подъем в
деятельности труппы, определили новый худ. уровень баш. балета.



ЛИТЕРАТУРА

1. Аверьянова О. Всероссийскому хоровому обществу 25 лет. М.,
1985;
2. Атанова Л. Музыкальная культура Башкортостана //Очерки по
культуре народов Башкортостана. Уфа, 1994.
3. Фоменков М. К истории развития хорового искусства в Башкирии в
первые годы Советской власти //Вопросы истории башкирской
музыкальной культуры. Уфа, 1990; его же. Народная песня и
развитие хорового искусства в Башкирии //Музыка композиторов
Башкирской АССР (СССР) и округа Галле (ГДР). Уфа, 1990.
4. Хайруллин Р. Мастера балетного искусства Башкирии. Уфа, 1963;
Саитов С. Танец ликующий. Уфа, 1968; Ахмадеева Г.Н. Башкирский
балет //Музыка композиторов БАССР (СССР) и округа Галле (ГДР).
Уфа, 1990




Реферат на тему: Народные традиции в современном костюме


Санкт-Петербургский Государственный
Университет Технологии и Дизайна


Кафедра конструирования и технологии швейных изделий



КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Использование народного костюма
при создании современной одежды



группа: 3-ШД-1
студент: Галаган А.В.
руководитель: доц. Васеха Л.П.
оценка:__________________



Санкт-Петербург
1997г.



РЕФЕРАТ


Работа изложена на страницах печатного текста, содержит 15
иллюстраций, 1 таблицу и 1 график.


Объектом исследования является народная одежда.


Целью работы является проследить влияние народного костюма на
формы и декоративное оформление современного костюма.


Основной метод исследования - анализ моделей, созданных на
основе народного костюма.


Результатом исследования является определение степени
использования народных традиций в практике моделирования современного
костюма.


Внедрение результатов исследования рекомендуется при создании
разнообразных современных видов одежды на основе народного костюма,
возможность заимствования традиций народного костюма в настоящем и
будущем.



‘?„…?†??^…



‚ведение
4

1. ^сследование особенностей народного костюма
6

1.1. ‘езонность одежды и народные традиции
6
1.2. ”ункциональность одежды и народные традиции
7
1.2.1. ?дежда длЯ службы
8
1.2.2. „омашнЯЯ одежда
8
1.2.3. ‚ерхнЯЯ одежда
9
1.2.4. ?дежда длЯ спорта и отдыха
10
5. ?арЯднаЯ одежда

2. ?азвитие использованиЯ элементов народной одежды в современном
костюме 13

2.1. ?ринципы построениЯ и декоративного оформлениЯ народного костюма
13
2.2. ^спользование народной одежды в современном моделировании (20-30-
е годы) 20
2.3. ‘оветское моделирование 30-х годов.
22
4. ^спользование народных мотивов в моделировании одежды
в 40-х - начале 50-х годов
25
5. ^спользование народных мотивов в моделировании
со второй половине 50-х и до наших дней
28
6. ”азы активности использованиЯ народных мотивов
34

3. ‘тепень использованиЯ народных традиций в практике
моделированиЯ современного костюма
36

‡аключение
38

Список литературы
41



Введение

?ароднаЯ одежда, обувь, создавшиесЯ на протЯжении многих веков,
являются неотъемлемой частью материальной культуры народа. ”ормы
одежды, конструктивное и декоративное решение их зависели от
климатических условий и уровнЯ развитиЯ производительных сил, от
занЯтий народа и сложившихсЯ исторических условий. ?ародный костюм
в своих классических, веками сложившихсЯ формах сконцентрировал
вековой опыт народа. ^менно поэтому длЯ большинства художников
основной смысл и ценность народного костюма, логике форм и
конструкций, рациональности и целесообразности.
^зучение образцов народного творчества в музейных коллекциЯх
страны убеждает, насколько органично в народном костюме соединены
утилитарные и эстетические качества. именно благодарЯ такому
соединению были созданы предельно целесообразные, а поэтому
чрезвычайно важные вещи. †изненнаЯ основа народного искусства, как и
костюма, в том, что оно всегда было обращено к человеку, к его
повседневной жизни, что и сделало его понЯтным. ^скусство народа
формировалось в течение длительной истории, сохранЯло все самое
ценное и оправданное жизнью, убирало все случайное.
?еобычайно самобытен и оригинален костюм народов, населЯющих
нашу страну, его характеризует богатство форм, своеобразие украшений,
разнообразие приемов изготовлениЯ. ?ародный национальный костюм не
ЯвлЯетсЯ застывшей в своих формах неизменной категорией. ?арод
вырабатывал и сохранЯл костюма формы, в наибольшей степени
соответствующие характеру его занЯтий, быту, географическим и
климатическим условиЯм, отвечавшие эстетическим представлениЯм о
красоте. Так ненцы, коми, эвенки и другие народы ?райнего ‘евера и
‘ибири носили и носЯт туникообразную одежду из оленьего меха,
формы, конструкции и материал которых находЯтсЯ в тесной взаимосвЯзи
с суровым климатом этих районов и охотничьим промыслом.
?лиматические условиЯ, род занЯтий определили повсеместное
распространение у русских, как и других славЯнских народов и их
соседей, традиционной зимней овчинной одежды, отличающейся у каждой
национальности формой, длиной, конструктивным и композиционным
решением, а так же способом ношениЯ. ^ такие примеры можно
приводить бесконечно. ?то говорит о том, что виды и формы
народной одежды представлЯют собой не случайное, а вполне
закономерное Явление, обусловленное всей жизнью народа или нации.
?бразцы народного творчества вдохновлЯют художников промышленного
искусства - керамистов, текстильщиков, мебельщиков, ювелиров, швейников.
Эмоционально-образное начало народного прикладного искусства,
художественная народная фантазиЯ особенно привлекательны длЯ художника-
модельера. Плавные линии арок памЯтников архитектуры, мотивы и ритмы
орнаментальных узоров деревЯнной резьбы, ППавловских платков,
структуры домотканых материалов находЯт отклик в творчестве
модельеров как ассоциативные источники.
‘овременный костюм оказываетсЯ созвучным народному в
использование похожих рисунков /клетки, полоски разных ритмов и
масштабов/, в игре фактур материалов или общем колористическом
решении. ‚есь ансамбль часто строитсЯ на применении элементов,
характерных длЯ народного костюма. ?латки, меховые головные уборы,
сапоги, поЯса уместно подчеркивают в современном костюме национальные
особенности. ?ародный костюм, в котором согласованы и соподчинены
все детали, подсказывает варианты решений современной одежды в
ансамбле. ‚ народном костюме соединены искусство обработки кожи,
плетение, ткачества, аппликации и вышивки. ’радиционный костюм каждого
народа ЯвлЯетсЯ памЯтником народного искусства, художественным
ансамблем, главным в котором ЯвлЯетсЯ сам человек.
Формы и конструкциЯ народного костюма находЯтсЯ в прЯмой
зависимости от вида материала, его пластических свойств, рисунка,
фактуры, цвета. ?ринципы композиционного построениЯ народного костюма,
четкость форм, линий, продуманнаЯ конструкциЯ, подчинение декора
покрою, соответствие материала и формы назначению костюма длЯ
современного специалиста ЯвлЯютсЯ примером дизайнерского подхода к
созданию современных образцов. ?окрой народной одежды прост и
экономичен. ‘оздаваЯ одежду, народные мастера старались использовать
материал полностью, цельными полотнищами, не резать его.
‚ вопросе эстетического решениЯ костюма народ исходил из
красоты материала, из формы и конструкции вещи. ’ак, народнаЯ одежда
из холста или шерсти, сохранЯЯ натуральный цвет волокон, ЯвлЯлась
хорошим фоном длЯ орнаментации. ‚ерхнЯЯ одежда из сукна /войлока/
или овчины декорировалась в основном аппликациЯми из цветной кожи,
сукна или нашивками из шерстЯных шнуров, кистей. ?дежда из тонких
тканей украшались, как правило, вышивкой, котораЯ располагалась по
линиЯм швов, краЯм, соединЯЯ отдельные части в единое целое,
подчеркиваЯ красоту формы костюма и тела человека. ?арЯдную одежду
изготавливали также из цветных узорных тканей.



1. ^сследование особенностей народного костюма

2. ‘езонность одежды и народные традиции

^нтересно, что такой фактор, как сезонность одежды, не ЯвлЯетсЯ
ни Ясно определЯющей величиной, ни направлЯющей силой, котораЯ
регулировала бы интерес художников-модельеров к народному искусству:
усиление или ослабление активности в процессе использованиЯ народных
мотивов наблюдаетсЯ в создании одежды и длЯ весны и лета, и длЯ
осени и зимы. ?апример, в 1945 году больше всего народные мотивы
используютсЯ в проектировании одежды длЯ весны. ?тражение их в
моделировании вещей длЯ лета, осени и зимы в том же году
составлЯет примерно одну и ту же величину /13-17 %/.
‚ 1948 году больше всего решений от народных прообразов
падает на осенние модели одежды /37 %/, меньше - на зимние /14%/.
?очти поровну разделили содержание мотивов народного искусства
модели одежды длЯ весны и лета /соответственно 27 и 23%/. в
дальнейшем можно установить факт превалированиЯ ассимилЯции народных
мотивов в моделировании одежды длЯ весны. ?то касаетсЯ первой
половины 50-х годов, где несколько меньше было мотивов народного
искусства в моделЯх одежды длЯ лета, осени и зимы.
‚о второй половине 50-х годов народное искусство служит
источником длЯ проектированиЯ вещей летнего ассортимента. ?енее
заметно проЯвление влиЯниЯ народного источника в образцах одежды
весеннего, осеннего и зимнего назначениЯ. ‚ первой половине 60-х
годов народные мотивы в наибольшей степени используютсЯ длЯ
созданияя моделей длЯ весны и лета, во второй половине 60-х годов
под влиЯнием народного искусства в большей мере создаютсЯ модели
одежды длЯ зимы и осени.
—ем объЯснить тенденцию раной ориентации источника в
моделировании одежды в зависимости от сезонного назначениЯ? Ответ
дает изучение того, что именно из народного искусства осваиваетсЯ
художниками в тот или иной период. ?апример, 40-е годы - годы
"открытиЯ" вышивки на народных одеждах - рубахах, шушпанах. ?ольше
всего художники увлекаютсЯ вышивкой и под влиЯнием знакомства с
декором народных одежд проектируют модели и легкого платьЯ и
верхней одежды. ‚ вполне понЯтно, что наиболее целесообразной такаЯ
одежда была длЯ весны и лета.
‚ 50-е годы и в начале 60-х годов, когда вышивка стала
заменЯтьсЯ каймовыми и купонными тканЯми, а также полотнами с
рисунками /набивными и тканными/, напоминающими старинные народные
ткани, ведущаЯ роль отражениЯ народного искусства в создании
современных вещей сама собой перешла к ассортименту легкой одежды,
предназначенной длЯ весны и лета.
?озднее, в середине 60-х годов, более детальное изучение
народного костюма привело к использованию в моделировании
характерных черт верхней народной одежды: поддевки, бекеши, тулупа,
сарафана, по своему назначению тЯготеющих к верхней одежде.
?апример, в 1964 году из общего количества моделей одежды,
созданных длЯ зимы, около 66 % имеют черты народного искусства. ‚
последующие годы, по 1968 год включительно, в одежде длЯ весны, лета
и осени отражение идей, взЯтых из народного источника, менее
активно и составлЯет соответственно 17, 29 и 27%.



1 2. Функциональность одежды и народные традиции

^спользование народных мотивов в создании образцов современной
одежды зависит и от ее назначениЯ. ?еобходимо сказать, что
исследование этой зависимости затруднено рЯдом причин. ?оделирующие
организации только с середины 50-х годов стали формировать костюм
по принципу его бытового назначениЯ. „о этого, как правило,
проектировали платьЯ, верхнюю одежду, юбки, блузы, спортивные костюмы,
носившие печать некоего усредненного назначениЯ. Например, создавались
платьЯ вообще. ?но могло быть сделано из недорогой ткани, иметь
несложный покрой и отделку, сравнительно дешево стоить и тем самым
предназначатьсЯ на каждый день. „ругое платье, более сложного покроЯ,
выполнЯлось из дорогой ткани, украшалось вышивкой, стоило дороже, чем
первое, и служило выходным туалетом.
’о же можно сказать и о верхней одежде. ?оделирование
спортивного костюма только зарождалось и носило характер проб. —асто
верхняя часть такого костюма напоминало платье /в костюме длЯ
конькобежцев/ или жакет /в костюме длЯ лыжников/. ?дежда длЯ службы
часто представлЯла собой блузу с юбкой, а наиболее популЯрной
одеждой длЯ дома были халаты /короткие и длинные/ и пижамы.
?тсутствовало и четкое деление бытового костюма на виды. ?то
затруднЯло дифференцирование работы по использованию народных мотивов
в проектировании того или иного вида изделий.
?роцесс использованиЯ народного искусства не удалось полностью
изучить и потому, что единственный источник печатной информации о
советском моделировании одежды - "†урнал мод" - не стабилен по
рубрикации. ?апример, модели одежды длЯ работы публикуютсЯ под
разными названиЯми: "длЯ работы", "длЯ службы", "на каждый день". ‚
одном годовом комплекте /за 1946 год/ опубликовано 7 моделей
служебной одежды, в другом /за 1948 год/ - 77. …ще хуже обстоит
дело с домашней одеждой. ?на отсутствует на страницах "†урнала мод"
за 1956 год, затем поЯвлЯетсЯ, в 1962-1966 года исчезает, в 1967
году опЯть поЯвлЯетсЯ, чтобы потом снова исчезнуть. ?аиболее
устойчиво разрабатываютсЯ и отражаютсЯ в печати верхнЯЯ одежда,
нарЯдное платье, костюм длЯ спорта и отдыха.
?остюм, как всЯкаЯ бытоваЯ вещь, имеет утилитарные и
эстетические функции. “тилитарные функции соответствуют назначению
костюма. ?остюм длЯ домашних занЯтий, длЯ службы, длЯ спорта и
отдыха, верхнЯЯ одежда, нарЯдное платье - все эти вещи предназначены
создавать условиЯ, наилучшим образом отвечающие тому или иному роду
деЯтельности человека в определенной среде и в определенное времЯ.

?ак известно, утилитарное содержание костюма обусловливает его
форму. ?стетическаЯ функциЯ одежды, как правило, органично сочетаетсЯ
с ее утилитарными функциЯми. ^ми определЯетсЯ момент участиЯ
искусства в создании художественного облика одежды. ‚ самом деле,
так как главное назначение костюма заключаетсЯ в создании
своеобразного микроклимата длЯ оптимальных условий деЯтельности или
досуга человека, задача искусства - найти пути к выполнению этого
назначениЯ. Например, искусство должно помогать превращению труда из
необходимости в удовольствие. ^звестно, что крестьЯне на сенокос или
жатву надевали праздничные костюмы. ^х нарЯдность скрашивала тЯжесть
труда, декор костюма, так же как и песнЯ, играли роль стимулЯторов
деЯтельности, вносЯ в нее долю торжества.
^спользование мотивов народного искусства непосредственно свЯзано
с повышением не только эстетической, но и утилитарной функции
костюма. ?роме сравнения видов одежды по степени внедрЯемости
народных мотивов, представлЯетсЯ очень важным выЯвить причины
различиЯ в этом процессе. ?чевидно, такое выЯвление будет касатьсЯ
соотношениЯ утилитарной и эстетической функции каждого вида одежды
и традиций народного костюма, так или иначе используемых в
моделировании одежды. „умаетсЯ, логично начать рассматривание
трансформации народных мотивов в этом аспекте с одежды длЯ службы,
котораЯ менее всего подвержена влиЯнию народных мотивов.

1.2.1 Одежда для службы
?дежда длЯ службы - это одежда длЯ работников учреждений,
институтов, школ, условия, работы которых не отличаютсЯ резко друг
от друга. ?дежда длЯ службы имеет следующие формы, свободные или
слегка прилегающие к фигуре. ’ехнологиЯ изготовлениЯ такой одежды
рассчитана на массовое производство.
?дежда длЯ службы должна обеспечивать удобство в работе.
•удожественный облик вещи решаетсЯ пропорциональностью соотношений
частей, пластикой форм, цветом, рисунком и фактурой тканей. ‡десь
почти недопустима такаЯ отделка, как вышивка. ?ольшинство моделей
одежды длЯ службы проектируетсЯ на основе идей, обусловленных
современными требованиЯми.
?ациональные формы /блуз, юбок/ чаще всего классические, носЯт
интернациональный характер и, казалось бы, не нуждаютсЯ во введении
народных мотивов. ?днако, хотЯ и в небольшой дозе, эти мотивы все-
таки находЯт отклик в моделировании этого вида одежды. ?езусловно,
диапазон применениЯ народного здесь ограничен: это лишь элементы
покроЯ народного костюма, общий характер формы, в частности, подобной
форме рубахи, ткани пестротканые или набивные, с рисунком,
напоминающим рисунком крестьЯнских полотен.
’акие элементы не подавлЯют служебный характер одежды, они
вносЯт особую теплоту в официальный костюм. Но, несмотрЯ на то,
что традиции народного костюма находЯт место в решении служебной
одежды, их долЯ в моделировании невелика.

1.2.2. Домашняя одежда
?азначение домашней одежды - создавать человеку условиЯ длЯ
занЯтий и отдыха дома, в семье. •арактер выражениЯ утилитарной и
эстетической функции здесь иной, чем в одежде длЯ службы. „омашнЯЯ
одежда должна быть удобной по форме и покрою, сочетать в себе
черты декоративности, нарЯдности, быть приЯтной длЯ окружающих и
соответствовать индивидуальности человека. ?ешение домашней одежды
может быть более смелым и разнообразным по форме, цвету и тканЯм.
^звестно разделение домашней одежды на три подгруппы: 1/ одежда длЯ
сна, длЯ утреннего и вечернего туалета, 2/ одежда длЯ домашней
работы, 3/ одежда длЯ отдыха.
?роектирование и массовый выпуск домашней одежды всех трех
подгрупп обусловили бы эстетический вид домашнего костюма. ?днако
имеющиесЯ материалы свидетельствуют о том, что преимущество
разрабатывались модели одежды лишь одной подгруппы - одежды длЯ
домашней работы. ?оделей домашней одежды длЯ отдыха совсем немного.
‚ проектировании домашней одежды используют формы разного стилЯ
- классического, спортивного, фантазийного. „лЯ изготовлениЯ одежды
применЯютсЯ ткани хлопчатобумажные, льнЯные, штапельные, полушерстЯные.
?ни могут быть гладкокрашеными, пестро крашенными, набивными, с
фактурной выработкой. –ветовое решение домашней одежды может быть
как нюансным, так и контрастным. ‚ качестве отделок здесь
применЯютсЯ оборки, бейки, машиннаЯ и ручнаЯ вышивка.
”ункциональнаЯ обусловленность домашней одежды, возможность
использованиЯ множества форм, материалов, разнообразных цветов и
отделок позволЯет при моделировании допустить большую степень
восприимчивости домашней одежды к народным мотивам. ?апример, в
домашнем костюме используютсЯ традиционные элементы покроЯ рубах,
приемы расположениЯ декора, характерные цветовые сочетаниЯ белого с
красным, красного с синим. ~ироко применЯютсЯ набивные ткани с
рисунками по народным мотивам, а также такие детали, как платки,
шали, покрывала.
^спользование народных мотивов в моделировании домашней одежды
носит характер избирательности, совпадающей с общей тенденцией.
?апример, в 40-х - начале 50-х годов больше всего перерабатываютсЯ
покрой рубах и украшение вышивкой, в конце 50-х - начале 60-х
годов - "народный" узор набивных тканей. fладкаЯ ткань часто
сочетаетсЯ с набивной купонной, отделываетсЯ тесьмой, бахромой,
напоминаЯ способы украшениЯ народных одежд.
…сли оценивать способность домашней одежды ассимилировать
народные мотивы, то она окажетсЯ значительно большей, чем у
служебной одежды. ?равда, такое положение вещей наблюдаетсЯ не
всегда. ?апример, в 1945-1955 годах использование народных мотивов в
моделировании одежды длЯ службы оказываетсЯ количественно большим,
чем в моделировании домашней одежды. „о некоторой степени это можно
объЯснить тем, что в 1945-1955 годах домашнюю одежду не выделЯли
столь четко из легкого платьЯ.
?б использовании народных мотивов в моделировании домашней
одежды в 1962-1966 годах сказать ничего нельзЯ, так как в этот
период на страницах "†урнала мод" модели домашней одежды не
помещаютсЯ.

1.2.3. Верхняя одежда
? верхней одежде относЯтсЯ костюмы, плащи, пальто, полупальто,
пелерины. „еление верхней одежды на зимнюю, демисезонную, летнюю
оказывает влиЯние на выбор мотивов, применЯемых длЯ ее
моделированиЯ. ?днако фактором, определЯющим специфику преломлениЯ
традиций народного искусства при проектировании моделей верхней
одежды, ЯвлЯетсЯ весь комплекс средств, обуславливающих ее
изготовление. ‚ерхнЯЯ одежда отличаетсЯ от легкого платьЯ большей
строгостью форм, лаконизмом декора. ‚ ее решении, как правило, не
допускаютсЯ ЯркаЯ вышивка, излишнЯЯ декоративность, пестрота. ?то
обусловлено и сферой применениЯ верхней одежды, и значительно
большей продолжительностью употреблениЯ. ?оделирование верхней одежды
производитсЯ средствами архитектоники. ?ластическаЯ форма строитсЯ
конструктивными линиЯми.
‚озможности отражениЯ народных мотивов в моделировании верхней
одежды несколько иные, чем в моделировании легкого платьЯ. ‚
моделировании верхней одежды, прежде всего, логично ожидать
отражениЯ характерных особенностей покроЯ народного костюма. ‡десь мы
видим переработ

Новинки рефератов ::

Реферат: Влияние предметной деятельности на развитие детей (Педагогика)


Реферат: Топография карт (География)


Реферат: Понятие и проблема статуса личности в социологии (Социология)


Реферат: Кредит (Банковское дело)


Реферат: Реклама и ее роль в коммуникационной политике (Масс-медиа и реклама)


Реферат: Лекции по истории международных экономических отношений (Международные отношения)


Реферат: Нормирование шума автомобиля (Транспорт)


Реферат: Денежно-кредитная политика (Деньги и кредит)


Реферат: Насилие политики Петра над традициями (обычаями) Московской Руси (История)


Реферат: Воспитание в древней Греции (История)


Реферат: Совершенствование учебного процесса в современной школе (Педагогика)


Реферат: Манифест 1810 года (История)


Реферат: Лидерство типы лидерства (Менеджмент)


Реферат: Аристотель (Философия)


Реферат: Методика оценки радиационной обстановки (Военная кафедра)


Реферат: Боевые искусства древней Греции (Культурология)


Реферат: Карл Густав Юнг о творческой фантазии (Культурология)


Реферат: НБУ-финансовый агент правительства (Право)


Реферат: Делопроизводство (Право)


Реферат: Психология: Дружба (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист